Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление беспристрастностью органа по сертификации

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Деятельность по оценке и подтверждению соответствия в органе по сертификации управляется таким образом, чтобы беспристрастность была гарантирована. В документах органа должна быть установлена ответственность высшего руководства за беспристрастность. Орган по сертификации ни прямо, ни косвенно не предоставляет услуг, которые создают неприемлемый риск для беспристрастности, вместе с деятельностью… Читать ещё >

Управление беспристрастностью органа по сертификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

сертификация управленческий закон

Расширение рынка продукции требует от государства обеспечения защиты от возможного поступления некачественной, небезопасной продукции. Одним из способов, стимулирующих обращение в государствах СНГ гарантированно качественной, соответствующей всем нормам безопасности продукции, является процедура подтверждения соответствия. Эта процедура может быть обязательной (обязательная сертификация и декларирование) и добровольной (добровольная сертификация).

Получение различных сертификатов гарантирует безопасность для потребителей — наиболее важный аспект для сохранения здоровья людей. Продукция компании, которая приняла решение пройти дополнительную добровольную сертификацию, выгодно отличается от своих конкурентов, может выйти на международный рынок, так как доказывает качество собственной продукции, получает весомое конкурентное преимущество.

Постоянные клиенты, партнёры и потребители компаний, ради спокойствия и безопасности которых это все делается, должны быть уверены, что представленные им документы (сертификаты), являются действительным подтверждением качества и соблюдения всех норм.

Такую уверенность может дать подтверждение компетентности, независимости тех организаций, которые эти документы выдали, то есть органов по сертификации.

Аккредитация — средство обеспечения доверия к деятельности таких органов. Она предполагает проведение их проверки национальным органом по аккредитации. Только аккредитованный орган может гарантировать достоверную сертификацию. В процессе аккредитации проверяют соответствие органов по сертификации продукции как международным так и национальным требованиям.

Основной принцип, на котором базируется деятельность органов по сертификации — принцип беспристрастности, гарантирующий честную, непредвзятую сертификацию продукции. Как обеспечить, чтобы работа органа по сертификации соответствовала этому принципу, описано в представленной дипломной работе.

В условиях, когда начал действовать новый закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» очень важно определить приоритеты для работы органов по сертификации и обеспечить их соответствие как международным, так и национальным требованиям.

Наличие документированных правил, обеспечивающих беспристрастность, очень важно при аккредитации органа по сертификации продукции, и тема «Разработка методики идентификации угроз, оценки рисков и механизма обеспечения беспристрастности органа по сертификации продукции» является на сегодняшний день актуальной.

Предметом исследования данной квалификационной работы является реализация принципа беспристрастности органа по сертификации продукции в соответствии с международными и национальными требованиями.

Цель работы состоит в разработке предложений для включения в процедуру управления беспристрастностью органа по сертификации продукции.

Цель работы определила основные задачи:

1 изучить нормативные и законодательные источники, регламентирующие деятельность по подтверждению соответствия в Российской Федерации;

2 изучить и сравнить требования к органам по сертификации, установленные в международном стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 17 065−2015 и документах Федеральной службы по аккредитации РФ;

3 обосновать приоритетность принципа беспристрастности для органа по сертификации продукции;

4 установить требования к процедурам и правила, обеспечивающие беспристрастность органа по сертификации продукции, в том числе:

? к разработке Политики беспристрастности;

? к способам реализации принципов беспристрастности;

? к проведению анализа аффилированных лиц;

? к разработке методики идентификации и оценки рисков беспристрастности;

? рекомендации по механизму обеспечения беспристрастности ОС.

1. Аналитический обзор литературы, правовых и нормативных документов в области сертификации и аккредитации органов по сертификации

1.1 Сертификация продукции в обязательной и добровольной сферах действия Федерального закона «О техническом регулировании» и её цели

Современные условия развития рынка, а, следовательно, и конкуренции между производителями, ставят перед руководителями предприятий актуальные проблемы повышения спроса на свою продукцию, роста ее привлекательности среди потребителя. Позитивный имидж предприятия, гарантия высокого качества производимого товара — сильные преимущества в конкурентной борьбе за потребителя, стабильное положение на рынке, дальнейшего развития предприятия. Такие преимущества дает процедура подтверждения соответствия продукции.

Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. При этом добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, а обязательное может осуществляться в двух формах:

— принятия декларации о соответствии (далее — декларирование соответствия), или

— обязательной сертификации.

Декларирование соответствия представляет собой форму подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, при которой заявитель (изготовитель) принимает декларацию о соответствии выпускаемой им продукции установленным требованиям.

Сертификация — это такая форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров, которую осуществляет специальный орган по сертификации.

На европейском рынке преимущество отдается декларированию, однако на территории стран СНГ приоритетное положение пока занимает сертификация, как вызывающая наибольшее доверие со стороны потребителя и дающая дополнительные гарантии, что качество и безопасность продукции проверены третьей независимой стороной.

Как указано в ФЗ «О техническом регулировании» [4]: сертификация продукции — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Таким образом, сертификация — это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует «заданным требованиям». В условиях рыночной экономики сертификация — основное средство, позволяющее гарантировать соответствие продукции требованиям нормативной документации. С позиции государственных интересов такой инструмент, как сертификация, должен, с одной стороны, обеспечить улучшение качества продукции и гарантию безопасности их для потребителя, а с другой — не служить препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя процесс получения сертификата.

Требования, соответствие которым проверяют при сертификации продукции, могут содержаться:

— в технических регламентах Российской Федерации и Таможенного Союза, если такие регламенты уже приняты;

— в стандартах и сводах правил (санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности и др.), если еще нет технических регламентов.

В Федеральном законе Российской Федерации «О техническом регулировании» указано, что подтверждение соответствия осуществляется в целях:

— удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

— содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

— повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

— создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Таким образом, осуществление подтверждения соответствия, в частности, сертификации, содействует потребителям в компетентном выборе продукции (услуги), защищает его от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя), от приобретения продукции, в том числе импортной, которая опасна для его жизни, здоровья в окружающей среды. При проведении процедур сертификации осуществляется контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, подтверждаются показатели качества продукции (услуги, работы), заявленные изготовителем (исполнителем). С точки зрения развития торговых отношений и промышленности сертификация создает равные условия для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России и Таможенного Союза, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле, в том числе в странах СНГ, и таким образом содействует экспорту и повышению конкурентоспособности продукции.

Сертификация позволяет установить соответствие товара (работы, услуги и пр.) требованиям технических регламентов, стандартов и других указанных в законе документов. Сертификация является гарантией качества товара, защищая покупателей от недобросовестных производителей и подтверждая, что приобретенный товар не опасен для здоровья и окружающей среды. Обычно покупатели не обращают внимания на свойства и характеристику товара, совершая покупку бессознательно. Также немногие обращают внимание на наличие сертификата качества у покупаемой продукции. Большинство потребителей не знают, что означает аббревиатура ISO, указанная на упаковке продукции. Очень важно поэтому развивать образованность потребителей в этой области.

Как уже сказано выше, сертификация бывает обязательной и добровольной. Продукцию, которая относится к группе, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, допустят к реализации и поступлению на рынок только при наличии сертификата. Также производители по своему желанию могут добровольно получить сертификат качества для своих товаров, которые будут протестированы в специальной лаборатории. Это положительно скажется на имидже компании, а также поспособствует увеличению объема продаж, поскольку партнеры компании будут уверены в высоком качестве ее продукции. Органы контроля постоянно проверяют качество продукции, налагая штрафные санкции на недобросовестных производителей. Продукция, не соответствующая нормам и стандартам, изымается из торговой сети.

1.2 Сертификация — объекты, участники, схемы и принципы

Объектами сертификации согласно ФЗ «О техническом регулировании» являются:

­ продукция и процессы ее жизненного цикла;

­ работы (услуги);

­ иные объекты (например, системы менеджмента).

Процедуры и вся технология проведения работ по сертификации определяются схемой сертификации, которая устанавливает четкую совокупность действий, по результатам которых принимается решение о соответствии или несоответствии продукции заданным требованиям. В идеале сертификация продукция должна проводиться по схемам, принятым в международной практике. Решение о присоединении к международным системам принимает правительство.

Согласно идеологии Международной организации по стандартизации (ИСО) общепризнанными являются восемь основных схем (модулей) сертификации, в России существует несколько нормативных и правовых (включая технические регламенты) документов, устанавливающих схемы сертификации [5, 8, 9, 10, 11, 12]. Главное, что необходимо понимать при назначении той или иной схемы сертификации в регламенте или выборе используемой в той или иной системе сертификации схемы — это то, каким образом применяемое сочетание производимых действий обеспечит достоверность информации о качестве сертифицируемой продукции и её соответствии требованиям.

На рисунке 1 представлены операции подтверждения соответствия, используемые при сертификации продукции. Различное сочетание этих операций дает возможность формировать схемы сертификации с привлечением различных третьих независимых лиц для реализации отдельных процедур.

Таким образом, сертификат соответствия на продукцию может быть выдан на основе использования в различных сочетаниях следующих действий:

­ типовых испытаний или испытаний выборки образцов из партии продукции, для проведения которых необходима аккредитованная испытательная лаборатория;

­ анализа и оценки состояния производства, которые должен осуществить орган по сертификации продукции;

­ сертификации производства или системы менеджмента качества заявителя органом по сертификации систем менеджмента качества;

­ инспекционного контроля, то есть надзора за сертифицированной продукцией, функционированием системы менеджмента качества или производства на предприятии, который осуществляют органы по сертификации продукции и СМК соответственно.

Некоторые схемы сертификации могут включать первоначальные испытания или контроль образцов, отобранных на предприятии или открытом рынке, и оценку систем менеджмента качества поставщиков с последующим надзором. Другие схемы основаны на первоначальных испытаниях и испытаниях в ходе инспекционного контроля, в то время как третьи предусматривают также проведение анализа состояния производства. В любом случае, чтобы обеспечить соответствие требованиям, установленным в стандартах и других нормативных документах, необходимо участие компетентных, уполномоченных или имеющих право на такую деятельность организаций.

Как уже было сказано, сертификация — деятельность третьей стороны, независимой от изготовителя (продавца), и потребителя продукции, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

В зависимости от сложности системы и объема выполняемых работ третьей стороной определяется наличие тех или иных органов и их функции. Из сказанного выше видно, что различие схем сертификации обусловлено разнообразием способов подтверждения сертификата на основе следующих видов проверок: периодического контроля состояния производства; инспекционного контроля системы качества; периодических испытаний образцов продукции, взятых в торговле или у изготовителя.

Функции, права и обязанности указанных выше участников процесса сертификации установлены в Федеральном Законе «О техническом регулировании».

В частности, там указано, что заявитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия — вправе:

­ выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом;

­ обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;

­ обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Обязанностей для заявителей закон устанавливает гораздо большее количество, в их числе:

­ обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

­ выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

­ указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

­ предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);

­ приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек либо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;

­ извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

­ приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Как было отмечено выше, процедура проведения испытаний — неотъемлемая часть сертификационного процесса. В ней участвуют испытательные лаборатории (центры). Чтобы проводить работы для целей подтверждения соответствия, такая лаборатория должна быть в аккредитована в обязательном порядке, чтобы гарантировать достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.

Аккредитованные испытательные лаборатории:

­ проводят исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации;

­ оформляют результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. [4, 13]

Основное действующее лицо при проведении сертификации продукции, конечно, орган по сертификации. В рамках отведенных ему функций ОС:

­ привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ;

­ осуществляет контроль за объектами сертификации;

­ ведет реестр выданных сертификатов соответствия;

­ информирует органы госконтроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;

­ выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия, информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия и органы госконтроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

­ обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;

­ определяет стоимость работ по сертификации;

­ в порядке, установленном техническим регламентом, принимает решение о продлении срока действия сертификата соответствия.

Участниками процесса сертификации являются также и официальные государственные структуры. Так, Федеральный орган исполнительной власти, которому Правительство Российской Федерации даёт такие поручения:

­ утверждает форму сертификата соответствия;

­ формирует и ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия.

Наконец, Правительство РФ, являясь участником процесса сертификации, устанавливает и назначает:

­ порядок формирования и ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия,

­ порядок предоставления содержащихся в едином реестре сведений

­ порядок оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений

­ Федеральный орган исполнительной власти, организующий формировании и ведение реестра.

Из изложенного ясно, что сертификация не снимает ответственности с изготовителя за соблюдение стандартов. Правительства многих стран приняли в последние годы законы или постановления об усилении ответственности за качество выпущенной продукции.

Основная ответственность органа по сертификации заключается в неуклонном соблюдении принятых правил и процедур проведения сертификации.

Для того, чтобы при проведении сертификации различными органами по сертификации её результаты были достоверными, сопоставимыми, а выводы — одинаковыми, необходимо, чтобы все органы по сертификации придерживались единых принципов подтверждения соответствия, а именно:

­ доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

­ недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

­ установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

­ уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

­ недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

­ защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

­ недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

При проведении подтверждения соответствия (сертификации) необходимо придерживаться еще одного основного принципа: подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции и осуществления процессов её жизненного цикла, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

1.3 Орган по сертификации — независимая и беспристрастная третья сторона

Для того чтобы результаты работы по подтверждению соответствия, которую проводят органы по сертификации, признавали все заинтересованные лица, необходимы документальные свидетельства того, что сам орган соответствует установленным требованиям. Чтобы установить, способен ли ОС провести сертификацию, заслуживающую доверия, следует установить единые требования для всех органов по сертификации и процедуру, позволяющую дать оценку степени соответствия ОС установленным критериям.

В Российской Федерация такая деятельность регулируется Федеральным законом «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» [3], который устанавливает порядок осуществления деятельности в этом направлении.

В этом законе сказано, что аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также — аккредитация) — это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.

Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами — торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.

В числе прочих положений указанный закон четко определяет, что все аккредитованные лица (органы по сертификации, испытательные лаборатории) обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности. Им также вменяется в обязанность безвозмездно представлять в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации сведения о результатах своей деятельности, об изменениях состава своих работников и их компетентности, изменениях технической оснащенности, состав, порядок и сроки представления которых установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, а также уведомлять национальный орган по аккредитации о прекращении или приостановлении своей деятельности в качестве аккредитованных лиц в установленные законом сроки.

Федеральный Закон РФ устанавливает также очень важный момент в деятельности аккредитованных лиц (ОС), а именно то, что органы по сертификации (также как и испытательные лаборатории) имеют право осуществлять свою деятельность только в соответствующей области аккредитации, которая закреплена документально.

1.4 Анализ требований, предъявляемых к органам по сертификации продукции и обоснование приоритетности принципа беспристрастности для органа по сертификации продукции

Требования, соблюдение которых гарантирует, что органы по сертификации используют схемы, содействующие признанию и принятию сертифицированной продукции, сертифицированных процессов и услуг на национальном и международном уровнях и развитию международной торговли, содержатся в международном стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 17 065−2015. Данный стандарт содержит требования к компетентности, последовательности действий и беспристрастности органов по сертификации продукции, процессов и услуг, представляющей собой деятельность по оценке соответствия, проводимую третьей стороной. Этот стандарт можно использовать также как документ, устанавливающий критерии аккредитации или паритетной оценки, или для назначения органами государственной власти, владельцев схем и других сторон.

Требования этого стандарта следует рассматривать, в первую очередь, как общие критерии для органов по сертификации, действующих в рамках схем сертификации продукции, процессов и услуг. Они могут быть ужесточены для использования в конкретных отраслях промышленности, или других секторах, или когда должны приниматься во внимание специальные требования, относящиеся, в частности, к охране здоровья и безопасности. Надо отметить, что указанный стандарт не устанавливает требований к схемам и их разработке, однако требования схем не должны противоречить его требованиям или исключать их. Схемы сертификации отдельных видов продукции или групп продукции, процессов или услуг на соответствие требованиям, установленным в стандартах или других нормативных документах, во многих случаях требуют наличия собственной пояснительной документации. Хотя этот стандарт касается сертификации продукции, процессов и услуг, осуществляемой третьими сторонами, многие из его положений можно также использовать при разработке процедур оценки соответствия продукции, осуществляемой первой и второй сторонами.

В Российской Федерации на основании положений международных стандартов, а также собственного опыта, в развитие закона Федеральной службой по аккредитации выпущен документ [2], устанавливающий совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации.

Для того, чтобы определить, насколько требования этих двух документов схожи или различны, а также для установления приоритетного направления для дальнейшего исследования проведен сравнительный анализ требований международного стандарта ISO 17 065:2011. и требований, установленных в Критериях аккредитации, изложенных в Приказе Минэкономразвития РФ от 30 мая 2014 г. № 326., к органам по сертификации продукции, результаты которого приведены в Приложении А.

Приведенные данные позволяют свидетельствовать, что в основном Критерии, изложенные в приказе и требования, приведенные в стандарте, совпадают. Однако, несмотря на то, что в Приложении Б к анализируемому Приказу в перечне документов в области стандартизации стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17 065−2012 указан в числе документов, соблюдение которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, ряд критериев, установленных в проанализированном приложении А, превышает требования стандарта.

Так, в части описания требований к беспристрастности ОС, приведены дополнительные требования, в том числе к раскрытию информации о существовании аффилированных лиц, к наличию системы беспристрастности, которая в трактовке закона об аккредитации, должна быть подробно документирована и устанавливать правила и способы реализации критериев-требований. В приказе конкретизирован ряд моментов, связанных с оформлением юридических документов, подтверждающих наличие ресурсов (помещений, оборудования и пр.), необходимых для проведения работ, с оформлением области аккредитации и руководства по качеству, к внутренней организации деятельности органа по сертификации. Особое внимание уделено требованиям к свидетельствам подтверждения квалификации персонала, установлено число штатных экспертов ОС. Существенным является также то, что в Приказе указано отдельное требование к наличию сайта в международной коммуникационной сети Интернет, к его содержанию и порядку ведения.

На основании анализа документов был сделан выбор дальнейшего направления исследований — разработка правил и способов обеспечения соответствия органа по сертификации критериям беспристрастности, как наиболее важного для того, чтобы сертификация была признаваема всеми заинтересованными сторонами.

2. Управление беспристрастностью органа по сертификации

2.1 Что должен делать орган по сертификации, чтобы обеспечить беспристрастность?

В беспристрастной и объективной сертификации заинтересовано достаточно большое количество сторон, в том числе: заказчики (клиенты) органов по сертификации; потребители сертифицированной продукции; правительственные органы; неправительственные организации и другие члены общества.

И прежде всего любой орган по сертификации заинтересован и стремится к тому, чтобы выполнялась глобальная цель сертификации — обеспечение доверия всех заинтересованных сторон к тому, что сертифицированная продукция удовлетворяет установленным требованиям. Доверие обеспечивается тем, что оценка соответствия проводится беспристрастной третьей стороной.

Под беспристрастностью в деятельности, связанной с оценкой и подтверждением соответствия, понимают фактическое и воспринимаемое наличие объективности при её выполнении.

Объективность означает, что конфликтов интересов между органом по сертификации и клиентом (заявителем или сертифицированным лицом) не существует или они разрешаются так, что не оказывают негативного влияния на последующую деятельность органа по сертификации.

Для разъяснения и наилучшего понимания, что же такое беспристрастность, можно использовать такие термины, как объективность, независимость, свобода от конфликта интересов, свобода от предвзятости, отсутствие предубеждений, нейтралитет, справедливость, восприимчивость, равное отношение, отстраненность, уравновешенность.

Беспристрастность — это элемент, состоящий из нескольких компонентов. Данные компоненты являются своеобразными признаками (атрибутами), которые рассматриваются как базовые для органа или лица, выполняющего действия по оценке соответствия. Компонентами беспристрастности выступают следующие составляющие:

­ совершение действий по оценке соответствия в объективной манере без какого-либо предубеждения, непредвзято;

­ идентификация как существующих, так и потенциальных конфликтов интересов и и активное управление ими с тем, чтобы обеспечить объективность;

­ независимость органа по оценке соответствия, а также отдельных сотрудников, осуществляющих деятельность по оценке соответствия, от какой-либо другой организации или лица, заинтересованных в результатах деятельности по оценке соответствия;

­ понимание и принятие ответственности и обязательств, которые сопровождают выполнение действий по оценке соответствия и принятие решений по их результатам.

Обеспечение объективности и независимости, идентификация конфликтов интересов при выполнении действий по оценке соответствия крайне важны для увеличения доверия и потому придают ценность этим действиям на рынке. Особо подчеркивается, что если действия по оценке соответствия имеют место без обеспечения беспристрастности, это может привести к неправильным и некорректным оценкам и их результатам, которые могут причинить вред репутации лиц и органов по оценке соответствия.

Таким образом, орган по сертификации и его персонал в своей деятельности должны стремиться к тому, чтобы быть беспристрастными и восприниматься как беспристрастный орган для обеспечения доверия к его деятельности и её результатам.

Прежде всего для достижения и поддерживания доверия необходимо, чтобы решения органа по сертификации основывались на объективных свидетельствах соответствия (или несоответствия), полученных органом по сертификации, кроме того, на его решения не должны влиять другие интересы или другие стороны.

Как уже отмечалось выше, беспристрастность характеризуется одним или несколькими из следующих признаков:

— объективность;

— независимость;

— нейтралитет;

— честность;

— открытость;

— справедливость;

— отстраненность;

— равновесие;

— отсутствие конфликта интересов;

— отсутствие предвзятости;

— отсутствие предубеждения.

Орган по сертификации, выполняя требования международного стандарта и критериев, установленных национальной системой аккредитации, должен прежде всего описать в своих процедурах, каким образом обеспечивается выполнение беспристрастности по указанным признакам.

2.2 Политика беспристрастности органа по сертификации

Каким образом органу по сертификации обеспечить беспристрастность? Помимо того, что необходимо установить жесткие критерии к выполнению деятельности, порядок и строгие правила выполнения работ, надо ещё обеспечить, чтобы орган по сертификации воспринимался как беспристрастный субъективно всеми теми сторонами, с которыми он взаимодействует.

Для того, чтобы как-то сообщить о своей позиции и своих намерениях в части обеспечения беспристрастности процессов, связанных с подтверждением соответствия продукции, орган по сертификации может принять и опубликовать для всеобщего доступа особый документ — Политику беспристрастности органа по сертификации (ОС).

В таком документе следует, прежде всего, отметить, что Орган по сертификации работает в соответствии законодательством РФ в области аккредитации и подтверждения соответствия, а также соблюдает требования российских и международных нормативных документов в области сертификации, стандартизации, метрологии и системного менеджмента. Целесообразно также пояснить, почему именно беспристрастность является одним из основных принципов деятельности ОС. Далее в Политике беспристрастности должны быть описаны основные пути, которыми ОС стремиться достичь объективного, честного и независимого подхода к сертификации продукции. Так, орган по сертификации должен гарантировать объективность своей деятельности путем управления всеми возможными конфликтами интересов, быть независимым от компрометирующего его деятельность коммерческого, финансового, административного или иного давления. ОС должен заявить о своем стремлении обеспечивать и поддерживать свою независимость от производителей, продавцов, исполнителей и приобретателей продукции путем четкого разграничения взаимодействий, установления соответствующих уставных требований, а также недопустимости каких-либо коммерческих связей, способных оказать воздействие на результаты договорной деятельности по сертификации. При рассмотрении заявок потенциальных клиентов (заявителей) и при осуществлении деятельности по подтверждению соответствия ОС должен непредвзято принимать решения о возможности проведения работ по сертификации и решения по её результатам, соблюдать справедливость и равно и непредубежденно относиться ко всем заявителям на проведение подтверждения соответствия.

Естественно, что всё заявленное в Политике беспристрастности не может оставаться голословным. Заявлений недостаточно — необходимо установить четкие правила взаимодействия ОС, всех заинтересованных лиц при проведении процедуры сертификации продукции. Пути и способы соблюдения беспристрастности, такие как постоянная работа по идентификации и анализу рисков, представляющих угрозу для обеспечения беспристрастности, а также разработка системы мер, направленных против любых угроз его беспристрастности, возникающих вследствие действий других лиц, органов или организаций, о которых ему стало известно, должны быть подробно изложены в процедурах органа по сертификации.

Политика беспристрастности органа по сертификации издаётся от имени его руководства, поэтому в ней целесообразно также изложить заявление руководства о том, что орган по сертификации не предлагает и не предоставляет своим заказчикам консалтинговые услуги, в том числе по разработке, внедрению систем менеджмента и проведению внутренних аудитов; не взаимодействует с юридическими лицами, которые могли бы поставить под угрозу беспристрастность его деятельности строго ограничивает возможность участия в анализе и принятии решений по сертификации систем менеджмента персоналу органа по сертификации, участвовавшему в консультировании заказчиков, а также имеющему или имевшему ранее связи с организациями, подлежащими сертификации.

Руководство органа по сертификации должно взять на себя всю ответственность за реализацию Политики беспристрастности и обеспечение объективного проведения работ по подтверждению соответствия систем менеджмента установленным требованиям.

Принятием такого документа ОС гарантирует всем заинтересованным сторонам, что он проводит деятельность по оценке соответствия беспристрастно и объективно, выявляет конфликты интересов и управляет ими, а также что требования к беспристрастности органа по сертификации, установленные в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17 065−2012. и Критериях аккредитации, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 г. № 326, выполняются. [2]

2.3 Принципы и правила беспристрастности и их воплощение в деятельность органа по сертификации

Рассмотрим теперь те фактические способы, которые обеспечат реальную беспристрастную работу органа по сертификации.

Объективность подразумевает, что конфликт интересов отсутствует или он решен, что исключает негативное влияние на последующие действия органа. Беспристрастность характеризуется как объективность, независимость, свобода от конфликта интересов, нейтралитет, непредубежденность.

Угрозой беспристрастности становится предубеждение, которое может явиться результатом:

­ наличия самого интереса, например, в силу зависимости по служебному контракту, или опасение относительно потери клиента, или боязнь утраты работы до такой степени, которая негативно влияет на объективность выполнения действий по оценке соответствия;

­ самого анализа, когда орган оценивает результаты предоставленных им самим ранее услуг консультирования;

­ защитных действий, когда орган или его персонал выступают в поддержку некой компании, которая в то же самое время является его клиентом в решении какого-либо спора или тяжбы;

­ дружеских отношений: такие угрозы являются результатом близкого знакомства;

­ запугивания, когда в отношении органа или его персонала могут существовать объективные угрозы со стороны клиента или другой заинтересованной стороны;

­ соревнования, например, между оцениваемой компанией и привлеченным техническим экспертом.

Фрейзер Пэтерсон (Fraser Paterson), ведущий аудитор IRCA, в нашумевшей статье «Рассказ аудитора: оценка соответствия глазами практика», пишет: «существует множество одобренных консультантов и обучающих организаций, которые предлагают те же самые услуги, что и органы по сертификации, по тем же самым или даже более привлекательным ценам. Но компании клиента продолжают покупать обучение и другие услуги у органов по сертификации, полагая, что „лояльность клиента“ поможет им пройти предсертификационный аудит». Очевидно, что такая лояльность — явная угроза беспристрастности. [18]

Напомним, что согласно «Общим требованиям к компетентности экспертов Системы сертификации ГОСТ Р» — одной из старейших российских систем сертификации, — «эксперт должен: быть объективным и беспристрастным, не иметь прямой или косвенной связи с разработкой и внедрением объекта сертификации или ведением подготовки к сертификации проверяемой организации». [19]

Существуют различные степени (уровни) беспристрастности, которые учтены рабочими группами ИСО/КАСКО при разработке стандартов, устанавливающих требования к органам по сертификации и рекомендации по их реализации. Все требования разделены на три уровня беспристрастности следующим образом:

­ Обязательный уровень — заданные требования, которые должны использоваться рабочими группами ИСО/КАСКО, когда к элементу следует обращаться без модификации, кроме случая замены более определенными терминами;

­ Рекомендуемый уровень — проектные требования, которые рабочие группы могут использовать при допустимой модификации;

­ Предлагаемый уровень — соображения, которые могут быть приняты во внимание рабочей группой ИСО/КАСКО.

Эти уровни сгруппированы в 3 группы требований (общие, структурные, ресурсные), где проявляется элемент беспристрастности.

В качестве обязательных требований в спецификации указываются следующие. Орган должен быть ответственен за беспристрастность своих действий по оценке соответствия и не должен позволять коммерческому, финансовому или другому давлению поставить под угрозу беспристрастность.

Он должен идентифицировать, оценивать и управлять рисками на протяжении длительного времени. (Имеются в виду риски, являющиеся результатом как собственных действий органа, так и результатом любых его взаимоотношений, в том числе и взаимоотношений его персонала.) Понятно, что наличие отношений не обязательно ведет к конфликту интересов. Если какие-либо взаимоотношения создают риск для беспристрастности, орган должен документировать то, как он устраняет или минимизирует такой риск. Демонстрация должна охватывать все идентифицированные источники конфликта интересов, независимо, возникают ли они внутри органа или посредством любых из его отношений.

Отношения, которые угрожают беспристрастности, могут базироваться на вопросах, связанных с собственностью, управлением, менеджментом, персоналом, совместно используемыми ресурсами, финансами, контрактами, маркетингом (включая брендинг) и т. д.

Так называемые структурные требования содержат обязательное требование: необходимо структурировать действия по оценке соответствия, то есть управление ими должно осуществляться так, чтобы сохранялась беспристрастность. Органу по оценке соответствия рекомендуется иметь механизм сбалансированного вовлечения заинтересованных сторон в:

­ разработку принципов и политики, касающейся беспристрастности;

­ противодействие любой тенденции, ориентированной на преобладание коммерческих и других соображений, чтобы предотвратить последовательность и объективность действий по оценке соответствия;

­ получение совета по вопросам, затрагивающим беспристрастность действий по оценке соответствия, включая общественное восприятие.

Требования к ресурсам, под которыми подразумевается персонал органа по сертификации к обязательным требованиям относится требование, что при проведении сертификации он «должен действовать беспристрастно».

Органу по сертификации следует разработать процедуры, обеспечивающие беспристрастность персонала.

Кроме того, персонал органа, который ранее работал по найму, или услугами которого по проектированию, управлению или консультированию в отношении объекта оценки соответствия пользовался заказчик, не должен выполнять действия по оценке соответствия в отношении того же объекта в течение определенного срока. Срок орган по сертификации устанавливает с учетом технических и других разработок в конкретном секторе промышленности.

Кроме того, важным фактором является управление отношениями персонала с заказчиком в случаях, когда эти отношения переходят допустимую грань и становятся чрезмерно фамильярными, что может также создать угрозу беспристрастности.

Учитывая вышесказанное, орган по сертификации должен описать в своих документах, как он отвечает за беспристрастность деятельности по оценке соответствия (включая деятельность субподрядчиков и внештатных экспертов), кто контролирует его ответственность (например, руководство организации, в рамках которой действует ОС, а также аккредитующая организация).

Необходимо установить систему обеспечения независимости и беспристрастности ОС при осуществлении деятельности. Такая система должна гарантировать отсутствие коммерческого, финансового или иного давления, ставящего беспристрастность под угрозу, путем регулярной идентификации и оценки рисков для беспристрастности, и последующего принятия мер по их минимизации.

Деятельность по оценке и подтверждению соответствия в органе по сертификации управляется таким образом, чтобы беспристрастность была гарантирована. В документах органа должна быть установлена ответственность высшего руководства за беспристрастность. Орган по сертификации ни прямо, ни косвенно не предоставляет услуг, которые создают неприемлемый риск для беспристрастности, вместе с деятельностью по оценке соответствия. Для этого должны быть разработаны методы анализа заявок, поиска свидетельств каких-либо взаимоотношений персонала с заявителем и другие способы поиска информации о взаимодействиях. Кроме того, орган по сертификации никогда не предлагает провести и не проводит оценку соответствия, а также не предоставляет услуги по проектированию и консультационные услуги, одному и тому же объекту оценки соответствия одного и того же заказчика, так как это создает неприемлемую угрозу для беспристрастности. Для устранения данной угрозы беспристрастности должна быть разработана система мер, представленная далее в настоящей дипломной работе.

Для проведения объективной сертификации орган по сертификации не должен являться проектировщиком, изготовителем, установщиком, продавцом, оператором или приобретателем, в том числе потребителем продукции, подлежащей сертификации в соответствии с областью аккредитации органа по сертификации. Этот аспект особенно важно проанализировать и учесть в случае, когда орган по сертификации является структурным подразделением какого-либо юридического лица.

Таким образом для органа по сертификации полностью исключается возможность какого-либо участия в консалтинговой деятельности. При этом под консалтингом в широком смысле слова понимают участие в проектировании, изготовлении, монтаже, техническом обслуживании, реализации сертифицированной (или подлежащей сертификации) продукции (услуги) или процесса. Недопустимо также консультирование по системе менеджмента, то есть участие в разработке, внедрении и поддерживании в рабочем состоянии системы менеджмента, так как это можно трактовать как поддержание сертифицированного процесса в должном состоянии. При этом недопустимо, чтобы ОС осуществлял подготовку или выпуск руководств или процедур, а также давал конкретные советы, инструкции или готовые решения, связанных с разработкой и внедрением системы менеджмента. Необходимо, однако, отметить, что согласно проведение обучения и участие в качестве обучающего не рассматривается как консультирование, если курс обучения относится к системам менеджмента или проведению аудита, но ограничивается предоставлением информации общего характера, находящейся в открытом доступе, т. е. обучающий не должен предоставлять компании конкретные решения. Важно отметить, что согласно Критериям аккредитации орган по сертификации не должен предоставлять или предлагать клиентам, обратившимся в него по поводу сертификации своей продукции, консультационные услуги по сертификации СМК, в том числе по проведению внутренних аудитов, в тех случаях, когда схема сертификации продукции требует оценки системы менеджмента. С этой точки зрения необходимо чрезвычайно внимательно отнестись к формулированию информации, размещаемой на сайте ОС, чтобы она не могла быть неверно истолкована.

Орган по сертификации не должен передавать право проведения аудитов организациям или лицам, консультировавшим по системе менеджмента, поскольку это представляет недопустимую угрозу для обеспечения беспристрастности.

Кроме того, ОС должен исключить всякую возможность сотрудникам и подрядчикам представлять свою деятельность, как связанную с деятельностью организации, занимающейся консультированием по системам менеджмента. ОС должен указать ч своих документах, что любые заявления любой организации, оказывающей консультации и заявляющей или подразумевающей, что сертификация будет более простой, легкой, быстрой или более дешевой при привлечении ОС являются ложными.

ОС должен оставить за собой право предпринимать ответные действия в отношении любых угроз для обеспечения беспристрастности, вытекающих из деятельности других лиц, органов или организаций, это условие должно быть прописано в его документах.

Существенным моментом является также установление порядка управления персоналом органа по сертификации с точки зрения обеспечения объективной и независимой сертификации. Весь персонал ОС, который мог бы повлиять на деятельность по оценке соответствия, внутренний либо внешний (привлекаемые внештатные эксперты, сотрудники юридического лица, в рамках которого функционирует орган, не являющиеся штатными работниками ОС, сотрудники органов по сертификации, привлекаемые в рамках субподряда), должен действовать беспристрастно, что также должно гарантироваться разработанными органом по сертификации мерами. Необходимо установить в документах и процедурах ОС такие требования к работникам органа по сертификации, для выполнения которых они должны были бы в обязательном порядке уведомлять ОС о всех связях (в настоящем и прошедшем времени) не только непосредственно с клиентом — заказчиком сертификации продукции, но и с проектировщиками, разработчиками, изготовителями, продавцами, операторами продукции, подлежащей сертификации, а также обо всех иных обстоятельствах, которые могут привести к возникновению конфликта интересов. ОС должен использовать данную информацию в качестве входных данных при определении угроз для обеспечения беспристрастности, и не должен привлекать такой персонал к сертификационной деятельности, пока работники не продемонстрируют отсутствие конфликта интересов.

Весь персонал ОС как внутренний, так и внештатный, а также комитеты (советы), которые могут оказывать влияние на деятельность по сертификации, должны действовать беспристрастно, быть проинструктированы и ознакомлены с требованиями и положениями документов по управлению беспристрастностью ОС, и не допускать коммерческого, финансового или другого давления, компрометирующего их беспристрастность.

2.4 Анализ аффилированных лиц

В Критериях аккредитации особо выделен аспект, связанный с раскрытием информации о существовании лиц, аффилированных с аккредитованным юридическим лицом или аккредитованным индивидуальным предпринимателем, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (индивидуального предпринимателя), являются:

­ лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

­ юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Аффилированными лицами юридического лица являются:

­ член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

­ лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

­ лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

­ юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

Если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

Таким образом, практически во всех случаях аффилированным лицом по отношению к органу по сертификации, работающему в составе организации, будет руководитель этой организации.

Ситуация с аффилированными лицами должна быть проанализирована органом по сертификации, перечень аффилированных лиц должен быть составлен, завизирован руководством ОС. Этот перечень целесообразно разместить в Руководстве по качеству органа по сертификации продукции, а также на сайте ОС. По запросу заинтересованных лиц орган по сертификации должен предоставлять информацию о лицах, аффилированных с ним и организацией, в рамках которой он осуществляет свою деятельность.

2.5 Разработка методики идентификации и оценки рисков беспристрастности

Поскольку отсутствие беспристрастности при осуществлении деятельности по сертификации продукции может привести к неправильным или некорректным практикам и результатам, орган по сертификации должен регулярно идентифицировать риски беспристрастности, для того, чтобы разработать и внедрить мероприятия по их минимизации.

В ГОСТ Р 54 294−2010/ISO/PAS/17 001:2005 указанные действия отнесены к категории обязательных требований, однако в нормативных документах нет рекомендаций касающихся того, каким методом и с какой периодичностью следует оценивать риски.

Можно однозначно указать, что ОС должен регулярно идентифицировать риски беспристрастности. К примеру, такая оценка может производиться:

— ежегодно при проведении анализа со стороны руководства;

— при каждом обращении заявителя в Орган по сертификации.

При проведении анализа ежегодного со стороны руководства, чтобы удостовериться, что деятельность юридического лица, в рамках которого функционирует орган по сертификации продукции, по-прежнему не является препятствием к приведению Органом по сертификации работ по сертификации. Как уже отмечалось, отношения, которые угрожают беспристрастности органа, могут исходить из прав собственности, власти, руководства, персонала, совместно используемых ресурсов, финансов, контрактов, продаж (включая продвижение торговой марки) и оплаты комиссионных с продажи или прочего поощрения за привлечение новых клиентов и т. д. По результатам анализа составляют перечень предприятий, взаимодействие с которыми могло бы повлечь угрозу для беспристрастности ОС в случае их обращения в орган по сертификации для проведения сертификации продукции.

При обращении заявителя в ОС анализ оценки угроз для беспристрастности может проводить руководитель органа по сертификации или его заместитель. Риски, возникающие вследствие деятельности органа или его взаимосвязей или из-за его взаимоотношений, не обязательно представляют риск для беспристрастности органа, если заранее предпринять соответствующие меры.

Для последующей оценки риска для беспристрастности ОС была проведена идентификация угроз, которые могут возникать у органа по сертификации в процессе предоставления услуг по сертификации продукции.

Была разработана форма таблицы, в которую впоследствии была сведена вся информация по оценке рисков. Результаты идентификации угроз для беспристрастности ОС представлена в графе 1 таблицы 1.

Для того, чтобы провести оценку уровня риска беспристрастности надо прежде всего представлять, к каким последствиям приведет реализация риска при проведении сертификации. Возможные последствия были выявлены в процессе проведения «мозгового штурма» в группе студентов из 7 человек. Ими же было произведено ранжирование последствий реализации рисков по степени тяжести. Тяжесть последствий была разделена на 3 уровня: тяжёлым последствиям присвоено значение «3», средним — «2» и незначительным — «1».

Таблица 1 — Анализ рисков, связанных с угрозой беспристрастности

Потенциальные угрозы беспристрастности

Последствие

Вероятность

Тяжесть последствия

Уровня риска

Мероприятия по минимизации риска

Результат повторной оценки риска

a) Источником дохода органа по сертификации является его заказчик, который не только платит за сертификацию по договору, но и финансирует всю деятельность ОС.

Необъективное проведение сертификации (необъективность действий органа) и предвзятость при принятии решений.

3 (средний)

Осуществлять проверку финансовых взаимосвязей при заключении договоров

2 (низкий)

б) Источником дохода органа по сертификации является его заказчик, который платит за сертификацию по договору.

Необъективное проведение сертификации (необъективность действий органа) и предвзятость при принятии решений.

Включение в договор условия о независимости оплаты от результатов сертификации СМ.

2 (низкий)

в) Собственная выгода: угроза возникает в случае, когда человек или орган действуют в личных интересах. В случае сертификации угрозой беспристрастности является финансовый интерес, личная выгода.

Необъективное проведение сертификации (необъективность действий органа или его персонала) и предвзятость при принятии решений.

6 (высокий)

Устранение чрезмерной зависимости от контракта на оказание услуг: заработная плата сотрудников установлена и должна выплачиваться независимо от оплаты работ по договору; наличие страхового фонда зарплаты.

2 (низкий)

г) Оценка соответствия собственной деятельности: сертификация продукции заказчика, которому орган по сертификации предоставлял консультационные услуги (включая проведение внутренних аудитов) или разрабатывал продукцию и процессы ее изготовления.

Необъективное проведение сертификации (необъективность действий органа или его персонала) и предвзятость при принятии решений.

9 (высокий)

1) Оказание услуг по сертификации продукции организации, с которой организация, в рамках которой функционирует ОС, имеет в настоящее время договорные отношения невозможны.

2) Для снижения угрозы для беспристрастности до приемлемого уровня в случае оказания ранее консультационных услуг или услуг по проектированию и пр. управлению сотрудником ОС, установлен срок в 3 года, после завершения таких услуг, в течение которых данное лицо не может участвовать в процедуре сертификации продукции предприятия-заявителя. При этом продукция не должна быть результатом разработки организации, в которой функционирует ОС.

3) Для снижения угрозы для беспристрастности до приемлемого уровня в случае проведения сотрудником ОС обучения на предприятии-заявителе, установлен срок в 1 год, в течение которого данное лицо не может участвовать в процедуре сертификации.

4) Для снижения угрозы для беспристрастности до приемлемого уровня в случае, если сотрудник ОС в прошлом был работником организации-заявителя, который в настоящий момент работает в ОС, не должен привлекаться ни к выполнению процесса сертификации, ни к осуществлению функций по анализу и принятию решения, приводящим к сертификации его/ее прежней организации, пока не пройдет не менее двух лет.

2 (низкий)

д) Близкие отношения (или доверительность): угроза может возникнуть в случае, если человек или орган находятся в очень близких отношениях или слишком доверяют другому лицу вместо того, чтобы пытаться найти свидетельство соответствия.

(средняя)

1) Персонал, осуществляющий оценку соответствия, не должен привлекаться к процессу сертификации одного заказчика более трех лет подряд.

2) Персонал, осуществляющий оценку соответствия, не должен состоять в родственных либо дружеских отношениях с персоналом организации заказчика.

Анализ и принятие решения о соответствии должны осуществляться другими сотрудниками, кроме тех, которые непосредственно осуществляли сертификацию продукции.

2 (низкий)

e) Запугивание: угроза возникает, когда у человека или органа возникает ощущение, что им открыто или скрытым образом угрожают, например, увольнением или жалобой в надзирающую инстанцию.

Возможна фальсификация данных испытаний или анализа состояния производства.

3 (средний)

1) В ситуациях, когда идентифицируется данная угроза на стадии заключения договора, ОС должен прервать отношения с заявителем до устранения угрозы в правовом порядке.

2) В договорах на сертификацию в обязательном порядке должны быть прописаны действия правового характера, регламентирующие поведение сотрудников и органа по сертификации в данной ситуации вплоть до прекращения процедуры сертификации. 3) При возникновении угрозы на стадии проведения работ немедленно должен быть поставлен в известность руководитель ОС, который принимает дальнейшее решение в рамках договорных отношений.

2 (низкий)

ж) Заступничество: орган или его персонал выступает в поддержку или в противовес определенной компании, которая одновременно является его клиентом, при разрешении спора или на судебном процессе.

Недостоверные результаты сертификации.

(средний)

Угроза заступничества должна быть исключена на стадии рассмотрения заявки.

2 (низкий)

и) Соперничество (например, между оцениваемой компанией и сторонним техническим экспертом по оценке).

Недостоверные результаты сертификации.

3 (средний)

Применять при привлечении сторонних (внештатных) экспертов и субподрядных органов по сертификации предварительную оценку их беспристрастности.

2 (низкий)

к) Недостаточный анализ субподрядчика, вследствие чего могут возникнуть конфликты интересов, указанные в п.п. в) — д) настоящей таблицы.

Необъективное проведение сертификации (необъективность действий органа или его персонала) и предвзятость при принятии решений.

9 (высокий)

ОС должен убедиться, что орган, работающий по договору субподряда и привлеченные им лица:

1) соответствуют требованиям ОС и выполняют положения настоящей инструкции в отношении беспристрастности и независимости, на стадии заключения договора с таким ОС.

2) не связаны непосредственно или через другого нанимателя с проверяемой организацией таким образом, что это может повлиять на их беспристрастность.

2 (низкий)

Результаты «мозгового штурма» по ранжированию тяжести последствий занесены в таблицу 1 в графы 2 и 3.

На следующем этапе анализа рисков беспристрастности была произведена оценка вероятности реализации всех угроз для беспристрастности органа по сертификации. При этом использовался метод «коллективной экспертной оценки», роль экспертов в данном случае также играли студенты, прослушавшие курс лекций по сертификации продукции. Вероятности также оценивались по трехбалльной шкале, при этом высокой вероятности было присвоено значение «3», среднему уровню вероятности — «2» и низкой вероятности — «1».

Было принято решение установить следующий порядок действий по результатам оценки:

— при уровне риска не более 2 угрозой можно пренебречь;

— при уровне риска более 2 необходимо провести мероприятия по минимизации рисков и заключить договор на сертификацию после их проведения и переоценки рисков, в случае если риск снизился до значения 2 и ниже.

Мероприятия, которые можно провести для минимизации рисков, приведены в графе 6 таблицы 1.

Таким образом, если риск для беспристрастности идентифицируется, то осуществляют действия по устранению или минимизации такого риска (см. таблицу 1). При этом, при риске, равном 3 или 4, решения по минимизации и по результатам переоценки рисков осуществляют руководитель или заместитель руководителя ОС.

При рисках, значения которых не менее 6, оценка результатов мероприятий по минимизации не может быть оценена единолично руководством органа по сертификации.

К примеру, в случае, когда организация-заявитель включена в перечень предприятий, взаимодействие с которыми могло бы повлечь угрозу для беспристрастности ОС, руководитель ОС выносит ситуацию на рассмотрение Совета по обеспечению беспристрастности (принципы формирования и функционирования которого описаны в п. 2.4), для оценки возможности заключения договора с такой организацией.

Если взаимоотношения становятся недопустимой угрозой для обеспечения беспристрастности (например, запрос на проведение сертификации поступает от дочерней компании организации, в рамках которой функционирует ОС), сертификация не допускается.

В случае заключения Совета о невозможности взаимодействия в области сертификации СМ заявителю направляется информация о том, что его заявка не может быть принята. Если Совет принимает решение о возможности проведения работ с такой организацией, то издается приказ с указанием мер по минимизации рисков необеспечения беспристрастности. После реализации предписанных мер проходит повторная оценка рисков, и при признании уровня риска допустимым, Совет по обеспечению беспристрастности (СОБ) дает разрешение на заключение договора.

В таблице в графе «Оценка уровня риска после реализации мероприятий» указан рекомендуемый допустимый уровень риска. Если путем проведенных мероприятий экспертная оценка показывает, что достичь этого уровня не удалось, необходимо собрать Совет по обеспечению беспристрастности и либо предпринять дополнительные меры, либо отказать клиенту в проведении сертификации.

Таким образом, орган по сертификации может определить, проанализировать и документировать возможные конфликты интересов, возникающие при проведении сертификации и / или вытекающие из его взаимоотношений в соответствии с таблицей 1. Результаты проведенной оценки и, при необходимости, мероприятий по его устранению / минимизации, фиксируют в форме (представленной на рисунке 3) и документируют в соответствии с установленным порядком (в приказе по органу по сертификации или протоколе заседания СОБ).

Результаты повторно проведенной оценки рисков беспристрастности после реализации мероприятий по минимизации рисков.

Применение разработанной методики позволит упростить органам по сертификации процедуру минимизации рисков беспристрастности и разработки методов минимизации данных рисков.

2.6 Механизм обеспечения беспристрастности

Выполнение требований, связанных с беспристрастностью, возможно только при соответствующей организации работы органа по сертификации продукции. Как указано в стандарте [1], «орган по сертификации должен иметь механизм обеспечения беспристрастности, который будет способствовать получению информации о политике и принципах деятельности по сертификации, о факторах, мешающих последовательному осуществлению деятельности по сертификации, о вопросах, влияющих на беспристрастность и доверие к результатам сертификации, включая открытость».

Чтобы удовлетворить данное требование стандарт [1], предлагает использовать один из возможных механизмов: создание специального комитета, орган государственной власти, равнозначную сторону. В принципе, достаточно одного механизма, который также может выполнять и какие-либо другие решения или функции, если это не будет противоречить его основной роля по обеспечению беспристрастности.

Порядок функционирования данного механизма необходимо официально задокументировать, чтобы все заинтересованные стороны имели равное представительство, и чтобы был обеспечен доступ ко всей информации, который необходим для выполнения заданных функций.

Наиболее оптимальным в законодательном поле РФ представляется создание в органах по сертификации (ОС) Советов (или Комиссий) по обеспечению беспристрастности.

Совет по обеспечению беспристрастности (СОБ) создают для гарантии обеспечения беспристрастности при осуществлении деятельности по сертификации продукции и управления возможными конфликтами интересов. Основной деятельностью СОБ является коллегиальное рассмотрение и решение вопросов, исключающих возможность нарушения беспристрастности при сертификации продукции.

СОБ формируется приказом руководителя ОС и действует на общественных началах. СОБ выступает независимым арбитром в вопросах оценки и поддержания беспристрастности ОС, оставаясь свободным от материальных и любых иных интересов, не подчиняется руководству ОС и признает абсолютный приоритет аспектов социальной значимости и полезности деятельности ОС.

Необходимо указать в документации, что решения СОБ являются обязательными для исполнения всеми сотрудниками органа по сертификации.

СОБ в своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ, нормативными документами Системы сертификации, в рамках которой действует Орган по сертификации продукции, Уставом организации (юридического лица), Руководством по качеству ОС и другими документами органа по сертификации, которые будут содержать информацию, касающуюся его деятельности.

Для обеспечения беспристрастности деятельности ОС в состав Совета по обеспечению беспристрастности с целью максимального представления ключевых интересов всех сторон могут быть включены на постоянной или временной основе представители организаций? клиентов (заказчиков) ОС, потребителей продукции, которая была сертифицированы ОС, других заинтересованных сторон: представителей торгово-промышленных ассоциаций, отраслевых организаций производителей и дилеров, государственных регулирующих органов, а также представители неправительственных организаций, включая организации потребителей. Состав СОБ из представителей сторонних организаций с согласия его членов утверждает руководитель ОС. Это можно сделать путем издания приказа. Состав СОБ устанавливают, исходя из необходимости обеспечения наличия баланса интересов (отсутствия преобладания какого-либо одного интереса). Необходимо сформировать структуру самого совета по обеспечению беспристрастности, и установить порядок принятия решений. К примеру, СОБ может возглавить председатель, которого члены СОБ выбирают прямым открытым голосованием, а уже председатель СОБ назначит лицо, выполняющее функции секретаря из числа членов Совета.

В документе, регламентирующем порядок выполнения деятельности Советом по обеспечению беспристрастности следует указать выполняемые СОБ основные функции. Для того, чтобы обеспечить беспристрастную работу органа по сертификации продукции, СОБ должен осуществлять:

— участие в формировании политики в отношении беспристрастности, определяющей деятельность ОС и контроль ее реализации;

— противодействие любым тенденциям в ОС по коммерческим или другим соображениям препятствовать объективному и беспристрастному выполнению работ по сертификации продукции;

— определение, анализ и документирование возможности возникновения конфликта интересов, возникающих при проведении сертификации продукции, включая конфликты, вытекающие из его взаимоотношений с заявителями (заказчиками);

— оценка возможных угроз для ОС, таких как консалтинг, проведение внутренних аудитов у заявителей (заказчиков) на сертификацию продукции;

— анализ беспристрастности процессов сертификации и принятия решений в ОС не реже одного раза в год;

— рассмотрение тарифов и осуществление контроля за финансовой деятельностью ОС, включая контроль соблюдения принципа отсутствия коммерческой заинтересованности при проведении сертификации;

— проведение анализа основной деятельности ОС и оценка ее соответствия требованиям настоящего Положения и Руководства по качеству;

— рассмотрение на заседаниях вынесенных руководителем ОС вопросов, связанных со случаями, когда организация-заявитель является предприятием, имеющим какие-либо связи с организацией-юридическим лицом, в рамках которого ОС осуществляет свою деятельность, и принятие решений о возможности дальнейшего сотрудничества;

— выдача рекомендаций по вопросам обеспечения доверия к проведению сертификации продукции органом по сертификации.

В рамках выполнения основных функций СОБ также может выполнять перечисленные ниже задачи, не препятствующие выполнению его основной роли по обеспечению беспристрастности:

— разрабатывать рекомендации по взаимодействию с Федеральной службой по аккредитации Российской Федерации, предприятиями промышленности, а также региональными, международными и зарубежными национальными органами и организациями;

— обеспечивать взаимодействие с уполномоченными зарубежными, региональными органами, международными организациями по вопросам сертификации продукции;

— контролирует определение стоимости работ по сертификации;

— готовит предложения по совершенствованию системы менеджмента качества самого органа по сертификации;

— определяет состав нештатных специалистов, привлекаемых в случае необходимости для выполнения работ по сертификации;

— рассматривает результаты внутренних проверок системы менеджмента качества ОС, заключения по результатам мониторинга деятельности экспертов в процессе проведения проверок и результаты деятельности комиссии по апелляциям и жалобам.

Для того, чтобы Совет по обеспечению беспристрастности имел возможность выполнять перечисленные выше функции, он должен обладать рядом прав, в частности:

— запрашивать и получать всю информацию, необходимую для выполнения своих функций, включая выявленные потенциальные источники конфликта, записи и документы, относящиеся к деятельности ОС за анализируемый период;

— привлекать к своей работе на постоянной или временной основе специалистов, экспертов сторонних предприятий и организаций;

— оценивать компетентность основного персонала и предпринимать меры к обеспечению повышения указанной компетентности;

— рассматривать потенциальные риски, связанные с деятельностью ОС и предпринимать меры по их уменьшению;

— участвовать в рассмотрении апелляций, жалоб, претензий и рекламаций, поступивших в ОС;

— давать рекомендации и принимать решения по вопросам, затрагивающим уверенность в сертификации, включая беспристрастность, открытость и восприятие обществом;

— давать рекомендации и принимать решения по совершенствованию организационно-методической, технической и финансовой деятельности ОС;

— взаимодействовать с внешними сторонами по вопросам, связанным с обеспечением беспристрастности в ОС.

Целесообразно дать СОБ достаточно широкие полномочия. Так, Выполняя свои функции, СОБ может самостоятельно информировать органы власти, Росаккредитацию и другие заинтересованные стороны о случаях нарушения принципа беспристрастности со стороны ОС, соблюдая при этом установленные требования к конфиденциальности по отношению к заказчику и органу по сертификации.

В обязанности Совета по обеспечению беспристрастности должно входить также:

— соблюдать принципы и правила, установленные в Системе сертификации, с которой у ОС заключен договор (соглашение) и в рамках которой ОС функционирует;

— отвечать требованиям российских и международных нормативных документов, предъявляемым к независимым образованиям (комитетам, советам и пр.) по беспристрастности органов по сертификации продукции;

— обладать, за счет входящих в него специалистов, необходимой компетентностью для выполнения своих функций и независимостью от коммерческого и иного интереса;

— обеспечивать объективность и беспристрастность анализа, достоверность результатов, заключений и решений;

— соблюдать установленный настоящим документом порядок принятия решений;

— обеспечивать конфиденциальность информации, относящейся как к организациям-заказчикам, так и к органу по сертификации, а также к данным, получаемым в процессе своей деятельности.

Совет по обеспечению беспристрастности ОС должен нести ответственность за полноту и правильность исполнения своих функций в соответствии с требованиями, установленными в документации органа по сертификации, за объективность и беспристрастность принимаемых решений по всем видам своей деятельности, за обеспечение конфиденциальности информации, полученной в результате своей деятельности.

Наиболее сложным из деятельности Совета по обеспечению беспристрастности в части организации процесса является процесс анализа документов и деятельности ОС. Согласно структуре СОБ ответственность за своевременную организацию работы СОБ несет руководитель ОС, а ответственность за организацию работы по оценке беспристрастности деятельности ОС возлагается на председателя СОБ.

Таким образом, работу по анализу беспристрастности деятельности ОС организует председатель СОБ примерно за установленное время до проведения заседания по оценке беспристрастности ОС за рассматриваемый период. Для этого он совместно с руководителем ОС знакомится с проведенными работами с целью определения не менее представительной выборки из всех сертификационных договоров, которая принимается в качестве основы для анализа.

Далее члены СОБ должны рассмотреть представленную их вниманию информацию: договора, записи и документы, касающиеся выполненных работ по подтверждению соответствия. Сбор необходимых для анализа свидетельств беспристрастности осуществляется членами Совета через экспертов, которые проводили сертификацию по каждому договору. Собранные свидетельства члены СОБ анализируют и оценивают методом экспертных оценок. При этом возможно привлечение дополнительных свидетельств для обеспечения необходимой достоверности результатов оценки. Результаты оценки беспристрастности по конкретному договору обобщают и представляют в виде краткой справки, которая является документированной основой для принятия решений, касающихся беспристрастности ОС его сотрудников.

Далее необходимо обсудить результаты проведенного анализа на заседании Совета по обеспечению беспристрастности, которое проводится в соответствии с установленным в документах регламентом. Результаты заседания документируют в виде решений, в которые следует в обязательном порядке внести заключение по результатам анализа, содержащее однозначный вывод о беспристрастности деятельности ОС за анализируемый период. При наличии значимых угроз объективности определяют корректирующие и / или предупреждающие действия. При необходимости в решение вносятся особые мнения членов СОБ, при их несовпадении с общим решением.

В документах, устанавливающих порядок функционирования Совета по обеспечению беспристрастности, необходимо указать конкретную информацию о порядке и периодичности проведения заседаний, анализа и другую конкретную информацию к действию.

Таким образом функционирование СОБ обеспечивает сбалансированное привлечение заинтересованных сторон к разработке принципов и политики, касающихся беспристрастности; к нейтрализации тенденции, позволяющей коммерческим или другим факторам препятствовать непротиворечивому и объективному осуществлению деятельности по оценке соответствия, а также к консультациям по вопросам, влияющим на беспристрастность деятельности по продукции.

Функционирование такого механизма обеспечения беспристрастности способно гарантировать проведение органом по сертификации продукции подтверждения соответствия, заслуживающего доверие всех заинтересованных сторон.

Заключение

Слово «сертификация» в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того, чтобы убедиться в том, что какой-либо объект (продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.) «сделан верно», надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом можно получить доказательства этого соответствия.

Сертификация в условиях рыночной экономики является одним из механизмов управления, позволяющим гарантировать соответствие продукции требованиям нормативной документации и договоров. С позиции государственных интересов, такой инструмент, как сертификация, должен, с одной стороны, обеспечить улучшение качества продукции, гарантию безопасности для потребителя, а с другой — не служить препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя процесс получения сертификата.

Сертификация продукции и эффективное управление выступает ключевым фактором в высококонкурентной рыночной среде.

В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены требования к органам по сертификации, обеспечивающим подтверждение соответствия продукции как в обязательной, так и в добровольной сферах.

Изучены принципы сертификации, которые являются гарантом правильного проведения работ по оценке и подтверждению соответствия.

Сравнение требований, предъявляемым к органам по сертификации в международном стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 17 065−2012 «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг» и в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 мая 2014 г. № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» позволило сделать ряд выводов, определивших дальнейшее направления исследований в данной работе.

Требования, изложенные в «Критериях» являются по многим позициям более конкретными и строгими. Поэтому очень важно, чтобы в документах органа по сертификации продукции были подробно освещены те аспекты деятельности, которые обеспечивают в конечном итоге достоверную сертификацию и доверие всех заинтересованных в ней лиц.

В качестве базового принципа, который следовало рассмотреть наиболее подробно, был выбран принцип беспристрастности. Тщательный анализ требований, связанных с беспристрастностью деятельности органа по сертификации, позволил предложить ряд решений по документированию отдельных правил в процедурах органа по сертификации.

В работе подробно изложены рекомендации, какие именно правила и каким образом следует осветить в документах органа по сертификации, начиная с одного из основополагающих документов — Политики беспристрастности. Освещен вопрос, связанный со специфическим требованием «Критериев» — информировании заинтересованных лиц об аффилированных лицах органа по сертификации, предложены возможные пути открытия такой информации.

Разработана методика идентификации угроз и оценки рисков для беспристрастности органа по сертификации. В предложенной методике использована матрица для ранжирования вероятностей реализации угрозы и тяжести последствий от этого. Для определяемых с помощью этой матрицы уровней риска предложены варианты дальнейших действий — от разработки и внедрения мероприятий по минимизации риска, до прекращения договорных (и преддоговорных) отношений.

Для того, чтобы принцип беспристрастности действительно соблюдался в органе по сертификации, рассмотрен один из возможных механизмов его контроля — создание совета (комиссии) по обеспечению беспристрастности. В работе подробно описаны функции такого совета и рекомендуемый порядок его работы.

Таким образом, цель настоящей квалификационной работы — «разработать предложения для включения в процедуру управления беспристрастностью органа по сертификации продукции» — можно считать достигнутой.

Список использованных источников

1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17 065−2012 Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг.

2. Министерство экономического развития Российской Федерации Приказ от 30 мая 2014 г. № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации».

3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». (28 декабря 2013 г.)

4. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ. (ред от 23.06.20 140)

5. Р 50.1.046−2003. Рекомендации по выбору форм и схем обязательного подтверждения соответствия продукции при разработке технических регламентов. — М: издательство стандартов, 2013

6. Гончаров А. А. Метрология, стандартизация и Сертификация: Учеб. пособие.? М.: Инфра — М, 2005. — 239 с.

7. Абрамов, В. А. Сертификация продукции и услуг.? М.: ОСЬ-89, 2001. — 288 с

8. «Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации», утв. Постановлением Госстандарта России от 21.09.1994 г. № 15, с изм. 1 и 2.

9. РМГ 102−2010 Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Модули оценки (подтверждения) соответствия и схемы сертификации. — М.: Стандартинформ, 2011. — 27с

10. ГОСТ Р 53 603−2009 Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации. — М.: Стандартинформ, 2011. — 21с

11. Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 7.04.2011 года № 621.

12. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 г.

13. ГОСТ ИСО/МЭК 17 025−2009. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" (введен в действие Приказом Росстандарта от 04.04.2011 № 41-ст)

14. Розенталь, О. М. Хохлявин, С. А. Стандарты и качество оценки соответствия. — Москва: Стандарты и качество, 2009. — 237 с.

15. И. Ю. Кольчурина, Т. А. Волкова, В. В. Левшина, П. П. Баранов. Методическое подходы к оформлению и развитию системы менеджмента органа по оценки соответствия. — Москва 2013 г.

16. ГОСТ Р 54 294−2010/ISO/PAS/17 001:2005 Оценка соответствия. Беспристрастность. Принципы и требования

17. ГОСТ Р 55 368−2012/ISO/lEC Guide 28:2004 Оценка соответствия. Методические указания по системе сертификации продукции третьей стороной

18. Беспристрастность в оценки соответствия методологии ISO/PAS 17 001:2005. http://quality.eup.ru/SERTIFIC/candour.htm

19. Рекомендации по содержанию и оформлению реферата для экспертов по сертификации. http://rssp.gost.ru / documents / experts

20. С. А. Хохлявин. Оценка соответствия в новых руководствах ИСО/МЭК // Партнеры и конкуренты. Методы оценки соответствия. — 2006; № 5. 46с

21. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948−1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (22 марта 1991 г.)

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой