Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оформляем выход на пенсию

СтатьяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Назначение чаще всего осуществляется посредством издания соответствующего приказа, с которым сотрудник должен быть ознакомлен. В связи с возможной сменой работников кадровой службы (увольнение), а также их временным отсутствием (отпуск трудовой или социальный, болезнь и т. д.) в приказ о назначении ответственного за подготовку пенсионных документов и своевременное их представление целесообразно… Читать ещё >

Оформляем выход на пенсию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оформляем выход на пенсию.

Приближаясь к достижению пенсионного возраста, каждый человек непременно сталкивается с необходимостью оформить пенсию. Иными словами, он выходит на пенсию не автоматически, а только после совершения определенных действий. Если гражданин, выходящий на пенсию, состоит в трудовых отношениях, у нанимателя касательно такого работника также возникает ряд дополнительных обязанностей. Рассмотрим порядок оформления сотруднику организации пенсии по возрасту.

Назначаем ответственных лиц Наниматель обязан своевременно оформить документы о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, а также в положенный срок представить их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите (далее — органы соцзащиты). В соответствии с п. 1.2 Методических рекомендаций по организации на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, кооперативах и иных субъектах хозяйствования работы по оформлению и представлению документов к назначению пенсий (далее — Методические рекомендации) непосредственное исполнение указанных обязанностей наниматель возлагает на должностное лицо (группу лиц). Согласно ч. 2 п. 27 Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее — Положение № 44), как правило, ответственным назначается работник, который по роду основной деятельности связан с оформлением документов о приеме на работу и об увольнении, учетом личного состава, ведением трудовых книжек. Так, соответствующая обязанность является одной из функций кадровой службы организации, кроме того, она входит в круг должностных обязанностей работников кадровой службы организации. Если же кадровой службы в организации нет, можно назначить другого специалиста, непосредственно оформляющего документы о приеме на работу, об увольнении и т. д.

Назначение чаще всего осуществляется посредством издания соответствующего приказа, с которым сотрудник должен быть ознакомлен. В связи с возможной сменой работников кадровой службы (увольнение), а также их временным отсутствием (отпуск трудовой или социальный, болезнь и т. д.) в приказ о назначении ответственного за подготовку пенсионных документов и своевременное их представление целесообразно внести только наименование должности, не указывая фамилию работника. Эти же обязанности необходимо включить в соответствующую должностную инструкцию. В дальнейшем при смене (временном замещении) сотрудника, назначенного ответственным, достаточно ознакомить нового (заменяющего) сотрудника с должностной инструкцией.

Приобретение права на пенсию по возрасту В настоящее время право на пенсию по возрасту приобретают:

— женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

— мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет.

Отметим, что работники могут выйти на пенсию позже, тем самым увеличив размер пенсионных выплат. С 1 октября 2012 г. введен следующий порядок увеличения пенсии в зависимости от продолжительности периода работы без получения пенсии:

— за первый год — на 6% заработка, принимаемого для исчисления пенсии;

— два года — на 14% (6 + 8);

— три года — на 24% (14 + 10);

— четыре года — на 36% (24 + 12);

— пятый и каждый последующий год предусматривается повышение размера пенсии на 14% заработка. Указанный размер суммируется (за 5 лет — 50% (36 + 14) и т. д.).

Помимо этого, с 1 декабря 2012 г. размер пенсионных выплат также может быть увеличен на 1% заработка, из которого исчисляется пенсия, — за каждые полные два месяца неполного года работы. Этот размер увеличения пенсионных выплат суммируется с размерами, указанными выше.

Отметим, что правом на перерасчет и увеличение пенсии могут воспользоваться в том числе граждане, вышедшие на пенсию в период с 1 сентября 1998 г. до 1 октября 2012 г. при соблюдении условий по сроку отработки для повышенного размера пенсии.

О пенсии нужно подумать заранее В начале каждого года необходимо просмотреть личные карточки и трудовые книжки работников и выявить работников, право на пенсию у которых наступит в текущем году. Эти работники заносятся в соответствующий список, форма которого утверждена Методическими рекомендациями. Список составляется в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию и содержит следующие сведения:

— фамилию, имя, отчество работника;

— день, месяц и год его рождения. Точная дата рождения указывается исходя из данных, имеющихся в отделе кадров, или на основании паспорта работника;

— должность (профессию) и наименование структурного подразделения;

— вид пенсии и основания ее назначения;

— общий трудовой стаж и стаж, дающий право на пенсию за работу с особыми условиями труда. Сведения о стаже работы (общем, специальном) вносятся в списки на основании трудовых книжек работников и других документов о стаже.

Собираем документы о стаже работы Гражданин, оформляющий пенсию, состоит в трудовых отношениях, поэтому все действия по сбору и подаче документов совершает наниматель (его должностное лицо). Несмотря на то что работник может и не воспользоваться правом на пенсию по достижении соответствующего возраста, полагаем необходимым документы все же собрать, так как работник может передумать.

По работникам, занесенным в список, наниматель предварительно подготавливает документы для назначения им пенсий, включая документы, подтверждающие право на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет.

Порядок подтверждения и исчисления стажа определяется законодательством.

В стаж засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании, а также иные периоды. Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка работника. При этом стаж работы до 1 января 2003 г. должен быть подтвержден документами, выдаваемыми нанимателями, архивными учреждениями и иными организациями, имеющими необходимые сведения.

Таким образом, за справками о трудовом стаже до указанной даты должностным лицам нанимателя следует обращаться с соответствующим письменным запросом на предприятие, в учреждение, организацию, колхоз, кооператив и иной субъект хозяйствования, где работал сотрудник. В случае реорганизации предприятия документы выдаются его правопреемником, а при полной ликвидации — территориальными (городскими или районными) архивами. Именно в этих архивах хранятся документы Национального архивного фонда (в том числе по личному составу) реорганизованных, ликвидированных организаций, прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей и представительств иностранных организаций. (Узнать о том, действует ли сейчас та или иная организация (ИП), можно на сайте http://minjust.by).

Иногда возникает необходимость истребовать надлежащие документы, а порой и разыскать свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы, и в других случаях (наличие в трудовых книжках подчисток, поправок, неоговоренных исправлений, наличие у работника иных документов, подтверждающих периоды работы, не отраженные в трудовой книжке, и т. д.). При этом указанные действия совершает наниматель (его должностное лицо), если вывод о наличии таких периодов можно сделать, проанализировав документы (например, обнаружив подчистку в трудовой книжке и т. д.). В иных ситуациях (в частности, когда записи о периодах работы в трудовой книжке отсутствуют) наниматель должен разъяснить работнику порядок обращения за пенсией и работник может самостоятельно собрать те или иные документы, найти свидетелей.

Готовим пакет документов За месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию наниматель (его должностное лицо) извещает работника о порядке обращения за пенсией.

На основании собранных документов должностное лицо готовит представление для назначения пенсии по установленной форме.

Работник заполняет заявление о назначении пенсии, форма которого утверждена законодательно. Заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий. Форма журнала предусмотрена в Методических рекомендациях.

Обратиться за оформлением пенсии работник может в любое время начиная с одного месяца до достижения им пенсионного возраста. Именно на этом этапе можно точно определить, когда будет оформляться выход на пенсию. Иными словами, как только работник напишет заявление, у нанимателя возникнет обязанность оформить все документы в 10-дневный срок и направить их в органы соцзащиты. Именно поэтому собрать все необходимые документы (справки с предыдущих мест работы до 01.01.2003) нужно заранее.

Помимо заявления и представления в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите также подаются:

— паспорт гражданина Республики Беларусь;

— трудовая книжка;

— иные документы, подтверждающие стаж (копии дипломов, военный билет и др.);

— документы, подтверждающие стаж, дающий право на пенсию за работу с особыми условиями труда;

— справка о заработке и (или) выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования;

— справки о размере заработка за периоды работы до 1 января 2003 г.;

— другие документы (свидетельства о рождении детей, справка об иждивенцах и т. д.).

С представлением работник должен быть ознакомлен под роспись.

Подаем документы Заявление, представление и необходимые для назначения пенсии документы направляются представителем нанимателя в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства работника либо, если имеется соответствующее решение комитета по труду, занятости и социальной защите, по месту нахождения организации. Орган, получивший документы, выдает расписку об их приеме, в которой, если возникает необходимость, также указывается информация о дооформлении поданных либо представлении дополнительных документов.

Отметим, что при наличии соответствующих причин (например, не хватает стажа работы для назначения пенсии по возрасту и т. д.) наниматель вправе отказать работнику в оформлении пенсии. Об этом, а также о причинах отказа необходимо сообщить работнику в письменной форме, разъяснив, что он вправе подать заявление о назначении пенсии самостоятельно непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства. Однако отказ не освобождает нанимателя от обязанности предоставить все нужные документы о стаже, заработке и другие документы, необходимые для назначения пенсии, по требованию работника или управления.

пенсия сотрудник возраст стаж.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой