Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка макрологистической цепи процесса товародвижения на примере поставки леса из России

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рис. 2. Участники макрологистической цепи поставки леса Обычно транспортное средство доставляет товар до места оформления в течение нескольких часов и даже недель. В частности, довольно большие сроки доставки характерны для железнодорожного транспорта. При соответствующей организации взаимодействия получателя, экспорта и перевозчика таможенный брокер может иметь все необходимые для таможенного… Читать ещё >

Разработка макрологистической цепи процесса товародвижения на примере поставки леса из России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разработка макрологистической цепи процесса товародвижения на примере поставки леса из России

В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами.

Применение логистики в сфере внешнеэкономических отношений предназначено для снижения расходов и сроков по продвижению товара от продавца к покупателю через одну или несколько стран, что в конечно счете приведет к снижению стоимости товара на конечном рынке сбыта. Задачами таможенных органов в макрологистической цепи поставки товаров являются способствование скорейшему и максимально комфортному прохождению товарами таможенного оформления и таможенного контроля, а также, при этом, не допускать проникновения товаров попадающих под систему запретов и ограничений на таможенную территорию РФ.

Древесина сыграла важную роль в развитии цивилизации и сегодня по прежнему остается необходимой человеку. Это уникальный материал, дающий огромное многообразие производных продуктов, древесина является превосходным сырьем для механической и химической переработки.

Большие лесные ресурсы, высокий уровень развития лесопромышленного производства, а также растущий спрос мирового рынка на лесные товары-факторы, обеспечивающие нашей стране роль одного из ведущих лесоэкспортеров мира. [4, с. 22].

Актуальность создания макрологистических систем обусловлена значительными и все более возрастающими объемами внешнеэкономической деятельности России, а также объективной потребностью интеграции экономики страны в мировое экономическое сообщество. Как показывает практический опыт, операции по перемещению товарных потоков на мировом рынке являются более дорогими и сложными, чем аналогичные операции на национальном рынке в сфере внутренней торговли. Так, затраты на перемещение товаропотоков в сфере международного обмена составляют 25−35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции, а подобные затраты на внутреннем рынке не превышают 8 — 10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки.

Актуальность выбора товара 44 группы ТН ВЭД РФ для анализа объясняется тем, что в настоящее время вывозится большое количество леса.

В качестве объекта исследования в курсовой работе рассматриваются товары 44 группы ТН ВЭД РФ.

Целью курсовой работы является анализ макрологистической цепи поставки леса из России, изучение проблем, связанных с логистизацией процессов перемещения леса через таможенную границу.

Основными задачами курсовой работы являются:

— выявление перспектив использования логистики в таможенной деятельности;

— изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок перемещения товаров 44 группы ТН ВЭД РФ через таможенную границу РФ;

— анализ деятельности участников внешнеэкономической деятельности, занимающихся перемещением товаров 44 группы ТН ВЭД РФ;

— рассмотрение видов транспорта, используемых в макрологистической цепи поставки товаров 44 группы ТН ВЭД РФ через таможенную границу РФ;

— на основе проведенного анализа выявить преимущества и недостатки существующей макрологистической цепи рассматриваемой группы товаров, а также разработать мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.

В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты логистики в таможенной деятельности.

Во втором разделе проводится анализ динамики перемещения леса через таможенную границу, анализ участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих поставку товаров 44 группы ТН ВЭД РФ из России в Китай, а также приводится анализ основных видов транспорта, используемых в макрологистической цепи поставки данной группы товаров из России в Китай.

В третьем разделе рассматривается структура существующей макрологистической цепи поставки леса, а также мероприятия по ее совершенствованию.

При написании работы были использованы следующие источники:

l учебные и учебно-методические пособия;

l научно — исследовательские работы;

l иные источники.

1. Сущность и роль логистики в таможенном деле

1.1 Перспективы использования логистики в таможенной деятельности

Таможенная деятельность как специфический вид человеческой деятельности, связанный непосредственно с процессом перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ включает в себя совокупность операций, определяющих порядок движения материальных потоков через таможенную границу РФ. [3, с. 17].

Логистическая организация внешнеэкономических материальных потоков и создание работоспособной логистической системы внешней торговли невозможна без логистизация таможенной деятельности. Логистизация процедур таможенного контроля предполагает упрощение таможенных процедур, такой порядок их совершения, при котором будут соблюдаться основные логистические цели — снижение всех видов затрат при движении материальных потоков.

Таможенная логистика возникает там, где формируются глобальные логистические цепи внешнеторгового оборота, когда таможенные органы становится одним из звеньев логистической цепи. Таможенная логистика — это оптимально-организованная система взаимодействия всех участников внешнеэкономической деятельности в процессе таможенного оформления для достижения максимально возможного совокупного полезного эффекта. Объектом таможенной логистики являются процедуры внешнеэкономических поставок товаров, а субъектом все участники внешнеэкономической деятельности независимо от их организационно — правовового статуса, а также лица из околотаможенной инфраструктуры (владельцы складов временного хранения, таможенные перевозчики, транспортные организации). [9, с. 31−42].

Таможенная логистика, по сути, носит добровольно-принудительный характер. Добровольность достигается через согласование экономических интересов участников внешнеэкономической деятельности, а принудительность в неизбежности таможенных процедур, если это предусмотрено законом.

Область логистики во внешнеторговой деятельности включает следующие задачи:

1) минимизация временных потерь и ресурсов внешнеэкономической деятельности в процессе таможенного оформления товаров;

2) оптимизация процессов реализации таможенных процедур, связанных с физическим перемещением товаров через таможенную границу;

3) регулирование условий доставки товаров по договорам купли продажи на основе международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс-2000» и международных правил перевозки;

4) оформление транспорта, товаросопроводительных документов и страхование товаров от различных форс-мажорных обстоятельств;

5) организация пунктов упрощенного пропуска, складов временного хранения и других объектов таможенной инфраструктуры;

6) оказание услуг по декларированию. [9, с. 42].

Таможенная логистика занимается вопросами, связанными с организацией поставок товаров и услуг. Включает в себя управление материальным потоком, информационным и финансовым. В последнее время ряд специалистов добавляют к этому перечню сервисный поток, который включает следующие услуги:

— экспертная оценка грузов необходимая для заполнения декларации;

— помощь в заполнении грузовой таможенной декларации;

— лицензирование, сертификация и получение документации на продукцию и товары;

— таможенное оформление как импортных, так и экспортных товаров;

— консультирование по вопросам российского и иностранного таможенного законодательства;

— послетаможенное сопровождение грузов (включая внутреннюю доставку товара покупателю товаров и прочее);

— услуги по ответственному хранению грузов;

— множество прочих услуг, прямо или косвенно связанных с организацией международных перевозок грузов.

В настоящее время на коллегии ФТС России одобрена стратегия развития таможенных органов до 2020 года. Основными задачами новой стратегии являются упрощение процедур таможенного оформления и таможенного контроля, повсеместное внедрение процедур электронного декларирования на основе Интернет-технологии, использование таможенно-логистических терминалов, реализация принципов бизнес-партнерства. Стратегия развития ФТС России будет проводиться в два этапа.

Первый этап стратегии (2010;2012 гг.) предусматривает создание новой таможенно-логистической инфраструктуры, оптимизацию функций таможенных органов, содержит ряд мер по наращиванию транзитного потенциала РФ. В частности, документ предусматривает упрощение таможенных процедур по оформлению транзитных грузов, содержит меры, направленные на подготовку и переподготовку кадров, и развитие социальной сферы с учетом перевода таможенного оформления в приграничные регионы. Особое внимание, согласно документу, будет уделено развитию сети транспортно-логистических терминалов в приграничных регионах.

Второй этап стратегии (2013;2020 гг.) предполагает повышение эффективности деятельности таможенной службы по всем направлениям.

Кроме того, в настоящее время принята концепция таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе. Данная концепция является составной частью стратегии развития ФТС России до 2020 года. В связи с этим можно предположить, что использование логистического подхода в таможенном деле позволит значительно повысить эффективность внешней торговли и создать механизм, обеспечивающий минимизацию временных и финансовых затрат на прохождение экспортно-импортными товарными потоками таможенных границ, а также согласование экономических интересов государства и всех субъектов внешней торговли.

1.2 Нормативно-правовая база, регламентирующая перемещение товаров 44 группы ТЫ ВЭД РФ через таможенную границу РФ

Существующая в настоящее время система регулирования внешнеторговой деятельности состоит из множества взаимосвязанных и взаимодействующих государственных контролирующих органов, работа которых регламентируется нормативно-правовыми актами и положениями, определяющими порядок совершения, а также регулирования внешнеэкономической деятельности.

Перемещение товаров 44 группы через таможенную границу РФ находится в ведении таможенного законодательства и таможенного права.

При перемещении товаров 44 группы следует руководствоваться также международными договорами Российской Федерации. Примером такого международного договора служит Киотская конвенция. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур была заключена в Киото в 1973 году. Целью Конвенции является упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил. Конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой сторонык тому, чтобы такое ускорение и упрощение не привели к нивелированию интересов государства и общества в части взыскания пошлин и налогов, защиты внутреннего рынка и иных интересов государства и общества.

Существуют следующие правовые нормы, которыми необходимо руководствоваться при перемещении товаров 44 группы: Таможенный кодекс Таможенного союза от 01.07.2010 г., Приказ ГТК РФ от 19.11.2002 г. № 1208 «Об утверждении положения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России», текущие федеральные законы. [1, с. 36].

Иногда под источниками права при перемещении товаров 44 группы выделяется судебная практика, то есть решения Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда Российской Федерации по вопросам таможенного регулирования.

При перемещении товаров 44 группы стоит рассматривать действия таможенного законодательства во времени. При перемещении леса также следует руководствоваться «Законом о таможенном тарифе». Настоящий закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации.

2. Анализ макрологистической цепи поставки товаров 44 группы ТН ВЭД РФ из России через таможенную границу

2.1 Динамика перемещения товаров 44 группы ТН ВЭД РФ

Данные по объемам экспорта российского леса в Китай весьма ненадежны в силу многообразия форм транспортировки, переходов, маршрутов и многочисленности мелких потоков, а также по причине запутанности системы таможенного учета и кодировки лесоматериалов по видам и породам. Практически невозможно отследить партии, ушедшие по бартерным контрактам.

В настоящее время в России сформировалось два отдельных экспортных потока древесины:

1. Древесина из Северо-западных регионов России — в Европу, преимущественно в страны Скандинавии.

2. Древесина с российского Дальнего Востока и Восточной Сибири — в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, преимущественно в Китай, Японию, Южную и Северную Корею.

Основными потребителями Российского леса среди стран Азиатско — Тихоокеанского региона (АТР) являются Китай (51%), Япония (37%) и Южная Корея (12%). Число экспортеров растет с каждым годом.

КНР является одним из основных стратегических партнеров России в области торговли продукцией лесного хозяйства, обеспечивая за счет России четверть потребностей в древесине.

Ущерб экономике края наносится значительный, не считая потерь, которые несет приморская деревоперерабатывающая промышленность, одновременно происходит подъем и развитие зарубежных компаний, особенно китайских. Так, КНР не только закупает огромное количество древесины, но и модернизирует свою деревоперерабатывающую промышленность, чтобы поставлять произведенные из российского леса пиломатериалы в Японию, Республику Корея, Тайвань и другие страны АТР.

Наибольший удельный вес в экспорте лесоматериалов необработанных по Дальневосточному региону занимает вывоз таких пород, как ель сибирская и лиственница. Уровень таможенной стоимости этих пород главным образом влияет на формирование общего уровня таможенной стоимости по вывозимым лесоматериалам в целом.

Российский Дальний Восток включает в себя группу административно-территориальных образований, имеющих по характеру своих природных ресурсов и географическому положению наиболее отчетливое тяготение к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Дальневосточные леса обширны по занимаемой площади и огромны по запасам древесины. Экономика многих краев и областей Дальнего Востока России напрямую связана с заготовкой, переработкой и экспортом древесины.

По лесоматериалам критериями при контроле таможенной стоимости являются индикативные цены, основным принципом формирования которых является ориентировка на цены основных, наиболее крупных экспортеров. Вместе с тем, ФТС России при направлении этих цен в таможенные органы указывает, что индикативные цены нельзя рассматривать в качестве минимального уровня цен при контроле таможенной стоимости лесоматериалов, так как эти цены являются справочной информацией.

Основной таможенной процедурой, заявляемой участниками ВЭД в зоне деятельности таможенных органов ДВТУ, являлся экспорт, 45,1% которого приходится на лесоматериалы.

Основной объем оформляемого товара приходится на Уссурийскую таможню.

Внешнеторговый оборот в 2009 году составил 38 293,1 тыс. долларов и 98 326, 21 тонн. По сравнению с 2008 годом в целом товарооборот по стоимости снизился на 40%.

За 9 месяцев 2009 года на 60 процентов увеличились объемы экспорта обработанных на территории России лесоматериалов. Так, если за 9 месяцев 2008 года было экспортировано 248,5 тысячи тонн обработанных лесоматериалов, то за аналогичный период 2009 года — уже 399 тысяч тонн.

Рис. 1. Объемы экспорта обработанных на территории России лесоматериалов в 2008;2009 гг., тыс. тонн В 2007;2009 гг. внешнеторговые операции участниками ВЭД осуществлялись с 22 странами. Из них товары экспортировались в 12 стран. Географическая направленность внешней торговли региона деятельности Уссурийской таможни в 2009 году распределились таким образом, что наибольший внешнеторговый оборот приходится на страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Это связано с географическим расположением Уссурийской таможни.

Уссурийская таможня является крупнейшим экспортером леса среди других таможен Дальневосточного региона.

2.2 Анализ участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих поставку товаров 44 группы ТН ВЭД РФ из России

Лес вывозится с Дальнего Востока и из Восточной Сибири по железным и автомобильным дорогам, с использованием речных паромных переправ на Амуре и Уссури, а также речных, морских и смешанных судов типа «река-море», принимающих свой груз на десятках, а возможно и сотнях морских и речных портов, портопунктов, причалов, терминалов. Открытие прежде напичканного войсками и запретными зонами Дальнего Востока для России и всего мира привело к тому, что любой военный, судоремонтный, рыбацкий или научный причал стал местом утечки легального и нелегального леса за рубеж.

В 2009 году внешнеэкономическую деятельность в зоне деятельности Уссурийской таможни осуществляли 516 участников ВЭД, на 2 участника больше чем в 2008 году. Количество участников экспортеров составило 163, и по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 6% (173 участника ВЭД). Доля экспортеров от общего числа участников ВЭД составляет 32%.

Большую часть внешнеторгового оборота в 2009 году составили участники ВЭД находящиеся в регионе деятельности Уссурийской таможни.

Для более глубокого анализа участников ВЭД целесообразно привести данные по крупнейшим из них, которые осуществляли экспорт леса в зоне деятельности Уссурийской таможни в 2009 году. Данная информация представлена в таблице 1.

Таблица 1. Объемы экспорта товара 44 группы ТН ВЭД РФ перемещаемы основными экспортерами в регионе деятельности Уссурийской таможни в 2009 году

Участник ВЭД

Вес нетто, тыс., куб.

Стоимость, млн. руб.

ОАО «Ольгалес»

ООО «Дальнеречнсклес»

1.3

ООО «Чугуевкий ЛПХ»

86.4

8.1

Итог по всем участника ВЭД

626.4

86.4

Из таблицы видно, что доля распределения экспорта леса среди участников ВЭД неравномерна. По объемам экспорта лидирует ООО «Дальнереченсклес», в его «руках» сосредоточена основная масса заготовки леса разных пород, но если оценивать по стоимости, то на первое место выходит ОАО «Ольгалес», оборот леса на этом предприятии составляет 240 тыс. кубов, стоимостью 77 млн руб.

Распределение участников экспорта по постам обслуживания обусловило выбор транспорта, используемого в макрологистической цепи поставки товаров 44 группы ТН ВЭД РФ из России. Участники ВЭД, осуществляющие свою деятельность в через Уссурийскую таможню используют два транспорта: автомобильный и железнодорожный, поскольку географическое положение пунктов пропуска Уссурийской таможни позволяет использовать оба этих вида транспорта. Также участники ВЭД используют водный вид транспорта в Серверных регионах приморского края при перемещении товаров 44 группы ТН ВЭД РФ через таможенную границу РФ.

2.3 Характеристика видов транспорта, используемые при перемещении товаров 44 группы ТН ВЭД РФ через таможенную границу РФ

Необходимо отметить, что в процессе макрологистической цепи поставки товаров, перед участниками внешнеэкономической деятельности всегда встает вопрос о выборе вида транспорта.

Вывоз леса из РФ непосредственно в КНР в основном производится железнодорожным транспортом. Это объясняется тем, что основные лесозаготовительные районы находятся в отдалении от границы, а перемещение леса железнодорожным транспортом наиболее благоприятно для российских экспортеров, так как железная дорога представляет наиболее оптимальные услуги по доставки товаров на дальние расстояния и перемещение через границу РФ.

Необходимо отметить и наличие при железнодорожных передаточных станциях организаций, которые предоставляют брокерские услуги при таможенном оформлении, что облегчает экспортерам выполнение таможенных формальностей.

Поэтому участники внешнеэкономической деятельности, в основном предпочитают пользоваться железнодорожным транспортом при вывозе леса на экспорт.

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта, таких как:

— время доставки,

— частота отправлений грузов,

— надежность соблюдений графика доставки,

— способность перевозить разные грузы,

— способность доставлять груз в любую точку территории,

— стоимость перевозки.

Каждому виду транспорта присущи свои достоинства и недостатки, которые должны учитываться в принятии решения о выборе того или иного вида транспорта. Выбор вида транспорта влияет на цены, своевременность доставки и состояние товара по прибытии в пункт назначения. [5, с. 302].

Рассмотрим преимущества и недостатки перевозки леса различными видами транспорта.

Таблица 2. Анализ преимуществ и недостатков вариантом перевозки леса автомобильным и железнодорожным видами транспорта

Перевозка автомобильным транспортом

Перевозка железнодорожным транспортом

Преимущества

— товар может доставляться по принципу «от двери до двери»;

— высокая провозная и пропускная способность.;

— высокая провозная и пропускная способность;

— не зависит от климатических условий, времени года и суток;

— относительно низкие тарифы;

— высокая скорость доставки.

Недостатки

— высокая себестоимость на дальние расстояния;

— низкая сохранность товара;

— маленькая частота отправок.

— ограниченное число перевозчиков;

— недоступность продажи в конечных точках потребления;

— недостаточно высокая сохранность груза.

Существенным недостатком железнодорожного транспорта является ограниченность компаний-перевозчиков. Российская железная дорога является монополистом на российском рынке, поэтому компаниям-экспортерам приходится считаться с относительно жесткими условиями перевозок, предоставляемых ею.

Железнодорожному транспорту принадлежит ведущая роль в транспортной системе КНР. Железные дороги выполняют более 47% общего грузооборота. Преимущества железнодорожного транспорта перед другими видами транспорта определяется следующим образом:

— независимость работы от климатических условий,

— высокая провозная способность железных дорог,

— способность осваивать массовые потоки грузов,

— сравнительно невысокая себестоимость перевозок.

Недостатком железнодорожного транспорта является его низкая маневренность, сохранность и невозможность осуществлять доставку от «двери до двери».

В макрологистической цепи железнодорожный транспорт используется в цепочки поставок в следующей вариации: «автомобильный транспорт — железнодорожный транспорт». [10, с. 223].

В регионе деятельности Уссурийской таможни перемещение товара 44 группы ТН ВЭД РФ через таможенную границу РФ осуществляется железнодорожным транспортом.

Автомобильный транспорт, одно из основных преимуществ данного вида транспорта — высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности и регулярностью поставки. Здесь по сравнению с другими видами транспорта предъявляются менее жесткие требования. Основной недостаток — сравнительно высокая себестоимость перевозок, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малая грузоподъемность. В макрологистической цепи поставки леса автомобильный транспорт, используется именно доставка его до железнодорожной станции на территории Российской Федерации.

3. Макрологистическая цепь поставки товаров 44 группы ТН ВЭД РФ из России в Китай

3.1 Структура существующей макрологистической цепи поставки товаров 44 группы ТН ВЭД России, преимущества и недостатки

Древесина вывозится в Китай преимущественно через КВЖД, построенную русскими в 1903 году и пересекающую Северо-Восточный Китай. Она берет начало в Забайкалье, далее через переход Забайкальск-Маньчжурии пересекает территорию КНР, и через когда-то русский город Харбин вновь возвращается на территорию России, теперь уже на переходе Суйфэньхэ-Гродеково. Далее она следует до Уссурийска, где в сотне лесоэкспортерами с обеих сторон: из Забайкальска идет восточносибирский километров от границы соединяется с Транссибом. Эта дорога используется, следующий от Харбина на юг, в центральные районы страны, а из Гродеково — поток дальневосточный, к которому все чаще в последнее время добавляется и часть восточносибирской сосны, доставленной сюда по Транссибу. Это вызвано недостаточной пропускной способностью станции в Забайкальске. Помимо железнодорожного, между Пограничным и Суйфуньхэ действует и автомобильный переход, один из нескольких в Приморье, пропускающих лес на китайскую сторону.

Другие «лесные» маршруты в Китай действуют между Благовещенском и Хэйхэ (паром), между пунктом Наушки в Бурятии и центральным Китаем через всю Монголию. Монгольские организации свидетельствуют, что древесина, незаконно вырубленная на севере страны, на этом пути тут же растворяется в непрерывном российском потоке, идущем в Китай.

Рассмотрим организацию макрологистической цепи поставки леса из России автомобильным и железнодорожным видами транспорта.

Для нахождения оптимальной макрологистической цепи необходимо рассмотреть каждую цепь в отдельности. Рассмотрим первый вариант цепи состоящий из двух смежных видом транспорта: «автомобильный транспорт — железнодорожный транспорт» (рисунок 1).

Рис. 2. Цепь процесса доставки леса из России в КНР автомобильным и железнодорожным транспортом В таблице 2 представлен расчет временных показателей цепи доставки леса от производителя до получателя с использованием авто и железнодорожного транспорта.

Таблица 2. Процесс доставки товаров 44 группы ТН ВЭД автомобильным и железнодорожным видами транспорта

Порядок перемещения

Время, Т

1. Погрузка леса на лесоучастке на автомобильный транспорт

6 ч. — 12 ч.

2. Подготовка товаросопроводительных документов

1,5 ч. — 3 ч.

3. Доставка леса на железнодорожную станцию

2 ч. — 4 ч.

4. Выгрузка леса на сортировочный склад

3,5 ч. — 8 ч.

5. Погрузка леса в вагоны

8 ч. — 12 ч.

6. Доставка леса на железнодорожном транспорте в пункт пропуска Уссурийской таможни

5 ч. — 8 ч.

7. Таможенная очистка товара

1,5 — 12 ч.

Т min = 6+1,5+2+3,5+8+5+1,5=27,5 ч.

T max = 12+3+4+8+12+8+12=59 ч.

Выполним анализ данной цепи. Перемещение леса в данной цепи состоит из перемещения леса по территории РФ автомобильным и железнодорожным транспортом и перемещением через таможенную границу РФ железнодорожным транспортом. Процесс товародвижения начинается с заключения внешнеэкономического контракта на поставку леса из России в Китай.

Физический процесс товародвижения начинается с погрузки партии леса с лесоучастка на автомобильный транспорт. Далее следует поставка товара на железнодорожную станцию и выгрузка его на сортировочный склад, там происходит сортировка леса, погрузка его в вагоны и подготовка к отправке. На сортировочном складе происходит формирование товарной партии. По прибытии вагонов в пункт пропуска, расположенный в зоне деятельности Уссурийской таможни. Прохождение таможенного оформления и таможенного контроля.

Необходимо отметить, что поставка леса только автомобильным транспортом не используется, так как в конечном итоге, существенно увеличится стоимость доставки автомобильным транспортом и возрастают временные затраты. Поставка является также очень рисковой и зависит от метеоусловий, состояния дорожного покрытия, географической особенности местности.

В схеме организации макрологистической цепи поставки леса, можно выявить несколько существенных недостатков, наличие которых, так или иначе, затрудняет функционирование всей цепочки:

1. Доставка по территории Российской Федерации осуществляется автомобильным транспортом до железнодорожной станции на весьма большое расстояние. Это неоправданно увеличивает расходы по доставке и время доставки.

2. Отдаленность таможенного поста. Эта характерная особенность макрологистической цепи поставки леса.

3.2 Мероприятия по совершенствованию макрологистической цепи поставки 44 группы ТН ВЭД РФ из России в Китай

Проведенный анализ макрологистической цепи поставки товаров 44 группы ТН ВЭД РФ из России в Китай показал, что существует необходимость совершенствования звеньев макрологистической цепи с целью сокращения логистических издержек и затрат.

Одной из современных таможенных технологий является предварительное декларирование товаров, которое позволяет существенно снизить временные, а следовательно и денежные затраты участников ВЭД на таможенное оформление. Представляется, что применение предварительного декларирования позволяет уменьшить сроки таможенного оформления, так как декларация, транспортные и коммерческие документы проверяются еще до вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. В результате выпуск может, практически осуществляться сразу после предъявления товаров таможенному органу.

Компания поставщик (погрузка)

Транспортная компания (международная перевозка), если нет своего транспорта

Таможня (проверка и оформление документов)

Таможенный брокер (наличие пакета документов для таможенного оформления)

Предварительное декларирование товара

Рис. 2. Участники макрологистической цепи поставки леса Обычно транспортное средство доставляет товар до места оформления в течение нескольких часов и даже недель. В частности, довольно большие сроки доставки характерны для железнодорожного транспорта. При соответствующей организации взаимодействия получателя, экспорта и перевозчика таможенный брокер может иметь все необходимые для таможенного оформления данные еще до прибытия железнодорожного состава. Разработанная технология предполагает, что брокер еще до прихода железнодорожного состава готовит и направляет в электронном виде согласованный пакет документов, а таможня начинает предварительные операции на основе поданных электронных образцов документов.

В процессе предварительного оформления брокер автоматически (с использованием электронной почты) информирует о его ходе. В итоге брокер может получить решение таможни еще до убытия железнодорожного состава, что позволяет получателю, и таможне спланировать действия при поступлении железнодорожного состава. При поступлении товара таможня производит основное оформление, в ходе которого сверяет оригиналы документов с ранее представленными брокером электронными образцами документов, проходит таможенный осмотр и таможенный досмотр.

Данная схема предполагает заблаговременное выполнение участниками таможенного оформления ряда предварительных операций, предшествующих основному таможенному оформлению и не противоречащему Российскому таможенному законодательству. Она рассчитана на работу с таможенным брокером, имеющим лицензию ФТС России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

В несколько упрощенном виде технологию можно описать следующим образом.

Таможенный брокер готовит и подает с помощью электронной почты электронную копию грузовой таможенной декларации, которая должна содержать все сведения, необходимые для таможенного оформления товара согласно действующему таможенному законодательству.

На этапе приема регистрации и учета ЭК ГТД присваивается номер с регистрацией в журнале обычным порядком.

К ЭК ГТД прилагаются электронные копии документов, необходимых для таможенных целей и проверки достоверности заявленных сведений:

— инвойс;

— железнодорожная накладная;

— фитосанитарный сертификат;

— паспорт экспортной сделки.

ЭК ГТД проходит оформление в ОТО и ТК таможни.

Брокеру автоматически формируются и отправляются электронные сообщения о прохождении этапов оформления ГТД.

При необходимости получения дополнительных документов и сведений для целей таможенного оформления и контроля должностные лица ОТО и ТК, производящему проверку ЭК ГТД, оформляют электронный запрос о предоставлении таких документов и сведений. Таможенным органом, при необходимости, могут быть затребованы бумажные копии или оригиналы отдельных документов. Электронной почтой запрос передается таможенному брокеру.

Сотрудник отдела, уполномоченный начальником ОТО и ТК, выписывает поручение на досмотр товаров, в соответствии с требования нормативных актов ФТС России и требованиями сотрудников ОТО и ТК, производящих документальных контроль по электронным копиям документов, и передает поручение на досмотр в досмотровую группу.

Таможенным брокером также после прибытия товаров в пункт пропуска на таможенной границе предоставляется гарантийное обязательство о полном соответствии электронных копий документов с оригиналами на бумажных носителях. За предоставленную информацию таможенный брокер несет юридическую ответственность.

При полном соответствии сведений с ЭК ГТД и в представленном пакете документов сотрудники отдела, осуществляющие таможенный контроль на оборотной стороне первого листа ГТД и ее электронной копии делают запись «Проверено», проставляют дату, время начала и окончания проверки, подпись, оттиск личной номерной печати.

Сотрудник отдела, уполномоченный принимать решение о выпуске, производит сверку сведений, заявленных в ЭК ГТД с данными бумажного пакета документов и актом досмотра. [12, с. 88].

В случае выявления недостоверных или неточных сведений, расхождении сведений, заявленных в ГТД с результатами акта таможенного досмотра, оформление прекращается.

Данная схема подтверждает возможность существенного сокращения времени основного таможенного оформления за счет перенесения части операций таможенного оформления и контроля на стадию предварительных таможенных операций и использование при этом электронных образцов документов. Одновременно она показывает, что применение электронного декларирования настолько сокращает сроки собственно таможенного оформления, что основными причинами задержек выпуска товаров становится факторы организационного характера.

При рассмотрении основных видом макрологистической цепи выявлено, что доставка товаров по территории Российской Федерации осуществляется несколькими видами транспорта.

Заключение

Сущность логистического подхода к управлению материальными потоками состоит в интеграции отдельных участников логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый товар в нужное место.

В результате проведенного исследования была выполнена основная цель, заключающаяся в анализе макрологистической цепи поставки леса из России в Китай и выработке рекомендаций направленных на совершенствование макрологистической цепи поставки 44 группы товаров.

Были рассмотрены теоретические основы таможенной логистики. На основе проведенных исследований выявлено, что Уссурийская таможня является лидером по экспорту леса.

Рассматриваемая макрологистическая схема поставки леса из России в Китай характеризуется тем, что лесоучастки находятся на территории РФ, откуда лес доставляется автомобильным и железнодорожным транспортом.

Можно сказать, что процесс таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, может быть представлен как совокупность логистических процедур, которыми можно управлять и оптимизировать. Поскольку прохождение товаров через границу является неотъемлемой частью международной цепи поставки товаров, то сокращение времени таможенных формальностей является важной составляющей управления цепью. Потери участников ВЭД в таможенном секторе в связи с несовершенствованием таможенных технологий могут быть достаточно значительными. Это в конечном итоге влияет либо на цену товара, либо на величину прибыли предпринимателя.

На основании проведенных исследований были разработаны рекомендации направленные на совершенствование, а также построена макрологистическая цепь поставки леса.

Список источников

1. Бакаева, О. Ю. Таможенное право как формирующая юридическая наука и учебная дисциплина // Финансовое право. — 2009. — с. 36−54.

2. Бауэрсокс, Д. Д. Логистика: интегрированная цепь поставок / Д. Д. Бауэросокс, Д. Д. Локс. — Перевод с анг. М: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. — с. 389.

3. Истомин, С. И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов / С. И. Истомин // Деловой мир. — 2008. с. 15−45

4. Кирюков, С. И. Развитие концепции управления цепями поставок: маркетинговый подход / С. И. Кирюков, С.В. // Вестник СПб университета. — СПб.-с. 111−123.

5. Миротин Л. Б. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов./ Под общей редакцией Л. Б. Миротина.-М.: Экзамен, 2003. — 512 с.

6. Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров [Электронный ресурс]: Приказ ГТК России: [от 28.11.2003 № 1356]. Режим доступа: БД Консультант Плюс.

7. Об основах государственного регулирования внешней торговли: Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ.

8. Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом Приказ ФТС России: [от 25 апреля 2007 № 536]. — Режим доступа: БД Консультант Плюс.

9. Прокофьева Т. А. Проектирование и организация региональных транспортно-логистических систем: учебно-методический комплекс. / Т. А. Прокофьева — М.: РАГС, 2009. — 304 с.

10. Самолаев Ю. Н. Основы таможенной логистики: учебное пособие./ Ю. Н. Самолаев — М.: Альфа-М: Инфра-М, 2008. — 304 с.

11. Таможенный кодекс Таможенного союза от 01.07.2010 г.

12. Шаблинский И. Г. Таможенные процедуры и логистика: правовая поддержка / И. Г. Шаблинский. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 179 с.

таможенный внешнеэкономический логистика лес

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой