Образы семьи в современных российских СМИ
Итак, подводя итоги параграфа, нужно отметить, что семья в научных СМИ является очень популярным проблемным полем. Практически в каждом номере журнала «СоцИс» существует раздел, посвященный проблематике семьи. Феномен семьи в научной прессе рассматривается с различных сторон. Затрагиваются проблемы места и роли семьи в современном обществе. Много статей посвящено проблеме неблагополучных семей… Читать ещё >
Образы семьи в современных российских СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Образы семьи в современных российских СМИ»
Содержание ВВЕДЕНИЕ
1 ОБРАЗЫ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ МАСС-МЕДИА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Представление образов семьи в СМИ: варианты социологической рефлексии
1.2 Современные исследования коммуникативных образов семьи
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЙНЫХ ОБРАЗОВ СЕМЬИ В КОНТЕНТЕ РОССИЙСКИХ СМИ
2.1 Типология и структура коммуникативных образов семьи
2.2 Социальные функции коммуникативных образов семьи ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
семья образ медийный Актуальность темы исследования. В XX веке общество стало гораздо более зависимым от СМИ, чем это было ранее. Коммуникация сегодня является базисным элементом в формировании общественного мнения. Образы семьи, встроенные в структуру масс-медиа стали механизмом формирования определённой психологии семейного поведения, они также выполняют определённые социальные функции (социальной идентификации, ценностной ориентации). СМИ конструируют некие эталонные образы семьи, которые могут приниматься индивидом как «образцы для подражания». В настоящее время наблюдается рост различных негативных явлений в сфере брака и семьи — таких, как падение рождаемости, сокращение числа браков и увеличение разводов, распространение идеала однодетной семьи, невыполнение семьей своих функций, ослабление родственных связей, а также распространение различных девиантных форм семейного поведения. В немалой степени этому способствуют СМИ.
В 90-е годы российские СМИ претерпели значительные изменения. Всеобщая коммерциализация привела к тому, что значительное количество транслируемых сообщений стали заказными. Исчезла цензура, появилась большая свобода в высказывании автором собственного мнения. Конечно, эти трансформации не могли не затронуть и имидж семьи. В данном контексте интересным и своевременным будет проследить, каким образом изменения СМИ в перестроечный и постперестроечный период повлияли на имидж института брака и семьи в современном российском обществе.
Степень разработанности проблемы. В имеющейся научной литературе существует множество теоретических подходов к проблеме семьи. Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучались многими исследователями. М. Вебер [6], Э. Дюркгейм [16], К. Маркс [26], Ф. Энгельс трактовали семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Ими подчеркивалось господство коллективного начала над индивидуальным, исследовалась эволюция семьи и брака, проводился сравнительный анализ матриархата и патриархата. Разрозненные социологические теории семьи собрал воедино П. А. Сорокин. Идеи марксизма относительно института брака и семьи поддержали и развили ученыё советской социологической школы. А. Г. Харчёв выделил основные функции семьи как социального института, М. С. Мацковский обосновал связь экономических характеристик общества и значением семьи в формировании этих характеристик. С. И. Голод обосновал значение нуклеарной семьи для сохранения целостности общества. Что касается современных подходов к семье, то одним из самых значимых на сегодняшний день является субъектно-центристский, в котором семья выступает как источник удовлетворения индивидуальных потребностей человека.
Следующим значительным пластом научной литературы являются научные разработки по теории коммуникации. Они в основном представлены зарубежными авторами. Основу системного подхода к изучению СМИ составляют работы Э. Гидденса и Р. Де Флюэра, в которых утверждается, что коммуникация и общество являются взаимовлияющими феноменами и изменения в каком-либо из них неминуемо приведут к изменениям в другом. Структурно-функциональный подход, который на сегодняшний день является одним из ведущих подходов к проблематике СМИ, рассматривает проблемы организации и функционирования СМИ, а также утверждает, то, что СМИ являются самоуправляемой системой. Данный подход представлен работами П. Лазарсфельда [23], Г. Лассвела [24], Р.Мертона. Культурологический подход трактует СМИ как производителя продукта массовой культуры и идеологии. В данном направлении работали Дж.Б.Томпсон [45], О. Тоффлер [44], С.Хантингтон. Конструктивистский подход обнаруживает СМИ как производителя знаковых систем. В данном контексте следует отметить концепции Ж. Бодрийяра [4], Н. Лумана [25], Дж.Уоллакотта. Смысл теории Бодрийяра состоит в том, что СМИ конструируют особый продукт, «симулакрум», который по сути, никакого отношения к реальности не имеет, он является её знаковым конструктом. Из значимых подходов к теории коммуникации также можно выделить коммуникативный подход, разработанный Ю.Хабермасом. Он отмечал, что общественные явления отражаются в системе коммуникативных действий, целью которых является свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определённой сфере. В частности, Хабермас писал о политике. Можно также выделить ряд отечественных специалистов, работающих по проблематике СМИ, в основном это работы практического характера А. Б. Гофмана [13], Я. Н. Засурского [17], Е. И. Кравченко [21], Е. П. Прохорова [37], Р. М. Ямпольской. Ими выделены структура и функции СМИ в обществе, а также доказано влияние СМИ на формирование общественного мнения.
Научные разработки по проблематике прессы и телевидения наиболее полно и широко представлены в работах Н. Постмана и Дж.Фиска. Также можно отметить работу отечественных исследователей «Психология телевизионной коммуникации» Т. Я. Аникеева Л. В. Матвеева, Ю. В. Мочалова.
Что касается изучения образов семьи в СМИ как особого социального феномена, то специалистов, избравших эту тему непосредственным объектом и предметом социологического изучения крайне мало. В основном это работы прикладного характера. Недостаточно внимания уделяется теоретическим и прогностическим аспектам. Отсутствует система понятий и терминов. Но всё же можно выделить следующие работы: А. И Коханенко «Имидж рекламных персонажей»; А. И. Антонов. «Микросоциология семьи». Работа посвящена социологическому анализу влияния массовой культуры и СМИ на имидж брака и семьи в общественном мнении Объект исследования: образы семьи, представленные в структурах СМИ.
Предмет исследования: формирование коммуникативных моделей современной семьи Цель исследования заключается в выявлении механизмов формирования коммуникативных образов семьи В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
— рассмотреть коммуникативные образы семьи в аспекте социологической рефлексии;
— определить специфику современных исследований коммуникативных образов семьи;
— определить типологию и структуру коммуникативных образов семьи;
— выявить социальные функции коммуникативных образов семьи.
Теоретические и методологические основы исследования. В курсовой работе коммуникативные образы семьи будут рассмотрены с точки зрения структурно-функционального подхода. Теоретическим основанием данного подхода явились структурно-функциональная теория коммуникации Г. Лассвелла, а также концепция «организованного социального действия» Р.Мертона.
Структура исследования обусловлена целью работы и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, в каждой главе по два параграфа, заключения и списка литературы, включающего 56 наименований источников.
1 ОБРАЗЫ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ МАСС-МЕДИА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Представление образов семьи в СМИ: варианты социологической рефлексии Современное российское общество в перестроечный, а потом и в постперестроечный период претерпело ряд изменений. Изменившемуся обществу соответствует и обновленная модель семьи. Взгляды на семью стали свободнее и смелее, нежели в советский период, изменилось и отношение к традиционным семейным ценностям. Конечно, в немалой степени на изменения в области становления взглядов на традиционную семью повлияли СМИ, которые сегодня прочно интегрированы в социальную систему и уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что они оказывают влияние на массовое сознание. Бесспорным является также убеждение в том, что СМИ играют ключевую роль в формировании общественного мнения по отношению к различным явлениям и процессам, происходящим в современном обществе. Семья в этом отношении не является исключением. На наших телеэкранах, в радиосообщениях, в прессе мы постоянно сталкиваемся с различными изображениями семьи. Поэтому так важно определить насколько сильно влияние СМИ на формирование семейных установок и ценностей россиян.
Феномен семьи изучается в контексте различных наук: психологии, социологии, философии и др. Среди ученых, внесших большой вклад в становление и развитии научных взглядов на семью можно назвать следующих: Эмиль Дюркгейм [16], Льюис Морган [32], Фридрих Энгельс. А также ученые советской социологической школы А. Г. Вишневский [7], С. И. Голод [10], М. С. Мацковский [29], А. Г. Харчёв.
Льюис Морган, американский этнолог, изучал проблему семьи на примере организации быта американских индейцев. Большое значение в своих работах он уделял феномену рода, как отправной точки в развитии моногамной семьи. Он считал, что родовая организация быта претерпела с течением времени некоторые трансформации. От кровнородственной семьи, которая основана на браке между двоюродными родственниками, семья прошла долгий путь и впоследствии стала парным союзом одного мужчины и одной женщины.
Классический социологический подход к семье характеризуется отношением к ней как к сугубо практическому аспекту общественной жизни. Здесь, конечно, подразумевается всеобщая практика коллективизма. Макс Вебер концентрирует внимание на семье в условиях развития капитализма, Эмиль Дюркгейм и Карл Маркс подчёркивали господство коллективного начала над индивидуальным. Фридрих Энгельс был приверженцем эволюционного подхода и проследил трансформации традиционных семейно-брачных моделей с древнейших времён до современного ему времени. Позднее разрозненные теории о семье обобщил и изложил П. А. Сорокин. Он утвердил положение о том, что семья в качестве малой социальной группы прочно интегрирована в общество.
Советская социология не имела, да и не могла иметь никакого другого направления в изучении феномена семьи, кроме как марксистского. Но несмотря на эту стеснённость, советские ученые смогли достичь больших успехов. Едва ли не самое полное определение семьи дают в своей работе М. С. Мацковский и А. Г. Харчёв. «Семья представляет собой такую систему отношений, которая объединяет не только супругов, но и других родственников или близких людей и друзей, необходимых супругам. Семья — это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения. Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и её проблемы. — М.: Издательство «Мысль», 2008. — С. 43. «. А. Г. Харчёв продолжал традицию эволюционного подхода к изучению семьи, а также выявил её функции. М. С. Мацковский в рамках системного подхода выявил связь между экономическими характеристиками общества и значением, которое играет в обществе семья. Он также выявил и доказал, что существует потребность общества в семье, а также потребность индивида в семье. С. И. Голод утвердил положение о том, что для сохранения единого и целостного общества ему нужна нуклеарная моногамная семья.
В условиях демократизации российское общество нуждается в инновационных подходах к семье. В современных подходах семья рассматривается отдельно от социума, она практически не вписана в основы его функционирования. Данный подход, по мнению Л. В. Карцевой условно можно назвать субъектно-центрическим.
Таким образом, говоря о разных подходах к семье, можно выявить следующую закономерность: в классических социологических подходах семья прочно вписана в социальную структуру, и способствует удовлетворению коллективных нужд. В современных же подходах семья является несколько абстрагированной от общества закрытой единицей, в большей степени служащей для удовлетворения индивидуальных потребностей человека. На изменение взглядов на семью в огромной степени повлияли средства массовой коммуникации, которые, кстати говоря, также претерпели некоторые трансформации в постперестроечный период. В данном контексте необходимым становится рассмотрение фундаментальных теоретических концепций СМИ, а также современных прикладных теорий СМИ, как основного транслятора коммуникативных образов семьи.
В данное время существует множество теоретических подходов к изучению деятельности средств массовой коммуникации. Среди них можно выделить следующие: системный, структурно-функциональный, конструктивистский, его также называют семиологическим, культурологический. Коммуникация в каждом из них рассматривается с точки зрения различных научных категорий.
В рамках системного подхода СМИ обнаруживаются как целостная социальная система, которая оказывает влияние на социальную жизнь, но также и сама эта система оказывается под влиянием общественных стереотипов. В 1976 году Р. Де Флюэр создал концептуальную модель СМИ, в которой СМИ являются системой, создающей условия, в которых реализуются события массовых коммуникаций. В его теории масштабы влияния массовой коммуникации зависят от морально-психологического состояния общества. Взаимовлияние становится сильнее, когда в социуме происходят различные переломные моменты. В теории Э. Гидденса СМИ являются «как проявлением расчленяющей, глобализирующей тенденции современности, так и являются инструментами этих тенденций» Гидденс А. Опосредование опыта / М. М. Назаров // Массовая коммуникация в современном мире. — М.: 2002. — С.173. Э. Гидденсу принадлежит теория о том, что СМИ фрагментируют, расчленяют сознание индивида. Расчленённое сознание индивида в свою очередь становится элементом новой фазы социального развития — эры постмодерна.
Огромный пласт во всем многообразии теорий СМИ составляют концепции, рассмотренные с точки зрения структурно-функционального подхода. К таковым, в частности, относятся работы Г. Лассвелла [24], П. Лазарсфельда [23], Р.Мертона.
Г. Лассвелл в своей работе «Структура и функции коммуникации в обществе», говорит о том, что обмен информацией в современном обществе немногим отличается от технологии обмена информацией в животном мире. Лассвелл также выявляет понятие коммуникационной цепи. Цепи могут быть однои двухсторонними. Беседа — это пример двухсторонней коммуникации. Большое значение коммуникации состоит в том, что она формирует потребности и ценности в обществе. Потребности и ценности в свою очередь обусловлены спецификой и направленностью социальных институтов.
Довольно оригинальна концепция «организованного социального действия» П. Лазарсфельда и Р.Мертона. Социальное значение СМИ состоит в том, что они формируют поведенческие стреотипы, установки и мировоззрение. Также выделяется ряд функций СМИ:
— функция присвоения статуса: СМИ присваивают статус социальным проблемам, личностям, организациям, общественным движениям. СМИ также «легитимизируют» власть индивидов и групп;
— функция укрепления социальных норм: организованное социальное действие коммуникации способствует укреплению публичности. Публичность создает границы терпимости к нарушению социальных норм с одной стороны, и границы действия социальных норм — с другой;
— функция наркотизации: используя хитрые психологические приёмы СМИ создают зависимость к потреблению продукта массовой коммуникации;
— функция формирования массового вкуса: СМИ посредством различных каналов создают определённые общепринятые продукты, потребление которых является признаком вкуса. Таким образом феномен «организованного социального действия» состоит в том, чтобы формировать особое массовое сознание, которым можно впоследствии управлять Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие / М. М. Назаров // Массовая коммуникация в современном мире. — М.: 2002. — С.141−144.
Конструктивистский подход представлен работами Ж. Бодрийяра [4], Н. Лумана [25], Дж.Уоллакотта. В контексте данного исследования необходимо представить основные положения работы последнего. Он пишет о том, что «отличительной особенностью производства в сфере массовой информации является то, что оно предполагает создание и артикуляцию сообщений в пределах специфических знаковых систем». Представление образов как знаковых систем предполагает особое структурирование коммуникативного процесса, который имеет особый алгоритм преставления. За счет представления сообщения по особому алгоритму, драматургия которого сходна с особенностями драматургии сказки, создаётся довольно сильный эффект интеграции данного образа в индивидуальное, а потом и в массовое сознание.
В рамках данного исследования можно выделить ещё два основных подхода к изучению феномена СМИ: культурологический и коммуникативный. Подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что коммуникация не только влияет на массовое сознание, она формирует особенности мышления и стереотипизации представленных в ней образов.
В России изучение СМИ стало развиваться с сер. 60-х гг. XX века. Наиболее известными учеными, сделавшими солидный вклад в формирование теории и методологии исследований массовой коммуникации, являются Я. Н. Засурский и Е. П. Прохоров. Именно они утвердили теорию о том, что СМИ воздействуют на общественное сознание, стереотипы и нормы поведения, мотивы поступков.
Итак, СМИ — это средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе.
К СМИ относятся:
— печатные издания (пресса): газеты, журналы;
— электронные СМИ: телевидение, радио, Интернет (в западной практике) Средства массовой информации [ Электронный ресурс] / Электронная энциклопедия.- Режим доступа: http//ru.wikipedia.org/ .
Важную роль в разработке проблемы влияния СМИ на общественное мнение в отношении различных аспектов социальной жизни, в частности института брака и семьи, сыграли практические исследования А. Б. Гофмана, Е. И. Кравченко, Р. М. Ямпольской. В их работах выявлены показатели влияния СМИ на ценностные ориентации россиян.
На сегодняшний день существует множество мнений в отношении функций СМИ в обществе. Я. Н. Засурский выделяет следующие:
— информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества);
— аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);
— развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения) Засурский Я. Н. Средства массовой информации в постсоветской России. — М.: Аспект пресс, 2002. — С. 42.
Теория включённости СМИ в систему общественных отношений представлена в работах Е. П. Прохорова, известного российского специалиста в области журналистики и коммуникаций. Он отмечал, что, взаимодействуя на основе перекрёстных связей с социальными общностями, СМИ играют множество ролей, способствующих деятельности различных социальных институтов, также СМИ активно включаются в коммуникативные процессы в обществе. Это определяет общественное назначение, функции СМИ в обществе.
Е.П.Прохоров в качестве исходной, выделяет коммуникативную функцию, функцию общения, налаживания контактов. Вторая наиболее важная функция — выдвижение суждений и оценок деятельности социальных институтов и должностных лиц — т. е. контрольная. Следующая — Культурно — образовательная, далее — Рекламно справочная. И основная функция — функция формирования массового сознания — идеологическая или социально-ориентирующая — именно эта функция важна для понимания формирования образа семьи в СМИ Прохоров Е. П.
Введение
в теорию журналистики. Издание 2. — М., РИП — холдинг, 1998 — С. 58.
Образы семьи и их представление в СМИ можно изучать в рамках нескольких наук: культурологии, социологии, маркетинга. В культурологи их можно рассматривать как инструмент, создающий определённые нормативные и ценностные ориентации, а впоследствии и поведенческие модели и стереотипы. В данной области культурологический подход граничит с социологическим. Коммуникативные образы семьи могут быть также идеологическим инструментом государственной политики, так было в Советском Союзе. Так же образы семьи, транслируемые в СМИ, могут формировать этические и эстетические нормы в обществе. Например, через образы семьи различные глянцевые издания транслируют эстетику семейного быта.
В области маркетинга коммуникативные образы семьи могут послужить подспорьем для создания потребительской базы, при условии их грамотного построения. Семейный образ в маркетинговой рекламной коммуникации может являться неким «проводником» в мир потребительских товаров и услуг.
В рамках социологического подхода коммуникативная модель семьи является сообщением массовой коммуникации. Слушая и воспринимая данное сообщение, реципиент интегрирует его в сознание и тем самым создаёт предпосылки к последующему его осмыслению и субъективной интерпретации. В последующих действиях, интерпретируя данный образ, субъект (зритель, читатель или слушатель) даёт ему некую оценку, она может быть положительной, отрицательной или нейтральной, то есть не вызывающей никаких определённых эмоций. Оценка всегда обусловлена опосредованным опытом. В случае если оценка коммуникативного образа семьи становится положительной в сознании реципиента, она становится принятой и, соответственно, может стать поведенческим стереотипом. На осмысление и оценивание коммуникативного образа семьи влияют несколько условий: внешние, то есть условия подачи образа (визуальные и звуковые эффекты его оформления), и внутренние условия (субъективный настрой реципиента, его эмоциональное состояние). СМИ активно работают над внешним оформлением образов семьи при их трансляции. По мнению А. А. Грабельникова в дело здесь вступают различные механизмы, называемые психотехнологиями. Психотехнологии — это последовательная совокупность методов психологического воздействия, целью которого является побудить реципиента к определённой эмоциональной, а впоследствии и поведенческой реакции. Грамотный подбор психотехнологий позволяет средствам массовой коммуникации добиваться значительных успехов путем формирования в общественном сознании наиболее приемлемых для себя социальных алгоритмов.
Умберто Эко выявил особый механизм подачи коммуникативных моделей в системе массовой информации. Данный механизм подачи может быть применим к любому предмету, событию или явлению. У. Эко говорит о том, что трансляция сообщения, в данном случае это образ семьи, происходит в рамках определённого алгоритма, который характерен для драматургии сказки. Попробуем применить данный алгоритм в отношении трансляции коммуникативных образов семьи (на примере телепередачи): сначала происходит музыкальное сопровождение; потом рассказ о прототипе образа; далее предъявление прототипа, то есть реальной семьи; далее свидетельства простых смертных (соседей, друзей, родных); следующие этапы — вердикт зрителей и вердикт ведущего. Конечно, это только один из большого количества сценариев трансляции, но все же он позволяет выявить заинтересованность СМИ в том, чтобы как можно ярче эмоционально раскрасить транслируемую модель и закрепить это образ в сознании аудитории, чтобы в последующем создать определённое общественное мнение, а следовательно, и последующую поведенческую реакцию. Выделяя общие положения данных исследований можно сделать вывод о том, что Семья в СМИ — это некий транслируемый конструкт брачного союза, подкреплённый общественным мнением, эмоционально окрашенный, характерный для данного общества в данный временной промежуток.
Таким образом, в современной науке существует множество подходов и к изучению семьи, и к изучению феномена коммуникации. Коммуникативный образ семьи является продуктом системы массовой информации. Можно выделить три подхода к изучению коммуникативных образов семьи, наиболее популярных на сегодняшний день: культурологический, маркетинговый и социологический. Каждый из подходов характеризуется определённым специфическим проблемным полем. В культурологическом подходе коммуникативный образ семьи выступает как фактор формирования этических и эстетических норм. В маркетинговом подходе транслируемый образ семьи рассматривается как элемент формирования положительного имиджа товара или услуги. Для социологического подхода характерно изучение коммуникативных образов семьи как фактора формирования общественного мнения в отношении института семьи и брака. Нужно оговориться, что во многих положениях подходы часто пересекаются, и крайне сложно определить четкие границы каждого. Например, нормы и ценности, формируемые коммуникативными моделями семьи, являются частью социальной жизни и уже могут изучаться в рамках социологического подхода. Для каждого подхода характерны и определённые изучаемые каналы трансляции образов. В целом, можно с уверенностью утверждать, что СМИ, транслируя образ современной семьи, определяют модели брачного поведения, и создают так называемую «типовую модель», эталонный образ современного брачного союза, циркулирующий в массовом сознании.
1.2 Современные исследования коммуникативных образов семьи В российском законодательстве к СМИ относятся кроме общепопулярных изданий, также и научные периодические издания. К таковым, в частности, относится и социологический журнал «СоцИс». Журнал «СоцИс"представляет собой периодическое научное издание, в котором публикуются исследовательские работы ученых и научных журналистов в области социологии.
Основной задачей данного параграфа является анализ опубликованных в нём статей о семье, с целью выявления имиджа семьи и определения объективности и полноты освещения проблем современной семьи.
Перед исследованием поставлены следующие задачи:
— определить проблемы семьи, которые наиболее полно и часто освещаются в данном издании;
— обозначить положение семьи, особенно молодой, в современном обществе;
— определить отношение к браку и деторождению;
— рассмотреть материальное положение современной семьи;
— раскрыть вопросы быта и жизнеобеспечения сельской семьи;
— определить основные причины внутрисемейных конфликтов.
В публикациях анализировалось как описание основных проблем семьи, так и предоставление информации о наиболее незащищенных типах семей и комментарии специалистов в смежных дисциплинах.
Исследуемы публикации по тематике условно разделены автором на следующие категории: модель семьи и её место в современном обществе; молодая семья и отношение к заведению детей; сельская семья; проблема алиментов; неблагополучная семья; многодетная семья; семейные конфликты; семейная политика.
С 60-х гг. на Западе и с конца 80-х гг. в Европе, а теперь и в России все яснее стали проявляться признаки трансформации семьи. Такие как: уменьшение численности браков, старение, увеличение числа гражданских браков, падение рождаемости, перенос рождения первенцев на более позднее время, преобладание малодетных семей, большое количество внебрачных детей, сознательная бездетность.
Причиной этому, по мнению исследователей, является демократизация общества, которая ведет за собой ряд новых жизненных установок (самореализация, свобода выбора, личное развитие, индивидуальный стиль жизни, эмансипация).
Значительные изменения претерпела и российская семья. Реформы 90-х гг. привели к неблагоприятным социальным последствиям (наркомания, раннее материнство, преступность, насилие над детьми, сиротность). Усложнилось экономическое положение семьи (25% семей оказались за гранью прожиточного минимума). Родители стремительно теряют авторитет и соответственно воспитательную функцию вследствие всеобщей компьютеризации. Массовым явлением становится трудовая занятость детей и молодёжи, вследствие чего снижается общая учебная успеваемость.
В социальном переустройстве важнейшая роль отводится молодой семье. Молодое поколение олицетворяет будущее. В данном контексте ученые отмечают ряд важных аспектов жизни молодой семьи. Уровень экономического и материального благополучия, отказ от иждивенческих настроений (молодые люди в большинстве своём стремятся как к жилищной самостоятельности, так и к материальной), превалирование эгалитарного типа семьи, когда оба её члена в равной степени работают и занимаются домашним хозяйством, отказ от раннего рождения детей.
Меняется и отношение к деторождению. Рождение первенцев откладывается на более поздние сроки, и тому есть ряд причин: а) много хлопот и отсутствие свободы; б) отсутствие жилищных условий; в) не позволяет здоровье; г) нежелание партнёра; д) трудности с работой.
Но также исследователи отмечают и мотивы к рождению детей: Удовольствие от наблюдения за тем, как ребёнок растет; продолжение жизни через детей; потребность в заботе о ком-нибудь; «С детьми веселее жить»; дети способствуют развитию семьи.
В жизни сельской семьи также наблюдается рад важных тенденций. Оскудение или отсутствие домохозяйства. Все больше деревенских семей отказываются от возможности заводить корову, кур, поросят и др. Этому в большей степени способствуют экономические причины. Дороже обходится содержание большого хозяйства, и люди приходят к выводу о том, что проще покупать мясо и молоко, чем иметь свое. Становится меньше сложных, «расширенных» семей, т. е. семей, проживающих по принципу поколение плюс поколение. В основном молодые семьи стремятся отделиться, проживать отдельно. Повсеместное увеличение среднего возраста сельской семьи. Это связано с тем, что молодёжь не стремится к жизни на селе. Стремится ехать в город, и там продолжать обучение и строить карьеру. Происходит потеря традиций, обрядов, обычаев. В эпоху засилья Интернета, и различных технических устройств, все сложнее становится поддерживать традиционный уклад жизни.
В обществе остро стоит проблема невыплаты алиментов. Причиной этого является несовершенство законодательства, которое не обязывает судью проверять справки о доходах алиментщиков. И получается парадоксальная ситуация. Многие женщины стоят за чертой бедности, в одиночку воспитывая детей. А мужчина, предъявив неверные сведения о доходах, продолжает жить, не теряя своего материального статуса.
Всё больше становится социально неблагополучных семей. Социально неблагополучная семья, это семья, которая: а) не в состоянии обеспечить прожиточный минимум своим членам; б) не обеспечивает простого воспроизводства населения, количественная структура которой в социальном и правовом контексте является «отклоняющейся от нормы»; в) имеет не оптимальные социально-психологические показатели функционирования, член (-ы) которой страдают физическими/психическими заболеваниями и/или, имеют минимальные уровни образования и профессиональной квалификации, ведут незаконную жизнедеятельность, нарушают права личности, совершили преступление (правонарушение); г) в отношении которой общественное мнение настроено негативно (или неоднозначно) Социально-экономические изменения в России практически вытеснили желание женщины иметь более одного ребёнка. Тому есть ряд причин: ухудшение репродуктивного здоровья женщин и наличие более социально престижных желаний.
Многодетная семья сегодня — это 3 ребёнка и более. По уровню жизни многодетная семья заметно уступает среднестатистической семье аналогичной возрастной категории родителей (30−50 лет). Но можно отметить, что в среде богатых семей растёт количество многодетных. В многодетной семье основным «добытчиком» является отец семейства. А матери, как правило, больше времени и сил вкладывают в семью.
Так почему же семьи в России в большинстве своём не многодетны? По следующим причинам. В обществе нет доступной инфраструктуры, которая позволяет удовлетворить потребности детей, иногда они просто несовместимы во времени и пространстве. Недостаточная материальная обеспеченность. Страх за детей: боязнь растления, развращения, неустроенности их жизни.
Семейные конфликты так же одна из важных тем, поднимаемых учеными в отношении семьи. Причины семейных конфликтов: воспитание детей, бытовая сфера, несходность национальных традиций, пьянство, аморальное поведение, жилищные проблемы, несовместимость интересов и представлений о семейных ролях.
Две статьи из исследуемых посвящены семейной политике в современной Российской Федерации. Семейная политикаэто целенаправленная стратегия государства в сфере семьи, брака и деторождения.
Проблемы современной семейной политики следующие. Недостаточность рычагов влияния и/или их неэффективность. Низкая рождаемость как демографический фактор.
Пути выхода: совершенствование законодательной базы, стимулирование рождаемости, пропаганда контрацепции и абортов.
Итак, подводя итоги параграфа, нужно отметить, что семья в научных СМИ является очень популярным проблемным полем. Практически в каждом номере журнала «СоцИс» существует раздел, посвященный проблематике семьи. Феномен семьи в научной прессе рассматривается с различных сторон. Затрагиваются проблемы места и роли семьи в современном обществе. Много статей посвящено проблеме неблагополучных семей. Освещаются вопросы сельской, многодетной и бездетной семьи. Такой многоаспектный подход утверждает нас во мнении, что семья была и остаётся важнейшим из феноменов современного общества. Попробуем ответить на вопрос, какой в целом образ современной семьи отражает журнал СоцИс: прежде всего это семья нуклеарная, т. е. одна семейная пара с детьми или, как правило, с одним ребёнком, проживающая в отдельной квартире, пользующаяся всеми благами цивилизации. Отношения между супругами в этой семье важны для её членов гораздо больше, чем включённость данной семьи в социальную жизнь. Очень важный факт: журнал «СоцИс», как научный журнал, который является «рефлексией» современного общества, именно отражает образ семьи, а не формирует его. Формируют образ семьи, как правило, общепопулярные СМИ, а не научные издания, так как используют другие методы. Для научной печатной периодики характерны такие черты, как рациональная организация, серьёзность, понятность. В отличие от общепопулярных СМИ (радио, телевидения, глянцевых журналов), в научных СМИ присутствует аргументированность, подкреплённая серьёзными эмпирическими исследованиями.
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЙНЫХ ОБРАЗОВ СЕМЬИ В КОНТЕНТЕ РОССИЙСКИХ СМИ
2.1 Типология и структура коммуникативных образов семьи Особенностью телевидения является то, что оно относится к визуальным средствам массовых коммуникаций. Данный факт обуславливает всеобщую популярность телевидения в качестве элемента, сопровождающего домашний досуг. Невозможно представить себе российской семьи, в которой в выходной не включали бы телевизор. Следовательно, коммуникативные модели и образы, транслируемые телевидением, создают гораздо более сильный психологический эффект, нежели другие СМИ. Тому существует два объяснения: охват широкой аудитории и особые психотехнологии визуальной коммуникации.
Коммуникативные модели и образы в телевизионном поле транслируются в двух плоскостях: вербальной и визуальной. Ни радио, ни пресса не могут похвастаться данным преимуществом.
Первым обратил внимание на эту особенность телевидения Г. М. Маклюэн. Он сделал вывод о том, что коммуникативные образы, благодаря эффекту визуализации, причем динамичной визуализации, в движении, задерживаются в сознании независимо от содержания сообщения. Также, благодаря использованию совокупности звуковых и зрительных эффектов, писал Г. М. Маклюэн, можно придать значимость даже самым обыкновенным вещам. Привлекая внимание к тому, что уже произошло, телевидение сообщает аудитории о конечном результате. Впоследствии же возникает следующий резонанс: реакция предшествует акции. Таким образом, делая выводы по сходным ситуациям, реципиент прогнозирует их финал, для него он кажется предрешённым, следовательно, возникает типизация явлений и процессов в сознании, то есть шаблонность образов. Так появляются штампы. Телевидение этим же способом «штампует» и образы семьи, создавая тем самым определенные шаблоны, но ведь мы знаем, что каждая реальная семья абсолютно уникальна. Впрочем, по заключению многих теоретиков, телевидение не имеет дела с реальностью. Телевидение работает с некими усреднёнными конструктами процессов и явлений. Информация, передаваемая телевидением посредством информационных каналов, актуализирует в сознании реципиента моральные, эстетические, идеологические и правовые нормы, общепринятые в социуме.
В работе «Психология телевизионной коммуникации» её автор Л. В. Матвеева выделяет три вида информации, циркулирующие в сознании индивида: фундаментальная, структурная и оперативная (динамичная). В области визуализации и вербализации коммуникативных образов телевидение работает именно с оперативным видом информации. Изначально оперативная информация является поверхностным, надстроечным элементом сознания. Но, интегрируясь в него (сознание), при подходящих условиях (многократном повторении, соответствующем культурном уровне и определённом эмоциональном настрое человека), некоторые фрагменты оперативной информации могут трансформироваться в базисные слои: фундаментальный или структурный. Превращаясь постепенно в прочную, нерушимую систему ценностей (далеко не всегда положительных), а потом и в соответствующие поведенческие реакции. Создать такой эффект помогают следующие свойства телевидения как канала передачи информации:
— диахронность — способность сохранения визуальных и вербальных образов на различных носителях;
— диатопность — способность коммуникативных образов циркулировать в пространстве;
— мультиплицирование — многократное повторение телесообщений, которое закрепляет образы в сознании;
— множественность — транслирование сообщений на огромную аудиторию в одно и то же время Матвеева Л. В., Аникеева Т. А., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. — М.: РИП — холдинг, 2004. — с. 144−145.
Все вышеперечисленные свойства делают возможным реализацию функции наркотизации, о которой так много говорится в теории П. Лазарсфельда и Р.Мертона. Современный человек крайне подвержен воздействию телевизионной коммуникации, он открывается ей, и, следовательно, даёт возможности для манипулирования сознанием. Например: сначала сообщение лишь фрагментарно обрисовывается для реципиента, создавая эффект заинтересованности, а иногда и встревоженности, но потом, посредством полной телетрансляции явления или процесса данный эффект снимается. Такое свойство «приковывания к экрану» и называется наркотизацией. Далее, при длительном отказе от телевидения, у индивида могут наблюдаться признаки, характерные для неврозов. Если говорить о трансляции коммуникативных образов семьи, то здесь действуют те же свойства и критерии оценки, но с одной оговоркой. Семья — основополагающий элемент в устройстве и функционировании социума, а трансформации её образов в сознании людей постепенно подтачивают нравственные и моральные устои его (социума) жизнедеятельности. Вобщем-то, этот эффект мы сейчас и наблюдаем сейчас в российской действительности.
На сегодняшний день не существует какой-либо определённой классификации или типизации коммуникативных образов семьи, поэтому попробуем самостоятельно определить критерии классификации, опираясь на знания по общей психологии телевизионной коммуникации. Прежде всего, коммуникативные образы семьи можно подразделить на положительно эмоционально окрашенные, отрицательно эмоционально окрашенные и нейтральные. Помимо того, что эмоциональная окрашенность формируется на стадии конструирования сообщения (то есть «окрашивает» коммуникативный образ тот, кто его создаёт), но и на этапе интеграции образа в сознание (тут вступает в действие субъективность сознания, то есть для каждого человека категории положительного и отрицательного субъективно индивидуальны, они обусловлены предыдущим опосредованным опытом).
Положительно эмоционально окрашенные коммуникативные образы семьи характерны, как правило, для рекламы, передач о здоровье, интерьерных телепередач, семейных ток-шоу и некоторых семейных сериалов, советской мультипликации и фильмов. В случае транслирования образа семьи в области рекламной коммуникации, то он (коммуникативный образ) будет являться косвенным, но достаточно сильным инструментом, повышающим её эффективность. В рекламной практике довольно давно используется правило четырёх действий:
— внимание;
— интерес;
— желание;
— активность Сыромятников Н. В. Психология маркетинговых исследований и рекламной деятельности. — М.: СГУ, 2004. — с.33.
Образ семьи в данном случае будет эффективен на стадии формирования интереса и желания. Косвенно присутствующий в рекламе, положительно окрашенный образ семьи повышает интерес к продукту — «виновнику» рекламной коммуникации, также возникает желание обладать им для того, чтобы принадлежать к прекрасному нарисованному миру семейного счастья, гармонии и любви. Например, в рекламе последнего внедорожника BMW или Skoda Yeti коммуникативным образом является полная семья из четырёх человек, все они улыбаются, символизируя собой счастье обладания мощным прекрасным автомобилем, собирающем их вместе в часы отдыха. Так создаётся позитивная эмоциональная заряженность образа, которая просто не может не вызвать интереса и желания обладать, так как пока для подавляющего большинства людей полная благополучная семья является непреложной ценностью.
В основе трансляции положительно окрашенных коммуникативных образов семьи, по заключению А. И. Коханенко, лежат интересы эстетического и морально-этического характера, которые в общепринятом смысле играют огромную роль в жизнедеятельности общества. Иными словами, положительная окрашенность образа семьи создаёт предпосылки к его положительному восприятию, а потом и к нужному для транслятора сообщения поведению.
Отрицательно эмоционально окрашенные образы семьи характерны для другого мегапопулярного жанра телевидения, условно обозначаемого как скандальное ток-шоу, также данный образ может транслироваться в «новых русских сериалах». Жанр скандального ток-шоу включает в себя смесь других жанров: политической дискуссии, рекламы, развлекательных и информационно-аналитических передач. Популярность ток-шоу обусловлена следующими обстоятельствами:
— пространность тематического поля;
— участие/включённость адресата/реципиента в процесс.
Огромное количество скандальных посвящено теме неблагополучных (в различных аспектах) семей. Многие ток-шоу строятся по единой схеме: ведущий — герои — свидетели — эксперты — зрители — ведущий.
Основной темой ток-шоу, как уже говорилось выше, является скандал. Именно поэтому коммуникативные образы семьи, используемые в качестве отправных точек в процессе построения дискурса ток-шоу, являются отрицательными. У зрителя и телезрителя нужно вызвать сильную эмоциональную реакцию, отклик. Для этого есть определённые способы. Можно взять для образца любое ток-шоу о неблагополучной семье, у которой, к примеру, органы опеки хотят отнять детей. Сценарий будет следующим:
— музыкальное сопровождение;
— визуальное сообщение (например описания домашнего быта);
— приглашение героев в студию (герои выходят под возгласы осуждения);
— комментарии свидетелей, далеко не всегда лестные;
— комментарии экспертов;
— комментарии зрителей в студии;
— вердикт ведущего.
В процессе ток-шоу многократно повторяются музыкальное и визуальное сопровождение; это делается для усиления негативной реакции зала и телезрителей. Таким образом становится ясным тот факт, что хитрость ток-шоу заключается в том, что при внешней форме свободной дискуссии, на самом деле зрителям внушается какая-нибудь строго определённая позиция.
Учитывая, что скандальные ток-шоу транслируются во время, когда вся страна прикована к экранам, можно сделать вывод о том, что в нашем сознании часто циркулируют отрицательные коммуникативные образы семьи, а если брать во внимание тот факт, что смотрит такие передачи и молодое поколение, то границы плохого и хорошего в скором времени могут быть стёрты или нечётки, и отрицательные примеры семейного поведения могут стать трактуемыми как нормальные.
Нейтральные образы семьи часто используются в современных сериалах в качестве добавочных деталей в сюжетных построениях.
Типологически можно также разделить коммуникативные образы семьи по принципу сходства с прототипом. Данная классификация может выглядеть следующим образом:
— нуклеарная семья (родители и один ребёнок);
— бездетная семья;
— неполная семья;
— многодетная семья;
— семья с ребёнком/детьми инвалидами;
— семья с асоциальным поведением;
— бедная семья и др.
Третьим способом классификации телевизионных образов семьи могут являться образы, используемые различными жанровыми телевизионными направлениями. Это могут быть рекламные образы, сериальные образы, шоу-образы и др. Принципы построения семейных образов в различных жанрах телевидения также будут различными.
Для выявления структуры коммуникативного образа семьи следует обратиться к конструктивистской теории «сообщений и значений» Дж.Уоллакота. Он говорит о том, что любое сообщение телевизионной коммуникации имеет такую структуру: прототип-сообщение-значение. В некоторых случаях (например, в рекламе) прототипа может не быть, или прототип может являться продуктом сознания создателя, соответственно значение образа будет являться продуктом сознания реципиента. Применимо к коммуникативному образу семьи можно выяснить следующее: с прототипом всё понятно — это реально существующая семья; сообщением является визуальный усреднённый конструкт семьи, транслируемый по каналу коммуникации. Сообщение всегда бывает усложнено наличием визуальных и вербальных эффектов для вызывания у реципиента определённой реакции. Реакция может быть различной: приятие и неприятие, радость или грусть. Гамма эмоций бывает очень широка. Существует множество разработанных методов для формирования различных реакций. Значением будет являться уложенный в сознание образ семьи, эмоционально окрашенный, а также усложнённый компонентами сознания индивида, в соответствии с его опосредованным опытом.
Таким образом коммуникативные модели семьи являются неким продуктом коммуникации, который конструируется для достижения определённых целей. В целом можно выделить три способа классификации коммуникативных моделей семьи: по эмоциональной окраске, по специфике прототипа образа и по жанровой особенности представления. В рамках каждой классификации выделены несколько типов коммуникативных образов семьи. В то же время методы трансляции каждого из выделенных типов будут различны по специфике построения. Транслируемые образы семьи, как правило дают сильный эмоциональный эффект (кроме нейтральных). Коммуникативные модели семьи создают различные стереотипы и представления о семейно-брачном поведении. Данные образы, становясь эталонными, могут переходить уже в разряд «образцов для подражания». Несомненно, учитывая специфику сегодняшних популярных СМИ (в особенности телевидения), направленностью которых часто становятся довольно скандальные и неоднозначные сюжеты, можно предположить, насколько негативно могут повлиять они на развивающееся поколение.
2.2 Социальные функции коммуникативных образов семьи Согласно структурно-функциональной теории Р. Мёртона и П. Лазарсфельда, функции коммуникативных образов семьи обусловлены их структурой. Телевизионные модели семьи посредством различных методов прочно интегрируются в сознание индивидов и впоследствии становятся поведенческими стереотипами. Учитывая, что СМИ вещают на широкую аудиторию, то можно говорить о том, что СМИ формируют общественное мнение относительно брака и семьи в современном мире.
Испытываемые во время трансляции различных коммуникативных образов семьи эмоции и чувства — это во многом социальные явления. Социальные явления, учитывая внушаемость аудитории, распространяются подобно эпидемии. Человек — существо социальное и легко воспринимает чувства, возникающие у других. Таким образом формируется социальное поведение. Посредством различных популярных телепередач на всю страну в общество скидывается огромное количество не всегда качественно сформированных и положительно окрашенных образов семьи. Образы семьи воспринимаются толпой, а в толпе еще более интенсифицируются, то есть получают социальное одобрение. В толпе человек перестаёт проявлять свой интеллект и действует под властью ситуативных чувств. Как уже говорилось выше, коммуникативные образы семьи никогда не подаются в одиночку. Их сопровождает гамма различных специфических эффектов. Внешнее оформление, театрализованные формы, музыкальное сопровождение. Всё это, конечно, фоновые воздействия, и, вроде бы, мелочи. Но именно они создают предпосылки к восприятию и впоследствии поведенческие модели внутри реальных семей.
Некоторые образы семьи выставляются в более выгодном свете, а некоторые — нет. Так формируется престиж тех или иных семейных моделей. Например, активно эксплуатируются образы бездетных семей. Отмена рождения детей в угоду более престижным социальным ценностям. Например, самореализации в карьере.
При формировании ценностных ориентаций россиян при транслировании коммуникативных образов семьи СМИ часто используют методику инсценированных мероприятий. То есть в студию, где происходит телепередача приглашаются семейные пары, иногда актёры, которые говорят и действуют по заранее подготовленному сценарию. Например, в телепередаче «Модный приговор» многие сюжеты косвенно касаются проблем семьи. Допустим, супруга или супруг перестали за собой следить, стали угасать и чувства в браке. Но вот происходит перевоплощение, вторая половина чудесным образом изменяется, и чувства, конечно, по сюжету, мгновенно вспыхивают с новой силой. Однако, это только лишь часть сценария, а в сознании зрителей и телезрителей возникает чёткая закономерность: великолепный внешний вид непременно является средством построения счастливого брака. Так формируются ценностные ориентации. Красивая одежда равняется счастливой семье.
В построении ценностной сферы посредством коммуникативных образов семьи используется метод экспертного мнения. Например, в телепередачу «Пусть говорят» приглашают экспертов социологов, культурологов, психологов. Они своим мнением, комментариями устанавливают некий внутренний ценз. Допустим, в программе эксплуатируют образ неблагополучной семьи. Эксперты с ужасом комментируют поведение её членов. Выставляют поведение как ненормальное, девиантное. Соответственное мнение возникает и у аудитории. Но только в том случае, если эксперт действительно имеет авторитет. Таким образом, формируется мнение об отрицательном семейном поведении.