Актуальность темы
:
Одним из негативных факторов научно-технического прогресса является своеобразное рассогласование между эволюционно-сложившимися функциональными возможностями мозга человека и постоянно, возрастающим уровнем, нервно-психического напряжения в процессе его повседневнойжизни и профессиональной деятельности (Агаджанян Н.А., Афанасьев В^Г., Смирнов В. М., 2002; Судаков К. В., 2003). Этот процесс, в свою очередь, ведет к нарушениям психической адаптации человека, к различным дисфункциям эмоционально-мотивационной сферы (Дмитриева Т.Б. 1994, Потапов А. И., 1996). Причем в аспекте теоретического и практического интересов профилактической и восстановительной медицины на первый план выходят две сложные проблемы.
Первая из них связана с нервно-психическими расстройствами здорового человека, особенно в напряженных и экстремальных условиях, ведущихне только к снижению надежности профессиональной, деятельности, но и зачастую к отказам-сложных антропотехнических систем по вине человеческого фактораВ этой ситуации остается нерешенным вопрос адекватной диагностики психофизиологической адаптации здоровых военнослужащих (Чиж И.М., 1999; Клюжев В. М., Талалаев А. А., 1998, 2001; Босых А. И., Шигов М. А., 2001; Шамрей В. М., Лытаев А. А., 2002). Кроме того, в связи с упомянутыми социальными факторами в армии встает другая проблема — злоупотребление спиртными напитками, притом, что алкоголь был и является весьма доступным, знакомым и быстродействующим средством для снятия стресса (Кутушев О.Т., 2000; Щербаков Д. В., 1997; Чеботков А. А., 2000). Так, в среде военнослужащих около 30% самоубийств, 60% преступлений против жизни, здоровья и собственности граждан, более 30% преступлений связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений, 25% дорожно-транспортных происшествий с гибелью людей совершается в состоянии алкогольного опьянения.
Трудности: диагностики нарушений психофизиологической* адаптации могут быть связаны как с сознательнойкоррекцией исследуемым результатов психодиагностических процедур в соответствии с принятыми^ социальными нормами, так и с неосознаваемыми моментами в генезе психотравмирующей ситуации, так называемым «ядромущемленного аффекта» (Егоров Б.Е., 1995; Макаров В. В., 2000; Ашмарин И. П., 2001).
В последние годы научную перспективу в раскрытии тонких механизмов психофизиологической адаптации человека открыл системный количественный подход, связанный с применением методов многомерной статистики и математического моделирования. Такие исследования имеют возможность выявить скрытые факторы природы психофизиологической адаптации человеканедоступные традиционным методам исследования и обработки результатов (Бобров А.Ф.1993; Бобров А. Ф., Миронкина Ю. Н., 1998; Клюжев В. М., Талалаев А. А., Лисицкий А. В., 1998).
Определенную перспективу для решения этих проблем восстановительной медицины открывают исследованиясвязанные с применением в диагностических и лечебных целях средств искусства: музыки (Шушарджан С.В., 1998; Безносюк Е. В., Кучинов А. И., Юртов О. В., 1999), рисунка (Арнхейм Р., 2000; Копытин А. И., 2001).
Приводимые в работах исследователей сведения о различных закономерностях влияния художественно-эстетических потребностей человека на его психофизиологическое состояние, однако не позволяют в полной мере выяснить механизмы расстройства мотивационно-эмоциональной сферы и точно определить психотерапевтическую мишень (Захарова Н.Н., Авдеев В. М., 1982; Боченков А. А., Шостак В. И. Глушко А.Н., 1996). Это существенно сдерживает актуальные профилактические мероприятия прикладной психофизиологии военного труда, а также снижает возможности динамического контроля эффективности восстановительного лечения нервно-психических расстройств и в частности алкогольной зависимости. ¦ ¦ -. ¦ ! ¦. ¦ i.
I Практически недостаточно исследованы принципиально важные для> клиники вопросы психофизиологических механизмов невербального реагирования человека в виде: рисуночных ассоциаций, позволяющих в определенной' степени компенсировать механизмы психологической защиты личности. Отсутствуют количественные критерии, позволяющие оценивать эффективность восстановительного лечения у больных с нарушениями г психофизиологической адаптации. I.
В связи с этим, целью работы явилась разработка методики музыкально-рисуночной пробы, оценка ее эффективности для диагностики психофизиологической адаптации здоровых лиц и возможностей для* контроля i процесса восстановительного лечения больных с синдромом зависимости* от.
I алкоголя.
Задачи исследования:
1 1. Обосновать и разработать методику музыкально-рисуночной пробыш ее интегральные количественные характеристики для усовершенствования диагностики психофизиологической адаптации человека.
2. Сопоставить, результаты музыкально-рисуночной пробы и результаты традиционных психофизиологических тестов. 3. Провести сравнительный анализ состояния психофизиологической адаптации группы здоровых лиц и больных с синдромом зависимости от | алкоголя на основании критериев музыкально-рисуночной пробы.
I 4. Проследить динамику восстановительного лечения больных с синдромом зависимости от алкоголя на основании критериев музыкально-рисуночной пробы и определить ее место для диагностики, лечения и реабилитации, jj Научная новизна:
1. Обоснованы преимущества методологии системного количественного f подхода к применению методов артпсихотерапии для диагностики психофизиологического состояния здоровых военнослужащих и больных с.
I синдромом зависимости от алкоголя.
21 Обоснована и разработана музыкально-рисуночная проба для усовершенствования оценки состояния психофизиологической адаптации человека с учетом психокоррекционной направленности.
3- На основе музыкально-рисуночной пробы с помощью современных математических методов многомерной статистики впервые выявлены и описаны интегральные количественные факторы психофизиологической адаптации здоровых лиц и больных с синдромом зависимости от алкоголя.
4. Получены новые данные, уточняющие клинико-психологические особенности больных с синдромом зависимости от алкоголяважные для оптимизации комплексных программ восстановительного лечения.
5. Показаны возможности музыкально-рисуночной пробы в контроле комплексного восстановительного лечения.
Практическая значимость:
Практическая значимость определяется как диагностической, так и психокоррекционной направленностью исследования. Полученные данные могут использоваться вамбулаторных и стационарных условиях врачами: психофизиологамипсихотерапевтами, психиатрами, наркологами, специалистами по восстановительной медицине, психологами для работы с «группой риска», а также с зависимыми от алкоголя пациентами.
Результаты исследования позволяют выявить значимые эмоции и доминирующие мотивы реагирования, дают представление о механизмах психологической защиты и «психотерапевтических мишенях» в фиксированные по времени сроки.
Разработанная методика позволяет единовременно охватывать большое число обследуемых, моделировать эмоциональное состояние, составлять индивидуальные программы для реабилитации.
Реализация результатов исследования:
Методика музыкально-рисуночной пробы внедрена: в лечебную практику психиатрическогоj центра ГВКГ им. Н. Н. Бурденко и Тамбовского военного гарнизонного госпиталяв учебно-практическую деятельность Учебного центра № 114 ГВМУМосковской медицинской академии им. И: М: Сеченова.
Апробация диссертации:
Материалы диссертации доложены и обсуждены на семинаре «Компьютерные технологии контроля— прогнозирования и управления психофизиологическими возможностями человека» (ГВКГ им. Н. Н. Бурденко, ноябрь 2002 г.) — научно-практической конференции «Депрессивные состояния в практике многопрофильного лечебного учреждения 11 апреля 2003 г.» (Москва, 2003 г.) — научно-практической конференции «Медицинская кибернетика в клинической практике», (ГВКГ им. Н. Н. Бурденко, май 2004 г.) — симпозиуме «Боевой стресс. Механизмы стресса в экстремальных условиях» (Москва, ноябрь 2005 г.);
Публикации:
По теме диссертации опубликовано 15 научных работ, из них 1 — в центральной печати:
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Разработанная музыкально-рисуночная проба позволяет выявить скрытые неосознаваемые мотивы, играющие существенную роль в формировании нарушений психофизиологической адаптации человека. Результаты разработанной музыкально-рисуночной пробы позволяют в режиме экспресс-диагностики выявить нарушения сознательных и бессознательных механизмов психофизиологической адаптации.
2. Музыкально-рисуночная проба в виде методики артпсихотерапии позволяет открыть внутриличностные конфликты, играющие существенную роль в формировании синдрома зависимости от алкоголя, который наряду с изменениями соматического статуса вызывает нарушения тонких механизмов психики личности.
3. Выявлены четкие статистически значимые различия в структуре результатов музыкально-рисуночной пробы при сравнительном анализе данных у здоровых лиц и больных с синдромом зависимости от алкоголя, а также в динамике восстановительного лечения у больных.
4. Применение традиционного блока психофизиологических тестов в комплексе с музыкально-рисуночной пробой повышает эффективность диагностики психофизиологического состояния и расширяет возможности процесса восстановительного лечения.
Объем и структура диссертации:
Диссертация изложена на 149 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, 3 экспериментальных глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы из 199 источников (168 отечественных и 31 иностранных авторов). Работа иллюстрирована 18 таблицами, 43 рисунками и 5 приложениями.
129 ВЫВОДЫ.
1. Обоснована и разработана методика музыкально-рисуночной пробы, объединяющая субъективную, качественную, количественную оценку. Обоснованы структура музыкального блока (кондиционирование), качественная классификация рисунков из 4 типов (скрининг-тестирование), выделены 23 интегральных фактора (личностный профиль) для количественной оценки состояния психофизиологической адаптации. Выделенные факторы проиллюстрированы типовыми рисунками, которым дана содержательная (психоаналитическая) интерпретация. Обоснована последовательность проведения процедуры с учетом психокоррекционной направленности.
2. Сравнение разработанных критериев музыкально-рисуночной пробы с традиционными показателями выявило их взаимосвязь на уровне психических, психофизиологических и вегетативных функцийв порядке убывания силы взаимосвязи, музыкально-рисуночная проба в большей степени коррелирует с показателями состояния тревожности (г=0,51), профиля личности (г=0,43), простой зрительно-моторной реакции (г=0,26) и вариабельности сердечного ритма (г=0,21).
3. В классах с полярными функциональными состояниями: у высокотревожных лиц наблюдалась выраженность фактора 1 («застолье») музыкально-рисуночной пробы выше 51 балла. В классе у лиц с повышенным уровнем профиля личности (тест «Мини-Мульт») значения музыкально-рисуночной пробы выше 51 балла определяли 5 факторов. Статистически значимыми оказались связи показателей теста ПЗМР с 3 факторами музыкально-рисуночной пробы, показателей ВКМ с 2 факторами. Валидность музыкально-рисуночной пробы подтверждена статистически значимыми связями с критериями традиционных психофизиологических тестов.
4. На основе критериев музыкально-рисуночной пробы выявлены статистически значимые корреляции и подтверждены различия в состоянии психофизиологической адаптации группы здоровых лиц и больных с синдромом зависимости от алкоголя в начале восстановительного лечения. По качественным характеристикам музыкально-рисуночной пробы: у здоровых лиц преобладали рисунки 1-го типа «Конкретно-образный» — 32% и 2-го типа «Абстрактный» — 38%- у больных в начале лечения 2-го типа «Абстрактный» -32% и 3-го типа «С нарушением инструкции» — 27%. Рисунки 4-го типа «Особенный» у больных преобладали на 13% по сравнению с рисунками того же типа у здоровых. По количественным характеристикам у группы здоровых лиц преобладала выраженность 3 факторов музыкально-рисуночной пробы, у больных в начале лечения — 7 факторов.
5. Информативность музыкально-рисуночной пробы подтверждена различием в психофизиологическом состоянии группы здоровых и больных с синдромом зависимости от алкоголя при сравнении параметров музыкально-рисуночной пробы и параметров традиционных тестов: «Мини-Мульт», «Спилбергера — Ханина», простой зрительно-моторной реакции, вариационной кардиоинтер-валометрии, а также результатов клинической беседы.
6. В динамике восстановительного лечения качественные характеристики музыкально-рисуночной пробы изменились в сторону увеличения доли рисунков 1-го типа «Конкретно-образный» — на 3%, 2-го типа «Абстрактный» -на 2%, уменьшения доли рисунков 3-го типа «С нарушением инструкции» — на 4% и 4-го типа «Особенный» — на 1%. По количественным характеристикам менее выраженными стали факторы 1 «застолье» и 14 «ресторан», выражающие интерес к алкоголю. Профиль музыкально-рисуночной пробы трансформировался в более «динамичный», что может интерпретироваться как выделение личностных особенностей у данной группы больных на фоне улучшения психофизиологического состояния, оцениваемого на основании клинических данных и психофизиологических показателей традиционных тестов.
7. Доказано, что музыкально-рисуночная проба, являясь элементом психотерапевтической коррекции, расширяет возможности диагностики и прогноза состояния психофизиологической адаптации у здоровых лиц и улучшает возможности контроля восстановительного лечения у группы больных с синдромом зависимости от алкоголя, выявляя мотивационно-потребностные дисгармонии и ситуации, способствующие актуализации потребности в злоупотреблении алкоголем.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Применение музыкально-рисуночной пробы рекомендуется для диагностики психофизиологического состояния здоровых лицзарегистрированные в ходе процедуры типы рисунков и их количественная оценка могут являться ранними индикаторами различных форм отклоняющегося поведения и служат дополнительными диагностическими критериями при выделении лиц с ослабленными психофизиологическими возможностями так называемой «группы риска».
2. Целесообразно использовать разработанную методику музыкально-рисуночной пробы для оценки динамики восстановительного лечения больных с нарушениями мотивационно-эмоциональной сферы, в частности страдающих алкогольной зависимостью, с учетом выявленных закономерностей характера рисуночных ассоциаций, указывающих на «ядро ущемленного аффекта».
3. Музыкально-рисуночная проба может использоваться в стационарных и амбулаторных условиях как в диагностическом, так и в психотерапевтическом ключе в качестве вспомогательного немедикаментозного средства в процессе восстановительного лечения.