Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности формирования экономики знаний в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, в силу сравнительно недавнего начала подробного изучения этой области, до сих пор остается множество вопросов, требующих дальнейшей разработки. Хотя в имеющихся работах перечисленных авторов значительное внимание уделяется таким проблемам, как структура и факторы накопления человеческого капитала, роль знания как общественного блага, вопросы интеллектуальной собственности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования феномена экономики знаний
    • 1. 1. Концептуальные основы формирования теории экономики знаний как одного из направлений развития новой экономической парадигмы
    • 1. 2. Сущность и особенности экономики знаний как новой формы социально
  • " i экономического развития (институциональный и рентный подходы)
    • 1. 3. Основные черты и характеристики экономики знаний
  • Глава 2. Формы проявления экономики знаний в развитой рыночной экономике
    • 2. 1. Знания и инвестиции в них как фактор экономического роста (вклад сферы услуг и наукоемкого сектора в ВВП)
    • 2. 2. Национальные инновационные системы как институциональная основа экономики знаний
    • 2. 3. Роль государства в формировании экономики знаний (на примере
  • США)
  • Глава 3. Проблемы и перспективы становления экономики знаний в России
    • 3. 1. Общие тенденции и факторы развития российской экономики знаний на современном этапе
    • 3. 2. Специфика и роль сферы производства знаний в современной российской экономике: наука и образование
    • 3. 3. Формирование национальной инновационной системы — основа развития отечественной экономики знаний

Особенности формирования экономики знаний в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационная работа посвящена исследованию процессов формирования экономики знаний как с теоретических позиций, так и с позиций анализа общемировой и российской практики этого явления.

Актуальность исследования.

Актуальность' проблем становления экономики знаний и изучения ее особенностей на современном этапе предопределила выбор темы диссертационного исследования.

С конца 90-х годов прошлого века широкое распространение в западной и отечественной науке получил термин «экономика знаний» или «экономика, основанная на знаниях» (в прямом переводе с английского knowl edge-based economy), введенный в научный оборот австро-американским ученым Фрицем Махлупом в 1962 г. Этот тип экономики отличается от предшествующих ему аграрного или индустриального тем, что, хотя природно-материальные ресурсы (земля, запасы сырья и оборудование) продолжают выступать основой для создания экономических благ, рост и развитие всей хозяйственной системы обеспечиваются отныне уже не столько внешними, сколько внутренними, нематериальными факторами, важнейшими из которых выступают знания и человеческий капитал.

Переход мировой экономики в новое качественное состояние непосредственным образом связан с повышением значения теоретического знания, усилением роли высокотехнологичных отраслей, процессом увеличения доли сферы услуг (структурными сдвигами) в экономике, влиянием информационных сетевых технологий (Интернет). Все указанные тенденции требуют особого исследования в свете становления новых теорий современной экономики (теории постиндустриального общества, «новой», глобальной сетевой, информационной экономики), в том числе с целью определения места теории экономики знаний в их ряду. Нужен теоретический анализ системных изменений в экономике на микрои макроуровнях. Вследствие этого вопрос о формировании экономики знаний и особенностях этого процесса представляется исключительно актуальным и с научной, и с практической точки зрения.

В центре анализа находятся, с одной стороны, теоретические аспекты данного экономического явления, а с другой — практика формирования экономики знаний в тех странах, где оно уже приняло масштабный характер. Необходимость решения задачи ускоренного перехода России к экономике знаний, по убеждению большинства специалистов, является одним из главных условий устойчивого развития страны как полноправного субъекта мирового хозяйства. Разработка теоретической базы этого перехода, безусловно, выступает одним из важнейших направлений исследований в современной экономической науке, а практическая значимость этого вопроса обусловливает целесообразность вынесения в работе также ряда предложений по развитию экономики знаний в России.

Степень разработанности проблемы.

Учитывая многоплановость проблем формирования и развития экономики знаний, их взаимосвязь с различными аспектами функционирования экономической системы на микро-, мезо-, макроэкономическом и международном уровнях, отдельные вопросы данной тематики изучались многими отечественными и зарубежными учеными самых различных школ и направлений. Среди них выделим труды российских ученых Л. И. Абалкина, А. В. Бузгалина, А. И. Добрынина, А. А. Дынкина, С. А. Дятлова, B.JI. Иноземцева, Р. И. Капелюшникова, Г. Б. Клейнера, Д. С. Львова, В. Л. Макарова,.

Б.З. Мильнера, Г. Б. Поляка, В. А. Садовничего, Т. Е. Степановой, Ю. Е. Хохлова, С. Б. Шапошника, Ю. В. Яковца.

Данной проблематике также посвящены работы таких зарубежных исследователей, как Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Г. Кан, М. Кастельс, Я. Корнай, И. Масуда, Ф. Махлуп, Д. Рисмен, Т. Сакайя, Р. Солоу, Дж. Стиглиц, Э. Тоффлер, Т. Стюарт, Т. Умесао, Д. Форэ, Д. Шнайдер и др.

Вместе с тем, в силу сравнительно недавнего начала подробного изучения этой области, до сих пор остается множество вопросов, требующих дальнейшей разработки. Хотя в имеющихся работах перечисленных авторов значительное внимание уделяется таким проблемам, как структура и факторы накопления человеческого капитала, роль знания как общественного блага, вопросы интеллектуальной собственности, управления когнитивной средой предприятия и т. д., целый ряд актуальных проблем, связанных с особенностями функционирования и развития экономики знаний в современных условиях, подлежит детальному научному рассмотрению и анализу. Так, недостаточно раскрыты основные черты и характеристики экономики знаний как системного феномена, терминология в данной области экономических исследований еще не устоялась и требует уточнения и систематизации. Можно констатировать, что в самом общем виде теория экономики знаний как целостная концепция, описывающая реальные изменения в современной экономике, также находится в процессе становления и требует комплексного изучения и научного анализа данной тематики.

Таким образом, недостаточная степень научной разработанности проблемы, ее несомненная практическая значимость для российской экономики обусловили выбор темы диссертационного исследования и определили его цель.

Объектом исследования выступает экономика знаний как тип экономики, в котором производство и внедрение знаний и инноваций играют решающую роль в обеспечении долговременного устойчивого развития.

Предметом исследования являются новые формы экономических отношений и система хозяйственных взаимосвязей, складывающиеся в процессе становления экономики данного типа.

Целью диссертационного исследования является дальнейшая разработка теоретических представлений об экономике знаний, выявление и систематизация тенденций развития экономических отношений под возрастающим воздействием фактора «знание» в современной экономике.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— выработать теоретико-методологический подход к исследованию экономики знаний, определив место данной теории в ряду сложившихся в науке концепций современной экономикиохарактеризовать сущность, определить и проанализировать особенности и внутренние закономерности экономики знаний в рамках трансформирующейся системы экономических отношений хозяйственных субъектов;

— исследовать основные направления развития и формы проявления экономики знаний на базе изучения и сравнительного анализа данных мирового опыта, отражающих реальные тенденции и изменения в социально-экономической практике последних десятилетийрассмотреть особенности становления экономики знаний в России, раскрыть ее институциональную специфику и сформулировать рекомендации по ускорению процесса ее формирования на современном этапе.

Методологические и теоретические основы и эмпирическая база исследования.

В качестве методологической базы диссертационной работы использовались общенаучные принципы познания экономических явленийсистемный, диалектический подходы, методы группировок, исторического и логического анализа теоретического и практического материалов, позволившие рассмотреть изучаемые явления и процессы в развитии, соотнести их сущностные характеристики и формы проявления, выявить имеющиеся противоречия. Использовались и такие приемы, как анализ, синтез, дедукция и индукция, моделирование изучаемых процессов путем их описания, сопоставления, обобщения, сравнения.

Теоретическую базу исследования составили фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых, материалах научных конференций, симпозиумов и т. п. Теоретической основой решения поставленных в работе задач выступили, в первую очередь, неоклассическая и неоинституциональная теории.

Информационной базой работы послужили монографическая и научная литература по теме диссертации, нормативно-правовые документы, публикации в периодической печати и сети Интернет, документы и материалы международных организаций, данные из статистических ежегодников России, ЮНЕСКО и стран ОЭСР, справочно-статистические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата), информационные и аналитические материалы научно-исследовательских учреждений, специализированные обзоры, подготовленные различными профессиональными объединениями, информационными агентствами и компаниями, а также регулирующими органами России и зарубежных стран.

Исследование выполнено в соответствии с пунктом 1.1. Паспорта специальности 08.00.01 «Экономическая теория»: «Общая экономическая теория» — теория «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знаниях «.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в установлении сущности, специфических черт и особенностей проявления экономики знаний как новой системы экономических отношений, центральное место в которой занимает эффективное использование ресурса «знание». Наиболее важными с точки зрения научной новизны являются следующие результаты работы:

1. Уточнено место теории экономики знаний в ряду других современных экономических концепций, раскрывающих различные стороны «новой экономики» (концепции информационной, инновационной, глобальной и сетевой, постиндустриальной экономики) и обоснован критерий различия этих теорий, проведена их классификация по ряду признаков, в том числе по признаку приоритета для них информационно-технократического / гуманистически-ноосферного аспекта складывающейся экономики, а также с точки зрения рентного подхода.

2. Выработана авторская концепция экономики знаний как системного феномена на базе синтеза указанных подходов (теорий технократической и гуманистической направленности), в рамках которой выделены и систематизированы ключевые особенности экономики знаний на современном этапе ее формирования (возрастание роли теоретического, научного знанияинновационный, сетевой и глобальный характер экономикирост значения информационных и других наукоемких технологийпоявление новых методов и способов управления человеческим капиталом (менеджмент знаний) — новый порядок взаимодействия участников рыночного обмена (потребитель знания участвует в его создании) — гуманизация экономического роста — концепция устойчивого, ноосферного развития).

3. Раскрыты новые закономерности, действующие в экономике знаний: закон повышающейся отдачи, сетевой эффект, экспоненциальный характер ростаобъяснена их связь с теорией ренты. Показано, что использование интеллектуальной ренты I и II типов, базирующихся на необходимости применения передовых технологий и высококвалифицированного персонала в рамках организации инновационного цикла, лежит в основе появления этих новых технологических эффектов в трансформирующемся способе производства экономики знаний («новой экономики» в широком понимании).

4. На основе анализа общих черт и взаимосвязи знаний и институтов определена сущность экономики знаний как новой формы современного хозяйственного механизма с позиций неоинституциональной теории. Выявлено ключевое значение национальных инновационных систем (НИС) как институционального (т.е. опосредованного системой соответствующих общественных институтов) механизма воздействия знаний на экономику. С использованием обширной статистики по различным странам доказано, что быстрое развитие экономики знаний, рост вклада сферы услуг и высокотехнологичного сектора в ВВП, масштабный характер создания и использования знаний, продуктов и услуг обусловливают повышение роли формирования национальных инновационных систем как институциональной основы инновационного развития стран.

5. В результате изучения процессов, происходящих в области воспроизводства и использования ресурса «знание» в мировой практике, подтверждено начало интенсивного процесса формирования экономики знаний в наиболее развитых странах мира. При помощи сравнительного анализа НИС обосновано распространение закономерностей новой экономической системы на все большее количество стран, выявлены страновые отличия в динамике и характере становления и формирования экономики знаний. Выделены основные задачи государства в построении НИС и экономики знаний (прежде всего, организация самого процесса производства знаний посредством повышения эффективности функционирования системы образования и науки и укрепления ее взаимосвязей с производством и сферой услуг, формирование системы эффективной поддержки развития инновационного предпринимательства и др.).

6. На основе рассмотрения современного состояния, проблем и перспектив процесса формирования экономики знаний в России с точки зрения институционального подхода выработан ряд рекомендаций по ускорению данного процесса (организация взаимодействий между государственными органами, наукой, промышленностью и частным капиталом, реформирование системообразующих секторов экономики знаний на базе внедрения комплексных инновационных проектов, поддержка концепции построения систем управления знаниями на предприятиях и т. д.).

Теоретическое значение выполненной диссертационной работы заключается в развитии и углублении методологии исследования, согласовании различных научных подходов и преодолении фрагментации научного знания в области изучения экономики знаний. Выводы и материалы диссертации могут послужить основой для дальнейших научных разработок по избранной теме.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования государственными и частными структурами полученных в ходе исследования результатов теоретического анализа и научно обоснованных рекомендаций по дальнейшему становлению экономики знаний в России путем реализации таких мер, как развитие технико-внедренческих зон, технопарков, разработка и совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, введение системы налоговых стимулов для повышения инновационной активности субъектов экономики, дальнейшее проведение политики «мегапроектов» — исследований в области нанотехнологий, конкурсов инновационных вузов, внедрение «менеджмента знаний» на предприятиях.

Основные положения работы могут быть использованы в преподавании учебной дисциплины «Экономическая теория» и ряда курсов по выбору.

Апробация работы и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования представлялись в научных сообщениях и получили положительную оценку на различных конференциях и «круглых столах», в том числе на заседании «круглых столов» в ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»: «Инновационная стратегия развития российской экономики: финансовые, банковские и валютные аспекты» (г. Москва, 2006 г.) — на межвузовском научно-практическом семинаре «Новая экономика», организуемом кафедрой «Экономическая теория» (г. Москва, Финакадемия, 2006;2008 г.), на III и IV Международных конференциях по риск-менеджменту (г. Алматы, Казахстан, 2007,2008 гг.) и др.

Практические рекомендации, высказанные в диссертации, используются СОАО «Русский Страховой Центр» (г. Москва): в рамках применения концепции «менеджмента знаний» в компании внедрены средства для организации совместной работы (Collaboration) — сети Intranet, корпоративные порталы знаний, системы управления документооборотом (Document management) — хранение, архивирование, индексирование, разметка и публикация документов, что позволяет более эффективно управлять потоками информации и обеспечивать непрерывность обучения и повышения квалификации сотрудников («обучающаяся организация» как субъект экономики знаний).

Материалы диссертации используются кафедрой экономической теории ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» в преподавании учебных дисциплин «Микроэкономика» и «Макроэкономика». Диссертационное исследование выполнено в рамках научно-исследовательских работ ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации», проводимых в соответствии с комплексной темой «Пути развития финансово-экономического сектора России».

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 2,42 п.л. (в т.ч. 3 статьи объемом 1,42 п.л. в журналах из списка изданий, указанных ВАК для публикации результатов научных исследований), весь объем авторский.

Первые результаты работы вузов по инновационным программам позволяют суммировать основные положительные и проблемные стороны реализации данной инициативы (табл. 3.2)2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель и задачи исследования

в целом выполнены. Проведенный нами теоретический и практический анализ позволяет заключить, что на рубеже веков достаточно четко определились основные черты новой модели хозяйствования в современной рыночной экономике. В диссертации обоснована правомерность применения по отношению к этой модели термина экономика знаний.

Под экономикой знаний, на наш взгляд, следует понимать приходящий в настоящее время на смену индустриальному тип экономики, для которого характерны такие системообразующие черты и закономерности, как: возрастание роли теоретического, научного знанияинновационный, сетевой и глобальный характер экономикирост значения и совершенствование новых информационных и других наукоемких технологийновые закономерности и эффекты на микроуровне: действие закона повышающейся отдачи, рентные эффекты, обусловленные накоплением интеллектуального капитала и технологического потенциала экономики, экспоненциальный характер роста сетевых и наукоемких производствновый порядок взаимодействия участников рыночного обмена (потребитель знания участвует в его создании) — появление новых методов и способов управления человеческим капиталом (менеджмент знаний) — гуманизация экономического роста в рамках реализации концепции устойчивого, ноосферного развития.

На основе подробного анализа ряда дискуссионных концепций современной экономики в работе сделан вывод о том, что формирующуюся экономику знаний необходимо рассматривать системно и комплексно в.

153 широком смысле. В этом случае она выступает как:

— Постиндустриальная экономика, поскольку в ней имеет место увеличение доли сферы услуг, начинающей доминировать в процентном отношении над сферой производства.

— Информационная экономика, поскольку информация (знания, наука) начинают играть в ней решающую роль.

— Инновационная экономика, поскольку инновационной можно считать такую экономику, в которой знания позволяют генерировать непрерывный поток нововведений, отвечающий динамично меняющимся потребностям, а часто и формирующий эти потребности.

— Глобальная сетевая экономика, так как в экономике знаний взаимодействие между носителями знания опосредуется широкими сетевыми связями в глобальном мировом масштабе (появление сети Интернет как новой инфраструктуры экономики).

Исходя из этого, новая парадигма экономической теории, призванная исследовать закономерности формирования и развития экономики, основанной на знаниях, должна, на наш взгляд, интегрировать в себя концептуальные разработки всех рассмотренных в диссертации теоретических направлений ее исследования.

В работе показано, что знания в качестве общественного феномена возникают только при наличии достаточно развитой институциональной среды. В этой связи особый интерес представляет рассмотрение экономики знаний с точки зрения институциональной теории. Если теоретики постиндустриального общества, информационной и глобальной сетевой экономики разрабатывают проблемы формирования базиса системы «новой экономики», то теория экономики знаний делает упор на социальный, институциональный аспект ее формирования. Важным с практической точки зрения выводом, сделанным в работе, является вывод о том, что институциональной основой экономики знаний выступает национальная инновационная система, где передача знаний опосредуется при помощи институтов (государство, технопарки,.

154 высшие учебные заведения, предприятия и т. п.), причем долгосрочное устойчивое развитие (новое качество экономического роста) оказывается возможным благодаря инновационной направленности действий субъектов, основанной на производстве и применении новых знаний.

Развитие экономики знаний, в силу того, что в ее основе лежит накопление и использование в виде инноваций новых знаний и технологий, по определению и по своей сути является непрерывным, постоянно обновляющимся процессом. В первую очередь, он характеризуется и тем, что если раньше основную добавленную стоимость создавали промышленные гиганты, индустриальные производства конвейерного типа, то теперь все большую долю валового продукта обеспечивают различные виды услуг (в первую очередь наукоемких). Иными словами, как продемонстрировано в исследовании на основе использования и анализа обширной статистики по различным странам, знания и инвестиции в них оказывают непосредственное влияние на экономический рост и развитие современной рыночной экономики, а главную роль в создании добавленной стоимости в экономике знаний начинают играть высокотехнологичные, наукоемкие производства, инвестиции в которые должны обеспечивать основной вклад в устойчивый экономический рост в будущем.

Таким образом, в работе доказано начало формирования экономики знаний как нового типа экономической системы и распространение ее закономерностей в рамках глобализации на все большее количество стран, перечислены и раскрыты основные особенности ее формирования, охарактеризован современный этап ее развития, на основе изучения зарубежного опыта и отечественной специфики сформулирован ряд рекомендаций по ускорению и оптимизации процесса ее становления в России.

Обобщая изученный в работе общемировой и российский опыт, требуется подвести также некоторые итоги описанию дальнейших возможностей и перспектив становления экономики знаний в нашей стране. На наш взгляд, ими должна стать современная концепция развития, включающая в себя задачи.

155 формирования институциональной структуры экономики знаний и пути их решения. Такая концепция (система мер), способная дать основу построения современной экономики знаний, должна, по нашему мнению, включать в себя следующие аспекты.

1. Целью государственной инновационной и в целом экономической политики является построение современной экономики, основанной на знаниях, способной обеспечить высокое качество жизни населения, его экономическую, политическую и социальную безопасность, развитие фундаментальной науки, образования, высокотехнологичного сектора как важнейших и системообразующих секторов отечественной экономики знаний.

2. Механизмом, обеспечивающим функционирование и развитие экономики знаний, ее институциональной основой является национальная инновационная система как совокупное единство государственных, частных и общественных организаций и методов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению, распространению и воспроизводству научно-технических знаний и технологий. Национальная инновационная система формирует такую систему взаимоотношений науки, промышленности и общества, когда инновации служат основой развития экономики, а потребности инновационного развития, в свою очередь, во многом определяют и стимулируют важнейшие направления развития научной деятельности. На основе построения эффективной НИС государство формирует и осуществляет свою политику с целью достижения и поддержания высокого уровня конкурентоспособности экономики страны.

3. На текущем этапе развития экономики основной акцент в инновационной политике страны и в деятельности НИС должен состоять в переходе к организации равноправного партнерства и кооперации участников инновационного процесса, в том числе государства, частного сектора экономики, а также системы образования и науки как важнейшего производителя и распространителя знаний в обществе.

При этом базовые задачи государства по отношению к запуску.

156 инновационного механизма можно представить в виде следующих групп приоритетных направлений деятельности: а) управление инновационными процессами в зонах ответственности государственных органов и организация взаимодействий между государственными органами, наукой и промышленностью, участие государства в формировании и развитии национальной инновационной системы как механизма (с соответствующими институциональными структурами и налаженными обратными связями) взаимодействия этих двух сред, организующего, с одной стороны, трансфер знаний, их распределение и трансформацию в доконкурентные технологии и разработки для предпринимательской среды, а с другой — обеспечивающего ориентацию исследовательской среды на удовлетворение возникающих инновационных потребностей развития производстваподдержка создания новых технологических предприятий, изначально нацеленных на внедрение собственных инновационных разработокб) создание предпринимательской, динамичной и конкурентной макро-имикросреды, субъекты которой обладают стратегическим мышлением, способностью к обучению, усвоению и пользованию знанийразвитие у предприятий стимула к инновациям, создание системы эффективной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, благоприятного инвестиционного климата в высокои среднетехнологических секторах обрабатывающей промышленности. В рамках этой задачи огромное значение имеет стимулирование спроса на новые технологии и инновации со стороны национальных компаний посредством различных инструментов и механизмов, уменьшающих риски их применения (венчурное финансирование под инновационные проекты малого и среднего бизнеса, страхование инноваций, налоговое стимулирование инновационной активности предприятий) — в) реформирование системообразующих секторов экономики знаний: интеграция науки и образования, создание частно-государственных корпораций для маркетинга и продвижения на мировой рынок российских НИОКР и.

157 образовательных услуг, полноценное финансирование и реформирование научно-образовательной сферы с целью ее всемерной модернизации и обновления с сохранением фундаментальной основы российского образованиясохранение и совершенствование научно-исследовательской среды, обладающей высокой квалификацией, творческим потенциалом, стимулами и способностью к сотрудничеству с предпринимательской средойг) повышение образовательного уровня менеджмента, содействие внедрению системы менеджмента знаний на предприятиях, поддержка концепции «непрерывного образования» и построения систем управления знаниями на предприятиях, введение в вузах профильного обучения «менеджменту знаний» как базовому инструменту формирования инновационной экономики на микроуровне.

Решение этих задач, безусловно, потребует творческого, предпринимательского подхода, основанного на поиске и реализации инноваций, причем не только в сфере производства, но и в сфере организации труда. Построение экономической системы, способной гибко и быстро реагировать на перемены и новые вызовы, должно проводиться на всех уровнях, от мелкого бизнеса до государственных суперпредприятий, а основным требованием к работнику должна стать его способность обучаться и применять полученные знания, создавая тем самым основу для формирования инновационной, глобальной экономики XXI века — экономики знаний, основные черты, характеристики и особенности становления которой на современном этапе были исследованы в настоящей работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». http://www.mon.gov.ru /dok/fz/obr/3986/.2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/09/15/17 6475/ 15.pdf.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2006 года N 328-р «Об одобрении государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», http://www.realeconomy.ru/ 220/29 l/1340/index.shtml.
  3. Распоряжение Правительства РФ «О программе координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации» от 25 августа 2006 г. № 1188-р. http://www.garant.ru /prime/200 6090l/89 908.htm.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 1518-р о создании федерального государственного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (СибФУ), http://www.ed.gov.ru/priorprojectedu /suuvsfo/ npd/4549/.
  5. Федеральная программа развития образования на 2000−2005 годы http://informika.kbsu.ru/FP/develedu.html.
  6. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», http://www.edu.ru/index.php? pageid =122.
  7. Монографии, книги, аналитические сборники на русском языке
  8. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ «Экономика знаний и факторы ее реализации» № 15(267), 2005 г.
  9. Н.В. Теория информационной экономики. Тавр. нац. ун-т им. В. И. Вернадского. Симферополь, 2005 — 336 с.
  10. В.Г. Социальная информация М.: Наука, 1994. — 200 с.
  11. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 383 с.
  12. Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории- Пер. с англ. / Сост., Науч. ред., послесл. Р.И. Капелюшников- предисл. М. И. Левин. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. — 672 с.
  13. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 956 с.
  14. Э. Интеллектуальный капитал: Ключ к успеху в новом тысячелетии. (Теория и практика менеджмента). СПб. и др.: Питер, 2001. -287 с.
  15. Ю.П. Активизация научных исследований в США, или Путь к изобилию / Ю. П. Васильев. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 430 с.
  16. Ю.П. Развитие инновационной деятельности в США, или как удвоить ВВП. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. — 406 с.
  17. A.JI. (ред.) Экономика, основанная на знаниях. Издательство РАГС, 2006.-352 с.
  18. . Бизнес со скоростью мысли. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-477 с.
  19. С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992. -228 с.
  20. В.В. Экономика знаний: Учебное пособие для подготовки магистров по направлению «Менеджмент» / Глухов В. В., Коробко С. Б., Маринина Т. В. СПб.: Питер, 2003. — 527 с.
  21. О.Г. НИС России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006 г. — 396 с.
  22. А.И., Дятлов С. А., Курганский С. А. Человеческий капитал: (Методологические аспекты анализа): Учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1999.
  23. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002/2003. годы/Под общей ред. проф. С. Н. Бобылева. — М.: Весь Мир, 2003. — 136 с.
  24. Г. Ю. Экономика развития, основанная на знаниях: идейно-концептуальные основы. Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. М.: МАКС Пресс, 2005 г. 77 с.
  25. Н.И. Национальные инновационные системы / Н. И. Иванова. -М.: Наука, 2002. 244 с. 32. «Инновационная система России: модель и перспективы ее развития». М.:РУДН, 2004.-300 с.
  26. B.JI. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М., 1999. 724 с.
  27. B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос. 2000. — 302 с.
  28. Информационный справочник ОЭСР, 2005: данные по состоянию экономики, социальной сферы и окружающей среды (OECD Factbook 2005: Economic, Environmental and Social Statistics), http://www.oecdcentre.hse.ru /newpub/soc-econom/se8.html.
  29. H.B. Университеты и экономика, основанная на знаниях / М-во образования Рос. Федерации. Сарат. гос. техн. ун-т Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002 270 с.
  30. Каптерев А.И.: Менеджмент знаний: от теории и технологиям: науч.-метод. пособие. М.: Либерея-Бибинформ, ГУП МО Раменская тип., 2005.-296 с.
  31. В.Н., Егина Н. А. Мировые тенденции технико-экономического развития. Глобальный рынок технологий. Концепции национальных инновационных систем. М.: 2006.
  32. В., Филина А. Это бизнес: Толковый слов, эконом, терминов. — Киев, Альтерпрес, 1996. — 448 с.
  33. Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 2000−2015 гг. / Под ред. А. А. Дынкина. М., 2000. http: // fp6.csrs.ru/news/ data/dynkin.doc.
  34. М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.-344 с.
  35. .Н. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. 2-е изд., доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. — 624 с.
  36. В.Л. Экономика знаний: уроки для России. Экономическая наука современной России. Экспресс-выпуск, 2003, № 1(11). 50 с.
  37. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. (Первоначальный вариант «Капитала»)./ Текст./ К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. Т.46. ч.П. 2 изд. //М.: Политиздат, 1969. — 618 с.
  38. А. Принципы политической экономии: в 2 т./Пер. с англ. Р.И. Стоплера- Общ.ред. и вступ.ст. С. М. Никитина. М.: Прогресс, 1983 -415 с.
  39. Ф. Производство и распространение знаний в США. -М.: Прогресс, 1966. 462 с.
  40. JI. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории/Пер. с 3-го испр. англ. изд. А. В. Куряева. — М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000. — 878 с.
  41. Микроэкономика знаний / B.JI. Макаров, Г. Б. Клейнер- Отд. обществ, наук РАН, Цент, экон.-мат. ин-т. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 204 с.
  42. .З., Румянцева З. П., Смирнова В. Г., Блинникова А. В. Управление знаниями в корпорациях. М.: Дело, 2006. 304 с.
  43. Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе. Какими будут компании в XXI веке. М.: Альпина Паблишер, 2001. -350 с.
  44. Д. Компьютер творец / Д. Мичи, Р. Джонстон- Пер. с англ. Р. Н. Кравец, Э. JI. Наппельбаума. М.: Мир, 1987. -254 с.
  45. Н. Н. Человек и ноосфера. — М.: «Молодая гвардия», 1990. — 352 с.
  46. На пороге экономики знаний (мировая практика научно-инновационного развития) / Отв. ред. А. А. Дынкин, А. А. Дагаев. — М.: ИМЭМО РАН, 2004. -214 с.
  47. Национальный доклад «Инновационное развитие основа ускоренного роста экономики Российской Федерации». М.: Ассоциация менеджеров, 2006.
  48. Наука России в цифрах: 2006. Стат.сб. М.: ЦИСН, 2006.
  49. Д. Мегатренды. Пер. с англ. М. Б. Левина. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НЛП «Ермак», 2003. — 380 с.
  50. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. Под ред. B. J1. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — 640 с.
  51. Новая экономика и российские реалии: межвуз. сб. науч. тр. Федер. агентство по образованию М-ва образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Перм. гос. ун-т" — под общ. ред.: Ю. К. Перского. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2005−276 с.
  52. И., Такеучи X. Компания создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в яп. фирмах. Пер. с англ. А. Трактинский. М.: Олимп-Бизнес, 2003.-361 с.
  53. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1984. — 340 с.
  54. М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Общ. ред. В. А. Лекторского, В. И. Аршинова- Предисл. В. А. Лекторского. М.: Прогресс, 1985 — 344 с.
  55. М. Международная конкуренция. М., Международные отношения, 1993. 896 с.
  56. Н., Бирдцелл Л. Е. мл. Как Запад стал богатым. Экономическое преобразование индустриального мира. — Пер. с англ. — Новосибирск, «Экор», 1995.-352 с.
  57. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 2001−2003.
  58. Сводный отчет Отделения Общественных наук РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты)» (Раздел 1.2), М.: РАН, 2004.
  59. П. Главные тенденции нашего времени. Рос. акад. наук, Ин-т социологии. М.: Наука, 1997. -351 с.
  60. , Т.Е. Закономерности экономики, основанной на знаниях. -Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2005. 334 с.
  61. И.А. Сетевая экономика: учебник / И. А. Стрелец. — (Высшее экономическое образование). М.: Эксмо, 2006. — 208 е.
  62. Д. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта. Пер. с англ. И. Дубинского под ред. С. Писарева, Киев: ITN Пресс М.: Рефл-бук, 1999. 403 с.
  63. Э. Третья волна. М.: Academia, 1999. — 784 с.
  64. Управление организацией: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Г. Поршнева, А. Я. Кибанова, В. Н. Гунина. М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 2001.
  65. Ф., фон. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф- Начала-Фонд, 2000. — 256 с.
  66. Д.С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации Изд. 2-е, испр., доп. М.: УРСС, 2004.
  67. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. — 410 с.
  68. Ю.В. Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении. М.: Академкнига, 2003. 240 с.
  69. И. Капитализм, социализм и демократия: Пер. с англ. /Предисл. и общ. ред. B.C. Автономова. — М.: Экономика, 1995. 540 с. 1. Статьи на русском языке
  70. Л.И. Использовать интеллектуальный и экономический потенциал для будущего России // Экономист. 1999. — № 8. — С.3−9.
  71. Е.Л. Развитие инновационной системы в России. (Инновационный Форум в Тампере 14−15 сентября 2006 г.), www.baltic.org/mp/db/fileJibrary/x/IMG/13 603/file/balashovNISRU.doc.
  72. Е.Н. Экономика знаний в России. riac.volsu. ru /konf/bydanoval .doc.
  73. С.Ю. Переход к инновационной экономике условие будущего развития России // Инновации № 3−4. — 2000.
  74. А.Г. Экономическое пространство России: вечные проблемы и трансформационные процессы, поиск стратегий // Материалы -.'V Межд. Кондратьевской конф. «Закономерности и перспективы трансформации общества». Т.1. М.: МФК, 2004.
  75. Дежина И.Г.: Инновационные ВУЗы в национальном проекте «Образование»: анализ первых итогов реализации проектов http://c-society.ru/main.php?ID=291 123&ar2=279&ar3=300.
  76. Ф.Ф. Инновационные вузы: основные векторы развития. www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/ 2007/07/18/309 613/07−10.pdf.
  77. П.А., Форэ Д. Экономические основы общества знания. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. № 1, С.29−55. http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/ 2005/12/23/ 245 971/ j ournal 1.1−5 .pdf.
  78. Н.И. Национальные инновационные системы / Н. И. Иванова // Вопросы экономики. 2001. — № 7. — С. 59−70.
  79. B.JI. К истории становления постиндустриальной хозяйственной системы. Статья вторая // Свободная мысль. 1999. № 8. С. 19−42.
  80. Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11.
  81. Р.И., Алгебова И. М., Леонова Т. Г., Емцов Р. Г., Найт П. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации // Общество и экономика. 1997. № 7.
  82. Г. Б. Материалы доклада на Втором заседании Высшего совета Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России» от 21.01.2005 в МЭСИ: http://www.mesi.ru/press-centre/news/?nid=341.
  83. Ю.К. Как определить современное общество: постиндустриальное, информационное, общество знаний, научно-инновационное? // Общество и экономика, № 10, 2006, С. 131−154.
  84. Концепция национальной инновационной системы Республики Беларусь. Минск, 2006, http://belisa.org.by/doc/CIS.doc.
  85. Концепция первого инновационного форума государств участников СНГ «Межгосударственное инновационное развитие и инновационное сотрудничество: состояние, проблемы и перспективы», http://www.inion.ru/news/podrob.php722.txt.
  86. Я. «Путь к свободной экономике»: десять лет спустя (переосмысливая пройденное). // Вопросы экономики. 2000, № 12 (http://rusref.nm.ru/kornai.htm).
  87. В.Н. Специфика экономики, основанной на знаниях // Общественные науки и современность, 2004, № 4. С. 134−144.
  88. А.Е. Биоконституционная социология познания. Современная борьба двух экспонент роста: компьютерной мощи и знаний человечества, http://www.ka2.ru/nauka/kulinkovich6.html.
  89. Н. Н. Как спасти человечество от экологической катастрофы // Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. В 6 т. — СПб., 1999. — Т. 6.
  90. В., Козырев А., Микерин Г. Интеллектуальная собственность: правовые и экономические аспекты формирования. Российский экономический журнал, 2003, № 5−6.
  91. В.Л. Становление экономики знаний в России. Доклад в Академии наук России, Отделение общественных наук, http://www.artsoc.ru/ docs/ Makarov/Presentations/3−23.11.2004.ppt#256,1.
  92. Обзор мирового рынка наукоемкой продукции, http://www.iic. org.ua/index.php?pageid=210.
  93. В.В., Федотов А. П., Глобалистика на пороге XXI века. http://nakanune.babikov.com/ Other/Globalistika.html.
  94. Программа «Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период 2003—2005 гг.», http://www.innov.ru/ rus/infrastr/program2004 2005/innovac0305 .htm.
  95. Г. А. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении. Перевод с англ. И. В Попович. // Теория фирмы/ Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995 («Вехи экономической мысли- Вып. 2). С. 54−72.
  96. В.Т., Сошников И. В., Романчин В. И., Скоблякова И. В. Человеческий капитал: содержание, виды, оценка и стимулирование. Москва, Машиностроение-1, 2005. http://plproject.ru/download/plproject01−04.pdf.
  97. Системный анализ факторов и механизмов, способствующих переходу экономики России на инновационный путь развития. Отчет по проекту Счетной Палаты Российской Федерации http://www.artsoc.ru /html/project9.htm.
  98. Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знания: междунар. науч.-практ. конф., апр. 2004 г.: сб. ст. / отв. редакторы: В. В. Маркин, B.C. Григорьев., Пенза: Приволж. Дом знаний, 2004.
  99. Средств на инновации в России больше чем достаточно. // Поиск. 29 декабря 2006 г. № 52.
  100. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 г. Доклад А. Фурсенко на заседании Правительства РФ 15 декабря 2005 г. «Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность» № 2, 2006.
  101. Тезисы доклада А. Фурсеико по вопросу «Совершенствование механизмов формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения». 7 декабря 2006 г. http://www.mon.gov.ru/news/ announce/3231/.
  102. Тис Дэвид Дж. Получение экономической выгоды от знаний как активов: «новая экономика», рынки ноу-хау и нематериальные активы // Российский журнал менеджмента. Перев.: В. Е. Расков, № 1, 2004. С. 95−120.
  103. Участие правительств в развитии национальных инновационных систем. Обзор, http://www.extech.ru/se/innov/public/ oper/uchast/meetl. htm.
  104. Ю.Е., Шапошник С. Б. Экономика, основанная на знании: социально-экономические тенденции и политические цели // http: //emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/0/48188a53de82dc06c3256d57004084a8?0pen.
  105. В., Тенденции инновационного развития Европы. http://ierasl .socionet.ru/files/ Zirenshikov. doc
  106. Экономика знаний: контекст российских проблем. М.: 2004 — 55 с. — (Цикл публичных дискуссий «Россия в глобальном контексте» / Никит, клуб (НК) вып. 15).
  107. И.И., Инновационные технологические преобразования в постиндустриальную эру. http://www.scientific.ru/ dforum/altern/ 1 121 243 798.
  108. A., Hollanders Н. (2005). EXIS: An exploratory Approach to Innovation Scoreboards. http://trendchart.cordis.lu/scoreboards/ scoreboard 2004/pdf/EXIS.pdf.
  109. Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967. -№ 7.
  110. Dosi G., Innovation, organization and economic dynamics: sel. essays / Cheltenham- Northampton (Mass.): Elgar, cop. 2000.
  111. Dretske Fred I. Knowledge and the flow of information / Stanford: CSLI publ., Cop. 1999.
  112. Foray D. Economie de la connaissance, La Decouverte, Paris, 2000.
  113. Freeman C. The National System of Innovation in Historical Perspective // Cambridge Journal of Economics. —¦ 1995. — Vol. 19, № 1.
  114. Fry R.S., Salyani S., Chief Knowledge Officer: Leading the Knowledge Revolution, http://www.aameda.org/Memberservices/Exec/Articles/sum02/Chief%20 Knowledge%200fficerFry.pdf.
  115. Gordon R.J. Does the «New Economy» measure up to the Great Inventions of the Past? / RJ. Gordon // Journal of Economic Perspectives. 2000. № 14 (4).
  116. IEEE Engineering Management Review // Second Quarter. 2004. http://www.ewh.ieee.org/soc/ems/emr/emronline.html.
  117. Intangible assets: Values, Measures, and Risks. Edited by John R.M. Hand, Baruch Lev. Oxford University Press, 2003.
  118. Kaukonen E. and Nieminen M. The changing role of universities in research and innovation systems: the case of Finland // Learning and Knowledge Networks for Development: 4th International Conference on Technology Policy and Innovations. Mexico, 2000.
  119. Kuznets S. Modern Economic Growth: Rate, Structure and Spread. New Heaven, 1966.
  120. L’economie contemporaine en 10 lec^ons, Sous la direction d’lvan Samson, Sirey, 2004.
  121. Lundvall B.-A., National Systems of Innovation. Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning, London: Pinter Publishers, 1992.
  122. Machlup F. The branches of learning // Series: Knowledge, its creation, distribution and economic significance. Princeton. N.J.: Princeton Univ. Press, 1982, Vol. 2.
  123. Machlup F. The economics of information and human capital // Series: Knowledge, its creation, distribution and economic significance. Princeton. N.J.: Princeton Univ. Press, 1984, Vol. 3.
  124. Main Science and Technology Indicators. Paris: OECD, 2005- OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2001−2004- Science and Engineering Indicators. Arlington, VA: N. SF, 2002, 2004.
  125. Management Services, 2005, October, http://www.highbeam.com/ Management+Services/publications.aspx?date=200 510.
  126. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Wash.: 1981.
  127. Mensch G. Das Technologische Patt. Frankfurt am Main, 1975.
  128. Metcalfe S., Knowledge Management and Higher Education: A Critical Analysis. 1995.
  129. S., «The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary Perspectives», in Stoneman, P., ed. Handbook of the Economics of Innovation and Technological Change, Blackwell, 1995. pp.462−463.
  130. , R. (ed). National Innovation Systems. A Comperative Analysis. Oxford: Oxford University Press, 1993.
  131. OECD Science, Technology and Industry Outlook 2002, OECD, Paris, 2002.
  132. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. -Wash.: 1978.
  133. Public Financial Support for Commercial Innovation. Europe and Central Asia Knowledge Economy Study. Part I, The World Bank. January 2006.
  134. Raising EU R&D Intensity. Improving the Effectiveness of the Mix of Public Support Mechanisms for Private Sector Research and Development. Report to the European Commission from an Independent Expert Group. European Communities, 2003.
  135. Riesman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society. Mass Leisure. Eds. E. Larrabee, R. Meyersohn. Glencoe (111.). — 1958.
  136. Russian Economic Report. December 2006. No. 13. The World Bank Economics Unit.
  137. Science and Technology Statistical Compendium 2004. Meeting of the OECD Committee for scientific and technological policy at ministerial level. OECD, 2004. 29−30 January.
  138. Science, Technology and Industry Scoreboard 2001 Towards a knowledge-based economy. — OECD, 2001.
  139. Knowledge Societies, Information Technology for Sustainable Development. The Third Report of the UN Working Group, 2002.
  140. Science and Engineering Indicators. 2002, 2004. Washington: NSA, 2002, 2004.
  141. Solow R. We’d Better Watch Out / R. Solow // New York Review of Books. -1987.-July 12.
  142. Teece D.J. The market for know-how and the efficient international transfer of technology. Annuals of the American Association of Political and Social Sciences, 1981 (November).
  143. The European Research Area: New Perspectives ((Com ERA, Green Paper),
  144. The Race for the New Frontier. International Competition in Advanced Technology. Decisions for America. Panel on Advanced Technology Competition. National Research Council. — N.Y.: A Touchstone Book, 1984.
  145. Technology for America’s Economic Growth: A New Direction to Build Economic Strength. Office of the Press Secretary, the White House, Febr. 22, 1993.
Заполнить форму текущей работой