Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности управления персоналом коммерческого банка: Методические и организационные основы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в настоящее время можно с уверенностью констатировать, что, в целом, коренных изменений в деятельности кадровых служб финансово-банковской системы России, к сожалению, пока еще не произошло. Они пока так и не стали службами управления персоналом, ограничивая свою деятельность, в основном, лишь проведением учетных операций. Одно из главных отличий кадровой работы от управления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Анализ проблем управления персоналом коммерческих банков
    • 1. 1. Управление персоналом банка как система
    • 1. 2. Анализ современного влияния человеческого фактора на развитие финансово-банковской системы России
  • Глава II. Оптимизация структуры и численности персонала банка
    • 2. 1. Задачи и этапы проведения оптимизации
    • 2. 2. Типовой анализ организационно-функциональной структуры банка
    • 2. 3. Механизм анализа количественно-качественного состава персонала банка
    • 2. 4. Совершенствование системы нормирования труда персонала банка
    • 2. 5. Планирование потребности банка в персонале
    • 2. 6. Планирование потребности банка в специалистах
    • 2. 7. Методология определения оптимальной численности персонала банка
    • 2. 8. Нетрадиционные пути оптимизации численности отдельных категорий персонала банка
    • 2. 9. Оптимизация численности аппарата и филиалов банка
    • 2. 10. Особеннности высвобождения персонала при структурной реорганизации банков
  • Глава III. Оценка эффективности труда персонала банка
    • 3. 1. Общие принципы оценки труда персонала
    • 3. 2. Методические подходы к оценке эффективности труда персонала
    • 3. 3. Оценка качества и результативности труда персонала
    • 3. 4. Методика оценки результатов коллективной деятельности персонала банка
    • 3. 5. Методика оценки результатов деятельности персонала филиала банка
    • 3. 6. Методика комплексной оценки деятельности персонала подразделения банка
    • 3. 7. Методика комплексной оценки индивидуального труда работников банка
      • 3. 7. 1. Определение уровня квалификации работника
      • 3. 7. 2. Определение сложности труда работника банка
      • 3. 7. 3. Оценка результатов труда работника банка
    • 3. 8. Оценка эффективности труда менеджера банка
  • Глава IV. Методы совершенствования системы оплаты труда работников коммерческих банков
    • 4. 1. Подсистема оплаты труда как элемент системы управления персоналом банка
    • 4. 2. Влияние рыночных факторов на занятость и оплату труда персонала банка
    • 4. 3. Механизм регулирования оплаты труда персонала банка
    • 4. 4. Методы премирования персонала банка
    • 4. 5. Нетрадиционные методы оплаты труда отдельных категорий работников банка
  • Глава V. Организация непрерывного профессионального обучения персонала банка
    • 5. 1. Принципы создания системы непрерывного обучения работников банка
    • 5. 2. Нетрадиционные пути подготовки банковских менеджеров
    • 5. 3. Подготовка персонала банка на основе использования методов интенсивного обучения
    • 5. 4. Развитие дистанционной формы обучения персонала банка

Особенности управления персоналом коммерческого банка: Методические и организационные основы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. С начала 90-х годов Россия вступила в стадию осуществления социально-экономических реформ. В этих условиях профессиональное и творческое развитие персонала, эффективная реализация его потенциала представляют собой ту основу, на базе которой и может быть обеспечена необходимая социально-политическая стабильность общества и достигнуто устойчивое социально-экономическое развитие страны.

В современных условиях в теории управления организациями проис-^^ ходит существенное изменение общей парадигмы управления. Сегодня персонал рассматривается как основной ресурс организации, в значительной степени определяющий успех всей ее деятельности. На смену теории, определяющей персонал как издержки, которые, прежде всего, и следует сокращать, пришла теория управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из основных ресурсов организации, которым надо грамотно управлять, создавать оптималь-ф ные условия для его развития, вкладывать в это необходимые средства.

Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся сегодня долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания банка.

В настоящее время трудно представить себе эффективную работу коммерческого банка, обладающего современной системой отбора и оценки персонала, но, в то же время, имеющего несбалансированную организационную структуру, отяжеленную большим количеством малоквалифицированного и даже излишнего персоналане обладающего должной системой коллективной и индивидуальной оценки эффективности труда персоналаруководимого менеджерами, не владеющими навыками ситуационного управления. Такой банк, практически, обречен на постоянную текучесть кадров, систематический рост выбытия персонала и др. негативные явления, которые неизбежно сказываются, в первую очередь, на эффективности работы банка в целом.

Анализ деятельности российских кредитных учреждений и проводимой ими кадровой политики показывает, что в отечественной банковской системе, видимо, пока еще не везде находит место передовая мысль о персонале как важнейшем ресурсе банков. Банк, как работодатель, заинтересован в сокращении общих издержек производства, но, как показывает практика российских коммерческих банков, — в основном, за счет установления наиболее низких цен на используемые им человеческие ресурсы и периодического сокращения персонала (как правило, ничем и никем не обоснованного).

Таким образом, в настоящее время можно с уверенностью констатировать, что, в целом, коренных изменений в деятельности кадровых служб финансово-банковской системы России, к сожалению, пока еще не произошло. Они пока так и не стали службами управления персоналом, ограничивая свою деятельность, в основном, лишь проведением учетных операций. Одно из главных отличий кадровой работы от управления персоналом заключается в том, что выполнять специфические функции управления персоналом сегодня вынуждены не только кадровые органы, но и руководители всех звеньев управленияот линейного руководителя до руководителя банка. Большинство же кадровых служб сегодня, по-прежнему, ориентированы на выполнение традиционных для них функций: прием, увольнение с работы, оформление документов при убытии работников в отпуска, командировки и т. п. Что уже не отвечает современным потребностям сложившихся социально-трудовых и кадровых отношений и, естественно, не позволяет персоналу банков развиваться в соответствии с ^^ предъявляемыми на сегодня к нему требованиями.

Поразивший российскую экономику и банковскую систему кризис, высветил откровенную слабость кадрового менеджмента отечественных банков, ставшую одной из основных причин фактического банкротства большинства крупных российских банков в силу бесчисленного количества ошибок и просчетов банковских менеджеров на финансовом рынке, ошибочного выбора приоритетов развития банков, отсутствия продуманной, научно-обоснованной кадровой политики, проводимой в области подбора банковского персонала и неспособности ряда высших банковских ^^ менеджеров принимать адекватные решения и управлять банками в критических ситуациях.

На основе изложенного можно заключить, что отмеченные выше не-4.1 достатки отечественного кадрового менеджмента существенно осложняют и замедляют течение процесса реформирования банков, а, следовательно, и всей финансово-банковской системы России. Поэтому в силу перечисленных причин проблема управления персоналом, в целом, для россий-^^ ских банков пока еще остается остроактуальной и, в значительной степени, не разрешенной.

Степень разработанности проблемы. Проблема управления персоналом является комплексной, состоящей из целого ряда важнейших направлений работы с персоналом. В настоящее время, в российской литературе, в общетеоретическом плане, данная проблема разработана достаточно широко. Так, основные подходы к организации управления персоналом, вопросы подбора, оценки, расстановки, обучения, мотивации персонала, основы ведения делопроизводства, нормативно-методического обеспечения кадровых служб достаточно подробно изложены в научных трудах Андреевой В. И., Виханского О. С., Егоршина А. П., Кибанова, А .Я., ЛаР данова И.Д., Одегова Ю. Г., Старобинского Э. К., Шекшни C.B. и др. В то же время, ощущается недостаток работ, определяющих необходимый инструментарий решения частных задач управления персоналом, раскрывающих особенности решения актуальных проблем управления персоналом прикладного характера, в частности, — в финансово-банковской сфере.

Несмотря на то, что ряд авторов (Алавердов А.Р., Бор М. З., Пятенко BJB. и др.), освещая сущность и содержание банковского менеджмента, затронули отдельные аспекты управления банковским персоналом, в целом, можно заключить, что исследуемые в работе проблемы, пока не получили достаточного внимания в российской науке, что можно объяснить как их недооценкой в прошлом, так и отсутствием в настоящем необходимой методологической базы.

Анализируя ход и промежуточные результаты реформ, проводимых в последние годы в России в рамках создания качественно новой банковской системы страны, можно выделить четыре пока так и не решенные ключевые проблемы в области управления персоналом банков: неспособность большинства кадровых служб коммерческих банков выполнять ряд основополагающих функций по управлению персоналомневысокий потенциал многих отечественных банковских менеджеров, отсутствие у них элементарных навыков аналитического, ситуационного мышления, необходимых для управления банковскими учреждениями в условиях кризисной российской экономикинеоптимальность организационных структур, филиальной сети коммерческих банков, количественно-качественного состава персоналаотсутствие в банках эффективных систем оценки и оплаты труда персонала.

В связи с изложенным, на основе изучения отечественного и зарубежного опыта в области кадрового менеджмента, обобщения опыта работы с персоналом крупнейших российских банковских институтов и, в первую очередь, — Сбербанка России, автором предпринята попытка исследования конкретных путей системного решения ряда ключевых проблем управления персоналом коммерческих банков на современном этапе.

Таким образом, несовершенство систем управления персоналом российских коммерческих банков и недостаточная научная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы данного диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в системном анализе теории и практики управления персоналом, разработке методологических подходов и практических рекомендаций для решения ряда ключевых проблем управления персоналом, которые могли бы позволить менеджерам банков укреплять свои позиции на финансовом рынке.

Для достижения указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи:

1. Определить методы исследования, разработать модель диагностического анализа системы управления персоналом коммерческого банка.

2. На фоне макроэкономической ситуации в России провести анализ причин и кризисных факторов, воздействующих на банковскую систему, оценить влияние человеческого фактора на ход развития финансово-банковских реформ.

3. Разработать методологию процесса осуществления оптимизации структуры и численности персонала банка.

4. Определить методический подход к проведению оценки банка как организационной системы, уточнить роль и место в ней персонала.

5. Разработать методику проведения количественно-качественного анализа персонала коммерческого банка.

6. Сформировать научно обоснованный подход к анализу потребностей банка в персонале.

7. Разработать методическую систему научных критериев оценки индивидуальной и коллективной деятельности персонала банка.

8. Определить экономические механизмы совершенствования системы оплаты труда работников коммерческого банка.

9. Разработать организационно-методические основы создания системы непрерывного профессионального обучения персонала коммерческого банка, определить нетрадиционные формы и методы, рекомендуемые для использования во внутрибанковской системе обучения банковского персонала.

Предметом исследования является существующая практика управления персоналом коммерческих банков России.

Объектом исследования выбрано несколько ключевых, по мнению автора, составляющих процесса управления персоналом, имеющих определяющее значение для организации кадрового менеджмента в коммерческом банке.

Теоретической и методологической основой исследования являются диалектический подход, метод системного анализа и метод аналогий. В работе использованы такие общетеоретические методы и приемы как моделирование, анализ и синтез, методы сравнения.

Исследование базируется на всестороннем изучении законодательных актов Российской Федерации, отечественной и зарубежной монографической литературы, нормативных документов и статистических материалов Центрального банка и Сбербанка России, периодических изданий и статей по проблемам управления персоналом.

При формировании базы исследования автор исходил из следующих принципиальных соображений: ^^ необходимости критического переосмысления устоявшихся принципов реализации ряда приоритетных направлений отечественного кадрового менеджментанеобходимости использования новейших достижений отечественной и зарубежной науки и практики в области управления персоналом кредитных организаций.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, состоят в следующем:

1. Разработан научный подход к анализу системы управления персо-^^ налом банка как организационной системы, разработана модель проведения диагностического анализа ее составных элементов. ^ 2. На фоне сложившейся макроэкономической ситуации в России осуществлен анализ проблем управления, характерных для современного состояния финансово-банковской системы страны, определена роль и степень влияния человеческого фактора на ход развития банковских реформ.

3. Впервые разработана методика проведения количественно-качественного анализа персонала как составной части процесса оптимизации структуры и численности персонала коммерческого банка. Предложен типовой макет проведения количественно-качественного анализа.

4. На основе использования частных критериев предложена методика проведения оценки качества работ по планированию численности персонала банка.

5. Разработана методология определения оптимальной численности персонала банка. Предложена методика функционального обоснования численности персонала на основе анализа фактических затрат времени на выполнение установленных операций (на примере подразделения управления персоналом банка). На примере контрольно-ревизионного аппарата банка предложены нетрадиционные способы обоснования численности работников подразделений банка, выполняющих специфические банковские функции.

6. Впервые в банковской практике предложены нестандартные методики оценки результатов индивидуальной и коллективной деятельности персонала банка. Разработан механизм оценки деятельности подразделений банка и его работников на основе использования комплексного показателя эффективности, представлены примеры типовых решений по оценке труда персонала банка в целом, его филиала, структурного подразделения и отдельного работника.

7. Исследовано влияние рыночных факторов на занятость и оплату труда работников банка в условиях финансово-банковского кризиса.

8. На основе сочетания принципов социальной справедливости, дифференциации труда персонала банка, заинтересованности работников в результатах своей деятельности выработаны рекомендации по совершенствованию системы материального стимулирования труда персонала банька. В частности, предложены варианты системы премирования работников банка, а также схема нетрадиционной оплаты труда специалистов банка, осуществляющих кредитные операции.

9. Впервые разработаны организационно-методические основы организации системы непрерывного профессионального обучения персонала коммерческого банка, определены нетрадиционные методы и формы подготовки банковского персонала.

Практическая значимость и апробация работы. Выводы и рекомендации, полученные в результате проведенного в работе исследования,применимы для дальнейшей научной разработки принципов и методов решения актуальных проблем управления банковским персоналом.

Методические подходы и практические рекомендации по решению ряда ключевых проблем кадрового менеджмента банка могут быть реко-^^ мендованы для использования коммерческими банками в практической деятельности, а также в системе внутрибанковского обучения персонала.

Выносимые на защиту положения углубляют знания об особенностях решения проблем управления персоналом в коммерческом банке в условиях переходной экономики.

Ряд положений и рекомендаций реализованы автором в учебном процессе Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, в системе внутрибанковского обучения персонала Сбербанка России, а также изложены в научных публикациях автора. ^^ Структура и объем работы определены целью и задачами исследования. Состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и при-^ ложений.

В заключение сделать выводы по занятию.

Аналогичным образом организуется проведение других вариантов деловой игры. Количество и содержание учебных вопросов деловой игры определяются как актуальностью избранной темы, так и отводимым на данное занятие временем.

Таким образом, деловая игра является одной из форм активизации процесса повышения квалификации персонала Банка и позволяет увеличить масштаб охвата вопросов профессиональной деятельности, наглядно показать последствия принятых решений, дать возможность проверить альтернативы решений. Игровая форма позволяет участникам достаточно глубоко проникнуть в сущность моделируемых действий, дает возможность постоянной корректировки своих действий и, в зависимости от сложности рассматриваемого вопроса, может строиться как эксперимент с целью проверки гипотезы.

Однако необходимо учитывать, что выбор тех или иных методов обучения, как и конкретные формы их применения, во многом зависит от специфики обучаемого контингента, и ряда других факторов, обусловливающих подготовку руководителей и специалистов Банка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». -М.: Собрание законодательств РФ, 1996.
  2. Закон РФ «Об образовании». -М.: Собрание законодательств РФ, 1996.
  3. Закон РФ «Об акционерных обществах». -М.: Собрание законодательств РФ, 1996.
  4. Кодекс законов о труде Российской Федерации, с изменениями и дополнениями. -М., 1998.
  5. Указ Президента Российской Федерации «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы» от 30.01.96 г. № 123. -М.: Собрание законодательств РФ, 1996.
  6. Указ Президента Российской Федерации «О повышении квалификации и переподготовке государственных служащих» от 23.08.94 г. № 1722. -М.: Собрание законодательств РФ, 1994.
  7. Указ Президента Российской Федерации «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности РФ» от 9.04.97 г. № 309. -М.: Собрание законодательств РФ, 1998.
  8. Указ Президента Российской Федерации «О денежном содержаниифедеральных государственных служащих» от 9.04.97 г. № 310. -М.: Собрание законодательств РФ, 1998.
  9. Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах поупорядочению оплаты труда работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» от 2 ноября 1995 г. № 1086. -М.: Сборник законов РФ, № 46, 1995.
  10. Постановление Правительства РФ «О мерах социальной защиты федеральных государственных служащих реорганизуемых и ликвидируемых органов исполнительной власти» от 27 марта 1997 г. № 346. -М.: Сборник законов РФ, № 13, 1997.
  11. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении квалификационных характеристик по должностям работников Сберегательного банка РФ и его филиалов» № 67 от 6.12.95 г.
  12. В.В., Кокин Ю. П., Яковлев P.A. Экономика труда. -М.: Финстатинформ, 1999.
  13. А.Р. Управление персоналом в коммерческом банке. -М.: СОМИНТЕК, 1997.
  14. В.Я., Корнеев И. К. Управление персоналом и информационные технологии. Книга 3. -М.: Финстатинформ, 1998.
  15. С.Г. и др. Функционирование государственного аппарата управления. -М.: Дело, 1998.
  16. В.Я., Корнеев И. К. Управление персоналом и информационные технологии. Книга 3. -М.: Финстатинформ, 1998.
  17. Е.А. и др. Проблемы формирования и подготовки резерва руководителей в отделениях банка. -Иваново: Изд. «Иваново», 1998.
  18. Д.Н. Совершенствование систем управления. М.: АНХ, 1987 г.
  19. Бор М.З., Пятенко В. В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. -М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
  20. Т. Как улучшить управление организацией. Пособие для руководителя. М.: АО «Ассиана», 1996.
  21. Г., Стефано П. Гибкий менеджмент-фактор рентабельности /пер. с итал./. -М.: Экономика, 1990.
  22. Бюллетень банковской статистики, № 3 (70). -М.: ИТАР-ТАСС, 1999.
  23. Вестник Банка России, № 21. -М.: ИТАР-ТАСС, 1998.
  24. Вестник Банка России, № 13. -М.: ИТАР-ТАСС, 1999.
  25. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. -М.: МГУ, 1995.
  26. .М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. -СПб: УЭФ, 1995.
  27. И.Н. Менеджмент. -М.: ЮНИТИ, 1995.
  28. Годовой отчет Сбербанка России за 1998 год. -М.: Профиль-дизайн, 1999.
  29. Г. Управление персоналом /пер. с англ./. -М.: Бином, 1997.
  30. Дина Мак Ноттон. Банки на развивающихся рынках /пер. с англ./. Том 1. -М.: Финансы и статистика, 1997.
  31. А.П. Управление персоналом. -Н.Новгород: НИМБ, 1999.
  32. Р.Н. Социальные аспекты экономической реформы в России /Сборник АНХ «Проблемы трансформации и перехода к регулируемой рыночной экономике"/. -М.:ТЕИС, 1999.
  33. Л.И., Горшков В. В. Справочное пособие по труду и заработной плате. -М.: Финансы и статистика, 1990.
  34. Ю.И. и др. Формирование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. -М.: Изд. «Магистр», 1998.
  35. Дж. М., Лобанов A.A. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. -М.: Дело, 1993.
  36. B.C., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы- программа- решение. -Л.: Лениздат, 1990.
  37. Е.Д. и др. Планирование и организация работы по повышению квалификации государственных служащих. -М.: Минтруда РФ, 1997.
  38. А.Я. Управление персоналом организации. -М.: Инфра-М, 1997.
  39. А.Я., Захаров Д. К. Формирование системы управления персоналом на предприятии. -М.: ГАУ, 1993.
  40. А.И. Основы управления персоналом. -М.: ТЕИС, 1999.
  41. Л.Г. и др. Математическое моделирование финансово-экономических ситуаций. -М.: РИО Финансовой академии при Правительстве РФ, 1997.
  42. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. -М.: Патент, 1996.
  43. П.Э. Менеджмент- искусство управлять. -М.: Инфра-М, 1995.
  44. Е.В. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие. -М.: Инфра-М, 1998.
  45. В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. -М.: Дело, 1996.
  46. В.И. и др. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих. Выпуск II. -М.: Дело, 1997.
  47. В.И. и др. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих. Выпуск III. -М.: Дело, 1998.
  48. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /пер. с англ./. -М.: Дело, 1992.
  49. .З., Евенко Л. И. Системный подход к организации управления. -М.: Экономика, 1983.
  50. Э.В., Щербаков В. И. Заработная плата: вопросы и ответы. Справочно-методическое пособие. -М.: Профиздат, 1989.
  51. Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе /пер. с англ./. -М.: ЮНИТИ, 1996.
  52. Ю.Г. и др. Управление персоналом банка. -М.: РЭА, 1996.
  53. Организация и нормирование труда /под ред. Адамчука В.В./. -М.: Финстатинформ, 1998.
  54. Определение нормативной трудоемкости обслуживания и управления производством. Методические рекомендации НИИ труда Госкомтруда СССР. -М.: Экономика, 1990.
  55. Организация работы по формированию резерва на выдвижение в государственной службе (методические основы). Учебно-методическое пособие /под ред. Катульского Е. Д. и др./. -М.: ИТ Минтруда РФ, 1997.
  56. Е.В. Книга работника кадровой службы. Учебно-справочное пособие. -М.: Экономика, 1998.
  57. Е.В. Служебная карьера. -М.: Экономика, 1998.
  58. Г. С. Работа с кадрами на производстве. -Киев: Техника, 1990.
  59. Ф.И. Рационализация аппарата управления предприятиями. -М.: Экономика, 1989.
  60. Проблемы организации, нормирования и производительности труда. Материалы «круглого стола». -М.: НИИ труда, 1995.
  61. Подбор кадров для государственной службы и требования к их профессиональным и деловым качествам (методические основы). Учебно-методическое пособие /под ред. Катульского Е. Д. и др./. -М.: ИТ Минтруда РФ, 1998.
  62. Ф.М. Основы государственного управления смешанной рыночной экономикой. -М.: РЭА, 1996.
  63. Г. Менеджмент в организациях /пер. с англ./. -М.: Экономика, 1995.
  64. Т. Управление по результатам /пер. с фин./. -М.: Прогресс, 1993.
  65. Э., Сотникова С. Маркетинг персонала на предприятии/ Проблемы теории и практики управления, № 1, 1996.
  66. Сборник межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по укомплектованию и учету кадров. -М.: Минтруда СССР, 1991.
  67. Советский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1987.
  68. Н.П. и др. Подбор кадров для государственной службы. -М.: ИТ Минтруда РФ, 1998.
  69. Н.П. и др. Основные направления и принципы работы с персоналом в государственном аппарате /под ред. Катульского Е.Д./. М.: ИТ Минтруда РФ, 1997.
  70. Н.П. и др. Организация работы по формированию резерва на выдвижение в государственной службе. -М.: Минтруда, 1997.
  71. Социально-трудовые отношения на государственной службе. Учебно-методическое пособие /под ред. Е.Д.Катульского/. -М.: Институт труда Минтруда РФ, 1998.
  72. Стратегическое планирование /под ред. Уткина Э.А./. -М., 1998.
  73. Э.К. Как управлять персоналом. -М.: Интел-Синтез, 1995.
  74. В.А. Функции и оценка результатов труда работников аппарата управления. -М.: Экономика, 1995.
  75. Н., Деванна М. А. Лидеры реорганизации: из опыта американских корпораций /пер. с англ./. -М.: Экономика, 1990.
  76. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. -М.: Дело, 1995.
  77. Управление человеческими ресурсами /под ред. Горелова Н. А., Тучкова А.И./. СПб, 1997.
  78. Управление человеческими ресурсами: стратегия и практика. Тезисы докладов Международной конференции 26−28 апреля 1996 г., г. Алма-Ата, 1996.
  79. Функции и структура системы государственного управления /под ред. Забродина Ю.М./. -М.: ИТ Минтруда РФ, 1997.
  80. Эренберг Рональд Дж., Смит Роберт С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. -М., 1996.
  81. Р.А. Организация оплаты труда работников предприятий. -М.: Институт труда Минтруда РФ, 1998.
  82. Л. Карьера менеджера /пер. с англ./. -Тольятти: Изд. дом «Довгань», 1995.
  83. C.B. Разработка управленческого решения. Часть 1. Учебное пособие. -Новогорск: АГЗ МЧС, 1997.
  84. C.B. Разработка управленческого решения. Часть 2. Учебное пособие. -Новогорск: АГЗ МЧС, 1997.
  85. C.B. Управление персоналом банка. Курс лекций для системы внутрибанковского обучения Сбербанка России. -М.: изд. «Кудесник», 1998.
  86. C.B. Актуальные проблемы управления персоналом банка. Монография. -М.: ООО «Форма Полиграф», 1999.
  87. C.B. Влияние рыночных факторов на оплату труда работников коммерческих банков и конъюнктуру рынка труда банковских специалистов в условиях финансово-экономического кризиса в России. -Ростов-на-Дону: (в печати), 1999, 0,2 п.л.
  88. C.B. Развитие дистанционной формы обучения работников банка. -С.-Петербург: газ. «Наша Копейка», № 8 (29), 1999, 0,2 п.л.
  89. C.B. Принципы разделения и кооперации труда персонала коммерческого банка. -М.: Вестник МЭИ, № 2, 1999, 0,3 п.л.
  90. C.B. Пути решения проблем оптимизации структуры и численности персонала банка. -М.: Вестник МЭИ, № 3, 1999, 0,3 п.л.
  91. C.B. Индивидуальная оценка результатов труда работника коммерческого банка. -М.: журнал «Управление персоналом», № 12, 1999, 0,5 п.л.
  92. C.B. Пути и методы исследования систем управления персоналом банка. -М.: журнал «Управление персоналом», (в печати), 1999, 0,5 п.л.
Заполнить форму текущей работой