Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическая безопасность реализации программ развития сельского хозяйства региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Необходимость обеспечения экономической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • ГЛАВА 2.
    • 2. 1. 2.2.
  • ГЛАВА 3.
  • Теоретические аспекты экономической безопас- 15 ности сельского хозяйства
  • Сущность экономической безопасности сельского 15 хозяйства региона в современных условиях Особенности реализации программ развития 29 сельского хозяйства

Концептуальные основы развития сельского хо- 45 зяйства в системе экономической безопасности Криминализация экономики как угроза реализа- 63 ции программ развития сельского хозяйства Оценка состояния и реализации программ разви- 75 тия сельского хозяйства Республики Калмыкия Оценка региональных особенностей экономиче- 75 ской безопасности Республики Калмыкия Анализ состояния сельского хозяйства Республи- 88 ки Калмыкия

Экономические угрозы реализации государственных программ развития сельского хозяйства

Основные направления обеспечения экономиче- 120 ской безопасности реализации программ развития сельского хозяйства региона

Стратегия обеспечения экономической безопас- 120 ности реализации программ развития сельского хозяйства региона

Программно-целевой метод моделирования раз- 130 вития сельского хозяйства региона Страхование как инструмент экономической 141 безопасности сельского хозяйства

3.4. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безо- 148 пасности региона в сфере сельского хозяйства

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 165

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 175

ПРИЛОЖЕНИЯ

Список сокращений

АПК — агропромышленный комплекс

ЦБ — Центральный банк России

НДС — налог на добавленную стоимость

МВД — Министерство внутренних дел

ФСБ — Федеральная служба безопасности

ДСБ — Департамент службы безопасности

ДЭБ — Департамент экономической безопасности

СКМ — служба криминальной милиции

ОВД — органы внутренних дел

БЭП — подразделение по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД — Главное управление внутренних дел УВД — Управление внутренних дел

ГИАЦ — Главный информационно-аналитический центр

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Alii 11 — аналогичный период прошлого года

ЮФО — Южный Федеральный округ

РФ — Российская Федерация

ФЗ — Федеральный закон

РК — Республика Калмыкия

МВД по РК — Министерство внутренних дел Республики Калмыкия

МСХ РК — Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия

ВТО — Всемирная торговая организация

ЕС — Европейский союз

США — Соединенные Штаты Америки

АТР — Азиатско-Тихоокеанский регион

НЭП — новая экономическая политика

МСХ РФ — Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ПНП — приоритетный национальный проект

ГСМ — горюче-смазочные материалы

ЧС — чрезвычайные ситуации

ГО — гражданская оборона

КФХ — крестьянско-фермерское хозяйство

ЛПХ — личное подсобное хозяйство

СПК — сельскохозяйственный производственный кооператив ГУП — Государственное унитарное предприятие ФССР — Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв ФЦП — Федеральная целевая программа

ФГУП — Федеральное государственное унитарное предприятие

Госкомстат — Государственный комитет по статистике

ВВП — внутренний валовой продукт

ВРП — валовой региональный продукт

ЭММ — экономико-математическое моделирование

ЭВМ — электронно-вычислительная машина

ЭМЗ — экономико-математическая задача

ПЦМ — программно-целевое моделирование

МОТ — минимальная оплата труда

НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы КРС — крупный рогатый скот

ООО — общество с ограниченной ответственностью ОАО — открытое акционерное общество

Экономическая безопасность реализации программ развития сельского хозяйства региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные экономические и социальные издержки этой фазы во многом деформируют факторы и критерии безопасности и вместе с тем, дополнительно отягощают все механизмы поддержания стабильности в обществе, сужают его возможности разрабатывать и реализовывать программы. Значимость макроэкономических аспектов экономической безопасности заметно повышается, также в условиях крупных социально-экономических преобразований, затронувших в последние несколько лет, Россию. Это видно особенно ярко на примере аграрных отношений, поскольку они в системе и экономической, и продовольственной безопасности продолжают оставаться ключевыми. И это не случайно — аграрный сектор экономики является материальной основой, как продовольственного обеспечения населения, так и экономики в целом. Сельское хозяйство в экономике любой страны, занимает особое место и обладает рядом особенностей. Важнейшей из них является то, что ведение производства органично связано с использованием земли и природной средыпри этом земля служит главным средством производства. И в сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях, в воспроизводственном процессе используется продукция собственного производства (семена, корма и др.). То есть, по существу, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны. Трудно найти другую отрасль хозяйства, которая оказывала бы такое широкое и многообразное воздействие на экономику, социальные отношения и состояние окружающей среды.

Современные же взгляды на развитие сельского хозяйства в нашей стране в целом и в отдельных регионах заслуживают особого внимания, поскольку разгосударствление собственности в сфере сельского хозяйства привели его к такому депрессивному состоянию, которое может рассматриваться лишь как непосредственная угроза экономической безопасности регионов.

Впервые за последние 15 лет сельское хозяйство вошло в число приоритетных национальных проектов страны. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» ныне преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 264 от 29 декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства». Реализация Государственной программы развития сельского хозяйст-' ва, нацелена на дальнейшее совершенствование аграрных отношений, которое в конечном итоге служит фактором устойчивости всей экономики страны. Учитывая то обстоятельство, что госпрограмма построена на кредитной линии, здесь могут возникать угрозы экономической безопасности в этой отрасли, и естественно возникает вопрос о месте и роли органов внутренних дел в её обеспечении. Роль органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности неоднозначна. Задача органов внутренних дел применительно к рассматриваемой проблеме заключается в борьбе с криминальной экономикой (ликвидации теневой экономики), существенной характеристикой которых является создание состояния общественной опасности, причинение такого вреда функционированию институтов общества и государства, которое, превышает пределы экономической безопасности.

Общие социальные закономерности депрессивного состояния сельского хозяйства позволяют говорить об обеспечении различных аспектов экономической безопасности различных регионов, особенно тех, где сельскохозяйственное производство, наряду с благоприятным климатом, рискованное земледелие считалось традиционным. Таким образом, в работе мы предполагаем решение, как минимум, двух задач. Первая — состоит в уточнении понятия «экономическая безопасность региона в сфере сельского хозяйства», узкого и широкого толкования этого понятия с позиций различных научных дисциплин, определение составляющих экономической безопасности региона в отрасли сельского хозяйства, исследование всех выше перечисленных явлений в рамках исторического и функционального анализа. Второе — это выявление места и роли органов внутренних дел в системе обеспечения безопасности региона в отрасли сельского хозяйства в условиях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Степень изученности проблемы. В настоящее время активно разрабатываются различные аспекты экономической безопасности на макро — мезо, и микроуровнях. Существенный вклад в развитие теории экономической безопасности внесли следующие ученые-экономисты: Л. И. Абалкин, В. А. Богомолов, С. Ю. Глазьев, В. К. Сенчагов и др. Непосредственно экономико-правовым проблемам обеспечения экономической безопасности АПК посвящены исследования: С. О. Грунина, О. В. Климочкина, Н. В. Матвеева, H.H. Потрубача, В. Р. Беленького, С. Ю. Барсукова, О. Г. Фокиной и др. Ученые системы правоохранительных органов, также уделяют большое внимание вопросам становления служб безопасности предприятий, отраслей, изучению проблем, связанных с криминализацией экономических отношений, с позиции экономической безопасности различных субъектов хозяйствования.

Труды А. Г. Хабибулина, Е. Д. Кормишкина, А. Т. Алиева, Д. И. Торопова, Ю. А. Тропина, В. Н. Анищенко, Н. А. Артемьева, В. Ф. Гапоненко,.

Д.В.Дианова, А. Е. Городецкого, Р. В. Илюхиной, А. Ц. Хатаева, С. В. Аксенова, А. П. Козловой, А. А. Крылова, Н. П. Купрещенко, Ю. Г. Наумова, А. П. Опальского, В. И. Золотарева, Ю. Ф. Нардюжева, А. Г. Светлакова, Г. В. Песчанских, С. Б. Вепрева, М. Н. Сидорова, В. Л. Смирнова, Е. Ф. Яськова, И. В. Горского и др. посвящены вопросам становления служб безопасности предприятий, отраслей, изучению проблемы криминализации экономических отношений с позиции экономической безопасности различных субъектов хозяйствования.

Однако работы вышеперечисленных авторов не дают целостного представления о месте и роли органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности в сфере сельского хозяйства при реализации Государственной программы его развития. Здесь, прежде всего, требуются научная разработка новых форм и методов их участия в данной сфере, методическое обеспечение деятельности ОВД и организации взаимодействия с другими заинтересованными ведомствами, обеспечивающими развитие сельского хозяйства региона.

Что касается экономической безопасности, которая характеризует как устойчивость экономической системы к воздействию внешних и внутренних факторов, а устойчивость предполагает ее развитие, это, прежде всего, связано с тем, что индикаторы экономической безопасности со временем могут и должны меняться в зависимости от пороговых значений национальной экономики, в частности, сложившаяся ситуация в современной экономике, преодоление последствий финансового кризиса. Это, требует выхода из сложившегося положения не только отрасли сельского хозяйства отдельного региона, но и в целом страны.

Необходимость устранения противоречий между потребностью в развитии производства сельскохозяйственных продуктов и использования возможностей органов внутренних дел для содействия реализации государственных программных мероприятий развития сельского хозяйства составляет научную задачу исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в обосновании теоретических основ, разработке предложений и рекомендаций обеспечения экономической безопасности реализации программ развития сельского хозяйства региона.

Для реализации поставленной цели решены следующие задачи:

— обобщить и уточнить теоретические аспекты экономической безопасности региона в сфере сельского хозяйства.

— дать экономическую оценку состояния сельского хозяйства как приоритетному направлению развития экономической системы страны;

— выявить экономические угрозы реализации программ развития сельского хозяйства региона;

— определить влияние инвестиций на развитие сельского хозяйства региона как элемента региональной хозяйственной системы;

— обосновать основные направления государственной поддержки российского сельского хозяйства в рамках государственной программы развития сельского хозяйства;

— изучить ход реализации государственной программы развития сельского хозяйства на региональном уровне и факторы, влияющие на угрозу экономической безопасности данной отрасли;

— проанализировать современное состояние программно-целевого планирования сельскохозяйственного производства на региональном уровне и выявить тенденции его развития;

— раскрыть формы программно-целевого планирования сельскохозяйственного производства, применяемые на уровне региона, и определить экономическую эффективность их выполнения;

— определить место и роль органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности региона в отрасли сельского хозяйства при реализации программ развития сельского хозяйства с целью выработки методических рекомендаций, способствующих повышению эффективности деятельности органов правопорядка;

— на основе анализа экономических преступлений выявленных органами внутренних дел в ходе реализации государственной программы разработать научно обоснованные предложения по определению размера ущерба, причиненного сельхозпроизводителям при воздействии засухи, с целью выявления и пресечения хищения денежных средств путем подлога и мошенничества, а также нецелевого расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства.

Объектом исследования является система обеспечения экономической безопасности региона в отрасли сельского хозяйства.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, связанные с обеспечением экономической безопасности реализации программ развития сельского хозяйства региона.

В качестве гипотезы исследования предполагается, что в условиях преодоления последствий финансового кризиса и программном подходе государства к развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия особая роль в обеспечении экономической безопасности региона в сфере сельского хозяйства отводится органам внутренних дел, что обязывает их активно участвовать в формировании комплексной системы обеспечения экономической и продовольственной безопасности с учётом программно-целевого подхода.

Методологической основой исследования является как традиционные для экономической науки методы научного анализа, так и социологические методы исследования, метод вкрапления в экономические теоретические концепции положений смежных или близких к экономической теории отраслей научного знания, в частности, права, криминологии, теории управления. Работа выполнена в соответствии с подпунктом 11.20 — «Функция государства по защите национальных интересов в области экономики в рыночных условиях» пункта 11 — «Экономическая безопасность» Паспорта специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».

Нормативную основу исследования, составили соответствующие положения Конституции РФ, федеральные законы и законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы МВД России, нормативные и иные акты.

Эмпирическую базу исследования составили результаты отечественных и зарубежных исследований по кругу затрагиваемых проблем, официальные статистические данные ГИАЦ МВД России, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Республики Калмыкия, социологические опросы (анкетирование), законодательные акты и нормативно-методические материалы, регулирующие экономические и правовые отношения в отрасли сельского хозяйства. Исследования базировались на документах сельскохозяйственных предприятий и Федеральной службы государственной статистики РФ, на аналитических обзорных справках ДЭБ МВД России, информационно-аналитических систем в сети Интернет, а также на данных, опубликованных в монографиях и периодической печати.

Научная новизна. В процессе исследования установлено, что происходящие преобразования в аграрном секторе экономики сопровождаются дальнейшей его криминализации, это негативно сказывается на состоянии экономической безопасности сельского хозяйства, особенно в сфере государственной поддержки посредством реализации программ развития АПК. Новизна исследования заключается в следующем:

— уточнена сущность экономической безопасности сферы сельского хозяйства, обоснована роль органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности реализации программ развития сельского хозяйства;

— классифицированы угроз экономической безопасности региона в сфере развития сельского хозяйства с учетом выделения криминогенных факторов на основе анализа российского и зарубежного опыта;

— сформулированы методические подходы и предложена модель страхования рисков в сельском хозяйстве;

— разработаны методические рекомендации по выявлению и пресечению фактов нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства;

— разработана методика определения, выявления и пресечения нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве, а также нецелевого расходования бюджетных средств, выделяемых на развитие малых форм хозяйствования и модернизации развития животноводства.

Положения, выносимые на защиту:

1. Классификация основных внешних факторов, составляющих угрозы экономической безопасности региона в отраслях сельского хозяйства, недооценка которых не позволяет органам внутренних дел эффективно реагировать на предупреждение криминализации сельскохозяйственного производства.

2. Комплекс организационно-правовых и социально-экономических рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности региона при реализации программ развития сельского хозяйства, основными из которых являются деятельность на основе межведомственного плана и постоянного мониторинга аграрного сектора экономикивыявление и анализ причин, определяющих угрозы внутренней и внешней среды отрасли сельского хозяйства регионаучёт особенностей реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в конкретном регионепрогноз имеющих вероятностный характер возможных изменений развития отраслей сельского хозяйства и их влияния на безопасность региона и государства в целом.

3. Научное обоснование роли органов внутренних дел в разработке механизмов обеспечения экономической безопасности, способствующих устойчивому развитию животноводства как традиционному профильному направлению сельскохозяйственного производства региона (на примере Республики Калмыкия).

Обоснованность и достоверность результатов исследования достигается широким использованием научной и учебной литературы, нормативно-правовой базы, отражающих организационно-экономические и правовые аспекты обеспечения экономической безопасности.

Достоверность исследования также обусловлена личным опытом автора. Кроме того, исследование построено на результатах научных трудов ряда авторов, уже апробировавших свои положения в реальном секторе экономики страны, а именно в отрасли сельского хозяйства.

Теоретическая и практическая значимость данного исследования состоит в том, что на основе существующих положений, в работе разработан инструментарий и предложено развитие идей, относящихся к обеспечению экономической безопасности сельского хозяйства. Тем самым выполненное диссертационное исследование развивает существующее в научной литературе направление изучения процессов эффективного управления деятельностью органов внутренних дел в целях обеспечения экономической безопасности региона, дополняет его теоретический аппарат, создает возможность дальнейшего углубленного исследования современных тенденций обеспечения экономической безопасности отрасли сельского хозяйства в условиях реализации государственных программ.

Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности служб и подразделений органов внутренних дел МВД России, ВНИИ, ВИПК и в учебном процессе высших учебных заведений по курсу «Экономическая безопасность».

Также в работе содержатся конкретные предложения, адресованные министерствам и ведомствам федерального и регионального уровней согласно Межведомственной группе, участвующих в реализации Госпрограммы, имеющий статус Приоритетного национального проекта.

Апробация работы и внедрение ее результатов. Разработанные на основе проведенного исследования методические рекомендации внедрены в аппараты управлений по борьбе с экономическими преступлениями, в частности, «Методические рекомендации по выявлению и пресечению фактов нецелевого использования бюджетных средств, выделяемые на финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства», «Методика определения возмещения ущерба сельскохозяйственной продукции от природно-климатических условий» используются в подразделениях УБЭП МВД по Республике Калмыкия и УБЭП ГУВД по Ставропольскому краю, а также внедрены в учебный процесс и научную деятельность Академии управления МВД России при подготовке учебно-методических материалов по дисциплине «Экономическая безопасность».

Результаты исследования состояния сельского хозяйства Республики Калмыкия показали, с одной стороны, определенные возможности региона в укреплении экономической безопасности, с другой — неоднозначное влияние разных факторов на угрозу экономической безопасности. Охарактеризуем важнейшие из них. а) несмотря на наметившуюся в последние годы позитивную динамику основных макроэкономических параметров (ВРП, сельское производство, инвестиции), значительное превышение порогов большинства индикаторов экономической безопасности привело к сохранению в Республике Калмыкия, предкризисной экономической ситуации.

Например, в Республике Калмыкия доля населения с доходами ниже уровня прожиточного минимума почти в 2,2 раза выше среднероссийской (63,7% и 30,2% соответственно), показатели скрытой безработицы в республике (19,3%) заметно превышает данный показатель по РФ в целом (14,0%), материально-техническая база сельского хозяйства в республике упала до низшего предела. Упадок наблюдается и в производственной сфере республики.

Калмыкия является депрессивным регионом, имеющим преимущественно средние показатели социально-экономического развития, но вместе с тем республика занимала ведущее положение в государстве по отдельным видам производства (мясное скотоводство и заготовка шерсти). Депрессивный регион характеризуется тем, что его производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития. В этих условиях депрессивными следует считать территории, в пределах которых негативные явления (спад производства, снижение уровня жизни, нарастание негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии и т. п.) более высокие, чем общероссийские. Список подобных негативных примеров можно было бы продолжить. б) региональные возможности недостаточны для выхода экономики из создавшейся ситуации, и для этого требуется значительная государственная поддержка. Калмыкия всегда была животноводческой республикой, основными отраслями которой были мясное скотоводство и заготовка шерсти. Поэтому реализация государственной программы развития сельского хозяйства на 2008;2012 гг., нацеленной на дальнейшее совершенствование аграрных отношений как фактора устойчивости всей экономики региона и страны в целом, является сегодня реальным для региона выходом из кризисного состояния.

4. Национальная экономическая безопасность современной России должна опираться на региональные системы экономической безопасности.

В диссертации сделан вывод о том, что при общей тенденции к снижению роли федерального центра в экономических процессах региона, появляется острая необходимость активизации решения проблем экономической безопасности. Экономическая безопасность региона в сфере сельского хозяйства становится одной из ключевых проблем и требует соответствующей работы в данной области.

Исходя из анализа опыта работы ряда регионов (Владимирской, Пермской и др.), в диссертационном исследовании были определены следующие направления по формированию региональных систем экономической безопасности: а) при разработке региональных программ, концептуальных документов в области обеспечения экономической безопасности региона необходимо принимать во внимание следующие факторы: во-первых, регионы являются неотъемлемой частью единого экономического и правового пространства Российской Федерацииво-вторых, в качестве субъектов Федерации они располагают необходимым потенциалом и имеют возможность проведения социально-экономических преобразований в отрасли сельского хозяйства. б) следует определить минимальный информативный набор показателей индикаторов и их пороговые значения. Сущность экономической безопасности реализуется в системе показателей индикаторов. Оценка состояния сельского хозяйства включает набор показателей экономической безопасности, которые позволяют не только сигнализировать об угрозе, но и осуществить своевременно комплекс программно-целевых мероприятий по стабилизации аграрного сектора региона.

Для экономической безопасности региона в сфере сельского хозяйства принципиальными являются пороги показателей, т. е. предельные значения, несоблюдение, превышение или снижение которых приводит к началу разрушительных, нерегламентированных процессов в той или иной отрасли региона. Индикаторы пороговых ситуаций (ИПС) могут проявляться как отдельно, так и в комплексе, поэтому в диссертации в расчетах предполагаются два уровня ИПС: 1-ый пороговый уровень показателя в совокупности с другими показателями для конкретной территории может стать критическимпреодоление 2-ого порогового уровня показателя приведет к наступлению кризисной ситуации.

Экономическая безопасность региона в сфере сельского хозяйства при реализации государственной программы его развития в диссертационном исследовании рассматривается в рамках государственной поддержки аграрного сектора экономики России, при этом за основу принимаются на уровне региона тождественные проблемы, элементы структуры, приоритеты и т. п., применительно к уровню РФ. В этой связи факторы, влияющие на экономическую безопасность региона в сфере сельского хозяйства, рекомендуется рассматривать по следующим показателям:

— производственный потенциал;

— безработица в сельских территориях;

— уровень жизни населения;

— теневая экономика (криминализация АПК);

— бюджетная и финансовая сфера;

— научно-технический потенциал;

— окружающая природная среда;

— миграционные процессы.

В целом информативный набор показателей должен давать общее представление об уровне развития сельского хозяйства в субъектах, а также и о качестве жизни населения региона. в) реализация государственной программы ориентирован на снижение уровня угроз экономической безопасности региона и поддержки сельского хозяйства. Для реализации данной программы, прежде всего, необходимо:

— проведение экспресс-анализа кризисной ситуации подотраслей в сельском хозяйстве с учетом ранжирования субъектов по уровню угроз экономической безопасности;

— наличие комплексности, системности, вариантности при проведении мер по нейтрализации угроз и определении способности сельских территорий в последующем обеспечить устойчивый рост во всех трех направлениях государственной программы.

— разработка организационно-экономического механизма по обеспечению экономической безопасности региона в сфере сельского хозяйства при реализации государственной программы его развития.

Механизм обеспечения экономической безопасности региона в сфере сельского хозяйства реализуется через систему органов законодательной, исполнительной и судебной властей, общественные и иные организации и объединения граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности». В диссертации предложен механизм обеспечения ОВД экономической безопасности региона при реализации государственной программы развития сельского хозяйства.

5. Обеспечение экономической безопасности региона является одним из основных проявлений эффективного развития экономики региона.

Эффективное развитие экономики региона может обеспечить только такая региональная политика, которая отстаивает свои территориальные интересы и обеспечивает свою региональную экономическую безопасность в условиях рыночной конкуренции.

Своевременное выявление угроз экономической безопасности региона в сфере сельского хозяйства, а также поиск путей их нейтрализации — вот такая задача стоит сегодня перед органами внутренних дел, ибо на них возлагается обязанность осуществления борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями, которые являются опаснейшими источниками угроз в этой отрасли. Именно криминальная экономика причиняет самый страшный вред функционированию экономической системы.

В диссертации особое внимание уделяется проблеме криминализации сельскохозяйственных отраслей республики, поскольку, несмотря на проводимые аграрные реформы в сельском хозяйстве, именно здесь возникают угрозы экономической безопасности региона, т.к. на развитие данной отрасли государством ежегодно выделяются значительные бюджетные средства. И одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел становится защита бюджетных средств, выделяемых на развитие сельского хозяйства в рамках реализации государственной программы.

Органы внутренних дел, в пределах представленных им полномочий, во взаимодействии с государственными и контролирующими органами осуществляют мероприятия по противодействию криминальным проявлениям в сфере сельского хозяйства при реализации государственной программы его развития. При этом комплексное использование сил и средств, как показывает многолетняя практика, создает необходимую предпосылку для успешного решения основной задачи — декриминализации названной отрасли, повышая тем самым экономическую безопасность данной отрасли. Сотрудники органов внутренних дел, обеспечивая в пределах своих полномочий экономическую безопасность в сфере сельского хозяйства, должны иметь дополнительные профессиональные знания о механизме функционирования отрасли сельского хозяйства и о возможных противоправных действиях лиц, непосредственно работающих в этой сфере или сотрудничающих с ней. Не имея представления об экономике аграрного сектора и механизмах функционирования её системы, а также об обстановке совершения названных видов преступлений, о совокупности условий, в которых они находят свое проявление, крайне затруднительно организовать работу по своевременному выявлению и пресечению экономических и налоговых преступлений на объектах этой отрасли.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что пока отсутствует четкий подход к оценке экономической безопасности в сфере сельского хозяйства Российской Федерации в целом и в отдельно взятом регионе, пока не определен минимальный информативный набор индикаторов, и их пороговые значения, пока не решены методологические проблемы прогноза их динамики в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сохраняется угроза экономической безопасности на территории субъектов РФ, которая требует создания системы непрерывного мониторинга, столь необходимого для анализа и определения уровня угроз экономической безопасности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ).
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
  3. Федеральный закон № 273 ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции».
  4. Федеральный закон от 18 февраля 2006 г. № 25-ФЗ «О принятии Российской Федерацией Устава Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций»
  5. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 федерального закона «об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  7. Таможенный кодекс Российской Федерации. Утвержден 28 июня 2003 г. № 61-ФЗ (с изменениями от 23.12.2003 г., 29.06., 20.08., 11.11.2004 г., 18.07., 31.12.2005 г.).
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: Издательство ОМЕГА-Л, 2005.
  9. Закон Российской Федерации «О безопасности"/ О безопасности: Сб. законодательных нормативных актов. М. Д998.С.38.
  10. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1666.
  11. Указ Президента Российской Федерации № 608 от29.04.1996 г. // О государственной стратегии экономической безопасности РФ» (основные положения): // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 18. — Ст.2117.
  12. Указ Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года» «О государственной стратегии экономической безопасности».
  13. Указ Президента Российской Федерации № 120 от 30 января 2010 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
  14. Указ Президента Российской Федерации № 290 от 20 марта 2009 года о приоритетном направлении деятельности ОАО «Объединенная зерновая компания».
  15. Указ Президента Российской Федерации № 306 от 11 марта 2003 г. «Вопросысовершенствования государственного управления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. № 12 от 24 марта 2003 г.
  16. Указ Президента Российской Федерации N567 от 18 апреля 1996 г. Об утверждении Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: //СЗ РФ. 1996 N17. Ст. 1958.
  17. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. Российская газета. 26 апреля 2005 г. № 86.
  18. Послание Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию //Российская газета, г. Москва, 5 ноября 2008 года.
  19. Послание Президента Российской Федерации Д. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. Российская газета. 12 ноября 2009 г.
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 925 «О подразделениях криминальной милиции» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 50. Ст. 3325.
  21. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.
  22. Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999−2000годы. Утверждена постановлением Правительства РФ № 270 от 10 марта 1999 г. — М.: Энциклопедия российского права, 2000. № 3.
  23. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 2004 2008 годы // Российская газета, 2004 г. 17 июля.
  24. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 сентября 2002 г. № 2997-Ш ГД «О критической социально-экономической ситуации в аграрном секторе экономики России».
  25. Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Утверждено Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года. № 1482 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 26. Ст. 2397.
  26. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 года № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 1. Ст. 69- № 24. Ст. 2280- № 33. Ст. 3394- № 43. Ст. 4062.1. Монографии и статьи
  27. Л.И. Экономическая безопасность России: угроза и отражение // Вопросы экономики. М., 1994. № 12. — 11с.
  28. Л.И. Экономическая безопасность России // Вестник РАЕН. М., 1997. № 9. Т. 67. С.771−775.
  29. Т., Таксанов А. Коррупция паразит экономики // Общество и экономика. 2003. № 10. С. 189−207.
  30. С.А. Преступления сотрудников милиции. СПб. — 2001. С. 44 -70.
  31. Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел (опыт системного исследования). СПб., 1988. — С. 93.
  32. И. Сельское хозяйство как приоритетное направление господдержки//АПК: экономика, управление. 2009. — № 4. С. 3−14.
  33. С.Ю. Неформальные способы реализации формальных намерений, или как реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК»//Москва 2007. ГУ ВШЭ.
  34. С. JI. Криминализация экономики — одна из основных угроз экономической безопасности России // Российской общество, государство и органы внутренних дел. — М.: Труды Академии управления МВД России, 2002. 9с.
  35. В. Прогноз регионального развития сельского хозяйства в России // Экономист. 2004. № 1. С.76−82.
  36. E.H. Экономическая безопасность Российской Федерации: — М.: Издательство Государственной Думы РФ, 2004. — 120с.
  37. В.П. Преступления в сфере экономики. М., 2001. — 110с.
  38. Н.С. Финансирование социальных программ в странах Запада. — М., 1993.-90с.
  39. А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. 1999. № 2. С.74−84.
  40. .В. Экономические преступления. СПб., 1998. — 170с.
  41. В.И. Управление проектами в России. Основные понятия. История. Достижения. Перспективы. -М., 1995. 185с.
  42. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Безопасность предпринимательской деятельности. М.: Экономика, 2002. С. 259.
  43. С. Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс // Рос. экон. журн. — 1997. — № 1. — С. 3−19.
  44. С. Ю. За критической чертой: о концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. М.: Нац. ин-т развития, 1996. — 82 с.
  45. С. Ю. Кара-Мурза С.Г. Батчиков С. А. Белая книга: Экономические реформы в России 1991−2001 г. г.- М.: Изд-во Эксмо, 2003.- 368 с.
  46. А.Е., Селиванов А. И. О путях развития системы научного обеспечения экономической безопасности России. М.: АЭБ МВД России, 2009 г.
  47. А.Е., Долгих Н. В., Мастепановой Д. А., Бурцеви И. В., Петрова С. С. и Занкини Д.Б. Механизмы уклонения от уплаты налогов: закономерности и тенденции схемообразования. Сборник научных трудов //Аудит и финансовый анализ М.2004. № 1.
  48. В. Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. -М.: Финстатинформ, 1997. 135 с.
  49. В.Ф., Мельников А. Б., Эриашвили Н. Д. Финансово-правовые особенности криминализации холдинговых корпораций. — М.: Юнити-Дана, 2003.-247с.
  50. Л.Д., Максимов C.B. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. -М., 1996. 187с.
  51. Н.С., Зенякин В. Е., Крюков В. В. Экономическая безопасность регионов России. -М.: Алгоритм, 2000. — 198с.
  52. Де Джон Н., Иденбург Ф. Работа общинных центров в Голландии // В сб. Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт. Т.З. 1993.
  53. А.И. Преступность, ее виды, организованная преступность. Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью. Материалы конференции. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. Юс.
  54. М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблемы адаптации // Вопросы экономики. 1999. № 2. С.53−64.
  55. Дефицит федерального бюджета как угроза национальной безопасности: опыт России и США (научно-практический семинар) // США: Экономика, политика, идеология. 1995. № 2. 15с.
  56. В.М., Колесников В. В. Преступность в сфере экономической деятельности: Монография. СПб.: Фонд «Университет», 2000. — 210с.1995.-211с.
  57. В.Л. Потенциал человека: индекс социального развития россиян. — М., 1995. 178с. 144. Денисов Н. Социальное расслоение общества: причины, последствия, меры по ограничению // Экономист. 1997. № 1. — 10с.
  58. В.Л. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. — М.,
  59. В. Криминогенность в экономике продолжает возрастать // Экономическая жизнь. 1996. № 5. — 11с.
  60. С.Е., Сучков А. И., Гурин Г. В. // Регион: Экономика и социология. 2001. № 2. СЛ17−133.
  61. Г. Б. Стратегии бизнеса: аналитический справочник. — M.: «КОН-СЭКО», 1998. -201с.
  62. Е., А. Щеломенцев. Оценка социально-экономического состояния депрессивных регионов//Экономист. 1999. № 11. С. 75−81.
  63. А. Риски и имущественные интересы при страховании в сфере землепользования//АПК: экономика, управление. 2009. — № 4. С. 58−64.
  64. Концепция развития социальной службы в Российской Федерации. — М., 1993.-45с.
  65. М. Агропромышленный комплекс России и меры по его развитию //Politeconom. 1999. № 1. С. 18−22.
  66. А.П. Незаконное предпринимательство // Право и экономика. 2000. № 1.-12с.
  67. А.П. Преступления в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности России. — М., 2000. — 157с.
  68. В.В., Конобеев В. Н. Кузнецов И.В., Конобеев Ю. В. Земельные отношения в аграрном секторе экономики в условиях реформы. — М., 2007. С.46−49.
  69. .Н., Яковец Ю. А., Рудской А. И. Прогноз инновационно-технологического развития России с учетом мировых тенденций на период до 2030 года. -М.: МИСК, 2008. С.317−318.
  70. В.В. Экономическая преступность и рыночные реформы: Политико-экономические аспекты. СПб., 1994.
  71. А.П., Завидов Б. Д., Гусев О. Б. Преступления в сфере экономической деятельности // Российский следователь. 1999. — № 4. — С. 20−21- Основы борьбы с организованной преступностью. — С. 222−224.
  72. A.C. Коррупция: причины, последствия и противодействие//Мир и безопасность. М. 2008 г. № 6.
  73. В.Д. Организованная преступность в сфере экономики. Законодательство и экономика, № 9, сентябрь 2002.
  74. И. Сельское хозяйство России должно стать постоянным приоритетом государственной политики// Промышленник России. 2007. № 1. С. 8.
  75. Организационно-правовой механизм социального обеспечения населения. Теория и методика социальной работы. Часть 11, глава XXV. М.: МГСУ, 1994. -37с.
  76. В. Э. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспект//Внешнеэкономические связи. 1992. Выпуск № 8. С. 5
  77. Е. Государственное регулирование сельского хозяйства // Агропромышленный комплекс: экономика, управление. 1997. № 5. С.70−73.
  78. A.C. Сельское хозяйство России в XX веке / A.B. Петриков, М. Л. Галас // Россия в окружающем мире. — М., 2001. С.52−79.
  79. A.B. Ситуация в аграрном секторе и проблемы продовольственной политики // Экономист. 2001. № 7. С.70−77.
  80. H.H. и др. Проблемы обеспечения экономической стабильности в условиях глобализации. М.: Современный гуманитарный университет, 2002. -188с.
  81. H.H., Сангадиев З. Г., Борисевич А. Н., Максутов Р. К. Государственное регулирование регионального развития. Красноярск.: Сиб. гос. аэро-космич. ун-т, 2006. С.147−148.
  82. В.В., Громович А. И. Экономическая безопасность и экономическая преступность. — М.: Армита-Маркетинг-Менеджмент, 2001. 203с.
  83. В. Об экономике коррупции в посткоммунистических странах // Общество и экономика. 2001. № 5. С. 22 26.
  84. Н.О. О федеральном бюджете агропромышленного комплек-са/УЭкономист. 2003. № 3. С.79−81.
  85. В. Безопасность — лозунги, теория и политическая практи-ка//Российский экономический журнал. 1991. № 17. С. 31−41.
  86. Регулирование социального развития России. Сборник статей. М.: Институт экономики РАН, 1997. — 151с.
  87. Россия в цифрах. Официальное издание. -М.: Статистика, 1996, С. 53,169.
  88. В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности Рос-сии//Международный бизнес России. 1995. № 9. С. 14.
  89. В.К. Экономика России: состояние, угрозы, вызовы, безопасность // Бизнес и банки. 2003. № 49. 9с.
  90. Е. Общественное мнение о российской аграрной реформе // Вопросы экономики. 2000. № 7. С.21−34.
  91. B.JI. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1994. № 12. 11с.
  92. А. Формирование региональных рынков сельскохозяйственной продукции // Агропромышленный комплекс: экономика, управление. 1998. № 5. С.34−42.
  93. А.И. и другие. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики. Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 1997. — 178с.
  94. A.A. Территориальная общность в региональном развитии и управлении. Тверь., 1995. — 151с.
  95. B.JI. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы//Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1995. № З.С. 3.
  96. С.И. Социальная работа и социальные программы в США. -М., 1992.-195с.
  97. А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения //Журнал российского право. М., 2007. № 2. С.45−50.
  98. А.Г., Селиванов А. И. К вопросу о государственном регулировании миграционных процессов // Миграционное право. М.2006 г. № 3. С.15−16.
  99. А.Г. Актуальные проблемы формирования и реализации государственной миграционной политики в контексте экономической безопасности России/ТМиграционное право. М., 2009. № 1. С.2−4.
  100. А. Государственные социальные программы и местные органы власти США // ИМЕМО РАН. М., 1996. — 179с.
  101. П. Социология социальных изменений // Пер. с англ. М., 1996. — 178с.
  102. М.Р. Реализация национальных проектов как форма финансирования социальной сферы экономики России/ЛЗестник экономической интеграции. М., 2009. № 2. С.47−52.
  103. A.B. Механизм регулирования занятости в условиях реформирования аграрного сектора. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2005. № 1.-12с.
  104. Экономическая безопасность России // Социально-политический журнал. 1997. № 5. С. 3.
  105. A.M. Социология экономической преступности. М., 1988. — С. 49−51.
  106. Учебники, учебные пособия, лекции
  107. A.M., Потехина O.A., Яковенко Е. Г. Криминализация экономической деятельности: Учебное пособие. Московский Университет МВД России: Щит-Москва, 2006 г. С. 9, 15.
  108. И.Я. Экономическая безопасность России: Теория и практика. М., 2001. С. 21.
  109. Бок М. // П. А. Столыпин.//., М.: «Современник» 1992 г. Стр. 232.(Из выступления Столыпина в Государственной думе России 16 ноября 1907 году).
  110. В.А. Экономическая безопасность: Учебное пособие. 2-е издание. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009 г. С. 85.
  111. М.С. Социалистическая идея и революция перестройки. М., 1989. С.9
  112. М.С. Время действий, время практической работы. М., 1988 г. С. 71.
  113. В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. — М., 1996. 165с.
  114. В.Э. Социальное программирование: Учебное пособие. — СПб., 1996. 125с.
  115. В.В. и др. Организация консультационной деятельности (консалтинг): Учебное пособие. СПб., 1995. — 125с.
  116. В.Н., Демидова Л. Г., Петров А. Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. СПб., 1995. — 174с.
  117. В.Н. Теоретические основы прогнозирования: Учебное пособие. -СПб., 1996.-185с.
  118. В.Ф. Взаимосвязь экономической безопасности государства и предприятий, их взаимодействие с органами внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. М., 2007 г. № 3. С. 73.
  119. А., Е. Никитина, Ф. Шиллер. Экономическая безопасность России: региональный уровень // //Вопр. Статистики. 1995. № 3. С.7−14.
  120. В.Г., Корешева Т. В., Харченко А. Ф. Информационные технологии в процессе обработки социологической информации: Учебное пособие. — СПб., 1996.-189с.
  121. П.И. Экономическая безопасность и криминализация аграрного сектора экономики. Учебное пособие. Академия управления МВД России. М., 2008. С. 22,23.
  122. В.В. и др. Экономика сельского хозяйства. Ростов-на-Дону «Феникс» 2005. С. 7.
  123. А.П., Климочкин О. В. Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта. М., 2002. — 78с.
  124. A.A., Есипов В.М, Марченко Р. Н. Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности и экономическая безопасность: Учебное пособие. -М., 2001 г. С. 8.
  125. А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 1995. — 191с.
  126. P.C. Органы внутренних дел и безопасность государства: история и современность. Сборник научных трудов. Академия управления МВД России. Москва. С. 5,6.
  127. Г. О Столыпинской реформе // Наука и жизнь, 2004. № 10. С. 44.
  128. Экономическая безопасность России (проблемы методологии и организационно-правового обеспечения). Учебное пособие / Под редакцией Ю.И. Або-ленцева и В. И. Попова. М.: Московский институт МВД России, 2001. — 170с.
  129. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под редакцией В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. — 351с.
  130. Экономическая безопасность. Финансы. Банки./ Под. ред. В.К. Сенча-гова., М.: Институт экономики РАНД 996.- С. 29.1. Авторефераты, диссертации
  131. О.С. Органы внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности: организационные и правовые вопросы. Дисс. канд. юрид. наук. -М.: Академия управления МВД России, 2004. 210с.
  132. Х.У. Правовое обеспечение продовольственной безопасности современной России: Дисс. канд. юрид. наук. -М., 2003. С.99−110.
  133. C.JI. Обеспечение экономической безопасности службой криминальной милиции МВД России. Дисс. канд. эконом, наук. М.: Академия управления МВД России, 2002. — 201с.
  134. З.И. Обеспечение органами внутренних дел экономической безопасности АПК региона (экономико-правовые проблемы). Дисс. кандит. эконом, наук. М. 192 с.
  135. Г. В. Анализ риска при осуществлении инвестиционных проектов и разработка методов его оценки: автореф. дис. канд. экон. наук. -СПб.: СПб УЭФ, 1997. 23 с.
  136. В.М. Экономическая безопасность и безопасность современной России: Автореферат дисс. докт. юрид. наук. — М., 2000. 45с.
  137. В.М. Организационно-экономические механизмы противодействия криминальной экономике на этапе проведения рыночной реформы: Автореферат дисс. доктора эконом, наук. — М., 2004. — 51с.
  138. A.A. Социально-экономические основы деятельности милиции в обществе рыночного типа. дисс. д.э.н. — М., Академия управления МВД России, 1993 г. С. 27.
  139. Н.П. Противодействие теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности России (теоретико-методологический подход): Дисс. доктора экономических наук. Москва, Академия экономической безопасности, 2008. — 358 с.
  140. Е.Д. //Методологические основы исследования экономической безопасности региона.// дисс. докт. экон. наук М.-2003. С. 190.
  141. Ю.А. Экономическая безопасность региона и ее ориентация на эффективность и конкурентоспособность бизнеса: Дисс. доктора эконом, наук. -М, 2005.-352с.
  142. В.Ф. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации как субъект обеспечения экономической безопасности. Автореферат дисс. на соис. уч. степ, к.э.н. М., Академия управления МВД России, 2000.- 21с.,
  143. Д.И. «Программно-целевое моделирование социально-экономического развития сельского хозяйства России: теория, методология, практика», дисс. докт. экон. наук// Саратов, 2006 г. С.226−235.
  144. А.Ц. Интеграция правоохранительных систем по противодействию незаконному обороту наркотиков и обеспечение экономической безопасности. Дисс. доктора экономических наук. М.: АЭБ МВД России, 2007Л
  145. Ю.А. и др. Краткий экономический словарь. 2-изд., доп. М, 1989 г. С. 8−9.
  146. Большой экономический словарь / под. ред. А. Н. Азрилияна. 6-е издание, доп. — М.: Институт новой экономики, 2004.
  147. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.1 М., 1981. С. 67.
  148. Демографический ежегодник России. Стат. Сб. / Росстат. — М., 2006.
  149. Жан-Жак Руссо 1712−1778 гг. французский писатель, мыслитель, композитор. С. 7.
  150. Калмыкия в цифрах: Статистический сборник. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия. Элиста, 2009 г.
  151. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994.-С.444.
  152. Райзберг Б А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 1997. С. 11.
  153. Российский статистический ежегодник. М., 2007. С. 710.
  154. Российский статистический ежегодник. М., 2008. С. 419.
  155. Российский статистический ежегодник. Стат. Сб. / Росстат. М., 2007.
  156. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. Стат. Сб. / Росстат. М., 2006.
  157. Статистические данные ГИАЦ МВД России 2008 г.
  158. Современный толковый Словарь русского языка. Российская Академия наук лингвистических исследований, г. Санкт-Петербург. «НОРИНТ» 2007 г. С. 138, 628.
  159. Статистические данные Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия: Республика Калмыкия 2009 г.
  160. Статистические данные ФМС и Службы занятости по Республики Калмыкия. Элиста.2009 г
  161. Оперативная интернет-информация по реализации в регионах государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008−2012 годы. Выпуск № 4, апрель 2008 г.
  162. Н.С., Царегородцев Е. И. Проблемы приватизации и государственное регулирование в аграрном секторе, http://fadr.msu.ru/archives.
  163. Редакция электронного издания «Информационно-аналитический портал (VIPERSON). Официальный сайт Президента России www. kremlin, ru.
  164. A.B. Гордеева на встрече Президента РФ Д.А.Медведева, с членами Центрального Совета Российского Аграрного движения. Опубликовано: 12.11.2008.
  165. Из доклада Главы Республики Калмыкия К. Илюмжинова на заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 8 августа 2006 года. Элиста, PK.
  166. Интервью Гордеева A.B. РИА Новости (http://www. rian. ru/interview/ 20 070 424 /64 301 500 .html).
  167. Министр внутренних дел Российской Федерации Р. Г. Нургалиев. Выступление на координационном совещание руководителей правоохранительных органов РФ. РИА Новости, г. Москва. 24.09. 2008 г.
  168. Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК. http://www.admportal.tula.ru/catalog/920.aspx.
Заполнить форму текущей работой