Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обобщены научные подходы к оценке конкурентоспособности организаций и выявлены их особенности, на основании чего предложена методика оценки конкурентоспособности, адаптированная к организациям оптовой торговли. В ее основе лежат предлагаемые способы количественной оценки конкурентных преимуществ, располагаемых организацией на каждом конкретном рынке, с учетом силы их проявления и степени… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
    • 1. 1. Развитие понятийного аппарата конкурентоспособности организаций оптовой торговли
    • 1. 2. Особенности конкурентных преимуществ организаций оптовой торговли
    • 1. 3. Методы оценки конкурентоспособности организаций оптовой торговли
  • 2. ИЗУЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
    • 2. 1. Анализ конкурентной среды и потенциальных возможностей организаций на рынке оптовой торговли
    • 2. 2. Методика определения конкурентных преимуществ организаций оптовой торговли
    • 2. 3. Оценка конкурентоспособности организаций оптовой торговли
  • 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
    • 3. 1. Формирование системы управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли
    • 3. 2. Направления совершенствования процесса управления конкурентными преимуществами
    • 3. 3. Разработка способов оценки эффективности системы управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли

Совершенствование управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. За последние годы в экономике России наметились тенденции, которые коренным образом меняют роль оптовой торговли. Во-первых, произошло существенное нарастание интенсивности конкуренции на рынке оцтовой торговли. К настоящему времени процесс становленияюптовых структурначатый в 90-е годы, завершен. Рынок оптовой торговли разделен между основными участниками, поэтому развиваться оптовики могут только за. счет захвата ниш конкурентов. Во-вторых, за последние годы на внутреннемфынке потребительских товаров? очень, активно развиваются розничные, торговые сети, которые работают напрямую с производителями товаров, избегая посредничества со стороныоптовиков. Эти обстоятельства вынуждают оптовые организации максимально приспосабливаться к новым экономическим условиям.

Неизбежное усиление конкуренции на внутреннем рынке заставит всех его участников, в том числе и организации оптовой торговли, сконцентрировать свои усилия на обеспечение собственного уровняконкурентоспособности в соответствии с требованиями рынка. Это может, быть реализовано только путем целенаправленного управления конкурентными преимуществами, которое: позволяет добиваться, требуемого уровня конкурентоспособности максимально эффективно. Таким образом, управление конкурентоспособностью должно стать целевой функцией менеджмента оптовых организаций.

Актуальность выбранной темы для исследования определяется основополагающей ролью управления конкурентоспособностью в повышении эффективности деятельности организаций оптовой торговли как субъектов бизнеса, а также потребностью в разработке теоретических и методических основ управления конкурентоспособностью организаций, использование которых позволит им упрочить свои позиции на рынке оптовой торговли и обеспечить рост экономических показателей деятельности.

Степень разработанности проблемы. Исследованию вопросов управления конкурентоспособностью и конкурентными преимуществами органи3 заций посвящено достаточно большое количество работ зарубежных ученых. Среди них особенно авторитетными являются такие авторы, как Ансофф И., Друкер П., Карлоф Б., Котлер Ф., Ламбен Ж.-Ж., Портер М., Самуэльсон П., Стиглер Дж., Уотермен Р., Хикс Дж. и другие.

Со> стороны отечественных ученых интерес к данным вопросам1 обусловлен развитием рыночных отношений в России. Свое отражение это нашло в трудах таких авторов, как Абрамишвили Г. Г., Азоев Г. Л., Анискин Ю. П., Быков В. А., Головин И. В., Голубков Е. П., Долинская М. Г., Иванов И. Д., Коробов КШ., Маркин Р. Нц Миронов М. Г., Моисеева Н. К., Памбухчи-янц В.К., Панов А. И., Рубин Ю. Б., Соловьев И. А., Спиридонов И. А., Старо-дубовская И.В., Уткин Э. А., Фатхутдинов P.A., Шустов В. В., Юданов А. Ю., Яковлев A.M. и других.

В то же время, несмотря на повышенный интерес к данной проблематике со стороны зарубежных и отечественных ученых, вопросы управления конкурентоспособностью организаций. оптовой торговли остаются еще недостаточно изученными. В российской науке пока не сформировались комплексные представления о механизме управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли. Остаются нерешенными вопросы выработки общепринятого понятийного аппарата в области конкурентоспособности, S идентификации конкурентных преимуществ и алгоритма их создания, количественной оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ для организаций’оптовой торговли.

Цель и задачи" исследования. Целью диссертационной работы является разработка теоретических и методических подходов к решению экономических проблем развития организаций оптовой торговли на основе совершенствования управления конкурентоспособностью организаций для более эффективной их адаптации к требованиям рынка.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих основных задач:

— адаптировать теоретические аспекты конкурентоспособности организаций применительно к сфере услуг оптовой торговли на. основе обобщения" отечественного и зарубежного опыта;

— проанализировать состояние и оценить перспективы развития! предпринимательской деятельности в сфере услуг оптовой торговли с: учетом современных тенденций в экономике;

— выявить научные, подходы и разработать методику оценки конку-' рентных преимуществ и конкурентоспособности!'организаций: оптовой торговли-. ¦•.

— предложить и обосновать систему управления конкурентоспособностью: организаций оптовоито]рговли и оценку ее эффективности-,.

— обобщить существующие представления по созданию конкурентных преимуществ и разработать предложения, направленные на совершенствование процессауправления ими в организациях оптовойторговли.

Объект исследования. Вжачестве объектовдасследования^выбраны-организации оптовой торговли Приволжского федерального округа^ специализирующиеся на реализации хозяйственных товаров.

Предметом исследованияявляются-'экономические: отношения в об-ластиуправлештаконкурентоспособностью^организацийоптовой торговли.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные работы зарубежных и отечественных авторов* в-, области менеджмента, маркетинга, логистики-и оценочной деятельности. Дляобработки и анализа.. информации применялись следующие: методы исследований: системный и процессный подходыстатистический, логический и структурный анализыметод экспертных оценок.

Информационную основу, работы составили:

— нормативно-правовые документы Российской Федерации;

— данные Федеральной службы государственной статистики Россий-. ской Федерации и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области-.

— материалы периодической и научной печати;

— отчетные данные деятельности организаций оптовой торговли, а также результаты научных и практических разработок, выполненных при участии автора.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке экономически обоснованных предложений по совершенствованию управления конкурентоспособностью’организаций оптовой торговли. В ходе исследования получены следующие научные результаты:

— развиты теоретические основы конкурентоспособности организаций оптовой торговли, в том числе уточнены понятия конкурентоспособности и конкурентных преимуществ, предложен их состав и классификация по следующим признакам: среда возникновенияправовой статуссрок действия на рынкевозможность управленияхарактер динамикиотношение к цене услугистепень влияния на конкурентоспособность;

— на основе выявленных тенденций развития оптовой торговли в Рос сии и результатов анализа методов оценки конкурентоспособности организаций, развита и апробирована на практике методика оценки конкурентоспособности организаций оптовой торговли, базирующаяся на разработанных автором способах оценки конкурентных преимуществ;

— определены направления совершенствования процесса управления конкурентными преимуществами для обеспечения конкурентоспособности организаций оптовой торговли, в том числе выявлен тип и раскрыты особенности системы управления конкурентоспособностью, обобщены существующие представления по созданию конкурентных преимуществ и предложен алгоритм управленческих работ для реализации данного подхода;

— на основе выявленной взаимосвязи конкурентоспособности оптовых организаций с показателями их деятельности на рынке предложены подходы к оценке эффективности системы управления конкурентоспособностью организаций оптовой торговли, в том числе конкурентная карта рынка, позво ляющая отследить изменение конкурентной позиции организации на рынке и способы количественного измерения эффективности системы управления.

Практическая значимость результатов исследования определяется их направленностью на эффективное развитие организаций оптовой торговли.

Положения и результаты, исследования, представленные в данной работе по совершенствованию механизма управления конкурентнымипреимуществами" и обеспечения конкурентоспособности организаций оптовой торговли, способствуют выбору более эффективных направлений их развития.

Методические положения диссертации используются в учебном процессе при преподавании таких дисциплин, как «Оценка бизнеса», «Оценка нематериальных активов», «Теория и практика оценочной деятельности» и «Экономика организации» в ФГБОУ ВПО «Нижегородский коммерческий институт».

Апробация результатов исследования. Ряд положений работы докладывались на Ш-й Региональной научной конференции «Россия и проблемы глобализации» (Нижний Новгород, 2002 г.) и региональной конференции «Проблемы развития сферы услуг в Приволжском федеральном округе» (Нижний Новгород, 2002 г.), а также были обсуждены на заседании кафедры экономического анализа и антикризисного управления Нижегородского коммерческого института (Нижний Новгород, 2011 г.).

Внедрение результатов исследования. Наиболее значимые результаты исследования нашли практическое применение в таких организациях оптовой торговли, как ООО ПКФ «ВолгаОптТорг» г. Нижний Новгород и ООО «Амико» г. Нижний Новгород. Общий экономический эффект от внедрений предложений автора в практику деятельности данных организаций составил 768 тыс. руб.

Публикации. Основные положения исследования отражены в 10-ти научных статьях общим объемом 4,0 п.л., из которых авторских 3,75 п.л., в том числе одна работа — в издании, рекомендованном ВАК.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 154 наименований, 12 приложений. Работа изложена на 173 страницах текста, содержит 15 таблиц и 21 рисунок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного автором диссертационного исследования было выполнено:

1) уточнены определения понятий «конкурентоспособность» и «конкурентные преимущества» для организаций оптовой торговли, учитывающие специфику предпринимательской деятельности в сфере услуг оптовой торговли и увязывающие конкурентоспособность организации с ее конкурентными преимуществами.

Конкурентоспособность организации оптовой торговли рассматривается, как ее способность выработать и преобразовать предпринимательскую идею и располагаемые ресурсы (финансовые, материальные, трудовые и информационные) в конкурентные преимущества на оптовом рынке с целью сохранения или обеспечения роста прибыли и стоимости организации.

Конкурентные преимущества определены как превосходство организации оптовой торговли над конкурентами по ключевым факторам успеха на рынке, которое выгодно отличает ее для внешнего окружения и позволяет ей сформировать более востребованную клиентами на оптовом рынке услугу. При этом конкурентные преимущества выступают и как цели, и как средства конкурентной борьбы среди организаций, являясь составными элементами конкурентоспособности.

Уточнение понятий в области конкурентоспособности организаций оптовой торговли предопределило необходимость, в рамках проведенного исследования, выделить и обосновать состав конкурентных преимуществ, которыми могут потенциально располагать организации оптовой торговли. С учетом этого предложена классификация конкурентных преимуществ для организаций оптовой торговли по следующим признакам: среда возникновенияправовой статуссрок действия на рынкевозможность управленияхарактер динамикиотношение к цене услугистепень влияния на конкурентоспособность;

2) проведен анализ конкурентной среды и потенциала развития сферы услуг оптовой торговли, позволивший определить характер трансформации этой сферы коммерческой деятельности за последние годы, глубину изменения ее функций и условий функционирования организаций оптовой! торговли, интенсивность конкурентной борьбы и перспективы ее’усиления в дальнейшем.

Несмотря на выявленные угрозы для. этойсферы коммерческой деятельности, одной из которых является экспансия, на рынок торговых сетей, современное состояние и тенденции происходящих изменений свидетельствуют о значительном потенциале ее развития в будущем. На положительные.

1 I перспективы указывают и расчеты средних темпов прироста оборота оптовой торговли за рассматриваемый период, которые опережают средний уровень инфляции в России за аналогичный период на 5,96% по России и на 2,49% по ПФО.

Полученные результаты также позволили выявить место и роль организаций оптовой, торговли в сфере услуг оптовой торговли, доля которых в среднем по России составляет 80,31%, а по ПФО — 71,91% и динамика ее изменения в целом положительная;

3) обобщены научные подходы к оценке конкурентоспособности организаций и выявлены их особенности, на основании чего предложена методика оценки конкурентоспособности, адаптированная к организациям оптовой торговли. В ее основе лежат предлагаемые способы количественной оценки конкурентных преимуществ, располагаемых организацией на каждом конкретном рынке, с учетом силы их проявления и степени значимости. Предложенная методика позволила рассчитать конкурентоспособность исследуемых организаций оптовой торговли: ТПГ «Белый парус» — 76,75%, ЗАО «Нижегородоптхозторг» — 60,22% и ООО ТФ «Спарк» — 50,88%.

Преимущества методики заключаются в том, что, во-первых, она дает возможность учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного рынкаво-вторых, позволяет оценить именно саму деятельность организации на каждом из этих рынков и на основании этого сделать выводы об уровне ее конкурентоспособности в целом;

4) даны предложения по совершенствованию управления конкурентоспособностью в организациях оптовой торговли. В рамках этого определен оптимальный тип системы управления конкурентоспособностью организаций. Рассмотрен состав элементов этой системы и комплекс задач, решение которых позволит развернуть систему управления конкурентоспособностью в рамках действующей организационной структуры управления. Проведенный анализ существующих представлений (концепций) по созданию конкурентных преимуществ позволил разработать решения, направленные на совершенствование процесса управления конкурентными преимуществами и обеспечения конкурентоспособности организаций оптовой торговли.'К этим решениям можно отнести не только предлагаемый алгоритм управленческих работ по обеспечению конкурентоспособности, но и схемы мониторинга конкурентоспособности, формирования и поддержания конкурентных преимуществ, управления процессом создания конкурентного преимущества;

5) выявлена связь между такими экономическими показателями как конкурентоспособность, доля рынка, объем продаж, прибыль и стоимость организации. Это позволяет не только интегрировать управление конкурентными преимуществами-'!! обеспечение конкурентоспособности организации в рамки концепции управления стоимостью, но и дать соответствующие предложения по оценке эффективности управления. На основании этого разработана конкурентная карта рынка, с помощью которой можно отследить любые изменения в конкурентной позиции организации, а также определить ее статус на рынке. Предложены способы количественного измерения эффективности системы управления конкурентоспособностью, которые дают возможность определить качество принимаемых управленческих решений, сопоставляя изменение конкурентоспособности организации с изменением показателей ее деятельности на рынке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Управление конкурентоспособностью экономических систем / А. Абрамов // Маркетинг. — 2004. — № 5. — С. 19−24.,
  2. , Г. JT. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. М.: Новости, 2000. — 256 с.
  3. , М. Анализ конкурентоспособности продукции в аспекте взаимоотношений с потребителями / М. Акулич // Маркетинг. — 2003. — № 6. — С. 33−43.
  4. , В.В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы / В. В. Алещенко // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 1'. — С. 106−112.
  5. Анискин, Ю.'П. Общий менеджмент. Учебник по общей теории менеджмента: Пер. с англ. / Ю. П. Анискин. М.: РМАТ, 1997. — 117 с.
  6. , И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. / И. Ан-софф. СПб.: Питер ком, 1999. — 416 с.
  7. , B.C. Системный анализ в управлении: Учебное пособие / B.C. Анфилатов, A.A. Емельянов, A.A. Кукушкин. — М.: Финансы и статистика, 2009. 368 с.
  8. , E.H. Исследование конкурентных позиций турфирм Орловской области / E.H. Артемова, В. А. Козлова // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 3. — С. 63−75.
  9. , A.A. Создание моделей зависимости выручки розничной торговой точки от факторов конкурентоспособности / A.A. Афанасьев, М. Б. Левин // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 3. — С. 108−115.
  10. , М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. — 2003. № 4. — С.25—38.
  11. , В. Маркетинговые цепочки ценностей и конкурентное преимущество компании / В. Баранчеев, К. Клейменов // Маркетинг. 2001. — № 3. — С. 17−24.
  12. , В. Маркетинговые цепочки ценностей и конкурентное161преимущество компании / В. Баранчеев, К. Клейменов // Маркетинг. — 2001. — № 4.-С. 23−31.
  13. , Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л. В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 4. — С. 72−85.
  14. , В.Л. Оценка конкурентоспособности фирмы (на примере ООО «Каскад») / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. № 6. — С. 109−119.г
  15. , И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие для вузов / И. К. Беляевский. М.: Финансы и статистика, 2004. — 320 с.
  16. , А. Концептуальные основы мониторинга конкурентной среды / А. Березкина // Маркетинг. 2005. — № 1. — С. 51—59.
  17. , А.О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности / А. О. Блинов, В. Я. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. -2003. -№ 4. -С. 35−44.
  18. , Д.Ю. Концепция управления на основе стоимости: теория и практика применения в России / Д. Ю. Бобошко // Менеджмент в России и за рубежом. -2010.- № 5. -С. 11−16.
  19. , Н. Конкурентная борьба / Н. Бобров // Маркетинг. 2003. -№ 5.-С. 24−28.
  20. , И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И. П. Богомолова, Е. В. Хохлов // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. -№ 1. С. 113−119.
  21. , А. Детские болезни ритейла / А. Борисов // Современная торговля. 2006. — № 4. — С. 7−8.
  22. , Н. Конкурентные стратегии: методология формирования и развития / Н. Боровских // Маркетинг. 2005. — № 2. — С. 37−48.
  23. , Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация:162
  24. Учебник для вузов / JI.A. Брагин, Т. П. Данько. М.: Инфра, 2001. — 560 с.
  25. , В. Концепция устойчивого конкурентного преимущества / В. Бурр // Проблемы теории и практики управления. — 2004. № 4. — С. 107—113.
  26. , Е. В. Финансовое искусство коммерции / Е. В. Быкова, Е. С. Стоянова. М.: Перспектива, 1995. — 80 с.
  27. , C.B. Антикризисное управление на основе инноваций: Учебное пособие / C.B. Валдайцев. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. — 232 с.
  28. , З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка / З.А. Васильева// Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 2. -С. 83−90.
  29. , Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология: Учебное пособие / Е. С. Вентцель. 5-е изд., стер. — М.: Кнорус, 2010. — 192 с.
  30. , В.Н. Теория систем и системный анализ: Учебник для вузов / В. Н. Волкова, A.A. Денисов. М.: Юрайт, 2010. — 679 с.
  31. , A.A. К оценке уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий / A.A. Воронов // Машиностроитель. — 2000. — № 12. -С. 27−29.
  32. , А. Конкуренция в XXI веке / А. Воронов // Маркетинг. -2001.-№ 5.-С. 16−24.
  33. , А. Кластерный анализ база управления конкурентоспособностью на макроуровне / А. Воронов, А. Буряк // Маркетинг. — 2003. -№ 1.-С. 11−20.
  34. , М. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и мак-роуровневом измерениях / М. Гальвановский, В. Жуковская, М. Трофимова // Российский экономический журнал 1998. — № 3. — С. 67—77.
  35. , A.JI. Стратегическое управление: Учебник для вузов / A.JI. Гапоненко, А. П. Панкрухин. 4-е изд., стер. —-М.: Омега-JI, 2010. — 464 с.
  36. , И.В. Организация и управление"" торговым предприятием: Учебник для вузов / И. В. Гейц. М.: Инфра-М, 2005. — 303 с.
  37. , И.В. Преобразования в опте необходимы / И. В. Гейц // Современная торговля. 2006. — № 1. — С. 16−21.
  38. , A.M. Статистические средние и другие величины и их применение в различных отраслях деятельности: Учебное пособие / A.M. Годин, В. Н. Русин, В. П. Соколин. 3-е изд. — М.: Дашко и Ко, 2009. — 252 с.
  39. , Е.А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика Финансы. Безопасность: учеб.-практ. пособие / Е. А. Голиков. — М.: Экзамен, 2004. 272 с.
  40. , И.В. Разработка конкурентных стратегий / И. В. Головин. — М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. 128 с.
  41. , Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 2. — С.27−43.
  42. , Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П. Голубков. М.: Финпресс, 1998. — 416 с.
  43. , А. В. Краткий курс по статистике: Учебное пособие / А. В. Голышев. — 2-е изд., стер. М.: Окей книга, 2008. — 188 с.
  44. ГОСТ Р 51 303−99. Торговля. Термины и определения. // Сборник нормативных документов, регламентирующих предоставление услуг розничной торговли. М.:.Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 2002. -С. 359−369.
  45. Гражданский кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской федерации. М.: Эксмо-Пресс, 2002. — С. 9—116.
  46. , М.Н. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие / М. Н. Греховодова. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 192 с.
  47. , Л.П. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. М.: Маркетинг, 2000. — 448 с.
  48. Деловой климат в оптовой торговле во II квартале 2011 г. — М.: НИУВШЭ, 2011.-19 с.
  49. , Д. Современная логистика. 7-е изд.: Пер. с англ. / Д. Джонсон и др. — М.: Вильяме, 2002. — 624 с.
  50. , П. Менеджмент: стратегия и тактика: Пер. с англ. / П. Дойль. СПб.: Питер, 1999. — 560 с.
  51. , П. Практика менеджмента: Пер. с англ. / П. Друкер. М.: Вильяме, 2002. — 398 с.
  52. , П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: Пер. с англ. / П. Друкер. -М.: Фаир-Пресс, 2001. 288 с.
  53. , C.B. Оптовые фирмы: стратегия и тактика развития / C.B. Едемская. Н. Новгород: ВВАГС, 2003. — 80 с.
  54. , И.В. Управление товарными системами: Учебное пособие / И. В. Егоров. М.: Дашков и Ко, 2005. — 644 с.
  55. , В.Е. Оценка бизнеса: Учебник для вузов / В. Е. Есипов, Г. А. Маховикова, В. В. Терехова. СПб.: Питер, 2003. — 416 с.
  56. , JT. Взаимодействие покупателей и поставщиков в условиях конкуренции / JI. Жигун // Маркетинг. 2001. — № 4. — С. 59−67.
  57. , JI. Концепция синтеза ценовой и неценовой конкуренции / Л. Жигун // Маркетинг. 2001. — № 2. — С. 26−33.
  58. , П. С. Конкуренция неотъемлемое свойство развитого рынка / П. С. Завьялов // Маркетинг. — 1997. — № 5. — С. 3−14.
  59. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с последними изм. и доп.) // Сборник законов Российской федерации. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. С. 452—465.
  60. , В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий / В. И. Захарченко // Машиностроитель. 1999. — № 11. — С. 13−17.
  61. , И.У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И. У. Зулькарнаев, Л. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4. — С. 17—27.165
  62. , А. Оптовая торговля: новые горизонты (на примере Пермской области) / А. Зыбина // Современная торговля. 2004. — № 10. — С. 56−61.
  63. , С.А. Технология торговли / С. А. Каплина. Ростов н/Д: Феникс, 2007.-441 с.
  64. , Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: Пер. с англ. / Б. Карлофф. М.: Экономика, 1997. — 239 с.
  65. , A.M. Контроллинг: Учебник / A.M. Карминский, С. Г. Фалько A.A. Жевага, Н. Ю. Иванова. 2-е изд., дораб. — М.: Финансы и статистика, 2009.-336 с.
  66. , Е. Отечественная торговля: тенденции и перспективы / Е. Карпова // Российская торговля. 2002. — № 8. — С. 34−39.
  67. , Е. В. Сетевой принцип развития розничной торговли / Е. В. Карпова // Современная торговля. — 2006. № 3. — С. 26−44.
  68. , Г. Стратегическое управление в компании. Модель зрелого управления проектами: Пер. с англ. / Г. Керцнер. М.: ДМК Пресс, 2010. -320 с.
  69. Классики менеджмента: Энциклопедия: Пер. с англ./ Под ред. М. Уорнера. СПб.: Питер, 2001. — 1168 с.
  70. , В.А. Логистический менеджмент: Учебное пособие / В. А. Козловский, Э. А. Козловская, Н. Т. Савруков. 2-е изд., доп. — СПб.: Лань, 2002. — 272 с. г'
  71. , Ю.В. Стоимость компании: оценка и управленческие решения / Ю. В. Козырь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Альфа-Пресс, 2009. -376 с.
  72. Комплексный экономический анализ предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — СПб.: Питер, 2009. 576 с.
  73. , С.П. Управление качеством: Учебное пособие / С.П. Ко-ноплев. М.: Инфра-М, 2009. — 252 с.
  74. , А. Некоторые методические аспекты конкурентного ана166лиза / А. Коротков, Н. Третьяков // Маркетинг. 2007. — № 1. — С. 48−54.
  75. , Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. / Ф. Котлер. — СПб.: Питер, 2004. 800 с.
  76. , П. Оптовая торговля в Москве / П. Кочетков // Современная торговля. 2006. — № 1. — С. 22−32.
  77. , К.А. Методология организационного проектирования систем управления / К. А. Кравченко // Менеджмент в России и за рубежом. -2006.-№ 4.-С. 65−75.
  78. , Н. Финансовый анализ конкурентных стратегий российских предприятий / Н. Кравченко, А. Юсупова, Н. Балдина // Проблемы тео- -рии и практики управления. 2004. — № 1. — С. 77−84.
  79. , M.JI. Интеллектуальные методы в менеджменте / M.JI. Кричевский. СПб.: Питер, 2005. — 304 с.
  80. , С. Долгосрочное планирование рынков в системе управления компанией / С. Кузнецов, И. Рожков // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 2. — С. 78−84.
  81. , Т. Рейтинги как средство повышения конкурентоспособности страховых компаний / Т. Кутьенкова // Маркетинг. 2004. — № 4. -С. 100−110.
  82. , Т. Рейтинги как средство повышения конкурентоспособности страховых компаний / Т. Кутьенкова // Маркетинг. — 2004. — № 5. — С. 107−117.
  83. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг: Пер с франц. / Ж.-Ж. Ламбен. — СПб.: Питер, 2004. 800 с.
  84. , Д.К. Управленческие решения: Учебное пособие: Пер. с англ. / Д. К. Лафта. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. — 304 с.
  85. , Ю. Эффективность управления й возможности российских предприятий / Ю. Лехто // Проблемы теории и практики управления. 2003. -№ 5. — С. 86−91.
  86. , И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности това-, ров и услуг / И. М. Лифиц. М.: Юрайт-Издат, 2004. — 335 с.
  87. , Л.И. Управленческие решения: Учебник для вузов / Л. И. Лукичёва, Д.Н. Егорычев- под ред. Ю. П. Анискина. 6-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2011.-384 с.
  88. , C.B. Управленческий учет в оптовой торговле /C.B. Мазо-ва // Бухгалтерский учет. 2006. — № 19. — С. 65−70.
  89. , И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия / И. Максимова // Маркетинг. 1996. — № 3. — С. 33−39.
  90. , A.C. Исследование систем управления: Учебное пособие. — 2-е изд. / A.C. Малин. М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 400 с.
  91. , P.E. Об экономической сущности понятий «конкуренте-способность предприятия»" и «управление конкурентоспособностью предприятия» / P.E. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 2. -С. 91−94.
  92. , М.В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности / М. В. Маракулин // Менеджмент в России и за рубежом.-2003.-№ 1.-С. 52−58.
  93. , М.В. Управление компромиссами как фактор конкурентоспособности компании / М. В. Маракулин // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 4. — С. 29−34.
  94. , Э.А. Финансовый анализ: Учебное пособие / Э.А. Мар-карьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. 5-е изд., перераб. — М.: Кнорус, 2006. — 224 с.
  95. , В. Формирование товарного предложения на потребительском рынке / В. Медведев, Н. Терещенко // Маркетинг. — 2000. — № 4. — С. 57−62.
  96. Менеджмент: век XX век XXI: Сборник статей / Под ред. О. С. Виханского, А.И. Наумова- сост. И. А. Петровская. — М.: Экономиста, 2004. -336 с.
  97. , М.Г. Ваша конкурентоспособность / М. Г. Миронов. — М.: Альфа-Пресс, 2004. 160 с.
  98. Модели и методы теории логистики: Учебное пособие / Под ред. проф. B.C. Лукинского. СПб.: Питер, 2003. — 176 с.
  99. , Н. Трансакционные издержки и их влияние на конкурентные позиции фирмы / Н. Моисеева, М. Слушаенко // Маркетинг. 2002. -№ 3. — С. 101−112.
  100. , Ю.П. Анализ конъюнктуры потребительского рынка / Ю. П. Мошин. -М.: УРАО, 2004. 414 с.
  101. , Г. А. Оптовая торговля / Г. А. Николаева, Д. А. Щур. — М.: Приор, 1998.-336 с.
  102. , Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли / Т. И. Николаева // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 4. — С. 97−104.
  103. , О. Оптовое звено торговли зеркало спроса и предложения / О. Новикова // Современная торговля. — 2002. — № 12. — С. 24—27.
  104. , С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей / С. Огородов // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 1. — С. 46−51.
  105. Оценка бизнеса: Учебник для вузов / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2004. —.736 с.
  106. , А. Становление и развитие оптовых фирм (на примере Нижегородской области) / А. Панов, С. Едемская // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 2. — С. 95−99.
  107. , А. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А. Печенкин, В. Фомин // Маркетинг. — 2000. № 2. — С.23−29.
  108. , Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов / Ф. П. Половцева. М.: Инфра-М, 2001. — 248 с.
  109. , В.И. Системный анализ в менеджменте: Учебное пособие169
  110. В.И. Попов, B.C. Касьянов, И.П. Савченко- под ред. д-ра экон. наук, проф. В. И. Попова. 2-е изд., стер. — М.: Кнорус, 2011. — 304 с.
  111. , М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: Пер. с англ. / М. Портер. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 715 с.
  112. , М. Конкуренция: Пер. с англ. / М. Портер: — М.: Вильяме, 2003.-496 с.
  113. Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий» от 19.08.1998 г. № 89 // Экспресс-Закон. — 1999. -№ 28.-С. 33−47.
  114. ИЗ. Прескотт, Д. Е. Конкурентная разведка: уроки из окопов: Пер. с англ. / Д. Е. Прескотт, С. Х. Миллер. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 336 с.
  115. , Э. Позиционирование: битва за узнаваемость: Пер. с англ. / Э. Райе. СПб.: Питер, 2001. — 256 с.
  116. , М.Е. Организация развития логистической деятельности на оптовом рынке / М. Е. Рейфе. СПб.: СПбУЭФ, 1996. — 127 с.
  117. , P.A. Логистический менеджмент: нормирование и управление товарными запасами и оборотными средствами в коммерческом предприятии: Учебное пособие / P.A. Родионов. М.: А-Приор, 2008. — 480 с.
  118. , А. Развитие конкуренции на рынке товаров и^ услуг в сфере малого предпринимательства / А. Савичев А. // Маркетинг. — 2001. — № 5.-С. 81−86.
  119. , Е.С. Методика разработки стратегии личных продаж в оптовой торговой компании / Е. С. Соколова // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. — № 4. — С. 101−107.
  120. , Е.П. Российские компании в условиях экономического кризиса (в оценках экспертов) / Е. П. Тавокин // Социологические исследования.-2010.-№ 3.-С. 76−85.
  121. , В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблемы со170временной политики и стратегия в области качества / В. А. Таран // Машиностроитель. 1998. — № 2. — С. 6−12.
  122. , Ф.П. Прикладной системный анализ: Учебное пособие / Ф. П. Тарасенко. М.: Кнорус, 2010. — 224 с.
  123. , Т. Экономический мониторинг конкурентоспособности предприятия / Т. Тациян // Маркетинг. — 2004. — № 2. С. 17—25.
  124. , A.B. Менеджмент организации: Учебник / А. В4. Тебе-кин, Б. С. Касаев. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Кнорус, 2011. — 424 с.
  125. Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р. А. Шмойловой. — 3-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 1999. — 560 с.
  126. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. A.JI. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М.: РАГС, 2003. — 558 с.
  127. , A.B. Некоторые особенности повышения конкурентоспособности крупных промышленных компаний / A.B. Тимофеев // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 5. — С. 33^-6.
  128. Томпсон-мл., А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд.: Пер. с англ. / А. Томпсон-мл., А. Д. Стрик-ланд. — М.: Вильяме, 2003. — 362 с.
  129. Торговля в России. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009. — 629 с.
  130. , В.Н. Управление стоимостью — новый приоритет управления бизнесом / В. Н. Тренёв, H.H. Тренёв // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. — № 5. — С. 99−104.
  131. , И.Л. Управление инновационными проектами: учебник / И. Л. Туккель, А. В. Сурина, Н.Б. Культин- под. ред. И. Л. Туккеля. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 416 с.
  132. , Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. / Д. Уотерс. М.: Юнити-Дана, 2003. — 503 с.
  133. Управление организацией: Учебник для вузов / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, П. А. Соломатина. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2007. — 736 с.
  134. , Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов / Э. А. Уткин. -М.: Зерцало, 2001.-448 с.
  135. , Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? / Х. А. Фасхиев, Е. В. Попова // Маркетинг «в России и за рубежом. — 2003.-№ 4.-С. 53−68.
  136. , P.A. Управление конкурентоспособностью организации / P.A. Фатхутдинов. М.*: Эксмо, 2004. — 544 с.
  137. , В.П. Инфраструктура товарного рынка: Учебник для вузов / В. П. Федько, Н. Г. Федько. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 512 с.
  138. , Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: Учебное пособие / Т. Г. Философова, В.А. Ёыков- под ред. Т.Г. Фило-софовой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2008. — 295 с.
  139. , Е.В. Исследование систем управления: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» / Е.В. Фрейдина- под ред. Ю. В. Гусева. 2-е изд., стер. — М.: Омега-JI, 2009. — 368 с.
  140. , Г. И. Оптовая торговля в современной России / Г. И. Ха-нин, Д. А. Фомин // Проблемы прогнозирования. 2007. — № 5. — С. 42−61.
  141. , Д. Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ: Пер. с англ. / Д. Б. Хейвуд. М.: Вильяме, 2004. — 176 с.
  142. , Р. Торговля и менеджмент продаж: Пер. с англ. / Р. Хис-рик, Р. Джексон. М.: Фрилинг, 1996. — 368 с.
  143. , О. Оценка конкурентной среды торговых предприятий / О. Чкалова // Маркетинг. 2002. — № 4. — С. 35−44.
  144. , И. Разработка стратегии позиционирования торгового предприятия / И. Чухломина, Б. Шантемирова // Маркетинг. 2001. — № 4. -С. 68−73.
  145. , В.Н. Руководителю о принятии решений / В.Н. Цы-гичко. -М.: Инфра-М, 1996. — 272 с.
  146. , Ю.Т. Управление качеством: Учебное пособие / Ю. Т. Шестопал, В. Д. Дорофеев, Н. Ю. Шестопал, Э. А. Андреева. М.: Инфра-М, 172 г2010.-331 с.
  147. , П. Э. Достижение конкурентных преимуществ во внешней среде / П. Э. Шихова // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999.- № 4. — С.101−105.
  148. , В.Д. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия / В. Д. Шкардун // Маркетинг. — 2005. — № 1. — С. 38—50.
  149. , В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В. Д. Шкардун, Т. М. Ахтямов // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. —№ 4. С. 44−54.. т ¦
  150. ДЦиборщ, К. В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансовЬго состояния предприятий отрасли и/или региона / К. В. Щиборщ // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 5. — С. 92−111.
  151. Щур, Д. А. Основы торговли. Оптовая торговля: настольная книга руководителя, главного бухгалтера и юриста / Д. А. Щур, Л. В. Труханович.'— М.: Дело и сервис, 2000. 544 с.
  152. , А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А. Ю. Юданов.— М.: Акалис, 1996. 272 с. 152. www.gks.ru153. www.government.nnov.ru154. www.newchemistry.ru
  153. Товарооборот оптовой торговлив фактически действовавших ценах) 152.^.
  154. Оборот оптовой торговли, млн. руб. в т. ч. оборот организаций оптовой торговли, млн. руб.2005 2006 2007 2008 2009 2010 2005 2006 2007 2008 2009 2010
  155. Российская Федерация, ¡-млрд. руб. 15 626,0 19 921,8 24 015,6 31 136,4 28 258,8 31 976,2 11 007,5 14 758,0 19 604,6 25 549,6 23 514,8 25 769,6
  156. Приволжский федеральный округ 2 159 506 2 505 095 3 254 681 4 024 721 3 221 668 3 692 952 1 508 461 1 748 315 2 312 817 2 879 775 2 437 422 2 651 797
  157. Республика Башкортостан 165 903 203 005 274 044 399 224 372 278 433 481 118 834 146 562 204 292 270 948 248 549 289 204
  158. Республика Марий Эл 14 545 17 273 26 497 32 497 32 168 36 053 8329 13 423 22 045 27 215 27 251 30 608
  159. Республика Мордовия 11 290 16 877 22 571 23 453 32 141 39 102 7871 10 055 16 278 14 083 19 425 24 166
  160. Республика Татарстан 241 471 264 800 343 343 477 688 497 681 646 396 161 809 154 947 199 762 294 765 337 405 345 767
  161. Удмуртская Республика 90 193 105 645 120 201 149 503 109 202 147 442 75 844 88 401 98 983 123 486 84 747 126 799
  162. Чувашская Республика 33 947 42 647 87 652 109 944 72 549 94 276 26 956 30 454 50 972 68 514 62 062 80 930
  163. Пермский край 205 708 289 553 423 303 664 243 486 814 515 448 172 829 240 766 343 965 559 951 442 272 463 695
  164. Кировская область 64 586 77 395 94 032 105 993 97 329 117 240 54 296 63 019 77 241 87 702 83 945 100 228
  165. Нижегородская область 561 318 590 859 786 453 825 837 524 728 570 015 350 977 367 341 513 806 518 502 356 631 342 401
  166. Оренбургская область 48 270 56 816 79 655 108 267 71 312 85 524 23 780 34 312 51 812 79 465 57 156 77 117
  167. Пензенская область 42 513 50 869 72 004 100 801 98 944 107 554 29 823 37 341 59 835 76 268 83 098 91 061
  168. Самарская область 490 930 582 383 672 475 748 808 584 547 626 410 348 567 423 439 504 546 556 402 451 058 468 225
  169. Саратовская область 135 158 149 912 182 877 199 123 165 849 190 606 106 392 114 770 143 095 161 206 140 236 160 752
  170. Ульяновская область 53 674 57 061 69 575 79 340 76 128 83 407 22 155., 23 485 26 186 41 269 43 586 50 844
  171. Число хозяйствующих субъектов торговли в Р.Ф. (на 1 января) 152.
  172. Вид хозяйствующего субъекта торговли 2009 2010 2011
  173. Всего из них крупны е и средние Всего из них крупн ые и средни е Всего из них крупн ые и средни е
  174. Организации розничной торговли и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, тыс. 178,9 7,4 * 216,1 7,6 244,4 7,7
  175. Фактические темпы инфляция в Р.Ф. 152.
  176. ИТОГО 10,9 9,0. 11,9 13,3 8,8 8,8
  177. Опросный лист Цель опроса определение показателей работы организаций оптовой торговли на региональных рынках Приволжского федерального округа в сегменте оптовой торговли хозяйственными товарами.
  178. Для достижения поставленной цели необходимо дать ответы на следующие вопросы:
  179. Назовите наиболее крупные организации оптовой торговли по регионам ПФО и их примерный объем продаж за 2010 г.
  180. Название организации Регион Объем продаж, млн. руб.
  181. Оцените примерные объемы продаж организаций оптовой торговли (лидеров рынка) в период с 2005 2010 гг.:
  182. Организации оптовой торговли Примерный объем продаж по годам, млн. руб.2005 2006 2007 2008 2009 20 101. Лидер 1 2. Лидер 2 3. Лидер 3
  183. Оцените средний размер скидок, которые получают организации оптовой торговли (лидеры рынка) от производителя по каждой группе товарного ассортимента (в % от базовой цены производителя):
  184. Товарный ассортимент Лидер 1 Лидер 2 Лидер 31. Первая группа 1. Вторая группа 1. Третья группа 1. Четвертая группа 1. Пятая группа
  185. Оцените среднюю торговую наценку организаций оптовой торговли (лидеров рынка) по каждой товарной группе товарного, ассортимента (в % от базовой цены производителя):
  186. Товарный ассортимент Лидер! ^ Лидер- 2. Лидер 31. Первая группа 1. Вторая группа 1. Третья группа 1. Четвертая группа 1. Пятая группа
  187. Оцените по 10-ти балльной шкале работу организаций оптовой торговли (лидеров рынка) по следующим параметрам: «
  188. Показатели Лидер 1: Лидер 2 Лидер 31. Качество поставки товара
  189. Наличие предлагаемых товаров на складе
  190. Степень известности организации оптовой торговли на региональных рынках
  191. Оцените особенности работы организаций оптовой торговли (лидеров, рынка) на- рассматриваемых региональных рынках по следующим-параметрам («+» да, ,<←» — нет):.
  192. Показатели Лидер 1 Лидер 2 Лидер 3
  193. Возможность доставки товара клиентам транспортом оптовой организации
  194. Наличие на данной территории своего представительства
  195. Отсрочка платежа за товар для постоянных клиентов г
  196. Примерный объем продаж организаций оптовой торговли ПФО за2010 г. по рынку оптовой торговли хозяйственных товаров)
  197. Название организации Регион Товарооборот, млн. руб.
  198. ТПГ «Белый парус» г. Н. Новгород 368
  199. ЗАО- «Нижегородоптхозторг» г. Н. Новгород 284
  200. ООО «Бает» г. Н. Новгород 176
  201. АО «Хозторг» г. Н. Новгород 84
  202. ООО «ПромСбыт» г. Н. Новгород 94
  203. ЗАО «Росоптхозторг» г. Н. Новгород 76
  204. ЗАО «ПосылторгУниверсал» г. Н. Новгород 68
  205. ООО «Посудаторгрезерв» г. Москва (нижегородское представительство) 72
  206. ЗАО «Росавтур» г. Москва (нижегородское представительство) 102
  207. ООО «Карстигс» г. Москва (нижегородское представительство) 92
  208. ТПК «Артиласт» г. Москва (нижегородское представительство) < 98
  209. ООО «АЯ компания» г. Москва (нижегородское-представительство) 60
  210. ООО «Ронэкс М» г. Москва (нижегородское-представительство) 42
  211. ТК «ГенЛекс» г. С.-Петербург (нижегородское представительство) 30
  212. ООО ТФ «Спарк» г. Самара 273
  213. ООО «Витязь» г. Самара 16 017. ООО «нем» г. Самара 152
  214. ЧП «Митряев» г. Казань 150
  215. ЗАО «Вятка-ТНП» г. Киров 58
  216. ООО «Вяткаоптторг» г. Киров. 5221. ООО «Рэхт» г. Пенза 481. Продолжение таблицы
  217. ООО «Вольфлатор» г. Йошкар-Ола 16
  218. ЧП «Биушкина» г. Саранск 20
  219. ОАО «Криз» г. Чебоксары 26
  220. ЗАО «Порт» г. Ульяновск 32
Заполнить форму текущей работой