Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Минимальный потребительский бюджет и его использование для оценки уровня жизни населения России и ее регионов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность использования минимального потребительского бюджета при характеристике жизненного уровня населения и в рамках реализации современной социальной политики требует совершенствования методологии построения и методики расчета самого этого показателя. С этой целью в работе разработана и предложена к использованию самостоятельная, оригинальная методика расчета величины минимального бюджета… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Минимальный потребительский бюджет в системе показателей уровня жизни
    • 1. 1. Уровень жизни населения и иерархия человеческих потребностей
    • 1. 2. Экономическая природа и функции потребительских бюджетов
    • 1. 3. Потребительские бюджеты в системе показателей уровня жизни населения
  • Глава II. Анализ изменений минимального потребительского бюджета
    • 2. 1. Анализ минимального потребительского бюджета в целом по России
    • 2. 2. Анализ региональной асимметрии и межрегиональной дифференциации минимального потребительского бюджета
    • 2. 3. Использование минимального потребительского бюджета в рамках реализации современной социальной политики государства
  • Глава III. Методологические подходы и разработка рекомендаций по построению и расчету минимального потребительского бюджета
    • 3. 1. Методологические подходы к разработке минимального потребительского бюджета
    • 3. 2. Методические рекомендации по построению потребительской корзины минимального потребительского бюджета
    • 3. 3. Методика исчисления величины минимального потребительского бюджета

Минимальный потребительский бюджет и его использование для оценки уровня жизни населения России и ее регионов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Преобразования, проводимые в современной России, привели к радикальным переменам во всех сферах общественной жизни — в экономике, политике, социальной структуре общества. В то же время произошло снижение уровня жизни у наименее защищенных слоев населения.

Для осуществления эффективной социальной политики необходимо знать численность этого наименее обеспеченного населения. В системе показателей уровня жизни населения в качестве критерия его обеспеченности выступает нормативный потребительский бюджет.

В 1992 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации предусматривалась разработка системы минимальных потребительских бюджетов населения, которая включала прожиточный минимум и, собственно, минимальный потребительский бюджет.

Однако, если методология прожиточного минимума была разработана и утверждена, то официальной методики построения и расчета величины минимального потребительского бюджета до настоящего времени нет.

Вместе с тем, в настоящее время в ряде регионов Российской Федерации при определении численности наименее обеспеченного населения, а также размера минимальных социальных гарантий, уже используется минимальный потребительский бюджет.

Такой подход обусловлен тем, что, как зафиксировано в Конвенции МОТ 1970 года и в Конституции Российской Федерации, целью современной социальной политики является обеспечение достойного уровня жизни населения. Критерием, определяющим этот уровень, должен быть не прожиточный (физиологический) минимум, а, воспроизводственный по своей сути, минимальный потребительский бюджет.

Важное значение в настоящее время приобретает также и проблема стратификации населения по уровню душевого дохода. Использование системы потребительских бюджетов и, прежде всего, минимального потребительского бюджета для группировки населения в доходные группы позволяет проанализировать складывающиеся в этой области основные тенденции.

Все это и определяет актуальность темы диссертационного исследования и задачи разработки научно обоснованной методологии минимального потребительского бюджета.

Степень научной разработки проблемы. Проблемам потребностей и потребления человека посвятили свои работы многие зарубежные и отечественные авторы: Кейнс Д. М., Маслоу А. Г., Масловский — Мстиславский П. С., Радаев В. В. Гундаров И.А. и другие.

Большое внимание уделялось исследованию потребительских бюджетов при разработках системы показателей уровня жизни в работах таких авторов: Калашников С. В., Кузнецова Н. П., Майер В. Ф., Можина М. И., Римашевская Н. М., Рутгайзер В. М., Саркисян Г. С.,.

В современных условиях проблемами разработки потребительских бюджетов занимались в рамках мониторинга доходов и уровня жизни населения Волкова Г. Н., Гонтмахер Е. Ш., Зинин В. Г., Степанова Т.Н.

Достаточно широкое отражение решение этих проблем нашло в работах таких российских ученых, как Бобков В.Н." Волгин H.A., Гилинская Э. Б., Жильцов В. И., Жуков В. И., Илларионов А. Н., Кириченко Н. Я., Кокин Ю. П., Куликов В. В., Литвинов В. А., Меньшикова О. И., Мигранова Л. А., Разумов A.A., Ракитский Б. В., Ржаницина Л. С., Шавишвили Д. Ф., Шахназаров О. Л., Шевяков А. Ю., Яковлев P.A. и другие.

Вместе с тем, развитие функций потребительских бюджетов в изменяющихся условиях жизни населения, продолжение социальноэкономических реформ в России и проявившиеся в последнее время некоторые позитивные результаты в изменении жизненного уровня населения определяют необходимость продолжения комплексного исследования минимального потребительского бюджета, а также изучения складывающихся тенденций изменения и разработки его методологических основ.

Целью исследования является разработка методологии построения минимального потребительского бюджета, выявление основных закономерностей его изменения в современных условиях.

Выполнение поставленной цели работы потребовало решения следующих основных задач:

• обобщения мирового опыта определения потребностей человека и их иерархии;

• исследования зарубежной и отечественной практики разработки потребительских бюджетов;

• обоснования важности применения потребительских бюджетов при характеристике уровня жизни населения;

• выявления роли, места и значения минимального потребительского бюджета в системе нормативных потребительских бюджетов;

• характеристики и анализа функций разрабатываемых потребительских бюджетов при оценке уровня жизни населения;

• анализа основных тенденций изменения минимального потребительского бюджета на уровне России в целом и в разрезе субъектов Федерации;

• выявления возможностей использования минимального потребительского бюджета при реализации современной социальной политики государства;

• формирования натурально-вещественного состава потребительской корзины минимального потребительского бюджета;

• разработки методики исчисления стоимостной величины минимального потребительского бюджета.

Предмет исследования — методологические подходы к построению минимального потребительского бюджета и расчету его стоимостной величины.

Объект исследования — потребительский бюджет, обеспечивающий основных потребностей человека на минимальном воспроизводственном уровне.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили положения экономической теории, труды ведущих специалистов в области социальной политики и уровня жизни населения, соответствующие законодательные акты и нормативные материалы, специальные программы по проблемам социального развития.

Особую значимость имеют разработки специалистов Всероссийского центра уровня жизни. В диссертации использованы материалы исследований, проводимых во ВЦУЖ при непосредственном участии автора, по проблемам потребительских бюджетов и социальной защиты населения, а также по направлению «Доходы и уровень жизни населения» в рамках всероссийского мониторинга социально — трудовой сферы.

Методологической основой исследования выступают общенаучные методы познания: диалектика, логический и системный анализ. Их использование в сочетании с теоретическими положениями по проблематике уровня жизни позволило обеспечить достоверность полученных результатов исследования и обоснованность выводов.

Информационной базой исследования являются:

• информация государственной централизованной статистической отчетности об уровне жизни населения;

• данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств;

• результаты специализированных социологических опросов и обследований;

• информационная база мониторинга доходов и уровня жизни населения России, проводимая во ВЦУЖ с 1995 года при непосредственном участии автора.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

• На основе обобщения зарубежного и отечественного опыта выработан подход к построению потребительских бюджетов населения на современном этапе развития общества.

• Раскрыта роль минимального потребительского бюджета, воспроизводственного по своей сути, в отличие от минимума физиологического выживания (прожиточного минимума), хотя и на минимально допустимом уровне, как критерия определяющего относительно достойный уровень жизни населения в современных условиях.

• Исследована трансформация функций потребительских бюджетов в процессе исторического развития общества, обоснована и раскрыта функция минимального потребительского бюджета для характеристики стратификации населения страны.

• Определен скачкообразный, волновой характер изменения минимального потребительского бюджета в современных российских условиях.

• Выявлена усиливающаяся региональная асимметрия и возрастающая межрегиональная дифференциация минимальных потребительских бюджетов по субъектам Российской Федерации.

• Разработана методика исчисления стоимостной величины минимального потребительского бюджета.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что основные выводы и разработанная методология построения и расчета минимального потребительского бюджета нашли применение при совершенствовании методологических подходов оценки уровня жизни населения, были использованы Министерством труда и социального развития Российской Федерации, том числе при подготовке в 1998 — 2002 г. аналитических материалов для всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы.

Начиная с 2000 года, указанная методология используется отдельными профсоюзными объединениями в рамках переговорного процесса с работодателями при заключении коллективных договоров.

Содержащиеся в диссертации положения и рекомендации могут быть использованы при подготовке специалистов в области социальной защиты и повышения уровня жизни населения.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Результаты, полученные в диссертационном исследовании, были использованы во ВЦУЖ при ведении мониторинга доходов и уровня жизни населения. Кроме того, они нашли применение и в ряде других научных работ, среди которых:

• «Разработка системы потребительских бюджетов»,.

• «Разработка минимального потребительского бюджета для Норильского промышленного района»,.

• «Разработка системы потребительских бюджетов применительно к Самарской области»,.

• «Разработка минимального отраслевого стандарта оплаты труда рабочего, занятого на работах в основных цехах металлургического производства»,.

• «Разработка минимального отраслевого стандарта оплаты труда в электроэнергетике».

Эти работы выполнены по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Дирекции Норильского горно-металлургического комбината, Администрации Самарской области, Горно-металлургического профсоюза, Электропрофсоюза.

Основные положения диссертации нашли отражения в ежеквартальных выпусках сборника «Мониторинг доходов и уровня жизни населения», всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы, брошюре и статьях. По теме диссертации опубликовано 9 работ.

Заключение

.

Диссертационное исследование минимального потребительского бюджета и возможностей его использования для оценки уровня жизни населения России и ее регионов в современных условиях позволило сделать ряд выводов, объективно оценивающих процессы, происходящие с этим показателем, а также предложений, направленных на усиления адекватности оценки сложившегося уровня жизни населения и повышения эффективности решений, принимаемых в этой области.

В настоящее время при характеристике уровня жизни населения целесообразно и необходимо использование системы потребительских бюджетов, в том числе и минимального потребительского бюджета.

Проведенный анализ уровня и динамики минимального потребительского бюджета в целом по Российской Федерации показал, что в современный период четко обозначилась тенденция формирования среднегодового значения минимального потребительского бюджета на фоне усиления «поляризации» значений показателя в начальных и конечных кварталах года.

При этом ежегодное движение значения минимального * потребительского бюджета носит скачкообразный, волновой характер, с постоянным возрастанием самой «волны». Кривая, отражающая это движение, имеет свои точки перегиба, объясняемые изменением уровня потребительских цен в течение года.

Исследование изменения величины минимального | потребительского бюджета во взаимосвязи с изменением уровня среднедушевого дохода в децильных группах населения выявило тенденцию перемещения ее значения «влево» в ряду процентных групп, ^ то есть в сторону менее обеспеченных слоев населения. Это в целом позитивное перемещение было бы более значительным, если бы не имеющее место ускорение темпов удорожания минимального потребительского бюджета.

Кроме того, в последние годы отмечен более высокий рост стоимости минимального потребительского бюджета по сравнению с динамикой потребительских цен. То есть изменение величины минимального потребительского бюджета имеет большую скорость, чем общий рост потребительских цен. Более того, отмечается дальнейшее ускорение удорожания набора товаров и услуг минимального потребительского бюджета.

Исследование минимального потребительского бюджета в разрезе субъектов Российской Федерации показало, что по величине минимального потребительского бюджета более половины субъектов Российской Федерации не достигают среднероссийского значения, причем за исследуемый период их число увеличилось с 52 до 55.

Анализ «лучших» и «худших» десяток по уровню минимального потребительского бюджета говорит о формировании своеобразных относительно устойчивых полюсов среди субъектов Российской Федерации. При этом происходит дальнейшая поляризация крайних точек в ранжированном ряду субъектов по уровню минимального потребительского бюджета.

Анализ изменения показателей вариации выявил усиливающуюся региональную асимметрию и возрастающую межрегиональную дифференциацию минимальных потребительских бюджетов среди субъектов Российской Федерации.

Проведенное исследование показало актуальность и целесообразность применения минимального потребительского бюджета в рамках реализации современной социальной политики.

Соотношение номинальных денежных доходов населения с величиной минимального потребительского бюджета определяет их покупательную способность, то есть отражает реальное изменение уровня жизни.

В исследуемый период выявлена тенденция устойчивого повышения уровня покупательной способности населения, что свидетельствует об опережении роста денежных доходов над ростом стоимости товаров и услуг минимального потребительского бюджета, а также позволяет говорить о некоторых позитивных моментах, обозначившихся в улучшении благосостояния людей.

При характеристике изменения реального жизненного уровня малообеспеченного населения в качестве индикатора изменения потребительских цен более точным является использование показателей динамики минимального потребительского бюджета.

Проведенный анализ показал, что вероятное использование минимального потребительского бюджета в качестве критерия уровня «бедности» в перспективе, учитывая сложившиеся позитивные тенденции изменения жизненного уровня населения, вполне возможно. Более того, уже в настоящее время использование такого критерия практически реально для наиболее экономически развитых регионов России.

Трансформация функций потребительских бюджетов в процессе исторического развития общества актуализирует использование минимального потребительского бюджета для характеристики стратификации населения страны.

Исследование показало целесообразность использования минимального потребительского бюджета при разработке минимального размера оплаты труда как одного из важнейших элементов системы социальных гарантий.

Актуальность использования минимального потребительского бюджета при характеристике жизненного уровня населения и в рамках реализации современной социальной политики требует совершенствования методологии построения и методики расчета самого этого показателя. С этой целью в работе разработана и предложена к использованию самостоятельная, оригинальная методика расчета величины минимального бюджета.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 34 октября 1997 г. № 134-Ф3 (с изменениями от 27 мая 2000 г.).
  2. Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы» от 22 марта 1995 г. № 291.
  4. Постановление Минтруда России и Госкомстата России «Об утверждении Методики исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации» от 28 апреля 2000 г. № 36/34 (с изменениями и дополнениями от 12 марта 2001 года № 24/19).
  5. Указ Президента СССР «О минимальном потребительском бюджете» от 21 мая 1991 г. № УП-1995.
  6. Указ Президента Российской Федерации «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» от 2 марта 1992 г. № 210.
  7. К.Х., Эргашев Б. Н. Механизм определения минимальной потребительской корзины // Известия Академии труда и занятости. 2001. — № 3−4. — С. 21 — 24.
  8. Н.В., Бобков В. Н., Меньшикова О. И., Мудракова Е. И., Половая Е. М., Разумов A.A., Степанова Т. Н. Внутрифирменное регулирование оплаты труда // Уровень жизни населения регионов России. 2002. — № 5. — С. 19 — 20.
  9. Т.И., Бобков В. Н., Гриц И. Я. О разработке минимальных потребительских бюджетов наемных работников как основа дифференциации минимальной оплаты их труда // Уровень жизни населения регионов России. 1994. — № 2. — С. 23 — 33.
  10. И. Социальная дифференциация в переходный период// Вопросы экономики. 1993. — № 12. — С. 30 -38.
  11. И., Пияшева JI. Статистика уровня жизни населения в России: Материалы к парламентским слушаниям «Уровень жизни в Российской Федерации». — М.: 1997. — 186 с.
  12. В.Н., Гриц И. Я., Литвинов В. А., Мигранова JI.A., Юркевич A.C. Дифференциация уровня жизни населения Российской Федерации и ее регионов в 1993 году // Уровень жизни населения регионов России. -1994.-№ 10−11.-С. 2- 12.
  13. В.Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России. М.: ВЦУЖ, 1995. 259 с.
  14. В.Н. Дифференциация минимальных уровней оплаты труда на основе системы минимальных потребительских бюджетов// Человек и труд, 1993. № 3.
  15. В.Н. Система потребительских бюджетов и возможности ее использования в социальной политике// Уровень жизни населения регионов России. М.: ВЦУЖ, 2000. № 7−8. С. 4 41.
  16. В.Н. Использование системы потребительских бюджетов в государственной социальной политике// Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики: Сборник научных трудов. М.: УРСС, 1999.
  17. Временные методические рекомендации по расчетам прожиточного (физиологического) минимума по регионам Российской Федерации. — М.: Минтруд РФ, № 690 СШ от 16.04.1992 г.
  18. Е.Ш. Социальные реформы и общество: не навязывать, а прививать// Человек и труд. 1998. — № 2. — С. 4 — 8.
  19. Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 336 с.
  20. Доходы и заработная плата: проблемы формирования, распределения, регулирования/ Под общ. ред. H.A. Волгина, М.: изд-во РАГС, 1999. -166 с.
  21. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века. Проект Таганрог. Под ред. Н. М. Римашевской. М.: Издательство ИСЭПН, 2001.320 с.
  22. И.Г. Потребительский бюджет: стоимость и качество жизни. // Экономика и хозяйственная практика. СПб, 1992. — С. 85−91.
  23. М. Повышение благосостояния населения как стратегическое направление развития России// Вопросы экономики. — 1996,-№ 5.-С. 29−40.
  24. Дифференцированный баланс доходов и потребления населения и его использование в планировании. /Под ред. В. Ф. Майера, Э. Б. Ершова, -М.: НИЭИ Госплана СССР, 1971. 198 с.
  25. Доходы и расходы населения // Уровень жизни населения регионов России. 1993.-№ 9.-С. 9- 17.
  26. Доходы и уровень жизни населения по регионам России: система показателей, методика расчетов, мониторинг. / Материалы всероссийского семинара-совещания. Москва. 22 25 апреля 1996 г. — М., 1996.-78 с.
  27. В.Г., Антонова H.A., Байгереев М. С. Политика доходов населения: меры по повышению доходов, совершенствованию оплаты труда, сокращению бедности // Уровень жизни населения регионов России. 2001. — № 9. С. 24 -3 8.
  28. А. Зарплата цены = уровень жизни //Аргументы и факты. — 1993.-№ 35.
  29. Е.О. Бюджетный индекс (исторический очерк). Советская статистика за полвека (1917 1967 гг.) — М.: Наука, 1970. — 317 с.
  30. С. Социальная политика не иждивенка, а кредитор // Независимая газета. — 1999. — 16 апреля.
  31. А.К., Мудракова Е. И., Соболькова Г. М., Степанова Т. Н., Шерстнева Н. С. Комплексная характеристика динамики и структуры потребительских расходов граждан старшего возраста // Уровень жизни населения регионов России. 2002. — № 5. — С. 34 — 37.
  32. А.К., Мудракова Е. И., Соболькова Г. М., Степанова Т. Н., Шерстнева Н. С. Анализ динамики и структуры потребительской корзины пенсионеров в целом по Российской Федерации // Уровень жизни населения регионов России. 2002. — № 5. — С. 37 — 41.
  33. А.К., Мудракова Е. И., Соболькова Г. М., Степанова Т. Н., Шерстнева Н. С. Предложения по актуализации состава потребительской корзины пенсионеров // Уровень жизни населения регионов России. -2002.-№ 5.-С. 42−45.
  34. А.К., Мудракова Е. И., Соболькова Г. М., Степанова Т. Н., Шерстнева Н. С. Применение потребительской корзины и величины прожиточного минимума при формировании пенсий // Уровень жизни населения регионов России. 2002. — № 5. — С. 45 — 46.
  35. Д.М. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. -Петрозаводск: Петроком, 1993. 306 с.
  36. Концепция политики доходов населения на современном этапе развития общества (материалы к дискуссии) // Уровень жизни населения регионов России. М.: ВЦУЖ, 2000. — № 1. — С. 37 — 82.
  37. В.А. Денежные доходы и покупательная способность населения регионов России. М.: ВЦУЖ, 1998. — 203 с.
  38. В.А., Мигранова Л. А., Разумов A.A., Волкова Г. Н. Проблемы дифференциации доходов населения России // Уровень жизни населения регионов России. 1993. -№ 12. — С. 4−11.
  39. В.А., Мудракова Е. И. Минимальный потребительский бюджет и уровень жизни населения России // Уровень жизни населения регионов России. 2003. -№ 3. — С. 43 — 51.
  40. В.Ф. Доходы населения и рост благосостояния народа. М.: Мысль, 1968.-220 с.
  41. В.Ф., Кузнецова И. Г. Планирование социального развития и повышения уровня жизни народа. М.: АНХ СССР, 1991. — 124 с.
  42. В.Ф. Планирование социального развития и повышения уровня жизни народа, М.: Изд-во МГУ, 1988. — 270 с.
  43. А. Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.-478 с.
  44. Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации 1957 1990. Тома I — II. Конвенция 117. Международное бюро труда. Женева: М., 1993.-С. 1321- 1329.
  45. О.И., Степанова Т. Н., Акумова Н. В., Мудракова Е. И. Разработка методики определения минимального размера оплаты труда по группам улусов Республики Саха (Якутия) // Уровень жизни населения регионов России. — 2000. № 2. — С. 64 — 96.
  46. Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации. М.: Минтруд РФ, № 60 — 8 от 11.11.1992.
  47. Методологические положения по статистике: Вып.1 /Госкомстат РФ.-М., 1996.-674 с.
  48. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума // Уровень жизни населения регионов России. 1993. — № 9. -С. 5−9.
  49. Е.И. Минимальный потребительский бюджет: методология построения и методика расчета. М.: МТС А, 2003. — 74 с.
  50. Е.И. От прожиточного минимума к минимальному потребительскому бюджету // Человек и труд. 2003. — № 5. — С. 13 — 15.
  51. Е.И., Соболькова Г. М., Степанова Т. Н., Шерстнева Н. С. Система потребительских бюджетов // Уровень жизни населения регионов России. 2002. — № 5. — С. 2 — 6.
  52. Е.И., Ступакова М. В. О предварительной экспертизе потребительских корзин субъектов Российской Федерации // Уровень жизни населения регионов России. 2000. — № 7−8- С. 84 — 112.
  53. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР// Вопросы питания. -1991.-№ 2.-С. 6- 15.
  54. Перспективное планирование и прогнозирование народнохозяйственных процессов. В сб.: Проблемы совершенствования методологии и практики планирования народного хозяйства. — М.: НИЭИ при Госплане СССР, 1979.
  55. Политика доходов и заработной платы./ Под. ред. П. В. Савченко, Ю. П. Кокина. М.: Юристь, 2000. — 456 с.
  56. Проблемы воспроизводства рабочей силы в условиях перехода к рынку. М., 1993.-290 с.
  57. В.В. Потребности: социально-экономическая сущность и закономерности развития. -М.: Общество «Знание», 1974.-46 с.
  58. Разработка бюджетов прожиточного минимума для экономически активного населения: Отчет о НИР / ВЦУЖ. М., 1992. — 154 с.
  59. Разработка минимального отраслевого норматива оплаты труда в образовании. Отчет о НИР / ВЦУЖ. М., 2002. — 179 с.
  60. Разработка минимального отраслевого норматива оплаты труда в машиностроении. Отчет о НИР / ВЦУЖ. М., 2002. — стр.121.
  61. Разработка минимального отраслевого стандарта оплаты труда в электроэнергетике: Отчет о НИР / ВЦУЖ. М., 2001, — 82 с.
  62. Разработка минимального отраслевого стандарта оплаты труда рабочего, занятого на работах в основных цехах металлургического производства: Отчет о НИР / ВЦУЖ. М., 2000. — 78 с.
  63. Разработка минимального потребительского бюджета для Норильского промышленного района: Отчет о НИР / ВЦУЖ. 2000. — 66 с.
  64. Разработка системы потребительских бюджетов населения: Отчет о НИР / ВЦУЖ. M., 1999. — 84 с.
  65. Разработка системы потребительских бюджетов применительно к Самарской области. Отчет о НИР. I и II этапы / ВЦУЖ. М., 2002. -136 е., 106 с.
  66. A.A. Проблемы бедности в современной России // Уровень жизни населения регионов России. — 2000. № 9.
  67. JI.C. Доходы: уровень, дифференциация, гарантии. М.: Профиздат, 1991. 157 с.
  68. JI.C. Цена рабочей силы в условиях рынка. М.: Профиздат, 1993.- 109 с.
  69. Н.М. Разработка стандартных бюджетов. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1980.
  70. Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России // Социс. 1997. № 6. — С. 55 — 62.
  71. Российский статистический ежегодник// Госкомстат России. М., 2001.
  72. Г. С., Кузнецова Н. П. Потребности и доход семьи. М.: Экономика, 1967.
  73. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России / Абалкин Л. И., Мильнер Б. З., Сорокин Д. Е. и др. М: ИЭ РАН, 1998. — 126 с.
  74. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Под общ. ред. Акимова А. К., Волгина H.A. М.: Молодая гвардия, 1996. — 385 с.
  75. Т.Н., Капустин А. К., Мудракова Е. И., Соболькова Г. М. Некоторые подходы к формированию пенсий на основе прожиточного минимума пенсионера// Уровень жизни населения регионов России. — 2001.-№Ц.-С. 28−49.
  76. Т.Н., Мудракова Е. И. Методологические и методические основы построения минимального потребительского бюджета и бюджетавысокого достатка // Уровень жизни населения регионов России. 2000. -№ 7−8.-С. 42−57.
  77. Стоимость жизни и ее измерение. /Под ред. В. М. Рутгайзера, С. П. Шпилько. -М. Финансы и статистика, 1991. 174 с.
  78. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. М., 2000.
  79. С.Г. На плановом фронте. М.: Госполитиздат, 1958. -624с.
  80. Уровень жизни населения Российской Федерации. Часть 1. — М.: ВЦУЖ, 2002. -300 с.
  81. Уровень жизни: проблемы и решения (потребительские бюджеты, малообеспеченность, дифференциация доходов и потребления). Сб. научн. трудов. М.: НИИ труда. 1991. — 140 с.
  82. Ю.В. Социальная цена экономических преобразований // Общество и экономика. 1996. № 9 — 10. С. 11 — 39.
  83. P.A., Федорова М. Формирование и порядок определения цены рабочей силы// Человек и труд. 1996, № 1, с. 83−86.
  84. Murrey H.A. Exploration in Personality. N.Y.: 1938.
Заполнить форму текущей работой