Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образование в регионах как инновационный и движущий фактор развития современного общества: на примере Красноярского края в конце XX — начале XXI веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования определяется необходимостью преодоления кризиса, охватившего все сферы российского общества, в том числе, экономику и образование. Важнейшим условием выхода из кризиса является развитие инновационной деятельности, ускоренное использование достижений науки и подготовка соответствующих кадров. Это возможно при формировании национальной инновационной системы, где в совокупности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-философские аспекты профессионального и гуманитарного образования в контексте экономического развития регионов
    • 1. 1. Подходы к реформированию профессионального образования как основе инновационного развития промышленного производства в регионах
    • 1. 2. Гуманитарное образование. Социально-философский аспект воспитательной работы
    • 1. 3. Формирование личности как результат воздействия комплекса профессионального и гуманитарного образования
  • Глава 2. Особенности модернизации образования в регионах в контексте Болонского соглашения и глобализации
    • 2. 1. Исторически сложившиеся уровни образования в процессе развития национальной инновационной системы
    • 2. 2. Роль образования в инновационном развитии регионов в условиях глобализации и Болонского соглашения
    • 2. 3. Образование в Красноярском крае как инновационный и движущий фактор развития региона

Образование в регионах как инновационный и движущий фактор развития современного общества: на примере Красноярского края в конце XX — начале XXI веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью преодоления кризиса, охватившего все сферы российского общества, в том числе, экономику и образование. Важнейшим условием выхода из кризиса является развитие инновационной деятельности, ускоренное использование достижений науки и подготовка соответствующих кадров. Это возможно при формировании национальной инновационной системы, где в совокупности ее элементов (производство, потребление, бизнес, маркетинговые исследования, государственные властные и управленческие структуры) наука и образование осуществляют системообразующую роль.

Но страна состоит из множества регионов, имеющих специфические особенности: исторические, географические, этнические, ресурсные, экономические, социальные, культурные и другие. Ресурсным потенциалом во многом определяются направления экономического развития региона. Стабильное экономическое развитие предусматривает внедрение инновационных технологий, что в перспективе позволит преодолеть сложившуюся сырьевую направленность. Развитие инновационной деятельности связано с необходимостью реформирования образования.

В основе реформирования образования должно быть его философское осмысление, где философия образования является самостоятельной областью науки, исследующей закономерности функционирования и развития сферы образования в ценностно-целевых, системных, процессуальных, результативных аспектах.

Таким образом, в процессе реформирования образования, которое является одним из важнейших факторов развития экономики страны, требуется изучение его социально-философских аспектов, содержания, уровней, связей с элементами региональной инновационной инфраструктуры.

Степень разработанности темы исследования. Изучению роли философии образования в условиях современного реформирования посвящены работы Б. О. Майера, О. А. Михалиной, Н. В. Наливайко, В. И. Панарина,.

A. Ж. Жафярова, А. М. Гендина, В. А. Дмитриенко, П. В. Лепина, В. В. Цели-щева, Н. М. Чуринова, Ю. В. Пушкарева, А. Я. Кузнецовой, Е. А. Семеновой, Н. А. Князева, И. С. Утробина, В. А. Антропова.

Проблемы профессионального образования анализируются в работах.

B. А. Беловолова и С. П. Беловоловой, Э. Н. Истратовой, Е. Т. Конюховой,.

C. Д. Тыныбековой, Т. И. Волковой, А. Нещадина, О. Нещадиной, И. Царевой, С. А. Подлесного, 10. С. Перфильева и др. Результаты изучения некоторых проблем модернизации профессионального образования различных уровней представлены в работах И. С. Безрукова, А. Ф. Ковалевского, Н. М. Александровой, А. Ж. Жафярова, Н. В. Наливайко, Л. В. Холодняковой, В. А. Карага-ровского, Т. А. Балашовой, Н. Н. Демидовой, А. А. Колесниковой.

Деятельность образовательных объединений отражена в работах И. Н. Серебренниковой, Л. Н. Алексейко, И. Ф. Коршенко, Г. П. Турмова. Связи системы образования с производством исследуются Н. Н. Довженко, В. В. Кравцовым, Е. В. Кирюхиной, В. И. Пантелеевым и др. Влияние образования на экономику рассматривают М. С. Каган, Э. Н. Камышев, И. Ф. Лившиц, Н. Б. Крылова, А. Н. Леонтьев и др.

Значение гуманитарного образования в воспитании специалистов освещено в работах Д. И. Корнющенко, Е. Д. Макеевой, А. М. Адаменко, В. М. Вид-гофа, В. А. Садовничего, С. Н. Семенова и А. Н. Семеновой, Т. Н. Сосниной, П. В. Ушакова и Ю. И. Колюжова, С. Е. Царевой, Л. В. Хазовой.

Проблемы нравственного воспитания затрагиваются в работах О. А. Донских, М. П. Данилковой, О. Д. Олейниковой, Т. В. Морозовой, Н. Л. Шеховской, Е. А. Юниной.

В целях изучения теорий развития личности актуальны труды Э. Эриксона, Э. Фромма, Г. Олпорта, Р. Кеттела, Б. Ф. Скиннера, Д. Келли, А. Маслоу, 4.

Л. С. Выготского, А. И. Леонтьева. Вопросы развития личности в процессе образования осмысливаются в работах Н. Я. Большуновой, Б. О. Майера, О. А. Михалиной, Н. В. Наливайко, В. В. Панарина, К. В. Рубчевского, Н. И. Мясникова, В. П. Рубчевского, С. В. Хомутцова, О. Д. Олейниковой, Т. А. Бирюковой, Е. А. Пушкаревой.

Роль образования и науки в обеспечении национальной безопасности освещена в работах В. В. Денисова, О. Н. Смолина, А. К. Черненко, А. Ж. Жафярова, С. В. Камашева, Л. И. Иванкиной и др.

Для осмысления понятия глобализации имеют значение работы И. А. Пфаненштиля, М. Г. Делягина, В. Л. Иноземцева, В. С. Диева, А. М. Егорычева, Н. М. Канаева, С. 10. Глазьева, В. П. Култыгина, Л. Клайна, Дж. Сороса, 10. Д. Гранина, Н. Г. Жуковой, Р. Робертсона, У. Бека, Э. Гидденса, Г. Терборна и др.

Проблемы модернизации отечественного образования, связанные с вступлением в Болонское соглашение, рассматривают В. С. Диев, С. Н. Семенов, В. И. Пантелеев, И. А. Пфаненштиль, М. Б. Гузаиров, Т. В. Баронина, Н. В. Наливайко, Б. О. Майер, О. А. Михалина, В. И. Панарин, Ю. А. Афанасьев, Н. В. Пустовой, Е. А. Зима, И. Ю. Чуркин и Н. А. Чуркина.

Для изучения состояния ресурсно-сырьевой базы, экономического потенциала, самобытных условий Красноярского края, стратегии его социально-экономического развития нами рассмотрены работы Н. А. Добрецова, А. Э. Конторович, А. Г. Кожурбаева, В. В. Кулешова, Ю. Ф. Лысенко, Н. Д. Байкаловой, Э. В. Колесова и др.

Однако в литературе недостаточно раскрыты теоретические и практические вопросы взаимодействия образования в регионах с элементами национальной инновационной системы. Мало освещены теоретические и практические аспекты развития профессионального образования, ориентированного на комплекс специфических особенностей регионов.

Объект настоящего исследования — система образования России.

Предметом исследования выступает образование в регионах как инновационный и движущий фактор развития современного общества.

Цель исследования — определить значение образования в регионах и показать его как инновационный и движущий фактор развития современного общества на примере Красноярского края.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Изучить подходы к реформированию профессионального образования как основе инновационного развития промышленного производства в регионах.

2. Изучить роль гуманитарного образования в подготовке инженеров.

3. Исследовать воздействие комплекса профессионального и гуманитарного образования на процесс формирования личности.

4. Определить значение исторически сложившихся уровней образования в процессе развития национальной инновационной системы.

5. Выявить роль образования в инновационном развитии регионов в условиях глобализации и Болонского соглашения.

6. Изучить образование в Красноярском крае, как инновационный и движущий фактор развития региона.

Методологической основой исследования является диалектический метод и принципы философского познания. Решение обозначенных проблем осуществляется на основе системного, исторического и структурно-функционального подходовобщенаучных методов: анализа, синтеза, индукции, дедукции. В работе нашли отражение положения и выводы по затронутым проблемам, содержащиеся в научных трудах и публицистических работах современных отечественных и зарубежных авторов, а также анализ правительственных документов об образовании (2000;2005 г. г.), практического опыта красноярских вузов.

Новизна исследования.

1. Показано, что методологическим основанием разработки и реализации программы реформирования профессионального образования является диалектическая методология, в частности, комплексный исследовательский подход, выражающийся во взаимодополняемости принципов системного и исторического подхода (образование как развивающаяся система) и структурно-функционального анализа (изучается структура образовательных объединений, формирующаяся соответственно становлению инновационной системы).

2. Установлено, что поскольку образование является развивающейся системой, соответствующей изменяющимся экономическим условиям, на разных этапах его реформирования возникают объединения, структура которых позволяет интенсифицировать связи с наукой, производством, бизнесом, а впоследствии — и с другими элементами инновационной системы. Подобные объединения, среди которых первоочередное значение имеют те, которые становятся центрами инновационного развития, могут быть и основой создания наиболее крупного инновационного перспективного объединения.

3. Дано определение понятия «философия личностного образования» -как системы мышления, в которой принципы философии образования проецируются на личностную оценку собственного физического, интеллектуального, духовного, морально-этического потенциала как фундамента для самообразования и саморазвития. На основе философии личностного образования реализуются способности, интеллектуальный и творческий потенциал личности.

4. Показано, что образование (комплекс профессионального и гуманитарного образования), воздействуя на все этапы становления личности, способствует формированию философии личностного образования, посредством которой реализуется роль современного отечественного образования как инновационного и движущего фактора развития общества.

5. Установлено, что в праксеологическом аспекте философии образования интеграция исторически сложившихся в России уровней профессионального образования является одной из первоочередных мер по сохранению и развитию системы профессионального образования, а также условием обеспечения безопасности системы образования и национальной безопасности.

6. Показано, что процесс вхождения России в информационное общество определяется реализацией инновационной и образовательной стратегии регионов, ориентированной на интеграцию образования, науки, производства, бизнеса и других элементов инновационной системы.

7. Выдвинуто предположение, что участие в Болонском соглашении предусматривает интенсификацию интеграционных процессов, следствием чего станет создание образовательных объединений, формирующихся соответственно развитию инновационной системы. Функционирование этих объединений будет способствовать стабилизации экономики, сохранению традиций отечественного образования.

8. Показано, что в Красноярском крае процесс интеграции научно-образовательного потенциала объединений, сформировавшихся на базе ряда вузов, обретает завершенность в таком институциональном оформлении как Сибирский федеральный университет, который является системообразующим элементом региональной инновационной системы и позволит реализовать инновационную и образовательную стратегии развития Красноярского края.

Практическая значимость. Теоретические положения, выводы и материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях образования как движущей силы развития современного обществаприменены в работе, направленной на решение конкретных задач развития регионав чтении курсов философии, спецкурсов по истории Сибири и Красноярского края.

Апробация диссертации. Основные идеи диссертации обсуждались на теоретическом семинаре кафедры философии Красноярского государственного технического университета, докладывались на Всероссийских конференциях «Повышение качества непрерывного профессионального образования», «Наука, образование в системе культуры: Сибирь и Россия» (Красноярск), на региональной научно-методической конференции «Проблемы оценки качества образования в вузе» (Владивосток), других региональных конференциях.

По теме диссертации опубликовано 9 работ, в том числе в сборниках научных трудов Красноярского государственного университета, Красноярского государственного технического университета, Красноярского государственного аграрного университета.

Структура работы. Структура диссертации определяется целью работы, последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя по три параграфа, заключения, библиографического списка.

Выводы.

Показано, что в Красноярском крае процесс интеграции научно-образовательного потенциала объединений, сформировавшихся на базе ряда вузов, обретает завершенность в таком институциональном оформлении как Сибирский федеральный университет, который является системообразующим элементом региональной инновационной системы и позволит реализовать инновационную и образовательную стратегию развития Красноярского края.

Заключение

.

Руководствуясь целью и задачами исследования, автор произвел социально-философский анализ образования в регионах как инновационного и движущего фактора развития современного общества.

В ходе исследования показано, что в процессе преодоления кризиса, охватившего все сферы жизни российского общества, экономические и социальные проблемы должны рассматриваться во взаимосвязи с проблемами образования.

Автор анализирует образование как один из важнейших элементов национальной инновационной системы.

Выявлено, что в процессе модернизации образования первоочередным является реализация комплекса мероприятий в системе профессионального образования, поскольку, во-первых, во всех секторах экономики необходимы специалисты разных уровней в количестве, соответствующем требованиям и направлениям социально-экономического развития регионаво-вторых, вузы являются центрами создания инновационных технологий.

Показано, что методологическим основанием разработки и реализации программы реформирования профессионального образования является диалектическая методология, в частности, комплексный исследовательский подход, выражающийся во взаимодополняемости принципов системного и исторического подходов (образование как развивающаяся система) и структурно-функционального анализа (изучается структура образовательных объединений, формирующихся соответственно становлению инновационной системы).

Установлено, что поскольку образование является развивающейся системой, соответствующей изменяющимся экономическим условиям, на разных этапах его реформирования возникают объединения, структура которых позволяет интенсифицировать связи с наукой, производством,.

115 бизнесом, а впоследствии — и с другими элементами инновационной системы. Подобные объединения, среди которых первоочередное значение имеют те, которые являются центрами инновационного развития, могут быть и основой создания наиболее крупного инновационного перспективного объединения.

Дано определение термину гуманитарное знание в контексте исследуемой темы и осмыслены предполагаемые пути совершенствования гуманитарного образования.

Дано определение понятия «философия личностного образования» как системы мышления, в которой принципы философии образования проецируются на личностную оценку собственного физического, интеллектуального, духовного, морально-этического потенциала как фундамента для самообразования и саморазвития. На основе философии личностного образования реализуются способности, интеллектуальный и творческий потенциал личности.

Показано, что образование (комплекс профессионального и гуманитарного образования), воздействуя на все этапы становления личности, способствует формированию философии личностного образования, посредством которой реализуется роль современного отечественного образования как инновационного и движущего фактора развития общества.

Показано, что современный подход к модернизации образования, обосновывающий развитие собственно личностных свойств, самоактуализацию, самореализацию, а также требования к выпускникам, соответствующие мировым стандартам, необходимо рассматривать в связи с исторически сложившимся типом российского общества, его традициями и ценностями.

Подчеркнуто, что в процессе модернизации образования целесообразно акцентировать вопросы воспитания личности будущего педагога, повышения его общественного статуса, создания условий для его творческой деятельности.

Развитие личности под воздействием профессионального и гуманитарного образования происходит на каждом уровне исторически сложившейся системы образования в России (начального, среднего, высшего).

Установлено, что в праксеологическом аспекте философии образования интеграция исторически сложившихся в России уровней профессионального образования является одной из первоочередных мер по сохранению и развитию системы профессионального образования, а также условием обеспечения безопасности системы образования и национальной безопасности.

Показано, что в системе образования коренных малочисленных народов Севера Сибири во всех уровнях должно иметь место: сохранение языка и народных традицийразвитие традиционных промысловтерриториальное приближение образовательных учреждений к месту жительства и деятельности коренных народов. Это улучшит качество образования, повысит его доступность и будет способствовать организации комплексного изучения этнических, культурных особенностей этих народов.

Показана необходимость комплексного подхода к формированию инновационной и образовательной стратегии региона, которая должна отвечать требованиям: учитывать комплекс особенностей региона, способствовать их сохранению и развитиюносить системный характеробеспечивать создание социально-экономических условий для развития личности.

Предложена трактовка автором понятия «регион инновационного развития» как социально-экономического пространства с исторически сложившейся структурой производства, соответствующей ресурсному, промышленному, научно-техническому, научно-образовательному потенциалам, которое характеризуется наличием центров создания инноваций и подготовки кадров, а также созданием необходимых условий для быстрейшего внедрения инноваций в производство.

Показано, что процесс вхождения России в информационное общество определяется реализацией инновационной и образовательной стратегии регионов, ориентированной на интеграцию образования, науки, производства, бизнеса и других элементов инновационной системы.

Для развития страны в современных условиях необходимо участие в международном сотрудничестве и в создании единого образовательного пространства в рамках Болонского процесса, являющегося проявлением глобализации в области образования. Однако, развитие экономики и социальной сферы государства зависит и от объективного отношения к накопленному отечественному опыту, к традициям российской системы образования, которые в течение многих десятилетий положительно характеризовали себя во всем мире.

В контексте задач, стоящих перед современной отечественной системой образования, вхождение в Болонский процесс требует внимания в следующих аспектах: опасность снижения качества образованиявыполнение социального заказа на формирование специалистов, необходимых в России в условиях сближения российской системы образования с мировойзанятость молодежи в условиях неподготовленности к реорганизации системы бесплатного среднего профессионального образования и расширения сферы платного высшего образованиятрудоустройство педагогов ССУЗов при неподготовленной реорганизации среднего специального образованиясвязи «образование — наука — производство» в условиях развития национальной инновационной системысохранение фундаментальности образования, традиций российской школы подготовки инженеров.

Выдвинуто предположение, что участие в Болонском соглашении предусматривает интенсификацию интеграционных процессов, следствием чего станет создание образовательных объединений, формирующихся соответственно развитию инновационной системы. Функционирование этих объединений будет способствовать стабилизации экономики, сохранению традиций отечественного образования.

Показано, что в Красноярском крае процесс интеграции научно-образовательного потенциала объединений, сформировавшихся на базе ряда вузов, обретает завершенность в таком институциональном оформлении как Сибирский федеральный университет, который является системообразующим элементом региональной инновационной системы и позволит реализовать инновационную и образовательную стратегию развития Красноярского края.

Все регионы России имеют специфические особенности, которые определяют направления экономического развития, следовательно, направления развития профессионального образования. Однако состояние отечественной экономики ведет к реальной угрозе превращения России в сырьевой придаток развитых стран с потерей экономической независимости и политической самостоятельности. Реальной силой преодоления кризиса, охватившего все сферы российского общества, может стать образование, определяющее инновационное развитие экономики регионов Российской Федерации, следовательно, определяющее развитие страны. Стремление к развитию экономики может стать идеологической платформой для объединения народов России в формировании национальной идеи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. М. Философия как методология проектирования образовательных систем в инженерных вузах России Текст. / А. М. Адаменко // Философия образования XXI века. 2002. — № 3. — С. 210−216.
  2. , Е. Ш. Гуманитаризация образовательной системы Текст. / Е. Ш. Анкудинова // Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы, перспективы. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2005. -Т. XII. Ч. 2. — С. 344−349. — (Философия образования).
  3. , В. А. Методология совершенствования государственных образовательных стандартов в условиях Болонского процесса Текст. /
  4. B. А. Антропов // Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы, перспективы. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2005. — Т. XII. Ч. 2.
  5. C. 60−62. (Философия образования).
  6. , В. А. Совершенствование профессионального образования России Текст. / В. А. Антропов // Философия образования. 2004. -№ 2(10).-С. 69−76.
  7. , Т. А. Проблема целей обучения в высшей школе Текст. / Т. А. Арташкина. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1994. — 176 с.
  8. , Ю. А. Анализ проблем и возможности вступления России в Болонский процесс Текст. /10. А. Афанасьев, Н. В. Пустовой, Е. А. Зима // Философия образования. 2005. — № 3(14). — С. 8−12.
  9. , А. П. Перспективы развития профессиональной школы Текст. / А. П. Беляева // Педагогика. 1994. — № 4. — С. 26−29.
  10. , Е. В. Направления повышения конкурентоспособности региональной экономики Текст. / Е. В. Белякова // Управление и экономика: теория и практика: сб. научных трудов. Красноярск: Изд-во «Гротеск», 2005. -№ 1.-С. 195−200.
  11. , Б. Н. Образование прорыв в XXI век Текст. / Б. Н. Бессонов, Н. П. Ващекин, М. Ю. Тихонов, А. Д. Урсул. — М.: Изд-во МГУК, 1998.-242 с.
  12. , В. В. Актуальные проблемы современного содержания образования Текст. / В. В. Бобров // Философия образования XXI века. -2002.-№ 5.-С. 182−197.
  13. , В. В. Болонский процесс: вопросы и ответы Текст. /
  14. B. В. Бобров // Философия образования. 2005. — № 2(13). — С. 33−41.
  15. , В. В. К вопросу о российской национальной доктрине образования Текст. / В. В. Бобров // Гуманитарные науки в Сибири. 2001. -№ 3. — С. 70−74.
  16. , В. В. О модели подготовки специалиста с высшим образованием Текст. / В. В. Бобров // Гуманитарные науки в Сибири. 1994. — № 1.
  17. C. 55−61. (Философия и социология).
  18. , Н. Я. Представления студентов НГПУ о миссии педагога Текст. / Н. Я. Большунова // Философия образования. 2004. — № 11.-С. 271−273.
  19. , В. Уйдут и не вернутся. Единый государственный экзамен оголит регионы? Текст. / В. Васильев // Поиск. 2007. — № 5(923). — 2 февр.
  20. , Я. С. Университеты и новый облик Европы Текст. / Я. С. Вейланд // Aima mater. 1991. — № 4. — С. 73−78.
  21. , Т. И. Образование и наука как системообразующие составляющие национальной инновационной системы Текст. / Т. И. Волкова // Философия образования. 2004. — № 3 (11). — С. 3−8.
  22. , А. М. Профессиональный выбор выпускников педагогического вуза Текст. / А. М. Гендин, М. И. Сергеев // Философия образования. -№ 9.-2004.-С. 298−303.
  23. , Б. С. Философия образования для XXI века Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512 с.
  24. , Б. С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  25. , Г. Н. Оптимизация управления здоровьем студентов: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей Текст. / Г. Н. Гончарова, Н. А. Горбач, А. В. Жарова. -Красноярск: КрасГМА, 2004. 350 с.
  26. , Ю. Д. Глобализация и национализм Текст. / Ю. Д. Гранин // Философские науки. 2006. — № 7. — С. 5−23.
  27. , В. В. Безопасность как проблема выживания человечества Текст. / В. В. Денисов // Философия и общество. 2004. — № 3(36). — С. 24−42.
  28. , В. С. Болонский процесс, или дорога с односторонним движением Текст. / В. С. Диев // Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы, перспективы. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2005. — Т. XII. Ч. 2. — С. 55−60.
  29. , В. С. Многомерный вектор глобализации: начало и основные компоненты Текст. / В. С. Диев // Философия образования. 2005. — № 1. — С. 15−21.
  30. , Н. Л. Наука Сибири в условиях рынка Текст. / Н. Л. До-брецов // Науковедение. 2001. — № 3. — С. 7−20.
  31. , Н. Л. Научные основы стратегии социально-экономического развития Сибири Текст. / Н. Л. Добрецов, А. Э. Конторович, А. Г. Кор-жубаев и др.// Регион: экономика и социология. 2001. — № 4. — С. 35−99.
  32. , Н. Л. Принципы М. А. Лаврентьева по организации науки и образования и их реализации в Сибири Текст. / Н. Л. Добрецов // Науковедение. 2001. — № 1. — С. 12−26.
  33. , О. В. Очерки по философии образования Текст. / О. В. Долженко. М.: Промо-Медиа, 1995. — 240 с.
  34. , О. В. Философия образования: новые идеи, ценности и цели: «круглый стол» чешско-советского семинара Текст. / О. В. Долженко // Современная высшая школа. 1990. — № 3−4 (71−2). — С. 207−220.
  35. , Д. И. Выступление за «круглым столом» «Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре» Текст. /Д. И. Дубровский // Вопросы философии. 2003. — № 12. -С. 8−14.
  36. , И. И. Современное социально-экономическое положение Восточной Сибири и возможные пути развития региона Текст. / И. И. Думова, С. В. Белоусова // География и природные ресурсы. 2002. — № 1. -С. 122−126.
  37. , А. М. Россия в мировом потоке глобализации Текст. / А. М. Егорычев // Философия образования. 2005. № 1. — С. 21−26.
  38. , А. Н. Роли государства и региона в глобализирующемся мире Текст. / А. Н. Еремин // Управление и экономика: теория и практика: сб. науч. трудов. Красноярск: ООО «Издательский центр «Платина», 2006. -Вып. 2.-С. 31−36.
  39. , А. Ж. Проблемы обеспечения безопасности системы образования Текст. / А. Ж. Жафяров // Философия образования. 2006. -№ 1(15).-С. 108−110.
  40. , А. Ж. Формирование личности учащегося в контексте проблем профильного обучения Текст. / А. Ж. Жафяров, Н. В. Наливайко // Философия образования. 2004. — № 11. — С. 216−222.
  41. , Н. Г. Глобализация и сохранение национальной идентичности Текст. / Н. Г. Жукова // Философия и общество. 2006. — № 2(43). -С.146−152.
  42. , В. П. Кризис образования в контексте глобальных проблем Текст. / В. П. Зинченко // Философия образования XXI века. -2002.-С. 87−108.
  43. , В. П. О ценностях и целях образования Текст. / В. П. Зинченко // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 3−16.
  44. , M. С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения Текст. / М. С. Иванов, М. С. Яницкий // Философия образования. 2004. — № 11. — С. 233−240.
  45. , В. Ю. Образование и мировоззрение Текст. / В. Ю. Ин-говатов // Труды Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1997. — Вып. 7: Наука, практика, образование. — С. 348−351.
  46. , В. JT. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация Текст. / В. JI. Иноземцев // Вопросы философии. -2004. № 4. — С. 58−69.
  47. , И. И. Философия для аспирантов Текст. / И. И. Кальной, Ю. А. Сандунов: учебник / под ред. И. И. Кального. 3-е изд., стер. — СПб.: Лань, 2003.- 512 с.
  48. , С. В. Некоторые аспекты взаимосвязи национальной безопасности и российского образования Текст. / С. В. Камашев // Философия образования. 2006. — № 2(16). — С. 165−169.
  49. , H. М. Глобализация и высшее образование. Взгляд из ЮНЕСКО Текст. / H. М. Канаев // Философия образования. 2005. — № 1. -С. 26−31.
  50. , H. М. Глобализация как угроза культурному разнообразию и социально-устойчивому развитию Текст. / H. М. Канаев // Философия образования. 2003. — № 8. — С. 3−6.
  51. , К. К. На пути к новой системе образования. Текст. / К. К. Кашн. M., 1997. — 40 с.
  52. , К. К. Наука и образование: проблемы интеграции Текст. / К. К. Кашн // Вестник высшей школы. № 5. — С. 4−8.
  53. , Т. Общечеловеческая ответственность инженера Текст. / Т. Кихльман // Aima mater. 1991. — № 7. — С. 90−96.
  54. , Л. Глобализация: вызов национальным экономикам Текст. / Л. Клайн // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 6. — С. 44−49.
  55. , В. Е. Самореализация личности: системный взгляд Текст. / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский, Томск, 2000. — 153 с.
  56. , Н. А. Философские аспекты науки как компонента образования Текст. / Н. А. Князев // Философия образования. 2003. — № 7. — С. 3−12.
  57. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Текст. // Директор школы. 2002. — № 2. — С. 97−126.
  58. , А. М. Роль СО АН ВШ в развитии науки в вузах Сибири Текст. / А. М. Кориков, И. Н. Пустынский // Высшая школа на пути реформ: сб. докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 1998. — С. 40−44.
  59. , И. Г. Прикладная философия: субъект и технологии. Текст. / И. Г. Корсунцев. М.: Российское философское общество, ИПК Госслужбы, 2000. — 272 с.
  60. , М. В. Теоретико-методологические основания и организационно-педагогические условия развития творческой личности преподавателя и студента. Текст. /М. В. Кочетков. М.: УРАО, 2004. — 264 с.
  61. , В. В. Воспитание или образование? Текст. / В. В. Кра-евский // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 3−10.
  62. , В. В. Инновации и традиции два полюса мира образования Текст. / В. В. Краевский // Магистр. — 2000. — № 1. — С. 1−13.
  63. Красноярская государственная академия музыки и театра в контексте развития художественной культуры Восточно-Сибирского региона (1999−2004) Текст. / гл. ред. К. А. Якобсон, науч. ред. Э. М. Прейсман. -Красноярск: КГАМиТ, 2004. 126 с.
  64. , А. Я. Онтогенетический аспект понятия личность в философии образования Текст. / А. Я. Кузнецова // Философия образования XXI века. 2002. — № 3. — С. 195−203.
  65. , М. Ф. Глобализационный проект образовательной деятельности и его альтернативы: социально-философский анализ Текст. / автореф. дисс.. канд. философских наук: 09.00.11 / М. Ф. Кузнецова. -Красноярск, 2006. 24 с.
  66. , Н. Я. О семье в третьем тысячелетии Текст. / Н. Я. Кузнецова // Философия образования. 2004. — № 11. — С. 173−177.
  67. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990. — 119 с.
  68. , В. П. Незападные концепции глобализации Текст. / В. П. Култыгин // Личность. Культура. Общество. 2002. — Т. 4, вып. 1−2(11−12).-С. 80−103.
  69. , И. Философия перед лицом мировых проблем Текст. / И. Кучуради // Вопросы философии. 2004. — № 3. — С. 5−11.
  70. Г. В. Гуманитаризация математического образования: проблемы и перспективы Текст. / Г. В. Лаврентьев. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2001.-206 с.
  71. , И. В. Философские и социальные проблемы информатики Текст. / И. В. Ладыгина // Информационное общество вызов XXI века. -Красноярск, 2006. — С. 37−41.
  72. , К. М. Личность педагога: становление и развитие Текст. / К. М. Левитан. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1990. — 168 с.
  73. , В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования Текст. / В. Г. Леонтьев. Новосибирск, 2002. — 264 с.
  74. , В. П. Пути повышения воспитательного потенциала современной школы Текст. / В. П. Лобанов. // Философия образования XXI века. 2002. — № 4. — С. 78−79.
  75. , Л. М. Теория воспитания: философско-антропологический подход Текст. / Л. М. Лузина. Псков: ГТГПИ им. С. М. Кирова, 2000. — 186 с.
  76. Лысенко, 10. Ф. Социально-экономическая география Красноярского края Текст. / Ю. Ф. Лысенко: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -Красноярск: Изд-во «Универс», 1998. — 368 с.
  77. , Л. И. Экономические основы российской культуры и цивилизации Текст. / Л. И. Любавская // Философия образования. 2005. -№ 12. — С. 284−288.
  78. , В. Л. Экономика знаний: уроки для России Текст. / В. Л. Макаров // Вестник РАН. 2003. — Т. 73, № 5. — С. 450−456.
  79. , M. К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки Текст. / М. К. Мамардашвили / под общей редакцией Ю. П. Сенокосова. М.: Лабиринт. — 1996. — 432 с.
  80. , К. Экономическо-философские рукописи 1844 года Текст. / К. Маркс // Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. — М., 1974.-Т. 42.-С. 41−174.
  81. , Э. И. Тендерная проблематика в сфере высшего образования Текст. / Э. И. Мартынова // Философия образования. 2004. — № 11.-С. 141−147.
  82. , И. А. Совершенствование образования в условиях научно-технической революции Текст. / И. А. Маршукевич // Проблемы социальной педагогики: материалы 1 науч. конф. М., 1973. — С. 206−241.
  83. , В. Многокультурное образование и междисциплинарное образование и междисциплинарный подход Текст. / В. Миттер // Перспективы. Вопросы образования. 1993. — № 1. — С. 37−49.
  84. , О. А. Философия образования в современном мире (информационный обзор) Текст. / О. А. Михалина // Философия образования. -2004. № 3(11). — С. 316−322.
  85. , Л. Университеты Европы Текст. / Л. Мишед // Aima mater. -1991.-№ 9.-С. 85−90.
  86. , Н. В. К вопросу о формировании философии образования как самостоятельной научной дисциплины Текст. / Н. В. Наливайко // Философия образования XXI века. 2001. — № 2. — С. 47−56.
  87. , Н. В. О взаимодействии философии образования и философии Текст. /Н. В. Наливайко, В. И. Паршиков. // Философия образования. 2002. — № 5. — С. 85−92.
  88. , Н. В. Философия образования в онтологических и аксиологических аспекта Текст. / Н. В. Наливайко // Философия образования. 2003. — № 7. — С. 26−36.
  89. , Н. В. Философия образования как объект комплексного исследования Текст. / Н. В. Наливайко, В. И. Паршиков. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. — 191 с.
  90. , Ю. В. Национальное в культурном содержании современного гуманистического образования Текст. / Ю. В. Науменко // Философия образования XXI века. 2002. — № 5. — С. 32−35.
  91. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Текст. // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. -1998.-№ 11.-С. 3−7.
  92. Начало пути: Поколение со средним образованием Текст. / под ред. М. X. Хитма. М.: Наука, 1989. — 238 с.
  93. , Р. С. Психология Текст. / Р. С. Немов: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  94. , В. Я. Факторы и парадигмы Болонского процесса Текст. / В. Я. Нечаев // Философия образования. 2005. — № 3(14). — С. 12−18.
  95. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. М., 1997. — 64 с.
  96. О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года Текст. // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2002. — № 2. — С. 2−31.
  97. О результатах работы по вопросу «О развитии Университетского комплекса на базе КГТУ» Текст. / Ученый совет КГТУ. Красноярск, 2002. — 36 с.
  98. , О. Д. Трансформация приоритетных тенденций развития российского образования и воспитания Текст. / О. Д. Олейникова // Философия образования XXI века. 2002. — № 5. — С. 18−27.
  99. , Д. А. К вопросу о воспитании интеллигенции Текст. / Д. А. Ольшанский // Образование и наука в третьем тысячелетии: сб. науч. трудов конф. Томск, 2001. — Вып. 3. — С. 52−59.
  100. , В. В. Гуманизм, гуманизация, гуманность в контексте философии образования и воспитания Текст. / В. В. Павловский // Философия образования XXI века. 2002. — № 4. — С. 5−7.
  101. , И. К. Проблема самоопределения России: историческое измерение Текст. / И. К. Пантин // Вопросы философии. 1999. — № 10. — С. 3−17.
  102. , М. На пути к глобальной демократии Текст. / М. Пендлбери // Вестник Российского философского общества. 2003. -№ 4(28). — С. 29−37.
  103. , Г. А. Содержание образования в высшей школе. Сущность процесса обучения Текст. / Г. А. Петрова // Педагогика высшей школы. Казань: КГУ, 1985. — С. 85−86.
  104. , М. А. Проблемы вузовского образования в России Текст. / М. А. Поваляева // Научно-образовательный и прикладной журнал. -2003,-№ 2.-С. 55−57.
  105. , С. А. Крупнейшему вузу края 50 лет Текст. /С. А. Под-лесный // Вестник Красноярского регионального отделения Сибирской академии наук высшей школы / под ред. С. А. Подлесного. — Красноярск: ИПЦ КГТУ. — 2006. — Вып. 13. — С. 5−8.
  106. Положение о консорциуме «Университетский комплекс Красноярский государственный технический университет» Текст. Красноярск, 2001.-8 с.
  107. , Е. Истина в оттенках Текст. Е. Понарина // Поиск. -2007.-№ 5(923).-2 февр.
  108. Психологическая методология инновационного опыта в образовании: моногр. Текст. / под ред. В. Т. Ковалевич, Л. В. Коловской. -Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. 216 с.
  109. Проблемы образования на президентском совете Текст. // Философия образования. 2005. — № 3(14). — С. 3−7.
  110. , В. В. Выступление на совещании по вопросам развития информационных технологий: Новосибирский Академгородок, 11 января 2005 года Текст. / В. В. Путин // Философия образования. 2005. — № 1. — С. 3−5.
  111. , Е. А. Философия личности: проблема самоопределения Текст. / Е. А. Пушкарева // Философия образования XXI века. 2002. -№ 4.-С. 15−19.
  112. , И. А. Глобализация: Проблемы и перспективы: Текст. / И. А. Пфаненштиль. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. — 484 с.
  113. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции Текст. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995.-272 с.
  114. , Н. С. Ценности в проблемном мире. Философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии Текст. / Н. С. Розов. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1998. — 291 с.
  115. Российская федерация. О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края Электронный ресурс. Указ Президента РФ. -Красноярск, [2005] Режим доступа: www.kraskstate.ru.
  116. Российская федерация. Программа социально-экономического развития Красноярского края Электронный ресурс.: Красноярск, [2005]. -Режим доступа: www.kraskstate.ru.
  117. , Т. А. Гуманизация современного образования Текст. / Т. А. Рубанцова. Новосибирск, 2000. — 250 с.
  118. , В. А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире Текст. / В. А. Садовничий // Вопросы философии. 2006. — № 2. — С. 3−15.
  119. , В. А. История Московского университета история образования и науки в России Текст. / В. А. Садовничий // Международная конференция «250 лет МГУ им. М. В. Ломоносова». — М.: Изд-во Мое. гос. ун-та, 2005.-С. 3−17.
  120. В. Н. Философия в Москве в 50-е и 60-е годы Текст. / В. Н. Садовский// Вопросы философии. 1993. — № 7. С. 147−164.
  121. , А. Н. Необходима ли в России «радикальная образовательная реформа?» Текст. / А. Н. Самарин // Философия образования XXI века. 2002. — № 5. — С. 13−16.
  122. Сангадиев, 3. Г. Предисловие Текст. / 3. Г. Сангадиев // Информационное общество вызов XXI века. — Красноярск, 2006. — С. 2−3.
  123. , В. О мерах по развитию высшего образования Текст. / В. Селин // Aima mater. 2004. — № 4. — С. 10−15.
  124. , С. Н. Российская высшая школа в условиях глобализации Текст. / С. Н. Семенов, А. Н. Семенова // Философия образования. 2005. -№ 1.-С. 31−33.
  125. , Е. А. Концептуальные основы развития системы высшего образования в современном обществе Текст. / Е. А. Семенова // Философия образования. 2004. — № 2(10). — С. 63−68.
  126. , В. А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  127. , О. Н. Социально-философские основания стратегии модернизации России: роль образования и науки Текст. / О. Н. Смолин // Философские науки. 2006. — № 1. — С. 5−27.
  128. , В. П. Магистерское образование по направлению «Естествознание» в педагогическом вузе Текст. / Соломин В. П. СПб.: ЦОП НИИХ СПБГУ, 1999. — 277 с.
  129. Социальная политика российских компаний Текст. / А. Нещадин, Н. Горин, Г. Тульчинский, О. Нещадина, И. Царева, А. Хавина, В. Анисимов- сост. А. Хавина. М.: ТЕИС, 2005. — 159 с.
  130. Справка к вопросу о развитии Университетского комплекса на базе КГТУ Текст. / Ученый совет КГТУ. Красноярск, 2002. — 35 с.
  131. , Т. Н. Гуманитарная составляющая науки и образования: проблемы развития и взаимодействия Текст. / Т. Н. Соснина // Философия образования. 2005. — № 3(14). — С. 172−178.
  132. , Дж. Глобальная экономика: кто у руля? Текст. / Дж. Тобин // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 1. — С. 45−51.
  133. , JI. В. Концептуальные основы и опыт модернизации образования: гуманистические и гуманитарные аспекты Текст. / Л. В. Хазова. -Красноярск: изд-во КГТУ, 1997. 184 с.
  134. , Л. В. Формирование социокультурных и научно-образовательных центров в системе университетского образования Текст. / Л. В. Хазова, А. И. Шадрин. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002. — 144 с.
  135. , К. Год экономического рывка Текст. / К. Хлебников // Краевой вестник. 2006. — № 127(178). — 22 дек.
  136. , К. Как привлечь капитал Текст. / К. Хлебников // Краевой вестник. 2005. -№ 16(16). — 17 окт.
  137. , К. Край к освоению готов! Текст. / К. Хлебников // Краевой вестник. 2005. — № 9(9). — 23 сент.
  138. , К. Университет с приставкой «супер» Текст. / К. Хлебников // Краевой вестник. 2005. — № 128(179). — 26 дек.
  139. , С. В. Системно-философский анализ процесса становления человека Текст. / С. В. Хомутцов // Философия образования. 2004. -№ 11.-С. 214−216.
  140. , Л. Теории личности Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Ком, 1999.-608 с.
  141. , И. Краевой рынок требует все больше рабочих рук Текст. / И. Чернякова // Краевой вестник. 2006. — № 124(175). — 14 дек.
  142. , С. Николай Цугленок: «Сельскому хозяйству нужны менеджеры» Текст. / С. Чурилов // Краевой вестник. 2005. — № 19(19). — 18 окт.
  143. , Н. М. Образовательная технология Текст. / Н. М. Чури-нов // Философия образования XXI века. 2002. — № 4. — С. 143−147.
  144. , Н. М. Совершенство и свобода: философские очерки Текст. / Н. М. Чуринов. Красноярск: CAA, 2001. — 432 с.
  145. , Н. М. Типы гражданского общества Текст. / Н. М. Чуринов // Теория и история. Красноярск, 2003. — № 2. — С. 156−161.
  146. , И. 10. Проблемы интеграции образовательного пространства России и Запада Текст. / Ю. И. Чуркин, Н. А. Чуркина // Философия образования. 2005. — № 3(14). — С. 19−23.
  147. , В. К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты Текст. / В. К. Шохин // Альфа и Омега. 1998. -№ 3(17).-С. 295−315.
Заполнить форму текущей работой