Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовоые основы формирования Российской Федерации как социального государства и перспективы его развития в условиях модернизации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доклад об экономике России № 18. Всемирный банк. Маот 2009 // ^ПlD•//ucbлorldbnnk.org/VBSITE/EXTERNAL/COUNTRIES/ECAEЗcГ/RlJSS^ANFEDERAT10NEXTN/().conle nlMDK 22 135 461~incniiPK:305 605~-nngePtC:286S066~piPK:28()5079~theSitcPK:305 600,()0.lilml государства, но и индивида. Человек, будучи структурной единицей общества, неотъемлемой частью, а порой и причиной, происходящих в мире изменений, должен… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Природа и сущность социального государства
    • 1. 1. История возникновения и становление нормы-принципа 12 социального государства
    • 1. 2. Понятие, признаки и сущность социального государства
    • 1. 3. Модели социального государства. Опыт зарубежных стран
  • Глава 2. Конституционные нормы о социальном государстве и их реализация в Российской Федерации
    • 2. 1. Конституционное закрепление принципа социального 62 государства в России
    • 2. 2. Социальная политика
    • 2. 3. Проблемы реализации конституционного принципа 107 социального государства в Российской Федерации и пути их решения
  • Глава 3. Современный этап эволюции принципа социального государства
    • 3. 1. Кризис социального государства
    • 3. 2. Пересмотр концепции социального государства в условиях 142 усиления приверженности принципу социального государства

Конституционно-правовоые основы формирования Российской Федерации как социального государства и перспективы его развития в условиях модернизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Российская Федерация находится в начальной стадии своего становления как демократического правового социального государства, и наше общество претерпевает изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Социальная сфера носит собирательный характер, так как непосредственно включает в себя такие важные для человека стороны жизни, как образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, занятость, вопросы жилья и т. д. Состояние именно социальной сферы позволяет судить об уровне и качестве жизни человека, удовлетворении его основных потребностей, гарантированности и реализации прав и свобод, т. е. о степени решения проблем «высших ценностей» Российской Федерации.

Об актуальности рассматриваемой проблематики свидетельствует и то, что проблемам социальной сферы и повышению уровня жизни народа посвящены послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации последних лет. Развитие социальной сферы по праву называют «стратегическим». В статье «Россия, вперед!"1 Президент Российской Федерации Медведев обозначает в качестве «очень большой проблемы» «полусоветскую социальную сферу», поднимает вопросы благополучия нашей страны, и признает, что, несмотря на «функционирование всех социальных систем», «сложившийся уклад жизни не изменяется» и отсутствует какое-либо развитие. 12 ноября 2009 года в своем Послании Президент в который раз назвал «социальную стабильность» залогом процветания нашей страны и благополучия ее граждан.

Ведущая роль в решении социальных проблем, безусловно, принадлежит государству. Только государство своими активными действиями определяет отправные точки развития социальной сферы,.

1 Медведев Д. А. Россия, вперед! [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:/Avwv.kremlin.ru/transcripts/5413 расставляет акценты и задает направление реформированию любых правоотношений в рассматриваемой области. В статье 7 основного закона написано: «Российская Федерация — социальное государство.». При этом основной закон России определяет смысл социального государства, называя его государством, которое обеспечивает «достойную жизнь и свободное развитие человека». Вместе с тем, следует признать, что эти характеристики отражают не реальное, а скорее желаемое положение дел, являются главной задачей, которую еще предстоит решить.

Начиная с 2003 года, в Российской Федерации ведется активное реформирование социальной сферы, это объясняется осознанием важности каждого отдельно взятого гражданина для страны в целом. В этих целях по инициативе Президента в России начали осуществляться национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье» и «Развитие АПК». Существует целый ряд законов, которые так или иначе регулируют процедуры и условия решения социальных проблем, вопросы социального статуса личности, социальных прав граждан. Но главной проблемой остается их несистемный характер, который влечет за собой возникновение многочисленных противоречий и пробелов. Разрозненность законодательного оформления рассматриваемой сферы приводит к невозможности формирования единой и стройной концепции, которая бы соответствовала статье 7 Конституции Российской Федерации.

В речах первых лиц государства и статистических отчетах преподносится только положительная информация, упоминаются только «достижения» (увеличение продолжительности жизни, повышение минимального размера оплаты труда, реформирование ЖКХ, выделение гигантских денежных средств на развитие сферы образования, физической культуры и т. д.), а на деле, в правоприменительной практике, к сожалению, происходит прямо противоположное: повсеместно нарушаются основные права человека и гражданина, а показатели «достижений» в несколько раз меньше аналогичных показателей развитых стран. Самостоятельный и объективный анализ позволяет определить, что развитие и благосостояние человека отнюдь не является приоритеной целью реализуемой политики нашего государства. Например, за период кризиса до весны 2009 года на поддержание уязвимых слоев населения было потрачено всего 3,8% из всех веделенных на борьбу с кризисом денежных средств в размере 6,7% ВВП, а вот на поддержку финансового сектора и реальной экономики 48,2% и 37,7%, соответственно. 80 млрд руб., выделенные на проведение активной политики на рынке труда и увеличение пособия по безработице в 2009 г., составляют всего 9,2% от общего пакета мер налогово-бюджетного стимулирования. В то время когда Россия снижает налоговую нагрузку для корпоративного сектора, посредством снижения налога на прибыль, снижения таможенной пошлины для экспортеров нефти, Канада, Германия, Индонезия, Италия, и либеральные Великобритания и США снижают ставки подоходного налога физических лиц.2.

Актуальность обозначенной проблемы диктуется и состоянием её научной разработанности. Чаще всего исследования в данной области носят сугубо теоретический характер, а практическое, правоприменительное рассмотрение проблем отличается узкопрофильным анализом. Настоящая же диссертационная работа посвящена как теоретическому анализу самой концепции, так и практическому воплощению положений ст. 7 Конституции Российской Федерации, так и плюсам и минусам концепции, потенциальным угрозам, которые она несет в себе, перспективам социального государства в XXI веке. Особое внимание уделяется вопросу построения в России собственной модели социального государства, как способа реализации конституционного принципа.

Современные процессы, происходящие в мире, — это не только мировой финансовый кризис, но и процессы глобализации, прогрессирующее развитие науки и техники, требуют соответствующих изменений не только.

2 Доклад об экономике России № 18. Всемирный банк. Маот 2009 // ^ПlD•//ucbлorldbnnk.org/VBSITE/EXTERNAL/COUNTRIES/ECAEЗcГ/RlJSS^ANFEDERAT10NEXTN/().conle nlMDK 22 135 461~incniiPK:305 605~-nngePtC:286S066~piPK:28()5079~theSitcPK:305 600,()0.lilml государства, но и индивида. Человек, будучи структурной единицей общества, неотъемлемой частью, а порой и причиной, происходящих в мире изменений, должен соответствовать запросам и требованиям нового времени, должен заниматься саморазвитием, стремиться к повышению, как своих знаний, так и культуры, и нравственности, чтобы стать достойной «высшей ценностью», а задачей социального государства является создание условий для этого. Достойная жизнь и свободное развитие человека — это одновременно и цель, и средство, неотъемлемое условие прогресса всего общества. Всем известно, что в современных условиях качество жизни населения и уровень человеческого развития приобретают особое значение, определяя перспективы экономического, политического и духовного развития страны.

Научная разработанность темы.

В литературе проблема становления социального государства и осуществляемой им социальной политики достаточно широко освещалась в 70−80-е годы, но подход к этому вопросу носил, как правило, идеологизированный характер. Говорили исключительно о достижениях в социальной сфере, но почти не было работ, отражающих объективный анализ состояния социальной среды.

Весомый вклад в разработку теоретической и концептуальной основы социального государства внесли такие зарубежные ученые и исследователи, как У. Беверидж, А. Вагнер, X. Гайслер, Г. Геллер, X. Байер, Ф. Науманн, Т. Тшггон, Р. Титмус, Ю. Хабермас, JI. фон Штайн и др.3 Одновременно с развитием теории социального государства активизировался процесс научного исследования проблем социально ориентированной экономики, в связи с этим следует упомянуть имена таких специалистов как.

3 Briggs A. The Welfare State in Historical Perspective // European J. of Sociology. 1961.: Geissler H. Sozialstaat. Kampf urn Worter? Polit Begriffe im Meinmgsstreit. — Wien, 1980. Habermas J. The new obecourity: The crisis of the welfare state and the exhaustion of Utopian energies / Philosophy a social criticism. — Chestnut Hill, 1986. Vol. 11, № 2. Stein L. von. Gescliichte der Socialen Bcwegung in Frakreich vom 1789 bis aufTage. Bd3. -Leipzig, 1850. Titmuss R.M. Welfare state and Welfare Society // The philosophy of Welfare. — L.: Allen and Urnvin, 1987. Wilensky H.L. The Welfare State and Equality: Structural and Ideological Roots of Public Expenditures. — Berkeley, 1975.

X. Ламперт, П. Самуэльсон, Л. Эрхард и др.4 В данной теме проявили себя такие отечественные социологи, политологи и экономисты, как Е. Жильцов, К. Э. Лайкам, Л. Якобсон и другие.

В рамках конституционного права как фундаментальной отрасли юридической науки проблем социального государства касались М. В. Баглай, А. Б. Венгеров, Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов, А. Е. Козлов, О. Е. Кутафин, Б. Н. Топорнин, Е. А. Лукашева, В. Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев5.

Известен ряд современных ученых и исследователей, в монографиях и статьях которых помимо теоретических разработок присутствовал глубокий практический анализ проблем в социальной сфере: Л. М. Энтин, П. К. Гончаров, И. А. Григорьева, В. А. Иваненко, B.C. Иваненко, С. В. Калашников, И. В. Леонов, Л. С. Мамут, В. П. Милецкий, В. Ройк, В. Торлопов и другие.6 Важной тенденцией является то, что проблемами становления социального государства в России занимаются не только специалисты по праву, но и социологи, историки, экономисты, политологи, что липший раз подтверждает небезосновательсть интереса автора к данной теме и актуальность системного решения вопросов, поставленных временем.

4 Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. — М.: Дело, 1993. Самуэльсон П. Экономика. — Пер. с англ. М, 1994. Эрхард Л. Благосостояние для всех. — М.: Дело, 2001.

5 Баглай М. В. Конспггуционное право Российской Федерации/ М. В. Баглай. М.: Норма-Инфра-М,.

2002. Венгеров А. Б. Теория государства и права/ А. Б. Венгеров. М., 2007. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. М., 2004. Енгибарян Р. В, Краснов Ю. К. Теория государства и права / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов. М.:НОРМА, 2007. Топорнин Б. Н, Юридическая энциклопедия /Б.Н. Топорнин. М., 2001. Чиркин В. Е. Государство социального капитализма (перспектива для России?) // Государство и право, 2005. № 5. Чиркин В. Е. Россия, Конституция, достойная жизнь: анализ взаимосвязей // Государство и право. 2006. № 5. Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации / Б. С. Эбзеев. М.: Юридическая литература, 2005.

6 Социальная политика государств Африки/JL М. Энтинотв. ред. Л. М. Энтин. -М.: Наука, 1988. Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. Григорьева И. А., Садыхова А. А. «Принцип субсидиарное&trade-» в праве и социальной политике ФРГ, США и РФ // «Клио». Журнал для ученых. 2001. № 1 (13).- Иваненко В. А., Иваненко B.C. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. / В. А. Иваненко, B.C. Иваненко. СПб.: Изд. Юридический центр Пресс,.

2003. Калашников. С. В. Становление социального государства в России/ С. В. Калашников. М.: Экономика, 2003. Калашников С. В. Функциональная теория социального государства / С. В. Калашников. М.: Экономика, 2002. Леонов И. В. Современное социальное государство: сущность, признаю!, проблемы формирования / И. В. Леонов. М.: МГИМО-Унпвсрситет, 2006. Мамут Л. С Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7. Милецкий В. П. Российская модерншация: предпосылки и перспективы эволюции социального государства. / В. П. Милецкий. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского унта, 1997. Роик В. Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России // Аналитический вестник Совета Федеращш ФС РФ. 2006. № 6 (294).- Торлопов В. А. Основные модели социального государства // Человек и труд. 1998. № 6. С. 4−8.

Неоценимый вклад в становление концептуальной основы российского социального государства и разработку «отрасли» внесли Н.Н. у.

Гриценко и Н. А. Волгин.

Следует отметить возрастание интереса к концепции социального государства в рамках интеграционного процесса в Европейском Союзе. Профессора лучших высших учебных заведений Европы изучают эволюцию теоретических воззрений на социальное государство после 1950;х годов с точки зрения трасформации как самой концепции, так и измененией, произошедших в социальой сфере, отслеживают и анализируют противоречивость экономической и социальной политики в рамках интерграции стран Европы, и доказывают необходимость приверженности выбранного пути, подчеркивая, что будущее может быть основано только на принципах социального государства. Данным вопросам посвящены работы М. Маринетго, М. Кляйнмана, П. Пестио, Б. Грива и др.8.

Вместе с тем почти не было исследований по вопросам конституционно-правового регулирования социального государства и социальной политики. Широко представлены исследования теоретической основы феномена социального государства9 или конституционно-правовое изучение темы социального государства по отдельным институтам и узким.

7 Волгин Н. А. Социальное государство: учебник / Н. А. Волгин, Н. Н. Гриценко, Ф. И. Шарков. М., 2003. Концепция социального государства Российской Федерации: сборник / Под ред. Н. Н. Гриценко. М.: АтиСО, 2004. Социальное государство: проблемы, тенденции, перспективы. / Под ред. Н. Н. Гриценко. М.: АтиСО, 2004.

8 Marinetto М. Social theory, the state and modern / M. Marinetto. — Bertram, 2007. Kleinman M. A European Welfare State: European Union Social Policy in Context / M. Kleinman. — New York, 2002. Pestieau P. The Welfare State in the European Union: Economic and Social Perspectives / P.Pestieau. Norfolk, 2006. Greve B. The Future of the Welfare State: European And Global Perspectives (Alternative Voices in Contemporary Economics) / Greve B. — Hamphire, 2006.

9 См.: Баиева H.A. Юридические гарантии российского социального государства: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.01. Ставрополь, 2005; Воробьева Н. Ю. Государство как субъект социальной политики (историкеи теоретико-правовой аспекты): дис. канд. юрид. наук: 12.00.01. Санкт-Петербург, 2005; Евстратов А. Э. Генезис идеи социального государства: Историко-теоретические проблемы: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.01. Омск, 2005; Леонов И. В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования /И.В. Леонов. М.:МГИМО, 2006; Наумова Е. Н. Социальное государство в России: проблемы теории и практики: автореф. дис. кавд. юрид. наук: 12.00.01. Владимир, 2006; Николаенко И. Н. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование: дис. канд. юрид. наук: 12.00.01. Москва, 2008; Самойленко В. А. Социальная функция современного российского государства: автореф. канд. юрид. наук: 12.00.01- Сигарев А. В. Конституционные основы социального государства в Российской Федсращш: дис. кавд. юрид. наук: 12.00.02. Новосибирск, 2004; Чепурин В. В. Право человека на достойную жщнь и состояние его осуществления в современном российском обществе: Теоретико-правовой анализ: автореф. дне. канд. юрид. наук: 12.00.01. Владимир, 2005. проблемам социального государства (социальное страхование, проблемы материнства, пенсионное обеспечение, регулирование трудовых отношений и др)10 или в рамках отдельных регионов11. Настоящая работа посвящена как теоретическому анализу самой концепции, заложенной в качестве конституционного принципа в основном законе Российской Федерации, исследованию способов и путей реализации конституциооных положений о социальном государстве в зарубежных странах, практическому воплощению положений ст. 7 Конституции Российской Федерации, так и плюсам и минусам самой концепции, потенциальным угрозам, которые несет в себе непродуманная реализация конституционного принципа, перспективам социального государства в XXI веке.

Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с формированием, функционированием и развитием социального государства в условиях модернизационных преобразований в Российской Федерации.

Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования является совокупность правовых норм, сложившихся в России в сфере регулирования социальной сферы и реализации конституционного принципа социального государства в сравнительно-правовом и историческом ключе, а также анализ различных моделей социального государства.

Теоретической основой проведенного исследования послужили научные работы ведущих российских и европейских ученых в области конституционного права, теории государства и права, трудового права, социологии, экономики и истории.

Цели исследования. Данная работа имеет целью сформировать модель социального государства Российской Федерации, разработать.

10 Ибраева Б. С. Конституционно-правовые основы организации и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации: дне. канд. юрвд. наук: 12.00.02. Москва, 2007; Макаров В. Ф. Конституционно-правовые основы социальной политики Российской Федерации: авторсф. дис. канд. юрвд. наук: 12.00.02. Москва, 2004; Авдееико Г. И. Европейская социальная хартия и конституционно-правовые проблемы реализации социальных прав граждан в Российской Федерации: дис. канд. юрвд. наук: 12.00.02. Москва, 2007.

11 Шуайпова П. Г. Реализация конституционных прав граждан на социальную защиту в Российской Федерации: По материалам Республики Дагестан: дис. кавд. юрвд. наук: 12.00.02. Махачкала, 2005. системную составляющую такой модели, выявить наиболее приоритетные меры, которые необходимо предпринять и осуществить, обозначить наиболее острые проблемы, противоречия и обосновать конкретные практические рекомендации, которые позволили бы реализовать конституционно-правовые гарантии в социальной сфере.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— раскрыть правовую природу социального государства;

— уточнить содержание понятия «социальное государство» и его признаки;

— сформулировать основные принципы и функции социального государства;

— определить теоретическую (концептуальную) основу и модель формирования социального государства в Российской Федерации;

— изучить опыт зарубежных стран в построении и совершенствовании правовых основ социального государства;

— проанализировать конституционно-правовые нормы, касающиеся социальной сферы;

— проанализировать принципы, приоритеты и основные направления социальной политики современного российского государства;

— проанализировать проблемы становления социального государства в Российской Федерации;

— выявить основные и наиболее привлекательные с точки зрения заимствования и практического внедрения в жизнь институты социальной защиты, применяемые иностранными государствами;

— подвергнуть критическому анализу теорию социального государства, проанализировать ее противоречивость и смоделировать возможные негативные последствия и трудности становления последнего.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу работы составляют как общенаучные, так и специальные методы.

Автор использует формально-юридические методы исследования, применяет диалектический, системный и сравнительно-правовой подходы. Работа выходит за рамки правового анализа, исследование некоторых вопросов носит социологический, экономический и политико-правовой характер. Конституционно-правовой аспект работы связан с методологическим принципом историзма — отдельные вопросы анализируются в историческом развитии. Названные методы позволили получить разнообразную научную информацию для анализа конституционно-правовых основ социального государства в Российской Федерации.

Структура исследования. Цели и задачи, поставленные в работе, обусловили структуру данной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, приложения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Конституция Российской Федерации является основным законом для всех граждан нашей страны, ее принятие было обусловлено переходным моментом в истории России, это был осознанный шаг всего общества, договор, который государство обязалось и значит должно выполнить. Настоящая работа посвящена конституционному положению, которое закрепляет такую характеристику Российской Федерации как «социальное государство».

В настоящее время развитие принципов и основ социального государства в России находится на ранней стадии. Отчасти причиной этого можно назвать неблагоприятную экономическую ситуацию в годы принятия Конституции и обозначения нового политического курса страны, но главной причиной является нерешительность представителей власти, их метание от одной модели социального государства к другой.

С введением в основной закон положения о «социальном государстве» высшие органы государственной власти в хаотичном порядке стали внедрять заимствованную у других государств идеологию социального государства. Безусловно, зарубежными государствами накоплен огромный опыт практики социального государства, реализованы фундаментальные принципы и проверены на практике базовые основы социального государства, но у каждой страны свой путь, который обусловлен историческими, национальными, экономическими и другими особенностями. Каждое государство по-разному сочетает основные признаки социального государства, в каждой стране доминируют различные институты социального государства, и у каждой — своя модель «социальности». Россия же на вопрос «Как построить социальное государство в Российской Федерации?» ищет ответ за рубежом, хотя ответ в самих нас, в нашей истории, в нашем менталитете, в нашей непохожести на других. Очевидно, что мы не вправе игнорировать положительный опыт зарубежных стран, но гораздо разумнее будет внедрять его постепенно, выборочно, взвешенно, с оглядкой на возможные негативные последствия, постоянно контролируя происходящий процесс. Для этого сначала необходимо разработать теоретическую основу российской модели социального государства с целью последующей реализации ее в жизнь.

В настоящее время практически все страны мира испытывают определенные трудности в социальной сфере, что заставляет их пересматривать свои традиционные модели социального государства, но не его ценности. При этом упомянутые трудности не вызваны мировым финансовым и экономическим кризисом, последний лишь обострил обозначенные временем проблемы и сократил время на раздумывания. Россия, в свою очередь, не вправе отказываться от конституционной нормы-цели.

Учитывая сказанное выше,, можно сделать вывод, что для становления Российской Федерации в качестве социального государства необходимо следующее:

1. Определить характер построения социального государства. В современном мире все больше доминируют либеральные веяния, которые несколько чужды менталитету российского народа. Из этого следует, что в определенном объеме либеральные ценности прививать нашему обществу все-таки нужно, но делать это надо постепенно и с особой аккуратностью, стимулируя проявление инициативы, трудовой активности и повышения индивидуальной ответственности у граждан.

Сформировать собственную концепцию социального государства, чтобы понять, что означает такая характеристика. По мнению автора, социальное государство подразумевает особый порядок устройства общественной жизни, основанный на умеренности принципов солидаризма, социальной справедливости и социального равенства, представляющий собой высшую эволюционную ступень развития демократического и правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, главной задачей которого является обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого человека, гарантия его прав и свобод.

3. Взять курс на построение собственной модели социального государства. Основу современных систем государственной социальной защиты, являющихся ядром государственной социальной политики в зарубежных странах, составляют три базовых института: социальное страхование, социальная помощь и государственное социальное обеспечение. Существенным фактором, отличающим социальные модели государства различных стран друг от друга, являются структура и сочетание важнейших институтов социальной защиты (обязательного социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения), медицинской помощи и образования, размеров ресурсов, направляемых на их функционирование. Российской Федерации следует найти свое собственное, наиболее оптимальное сочетание базовых инструментов социального государства, при этом российская модель социального государства, на мой взгляд, должна:

— основываться на демократических началах и социально ориентированной экономике;

— обеспечивать гарантии соблюдения прав и свобод человека и обладать действенным механизмом защиты нарушенных прав;

— создавать гражданам возможность свободно реализовать трудовой и интеллектуальный потенциал;

— осуществлять сильную государственную социальную политику, ориентированную на достижение высоких жизненных стандартов;

— стимулировать развитие институтов гражданского общества.

4. Сочетать активное вмешательство государства в вопросы социальной сферы с естественным и свободным характером рыночной экономики, при этом ключевыми моментами формирования социальной политики должны стать:

— четкое определение приоритетности решения наиболее насущных проблем;

— согласованность проводимых реформ (налоговой, пенсионной, реформ в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ и др);

— повышения ответственности органов власти и должностных лиц всех уровней;

— введение института независимой экспертизы при принятии любых решений, затрагивающих социальную сферу;

— бюджетное финансирование федеральных целевых программ;

— разработка и утверждение системы минимальных социальных стандартов, соответствующих достойному уровню жизни человека, и социальных показателей, максимально точно отражающих состояние социальной сферы, принимая во внимание рекомендации международных организаций (ВОЗ, МОТ и др.).

5. Создать необходимую правовую базу. Отменить недействующие законы, принять необходимые, обеспечить реализацию норм действующего законодательства. Создать стройную систему основополагающих законодательных актов, регулирующих основную сферу жизнедеятельности человека — социальную. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить такое правовое поле, в котором бы каждый гражданин знал свои права и чтобы провозглашенные права и свободы реально обеспечивались.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 21 января 2009 г.- № 7.
  2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 22 декабря 1997 г. — № 51. -Ст. 5712.
  3. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 26 января 2009 г. — № 4. -Ст. 445.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 5 декабря 1994 г. № 32. — Ст. 3301.
  5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 января 2005 г. — № 1 (часть I). — Ст. 14.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 7 августа 2000 г. № 32.- Ст. 3340.
  7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 7 января 2002 г. — № 1 (часть 1). — Ст. 3.
  8. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 26 августа 1996 г. — № 35. -Ст. 4135.
  9. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -19 июля 1999 г. № 29. — Ст. 3699.
  10. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 24 декабря 2001 г. — № 52 (Часть I). — Ст. 4920
  11. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 24 июля 1995 г. — № 30. — Ст. 2871.
  12. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 22 мая 1995 г. — № 21. — Ст. 1929.
  13. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29 декабря 200б г. № 256-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1 января 2007 г. -№ 1 (часть I). — Ст. 19.
  14. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 31 июля 2006 г. — № 31 (часть I). — Ст. 3434.
  15. О лекарственных средствах: Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 29 июня 1998 г. — № 26. — Ст. 3006.
  16. О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 26 июня 2000 г. — № 26. — Ст. 2729.
  17. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: Федеральный закон от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации. 3 апреля 2006 г. — № 14. -Ст. 1457.
  18. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЭ // Собрание законодательства Российской Федерации. 27 октября 1997 г. — № 43. -Ст. 4904.
  19. О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений: Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 мая 1999 г. -№ 18.-Ст. 2218.
  20. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 27 ноября 1995 г. — № 48. -Ст. 4563.
  21. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 24 декабря 2001 г. — № 52 (Часть I). — Ст. 4920.
  22. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1 декабря 2008 г. -№ 48.-Ст. 5499.
  23. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. И декабря 1995 г. — № 50. — Ст. 4872.
  24. Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 (с изм.) // Российская газета. 7 апреля 2005 г.
  25. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ //
  26. Собрание законодательства Российской Федерации. 17 декабря 2001 г.-№ 51.-Ст. 4832.
  27. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 августа 1998 г. — № 31. -Ст. 3802.
  28. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032−1 (с изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 2 мая 1991 г. — № 18. — Ст. 566.
  29. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266−1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 30 июля 1992 г. — № 30. -Ст. 1797.
  30. Об общем образовании в городе Москве: Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 // Бюллетень «Ведомости Московской городской Думы». 2004. — № 5.
  31. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 // Собрание законодательства Российской Федерации. 15 октября 2007 г. — № 42. — Ст. 5009.
  32. О составе Комитета Совета Федерации по социальной политике: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 94-СФ // Собрание законодательства Российской Федерации. 4 февраля 2002 г. — № 5. — Ст. 451.
  33. О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год: Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. № 915 // Собрание законодательства Российской Федерации. -15 декабря 2008 г. № 50. — Ст. 5944.
  34. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008 г. — № 47. — Ст. 5489.
  35. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. 17 августа 2009 г. — № 33. — Ст. 4110.
  36. Зона Европейского высшего образования: Совместное заявление европейских министров образования («Болонская декларация»). 19июня 1999 г. // Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ»: Электронный ресурс. / НЛП «Гарант-Сервис».
  37. Послание Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию РФ от 19.04.2002 И Российская газета. № 71.-19 апреля 2002 г.
  38. Послание Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию РФ от 17.05.2003 // Российская газета. № 93. — 17 мая 2003 г.
  39. Послание Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию РФ от 26.05.2004 // Российская газета. № 109. — 27 мая 2004 г.
  40. Послание Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию РФ от 25.04.2005 // Российская газета Федеральный выпуск. № 3755. — 26 апреля 2005 г.
  41. Европейская социальная хартия (Турин, 18 октября 1961 г.) ETS № 035 // Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ»: Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  42. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (Страсбург, 3 мая 1996 г.) ETS № 163 // Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ»: Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  43. Конвенции МОТ в 2-х томах. Женева, 1999.
  44. Конституции зарубежных стран. / Сост. В. В. Маклаков. М.: Издательство БЕК, 2002.
  45. Международные акты о правах человека. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2002.
  46. О создании процедуры установления минимальной заработной платы: Конвенция Международной Организации Труда № 26 (Женева, 16 июня 1928 г.) // Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ»: Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис».
  47. Рекомендации МОТ № 135 1970г. «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» Электронный ресурс. / Сайт Международной организации труда. Режим доступа: 1ittp://www.ilo.org/
  48. Г. И. Социально-правовое государство: сущность особенности становления // Социально-гуманитарные знания. 2000. -№ 3. С. 90−104.
  49. Р. Шведская модель. // Авторевю.- № 20. 2005.
  50. .Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2008. — № 1. С. 5−13 .
  51. В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. М.: Экономика, 2006. — 271 с.
  52. В. В. Шведский опыт социального обеспечения // Современная Европа. 2007. — № 1. С. 78−88.
  53. М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. 2003. -№ 11.
  54. М.В. Конституционное право Российской Федерации/ М. В. Баглай. М.: Норма-Инфра-М, 2002. — 752с.
  55. Б ерлин И. Стремление к идеалу // Вопросы философии. 2000. — № 5. -С. 58- 62.
  56. .Я. Гражданское общество и государство: проблемы взаимоотношений. Кемерово, 1997. — 251с.
  57. Н.С. Социальная защита граждан: конституционная «рихтовка» законов и правоприменительной практики // Российская юстиция. 2002. — № 6. С. 8−11.
  58. Е.В. Проект «Чукотка» как модель социальной ответственности бизнеса в регионе // Власть. -2007. -№ 1. С. 82−84.
  59. Вейт-Уилсон Дж. Государство благосостояния: проблема в самом понятии //Pro et Contra. Лето 2001. — Т. 6. № 3. С. 1−25.
  60. Витте Лотар. Европейская социальная модель и социальная сплоченность: какую роль играет ЕС? // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006. — № 6 (294). С. 5−23.
  61. П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. -№ 2. С. 30−42.
  62. Государственное и административное устройство Германии. Сборник международных терминов из области права и управления. Пер. с нем. Федеральная академия государственного управления. -Бонн, 1998.
  63. Государственное право Германии. В двух томах / Пер. с нем. М.: РАН, Ин-т государства и права, 1994. Т. 1.- 312с.
  64. И.А. Модели человека в теории социальной работы. -СПб., 2001. 182с.
  65. И.А., Садыхова А. А. «Принцип субсидиарности» в праве и социальной политике ФРГ, США и РФ // «Клио». Журнал для ученых. 2001.- № 1 (13). — С. 54−62.
  66. Р.С. Россия в начале XXI века: экономический успех без развития и демократии. // Россия и современный мир. 2006. — № 1 (50). — С. 5−16 .
  67. Н.Н. Выбор социальное государство. // Аналитический Вестник Совета Федерации ФС РФ. — 1999. — № 24 (112). С. 38−41.
  68. Н.Н. Социальное государство: перспективы его становления и развития в России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004. — № 15 (235). — С. 45−59.
  69. И. Социал-демократия Швеции: трудное расставание с прошлым // Международная экономика и международные отношения. -2000. № 9.- С. 72−84.
  70. Н., Репина Ю. Социальный тонус как фактор устойчивого развития // Власть. 2006. — № 12. — С. 43−60.
  71. Енгибарян Р. В, Краснов Ю. К. Теория государства и права / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов. М.:НОРМА, 2007. — 575 с.
  72. Р.В., Тадевосян Э. В. О некоторых дискуссионных теоретико-методологических вопросах курса конституционного права// Государство и право. 2001. — № 1. — С. 14−24.
  73. С. Государство благоденствия./ Под ред. Шахназарова Г. Х. -М.: Прогресс, 1966. 376с.
  74. В.А., Иваненко B.C. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. / В. А. Иваненко, B.C. Иваненко. -СПб.: Изд. Юридический центр Пресс, 2003. 404с.
  75. . С.В. Становление социального государства в России/ С. В. Калашников. М.: Экономика, 2003. — 159 с.
  76. С.В. Функциональная теория социального государства / С. В. Калашников. М.: Экономика, 2002. — 190 с.
  77. .Г. «Свобода от государства» и «свобода через государство»: от неолиберальности посткоммунистической России к ответственности либералов // Личность и власть. М., 1998.
  78. М. Европейская социальная модель // Современная Европа. 2008. -Ш.- С. 53−64.
  79. М. ЕС: политика общественного благосостояния // Современная Европа. 2006. — № 1. — С. 100−111.
  80. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. М., 2004. 587с.
  81. Конституции зарубежных стран. / Сост. В. В. Маклаков. М.: Издательство БЕК, 2002. — 564.
  82. Конституционные реформы в государствах Содружества: сборник, статей / Под ред. Ю. А. Тихомирова. СПб., 1993. — 131с.
  83. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2003.
  84. Концепция социального государства Российской Федерации: Сборник / Под общ. ред. Н. Н. Гриценко. М.: АТИСО, 2004. — 241 с.
  85. Концепция социального государства Российской Федерации (текст документа) // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004. — № 15 (235). — С. 60−84.
  86. С.Е. Социальная функция государства с рыночной экономикой //Государственная власть и местное самоуправление. -2001.-№ 1.-С. 10−16.
  87. В.В., Кочеткова Л. Н. Социальное государство и мировой кризис: парадигма преодоления // Власть. 2009. — № 3. — С. 1316.
  88. А. Социальная ответственность российского бизнеса: проблемы и противоречия // Власть. 2007. — № 12. — С. 19−23.
  89. Ю. Роковой выбор. // Отечественные записки. 2003. -№ 3(12). — С. 46−54.
  90. К.Э. Основные этапы и направления реформирования социальной политики в Российской Федерации. II Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1999. — № 24 (112). — С. 32−37.
  91. П. Шведская модель экономической реформы// Белорусский банковский бюллетень. 2001. — № 2. — С. 46−52.
  92. О. Т., Язвенко С. А. Социальная защита населения. -СПб., 1999. 114с.
  93. И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования / И. В. Леонов. М.: МГИМО-Университет, 2006. — 95 с.
  94. И.А. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран) // Социальное государство и защита прав человека. -М.: Ин-т государства и права РАН, 1994. 147с.
  95. В. Тенденции развития социальной сферы. Опыт стран Запада // Обозреватель. 2008. — № 10. — С. 80−86.
  96. В. Л. Государственный аудит и проектирование будущего. / В кн.: Степашин С. В. Государственный аудит и экономика будущего. М., 2008. — 608с.
  97. Л.В. Проблемы социально-трудовых отношений в Германии и роль государства в их разрешении // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006. — № 6 (294). — С. 34−41.
  98. Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. — № 7. — С. 5−14.
  99. Т. Проблемы перестройки социального государства в Западной Европе // Pro et Contra. 2001. — № 3. — С. 105 127.
  100. Международные акты о правах человека. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2002.-911с.
  101. В.П. Институциональные аспекты становления социального государства в России //Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. 6. 1998. — № 13.
  102. В.П. Российская модернизация. Предпосылки и перспективы эволюции социального государства. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. — 128с.
  103. А. «Социальный город» в Германии: проблемы и перспективы // Власть. 2006. — № 12. — С. 61−64.
  104. И.В. Социальная модель государства: критерии выбора для России. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2006. № 6(294). — С. 42−49.
  105. А.Г. Эволюция и особенности социально ориентированной либеральной модели. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1999. — № 24 (112). — С. 47−49.
  106. В. Совместима ли «шведская модель» с глобализацией и евроинтеграцией? И Человек и труд. 2001. — № 4. — С. 30−33.
  107. М.Р. Этапы формирования социального государства ФРГ // Вопросы истории. 2007. — № 4. — С. 109−116.
  108. А. Социальное государство в России: сущность и пути формирования // Вестник аналитики. 2007. — № 3. — С. 37−47.
  109. Л.А. Канадская модель социальной политики // США-Канада: экономика, политика, культура. 2007. — № 9. — С. 21−34.
  110. М.Е. Российское здравоохранение в XXI веке // Обозреватель. 2009. — № 1. — С. 25−34.
  111. П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М.: Наука, 1996. 269 с.
  112. Общая теория прав человека / Отв. Ред. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 1996. — 520с.
  113. О.В. Социально-правовой механизм реализации и защиты прав и свобод личности в гражданском обществе // Государство и право. 2008. — № 7. — С. 71−75.
  114. Е.В. Государственное управление в современной России. М.: МГИМО-Университет, 2008. — 546с.
  115. Е.В. Социальное государство как предмет теоретико-правового исследования// Труд и социальные отношения. 2006. — № 3.
  116. С. Как сделать Россию социальным государством? // Солидарность. 27.11.2002.
  117. С. Немецкое общество в процессе реформ // Мировая экономика и международные отношения. 2007. — № 7. — С. 2029.
  118. В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики // Журнал российского права. 2005. — № 1. — С. 98−105.
  119. Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Под ред. B.C. Нерсесянца. М.:НОРМА-ИНФА-М, 1999. — 832с.
  120. Н.В. Законодательство об охране здоровья граждан: перспективы систематизации // Журнал российского права. 2007. — № 1. — С. 68−74.
  121. О.В. Социальная функция государства: правовая сущность и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе // Государство и право. 2006. — № 8. — С. 98−100.
  122. С.М. Функции современного государства: вызовы для России // Свободная мысль XXI. — 2005. — № 7. — С. 37−46.
  123. В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России// Аналитический вестник Совета Федерации. 2006. — № 6 (294). — С. 55−82.
  124. В.Д. Социальное страхование важнейший механизм формирования социального государства и гражданского общества // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2004. — № 15 (235). — С. 19−28.
  125. В.Д. Становление системы социального страхования в России: достигнутые рубежи, ключевые проблемы и пути их решения // Российский экономический журнал. 2007. — № 1−2. — С. 81−97.
  126. П. Новый социальный вопрос. М.: Из-во «Maginet», 1998.
  127. Г. Кризис либерализма. М., 1996. — 298с.
  128. Российская Федерация. Национальный доклад к Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития // Общество и экономика, 1995. № 5.
  129. Г. Д. Комментарий к Конституции РФ. М., 2008. -196с.
  130. П. Экономика. Пер. с англ. М., 1994.
  131. С. Шанс обеспечить глобальную конкурентноспособность России: Социально-экономическое развитие России: новые рубежи. Материалы Международной науной конференции // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 12.
  132. Система высшего образования США: Обзор. // Приложение «Обзор систем высшего образования стран ОЭСР» к Бюллетеню «Новости ОЭСР: образование, наука, новая экономика». М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005.
  133. Ю.И. Российская концепция социального государства: состояние и правовое развитие // Современное право. 2003. — № 1.
  134. В.Г. Социальное государство // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 5. — С. 99−105.
  135. В.Г. Социальное рыночное хозяйство: концепции Л. Эрхарда и Г. Мюрдаля // Социально-политический журнал. 1998. -№ 1.-С. 155−168.
  136. А.И. Три облика государства три стратегии гражданского общества // Полис. — 1996. — № 6. — С. 29−38.
  137. П. А. Причины войны и условия мира // Социологические исследования. 1993. — № 12. — С. 140−148.
  138. Социальная доктрина России. Д. С. Львов, академик РАН, руководитель рабочей группы // Уровень жизни населения регионов России. 2005. — № 8−9. — С. 14−21.
  139. Социальная политика государств Африки / Л. М. Энтин- отв. ред. Л. М. Энтин. М.: Наука, 1988. — 215 с.
  140. Социально-экономическое развитие России: новые рубежи. Материалы Международной научной конференции // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 12.
  141. Социальное государство: учебник / Н. А. Волгин, Н. Н. Гриценко, Ф. И. Шарков. М., 2003. — 415 с.
  142. Социальное государство: проблемы, тенденции, перспективы. / Под ред. Н. Н. Гриценко. М.:АтиСО, 2004. — 286 с.
  143. Социальное законодательство России и Великобритании. Британо-российская программа. Российско-Европейский фонд. М., 2000.
  144. Социальное страхование и социальная защита. Доклад Генерального Директора. Международная Конференция Труда. -Женева. 1997.
  145. .А., Мишин А. А. Социальное государство // В кн.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1−2. -М., 1999. -240с.I
  146. И.В. Социальные права граждан важнейший ориентир становления социального государства в России. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2006. — № 6 (294). — С. 50−53.
  147. А. Государственное регулирование социальной сферы в развитых странах Запада // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 8. — С. 23−34.
  148. Е. Социальное государство (всеобщего благосостояния) в современном конституционализме // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. — № 4 (61). — С. 60−67.
  149. Н.Е. Оптимальная социальная политика: ожидания россиян // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006. -№ 6 (294). С. 24−33.
  150. В.А. Основные модели социального государства // Человек и труд. 1998. № 6!С. 4−8.
  151. М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: Монография. Омск: ОмГУ, 2000.
  152. Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. — № 3.
  153. Э. Век Капитала. 1848−1875. Ростов н/д: изд. «Феникс», 1999. — 476с.
  154. Г. Экономическая и социологическая теория налогообложения // Отечественные записки. 2002. — № 4−5.
  155. А.Ф. Перспективы социального государства: Европа и Россия // Социально-гуманитарные знания. 2007. — № 3. — С. 131−143.
  156. ХрапылинаЛ. Качество жизни населения и индикативное планирование // Социальная политика и социальное партнерство. № 1. -2006.-С. 96−101.
  157. Л. В. Современные тенденции социальной политики в странах Европейского союза. СПб., 2002. 186с.
  158. Цварт Том. Основные социальные права: мощный инструмент, нуждающийся в надежных руках // Сравнительное конституционное право. 2007. — № 4 (61). — С. 52−59.
  159. М.Д. Правовой мониторинг в социальной сфере // Журнал российского права. 2009. — № 4. — С. 20−35.
  160. Четвернин В. А, Государство: сущность, понятие, структура, функции // В кн.: Проблемы общей теории права и государства. М., 1999. — 637с.
  161. И. Шведские ученые о шведской модели и ее российских трактовках // Мировая экономика и международные отношения. 2007. — № 8. — С. 94−106.
  162. В.Е. Государство социального капитализма (перспектива для России?) // Государство и право. 2005. — № 5. — С. 54−65.
  163. В.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004. -463с.
  164. В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. 2008. — № 12. — С.
  165. В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. — № 2. С. 5−13.
  166. В.Е. Россия, Конституция, достойная жизнь: анализ взаимосвязей // Государство и право. 2006. — № 5. — С. 5−13.
  167. Шайо Андраш. Возможности конституционного контроля в сфере социальных прав // Сравнительное конституционное право. 2007. — № 4(61). С. 39−51.
  168. Ю.Я. Этика. Введение в предмет. М., 1998.
  169. JI. История социального движения Франции с 1789 года. Т. 1. Основное понятие общества и социальная история Французской революции до 1830 г. СПб.: Типография A.M. Котомина, 1872
  170. Й. Будущее социального государства // Социальное государство в Западной Европе. М.: ИНИОН, 1999.
  171. Briggs A. The Welfare State in Historical Perspective // European J. of Sociology. 1961.
  172. Gall L. Liberalismus und «burgerliche Gesellschaft». Zu Character und EntwicMung der liberalen Bewegung in Deutschland. // Historische Zeitschrift. 1975. Bd. 220.
  173. European Commission. Social Protection in Europe. / Directorate General Employment, Industrial Relations and Social Affairs. -Luxembourg, 1995. 92 p.
  174. European group of search. European social model ESM project. «For a reform of the ESM. Proposals platform». — Rome. — 1 August 2007.
  175. Geissler H. Sozialstaat. Kampf um Worter? Polit. Begriffe im Meinrngsstreit. / Wien, 1980.
  176. Gilbert N., Uoorhis R.A. Changing patterns of social protection // International Social Security Series, Volume 9. London, 2003. — 311p.
  177. Greve B. The Future of the Welfare State: European And Global Perspectives (Alternative Voices in Contemporary Economics) / Greve B. -Hamphire, 2006. 161 p.
  178. Habermas J. The new obecourity: The crisis of the welfare state and the exhaustion of Utopian energies / Philosophy a social criticism. Chestnut Hill, 1986. — Vol. 11, № 2.
  179. Kleinman M. A European Welfare State: European Union Social Policy in Context / M. Kleinman. New York, 2002. — 246 p.
  180. Kuivalainen S. The production of last resort support: a comparison of social protection schemes in Europe using the notion of welfare production and the concept of social rights // European journal of social society. 2005. -Vol. 7. № 1.
  181. Lundbeck U., Amark K. Die Entwicklung des schwedischen Sozialstaats im 20 Jahrhundert // Sozialstaat in Europa. Wiesbaden, 2001.
  182. Marinetto M. Social theory, the state and modern / M. Marinetto. -Bertram, 2007. 192 p.
  183. Pestieau P. The Welfare State in the European Union: Economic and Social Perspectives / P.Pestieau. Norfolk, 2006. — 169 p.
  184. Ritter G. Der Sozialstaat Entstehung und Entwicklung im internationalen Vergleich. — Munchen. 1989.
  185. Sheehan J.J. Der deutsche Liberalismus. Von den Anfangen im 18. Jahrhundert bis zum Ersten Weltkrieg 1770−1914. Munchen, 1983.
  186. Stein L. von. Geschichte der Socialen Bewegung in Frakreich vom 1789 bis auf Tage. Bd 3. Leipzig, 1850.
  187. Titmuss R.M. Welfare state and Welfare Society // The philosophy of Welfare. L.: Allen and Unwin, 1987.
  188. Spidla VI. Some Reflections on the European Social Europe // Social Europe/ A Continent' Answer to Market Fundamentalism, European Research Forum at London Metropolitan University. 2006.
  189. А. Лукавая болонизация. Электронный ресурс. // STRF.ru. 23 декабря 2008. Режим доступа: littp://www.stf.ru/
  190. В 2009 году в России стартуют две масштабные программы в сфере охраны здоровья Электронный ресурс. // 29 июля 2008 года. -Режим доступа: http://www.rost.ru/
  191. Владимир Путин представил в Думе отчет о деятельности Правительства. Электронный ресурс. // 6 апреля 2009 года. Режим доступа: http://www.rost.ru/
  192. Доклад об экономике России № 18 Электронный ресурс. // Всемирный банк. Март 2009. Режим доступа: http://web.worldbank.org/
  193. Н. Болонский процесс Электронный ресурс. // PBK.daily. 26 мая 2009. Режим доступа: http://www.rbcdailv.ru/
  194. Индекс развития человеческого потенциала: Доклад о развитии человека 2007/2008 Электронный ресурс. Режим доступа: http://lidr.uiidp.prg
  195. Информация о социально-экономическом положении России Электронный ресурс. // Январь-июль 2009. Режим доступа: Мр. У/www.gks.ru/
  196. Лучшие для жизни города мира Электронный ресурс. // «РБК. Рейтинг». Рейтинг на 15.06.09. Режим доступа: http://rating.rbc.ru/
  197. Д.А. Россия, вперед! Электронный ресурс. Режим доступа: littp://www.kremlin.ru/transcripts/5413
  198. О возрасте выхода на пенсию за рубежом Электронный ресурс. // Официальный сайт Пенсионного фонда РФ. Режим доступа: http://pfif.ru/
  199. Обзорная сводка о состоянии здоровья в Российской Федерации 2005 Электронный ресурс. // Всемирная оргнаизация здравоохранения, 2006. Режим доступа: littp://www.euro.who.int/
  200. Рейтинг стран по уровню свободы прессы Электронный ресурс. // РБК. Рейтинг. Рейтинг на 01.06.09. Режим доступа: http://rating.rbc.ru/
  201. Самые безработные страны ЕС Электронный ресурс. // РБК.Рейтинг. 3 февраля 2009. Режим доступа: http://rating.rbc.ru/
  202. Самые комфортные для жизни города мира Электронный ресурс. // РБК. Рейтинг. Рейтинг на 25.06.09. Режим доступа: http://rating.rbc.ru/
  203. Самые политически нестабильные страны мира Электронный ресурс. // РБК. Рейтинг. Рейтинг на 30.03.09. Режим доступа: http://rating.rbc.ru/
  204. Самые удобные налоговые системы в мире Электронный ресурс. // РБК. Рейтинг. Рейтинг на 2009. Режим доступа: http://rating.rbc.ru/
  205. Сейчас не хотелось бы никого расхолаживать Электронный ресурс. // Время новостей, 4 марта 2009. Режим доступа: http://www.rost.ru/
  206. Число безработных в России составляет 6,5 млн человек Электронный ресурс. // ИТАР-ТАСС. 25 июля 2009. Режим доступа: http://www.ilo.org.public/
  207. M.JI. Позитивный пример сотрудничества между Россией и ЕС в сфере образования / М. Л. Энтин Электронный ресурс. // Вся Европа.ги. 2009. № 3(31). Режим доступа: littp://alleuropa.m/index.plip?option=comcontent&task=view&id=1041
  208. Agenda 2010. Questions and Answers Electronic resource. / English Edition. Mode of access: www.bundesregierung.de
  209. FedEE review of minimum wage rates Electronic resource. // Federation of European Employers. 2009. Mode of access: http://www.fedee.com/
  210. HOW SHOULD LABOR MARKET POLICY RESPOND TO THE FINANCIAL CRISIS? Electronic resource. I IHD and PREM Labor Market Teams, April 2009. Mode of access: http://siteresources.worldbanlc.org/
  211. Human Development Report 2007/2008. United Nations Development Programm Electronic resource. Mode of access: http://hdrstats.undp.org/
  212. Main Economic Indicators Enhanced Engagement Countries Electronic resource. // Organization for Economic Co-operation and Development. August 2009. P. 180. Mode of access: htpp://www.oecd.org/
  213. Pensions at a glance 2009. Retirement-Income Systems in OECD Countries Electronic resource. // The World Bank. June 23, 2009. Mode of access: http://siteresources.worldbank.org/
  214. Regional Fact Sheet from the World Development Indicators 2009 Electronic resource. // World Bank. 2009. Mode of access: http://wwvv.siteresources.vvorldbank.org/
  215. Russian at a glance Electronic resource. // The World Bank Group. September 24, 2008. Mode of access: http://devdata. worldbank.org/
  216. Tragakes E. and Lessof S. Health care systems in transition: Russian Federation Electronic resource. // Copenhagen, European Observatory on Health Care Systems, 2003. Mode of access: http ://www.euro. who. int/
Заполнить форму текущей работой