Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Поэтика мордовской литературной сказки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осмысление теоретических положений о литературной сказке позволяет констатировать, что литературная сказка — это жанр авторского фантастического литературного произведения, берущий начало в народной сказке, заимствующий у нее в качестве жанрообразующего фактора концепцию «сказочной реальности», не носящий научного характеражанр, существенным признаком которого выступает игра. В современном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА И ЕЕ ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
    • 1. 1. Специфика сказки как жанра художественной литературы
    • 1. 2. Отображение литературной сказки в региональном литературоведении
    • 1. 3. Формирование мордовской литературной сказки и ее дальнейшее развитие
  • Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОРДОВСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
    • 2. 1. Многообразие прозаических жанровых форм мордовской литературной сказки
    • 2. 2. Поэтика сказок в стихотворной форме
    • 2. 3. Своеобразие мордовских сказок-пьес
  • Заключение
  • Список использованных источников

Поэтика мордовской литературной сказки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Пристальный интерес исследователей к проблемам духовности, народности, национального менталитета обусловливает необходимость осмысления культурных ценностей народов России (в том числе мордовского) в их историческом аспекте, раскрытия богатейших сокровищниц национального искусства. В контексте сказанного большое значениеприобретает выявление накопленных мордовской литературой художественных традиций, ее национальной специфики и самобытности, проявившихся в разных жанрах и жанровых формах.

На сегодняшний день достаточно разработанным жанром^ в национальной литературе выступает сказка, в развитии которой нашли отражение особенности общего историко-литературного процесса в Мордовии. За долгие годы своего становления и развития литературная сказку стала жанром универсальным, охватывающим все явления окружающей жизни. По своему значению, содержанию и объему она занимает особое место, вполне соотносимое с повестью и рассказом. Ее возникновению предшествовала и во многом способствовала развитая традиция народной сказки, опыт художественной переработки сказочных сюжетов и мотивов, что еще раз подтверждает постановку «вечных» тем, насыщенность содержания литературной сказки актуальными общезначимыми проблемами.

В современной науке литературная сказка не получила, к сожалению, своего четкого жанрового определения, несмотря на наличие солидного количества работ по данной проблеме [Бахтина, 1979; Брауде, 1977; Галъченко, 1999; Еремеев, 1999; Зусман, Сапожков, 1987; Леонова, 1982; Липовецкнй, 1992; Лупанова, 1959; Минеев, 2001; Сурат, 1984 и др.]. Недостаточно разработан вопрос о ее взаимосвязях с пограничными явлениями, в том числе с фантастикой и фэнтези. Близость к другим литературным жанрам обусловила оперирование учеными терминами: сказка-быль, сказка-поэма, сказка-новелла, сказка-притча, сказка-пьеса, сказка-пародия, научно-фантастическая сказка, сказка абсурда и: др. [Райкова, ЛЭТП, с.459]. При этом авторы редко обосновывают правомерность использования того или иного термина на базе выявления^ основных жанровых признаков:

В последние десятилетия, предпринимаются попытки исследования, жанрообразующих признаковлитературной сказки (установкана вымысел,. проблема чудесного и фантастического в сказке), вопросов нравственной' проблематики, воспитательного воздействия литературной сказкисвязи данного жанра с произведениями, научной фантастики. Вместе с тем вне поля зрения ученых остаются. проблемыпсихологической: разработки, характеров" персонажейфилософичность, социальная направленность, расширяющие границы жанра литературной сказки.

В целом: обобщающих работ, посвященных истории и теории литературной: сказки, нетне: всегда: последовательно осуществляется принциш единства идейно-эстетического анализа литературной: сказки— не выработаны, единые принципы классификациижанровых разновидностей литературной сказкинет исследованийв которых были бы систематизированы знания о творчестве лучших отечественныхписателей-сказочников: В: региональном (внашем случае — мордовском) литературоведении обозначенная проблемапрактически не являлась предметом специального изучения.

Общеизвестночто литературная: сказка на протяжении всего периода своего"существования: воспринимает то, что было, выработано традиционным фольклором — духовный опыт народа,. идеалыи надежды,. представленияо мире: и человеке, добре: и злеправде5 и справедливости — в совершеннойгармоничной, емкой, веками вырабатывавшейся: форме, соединив художественные достижениянарода с авторским талантом: История авторскойсказки в — целом отражает особенности литературного процесса, а также своеобразие плодотворного литературно-фольклорного взаимодействия в разные историко-культурные периоды. Сказка как вид народного эпического творчества жила не только в традиционном, естественном бытовании или существовала в виде текстов, фиксирующих устную традицию, но и входила в литературу на равных правах — в виде литературной сказки. Известный ученый В. П. Аникин верно отмечает: «Сказки писателей слились в сознании людей всех поколений со сказками народа. Это происходит потому, что* каждый писатель, каким бы оригинальным ни было его собственное творчество, ощущал свою связь с фольклором» [Аникин, с.22]. Нравственная философия и психологическая основа, законы поэтики сказки как одного из древнейших видов, народного творчества таковы, что писатели, поэты и драматурги всегда обращались к ней в поисках ответов на важнейшие вопросы, современности и с целью художественного осмысления «вечных» проблем человеческого бытия. Сказка (как вид народного творчества) уникальна и потому, что, способна трансформироваться в литературные произведения, не разрушаясь.

Многие особенности, присущие сказке как виду литературы, сложились уже на ранних этапах ее развития, в то время, когда народная сказка пересказывалась писателем с явным стремлениемудержать, в нем максимум характерных признаков, или когда литературная сказка сочинялась на основе фольклорной-с заимствованием из нее отдельных специфических элементов содержания и формы. На последующих этапах привязанность литературной сказки к фольклору стала менее значимой и заметнойдиалогическое взаимодействие осталось на уровне сказочности (основного признака волшебной сказки) и игровой атмосферы. Одна из задач нашей работы как раз и заключается в попытке проследить, как менялись в мордовской литературе взаимоотношения фольклорной и литературной сказки на протяжении длительного-периода времени: в конце XIX — начале XXI вв.

Сказанное приводит нас к выводу о том, что актуальность исследования жанра мордовской литературной сказки обусловлена несколькими значимыми факторами:

Во-первых, проблема поэтики жанра литературной сказки остается все еще недостаточно изученной в отечественном литературоведении и нуждается в глубоком, всестороннем и объективном исследовании. До настоящего времени нет ни одной работы, которая бы отражала сложность феномена поэтики мордовской литературной' сказки, или сказки какого-либо другого национального региона Российской Федерации.

Во-вторых, актуальность избранной темы обусловлена тем, что мордовская литература — составная, часть литературы России, шире — мировой, поэтому учет ее особенностей становится объективной необходимостью при разработке закономерностей развития литературного процесса в целом.

В-третьих, выявление истории формирования жанра литературной сказки в Мордовии, а также ее специфики может послужить наглядным примером того, как осуществлялся' этот процесс в других национальных республиках страны.

Объект исследования4 — мордовская литературнаясказка во взаимосвязи таких ее компонентов, как эволюцияжанрово-тематическая и художественно-эстетическая специфика.

Предметом’исследования является поэтика мордовской литературной сказки, понимаемая нами как система эстетически значимых, действенных свойств, специфика авторских сказок, проявляющаяся на проблемно-тематическом, образном, сюжетно-композиционном и языковом уровне, обусловливающая их жанровые разновидности.

Материалом исследования послужили сказки С. С. Аникина, Ф. С. Атянина, Н. Б. Голенкова, А. Ф. Ежова, Я. Я. Кулдуркаева, Д. С. Куляскина, С. М. Люлякиной, В. И: Мишаниной, Я. М. Пинясова, П. Е. Родькиной, Л. П. Седойкина, М1А. Тарасовой, Н. Я. Тремасова.

Целью диссертационного исследования является научное изучение эволюции системы художественных принципов и особенностей поэтики мордовской литературной сказки как эстетически значимого явления.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

— выявить сущность литературной сказки, ее специфику, имеющиеся классификации, взаимоотношения со смежными жанрами;

— установить истоки мордовской литературной сказки;

— охарактеризовать произведения первых мордовских писателей-сказочников;

— проанализировать, насколько свободны или зависимы авторы сказок от фольклорной традиции в изображении персонажей;

— рассмотреть важнейшие художественные особенности современной мордовской литературной сказки в прозаической и стихотворной форме;

— определить основные типы мордовской литературной сказки.

Теоретико-методологической основой исследования послужили важнейшие достижения современного отечественного литературоведения, связанные с осмыслением феномена поэтики в целом и жанра литературной сказки в частности, труды выдающихся ученых В. П. Аникина, М. М. Бахтина, А. Н. Веселовского, Е. М. Мелетинского, В. Я. Проппа и др.

В диссертации использованы теоретические воззрения известных отечественных литературоведов В. А. Бахтиной, Н. Ю. Богатыревой, Л. Ю. Брауде, O.K. Герлован, С. Н. Еремеева, Т. В. Зуевой, М. Н. Липовецкого, Т. Г. Леоновой, И. П. Лупановой, Е. М. Неелова, С. В. Сапожкова, И. З. Сурат и др. В процессе исследования поставленной проблемы мы опирались в определенной мере на труды региональных исследователей: А. В. Алешкина, А. Г. Борисова, А. И. Брыжинского, Н. В. Зиновьева, В. И. Демина, Л. И. Имангуловой, М. И. Ломшина, М. И. Малькиной, С. А. Самошкина, Е. И. Чернова, Н. И. Швечковой и др.

Методы исследования. В целях объективности изучения поставленной проблемы применялась методика многоплановых подходов к анализу текста на основе герменевтического, историко-культурного, мифологического и сравнительно-типологического методов литературоведения. Использование герменевтического метода способствовало истолкованию текстов, раскрытию их смысла в рамках системы «произведение — читатель — традиция». Культурно-исторический метод, трактующий литературу как. запечатление духа народа в разные этапы его исторической^ жизни, содействовал осмыслению глубокой связи литературы и жизни, рассмотрению произведения* как памятника определенной эпохи и факта культурно-исторического-развития, в< котором неизбежно отражается время.1 Целесообразность применения мифологического метода определялась спецификой предмета исследованияжанра литературной сказки*, синтетически^ вобравшего в себя элементы фольклора и письменной литературы, что обусловило решение задачи установления органической связи языка, народной поэзии и народной мифологии, выявления специфики использования принципов коллективной1 природы творчестваСравнительно-типологический метод, используемый в изучении сходства и различий, связей и взаимовлияний разных литератур, литературы и фольклора, дал основание для выявления типологических соответствийспособствовал решению-' вопроса' о соотношении в* литературнойсказке «предания», традиции и личного- «почина», индивидуального творчества того или’иного писателя.

Из общенаучных методов1 основным для нас стал абстрактно-логический метод, способствовавший обобщению, синтезу и интеграции выводов по разделам и по теме исследования вщелом.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые осуществлен комплексный анализ мордовской литературной сказки от ее истоков до современного состоянияосмыслена специфика жанравыявлены разновидности литературных сказокпроанализированы на проблемно-тематическом, сюжетно-композиционном, образном и языковом1 уровне сказки известных мордовских писателей и сделаны выводы, об их типологии и национальном своеобразииопределена соотнесенность в структуре жанра сказочного и авторского миров.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она обогащает научные представления о жанровой природе, жанровых разновидностях и структурно-повествовательной парадигме мордовской литературной сказки, способствует пониманию процессов развития национальной литературы на протяжении конца XIX — начала XXI вв. и эволюции творчества писателей-сказочников. Анализ сказок достаточно полно характеризует творческие искания и эстетические принципы писателей, сочетающих традиции мордовского и русского фольклора и письменной литературы.

Практическая значимость работьь заключается в> возможности применения ее результатов в практике преподавания мордовской литературы в школе и вузе, при разработке общих проблем национальной литературы, осмыслении закономерностей ее развития на протяжениизначительного исторического периода. В силу полновесной новизны итогов исследования материалы могут быть использованы при написании программ, учебников и методических пособий по современной мордовской литературе для школ, педагогических колледжей и филологических факультетов «вузов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Стержневыми жанрообразующими*. факторами литературной сказки выступают наличие автора, фантастика, берущая начало в народной сказке и не носящая научного характера, концепция «сказочной реальности» и игра.

2. В современном литературоведении, существует несколько классификаций литературных сказок, основанных на разных теориях. Наиболее правомерной нам представляется классификация Н. Н. Райковой, которая группирует литературные сказки с учетом специфики пафоса и связи литературной сказки с другими, жанрами по аналогии с классификацией народных сказокпо пафосу.- по близости к другим литературным жанрам.

3. Созданию авторской сказки не только в мордовской, но и в русской литературе предшествовал опыт художественной переработки, литературной обработки устно-поэтических, сказочных сюжетов. Именно на сказке авторы учились созданию занимательного художественно-вымышленного произведения.

4. Истоки мордовской литературной сказки берут начало в творчестве Степана Васильевича Аникина, литературно обработавшего и издавшего в переводе на русский язык «Мордовские народные сказки», среди которых особенно интересными представляются «Сабан-богатырь», «Красавец Дамай», «Сыре Варда» и «Двенадцать братьев».

5. Мордовские писатели прибегали к литературной обработке фольклорных сюжетов, мотивов и образов не только на этапе зарождения письменной литературы, но и гораздо позже. Результатом этого явились так называемые «героические» или «эпические» поэмы, в содержании которых преобладает сказочное начало. Среди подобных произведений особое место занимает «Эрьмезь» Я. Я. Кулдуркаева.

6. Традиции, заложенные С. В. Аникиным и Я. Я. Кулдуркаевым, были развиты Ф. С. Атяниным, Д. С. Куляскиным и Я. М. Пинясовым. Именно их произведения стали выступать в качестве некого эталона, образца, которому пыталось следовать новое поколение мордовских писателей-сказочников.

7. Специфическими" признаками мордовских литературных сказок являются: синтетичность, проявляющаяся в сочетании особенностей фольклора и письменной литературы, жанровых свойств сказки и басни, а также русской и мордовской мифологийрасширение рамок сказочного1 пространства и времени, обусловленное привнесением современной действительностисоздание новых образов-персонажей, которые не встречаются в народной сказкеувеличение роли диалогов в сказкеобразность и специфическая афористичность языкаповествование о невероятном как реально возможном в форме рассказа о достоверных событиях.

8. Современная мордовская литературная сказка разнообразна. На первом месте в творчестве писателей сказки о животных (такого рода сказки есть у большинства рассмотренных нами писателей) — на втором- — сказки волшебные (Н. Голенкова, А. Ежова, В. Мишаниной, М. Тарасовой, Н. Тремасова) — на третьем — сказки бытового плана (П. Родькиной, JT. Седойкина).

9. Близость к другим литературным жанрам позволяет констатировать наличие в мордовской литературе таких разновидностей, как сказка-аллегория, сказка-быль, сказка-басня, сказка-легенда, сказка-рассказ, сказка-новелла, сказка-притча, сказка-поэма, сказка-сценка, сказка-пьеса и сказка абсурда.

10. В целом мордовские литературные сказки основаны на традициях народного устно-поэтического творчества, вместе с тем подчинены авторской воле. Они насыщены размышлениями о человеческих характерах и взаимоотношениях людей, весьма поучительны, иногда назидательны, основаны на принципах народной педагогики с преобладанием* насущных, жизненно важных для '^человека проблем.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании отдела литературы и фольклора Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Основные результаты докладывались на научных конференциях: всероссийской научной конференции «Русский язык в контексте национальнойкультуры» (Саранск, 23−26 мая 2007 г.) и на VII международном конгрессе этнографов и антропологов России (Саранск, 9−14 июля 2007 г.). По итогам работы опубликовано 5 статей, в том числе одна в ведущем реферируемом научном журнале, определенном ВАК Российской Федерации.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух.

Заключение

.

Осуществленное нами исследование приводит нас к выводу о том, что сказка как жанр письменной литературы является полноправным и достаточно разработанным жанром мордовской литературы. В ней нашли отражение особенности историко-литературного процесса в Мордовии конца XIX — начала XXI вв.

Возникновению сказки как жанра письменной литературы предшествовала развитая и хорошо усвоенная сочинителями традиция мордовской народной сказки, опыт художественной переработки или литературной обработки сказочных сюжетов и мотивов.

Осмысление теоретических положений о литературной сказке позволяет констатировать, что литературная сказка — это жанр авторского фантастического литературного произведения, берущий начало в народной сказке, заимствующий у нее в качестве жанрообразующего фактора концепцию «сказочной реальности», не носящий научного характеражанр, существенным признаком которого выступает игра. В современном литературоведении существует несколько классификаций литературных сказок, основанных на разных концепциях. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является классификация Н. Н. Райковой. Она группирует сказки по аналогии с классификацией народных сказок, выделяя при этом сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрныепо пафосу, говоря о сказках героических, лирических, юмористических, сатирических, философских, психологических- 3) по близости к другим литературным жанрам, констатируя наличие сказок-поэм, сказок-новелл, сказок-повестей, сказок-притч, сказок-пьес, сказок-пародий, научно-фантастических сказок, сказок абсурда и др.

В дооктябрьский период важным в формировании жанра литературной сказки явилось развитие такого вида мордовской литературы, как «крестьянская литература». Произведения крестьянской литературы представляли собой попытку художественного отражения мировосприятия мордвина на основе творческой обработки мотивов и образов устного народного творчества, письменных образцов русской художественной литературы и осмысления бытовых картин жизни. Первым писателем-сказочником из мордвы правомерно считается С. Аникин, создававший свои произведения на русском языке, поскольку мордовская письменность в то время еще не получила официального, узаконенного распространения — широкого выхода в органах печати.

На мордовском языке первые, достойные внимания, литературные сказки появились в 1930;е годы. Самым значительным явлением того времени считается «Эрьмезь», сказка Я. Я. Кулдуркаева о далеком прошлом, одновременно характеризуемая учеными как героическая поэма.

Традиции мордовской литературной сказки, заложенные на рубеже XIX—XX вв. в творчестве С. В. Аникина, З. Ф. Дорофеева, Я. Я. Кулдуркаева, были развиты Ф. С. Атяниным, Д. С. Куляскиным и Я. М. Пинясовым. Именно их произведения стали выступать в качестве некого эталона, образца, которому пыталось следовать новое поколение писателей-сказочников.

Специфическими признаками мордовских литературных сказок являются синтетичность, проявляющаяся в сочетании особенностей фольклора и письменной литературы, жанровых свойств сказки и басни, а также русской и мордовской мифологийрасширение рамок сказочного пространства и времени, обусловленное привнесением современной действительностисоздание новых образов-персонажей, которые не встречаются в народной сказкеувеличение роли диалогов в сказкеобразность и специфическая афористичность языкаповествование о невероятном как реально возможном в форме рассказа о достоверных событиях.

Исследование авторских сказок, созданных в прозаической форме во второй половине XX — начале XXI в. писателями В. Мишаниной, П. Родькиной, Л. Седойкиным, М. Тарасовой, Т. Тимохиной, Н. Тремасовым, показало их жанровое разнообразие. В современной мордовской литературе на первом месте сказки о животных (такого рода сказки есть у большинства рассмотренных нами писателей). Самые интересные сказки о животных в стихотворной форме созданы А. Ежовым. На втором месте сказки волшебные (Н. Голенкова, В. Мишаниной, М. Тарасовой, Н. Тремасова) — на третьем — сказки бытового плана (П. Родькиной, JI. Седойкина).

Исходя из своеобразия пафоса, следует констатировать наличие в мордовской литературе сказок героических и лирических. Такого рода произведения созданы М. Тарасовой, А. Ежовым, Н Тремасовым. Сказки с преобладанием юмористического и сатирического пафоса имеют место в творчестве Н. Голенкова и П. Родькиной. Философский и психологический пафос характерен преимущественно для произведений Н. Голенкова и В. Мишаниной.

В современной мордовской литературе имеют место такие разновидности литературной сказки, как сказка-аллегория (В. Мишанина) — сказка-быль (В. Мишанина) — сказка-басня (С. Люлякина) — сказка-легенда (В. Мишанина) — сказка-рассказ (Н. Голенков, Т. Тимохина) — сказка-новелла (П. Родькина) — сказка-притча (П. Родькина) — сказка-поэма (А. Ежов) — сказка-сценка и сказка-пьеса (Н. Голенков, С. Люлякина, В. Мишанина) — сказка абсурда (П. Родькина).

Анализ показал, что выдуманные истории в мордовских литературных сказках подчинены раскрытию определенного авторского замысла, ориентированы на современную читателю действительность с ее злободневными и специфическими проблемами. Через сказочные образы, ситуации, повествование писатели не только поучают, но и передают свое видение в решении важных общественных проблем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.В. Плодная осень: рассказы, сказки / С. В. Аникин. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. 255 с.
  2. , Ф.С. Богатырская трава: рассказы, сказки, повесть / Ф. С. Атянин. М.: Дет. лит., 1964. — 112 с.
  3. , Ф.С. В новогоднюю ночь: стихи и сказки. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. 53 с.
  4. , Ф.С. Мани шобдава: стихт и ёфкст / Ф. С. Атянин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970. — 88 с. Солнечным утром: стихи и сказки.
  5. , Ф.С. Серебряное озеро: рассказы, сказки, легенды, повести. -1-ое изд. / Ф. С. Атянин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. — 191 с.
  6. , Н.Б. Варсиень луви: азкст, пеетькст, сценкат, ефкст / Н. Б. Голенков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. — 112 с. Вороночет: рассказы, юморески, сценки, сказки.
  7. , Н.Б. Зрнянь сельмоветть: пьесат, сценкат, азкст, пеетькст / Н. Б. Голенков. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2005. — 152 с. Золотые слезы: пьесы, сценки, рассказы, юморески.
  8. , Н.Б. Кеподьсаськ занавесть: пьесат, сценкат, юморескат / Н. Б. Голенков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. — 160 с. Поднимем занавес: пьесы, сценки, юморески.
  9. , А.Ф. Вирень кошяльня: стихт и ёфкст / А. Ф. Ежов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000. — 68 с. Лесной кошель: стихи и сказки.
  10. , А.Ф. Касы веленязе: стихт / А. Ф. Ежов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. -40 с. Растет моя деревенька: стихи.
  11. , А.Ф. Кто хитрее?: стихи / А.Ф. Ежов- пер. с мордов.-мокша яз. И. Рыжикова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. — 32 с.
  12. , А.Ф. Лебединый подарок: сказки и стихи / А.Ф. Ежов- пер. с мордов.-мокша яз. А. Терентьева. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. -136 с.
  13. , А.Ф. Лесной базар: стихи / А.Ф. Ежов- пер. с мордов.-мокша яз. Б.Соколова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. — 32 с.
  14. , А.Ф. Ляйнянь азор: стихт и стихса ёфкст / А. Ф. Ежов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. — 55 с. Хозяин речки: стихи и сказки в стихах.
  15. , А.Ф. Менелень панчфт: ёфкст / А. Ф. Ежов. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001. — 64 с. Небесные цветы: сказки.
  16. , А.Ф. Мокшень вирьхнень ёфкссна / А. Ф. Ежов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. — 120 с. Сказки мокшанских лесов.
  17. , А.Ф. Не то сказка, не то быль: сказки и стихи А. Ф. Ежов. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1997. 98 с.
  18. , А.Ф. Сиянь эрьхке: музыкальной пьеса / Н. Голенков, А. Ежов // Мокша. 1990. -№ 4. — С.54−69. Серебряное озеро: музыкальная пьеса.
  19. , А.Ф. Ульцять казненза: стихт / А. Ф. Ежов. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. 32 с. Подарки улицы: стихи.
  20. , С.М. Евтан тыненк, мезде нудеесь морась: стихть, евкст, морот, евтамот, пьесат / С. М. Люлякина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. — 320 с. Расскажу вам, о чем пела свирель: стихи, сказки, песни, сказания, пьесы.
  21. , С.М. Кодамо вараканть видечизэ: ёвкст / С. М. Люлякина. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 62 с. Какая правда у вороны: сказки.
  22. , С.М. Минек оянок: стихть, ёвкст / С. М. Люлякина. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. 55 с. Наши друзья: стихи, сказки.
  23. , В.И. Вальмафтома куд: повесть, азкст, пьесат / В. И. Мишанина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002. — 320 с. Дом без окон: повести, рассказы, пьесы.
  24. , В.И. Ёронь юромста стирня: азкст, пьесат, повесть, ёфкст / В. И. Мишанина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006. — 344 с. Девочка из племени перепелки: рассказы, пьесы, повести, сказки.
  25. , В.И. Серебряная ракушка / В. И. Мишанина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. — 112 с.
  26. , Я.М. Азкст и ёфкст / Я. М. Пинясов. Саранск: Мордгиз, 1951. — 45 с. Рассказы и сказки.
  27. , Я.М. Вяшкоманя: расскаст и ёфкст / Я. М. Пинясов. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. 98 с. Свисток: рассказы и сказки.
  28. , Я.М. Кели кенкшт: идень азкст и ёфкст / Я. М. Пинясов. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960. 46 с. Широкие двери: детские рассказы и сказки.
  29. , Я.М. Лесной портной: сказки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973.-32 с.
  30. , Я.М. Пацят: идень азкст и ёфкст / Я. М. Пинясов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964. — 72 с. Крылья: детские рассказы и сказки.
  31. , Я.М. Сиянь путерькскат: расскаст, ёфкст и пьесат / Я. М. Пинясов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. — 160 с. Серебряные капельки: рассказы, сказки и пьесы.
  32. , Я.М. Сорокины сказки: рассказы, сказки и повесть / Я. М. Пинясов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970. — 289 с.
  33. , Я.М. Сянгяря нюрям: повесть, расскаст, ёфкст / Я. М. Пинясов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. — 206 с. Зеленая колыбель: повести, рассказы, сказки.
  34. , Я.М. Эрек лихтибря: азкст и ёфкст / Я. М. Пинясов. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. 128 с. Живой родник: рассказы и сказки.
  35. Пряурмат: пьесат и сценкат / сост. Т. Ф. Сафонова, М. С. Моисеев. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. 320 с. Боли головные: пьесы и сценки.
  36. , П.Е. Кшить питнец: расскаст / П. Е. Родькина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. — 64 с. Цена хлеба: рассказы.
  37. , П.Е. Толгафтома атёкш: ёфкст, азкст / П. Е. Родькина. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 96 с. Петух без перьев: сказки, рассказы.
  38. , Л.П. Нонайть // Сятко. 2003. — № 7. — С. 102−104.
  39. , JI.П. Трямкат // Сятко. 2003. — № 7. — С. 105−106.
  40. , М.А. Псакань ёвкст / М. А. Тарасова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. — 108 с. Сказки, которые рассказала кошка.
  41. , Т.Д. Письмаронь варштавкс / Т. Д. Тимохина: евтнемат ды евкст. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1962. — 28 с. Взгляд сороки: рассказы и сказки.
  42. , Т.Д. Чевте варштавкс / Т. Д. Тимохина: евтнемат ды евкст. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. 59 с. Мягкий взгляд: рассказы и сказки.
  43. , Т.Д. Куконь сёвнома: ёвкс / Т.Д. ТимСохина // Сятко. 2000. — № 2. — С.65−67. Брань кукушки: сказка.
  44. , Н.Я. Ржавый топор: сказки / Н. Я. Тремасов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. — 46 с.
  45. , А.В. Единство традиций: Народ и личность в мордовской эпической поэзии / А. В. Алешкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. — 192 с.
  46. A.В.Алешкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — Часть 1. — С. 8−32.
  47. B.А. Балашов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. — С. 552−576.
  48. , С.В. Из недр народа / С. В. Алешкина // С. В. Аникин. Плодная осень. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. — С.5−16.
  49. , В.П. Вечнозеленая ветвь (о поэтических источниках писательской сказки) / В. П. Аникин // Лит. в шк. 1970. — № 4. — С. 56−63.
  50. , В.П. Русская народная сказка / В. П. Аникин. М.: Наука, 1959.-525 с.
  51. , В.П. Русские писатели и сказка // Сказки русских писателей. М.: Дет. лит., 1985. — С.3−25
  52. , С.В. О мордовском народе и по поводу сказок / С. В. Аникин // Плодная осень. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. — С.238−243.
  53. , Ю.Г. Озкс тумо ало сонзэ валдо кудось: В. И. Мишанинань драматургиязо (Под священным дубом ее светлый дом: драматургия В.И. Мишаниной)//Сятко.-2005.-№ 11.-С. 104−108.
  54. , В.В. Текст детского художественного произведения как культурологический портрет эпохи: автореф. дис. к. культур, н.: 24.00.01 / В. В. Бартель. Саратов, 2002. — 18 с.
  55. , Б.А. Правда сказки: беседы о сказках русских советских писателей / Б. А. Бегак. М.: Дет. лит., 1989. — 126 с.
  56. , Л.Ю. Сказочники Скандинавии / Л. Ю. Брауде. Л.: Дет. лит., 1974.-239 с.
  57. , А.И. Писатели Мордовии: биобиблиографический указатель / А. И. Брыжинский, О. В. Пашутина, Е. И. Чернов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. — 592 с.
  58. , А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50−90-е годы) / А. И. Брыжинский. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. -192 с.
  59. , Г. А. Детская волшебная сказка в современных записях: (Традиционная поэтика): дис. к.ф.н.: 10.01.09 / Г. А. Власова. М., 1990. — 206 с.
  60. , O.K. Понятие о сказке в России XVIII начала XIX в. / O.K. Герлован // Филологические науки. — 1996. — № 1. — С. 95−104.
  61. , В.А. Лирика Пушкина: о поэтике жанров / В. А. Грехнев. — Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1985. 239 с.
  62. , А.Г. Русская романтическая сказка // Русский язык в школе. 1983. -№ 3. -С.51−57.
  63. , Т.П. Мифология мордвы / Т. П. Девяткина. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1998.-336 с.
  64. , В.И. Кунсолодо, мон тенк ёвтнян ёвкс. (Слушайте, я вам сказку расскажу) / В. И. Демин // Сятко. 2002. — № 11. — С. 94−102.
  65. Детское чтение: феномен и традиция в конце XX столетия: материалы междунар. конф. / отв. ред. В. В. Головин. СПб.: СПбГУК, 1999. — 4.1. — 174 с.
  66. , С. И. Лирика М. Лермонтова: жанровые процессы /Урал, пед. ин-т. / С. И. Ермоленко. Екатеринбург, 1996. — 420 с.
  67. , Н.В. Своеобразие форм выражения авторского сознания в современной лирике для детей: дис. к.ф.н.: 10.01.01 / Н. В. Зайцева. -Комсомольск-на-Амуре, 1999.- 155 с.
  68. , Н.В. Валдо тештень пусмо (Букет светлых звезд): очерки / Н. В. Зиновьев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. — 368 с.
  69. , Н.В. Человек и время / Н. В. Зиновьев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. — 272 с.
  70. Русский фольклор. Хрестоматия исследований / Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. М.: Флинта: Наука, 1998. с.
  71. Русский фольклор: Словарь-справочник. М.: Просвещение, 2002. -с.
  72. , М.Г. Валда зарянят / М. Г. Имяреков // Писательсь и эряфсь: мокшэрзянь писательхнень творческяй портретсна. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1987. — С.200−208. Светлые зореньки // Писатель и жизнь: творческие портреты мордовских писателей.
  73. , М.Г. Писательсь и эряфсь: мокшэрзянь писательхнень творческяй портретсна (Писатель и жизнь: творческие портреты мордовских писателей): учебное пособие / М. Г. Имяреков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992.-384 с.
  74. , И.М. Русские сказочные сборники последней четверти XVIII века / И. М. Колесницкая // Ученые записки ЛГУ. Сер. филол. науки. -1939.-№ 33.-Вып. 2.-С. 189−218.
  75. , М.Ю. Сказочный эпос К. Чуковского (стилевое выражение авторской позиции): дис. к.ф.н.: 10.01.01 / М. Ю. Кузьмина. Петрозаводск, 1997.- 191 с.
  76. , М.И. Сонзэ ули тештезэ эйкакшпора лемезэ / М. И. Ломшин // Сятко. — 2000. — № 11.- С.87−92. У нее есть звезда, имя которой — детство.
  77. , И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века / И. П. Лупанова. Петрозаводск, 1959. — 490 с.
  78. , В.В. Жанровые особенности советской драматической сказки для детей / В. В. Ляхова // Проблемы метода и жанра / отв. ред. Ф. З. Канунова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. — Вып. 6. — С. 60−71.
  79. , В.В. Категория фантастического в советской драматической сказке для детей / В. В. Ляхова // Проблемы метода и жанра / отв. ред. Ф. З. Канунова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1980. — Вып. 7. — С. 20−27.
  80. , М.И. Эряфть вайгяленза: критиконь мяльхть-арьсемат (Голоса жизни: размышления критика) / М. И. Малькина. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. 296 с.
  81. , А.С. Стиль сказочной прозы Лидии Чарской: дис. к.ф.н.: 10.01.01 / А. С. Матвеева. М., 2004. — 209 с.
  82. , Д.Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура / Д. Н. Медриш. Волгоград: Перемена, 1992. — 144 с.
  83. , Е.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки / Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов. С. 101
  84. , Е.М. Происхождение героического эпоса / Е. М. Мелетинский. М.: Наука, 1963. — 418 с.
  85. И.Г. Феномен детства в мировой словесности / И. Г. Минералова // Мировая словесность для детей и о детях: сб. статей / под ред. И. Г. Минераловой. -М.: МПГУ, 1998. С.3−15.
  86. Мировая словесность для детей и о детях / науч. ред. И. Г. Минералов. -М.: Худож. лит., 2000. Вып. 5. — 168 с.
  87. Мировая словесность для детей и о детях / науч. ред. И. Г. Минералов. — М.: Худож. лит., 2001. Вып. 6. — 262 с.
  88. Мировая словесность для детей и о детях / науч. ред. И. Г. Минералов. -М.: Худож. лит., 2002. Вып. 7. — 278 с.
  89. , А.В. О методе в искусстве / А. В. Михайлов // Современное искусствознание: методологические проблемы / ред. кол. А .Я. Зись, А. В. Михайлов и др. -М.: Наука, 1994. С. 189−204.
  90. , Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики / Е. М. Неелов. Л.: ЛГУ, 1986. — 198 с.
  91. , Е. Книжка на все случаи жизни // Новый мир. 1997. — № 11.-С. 217−218.
  92. С.В. Мир детства и его художественное воплощение в мордовской прозе 1950−1990-х годов: автореф. дис. к.ф.н. / С. В. Попова. -Саранск, 2005.- 17 с.
  93. , В.Я. Морфология сказки / В. Я. Пропп. Л.: Наука, 1928. — с.
  94. , Т.Г. Использование устойчивых словесных комплексов в тексте англоязычной авторской сказки: автореф. дис. к.ф.н.: 10.02.04. М, 1987.- 16 с.
  95. Пряурмат (Боли головные): сценки и пьесы / сост. Т. Ф. Сафонова, М. С. Моисеев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. — 320 с.
  96. , С.В. Жанровое своеобразие сказок А.С. Пушкина 1830-х годов (проблема цикла): автореф. дис. к.ф.н. / С. В. Сапожков. М., 1988. -19 с.
  97. , В.Д. Реализм лирической поэзии: становление реализма в русской лирике / В. Д. Сквозников. М.: Наука, 1975. — 368 с.
  98. Словарь древней и новой поэзии, составленный Николаем Остолоповым / Н. Остолопов. СПб.: б.и., 1821.-211 с.
  99. , Н.Н. О сказках Жуковского / Н. Н. Трубицын // Русский филологический вестник. 1913. — № 1.-С. 130−147.
  100. , М. Поэма-сказка в таджикской детской поэзии (истоки жанра): автореф. дис. к.ф.н.: 10.01.02 / М. Файзуллаева. Душанбе, 1992. -25 с. .
  101. , К.А. Языковая специфика текстов художественной прозы для детей: дис. к.ф.н.: 10.02.19 / К. А. Фролов. Тверь, 2003. — 158 с.
  102. , Е.И. Конфликты и характеры мордовской драматургии: учеб. пособие / Е. И. Чернов, Ю. Г. Антонов. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2002. -104 с.
  103. , О.Е. Сказка в творческой эволюции Е.И. Замятина: дис. к.ф.н. / О. Е. Чернышева. Тамбов, 2001. — 178 с.
  104. , Т.А. Природа фантастики / Т. А. Чернышева. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1984. — 331 с.
  105. , С.Е. Апология сказки / С. Е. Шамаева. Воронеж: б.и., 1996.-262 с.
  106. , А. Волшебники приходят к людям. Книга о сказке и сказочниках. М.: Дет. лит., 1974. — 97 с.
  107. , А. А. Мордовский этнографический сборник / А. А. Шахматов. СПб, 1910. — 848 с.
  108. , Н.И. Жанрово-стилевые особенности современного мордовского сказительского творчества: автореф. дис. к.ф.н. 10.01.02 / Н. И. Швечкова. Саранск, 2001. — 19 с.
  109. , H.JI. Жанр сказки в современном детском фольклоре: дис. к.ф.н.: 10.01.09/Н.Л. Шестакова.-Омск, 2004.-276 с.
  110. , Н.Г. Мордовская мифология и искусство / Н.Г. Юрченкова- Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2001. — 106 с.
  111. , Ю.Ф. О жанре мечты и фантазии / Ю. Ф. Ярмыш // Радуга. -1972.-№ 11.-С. 176−184.
Заполнить форму текущей работой