Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Российско-армянские отношения: политологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Более широкий контекст при рассмотрении российско-армянских отношений присутствует в работах, посвященных изучению состояния, динамики и перспектив развития политических процессов на Южном Кавказе, урегулированию этнополитических конфликтов в регионе, вовлеченности тех или иных внешних факторов в региональные процессы. Наиболее научно-содержательными в этой проблематике, по мнению диссертанта… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Россия и Армения на постсоветском пространстве: геополитический аспект
    • 1. Исторические традиции российско-армянских отношений
    • 2. Распад СССР и трансформация российско-армянских отношений
  • ГЛАВА II. Развитие российско-армянских отношений в конце XX и начале XXI вв
    • 1. Современные геополитические процессы на Кавказе и сотрудничество России и Армении
    • 2. Перспективы российско-армянских межгосударственных отношений

Российско-армянские отношения: политологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современном глобализирующемся мире интеграционные процессы охватили практически все континенты. Они являются предметом пристального внимания ученых во многих регионах мира. Не стали исключением и страны постсоветского пространства, продолжающие вести поиск новой формы интеграционного взаимодействия независимых государств, образовавшихся после распада Союза Советских Социалистических Республик.

Объективной сложностью этого процесса является научная дискуссионность многих основополагающих положений и принципов создания интеграционных группировок с участием постсоветских государств, что не всегда способствует комплексному решению проблем внешнеполитического, экономического, военно-технического и культурно-гуманитарного взаимодействия.

Актуальность темы

определяется также и тем, что на геополитическом пространстве СНГ сталкиваются интересы мировых центров силы, разворачивается борьба за доступ к источникам энергетических и других природных ресурсов. Существенным обстоятельством, осложняющим эффективное взаимодействие стран СНГ, является наличие внешних факторов, в первую очередь, противодействие США и Запада усилиям России по политической и экономической консолидации Содружества в контексте возрастающего соперничества мировых центров силы.

Новые независимые государства, возникшие на постсоветском пространстве, со своего появления в качестве самостоятельных субъектов международной политики, привлекли к себе чрезвычайный интерес стран мирового сообщества. Причины этого интереса обуславливаются не только богатым сырьевым потенциалом региона, но и транспортными коридорами, по которым осуществляются торгово-экономические и информационные контакты, что в целом и определило геостратегическую важность пространства СНГ.

Международные транспортные коридоры становятся пространствами взаимодействия народов и их культур. А центры их пересечения превращаются в важнейшие геополитические и цивилизационные точки, закладывая основы новой мировой архитектуры многополярного мира и культурного разнообразия.

Особое место в интеграционных процессах в СНГ занимают взаимоотношения Российской Федерации и Республики Армения. Отношения между ними пронизаны теснейшими социально-экономическими, политическими и историко-культурными связями, что является основой для поддержания и совершенствования разнообразных форм сотрудничества. Это обстоятельство дополнительно подчеркивает необходимость анализа и обобщения опыта развития российско-армянских отношений, поскольку изучение данной проблематики помогает определить общую платформу позиционирования национальных интересов России и Армении.

Следует заметить, что Россия в своей внешней политике у ориентируется на активное сотрудничество со странами ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ как с самыми близкими, стратегическими партнёрами, поскольку у неё, как отмечает Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, «.с ними общие задачи по модернизации экономик, обеспечению региональной безопасности, более справедливому устройству мирового порядка"1.

В данном исследовании предлагается по-новому взглянуть на проблематику двустороннего политического взаимодействия, соотношения собственных и общих интересов России и Армении.

Медведев Д. А. Россия, вперёд! // Официальный сайт Президента РФ — vvww.kremlin.ru г.

Исходным пунктом в работе является анализ наработанного опыта и определение возможных путей дальнейшей гармонизации и укрепления отношений взаимовыгодного сотрудничества двух стран.

Алгоритм решения вопросов развития внешнеполитического сотрудничества на двустороннем уровне — между Россией и Армениейможет стать своеобразной моделью дальнейшего интеграционного взаимодействия, как в рамках региона Закавказья, так и СНГ в целом.

Степень научной разработанности проблемы.

Тематика российско-армянских отношений существенно актуализировалась в постсоветский период. Если в советские годы были опубликованы (не утратившие своей научной дееспособности) монографии К. Н. Григоряна «Из истории русско-армянских литературных и культурных отношений (X — начало XX вв.)» /Ереван, 1974/ и Ц. П. Агаяна «Россия в судьбах армян и Армении» /М., 1978/, то в постсоветский период внимание к проблеме российско-армянских отношений возросло. В этой связи выделяются обстоятельные публикации Г. Б. Гарибджаняна («Россия в судьбах армян и Армении») /Ереван, 1993/, В. В. Тоганяна («Социально-политические и экономические аспекты армяно-российских отношений (1991;2000 гг.)» /М., 2000/, В. Н. Ступишина («Моя миссия в Армению») /М., 2001/, В. П. Илларионова и O.A. Галустьяна («Россия и Армения: размышления о прошлом, настоящем и будущем») /М., 2003/. Важный аспект российско-армянских отношений нашел отражение в материалах международного научного альманаха «Россия и Армения: научно-образовательные и историко-культурные связи» /Под ред. А. П. Лиферова. Рязань, 2008/.

Более широкий контекст при рассмотрении российско-армянских отношений присутствует в работах, посвященных изучению состояния, динамики и перспектив развития политических процессов на Южном Кавказе, урегулированию этнополитических конфликтов в регионе, вовлеченности тех или иных внешних факторов в региональные процессы. Наиболее научно-содержательными в этой проблематике, по мнению диссертанта, являются работы К. С. Гаджиева («Геополитика Кавказа». М., 2003), О. Коджамана («Южный Кавказ в политике Турции и России в постсоветский период» М., 2004), И. П. Добаева («Кавказский макрорегион в фокусе геополитических интересов мировых держав: история и современность». Ростов н/Д., 2007). Большой фактологический материал и его аналитика присутствуют в сборниках «Южный Кавказ: тенденции и проблемы развития (1992;2008 годы)» /отв. ред. В. А. Гусейнов. М., 2008/ и «Кавказское соседство: Турция и Южный Кавказ» /ред. А. Искандерян. Ереван, 2008/. Эта же проблематика рассматривается в статьях А. Ермакова, И. Н. Комиссиной, Ю. Кудряшовой, С. Минасяна, И. Мурадяна, Е. П. Пономаревой, Г. А. Рудова, Б. Сидорова, К. Уразбаева и ряда других авторов.

Существенный вклад в углубление интересующей нас проблематики вносят исследования еще по двум направлениям:

— непосредственно посвященные рассмотрению приоритетов внешней политики, внутриполитических и социально-экономических процессов, происходящих в Республике Армения1,.

— а также работы, анализирующие проблемы и динамику взаимоотношений Российской Федерации с государствами Южного Кавказа. В них ставится вопрос о необходимости формирования эффективной внешней политики на закавказском направлении .

См.: Ориентиры внешней политики Армении (под ред. Г. Новиковой. Ереван, 2002) — Агаджанян Г. Г. Становление и развитие внешней политики Республики Армения. Автореф. дисс. канд. истор. наук. Воронеж, 2004; Погосян Г. А. Современное армянское общество: особенности трансформации. М., 2005; Giragosian R. Forging Stability and Fostering Security in Armenia / Accounting for the Decade. Yerevan, Armenian Center for National and International Studies, 2004. P. 121−132.

2 См.: Задохин А. Г. Внешняя политика России: национальное сознание и национальные интересы. М., 2002; Климчык А., А. Отношения между Республикой Армения и Российской Федерацией: региональные аспекты стратегического партнерства. — Автореф. дисс. канд. полит, наук. М., 2004; Лузянин С. Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004—2008 гг.). М., 2007; Оганесян O.A. Армения и Россия: динамика и перспективы стратегического партнерства. Автореф. дисс. канд. полит, наук. М., 2006 и др.

По мнению диссертанта, России предстоит научиться быть ведущей силой формирования модернизированной системы межгосударственных отношений на территории Кавказа, но без постоянного подчеркивания своего превосходства, пусть и объективного. Региональные государства на Кавказе воспринимают только те усилия ведущих стран, которые не ущемляют их политическое достоинство и менталитет.

Однако, несмотря на имеющиеся обширные исследования, в целом нельзя однозначно утверждать, что в научном плане вопрос российско-армянских отношений полностью и всесторонне изучен. Лишь объективная, обоснованная и подкрепленная фактами из прошлого и настоящего оценка событий и тенденций позволяет воспроизвести реальную картину современных российско-армянских межгосударственных отношений, определить проблемы и перспективы их развития.

Объектом диссертационного исследования выступают российско-армянские межгосударственные отношения на постсоветском пространстве, находящиеся под влиянием глобальных трансформаций во всех областях общественно-политической, социальноэкономической и информационнокультурной жизни.

Предметом исследования являются политическое взаимодействие России и Армении, а также весь комплекс факторов, определяющих современное состояние, динамику и перспективы взаимоотношений между двумя государствами на двустороннем и многостороннем уровнях.

Рабочая гипотеза исследования построена на основе изучения научной литературы и источников по проблематике российско-армянских отношений. Каждая страна имеет свои особенности и специфику, поэтому межгосударственное сотрудничество должно строиться на индивидуальной основе. Целесообразна увязка всех направлений взаимодействия (политического и экономического, военного и гуманитарного) с интересами и России, и Армении.

Наша исследовательская гипотеза заключается в следующем: межгосударственное сотрудничество Российской Федерации и Республики Армения, имеющее глубокие культурно-исторические традиции, служит основой для взаимовыгодной реализации национальных интересов России и Армении, а также является важнейшим фактором урегулирования региональных конфликтов и обеспечения стабильности и безопасности во всем закавказском регионе.

Целью диссертационной работы является комплексный политологический анализ состояния, динамики и перспектив российско-армянских отношений в условиях трансформации политических процессов на трех уровнях: в кавказском регионе, на постсоветском пространстве и в мире в целом.

В соответствии с поставленной целью, основными задачами являются:

— анализ исторических традиций и социокультурных основ российско-армянских отношений;

— определение геополитического и геоэкономического положения закавказского региона на постсоветском пространстве, а также роли внешних факторов, влияющих на динамику межгосударственных российско-армянских отношений;

— рассмотрение влияния современных геополитических процессов в закавказском регионе на политические отношения между Российской Федерацией и Республикой Армения;

— выявление позиций и интересов основных внешних сил, вовлеченных в политические процессы в регионе, обозначение их приоритетов по обеспечению стабильного и безопасного развития Закавказья;

— показ объективных основ развития стратегического партнерства России и Армении и раскрытие эффективности воздействия российско-армянского сотрудничества на ситуацию в Закавказье, а также на решение региональных проблем в сферах политики, экономики и безопасности;

— раскрытие (на основе анализа региональных проблем и трендов мирового развития) перспектив российско-армянских межгосударственных отношений в глобализирующемся мире.

Источниковедческая база диссертационного исследования определялась его комплексным характером. Для раскрытия предмета работы потребовалось обращение к различным видам источников.

В первую группу источников вошли законодательные акты Российской Федерации и Республики Армения, формирующие правовые основы внешней и внутренней политики этих государств. Сегодня правовые основы выполняют ту доминирующую роль в государственном строительстве и межгосударственных отношениях, которую в советские годы выполняла идеология.

Вторую группу источников образовали тексты выступлений, заявлений и договоренностей руководителей Российской Федерации и Республики Армения. Роль первых лиц из политической элиты России и Армении в системе межгосударственных отношений трудно переоценить, ибо значимость субъективного фактора в современной международной политике весьма велика.

Третью группу источников составили сборники архивных документов, содержащие обширный фактологический материал по истории российско-армянских взаимоотношений1. Обращение к этим источникам необходимо в связи с тем, что межгосударственным.

Армяно-русские отношения в XVII в.: Сборник документов / Под ред. В. Л. Парсамяна. Ереван, 1953; Присоединение Восточной Армении к России. Ереван, 1972; Документы внешней политики СССР. -Т.1 1917;1918 гг. М., 1999; «Россия, Турция и Армения (По документам архива министерства иностранных дел правительства Колчака)». //Вестник НКИД РСФСР. — М., 1921; «Царская дипломатия о задачах России на Востоке» с предисловием М. Н. Покровского. //Красный архив. — М.-Л., 1926 и др. отношениям может и должен быть присущ императив преемственности и эволюционности, который с неизбежностью опирается на значительный исторический опыт взаимодействия народов и государств.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования включает инструментарий и эвристические подходы, выработанные как в российской и армянской, так и в западной политической науке. Существенным подспорьем послужили фундаментальные концепции и прикладные исследования, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области теоретической политологии и политической социологии. При реализации цели и задач исследования были применены анализ и синтез объективных показателей, структурный, сравнительный методы, методы социально-политического мониторинга.

При раскрытии темы автор исходил из того, что российско-армянские отношения представляют собой сложное переплетение, результат ряда факторов политического, социально-экономического и историко-культурного характера. Поэтому анализ комплекса этих отношений в их исторической динамике возможен лишь на основе междисциплинарной методологии исследования.

Кроме того, был использован системный подход, поскольку российско-армянские межгосударственные отношения рассматриваются как система взаимосвязей и взаимозависимостей, воздействующая как на внутреннюю ситуацию в закавказском регионе, так и на взаимоотношения с внешним окружением.

Результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна заключаются в следующих положениях:

— предпринята попытка комплексного (на основе историко-культурологического и политологического подходов) рассмотрения российско-армянских взаимоотношенийраскрыты особенности проявления региональных политических, экономических, военных и других факторових влияние на процессы развития и сотрудничества в закавказском регионе в постсоветский период;

— выявлены основные параметры отношений России и Армении как стратегических партнеров, определены приоритеты развития российско-армянского сотрудничества по обеспечению мира и безопасности на Южном Кавказе;

— на основе анализа широкого круга источников и обобщения обширного фактологического материала определены реальные вызовы и угрозы национальным интересам России в закавказском регионе;

— намечены перспективы российско-армянского межгосударственного сотрудничества на фоне динамично развивающихся региональных и общемировых политических процессов.

Основные научные результаты, вынесенные на защиту, заключаются в следующем:

1. Российско-армянское сотрудничество являет пример воссоздания на постсоветском пространстве позитивных элементов прошлого в новой исторической обстановке. Сегодня актуализируется прагматическая составляющая сотрудничества — политические, торгово-экономические связи, совместное обеспечение национальной безопасности государств.

2. Межгосударственное сотрудничество России и Армении имеет геополитическое значение для обеспечения стабильности и мира, формирования политики добрососедства со всеми странами региона. Налаживание и укрепление этого сотрудничества будет способствовать созданию интегрированного политического и экономического объединения Содружества Независимых Государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе.

3. Геополитическая ситуация в Закавказье в XXI столетии будет определяться процессами, которые ожидаются внутри каждого из закавказских государств (Азербайджан, Армения, Грузия), между ними и между каждым из этих государств и Россией, а также характером и уровнем их взаимодействия и сотрудничества с другими политическими центрами мира (США, Евросоюз) и южными соседями (в первую очередь с Турцией и Ираном).

4. Имеющиеся проблемы во взаимоотношениях между некоторыми государствами региона (Армения и Азербайджан, Армения и Турция) негативно сказываются на общей геополитической ситуации в регионе. В условиях возобновившегося поиска решений данных проблем в межгосударственных отношениях, Россия может внести свой позитивный вклад в налаживание политического диалога и обеспечение мира и стабильности в регионе.

5. Сегодняшняя ситуация в Закавказье обусловлена повышением геополитического потенциала региона как главного транспортно-транзитного коридора, связывающего прикаспийские энергодобывающие районы с Европой и евразийским континентом в целом.

6. Важнейшими элементами в процессе нормализации политической обстановки в регионе являются реализация совместных проектов между государствами на субрегиональном уровне и в рамках региональных интеграционных объединений, налаживание общерегионального экономического сотрудничества, а также создание реального механизма для формирования системы региональной безопасности.

7. Актуальной задачей современного этапа в развитии российско-армянских политических отношений является совместная деятельность по принятию комплекса мер, направленных на обеспечение стабильности в регионе. Это предполагает постепенное урегулирование ряда региональных конфликтов, установление цивилизованного торговоэкономического сотрудничества между странами, поиск путей формирования устойчивых элементов общерегионального сотрудничества, в том числе и в области безопасности.

Практическая значимость исследования вытекает из её научной и политической актуальности. Она определяется тем, что затронутые в работе проблемы имеют существенное значение для внешнеполитической стратегии России не только с точки зрения ее геополитических интересов, но и выстраивания отношений с Республикой Армения. Диссертация помогает восполнить пробелы в исследовании новых вызовов и угроз безопасности России как фактора изменения общей геополитической ситуации в закавказском регионе, требующего соответствующей корректировки геостратегических задач государства и всеобщей безопасности через обеспечение собственных национальных интересов. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы федеральными и региональными органами власти, а также ведомствами, организующими внешнюю политику.

Материалы и результаты диссертационного исследования также могут быть использованы для дальнейших исследований и разработок при подготовке лекционных базовых и специальных курсов, проведения практических занятий и составления пособий на факультетах международных отношений высших учебных заведений.

Апробация работы. Основные положения диссертации, выносимые на защиту, обсуждены на заседании кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ, а также изложены в публикациях автора, в том числе и в рекомендованном ВАК научном журнале.

Структура диссертации направлена на раскрытие её объекта и предмета, а также доказательство рабочей гипотезы. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.

Выводы по 2 главе:

1. Сегодняшняя ситуация в Закавказье обусловлена повышением геополитического потенциала региона как главного транспортно-транзитного коридора, связывающего прикаспийские энергодобывающие районы с Европой и евразийского континента в целом. Зримым проявлением данного обстоятельства стало более плотное переплетение политических интересов ряда стран, истоки которых выходят далеко за пределы регионального видения проблемы.

2. Важнейшим элементом в процессе нормализации политической обстановки в регионе является реализация совместных проектов между.

1 Никонов В. Назад к Концерту / Россия в глобальной политике. № 1. Ноябрь/декабрь, 2002. С. 87.

2 Лузянин С. Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004—2008 гг.). М.: ACT: Восток — Запад, 2007. С. 293. государствами на субрегиональном уровне, в рамках региональных интеграционных объединений, с налаживанием общерегионального экономического сотрудничества, созданием реального механизма для формирования системы региональной безопасности. В этом случае преимущества от реализации торгово-экономического сотрудничества на двустороннем и многостороннем уровнях могут сформировать позитивную основу для развития диалога в политической сфере и способствовать нормализации всей ситуации в регионе.

3. Актуальной задачей современного этапа в развитии российско-армянских политических отношений является совместная деятельность по принятию комплекса мер, направленных на обеспечение стабильности в регионе. Это предполагает постепенное урегулирование ряда региональных конфликтов, установление цивилизованного торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, поиск путей формирования устойчивых элементов общерегионального многостороннего сотрудничества, в том числе и в сфере безопасности.

Заключение

.

Многовековые российско-армянские отношения развивались с различной интенсивностью. Их анализ позволяет выделить, по меньшей мере, два аспекта, имеющих особенное значение для политической проблематики, сопряженной с международными отношениями. Первый аспект касается перехода от четвертого этапа к пятому, т. е. перехода от советского периода содружества народов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Армянской Советской Социалистической Республики к их равноправному сотрудничеству, которое характеризует взаимодействие народов Российской Федерации и Республики Армения.

На первый взгляд, подобного рода переход (от содружества к сотрудничеству) выглядит как регрессивный. Однако, в реальной действительности, если обратиться к смысловым основам происходящего — это движение восходящее и потому прогрессивное. Ведь дружба народов в Советском Союзе была основана не только (а, возможно, не столько) на их совместной деятельности во имя светлого будущегопостроения коммунистического общества, но и в значительной мере на противодействии или борьбе с врагом (внешним, а периодами, связанными с белогвардейщиной, с народами, подвергшимся депортациям — с внутренним). Находясь в социалистическом лагере, народы, подвергавшиеся массированному идеологическому прессингу, «сознательно» соединялись для того, чтобы «дружить» против империалистических государств, вместе бороться с мировым капитализмом.

В постсоветский период сотрудничество народов России и Армении направлено не против других, внешних по отношению к ним народов. Оно сопряжено с совместным ответом вызовам политической дестабилизации, однополярности мира, экспансистским устремлениям государств, стремящихся «единолично» доминировать в кавказском макрорегионе. В этой связи постсоветское сотрудничество народов двух государств направлено на сохранение их устойчивости, суверенитета, на территориальную целостность.

Происходящая ныне оптимизация двусторонних международных отношений и накапливаемый практический опыт сотрудничества народов России и Армении целесообразно расширять на весь сверхсложный регион. Процесс этот полифоничен, а потому его осуществление нуждается в осторожности и деликатности, достижимой при использовании системного метода и синергетического подхода. Ведь на сравнительно небольшой территории Кавказа осуществляется совместная жизнедеятельность всех на сегодня возможным типов народовдоаграрных, доиндустриальных и техногенных. В этой связи нынешний, шестой этап российско-армянских отношений достоин особого внимания. В этот период необходимо и возможно, по нашему мнению, не «разрубив», а «размотав» образовавшийся веками «клубок» противоречий и обид сожительствующих народов, достичь необходимой гармонизации международных отношений в кавказском макрорегионе.

Взаимоотношения между Россией и Арменией обладают особой значимостью и в связи с тем, что именно армянская диаспора является наиболее многочисленной среди народов России, имеющих государственность за рубежами Российской Федерации. В 2002 году Всероссийская перепись населения зафиксировала 1 130 491 гражданина армянской национальности1. По своей численности армяне занимают высокое — седьмое место среди других народов России. На их самочувствие несомненное воздействие оказывает состояние российско-армянских отношений.

См.: Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Т. 14 (сводный). М., 2005. С. 272.

В отличие от многих других диаспор, армяне стремятся поддерживать тесные духовные связи с Родиной. Эти связи весьма значимы для подрастающего поколения. Ведь во многом через них армянские дети и молодежь, будучи гражданами России, овладевают и пользуются родным языком, способны одновременно находиться в двух культурных пространствах — российском и армянском.

Этому же способствует и функционирующая в России сеть местных и региональных национально-культурных автономий, созданная армянами. Опираясь на неё в ноябре 2001 года была учреждена и зарегистрирована Федеральная национально-культурная автономия «Армяне России», являющаяся своеобразной «вершиной» экстерриториального самоопределения армян в Российской Федерации.

Российско-армянское сотрудничество является примером воссоздания на постсоветском пространстве (на основе интеграции) позитивных элементов прошлого в новой исторической обстановке. Эта интеграция основывается не только на духовных и культурных связях российского и армянского народов. Существенная роль принадлежит и прагматической составляющей сотрудничества — развитию торгово-экономических, политических связей, совместному обеспечению экономической и энергетической, социоэкологической и информационной, гуманитарной и иной безопасности государств.

Дальнейшая активизация отношений между Россией и Арменией может происходить по таким приоритетным направлениям как энергетическое, транспортное, технологическое (в том числе, нанотехнологическое) торгово-инвестиционное, информационное и культурно-гуманитарное сотрудничество, совершенствование законодательства и механизмов координации государственного управления, других факторов, обеспечивающих инновационный характер экономического роста.

На процесс оптимизации российско-армянских отношений существенное влияние оказывает международный фактор. Следует признать, что сегодня на Кавказе сохраняется тревожное, в том числе военное, противостояние с привлечением не только региональных, но и мировых держав. В этой связи, по нашему мнению, целесообразно создание Совета Безопасности Кавказа, в который должны войти страны, оказывающие существенное влияние на мировые и региональные процессы. Это — Россия, Турция, Иран, США, Китай, а также Армения, Грузия и Азербайджан.

Устойчивость позитивной политической обстановки в регионе сопряжена с реализацией совместных проектов между государствами на субрегиональном уровне, в рамках региональных интеграционных объединений, с налаживанием общерегионального экономического сотрудничества. В этом случае преимущества от реализации взаимовыгодных торгово-экономических отношений на двустороннем и многостороннем уровнях будут формировать необходимую основу для развития диалога в политической области и способствовать нормализации всей ситуации в регионе.

Актуальной задачей современного этапа в развитии российско-армянских политических отношений является совместная деятельность по принятию комплекса мер, направленных на обеспечение стабильности в регионе. Это предполагает постепенное урегулирование ряда региональных конфликтов, а также поиск путей формирования оптимальных механизмов многостороннего сотрудничества.

Межгосударственное сотрудничество России и Армении имеет геополитическое значение в плане обеспечения стабильности и мира, формирования политики добрососедства со всеми странами региона. Взаимоотношения стран имеют стратегические перспективы, учитывающие их интересы в регионе. Налаживание и укрепление этого сотрудничества будет способствовать созданию интегрированного политического и экономического объединения Содружества Независимых Государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе.

Отношения с Республикой Армения занимают важное место во внешней политике России, как в геополитическом, так и стратегическом плане. Процесс становления российско-армянских отношений еще далек от завершения и по существу находится в фазе, характеризующей не только стремление каждой из сторон к национальной самоидентификации, но и их вхождение в объективные процессы глобализации.

Армянский вектор можно считать приоритетным в закавказском направлении международной политики России. Российско-армянское сотрудничество, будучи наиболее продвинутым в современных условиях комплексом двусторонней хозяйственной кооперации, способно стать фактором, цементирующих интеграционные процессы в регионе, послужить основой для создания транскавказских транспортных магистралей, энергосетей и других коммуникаций.

Геополитическая ситуация в Закавказье в XXI столетия будет в большей, чем до последнего времени, степени определяться процессами, которые ожидаются внутри каждого из закавказских государств (Азербайджан, Армения, Грузия), в отношениях между ними и между каждым из этих государств и Россией, а также характером и уровнем их взаимодействия и сотрудничества с другими ведущими странами мира и южными соседями (в первую очередь с Турцией и Ираном). Кроме того, геополитическая картина Закавказья будет корректироваться теми процессами, которые произойдут на постсоветском пространстве, особенно в рамках СНГ.

Важнейшим элементом в процессе нормализации политической обстановки в регионе является реализация совместных проектов между государствами на субрегиональном уровне, в рамках региональных интеграционных объединений, с налаживанием общерегионального экономического сотрудничества, созданием реального механизма для формирования системы региональной безопасности. В этом случае преимущества от реализации торгово-экономического сотрудничества на двустороннем и многостороннем уровнях могут сформировать позитивную основу для развития диалога в политической сфере и способствовать нормализации всей ситуации в регионе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. (Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24) // http://www.kremlin.ru официальный сайт Президента РФ .
  2. Концепция внешней политики Российской Федерации. (Утверждена Указом Президента РФ от 15 июля 2008 года) // http://www.kremlin.ru официальный сайт Президента РФ.
  3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. (Утверждена Указом Президента РФ от 13 мая 2009 г.) // http://www.kremlin.ru официальный сайт Президента РФ .
  4. Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года. 14 ноября 2008 г. http://www.cis.minsk.ru официальный сайт Исполнительного комитета Содружества Независимых государств.
  5. Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Арменией, ориентированном в XXI век. 26 сентября 2000 г. // http://www.mid.ru официальный сайт Министерства иностранных дел РФ.
  6. Договор «О дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения», 29 августа, 1997 г. // http://www.law7.ru российский правовой портал.
  7. Ш. Интересы Российской Федерации на территории Кавказского региона и позиция Армении // Актуальные проблемы современной политической науки и политики. М., 2006. Вып. 2. -С. 13−21.
  8. Ц.П. Россия в судьбах армян и Армении. М., 1978. 317 с.
  9. С.М. История России. Армянский след. М., 1997. 480 с.
  10. Армения: проблемы независимого развития. Под ред. Е. М. Кожокина. Российский институт стратегических исследований. М., 1998. 594 с.
  11. М. Общность стратегических интересов // Военный дипломат. М., 2007. № 3.-С. 27−32.
  12. Ахтамзян // Южный фланг СНГ Центральная Азия — Каспий — Кавказ: Возможности и вызовы для России /Под ред. М. М. Наринского, А. В. Мальгина- МГИМО (У) МИД России- ИНО-Центр. М.: Логос, 2003. — С. 191−218.
  13. Д. Г. Внешняя политика России на рубеже веков // Десять лет внешней политики России: Материалы Первого Конвента Российской ассоциации международных исследований / Под ред. А.
  14. B. Торкунова. Российская ассоциация между нар. Исследований- МГИМО (У). М.: РОССПЭН, 2003. — С. 61−64.
  15. А. Все началось с Косова, и грузино-осетинским конфликтом не закончится // Международная жизнь. № 10. — 2008.1. C. 26−28.
  16. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (господство Америки и его геостратегические императивы). М., 2003. 256 с.
  17. Бжезинский 3. «Идея сдерживания когда-то превратилась в догму» // Россия в глобальной политике. Том 6. № 1. январь февраль. 2008. -С. 141−152.
  18. В. Принципы человеческой географии // Геополитика: Хрестоматия / Сост. Б. Исаев. СПб., 2007. 512 с.
  19. П. Дж. Смерть Запада. М., 2004. — 444 с.
  20. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991−1998. Хрестоматия. В 2 т. М., 1999. — 337 с.
  21. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991—2002. Хрестоматия. В 4 т. М., 1999. 509 с.
  22. А. Национальная безопасность России в контексте глобализации // Безопасность Евразии. 2003. № 3 июль-сентябрь. С. 213−227.
  23. Восток / Запад: региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений / Под ред. А. Д. Воскресенского. М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2002. 528 с.
  24. Выступление Президента Республики Армения Р. Кочаряна в Дипломатической академии МИД России. 16 января 2003 г. // Республика Армения, 17 января 2003.
  25. К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001. — 464 с.
  26. А.О. Содружество Независимых Государств и внешняя политика России. Современные международные отношения имировая политика. Под ред. А. В. Торкунова, И. Г. Тюлина, А. Ю. Мельвиль. М., МГИМО, 2004.
  27. Г. Б. Россия в судьбах армян и Армении. Ереван, 1993.- 121 с.
  28. А. Национальная идея в постсоветском пространстве. М., 2000.
  29. Геополитика, проблемы безопасности и миротворчества на Северном Кавказе. Симпозиум III. Материалы IV Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». 2124 сентября 2004 года. Пятигорск: ПГЛУ, 2004. — 84 с.
  30. К.Э. Грани идентичности. Социокультурное пограничье как фактор формирования этнического самосознания (на примере субэтнических групп армян). М., 2006. 172 с.
  31. С. Армения — Россия СНГ: настоящее и будущее постсоветского пространства // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз.- 2000. -№ 3. С. 67−73.
  32. Г. Некоторые аспекты армяно-турецких отношений в контексте региональных процессов. Ориентиры внешней политики Армении. «Сборник аналитических статей». Под ред. Г. Новиковой. Ереван, «Антарес», 2002. 151 с.
  33. Десять лет Содружества Независимых Государств (1991−2000). Статистический сборник / Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 2001. http://www.cisstat.com/rus/ - сайт Межгосударственного статистического комитета СНГ.
  34. А. Еще одна формула безопасности // Независимая газета, 20 мая 2000.
  35. И.П. Кавказский макрорегион в фокусе геополитических интересов мировых держав: история и современность / Ростов-на-Дону: Издательство ЮНЦ РАН, 2007. 208 с
  36. В. К. Проблема Каспия в российско-турецких отношениях / В. К. Егоров // Российско-турецкие отношения: история, современное состояние и перспективы / Ин-т востоковедения РАН. — М., 2003.-С. 185−192.
  37. А. Политические процессы на периферии Евразии. М., 1998. С.11−86.
  38. И. И. Россия и Турция: новые аспекты отношений / И. И. Иванова // Новые тенденции в международных отношениях в Азии / Отв. ред. А. М. Хазанов- Ин-т востоковедения РАН- РАЕН. — М., 2002.-С. 138−154.
  39. Э. Дюррем. Проблемы турецко-российских отношений в новой системе международной безопасности // Азия и Африка сегодня, № 4. 2007. — С. 50−54.
  40. В.П., Галустьян O.A. Россия и Армения: размышления о прошлом, настоящем, будущем. М., 2003. 319 с.
  41. Кавказское соседство: Турция и Южный Кавказ. Ред. А. Искандарян. Ереван, 2008. 171 с.
  42. С. Д. Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве / С. Д. Кавтарадзе. — М.: Экзамен, 2005. — 223 с.
  43. А. Россия выигрывает баталию за «общекавказскую безопасность» // Независимая газета, 14 июля 2000.
  44. А. О посреднической миссии Турции не может быть и речи // Голос Армении. 1 июля, 2004. С. 1.
  45. С. Новая ситуация — новые вызовы — новые интересы // Азия и Африка сегодня. — 2003. — № 4. — С. 34−39.
  46. В. Армянская диаспора России // Обозреватель. М., 2007. № 12.-С. 45−51.
  47. В. Геополитический фактор внешней политики Армении // Свободная мысль. М., 2007. № 11. С. 121−130.
  48. Н. Г. Российско-турецкие отношения в контексте евразийских концепций / Н. Г. Киреев // Российско-турецкие отношения: история, современное состояние и перспективы / Ин-т востоковедения РАН. М., 2003. — С. 244−258.
  49. О. Южный Кавказ в политике Турции и России в постсоветский период. М., «Русская панорама», 2004.
  50. В.А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. Уч. М., 2002. 479 с.
  51. Г. С. В повестке комплементаризм и многовекторность оборонной политики // Голос Армении, 16 ноября 2002.
  52. Г. С. Особенности разрешения карабахского конфликта. Карабах: конфликт-консенсус. Ереван, 1997.
  53. А.Б. Новые перспективы России на международной арене // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 7.
  54. А. Б. Нагорный Карабах в геополитическом контексте XXI века. М.: Академия гуманитарных исследований, 2006, — 88 с.
  55. А. Б. Армения в современном мире. Рязань: Узорочье, 2004. -64 с.
  56. А.Б. Удержится ли Россия на Южном Кавказе // Аналитические записки. М., 2007. № 21. С. 125−134.
  57. Ю. Традиции и перспективы отношений Турции со странами Южного Кавказа (Азербайджан, Грузия, Армения) // Научно-координационный совет по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. М., 2007. С. 20−33.
  58. В. В. О некоторых проблемах российско-турецких отношений / В. В. Кунаков // Ближний Восток и современность: Сборник статей / Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока- Отв. ред. М. Р. Арунова. М., 2002. — С. 363−367.
  59. А. Армянское и азербайджанское меньшинства в Грузии. О национальной и внешней политике Грузии. Этнические и региональные конфликты в Европазии. Кн.1. Центральная Азия и Кавказ.-М., 1997.-С. 173−174.
  60. Д.Б. Конфликты у Южных рубежей России // Pro et Contra, Том 5. № 3. Лето 2000. С. 7−33.
  61. Д. Б. Россия и Каспийский регион: проблемы безопасного развития. М.: ИМЭМО, 2002. 127 с.
  62. Д. Б. Россия и Мусульманский Север в водоворотах нового миропорядка: Сб. ст./Д. Б. Малышева- ИМЭМО РАН. М., 2003.-72 с.
  63. С. Мораторий на ДОВСЕ и Южный Кавказ // Россия в глобальной политике. Том 3. № 3. май июнь. 2008. — С. 143−152.
  64. С. Россия и США: соперничество на Кавказе и в Центральной Азии // Азия и Африка сегодня. № 10. 2007. С. 9−14.
  65. Мировая экономика: прогноз до 2020 г. / Под ред. A.A. Дынкина. М.: МЭиМО. 2007.-429 с.
  66. Ю.В. Перспективы сотрудничества между ЕС и Россией в области безопасности Евроазиатского региона / Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. М.: ИНИОН РАН, Центр по изучению проблем европейской безопасности. № 11, 2004.
  67. Э. Южный Кавказ. Тернистый путь к безопасности. М., 2005. 226 с.
  68. В. Россия наш союзник и старший брат //Красная звезда, 17 января 2003
  69. Н. Противостояние //Голос Армении, 12 сентября 2002.// .http://www.golos.am сайт общественно-политической газеты «Голос Армении»
  70. А.А. Эхо Цхинвала // Международная жизнь. № 10. 2008. -С. 18−25.
  71. И. Россия и Турция. -М., 2003. С.86−90
  72. В. О компонентах безопасности Армении // Голос Армении, 31 октября 2002. .http://www.golos.am сайт общественно-политической газеты «Голос Армении»
  73. Парламентские и президентские выборы в Армении и интересы России. Материалы заседания круглого стола. 22 марта 2007 г. / Вермишева С., Дзасохов А., Затулин К. и др. Фонд «Единство во имя России». М., 2007. — 67 с.
  74. Г. А. Современное армянское общество: особенности трансформации. М., 2005. 324 с.
  75. Т. Диаспоры в системе международных отношений. М., 1998. С.93−122.
  76. Н. Россия Армения: состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений // Внешняя торговля. 1996. № 10−11.-С. 23.
  77. Россия — Армения: Встреча В. В. Путина с Р. С. Кочаряном// Дипломатический вестник. — 2004. — № 9. — С. 16.
  78. Россия и Армения: научно-образовательные и историко-культурные связи. Международный научный альманах. Под ред. А. П. Лиферова. Рязань, 2008. 192 с.
  79. Россия и Закавказье: реалии независимости и новое партнерство. -М., 2000.
  80. Россия и Кавказ на рубеже столетий/(Материалы второго заседания «круглого стола» «Между Западом и Востоком. Россия и Кавказ на рубеже столетий» на общую тему: «Россия и Кавказ в XXI веке»). -М.: Дедалус, 2006. 180с.
  81. В.В. Национально-культурная автономия как форма этнокультурного самоопределения народов России. М., 2008. 86 с.
  82. С. Вооруженные силы основная составляющая безопасности страны // Ноев ковчег, декабрь 2002. // http://www.noev-kovcheg.ru
  83. М. Политические проблемы Кавказа и Армения. Ереван, 1998. 97 с.
  84. Г. Перспективы «виртуального шелкового пути» // Голос Армении. 25 июня, 2004.
  85. И. Пантюркизм во внешней политике Турции. М., 1999.-272 с.
  86. Системная история международных отношений в 4-х томах. Т. ТП (1918 2003). События 1945−2003. Под ред. проф. Богатурова А.Д.
  87. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003. С. 530.
  88. А.Б. Армения и Россия на высшем уровне // Дипломат. М., 2004. № И.-С. 4−7.
  89. В. Концепция «комплементарности» во внешней политике Армении // // http://www.noev-kovcheg.ru, март, 2001.
  90. В. Моя миссия в Армению. М., 2001. 295 с.
  91. И. Южный Кавказ: единство противоположностей. М., 2003. — С.7.
  92. В. Социально-политические и экономические аспекты армяно-российских отношений (1991−2000гг.). М.: РНЦ И КПИ РАН, 2000. — 178 с.
  93. А. СНГ без победителей и побежденных // Независимая газета. 22 июня, 2000. С. 15.
  94. А. О союзничестве и комплементарности во внешней политике Еревана // Международная жизнь. 2004. № 1. — С. 42−56.
  95. В.В., Цихоцкий С. Э. Кавказский вопрос как геополитическая проблема: история и современность // Кавказ: проблемы геополитики и национально-государственные интересы России. Ростов н/Д, 1998.
  96. М.Ю. Каспийская нефть и межнациональные отношения. М: ИЭА РАН, 2002. 227 с.
  97. С. Вопросы коллективной безопасности СНГ и Армения. Ориентиры внешней политики Армении. Сборник статей под ред. Г. Новиковой. Ереван, «Антарес», 2002.
  98. Н.Н. Интеграция в СНГ: проблемы и перспективы// Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 11. С. 72−82.
  99. Н.Н. Интеграционная система СНГ: направления дальнейшего совершенствования // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 11.
  100. А.А. Страны Кавказа в международной политике // Современная Европа. 2001. № 2. — С. 68−78.
  101. Южный Кавказ: тенденции и проблемы развития (1992−2008 годы). Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива В. А. Гусейнов. М.: Красная звезда, 2008. — 392 с.
  102. Samuel P. Hantington. Who International Primacy Matters // International Security. Spring 1993. — P. 83.
  103. Angus Madison, Monitoring the World Economy, Published by the OECD Development Centre, Paris, 1995.
  104. Turkey-armenia dialogue series: breaking the vicious circle. Tesev-caucasus institute joint report. 2009.
  105. World Bank, 2005. World Development Indicators, 2005.
  106. Brown Ch., Ainley K. Understanding International Relations. Houndmills e. a.: Palgrave Macmillan, 2005. P. 47−48.
  107. Gvosdev V., Simes I. America Cannot Have Ii Both Ways with Russia // Financial Times. 2006. Apr. 6.
  108. Диссертационные исследования
  109. С. А. Армения во внешней политике РСФСР в 1917—1918 гг.. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2007. 24 с.
  110. А.А. Международно-правовые основы военного сотрудничества Республики Армения и российской Федерации. Автореферат на соискание степени кандидата политических наук М., 2005. 25 с.
  111. А.Г. Перспективы развития экономических отношений Армении и России. Автореферат на соискание степени кандидата экономических наук. М., 2005. 24 с.
  112. А. Отношения между Республикой Армения и Российской Федерацией: региональные аспекты стратегического партнерства. Автореферат на соискание степени кандидата политических наук. М., 2004. 24 с.
Заполнить форму текущей работой