Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование системы управления экономической деятельностью железнодорожного транспорта в условиях реформы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи: проанализирован имеющийся опыт реформирования экономических систем и методы организации процесса реформирования предприятийисследовано явление естественно-монопольного положения, его специфика и возникающие на его основе ограничения реформированияисследована модель управления финансово-экономической деятельностью железных дорог… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ОГРАНИЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
    • 1. 1. Основные закономерности формирования и функционирования экономических объектов в рамках системного подхода
    • 1. 2. Теоретические основы реформирования экономических систем
    • 1. 3. Экономическая система как объект реформирования
    • 1. 4. Российские естественные монополии как объект реформирования в современных условиях
      • 1. 4. 1. Российские естественные монополии и ограничения их реформирования
      • 1. 4. 2. Подходы к реформированию железнодорожного транспорта в российских условиях
  • ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
    • 2. 1. Структура железнодорожного транспорта и система управления экономической деятельностью железных дорог России
      • 2. 1. 1. Характеристика структурных подразделений железнодорожного транспорта
      • 2. 1. 2. Система управления экономической деятельностью железных дорог России до начала периода реформирования
      • 2. 1. 3. Система управления экономической деятельностью железных дорог по состоянию на 2004 г
    • 2. 2. Проблемные зоны и цели структурной реформы железнодорожного транспорта Российской Федерации с позиций повышения эффективности экономического механизма управления
      • 2. 2. 1. Формирование экономически-обоснованного состава подразделений в структуре железной дороги
      • 2. 2. 2. Стимулирование на железнодорожном транспорте
      • 2. 2. 3. Критерии оценки экономической эффективности деятельности структурного подразделения
  • ГЛАВА 3. ВНУТРЕННИЙ РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ В СЛОЖНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
    • 3. 1. Внутренний рынок в системе экономического управления сложной производственно-технической системой

    3.2. Формирование системы управления экономической деятельностью структурного подразделения железной дороги с использованием элементов внутреннего рынка (на примере вагонного депо Иркутск-пассажирский ВЧД-7 Дирекции по обслуживанию пассажиров Филиала

    ОАО РЖД-Восточно-Сибирской железной дороги).

    3.3. Методология разработки механизма внутренних цен на уровне структурного подразделения железной дороги (на примере ВЧД-7 НДОП ВСЖД-Филиала ОАО «РЖД»).

Совершенствование системы управления экономической деятельностью железнодорожного транспорта в условиях реформы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономическое развитие любого государства невозможно без устойчиво работающей, эффективной и надежной транспортной системы. В силу географических и исторических факторов для России основную роль в транспортной системе играет железнодорожный транспорт.

Железнодорожная отрасль сегодня представляет собой инфраструктурную суперкомпанию национального уровня, влияние которой на все процессы в экономике, и особенно в реальном ее секторе, трудно переоценить. Государственное управление железнодорожным транспортом заложило надежные основы его развития на долгосрочную перспективу. Исторически железные дороги развивались в России как государственные предприятия.

С началом экономических реформ железные дороги попали в кардинально изменившуюся внешнюю среду — рыночные отношения. Даже государственный статус и монопольное положение на рынке транспортных услуг не дают гарантий выживания предприятиям. Задачей современного этапа развития железнодорожного транспорта стало повышение экономической эффективности всех процессов, самоокупаемость, способность восстанавливать свои основные фонды и планомерно снижать тарифную нагрузку на экономику России.

Проблема исследования состоит в том, как добиться достижения целей (роста прибыли, капитала и активов, замены изношенных основных фондов, стабильного функционирования) железнодорожных организаций, в условиях динамично изменяющегося внешнего окружения, повышения сложности организационной структуры и внутренних процессов, расширения сферы взаимодействия организации с внешним окружением.

Естественно-монопольный характер исследуемой отрасли, ее масштаб накладывает значительные ограничения на возможность рыночного регулирования экономических процессов в отрасли. В силу этого обстоятельства, рост эффективности благодаря искусственному дроблению единой железнодорожной системы маловероятен. Поэтому, решение проблемы управления экономическими процессами в вертикально-интегрированной, многоуровневой высокодиверсифицированной отрасли, такой, как железнодорожный транспорт, будет длительное время составлять перспективное направление для научного поиска и практических разработок.

Исходя из данных предпосылок, особое внимание должно быть уделено именно внутренним процессам в организации финансово-экономических отношений на железных дорогах. С одной стороны, необходимо обосновать теоретически и методологически формирование модели управления экономикой транспорта в условиях ограниченности регулирующего и оптимизирующего воздействия внешнего рынка, государственного контроля над тарифами и качеством услуг, а с другой стороны — обеспечить экономически обоснованное распределение ресурсов между участниками процесса, стимулирование их желаемого поведения в виде экономии издержек на всех уровнях управления, увязки расходов с объемом выполняемых работ, экономической инициативы и самостоятельности структурных подразделений в рамках единого хозяйствующего субъекта.

Учитывая жесткую технологическую связь и взаимообусловленность технологических процессов, сложность организационной структуры железнодорожного транспорта, обилие прямых и обратных связей в системе железных дорог, организация экономического управления взаимодействием (как вертикальным, так и горизонтальным) подразделений в рамках единого предприятия выступает сложнейшей научно-практической задачей, определению путей к решению которой и посвящено исследование.

Цель исследования — на основе анализа отечественного и зарубежного опыта сформировать подходы к совершенствованию существующей системы управления экономической деятельностью на железнодорожном транспорте.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи: проанализирован имеющийся опыт реформирования экономических систем и методы организации процесса реформирования предприятийисследовано явление естественно-монопольного положения, его специфика и возникающие на его основе ограничения реформированияисследована модель управления финансово-экономической деятельностью железных дорог в период до реформы, проанализирован действовавший в этот период экономический механизм управления железнодорожного транспортапроанализированы и систематизированы имеющиеся на сегодняшний день подходы и идеология формирования экономического механизма управления железными дорогами в условиях реформы, нормативная база реформыисследована теоретическая модель внутреннего рынка предприятия и трансфертного ценообразование в рамках этой модели, обоснована применимость модели внутреннего рынка при формировании подходов к совершенствованию системы управления экономической деятельностью железнодорожного транспортаразработана система управления экономической деятельностью структурного подразделения железной дороги с использованием элементов внутреннего рынка, исследована его применимость для разных уровней управления железнодорожным транспортом.

Объект исследования: организационная структура управления железнодорожным транспортом Российской Федерации на уровне железной дороги в условиях реформирования.

Предмет исследования: финансово-экономические отношения в рамках существующей организационной структуры управления железнодорожным транспортом.

Методика исследования. В диссертационной работе использованы методы системного анализа изучаемого объекта, экономического и ситуационного анализа, финансового анализа, экспертных оценок, а также общенаучные методы исследования: наблюдение, сравнительный анализ полученных результатов, группировка данных, анализ и синтез.

Информационной базой исследования послужили статистические и бухгалтерские материалы, отчеты и справки экономической и финансовой служб Управления Восточно-Сибирской железной дороги, администрации Иркутской области, центральных органов МПС РФ, сборников ВНИИЖТ, ГТГУПС, ИРГУПС, отраслевые нормативно-правовые документы, публикации в средствах массовой информации, специализированных отраслевых изданиях, данные Облкомстата Иркутской области, труды отечественных и зарубежных ученых в области: системного анализа: Р. Акоффа, М. Альберта, Н. Виннера, В. М. Глушкова, М. Голдмана, Евенко Л. И., JI.B. Канторовича, В. В. Киселева, Ф. Котлера, Д. Мако, М. Мескона, М. Мессаровича, Б. З. Мильнера, М. Портера, Рапопорта B.C., В. Т. Севрук, С инки Дж. мл., И. М. Сыроежина, И. Тахакары,.

A.И. Уемова, P.A. Фатхутдинова, Фр. Хедоури, Р. Эшби, С. Янгатеории реформирования экономически систем: Ф. Ж. Гуияр, C.B. Ильдеменова, В. А. Ирикова, Д. Н. Келли, В. Г. Крыжановского, И. И. Мазура,.

B.Н. Тренева, Э. А. Уткина, В. Д. Шапироэкономики предприятия: С. Б. Авдашевой, Ф. К. Беа, Э. Дихтла, Н. М. Розановой, И. Ю. Сольской, М. Швайтцераобщей экономической теории: C.JI. Брю, Р. Коуза, K.P. Макконнелла, Дж.С. Милль, Дж. Робинсон, П. Самуэльсона, О. Уильямсона, М. Швайтцераэкономики железнодорожного транспорта: И. В. Белова, А. Г. Беловой, Н. В. Берндта, В. Г. Галабурды, В. Г. Гизатуллиной, О. В. Гончарук, Г. Н. Гуковой, В.А. s.

Дмитриева, A.B. Давыдова, A.H. Ефанова, А. И. Журавель, A.A. Зайцева, В.Ф.

Иваненко, М. В. Иванкова, В. Э. Каутца, Т. П. Коваленок, Н. Конарева, JI.B.

Куруновой, Б. М. Лапидуса, М. Е. Мандрикова, Д. А. Мачерета, A.A.

Михальченко, Ю. Д. Петрова, П. Резач, С. М. Резера, Н. Г. Смеховой, Н.П.

Терешиной, М. Ф. Трихункова, М. Г. Трубихина, И. В. Форкачевой, Н. П. Чипиги,.

А.Д. Шишкова, A.M. Шульги.

Научная новизна исследования заключается в следующем: рассмотрены характерные особенности системы управления экономической деятельностью железных дорог в условиях естественно-монопольного положения железнодорожного транспорта в Российской Федерации и на этой основе сформулированы ограничения их реструктуризациипроанализированы прямые и обратные финансово-экономические связи между структурными подразделениями железнодорожного транспорта, произведена их классификация по характеру отношенийразработана модель внутреннего рынка предприятия и механизм внутрифирменного ценообразования, доказана их применимость для решения задач повышения эффективности и управляемости экономических процессов на железнодорожном транспортеразработан и апробирован алгоритм функционирования внутреннего рынка на уровне структурного подразделения железнодорожного транспортаразработана методика формирования внутрифирменных цен на примере конкретного предприятия.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной методологии для организации управления финансово-экономическими отношениями на железных дорогах.

Внедрение и апробация работы. Результаты исследования использовались при организации оперативного управления экономикой Вагонного депо Иркутск-пассажирский Дирекции по обслуживанию пассажиров Филиала ОАО «РЖД"-Восточно-Сибирской железной дороги. Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на научных семинарах кафедры «Финансы и бухгалтерский учет» ИрГУПС, 2-ом и 3-ем Байкальском Экономическом Форуме (БЭФ).

Публикации. Основные результаты диссертации представлены в 8 научных работах, опубликованных в трудах Иркутской Государственной Экономической Академии (ИГЭА), ИрГУПС, Байкальского Экономического Форума, монографии.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы из 173 наименований.

ВЫВОДЫ:

1. Горизонтальное взаимодействие для железнодорожного транспорта играет особо важную роль, так как учет особенностей технологического процесса железных дорог предъявляет повышенные требования именно к координации деятельности на всех уровнях управления, и в первую очередь — на уровне структурного подразделения. При высокой степени специализации и распределения обязанностей между структурными подразделениями (как, например, между структурными подразделениями железнодорожного транспорта) важную роль играет взаимозависимость подразделений, классифицируемая следующим образом:

— Номинальная взаимозависимость — подразделения, объединяемые такой взаимозависимостью, вносят свой вклад в общее дело, но непосредственно между собой не связаны.

— Последовательная взаимозависимость — при таком типе взаимозависимости последующие подразделения зависят от предыдущих.

— Обоюдная взаимозависимость — при таком типе отношении вводимые факторы производства одного подразделения становятся выходом другого и наоборот. Деятельность структурных подразделений железнодорожного транспорта обусловлена обоюдной (перекрестной) взаимозависимостью, требующей наиболее высокой степени координации.

На уровне отделения дороги, как наиболее оптимального для организации непосредственного управления финансово-хозяйственной деятельностью структурных подразделений, формируются следующие взаимозависимости:

• отраслевая;

• межотраслевая (на уровне отделения). Взаимозависимости классифицируются по уровню взаимодействия (структурное подразделение, отделение, филиал), отраслевым хозяйствам (внутри одной отрасли, межотраслевое), природе отношений (инфраструктурные услуги, перевозочный процесс). Анализ данных взаимодействий и проблемы координации для железных дорог указывает на:

— сложную структуру экономических связей;

— технологическую взаимообусловленность самой высокой степенижесткие требования к оперативности и плановости взаимодействия структурных подразделений;

— высокую степень специализации и концентрации и одновременно, наличие высокой диверсификации деятельности структурных подразделений;

— отсутствие в большинстве случаев внешних поставщиков потребляемых услуг;

— мультипликативность при формировании себестоимости продукции транспорта;

— масштабность информационных потоков даже на уровне отделения дороги, затратность их формирования и обслуживания при традиционной технологии бухгалтерского учета, сложность анализа ситуации и принятия управленческих решенийневозможность директивно задать показатели взаимного обмена работами (услугами) с высокой степенью достоверности и обеспечением предсказуемости результата, слабые возможности для объективного контроля и установления финансовой ответственности за неэффективную работу. В результате анализа можно сделать вывод о том, что внутренние финансово-хозяйственные отношения на железнодорожном транспорте характеризуются объективно обусловленной обоюдной взаимозависимостью подразделений между собой, степень данной взаимозависимости выше среднего или абсолютна. Технологическому характеру взаимодействий на железнодорожном транспорте соответствует модель внутреннего клиента, взаимозависимости «клиент-поставщик», реально существующие формальные или неформальные договора между структурными подразделениями. В комплексе вышеуказанные элементы составляют модель внутреннего рынка. При формировании концепции внутреннего рынка происходит перенос закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность предприятия.

Решить проблему экономического управления возможно на основе внутреннего (организационного) рынка, элементы которого для железнодорожного транспорта целесообразно наиболее подходят:

— формирование внутренней (трансфертной цены) на основе четырех предложенных концепций и договорных отношениях структурных подразделений транспорта;

— обоюдная (перекрестная) взаимозависимость структурных подразделений;

— заведомо жесткая привязка поставщиков и потребителей друг к другу, что предопределяет постоянный характер отношений;

— возможность в условиях централизации управления с высокой эффективностью задавать внутрифирменные цены и единый регламент работы с ними на всех структурных подразделениях.

Внутрифирменное трансфертное ценообразование и модель внутреннего рынка позволит повысить управляемость экономическими процессами и ростом их эффективности, снизить издержки на обслуживание данного механизма за счет ухода от сбора и анализа разрозненной информации (объемные, качественные показатели, показатели расходов, плана по труду, себестоимости продукции и т. д.). При финансировании подразделений на основе внутренней цены при прохождении всех потоков централизованно через казначейское исполнение бюджета как на уровне дороги, так и на уровне ОАО РЖД возникнет большая экономия материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Внутрифирменные цены и внутренний рынок обеспечат условия для: стимулирования руководителей подразделений к принятию обоснованных экономически решенийпредоставят информацию, которая позволит объективно оценивать управленческие и экономические показатели деятельности структурных подразделенийпозволят целенаправленно перемещать часть прибыли между подразделениямигарантируют автономность работы подразделений и улучшат координацию их деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В общем виде научная новизна выполненного диссертационного исследования состоит в обосновании применимости модели внутреннего рынка для совершенствования системы управления экономической деятельностью железнодорожного транспорта Российской Федерации и разработке системы управления экономической деятельностью на уровне структурного подразделения железной дороги.

Сложность экономических процессов на транспорте, их структура и объем задействованных ресурсов в условиях единого непрерывного технологического процесса предъявляют повышенные требования к организации эффективного управления вертикальным и горизонтальным взаимодействием структурных подразделений.

В исследовании доказано, что традиционные административные методы управления (казначейское исполнение бюджета в условиях полной финансовой централизации) экономикой в применении к железнодорожному транспорту не решают основной проблемы — стимулирования структурного подразделения к повышению эффективности своей работы, более качественного оказания услуг внутренним потребителям, росту экономической самостоятельности и инициативы. Дополнительно, сложность происходящих взаимодействий, требования к их надежности (качеству исполнения) и оперативности многократно снижают возможность для тотальной систематизации и администрирования финансово-экономической деятельности в привязке к достижению конечных результатов.

Целенаправленные, сложные иерархические системы, представляющие собой часть одной или нескольких целенаправленных систем, и элементы которых (работники, коллективы, предприятия) имеют собственные цели — в применении к железнодорожному транспорту требуют: во-первых, механизма оценки экономической эффективности на уровне структурного подразделенияво-вторых, стимулирования эффективной деятельности, направленной на достижение целей системы более высокого уровня.

В результате реформирования благодаря совершенствованию структуры и функций управления, финансово-экономической политики и достижению на этой основе повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции транспорта, должен быть достигнут положительный эффект в остальных отраслях российской экономики.

В то же время, предложенный проект структурной реформы на транспорте предполагает существенной изменение сложившейся административной системы, разделение прав собственности на ключевых участках производственного процесса железных дорог, не предлагая взамен системы управления в новых условиях. Более того, разрушение вертикальной интеграции на железнодорожном транспорте, рост транзакционных издержек и издержек контроля, вероятный в результате реформы, рано или поздно приведет к банкротству многих предприятий и повторной концентрации производственно-экономической системы в рамках одного предприятия.

Ограничения естественной монополии не позволяет использовать механизмы классической конкуренции и регулирующее воздействие рынка. Искусственные формы рыночной организации управления в сложной экономической системе целесообразнее проводить в рамках одного предприятия с централизованным управлением.

При реструктуризация естественных монополий в российских условиях высока вероятность таких явлений, как рост транзакционных издержек за счет создания дополнительных управленческих звеньев, ослабления управления на верхнем и нижнем уровнях, нарушения взаимодействия с другими органами исполнительной власти, усложнения и замедления в решении сетевых вопросовснижение эффективности влияния федерального правительства (системы государственной власти) на социально-экономические процессы в государстве на макро-уровнеотсутствие реальной связи между акционированием и приходом внешнего инвестораневозможность выделения на железнодорожном транспорте конкурентного сектора.

Совокупность результатов анализа явлений монополизма, контрактной и технологической концепции фирмы, явлений концентрации производства, особенности технологии и характера экономических отношений на транспорте позволяет сделать вывод о том, что разделение транспорта на конкурирующие предприятия не решает основной проблемы — организации экономически регулируемого взаимодействия между предприятиями транспорта в рамках единого производственно-экономического комплекса.

Проведенный анализ организационно-финансовых структур железных дорог зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что при масштабной и протяженной топологии сети формируется минимум 4 уровня управления с территориальным делением зон ответственности и линейно-функциональной организацией внутренних связей (США, Канада, Россия).

При этом, проведенный в диссертационном исследовании анализ состава экономических отношений в отрасли говорит о наибольшей сложности в управлении внутренними связями между участниками технологического процесса. Анализ предложенной схемы финансовых потоков позволяет сделать вывод, что наиболее сложноорганизованным является внутреннее взаимодействие элементов системы, что может служить основанием для акцента именно на этом взаимодействии при формировании системы управления экономической деятельностью в новых условиях.

Показано, что имеющиеся формы управления экономической деятельностью железных дорог:

• не позволяют производить их консолидацию по разным уровням управления;

• не увязывают расход денежных средств, бухгалтерский учет издержек по разным видам деятельности;

• построены без учета функциональной и отраслевой классификации расходов и доходов;

• не стимулируют предприятия к эффективной работе.

Рассмотренная организационно-технологическая структура и экономическая модель характеризуется жесткой вертикальной интеграцией, ярко выраженной централизацией финансово-экономической подсистемы, директивным характером управления со сложной структурой прямых и обратных связей, с идеологией государственного подхода к решениям и большим числом контролирующих работу системы органов.

Важно отметить, что исторически система управления экономической деятельностью железнодорожного транспорта строилась на принципе хозяйственного расчета. Преимуществом хозрасчета выступает формирование внутренней экономической модели сложной социально-технической системы на основе финансирования, стимулирования и социального развития с использованием расчетных цен за выполненный в ходе исполнения единого технологического процесса хозрасчетный показатель и платности предоставляемых основных средств.

Горизонтальное взаимодействие для железнодорожного транспорта играет особо важную роль, так как учет особенностей технологического процесса железных дорог предъявляет повышенные требования именно к координации деятельности на всех уровнях управления, и в первую очередьна уровне структурного подразделения. При высокой степени специализации и распределения обязанностей между структурными подразделениями (как, например, в рамках железной дороги) важную роль играет взаимозависимость подразделений, классифицируемая следующим образом:

— Номинальная взаимозависимость — подразделения, объединяемые такой взаимозависимостью, вносят свой вклад в общее дело, но непосредственно между собой не связаны.

— Последовательная взаимозависимость — при таком типе взаимозависимости последующие подразделения зависят от предыдущих.

— Обоюдная взаимозависимость — при таком типе отношении вводимые факторы производства одного подразделения становятся выходом другого и наоборот.

Деятельность структурных подразделений железнодорожного транспорта обусловлена обоюдной (перекрестной) взаимозависимостью, требующей наиболее высокой степени координации.

На уровне отделения дороги, как оптимального для организации непосредственного управления финансово-хозяйственной деятельностью структурных подразделений, формируются следующие взаимозависимости:

— отраслевая;

— межотраслевая.

Взаимозависимости классифицируются по уровню взаимодействия (структурное подразделение, отделение, филиал), отраслевым хозяйствам (внутри одной отрасли, межотраслевое), природе отношений (инфраструктурные услуги, перевозочный процесс).

Анализ данных взаимодействий и проблемы координации для железных дорог указывает на:

• сложную структуру прямых и обратных связей;

• технологическую взаимообусловленность самой высокой степени;

• жесткие требования к оперативности и плановости взаимодействия структурных подразделений;

• высокую степень специализации и концентрации и одновременно, наличие высокой диверсификации деятельности структурных подразделений;

• отсутствие в большинстве случаев внешних поставщиков потребляемых услуг;

• мультипликативность при формировании себестоимости продукции транспорта;

• масштабность информационных потоков даже на уровне отделения дороги, затратность их формирования и обслуживания при традиционной технологии бухгалтерского учета, сложность анализа ситуации и принятия управленческих решений;

• ограниченность возможности директивно задать показатели взаимного обмена работами (услугами) с высокой степенью достоверности и обеспечением предсказуемости результата, слабые возможности для объективного контроля и установления реальной экономической ответственности за неэффективную работу.

В результате анализа можно сделать вывод о том, что в настоящее время внутренние финансово-хозяйственные отношения на железнодорожном транспорте характеризуются объективно обусловленной обоюдной взаимозависимостью подразделений между собой. Степень данной взаимозависимости выше среднего или абсолютна. Технологическому характеру взаимодействий на железнодорожном транспорте соответствует модель внутреннего клиента, взаимозависимости «клиент-поставщик», реально существующие формальные или неформальные договора между структурными подразделениями. В комплексе вышеуказанные элементы составляют модель внутреннего рынка. При формировании концепции внутреннего рынка происходит перенос закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность предприятия.

Решить проблему возможно на основе экономической модели внутреннего рынка, в качестве элементов которого для железнодорожного транспорта выделяются:

— формирование внутренней (трансфертной цены) на основе четырех предложенных концепций и договорных отношениях структурных подразделений транспорта;

— обоюдная (перекрестная) взаимозависимость структурных подразделений;

— заведомо жесткая привязка поставщиков и потребителей друг к другу, что предопределяет постоянный характер отношений;

— возможность в условиях централизации управления с высокой эффективностью задавать внутрифирменные цены и единый регламент работы с ними на всех структурных подразделениях.

Внутрифирменное трансфертное ценообразование и модель внутреннего рынка позволит повысить управляемость экономическими процессами и ростом их эффективности, снизить издержки на обслуживание данного механизма за счет ухода от сбора и анализа разрозненной информации (объемные, качественные показатели, показатели расходов, плана по труду, себестоимости продукции и т. д.). При финансировании подразделений на основе внутренней цены при прохождении всех потоков централизованно через казначейское исполнение бюджета как на уровне дороги, так и на уровне ОАО РЖД возникнет экономия материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Разработанный в Третьей главе диссертационного исследования подход к формированию системы внутреннего рынка в структурном подразделении, методика определения внутрифирменной цены для запуска этой системы в практическом применении открывают большие возможности для создания новых форм управления производственным процессом железных дорог. Более того, задачи текущего момента — мобилизация всех ресурсов железнодорожного транспорта, повышение заинтересованности в конечных результатах деятельности на всех уровнях управления, стимулирование экономии ресурсов всех видов — объективно повышают интерес к результатам диссертационного исследования. Решение вскрытых в результате исследования проблем на основе более детальной проработки предложенных теоретических моделей и практического опыта использования позволит отраслевой экономической и управленческой науке добиться качественного улучшения деятельности железных дорог.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России .//Вопросы экономики.-2003.-№ 9.-с. 18−32.
  2. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.-320 с. Академик Георгий Арбатов: Похож ли Путин на Рузвельта.// Комсомольская правда № 206 (23 151) 2003, с 8.-9.
  3. Н.Е., Дмитренко A.B., Милованов А. И., Поздеев В.Н.
  4. Перспективы развития транспорта при переходе крынку .//Железнодорожный транспорт.-1993.-№ 2.- С.37−42.
  5. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: ПитерКом, 1999.- 416с.
  6. A.A. Антикризисный характер управления формируемым пассажирским комплексом железных дорог на новом этапе реформы.//Современные технологии. Системный анализ. Моделирование.-2004.-№ 1.-С.147−150.
  7. A.A. Проблемы управления снабжением в естественных монополиях и роль внутреннего рынка // Социально-экономические проблемы развития экономики России в условиях реформ. Сб. науч. тр. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. с.32−39.
  8. A.A. Теория стратегического менеджмента и финансовая система железной дороги//Трансформация финансового механизма в условиях реформирования отрасли: Сб. науч. трудов Иркутск: Изд.-во ИрГУПС, 2003.-С. 12−20.
  9. JI.E. Финансовый менеджмент: Учебник М.: ИНФРА-М, 2002. — 240 с. — (Серия «Высшее образование»).
  10. А.Г. Основные задачи второго этапа реформирования отрасли .//Экономика железных дорог.-2003.-№ 6.-С.9−17. Белоусова Н. И., Васильева Е. М., Лившиц В. Н. Реформирование естественных монополий в России: теоретический аспект.//ЭКО.-1999.-№ 4.-С.85−100.
  11. И.А. Управление денежными потоками.- К.: Ника-Центр, Эльга, 2002.-736 с. (Серия «Библиотека финансового менеджера" — Вып. 8).
  12. М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер с англ. М.: Дело, 1994.-720 с.
  13. В.В. Финансовое моделирование. СПб.: Питер, 2000. — 208 е.: ил.- (Серия «Краткий курс»).
  14. Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т./ Пер. с англ. под ред. В. В. Ковалева. СПб: Экономическая школа, 1998. Т. 1. ХХХ+497 с.
  15. Ю., Гапенски JI. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т./ Пер. с англ. под ред. В. В. Ковалева. СПб: Экономическая школа, 1998. Т.2. 669 с.
  16. Бухгалтерские балансы Вагонного депо Иркутск-пассажирский ВЧД-7 НДОП ФГУП ВСЖД и Пояснительные записки к ним за период 19 962 002 г. г.
  17. Бухгалтерские балансы ФГУП «Восточно-Сибирская железная дорога» и Пояснительные записки к ним за период 1996—2002 гг. г.
  18. О.Э., Понеделкова E.H., Корнилин Д. А. Финансовый менеджмент. М.: Колос, 2002. — 176 е.: ил. (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).
  19. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я. В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 1996.-800 е.: ил.
  20. Н. Кибернетика. М.: «Советское радио», 1968.
  21. А. Федорова И. Государственный сектор: границы, контроль, управление.//Экономист.-2003.-№ 6.-с. 3−12.
  22. A.A. Изменение системы показателей рентабельности // Экономика железнодорожного транспорта. 1999, № 3. С. 47−54.
  23. В.Г., Михальченко A.A. Экономическое управление дорогой в новых условиях.//Железнодорожный транспорт.-1993.-№ 6.-С. 10−13.
  24. В.Г., Быченко О. Г., Михальченко A.A. Программаэкономической реформы на железнодорожном транспорте (Проект Белорусского института инженеров железнодорожноготранспорта).//Экспресс-информация ЦНИИТЭИ МПС СССР.-1992-№ 2-С.3−23.
  25. Гончару к О. В. Управление транспортом: Вопросы теории и практики. -СПб.: Наука, 1994.-219 с.
  26. Гуияр Франсис Ж., Келли Джеймс Н. Преобразование организации: Пер. с англ. М.: Дело, 2000. — 376 с.
  27. A.B., Кретов С. П. Управление трудовыми ресурсами в период реформирования железнодорожного транспорта. Новосибирск, 2002.230 с.
  28. П. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
  29. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. -М.: Book Chamber International, 1992. 360 с.
  30. К. Управленческий и производственный учет: Пер. с англ.: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 1071 с.
  31. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ.-M.: Дело, 1996.-272 с.
  32. Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями. -М.: Прогресс, 1983.
  33. А., Некрасовский К. О японских «сюданах». //Российский экономический журнал, 1996. № 5−6, с. 29.
  34. Единый план счетов бухгалтерского учета всех видов деятельности железнодорожного транспорта и инструкция по его применению. М.: «Можайск-Терра», 2003. — 448 с.
  35. Ю.В. Перспективы реформирования пассажирского комплекса железнодорожного транспорта.//Экономика железных дорог.-2002.-№ 6.-С.21−33.
  36. Железная дорога без отделений: Опыт Вост.-Сиб. ж.д. по переходу на безотделенческую структуру управления / B.C. Глазков, Л. П. Сурков, В. Э. Каутц и др.- Редкол.: Н. Е. Аксененко и др.- Вост.-Сиб. ж.д. -Иркутск, 1997. 188 е., 29 ил.
  37. Инструкция по формированию доходных поступлений и доходов железных дорог от перевозок №ЦФ-887 от 12.04.2002 г. История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д. В. Валового. М.: ИНФРА-М, 1997. — 256 с.
  38. Л.В., Горстко A.B. Оптимальные решения в экономике. -М.: Наука, 1972.
  39. Е.Б. Транспортная стратегия великой державы.//ЭКО.-2003.-№ 9.-с.78−89.
  40. В.В. Управление коммерческим банком в переходный период. —
  41. М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. 144 с. Кован С. Анализ финансового состояния и структуры баланса организаций на основе методических рекомендаций ФСФО России // Вестник ФСФО России. № 4, 2001. — С. 22−25.
  42. A.B., Прохоренко Ю. А. Организация финансово-экономических отношений в акционерном обществен/Экономика железных дорог.-2003.-№ 6.-С.57−71.
  43. Н. Еще раз о недопустимости дезинтеграции железнодорожного комплекса страны.// Российский экономический журнал. № 7.-2000. -с.90−93
  44. В.В., Филимонова Е. А. Конкуренция под строгим контролем.//ЭКО.-2003.-№ 5-С.59.
  45. Ю.И. Практика банковской конкуренции. Саратов: Издат. Центр СГЭА, 1996.-147 с.
  46. Э.М. Концепция менеджмента: М.: Издательско-Консалтинговая Компания «ДеКА», 1997.-304 с.
  47. О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб. пособие- M.: ООО «TK Велби», 2003. 264 с.
  48. И.Я. Стратегические показатели финансового анализа.// Финансы. -2002.-№ 7.-С.52−55.
  49. Н.П. Механизм эффективного регулирования естественных монополий в переходной экономике. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998.-187 с.
  50. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса.-СПб.: ГМП «ФОРМИКА», 1992.-384 с.
  51. Н.П. Система показателей анализа финансового состояния организации и методы их определения. // Бухгалтерский учет. № 4, 2003. С. 43.
  52. И.И., Шапиро В. Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний./И.И. Мазур, В. Д. Шапиро и др. Справочное пособие/Под ред. И. И. Мазура. -М.: Высшая школа, 2000.-587 е.: ил.
  53. Д.А. Проблемы экономического анализа и планирования на железнодорожном транспорте.//Экономика железных дорог, 2002. № 11. -с.37−43.
  54. Д.А. Проблемы эффективного управления производственной деятельностью и их особенности на железнодорожном транспорте .//Экономика железных дорог.-2002.-№ 4.-С.6−22.
  55. М., Алберт М., Хедоури Фр. Основы менеджмента./Пер с англ-М.: Дело, 1992.-702 с.
  56. М., Мако Д., Тахакара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973. — 344 с.
  57. Методика анализа производственно-финансовой деятельности железной дороги / А. Н. Ефанов и др. СПб.: Петербург, гос. ун-т путей сообщ., 1999.- 127 с.
  58. .З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1998. — 336 с. Мойер Н., Томпсон Л. Варианты реорганизации железных дорог.//Железные дороги мира.-1993.-№ 7.-С.8−15.
  59. Номенклатура расходов по основной деятельности железных дорог РФ. Принята Приказом МПС РФ № 68 от 29.09.03 г.
  60. Основные положения по организации финансово-экономических взаимоотношений в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги». М.: МПС РФ, 2003.
  61. С.В., Козырев В. А. Управление социальным развитием железнодорожной отрасли.//Экономика железных дорог.-2003.-№ 10.-С.9−15.
  62. Перестройка хозяйственного механизма на железнодорожном транспорте: Краткий справочник. М.: Транспорт, 1989. — 127 с. Планирование в предприятиях железнодорожного транспорта: Учебник для вузов/ Ю. Д. Петров, Н. В. Берндт, Г. Н. Гукова и др.- под ред. Ю.Д.
  63. Петрова. М: Транспорт, 1989. — 294 с.
  64. Положение о Вагонном депо Иркутск-пассажирский Дирекции по ^ обслуживанию пассажиров Восточно-Сибирской железной дороги
  65. Филиала ОАО «РЖД» от 30 сентября 2003 г.
  66. Положение о порядке планирования экономических показателей работы отраслевых служб Восточно-Сибирской железной дороги от 15 декабря 1999 г.
  67. М. Международная конкуренция / Пер с англ., под ред. В. А. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
  68. Постановление расширенного заседания Коллегии МПС России 31 января-1 февраля 2003 г. № 2.-М.: МПС РФ.
  69. Пояснительная записка к Концепции социально-экономического развития Иркутской области (1998−2002 г. г.). Иркутск.: Администрация Иркутской области, ИГЭА, 1997. — 127 с.
  70. Приказ ФСФО от 23.01.2001 № 16 «Об утверждении Методических щ указаний по проведению анализа финансового состояний организаций».
  71. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте с комментариями / Составители и авторы комментариев: A.C. Мишарин, A.B. Шаронов, Б. М. Лапидус, П. К. Чичагов, Н. М. Бурносов, Д. А. Мачерет. М.: МЦФЭР, 2001. — 240 с.
  72. А.П. Русская модель управления. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002. — 376 с.
  73. B.C., Дулькин М. З. Организационная система управления. М.: АНХ при СМ СССР, 1986.
  74. Регламент взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» в части хозяйственной деятельности: Проект. М.: МПС РФ, 2003.
  75. Регламент взаимодействия филиалов производственных предприятий по ш ремонту подвижного состава, железных дорог и центрального аппарата
  76. ОАО «РЖД» по планированию и финансированию производственной деятельности на переходный период (на 2003 г.) №ЦФМ-10/254 от1411.03 г.
  77. П. Железные дороги в период перехода от плановой к рыночной экономике.// Железные дороги мира.-1993.-№ 10.-С.2−7.
  78. С.М. Управление транспортом за рубежом. М.: Наука, 1994. — 315 с.
  79. Реформирование немецких железных дорог.-Иркутск.: ДИБЦ ФГУП ВСЖД.-2002.-170 с.
  80. Реформирование предприятий. Типовая программа. Методические рекомендации. Опыт реструктуризации. Сб. документов. М.: Издательский центр «Акционер», 1998. — 151 с.
  81. В.И. Основания общей теории систем. М.:Наука, 1970.-258 с.
  82. П. Экономика: Пер. с англ.: В 2-х т. Т.1., Т.2. М.: НПО «АЛГОН», 1997. — 748 с.
  83. В.Т. Банковский маркетинг. М.: ДЕЛО Лтд., 1994.-С.55−56.
  84. Дж. мл. Управление финансами в коммерческих банках: Пер. с англ. / Под ред. Р. Я. Левиты, Б. С. Пинскера. М.: Catallaxy, 1994. 820 с.
  85. Совершенствование управления и планирования транспорта в свете решений XXVII съезда КПСС: Сборник тезисов докладов. (Редкол.: д-р экон. наук, проф. Иваницкий В. П. (Отв. Ред.) и др.). Иркутск: ИИНХ, 1987 г.-243 с.
  86. И.Ю. Маркетинговый принцип формирования организационной структуры управления.// Тезисы докладов международного симпозиума «Проблемы интеграции в российской экономике».- Иркутск: ИГЭА, 1995.
  87. И.Ю. Схемы декомпозиции организационной структуры управления. В сб. «Формирование и развитие региональных рынков». -Иркутск: ИГЭА, 1997.-8 с.
  88. И.Ю. Маркетинговое управление коммерческим банком. // Вестник ИГЭА. 1998. Вып. 14.- С.40−43
  89. И.Ю. Маркетинговый подход к формированию организационной структуры коммерческого банка. М.: ИНИОН РА, деп.50 449 от 09.05.95.24 с.
  90. И.Ю. Принципы координации как инструмент формирования организационной структуры управления коммерческого банка. Тезисы докладов на международной конференции. Улан-Удэ: ВСГТУ, 1997.
  91. И.Ю. Внутренний маркетинг финансовых услуг. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998.-250 с.
  92. И.Ю. Организационные формы регионального управления НТП и особенности координации их деятельности. В сб. «Проблемы интеллектуального развития организационных систем». Новосибирск: Наука, 1991.- С.161−170.
  93. И.Ю., Анчугин A.A. Трансформация финансового механизма железнодорожного транспорта в условиях структурной реформы. Иркутск: ИрГУПС, 2004.-200 с.
  94. И.Ю. Элементы координации процессов внутреннего заимствования в Иркутской области. // Вестн. ИГЭА., 1998. Вып. 14.• С.40−43.
  95. И.О., Спицин Я. О. Маркетинг в банке. Тернополь.: АО «Тарнекс», 1993.-656 с.
  96. Стратегия развития России в АТР в XXI веке: Аналитический доклад. М.: Организационный комитет Байкальского Экономического Форума, 2000.
  97. И.М. Системный анализ процесса формирования экономических и организационных структур. JL: ЛФЭИ, 1982.-80 с.
  98. И.М. Экономическая кибернетика. JL: Изд-во ЛГУ, 1974.
  99. С.А., Малов В. Ю. Железные дороги Китая как основа интеграции его регионов: уроки для России.//ЭКО.-2003.-№ 3.-с.170−178.
  100. Телеграмма МПС РФ № 533 от 27.09.2003 г.
  101. Технико-экономические показатели работы железнодорожного * транспорта январь-октябрь 2002/2003 г. г. (данные ЦНИИТЭИ МПС).
  102. Иркутск. :ДИБЦ.-2003. с. 11, 65.
  103. Типовая (примерная) программа реформы предприятия. Утверждена
  104. Приказом Минэкономики РФ № 118 от 01.10.97 г.
  105. М.М. Хозяйственный механизм железнодорожного транспорта в условиях рыночных отношений.//Экспресс-информация ЦНИИТЭИ МПС СССР.-1991.-№ 5.-С.1−4.
  106. В.Н., Ириков В. А., Ильдименов C.B., Леонтьев C.B., Баланов В. Г. Реформирование и реструктуризация предприятия. Методика и опыт. -М.: Издательство ПРИОР, 1998.-320 с.
  107. М.Г. Хозяйственный расчет на железнодорожном транспорте. -М.: Трансжелдориздат, 1961.- 47 с.
  108. А., Погоновска-Шушкевич А. Отношения между государством и железными дорогами в Польше.// Железные дороги мира.-1993.-№ 11.-С.2−7.
  109. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.
  110. В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. -М.: Все для Вас, 1993.-С.307−310.
  111. Устав Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги». Утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.09.03 г. № 585
  112. Э.А. Бизнес-реинжиниринг: обновление бизнеса. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. — 224 с.
  113. Г. М. Организация ОАО «Российские железные дороги». Стратегические цели и первоочередные задачи.//Экономика железных дорог.-2003.-№ 11.-С.6−15.
  114. P.A. Стратегический маркетинг: Учебник. M.: ЗАР «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 640 с.
  115. Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995.
  116. Г. И. Экономика Приангарья: проблемы и перспективы. -Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство. 1988. 208 с.
  117. Финансово-экономические отношения при безотделенческой структуре управления на железнодорожном транспорте. Под ред. В. Э. Каутца.
  118. Иркутск, Изд-во Вост.-Сиб. ж.д., 1997. 360 с.
  119. Г. В., Целищева O.JL, Форкачева Е. В. Экономическое положение железных дорог в ходе структурного реформирования.//Ж.д. трансп. в РФ, СНГ и за рубежом. 2002. — № 29.- с.3−20.
  120. И.В. Сокращение численности персонала как фактор снижения эксплуатационных расходов.//Ж.д. трансп. в РФ, СНГ и за рубежом. 1998. — № 25. — с.2
  121. Г. И. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. — 192 с.
  122. В.Е., Сизова Т. В., Гамаюнов В. В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. М.: Финансы и статистика, 2002. — 400 е.: ил.
  123. Н.П., Курунова JI.B. Региональные проблемы инвестиций на Ф железнодорожном транспортеУ/Экономика железных дорог.-2003.-№ 11.1. С.36−40.
  124. A.B. Вопросы реформирования железнодорожного транспорта.//Экономика железных дорог.-№ 2, 2003. — с.22−32.
  125. A.B., Муравьева И. В. О реформировании строительного комплекса.//Экономика железных дорог.-2003.-№ 4.-С.28−31.
  126. Г. А. Доходы бюджета от ФГУПов: неразрешенные проблемы.//ЭКО.-2003 .-№ 6.-с.99−106.
  127. Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем./ Под ред. проф. А. Г. Поршнева. М.: Финансы и статистика, 1996. — 512 е.: ил.
  128. A.M., Смехова Н. Г. Себестоимость железнодорожных перевозок: Учебник для вузов ж.-д. трансп. М.: Транспорт, 1985. — 279 с.
  129. Г. Д., Яковлев А. И. Первичные оценочные показатели работы отделения и линейных предприятий.//Железнодорожный транспорт.-1993 .-№ 4.-С.52−53.
  130. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. трансп./И.В. Белов, Н. П. Терешина, В. Г. Галабурда и др., под ред. Н. П. Терешиной, Б. М. Лапидуса, М. Ф. Трихункова. М.: УМК МПС России, 2001.-600 е.: ил. 42, табл. 46, библиогр. 83 назв.
  131. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. трансп./В.А. Дмитриев, А. И. Журавель, А. Д. Шишков и др.- Под ред. В. А. Дмитриева. М.: Транспорт, 1996. — 328 с.
  132. Экономика железнодорожного транспорта: Учебник дял вузов Ж.Д. трансп. /М.Н. Беленький, В. А. Дмитриев, А. И. Журавель и др.- под ред. В. А. Дмитриева и Ф. П. Мулюкина. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1985.-438 с.
  133. Экономика и жизнь. 2003, № 2.
  134. Экономика предприятия: Пер. с нем. М.: ИНФРА-М, 1999. — XVI, 928 с.
  135. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для экон. вузов / Под ред. А. Д. Шеремета. М.: Экономика, 1979.-376 с.
  136. Р. Введение в кибернетику: Пер. с англ. М.: Изд-во иностр. лит., 1959.
  137. Р. Система и информация: Пер. с англ. М.: Изд-во иностр. лит., 1964.
  138. Янг С. Системное управление организацией. М. «Советское радио», 1972.-456 с.
  139. Beer St. Planning as a Process of Adaptation. Proceedings of the 5-th International Conference on Operational Research. Tavistock Publications, 1970.
  140. Bradley Frank Marketing Management. Providing, Communicating and Delivering Value // Pertice Hall Europe, 1995−990 p.
  141. Corporate restructuring: Japan Inc. On the treadmill.// The Economist.- June 6.2001.
  142. E. (1987 c). Marketing A Long-Term Interactive Relationships: Contributing to a New Marketing Theory. Stockholm, Sweden: Marketing
  143. Tchnology Center, 1987. p.42.
  144. International railway journal.-1998.-No. 12 p.3.
  145. Kenichi Miashita, David W. Rassell. Keiretsu. Inside the Hidden Japanese Conglomerate. McGraw Hill Inc., 1994.
  146. Mankwald R. Marktorientierte Organisation bei Universalbanken. Rankfurt/ M.: Fritz Knapp, 1975.-S.73−89.
Заполнить форму текущей работой