Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическое обоснование мероприятий по предотвращению загрязнения акваторий морских портов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложенная постановка задачи распределения общих средств между несколькими контрольными операциями допускает включение в рассмотрение и мероприятий по предотвращению разливов нефти в акваториях морских портов, проводимых за счет средств администраций портов и других ведомств, однако отсутствие экономической информации о таких мероприятиях даже внутри этих ведомств не позволило расширить… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРСКИХ АКВАТОРИЙ НЕФТЕПРОДУКТАМИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
    • 1. 1. Современное экологическое состояние морских акваторий в России и возможности его улучшения
    • 1. 2. Законодательно-правовая основа охраны морских акваторий
    • 1. 3. Организационная структура и экономическое обеспечение контроля загрязнения морских акваторий
  • ГЛАВА 2. ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АКВАТОРИЙ МОРСКИХ ПОРТОВ
    • 2. 1. Формализация зависимости результата деятельности по предотвращению разливов нефти от предпринимаемых усилий
    • 2. 2. Теоретическая база моделирования экологического контроля нефтяного загрязнения акваторий морских портов
    • 2. 3. Математическая модель экологического контроля и алгоритм расчетов.^q
    • 2. 4. Модификация постановки задачи и направления дальнейшей работы по сбору и обработке информации
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АКВАТОРИЯХ МОРСКИХ ПОРТОВ
    • 3. 1. Загрязнение Черного и Балтийского морей
    • 3. 2. Информационное обеспечение модели оптимизации системы мер по предотвращению разливов нефти
    • 3. 3. Анализ результатов расчетов

Экономическое обоснование мероприятий по предотвращению загрязнения акваторий морских портов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Важным направлением экономики природопользования является совершенствование административных, экономических и рыночных механизмов регулирования природоохранной деятельности. Достигнуты определенные успехи в разработке системы платежей за загрязнение окружающей природной среды выбросами, сбросами загрязняющих веществ, размещением отходов и другими видами загрязнения, в экологической налогово-бюджетной политике, лицензировании видов деятельности в области охраны окружающей среды, аудите, сертификации, экологическом страховании. Эти результаты обычно привязаны к определенным видам природоохранной деятельности, в большинстве случаев — к процессам очистки производственных отходов на промышленных предприятиях.

К охране морской среды в научных исследованиях по экономике природопользования привлечено значительно меньшее внимание. Правда, это внимание многократно возрастает во время крупных танкерных катастроф, сопровождающихся разливом нефти в десятки тысяч тонн. Однако еще больший вклад в загрязнение моря нефтепродуктами вносят совсем незначительные по объему сбросы нефтесодержащих сточных вод в морские воды, которые происходят постоянно из-за нарушений судами природоохранных требований.

В случае таких экологических нарушений основным видом природоохранной деятельности является государственный экологический контроль. Однако экономические основы повышения эффективности этого вида деятельности не разработаны ни в нашей стране, ни за рубежом, хотя потребность в них растет с ростом числа аварий на морском транспорте, главным экологическим последствием которых является загрязнение морской среды нефтепродуктами.

При этом причиняется ущерб экономике, нередко соизмеримый и даже превышающий доходы от морской перевозки нефтепродуктов.

Государственный экологический контроль осуществляется посредством проведения морскими инспекциями нескольких видов контрольных операций, которые служат решению одной общей задачи — повышению экологической безопасности морских перевозок, но имеют разную эффективность и требуют разных затрат на их проведение.

В связи с этим является актуальным учет экономического аспекта при формировании программ экологического контроля морских акваторий, обеспечивающих сохранение морской среды от загрязнения.

Целью диссертации является разработка и эколого-экономическое обоснование программ экологического контроля, направленных на сокращение разливов нефти на морском транспорте.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

• создание системы эколого-экономических показателей государственного < экологического контроля, осуществляемого спецморинспекциями;

• идентификация связи между экономическими затратами и эколого-экономическими результатами деятельности морских инспекций;

• построение оптимизационной модели, нацеленной на минимизацию разливов нефти при заданном объеме финансирования деятельности морских инспекций;

• информационное обеспечение разработанной модели предотвращения загрязнения акваторий морских портов;

• построение эффективных программ функционирования специализированных морских инспекций в российских морских портах.

Объект исследования. Объектом исследования являются экологические нарушения, допускаемые на морском транспорте, и предотвращающая их природоохранная деятельность специализированных морских инспекций.

Предмет исследования. Предметом исследования является взаимосвязь структуры деятельности спецморинспекций и уровня загрязнения акваторий морских портов.

Методы исследования. При решении поставленных задач в работе использованы основные положения теории экономики природопользования, теории оптимального управления, методы математической статистики, экономико-математического моделирования. Информационной базой диссертационной работы явились данные Министерства природных ресурсов РФ, специализированных морских инспекций МПР РФ, а также статистические материалы, полученные автором путем дополнительных обследований.

Научная новизна. При выполнении работы получены следующие результаты, характеризующие ее новизну:

1. В результате анализа деятельности по предотвращению загрязнения морских акваторий выявлен ранее не используемый ресурс повышения ее эффективности — рационализация структуры операций, составляющих государственный экологический контроль.

2. Предложено формализованное описание зависимости объема разлитой нефти от интенсивности ряда контрольных операций и построена соответствующая функция путем обработки статистических данных по пяти российским портам за 8−11 лет.

3. Разработана модель оптимизации деятельности морских инспекций, которая направлена на максимально возможное снижение уровня разливов нефти при ограниченном объеме финансирования природоохранных служб.

4. На основе полученных характеристик оптимальных программ экологического контроля проведен эколого-экономический анализ затрат на функционирование спецморинспекций и результатов, выраженных в терминах экономического ущерба от загрязнения морской среды.

А' нефтепродуктами, который позволил получить оценку экономического оптимума загрязнения. Определены границы эффективности государственного экологического контроля. 5. Результаты расчетов по построенной модели показали, что оптимальное распределение средств между контрольными операциями позволяет вдвое сократить загрязнение судами морских акваторий.

Практическая значимость работы. Разработанные методы формализованного анализа и оптимизации предотвращения загрязнения морских акваторий могут использоваться при формировании программ государственного экологического контроля морской среды, а также могут быть распространены на другие области контроля, далекие от природоохранной деятельности, например, осуществляемые Госавтоинспекциями, налоговыми инспекциями и другими службами, арсенал проводимых мероприятий которых включает несколько контрольных операций, когда эффективность каждой отдельной операции не определена.

Собрана, проанализирована и систематизирована информация о деятельности по предотвращению загрязнения морских вод в пяти российских портах, позволившая выявить направления совершенствования работы спецморинспекций с целью сокращения разливов нефти от морских судов и определить конкретные параметры экономически эффективного экологического контроля.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на V Всероссийской и III Международной конференции «Теория и практика экологического страхования» (Звенигород, 2002), XXIV Конференции молодых ученых МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, 2002), Международном симпозиуме «Обобщенные решения в задачах управления» (г. Переславль-Залесский, 2002), Второй всероссийской научно-практической конференции «Региональные и муниципальные проблемы экологической безопасности» (п. Непецино Московской области, 2003), 6-ой.

Международной Конференции «Экономическое развитие и окружающая среда: информация, моделирование и управление» (Байкал, 2003), Пятом всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий» (Москва, 2004), на семинарах научного направления исследований методологии эколого-экономического регулирования рынка Института проблем рынка РАН. Полученные результаты использованы в Министерстве природных ресурсов РФ, а также при выполнении планов НИР Института проблем рынка РАН.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем основного текста диссертации — 120 страниц, список литературы содержит 112 наименований на русском и английском языках. В работе содержится 7 рисунков и 11 таблиц.

Важные выводы следуют из анализа системы статистической отчетности контрольных служб. Необходимо формирование показателей для оценки экологических и экономических результатов деятельности природоохранных органов. В настоящее время таких показателей нет. Собирается статистика только о нарушениях, а не обо всей деятельности контрольных служб.

Рекомендации по совершенствованию статистики состоят в формировании отчетности о деятельности природоохранных органов в портах в разрезе показателей, составивших информационную базу рассмотренной модели. Они не только позволили получить оптимальную структуру контрольных операций, но имеют более общее значение. Эти показатели широко охватывают деятельность природоохранных органов. Дополнить их следует показателями капитальных затрат (инвестиций) на выполнение природоохранных программ.

Особо следует обратить внимание на введение отчетности о контроле перекачки как отдельной контрольной операции.

Результаты моделирования указывают на необходимость усиления роли контроля перекачки в структуре контрольных операций, поскольку контроль перекачки более эффективен с точки зрения предотвращения разливов нефти, чем технический осмотр судов и патрулирование.

Предложенная постановка задачи распределения общих средств между несколькими контрольными операциями допускает включение в рассмотрение и мероприятий по предотвращению разливов нефти в акваториях морских портов, проводимых за счет средств администраций портов и других ведомств, однако отсутствие экономической информации о таких мероприятиях даже внутри этих ведомств не позволило расширить постановку задачи. Для того чтобы охватить в модели природоохранные мероприятия всех ведомств в порту, необходимо разработать механизм их взаимодействия, который бы стимулировал разные ведомства действовать сообща с целью максимизации экологического результата.

Нельзя оставлять в стороне и загрязнение морской среды нефтью, поступающей с потоками рек, а также с береговых предприятий. Модель оптимизирует только деятельность по предотвращению нефтяного загрязнения морской среды судами. Однако анализ информации показывает, что эта часть всего объема нефтяного загрязнения меньше, чем загрязнение с суши. Необходим комплексный анализ возможностей предотвращения загрязнения морской среды нефтью в системе «суша-море». Для такой задачи в части, касающейся береговых объектов, уже проработаны вопросы предотвращения загрязнения на промышленных предприятиях — вопросы экономической оптимизации очистки сточных вод.

Построенную в диссертации модель целесообразно распространить на задачу распределения усилий природоохранных органов по предотвращению загрязнения нефтью рек с речных судов.

Основным выводом, полученным с помощью модели, является возможность существенного повышения эффективности деятельности природоохранных органов путем оптимизации структуры проводимых ими контрольных операций. Вместе с тем показаны и пределы эффективности экологического контроля. Анализ затрат-выгод экологического контроля указывает на его эффективность на начальном шаге предотвращения разливов нефти. Дальнейшее сокращение разливов сопряжено со значительным ростом затрат на экологический контроль, которые превышают предотвращаемый ущерб. На этом этапе более эффективно техническое усовершенствование судов с целью снижения вероятности разливов нефти. Целесообразно также развивать в портах службы по приему нефтесодержащих вод.

Однако эти меры связаны с инвестициями, и их анализ требует учета долгосрочной перспективы. В настоящее время финансирование таких затрат не может быть полностью осуществлено за счет госбюджета. Поэтому необходимо развивать новые для России меры стимулирования природоохранной деятельности, одной из которых может стать экологическое страхование.

Проведенное исследование позволило сформировать систему показателей, способных оценить результаты деятельности природоохранных органов в акваториях портов, и предложить оптимальную структуру контрольных операций по предотвращению нефтяных разливов в портах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В процессе анализа деятельности специализированных морских инспекций выявлены основные контрольные операции, составляющие государственный экологический контроль морской среды, определен характер их воздействия на предотвращение загрязнения морских вод.

2. Исследование зависимости объема разливов нефти от интенсивности контрольных операций, проводимых природоохранными морскими службами, на базе собранных статистических данных позволило формализовать рассматриваемую функцию и идентифицировать ее параметры.

3. Разработана модель оптимизации экологического контроля, позволяющая повысить эффективность деятельности спецморинспекций за счет улучшения структуры проводимых ими контрольных операций. Для реализации модели проработаны вопросы ее информационного обеспечения и разработан алгоритм расчетов, включающий приближенно оптимальное аналитическое решение.

4. Определены пределы эффективности деятельности спецморинспекций в акваториях портов, а также найден экономический оптимум загрязнения с учетом ущерба от разливов нефти. Анализ затрат-выгод государственного экологического контроля указывает на его эффективность на начальном шаге предотвращения разливов нефти. Дальнейшее сокращение разливов сопряжено со значительным ростом затрат на контроль, которые превышают предотвращаемый ущерб. На этом этапе более эффективно техническое усовершенствование судов с целью снижения вероятности разливов нефти.

5. Результаты моделирования указывают на необходимость усиления роли контроля перекачки нефти в структуре контрольных операций, поскольку контроль перекачки более эффективен с точки зрения предотвращения разливов нефти, чем технический осмотр судов и патрулирование.

6. Важные выводы следуют из анализа системы статистической отчетности природоохранных морских служб. Необходимо формирование показателей для оценки экологических и экономических результатов деятельности контролирующих морские акватории ведомств, которые в настоящее время отсутствуют. Собирается статистика только о нарушениях, а не обо всей деятельности контрольных служб, что не позволяет оценить эффективность этой деятельности.

7. Рекомендации по совершенствованию статистики состоят в формировании отчетности о деятельности природоохранных морских служб в портах в разрезе показателей, составивших информационную базу разработанной модели. Они не только позволили получить оптимальную структуру контрольных операций, но имеют более общее значение. Эти показатели широко охватывают деятельность природоохранных органов. Дополнить их следует показателями инвестиций в выполнение природоохранных программ. Особо следует обратить внимание на введение отчетности о контроле перекачки как отдельной контрольной операции.

8. На основе собранной информации по пяти российским портам на Черном и Балтийском морях и с использованием построенной модели разработаны программы деятельности специализированных морских инспекций, значительно повышающие их эколого-экономическую эффективность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.И. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов с учетом экологического фактора // Совершенствование методов оценки инвестиционных проектов. М.: НИМ, 1998. -С. 11−28.
  2. С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Основы моделирования и первичная обработка данных. Справочное издание. М.: Финансы и статистика, 1983.-471 с.
  3. А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. М.: Экономика, 1973. — 294 с.
  4. А., Сорокин Н. (ред.) Охрана окружающей среды, природо-пользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге за 1980−1999 гг. Спб., 2000. — 146 с.
  5. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов. Утв письмом Министерства природы РФ от 27.11.92 г. // Закон. 1993. № 3.
  6. С.Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1997. — 272 с.
  7. С., Емельянов В. и др. Комментарий к закону РФ «Об охране окружающей природной среды» М.: Норма, 2001. — 382 с.
  8. А.А. Моделирование природоохранной деятельности. — М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 1998. 182 с.
  9. Ф.П. Численные методы решения экстремальных задач. М.: Наука, 1980.
  10. Е.С. Исследование операций. М.: Советское радио, 1972. — 551 с.
  11. Я.Д., Измалков А. В. Управление безопасностью социальных и экономических систем. Вестник университета, ГУУ, JVb 1 (3), 2000.
  12. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценкиэкономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М.: Экономика, 1986. — 94 с.
  13. Э.В., Лопатин В. Н. (ред.) Экология и экономика природопользования. М., 2002. — 282 с.
  14. А.А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. М.: Аспект Пресс, 1995.- 188 с.
  15. Д.А., Сорокин Н. (ред.) Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2000 г. СПб., 2001.
  16. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1995 году». М.: Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, 1996. — 456 с.
  17. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1996 году». М.: Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, 1997. — 508 с.
  18. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2000 году». М.: Министерство природных ресурсов РФ, 2001. — 326 с.
  19. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2002 году». М.: Министерство природных ресурсов РФ, 2003. — 485 с.
  20. К.Г. Экономика природопользования (из научного наследия). М.: «Эдиториал УРСС», 1998. — 272 с.
  21. В.И. Принцип расширения в задачах управления. М.: Наука. Физматлит, 1997. — 288 с.
  22. А.А. Ассимиляционный потенциал окружающей среды в системе прав собственности на природные ресурсы. Экономика и математические методы. 1996, т. 33, вып. 3. — С. 5−15.
  23. В.И. Измерение экономической эффективности. -М.: РАСХН, 1999.
  24. Дж. Эконометрические методы. М.: Статистика, 1980. — 444 с.
  25. Дж., Скура Л. Ф., Карпентер Р. А., Шерман П. Б. Экономический анализ воздействий на окружающую среду. М.: Вита, 2000. — 272 с.
  26. В.М. Речной сток и гидрологические расчеты: Учебник. М.: Изд-во МГУ,.1990. — 304 с.
  27. .Г., Полуэктов Р. А. Управление экологическими системами. -М.: Наука, 1988. 296 с.
  28. Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: 1984. -560 с.
  29. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утв. письмом Мин.охр.окруж.среды РФ 26.01.93. (С изменениями от 15.02.2000) // Российская газета, 2000. -31 марта. -№ 63.
  30. Дж. Количественные методы в экономике. М.: Прогресс, 1977. -247 с.
  31. Калининградский регион форпост России в Европе. — Экология и промышленность России, сентябрь 2003. — С. 42−45.
  32. П.В. Переход к устойчивому развитию: эколого-экономические предпосылки. М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 1998. — 184 с.
  33. Г. Б. Производственные функции: Теория, методы, применение. М.: Финансы статистика, 1986. — 239 с.
  34. Концепция оздоровления экологической обстановки в бассейне Черного моря на территории Российской Федерации. В кн. «Проблемы защиты Черного моря от загрязнения» // Под ред. Порядина А. Ф. и Заславского Е. М. — М.: Изд-во РЭФИА, 1996. — 116 с.
  35. Д., Стединджер Дж., Хейт Д. Планирование и анализ водохозяйственных систем. М.: Энергоатомиздат, 1984. -400 с.
  36. Н.Н. Экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами. М.: НИА-Природа, 1998.-238с.
  37. Н.Н., Потравный И. М. Экономика и организация природопользования. М.: Тройка, 2000. — 455 с.
  38. Математические модели контроля загрязнения воды. М.: Мир, 1981. — 471 с.
  39. Методика определения предотвращенного экологического ущерба. М.: Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, 1999. -72 с.
  40. Методические указания по проведению анализа риска опасных промышленных объектов. М.: НТЦ «Промышленная безопасность», 1996. — 17 с.
  41. Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Утв. Государственным комитетом по экологии России 29.12. 98. // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. № 3.
  42. Модели управления природными ресурсами / Под ред. В. И. Гурмана. М.: Наука, 1981.-264 с.
  43. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона // Под ред. В. И. Гурмана, Е. В. Рюминой. М.: Наука, 2001. — 175 с.
  44. Н.Н., Александров В. В., Тарко A.M. Человек и биосфера. Опыт системного анализа и эксперименты с моделями. М.: Наука, 1985. -272 с.
  45. Г. А. Основы экологического страхования. М.: Наука, 1996.- 192 с.
  46. С.М., Лебедева Е. С. Состояние морской среды Черного и Азовского морей в ходе природоохранного строительства. В кн. «Проблемы защиты Черного моря от загрязнения» // Под ред. Порядина А. Ф. и Заславского Е. М. — М.: Изд-во РЭФИА, 1996.
  47. О структуре территориального управления Министерства природных ресурсов Российской Федерации // Приказ МПР РФ № 89 от 26 февраля 2002 г.
  48. Об отраслевой программе укрепления и развития материально-техническойбазы специализированных морских инспекций и инспекций по маломерным судам на 1998−2003 гг. // Приказ Госкомэкологии России № 192 от 1 апреля 1998 г.
  49. Об утверждении «Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации». Утв. приказом Минприроды от 18.07.94 № 222.// Российские вести. 1994. — 08 декабря. № 233.
  50. Об экологической экспертизе. Федеральный закон РФ от 23 ноября 1995 г. // Российская газета. 1995. 30 ноября.
  51. И.Е., Тарасова Н. П., Володин А. С. Социальная значимость повышения экологической безопасности регионов на примере Калининградской области. Экология и промышленность России, сентябрь, 2003. — С. 16−18.
  52. Н.В. Страхование экологических рисков: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Экономика. 1996. Вып. 1. С. 19−26.
  53. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. Приказ Минприроды РФ от 18 июля 1994 г. № 222 // Экономика и жизнь, 1994. № 40.
  54. И.М. Экологический аудит в России: современное состояние. -Инвестиции в России. 1998, № 5. с.46−48.
  55. Проблемы защиты Черного моря от загрязнения // Под ред. Порядина А. Ф. и Заславского Е. М. М.: Изд-во РЭФИА, 1996. — 116 с.
  56. Г. А. Моткина, А. С. Тулупова М.: ИПР РАН, 2002. — 146 с. Реймерс Н. Ф. Природопользование. Словарь-справочник. — М.: Мысль, 1990.- 639 с.
  57. Экология, 1992.-239 с. Труды Пятой всероссийской и Третьей международной конференции «Теория и практика экологического страхования». Тезисы докладов. М.: ИПР РАН, 2002.- 176 с.
  58. Труды Третьей всероссийской и первой международной конференции «Теория и практика экологического страхования». Рабочие материалы.- М.: ИПР РАН, 1998. 62 с.
  59. Труды Четвертой всероссийской и второй международной конференции «Теория и практика экологического страхования». Рабочие материалы.- Калининград-Москва, 2000. 168 с.
  60. А.С. Экологическое страхование в обеспечении системной безопасности // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. эконом, наук. М., 2001.
  61. Г. А. Управление эколого-экономическими системами. М.: Вузовская книга, 1999. — 132 с.
  62. Е.П. Социально-экономическое развитие и природоохранная деятельность (вопросы оптимизации и моделирования). М.: Наука, 1983.-208 с.
  63. В.К. Экономика техногенной и природной безопасности // Вопросы экономики. 1992. -№ 1. — С. 19−30.
  64. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 // Собрание законодательства РФ. 2002. — 14 января. № 2, ст. 133.
  65. Дж. Мировая динамика. М.: Наука, 1978. — 167 с.
  66. Я.З. Адаптация и обучение в автоматических системах. М.: Наука, 1968.
  67. Н.В., Новоселов A.JI., Дунаевский JI.B. Экономика природопользования: эффективность, ущербы, риски. М., 1998.
  68. Э.Р. Комплексная программа предотвращения загрязнения водной среды при эксплуатации судов и портов. Бюллетень транспортной информации, № 4,1996.
  69. Э.Р., Евнуков С. И. Экологический форпост на Волге. -Бюллетень транспортной информации, № 4, 1996.
  70. А.В. Экономика природопользования (тория и практика). М., 2000.
  71. А.С. Управление природопользованием предприятия: отчетность и контроль / В кн. «Экологический учет и аудит»: Сборник статей. М.: ФБК-ПРЕСС, 1997.-С. 11−24.
  72. Экологическая доктрина Российской Федерации // Спасение. 2002. № 6 (264).
  73. Экологический менеджмент / Н. В. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер. Спб.: Питер, 2003. — 544 с.
  74. Экологическое страхование в Ленинградской области: Сборник юридическихи нормативно-экономических документов (проекты) // Под ред. Г. А. Моткина М.: Издательство «Ось-89», 1999. — 112 с.
  75. Экологическое страхование в России (Официальны документы, научные разработки, экспериментальные оценки). М.: ИПР РАН, 1995. -226 с.
  76. Экология и промышленность России, сентябрь, 2003. -49 с.
  77. Эколого-экономическая стратегия развития региона: математическое моделирование и системный анализ на примере Байкальского региона / Викулов В. Е, Гурман В. И., Данилина Е. В. и др. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. — 184 с.
  78. Экономическая и финансовая политика в сфере охраны окружающей среды. Сборник аналитических материалов, нормативных правовых актов и ведомственных документов // Под ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. -М.: Изд. НУМЦ Госкомэкологии России, 1999.
  79. Экономический анализ воздействий на окружающую среду /Пер. с англ. М.: ВИТА-Пресс, 2000. — 272 с.
  80. А.Б. Аварии, катастрофы и стихийные бедствия в России. М.: Финиздат, 1994.
  81. Anderson E.L., Howlett Е., Jayko К., Reed М., Spaudling М. The Worldwide Oil Spill Model (WOSM). Proc. 16th Arctic and Marine Oil Spill Program, vol. 2, Calgary, June 1993, pp. 627−668.
  82. Burrows P., Rowley C., Owen D. The Economics of Accidental Oil Pollution by Tankers in Coastal Waters. Journal of Public Economics, n. 3, 1974, pp. 251−268.
  83. Burrows P. The Economic Theory of Pollution Control. Cambridge, Mass: MIT Press, 1980.
  84. Calabresi G. The Costs of Accidents, A Legal and Economic Analysis. New Haven and London: Yale University Press, 1970.
  85. Chung-to-Ma, Moore J. Stopping Agents «Cheat», STICERD Disc. Paper 86/135,1.ndon School of Economics, 1986.
  86. Cohen M.A. The Cost and Benefits of Oil Spill Prevention and Enforcement. -Journal of Environmental Economics and Management, vol. 13, 1986, pp. 167−188.
  87. Cohen M.A. Optimal Enforcement Strategy to Prevent Oil Spills: An Application of a Principal-Agent Model with Moral Hazard. Journal of Law and Economics, n. 30, 1987, pp. 23−51.
  88. Cropper M.L., Oates W.E., Environmental economics: A survey // J. Econ. Lit. 1992. Vol. 30, n. 6.
  89. Daly H.E., Cobb J.B. For the Common Good. L.: Green Print, 1990.
  90. David M.N., Joeres E.F., Loucks E.D., Potter K.W., Rosenthal S.S. Effects of Diversions on the North American Great Lakes. Water Resources Bulletin, 1988, n. 6, pp. 141−148.
  91. Epple D., Visscher M. Environmental Pollution: Modelling, Occurrence, Detection and Deterrence. Journal of Law and Economics, n. 27, 1985, pp. 29−59. fc* Gottinger H.W. An economic approach to monitoring pollution accidents. — Bad
  92. Waldsee: IIEEM. Discussion Paper No. 9, 1994.-37 p.
  93. Gottinger H.W. A Principal Agency Approach to Wastes // International Institute for Environmental Economics and Management (IIEEM). Discussion Paper No. 6, 1994.-42 p.
  94. Gottinger H.W. Monitoring pollution accidents. European J. Operational Research, 1998, Vol.104, — pp. 18−30.
  95. Gurman V.I. Modeling and Optimization Sustainable Strategies on Regional Level // Proceedings of LI Int. Conference Econometrics of Environment and Transdisciplinarity / Lisbon, Portugal, April 1996. V. 5.
  96. Environmental Value Creation through Investment. Assessing Applications in the Great Lakes Basin. F Report on Two Workshops //Orie Louckes and Ray Gorman, Editors. Miami University, Oxford, 2002. — 50 p.
  97. Europe’s Environment. Marine and coastal waters. Draft report, 1993. t
  98. Karlin S., Taylor A. A First Course in Stochastic Processes. 2nd ed. New York: Academic Press, 1975.
  99. Meadows D.H. et al. The Limits to Growth. A Report for the Club of Rome’s Project on the Predicament of Mankind. N.Y., 1972.
  100. Operational Research and Environmental Management / Eds. C. Carraro, A. Haurie. Dordrecht: Kluwer academic publishers, 1996.
  101. Ott W.R. Environmental Indices: Theory and Practice. Michigan: Ann Arbour Science Publishers Inc., 1978.
  102. Smets H. Assessing the Risk of Accidental Oil Spills in OECD Member Countries // The Cost of Oil Spills, OECD, Paris, 1982, pp. 12−41.
  103. Tebeau P.A., Lissauer I. U.S. Coast Guard Oil Spill Response Technology Research and Development: A Progress Report // Proc. 16th Arctic and Marine Oil Spill Program, vol. 1, Calgary, June 1993, pp. 211−219.
Заполнить форму текущей работой