Актуальность темы
исследования. Процесс современного общественного развития определяется двумя диалектически противоположными тенденциями: центростремительными, выражающимися в общемировой интеграции, и центробежными. Последние проявляются в региональной локализации, одна из форм которой — феномен сепаратизма заключается в стремлении регионов в составе государств к обособлению, приобретению большей политической самостоятельности, суверенитета. Политическая практика красноречиво свидетельствует о том, что сепаратизм все чаще становится причиной вооруженных конфликтов. Это превращает его в одну из наиболее острых проблем современности.
На первый взгляд, сепаратистские тенденции объясняются дисбалансом между количеством независимых государств и числом проживающих в них этнических групп, что потенциально несет в себе зачатки дезинтеграции, связанные со стремлением этноса к обособлению, суверенному политическому и государственному контролю своей территории. Однако даже в экономически и социально развитых государствах, не имеющих на своей территории этнорегионов, проявляются признаки сепаратизма, обусловленного диспропорциями экономического развития, спецификой социокультурной среды, характером политического управления и т. д. Совокупность региональных проблем становится фактором, стимулирующим недовольство различных слоев населения политикой Центра. Вследствие этого возникает стремление региона к политическому обособлению или повышению своего правового статуса. Таким образом, в более или менее острой форме проблема сохранения территориальной целостности может появиться в любом государстве, особенно в период политической нестабильности и слабости центральной власти.
Стремление отдельных регионов и этнотерриторий в составе многонациональных государств к обособлению становится источником социальной, политической и экономической нестабильности, а главное, несет угрозу вооруженного противостояния, открытой конфронтации. Это приводит к человеческим жертвам, появлению беженцев, разрушению региональной хозяйственной инфраструктуры, социальных институтов, снижению эффективности территориальной власти. Очевидно, что сепаратистские процессы являются негативными и для государства в целом: нарушается механизм функционирования политической системы, падает легитимность центральной власти, общегосударственная идеология испытывает кризис. Сепаратизм, создавая угрозу государственному суверенитету, подрывает территориальную целостность, нарушает принципы геополитической безопасности государства, снижая его международный престиж.
Вместе с тем мировой опыт показывает практическое отсутствие действенных механизмов урегулирования сепаратистских конфликтов. Исторически сложившиеся традиции межгосударственного взаимодействия, закрепленные в нормах международного права, основаны на принципе государственного суверенитета, нерушимости границ. Между тем признание в теории и практике международных отношений получил также принцип права наций на самоопределение, предусматривающий возможность политического обособления региона, формирования независимой государственности. Как отмечают исследователи (А.В. Володин, В. А. Тишков, П. В. Чернов и др.), принцип национального самоопределения стал по существу приоритетным в современном общественном развитии, что не соответствует коренным общегосударственным интересам, в особенности интересам национальной и военной безопасности. В этом случае равно правомочными становятся и борьба региона за независимость, и стремление государства всеми силами защищать свою территориальную целостность. Проблема сепаратизма приобретает нормативно-этический аспект: следует ли считать сепаратистские движения законными или преступными, справедливыми или нет, допустимо ли военное противодействие этим движениям со стороны государства и т. д.
В постсоветской России со всей очевидностью проявились сепаратистские тенденции: от постепенной дезинтеграции Дальнего Востока, Калининградской области до открытого провозглашения независимости Чечней. Активизация сецессионных процессов позволила скептикам говорить о неизбежности распада России (вслед за СССР) как имперского, внутренне не интегрированного образования, существование которого возможно только при наличии сильной и жесткой центральной власти. Предлагались даже примерные модели структурирования российского пространства, одну из которых приводит в своем исследовании М.И. Кодин1. Предполагается, что Москва может стать центром притяжения для центральной России. Потенциал нового государства составят старые промышленные города, развитое сельское хозяйство, способное прокормить индустриальные центры, достаточно высокий образовательный уровень населения, выгодное территориальное расположение — на пути из Азии в Европу. Возможно возникновение нескольких государственных образований на Волге. Залогом их будущего успешного существования выступают развитые транспортные системы, запасы полезных ископаемых, мощная индустрия. Наличествуют посылки к объединению Урала с Западной Сибирью. Восточная Сибирь сможет обеспечить автономное существование через экспорт полезных ископаемых, равно как и Якутия. Приморье, где периодически актуализируются идеи Дальневосточной республики, давно ориентируется на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. На территории южнорусских областей возможно возникновение милитаризованного государства — буфера между обреченным на затяжные конфликты Северным Кавказом и остальными русскими землями.
Очевидно, что для определения обоснованности этих прогнозов важно выявить степень реальной угрозы территориальной целостности России. Хотя период президентства В. Путина ознаменовался явным ослаблением.
1 См.: Кодин М. И. Россия в «сумерках» трансформаций. — М., 2001, С. 107−108. дезинтеграционных процессов: наблюдается снижение радикализма требований региональной политической элиты, растет авторитет федерального центра, укрепляется властная вертикаль, наметилась динамика стабилизации социально-политической и экономической жизни Чечни, говорить о полной ликвидации сепаратизма не представляется возможным. Сохраняется его правовая, экономическая и идеологическая база. Тем значительнее становится научное знание о причинах, способных вызвать активизацию сепаратизма, привести к распаду государства, и возможных мерах по противодействию этому.
Таким образом, актуальность и востребованность теоретического изучения Феномена сепаратизма обусловлена следующим:
— проявившейся общемировой тенденцией распространения явления сепаратизма и расширения его масштабовсепаратистскими тенденциями в постсоветской России, создающими угрозу ее суверенитету и государственной целостности;
— антагонистическим характером конфликтов, сопровождающих крайние формы сепаратистской борьбы, их негативными социально-экономическими последствиями, сопряженными с человеческими жертвами;
— отсутствием в мировой практике действенных политико-правовых механизмов разрешения сепаратистских противоречий.
Насущной теоретической и практической задачей является анализ факторов возникновения и тенденций функционирования сепаратизма, направлений минимизации его негативного воздействия на социально-политическую ситуацию в стране. От практического решения проблем, возникших в процессе дезинтеграции, во многом зависит судьба России как целостного государственного образования, грамотность, обоснованность и успешность проводимой федеральной властью региональной политики, цель которой — интеграция и консолидация. Невнимание к проблеме сепаратизма чревато серьезными политическими издержками. Ее теоретическая неразработанность негативно сказывается на решении практических задач успешного реформирования российского общества.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время феномен сепаратизма мало изучен, исследования данной темы носят единичный характер. Стремление к комплексному, всестороннему анализу этого многопланового феномена отмечается в трудах Э. А. Баграмова, А. В. Володина, М.И. Кодина2.
Наиболее значимой является монография А. В. Володина, в которой автор, обстоятельно анализируя политическую историю постсоветской России, предлагает собственное понимание явления сепаратизма, указывает причины, вызвавшие его активизацию, дает прогноз относительно перспектив российской государственности в контексте сепаратизма и предлагает комплекс мер по противодействию этому явлению. Солидаризируясь с позицией автора по ряду вопросов, следует подчеркнуть, что в работе А. В. Володина прослеживается резко негативная оценка сепаратизма. Это мешает его объективному восприятию, не позволяет выявить позитивные функции данного феномена в политическом процессе.
Интересен анализ сепаратизма, приведенный М. И. Кодиным. Автор определяет причины активизации дезинтеграционных тенденций в современной России, видя их в чрезмерной экономической и политической регионализации, автономизации как следствия попустительской политики Центра, ошибок российского федерализма, своекорыстных устремлений политической элиты, идущих вразрез с общегосударственными интересами. Следует отметить, что в данном исследовании отсутствует определение феномена сепаратизма, нет ясного понимания соотношения и связи между собственно сепаратизмом и процессами регионализации и локализации.
Коллективная монография «Разделит ли Россия участь Союза ССР?» посвящена оценке и перспективам дезинтеграционных процессов, охвативших.
Россию в начале 90-х гг. XX в. Исследователи концентрируют внимание на поиске взаимосвязи между причинами, вызвавшими крах СССР, и активизацией сепаратизма в новой России, обосновав тем самым возможность распада и условия сохранения целостности страны. Данная работа имеет несомненное значение для понимания истоков российского сепаратизма, но ее авторы не ставили перед собой задачи теоретических обобщений политической практики.
Следует отметить недостаточность обобщающих исследований сепаратизма в контексте современных процессов социально-политической трансформации России. Несмотря на актуальность и практическую востребованность, диссертационные исследования феномена сепаратизма крайне скудны. Несомненно, можно отметить работу А.В. Авраменко3, посвященную анализу сущности феномена сепаратизма, выявлению его взаимосвязи с процессом делегирования властных полномочий регионам.
Подавляющее большинство научных трудов о сепаратизме имеют обзорный характер, описывая развитие этого явления в различных регионах. При этом авторы не делают попыток абстрагироваться от территориальной специфики и дать обобщающую характеристику данного феномена. Тем не менее подобные исследования содержат обширный фактический материал, облегчающий проведение концептуально-научного анализа. Применительно к проблеме сепаратизма в постсоветской России это, прежде всего, работы по истории чеченского кризиса и конфликтного потенциала всего СевероКавказского региона, проблемам Сибири и Дальнего Востока4.
2 См.: Володин А. В. Региональный сепаратизм: проблемы теории и практики. — М., 1999; Кодин М. И. Россия в «сумерках» трансформаций. — М., 2001; Разделит ли Россия участь Союза ССР?/ Рук. авт. кол-ва Э. А. Баграмов.
См.: Авраменко А. В. Сепаратизм (сущность и проблемы). Дис. .канд. полит, наук. — М., 1997.
4 См.: Гордеев В. Дальневосточный сепаратизм: миф или реальность?// Вопросы социально-демографической истории Дальнего Востока в XX в.: Сб. науч. статей/ Ред. Н. Е. Чернолуцкая.- Владивосток, 1999. -С. 135−155- Данлоп Дж. Россия и Чечня: история противоборства. Корни сепаратистского конфликта. — М., 2001; Макуев Р. Х. Проблемы российской государственности сквозь призму трагедии Чеченской республики.- Орел, 2000; Марков А. П. Проблемы сепаратизма в Сибири//.
Внимание ряда исследователей направлено на изучение этнического сепаратизма. В целой серии научных трудов о процессе этногенеза народов России освещаются вопросы идеологии и практики национализма, динамики межнациональных конфликтов. В этой связи следует указать на работы JI.M. Дробижевой, Г. У. Солдатовой, В. А. Тишкова, П. В. Чернова, диссертационные исследования И. О. Бабкина, Г. Б. Балаяна5.
Те или иные аспекты политического сепаратизма фрагментарно затрагиваются в ряде публикаций. Статьи различаются по глубине анализа материала, степени актуальности и новизны теоретических выводов, практической значимости.
Объектом исследовательского интереса все чаще становятся проблема нормативно-правовой обоснованности сепаратизма в контексте требований государственного законодательства и международного права, философской теории прав человека и нации, а также принципы демаркации собственно феномена сепаратизма и явления региональной автономизации (М.Г. Арутюнов, Г. Каджая, Э. Паин, А. Савельев)6.
В публикациях М. Виноградова и А. Ядыкина, В. Калмыкова обобщен и систематизирован накопленный опыт методологического исследования.
Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока: история и современность. — М., 1997.-Т.2.-С. 158−176- ТишковВ.А. Чеченский кризис. — М., 1995 и др.
5 См.: Бабкин И. О. Феномен этнического сепаратизма. Дис. канд. .полит наук. -Ставрополь, 2001; Балаян Г. Б. Национально-этнический сепаратизм в России: политологический анализ. Дис. канд. полит, наук. — М., 2001; Демократизация и образы национализма в РФ 90-х годов./ Ред. JI.M. Дробижева. — М., 1996; Жириков А. А. Этнические факторы политической стабильности. — М., 1995; Конфликтная этничность и этнические конфликты: Сб. статей/ Ред. Г. У. Солдатова. — М., 1994; Суверенитет и этническое самосознание: Сб. статей/ Ред. JI.M. Дробижева. — М., 1995; Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности. — М., 1997; Чернов П. В. Россия: этногеополитические основы государственности. — М., 1999 и др.
6 См.: Государство, этносы, сепаратизм и проблема прав человека: Сб. статей/ Ред. М. Г. Арутюнов. — М., 2000; Каджая Г. самоопределение или сепаратизм?// НГ — 1999 — 26 фев. — № 35- Паин Э. Федерализм и сепаратизм в России: мифы и реальность: http://www.rami.ruСавельев А. Суверенитет, федерализм, сепаратизм: http://www.netda.ru и др. J сепаратизма. М. Виноградов и А. Ддыкин предлагают типологию данного феномена. Последняя, однако, может быть принята только с большими оговорками, поскольку в ней отсутствуют четкие критерии классификации.
Перспективы России как федеративного государства, возможность его сохранения и развития в нынешних границах интенсивно обсуждаются на страницах периодической печати. Ряд исследователей последовательно отстаивают тезис о реальности угрозы распада государства при сохранении существующих дезинтеграционных тенденций, принципов взаимодействия федеральной и региональной политических элит (Ю.Голубчиков, Г. Дерлугъян, Д. Ольшанский)8.
Однако локальная форма изучения сепаратизма не позволяет осмыслить его как целостный, многомерный феномен. Несмотря на обилие суждений, мнений, наблюдений, в той или иной степени касающихся отдельных аспектов сепаратизма, за границей исследовательского интереса остается анализ его как актуального феномена политической жизни.
В ряде исследований в исторической ретроспективе рассматривается национальная политика России, специфика взаимоотношений между Центром и этнорегионами9. Их привлечение позволило диссертанту увидеть истоки современных сепаратистских конфликтов.
Необходимость анализа перспектив конфессионального сепаратизма в России обусловила использование работ по проблемам религиозного развития и идентификации этнических общностей10.
7 См.: Виноградов М., Ядыкин А. Сепаратизм в современной России// Co-Общение -2003 — № 3. — С. 18 -20- Калмыков В. Политический сепаратизм// Посев — 1997 — № 2. — С. 14−23. Q.
См.: Голубчиков Ю. Останется ли Россия на карте мира?// Россия и мусульманский мир. — 1999. — № 3. -С. 9 — 15- Дерлугъян Г. Крушение советской системы и его потенциальные следствия: банкротство, сегментация, вырождение// Политические исследования. — 2000. — № 3. — С. 28 — 35- Ольшанский Д. Дезинтеграция: новые симптомы старой болезни// Центр и регионы России. — 2000. — № 2. — С. 40 — 51.
9 См.: Национальная политика России: история и современность/ Отв. Ред. В. А. Михайлов. — М., 1997; Россия в XX веке: проблемы национальных отношений/ Ред. А. Н. Сахаров, В. А. Михайлов.-М., 1999.
10 См.: Бажан Т. А. Оппозиционная религиозность в России.- Красноярск, 2000; Национальное и религиозное: Сб. статей/ Ред. А. П. Мидлов.-М., 1996; Нуруллаев А.А.
Целый пласт научной литературы содержит аналитический материал о социально-политическом и экономическом развитии российских регионов в постсоветский период: сведения о процессе становления и трансформации региональной политической элиты, динамике взаимодействия регионов с центральной властью11.
Предметом научного внимания группы исследователей стали проблемы формирования и развития российского федерализма (Р.Г. Абдулатипов, А.Н.
Аринин, Г. В. Каменская, В. Н. Лысенко, Т.Д. Мамсуров). Авторы выявляют качественную специфику федерализма в нашей стране, излагают идеи о возможности активизации сепаратистских тенденций из-за ряда противоречий фактического неравенства субъектов федерации, феномена асимметричности.
В зарубежной литературе сепаратизм исследуется во взаимосвязи с динамикой этноразвития и формированием националистической идеологии.
Религиозный фактор в российском политическом пространстве// Обновление России: трудный поиск решений.-1995.-Вып. 3.-С.184−192- Рагузин В. Н. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. — М., 1998 и др.
1 См.: Актуальные вопросы развития социально-политической сферы в регионах РФ: Сб. статей/ Ред. Л. П. Кураков.- Чебоксары, 1999; Барзилов О. И. Особенности развития политико-идеологических процессов в российской провинции. — М., 1997; Долганов А. В. Патология власти: взгляд из российской глубинки. — Пенза, 1998; Колчин С. В. От Северо-Запада до Дальнего Востока: экономико-политические зарисовки 10 регионов РФ. — М., 1999; Магомедов А. К. Локальные элиты и идеология регионализма в новейшей истории России: сравнительный анализ. — Ульяновск, 1998; Магомедов А. К. Мистерия регионализма. — М., 2000; Мамсуров Т. Д. Регионы — Центр: проблемы согласования интересов. — М., 2000; Марченко Г. В. Региональные проблемы становления новой российской государственности. — М., 1996; Политические процессы в регионах России/ Ред. Р. Ф. Туровский.-М., 1998; Региональные элиты России: проблемы, подходы, гипотезы/ Ред. А. В. Дука, А. С. Быстрова, В. В. Горьковенко. -СПб., 1999; Россия регионов: трансформация политических режимов/ Ред. В.Гельман. — М., 2000; РФ и ее субъекты: проблема гармонизации отношений: Сб. статей/ Ред. Н. А. Михалева. — М., 1998; Феномен Владимира Путина и российские регионы: победа неожиданная или закономерная?: Сб. статей/ Ред. К. Мацузато. — М., 2004; Что хотят регионы России?: Сб. статей, — М., 1999;
2 См.: Абдулатипов Р. Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства.- М., 1995; Аджиев X. Государство, нации, федерализм. -Балашиха, 2002; Аринин А. Н., Марченко Г. В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. — М., 1999; Асимметричная федерация: взгляд из центра, республик и областей: Сб. статей/ Ред. Л. М. Дробижева. -М., 2000; Иванов В. Н. Россия федеративная: кризис и пути его преодоления.- М., 1999; Лысенко В. Н. От Татарстана до Чечни (становление нового российского федерализма). — М., 1995; Петров В. Россия: кризис федерации. Прошлое, настоящее, будущее. — М., 1999; Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив/ Ред. Р. Г. Абдулатипов.-М., 1998 и др.
Чрезвычайно плодотворен его анализ с точки зрения концепций модернизации и глобализации, предпринятый в трудах Дж. Келласа, Р. Бербаха, Э. Цветковича, Д.Келлнера.13 В то же время для западной политической науки сепаратизм также не стал объектом детального изучения.
Таким образом, можно говорить о том, что в отечественной и зарубежной науке создана определенная база для дальнейшего углубленного исследования проблем сепаратизма. Тем не менее сложность и многомерность данного феномена не позволяет считать исследовательскую работу завершенной.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность феномена сепаратизма в социально-политическом контексте России обусловили выбор данной проблемы для целевого концептуального анализа.
Гипотеза. Автор исходил из научного предположения о том, что сепаратизм — явление, потенциально присутствующее в любом государственном образовании и активизирующееся в определенных условиях, связанных с глубинной политической и социокультурной трансформацией общества, существенным ослаблением центральной власти. Сепаратизм имеет не только негативные, но и позитивные функции в политическом процессе и необязательно ведет к распаду государства. Стабилизация социально-политической обстановки в стране, продуманная государственная региональная политика способствуют нейтрализации проявлений сепаратизма, позволяют отодвинуть его на периферию политической жизни, хотя и не устранить полностью.
Объект исследования — сепаратизм в постсоветской России как социально-политический феномен.
13 См.: Burbach R., Nunez О., Kagarlitsky О. Globalization and its Discontents. — London,.
1997; Cvetkovich A., Kellner D. Articulation the Global and the Local Globalization and.
Cultural Studies. — Boulder, 1997; Kellas J. The Politics of Nationalism and Ethnicity.
N.Y., 1991.
Предмет исследования. Предметом исследования являются причинно-следственные связи, факторы, детерминирующие возникновение сепаратизма, а также тенденции его функционирования и направления нейтрализации.
Цель исследования — выявление причин активизации сепаратизма в постсоветской России, определение возможных перспектив его усиления, выработка рекомендаций по ослаблению и нейтрализации негативных проявлений данного феномена.
Задачи исследования. Поставленная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
— выявить сущность и многообразие проявлений феномена сепаратизма;
— обобщить и систематизировать представления об основных условиях формирования и функционирования сепаратизма;
— выделить и классифицировать факторы, влияющие на динамику процесса сепаратизма;
— исследовать основные типы сепаратизма в современной России;
— раскрыть зависимость между спецификой социально-политической трансформации в постсоветской России и активизацией феномена сепаратизма, проанализировать его динамику в Российской Федерациивыявить направления минимизации негативного воздействия сепаратизма на процесс политической и социально-экономической модернизации России.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют общегосударственные и региональные документы, регулирующие распределение властных полномочий, принципы управления и административно-территориального деления и регламентирующие отношения между центром и территорией в Российской Федерации: Конституция РФ, Федеративный договор, конституции республик РФ, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов и др.
К теоретико-методологической основе относятся также научные положения теорий политической системы, этногенеза, федерализма, концепций модернизации и глобализации. Они позволили обобщить факторы, влияющие на активизацию феномена сепаратизма, выявить тенденции его развития. Важную теоретико-методологическую роль сыграли понятия «автономизация», «дезинтеграция», «суверенизация», «регионализация», «политический конфликт», «политический процесс», «этничность», «национализм», позволившие комплексно изучить сепаратизм, причины, определяющие его возникновение, динамику.
В работе автор опирался на принципы диалектики. Были использованы методы индукции, дедукции, анализа, сравнения. Системный и структурно-функциональный подход, лонгитюдный метод позволили провести комплексное исследование сложнейшего социально-политического явления, выявить его конкретно-ситуативную обусловленность.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные о динамике социально-экономического развития регионов России с начала 90-х гг. XX в. до настоящего времени, содержащиеся в материалах Госкомстата, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСПН РАН), сведения о политических конфликтах внутрирегионального и общегосударственного масштаба, результаты социологических исследований, проводившихся Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ), Региональным общественным фондом ИНДЕМ, Агентством региональных политических исследований (АРПИ).
Научная новизна исследования состоит в том, что теоретически и практически углубляется понимание природы и сути феномена сепаратизма. Автором проведен комплексный анализ сущности и специфики российского сепаратизма, определены причины, вызвавшие его активизацию, и основные направления нейтрализации его проявлений.
Научные результаты состоят в следующем:
— в отличие от других исследований, содержащих анализ сепаратизма как идеологии или политической практики регионов, проявляющейся в деятельности партий, организаций, лидеров, автор диссертации комплексно, концептуально осмысливает его как феномен, обусловленный особенностями социокультурного, политического развития России, характером происходящих трансформаций;
— определены структура, функции сепаратизма в политическом процессе;
— установлены характерные признаки и индикаторы сепаратизма;
— предложена типология сепаратизма;
— выявлены, проанализированы и типологизированы факторы, влияющие на динамику процесса сепаратизма;
— дан прогноз относительно степени интенсивности сепаратизма в ближайшем будущем и выработаны рекомендации по нейтрализации его негативных проявлений.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: теоретико-методологическим обоснованием процедур изучения социально-политического феномена сепаратизма;
— применением научных методов анализа источниковиспользованием эмпирических данных, позволивших сделать аргументированные предположения и выводы.
На защиту выносятся следующие положения:
I. Определение сепаратизма как феномена, развивающегося в процессе конфликтного взаимодействия между регионом в составе государственного образования, целями которого выступают сецессия, ирредентизм или политическая автономизация, и центральной властью государственного образования, чьей задачей является сохранение политического суверенитета и территориальной целостности;
II. Позитивные функции сепаратизма в политическом процессе не позволяют подвергнуть данный феномен однозначно негативной оценке. В качестве позитивных могут быть обозначены следующие функции:
— сигнально-информационная, фиксирующая недовольство политикой центральной власти и сигнализирующая о социокультурных, экономических и политических интересах населения региона;
— политическая социализация населения региона, а именно: усиление внимания к политике федеральных и региональных властей, увеличение политической активности масс, возникновение и распространение идеологии регионализма;
— стимулирование в процессе сепаратистской борьбы формирования местной политической элиты и создания (укрепления) региональных властных структур;
— разрядка социальной напряженности путем выхода накопившегося недовольства государственной политикой в процессе структурирования требований к центральной властикорректировка региональной политики федеральной власти, достигаемая в ходе сепаратистских действий;
— инициирование подготовки и принятия политических решений, адекватных потребностям региона;
— ликвидация социально-правовых основ межрегионального неравенства.
III. Предложена типология сепаратизма по различным критериям: в зависимости от сфер проявления выделяется сепаратизм экономический, правовой, идеологический;
— по количеству акторов сепаратизм может быть двусторонним и многосторонним;
— идеологическая основа формирует этнический, религиозный и региональный сепаратизм;
— политические цели региона позволяют выделить сепаратизм в форме сецессии, ирредентизма или политической автономизации;
— по динамике функционирования можно различить сепаратизм эволюционный и радикальный;
— задачи политической активности региона разделяют сепаратизм на тактический и стратегический;
— анализ социального значения выявляет архаический и прогрессивный сепаратизм;
— критерий длительности дает сепаратизм единовременный или постоянныйхарактер проявления определяет фактический и формальный сепаратизм.
IV. В качестве направлений нейтрализации сепаратистских тенденций предлагается:
— модифицирование российского федерализма в контексте необходимости сохранения сильной федеральной власти, нахождения баланса в распределении полномочий между регионами и Центром, снятия противоречий разностатусности субъектов Федерацииформирование механизма представительства и согласования региональных интересов на федеральном уровне;
— постепенная ликвидация диспропорций регионального развития посредством продуманной бюджетной, налоговой и кредитно-финансовой политики, выработки стратегии экономического развития с учетом региональной спецификиразработка концепции национально-религиозной политики, учитывающей аспект этнического и конфессионального многообразия страны, специфику социокультурных потребностей населения в современных условияхформулирование и массовая пропаганда общегосударственной идеологии, стимулирующей гражданскую интеграцию и способствующей нивелированию существующих межрегиональных различий.
Теоретическое и практическое значение результатов исследования. Разработанная в диссертации концепция сепаратизма, существенно дополняя имеющиеся по этой проблематике исследования, расширяет возможности многогранного изучения места и роли данного феномена в политическом процессе России, углубляет представления о факторах детерминации сепаратизма, позволяет найти оптимальные пути минимизации его негативных проявлений.
Полученные теоретические выводы и рекомендации могут содействовать совершенствованию системы государственного управления, практической деятельности органов государственной власти, других политических институтов в регионах, учитываться при составлении программ регионального развития. Они значимы также для прогнозирования и предотвращения конфликтов, возникающих на почве сепаратизма, достижения наиболее совершенных в данный временной период форм взаимодействия федеральной власти и региональной политической элиты.
Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки учебных пособий, преподавания ряда философских, политологических и исторических дисциплин в высшей школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что сепаратизм представляет собой сложное, многоплановое явление социально-политической действительности, что исключает возможность его комплексного исследования в рамках какой-либо одной теоретико-методологической парадигмы.
В этой связи представляется целесообразным определить несколько концептуальных подходов к анализу феномена сепаратизма. Они представлены географической, культурологической, модернизационной, глобализационной, конфликтологической и институциональной парадигмами, из которых каждая предлагает определенный ракурс изучения сепаратизма, концентрируя внимание на отдельных аспектах этого феномена.
К настоящему моменту в научной среде отсутствует единство в определении сущности событий и явлений социально-политической действительности, обозначаемых термином «сепаратизм». Автор полагает наиболее обоснованным понимание сепаратизма как конфликтного взаимодействия центральной власти государства и политических сил региона в его составе, обусловленного стремлением последнего создать собственную государственность, присоединиться к другому государственному образованию или достичь большей политической автономии. Это позволяет увидеть полисубъектность сепаратизма, выделить его акторов — политические силы региона и центральную власть государства, действия которых взаимообусловлены. Кроме того, рассмотрение сепаратизма в контексте политического процесса предоставляет возможность проследить динамику его развития, выявить его позитивное значение.
Специфика различных форм проявления сепаратизма, дифференциация факторов, вызывающих его активизацию, наличие характерных особенностей позволяют типологизировать этот феномен, исходя из различных критериев. Типология сепаратизма чрезвычайно важна для выяснения его потенциала, степени актуальности угрозы распада государства, формулировки прогнозов относительно возникновения сепаратистских тенденций в будущем.
Особое значение приобретает анализ сепаратизма применительно к реалиям постсоветской истории России. Очевидность проявлений сепаратистских тенденций в нашей стране позволила поставить вопрос о сохранении России как единого государства. Его научное решение требует выявления факторов, детерминирующих активизацию сепаратизма, определения потенциальной возможности и условий нейтрализации этого феномена.
Исследование исторического развития России как многонационального и поликонфессионального государства, имеющего ярко очерченную региональную структуру, дает возможность говорить о константном наличии факторов сепаратизма. К их числу следует отнести существование на территории России этнорегионов, культурно-исторические традиции населения которых сохраняются достаточно стойкообширность территории и труднодоступность отдельных районов при неразвитости средств связи и коммуникацийслабость межрегиональной интеграции. Существование единой государственности на основе столь пестрого регионального многообразия в значительной степени обеспечивалось силой центральной власти, использующей все возможные рычаги управления.
Обозначенные факторы обусловили существование постоянных предпосылок сепаратизма. Его активизации послужили процессы трансформации социально-политической системы России в конце XX в.
Непродуманное экономическое реформирование способствовало усилению тенденций локализации: дезинтеграции экономических связей, замыканию региональных хозяйственных систем, усилению региональной идентификации населения и формированию на ее основе идеологий регионализма, исходящих из приоритета местных интересов над общегосударственными. Это сделало регион и региональную политическую элиту основными акторами политического процесса, противопоставив их интересы интересам Центра.
Политические трансформации, в основе которых лежали демократизация и децентрализация государства, на практике привели к фактической утрате Центром власти, потере контроля над регионами. На местах же оформились собственные властные структуры, дублирующие общегосударственные.
Особенности формирования федеративных отношений, закрепление феномена асимметричности спровоцировали межрегиональную конкуренцию в борьбе за большие права, способствовали возникновению отчуждения между Центром и регионами, которое явилось также следствием субъективизма и конъюнктурности политической элиты Центра при решении важных вопросов общегосударственного значения.
Следует признать, что, несмотря на наличие предпосылок сепаратизма: региональной структуры общества, социокультурной разобщенности, низкого уровня экономической и коммуникационной интеграции пространства, определяющим для возникновения сепаратизма в постсоветской России стал процесс политической, экономической и социальной трансформации, вызвавший существенное ослабление федерального центра, разрушение вертикали власти, механизмов управления и согласования интересов.
Несмотря на наметившуюся тенденцию ослабления появлений сепаратизма, говорить о ликвидации угрозы распада государства представляется преждевременным. Нерешенным остается ряд серьезных проблем, имеющих определяющее значение для предотвращения межрегиональной разобщенности и достижения интеграции. В их числе можно отметить различия правовых статусов субъектов Федерации, полновластье региональных лидеров, отсутствие у федерального центра возможности контроля ситуации в регионах, сохранение диспропорций регионального развития, социально-этнической разобщенности общества.
Для их разрешения необходимо проведение комплексных мероприятий по следующим направлениям:
— ликвидация монополии региональных лидеров на осуществление власти в регионе, предотвращение правового сепаратизма, выведение из-под контроля региональных властей подразделений федеральных министерств и ведомств, выработка действенного механизма федерального вмешательства;
— нивелирование приоритетного права региональных лидеров на представление интересов населения региона путем стимулирования развития общероссийских политических партий;
— содействие развитию местного самоуправления как альтернативной власти, способной существенно ослабить региональное руководство;
— унификация отношений федеральной власти с субъектами Федерации, пересмотр практики распределения полномочий, постепенное выравнивание правового статуса субъектов Федерации;
— изменение административно-территориальной структуры федерации, создание однотипных территориальных единиц;
— создание эффективной системы регионального представительства для обеспечения согласования и реализации региональных интересов на федеральном уровне;
— постепенное выравнивание социально-экономического положения в регионах путем выработки специальных программ развитиявосстановление социальной инфраструктуры, обеспечение функционирования единых систем образования, здравоохранения и социальной защиты;
— воссоздание единого социально-информационного пространства;
— формулирование и пропаганда общегосударственной идеологии, основанной на признании приоритета гражданских ценностей;
— создание условий для развития и сохранения культурной самобытности этнических общностей.
Деятельность федеральной власти по обозначенным направлениям будет способствовать нейтрализации сепаратистских тенденций, постепенно отодвигая их на периферию политической жизни общества. Однако необходимо помнить о постоянном наличии в структуре российской государственности предпосылок сепаратизма, которые в случае дестабилизации социально-политической обстановки, кризиса становятся основой дезинтеграционных процессов, создавая угрозу государственному единству.
Значительных политических сил, партий, движений, объединений, деятельность которых могла бы создавать реальную опасность для территориальной целостности страны, в настоящее время нет. Однако сохраняются проявления сепаратизма в правовой, научной, идеологической и социокультурной сферах. Сепаратизм остается козырем в политической игре как региональной, так и федеральной властей. Последняя нередко осуществляет спекулирование ярлыком сепаратизма для достижения большей свободы в вопросах региональной политики. При этом сохраняется двойственность в отношении к сепаратизму федеральной власти России: сепаратистские тенденции субъектов федерации рассматриваются как преступная деятельность, в то же время сепаратистские устремления Абхазии, Южной Осетии, Крыма вызывают неизменное сочувствие и поддержку российского руководства. Подобные противоречия не могут не отразиться на восприятии федеральной власти населением наиболее проблемных, тяготеющих к сепаратизму регионов.
Подводя итоги, следует отметить, что определяющее значение для преодоления сепаратистских тенденций имеет концептуально обоснованная, разработанная с учетом территориальной специфики, социальных особенностей государственная региональная политика, осуществляемая федеральной властью в рамках последовательного курса модернизации и реформирования. Достижение внутригосударственной стабильности, высокого уровня развития экономических, правовых и социокультурных отношений, обусловливающих формирование и функционирование гражданского общества, становится залогом государственной интеграции и сохранения территориального единства.