Теория демократии: новый контекст
Демократия обладает рядом преимуществ•. «сама сущность демократического правления представляет собой верховенство большинства»; именно демократия способствует благополучию наибольшего числа граждан, обеспечивает политическую свободу и широкое участие масс в управлении. Все эти достоинства согласно Токвилю наиболее полно воплотились в американской политической системе, ее учреждениях и Конституции. Читать ещё >
Теория демократии: новый контекст (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Новое время предложило отличную от античной теорию демократии, пригодную для больших национальных государств, которые стали возникать в тот период. Многие идеи этой теории востребованы современными западными странами.
Одним из ее создателей был французский социолог и историк А. де Токвиль (1805−1859), который изложил теорию в своей работе «О демократии в Америке», написанной после его путешествия по США в 1832 г.
Исходя из анализа политической практики этой страны, Токвиль сделал ряд важных выводов.
- 1. Распространение демократии является мировой тенденцией, вызванной утверждением социального равенства и упадком аристократии. Остановить это процесс невозможно.
- 2. Демократия обладает рядом преимуществ•. «сама сущность демократического правления представляет собой верховенство большинства»; именно демократия способствует благополучию наибольшего числа граждан, обеспечивает политическую свободу и широкое участие масс в управлении[1]. Все эти достоинства согласно Токвилю наиболее полно воплотились в американской политической системе, ее учреждениях и Конституции.
- 3. Кроме достоинств Токвиль отметил и недостатки демократии, ее несовершенство. Прежде всего демократии угрожает индивидуализм, проявлениями которого являются эгоизм, политическая апатия граждан, их растущее безразличие к общественным проблемам.
Принятие Декларации независимости (худ. Дж. Трамбулл) Создатели американского государства и авторы Конституции США Дж. Мэдисон (1751−1836), Т. Джефферсон (1743−1826) и А. Гамильтон (1757−1804) вовсе не считали необходимым прямой контроль граждан за осуществлением важных направлений политики или выборами главы исполнительной власти. Признавая.
Алексис Токвиль.
идею народного суверенитета (народ — единственный источник политической власти), а выборы — способом формирования властных институтов, создатели Конституции, тем не менее, не очень доверяли избирателям и боялись взрыва «народных страстей». Их конституционная реформа 1787 г. имела ярко выраженный консервативный характер. А. Гамильтон писал: Говорят, что голос народа — это глас Божий; но, хотя это изречение многими цитируется и принимается на веру, на самом деле оно неверно. Народ обладает буйным нравом и непостоянством; он редко способен судить и решать правильно[2].
По мнению Дж. Мэдисона, основная опасность демократии состоит в возможности установления тирании большинства. Для того чтобы лишить фракцию большинства, образующуюся в результате выборов, возможности подавлять права меньшинства, он предлагал модель федеральной республики с представительным правлением. Согласно этой модели потребности граждан должен выражать двухпалатный парламент, палаты которого и обеспечивают компромисс между интересами больших и малых штатов. Создаются специфические институты для противодействия установлению прямого правления народа. Так, президент избирается не всеми гражданами непосредственно, а коллегией выборщиков, судебная власть назначается президентом совместно с верхней палатой Конгресса — сенатом.
Правительству также не следует безгранично доверять. Правительство должно иметь такую структуру, чтобы «каждая его составляющая часть могла в процессе взаимодействия с другими частями быть средством сдерживания их… Амбициям должны быть противопоставлены другие амбиции»[3]. Поэтому в американской политической системе все ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) не только разделены, независимы, но и равноценны. Так был создан механизм сдержек и противовесов, который до сих пор обеспечивает эффективность и стабильность американской политической системы.
Мысли о политике
Кто ищет в свободе что-либо, кроме самой свободы, создан для рабства. В демократических странах каждое новое поколение — новый народ.
А. Токвиль
Вся работа правительства сводится к искусству быть честным. Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего.
Я бы выбирал правительство из культурных граждан, просвещенных всеобщим образованием и свободным обменом мыслями.
Т. Джефферсон