Подготовка студентов педагогического колледжа к работе в сельской школе: Преподавание в начальных классах
Диссертация
Подготовку учителя начальных классов к работе в сельской школе можно рассматривать как адресную деятельность педагогического коллектива колледжа, обеспечивающую динамические изменения личностных и профессиональных ролей с учетом восстребованности и расширением сферы педагогических услуг. Она предполагает введение новых специальностей «Преподавание в начальных классах с дополнительной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретические основы подготовки будущего учителя начальных классов к работе в сельской школе
- 1. 1. Проблема подготовки студентов педагогического колледжа к профессии учителя начальных классов
- 1. 2. Готовность к педагогической деятельности как результат личностного и профессионального развития будущего учителя
- 1. 3. Особенности педагогического процесса в сельской школе
- ГЛАВА II. Психолого-педагогические условия формирования готовности студента педагогического колледжа к работе в сельской школе
- 2. 1. Диагностика готовности выпускника педагогического колледжа к работе в условиях села
- 2. 2. Программа педагогической деятельности колледжа по адресной подготовке будущего учителя начальных классов
- 2. 3. Эффективность использования предлагаемой программы
Список литературы
- Авдеев Ф.С. Научно-методические основы профессиональной подготовки будущего учителя математики сельской малокомплектной школы: Дис. докт. пед. наук: 13.00.02 / Ф. С. Авдеев. — Орел, 1994. — 420 с.
- Авдеев Ф.С. Подготовка учителя для работы в сельской малокомплектной школе / Ф. С. Авдеев // Информационный бюллетень. 1995. — № 3 (10). -С.34−43.
- Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В. А. Адольф // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72−75.
- Адольф JT.JI. Формирование познавательной активности учителя начальных классов в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI.JI. Адольф- Лесосиб. пед. ин-т Красноярского гос. ун-та. М., 1996. — 16 с.
- Алеева Ю.В. Подготовка будущего учителя к формированию учебной деятельности младших школьников: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю.В. Алеева- Барнаул, гос. пед. ун-т. Барнаул, 1999. — 20 с.
- Аминов Н.А. Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова / Н. А. Аминов. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997. — 392 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Издательство МГУ, 1990.-367 с.
- Байбородова Л.В. Все плюсы разновозрастных классов ./ Л.В. Байбаро-дова // Первое сентября. 2003. — 17 мая.
- Баташова С.М. Подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С.М. Баташова- Ом. гос. пед. ун-т. Омск, 1998. — 17 с.
- Ю.Белиловская М. Сельский учитель: один на пять учеников, один на пять предметов / М. Белиловская // Первое сентября. 1998. — 5 декабря.
- П.Богданов Е. Н. Технология педагогической поддержки подростков / Е. Н. Богданов, Н. И. Симонова, С. О. Савостьянова. Калуга, 2001. — С. 625.
- Богданова О.С. Раннее развитие детей в процессе обучения и воспитания / О. С. Богданова, Н. М. Трофимова, Г. А. Крутских. Воронеж: Издательство Воронежского педуниверситета, 1996. — 145 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович- Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: КПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы / Е. В. Бондаревская, П.П. Пивнен-ко // Педагогика. 2002. — № 5. — С. 52−64.
- Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
- Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. М.: Московский лицей. — 1999. — № 12. — 63 с.
- Вавилов Ю.П. Специфика профессии учителя начальных классов / Ю. П. Вавилов // Начальная школа. 2002. — № 8. — С. 87−93.
- Венгилевских Ю.А. Подготовка будущих учителей к формированию биоэкологических умений школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю. А. Венгилевских. -Бирск, 1999. 210 с.
- Войченко А.П. Организация учебно-воспитательного процесса в педвузе как средство формирования профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /
- A.П. Войченко. Фрунзе, 1980. — 171 с.
- Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский- Под ред.
- B.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский- Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
- Вьюнова Н.И. Интеграция и дифференциация университетского психолого-педагогического образования / Н. И. Вьюнова. М.- Воронеж: Ml’НУ, ВГИ МОСУ, 1999.-236 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: «Школа — Пресс», 1995. — 448 с.
- Годник С.М. Страницы современной педагогики: диалог теории и практики / С. М. Годник. Воронеж: ВОИПКРО, 1998. — 365 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболин. М.: Просвещение, 1965.-259 с.
- Горбенко В.В. Формирование основ профессионализма будущих учителей начальных классов в процессе внеаудиторной работы: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / В.В. Горбенко- Моск. гос. пед. ун-т. М., 1998. — 18 с.
- Горленко В. Цели педагогической практики: проблемы обоснования / В. Горленко // Педагогика. 1999. — № 4. — С. 73−77.
- ГОСТ по специальности 0312 Преподавание в начальных классах. М.: Издательство ИПР СПО, 2002. — 76 с.
- Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников / М. И. Губанова // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 32−39.
- Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии / К. М. Гуревич. -М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -384 с.
- Гурьянова М.П. Реструктуризация сети сельских общеобразовательных школ: документ надежды или. памятник исчезнувшим деревням / М. П. Гурьянова // Народное образование. 2002. — № 10. — С. 38−48.
- Гурьянова М.П. Российская сельская школа как социокультурный феномен / М. П. Гурьянова // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 23−28.
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В. И. Даль. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с.
- Даринский А. Взаимосвязь курсов педагогики и предметных методик в педвузах / А. Даринский // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 17−20.
- Демидова С.Б. Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Б. Демидова. Рязань, 1999.-194 с.
- Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис. докт. пед. наук: 13.00.01 / К.М. Дурай-Новакова. М., 1983. — 356 с.
- Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М. И. Дьяченко, JI.А. Кандыбович, В.А. Понома-ренко. Минск: Издательство «Университетское», 1985. -206 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
- Ерыгин Ю.А. Педагогическая практика в профессиональной подготовке учителя начальных классов / Ю. А. Ерыгин // Начальная школа. 2003. -№ 2. — С. 28−30.
- Жалдак Н.Н. Индивидульно-личностная подготовка учителя (на примере педагогического колледжа г. Белгорода) / Н. Н. Жалдак, П. Е. Решетников // Специалист. -1998. № 7. — С. 13−15.
- Желанова В.В. Развитие профессиональной готовности учителя начальных классов к педагогическому общению с учащимися: Автореф. канд. психол. наук: 19.00.13 /В.В. Желанова. М., 1994.-22 с.
- Зайкин М.И. Феномены малокомплектых школ / М. И. Зайкин. Горький, 1990.-141 с.
- Зайкин М.И. Специфика малочисленного класса / М. И. Зайкин, Ж. Вагина // Сельская школа. -1999. № 4. — С. 88−95.
- Закон РФ «Об образовании». МП «Новая школа», 1992. — 57 с. 50.3ернова Г. П. Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. П. Зернова. -М., 1999. -114 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н /Дону: Издательство «Феникс», 1997.-480 с.
- Ибрагимов Г. И. Критерии оценки качества подготовки специалистов среднего звена / Г. И. Ибрагимов // Специалист. 2003. — № 1. — С. 32−35.
- Иноземцева В.Е. Подготовка педагогических кадров в вузах России / В. Е. Иноземцева // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 57−64.
- Информация о проведении Всероссийского семинара «Воспитание в сельской школе» // Вестник Образования России. 2003. — № 8. — С. 31−34.
- Исаев Е.И. Рубинштейна в психологическую подготовку педагогов / Е. И. Исаев, С. П. Вклад // Вопросы психологии. 1999. — № 5. — С. 123 129.
- Исаев Ю. Психолого-педагогическая культура сельской школы / Ю. Исаев // Народное образование. -1999. № 7 — 8. — С.70−75.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до к. XIX в. / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с.
- Казаков В.Г. Психология / В. Г. Казаков, JI.A. Кондратьева. М.: Высшая школа, 1989.-383 с.
- Калеева Ж.Г. Заботы сельской школы / Ж. Г. Калеева // Педагогика. 2002. -№ 5. — С. 64−67.
- Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности / JI.A. Кандыбович, М. И. Дьяченко. Минск: БГУ, 1976. — 175 с.
- Кандыбович JI.A. Психология: словарь-справочник / JI.A. Кандыбович, М. И. Дьяченко. Минск, 1998. — 411 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Кирикова 3. Технологическая готовность педагогов / 3. Кирикова // Педагогика. 2001. — № 4. — С. 63−66.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов, — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
- Климов Е.А. Основы психологии / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.-295 с.
- Ковалев В.П. Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к работе в малокомплектной сельской национальной школе: Автореф. докт. пед. наук: 13.00.01 / В.П. Ковалев- Чуваш, гос. пед. ин-т им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 1998. — 42 с.
- Коджаспирова Г. М. Формирование готовности учителя начальных классов к профессиональному самообразованию: Автореф. докт. пед. наук: 13.00.01 / Г. М. Коджаспирова- Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1995.-36 с.
- Кондратенков А.С. Подготовка учителя к работе в малокомплектной школе / А. С. Кондратенков // Советская педагогика. 1990. — № 4. — С. 93−96.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. 2002. — № 4. — С. 4−19.
- Корепанова Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Н. В. Корепанова, И. М. Хакимзянова, О. И. Щербакова. // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 66−71.
- Краснова О.А. Подготовка студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской малочисленной школе: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / О.А. Краснова- Чуваш, гос. пед. ин-т им. И. Я. Яковлева. -Чебоксары, 1998. 17 с.
- Кузовлев В. Готовим студентов к работе в сельской школе / В. Кузовлев // Народное образование. 2001. — № 1. — С. 29−33.
- Кузьмина Н.В. Психологические проблемы подготовки преподавателей / Н. В. Кузьмина // Сб. науч. тр. Вып. 1 — 2. — М.- Шуя, 1998. — 78 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина.-М., 1995. 112 с.
- Кумарин В.В. Аксиомы Песталоцци и психология с краткой хрестоматией / В. В. Кумарин. М.: Издательство журнала «Престижное воспитание», 2001.-92 с.
- Левитов Н.Д. Психология труда / Н. Д. Левитов. М.: Министерство просвещения, 1963.-340 с.
- Левитов Н.Д. Психология / Н. Д. Левитов. М.: «Высшая школа», 1964. -256 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
- Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского / Д.О. Лорд-кипанидзе. -М.: Минпросвещение РСФСР, 1954. 367 с.
- Львова О.И. Профессиональная подготовка будущего учителя к дифференцированному обучению младших школьников (на материале обучения математики): Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. И. Львова. М., 1995.-19 с.
- Магомедов Н.М. Творить в счастье. Записки педагога / Н. М. Магомедов. -Самара: Издательство «СИУ», 1996. 221 с.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
- Маркова А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
- Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность / В.А. Миже-риков, М. Н. Ермоленко. М.: Педагогическое общество России, 2002. -268 с.
- Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя / М. Н. Миронова // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 44−53.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: Дис. докт. психол. наук: 13.00.07 / Л. М. Митина. М., 1995. — 408 с.
- Митина Л.М. Формирование профессионального сознания учителя / Л. М. Митина //Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 58−64.
- Молодому учителю: Практическое руководство / Сост. Е. С. Березняк. К.: Раднянская школа, 1988. — 304 с.
- Морозова Н.А. Особенности подготовки учителей в ИПК к работе в условиях сельской малочисленной школы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Морозова. СПб., 1995. — 196 с.
- Морозова Н.А. Ступени мастерства: Проблемы адаптации учителя к работе в классах / НА. Морозова. Воронеж: Черноземье, 1996. — 309 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик- Под ред. В.А. Сла-стенина. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 200 с.
- Мухаметзянова Г. В. Состояние, проблемы и тенденции профессиональной подготовки / Г. В. Мухаметзянова // Специалист. 1996. — № 4. — С. 22−23.
- Национальная доктрина образования в РФ // Учительская газета. 2000. -17 октября.
- Нести радость детям / Сост. А. Ф. Пастушенко. Воронеж, 1992. — 158 с.
- Овчинников B.C. О методической подготовке учителей начальных классов / B.C. Овчинников // Начальная школа. 1999. — № 3. — С. 5055.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Издательство «Русский язык», 1978. — 846 с.
- Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. 16−26.
- Орлов А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус / А. А. Орлов // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 60−72.
- Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Народное образование. 1997. — № 8. — С. 4−18.
- Особенности воспитания, обучения сельских школьников и подготовки учителя к работе в малокомплектной школе // Тез. докл. на пед. чтениях памяти А. Е. Кондратенкова. Смоленск: Смоленский гос. пед. ин-т, 1994.-73 с.
- Особенности работы малокомплектных школ // Методические рекомендации. Пермь: ПОИПКРО, 1996. — 211 с.
- Петровский А.В. Психология о каждом из нас / А. В. Петровский. М.: Издательство Российского открытого ун-та, 1992. — 332 с.
- Пискунов А.И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура / А. И. Пискунов // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 41−47.
- Пищулин В.Г. Модель выпускника университета / В. Г. Пищулин // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 22−27.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. -М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
- Подласый И.Г. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.Г. Под-ласый. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2002. — 352 с.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 400 с.
- Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя // Сб. науч. тр.- Ред. А. И. Щербаков. Л., 1980. -82 с.
- Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001−2010 годы // Вестник образования. 2001. — № 19. -С. 7−35.
- Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 годы // Вестник образования России. 2002. — № 22. — С. 14−66.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Психолого-педагогический словарь / Автор-составитель В.А. Мижери-ков. Ростов н/Д: издательство «Феникс», 1998. — 544 с.
- Пушкина Т.Ф. Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности: Автореф. канд. пед. наук 13.00.01 / Т.В. Пушкина- ВГПИ. Воронеж, 2000. — 22 с.
- Резвецов Д.Б. О модели учителя сельской школы / Д. Б. Резвецов // Малочисленная школа: проблемы, поиски, решения. Ярославль, 1998. -С. 13−26.
- Резниченко М.Г. Профессиональная подготовка учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентацией младших школьников: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.08 / М.Г. Резниченко- Моск. гос. пед. ун-т.-М., 1999.-16 с.
- Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера / П. Е. Решетников. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
- Решетников П.Е. Обучение профессиональной деятельности / П. Е. Решетников. Москва — Белгород: «Везелица», 1998. -229 с.
- Решетников П.Е. Чему учить в малых классах? / П. Е. Решетников // Сельская школа. 1998. — № 4. — С. 35−37.
- Рогачев С.А. Малочисленная школа в современных условиях / С.А. Ро-гачев. Воронеж, 1993. — 240 с.
- Рогачев С.А. Необходима государственная политика в образовании / С. А. Рогачев // Народное образование. 1999. — № 1−2. — С. 26−29.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. -М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 2. — 480 с.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е. И. Рогов. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 1998. — 496 с.
- Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2001.-256 с.
- Романенчук А.Б. Формирование практической готовности будущего учителя к взаимодействию с младшими школьниками: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Б. Романенчук- Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1995. — 16 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
- Рудь М.Г. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже: Автореф. докт. пед. наук: 13.00.08 / М.Г. Рудь- Рост. гос. пед. ун-т. Ростов н/Д, 1999. -31 с.
- Рулев С.И. Особенности взаимодействия школьников в малочисленной сельской школе / С. И. Рулев // Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Ярославль, 1998. — С. 75−94.
- Савотина Н.А. Проблемы формирования будущего специалиста / Н. А. Савотина // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 58−61.
- Сборник научно-методических материалов. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 160 с.
- Седова Н.Е. Теория и практика подготовки учителя к формированию у старшеклассников мотивационной готовности к труду: опыт экспериментального исследования проблемы / Н. Е. Седова. Петропавловск-Камчатский, 1996. — 278 с.
- Сериков В.В. Подготовка учителей к профессиональной деятельности в условиях личностной ориентации образования / В. В. Сериков // СПО. -2000.-№ 7.-С. 5−10.
- Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду / В. В. Сериков. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192 с.
- Симонова Н.И. Самовоспитание в профессиональном становлении будущего учителя / Н. И. Симонова // Сб. матер, конф.- Под. ред. Е. Н. Богданова. Калуга, 2001. — С. 18−20.
- Склонность / Словарь синонимов- Ред. А. П. Евгеньева. — Ленинград, издательство «Наука», 1975. — С. 522.
- Сластенин В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности / В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1991.-141 с.
- Сластенин В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / В. А. Сластенин. М., 1982. — 73 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Дис. докт. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Сластенин. -М., 1977.-386 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. -308 с.
- Современная начальная школа и подготовка учителя: Тезисы докладов Всероссийской науч. конф. Магнитогорск: Ml НИ, 1998. — 122 с.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л. Ф. Спирин. -М.: Издательство «Российское Педагогическое Агентство», 1947. 33 с.
- Справочник руководителя и учителя начальной школы. Тула: «Родничок», М.: «Астрель», 1999. — 831 с.
- Стойлова Л. Двухступенчатая подготовка учителя начальных классов в Москве / Л. Стойлова // Начальная школа. 2000. — № 2. — С. 4−6.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль: В 3 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1979. — 640 с.
- Сухомлинский В.А. Павлышская сельская школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1979. — 393 с.
- Тамарская Н.В. Конкурентоспособность педагога: сущность и возможности формирования в процессе профессиональной подготовки / Н. В. Тамарская // СПО. 2003. — № 5. — С. 49−52.
- Тимофеев В.В. Социальное партнерство многопрофильного колледжа /
- B.В. Тимофеев, А. Г. Амосова, Л. Г. Старкова. // СПО. 2002. — № 8.1. C. 5−8.
- Трофимова Н.М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе: Дис. докт. пед. наук: 13.00.01 /Н.М. Трофимова. Воронеж, 1992.-291 с.
- Тумова Н. Школа спасла село / Н. Тумакова // Учительская газета. -1995. 28 ноября.
- Турчанинова Ю.И. Обучение технике общения как средство повышения готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. И. Турчанинова. М., 1988. — 158 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушин-ский: В 2 т. Т.1. М.: Просвещение. — 1953. — 637 с.
- Федеральная программа развития образования // Вестник образования. -2000.-№ 12.-С. 3−70.
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003−2006 годы // Народное образование. 2002. — № 9. — С. 270−281.
- Филипов В.М. Правда и домыслы о российском образовании // Вестник образования / В. М. Филипов. Издательство «Про-пресс». — 2001. — № 9.-С. 12−13.
- Филонов Г. Сельская школа и социум / Г. Филонов // Педагогика. -2001.-№ 1.-С. 96−98.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И. Ф. Харламов. М.: Юристъ, 1997.-512 с.
- Цирульников A.M. Вариативная организация и развитие сельской школы / A.M. Цирульников. М.: МИРОС, 1994. — 90 с.
- Чекалева Н.В. Единство образовательной и профессиональной психолого-педагогической подготовки студентов в системе многоуровневого высшего образования / Н. В. Чекалева // Многоуровневое высшее педагогическое образование. Омск, 1994. — С. 11−15.
- Чудновский В.Э. Личностная модель труда учителя / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 107−110.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога / Р. Х. Шакуров. М.: «Знание», 1985. -178 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шеван-дрин. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
- Шерайзина P.M. Профессиональное становление сельского учителя / P.M. Шерайзина. Новгород: НГУ, 1994. — 203 с.
- Шимина А.Н. Современное и несовременное в педагогике / А.Н. Ши-мина // Педагогика. 2002. — № 7. — С. 26−31.
- Шлагина Л.В. Психологическая подготовка будущего учителя / Л. В. Шлагина // Начальная школа. 1999. — № 3. — С. 23−24.
- Щербаков А.И. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя / А. И. Щербаков // Межвуз. сб. науч. тр.-Л., 1980.-67 с.
- Эбзеев М. Психологическая подготовка студентов педвуза / М. Эбзеев // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 50−54.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Элько-нин- Под ред. Д. И. Фельдпггейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 416 с.
- Энциклопедия профессионального образования / Ред. С. Я. Батышев. -М.: РАО: АПО, 1999. В 2 т. Т. 2: М-П. — С. 398−390.
- Эппггейн М. Закон малых педагогических пространств / М. Эпштейн // Первое сентября. 2003. — 17 мая.
- Якунина О. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к реализации личностно-ориентированного обучения / О. Якунина // СПО. 2000. — № 7. — С. 15−18.129