Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка студентов педагогического колледжа к работе в сельской школе: Преподавание в начальных классах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подготовку учителя начальных классов к работе в сельской школе можно рассматривать как адресную деятельность педагогического коллектива колледжа, обеспечивающую динамические изменения личностных и профессиональных ролей с учетом восстребованности и расширением сферы педагогических услуг. Она предполагает введение новых специальностей «Преподавание в начальных классах с дополнительной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы подготовки будущего учителя начальных классов к работе в сельской школе
    • 1. 1. Проблема подготовки студентов педагогического колледжа к профессии учителя начальных классов
    • 1. 2. Готовность к педагогической деятельности как результат личностного и профессионального развития будущего учителя
    • 1. 3. Особенности педагогического процесса в сельской школе
  • ГЛАВА II. Психолого-педагогические условия формирования готовности студента педагогического колледжа к работе в сельской школе
    • 2. 1. Диагностика готовности выпускника педагогического колледжа к работе в условиях села
    • 2. 2. Программа педагогической деятельности колледжа по адресной подготовке будущего учителя начальных классов
    • 2. 3. Эффективность использования предлагаемой программы

Подготовка студентов педагогического колледжа к работе в сельской школе: Преподавание в начальных классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Смена моделей управления образовани-^ ем влечет за собой и смену критериев качества работы учителя. Это приводит к необходимости оценки подготовки учителей в профессиональных образовательных учреждениях, удовлетворяющих требованиям новой модели управления образованием. Особое значение имеет подготовка учителя для сельской школы.

В современных социально-экономических условиях возможности деревенского социума существенно изменяются. Сельская школа, расширяя свои функции, переходит от общеобразовательного учреждения к социокультурному центру. Она становится центром духовного оздоровления села. Воз-ф} никшая жизненная реальность требует определенной работы по адресной подготовке учителя, способного удовлетворять запросы изменяющихся общественных и экономических отношений.

Традиционно средние специальные педагогические заведения готовят специалистов преимущественно для работы на селе. Это объективная закономерность, о которой свидетельствуют как данные районных отделов образования Воронежской области, так и анализ трудоустройства выпускников педагогических средних специальных учебных заведений. В связи с этим профессиональное обучение студентов педагогических колледжей может быть сориентированно и на особенности педагогического процесса в сельской школе. Сегодня возникает настоятельная необходимость уделить должное внимание подготовке учителя к работе в таких школах, развитию у студентов мотивационно-ценностного отношения и формирования состояния готовности к этой сложной деятельности.

С целью рассмотрения истории проблемы и выявления тенденций в подходах к пониманию и изучению готовности к педагогической деятельности нами был предпринят логико-исторический анализ данного понятия.

Проблемой готовности к различным видам деятельности советские психологи начали всесторонне заниматься сравнительно недавно (с конца 50-х — начала 60-х годов). Несмотря на это, в психологии труда, спорта, со-^ циальной, инженерной, педагогической и военной психологии есть немало материалов, прямо и косвенно характеризующих готовность человека к выполнению определенной деятельности.

Различные авторы по-разному именуют готовность. Обобщенные ее характеристики они обозначают близкими, но не идентичными понятиями: «бдительность», «мобилизационная готовность», «настроенность», «боеготовность» и т. д. Различные трактовки данного понятия обусловлены как спецификой структуры деятельности, изучавшейся в каждом конкретном случае (работа в обычных условиях, в аварийных ситуациях, спортивная борьба и Л т.д.), так и несовпадением теоретических подходов исследователей. Одни авторы рассматривают готовность к деятельности на личностном фоне, а другие — на функциональном, т. е. прежде всего учитывают состояние психических функций.

В психологической литературе уделено значительное внимание конкретным формам готовности: установке (грузинская школа Д. Н. Узнадзе, который считает, что готовность — такой существенный признак установки, который обнаруживается во всех случаях поведенческой активности человека) — предстартовому состоянию перед различного вида спортивными выступлениями (В.А. Алаторцев, А. Д. Ганюшкин, А. Ц. Пуни, О.А. Черникова) — готовности к выполнению боевой задачи (М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, A.M. Столяренко) — мобилизационной готовности в спорте (Ф.Генов) — состоянию бдительности оператора (JI.C. Нерсесян, В.Н. Пушкин).

В педагогике 60-х годов видные современные ученые начинают применять понятие «готовность» к анализу педагогической деятельности (А.И. Щербаков, 1967; Н. В. Кузьмина, 1967; В. А. Сластенин, 1976; Ю.Н. Ку-люткин, 1978). В 70-х годах заметно растет все более дифференцированное понимание готовности, которое получает наиболее точное определение и самостоятельную позицию на фоне других понятий и категорий. Готовность начинает рассматриваться как интегрированный показатель самого высокого уровня профессиональной квалификации.

Следует подчеркнуть, что за это время появилось немного исследований по разным аспектам готовности к труду (З.К. Бакшеева, Ю. К. Васильев,.

B.Д. Мадриков), а также по некоторым вопросам готовности старшеклассников к труду (Р.Е. Аммухабетова, Н. М. Гаджиева, Г. Б. Рычкова, Н. Е. Седова, В. В. Сериков, В.И. Ширинский).

Для второй половины 70-х г. — начала 80-х г. характерно оживление педагогических исследований и появление разработок по вопросам готовности студентов — будущих учителей (А.П. Акимова, А. Г. Алтариева, А.П. Во-ченко, В. И. Завьялова, М. В. Левченко, А. И. Немировская, С. Ф. Садчикова, JI.C. Шубина, А.В. Явношан).

В 90-х годах интерес к изучению готовности к педагогической деятельности не уменьшился. Появились новые разработки данной проблемы (К.М. Дурай-Новакова, Ю.И. Турчанинова). Среди более поздних можно отметить работы (С.М. Баташовой, Ю. А. Венгилевских, Г. П. Зерновой, JI.M. Митиной).

Ряд исследователей занимаются разработкой проблем готовности учителя начальных классов к педагогической деятельности (Ю.В. Алеева,.

C.Б. Демидова, В. В. Желанова, Г. М. Коджаспирова, О. И. Львова, М.Г. Резни-ченко, А.Б. Романенчук).

В это же время появляются работы, в которых предпринимаются попытки показать на конкретном опытно-педагогическом материале возможность и способы формирования готовности учителя к работе в сельской школе (Ф.С. Авдеев, В. П. Ковалев, О. А. Краснова, Н. А. Морозова, Э.А. Сидорова).

Таким образом, можно заключить, что накоплен обширный научный и практический материал по разным аспектам готовности и подготовки к предстоящей деятельности и, в частности, к работе в сельской школе. Имеются работы, посвященные исследованию этих проблем в педагогическом колледже (Е.В. Милькова, М.Г. Рудь). Но их значительно меньше.

Пока нет ответа на такие вопросы: почему одни выпускники с удовольствием едут в сельскую школу и активно включаются в школьную жизнь. Вместе с тем ищут нестандартные формы проведения уроков, внеклассных занятий с привлечением односельчан. Другие — не исключают вероятности работы на селе, если так сложатся обстоятельства. Третьи на вопрос «Хотели бы Вы учить детей в сельской школе?» — категорично заявляют: «Нет. Никогда не поеду в сельскую школу».

Осмысление собственного опыта работы учителем начальных классов в сельской школе, поиск особенностей организации учебно-воспитательного процесса с сельскими школьниками и опыт работы преподавателем Россошанского педагогического колледжа позволяют предположить, что сегодня необходимо обратить внимание на специфику подготовки будущего учителя для сельской школы, на его индивидуальную предрасположенность к профессии педагога, сориентированность на присущие сельской школе специфические условия жизни.

В ходе исследования были выявлены противоречия между:

— новой социокультурной средой, изменившимся укладом жизни в сельской местности и готовностью сельской школы обеспечивать качественное образование сельских школьников;

— мотивацией будущих учителей сельских школ и их удовлетворенностью той средой, в которой предстоит работать выпускнику педагогического колледжа.

Анализ противоречий позволил сформулировать проблему исследования: как обеспечить адресную подготовку учителя начальных классов для сельской школы, готового работать в таком типе образовательного учреждения как «школа — культурный центр села».

В связи с необходимостью решения данной проблемы была определена тема исследования: «Подготовка студентов педагогического колледжа к работе в сельской школе». ^ Объект исследования — образовательный процесс в педагогическом колледже.

Предмет исследования — формирование готовности будущего учителя начальных классов к работе в сельской школе.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить соответствие требований к организации образовательного процесса сельской школы с уровнем подготовки студентов в педагогическом колледже.

Гипотеза исследования — мы предполагаем, что подготовка будущего Л" учителя начальных классов в педагогическом колледже к работе в сельской школе будет успешной, если:

• определены индивидуальные особенности предрасположенности студентов к работе в сельской школе;

• выявлены структурные компоненты готовности учителя начальных классов к работе в сельской школе;

• разработана программа по адресной подготовке учителя начальных класть сов с учетом региональных кадровых и образовательных потребностей. Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Определить сущность и содержание процесса подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже.

2. Определить психолого-педагогические характеристики уровней готовности учителя начальных классов к предстоящей деятельности.

3. Разработать программу адресной подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже.

Методологическую основу исследования составили:

• теория личностно-деятельного подхода (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А.В. Петровский);

• теория природосообразности (Н.М. Магомедов, И. Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский);

• концептуальные идеи о специфике и особенностях профессиональной деятельности учителей сельских школ (М.И. Зайкин, Н. А. Морозова, P.M. Шерайзина);

• теоретические подходы к пониманию сущности понятия «подготовка» и «готовность» к педагогической деятельности (К.М. Дурай-Новакова, К. М. Гуревич, М. И. Дьяченко, И. А. Зимняя, Л. А. Кандыбович, Е. А. Климов, Н. Д. Левитов, К. К. Платонов, Ю.Б. Турчанинова);

• логика процесса вхождения личности в новый уровень образовательной ситуации (Л.И. Божович, С. М. Годник, Н. М. Трофимова, А.Н. Шимина);

• идеи социообразовательного и социокультурного подходов к развитию сельской школы (А.Е. Кондратенков, A.M. Цирульников);

• теория профессионального образования и подготовки педагогов (Н.И. Вьюнова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. А. Орлов, Н. И. Симонова, В. А. Сластенин, А.И. Щербаков);

• социально-психологические аспекты подготовки учителей сельских школ (Л.В. Байбородова, М. П. Гурьянова, М. Эпштейн).

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор методов исследования.

Теоретические: анализ философской, психологической и педагогической литературы, раскрывающей состояние исследуемой проблемы.

Эмпирические: педагогические наблюдения, констатирующий и формирующий эксперименты, индивидуальные беседы, анализ педагогического опыта колледжа и педагогической документации, опрос, биографический метод, методы математической обработки данных.

В исследовании применялись диагностические методики: Е. А. Климов «Диагностика профессиональной направленности личности" — И. М. Юсупов.

Способность педагога к эмпатии" — Е. И. Рогов «Прогноз» для оценки нервно-психической устойчивости педагога.

Использование различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимозависимости и взаимообусловленности.

Этапы и база экспериментального исследования.

Исследование проводилось в период 1995 — 2003 годы и включало несколько этапов.

Первый этап (1995 — 1996 гг.) — изучалась разработанность темы исследования в научной теории, накапливался эмпирический материал в учебной деятельности и внеурочной жизни студентов, проводились полевые исследования. Анализ собранного теоретического и фактического материала позволил осмыслить программу исследования, определить проблему и тему исследования.

Второй этап (1996 — 2000 гг.) — сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования, проводились констатирующий и формирующий эксперименты, в ходе которых реализовались поставленные задачи, апробировались основные теоретические положения работы. Осмысливалась и разрабатывалась опытная модель подготовки учителя начальных классов для работы в сельской школе, на основе которой корректировалась программа педагогического колледжа по адресной подготовке будущего учителя начальных классов.

Третий этап (2000 — 2002 гг.) — были систематизированы и обобщены полученные данные, проведен их качественный и количественный анализподведены итоги экспериментальной работы, позволившие сделать выводы о подтверждении гипотезы исследования и объективности полученных результатов.

Четвертый этап (2002 — 2003 гг.) — проводилась работа по оформлению текста диссертации, уточнялись положения исследования, формулировались выводы.

Исследование проводилось на базе Россошанского педагогического колледжа Воронежской области, Алейниковской и Новопостояловской сельских школ Россошанского района Воронежской области.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

• определены структурные компоненты готовности учителя начальных классов к работе в сельской школе, раскрыты их содержание и взаимозависимость;

• дана психолого-педагогическая характеристика уровням готовности студентов педагогического колледжа к предстоящей деятельности;

• разработана программа по адресной подготовке учителя начальных классов в педагогическом колледже;

• спроектирована модель подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже для работы в сельской школе;

• разработаны рекомендации по обеспечению в педагогическом колледже условий получения дополнительных специальностей с учетом региональных кадровых и образовательных потребностей;

• предложен социально-педагогический подход к накоплению будущим учителем начальной школы опыта социального партнерства в условиях села.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в работе колледжей других профилей с целью расширения возможностей конкурентоспособного специалистамогут способствовать возможности индивидуальной самореализации выпускника, обеспечивать практическую готовность к общению как на профессиональном, так и общественно-управленческом уровне.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается осмыслением и пониманием теоретических положенийадекватностью использованных методов целям и задачам исследованияапробацией выводов в педагогическом процесселичным опытом работы диссертанта в сельской школе и педагогическом колледже.

На защиту выносятся положения: % Готовность выпускников педагогического колледжа к работе в сельской школе представляет собой сложное, индивидуально-личностное образование, которое отражает осознанное стремление студентов к индивидуально-культурному росту личности в условиях школьного образования и их потребность использовать народные культурные традиции сельской среды к получению новых результатов деятельности и преобразованию личности школьника.

Модель подготовки учителя начальных классов к работе в сельской школе представляет собой организацию образовательной деятельности, направленной на достижение личностно-профессионального результата развития студента колледжа через освоение новой социальной ситуации развитияценности, нормы, требования образовательного учреждения (педагогического колледжа) — самоопределение в выборе педагогической специализации и накопление нового опыта учебно-профессиональной деятельности, где реализуются нравственная и правовая зрелость, педагогическая культура, новый уровень овладения исследовательской деятельностью, новые социальные ожидания.

Личность проходит этапы овладения деятельностью (объектный, объектно-субъектный, субъектно-функционапьный, субъектный) и достигает уровней готовности к работе в условиях сельской школы (нормативный, лич-ностно-продуктивный, продуктивно-творческий).

Подготовка учителя начальных классов в современных условиях обеспечивается с учетом восстребованности динамического изменения профессиональных ролей в связи с расширением сферы педагогических услуг (изучение пространства социального партнерства Россошанского педагогического колледжа позволило определить дополнительные профессиональные требования к выпускнику по специальности «Преподавание в начальных классах». Это позволило открыть специальности «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой — информатика», «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой — психология», освоить факультативные курсы «Секретарь — референт», «Пользователь ЭВМ»).

Апробация результатов исследования, выводов, изложенных в работе, осуществлялись через обсуждение материалов диссертации на семинарах классных руководителей (1996 — 1999 гг.), заседаниях педагогического, методического советов Россошанского педагогического колледжа, внедрение в учебный процесс кафедры педагогики колледжа при проведении факультатива (2001 г.) — обсуждение на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии ВГПУ (1997 г., 2000 г., 2002 г.), на VII Всероссийской научно-практической конференции «Формирование современной образовательной среды в условиях реализации нового поколения стандартов СПО» (Воронеж, 2003 г.), на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект» (Калуга, 2003 г.), Международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы нравственной жизни личности» (Воронеж, 2003 г.), на аспирантских семинарах и конференциях, проводимых ВГПУ.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, списка используемой литературы и приложения.

Результаты исследования подтвердили предположение о том, что специально организованная работа по адресной подготовке учителя начальных классов позволяет повысить динамику готовности выпускников педагогического колледжа к работе в сельской школе, а разработанная модель способствует эффективному обучению будущих учителей для работы в сельской школе.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Подготовку учителя начальных классов к работе в сельской школе можно рассматривать как адресную деятельность педагогического коллектива колледжа, обеспечивающую динамические изменения личностных и профессиональных ролей с учетом восстребованности и расширением сферы педагогических услуг. Она предполагает введение новых специальностей «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой — информатика», «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой — психология», включение в учебный процесс колледжа новых факультативных курсов, отражающих специфику условий труда и деятельности учителя сельской школы, целенаправленно организованную педагогическую практику, обеспечение многообразия форм внеклассной работы, позволяющих развить творческие способности студентов.

2. Готовность учителя начальных классов к работе в сельской школе характеризуется устойчивым возникновением индивидуально-личностного образования, в котором проявляются призвание, профессиональная пригодность, способность к педагогическому труду, желание работать учителем в сельской школе.

3. Выявленные уровни готовности (нормативный, личностно-продуктивный, продуктивно-творческий) учителя начальных классов к работе в сельской школе отражают динамику работы личности над собой и выражены в личностных характеристиках будущего учителя сельской школы: интерес к общественной и школьной жизни в сельской местности, ответственность за другого человека, готовность к личностному и профессиональному росту, высокая педагогическая культура.

4. Разработанная модель подготовки учителя начальных классов к работе в сельской школе предполагает:

• освоение новой социальной ситуации развития через ценности, нормы и требования педагогического колледжа, введения дисциплин, способствующих сохранению культурных народных традиций и включению студентов в разнообразные формы внеклассной деятельности;

• самоопределение в выборе педагогической специализации с учетом потребностей сельской школы;

• непрерывное педагогическое образование как условие совершенствования культурного роста сельских школьников;

• личностное и профессиональное развитие, направленное на преобразование и повышение культурного уровня сельского социума. Результаты, полученные в исследовании, могут быть адаптированы к условиям других средних специальных учебных заведений.

Дальнейшее исследование данной проблемы может идти, на наш взгляд, по пути изучения ориентации сельских школьников на педагогическую профессию, определения наиболее перспективных сочетаний основной специальности с дополнительными с учетом региональных кадровых и образовательных потребностей, расширения факультативных курсов в соответствии с учебными планами сельских школ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.С. Научно-методические основы профессиональной подготовки будущего учителя математики сельской малокомплектной школы: Дис. докт. пед. наук: 13.00.02 / Ф. С. Авдеев. — Орел, 1994. — 420 с.
  2. Ф.С. Подготовка учителя для работы в сельской малокомплектной школе / Ф. С. Авдеев // Информационный бюллетень. 1995. — № 3 (10). -С.34−43.
  3. В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В. А. Адольф // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72−75.
  4. JT.JI. Формирование познавательной активности учителя начальных классов в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI.JI. Адольф- Лесосиб. пед. ин-т Красноярского гос. ун-та. М., 1996. — 16 с.
  5. Ю.В. Подготовка будущего учителя к формированию учебной деятельности младших школьников: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю.В. Алеева- Барнаул, гос. пед. ун-т. Барнаул, 1999. — 20 с.
  6. Н.А. Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова / Н. А. Аминов. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997. — 392 с.
  7. А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Издательство МГУ, 1990.-367 с.
  8. Л.В. Все плюсы разновозрастных классов ./ Л.В. Байбаро-дова // Первое сентября. 2003. — 17 мая.
  9. С.М. Подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С.М. Баташова- Ом. гос. пед. ун-т. Омск, 1998. — 17 с.
  10. Ю.Белиловская М. Сельский учитель: один на пять учеников, один на пять предметов / М. Белиловская // Первое сентября. 1998. — 5 декабря.
  11. П.Богданов Е. Н. Технология педагогической поддержки подростков / Е. Н. Богданов, Н. И. Симонова, С. О. Савостьянова. Калуга, 2001. — С. 625.
  12. О.С. Раннее развитие детей в процессе обучения и воспитания / О. С. Богданова, Н. М. Трофимова, Г. А. Крутских. Воронеж: Издательство Воронежского педуниверситета, 1996. — 145 с.
  13. Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович- Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: КПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  14. Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы / Е. В. Бондаревская, П.П. Пивнен-ко // Педагогика. 2002. — № 5. — С. 52−64.
  15. Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
  16. Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. М.: Московский лицей. — 1999. — № 12. — 63 с.
  17. Ю.П. Специфика профессии учителя начальных классов / Ю. П. Вавилов // Начальная школа. 2002. — № 8. — С. 87−93.
  18. Ю.А. Подготовка будущих учителей к формированию биоэкологических умений школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю. А. Венгилевских. -Бирск, 1999. 210 с.
  19. А.П. Организация учебно-воспитательного процесса в педвузе как средство формирования профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /
  20. A.П. Войченко. Фрунзе, 1980. — 171 с.
  21. .С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.
  22. Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский- Под ред.
  23. B.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  24. Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский- Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
  25. Н.И. Интеграция и дифференциация университетского психолого-педагогического образования / Н. И. Вьюнова. М.- Воронеж: Ml’НУ, ВГИ МОСУ, 1999.-236 с.
  26. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: «Школа — Пресс», 1995. — 448 с.
  27. С.М. Страницы современной педагогики: диалог теории и практики / С. М. Годник. Воронеж: ВОИПКРО, 1998. — 365 с.
  28. Ф.Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболин. М.: Просвещение, 1965.-259 с.
  29. В.В. Формирование основ профессионализма будущих учителей начальных классов в процессе внеаудиторной работы: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / В.В. Горбенко- Моск. гос. пед. ун-т. М., 1998. — 18 с.
  30. В. Цели педагогической практики: проблемы обоснования / В. Горленко // Педагогика. 1999. — № 4. — С. 73−77.
  31. ГОСТ по специальности 0312 Преподавание в начальных классах. М.: Издательство ИПР СПО, 2002. — 76 с.
  32. М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников / М. И. Губанова // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 32−39.
  33. К.М. Проблемы дифференциальной психологии / К. М. Гуревич. -М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -384 с.
  34. М.П. Реструктуризация сети сельских общеобразовательных школ: документ надежды или. памятник исчезнувшим деревням / М. П. Гурьянова // Народное образование. 2002. — № 10. — С. 38−48.
  35. М.П. Российская сельская школа как социокультурный феномен / М. П. Гурьянова // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 23−28.
  36. В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В. И. Даль. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с.
  37. А. Взаимосвязь курсов педагогики и предметных методик в педвузах / А. Даринский // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 17−20.
  38. С.Б. Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Б. Демидова. Рязань, 1999.-194 с.
  39. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис. докт. пед. наук: 13.00.01 / К.М. Дурай-Новакова. М., 1983. — 356 с.
  40. М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М. И. Дьяченко, JI.А. Кандыбович, В.А. Понома-ренко. Минск: Издательство «Университетское», 1985. -206 с.
  41. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  42. Ю.А. Педагогическая практика в профессиональной подготовке учителя начальных классов / Ю. А. Ерыгин // Начальная школа. 2003. -№ 2. — С. 28−30.
  43. Н.Н. Индивидульно-личностная подготовка учителя (на примере педагогического колледжа г. Белгорода) / Н. Н. Жалдак, П. Е. Решетников // Специалист. -1998. № 7. — С. 13−15.
  44. В.В. Развитие профессиональной готовности учителя начальных классов к педагогическому общению с учащимися: Автореф. канд. психол. наук: 19.00.13 /В.В. Желанова. М., 1994.-22 с.
  45. М.И. Феномены малокомплектых школ / М. И. Зайкин. Горький, 1990.-141 с.
  46. М.И. Специфика малочисленного класса / М. И. Зайкин, Ж. Вагина // Сельская школа. -1999. № 4. — С. 88−95.
  47. Закон РФ «Об образовании». МП «Новая школа», 1992. — 57 с. 50.3ернова Г. П. Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. П. Зернова. -М., 1999. -114 с.
  48. И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н /Дону: Издательство «Феникс», 1997.-480 с.
  49. Г. И. Критерии оценки качества подготовки специалистов среднего звена / Г. И. Ибрагимов // Специалист. 2003. — № 1. — С. 32−35.
  50. В.Е. Подготовка педагогических кадров в вузах России / В. Е. Иноземцева // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 57−64.
  51. Информация о проведении Всероссийского семинара «Воспитание в сельской школе» // Вестник Образования России. 2003. — № 8. — С. 31−34.
  52. Е.И. Рубинштейна в психологическую подготовку педагогов / Е. И. Исаев, С. П. Вклад // Вопросы психологии. 1999. — № 5. — С. 123 129.
  53. Ю. Психолого-педагогическая культура сельской школы / Ю. Исаев // Народное образование. -1999. № 7 — 8. — С.70−75.
  54. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до к. XIX в. / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с.
  55. В.Г. Психология / В. Г. Казаков, JI.A. Кондратьева. М.: Высшая школа, 1989.-383 с.
  56. .Г. Заботы сельской школы / Ж. Г. Калеева // Педагогика. 2002. -№ 5. — С. 64−67.
  57. JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности / JI.A. Кандыбович, М. И. Дьяченко. Минск: БГУ, 1976. — 175 с.
  58. JI.A. Психология: словарь-справочник / JI.A. Кандыбович, М. И. Дьяченко. Минск, 1998. — 411 с.
  59. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  60. Кирикова 3. Технологическая готовность педагогов / 3. Кирикова // Педагогика. 2001. — № 4. — С. 63−66.
  61. Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов, — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
  62. Е.А. Основы психологии / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.-295 с.
  63. В.П. Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к работе в малокомплектной сельской национальной школе: Автореф. докт. пед. наук: 13.00.01 / В.П. Ковалев- Чуваш, гос. пед. ин-т им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 1998. — 42 с.
  64. Г. М. Формирование готовности учителя начальных классов к профессиональному самообразованию: Автореф. докт. пед. наук: 13.00.01 / Г. М. Коджаспирова- Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1995.-36 с.
  65. А.С. Подготовка учителя к работе в малокомплектной школе / А. С. Кондратенков // Советская педагогика. 1990. — № 4. — С. 93−96.
  66. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. 2002. — № 4. — С. 4−19.
  67. Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Н. В. Корепанова, И. М. Хакимзянова, О. И. Щербакова. // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 66−71.
  68. О.А. Подготовка студентов педагогического колледжа к воспитательной работе в сельской малочисленной школе: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / О.А. Краснова- Чуваш, гос. пед. ин-т им. И. Я. Яковлева. -Чебоксары, 1998. 17 с.
  69. В. Готовим студентов к работе в сельской школе / В. Кузовлев // Народное образование. 2001. — № 1. — С. 29−33.
  70. Н.В. Психологические проблемы подготовки преподавателей / Н. В. Кузьмина // Сб. науч. тр. Вып. 1 — 2. — М.- Шуя, 1998. — 78 с.
  71. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина.-М., 1995. 112 с.
  72. В.В. Аксиомы Песталоцци и психология с краткой хрестоматией / В. В. Кумарин. М.: Издательство журнала «Престижное воспитание», 2001.-92 с.
  73. Н.Д. Психология труда / Н. Д. Левитов. М.: Министерство просвещения, 1963.-340 с.
  74. Н.Д. Психология / Н. Д. Левитов. М.: «Высшая школа», 1964. -256 с.
  75. .Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  76. Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского / Д.О. Лорд-кипанидзе. -М.: Минпросвещение РСФСР, 1954. 367 с.
  77. О.И. Профессиональная подготовка будущего учителя к дифференцированному обучению младших школьников (на материале обучения математики): Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. И. Львова. М., 1995.-19 с.
  78. Н.М. Творить в счастье. Записки педагога / Н. М. Магомедов. -Самара: Издательство «СИУ», 1996. 221 с.
  79. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
  80. А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  81. В.А. Введение в педагогическую деятельность / В.А. Миже-риков, М. Н. Ермоленко. М.: Педагогическое общество России, 2002. -268 с.
  82. М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя / М. Н. Миронова // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 44−53.
  83. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38.
  84. Л.М. Психология профессионального развития учителя: Дис. докт. психол. наук: 13.00.07 / Л. М. Митина. М., 1995. — 408 с.
  85. Л.М. Формирование профессионального сознания учителя / Л. М. Митина //Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 58−64.
  86. Молодому учителю: Практическое руководство / Сост. Е. С. Березняк. К.: Раднянская школа, 1988. — 304 с.
  87. Н.А. Особенности подготовки учителей в ИПК к работе в условиях сельской малочисленной школы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Морозова. СПб., 1995. — 196 с.
  88. Н.А. Ступени мастерства: Проблемы адаптации учителя к работе в классах / НА. Морозова. Воронеж: Черноземье, 1996. — 309 с.
  89. А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик- Под ред. В.А. Сла-стенина. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 200 с.
  90. Г. В. Состояние, проблемы и тенденции профессиональной подготовки / Г. В. Мухаметзянова // Специалист. 1996. — № 4. — С. 22−23.
  91. Национальная доктрина образования в РФ // Учительская газета. 2000. -17 октября.
  92. Нести радость детям / Сост. А. Ф. Пастушенко. Воронеж, 1992. — 158 с.
  93. B.C. О методической подготовке учителей начальных классов / B.C. Овчинников // Начальная школа. 1999. — № 3. — С. 5055.
  94. С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Издательство «Русский язык», 1978. — 846 с.
  95. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. 16−26.
  96. А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус / А. А. Орлов // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 60−72.
  97. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Народное образование. 1997. — № 8. — С. 4−18.
  98. Особенности воспитания, обучения сельских школьников и подготовки учителя к работе в малокомплектной школе // Тез. докл. на пед. чтениях памяти А. Е. Кондратенкова. Смоленск: Смоленский гос. пед. ин-т, 1994.-73 с.
  99. Особенности работы малокомплектных школ // Методические рекомендации. Пермь: ПОИПКРО, 1996. — 211 с.
  100. А.В. Психология о каждом из нас / А. В. Петровский. М.: Издательство Российского открытого ун-та, 1992. — 332 с.
  101. А.И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура / А. И. Пискунов // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 41−47.
  102. В.Г. Модель выпускника университета / В. Г. Пищулин // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 22−27.
  103. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. -М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
  104. И.Г. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.Г. Под-ласый. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2002. — 352 с.
  105. И.П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 400 с.
  106. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя // Сб. науч. тр.- Ред. А. И. Щербаков. Л., 1980. -82 с.
  107. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001−2010 годы // Вестник образования. 2001. — № 19. -С. 7−35.
  108. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 годы // Вестник образования России. 2002. — № 22. — С. 14−66.
  109. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  110. Психолого-педагогический словарь / Автор-составитель В.А. Мижери-ков. Ростов н/Д: издательство «Феникс», 1998. — 544 с.
  111. Т.Ф. Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности: Автореф. канд. пед. наук 13.00.01 / Т.В. Пушкина- ВГПИ. Воронеж, 2000. — 22 с.
  112. Д.Б. О модели учителя сельской школы / Д. Б. Резвецов // Малочисленная школа: проблемы, поиски, решения. Ярославль, 1998. -С. 13−26.
  113. М.Г. Профессиональная подготовка учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентацией младших школьников: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.08 / М.Г. Резниченко- Моск. гос. пед. ун-т.-М., 1999.-16 с.
  114. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера / П. Е. Решетников. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
  115. П.Е. Обучение профессиональной деятельности / П. Е. Решетников. Москва — Белгород: «Везелица», 1998. -229 с.
  116. П.Е. Чему учить в малых классах? / П. Е. Решетников // Сельская школа. 1998. — № 4. — С. 35−37.
  117. С.А. Малочисленная школа в современных условиях / С.А. Ро-гачев. Воронеж, 1993. — 240 с.
  118. С.А. Необходима государственная политика в образовании / С. А. Рогачев // Народное образование. 1999. — № 1−2. — С. 26−29.
  119. Е.И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. -М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 2. — 480 с.
  120. Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е. И. Рогов. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 1998. — 496 с.
  121. М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2001.-256 с.
  122. А.Б. Формирование практической готовности будущего учителя к взаимодействию с младшими школьниками: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Б. Романенчук- Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1995. — 16 с.
  123. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
  124. М.Г. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже: Автореф. докт. пед. наук: 13.00.08 / М.Г. Рудь- Рост. гос. пед. ун-т. Ростов н/Д, 1999. -31 с.
  125. С.И. Особенности взаимодействия школьников в малочисленной сельской школе / С. И. Рулев // Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Ярославль, 1998. — С. 75−94.
  126. Н.А. Проблемы формирования будущего специалиста / Н. А. Савотина // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 58−61.
  127. Сборник научно-методических материалов. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 160 с.
  128. Н.Е. Теория и практика подготовки учителя к формированию у старшеклассников мотивационной готовности к труду: опыт экспериментального исследования проблемы / Н. Е. Седова. Петропавловск-Камчатский, 1996. — 278 с.
  129. В.В. Подготовка учителей к профессиональной деятельности в условиях личностной ориентации образования / В. В. Сериков // СПО. -2000.-№ 7.-С. 5−10.
  130. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду / В. В. Сериков. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  131. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192 с.
  132. Н.И. Самовоспитание в профессиональном становлении будущего учителя / Н. И. Симонова // Сб. матер, конф.- Под. ред. Е. Н. Богданова. Калуга, 2001. — С. 18−20.
  133. Склонность / Словарь синонимов- Ред. А. П. Евгеньева. — Ленинград, издательство «Наука», 1975. — С. 522.
  134. В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности / В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1991.-141 с.
  135. В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / В. А. Сластенин. М., 1982. — 73 с.
  136. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Дис. докт. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Сластенин. -М., 1977.-386 с.
  137. В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. -308 с.
  138. Современная начальная школа и подготовка учителя: Тезисы докладов Всероссийской науч. конф. Магнитогорск: Ml НИ, 1998. — 122 с.
  139. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л. Ф. Спирин. -М.: Издательство «Российское Педагогическое Агентство», 1947. 33 с.
  140. Справочник руководителя и учителя начальной школы. Тула: «Родничок», М.: «Астрель», 1999. — 831 с.
  141. Л. Двухступенчатая подготовка учителя начальных классов в Москве / Л. Стойлова // Начальная школа. 2000. — № 2. — С. 4−6.
  142. В.А. Избранные педагогические сочинения / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль: В 3 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1979. — 640 с.
  143. В.А. Павлышская сельская школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1979. — 393 с.
  144. Н.В. Конкурентоспособность педагога: сущность и возможности формирования в процессе профессиональной подготовки / Н. В. Тамарская // СПО. 2003. — № 5. — С. 49−52.
  145. В.В. Социальное партнерство многопрофильного колледжа /
  146. B.В. Тимофеев, А. Г. Амосова, Л. Г. Старкова. // СПО. 2002. — № 8.1. C. 5−8.
  147. Н.М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе: Дис. докт. пед. наук: 13.00.01 /Н.М. Трофимова. Воронеж, 1992.-291 с.
  148. Н. Школа спасла село / Н. Тумакова // Учительская газета. -1995. 28 ноября.
  149. Ю.И. Обучение технике общения как средство повышения готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. И. Турчанинова. М., 1988. — 158 с.
  150. К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушин-ский: В 2 т. Т.1. М.: Просвещение. — 1953. — 637 с.
  151. Федеральная программа развития образования // Вестник образования. -2000.-№ 12.-С. 3−70.
  152. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003−2006 годы // Народное образование. 2002. — № 9. — С. 270−281.
  153. В.М. Правда и домыслы о российском образовании // Вестник образования / В. М. Филипов. Издательство «Про-пресс». — 2001. — № 9.-С. 12−13.
  154. Г. Сельская школа и социум / Г. Филонов // Педагогика. -2001.-№ 1.-С. 96−98.
  155. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И. Ф. Харламов. М.: Юристъ, 1997.-512 с.
  156. A.M. Вариативная организация и развитие сельской школы / A.M. Цирульников. М.: МИРОС, 1994. — 90 с.
  157. Н.В. Единство образовательной и профессиональной психолого-педагогической подготовки студентов в системе многоуровневого высшего образования / Н. В. Чекалева // Многоуровневое высшее педагогическое образование. Омск, 1994. — С. 11−15.
  158. В.Э. Личностная модель труда учителя / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 107−110.
  159. Р.Х. Творческий рост педагога / Р. Х. Шакуров. М.: «Знание», 1985. -178 с.
  160. Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шеван-дрин. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
  161. P.M. Профессиональное становление сельского учителя / P.M. Шерайзина. Новгород: НГУ, 1994. — 203 с.
  162. А.Н. Современное и несовременное в педагогике / А.Н. Ши-мина // Педагогика. 2002. — № 7. — С. 26−31.
  163. Л.В. Психологическая подготовка будущего учителя / Л. В. Шлагина // Начальная школа. 1999. — № 3. — С. 23−24.
  164. А.И. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя / А. И. Щербаков // Межвуз. сб. науч. тр.-Л., 1980.-67 с.
  165. М. Психологическая подготовка студентов педвуза / М. Эбзеев // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 50−54.
  166. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Элько-нин- Под ред. Д. И. Фельдпггейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 416 с.
  167. Энциклопедия профессионального образования / Ред. С. Я. Батышев. -М.: РАО: АПО, 1999. В 2 т. Т. 2: М-П. — С. 398−390.
  168. М. Закон малых педагогических пространств / М. Эпштейн // Первое сентября. 2003. — 17 мая.
  169. О. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к реализации личностно-ориентированного обучения / О. Якунина // СПО. 2000. — № 7. — С. 15−18.129
Заполнить форму текущей работой