Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства
Диссертация
Достоверность и обоснованность полученных результатов по развитию художественно-творческой активности младших школьников основываются на 10 летнем опыте преподавания автора в общеобразовательных школах, Уральском Государственном Педагогическом Университете, обеспечиваются с учетом основ современной научной методологии и применением научных методов анализа, так же использованием комплекса… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ. .стр
- Глава I. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
- 1. Из истории применения упражнений на уроках изобразительного искусства в русской и зарубежной школе. стр
- 2. Психолого-педагогические основы применения системы упражнений на уроках изобразительного искусства в начальной школе. стр
- Глава II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
- 1. Развитие художественно-творческой активности учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства как психолого-педагогическая проблема. стр
- 2. Критерии оценки художественно-творческой активности учащихся начальных классов и методика определения уровней ее сформированности. стр
- Глава III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
- 1. Описание и обобщение результатов экспериментального исследования. стр
- 2. Пути, методы и средства развития художественно-творческой активности младших школьников в процессе выполнения упражнений на уроках изобразительного искусства. стр
Список литературы
- Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1−4 классы. М., ВЛАДОС, 2002−118с.
- Абрамова М.А. Пути и условия интеллектуального развития младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством (На материале 1−2 классов русскояз. школ). Дис. канд. пед. наук. Якутск, 1997−203с.
- Активизация познавательно-творческой деятельности школьников на уроках изобразительного искусства: Сб. науч. тр.- М., НИИ школ МП РСФСР, 1975. 164 с.
- Алехин А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Дне. в виде научн. докл. докт. пед. наук.- М., 1993.- 32 с.
- Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся .-М., Просвещение, 1993 .-160с., ил.
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа, Книга для учителя.- М., Просвещение, 1984.- 160 с.
- Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. В 3 ч. Екатеринбург // Издат. Уральского Университета: Ч .1 .1993−222 е., Ч .2 .-1992с., Ч. З .-1993с.
- Ананьев Б. Г. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений.- Л., Издат-во ЛГУ, 1959−200с.
- Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1970.- 486с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Избр. психол. труды.-М., 1980.—т. 1.- 169с.
- Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева и др. М., Педагогика, 1980. -287 с.
- Анисимов М.И. Работа над источниками по истории советской школы и педагогике. Учебное пособие.- М., 1974- 69с.
- Аничкин С. А. Условия формирования эстетическихспособностей у младших школьников: Автореф. дис. .докт. пед. наук.- М., 1 491 970.-35 с.
- Аничкин С.А. Развитие творчества детей младшего школьного возраста в основных видах их деятельности /Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста/ Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1984. 3−1Ос.
- Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности.- М., Изд-во Моск. Ун-та, 1971.- 97 с.
- Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе.-М.: Изд-воАПН РСФСР, 1956−224с.
- Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. М., Изд-во: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000. 287с.
- Бабаева В.В. Содержание и методы эстетического образования учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1970, — 20 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы.- М., Просвещение, 1982.-192.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., Педагогика, 1982.- 192 с.
- Бабанский Ю. К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М., Педагогика, 1980.- 180 с.
- Бакушинский А.В. Эстетическое воспитание по вопросу новых программ Министерства просвещения,/ Известия общества преподавателей графического искусства. М., 1916, № 7−10. С -1−17.
- Бакушинский А.В. Искусство в трудовой школе / Под ред. А. В. Бакушинского, М., 1923.- 87с.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание М., Новая Москва 1925 240с., ил.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция.- 2-е изд., перераб. и доп.- М., Просвещение, 1981.- с. 239.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М., Просвещение, 1989−172с.
- Беда Г. В. Основы живописи в школе. Дис. док. пед. наук, 1 995 403с.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Часть 1 Урал, гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1992. 73 с.
- Беляев Т.Ф. Изобразительное искусство в малокомплектной школе. М., Просвещение, 1969.- 114с.
- Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. Ленинград, Гос. учебно-пед. издательство Мин. просвещения РСФСР, 1962.
- Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. Из опыта работы. М., Просвещение, 1983.
- Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности/ Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993.- 115 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., Мысль, 1916г200с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж, 1977.- 120 с.
- Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении.- СПб., Типография П. П. Сойкмана, 1910.- 50 с.
- Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб., 1810.-СП6., Типография П. П. Сойкмана, 1910.-50с.
- Бехтерев В. М. Личность художника в рефлескологическом изучении. В кн., Арена. Театральный альманах,/Под.ред. Е. Кузнецова. Пг., 1924−304с.
- Бине А. Измерение умственных способностей: пер. с фр. СПб., Союз, 1998. -432 с.
- Блонский П.П. Избр. пед. соч., В 2 т. / Под ред. А. А. Петровского. М., Педагогика. 1979. Т1−334с., т.2−339с.
- Блонский П.П. Педагогия: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластена.- М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 1999.-288с.
- Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Дис. докт. пед. наук. М., 1993.-304с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., Знание, 1981.- 96 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1969.-464 с.
- Божович Л.И. Роль психологии в построении учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста/Очерки психологии детей. М., АПН РСФСР, 1950. — 246 с.
- Ботвинников А.Д. Графическая деятельность: дидактические исследования процессов формирования графических знаний, умений и навыков у учащихся средней образовательной школы. Дис. докт. пед. наук. М., 1974.-254с.
- Васильев С. Теория отражения и художественное творчество. -М., 1970.94с.
- Вегнер Л.А. Восприятие и обучение.- М., Просвещение, 1969−369.
- Вегнер Л.А. Педагогика способностей. М., Знание, 1973, — 96 с.
- Ветлугина Н.Д. Основные проблемы художественного творчества детей./ Художественное творчество и ребенок. М., Наука, 1972. с. 7−21.
- Вильде Т.Н. Теоретические и методические основы композиции как предмета в начальной школе гуманитарной гимназии. Дис. канд. пед. наук. М., 2000.-187с.
- Виноградова Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1980. -142с.
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. М., ВЛАДОС, 2000. 272 с.
- Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А. В. Петровского. М., Просвещение, 1973. 288с.
- Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы./ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., Просвещение, 1968.442 с.
- Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М., Просвещение, 1982.- 144 с.
- Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования шк. № 2 г. Реутова Моск. обл. М., Педагогика, 1988.
- Волков Н. Н. Восприятие картины.- 2-е изд.-М., Просвещение, 1976.- 32 с.
- Вопросы воспитания: системный подход"/ Под ред. Л. И. Новиковой. М., Прогресс, 1981.- 136 с.
- Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. тр. /Кур. гос. пед. ун-т. Курск, Издат. Кур. пед. ин-та, 1998.-143с.
- Ворожейкина О.И. Синтез искусств в формировании эстетического вкуса у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству. Дис. канд. пед. наук. М.,
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М- Л- Госиздат, 1930.- 79 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства. М., Педагогика, 1987.344 с.
- Выгодский Л.С. Психология искусства. Мн., «Современное слово» 1998.- 480с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология, / Под ред. В. В. Давыдова. М., Педагогика, 1991. — 480с
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-3-е М., Просвещение, 1991.- 93 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СБб., СОЮЗ, 1997.-96с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. Мн., Современное слово, 1998. — 480 с.
- Выготский JI.C. Лекции по психологии. С-Петербург, СОЮЗ, 1999.-140с.I
- Выгодский Л.С. Психология. М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.-1008с.
- Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. М., Издат-во МГУ, 1978. — 118с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вцзов. М., Книжный дом «Университет», 1999. — 332 с.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. T.I. М., Искусство. 1969. 326 с.
- Гизатулина А.Т. Совершенствование изобразительной деятельности младших школьников. Дис. канд. пед. наук. М., 2002.
- Глеб М. Дж. Научись мыслить и рисовать как Леонардо Да Винчи./ Пер. с англ. Ю.Е.Андерсена-- Мн., ООО «Попурри», 2000. 304с., ил.
- Глинская И. П. Изобразительное искусство: Методика обучения в I-III классах. Киев: Радянська школа, 1978.- 109 с.
- Гордин Л.Ю. и др. Методика педагогического воздействия. М., Просвещение, 1967.- 144 с.
- Гордин Л. Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: Автореор. дис. д-ра пед. наук. М., 1979.- 31 с.
- Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Пер. Е. Д. Хомской. Наука. М., 1970. — 87с.
- Гросс К. Душевная жизнь ребёнка. Киев, 1916 -26&-С.
- Гриневич П. Изобразительное творчество и ручной труд в Единой трудовой школе .- М., 1925−71с.
- Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М., 1995. — 98с.
- Гунина Е.В. Пространственные планы как средство передачи смысловых связей в тематических рисунках младших школьников. Дис. канд. пед. наук. М., 2000.-189е.
- Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. Очерки психологического пророждения смысла произведений живописи. М., Мы и мир, 1999.-105Г, ил.
- Gombtich E.N. Art and Illusion. New Jersey, 1972. 466p., il.
- Давыдов B.B. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., Педагогика, 1989. — 96 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., Интор, 1 996 544с.
- Давыдов Ю. Н. Искусство как социологический феномен. М., Искусство, 1968. — 124 с.
- Давыдов Ю.Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры: Критический анализ. М., Наука, 1980.- 78с.
- Давыдова JI.C. Формирование эстетического восприятия у детей 5−7 лет в процессе изображения окружающего мира. Дис. канд. пед. наук. М.
- Давыдова. Д.С. М., Педагогика, 1991.- 480 с.
- Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения./ Сов. педагогика. 1961, № 8. с. 33−41.
- Дауге А. История и творчество в воспитании .- М., 1911−200с.
- Дембинский С.И. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно- графических дисциплин (Сборник статей). М., 1970.-260 с.
- Дембинский С.И., Лавров A.M., Триселёв А. В. Методические руководства к таблицам по изобразительному искусству для 1−4 классов 8-летней школы М.: Просвещение: 1968 г.-64с.
- Дидактика средней школы/ Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М., Просвещение, 1975. — 216 с.
- Дидактический анализ процесса и структура воспроизведения и творчества.- М., Педагогика, 1972. 184 с.
- Дмитриева А. А. Формирование художественно-образного мышления у школьников./ Под .ред. Б. П. Юсова М.: Изд-во АПН СССР, 1981 -с.75−94.
- Домуховский Ю. А. Система графических упражнений в начальных классах как первый этап изучения в общеобразовательной школе. Дис. канд. пед. наук. М., 1967.- 198с.
- Донцова Т.Б. Развитие реалистического отображения действительности при передаче пространства в рисунках учащихся 1−4 классов . Сборник научных трудов ./Под. Ред. Б. П. Юсова .- М.:Изд-во АПН СССР, 1981-с 49−75.
- Дорофеева Н.Н. Педагогические условия графического образования младших школьников. Дис. канд. пед. наук. М., 1998.-185с.
- Дягилева Н.В. Активизация творческой деятельности детей средствами искусства. / Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста./ Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1984. С. 58 -62.
- Дягилева Н.В. Педагогическая диагностика и развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. Метод, реком. / Сост. Н. В. Дягилева. Екатеринбург, 1993. 31- с.
- Дъюи Дж. Психология и педагогика мышления .-М.:Изд-во товарищества «Мир», 1919.-202с.
- Disciplion-based And Education: A. Nationwide Perspective/ The J. Paul Getti ttuse. Bulletin. 1986.- v. l, № 1 -p.8−9.
- Евтых С.Ш. Работа с графическими материалами как средство . активизации изобразительной деятельности младших школьников. Дис. канд. пед. наук. М., 1996.-230с.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей (по материалам диссертационных исследований). / Вопросы психологии, 1975. № 5, с. 116−176.
- Жукова А. С. Оранжевый лев: Заметки об эстетическом воспитании в США.- М., Педагогика, 1971.- 272 с.
- Забелина Е.И. Система графических упражнений как средство творческого развития учащихся. Дис. канд. пед. наук. Орел, 2000.-202с.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности/ Возрастная и педагогическая психология -М.-.1992- с.173−190.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1987. 424-с.
- Зацепина Н.М. Анализ произведений изобразительного искусства как метод художественно-эстетического образования будующих учителей начальной школы. Автореферат Дис. канд. пед. наук. М., 200:-18с.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М., Педагогика, 1981. — 160 с.
- Зеленина Е.Л. Художественно-дидактические игры и упражнения как средство активизации обучения изобразительного искусства в 4-х летней начальной школе. Дис. канд. пед. наук.- М.2002.- 189с.
- Зеленов Л. А., Куликов Г. И. Методологические проблемы эстетического воспитания.- М., Высшая школа, 1982.- 114 с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2тё., доп. М., Учпедгиз, 1961 .- 67с.
- Игровые методы и приемы в художественном образовании детей/ Под. ред. Савельевой О. П. Магнитогорск: МАГУ, 2001.-95с.
- Из опыта работы по изобразительному искусству с детьми. / Под. Ред. Г. В. Лабунской. М., Просвещение, 1952. — 86 с.
- Изергина Н. Э. Методы активизации пространственного воображения младших школьников на ур
- Изобразительное искусство в школе: Прогр. и метод. Разработки уроков в начальных школах. / Под ред. Е. И. Забелиной. Орел., 1996.-68с.
- Изобразительное искусство и художественный труд. 1−4 кл. / Б. М. Неменский, Н. Е. Фомина, Н. Н. Гросул и др. М., Просвещение, 1991. -186 с.
- Изобразительное искусство и художественный труд: 5−8 кл. Книга для учителя./Н.Н.Фомина, Н. А. Дмитриева, Н. А. Горячева и др.- М., Просвещение, 1996. 192с.
- Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 кл. / Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. и др. -М., Мозаика-Синтез, 1996. 80 с.
- Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Книга для учителя: / А. П. Ершова, Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня и др. М., Просвещение, 1991. — 128 с.
- Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. / Под ред. В. Шестакова.- М., Искусство, 1969.- 272 с.
- Искусство как фактор комплексного подхода к воспитанию.-Свердловск, 1978. 94с.
- История зарубежной психологии. Тезисы./Под.ред. П. Я. Гальперина. А. Н. Ждан.-М.: Изд-во МГУ, 1986−344с.
- International Childer, s Internet Gallery .www uic.ssu.samara.ru/clidal.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., Просвещение. 1986. 206 — с.
- Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание.- Л., Издат-во ЛГУ, 1991.-384 с.
- Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства В 2-х томах-М.: Гиня, 2001- Т.1−392с.- Т.2−344с.
- Канищенко А.П. Развитие познавательной активности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казан, гос. ун-т. Казань, 1985, -23с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческийпроцесс: Автореф. дис. .д-ра психол. наук.-Л., 1985.- 37 с.
- Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.-М., Педагогика, 1990.- 140 с.
- Кардашов В.Н. Развитие творческой активности юных художников./ Сов. педагогика. 1990, № 9. с. 22 27.
- Кардашов В.Н. Художественно-творческое развитие личности в детстве (психол.-пед. модель уроков изобраз. искусства) / Искусство и образование, 1999, № 4. 42с.
- Карлсон А.В. Дидактика и методика на уроках рисования. М., Просвещение, 1969. — 58 с.
- Карчевский А. Психологическая специфика урока рисования. Художник, 1980, № 5.- 90с.
- Керимшеева О.А. Изобразительное искусство и детский рисунок. Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей. Новосибирск: НГПУ, 1999.-135с. ил.
- Кершентейнер Г. Развитие художественного творчества ребёнка.-М.:Типография товарища Сытина, 1914.-216с., ил.
- Кирсанов А.А. Активизация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984. 240 с.
- Кирцев Ю.П. Рисунок и живопись: Практ. пособие. М., Высш. шк., 1992.-270 с.
- Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.-М.: Издательство АНП РСФСРД 959−304с.
- Киященко Н.И. Философские проблемы теории эстетического воспитания: Автореф. Дис.. д-ра филос. наук. М., 1977. — 45 с.
- Коджаспирова Г. М. История и философия образования в таблицах и схемах. М., ИЗД-ВО мгопу^ноу, 1998.-302с.
- Колоколова О.Е., Иванова И. В. Диагностика композиционного мышления школьников на уроках изобразительного искусства: Проблемы композиции на занятиях по изобразительному искусству. Омск, 1998 .-147с.
- Колокольников В. В. Рисование в начальных классахвосьмилетней школы. JL, Учпедгиз, 1960. — 74 с.
- Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М., Педагогика, 1984.- 120 с.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования.- 2-е изд., перераб. и доп.- М., Просвещение, 1976.- 158 с.
- Комарова Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- М., 1979.- 35 с.
- Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., Просвещение, 1970.- 152 е., ил.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М., Столетие, 1994 -140 с.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., Мнемозина, 1995.158 с.
- Комарова Т.С. О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности / Дошкольное воспитание. 1997, № 6, с. 25−29.
- Комарова Т.С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей, учебное пособие. М., Рос. пед. агентство. 1998. 106 с.
- Комский Д.М. Основы теории творчества,/ Екатеринбург: Урал, гос. пед. ин-т, 1993. 78 с.
- Копцев А.П. Развитие художественного объемно-пространственного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда. Дис. канд. пед. наук. М., 1995.-179с.
- Corso di Rittura. Teoria e praktika. Institute Geografiko de Agosini Navara, 1984.-v.l-200p., v.2−41p.
- Королев Ф.Ф. Системный подход к возможности его применения в педагогических исследованиях./ Советская педагогика, 1970. № 9. — с. 112 124.
- Коротеева Е.И. Восприятие цвета в развитии художественно-творческих способностей школьников./ Искусство в школе, 1996, № 2. 42−45с.
- Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учебн. Для 1кл. трёхлет. и 2кл. четырёхлетн. нач. шк./Под ред. Б. М. Неменского. М., Просвещение, 1997.144 е., ил.
- Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учебн. Для 1кл. трёхлет. И 2кл. четырёхлетн. нач. шк. / М. Т. Ломоносова, Л. А. Неменская, О. В. Островская и др., Под ред. Под ред. Б. М. Неменского.-М:Просвещение, 1998.-142с., ил