Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Физиолого-биомеханическое обоснование коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При Х-образной и О-образной формахног создаются физиолого-биомеханические предпосылки для стабильного гипертонуса отдельных мышц и мышечных групп, который обусловливает высокую вероятность патологических изменений в местах их прикрепления, а также снижение тонусно-силовых характеристик мышц-антагонистов. Х-образная форма ног может явиться одной из причин хронической перегрузки следующих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные тенденции динамики функциональных вертеброгенных нарушений у детей и подростков (обзор литературы)
    • 1. 2. Частота выявления вертеброгенных нарушений у детей и подростков .8 1.2. Вертеброгенные нарушения в условиях спортивной деятельности
  • Глава 2. Методы и организация исследований
    • 2. 1. Антропометрические измерения
    • 2. 2. Методы оценки нарушений осанки
      • 2. 2. 1. В сагиттальной плоскости
      • 2. 2. 2. Во фронтальной плоскости
    • 2. 3. Оценка сводов стопы
    • 2. 4. Определение маркеров синдрома дисплазии соединительной ткани
    • 2. 5. Исследование положения костей таза и функционального блокирования в крестцово-подвздошном сочленении
    • 2. 6. Оценка функциональной силы отдельных мышц и мышечных групп
    • 2. 7. Определение функционального блокирования отдельных двигательных сегментов различных отделов позвоночника
    • 2. 8. Статистические методы
    • 2. 9. Контингент обследуемых
  • Глава 3. Малые аномалии развития и соединительнотканная дисплазия у современных детей и подростков
    • 3. 1. Предпосылки
    • 3. 2. Результаты и их обсуждение

Физиолого-биомеханическое обоснование коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В настоящее время проблема оздоровления подрастающего поколения привлекает к себе самое пристальное внимание специалистов (Г.Д. Алексанянц, 1995; Г. Д. Алексанянц и др., 2001; Э. И. Аухадеев, 1993; Н. С. Ионина и др., 2000; Т. В. Ненашева и др., 1998). При этом особый акцент делается на снижении физической подготовленности детей и подростков, а также нарушениях опорно-двигательного аппарата (О.М. Андрющенко, М. Г. Дудин, Ю. Н. Зубжицкий, 1998; С. А. Бумакова, О. М. Андрющенко, 1997; В. В. Гонгальский, Л. А. Стеченко, 1995 и др.), которые в первую очередь связывают с недостаточным объемом двигательной активности. В связи с этим подавляющее большинство рекомендаций сводится к необходимости устранения гиподинамии в целом и целенаправленного укрепления мышечного корсета в частности.

Однако совершенно очевидно, что проблема оздоровления, даже когда речь идет только о нарушениях опорно-двигательного аппарата, значительно шире, и начинать ее решение необходимо с выделения среди детей и подростков определенных групп риска, обусловленных наличием малых аномалий развития, соединительнотканной дисплазии и т. п. Что же касается двигательной активности, то ее расширению должны предшествовать углубленное изучение удельного веса отдельных врожденных и приобретенных причин возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата, а также разработка методов их целенаправленного устранения.

Научная гипотеза. Предполагалось, что результаты проведенных исследований смогут создать физиолого-биомеханическую базу алгоритма коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков с различным уровнем двигательной активности.

Учитывая это, основной целью работы являлось определение частоты выявления у современных детей и подростков, как не занимающихся, так и занимающихся различными видами спорта, врожденных и приобретенных эндогенных причин возникновения и стабилизации функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, а также разработка алгоритма мероприятий, направленных на устранение последних.

В качестве конкретных задач исследования были избраны следующие.

1. Установить частоту выявления среди детей и подростков, не занимающихся спортом, малых аномалий развития опорно-двигательного аппарата, а также проявлений соединительнотканной дисплазии, и сравнить их в этом плане с юными спортсменами.

2. Провести сравнительный анализ частоты выявления у детей и подростков с различным уровнем двигательной активности физиолого-биомеханических нарушений опорно-двигательного аппарата в виде изменений положения позвоночника в сагиттальной и фронтальной плоскостях, постуральных мышечных дисбалансов, функционального блокирования и гипермобильности отдельных позвоночно-двигательных сегментов.

3. Обосновать с физиолого-биомеханических позиций алгоритм коррекционных мероприятий, направленных на устранение функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, и разработать нетрадиционные упражнения, которые могут быть использованы в этих целях.

На защиту вынесены следующие положения.

1. Занятия спортом в детском и подростковом возрасте, независимо от специфики мышечной деятельности, в подавляющем большинстве случаев устраняют выраженные постуральные мышечные дисбалансы и функциональное блокирование в крестцово-подвздошном сочленении, провоцирующие и стабилизирующие функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата. Однако параллельно они увеличивают число детей и подростков с фиксационными изменениями в верхних позвоночно-двигательных сегментах шейного отдела позвоночника, что может явиться причиной гипермобильности в среднешейном отделе со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

2. Созданию истинно гармоничного мышечного корсета как одного из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния опорно-двигательного аппарата должно предшествовать предварительное выявление слабых звеньев врожденного и приобретенного характера, с присущими каждому из них дисбалансами мышц-антагонистов или одноименных мышц на различных сторонах.

3. С целью профилактики функциональных нарушений опорно-двигательнош аппарата необходимы: а) исключение афизиологичных поз и двигательных актов, б) систематическое тестирование на предмет выявления приобретенных факторов риска и в) периодическое использование специальных коррекционных упражнений, которые могут обеспечить устранение существующих и вновь возникших изменений со стороны мышечной системы, взаиморасположения ведущих звеньев тела и объема движений в них.

Научная новизна исследований заключается в том, что в них:

— проведен сравнительный анализ частоты выявления физиолого-биомеханических нарушений опорно-двигательного аппарата и эндогенных факторов риска их возникновения у детей и подростков, не занимающихся спортом, и юных спортсменов;

— показана позитивная и негативная роль спортивной деятельности в комплексе факторов, обусловливающих подобные нарушения;

— проведен физиолого-биомеханический анализ функционирования ряда мышц и мышечных групп при отдельных малых аномалиях развития нижних конечностей;

— разработаны специальные коррекционные упражнения, базирующиеся на кранио-сакральном респираторном механизме и обоснован алгоритм их использования при функциональных нарушениях опорно-двигательного аппарата.

Теоретическая значимость. Результаты проведенных исследований расширяют существующие представления о физиолого-биомеханических особенностях влияния спортивных нагрузок на функциональное состояние опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты создают реальные предпосылки для: а) повышения эффективности занятий лечебной физической культуры с детьми и подростками с определенной патологией опорно-двигательного аппарата, б) уменьшения числа афизиологичных упражнений, используемых в системе школьного физического воспитания и спортивной тренировки и в) срочной коррекции возникших функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 117 страницах компьютерного текста и проиллюстрирована 15 таблицами и 37 рисунками. Она состоит из введения, обзора литературы, методики исследования, трех экспериментальных глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографического указателя и приложений.

Список литературы

включает в себя 100 наименований, в том числе 13 зарубежных источников.

ВЫВОДЫ.

1. В настоящее время подавляющее большинство детей и подростков имеют малые аномалии развития опорно-двигательного аппарата и являются носителями значимого числа маркеров дисплазии соединительной ткани, в связи с чем представляют группу риска в плане возникновения и стабилизации функциональных, а в дальнейшем и органических деформаций позвоночника. При этом частота выявления среди юных представителей отдельных спортивных специализаций лиц со значимой асимметрией длины нижних конечностей превосходит таковую у детей и подростков, не занимающихся спортом.

2. Занятия спортом в детском и подростковом возрасте, независимо от специфики мышечной деятельности, в значительной мере устраняют выраженные постуральные мышечные дисбалансы и нарушения положения костей таза, возникающие за счет функционального блокирования в крестцово-подвздошном сочленении. Однако по частоте выявления высоких функциональных фиксаций в шейном отделе позвоночника, приводящих к гипермобильности в среднешейном отделе, которая может сопровождаться целым рядом клинических проявлений, юные атлеты значительно превосходят своих сверстников, не занимающихся спортом.

3. При Х-образной и О-образной формахног создаются физиолого-биомеханические предпосылки для стабильного гипертонуса отдельных мышц и мышечных групп, который обусловливает высокую вероятность патологических изменений в местах их прикрепления, а также снижение тонусно-силовых характеристик мышц-антагонистов. Х-образная форма ног может явиться одной из причин хронической перегрузки следующих функциональных мышечных групп: разгибателей бедра, мышц, приводящих бедро, сгибателей и пронаторов голени, сгибателей и пронаторов стопы. Ослабленными становятся мышцы, отводящие бедро, сгибатели бедра, четырехглавая мышца бедра, супинаторы голени и стопы и разгибатели стопы. Нарушенный дисбаланс силы мышц может явиться причиной тендинита длинной приводящей мышцы, растяжения подвздошно-поясничной мышцы в месте ее прикрепления к малому вертелу бедренной кости, надколенниково-бедренного синдрома, предрасположенности к подвывихам надколенника, тендинита задней большеберцовой мышцы, бурсита сумки пяточного сухожилия, воспаления подошвенной фасции, пяточной шпоры, синдрома повышения давления в мышечных лакунах голени и др.

При О-образной форме ног в состоянии гипертонуса находятся сгибатели бедра, мышцы, отводящие бедро, четырехглавая мышца бедра, супинаторы голени и стопы и разгибатели стопы. Антагонисты выше перечисленных мышц становятся ослабленными. О-образная форма ног может стать одной из причин: 1) синдрома подвздошно-болыыеберцовой связки- 2) тендинита малоберцовых мышц- 3) подвывиха сухожилия малоберцовых мышц и др.

4. С позиции значимости эндогенных физиолого-биомеханических факторов риска, а также их взаимообусловленности, алгоритм коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата должен выглядеть следующим образом: устранение различий в истинной длине нижних конечностей (подобная коррекция показана не ранее окончания формирования костного скелета) —> устранение при помощи специальных упражнений функционального блокирования в различных отделах позвоночника —> устранение при помощи стабилизирующих упражнений гипермобильности в отдельных позвоночно-двигательных сегментах (прежде всего в шейном отделе позвоночника) —> симметричное укрепление постуральных мышц —> коррекция сводов стопы —> целенаправленное повышение силовых характеристик отдельных мышц и мышечных групп, ослабленных при определенных аномалиях формы ног.

5. Разработаны и обоснованы с физиолого-биомеханических позиций специальные упражнения для стабилизации позвоночно-двигательных сегментов в среднешейном отделе позвоночника, а также для устранения функционального блокирования в различных регионах опорно-двигательного аппарата.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

На сегодняшний день коррекция функциональной патологии опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, в основном, как правило, сводится к использованию гигиенических мер и специализированных комплексов лечебной гимнастики, включающих в себя следующие упражнения: а) направленные на формирование и закрепление навыков правильной осанки, б) направленные на укрепление мышечного корсета (мышц спины, брюшного пресса), а также в) симметричные и асимметричные корригирующие упражнения.

При этом работа с подобными пациентами проводится групповым методом, нередко без учета малых аномалий развития опорно-двигательного аппарата, проявлений соединительнотканной дисплазии, что исключает использование в целях коррекции определенных мобилизационных приемов, постуральных мышечных дисбалансов, нарушений положения костей таза, функционального блокирования в различных позвоночно-двигательных сегментах и гипермобильности в верхнеи нижнележащих сегментах, нарушений величины сводов стопы.

Согласно полученным нами данным, алгоритм коррекционных мероприятий, направленных на устранение функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков прежде всего должен предусматривать обязательную программу первичного обследования подобных пациентов, включающую в себя (кроме традиционных исследований): а) специальные антропометрические измерения, направленные на определение истинной длины нижних конечностей и выявление маркеров дисплазии соединительной ткани, включая определение величины продольного и поперечного сводов стопыб) визуальную диагностику функционального состояния опорно-двигательного аппарата и в) специальное кинезиологическое обследование, предполагающее оценку:

— положения костей таза,.

— тонусно-силовых характеристик основных постуральных мышц и мышечных групп, а также их симметричности на обеих сторонах,.

— функционального блокирования в различных отделах позвоночника и крестцово-подвздошном сочленении,.

— гипермобильности в позвоночно-двигательных сегментах, прилегающих к зонам функционального блокирования,.

— объема движений в суставах.

Первый этап работы при наличии функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата (если позволяет возраст) должен быть направлен на устранение различий в истинной длине нижних конечностей при помощи специальной стельки (подобная коррекция показана не ранее окончания увеличения длины тела);

Далее необходимо устранить при помощи специальных упражнений функциональное блокирование в различных отделах позвоночника. Речь прежде всего идет о крестцово-подвздошном сочленении, поскольку нарушения за счет подобного блокирования положения костей таза нередко являются фактором, провоцирующим и стабилизирующим боковые деформации позвоночника.

Параллельно следует заниматься устранением гипермобильности в выявленных регионах позвоночника и симметричным укреплением основных постуральных мышц. Как показали результаты наших исследований, у детей и подростков, не занимающихся спортом, в качестве ослабленных наиболее часто выступают большие ягодичные мышцы, ромбовидные мышцы и мышцы-разгибатели позвоночника, у юных же спортсменов (представителей отдельных специализаций) — прямая мышца живота.

Отдельно следует остановиться на коррекции сводов стоп.

И, наконец, при О-образной форме ног необходимо обратить особое внимание на ослабленные мышцы суставов нижней конечности.

При Х-образной форме ног должны использоваться упражнения, повышающие тонусно-силовые характеристики абдукторов и сгибателей бедра, разгибателей и супинаторов голени, а также разгибателей и супинаторов стопы.

С целью коррекции боковых деформаций позвоночника, судя по полученным нами данным, в первую очередь должны быть устранены нарушения положения костей таза. С этой целью необходимо использование специальных кинезио-терапевтических приемов, поскольку средства обычной лечебной гимнастики в подобных случаях, как правило, малоэффективны (К.Левит с соавт., 1993).

Второй этап работы должен быть направлен на устранение локальных мышечных гипертонусов и блокирования двигательных сегментов в различных отделах позвоночника.

Рассматривая данный вопрос, следует отметить, что в настоящее время среди специалистов существует две точки зрения по поводу последовательности используемых при этом мероприятий. Одни считают, что в подобных ситуациях в первую очередь следует устранить мышечные гипертонусы, что само по себе в ряде случаев может привести к «разблокированию» позвоночно-двигательных сегментов. По мнению других, целесообразно сначала устранить фиксацию отдельных двигательных сегментов, а затем — мышечные гипертонусы (предшествующие и вновь возникающие в результате изменения положения центра тяжести и новых тонусно-силовых взаимоотношений).

На наш взгляд, более оправданным в плане физиологичности является второй вариант, особенно если учесть, что большинство детей со сколиотической осанкой гипермобильны.

Особое внимание должно быть уделено устранению постуральных мышечных дисбалансов и, в первую очередь, как показали результаты проведенных нами исследований, укреплению прямых мышц живота и ромбовидных мышц.

И здесь, говоря о традиционно используемых комплексах упражнений у детей и подростков со сколиотической осанкой, необходимо обратить особое внимание на то, что целый ряд из них заведомо не может привести к искомому эффекту в связи с неправильным исходным положением или неправильным выполнением упражнений. В частности, исходя из результатов проведенного нами анализа, к наиболее часто допускаемым в этом плане ошибкам относятся следующие:

1. Использование упражнений для развития силовой выносливости мышц брюшного пресса в исходном положении «ноги выпрямлены, стопы закреплены» (при подобном исходном положении в основном развивается силовая выносливость подвздошно-поясничной мышцы).

2. Отсутствие (или минимальное количество) специализированных упражнений, направленных на развитие силовой выносливости косых мышц живота.

3. Развитие силы мышц плечевого пояса вместо искомого развития силы ромбовидных мышц.

Особое внимание должно быть обращено также на коррекцию сводов стопы.

И, наконец, третьим этапом работы должно быть целенаправленное использование лечебной физической культуры и видов спорта с симметричными нагрузками, которые позволяют укрепить ослабленные постуральные мышцы, создать мышечный корсет и закрепить правильную осанку.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Рентгендиагностика шейного остеохондроза у детей //Науч. тр. 1.Междунар. конгресса вертеброневрологов. — Казань, 1991. — С.97.
  2. Г. Д. Патология позвоночника у юных спортсменов. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. // Материалы международной научной конференции. М., 1995. — с. 155.
  3. Г. Д., Абушкевич В. В., Тлехас Д. Б., Филенко A.M. Школьная антропометрия. Краснодар. 2001. — 79с.
  4. Аль-Букаи М.Х.С. Физиолого-биомеханические факторы, обусловливающие гипертонус мышц у спортсменов. Дисс. канд. биол. наук. Краснодар, 2004. — 116с.
  5. А.Х. Физиолого-биомеханические нарушения опорно-двигательного аппарата у детей со сколиотической осанкой. Дисс. канд. биол. наук. Краснодар, 2003. — 121с.
  6. Э.И. Вертеброневральные нарушения в периоды ростового спурта у детей и подростков //Науч. труды III Междунар. конгресса вертеброневрологов. Казань, 1993. — С.82.
  7. Э.И. Соматические типы подростков, требующие повышенного вертеброневрологического внимания в физическом воспитании //Науч.труды III Междунар. конгресса вертеброневрологов. Казань, 1993. -С.83.
  8. Ю.Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223с.11 .Барвинченко A.A. Атлас мануальной медицины. — М.: Военное издательство, 1992. 190с.
  9. А.Г. Синдром гипермобильности суставов в общей практике //Леч. врач. 2001. — № 5−6. — С.76−80.
  10. З.Блинникова O.E., Румянцева В. А. Гипермобильность суставов в детском возрасте //Педиатрия. 2001. — № 1. — С.68−75.
  11. Д.Н., Кузьмина H.H., Рамохина И. И., Панасюк А. Ф. Клиническая характеристика больного с синдромом Элерса-Данло//Клин. Мед. — 1982. -№ 2.-С. 90−93.
  12. Л.Ф. Алгоритмы мануальной диагностики и мануальной терапии патобиомеханических изменений мышечно-скелетной системы. //Учебное пособие. Новокузнецкий институт усовершенствования врачей. 1999. — 116 с. ил.
  13. Л.Ф. Визуальная диагностика нарушений статики и динамики опорно-двигательного аппарата человека. — Иваново: МИК, 1996. — 112с.
  14. Л.Ф. Мануальная диагностика и терапия. СПб, 1999. — 399с.
  15. Л.Ф. Мануальная диагностика и терапия. Клиническая биомеханика и патобиомеханика. СПб: Фолиант, 1999. — 400 с.
  16. C.B. Мануальная терапия. Медицинская реабилитация (руководство) // Под ред. В. М. Боголюбова Пермь, 1998. — т. 1-е. 438 506.
  17. Е.И., Бурд Г. С., Никифоров A.C. Неврологические симптомы, синдромы, симптомокомплексы и болезни.- М.: Медицина, 1999.
  18. B.C., Галанов В. П., Руденко И. В. Манипуляционная рефлекторная терапия заболеваний шейно-грудного отдела позвоночника. -М., 1983.-52с.
  19. B.C., Руденко И. В., Галанов В. П. Манипуляционная рефлекторная терапия заболеваний пояснично-крестцового отдела позвоночника. М., 1983. — 77с.
  20. В.В., Стеченко JI.A. Экспериментальное моделирование вертеброгенных нейротрофических расстройств в миокарде //Мануальная медицина. Новокузнецк, 1995. — № 10. — С.3−7.
  21. P.M., Тхоревский В. И. Физиология нервно-мышечного аппарата. Великие Луки, 1993. — 41с.
  22. Д.А. Гипермобильность суставов //Тер. арх. 1989. — Т.61. — № 5. -С. 140−144.
  23. Р. Клинические проявления синдрома гипермобильности суставов //Ревматология. 1986. — № 2. — С.20−24.
  24. Р. Гипермобильность суставов //Тер. арх. 1992. — Т.64. — № 12. -С.103−105.
  25. .М., Гакман В. В., Лужанский А. Л. Синдром Элерса-Данло //Клин. мед. 1990. — Т.68. — № 2. — С. 112−114.
  26. В.А., Прокопьев Н. Я. Сколиозы: Лекция для студентов. М., 1992.-20с.
  27. В.А., Ролик И. С. Средства физической реабилитации в терапии остеохондроза позвоночника. М., 1997. — 346с.
  28. В.А., Ролик И. С., Епифанов A.B. Остеохондроз позвоночника (диагностика, лечение, профилактика). М., 2000. — 344 с.
  29. В.А., Ролик И .С., Епифанов В. А. Остеохондроз позвоночника (диагностика, клиника, лечение). М., 2002. — 345 с.
  30. Е.К. Принципы обследования опорно-двигательного аппарата у спортсменов // Макарова Г. А. Спортивная медицина: учебник. — М, 2002.-С.113−121.
  31. Н.М., Пустозеров В. Г., Жулев С. Н. Цереброваскулярные заболевания. М., 2002. — 384с.38.3емцовский Э. В. Соединительнотканные дисплахии сердца. СПб.: Политекс, 1998.-98с.
  32. Г. А. Мануальная терапия. Руководство, атлас — Казань, 1997 — 448 с.
  33. З.В., Соловьева E.H. Морфофункциональные изменения шейного отдела позвоночника юных пловцов как вариант нерациональнойадаптации //Матер. I Междунар. конгресса вертеброневрологов. Казань, 1991.-70с.
  34. В.В., Пилипенко A.C., Рудавина Н. Ф. Патология позвоночника у школьников с близорукостью //Науч. труды III Междунар. конгресса вертеброневрологов. — Казань, 1993. С. 85.
  35. О.Г., Васильева Л. Ф., Федосеева И. В. Резервы повышения спортивных результатов с позиций мануальной медицины //Матер. 2-го Междунар. конгресса вертеброневрологов. Казань, 1992. — С.141−145.
  36. О.Г., Найдин В. Л. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии. М.: Медицина, 1988. — 304с.
  37. О.О. Функциональная патология опорно-двигательного аппарата у юных атлетов, специализирующихся в различных видах спорта //Вестник спортивной медицины России. М., 1999. — № 3 (24). — С.35.
  38. О.О. Возможные группы риска среди юных спортсменов //Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Тр. НИИ проблем физич. культ, и спорта КубГАФК. Краснодар, 2000. — С. 162.
  39. О.О. Морфо-функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата в системе медицинского контроля за юными спортсменами. Дисс. канд. мед. наук. — М., 2001. 181с.
  40. О.О. Ранние доклинические признаки остеохондроза у юных спортсменов //Медико-биологические и педагогические проблемы физической культуры и спорта: Сб. науч. тр. КГАФК. Краснодар, 2001. -Вып.4. — С.28−35.
  41. О.О., Багдасарян А. Б., Краснов А. Б. Аномалии развития скелета в аспекте допуска к занятиям спортом //Медико-биологические и педагогические проблемы физической культуры и спорта: Сб. науч. тр. КГАФК. Краснодар, 2001. — Вып.4. — С.35−39.
  42. К. Мануальная терапия в рамках врачебной реабилитации. Пер. с чешек. Винница. Винницкий медицинский государственныйуниверситет, 1997. 440 е.: ил.
  43. К., Засхе И., Янда В. Мануальная терапия. М., 1993. — 432с.
  44. А.Г., Коваль Д. Е. Сравнительная характеристика состояния некоторых органов и систем у дошкольников с нарушением осанки и сколиозом //Актуальные вопросы травматологии и ортопедии. — Минск, 1980. С.58−59.
  45. П.Г., Гибадуллин М. Диагностика и комплексное лечение деформации позвоночника у детей в амбулаторных условиях //Науч. труды II Междунар. конгресса вертеброневрологов. Казань, 1992. — С.65−66.
  46. Л., Дженкинс М. Энциклопедия спортивной медицины. СПб: Лань, 1997.-391с.
  47. Ю.Н., Петрув В. Е. Ранняя профилактика вертеброгенной патологии //Науч. труды II Междунар. конгресса вертеброневрологов. -Казань, 1992. С.68−69.
  48. H.H., Гусев А. И., Атакова Е. Е., Немировская H.A. О синдроме Марфана //Сов. мед. 1997. — № 12. — С.59−64.
  49. А.И., Поляков Ю. Ф., Николаева В. В. и др. Клинико-психологические особенности лиц с синдромом дисплазии соединительной ткани сердца //Российские медицинские вести. — 1998. -№ 3. С.25−27.
  50. А.И., Степура О. В., Остроумова О. Д. Маркеры дисплазии соединительной ткани у больных с идиопатическим пролабированием атриовентрикулярных клапанов и аномально расположенными хордами //Тер. арх. 1996. — Т.68. — № 2. — С.40−43.
  51. Т.Ш., Аболмасов В. Г., Зверева Л. М. Эффективность однократного применения сеанса мануальной терапии у больных бронхиальной астмой //Мануальная терапия в вертеброневрологии. -Новокузнецк, 1990.-С.191−193.
  52. Е.И. Физиолого-биомеханический анализ функционального состояния опорно-двигательного аппарата у спортсменов. Дисс. канд. биол. наук. Краснодар, 2000. — 126с.
  53. Е.И., Лагода О. О. Научное обоснование системы коррекции патологии опорно-двигательного аппарата у юных спортсменов //Вестник спортивной медицины России. М., 1999. — № 3 (24). — С.48.
  54. М.К., Акберов Р. Ф. Клинико-рентгенологическая диагностика и патогенез функциональных нарушений пищеварительного тракта у детей //Науч. труды I Междунар. конгресса вертеброневрологов. Казань, 1991. -С.96.
  55. Ю.Е., Кравченко Т. И., Фрайман В., Ванштейн Г.Б Фундаментальные основы остеопатии // Русская высшая школа остеопатической медицины. С.-Пт., 2002. — 80с.
  56. Г. И. Краниальная остеопатия (пер. с англ.) — Белово, 1992. — 116 с.
  57. .А., Гладышева A.A. Анатомия и спортивная морфология. М.: ФиС, 1989.-176с.
  58. А. Н. Асимметрии опорно-двигательного аппарата как конституциональная норма. // Вертеброневрология. Казань, 1994. — № 1 с. 15.
  59. E.H. О вертебральных деформациях у юных спортсменов-фигуристов //Науч. труды II Междунар. конгресса вертеброневрологов. -Казань, 1992.-С.75.
  60. В.В. Дистрофически-деструктивные изменения шейно-грудного отдела позвоночника и их висцеральные проявления (кардиопатии) у людей различного возраста: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Киев, 1987. — 26с.
  61. А.Я. Фиксация опорно-двигательного аппарата как объект мануальной терапии //Тез. докл. конфер. (13−16 марта 1990 г.). -Новокузнецк, 1990.-С.14−18.
  62. А.Я. Два противоположных характера абдоминального локомоторного паттерна //Науч. тр. III междунар. конгресса I вертеброневрологов. Казань, 1993. — С.64−65.
  63. А.Б., Смирнов В. М. Учебное пособие по курсу мануальной терапии (диагностика, мануальная техника). — М., 1992. — 41с.
  64. A.A., Клименко A.B., Выкрикач М. О., Скоромец Т. А., Солонский A.B., Шумилина А. П. Атлас основных приемов мануальнойтерапии при спондилогенных неврологических синдромах. СПб.: Изд-во «Ольга», 2000 г. — 196с.
  65. A.M. Адаптационно-компенсаторные механизмы внешнего дыхания при развитии сколиотической болезни у детей и подростков //Актуальные вопросы профилактики и лечения сколиоза у детей: Матер. Всесоюз. симпоз. М., 1984. — С.62−66.
  66. Э. Мышечный дисбаланс в детском возрасте //Тез. докл. конфер. (13−16 марта 1990 г.). Новокузнецк, 1990. — С.28−30.
  67. М.А. К вопросу о частоте неврологических нарушений у новорожденных //Науч. труды II Междунар. конгресса вертеброневрологов. Казань, 1992. — С.123.
  68. Ф.А., Хабиров P.A. Клиническая неврология позвоночника. -Казань, 2001.-472с.
  69. Ф.А. Мышечная боль. Казань, 1995. — 206с.
  70. Г. Ф., Аранская Д. М. Травматические блокировки позвоночных двигательных сегментов у новорожденных детей //Мануальная терапия в артровертеброневрологии: Тез. докл. конф. (13−16 марта 1990 г.). — Новокузнецк, 1990. С. 219.
  71. Т.Р. Влияние сколиотической деформации и ее лечения на функциональное состояние дыхательной системы у детей и подростков: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Л., 1981. — 21с.
  72. H.A., Радостина А. И. Соединительные ткани. Развитие, строение и функции клеток и межклеточного вещества.- М.: Изд-во УДН, 1987. — 56с.
  73. В.М., Глотов A.B., Нечаева Г. И., Коненков В. И. Клинико-иммунологический анализ клинических вариантов дисплазии соединительной ткани // Тер. архив. 1994. — № 5. — с. 9−13.
  74. Ascani Е., Giglio G., Salsano V. Scoliosis screening in rome //Scoliosis /Ed. by P.A.Zorab and D.Siegler. London, 1980. — Vol.12. — P.238−249.
  75. Ascani E. et al. Scoliosis and kyphosis //Europen congress scoliosis and kyphosis /Ed. by M.Pecina. Dubrovnik, 1983. — P.89.
  76. Asher M., Beringer G., Orrick J., Halverhout N. The current status of scoliosis screening in North America, 1986: results of a survey by mailed questionaire //Spine. 1989. — Vol.14. — P.652−662.
  77. Brooks H.L., Azen S.P., Gerberg E. et al. Scoliosis: A prospective epidemiological Study //J. Bone and Joint Surg. 1975. — Vol.57-A. — P.968.
  78. Bunnell W.P. Outcome of spinal screening //Spine. 1993. — Vol.18. — P.1572−1580.
  79. Chan A., Moller J., Vimpani G. et al. The case for scoliosis screening in Australian adolescents //Med J Aust. 1986. — Vol.145. — P.379−383.
  80. Dvorjak J., Dvoijak V. Manual Medicine. Diagnosis /—Georg Thieme Verlag: Stuttgart. New York, 1984. 170p.
  81. Ferris B., Edgar M., Leyshon A. Screening for scoliosis //Acta Orthop Scand. -1988. Vol.59.-P.417−418.
  82. Floman K., Span Y., Makin M. et al. The prevalence of scoliosis in the Jerusalem school population. Jerusalem, 1980/ - P.67.
  83. Gore D., Passehl R., Sepie S., Dalton A. Scoliosis screening: results of a community project //Pediatrics. 1981. Vol.67. — P. 196−200.
  84. Lonstein J.E., Bjorklund S., Wanninger M., Nelson P. Voluntary school screening for scoliosis in Minnesota //J. Bone Joint Surg Am. 1982. — Vol.64. -P.481−488.
  85. Lonstein J.E. Natural history and school screening for scoliosis //Orthop Clin North Am. 1988. — Vol.19. — P.227−237.
  86. Renshaw T.S. Screening school children for scoliosis //Clin. Orthop. 1988. -Vol.229. -P.26−33.
Заполнить форму текущей работой