Состояние физиологических систем и психологические особенности подростков разных условий обучения
Диссертация
Теоретическая значимость исследования. В теоретическом отношении полученные результаты расширяют имеющиеся представления о закономерности изменения функционального состояния учащихся в зависимости от типа и профиля обучения, позволяют выявить особенности реагирования организма на интенсивные учебные нагрузки и определить «физиологическую стоимость» успешности обучения. Показано, что учебная… Читать ещё >
Содержание
- Список основных сокращений
- ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. Адаптация к учебной деятельности школьников разных условий обучения
- 1. 1. 1. Общие закономерности адаптации организма
- 1. 1. 2. Влияние условий среды на формирование и развитие функций организма и адаптацию обучающихся
- 1. 1. 3. Состояние здоровья обучающихся как один из критериев адаптации к учебной нагрузке
- 1. 2. Функциональные состояния в оценке адаптации к учебной деятельности
- 1. 2. 1. Общие представления о функциональном состоянии
- 1. 2. 2. Состояние умственного утомления
- 1. 3. Диагностика функциональных состояний
- 1. 3. 1. Нейродинамические показатели в оценке функционального состояния
- 1. 3. 2. Вегетативные показатели в оценке функционального состояния
- 1. 3. 3. Субъективные показатели функционального состояния
- 1. 1. Адаптация к учебной деятельности школьников разных условий обучения
- 2. 1. Характеристика объекта исследования и организация наблюдений
- 2. 2. Методы психофизиологического, физиологического и психологического исследования
- 2. 2. 1. Методы психофизиологического исследования
- 2. 2. 2. Вариабельность сердечного ритма
- I. 2.2.3. Методы психологического исследования
- 2. 2. 4. Методы статистической обработки экспериментального ф материала
- 3. 1. Особенности организации учебного процесса и режима дня подростков лицея и общеобразовательной школы г. Тамбова
- 3. 2. Состояние физиологических систем у подростков разных условий обучения
- 3. 2. 1. Особенности максимальной частоты движений у подростков разных типов и профилей бучения
- 3. 2. 2. Время реакции в оценке состояния физиологических систем учащихся
- 3. 2. 3. Исследование фоновой моторики у подростков разных условий обучения
- 3. 2. 4. Лабильность нервной системы, ее психологические и физиологические корреляты
- 3. 3. Психологические особенности подростков разных условий обучения
- 3. 3. 1. Субъективная оценка своего состояния школьниками разных технологий обучения
- 3. 3. 2. Исследование психоэмоционального состояния методом цветовых предпочтений
- 3. 4. Механизмы регуляции сердечного ритма у подростков разных условий обучения
- 3. 4. 1. Особенности регуляции сердечной деятельности подростков разных типов и профилей обучения
- 3. 4. 2. Индивидуальные особенности механизмов вегетативной регуляции у подростков разных условиях обучения
Список литературы
- Абрамова, Е.И. Характеристика разных типов регуляции гемодинамики в оценке адаптации организма школьников к физической нагрузке / Е. И. Абрамова // Научн. основы гигиен, нормирования физ. нагрузок для детей и подростков. М., 1980. — С. 53 — 90.
- Абросимова, Л.И. Возрастные изменения гемодинамики при физической нагрузке субмаксимальной мощности у школьников / Л. И. Абросимова,
- B.Ф. Киселев, Н. М. Скорнякова // Возраст, особенности физиолог, систем детей и подростков. -М., 1981. 73 с.
- Аверьянов, B.C. Физиологические механизмы работоспособности / B.C. Аверьянов, К. Г. Капустин, О. В. Виноградова // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. — С.62.
- Аветисян, Л.Р. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащегося / Л. Р. Аветисян, С. Г. Кочарова // Гигиена и санитария. 2001. -№ 6 — С.31−33.
- Агарков, В.И. Гигиеническая оценка функциональных состояний младших школьников в условиях интенсивного обучения / В. И. Агарков, Н. П. Селиванов, Е. Н. Полунин // Гигиена и санитария. 1981. -№ 2. — С. 30 -32.
- Аджелян, Б.О. Физиолого-гигиенические вопросы адаптации учащихся к школе и ВУЗу / Б. О. Аджелян // Гигиена и санитария. 1987. -№ 10.1. C.81−82.
- Александровский, Ю.А. Состояние психологической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. -М.: Педагогика, 1986. С. 89.
- Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. Школа и психическое здоровье учащихся / Э. М. Александровская, под ред. С. М. Громбах. -М., 1988. С.32−42.
- Александрова, Т. Б. Влияние нервно-эмоционального напряжения на тонус артериальных и венозных сосудов кисти и предплечья
- Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин.-М., 1975.-447с.
- Анохин, В.П. Узловые вопросы теории функциональной системы / В. П. Анохин. М., 1980.- 196 с.
- Антропова, М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной деятельности /М.В. Антропова. -М.: Просвещение, 1968. -70 с.
- Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников / М. В. Антропова и др. М.: Педагогика, 1974. -136 с.
- Антропова, М.В. Нормализация учебной нагрузки школьников / М. В. Антропова, В. И. Козлов.-М., 1988.-158 с.
- Антропова, М.В. Гигиенические аспекты обучения учащихся 5 -7 классов / М. В. Антропова // Гигиена и санитария. 1994. — № 4. — С. 46−49.
- Антропова, М.В. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся / М. В. Антропова и др. // Гигиена и санитария. 1997. -№ 1. — С.24−26.
- Асратян, Э.А. О роли торможения в феномене утомления / Э. А. Асратян // Механизмы регуляции физиологических функций JL: Наука. 1971. -С. 6−9.
- Баевский, P.M. Проблема стресса и вопросы прогнозирования состояния человека при экстремальных воздействиях / P.M. Баевский // Актуальные проблемы стресса. Кишинев: ШТИИНЦА, 1976. — С. 23−33.
- Баевский, P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии /P.M. Баевский. М.:Медицина, 1979.-205с.
- Баевский, P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе./ P.M. Баевский, О. И. Кириллов, С. З. Клецкин.-М.: Наука, 1984. -221 с.
- Баевский, P.M. Оценка функционального состояния организма при трудовых нагрузках по показателям активности регуляторных систем: Методические рекомендации / P.M. Баевский, Ж. В. Барсукова. -Челябинск, 1986. 20 с.
- Баевский, P.M. Основные положения автоматизированного прогностического комплекса «Вита-87» в системе массовых медицинских обследований населения: Методические рекомендации / P.M. Баевский и др.- М., 1990.-40 с.
- Баевский P.M. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья и экологии человека / P.M. Баевский, А. П. Берсенева, A.JI. Максимов. -Магадан, 1996. -55 с.
- Баевский, P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний/ P.M. Баевский. -М., 1997.
- Батуев, А.С. Роль различных кортикальных областей в зрительно-моторной координации / А. С. Батуев, Е. В. Черенкова, Г. А. Куликова // Сенсомоторные системы. — JL, 1982. С. 101.
- Безруких, М.М. Динамика статистических характеристик сердечного ритма у подростков 14−16 лет в процессе учебной деятельности / М. М. Безруких // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1985. -Вып. 2.-С. 58−62.
- Безруких, М.М. Система школьного обучения и здоровья учащихся /М.М. Безруких // IV Всерос. Научн. практ. конференции «Образование и здоровье». Тез. докл. — Калуга. 1998. — С.30−31.
- Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека/ Ф. Б. Березин. Л.: Наука, 1988. — 270 с.
- Березина, М.Г. Роль психофизиологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности: Автореф.. дисс. канд. биол. наук. /М.Г. Березина. Кемерово, 2000. — 15 с.
- Берсенева, А.П. Исследование вариабельности сердечного ритма ушкольников как метод возрастной валеологии / А. П. Берсенева, 129
- И.А. Берсенева // Валеология: Проблемы и перспективы развития. Тез. Междунар. научн. практ. конф — 11−13 ноября 1998 г. — Ижевск. — С. 5759.
- Блинова, Н.Г. Комплексный подход к оценке состояния здоровья и развития субъектов образовательного процесса / Н. Г. Блинова и др. // Валеология. 1997. -№ 3. — С. 16−22.
- Бодров, В.А. Проблемы утомления летного состава / В. А. Бодров // Физиология человека, 1988. -Т. 14, № 5. С. 835−843.
- Бодунов, М.В. Исследование соотношений формально-динамической стороны активности с интегральными ЭЭГ- параметрами / М. В. Бодунов // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности.-М.: Наука, 1980.
- Бойко, Е.И. Время реакции человека / Е. И. Бойко. М.: Медицина, 1964. -440 с.
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В Зинченко, СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672с.
- Вайсман, А.И. Некоторые методологические подходы к изучению различных функциональных состояний в физиологии труда / А. И. Вайсман, Г. И. Вольпер // Актуальные проблемы физиологии труда и профилактической эргонимики. М. — 1990. — С. 14−16.
- Вайнштейн, И.И. Эмоциогенные структуры мозга и сердце / И. И. Вайнштейн, П. В. Симонов. М.: Наука, 1979. — 93 с.
- Валеева, Э.Р. Функциональное состояние центральной нервной системы школьников при различных технологиях обучения / Э. Р. Валеева // Информац. бюллетень ЗНиСо. 2003. — № 9. — С. 26−28.
- Валеева, Э. Р. Физиологические особенности адаптации учащихся при различных формах обучения / Э. Р. Валеева, А. И. Зиятдинова // Альманах «Новые исследования» М.: Вердана, 2004, -№ 1−2(6−7) — С. 102.
- Веневцева, Ю.Л. Влияние характера учебного процесса на напряжённость адаптации учащихся и педагогов/ Ю. Л. Веневцева, А. Х. Мельников, Н. Н. Макаров // Валеология. 1997. — № 2. — С.21−24.
- Виру, А.А. Механизм общей адаптации / А. А. Виру // Успехи физиол. наук. 1980.- Т. 11.- С.27−47.
- Виру, А.А. Гормоны и спортивная работоспособность/ А. А. Виру, П. К. Кырге. -М.: ФиС, 1983. 159 с.
- Вишневский, В.А. Анализ школьного расписания с учетом здорор.ья / В. А. Вишневский // Гигиена и санитария. 2005. -№ 1. — С.43−44.
- Волохов, А.А. Развитие нервной системы в раннем возрасте // Возрастная физиология: Руководство по физиологии / А. А. Волохов. Л.: Наука, 1975.-С. 443.
- Вульфсон, И.Н. Сравнительная оценка некоторых абсолютных и относительных показателей гемодинамики у детей и подростков /И.Н. Вульфсон // Вопросы охраны материнства и детства. 1975. — № 10. — С. 13−15.
- Гаккель, Л.Б. методика исследования направленных речевых реакций / Л. Б. Гаккель // Физиол. журн. СССР им. И. М. Сеченова. -1951. -Т. 37, № 5. -С.547.
- Гаркави, Л.Х., Квакина Е. Б. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма / Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина // Валеология. 1996. — № 2. — С. 15−17.
- Геворкян, Э. С Влияние умственных и психоэмоциональных нагрузок на кардиогемодинамические показатели абитуриентов /Э.С. Геворкян и др. // Гигиена и санитария. 2004. -№ 3. — С.67−71.
- Гигиенические требования к расписанию уроков // Официальные документы в образовании. 2003.-№ 3. — С.34−35.
- Глушкова, Е.К. Биокибернетическая оценка регулирования физиологических функций у школьников в процессе учебной деятельности / Е. К. Глушкова, Т. Н. Сорокина // Гигиена и санитария. 1982. -№ 3. — С. 45 -48.
- Голубева, Э.А. Свойства нервной системы человека как факторы продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания / Э. А. Голубева, Е.П. и др.// Проблемы дифференциальной психофизиологии. -М.: Педагогика, 1972, -Т. VII, -С. 176−193.
- Голубева, Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: психофизиологические исследования / Э. А. Голубева.-М., 1980.-151 с.
- Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М.: Прометей, 1993.
- Горожанин, B.C. Свойства нервной системы, вызванные потенциалы и гормоны плазмы крови /B.C. Горожанин*// Психолог, журн. 1987. — Т.8, № 6. -С. 57−68.
- Горнаев, Б.И. Реакции системы кровообращения при психоэмоциональном напряжении /Б.И. Горнаев, В. М. Дорничев // Кровообращение. 1986. — № 5. — С. 7- 11.
- Горшков, С.И. Методики исследования в физиологии труда / С. И. Горшков, З. М. Золина, Ю. В. Мойкин. -М.: Медицина, 1974. 311 с.
- Гребняк, Н.П. Влияние профиля обучения в лицеях на функциональное состояние организма учащихся / Н. П. Гребняк и др. // Гигиена и санитария. 1999.-№ 1.-С.31−34.
- Гринене, Э.И. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у школьников 7−12 лет / Э. И. Гринене // Физиология человека. 1982. -Т. 8, № 6.-С. 957−961.
- Гринене Э. Напряжение сердечно-сосудистой системы под влиянием учебного процесса / Э. Гринене, В. Вайткявичус и др. // Гигиена и санитария. 1983. -№ 10. — С.33−36.
- Гурфинкель, B.C. Сенсорные комплексы и сенсомоторная интеграция /
- B.C. Гурфинкиль, Ю. С. Левик // Физиология человека. 1979. -Т.5.1. C.339.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.:Педагогика, 1986.-239с.
- Данилова, Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Данилова М.: Изд-во МГУ, 1992.- 192 с.
- Данилова, Н.Н. Изменения вариабельности сердечного ритма при информационных нагрузках / Н. Н. Данилова, С. Г. Астафьев // Журн. высш. нервной деят. 1995. -Т.49, — Вып. 1. — С.28−38.
- Данилова, Н.Н. Измерение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке / Н. Н. Данилова, С. В. Астафьев // Журн. высш. нервной деятельности. 1999. — Т.49. -Вып. 1. — С.28.
- Демина, ДМ. Принципы физиологической классификации профессий: тез. докл. / Д. М. Демина, И. С. Кандрор // 4-я Междунар. конф. стран-членов СЭВ по эргономике. -М., 1981. С. 28−29.
- Демина, ДМ. Вариабельность сердечного ритма при умственной работе разной напряженности / Д. М. Демина, М. Н. Евлалениева, П. С. Нандор и др. // Физиология человека, 1986. -Т. 12. -№ 6. С. 971−975.
- Догадкина, С.Б. Влияние статических нагрузок на центральную и периферическую гемодинамику у детей 8 и 11 лет / С. Б. Догадкина // Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980.-С. 80−89.
- Дубенко, Е.Г. О периодической структуре физиологического и патологического тремора / Е. Г. Дубенко, В. А. Неботов // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. М., Медицина, 1976. -Т.76. — Вып. 7. — С. 967−973.
- Егоров, А.С. Психофизиология умственного труда / А. С. Егоров, В. П. Загрядский. -JI.: Наука, 1973. 132 с.
- Егорова, Т.С. КЧСМ в определении зрительно работоспособности слабовидящих школьников / Т. С. Егорова, К. В. Голубцова электронный ресурс. / Т. С. Егорова. Элекрон. дан. — Режим доступа: http: // www. Jip. га/ 2002 /goll.htm.
- Ермаков, Е.П. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга / Е. П. Ермаков // Ростовский университет. 1988. — С. 63−68.
- Ефимова, И.В. Особенности регуляции сердечного ритма у студентов с различным уровнем двигательной активности / И. В. Ефимова, Е. В. Ениколопова // Физиология человека. 1987. -Т.13, № 5. — С. 859.
- Жданова, JI.A. Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников /Л.А. Жданова, Г. В. Русова // Рос. педиатр, журн. 1999. -№ 2. — С.52−55.
- Жужгин, С.М. Лабильность зрительного анализатора как показатель функционального состояния человека / С. М. Жужгин, Т. М. Семешина // Физиология человека. — 1991. -Т. 17, № 6. — С. 147−150.
- Зараковский, В.И. Медведев, Н.А. Разыграева // Физиология человека. -1997.-Т. 23, № 2.-С. 33−42.
- Иванченко, С.Р. Природа изменчивости скоростных характеристик сенсомоторных реакций в различных экспериментальных условиях / С. Р. Иванченко, С. Б. Малых // Вопросы психологии. 1994. -№ 6. — С.80−86.
- Ильин, Е.П. Зависимость максимальной частоты движений от типологических особенностей проявления основных свойств нервной системы / Е. П. Ильин, М. Н. Ильина // Психофизиологические особенности спортивной деятельности. -JL, 1975. -С. 66.
- Ильин, Е.П. Теория функциональных систем и психофизиологических состояний / Е. П. Ильин // Теория функцион. систем в физиологии и психологии. М. — 1978. — С. 325−347.
- Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин- СПб.: Питер, 2001.-164 с.
- Ильюченок, P.O. Запоминание человеком эмоционально значимой и нейтральной информации в процессе адаптации к различным климато-географическим условиям / P.O. Ильюченок, В. П. Леутин, Е.И. Николаева//Физиология человека.-1981. -Т.7, № 1.-С.145−151.
- Казин Э.М. Исследование автоматизированных программ для комплексной прогностической оценки индивидуальных адаптативных возможностей организма / Э. Казин и др. // Физиология человека. -1993.-T.3.-C. 98−113.
- Казначеев, В.П. Современные проблемы адаптации человека / В. П. Казначеев //Адаптация и проблемы общей патологии. Новосибирск: Изд-во АМН СССР, 1974. — Т.2. — С.3−9.
- Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
- Казначеев, В.П. Донозоологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев, P.M. Баевский, А. П. Берсенева. -Л., 1980.-225с.
- Канн, Е.Л. Моделирование интеллектуально эмоционального напряжения как метод изучения физиологического статуса операторов / Е. Л. Канн // Диагностика психических состояний в норме и патологии. -Л., 1980.-С. 261−267.
- Карпиан, В.Л. Фазовый анализ сердечной деятельности / В. Л. Карпиан. М., 1965. — 205с.
- Киеня, А.И. Сенсомоторная реактивность детей, проживающих в радиационно неблагоприятной зоне /А.И. Киеня, О. В. Кириченко // Физиология человека. 2001. -Т.27, № 2. — С.98−103.
- Кирой, В.Н. Электроэнцефалография / В. Н. Кирой. Ростов-на-Дону, 1988.-239 с.
- Кирой, В.Н. Локальные и дистальные биоэлектрические явления как отражение различных аспектов интегративной деятельности мозга / В. Н. Кирой // Принципы и механизмы деятельности мозга человека / II Всесоюзн. конф. Л.: Наука. 1989. — С. 125.
- Кирой, В.Н. Физиологические методы в психологии / В. Н. Кирой. -Ростов-на-Дону, 2003. -224 с.
- Киселев, JI.В. Адаптационные возможности и физическая подготовленность сельских школьников / Л. В. Киселев // Гигиена и санитария. 1985. — № 4. — С.51 -53.
- Книпост, И.И. Динамика топограмм потенциалов и функциональное состояние коры больших полушарий / И. И. Книпост, Н. С. Курова, А. В. Корниевский. -М.: Наука, 1982.
- Компоненты адаптационного процесса / под ред. В. И. Медведева. — Л.: Наука, 1984.-111 с.
- Копылова, В.А. Динамика умственной работоспособности и некоторые показателей сердечно-сосудистой системы подростков, обучающихся по разным режимам в течение учебного года / В. А. Копылова // Тезисы I Международной конференции. Дубна, 1992. — 204 с.
- Коростылева, Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке: психолог, проблемы самореализации личности / Л. А. Коростылева, под ред. А. А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ., 1997. — С. З-19.
- Коробейникова, И.И. Параметры сенсомоторной реакции, психофизиологические характеристики, успеваемость и показатели ЭЭГ человека / И. И. Коробейникова // Психолог. Журн. 2000. -№ 3. — С. 132 136.
- Костюк, П.Г. Структура и функция нисходящих систем спинного мозга / П. Г. Костюк. Л., 1973. — 280 с.
- Кочкин, Н.Н. Закономерности развития деятельности сердца в онтогенезе / Н. Н. Кочкин // Возрастные особенности физиолог, систем детей и подростков. М., 1981.-101 с.
- Кравков, С.В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения / С. В. Кравков. -4-е изд., перераб. и доп. М., — Л.: Изд-во АН СССР, 1950.-531 с.
- Красноперова, Н.А. Критическая частота световых мельканий как показатель развития утомления при учебной нагрузке у глухих и слабослышащих детей 6−9 лет/ Н. А. Красноперова // Дефектология. -1998. -№ 2.~ С. 18−21.
- Крылов, А.А. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / А. А. Крылов. Л., 1990. — 272 с.
- Кудаева, Л.М. Некоторые данные о динамике артериального давления и пульса у подростков с ранними проявлениями вегетативно-сосудистой дисфункции в течение учебного года / Л. М. Кудаева // Проблемы умственного труда. М., 1983 — Вып. 6. — С. 23−28.
- Кудрявцева, В.И. К вопросу о прогнозировании умственного утомления при длительной монотонной работе: Авгореф. дис.. канд. мед. наук / В. И. Кудрявцева. М., 1974- 19 с.
- Куликов, Г. А. Вызванные потенциалы сенсомоторной и теменнойобластей коры мозга кошки на тональные стимулы / Г. А. Куликов, В.Ю.
- Клименко, Л.А. Васильева // Журн. высш. нервная деят. 1984. -Т.34. -С.89.
- Куликов, Г. А. Нейрофизиологические основы сенсомоторной координации / Г. А. Куликов // Физиология поведения (нейрофизиологические закономерности): рук. по физиологии- JI.: Наука, 1986.-С.334.
- Куприянова, О.О. Математический анализ сердечного ритма здоровых подростков и детей с повышенным артериальным давлением / 0.0. Куприянова, И. Г. Нидеккер, И. М Вульфсон // Физиология человека. -1978. -Т.4, № 4. С.734−741.
- Кураев, Г. А. Функциональная межполушарная асимметрия мозга и проблемы валеологии / Г. А. Кураев, И. В. Соболева // Валеология. 1996. -№ 2.-С. 29−34.
- Курдюкова, Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Автореф. дис.. канд. био. наук.-СПб., 1997.-19 с.
- Кучма, В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. / В. Р. Кучма. М., 2000. — С.32.
- Левин, О.С. Тремор / О. С. Левин // Рос. Мед. журн. 2001.- № 5. -С.36−40.
- Левушкин, С.П. Оценка физического состояния школьников с использованием компьютерных технологий / С. П. Левушкин // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 1. — С.60−63.
- Леонова, А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности / А. Б. Леонова, В. И. Медведев. М., 1981. — 112 с.
- Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
- Ливанов, М.Н. Диагностика и прогнозирование функционального состояния мозга человека / М. Н. Ливанов, В. С. Русинов, П. В. Симонов и др. -М.: Наука, 1988.-208 с.
- Линдсли, Д.Б. Ретикулярная система и процесс раздельного восприятия / Д. Б. Линдсли // Ретикулярная формация мозга. Наука.: Медгиз. 1962. — С. 451−470.
- Липник, Л.А. Возрастные показатели критической частоты слияния световых мельканий / Л. А. Линник, 0.10. Макарова, С. В. Скицюк // Офтальмол. жури.- 1998-N5.-С. 382−385.
- Лоскутова, Т.Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции / Т. Д. Лоскутова // Физиологический журнал СССР. -1975. Т.51. № 1. -С. 311.
- Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1973.-376 с.
- Макаренко, Н.В. Психофизиологические функции человека и операторский труд / Н.В. Макаренко-Киев.: Наукова Думка, 1991. -216 с.
- Макаренко, Н.В. Сенсомоторные функции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной системы / Н. В. Макаренко и др. // Физиология человека. 2001. -Т.27. № 6. — С.52−57.
- Маслов, Н.Б. Нейрофизиологическая картина генеза утомления, хронического утомления и переутомления человека-оператора / Н. Б. Маслов, И. А. Блощинский, В. Н. Максименко // Физиология человека.- 2003. -Т.29. № 5. С. 123−133.
- Матвеева, В.Н. Скрининг-тест оценки физического развития школьников / Н. В. Матвеева, Ю. Г. Кузьмичев, Е. П. Усанов // Медсестра.- 1991. -№ 12.-С. 10−14.
- Медведев, В.И. Введение ./В.И Медведев Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. — С.10.
- Медведев, В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации / В. И. Медведев // Физиология человека, 1998. -Т. 24. -№ 4. С. 7−13.
- Меерсон, Ф.З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность / Ф. З. Меерсон. М.: Наука, 1975. — 262с.
- Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон. -М., 1988 .
- Мельникова, Т.С. Характеристика параметров двигательных реакций при развитии и купировании стойких эмоциональныхнарушений / Т. С. Мельникова, М. В. Алфимова // Физиология человека. -1992.-Т. 18, № 4.-С.78.
- Меркурьев, И.А. Метод повышения надежности распознавания и классификация функциональных состояний организма работника в задачах физиологии труда / И. А. Меркурьев, Е. Г. Тышлек // Физиология человека, 1982. Т. 8, № 2. — С. 323−327.
- Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: Триада-фарм. — 2002. — 114 с. ISBN-5−94 699−017−9.
- Методы исследования в физиологии труда / Под ред. Новикова B.C. -М.: Воениздат, 1993. 239 с.
- Мойкин, Ю.В. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения / Ю. В. Мойкин и др. М.: Медицина. -1987. -256 с.
- Мокиенко, Г. Р. Изменение характера кровообращения в головном мозге при умственном утомлении / Г. Р. Мокиенко // Умственный труд и физ. Культура: сб. ст. -М.: МГУ, 1970. -С.З.
- Молоканов, М.В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с профессионально значимыми качествами практического психолога / М. В. Молоканов // Психол. Журн. 1995. -Т. 16. -№ 1. — С. 7578.
- Моммадов, И.М. Влияние высокой температуры на некоторые показатели функционального состояния и работоспособности / И. М. Моммадов и др. // Физиология человека. 1989. — Т. 15 № 1. — С. 105.
- Навакатикян, А.О. Влияние умственного труда с различной степенью нервно-эмоционального напряжения на сердечно-сосудистую систему / А. О. Навакатикян, Ю. И. Кундиев, Г. Г. Лисина // Кардиология. -1973.-№ 3.-С.50 56.
- Навакатикян, А.О. Возрастная работоспособность умственного труда / А. О. Навакатикян, В. В. Крыжановская. Киев: Здоров’я, 1979. — 207 с.
- Навакатикян, А.О. Здоровье и работоспособность при умственном труде / А. О. Навакатикян, А. И Ковалева-Киев, 1989. 88с.
- Навакатикян А.О. Физиологические механизмы утомления / А. О. Навакатикян // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993-С.83.
- Натаров, В.И. Нервно-психическое напряжение и профилактика состояний здоровья студентов / В. И. Натаров, Т. А. Немчин // Психолог, журн. 1988. -Т.9, № 3. — С. 87−92.
- Немчин, Т.А. Состояние нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. 167 с.
- Нетопина, С.А. Показатели свойств основных нервных процессов школьников в зависимости от возраста и пола / С. А. Нетопина // Гигиена и санитария. 1988. -№ 6. — С. 16.
- Новиков, B.C. Функциональное состояние летчика / B.C. Новиков, В. Ю. Чепрасов. СПб.: Воен.-мед. акад. 1993. — 48 с.
- Новиков, B.C. Психофизиологическая оценка острого физического утомления / B.C. Новиков и др. // Физиология человека. 1995. Т. 21, № 2.-С. 24−29.
- Ноздрачев, А.Д. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы / А. Д. Ноздрачев, Ю.В. Щербатых//Физиология человека.-2001.-Т.27, № 6.-С.95−101.
- Павлов, С.Е. Адаптация / С. Е. Павлов. М.: Паруса, 2000. — 282 с.
- Павлов, И.П. Полное собрание трудов: в 5 т. / И. Павлов. -М., JL: Изд-во АН СССР. 1949. -Т.З. — 603 с.
- Палеев, Г. И. Вариант методики валеологической оценки развития школьников / Г. И. Палеев //Валеология. 1996. -№ 3. — С.21−24.
- Панин, JI.E. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении / JI.C. Панин, В. П. Соколов. -Новосибирск, 1981.
- Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Н. Б. Пасынкова // Психол. журн. 1996.- Т. 17, № 1. — С. 169−174.
- Петленко, В.П. Филосовские основы теории адаптации человека /В.П. Петленко, И. А. Сапов // Военно-мед. журн. 1980. — № 6. — С. 12−17.
- Пешков, В.Д. Взаимосвязь субъективных оценок состояния гимнастов функциональными показателями / В. Д. Пешков // Теория и практика физ. культуры. 1985. -№ 10. — С.11−13.
- Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-256 с.
- Пляскина, И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида / И. В. Пляскина // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С.62−64.
- Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности: Монография /С.Т. Посохова. -СПб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. -240 с.
- Практикум по валеологии / Под ред. Г. А. Кураева. Ростов н / Д, 1999.-194 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. — 672 с.
- Прасолова, О.В. Состояние центральной нервной системы у учащихся инновационных школ / О. В. Прасолова // Альманах «Новые исследования» М.: Вердана, 2004, -№ 1−2 (6−7) — С. 317.
- Пратусевич, Ю.М. Мозговые и гемодинамические показатели острого и хронического умственного утомления / Ю. М. Пратусевич // Физиолог, характеристика умствен, и твор. труда: материалы симпозиума. М., 1969.-С. 105−106.
- Пратусевич, Ю.М. Комплексное тестирование хронического утомления у школьников / Ю. М. Пратусевич, А. В. Соловьев, Г. И. Квасов // Психофизиолог. Исслед. в гигиене детей и подростков. М., 1981. — С. 111 -118.
- Пратусевич, Ю.М. Психофизиологический анализ изменения функционального состояния ЦНС школьников в течение учебного года / Ю. М. Пратусевич, А. В. Соловьев, Г. И. Квасов // Гигиена и санитария. -1981. —№ 4. С.30−32.
- Пешков, В.Д. Взаимосвязь субъективных оценок состояния гимнастов функциональными показателями / В. Д. Пешков // Теория и практика физ. Культуры.- 1985. -№ 10.-С. 11−13.
- Раевский, В.В. Сенсорная информация важный фактор онтогенеза / В. В. Раевский и др. // ЖВНД. — 1997. — Т.47, Вып. 2. — С.299−307.
- Раевский, В.В. Реорганизация функциональных систем в онтогенезе / В. В. Раевский //Журнал эволюционной биохимии и физиологии, 2002 ., -Т. 38. -№ 5.
- Развивающийся мозг и среда / под ред. А. А. Волохова. -М.: Наука, 1980.-273 с.
- Розенблат, В.В. Проблема утомления / В. В. Розенблат. М., 1975. -228 с.
- Розенблат, В.В. Утомление / В. В. Розенблат // Руководство по физиологии труда. -М.: Медицина, 1983. С. 227−248.
- Роль сенсорного притока в созревании функций мозга / Под ред. Е. В. Максимова, К. В. Шулейкина. -М.: Наука, 1987. -207 с.
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. -М.: Педагогика, 1988. -334 с.
- Рубенштейи, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С. Я. Рубенштейн. СПб., 1998. -168 с.
- Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В. М. Русалов. М.: Наука, 1979. -352 с.
- Руттенбург, С.О. Циркадный ритм физиологических, процессов и трудовая деятельность человека / С. О. Руттенбург, А. Д. Слоним. Фрунзе: Илим, 1976.- 188 с.
- Салей, А.П. Варианты анализа латентных периодов простой зрительно-моторной реакции / А. П. Салей // Физиология и психология мотиваций, межрег. сб. науч. работ, посвящ. 80- летию Воронеж, гос. ун-та. Воронеж, 1998. -С.92−95.
- Сантросян, К.О. Особенности психолого-педагогической адаптации / К. О. Сантросян. Ереван, 1977.-381 с.
- Сапов И.А. Некоторые физиологические и медицинские аспекты адаптации / И. А. Сапов // Морской мед. журн. 1998. -№ 6. — С.24.
- Сатыбалдина. А.Е. Исследование и разработка методического подхода к оценке и прогнозированию функционального состояния человека-оператора сложных систем управления. Автореф.. дисс. канд. мед. наук. Тюмень, 2003. — 19 с.
- Семеновская, Е.Н. Электрофизиологические исследования в офтальмологии / Е. Н. Семеновская М.: Медгиз, 1963. — 279 с.
- Сергиенко, Л.П. Генетика и спорт / Л. П. Сергиенко. Киев, 1990.
- Сердюковская, Г. Н. Влияние факторов внешней среды на уровень артериального давления у детей и подростков / Г. Н. Сердюковская // Вестник АМН СССР. 1978. -№ 8.- С. 63−67.
- Сетко, Н.П. Физиолого-гигиенические аспекты сохранения индивидуального здоровья школьников / Н. П. Сетко и др. // Рос. Педиатр, журн., 2003. -№ 2. С.48−49.
- Симонов, П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. М.: Наука, 1981.-213 с.
- Симонов, П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / П. В. Симонов М.: Наука, 1987. — 269 с.
- Синицына, Т.М. Частота сердечных сокращений и дыхания при различной успешности выполнения умственной работы / Т. М. Синицина, Р. П. Чекурда // Физиология человека. 1986. — № 2. — С. 199 — 203.
- Скицюк, С.В. Прибор для определения критической частоты слияния мельканий / С. В. Скицюк, О. В. Ращенко // Офтальмол. журн-1988.-N8.-С. 504−505.
- Словарь физиологических терминов / отв.ред. О. Г. Газенко. М. «НАУКА», 1987.-447с.
- Слоним, А.Д. Среда и поведение. Формирование адаптивного поведения / А. Д. Слоним J1. Наука, 1976. — 211 с.
- Соколов, Е.Н. Представление функциональных состояний точками в многомерном пространстве/ Е. Н. Соколов // Функцион. состояния. -М.: Наука.-1978.-С.53−54.
- Соколов, Е.Н. Эмоциональное напряжение и реакции сердечнососудистой системы / Е. И. Соколов, В. П. Подачин, Е. Б. Белова. -М.: Наука. 1980.-212с.
- Солсо, P. J1. Когнитивная психология / P. J1. Солсо. -М.: Тривола, 1996.-600 с
- Сорокин, А.И. Методические аспекты адаптации / А. И. Сорокин //Философ, и соц.-гигиен. аспекты учения о здоровье и болезни. М.: Медицина, 1975.-С.59−70.
- Сорокин, А.И. Метод количественной оценки адаптационного состояния организма и возможности практического его использования / А. И. Сорокин, И. Б. Ушаков // Валеология. 1996. — № 2. — С.38−40.
- Суворова, В.В. Психофизиология стресса / В. В. Суворова. М.: Педагогика, 1975.
- Судаков, К.В. Функциональные системы организма / К. В. Судаков. -М., 1987.-С. 104−121.
- Судаков, К.В. Эмоциональный стресс в современной жизни: обзор. /К.В. Судаков, Е. А. Юматов. М, 1991. — С.83−99.
- Судаков, К.В. Рефлексы и функциональная система /К.В. Судаков. Новгород, 1997. — 399 с.
- Сурнина, О.Е. Половые и возрастные различия времени реакции на движущийся объект у детей и взрослых / О. Е. Сурнина, Е. В. Лебедева // Физиология человека. 2001. -Т. 27. -№ 4. — С.56−60.
- Суханова, Н.Н. Физическое развитие школьников к концу XX века: анализ и прогноз / Н. Н. Суханова // Рос. Педиатр, журн. -1999. № 2. — С. 36−41.
- Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. М., 1991.- 270 с.
- Сухарев, А.Г. Гигиенические аспекты нормирования двигательной активности в свободном времени подростков /А.Г. Сухарев, И. В. Сергета // Гигиена детей и подростков. 1996. — № 1. — С.25−30.
- Тарасова, О.Л. Влияние психовегетативных характеристик подростков на адаптацию к повышенным учебным нагрузкам / О. Л. Тарасова, Л. Н. Игишева // Валеология. 1997. — № 3. — С. 32−37.
- Теппермен, Д. Физиология обмена веществ и эндокринной системы / Д. Тепперман, X. Тепперман. М.: Мир, 1989. — 656 с.
- Требования к режиму образовательного процесса / Официальные документы в образовании. 2003.-№ 3. — С.48−54.
- Тупицын, О.И. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников / О. И. Тупицын. М.: Педагогика, 1985. — 86 с.
- Тупицын, О.И. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников: автореферат дис. д-ра мед. наук / О. И. Тупицын. М., 1986 — 42 с.
- Ульданов, Г. А. Состояние зрительных функций у рабочих конверторного цеха Карагандинского металлургического комбината в офтальмо-эргономическом аспекте / Г. А. Ульданов, Е. К. Мамбетов, Л. Б. Лобах // Офтальмол. журн. 1988. — № 5. — С. 296−299.
- Уткин, В.Л. Оптимальные режимы двигательной деятельности у детей и взрослых в норме и патологии / В. Л. Уткин. М., 1981. — 82 с.
- Ухтомский, А.А. Физиология двигательного аппарата. Утомление / А. А. Ухтомский. Собр. соч. Л.: Медгиз, 1952. -Т.З.
- Федоров, Б.Н. Влияние напряженной умственной работы в стрессовых условиях на сердечную деятельность, гемодинамику и кровообращение головного мозга / Б. Н. Федоров и др. // Физиология человека. 1986. — № 1. — С. 65 — 72.
- Флейшман, А.Н. Медленные колебания гемодинамики / А. Н. Флейшман. Новосибирск, 1999. — С.264.
- Фресс, П. Экспериментальная психология: пер. с французского / П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс. — 1966. — Т.2. — С.314−345.
- Фролов, Н.И. Человеческий фактор в авиации. Утомление. / Н. И. Фролов, В. Ф. Токарев, В. А. Сергеев. М.: Возд. транспорт, 1992. — 244 с.
- Ханин, Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Ю. Л. Ханин // Вопросы психологии. 1978. -№ 6. — С. 96−106.
- Хомская, Е.Д. Мозг и активация / Е. Д. Хомская.-Л.: Наука, 1972. 416 с.
- Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология / А. Г. Хрипкова. М., 1975. -320 с.
- Хрипкова, А.Г. Физиолого-гигиенические исследования учебной нагрузки учащихся /А.Г. Хрипкова, В. И. Козлов, М. В. Антропова // Советская педагогика. 1983. -№ 12. — С.34−42.
- Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер М., 1990, — 319с.
- Цонева, Т.Н. Функциональные резервы центральной нервной и кардиореспираторной систем как критерий физической работоспособности / Т. Н. Цонева, А. И. Босенко // Физиологические факторы, определяющие и лимитирующие спортивную работоспособность М., 1982.
- Цыганов, Э.П. Изменение некоторых показателей функционального состояния центральной и периферической нервной системы при продолжительном питании малокалорийным рационом / Э.П. Цыганов//Физиология человека, 1987.-Т. 13.-С.513.
- Чароян, О.Г. Норма здоровья: проблемы, подходы к их решению / О.Г. Чароян//Валеология. 1996,-№ 1.-С.51−54.
- Часнык, В.Г. Вариабельность синусового ритма у здоровых детей в возрасте 8−14 лет / В. Г. Часнык // Вопросы охраны материнства и детства. -1981. -№ 8. -С.13−15.
- Чернякина, Т.С. Профилактика заболеваемости старшеклассников при интенсивном обучении путем коррекции дизаптационных и донозологических состояний / Т. С. Чернякина //Вестн. СПб ГМА им. И. И. Мечникова. 2004. — № 3. — С.26−33.
- Чехоева, Н.Б. Гигиеническое обоснование оптимального двигательногорежима девочек 11−14 лет: Автореф. дис.канд. мед. наук. -М., 1992.-30 с.
- Чмиль, И.Б. Возрастная динамика антропометрических показателей. Красноярск / И. Б. Чмиль, П. Н. Медведев // Гигиена. 2002. -№ 2.-С.49−51.
- Шалимов, П.М. Динамика функционального состояния курсантов авиационного училища в период первоначального летного обучения / П. М. Шалимов, В. В. Книга, Д. М. Глухов // Военно-мед. журн. 1994. -№ 1.-С.57−59.
- Шамшинова, A.M. Функциональные методы исследования в офтальмологии / A.M. Шамшинова, В. В. Волков, — М.: Москва, 1999. -С. 82.
- Шлык, Н.И. Ритм сердца и центральная гемодинамика у детей при различной физической активности: тезисы докладов на III съезде физиолог, об-ва при РАН / Н. И. Шлык, Т. В. Коробейникова, И.В. Гуштурова//Успехи физиолог.- 1995.-Т.26,№ 2.-С. 123.
- Шорин, Ю.П. Оценка адаптационных возможностей организм аподростков с различным темпом полового созревания по вегетативным, морфометрическим и гормональным показателям / Ю. П. Шорин // Физиология человека. 1993. — Т. 19, № 3. — С. 104−109.
- Юревиц, А.Ж. Детерминанты функциональных состояний в условиях монотонной деятельности / А. Ж. Юрьевиц, Ю. Е. Бриднес // XIV съезд Всесоюз. физиол. о-во им. И. П. Павлова. JL, 1983. — Т. 1. — С. 480.
- Autzen, Т. The effect of learning and age on short-term fluctuation and mean sensitivity of automated static perimetry / T. Autzen, R. Work // Acta Ophthalmol (Copenh.). 1990. — Vol. 68. -№ 3. — P. 327−330.
- Bartley S.H. Fatigua and impairment in man / S. H. Bartley, E.E. Chute -N.Y., 1947.
- Bolter, C.P. Temperature sensitivity of the human cardiac pacemaker during exercise / C.P. Bolter, V.K. Lebas // Arch. int. physiol. et biochim. -1989. Vol. 97. -№ 6. — P. 493−497.
- Borst, C. Time delays in the human baroreceptor reflex / C. Borst, J.M. Karemaker // J. Auton. Nerv. Syst. 1983. — V. 9. -№ 2/3. — P. 399.
- Bouton, M.E. Conditioned fear assessed by freezing and by suppression of three different baselines / M.E. Bouton, R.C. Bolles // Anim. Learn. Behav. 1980. — Vol. 8. — № 3. — P. 429−434.
- Bradley J. Extraversion and the detection of deception: comments on the paper by Bradley and Janisse. / J. Bradley // Personal, and Individ. Differ. -1982.-Vol. 3.-№ 2.-P. 215−216.
- Burke, D. Postural effects on muscle nerve sympathetic activity in man / D. Burke, G. Sundlof, B.G. Wallin // J. Physiol. 1977. — V. 272. — № 2. -P.399.
- Cameron C.A. Theory of fatique / C.A. Cameron // Man undar stress (ed. Welford). -L., 1974.-P.68.
- Candinas, R.A. Evaluation of cardial arrhythmias by exercise testing / R.A. Candinas, P.J. Podrid//Herz.- I990.-Vol. 15.-№ l.-P. 21−27.
- Carpentier J. Night work. Its effects on the health and welfare of the worker / J. Carpentier, P. Cazamian // Lausanne. 1977. — 82 p.
- Cevese A. Vascular resistance and arterial pressure low-frequency oscillations in the anesthetized dog / A. Cevese, R. Grasso, R. Poltronieri, F. Schena//Am. J. Physiol.-1995.-V. 268.-№ l.-P. 117.
- Eysenck, H.J.(ed.). A model for intelligence / H.J. Eysenck. N.Y.Berlin-Heidelberg, 1982.
- Fahcenberg, I. Covariation and consistency of activation parameters / I. Fahcenberg, F. Foerster // Biol. Psyhol. 1982. — Vol. 15. — № 3−4. — P. 151 169.
- Farland, R.A. Understandig of fatique in modern life / R.A. Farland // Ergonomics.-1971.-V. 14.-№ l.-P. 1−10.
- Grandjean, E.P. Fatique: its physiological and psychological significaus / E.P. Grandjean // Ergonomics. 1968. — V. 11. -№ 5. — P. 427.
- Harting, J.K. Evolution of the pulvinar / J.K. Harting, W.C. Hall, J.T. Diamond // Brain, behav. and evolut 1972. — V.6. — P.424.
- Heart rate variabilis Standards of Measurements, Physiological Interpretation, and Clinical Use // Circulation. 1996. — V.93. — P.1043−1065.
- Helms, P. Lung function testing / P. Helms // Curr. Paediat. 1993. -Vol. 3.-№ 2.-P. 92−95.
- Hull, S.S. Exercise training confers anticipatory protection from sudden death during acute myocardial ischemia / S.S. Hull, E. Vanoli, P.B. Adamson et al. // Circulation. 1994. — V.89. — p.548.
- Jennings, J., Choi, S. Type A components and psychophysiological responses to an attention-demanding performance task / J. Jennings, S. Choi // Psychosom. Med. 1981. — Vol. 43. — № 6. — P. 475−487.
- Kamada, T. Power spectrum analysis of heart rate variability in type As and type By during mental work load /Т. Kamada, S. Miyake, M. Kumashiro // Psychosom. Med. 1992. — V.54. — P. 462−470.
- Kollai, M. Cardiac vagal tone in generalized anxiety disorder / M. Kollai, B. Kollai // Br. J. Psychiat. 1992. -V. 161, — P. 831−835.
- Lombardi, F. Spectral analysis of sympathetic discharge in decerebrate cats / F. Lombardi, N. Montano, M. L. Fnocchiaro et al. // J. Auton. Nerv. Syst. 1990.-V. 30, Suppl.-P. 97.
- Lundgvist, A. Heart rate variability, cardiac mechanics and subjectively evaluated stress during simulator flight / A. Lundgvist, E. Keskinen, B. Antila, L. Halkola, T. Peltonen, I. Valimaki // Aviat. Space Enviton. Med. 1983. — V. 54.-№.8-P. 685−690.
- Malliani A. Cardiovascular neural regulation explored in the frequency domain / A. Malliani, M. Pagani, F. Lombardi, S. Cerutti // Circulation. 1991. -V. 84.-P. 1482.
- Matthews, Karen. Cardiovascular reactivity to stress predicts future blood pressure status / Karen Matthews, Karen Woodall, Michael Allen // Hypertension, 1993.- Vol.22. -№ 4. — P. 479−485.
- Meister Jean-Jacques. La physique du systeme cardiovasculaire / Jacques Jean // Polyrama. 1992. — Vol. 90. — P. 32 — 35.
- Miki, K. An increase in noradrenaline expretion during prolonged mental task load / K. Miki, A. Sudo // Ind. Health. 1997.- V. 35. -№. 1. — P. 55−60.
- Pagani, M. Power spectral analysis of heart rate and arterial pressure variabilities as a maker sympatho-vagal interaction in man and conscious dog / M. Pagani, E. Lombardi, S. Guzzetti et al. // Circ. Res. 1986. — V. 59. -№ 2. -P. 178
- Patricia, H. Individial Psychology / H. Patricia, S. Elkins. London, 2000. — P.20−27.
- Pomeranz, M. Assessment of autonomic function in humans by heart rate spectral analysis / M. Pomeranz, R.B. Macaulay, M.A. Caudill et al. // Am. J. Physiol.- 1985. -V.248. P. l 11−153.
- Preiss, G. Patterns of sympathetic neuron activity associated with Mayer waves/ G. Preiss, C. Polosa // Am. J. Physiol. 1974. — V. 226. -№ 3. -P. 724.
- Richter, D.W. Cardiorespiratory control / D.W. Richter, K.M. Spyer / Central regulation of autonomic functions. -N.Y.: Oxford Univ. Press, 1990. -P. 189.
- Saul, J.P. Heart rate and muscle sympathetic nerve variability during reflex changes of autonomic activity / J. P. Saul, R.F. Rea, D.L. Eckberg et al.// Am. J. Physiol. 1990. — V. 261. -№ 3 (Pt. 2). — P. 1231.
- Schwindt, P.C. Control of motoneuron output by path ways descending from the brain stem / P.C. Schwindt // Handbook of behavioral neurobiology. V.5. Motor coordination. -New York- London, 1981. -P. 139.
- Sekiguchi, C.J. at oth. Frequency analysis of heat rate vatiability under flight conditions / C.J. Sekiguchi // Aviat space environment medicine. 1979. -P.50.
- Selye, H / Stress in health and disease. -L., 1976.
- Sloan, R.P. Effect of mental stress throughout on cardiac autonomic control / R.P. Sloan, P.A. Shapiro, E. Bagiella, S.M. Boni, M. Paik, K.C. Steinman, J.M. Gorman // Bio Psychol. 1994, — V37 (March). — P. 8999.
- Takakuwa, E. Evolution of fatigue and the function of maintaining concentration (TAF) / E. Takakuwa. Sapporo, 1982. — 100 p.
- Tandon, O. P. Visual evoked potential in rubber factory workers / O.P. Tandon, V. Kumar//Occup.Med. 1997. -Vol. 47.-№ 1.-P. 11−14.
- Willirams, R. Type A behavior and elevated physiological and neuroendocrine responses to cognitive tasks / R. Willirams, J. D. Lane, C. M. Kuhn, W. Melosh // Science. 1982. — V. 218. — P.483−485.