Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности реализации мотивации достижения и ее кардио-респираторного обеспечения у студентов в ходе учебного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна работы. В работе впервые проведено длительное исследование динамики показателей кардио-респираторных функций у студентов с разным уровнем личностной МД в различные эпизоды и этапы учебного процесса. Впервые изучены динамика и внутренний состав МД у отдельных студентов в ходе продолжительных сроков их обучения. Проанализированы типы динамики МД и описаны группы обследуемых… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Мотивация достижения
    • 1. 2. Мотивация учебной деятельности
    • 1. 3. Системная организация целенаправленной учебной деятельности и особенности ее вегетативного сопровождения у студентов
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Порядок проведения исследования
    • 2. 2. Методика исследования уровня и структуры мотивации достижения
    • 2. 3. Методика измерения сопряженных личностных диспозиций испытуемых
    • 2. 4. Методика использования компьютерно-диагностического комплекса «Паспорт здоровья»
    • 2. 5. Методика расчета интегральных показателей функционального состояния
  • ГЛАВА 3. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Мотивации достижения и другие личностные характеристики испытуемых
    • 3. 2. Общие и индивидуальные особенности реализации мотивации достижения с компонентом «надежда на успех» у студентов (группа «МД «НУ») в ходе учебного процесса
    • 3. 3. Общие и индивидуальные особенности реализации мотивации достижения с компонентом «боязнь неудачи» у студентов (группа «МД «БН») в ходе учебного процесса
    • 3. 4. Особенности реализации мотивации достижения с невыраженным компонентом «надежда на успех» или «боязнь неудачи» у студентов (группа МД «НУ/БН») в ходе учебного процесса
    • 3. 5. Особенности реализации мотивации достижения с перемежающим преобладанием ее внутренних компонентов у студентов (группа МД «Л» — «ситуативно-лабильные») в ходе учебного процесса
  • ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Особенности реализации мотивации достижения и ее кардио-респираторного обеспечения у студентов в ходе учебного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Успешное обучение и овладение профессиональными знаниями и навыками у студентов является системными иерархически организованными процессами, ориентированными не только на получение объективно и субъективно оцениваемых результатов деятельности (коллоквиумы, зачетные и экзаменационные испытания и др.), но также и на достижение долгосрочных целей (познавательных, самоактуализации, личного престижа и др.) (Анохин П.К. 1968. Судаков К. В., 1974, 2002; Котов A.B., Лебедева H.A., 2004; Умрюхин Е. А., Джебраилова Т. Д, 2007). Поэтому, целеустремленную активность студентов в динамике различных сроков их обучения и при решении конкретных учебных задач можно считать в целом полимотивированной и претерпевающей ситуационно-обусловленные изменения. Эффективность (результативность) образовательного процесса у учащихся предопределена не только их индивидуальным усвоением учебного материала, но также ситуативными факторами, индивидуально-типологическими особенностями и личностными чертами характера самих обучающихся.

К числу обобщенных личностных диспозиций и других детерминант целенаправленного поведения субъекта (например, в ходе образовательного процесса) относят так называемую мотивацию достижения (МД). В отличие от ситуативных (внутреннеи внешнеиндуцированных) мотивационных диспозиций, ориентирующих индивида на получение конкретно-параметризованных результатов целенаправленной деятельности, МД представляет собой личностный психофизиологический конструкт, инициирующий разнообразные виды целенаправленной деятельности субъекта, при этом центральным и самодостаточным элементом этой деятельности оказывается не «результат деятельности», а процедура достижения «результата деятельности» (Мюррей Г., 1938; Аткинсон Д., 1974; Хекгаузен X., 1992; Маслоу А., 1996; Макклеланд Д., 2007). В своей нейродинамической структуре МД содержит гипотетические компоненты «надежда на успех» (НУ), либо «боязнь неудачи» (БН), оказывающие влияние на самоактуализацию. В первом случае компонент НУ способствует, а во втором — компонент БН препятствует реализации МД, формируя, по-видимому, внутриличностное конфликтное напряжение еще на стадии принятия решения, а затем и, непосредственно, при осуществлении системно-организованного поведенческого акта.

Как известно, в ходе обучения, как и при других видах целенаправленной деятельности, студент неоднократно переживает эпизоды в разной степени выраженного эмоционально-психического напряжения различного знака, способствующего (НУ), либо препятствующего (БН) успешному решению учебных задач и требующих мобилизации аппарата памяти, механизмов когнитивной и образной деятельности, оптимальной реализации индивидуальной речевой активности и др. В отличии от ситуативно-индуцированной целенаправленной мотивационной активности в конкретных условиях МД, как черта личности характеризуется не «результатом деятельности», на который в конечном итоге ориентирована целеустремленная активность индивида (Анохин П.К., 1968; Судаков К. В., 1974, 2002; Ильин Е. П., 2006 и др.), а тем, какие особенности личности реализуются при достижения «результата деятельности» (Мюррей Г., 1938. Аткинсон Д., 1974. Хекгаузен X., 1992; Маслоу А. Д996. Магомед-Эминов М.Ш., 1998. Макклеланд Д., 2007).

В многочисленных современных наблюдениях исследователи решают широкий круг вопросов связанных с выявлением не только индивидуально-типологических, но и личностных особенностей физиологического обеспечения целенаправленного поведения студентов в эмоционально-нейтральные и эмоционально-напряженные периоды учебного процесса (Дегтярев В.П., Климина Н. В., 2001). Исследуют ЭЭГи психологические корреляты индивидуальных различий в проявлении этих показателей у учащихся в рутинные периоды и эпизоды их напряженной учебной деятельности (Коробейникова И.И., Джеб-раилова Т.Д., 2007), функции внешнего дыхания и гемодинамики студентов во время учебного процесса (Шангин А. В, Шостак В. И., 1992), осуществляют поиск интегральных критериев так называемой «физиологической цены» (по целому ряду не только физиологических, но даже и антропометрических показателей) успешности экзаменационной деятельности студентов (Умрюхин Е.А., 1998; Залилов Р. Ю., 2001), предприняты попытки прогнозирования эффективности (результативности) экзаменационной деятельности (Залилов Р.Ю., 2001; Джебраилова Т. Д. и др., 2007) на основе характеристик «психовегетативного портрета» испытуемых (Дмитриева Н.В., Глазачев О. С, 2000). Специальный интерес вызывают лонгитюдные исследования динамики некоторых физиологических функций в ходе проявлений ситуативного мотивационно-эмоционального напряжения у студентов при обучении (Лебедева Н. А, 2004), изучение особенностей реализации целенаправленной деятельности у учащихся с разными индивидуально-типологическими и личностными характеристиками (Дегтярев В.П., 2001, 2004), а также с различным соотношением базовых мотивов в структуре личности при обучении (Лапкин М. М и др., 2001). Исследования в указанных направлениях способствуют созданию научно-обоснованной базы для проведения мероприятий по совершенствованию системы образовательного процесса, а так же формируют теоретическую основу для разработки мер профилактики хронических и острых эмоциональных напряжений и повышения эффективности обучения. Возникающий на основе хронических эмоциональных напряжений эмоциональный стресс, как известно, способствует радикальным преобразованиям первичных адаптационных процессов и их переходу в патогенные с развитием возникновением на этой основе психосоматических заболеваний.

Отдавая должное важности исследований индивидуально-типологических различий в обеспечении функций, в классическом понимании, «весьма важным представляется изучение индивидуальности и уникальности» человека не только в пределах исследования психофизиологических особенностей индивида, но и в границах специальной науки о личности (Маслоу А., 2003).

Как мы отмечали, МД является гипотетической личностной диспозицией субъекта, формирующейся как на генетической основе, так и под влиянием особенностей его воспитания в раннем детстве, обращения с ним родителей (прежде всего, матери), начиная с младенческого возраста (Аткинсон Д., 1974. Хекгаузен X., 1992; Ильин Е. П., 2006; Макклелланд Д., 2007). Считают, что психодинамическую основу МД составляют эмоционально окрашенные ассоциации, связывающие внутренние переживания ребенка, и формы его поведения, предопределенные поощрениями (положительными подкреплениями) за удачи и наказаниями (отрицательными подкреплениями) — за неудачи (Хекгаузен X., 2001). По-видимому, у студентов «вооруженных» личностной мотива-ционной диспозицией — МД с внутренними компонентами «НУ» или «БН» в конкретные периоды учебной деятельности каждый раз сопряжено и системно интегрируются разнообразные комбинации вегетативного сопровождения поведения, индуцированного непосредственно ситуационными мотивациями.

Высказанное предположение для своего доказательства требует проведения прямого сопоставления «далеко отставленных» друг от друга личностных психологических характеристик субъекта и физиологического вегетативного сопровождения мотивационной деятельности, реализуемой в той или иной конкретной ситуации. И, тем не менее, попытки решения вопросов вегетативного обеспечения личностной диспозиции МД учащихся в каждый раз различные по эмоциогенному потенциалу периоды и эпизоды учебной деятельности вызывают большой интерес. Возможные решения этой задачи имеет существенное значение не только для объективного разграничения и классификации индивидуально-типологических различий и обобщенных личностных характеристик, проявляемыми человеком в ходе учебной деятельности, но и важно также для выявления абсолютных и интегральных показателей, динамики физиологических функций учащегося в длительные сроки наблюдения. Это может способствовать, в конечном итоге, научно-обоснованной идентификации неповторимости психофизиологической организации личности испытуемых, проявляемой в различные интервалы времени, тем более, что вряд ли «. единичный поведенческий акт целиком определяется единичным характеристическим свойством субъекта» и что «. поведение не всегда точно соответствует структуре характера» (Маслоу А., 2003). Исследования в указанном направлении приобретает особую остроту и в связи с тем обстоятельством, что вопрос о приоритете личностных черт субъекта или преходящих (временных) внешних обстоятельств (ситуаций) всякий раз индуцирующих конкретные формы поведения человека продолжает оставаться предметом острых дискуссий. Это находит подтверждение в известном тезисе А. Н. Леонтьева, что «. существует известное противоречие между очевидной физической, психофизиологической (ситуационно вызванной) изменчивостью человека и устойчивостью его, как личности» (Леонтьев А.Н., 2000). В контексте сказанного, по-видимому, следует согласиться также и с однажды высказанным мнением, что «. наши действия влияют на ситуационные переменные, которые меняют личностные переменные, так что меняется и само действие и т. д. В результате возникает циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект, деятельность и ситуация обуславливают друг друга и обусловлены друг другом» (Overton W., Reeze Н., 1973).

Целью настоящей работы явилось длительное изучение динамики и внутреннего состава личностной мотивации достижения, а также сопряженных с ее реализацией кардио-респираторных показателей у одних и тех же студентов непосредственно в ходе их обучения.

Были поставлены следующие конкретные задачи:

1. Исследовать динамику уровня мотивации достижения у студентов в ходе длительных наблюдений в процессе учебной деятельности.

2. Определить варианты сочетания уровня мотивации достижения с другими личностными характеристиками у студентов.

3. Изучить особенности проявлений кардио-респираторных функций у студентов с различной выраженностью и типами мотивации достижения.

4. Определить особенности динамики кардио-респираторных функций у студентов с разным уровнем мотивации достижения в различные, включая эмоционально-напряженные эпизоды их учебной деятельности. 1 I.

5. Выявить абсолютные и интегральные показатели кардио-респираторных функций, характеризующие личностно-детерминированный психосоматический профиль учебной деятельности студентов в ходе длительных наблюдений.

Научная новизна работы. В работе впервые проведено длительное исследование динамики показателей кардио-респираторных функций у студентов с разным уровнем личностной МД в различные эпизоды и этапы учебного процесса. Впервые изучены динамика и внутренний состав МД у отдельных студентов в ходе продолжительных сроков их обучения. Проанализированы типы динамики МД и описаны группы обследуемых, различающихся степенью выраженности и функциональной подвижности ее внутренних нейродинамиче-ских компонентов (НУ и БН). Обнаружено, что ригидность МД (с компонентами НУ или БН) в длительные сроки наблюдения сочетается со стабильным поддержанием у каждого из студентов одного из типов (симпато-, нормоили ваготонический) вегетативной регуляции кардио-респираторных функций. В свою очередь, лабильность или невыраженность нейродинамических компонентов в структуре МД испытуемых в ходе исследования сочетается с периодической сменой типов вегетативной регуляции изучаемых периферических функций. Описаны и классифицированы варианты динамики кардио-респираторных функций в процессе реализации МД в различные эмоционально-напряженные периоды учебной деятельности студентов.

Практическая значимость работы. Полученные данные могут быть использованы для модернизации и усовершенствования системы образовательного процесса, а так же для дальнейшей разработки теоретических основ профилактики хронических и острых эмоциональных напряжений для повышения эффективности обучения у студентов. Результаты наблюдений могут быть использованы также в качестве учебного материала на кафедрах нормальной физиологии, медицинской психологии медицинских ВУЗов и медицинских факультетов университетов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. МД как врожденный личностный психофизиологический конструкт, в длительные сроки наблюдения, не обнаруживает характерной черты других личностных диспозиций человека — абсолютной стабильности проявления во времени.

2. Нестабильность МД, проявляемая в изменениях ее величины и состава у отдельных лиц в ходе образовательного процесса сочетается со сменой типов вегетативной регуляции функций внешнего дыхания и гемодинамики.

3. Доминирование каждого (НУ или БН) из нейродинамических компонентов в составе МД сопровождается специфическими типами интеграции кардио-респираторных функций, особенно в эмоционально-напряженные периоды учебной деятельности у студентов.

Апробация работы. Материалы работы представлены на конференции молодых ученых России с Международным участием «Фундаментальные науки и прогресс клинической медицины» (Москва, 2008) — Всероссийской конференции «Фундаментальная наука и клиническая медицина» (СПб., 2007, 2008) — научной конференции молодых ученых (Институт ВИД и нейрофизиологии РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, 2007) — итоговых сессиях научных конференций ИМО НовГУ им. Ярослава Мудрого (2007,2008).

Внедрение в практику. Результаты проведенных исследований используются в учебном процессе кафедры нормальной физиологии Института медицинского образования ФБГОУ ВПО НовГУ имени Ярослава Мудрого Минобр-науки России при проведении курса нормальной физиологии, а также в У РАМН НИИ нормальной физиологии имени П. К. Анохина РАМН при планировании и реализации планов научно-исследовательских работ проводимых в рамках диссертационных исследований.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ, в том числе три — в журналах, включенных в «Перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ».

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 173 страницах, включает 17 рисунков, 33 таблицы. Работа состоит из введения, обзора литературы, материалов и результатов собственных исследований, обсуждения результатов, выводов, списка использованной литературы и приложений.

Список литературы

включает 230 источников, в том числе 186 отечественных и 44 зарубежных.

выводы.

1. Мотивация достижения не является абсолютно устойчивой личностной диспозицией и в ходе обучения у студентов подвержена влиянию (повышение уровня, понижение уровня, изменение нейродинамической структуры) ситуативных факторов в эмоционально напряженные периоды учебной деятельностисреди испытуемых выявлены мотивационно стабильные лица с высоким уровнем мотивации достижения, постоянно низким уровнем мотивации достижения, со средними значениями этого показателя, а также индивиды с полярно изменяющимися (перемежающимися) значениями уровня мотивации достижения — мотивационно лабильные.

2. Для лиц с высоким уровнем мотивации достижения характерны также: низкая тревожность, интроверсия, низкий уровень нейротизмадля лиц с низким уровнем мотивации достижения — высокие тревожность и нейро-тизм, а также экстраверсия.

3. Вне учебного процесса у студентов выделенных групп не обнаружено связи между уровнем мотивации достижения и типом вегетативной регуляции (симпатотонический, ваготонический, нормотонический), а также с большинством абсолютных и интегральных показателей кардио-респираторных функцийстатистически достоверные связи выявлены лишь для показателей среднегемодинамического давления, частоты дыхательных движений и индекса неравномерности дыхания.

4. В ходе длительного обучения испытуемые с высоким и низким уровнями мотивации достижения (мотивационно стабильные) сохраняли исходный тип вегетативной регуляции, определяемый по абсолютным и интегральным показателям кардио-респираторных функцийлица со средним уровнем мотивации достижения, как и мотивационно лабильные лица, обнаруживали индивидуально выраженные, динамически сменяющиеся типы вегетативной регуляции.

5. В ходе обучения у мотивационно стабильных и мотивационно лабильных студентов обнаруживали как специфические, так и общие признаки синхронизации или десинхронизации функций внешнего дыхания и гемодинамики, что свидетельствует об строго индивидуальном и даже персонифицированном характере интеграции или дезинтеграции кардио-респираторных в различные по эмоциональному напряжению периоды учебной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. В. Эффекты обонятельных воздействий на студентов с разным уровнем вегетативной нервной системы / О. В. Авилов, К. В. Судаков // Физиология человека. 2008. — Т. 34, N 6. — С. 63−69.
  2. H.A. Физиологические механизмы респираторных феноменов при тревожных и депрессивных расстройствах / H.A. Агаджанян, П. И. Терехин // Физиология человека. 2002. — № 3. — С. 112−122.
  3. Н. А. Нормальная физиология: учебник для студ. мед. вузов / H.A. Агаджанян, В. М. Смирнов. М.: Мед. информ. агентство, 2009. -519 с.
  4. И.Р. Развитие мотивов и мотивации социального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов / И. Р. Алтунина // Психологическая наука и образование. 2006. — N 2. — С. 5−15.
  5. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968. — 547 с.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К.
  7. Анохин. M.: Медицина, 1975. — 446 с.
  8. В.И. Теория функциональных систем П. К. Анохина в изучении психофизиологический показателей результативной деятельности студентов / В. И. Бадиков, Е. В. Быкова, Н. В. Климина // Вестн. РАМН. -1997.-№ 12.-С. 45−49.
  9. P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / P.M. Баевский, О. И. Кириллов, С.З. Клецкин- отв. ред. Е. И. Соколов. -М.: Наука, 1984. 221 с.
  10. А.Ф. Успешность обучения студентов медицинского вуза: дифференциально-психологический аспект / А. Ф. Белов, М. М. Лапкин, Н. В. Яковлева // Психол. журн. 1994. — № 1. — С. 81−85.
  11. В.Ф. Изучение эмоционального напряжения у студентов во время экзаменов / В. Ф. Березин, В. А. Доскин, В. Б. Шарлей // Гигиена иIсанитария. 1980. — № 11. — С. 27−38.
  12. М.Г. Роль психофизиологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности: автореф. дис.. канд. биол. наук: 03.00.13 / М. Г. Березина Новосибирск, 2000. — 22 с.
  13. P.P. Особенности мотивации и целеобразования учебной деятельности студентов младших курсов / P.P. Бибрих, И. А. Васильев // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1987. — № 2. — С. 20−30.
  14. В.Г. Степени сопряжения функциональных систем как индикатор состояния здоровья человека / В. Г. Бовтюшко // Физиол. журн. -1994.-№ 6.-С. 99−105.
  15. Боровиков В.П. STATISTIC А: Искусство анализа данных на компьютере / В. П. Боровиков. СПб.: Питер, 2001. — 650 с. — (Для профессионалов).
  16. Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер- Н. Новгород- Воронеж, 2003. — 528 с. -(Мастера психологии).
  17. Ю.Е. Информационное значение частоты и неравномерности ритма дыхания при физическом и эмоциональном напряжении человека / Ю. Е. Вагин // Журн. высш. нервной деятельности. 1987. — Т.37, № 5. — С. 975 978.
  18. Д. Профессиональная подготовка учителей и проблемы формирования мотивации достижения и контроля действий / Д. Ванек, Ф. Ман // Вопр. психологии. 1989. — № 3. — С. 35−39.
  19. Вегетативные расстройства: Клиника. Диагностика. Лечение / A.M. Вейн и др.- под ред. A.M. Вейна. М.: Мед. информ. агентство, 1998. — 749 с.
  20. Взаимосвязь уровня здоровья, психической адаптированности и успеваемости студентов / Д. В. Загулова и др. // Здоровье студентов: сб.тез. Междунар. науч. практ. конф. — М.: Изд-во РУДН, 1999. — С. 11−12.
  21. В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 283 с.
  22. Н.Я. Влияние экзаменов на сердечную деятельность студентов младших и старших курсов / Н. Я. Волкинд // Журн. высш. нервной деятельности.- 1982. Т.32, № 1. — С. 330−336.
  23. В.Я. Компьютерный анализ медицинских данных: учеб. пособие / В. Я. Гельман. СПб.: СпбМАПО, 1998. — 57 е.- (Последипломное медицинское образование).
  24. В.К. Мотивация и уровень притязаний личности / В. К. Гербачевский // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / Ленингр. гос. ун-т им. A.A. Жданова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 248 с.
  25. В.К. Оценка уровня притязаний / В. К. Гербачевский // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. A.A. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер: Изд-во СПб. ун-та, 2003.-С. 38−43.
  26. О.С. Закономерности мультипараметрического взаимодействия функциональных систем у детей в радиоэкологически неблагоприятной среде : дис. д-ра мед. наук: 14.00.17 / О. С. Глазачев. М., 1997. — 284 с.
  27. О.С. Кардио-респираторные взаимоотношения в организме человека при ритмических тепловых воздействиях / О. С. Глазачев, E.H. Дудник, С. Я. Классина // Вестн. новых мед. технологий. 2002. — Т.9, № 1. — С. 44−49.
  28. Т.О. мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Т. О. Гордеева // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — 342 с.
  29. В. Мотивация достижения и ее развитие в процессе учебной деятельности / В. Грабал // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: сб. науч. тр. М.: НИИОП, 1980. — С. 85−90.
  30. Дж. Нейропсихология эмоций и структура личности / Дж. Грей // Журн. высш. нервной деятельности. 1984. — Т.34,№ 6. — С. 1011−1024.
  31. У. Живой мозг: пер. с англ. / У. Грей- под ред. Г. Д. Смирнова. М.: Мир, 1966.-300 с.
  32. H.H. Изменение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке / H.H. Данилова, C.B. Астафьев // Журн. высш. нервной деятельности. 1999. — Т. 49, № 1. — С. 28−38.
  33. H.H. Психофизиология: учеб. для вузов / H.H. Данилова. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 372 с.
  34. H.H. Физиология высшей нервной деятельности: учеб. для студентов ун-тов, обучающихся по спец. «Психология» / H.H. Данилова, А. Л. Крылова. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 399 с.
  35. В.П. Анализ уровня эмоциональной напряженности студентов при различных формах проведения экзамена / В. П. Дегтярев, П.А.
  36. Салманов // Материалы Первой Всерос. науч. конф. «Образ жизни и здоровье студентов». М., 1995. — С.71−72.
  37. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации / И. А. Джидарьян // Теоретические проблемы психологии личности / АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1974. — С. 145−169.
  38. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебнойдеятельности / под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во СГУ, 1989. -118 с.
  39. Динамика мотивационного спектра личности абитуриентов и студентов в эмоционально напряженные периоды учебной деятельности / H.A. Лебедева и др. // Региональные проблемы профилактической медицины: материалы конф. Великий Новгород, 1999. — С. 169−170.
  40. Динамика мотивационного спектра личности и тип вегетативной регуляции: поиск коррелятов / H.A. Лебедева и др. // Развитие теории функциональных систем: сб. науч. тр. М., 1999. — Т.8. — С. 372−374.
  41. Н.В. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма (системно-информационный подход / Н. В. Дмитриева, О.С. Глазачев- под общ. ред. К. В. Судакова. М.: Горизонт, 2000. — 213 с.
  42. Н.В. Концептуальные подходы к диагностике стресс -индуцированных функциональных нарушений у человека / Н. В. Дмитриева, О. С. Глазачев // Вестн. РАМН. 1997. — № 4 — С. 22−25.
  43. Н.В. Электрофизиологические механизмы развития адаптационных процессов / Н. В. Дмитриева // Физиология человека. -2004. Т. 30, № 3. — С.35−44.
  44. Доминирующая мотивация: самодетерминация активности при конфликте / A.B. Котов и др. // Экспериментальная и прикладная физиология. М.: КИИ норм, физиологии им. П. К. Анохина РАМН, 2000. — Т. 9: Интегративная деятельность мозга. — С. 47−53.
  45. E.H. Респираторно-кардиальные взаимоотношения в оценке функционального состояния человека: автореф. дис.. канд. биол. наук: 03.00.13 / E.H. Дудник. М., 2002. — 22 с.
  46. М.С. Основы лонгитюдного метода / М. С. Егорова // Проблемы дифференциальной психофизиологии / под ред. Э. А. Голубевой, И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1981. — Т.10. — С. 22−47.
  47. Заир-Бек Е. С. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса): метод, материалы к обучающим семинарам / Е.С. Заир-бек, Е. И. Казакова. СПб.: Петроградский и К°, 1995.-64 с.
  48. В.М. Прикладная медицинская статистика: учеб. пособие для студентов мед. вузов / В. М. Зайцев, В. Г. Лифляндский, В. И. Маринкин. -СПб.: Фолиант, 2003. 428 с.
  49. Р.Ю. Применение компьютерно-информационных технологий в физиологических исследованиях / Р. Ю. Залилов // Вопросы оптимизации медицинского образования: материалы учеб. метод, конф. — Великий Новгород, 2000. — С. 56−60.
  50. Здоровье студентов / H.A. Агаджанян и др.- под ред. H.A. Агаджаняна. -М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997. 199 с.
  51. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравосмыслов. М.: Политиздат, 1986. — 223 с. — (Актуальные проблемы исторического материализма).
  52. Значимость личностных особенностей при интерпретации показателей спектральных составляющих сердечного ритма / М. А. Медведев и др. // Физиология человека. 2002. — Т.28, № 3. — С.54−60.
  53. Изучение мотивации поведения детей и подростков: сб. ст. / под ред.Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1972. — 352 с.
  54. Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2008. — 508 е.- (Мастера психологии).
  55. Е.П. Сущность и структура мотива / Е. П. Ильин // Психол. журн. -1995. Т. 16,№ 2. — С. 15−22.
  56. .Д. Неврозы: руководство для врачей / Б. Д. Карвасарский.-2-е из.- М.: Медицина, 1990.- 576 с.
  57. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса / JI.A. Китаев-Смык- М.: Наука, 1983.-368 с.
  58. Клиническая психология: учебник / под ред. Б. Д. Карвасарского.- 3-е из.-М.- СПб.: Питер- Новгород- Воронеж, 2008.- 960 е.- (Нац. мед. б-ка).
  59. В.И. Мотивы поведения и деятельности / отв. ред. A.A. Бодалев. -М.: Наука, 1988.-193 с.
  60. Когнитивные функции и их психофизиологическое обеспечение при комплексных полисенсорных восстановительных процедурах / E.H. Дудник и др. // Физиология человека. 2009. — Т.35,№ 1. — С. 36 -40.
  61. Компьютерная биометрика / под ред. В. Н. Носова. М.: Изд-во МГУ, 1990.-232 с.
  62. И. И. Спектрально-пространственные характеристики тэта диапазона ЭЭГ студентов с различной результативностью выполнения зрительно пространственных задач / И. И. Коробейникова //
  63. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях / Ц. П. Короленко. JL: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1978. — 271 с.
  64. A.B. Мотивационно эмоциональный конфликт в структуре поведенческого акта // Психол. журн. — 1999 — Т.20,№ 6. — С.62−71.
  65. A.B. Пластичность доминирующей мотивации : автореф. дис.. д-ра мед. наук: 14.00.17 / A.B. Котов. М., 1986. — 46 с.
  66. Краткий психологический словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. 431 с.
  67. В.А. Сопоставление вегетативных показателей студентов при экзаменационном стрессе и при физической нагрузке / В. А. Кузьменко // Физиология человека. 2002. — Т.28,№ 5. — С. 131−133.
  68. М.В. Мотив достижения в структуре креативной личности: автореф. дис.. канд. психол. наук / М. В. Куприна. Хабаровск, 2004. -23 с.
  69. М.М. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов / М. М. Лапкин, Н. В. Яковлева // Психол. журн. 1996. -Т.17,№ 4. — С.134−140.
  70. М.М. Роль индивидуальных психодинамических свойств в системных механизмах поведенческой адаптации человека / М. М. Лапкин // Экология и охрана окружающей среды: тез. докл. I Междунар., IV Всерос. науч. практ. конф. — Рязань, 2004. — С.39.
  71. H.A. Доминирующая мотивация в структуре функционального состояния: особенности вегетативного обеспечения / H.A. Лебедева // Физиология и психофизиология мотиваций: межрегион, сб. науч. работ. -Воронеж: ВГУ, 2003. Вып. 6. — С.61−63.
  72. H.A. Кардио-респираторные функции и динамика мотивационно-эмоционального напряжения у студентов при обучении: автореф. дис.. канд. биол. наук: 03.00.13 / H.A. Лебедева.- М., 2004. -24 с.
  73. H.A. Мотивационная доминанта в психодинамической структуре функционального состояния / H.A. Лебедева, A.B. Котов // Механизмы и принципы системной организации функций / под общ. ред. A.B. Котова. Великий Новгород, 2002. — С. 30−35.
  74. Ухтомского. СПб., 2000. — С.57−59.
  75. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 199 с.
  76. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. М.: 1971.
  77. Г. В. Мотив достижения успеха как фактор развития личности: (на примере мл. школьников и мл. подростков): автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Г. В. Литвинова. Хабаровск, 2003. — 22 с.
  78. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / М. Ш. Магомед-Эминов. М., 1987. -343 с.
  79. Д. Мотивация человека / Д. Макклеланд- науч. ред. Е. П. Ильина. СПб.: Питер, 2007. — 669 е.- (Мастера психологии).
  80. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности / А. К. Маркова // Вопр. психологии. 1980. — № 5. — С. 47−59.
  81. А. Мотивация и личность: пер. с англ. / А. Маслоу. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2010.-351 с. — (Мастера психологии).
  82. А. Психология бытия: пер. с англ. / А. Маслоу. М.: Рефл.-Бук- Киев: Ваклер, 1997. — 300 с.
  83. В.И. Адаптация человека / В. И. Медведев. СПб.: Ин-т психологии, Ин-т мозга человека, 2003. — 550 с.
  84. В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации / В. И. Медведев // Физиология человека. 1998. — Т.24,№ 4. — С. 7−13.
  85. Ф.З. Адаптационная медицина: механизмы и защитные эффекты адаптации / Ф. З. Меерсон. М.: Hypoxia med., 1993. — 331 с.
  86. B.C. Лекции по психологии мотивов человека / B.C. Мерлин. -Пермь, 1971.- 120 с.
  87. B.C. Психология индивидуальности: избр. психол. тр. / B.C. Мерлин- под общ. ред. Е. А. Климова. М.: Ин-т практ. психологии-
  88. Воронеж: МОДЭК, 1996. 448 с.
  89. B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности / B.C. Мерлин // Психология формирования и развития личности: сб. ст. -М.: Наука, 1981. С. 87−106.
  90. Методы интегральной оценки психофизиологических функций человека / В. И. Бадиков и др. М., 1991. — 100 с.
  91. Мотивационный спектр личности и конфликт: поиск системных и вегетативных коррелятов / H.A. Лебедева и др. // Материалы Всерос. симпоз. «Психосоматические расстройства: системный подход». Курск, 2001.-С. 111−113.
  92. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицин, — М.: Наука, 1976. 336 с.
  93. P.C. Мотивация достижения, уровень притязаний и эффективность групповой деятельности / P.C. Немов, Ю. В. Синягин // Психол. журн. -1987. -Т.8,№ 1. С. 46−54.
  94. ИЗ. Ньюттен Ж. Мотивация / Ж. Ньюттен // Экспериментальная психология: сб. ст. / ред.-сост.: Поль Фресс, Жан Пиаже. М.: Прогресс, 1975. — Вып.5.- 130−136.
  95. А.Е. О некоторых физиологических коррелятах эмоциональных состояний / А. Е. Ольшанникова // Проблемы дифференциальной психофизиологии: сб. ст. М.: Просвещение, 1969. -Т. 6.-С. 11−20.
  96. Ю.М. Построение тест-опросника для измерения потребности в достижениях / Ю. М. Орлов, В. И. Шкуркин, Л. П. Орлова // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории: сб. тр. / отв. ред. М. М. Нудельман. М.: МГПИ, 1974. — С.96−104.
  97. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Ю. М. Орлов.- М., 1984. 33 с.
  98. Особенности влияния экзаменационного стресса на регуляцию сердечного ритма у студентов / Д. А. Дмитриев и др. // Бюл. Сиб. медицины. 2005. — Т.4 (Прил.1).- С. 14−15.- (Прил.1 к журн.: Тез. докл. V Сибирского физиологического съезда).
  99. Особенности реакции эндокринной и сердечно сосудистой систем людей с различным типом темперамента на эмоциональный стресс / И. В. Харитонов и др. // Физиология человека. — 2000. — Т.26,№ 3 — С. 121−125.
  100. Оценка кардио-респираторной системы при текущем контроле функционального состояния человека / Н. В. Дмитриева и др. // Физиология человека 1995. — Т.21,№ 5.- С.150−161.
  101. И.П. Рефлекс цели / И. П. Павлов // Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / под ред. Э. А. Асратяна. М.: Медгиз, 1951. — С. 197−201.
  102. И.К. Влияние уровня тревожности студентов I и II курсов на некоторые показатели сердечно сосудистой системы во время экзаменационного стресса / И. К. Парфенов, В. А. Марков // Фармация. -1992.-№ 2.-С. 56−58.
  103. В.М. Импульсная активность нейронов, связь с сердечными и дыхательными ритмами / В. М. Покровский, М. А. Боброва // Физиол. журн. 1986. — Т.32.№ 1. — С.112−114.
  104. Психология мотивации и эмоций: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. 2-е изд., стереотип. — М.: ЧеРо, 2006.-550 с.
  105. Психология: словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  106. A.A. Психодиагностика личности в педагогическом процессе : учеб. пособие / A.A. Реан. СПб.: ЛГОУ, 1996. — 109 с.
  107. A.A. Психология и психодиагностика личности : теория, методы исследования, практикум: арсенал практического психолога / A.A. Реан.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 255 с.
  108. .Г. Влияние стратегий поведения на мотивацию достижения в процессе учебной деятельности (на материале иностранного языка): автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Б.Г. Ребзуев- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2001. — 20 с.
  109. .Г. Исследование мотивации достижения: метод, пособие / авт.-сост.: Б. Г. Ребзуев. СПб.: Образование, 1993. — 40 с.
  110. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. К. В. Судакова, A.B. Котова, Т. Н. Лосевой. М.: Медицина, 2001. -703 с.
  111. В.М. Связь характеристик ЭЭГ с доминированием мотивов достижения цели в процессе выполнения задач / В. М. Русалов, М. Н. Русалова, Т. Н. Стрельникова // Физиология человека. 2004.- Т.30,№ 3. -С. 13−19.
  112. Т.А. Некоторые особенности мотивации достижения студентов / Т. А. Саблина // Современные проблемы подготовки учителя к обучению и воспитанию младших школьников: тез. докл. науч. практ. конф. -Волгоград: Перемена, 1992. — С.65−67.
  113. В.Г. Динамика психологической и физиологической адаптации студентов к учебным нагрузкам / В. Г. Самохвалов, A.B. Самохвалов // Экспериментальная и прикладная физиология. М.: НИИнорм, физиологии им. П. К. Анохина РАМН, 2001. Т. 10:
  114. Физиологические основы здоровья студентов. С. 84−106.
  115. Г. Стресс без дистресса / Г. Селье- под общ. ред. Е. М. Крепса. М.: Прогресс, 1982. — 124 е.- (Общественные науки за рубежом. Философия).
  116. Т.П. Артериальное давление как один из показателей функционального состояния студентов при напряженной целенаправленной деятельности / Т. П. Семина // Здоровье студентов: сб. тез. Междунар. науч. практ. конф. — М.: Изд-во РУДН, 1999. — С. 34.
  117. Сердечно-дыхательный синхронизм у человека / В. М. Покровский и др. // Кубанский науч. мед. вестн. 2000 — № 2 — С.94−96.
  118. Системный подход к полипараметрическому анализу развития адаптационного синдрома у студентов в период экзаменационной сессии / Н. В. Дмитриева и др. // Вестн. НовГУ. Великий Новгород, 1998. — № 8. -С. 21−25.
  119. В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на регуляцию деятельности / В. И. Степанский // Вопр. психологии. 1981. — № 6. — С.59 — 75.
  120. В.В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса. / В. В. Стрелец, Н. Н. Самко, Ж. В. Голикова // Журн. высш. нервной деятельности 1998. — Т.48,№ 3 — С. 458162.
  121. В.В. Психофизиология стресса / В. В. Суворова. М.: Педагогика, 1975. — 208 с.
  122. К.В. Диагноз здоровья / К. В. Судаков. М.: Московская медицинская академия, 1993. — 120 с.
  123. К.В. Доминирующая мотивация / К. В. Судаков. М.: Изд-во1. РАМН, 2004.-235 с.
  124. К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу / К. В. Судаков. М.: НИИ норм, физиологии им. П. К. Анохина РАМН, 1998.-263 с.
  125. К.В. Нейрофизиологические основы доминирующих мотиваций / К. В. Судаков // Вестн. РАМН. 1993. — № 7. — С. 42−48.
  126. К.В. Рефлекс и функциональная система / К.В. Судаков- Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Новгород: НовГУ, 1997. — 394 с.
  127. К.В. Теория функциональных систем : истоки, этапы развития, эксперим. доказательства, общие постулаты: посвящ. 50-летию Рос. академии мед. наук и 100-летию со дня рождения П. К. Анохина / К. В. Судаков. М., 1996. — 95 с.
  128. Типологический анализ кардиогемодинамики у юношей и девушек в покое и в условиях эмоционального напряжения / Ф. П. Ведяев и др. // Физиология человека. 1990. — Т.16, № 6. — С. 113−114.
  129. Е.А. Вегетативный тонус и энергозатраты у студентов в процессе результативной учебной деятельности / Е. А. Умрюхин, Е. В. Быкова, Н. В. Климина // Вестн. РАМН. 1999. — № 6. — С.47−52.
  130. Е.А. Успешность выполнения тестовых заданий студентами с различными характеристиками альфа-ритма фоновой электроэнцефалограммы / Е. А. Умрюхин, И. И. Коробейникова, H.A. Каратыгин // Физиология человека. 2009. — Т.35,№ 5. — С. 33−39.
  131. Ю.В. Мотивы и мотивации при дезадаптации и стрессе: психика и активность автономной нервной системы / Ю. В. Урываев, О. В. Кубряк // Физиология и психофизиология мотиваций: межрегион, сб. науч. работ. Воронеж: ВГУ, 1999. — Вып. 3. — С. 8−10.
  132. Ю.В. Высшие функции мозга и поведение человека (физиологические основы) / Ю. В. Урываев. М.: Изд-во ММА им. И. М. Сеченова, 1996. — 201 с.
  133. A.A. Доминанта / A.A. Ухтомский. СПб.: Питер, Питербук, 2002. — 448 с. — (Психология-классика).
  134. Учебное пособие по медицинской статистике: для студентов сан. гиг. ф-та / под ред. Е. Я. Белицкой. — Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1972. — 175 с.
  135. Ю.А. Социальная мотивация достижения успеха и ее отражение в пальцевых узорах кожи / Ю. А. Фадеев, И. А. Жаворонкова // Физиология и психофизиология мотиваций: межрегион, сб. науч. работ. Воронеж, 2007.-№ 8.-С. 11−15.
  136. A.A. Соотношение уровня притязаний, мотивации достижения и самооценки на этапе профессионального становления личности: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / A.A. Федяев. СПб., 2005. — 20 с.
  137. Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера / Ю. Л. Ханин. Л.: НИИ физич. культуры, 1976. — 12 с.
  138. X. Мотивация и деятельность : учеб. пос. для студ. вузов / X. Хекхаузен. 2-е изд. — СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003. — 859 с.
  139. X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. — СПб.: Речь, 2001. 238 с. — (Мастерская психологии и психотерапии).
  140. В.И. Мотивация учебной деятельности: учеб. пособие / В.И. Чирков- Яросл. гос. ун-т. Ярославль: ЯрГУ, 1991. — 51 с.
  141. В.Г. Адаптационные реакции организма студентов при экзаменационном стрессе / В. Г. Шамратова, Е. И. Новоселова // Бюл. Сиб. медицины. 2005. — Т.4 (Прил.1).- С. 145.- (Прил.1: Тез. докл. V Сибирского физиологического съезда).
  142. А.Б. Особенности сопряжения дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психоэмоциональном напряжении, вызванном экзаменационной ситуацией / А. Б. Шангин, В. И. Шостак // Физиология человека.- 1992-Т.18,№ 1 -С.117−122.
  143. Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса / Ю. В. Щербатых // Журн. высш. нервной деятельности. 2000. — Т.50,№ 6. -С.959−965.
  144. Ю.В. Связь черт личности студентов- медиков с активностью вегетативной нервной системы / Ю. В. Щербатых // Психол. журн. 2002. -Т.23,№ 1.-С. 118−122.
  145. Экзаменационный стресс причина соматовегетативных нарушений у студентов / Е. А. Юматов и др. // Здоровье студентов: сб. тез. Междунар. науч. — практ. конф. — М.: Изд-во РУДН, 1999. — С.24.
  146. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов / Е. А. Юматов и др. // Физиология человека. 2001. — Т.27,№ 2.- С. 104−111.
  147. Энергозатраты и вегетативный тонус у студентов в процессе результативной деятельности / Е. А. Умрюхин и др. // К 10-летию клинико-диагностического Центра Тульской областной больницы: материалы науч. практ. конф. — Тула, 1998. — С. 102−103.
  148. Энергообмен и спектральные характеристики ЭЭГ у студентов с разной степенью нейротизма и тревожности в ситуации экзаменационного стресса / Е. А. Умрюхин и др. // Физиология человека. 2002. — Т.28, № 2. — С.49−54.
  149. Энергообмен у студентов во время экзаменов в зависимости от уровня мотивации / Е. А. Умрюхин и др. // Рос. физиол. журн. 1998. — Т.84, № 1−2.-С. 125−130.
  150. Е.А. Проблема экзаменационного эмоционального стресса у студентов / Е. А. Юматов // Экспериментальная и прикладная физиология. М.: НИИ норм, физиологии им. П. К. Анохина РАМН, 2001. — Т.10:
  151. Физиологические основы здоровья студентов. С. 17−48.
  152. Allport G.W. Trait in Motivations' Theory / G.W. Allport // Am. Journal of Orthopsychiatry. 1953. — Vol.23. — P. 107−119.
  153. Atkinson J.W. A Theory of Achievement Motivation / J.W. Atkinson- eds: J.W. Atkinson, N.T. Feather. -N.Y., 1966.- 392.:illus.
  154. Atkinson J.W. Achievement motive and test anxiety conceived as motive to approach success and motive to avoid failure / J.W. Atkinson, G.H. Litwin // Journal of abnormal and social Psychology. 1960. — Vol.60, N 1. — P. 52−63.
  155. Atkinson J.W. An introduction to motivation / J.W. Atkinson. Princeton- N.Y.: Van Nostrand, 1964. — 335 p.
  156. Atkinson J.W. Individual differences in motivation and behavior in particular situations / J.W. Atkinson, A.C. Raphelson // Journal of Personality. 1956 -Vol.24, N4.-P. 349−363.
  157. Atkinson J.W. Motivational determinants of risk-taking behavior / J.W. Atkinson // Psychological Review. 1957. — Vol.64, № 6. — P. 359−372.
  158. Atkinson J.W. Some general implications of conceptual developments in the study of achievement oriented behavior / J.W. Atkinson // Human motivation: symposium / ed.: M.R. Jones. — Lincoln: Univ. of Nebraska Press, 1965.-P. 3−29.
  159. Atkinson J.W. The achievement motive and recall of interrupted and completed tasks / J.W. Atkinson // Journal of experimental Psychology. 1953. — Vol. 46, N6.-P. 381−390.
  160. Cattel R.B. Personality, motivation, structure and measurement / R.B. Cattel. -N.Y., 1957.-948 p.
  161. Csikszentmihalyi M. Intrinsic motivation and effective teaching: a flow analysis / M. Csikszentmihalyi- ed.: J. Bess // New directions for teaching and learning. -San Francisco: Jossey-Bess, 1982. № 10. — P. 15 — 26.
  162. DeCharms R. The origins of competence and achievement motivation in personal causation / R. DeCharms // Achievement motivation / ed.: L.J. Fyans Jr. New York: Plenum Press, 1980.- P. 17−23.
  163. Deci E.L. Intrinsic motivation / E.L. Deci. 2 pr. — New York: Plenum P., 1976.- 324 p.
  164. Derryberry D. Regulatory processes and the development of cognitive representation / D. Derryberry, M. A. Reed // Development and Psychopathology. 1996. — Vol. 8. — Iss. 1. — P. 215−234.
  165. Explorations in personality: a clinical and experimental study of fifty men of college age / by the workers at the Harvard psychological clinic / H.A. Murray et al. New York- London [etc.]: Oxford university press, 1938. — 761 p.
  166. Fowles D. C. Psychophysiology and psychopathy: A motivation approach / D.
  167. C. Fowles // Psychophysiology. 1988. — Vol. 25. — Iss. 4. — P. 373−391.
  168. French E.G. Some characteristics of achievement motivation / E.G. French // Journal of experimental Psychology. 1955. — Vol.50, N 4. — P. 232−236.
  169. Gray J.A. The psychophysiological nature of introversion-extraversion: a modification of Eysenck’s theory / J.A. Gray // Biological bases of individual behavior / eds.: V.D. Nebylitsyn, J.A. Gray.- London: Academic Press, 1972.-P. 182−205.
  170. Hagemann D. Central and autonomic nervous system integration in emotion /
  171. D. Hagemann, S.R. Waldstein, J.F. Thayer // Brain Cognition. 2003. -Vol.52.-P. 79−87.
  172. Heckhausen H. Achievement motivation and its constructs: A cognitive model / H. Heckhausen // Motivation and Emotion. 1977. — N 1. — P. 283−329.
  173. Heckhausen H. Achievement motive research: Current problems and some contributions toward a general theory of motivation / H. Heckhausen // Nebraska Symposium on Motivation, 1968 / ed.: W.J. Arnold. Lincoln, Nebraska, 1968.-Vol. 16.-P. 103−174.
  174. Heller W. Neuropsychological mechanisms of individual differences in emotion, personality and arousal / W. Heller // Neuropschol. 1993. — Vol.7. -P. 476−489.
  175. Hinton J.W. Differential effects on test stress on the heart rates of extraverts and introverts / J.W. Hinton, B. Craske // Biol. Psychol. 1977. — Vol.5, № 1.1. P. 23−28.
  176. Hodges W.F. The effect of threat of shock on heart rate for subjects who differ in manifest anxiety and fear of shock / W.F. Hodges, C.D. Spielberger // Psychophysiology. 1966. — № 2. — P. 287−294.
  177. Izard C.E. The structure and functions of emotions: implications of cognition, motivation and personality C.E. Izard // The G. Stanley Hall Lectures Series / ed.: I.S. Cohen Washington: Amer. Psychol. Assoc., 1989. — Vol.9. — P. 35 -73.
  178. Lazarus R.S. Cognition and motivation in emotion / R.S. Lazarus // Amer. Psychologist. 1991. — Vol.46, № 4. — P. 352−367.
  179. Madsen K.B. Modern Theories of Motivation / K.B. Madsen. Copenhagen: Verl. Psychol., 1959. — 320 p.
  180. Maslow A.H. Motivation and Personality / A.H. Maslow. N.Y.: Sloane, 1951.-411 p.
  181. Morgan C.D. A method for investigating fantasies: the thematic apperception test / C.D. Morgan, H.A. Murray // Archives of Neurology and Psychiatry. -1935. Vol.34, N 2. — P. 289−306.
  182. Peters R.S. The Concept of Motivation / R.S. Peters. London, 1967.
  183. Raynor J.O. Future orientation and motivation of immediate activity: An a laboration of the theory of achievement motivation / J.O. Raynor // Psychol. Rev. 1969.- Vol.76. — P. 606−610.
  184. Schultz Ch.B. Achievement motivation, locus of control, and academic achievement behavior / Ch.B. Schultz, M. Pomerantz // Journal of Personality. 1976. — Vol. 44, N 1. — P. 38−51.
  185. Sears P. S. Levels of aspiration in academically successful and unsuccessful children / P. S. Sears // Journal of abnormal and social Psychology. 1940. -Vol.35, N4.-P. 498−536.
  186. Spence J.T. Achievement related motives and behavior / J.T. Spence, R.L. Helmreich // Achievement and Achievement Motives: Psychological and sociological approaches / ed.: J.T. Spence. — San Francisco, 1983. — P. 7−74.
  187. The achievement motive / D.C. McClelland et al. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1953. — 384 p.
  188. The achievement motive / D.C. McClelland et al. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1953. — 384 p.
  189. The achievement motive, goal-setting and probability preferences / J.W. Atkinson et al. // Journal of abnormal and social Psychology. 1960. -Vol.60, N1.-P. 27−36.
  190. Trudewind C. The development of achievement motivation and individual differences / C. Trudewind // Review of Child Development Research / ed.: W.W. Hartup. Chicago, 1982. — Vol.6.- P.96.
  191. Vroom V.H. Work and motivation / V.H. Vroom. N.Y.: Wiley, 1964. — 331 P
  192. Weiner B. An attributional analysis of achievement motivation / B. Weiner, A. Kukla // Journal of personality and social Psychology. 1970. — Vol.15, N 1. -P. 1−20.
  193. Weiner B. New conceptions in the study of achievement motivation // Progress in experimental personality research / B. Weiner- ed.: B.A. Maher. N.Y.- London: Academic Press, 1970. — Vol.5. — P. 68−109.
  194. Weiner B. The effects of unsatisfied achievement motivation on persistence and subsequent performance / B. Weiner // Journal of Personality and Social Psychology. 1965. — Vol.33, N 3. — P. 42842.
  195. White R.W. Motivation reconsidered: the concept of competence / R.W. White // Psychological Review. 1959. — Vol.66, N 5. — P. 297−333.
  196. Woodworth R.S. Dynamics of behavior / R.S. Woodworth. N.Y.: Holt, 1958. -403 p.
  197. Young P.T. Motivation and Em otion / P.T. Young. N.Y., 1961.
Заполнить форму текущей работой