Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная адаптация молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раскрыты особенности нормативного понимания социальной адаптации молодежи, выраженные в том, что с его позиций молодежь понимается как объект общественного воспроизводства, адаптационный потенциал которой направляется на благо социума, регулируется нормативным императивом и социальными институтами (образование, государство, семья). На основе такого понимания предложены критерии адаптации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальное осмысление социальной адаптации молодежи
    • 1. 1. Экспликативный анализ представлений об адаптации молодежи в социально-научном познании
    • 1. 2. Теоретические и методологические подходы к изучению социальной адаптации молодежи
  • Глава 2. Социальная адаптация молодежи: нормативный и интерпретативный анализ
    • 2. 1. Социальная адаптация молодежи: нормативный подход
    • 2. 2. Социальная адаптация молодежи: интерпретативный подход
  • Глава 3. Социальная адаптация молодежи в контексте нормативноинтерпретативного подхода
    • 3. 1. Нормативно-интерпретативное понимание социальной адаптации молодежи
    • 3. 2. Социально-философский аспект исследования социальной адаптации молодежи

Социальная адаптация молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Адаптация выражает многомерный и универсальный способ поддержания устойчивого развития молодежи и общества в процессе социального взаимодействия. Особую остроту и значимость данная тема приобретает в процессе насущной модернизации всех сторон российского общества, направленной на преодоление сырьевой зависимости, демографической уязвимости и высокого уровня многообразных военных и социально-политических угроз и рисков. В контексте модернизации одной из самых уязвимых социально-демографических групп населения является молодежь. Последнее обстоятельство связано с наличием у молодых людей специфических проблем ее социальной адаптации в условиях получения образования и трудоустройства, создания семьи и воспитания детей, формирования социально-профессионального статуса и политической социализации. Учитывая то обстоятельство, что общество всегда воссоздает себя посредством воспроизводства молодежи, приходим к выводу о том, что эффективность процесса социальной адаптации молодежи служит одним из основных показателей степени зрелости общественного развития. ,.

7, >'.

Исходя из актуальности философского осмысления проблемы социальной ' адаптации молодежи вполне закономерно возрастает исследовательский интерес, направленный на определение ее законного места в проблематике всего социально-философского познания. Вместе с тем теоретическое осмысление многообразных аспектов адаптации молодежи социальными и социально-философскими науками характеризуется рядом затруднений, связанных с кажущейся экспликативной и методологической «прозрачностью» данного понятияразобщенностью в сущностном понимании социальной адаптации молодежинеразработанностью ее понятийно-категориального аппарата и, наконец, доминированием исследований адаптивной проблематики молодежи исключительно в контексте ее социализации. В связи с вышесказанным с необходимостью возникает вопрос о степени релевантности теоретических и методологических подходов, применяемых при философском постижении социальной адаптации молодежи.

При существовании очевидного теоретического и методологического и дисциплинарного разнобоя в исследованиях социальной адаптации молодежи целесообразно обращение к изучению ее социально-философского контекста с позиций целостности. Потребность в целостном социально-философском осмыслении адаптации молодежи в социуме связана с рядом немаловажных обстоятельств. Речь в данном случае идет о необходимости не детерминистского (в силу объективной неполноты наших знаний о молодежи и социальной реальности), а вероятностно-статистического анализа данного феномена.

Совершенно очевидно, что подобный анализ социальной адаптации молодежи возможен лишь при условии опоры на фундаментальные теоретические подходы и схемы, которые в методологии науки принято рассматривать в качестве «весьма абстрактной модели изучаемых в теории взаимодействий (.). [Подобная теоретическая схема] выявляет структурные особенности таких взаимодействий, фиксируя в познании их глубишше, существенные характеристики"1. В настоящем исследовании социальная адаптация молодежи выступает в роли идеально-типического, теоретического объекта, который конструируется в процессе его изучения. В основу исследования положено убеждение, что изучаемый идеальный объект способен моделировать реальность в ее наиболее важных и существенных свойствах и характеристиках.

Так, ссылаясь на принцип «дисциплинарного эклектизма"2, который понимался Р. К. Мертоном как открытое, свободное и терпимое отношение к альтернативным подходам и интерпретациям изучаемых феноменов, в.

1 Степин B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. — М.: ПрогрессТрадиция, 2000.-С. 111.

2 См.: Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. — М.: ACT: Хранитель, 2006. — 873 с. настоящем исследовании мы провозглашаем опору на данный принцип при осмыслении проблем социальной адаптации молодежи в силу очевидной междисциплинарной перспективы данной проблематики.

Итак, сложившаяся ситуация неопределенности в изучении проблемы адаптации молодежи на современном этапе развития социально-философского научного познания, а также необходимость оптимизации теоретического и методологического аппарата ее исследования свидетельствуют о необходимости целостного, междисциплинарного синтеза на основе нормативно-интерпретативного теоретического анализа изучаемого феномена. В этой связи разработка методологии философского исследования социальной адаптации молодежи вполне может рассматриваться как необходимое условие ее целостного и непротиворечивого понимания, а также как стратегия развития знаний об адаптивной стороне жизнедеятельности молодежи в обществе.

Степень научной разработанности проблемы. Как уже отмечалось, сущность социальной адаптации молодежи не может быть постигнута силами какой-либо одной дисциплины. Анализируя степень научной разработанности данной проблемы, следует подчеркнуть, что в отечественной, а также зарубежной литературе крайне мало научных исследований, которые рассматривали бы социальную адаптацию молодежи комплексно, учитывая ее многоаспектность. Зачастую данная проблематика интерпретируется излишне однобоко, что диктуется предметом и целями конкретных наук, таких как социология, педагогика, психология, культурология и пр. Это выражается в том, что существующие исследования настолько противоречивы и автономны по своей сути, что является препятствием в формировании целостного понимания социальной адаптации молодежи. И хотя для социологии, психологии, педагогики и философии эти проблемы достаточно традиционны, их разработка ведется этими отраслями знания достаточно изолированно друг от друга. В исследовании социальной адаптации молодежи наибольших теоретических и практических успехов достигла социология, далее следует педагогика и культурология, психология. Признаем с сожалением: философия не занимает в этом списке лидирующих позиций. Также необходимо отметить некую консервативность взглядов в исследовании молодежной проблематики, которая выражается в стремлении авторов к рассмотрению в большей степени социализации молодежи и ценностных ориентаций. Об этом свидетельствует основной массив работ, посвященных этим темам. Думается, что такая ситуация приводит к стагнации в разработке проблематики социальной адаптации молодежи и препятствует получению новых знаний о ней.

По нашему мнению, одним из способов преодоления неопределенности в исследовании рассматриваемой проблематики может служить анализ ее онтологических и гносеологических аспектов в контексте социально-философского знания, которое, с одной стороны, дает возможность рассматривать бытие общества и молодежи в процессе взаимодействия, закономерности функционирования и развития молодых людей, с другойформулировать идеальный теоретический образ в изучении адаптации молодежи. В этой связи необходимо указать на целый ряд научных традиций и подходов, в рамках которых концептуальные достижения имеют непосредственное отношение к сформулированным выше проблемам/*.

Литературу, имеющую отношение к рассматриваемой теме, мы условно/ 4 У.

разделили на несколько групп.

Первую группу составили работы авторов, анализирующих молодежь в ' общественном воспроизводстве (социальная интеграция, мобильность и риск, жизненные стратегии и потенциал молодежи, сущность социального развития и т. п.) (Ш.И. Алиев и Г. А. Ельникова, Т. О. Бартенова, О. В. Богословская, Ю. А. Зубок, В. В. Касьянов, И. С. Кон, Е. А. Кухтерина, С. Н. Першуткин, C.B. Полутин, Н. М. Римашевская, М. К. Селезнева, H.JI. Смакотина, C.B. Чекушкин, В.И. Чупров) — также вопросы социальной адаптации (В.П. Леньшин, Е.В. Красавина) — понимание роли молодежи в современном мире (В.И. Ильинский) — вопросы самореализации молодежи (P.A. Зобов).

Авторы второй группы рассматривают адаптивную проблематику молодежи сквозь «культурологическую призму», анализируя такие аспекты, как образование, социально-культурная интеграция (O.A. Губарева и В. В. Зотов, A.C. Запесоцкий, E.JI. Омельченко, В. Я. Суртаев, Е.В. Шевцов). Ценностные ориентации молодежи рассматриваются в работах А. Р. Акбердиной, A.B. Капцова и JI.B. Карпушиной, С. И. Левиковой. Образование как важнейший аспект социальной адаптации молодежи анализируется в работах С. С. Гиль, И. М. Ильинского.

В третью группу вошли работы авторов, рассматривающих социальную адаптацию молодежи в конфликтологическом контексте (Т. Дорждагва, С. И. Замогильный, Ю.В. Ставропольский), а также социальную адаптацию молодежи в русле межпоколенческого взаимодействия (Ж.П. Александрова и Б. С. Павлов, В. Т. Лисовский, М. Мид).

Четвертая группа состоит из работ классиков социально-научного познания (П. Бергер и Т. Лукман, Г. В. Ф. Гегель, Дж. Дьюи, Конфуций, К. Манхейм, А. Г. Маслоу, Дж. Г. Мид, Ж.-Ж. Руссо, Э. Эриксон). В своих произведениях они рассматривают всеобщие проблемы бытия, социального, взаимодействия и прочие вопросы, которые не всегда связаны напрямую, именно с молодежью, но представляют колоссальный интерес для изучаемой ^ проблематики в силу универсальности взглядов и положений на мировоззренческие основания жизнедеятельности. Это, в свою очередь, дает возможность формировать представление и понимание адаптации молодежи как социального феномена.

Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени в научной литературе достаточно широко освещена молодежная проблематика. В то же время, несмотря на существующие наработки в области теоретического и эмпирического осмысления адаптивной проблематики молодежи, крайне мало проводилось исследований, которые бы обозначили ее сущностные характеристики, предлагали бы конкретные способы осмысления. Часто в подходах информация о социальной адаптации молодежи содержится лишь имплицитно. В связи с вышеизложенным следует отметить, что представляется затруднительным достичь уровня социально-теоретической рефлексии, позволяющего выявить адаптивную специфику молодежи в современном обществе. При этом положительным моментом в исследовании адаптации молодежи можно считать то, что на данном этапе накоплен значительный массив эмпирических и теоретических данных по вопросам проблематики российской молодежи в зеркале культурологического осмысления. Также анализ показал, что в литературе до сих пор недостаточно разработано и сформулировано понятие «социальная адаптация молодежи», скорее оно рассматривается сквозь призму общего понятия социальной адаптации, так же как слабо обозначен философский контекст понимания сущности адаптации молодежи. По нашему мнению, основной проблемой разработанности адаптации молодежи в литературе является неуточненность теоретической и методологической базы исследования и неразработанность понятийно-категориального аппарата, что имеет принципиальное значение для понимания онтологии и определения статуса в системе социально-научного познания данного феномена. В этой связи социально-философский анализ, представляется средством рефлексии накопленного материала в теоретическом и методологическом исследовании социальной адаптации молодежи, позволяющим преодолевать фрагментарность и автономность указанных исследований посредством ее целостного и непротиворечивого понимания.

Налицо объективное противоречие между потребностью социально-научного познания в адекватном понимании и познании сущности, содержания социальной адаптации молодежи и недостаточностью ее социально-философской рефлексии. Это общее противоречие выражается в ряде частных противоречий, среди которых необходимо выделить следующие:

— противоречие между значимостью всестороннего, комплексного осмысления социальной адаптации молодежи и ограниченностью взятых по отдельности теоретических и методологических подходов для выяснения ее сущности и содержания;

— противоречие между возможностями новейших достижений методологии гуманитарных наук и недостаточностью понятийно-категориальных средств познания данного феномена.

С учетом данных противоречий избрана тема исследования, проблема которого заключается в непроясненности подходов, позволяющих обеспечить истинное, т. е. соответствующее реальности и фактам понимание социальной адаптации молодежи в современном обществе.

Решение этой проблемы составляет цель исследования: выявить теоретические и методологические основания, обеспечивающие адекватность и объективность процесса познания адаптивной специфики молодежи в условиях социальной реальности современного общества.

Объектом исследования служит социальная адаптация молодежи, предметомтеоретические подходы к исследованию социальной адаптации молодежи в современном обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) уточнить содержание понятия «социальная адаптация молодежи»;

2) раскрыть особенности нормативного понимания социальной адаптации молодежи;

3) охарактеризовать интерпретативное понимание социальной адаптации молодежи;

4) предложить непротиворечивое нормативно-интерпретативное понимание адаптации молодежи в современном обществе;

5) определить особенности социально-философского аспекта социальной адаптации молодежи.

Таким образом, ведущая концептуальная идея исследования находит свое отражение в сформулированной гипотезе. На современном этапе развития социально-философского познания наблюдается теоретическая и методологическая непроясненность (выраженная в конфликтных интерпретациях сущности изучаемого феномена и целесообразности опоры на те или иные методологические основания анализа) и дисциплинарный разнобой при изучении социальной адаптации молодежи. Таким образом, истинное, т. е. соответствующее реальности и фактам постижение социальной адаптации молодежи возможно при следующих условиях:

• если изучать адаптацию молодежи с позиции целостности как диалектический, многоаспектный, аккумулирующий в себе взаимообусловленность своих онтологических оснований специфически сложный социальный феномен;

• анализировать социальную адаптацию молодежи в контексте нормативно-интерпретативного подхода, позволяющего преодолевать противоречия ее объективно заданных и субъективно значимых характеристик.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту.

1. Уточнено понятие «социальная адаптация молодежи», которое мы рассматриваем как эволюционное развитие личности в ходе приспособительно-преобразовательной деятельности, направленной на конструирование приемлемого адаптивного пространства, сопровождающееся реализацией молодежью своих основных функций (инновационная, трансляционная, воспроизводственная), проявлением ее уникальных характеристик (транзитивность, лабильность и трансгрессивность сознания, либерализация ценностных представлений и пр.) и потребностей (самореализация, знания, идентичность, творчество, коммуникация и пр.). Данное определение отличается от представлений о социальной адаптации молодежи в рассмотренных нами исследованиях за счет выявленных элементовдиалектического синтеза приспособления и преобразования адаптации молодых людей посредством принципа целостностикоадаптационного взаимодействия общества и молодежи, при котором последняя выступает одновременно активным субъектом и объектом социального воспроизводства.

2. Раскрыты особенности нормативного понимания социальной адаптации молодежи, выраженные в том, что с его позиций молодежь понимается как объект общественного воспроизводства, адаптационный потенциал которой направляется на благо социума, регулируется нормативным императивом и социальными институтами (образование, государство, семья). На основе такого понимания предложены критерии адаптации молодежи: статусно-ролевое положение в обществеуровень социальной мобильностиинтегрированность в обществостепень интериоризации стандартов, норм социально одобряемого поведения. В соответствии со структурно-комплексной моделью социальной адаптации личности «Реадаптивное кольцо» проанализирована структура социальной адаптации молодежи в контексте нормативного подхода, включающая такие компоненты, как информационная неопределенность, адаптивная ситуация, адаптивные барьеры, адаптивная установка, что позволяет формулировать процессуально-оценочную логику содержания изучаемого феномена. При этом недостаток подхода определяется односторонностью к изучению рассматриваемой проблематики вследствие его неспособности оценивать интерпретации значимых параметров адаптивных ситуаций, конструирования приемлемого адаптивного пространства.

3. Охарактеризовано интерпретативное понимание социальной адаптации молодежи, в соответствии с которым ключевое значение приобретает удовлетворение молодежью своих специфических потребностей (самореализация, знания, идентичность, творчество, коммуникация) за счет рефлексивной деятельности и интерпретации значимых параметров адаптивной ситуации исходя из субъективно значимых аспектов формирования приемлемого адаптивного пространства. На основе интерпретативного анализа установлены критерии адаптации молодежи: скорость адаптивной актуализации информацииэффективность познавательной деятельностиэмоциональная удовлетворенность результатами интерпретативной преобразовательной деятельности в контексте конструирования приемлемого адаптивного пространстваустойчивость мировоззренческих позицийстепень самостоятельности при планировании и использовании адаптивных стратегий. В соответствии со структурно-комплексной моделью социальной адаптации личности «Реадаптивное кольцо» проанализирована структура социальной адаптации молодежи, что позволяет формулировать ценностно-смысловую логику содержания изучаемого феномена. При этом недостаток подхода выражен в том, что интерпретативное понимание выстраивается на некой абстракции и высокой доле условности показателей в силу того, что имеет дело с субъективным миром индивида, не поддающимся однозначной проверке, стандартизации, типологизации.

4. Предложено непротиворечивое микрои макроуровневое нормативно-интерпретативное понимание социальной адаптации молодежи, которое позволяет под новым углом зрения представить количественные и качественные характеристики изучаемой проблематики за счет: 1) их интегрирования- 2) акцента на коадаптационное социальное взаимодействие молодежи и общества- 3) введения «Я-концепции идентичности» молодежи (взаимодействие рефлексивного и импульсивного «Я»). Нормативно-интерпретативное понимание рассматриваемого феномена дополнено предложенными стратегиями социальной адаптации молодежи: стратегия субъект-объектного самоопределения и поиска идентичностистратегия субъект-объектного выражения творческого адаптивного потенциала.

5. Определены особенности социально-философского аспекта адаптации молодежи, в соответствии с которым диалектическая природа рассматриваемого феномена выражается в переплетении и вариативности его онтологических оснований. Данное положение находит отражение в доказанности того, что взаимодействие приспособления и преобразования является абсолютным онтологическим основанием изучаемого феномена. Вместе с тем аккумулирующий эффект рассматриваемого феномена, выраженный во взаимодополнении таких составляющих адаптационного процесса молодежи, как воспитание, идентичность, интеграция, молодежная культура, образование, самореализация, социализация, социальная мобильность, социальный потенциал, ценностные ориентации обозначен в качестве определяющего онтологического основания изучаемого феномена. Уникальные характеристики молодежи как социально-демографической группы (поиск места в системе социального производствапроблема выбора, сосредоточенная на поиске собственного «Я" — созревание и выработка социального статуса и пр.) обозначены в качестве обусловливающего опосредования как онтологического основания рассматриваемого феномена.

Теоретико-методологические основания исследования.

Прежде всего диссертационное исследование опирается на использование социально-философского подхода, позволяющего изучать предельные основания, закономерности существования и развития общества и молодых людей в нем. Немаловажное значение приобретает системный и целостный подход (Г.В.Ф. Гегель), благодаря которому удалось объяснить сложнейшую специфику диалектической природы феномена социальной адаптации молодежи, выраженную в вариативности и взаимопереходе его онтологических оснований. Феноменологический (Э. Гуссерль), а также интерпретативный подходы помогли разобраться в изучении субъективного аспекта адаптации молодежи с позиции интерпретацией человеком событий окружающей среды, опосредующей его социальное поведение и взаимодействие. С помощью структурно-функционального подхода была проанализирована роль нормативного императива и социальных институтов в приспособительно- «регулирующем, ориентирующем, научающем и пр. контекстах социальной жизнедеятельности молодых людей, а также роли молодежи в системе общественного воспроизводства с учетом объективно заданных условий социальной реальности.

Положения нормативно-интерпретативного подхода были использованы нами для формулирования непротиворечивого понимания социальной адаптации молодежи с учетом комплексного, гармоничного сочетания объективных и субъективных аспектов коадаптационного взаимодействия молодежи и общества. Синтез нормативно-интерпретативного, системного подходов с теорией «зеркального Я» Дж.Г. Мида позволили сформулировать макрои микроуровневое понимание социальной адаптации молодежи, интегрирующее количественные и качественные характеристики приспособительной, преобразовательной, познавательной деятельности молодежи в процессе социального взаимодействия. Вместе с тем теория социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана в сочетании с нормативно-интерпретативным пониманием дала возможность проанализировать процесс конструирования приемлемого адаптивного пространства молодыми людьми и выделить их стратегии социальной адаптации с учетом объективно объясняющих и субъективно понимающих аспектов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования.

1. Уточнено и сформулировано понятие «социальная адаптация молодежи» как эволюционное развитие личности в ходе приспособительно-преобразовательной деятельности, направленной на конструирование приемлемого адаптивного пространства, сопровождающееся реализацией молодежью своих основных функций (инновационная, трансляционная, воспроизводственная), проявлением ее уникальных характеристик (транзитивность, лабильность и трансгрессивность сознания, либерализация ценностных представлений и пр.) и потребностей (самореализация, знания, идентичность, творчество, коммуникация и пр.), что позволяет раскрывать диалектическое взаимодействие онтологических оснований рассматриваемого феномена.

2. Раскрыты особенности нормативного понимания социальной адаптации молодежи, в соответствии с которым нормативный императив и социальные институты являются неотъемлемыми атрибутами адаптации молодежи, выступая, с одной стороны, адаптационными ресурсами, с другой — помогая уточнить и зафиксировать социально одобряемые механизмы формирования приемлемого адаптивного пространства. Проанализированная структура социальной адаптации молодежи в соответствии со структурно-комплексной моделью адаптации личности «Реадаптивное кольцо» позволяет выделить критерии адаптации молодежи, что опосредует объективную логику количественных характеристик изучаемого феномена.

3. Охарактеризовано интерпретативное понимание социальной адаптации молодежи, в соответствии с которым формирование приемлемого адаптивного пространства молодыми людьми осуществляется за счет рефлексивной деятельности и интерпретации значимых параметров адаптивной ситуации в процессе удовлетворения специфических потребностей (самореализация, знания, идентичность, творчество, коммуникация). Проанализированная структура социальной адаптации молодежи в соответствии со структурно-комплексной моделью адаптации личности «Реадаптивное кольцо» позволяет выделять критерии адаптации молодежи, что опосредует субъективную логику качественных характеристик изучаемого феномена.

4. Предложено непротиворечивое микрои макроуровневое понимание адаптации молодежи в современном обществе, выраженное в интегрировании количественных и качественных характеристик рассматриваемого феноменаакценте на коадаптационное социальное взаимодействие молодежи и общества, находящем отражение в предложенной «Я-концепции идентичности» молодежи. Представленная стратегия субъект-объектного самоопределения и поиска идентичности, а также стратегия субъект-объектного выражения творческого адаптивного потенциала молодых людей позволяют конкретизировать процесс формирования ими приемлемого адаптивного пространства.

5. Определены особенности социально-философского аспекта феномена социальной адаптации молодежи как диалектическое взаимодействие его онтологических оснований, отождествляющихся с приспособлением и преобразованием, направленным на развитие молодеживариативностью составляющих адаптационного процесса молодежи, которые взаимообусловливают друг друга и объединяются посредством принципа целостности и аккумулирующих потенций рассматриваемого феноменауникальными характеристиками молодых людей как особой социально-демографической группы. Таким образом, особенности социально-философского аспекта рассматриваемого феномена, раскрывающие его сущность и содержание, позволяют формулировать идеальный теоретический образ социальной адаптации молодежи.

Практическая ценность научных результатов исследования заключается в том, что уточнено содержание понятия «социальная адаптация молодежи» для практического обеспечения адаптационной готовности молодежи к социальному взаимодействию в современной системе общественного воспроизводствараскрытые особенности нормативного и интерпретативного понимания изучаемого феномена способствуют оптимизации исследований в изучении количественных и качественных показателей адаптированности молодых людей в современном обществеопределенная нормативно-интерпретативная сущность и содержание изучаемого феномена являются ориентиром для повышения уровня социально-философской рефлексии в исследовании социальной адаптации молодежи, а также разработки программ федерального и регионального компонента по профессиональной подготовке специалистов социальной сферывыявленные критерии, стратегии социальной адаптации молодежи могут использоваться как для анализа и прогнозирования положения молодежи в современном обществе, так и для формирования молодежной политики Российской Федерации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы и выводы, содержащиеся в диссертации, изложены в 10 публикациях (общим объемом 3,5 п. л.), 4 из них — в рецензируемых журналах, включенных в список изданий, рекомендованных ВАК РФ. Результаты исследования были представлены на международных научных конференциях: «Человек — объект и субъект глобальных процессов» (Санкт-Петербург, 2009), «Наука. Университет. 2010» (Новосибирск, 2010), «Глобализация и проблемы мира: российский проект» (Санкт-Петербург, 2010), «Наука в современном мире» (Таганрог, 2010). Основные положения работы были представлены в виде докладов на всероссийских научных конференциях: «Социальная онтология России» (Новосибирск, 2009), «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2010) — неоднократно докладывались на творческих встречах и научно-практических семинарах кафедры социальной работы и социальной антропологии, а также на кафедре философии НГТУ.

Структура работы подчинена решению задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав (каждая из которых содержит два параграфа), заключения и списка литературы, включающего 177 источников. Общий объем диссертационного исследования — 190 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование социальной адаптации молодежи всегда было и остается актуальной проблематикой в силу характеристик, функций и роли, выполняемой молодыми людьми в системе общественного производства, ведь именно от них зависит его обновление и жизнеспособность в целом. На сегодняшний момент, несмотря на популярность этой тематики, ее изучение находится на этапе становления. Об этом свидетельствует проведенный нами экспликативный, а также теоретический и методологический анализ. В результате чего было выявлено, что социальная адаптация молодежи зачастую рассматривается в общем контексте адаптации, а также социализации. Исследователи настолько привыкли видеть в молодежи объект общественного регулирования, что яростно продолжают смешивать социализацию с социальной адаптацией, не желая формулировать ее самостоятельный контекст, подменяя эти понятия. Так, нами было установлена несформулированность понятия «социальная адаптация молодежи» в частности и неразработанность понятийно-категориального аппарата исследования в целом. Что касается теоретических и методологических подходов к исследованию социальной и адаптации молодежи, то, несмотря на их эвристический потенциал и разработанность многих вопросов молодежной проблематики, среди них нам также не удалось обнаружить релевантных способов изучения данного феномена. Такая ситуация натолкнула нас на мысль о необходимости найти способ объединения вышеперечисленных аспектов молодежной проблематики, так как по сути все они неизменно связаны с адаптацией молодых людей, т. е. они ее опосредуют. В этой связи мы применили логику онтологических оснований Г. В. Ф. Гегеля с помощью социально-философского подхода, основываясь на принципе целостности. Понимание нами социальной адаптации молодежи как эволюционного развития личности в ходе приспособительно-преобразовательной деятельности, направленной на конструирование приемлемого адаптивного пространства, сопровождающееся реализацией молодежью своих основных функций (инновационная, трансляционная, воспроизводственная), проявлением ее уникальных характеристик (транзитивность, лабильность и трансгрессивность сознания, либерализация ценностных представлений и пр.) и потребностей (самореализация, знания, идентичность, творчество, коммуникация и пр.), привело к выделению в качестве абсолютного основания рассматриваемого феномена приспособление и преобразование, нацеленного на развитие, являющегося конечной целью адаптированности молодых людей. В свою очередь, вариативность и многоаспектность вышеперечисленных составляющих социальной адаптации молодежи представлена нами в качестве определяющего основания рассматриваемого феномена. Так, с одной стороны, указанные составляющие этого основания самостоятельны сами по себе, они могут существовать сами по себе, независимо друг от друга. С другой стороны, несмотря на функциональные различия, с их помощью становится возможным понять и объяснить сущность адаптационного процесса. Уникальность отличительных характеристик молодежи, таких как поиск места в системе социального производствапроблема выбора, сосредоточенная на поиске собственного «Я" — созревание и выработка социального статуса, а также его промежуточностьпересмотр ценностных представлений, их все большая деперсонификациялиберализация ценностных представленийассимиляция ценностных представлений соответствующей культурной традициипринцип взаимности моральных обязательствтранзитивностьлабильность и трансгрессивность сознаниядвижение от безответственности к ответственности, позволяет выделить их в ранг обусловливающего опосредования рассматриваемого феномена. В этом переплетении онтологических оснований и заключается сложнейшая диалектическая природа феномена социальной адаптации молодежи, основанная на их взаимопереходе. Проанализировав сущность и содержание социальной адаптации молодежи, мы пришли к выводу, что существующие подходы неспособны постичь ее диалектическую сложность вследствие своей автономности, фрагментарности, а также нежелания находить компромиссы для комплексного и междисциплинарного исследования. Об этом свидетельствует сложившееся противоречие в исследовании социальной адаптации молодежи, выраженное в противостоянии двух общенаучных подходов: нормативного и интерпретативного, к которым так или иначе тяготеют все существующие подходы в изучении интересующей нас тематики.

Так, с позиций нормативизма молодежь понимается как объект общественного воспроизводства, адаптационный потенциал которой необходимо направлять на благо социума, и регулировать который следует нормативным императивом и социальными институтами. В свою очередь, интерпретативный подход исходит из положения о том, что молодежь является субъектом социального взаимодействия. Суть социальной адаптации при таком понимании заключается в удовлетворении молодежью своих специфических потребностей (самореализация, знания, идентичность, творчество, коммуникация) за счет рефлексивной деятельности и интерпретации значимых параметров адаптивной ситуаций исходя из субъективно значимых аспектов формирования приемлемого адаптивного пространства.

Таким образом, рассмотрев нормативное и интерпретативное понимание социальной адаптации молодежи, мы выявили слабую релевантность, их положений в постижении дуалистической сущности данного феномена. В этой связи нормативный подход способен исследовать лишь объективную, количественную составляющую адаптационного процесса молодежи. Интерпретативный же подход ориентирован на изучение субъективной стороны формирования молодежью приемлемого адаптивного пространства. Такое противостояние затрудняет дальнейшее исследование социальной адаптации молодежи и настоятельно требует нахождения способа преодоления сложившегося противоречия.

Для преодоления сложившихся затруднений в исследовании социальной адаптации молодежи впервые в качестве релевантного подхода предложен комплексный нормативно-интерпретативный подход. Данный подход на основе всеобщего принципа дополнительности и целостности позволяет постигать диалектическую сущность социальной адаптации молодежи посредством выявления связей и отношений между ее онтологическими основаниями, которые, взаимообусловливая друг друга, определяют развитие молодежи. В связи с этим представлено микро — и макроуровневое нормативно-интерпретативное понимание социальной адаптации молодежи, которое позволяет под новым углом зрения представить количественные и качественные характеристики изучаемой проблематики за счет 1) их интегрирования- 2) акцента на коадаптационное социальное взаимодействие молодежи и общества- 3) введения «Я-концепции идентичности» молодежи. Ее суть заключается в выделении на микроуровне отношения импульсивного и рефлексивного «Я» молодых людей как отражения объективной и субъективной сторон адаптационного процесса. Импульсивное «Я» опосредует интерпретацию значимых параметров адаптивных ситуаций, процесс конструирования приемлемого адаптивного пространства. Рефлексивное Я молодых людей выступает ориентиром нормативного императива, своеобразным компасом социального взаимодействия. Нормативно-интерпретативное понимание макроуровня адаптации молодежи представлено. коадаптационным пониманием социального взаимодействия молодежи и общества, в котором она одновременно выступает как объектном, так и субъектом приспособительно-преобразовательных практик.

Вместе с тем, стратегии социальной адаптации молодых людей представляются нам основным способом их приспособительно-преобразовательной деятельности, нацеленной на конструирование приемлемого адаптивного пространства. В связи с этим нами представлены адаптационные стратегии в контексте нормативно-интерпретативного понимания: стратегия субъект-объектного самоопределения и поиска идентичности, стратегия субъект-объектного выражения творческого адаптивного потенциала, которые отражают коадаптационную направленность социального взаимодействия молодежи и общества, акцентируют внимание на активности, инициативности и самостоятельности молодых людей.

Таким образом, нормативно-интерпретативный подход подтверждает свою релевантность в исследовании адаптации молодежи, открывая новые горизонты в развитии данной проблематики, что дает возможность в процессе изучения формулировать идеальный непротиворечивый теоретический образ данного феномена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / X. Абельс (пер. с нем. яз. под общей ред. H.A. Головина и В.В. Козловского). СПб.: Алетейя, 1999. — 272 с.
  2. С.С. Неявная субъективность: (опыт философского исследования) / С. С. Абрамов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. — 208 с.
  3. А.Р. Проблема социокультурной идентификации ценностных ориентаций молодежи / А. Р. Акбердина // Вопр. гуманит. наук. М., 2006. -№ 2(23).-С. 338−339.
  4. А.Р. Социодинамика инструментальных ценностей молодежи в современном обществе / А. Р. Акбердина // Вопр. гуманит. наук. М., 2006. — № 1(22). — С. 273−275.
  5. М.Р. Реальность, объективность, время: монография / М. Р. Амирбегов, Ю. М. Амирбегов. М.: Новый Центр, 2004. — 184 с.
  6. A.M. Конструирование реальности в парадигме социальной адаптации / A.M. Анохин- С.-Петерб. гос. ун-т, фак. социологии. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. — 162 с.
  7. А.Г., Захаров H.H., Захаров Д. Н. и др. Молодежь на старте XXI века / А. Г. Антипьев, H.H. Захаров, Д. Н. Захаров и др.- под ред. H.H. Захарова и др.- Прикам. соц. ин-т. Пермь: ПСИ, 2008. — 159 с.
  8. Д. Западная философия от истоков до наших дней: Античность, Средневековье / Д. Антияри. СПб.: Пневма, 2001. — 692 с.
  9. М.А. и др. Человек и мир его духовных потребностей: монография / М. А. Аревьев, А. Г. Давыденкова, Н. В. Поздеева. СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2007. — 236 с.
  10. Т.А. Русская социально-философская мысль и современное образование / Т.А. Артамонова- Алт. гос. ун-т, Рос. акад. образования, Алт. регион, науч. центр СО РАО. Барнаул: АлтГУ, 2005. — 96 с.
  11. А.Р., Хазиев B.C., Шарипов P.A. Истинность социума: монография / А. Р. Асадуллин, B.C. Хазиев, P.A. Шарипов. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. — 130 с.
  12. JI.E. Мир глазами философа. (Категориальная картина мира) / Л. Е. Балашов. М.: ACADEMIA, 1997. — 293 с.
  13. Т.О. Проблема молодежи в эпоху глобализации / Т. О. Бертенова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. -СПб., 2005. Вып. 1. — С. 46−51.
  14. А.П. Мировоззрение и образ жизни: социально-философские проблемы / А.П. Белов- под ред. проф. В. Н. Гасилина. Саратов: Поволжская академия гос. службы им. П. А. Столыпина, 2006. — 192 с.
  15. П.Л. Общество в человеке / П. Л. Бергер // Социологический журнал.-М., 1995.-№ 2.-С. 162−189.
  16. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  17. H.A. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском / H.A. Бердяев- сост. В. В. Сапов. М.: Астрель, 2008. — 1008 с.
  18. М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / М.С. Бережная- Ин-т художеств, образования РАО. М., 2008. — 48 с.
  19. Н.М. Человек и его потребности / Н.М. Бережной- под ред. В.Д. Диденко- Моск. гос. ун-т сервиса. -М.: ФОРУМ, 2001. 160 с.
  20. М.В. Молодежные субкультуры в современном обществе: монография / М. В. Блохина, Л.Г. Григорьев- М-во образования и науки
  21. Рос. Федерации, Твер. гос. техн. ун-т, каф. социологии и соц. технологий. -Тверь: Изд-во ТГТУ, 2004. 127 с.
  22. О.В., Петрова Т. Э., Сенашенко B.C. и др. Социальный облик российской молодежи в начале XXI века: коллективная монография / О. В. Богословская, Т. Э. Петрова, B.C. Сенашенко и др.- редкол.
  23. B.C. Сенашенко и др. М.: РУДН, 2009. — 235 с.
  24. Большая советская энциклопедия (В 30 томах). Гл. ред. Прохоров A.M. / А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: Советская энциклопедия- 1974. Т. 18. Никко — Отолиты. 1974. — 623 с.
  25. А.Н. Социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодежи: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / А.Н. Булкин- Ставропол. гос. ун-т. Ставрополь, 1997. — 30 с.
  26. В.Т. Теория творчества: интеграция, глобализация, диалектика: монография / В. Т. Бурдов, Т.В. Плотникова- Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2010. — 210 с.
  27. Г. В. Становление жизнестойкости молодежи: региональные аспекты / Г. В. Ванакова- Федер. агентство по образованию, Дальневост. гос. соц.-гуманитар. акад., каф. психологии. Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2008. — 136 с.
  28. А.Д. Приключения объективной реальности (Об отношениях внешнего и внутреннего миров) / А. Д. Власов. М.: Типография МИФИ, 1993.- 157 с.
  29. В.Н. Онтология личности / В. Н. Волков. Иваново, 1996. -379 с.
  30. Г. Г. Актуальность прекрасного: монография / Г. Г. Гадамер. -М.: Искусство, 1991. 367 с.
  31. Гегель Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1997. -799 с.
  32. С.С. Педагогика поддержки инициатив молодежи: монография /
  33. C.С. Гиль. М.: Соц. проект, 2003. — 191 с.
  34. К. Интерпретация культур / К. Гирц, A.JI. Елфимов (пер. с англ.) — послесл. A.JI. Елфимова. -М.: Росспэн, 2004. 557 с.
  35. Е.И. Мировоззрение творчества / Е. И. Глинкин, JI.H. Герасимова, И. Б. Маренкова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. -136 с.
  36. В.Д. Ожидания и предпочтения молодежи / В. Д. Голиков. -Уфа: Уфим. гос. авиац. техн. ун-т, 2005. 171 с.
  37. М.К. и др. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты / М. К. Горшков. М.: Ин-т социологии РАН, 2007. — 95 с.
  38. O.A., Зотов В. В. Молодежная культура в информационно-коммуникативной среде современного общества: монография / O.A. Губарева, В. В. Зотов. М.: Спутник+, 2007. — 137 с.
  39. .Б., Лопухин A.M. Стратегия государственной молодежной политики (с комментариями) / Б. Б. Гусев, A.M. Лопухин. М.: Издательство РГСУ, 2007. — 148 с.
  40. Э. Идея феноменологии: Пять лекций / Э. Гуссерль (пер. с нем. H.A. Артеменко) — вступ. ст. и коммент. И. И. Мавринского. СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2006. — 224 с.
  41. Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи (пер. с англ.) М.: Педагогика — Пресс, 2000. — 384 с.
  42. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: монография / Э. Дюркгейм. -М.: Наука, 1991. 574 с.
  43. Г. А., Алиев Ш. И. Проекты будущего молодежи и их социальные составляющие: монография / Г. А. Ельникова, Ш. И Алиев. -Белгород: Изд-во БУПК, 2010. 246 с.
  44. И.В. Теоретико-методологические изучения феноменов старости и старения в современном обществе: социально-философский анализ: дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / И. В. Жданова. Новосибирск, 2006. — 156 с.
  45. М.С., Кулабухов Д. А., Мозговая Е. И., Таранова А. Е. Духовная безопасность молодежи: социокультурный аспект: монография / М. С. Жиров, Д. А. Кулабухов, Е. И. Мозговая, А. Е. Таранова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. — 123 с.
  46. В.В. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность: монография / В. В. Журавлев, В. А. Родионов, А.Н. Цепляев- Моск. гуманитар.-соц. акад. М.: Социум, 2002. — 122 с.
  47. A.C. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции / A.C. Запесоцкий. СПб.: ИГУП, 1996. — 350 с.
  48. P.A. Молодежь и социальное здоровье: монография / P.A. Зобов (под ред. P.A. Зобова). СПб.: ХИМИЗДАТ. — 2006. — 284 с.
  49. Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества / Ю. А. Зубок. М.: Социум, 1998. — 142 с.
  50. Ю.А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М.: Academia, 2008. — 272с.
  51. Н.Л., Румянцева Т. В. Социальная идентичность: теория и практика / Н. Л. Иванова, Т. В. Румянцева. М.: Изд-во СГУ, 2009. — 453 с.
  52. В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления / В.И. Ильин- С.-Петерб. гос. ун-т, фак. социологии. СПб.: Интерсоцис, 2007.-388 с.
  53. И.М. Образование, молодежь, человек: (ст., интервью, выступления) / И. М. Ильинский. М.: Изд-во Моск. гуманитар, ун-та, 2006.-557 с.
  54. Инновационная деятельность молодежи: проблемы и перспективы развития: монография / под общ. ред. проф. Л.И. Щербаковой- Юж.-Рос. гос. тех. ун-т (НПИ). Новочеркасск: Оникс+, 2007. — 68 с.
  55. И. Критика чистого разума: монография / И. Кант (пер. с нем. Н. Лосского). М.: Мысль, 1994. — 592 с.
  56. И. Критика способности суждения / И. Кант (пер. с нем.) — вступ. ст. A.B. Гулыги. М.: Искусство, 1994. — 367 с.
  57. И. Избранное: в 3 т. Т. 1.0 воспитании разума / И. Кант- Худ. Ю. И. Смирнягин. Калининград: Кн. изд-во, 1995. — 248 с.
  58. П.Ф. История педагогики: курс лекций / П. Ф. Каптерев. -Ижевск: Удм. ун-т, 1996. -187 с.
  59. Белова- Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2010. — С. 307−310.
  60. Л.В., Капцов A.B. Психология ценностей российской молодежи: монография / Л. В. Карпушина, A.B. Капцов. Самара: Изд-во СНЦРАН, 2009.-252 с.
  61. В.В., Слепцов Н. С., Ревенко Л. В. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции / В. В. Касьянов, Н. С. Слепцов, Л.В. Ревенко- Юж.-Рос. ассоц. образования и сотрудничества, Курбан. гос. ун-т. Краснодар, 1994. — 175 с.
  62. Ю.А. Социальные нормы и отклонения / Ю. А. Клейберг. 2-е изд., доп. М.: Вита — Пресс, 1997. — 140 с.
  63. И.Э. Коммуникативный универсум / И. Э. Клюканов. М.: Российская политехническая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 256 с. (Humanitas).
  64. В.З. Человек: информация, потребность, деятельность: монография / В. З. Коган Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. — 193 с.
  65. Д.Г., Тхакахов В. Х. Российская идентичность: Культурно-цивилизационная специфика и процесс трансформации / Д. Г. Когатько, В. Х. Тхакахов. Спб.: Алетейя, 2010. — 136 с. (Серия «Русский Миръ»),
  66. Кон, И. С. Социологическая психология / И. С. Кон. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — (Серия «Психологи отрочества»), — 560 с.
  67. Кон И. С. Дружба: монография / И. С. Кон. 4-е изд., (доп.). — СПб.: Питер, 2005.-329 с.
  68. JI.B. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики: автореф. дис.. д-ра социол. наук: 22.00.04 / JI.B. Корель. -Новосибирск, 1998. 69 с.
  69. Е.В. Социальная адаптация молодежи в современном обществе: особенности и специфика / Е.В. Красавина- Юж.-Рос. гос. тех. ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2005. — 20 с.
  70. A.C., Кудрявцева Е. С. Личное творчество жизненная потребность каждого человека / A.C. Кудрявцев, Е.С. Кудрявцева- под общ. ред. канд. техн. наук И. С. Мишко. — М.: ООО «РусНеруд», 2010. — 724 с.
  71. Е.В. Процедуры идентификации личности в коммуникативных практиках современности: монографические исследования / Е. В. Кузнецова. Набережные Челны: ГБОУ ВПО НГТИИ. — 172 с.
  72. П.С. Социологическая теория социальной адаптации: автореф. дис.. д-ра социол. наук: 22.00.04 / П.С. Кузнецов- Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 2000. — 32 с.
  73. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Х. Кули (пер. с англ.). М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. -320 с.
  74. М.С. Эволюция принципа объективности / М. С. Кунафин. -Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та. -1998. 316 с.
  75. Е.А. Социальная мобильность молодежи: автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / Е.А. Кухтерина- Тюмен. гос. ун-т. -Тюмень, 2005. 25 с.
  76. Т.В. Социальное конструирование как концепт современной теории познания / Т. В. Лаптина // Вестник НГУ. Серия: Философия. -Новосибирск, 2009. Т. 7, Вып. 1. — С. 20−25.
  77. С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика / С. А. Ларионова. Белгород: б.и., 2002.-200 с.
  78. С.А. Предмет и природа философского знания / С. А. Лебедев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. М., 2002. — № 5. — С. 21−52.
  79. С.И. Большой словарь молодежного сленга: монография / С. И. Левикова. -М.: Гранд- ФАИР-пресс, 2003. 923 с.
  80. С.И. Молодежная культура / С. И. Левикова. М.: Вузовская книга, 2002. — 360 с.
  81. В.П. Электронный ресурс. / В. П. Ленышш Режим доступа: www. URL: http://www.brunet.ws/lenshinvp/357.
  82. В.Т. Молодежь: Любовь, брак, семья: Социол. исслед. / В.Т. Лисовский- отв. ред. А. А. Козлов. СПб.: Наука- С.-Петерб. изд. фирма, 2003. — 366 с.
  83. В.А. Трудовая мотивация современной российской молодежи: аксиологический подход /В.А. Макаров- отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д: Антей, 2008. — 19 с.
  84. B.C. Неудобства с идентичностью: (О философско-понятийной проблематике) / B.C. Малахов // Вопр. философии. 1998. -№ 2.-С. 43−55.
  85. М.К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. М.: Прогресс, Культура, 1992. — 416 с.
  86. Е.А. Объективность науки и релятивизм : (к дискус. в соврем, эпистемологии) / Е.А. Мамчур- Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФ, 2004.-239 с.
  87. К. Диагноз нашего времени: монография / К. Манхейм (пер. с нем. и англ. М. И. Левина и др.). М.: Юрист, 1994. — 700 с.
  88. А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу (пер. с англ.) 3-е изд. — СПб. и др.: Питер, 2003. — 351 с.
  89. О.И. Изменение опыта личности: сценарии и идентичность: монография / О. И. Маховская. М.: Спутник+, 2009. — 300 с.
  90. В.И. Адаптация человека / В. И. Медведев. СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003. — 584 с.
  91. Мид М. Культурологический вариант теории конфликта поколений в концепции межпоколенного взаимодействия Электронный ресурс. / М. Мид. Режим доступа: www. URL: http://socna5.at.ua/publ/l-l-0−29.
  92. Дж.С. Огюст Конт и позитивизм / Дж.С. Милль (пер. с англ. И.И. Спиридонова). 3-е изд. — M.: URSS, 2007. — 170 с.
  93. М.Е. Конфуций и его учение / М. Е. Николаев. М.: Рос. акад. естеств. наук, 2007. — 315 с.
  94. В.И. Ориентация молодежи на общечеловеческие нравственные ценности / В.И. Новикова- науч. ред. проф. Е. В. Бондаревская. Таганрог: Изд. центр Таганрог, гос. пед. ин-та, 2009. -228 с.
  95. З.Н. Учение и творчество / З. Н. Новлянская. М.: Обнинск: ИГ — СОЦИН, 2010. — 112 с.
  96. E.JI. Молодежные культуры и субкультуры / E.JI. Омельченко. -М.: Институт социологии РАН, 2000. 264 с.
  97. E.JI. Молодежь: Открытый вопрос / E.JI. Омельченко. -Ульяновск: Симбирская книга, 2004. 184 с.
  98. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды / X. Ортега-и-Гассет (пер. с исп.- сост., предисл. и общ. ред. A.M. Руткевича- 2-е изд.) М.: Весь Мир, 2000.-704 с.
  99. Е.В. Мировоззрение и общественный идеал / Е. В. Осипова. -М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. 62 с.
  100. В.П. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский и др. Ростов н/Д. — 2005. — 608 с.
  101. .С., Александрова Ж. П. Воспроизводство человеческого потенциала в регионе: теоретико-методологические и методические подходы социологического анализа / Б. С. Павлов, Ж. П. Александрова. -Екатеринбург. Институт экономики УрО РАН, 2010. 434 с.
  102. JI.M. Человек и семья: монография / JI.M. Панкова. М.: ЛГОУ им. A.C. Пушкина, 2002. — 128 с.
  103. Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.
  104. С.Н. Государство и молодежь: монография / С. Н. Першуткин. М.: Изд-во РАГС, 2009. — 170 с.
  105. С.Н. Транзитивный социум: молодежная политика и социализация: монография / С.Н. Першуткин- Новосиб. гос. ун-т. -Новосибирск, 2005. 300 с.
  106. И.Г. Книга для матерей: избранное / И. Г. Песталоцци (пер.) — сост. A.B. Калинченко. М.: Карапуз, 2009. — 251 с.
  107. . Избранные психологические труды / Ж. Пиаже (пер. с англ., фр.) М.: Междунар. пед. акад., 1994. — 674 с.
  108. C.B. Молодежь в системе социального воспроизводства. Социологический анализ / C.B. Полутон. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. — 220 с.
  109. М.М. Бытие и мировоззренческое самоопределение человека: монография / М. М. Прохоров. Нижний Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007.-408 с.
  110. Ю.А. «Я» как объективная ошибка / Ю. А. Разинов. 2-е изд., испр. и доп. — Самара: Универс групп, 2006. — 262 с.
  111. В. Сексуальная революция: переводное издание / В. Райх- (пер. с нем. В.А. Брун-Цехового). СПб.: Унив. кн., 1997. — 350 с.
  112. O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы: монография / O.A. Раковская- Рос. акад. наук. Ин-т народнохоз. прогнозирования. -М.: Наука, 1993. 191 с.
  113. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления личности / X. Ремшмидт (пер. с нем.). М.: Мир, 1994. -319с.
  114. H.H. Лекции по педагогике: фунд. основы / Н. И. Ржецкий. -Киев: Дан, 2001.-40 с.
  115. П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / П. Рикер (пер.). -М.: Моск. филос. фонд, 1995. 415 с.
  116. Н.М. Качественный потенциал детей и молодежи: методологические аспекты измерения / Н. М. Римашевская // Народонаселение. М., 2005. — № 4. — С. 85−91.
  117. К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта Электронный ресурс. / К. Роджерс. Режим доступа: www. URL: http://www.klex.ru/2h0.
  118. M.B. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект / М. В. Ромм. Новосибирск: Наука, 2002. -274 с.
  119. М.В. Философия и психология адаптивных процессов / М. В. Ромм. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006.-296 с.
  120. А.Н. Объективное и субъективное в повышении социальной активности человека: монография / А.Н. Рошка- Академия наук респ. Молдова. Ин-т философии, социологии и права. Кишинев, 1991. — 132 с.
  121. Л.С. Молодежь на пути к культуре мира и согласия: монография / Л.С. Рубан- Совет муфтиев России, Духов, упр. мусульман Европ. части России. М.: Думер, 2003. -132 с.
  122. A.B. Российская идентичность и вызов модернизации / A.B. Рубцов. М.: Экон-Информ, 2009. — 260 с.
  123. Руссо Ж.-Ж. Сочинения / Ж.-Ж. Руссо (пер. с фр. Н. И. Кареев и др.) — сост. и ред. Тетенькина Т. Г. Калининград: Янтар. сказ, 2003. — 416 с.
  124. В.А. Нравственно-гуманистическая педагогика Нового времени / В. А. Рыбин. М.: Логос. Ч. 1.: (Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогов, П.Ф. Каптерев). — 2006. — 453 с.
  125. Э.И., Пронина H.A. Потребности и пути их развития: монография / Э. И. Сакун, H.A. Пронина. Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2003. — 68 с.
  126. М.К. Социально-философский анализ процесса социализации молодежи как фактор развития общества. Электронный ресурс. / М. К. Селезнева Режим доступа: www. URL: http://credonew.ru/content/view/705/33/.
  127. Л.А. Нравственные письма к Луцилию / Л. А. Сенека. М.: Научно-издательский центр «Ладомир» — «Наука», 1993. — 383 с.
  128. Дж.Р. Конструирование социальной реальности Электронный ресурс. / Дж.Р. Серл. Режим доступа: www. URL: http://www.klex.ru/books/designingsocialreality.rar.
  129. Н.Л. Социальный потенциал молодежи / Н. Л. Смакотина. -М.: МАКС Пресс, 2009. 260 с.
  130. Н.С. Структура идентичности и социальные представления юношества / Н. С. Соболева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. — 100 с.
  131. Социальный облик молодежи в начале XXI века: Коллективная монография. М.: РУДН, 2009. — 235 с.
  132. Социально-профессиональная адаптация молодежи в современных условиях: Тез. Всерос. науч.-практ. конф. 25−26 нояб. 1999 г. / редкол.: Чистякова С. Н. и др. Кемерово, 1999. — 194 с.
  133. Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер (пер. с англ. под ред. H.A. Рубакина). Минск: Соврем, литератор, 1998. -1407 с.
  134. В.М. Теория потребностей / В. М. Спирин. Тверь: Редакционно-издательская фирма «РИФ», 1994. — 244 с.
  135. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: www. URL: http://www.admhmao.ru/socium/molod/Yprav/1760.htm.
  136. E.H. Социальная адаптация к инновационным изменениям в современном обществе / E.H. Струк // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. М., 2007. — № 2. — С. 119−131.
  137. В .Я. Миры культуры глазами молодых: монография / В.Я. Суртаев- С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусства. СПб.: СПбГУКИ, 2004.-286 с.
  138. В.Я. Молодежь и искусство / В.Я. Суртаев- Санкт-Петербургский гос. ин-т культуры и искусств. СПб.: Изд-во ЗАО «Цветная печать», 2002. — 352 с.
  139. С.С. Молодой человек в современном социуме- игра наверняка / С. С. Сычугов. М.: Спутник+, 2009. — 15 с.
  140. Г. В., Павлов B.C. Демографические аспекты самосохраняющего поведения молодежи / Г. В. Талалаева, B.C. Павлов- Рос. акад. наук, Урал, отд-ние. Екатеринбург, 2008. — 144 с.
  141. В.А. Развитие человеческих потребностей в социальной деятельности: (теоретико-методологический аспект) / В. А. Туев. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. 135 с.
  142. Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е. В. Ушаков. М.: Экзамен, 2005. — 528 с.
  143. В.И. Мировоззрение. Бытие. Человек: монография /
  144. B.И. Филатов. Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. — 112 с.
  145. Т.В. Образовательные ценности молодежи: монография / Т.В. Фомичева- Моск. гос. соц. ун-т. -М.: МГСУ, 2003. 201 с.
  146. И.И. Современная молодежь Сибири: образовательные и профессиональные стратегии / И.И. Харченко- науч. ред. З.И. Калугина- Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. -Новосибирск: ИЭОПП, 2008. 499 с.
  147. Ю.А. Ценностно-адаптационное поведение студенческой молодежи и особенности его формирования в современной России: автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / Ю.А. Ходаревская- Иркут. гос. ун-т. Иркутск, 2006. — 25 с.
  148. .Б. Семья как социально-ценностная общность форм бытия человека / Б. Б. Хубиев. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2007. — 171 с.
  149. А.Н. Социальные особенности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / А.Н. Цепляев- Ин-т молодежи. М., 2000. — 26 с.
  150. C.B. Молодежь и проблемы гуманизма: монография /
  151. C.B. Чекушкин- Map. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2006. — 132 с.
  152. Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути: (опыт социол. исслед.) / Г. А. Чередниченко- Ин-т социологии Рос. акад. наук. СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманитар, инта, 2004. — 503 с.
  153. Т.И. Архитектоника социального пространства: монография / Т.И. Черняева- М-во образования и науки Рос. Федерации, Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов: СГТУ, 2004. — 193 с.
  154. В.И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильяме- Ин-т соц.-полит. исслед. 2-е изд. -М.: Наука, 2003.-230 с.
  155. Г. Молодежь как объект и субъект смены поколений Электронный ресурс. / Г. Щебетовская. Режим доступа: www. URL: http://Hb.socio.msu.ru/l/library.
  156. Р.Б. Коммуникативные проблемы социокультурной интеграции современного российского общества: автореф. дис.. д-ра социол. наук: 22.00.04 / Р. Б. Шайхисламов. Уфа, 2007. — 39 с.
  157. Е.В., Кириленко Г. Г. Культура и молодежь: Феномен молодежной субкультуры и новые религиозные движения: монография / Е. В. Шевцов, Г. Г. Кириленко. М.: Институт международных социально-гуманитарных связей, 2004. — 380 с.
  158. В.О. Объективно-нравственные основы бытия человека / В. О. Шелекета. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2008. — 296 с.
  159. Т. Социальная психология / Т. Шибутани (пер. с англ. В.Б. Ольшанского). Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 544 с.
  160. И.А. «Физика» социальности / И. А. Шмерлина // Вестник РАН. 2003. — Т. 73. — № 6. — С. 521−532.
  161. Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон (пер. с англ.) — общ. ред. и предисл. Толстых A.B. М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
  162. О.Н. Социология риска / О.Н. Яницкий- Рос. акад. наук. Ин-т социологии. М.: LVS, 2003. — 191 с.
  163. С.Н. Смыслы и стили жизни как маркеры идентичности человека: монография / С. Н. Яременко. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2008.-168 с.
  164. Bender К. Why do some maltreated youth become juvenile offenders? A call for further investigation and adaptation of youth services / K. Bender // Children and Youth Services Review. 2010. — № 32. — P. 466−473.
  165. Berzin S.C. Vulnerability in the transition to adulthood: Defining risk based on youth profiles / S.C. Berzin // Children and Youth Services Review. 2010. -№ 32.-P. 487-^95.
  166. Fontaine R.G. Toward a conceptual framework of instrumental antisocial decision-making and behavior in youth / R.G. Fontaine // Clinical Psychology Review. 2007. — № 27. — P. 655−675.
  167. Narendorf S.C., McMillen J.C. Substance use and substance use disorders as foster youth transition to adulthood / S.C. Narendorf, J.C. McMillen // Children and Youth Services Review. 2010. — № 32. -P. 113−119.
  168. Paterson B.L., Panessa C. Engagement as an ethical imperative in harm reduction involving at-risk youth / B.L. Paterson, C. Panessa // International Journal of Drug Policy. -2008. № 19. -P. 24−32.
  169. Pulkkinen L., Nygren H., Kokko K. Successful Development: Childhood Antecedents of Adaptive Psychosocial Functioning in Adulthood / L. Pulkkinen, H. Nygren, K. Kokko // Journal of Adult Development. October 2002. -Vol. 9, №. 4.-P. 251−265.
  170. Sigrid J., Montgomery S.B., Leslie L.K., Zhang J. Sexual risk behaviors among youth in the child welfare system / J. Sigrid, S. B Montgomery, L.K. Leslie, J. Zhang // Children and Youth Services Review. 2009. -№ 31.-P. 990−1000.
  171. Welte J.W., Barnes G.M., Hoffman J.H. Gambling, substance use, and other problem behaviors among youth: A test of general deviance models / J.W. Welte, G.M. Barnes, J.H. Hoffman // Journal of Criminal Justice. 2004. -№ 32.-P. 297−306.
  172. Worth N. Understanding youth transition as 'Becoming': Identity, time and futurity / N. Worth // Geoforum. 2009. — № 40 — P. 1050−1060.
Заполнить форму текущей работой