Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование методических умений будущего учителя математики в процессе изучения курса алгебры педвуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осуществление профильной и уровневой дифференциации привело к появлению различных математических курсов, авторских программ, различных групп обучаемых. Очевидно, что содержание математического образования имеет неодинаковый характер и направленность. «По существу, учитель математики в перспективе должен быть подготовлен. к преподаванию трех разных «математик»: практико-ориентированной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА АЛГЕБРЫ ПЕДВУЗА
    • 1. Деятельностный подход как психолого-педагогическая основа формирования умений
    • 2. Анализ основных направлений совершенствования процесса формирования методических умений будущего учителя математики
    • 3. Анализ содержательного и деятельностного компонентов курса алгебры в формировании методических умений будущего учителя математики
    • 4. Формирование методических умений будущего учителя. математики в учебной деятельности по изучению предметного содержания курса алгебры педвуза
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ АЛГЕБРЫ
    • 1. Основные методические положения формирования у будущего учителя умения «составлять математические задачи» в процессе изучения раздела «Линейная алгебра»
    • 2. Методические задания как средство решения учебных задач по формированию методических умений будущего учителя математики в процессе изучения раздела
  • Линейная алгебра"
    • 3. Реализация методики формирования у будущего учителя умения «составлять математические задачи» в процессе изучения раздела «Линейная алгебра»
    • 4. Организация и интерпретация результатов педагогического. эксперимента

Формирование методических умений будущего учителя математики в процессе изучения курса алгебры педвуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития система математического образования претерпевает серьезные изменения как в плане учреждения новых видов образовательных структур, так и в плане переориентации приоритетных целей и функций обучения. Более ценным признается личностно-ориентированное обучение с акцентом на развивающие его функции и общая направленность современного школьного математического образования на усвоение общекультурной значимости предмета математики и способов деятельности по применению математических знаний в обыденной жизни.

Процесс структурных и содержательных преобразований, осуществляемых в общеобразовательной школе, необходимо влечет за собой постановку задачи модернизации профессиональной подготовки учителя математики. Методологические аспекты ее решения обозначены в трудах Н. В. Аммосовой [4], О. Б. Епишевой [61], O.A. Иванова [73], Г. Л. Луканкина [107], А.Г. Мордкови-ча [120], А. И. Нижникова [124], И. А. Новик [127], В. Т. Петровой [132], Е. С. Петровой [133], Н. Л. Стефановой [162], Г. Г. Хамова [180], М. И. Шабунина [189], Л. В. Шкериной [193] и др. В методическом плане решение указанной задачи присутствует в исследованиях Н. И. Батькановой [10], М. В. Бородиной [18], Н. В. Дударевой [59], П. И. Кибалко [82], Г. С. Лаптевой [98], Л. П. Латышевой [99], Е. Ю. Мигановой [115], Л. М. Нуриевой [128], Т. Л. Овсянниковой [129], М. В. Пустовойтенко [141], Н. П. Рыжовой [150], Н. В. Сидоровой [154], O.A. Сотниковой [159], Т. А. Терехиной [169], М. И. Черемисиной [184], О. И. Чикуновой [188], Е. В. Эповой [197] и др.

Однако современные тенденции школьного математического образования задают новые направления решения этой задачи: выкристаллизовываются новые проблемы, определяющие общую стратегию исследований и требующие адекватного варианта решений. Главный ориентир совершенствования подготовки будущего учителя математики связан с мобильностью содержания школьного математического образования ([59], [128], [163], [164], [188] и др.).

Осуществление профильной и уровневой дифференциации привело к появлению различных математических курсов, авторских программ, различных групп обучаемых. Очевидно, что содержание математического образования имеет неодинаковый характер и направленность. «По существу, учитель математики в перспективе должен быть подготовлен. к преподаванию трех разных „математик“: практико-ориентированной ., научно-ориентированной ., культуро-ориентированной .» [164, С. 54]. Понятно, что в сложившихся условиях многообразия образовательных программ, готовить будущего учителя к реализации какой-либо одной из них не представляется перспективным. В связи с этим будущему учителю необходимы фундаментальные математические знания, обеспечивающие на практике возможность построения содержательно-методических линий различных учебных курсов и реализацию стандартов школьного математического образования. Наконец, в математической и методической науке изменилось понимание самого предмета школьной математики: «математика — предмет более гуманитарный, чем естественный» [121, С. 12]. Это означает, что будущему учителю необходимо будет средствами самого математического содержания демонстрировать его общекультурную значимость, что невозможно сделать не ориентируясь в обучении на овладение глубинными, сущностными основаниями математической науки.

Таким образом, изменение понимания предмета школьной математики, перемещение в обучении акцентов с формирования основ математических знаний на формирование различных видов компетентностей и на усвоение общекультурной значимости предмета математики и способов деятельности по применению математических знаний в обыденной жизни предопределяют приоритет математической составляющей профессиональной подготовки. Другими словами, ответ на вопрос «чему учить?» приводит к необходимости основательного изучения математики в педвузе.

Но есть и другой вопрос «как учить?», ответ на который определяет направление совершенствования математической подготовки будущего учителя. Безусловно, только глубоких математических знаний для осуществления в перспективе процесса обучения школьников будущему учителю недостаточно. Многообразие используемых в школе учебников и реализуемых программ ставит перед необходимостью усиления прикладной, с точки зрения реализации профессионально-методической деятельности, направленности математической составляющей профессиональной подготовки. Полученные в вузе знания фундаментальных дисциплин необходимо адаптировать к конкретной группе обучаемых, к конкретной образовательной программе и методике. Другими словами, на практике для учителя важным является осуществление профессионально-методической деятельности. А потому социальный заказ как источник целей подготовки будущего учителя математики предъявляет к выпускникам педагогического вуза, прежде всего, требования, обеспечивающие полноценную профессионально-методическую деятельность учителя. Это и определяет главный ориентир процесса овладения студентом системой математических знаний и способов деятельности — формирование готовности к осуществлению профессионально-методической деятельности. Основным показателем такой готовности являются методические умения.

Проблема формирования методических умений будущего учителя в процессе изучения математических дисциплин исследовалась многими авторами (Н.И. Батькановой [10], Н. В. Дударевой [59], П. И. Кибалко [82], A.C. Ра-ухманом [144], Н. В. Сидоровой [154], Т. А. Терехиной [169], О. И. Чикуновой [188] и др.) Однако главное направление решения этой проблемы большинством авторов видится в обучении студентов основным приемам обучения школьников определенному стабильному математическому содержанию, тогда как работать будущему учителю придется в условиях реализации различных образовательных программ, и основным ориентиром в деятельности учителя по организации учебного материала будут стандарты математического образования. Наибольшую ценность представляют исследования, в которых авторы учитывают эти факторы, и формирование методических умений рассматривают в рамках деятельностного подхода в обучении (Н.В. Дударева [59], О. И. Чикунова [188]). Однако указанные в этих работах средства формирования методических умений определяются только математической задачей. Поэтому эти исследования требуют своего продолжения и переосмысления на основе привлечения теории учебной деятельности.

Следует отметить, что на практике в формировании методических умений в процессе изучения предметного математического содержания учитываются зачастую факторы второстепенной значимости математического образования (выбор учебника, приоритет школьных средств и методов обучения и др.) В современных условиях эти факторы подвержены частым коррективам ввиду их зависимости от структурных и содержательных преобразований в системе образования. Поэтому они не могут являться определяющими в формировании методических умений.

Таким образом, ввиду роста прикладной, с точки зрения осуществления профессионально-методической деятельности учителя, значимости математических дисциплин рассмотрение вопроса формирования методических умений в рамках изучения математического содержания по-прежнему остается актуальным.

Поскольку умение, в том числе и методическое, является результатом выполнения соответствующей деятельности, то основная часть требований к математическому компоненту профессиональной подготовки при формировании методических умений в рамках изучения предметного содержания математических курсов должна определяться, главным образом, приоритетными направлениями методической деятельности учителя. Это означает необходимость отыскания методических резервов предметного содержания, способствующих формированию методических умений. В литературе различные аспекты этого вопроса рассмотрены в основном на примере изучения аналитической геометрии и математического анализа (Н.И. Батьканова [10], Н.В. Ду-дарева [59], П. И. Кибалко [82], A.C. Раухман [144], Н. В. Сидорова [154], Т. А. Терехина [169], О. И. Чикунова [188] и др.). Вузовский курс алгебры в этом плане остается несколько в стороне, так как перспективы его изучения для осуществления будущей профессионально-методической деятельности учителя в явном виде не просматриваются: в настоящее время в школьном курсе математики нет ни алгебраических структур, ни фундаментальных систем решений систем линейных уравнений, ни алгебры матриц, ни линейных операторов, ни евклидовых и факториальных колец и т. д. Поэтому вопрос формирования методических умений будущего учителя математики в процессе изучения алгебры в научно-методической литературе обсуждается редко. Между тем, в современных условиях гуманистической парадигмы образования, утверждающей приоритет развивающих целей обучения, именно курс алгебры педвуза, ввиду специфики своего предмета, имеет несравнимо большие, по сравнению с другими фундаментальными математическими курсами, возможности в формировании методических умений.

Сказанное позволяет заключить, что актуальность настоящего исследования обусловлена:

— современным пониманием места математики в системе наук и целей школьного математического образованияпризнанием необходимости реализации методической составляющей профессиональной подготовки в процессе изучения специальных дисциплин (на примере алгебры);

— потребностью в устранении основных причин несоответствия сформированное&tradeметодических умений будущего учителя требованиям современной школы;

— признанием важности разработки методики формирования методических умений в процессе изучения алгебры.

Однако современное состояние процесса реализации методической компоненты профессиональной подготовки в рамках предметной по изучению алгебры характеризуется наличием следующих противоречий:

— между потребностью в научно-обоснованной системе обучения алгебре, способствующей формированию методических умений будущего учителя, и традиционной системой обучения, ориентированной на формирование предметных знаний, умений и навыков;

— между потребностью в существовании инвариантных относительно структурных и содержательных изменений в системе образования средств формирования методических умений и рецептурностью этого процесса в практической реализации методической составляющей профессиональной подготовки в рамках изучения предметного содержания курса алгебры;

— между меняющейся общей направленностью математического образования на формирование функциональной грамотности в сфере общекультурного математического знания и неизменными (приоритет предметного содержания элементарной математики, а также средств и методов ее изучения) ориентирами в формировании методических умений.

Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в отыскании путей формирования методических умений в процессе изучения предметного содержания курса алгебры.

Исходя из сказанного, можно сформулировать цель настоящего исследования: разработать теоретически обоснованный вариант методики формирования методических умений будущего учителя математики в процессе изучения предметного содержания курса алгебры педвуза.

Объект исследования — процесс изучения студентами педагогического вуза предметного содержания курса алгебры.

Предмет исследования — формирование методических умений в рамках изучения предметного содержания курса алгебры.

Гипотеза исследования состоит в следующем: если процесс обучения студентов математических факультетов педагогических вузов курсу алгебры будет осуществляться в специально организованной учебной деятельности по изучению целенаправленно структурированного предметного содержания с использованием учебных задач, ориентирующих студентов на выполнение методических действий, то это будет способствовать формированию у них методических умений.

Достижение цели и проверка гипотезы потребовали решения следующих конкретных задач:

1. На основе анализа научной литературы определить психологопедагогические основы формирования методических умений у будущего учителя в процессе изучения предметного содержания курса алгебры.

2. Выявить возможности курса алгебры в формировании у будущих учителей математики методических умений.

3. Спроектировать оптимальное структурирование предметного содержания курса алгебры, способствующее формированию методических умений.

4. Определить средства формирования методических умений будущего учителя математики в процессе изучения предметного содержания курса алгебры педвуза.

5. Выявить методическое умение, формирование которого целесообразно осуществлять в процессе изучения студентами предметного содержания курса алгебры.

6. Разработать методику формирования у студентов выявленного методического умения в процессе изучения курса алгебры.

7. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики.

Методологической основой исследования являются: психологическая теория учебной деятельности (П.Я. Гальперин [31], В. В. Давыдов [53], А. Н. Леонтьев [102], Н. Ф. Талызина [166] и др.), концепция профессионально-педагогической направленности обучения (А.Г. Мордкович [120]). В работе использованы: методические подходы к проектированию учебных программ по математике в вузе (E.JI. Белкин [11], Б. В. Берсенадзе [13], В. П. Беспалько [14], М. Е. Бутко [21], H.H. Кочкин [88], Н. В. Сидорова [154], Б. П. Черкасов [186] и др.) — логические аспекты построения предметного содержания математических курсов (В.В. Арнаутов [6], С. И. Архангельский [7], B.C. Леднев [100], В. М. Монахов [119], A.M. Сохор [160], В. А. Тестов [172], Г. Г. Хамов [180], М. И. Шабунин [189] и др.) — общие положения теории учебных задач (Г.А. Балл [9], В. И. Крупич [90, 91] и др.) — методические аспекты формирования приемов учебной работы и учебной деятельности (В.А. Далингер [55, 56], О. Б. Епишева [61- 64], В. И. Крупич [90, 91] и др.).

Решение поставленных задач потребовало применения следующих методов:

— изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной, математической, философской литературыанализ диссертационных исследований, отражающих практическую реализацию концептуальных направлений, лежащих в основе настоящей работы;

— диагностические методы (наблюдение процесса обучения алгебре, анкетирование, беседы с учителями, преподавателями, студентами);

— прогностические методы (моделирование, метод экспертных оценок);

— педагогический эксперимент;

— математические методы (метод ветвей и границ, статистические методы обработки результатов эксперимента).

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается: методологической базой исследованиясоответствием исследовательской методики ее целям и задачамдлительностью эксперимента и анализом его результатов с привлечением статистических методов.

Научная новизна исследования заключается в том, что формирование методических умений будущего учителя математики рассматривается в учебной деятельности по изучению предметного содержания курса алгебры.

Теоретическая значимость исследования определяется следующими результатами:

— выявлена роль предметного содержания в формировании методических уменийсформулирована и решена оптимизационная задача структурирования предметного содержания раздела «Линейная алгебра» и определения объема часов, отводимых на изучение каждой темы раздела;

— в качестве средства формирования методических умений будущего учителя математики в учебной деятельности по изучению предметного содержания раздела «Линейная алгебра» обоснована целесообразность использования учебных задач, ориентирующих студентов на выполнение методических действий;

— общая теория учебных задач адаптирована к формированию методических умений будущего учителя математики в процессе изучения им предметного содержания раздела «Линейная алгебра» ;

— уточнен категориальный аппарат, относящийся к понятию «методическое задание» — определены принципы конструирования методических заданий (профессиональной направленности, дидактической целесообразности, вариативности условий, рационального соотношения объективной и субъективной характеристик методического задания, деятельностный принцип) и требования к их использованию (адекватность общей и промежуточным целям подготовки будущего учителя математики, адекватность действиям по решению учебных задач, оптимальность объема, последовательность и систематичность в использовании) при изучении предметного содержания раздела «Линейная алгебра» .

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования в педвузах разработанных автором: инструментария для совершенствования логической последовательности содержания учебного предмета, позволяющего определить объем и рациональную последовательность изучения тем разделовметодики формирования методического умения «составлять математические задачи» в процессе изучения предметного содержания алгебрыучебно-дидактических материалов (учебных задач и методических заданий), обеспечивающих профессионально-ориентированный процесс изучения курса алгебрыобщеметодических аспектов формирования у студентов методических умений в процессе изучения предметного содержания курса алгебры как основы для частнометодических разработок.

Положения, выносимые на защиту:

1. Начальное формирование методических умений студентов математических факультетов педвузов должно осуществляться в деятельности по изучению предметного содержания курса алгебры.

2. Структурирование предметного содержания курса алгебры, выполненное на основе решения соответствующей оптимизационной задачи, способствует усвоению не только математических знаний, но и создает возможности для формирования методических умений студентов в процессе изучения алгебры и восполняет дефицит учебного времени.

3. Учебные задачи по усвоению приемов методической деятельности, аналог которых имеется в деятельности по работе с математическим материалом, являются основным средством формирования методических умений студента в рамках изучения предметного содержания курса алгебры.

4. Эффективным средством решения учебных задач по усвоению приемов методической деятельности в процессе изучения предметного содержания курса алгебры является система методических заданий, содержание и композиция которых в рамках законченного отрезка учебного времени подчиняются требованию адекватности общей и промежуточных целей формирования конкретного методического умения.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 1994 г. по 2003 г. и включало несколько этапов:

Первый этап (1994;1997 гг.) состоял в проведении сравнительного анализа литературы по проблеме исследования. На этом этапе было определено содержание понятий «умение», «методическое умение», осуществлялось изучение и обобщение педагогического опыта по вопросам формирования методических умений будущего учителя математики, были проанализированы данные об использовании возможностей курса алгебры в формировании методических умений. Выявлена проблема, лежащая в основе исследования, определены предмет и объект исследования, определен методологический аппарат исследования. Выявлена значимость методического умения «составлять математические задачи», выполнена оценка его сформированности у студентов.

Второй этап (1997;2001 гг.) имел своим результатом разработку методики формирования методических умений на предметном содержании курса алгебры. На этом этапе сформулированы гипотеза и цель исследования, установлено средство формирования методических умений будущего учителя математики, определено понятие методического задания, выполнено структурирование изучаемого предметного содержания.

Третий этап (2001;2003 гг.) характеризовался разработкой и апробацией дидактических материалов. Проведен формирующий эксперимент, проверена гипотеза исследования, обобщены результаты, сформулированы заключительные выводы, проведена редакционная обработка текста диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы по обучению алгебре студентов математического факультета Нижневартовского государственного педагогического институтана научно-методических семинарах и заседаниях кафедры алгебры и математического анализа, кафедры методики преподавания математики Нижневартовского государственного педагогического института, на методических семинарах факультета математики Нижневартовского государственного педагогического институтана заседаниях школы-семинара аспирантов и соискателей Нижневартовского государственного педагогического институтана научно-методических семинарах кафедры методики преподавания математики Омского государственного университета. Теоретические выводы и результаты исследования докладывались: на XVIII Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педагогических вузов (Брянск, 1999) — на Всероссийской научной конференции «54-е Герценовские чтения» (СПб., 2001) — на II межрегиональной научной конференции (Киров, 2001) — на региональной научно-практической конференции (Нижневартовск, 2001) — на XXI Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педагогических вузов (СПб, 2002).

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в публикациях [36]-[47].

Структура и содержание работы отражают логику научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

1. На основе анализа современных тенденций в математическом образовании и с учетом возможностей предметного содержания раздела «Линейная алгебра» обоснован выбор конкретного формируемого методического умения «составлять математические задачи» .

2. Исходя из перспектив использования в будущей профессионально-методической деятельности умения «составлять математические задачи», были выделены составляющие этого умения: умение составлять задачи, анализируя уже решеннуюумения составлять задачи за счет расширения фактического состава множества компонентов уже решенной задачиумение упорядочивать математические задачи, согласно этапам изучения дидактической единицы (умение составлять задачи к различным этапам работы над дидактической единицей) — определен круг приемов, способствующих формированию указанных составляющих. Решение учебных задач по усвоению приемов было признано целесообразным осуществлять посредством методических заданий. Для них определены принципы конструирования и требования к использованию в процессе изучения предметного содержания курса алгебры.

3. Формирование методического умения «составлять математические задачи» предлагается осуществлять в три этапа, согласно представленным выше составляющим рассматриваемого умения. На первом этапе деятельность студента направлена на решение учебных задач по усвоению приемов составления системы задач, решаемых общим способом, составления сложных задач из простых, обращения алгоритма решения, составления задач по выполненным математическим действиям. Основное содержание второго этапа заключается в выполнении действий с расширенной структурой конкретной математической задачи, математические задачи составляются посредством конкретизации, специализации и др. На третьем этапе студент переходит к выполнению действий по упорядочению математических задач.

4. Проведена экспериментальная проверка разработанной методики. Данные эксперимента и их обработка свидетельствуют о результативности предлагаемой методики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе изучения и анализа современных тенденций в математическом образовании сделано заключение об актуальности формирования методических умений будущего учителя в процессе изучения курса алгебры педвуза. В работе обоснована целесообразность и определены методические особенности формирования методических умений будущего учителя математики в учебной деятельности по изучению предметного содержания курса алгебры педвуза.

В ходе проведенного исследования сформулированной во введении проблемы в соответствии с целью и направляющими его ход задачами были получены следующие результаты:

1. Анализ литературы по проблеме совершенствования формирования методических умений будущего учителя и состояния вузовской практики подготовки учителя свидетельствуют о недостаточной готовности выпускников педвуза к осуществлению профессионально-методической деятельности, то есть о несформированности методических умений. Выявлены причины несоответствия уровня сформированности методических умений студентов требованиям практической профессионально-методической деятельности учителя математики. К их числу относятся: раздельное как во времени, так и в предмете изучение математических (формирующих только предметные умения) и методических (формирующих методические умения на предметном материале школьного курса математики) дисциплиннедооценка методических резервов предметного содержания математических дисциплин, в частности, дисциплины «Алгебра» — отсутствие в литературе методик формирования методических умений в процессе изучения курса алгебры педвузаразличия в противоречиях, определяющих характер учебной деятельности студентов по изучению предметного содержания при традиционном подходе к обучению и характер практической профессионально-методической деятельности учителя математики.

2. Выявлены психолого-педагогические положения, определяющие эффективность формирования умений вообще и методических, в частности. Рассматривая умение как структурный компонент деятельности, в которой оно формируется и проявляется, системообразующим фактором в процессе формирования умений считаем цели, потребности, мотивы, ценности. При формировании методических умений в учебной деятельности это определяет ориентир на формирование устойчивой ценностной профессиональной и учебной мотивациисоответствие общим закономерностям учебной деятельностина конечные цели подготовки в педвузе, задающие предметное содержание выполняемой деятельности. С позиций деятельностного подхода к обучению обоснована необходимость формирования методических умений в учебной деятельности по изучению предметного содержания курса алгебры, что определило поиск путей реализации методической компоненты профессиональной подготовки в рамках изучения алгебры.

3. Выявлены возможности курса алгебры в формировании у будущего учителя математики методических умений. Методологической основой решения этого вопроса был деятельностный подход к процессу обучения, что обозначило необходимость исследования содержательного и деятельностного компонентов курса алгебры. Анализ позволил установить, что, во-первых, предметное содержание курса алгебры обеспечивает математическую составляющую деятельности учителя. Во-вторых, в учебной деятельности студентов по изучению предметного содержания курса алгебры было выделено ядро, соответствующее методической деятельности учителя, что определяет возможность формирования методических умений в учебной деятельности в рамках изучения алгебры.

4. Выявленные возможности учебного курса алгебры в формировании методических умений позволили остановиться на методических умениях, связанных с логической структурой предметного материала. В работе исследуется методическое умение «составлять математические задачи» .

5. Реализация методической составляющей профессиональной подготовки в рамках изучения предметного содержания курса алгебры требует дополнительного резерва учебного времени. В работе научно обосновано, что таким резервом может быть структурирование предметного содержания на основе определения временных рамок и оптимальной последовательности его изучения. На основе факта о подчиненности специальных умений педагогическим, установлено, что осуществленное таким образом структурирование помимо обеспечения процесса обучения дополнительным временем способствует формированию методических умений. В работе сформулирована и решена оптимизационная задача определения последовательности изучения тем раздела «Линейная алгебра» .

6. Определены средства формирования методических умений. В решении этого вопроса исходили из определения той деятельности, в которой методические умения непосредственно формируются и проявляются. Таковой деятельностью является деятельность методическая, определяемая как деятельность по решению профессионально-методических задач. Таким образом, методические умения формируются в процессе решения профессионально-методических задач. Этот факт, а также признание учебной деятельности ведущей в период обучения в педвузе позволили заключить, что средством формирования методических умений в процессе изучения предметного содержания курса алгебры должны быть учебные задачи.

7. Выявлена специфика использования учебных задач по формированию методических умений в рамках изучения предметного содержания курса алгебры. Обосновано, что цели учебных задач должны быть ориентированы на усвоение приемов методической деятельности по работе с математическим материалом. Научно обоснована целесообразность в качестве частных учебных задач, направляющих характер решения общей учебной задачи, использовать методические задания. С учетом особенностей деятельности, в которой происходит выполнение методических заданий, определено понятие методического задания в курсе алгебры. Разработаны принципы конструирования методических заданий и принципы их эффективного использования при изучении предметного содержания курса алгебры.

8. Разработана методика формирования методического умения «составлять математические задачи», реализуемая в три этапа. Определен содержательный компонент каждого из этапов: выделены приемы методической деятельности, способствующие формированию рассматриваемого умения. Разработаны учебные задачи по усвоению приемов составления математических задач, определены методические задания, реализующие усвоение приемов на предметном содержании курса алгебры.

9. Проведена экспериментальная проверка разработанной методики. В результате статистической обработки данных экспериментального обучения была подтверждена гипотеза исследования.

Исследование поставленной научной проблемы обозначило другие направления ее изучения, среди которых: возможности использования учебных задач по формированию приемов методической деятельности и особенности системы методических заданий при осуществлении дифференцированного обученияиспользование учебных задач и реализующих их решение методических заданий, в формировании других методических уменийрассмотрение особенностей использования учебных задач и методических заданий на разных этапах формирования обобщенных приемов и способов методической деятельностиисследование особенностей предметного содержания деятельности при изучении курса методики преподавания математикисогласование предметного содержания деятельности по изучению всех математических дисциплин педвуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Сов. пед. 1976. № 1. С. 75−84.
  2. A.B. Многоступенчатая подготовка учителей математики. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1999. 245 с.
  3. М.И. Методические задачи как средство подготовки учителя начальных классов к обучению младших школьников математике / Дис.. канд. пед. наук. М., 1989. 140 с.
  4. Н.В. Методико-математическая подготовка студентов педагогических факультетов к развитию творческой личности школьника при обучении математике / Дис.. докт. пед. наук. Астрахань, 1999. 420 с.
  5. Р.Ф., Маркина A.M., Попова Н. В., Хейнман В. Б. Сборник задач по линейной алгебре. М.: Высшая школа, 1980. 192 с.
  6. В.В., Монахов В. М. Оптимизация учебного процесса. Москва -Михайловка, 1977. 196 с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  8. P.A. К диагностике развития математического мышления // Вопр. псих. 1992. № 1,2. С. 60−67.
  9. Г. А. Учебный материал и учебные ситуации: Психологические аспекты. Киев: Радянска Школа, 1986. 143 с.
  10. Н.И. Профессионально-педагогическая направленность обучения элементарной геометрии студентов педвузов / Дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1994. 168 с.
  11. Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1982. 144 с.
  12. Г. В. Формирование методических умений у будущих учителей начальных классов // Дидактические и методические аспекты совершенствования подготовки учителя начальных классов. Тула: Тульск. пед. ин-т., 1984. С. 55−68.
  13. .В. Оценка эффективности и оптимизация учебного процесса на основе вероятностных моделей / Дис.. канд. пед. наук. М., 1980. 177 с.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. M.: Педагогика, 1989, 192 с.
  15. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973, 270 с.
  16. М.В., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. 348 с.
  17. Н.И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Королев Ф. В. Педагогика. М.: Просвещение, 1968. 525 с.
  18. М.В. Профессионально-педагогическая направленность организации изучения функциональной линии в курсе математического анализа педагогического института / Дис.. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 1993. 177 с.
  19. Дж. Процесс обучения. М.: АПН РСФСР, 1962. 83 с.
  20. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. 96 с.
  21. М.Е. Методы совершенствования содержания учебных предметов и образовательных программ / Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. 129 с.
  22. В.Ф., Крутицкая Н. Ч., Шишкин A.A. Линейная алгебра в вопросах и задачах. М.: Физматлит, 2001. 248 с.
  23. .А. и др. Большая советская энциклопедия. М.: БСЭ, 1956. Т. 44. 661 с.
  24. A.A. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе / Дис.. докт. псих, наук в форме научного доклада. М., 1991.55 с.
  25. Е.М. О вводном курсе высшей алгебры в пединституте // Тезисы докладов научно-методической конференции преподавателей математических кафедр. Киров: Изд-во Кировского пед. ин-та, 1990. С. 33.
  26. Э.Б. Курс алгебры. М.: Факториал, 2001. 544 с.
  27. Э.Б., Демидов Е. Е., Шварцман О. В. Задачи по алгебре. М.: МЦНМО, МКНМУ, 1997. 55 с.
  28. В.Ф. О преподавании темы «Матрицы и определители» в курсе алгебры и теории чисел // Тезисы докладов научно-методической конференции преподавателей математических кафедр. Киров: Изд-во Кировского пед. ин-та, 1990. С. 34.
  29. Г. В. Учебная деятельность и ее средства. М.: МГУ, 1988. 254 с.
  30. И.В. Формирование приемов учебной деятельности на основе системы циклов базисных задач планиметрии / Дис.. канд. пед. наук. Орел, 2000. 177 с.
  31. П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. № 2. С. 3−8.
  32. Ф.Р. Теория матриц. М.: Наука, 1967. 575 с.
  33. И.М. Лекции по линейной алгебре. М.: Добросвет, 1998. 320 с.
  34. Н.Р. Формирование методического мышления студентов факультета иностранных языков во время первой педагогической практики / Дис.. канд. пед. наук. Москва, 1980. 185 с.
  35. В.Н., Цибулин В. Г. Введение в Maple. Математический пакет для всех. М.: Мир, 1997. 208 с.
  36. С.Н. Алгоритм оптимизации учебной программы дисциплины «Алгебра» // Математические структуры и моделирование. 2000. Вып. 6. С. 147−155.
  37. С.Н. Элементы линейной алгебры (методические рекомендации для студентов педагогического института). Нижневартовск: Нижневартовский пед. ин-т, 2001. Ч. I. 41 с. Ч. И. — 42 с.
  38. С.Н. Конструирование и построение системы методических заданий в курсе алгебры // Тезисы школы-семинара аспирантов и соискателей Нижневартовского государственного педагогического института
  39. Образование и наука на рубеже веков". Нижневартовск: Нижневартовский пед. ин-т, 2002. С. 129−136.
  40. С.Н. Методические задания как средство решения учебных задач в процессе изучения алгебры // Актуальные проблемы обучения математике в школе и вузе: Сборник научных трудов. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 27−36.
  41. С.Н. Классы методических заданий // Научные труды аспирантов и соискателей Нижневартовского государственного педагогического института. Вып. 1. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2003. С. 129−136.
  42. Ю.А., Чиканцева Н. И. Обучение учащихся конструированию математических задач. М.: Международный университет социально-правовых отношений, 1996. 28 с.
  43. Дж., Ван Лоун Ч. Матричные вычисления. М.: Мир, 1999. 548 с.
  44. Государственный образовательный стандарт по специальности 03.21.00 -«Учитель математики». М.: Министерство образования РФ, 2000. http://db.informika.ru/spe/oszip/32 100.zip
  45. Л .Я., Хубулашвили В. В. Некоторые вопросы управления познавательной и воспроизводящей деятельностью студентов в вузе. / Новое в теории и практике обучения. М.: Знание, 1979. с. 3−41.
  46. JI.E. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Ворон, ун-та, 1976. 327 с.
  47. В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Псих. журн. 1998. Т. 19. № 6. С. 202−207.
  48. В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения содержания учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. 424 с.
  49. В.А. Методика обучения учащихся стереометрии посредством решения задач. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. 365 с.
  50. В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации межпредметных связей. Омск: ОмИПКРО, 1993. 323 с.
  51. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. 299 с.
  52. Л.О. Методика формирования приемов учебной работы при обучении началам анализа/Дис.. канд. пед. наук. М., 1982. 150 с.
  53. Н.В. Формирование начальных методических умений студентов педвузов в процессе обучения решению задач на построение / Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 205 с.
  54. Дьяконов В. П Математическая система Maple V R3/R4/R5. М.: Солон, 1998. 400 с.
  55. О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике / Дис.. докт. пед. наук. М., 1999. 460 с.
  56. О.Б. Приемы учебной работы в школьном курсе математики //
  57. Методические рекомендации к практическим занятиям по методике преподавания математики в восьмилетней школе. М.: МГПИ, 1984. С. 1564. ЕТшшева О. Б. Проектирование авторской технологии обучения математике. Вып. XIV. Тобольск: ТГПИ, 2001. 53 с.
  58. Жафяров А. Ж, Жафяров Ж. А. Математическая статистика. Новосибирск: НГПУ, 2000. 249 с.
  59. Г. Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. № 2. С. 5866.
  60. Г. А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ленинград, 1972. 19 с.
  61. Г. В. Формирование конструктивных умений у студентов факультета начальных классов при изучении курса «Методика обучения математике» / Дис.. канд. пед. наук. М, 1991. 101 с.
  62. В.И. Комплекс учебно-методических задач: содержательная основа подготовки учителя физики // Наука и школа. 2000. № 5. С. 14−17.
  63. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с.
  64. Г. В. Научно-педагогические основы формирования у студентов математических университетов готовности к профессионально-педагогической деятельности / Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. 34 с.
  65. В.И. Формирование практических умений на уроках геометрии. М.: АПН РСФСР, 1963. 200 с.
  66. O.A. Интегративный принцип построения системы специальной математической и методической подготовки преподавателей профильных школ/Дис.. докт. пед. наук. СПб, 1997. 337 с.
  67. Ильин В. А, Позняк Э. Г. Линейная алгебра. М.: Физматлит, 2001. 320 с.
  68. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1969. 574 с.
  69. Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений // Результаты новых исследований в педагогике. Под ред. Н. М. Шахмаева. М.: НИИ общей педагогики, 1977. С. 3−18.
  70. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. 288 с.
  71. В.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. (Единая методическая система института: теория и практика): Науч.-методич. пособие. М.: Высшая школа, 1987. 143 с.
  72. И.А. и др. Педагогическая энциклопедия в 4 т. М.: Советская энциклопедия, 1968. Т. 4. 912 с.
  73. Т.М. Динамические задачи как средство совершенствования процесса обучения геометрии в средней школе / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1995. 16 с.
  74. З.И. Продукт мышления как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. 200 с.
  75. П.И. Профессиональная направленность преподавания курса математического анализа в педвузе / Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1985. 129 с.
  76. Н.Г. О сущности учебной задачи по МПМ. / Задачи как цель и средство обучения математике учащихся средних школ. JL: 1981. С. 2533.
  77. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 2. Л.: ЛГУ, 1960.304 с.
  78. A.B., Пилиди B.C. Линейная алгебра. М.: Вузовская книга, 2001. 216 с.
  79. А.И. Введение в алгебру. М.: Физматлит, 2000. Т. 1. 272 с.
  80. А.И. Сборник задач по алгебре. М.: Физматлит, 2001. 464 с.
  81. H.H. Аналитические методы проектирования учебных планов и программ высшей школы / Дис.. канд. пед. наук. М., 1985. 176 с.
  82. В.В., Высоцкая С. И., Шубинский B.C. Умения и навыки каккомпонент общего среднего образования // Сов. пед. 1981. № 10. С. 51−55.
  83. В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач / Дис.. докт. пед. наук. М., 1992. 395 с.
  84. В.И. Содержание и структура учебной деятельности школьников в обучении математике / Психолого-педагогические основы обучения математике в средней школе. Ч. 1. М.: Прометей, 1992. С. 24−48.
  85. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972,255 с.
  86. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. 114 с.
  87. Н.В. Основы вузовской педагогики. Л.: ЛГУ, 1972. 311 с.
  88. Л.Я., Москаленко А. И., Фомин A.A. Сборник задач по алгебре и теории чисел. М.: Просвещение, 1993. 288 с.
  89. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учащихся. М.: Просвещение, 1981. 120 с.
  90. Г. С. Проблемное обучение в университете как средство формирования педагогических умений студентов / Дис.. канд. пед. наук., Рос-тов-н/Д, 1982. 189 с.
  91. Л.П. Структурные схемы рассуждений как средство совершенствования подготовки будущих учителей / Дис.. канд. пед. наук., Л., 1983.260 с.
  92. В.В. Содержание образования: сущность, структуры, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
  93. М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. Минск: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1996. 232 с.
  94. А.Н. Психологические особенности деятельности. М.: Знание, 1981. 86 с.
  95. А.Н. О формировании способностей // Вопр. псих. 1960. № 1. С. 7−17.
  96. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 96 с.
  97. Й. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс, 1970. 685 с.
  98. И.Г. Конструирование устных упражнений в системе развивающего обучения математике в начальной и средней школе. Екатеринбург: Полиграфический центр АМБ, 2003. 145 с.
  99. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте / Дис.. докт. пед. наук. Науч. докл. Л., 1989. 59 с.
  100. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.: МГУ, 1989. 240 с.
  101. Е.И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики. М.: Просвещение, 1988. 223 с.
  102. В.Н. Линейная алгебра без определителей. Квадратичная функция. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997. 80 с.
  103. И.А. Линейная алгебра. Новосибирск: Изд-во Ин-та математики, 2001. 316 с.
  104. Манзон Б.М. Maple V Power Edition. М.: Филинъ, 1998. 240 с.
  105. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / Дис.. докт. псих. наук. М., 1973.
  106. Е.Ю. Система задач в курсе геометрии педвуза / Дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1999. 183 с.
  107. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. 300 с.
  108. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса / Дис.. докт. пед. наук. М., 1992.387 с.
  109. С.А., Суворов Н. М. Задачник-практикум по алгебре и теории чисел. Рязань: РГПУ, 2000. 124 с.
  110. В.М., Гуревич В. Ю. Оптимизация объема и структуры учебного материала // Сов. педагогика. 1981. № 12. С. 19−25.
  111. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителей математики в педагогическом институте / Дис.. докт. пед. наук. М., 1986. 355 с.
  112. Т.В. Построение моделей и разработка алгоритмов дискретной оптимизации автоматизированного решения задач управления: на примере управления подготовкой инженерных кадров / Дис.. канд. техн. наук. М., 1983. 134 с.
  113. Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебной дисциплине как фактор успешности их профессиональной подготовки / Дис.. канд. пед. наук. Л., 1984. 188 с.
  114. А.И. Теория и практика проектирования методической системы подготовки современного учителя математики в педагогическом инстатуте / Дис.. докт. пед. наук в форме научного доклада. М., 2000. 45 с.
  115. H.H., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М.: Мастерство, 2002. 288 с.
  116. В.В. Учебно-исследовательская работа студентов по методике преподавания математики как средство совершенствования методической подготовки учителя математики / Дис.. канд. пед. наук. Могилев, 1985. 195 с.
  117. И.А. Формирование методической культуры учителей математики в пединституте/ Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1990. 36 с.
  118. Нуриева J1.M. Технологический подход к проектированию курса алгебры и теории чисел в педагогическом университете / Дис.. канд. пед. наук. Омск, 2000. 203 с.
  119. T.JI. Дифференцированные учебные задания как средство систематизации знаний студентов при изучении аналитической геометрии /Дис.. канд. пед. наук. Орел, 1998. 153 с.
  120. Ope О. Графы и их применение. Новокузнецк: НФМИ, 2000. 168 с.
  121. В.Т. Лекции по алгебре и геометрии: Учебник для вузов: В 2 ч.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Ч. 1. 312 е., Ч. 2. — 344 с.
  122. В.Т. Научно-методические основы интенсификации обучения математическим дисциплинам в высших учебных заведениях / Дис.. докт. пед. наук. М., 1998. 410 с.
  123. Е.С. Система методической подготовки будущих учителей по углубленному изучению математики / Дис.. докт. пед. наук. Саратов, 1998. 456 с.
  124. A.B., Ковалев В. М., Крашенинников A.A. Основы педагогики и психологии высшей школы. М.: Изд-во МГУ, 1986. 302 с.
  125. Н.К. Система заданий по методике преподавания математики как средство формирования профессиональных умений студентов-заочников педагогических вузов / Автореф. дис.. канд. пед. наук.1. Минск, 1987. 22 с.
  126. К.К. О знаниях, умениях и навыках // Сов. педагогика. 1963. № 2. С. 98−103.
  127. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука. 1972. 312 с.
  128. Д. Математическое открытие. М.: Наука. 1970. 452 с.
  129. В.В. Задачи и теоремы линейной алгебры. М.: Наука. Физмат-лит, 1996. 304 с.
  130. И.В. Сборник задач по линейной алгебре. М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. 384 с.
  131. М.В. Реализация взаимосвязей развивающей и обучающей функций образования в процессе практических занятий по алгебре и теории чисел в педагогическом вузе / Дис.. канд. пед. наук. М., 1999. 149 с.
  132. А.М. Активизация обучения математике студентов первого курса педагогического вуза: (На примере алгебры и теории чисел) / Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1982. 190 с.
  133. В.И., Первушин В. Е. Практическое руководство по методам вычислений с приложением программ для персональных компьютеров. М.: Высшая школа, 1998. 383 с.
  134. A.C. Формирование методических умений и навыков у студентов математических специальностей педагогических институтов / Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1975. 20 с.
  135. З.А. Структура ориентировочной деятельности и ее особенности при формировании теоретического мышления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1998. № 2. С. 14−19.
  136. E.H. Общая психология. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. 448 с.
  137. А.Т. Психологические предпосылки формирования профессиональной пригодности специалистов // Психология профессиональной подготовки в вузе. 1982. Вып. 2. С. 41−42.
  138. C.JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.
  139. П.А. Психология. М.: Физкультура и спорт, 1974. 512 с.
  140. Н.П. Взаимосвязь специальной и методической подготовки при изучении алгебры и теории чисел в педагогическом институте / Дис.. канд. пед. наук. Самара, 1994. 173 с.
  141. H.A. К вопросу об образовании умений // Сов. педагогика. 1953. № 10. С. 29−37.
  142. Г. И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995.240 с.
  143. А.Н. Формирование направленности студентов педвуза при изучении естественно-математических дисциплин / Автореф. дис.. докт. пед. наук. Минск, 1999. 35 с.
  144. Н.В. Методическая система подготовки студентов физико-математического факультета педвуза к проектировочной деятельности / Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. 182 с.
  145. P.A. Формирование у будущих учителей умений реконструировать знания/Дис.. канд. пед. наук. Л., 1985. 235 с.
  146. Е.А. Методика применения экспертных систем для корректировки процесса обучения и оценки эффективности профессионально-педагогических систем / Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. 160 с.
  147. В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности. М.: Аспект Пресс, 1995. 255 с.
  148. М.С. Совершенствование методической подготовки учителя начальных классов //Начальная школа. 1987. № 1. С. 58−61.
  149. O.A. Методологический подход к изучению теоретического курса алгебры и теории чисел в педвузе / Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996. 144 с.
  150. A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. 192 с.
  151. Л.Ф. Формироавние профессионально-педагогических уменийучителей-воспитателей. Ярославль: ЯГПИ, 1976. 82 с.
  152. Н.Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе / Дис.. докт. пед. наук. СПб., 1996. 334 с.
  153. Н.Л. Приоритетные задачи методической подготовки современного специалиста в области математического образования // Актуальные проблемы обучения математике в школе и вузе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 3−11.
  154. Н.Л. Перспективы подготовки учителя математики для модернизируемой школы // Модернизация школьного математического образования и проблемы подготовки учителя математики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 54−55.
  155. Г. В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1998. 219 с.
  156. Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. 288 с.
  157. Н.Ф., Володарская И. А. Теории учения: Хрестоматия. М.: Российское психологическое общество, 1998. 148 с.
  158. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983.96 с.
  159. Т.А. Формирование методического умения логического и дидактического анализа учебного материала по математике / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1995. 20 с.
  160. О.П. Формирование у учащихся приемов обобщения при решении задач // Вопросы психологии. 1969. № 2.
  161. Л.Я., Панов В. Н., Майоркин С. Г. Управление обучением с помощью ЭВМ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. 168 с.
  162. В.А. Математические структуры как научно-методическая основа построения математических курсов в системе непрерывного обучения (школа-вуз) / Дис.. докт. пед. наук. Вологда, 1998. 404 с.
  163. А.И. Зависимость организации заданий от способа структурирования знаний в учебном материале / Дис.. канд. пед. наук. М., 1984. 154 с.
  164. A.B., Бобров A.A. Формирование учебных умений учащихся // Сов. педагогика. 1982. № 1. С. 45−48.
  165. Д.К., Соминский И. С. Задачи по высшей алгебре. СПб.: Лань, 1999.288 с.
  166. Д.К. Лекции по алгебре. СПб.: Лань, 2002. 416 с.
  167. Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. М.: Школьная Пресса, 2002. 208 с.
  168. Л.М. Построение и решение учебно-познавательных задач в системе профессионально-педагогической подготовки учителя / Дис.. канд. пед. наук. М., 1978. 241 с.
  169. Д. ормирование учебных навыков. М.: Педагогика, 1986. 160 с.
  170. Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода / Дис.. докт. пед. наук. Мурманск, 1994. 295 с.
  171. З.И. К вопросу о понятии умения в советской психологии // Вопр. психологии. 1955. № 3. С. 7−16.
  172. А.Я. Метод взаимно-обратных задач в обучении математике. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. 39 с.
  173. А.Х. Организация самостоятельной работы студентов педвуза в процессе изучения курса алгебры и теории чисел: (На примере тем «Алгебраические системы», «Группы», «Кольца») / Дис.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1995. 200 с.
  174. М.И. Технология разработки стандарта математической подготовки учителей математики в педвузе в курсе алгебры и теории чисел / Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. 176 с.
  175. .П. Формирование профессионально-методических умений студентов пединститутов на занятиях ПРФЗ / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1983. 216 с.
  176. .П. Совершенствование учебных планов и программ на базесетевого планирования. M.: Высшая школа, 1975. 78 с.
  177. В.И. Лекции по аналитической геометрии и линейной алгебре. М.: МФТИ, 2000. 260 с.
  178. О.И. Формирование методических умений в процессе работы над задачей в курсах математических дисциплин педвуза / Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. 165 с.
  179. М.И. Научно-методические основы углубленной математической подготовки учителей средних школ и студентов вузов / Дис.. докт. пед. наук. М., 1994. 28 с.
  180. В.Д., Анисимова Н. П., Корнеева E.H. и др. Познавательные процессы и способности в обучении. М.: Просвещение, 1990. 142 с.
  181. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
  182. Г. С. Линейная алгебра: теория и прикладные аспекты. М.: Финансы и статистика, 2003. 576 с.
  183. Л.В. Профессионально-ориентированная учебно-познавательная деятельность студентов в процессе математической подготовки в педвузе / Дис.. докт. пед. наук. Красноярск, 1999. 332 с.
  184. Л.Б. Курс алгебры и теории чисел в задачах и упражнениях. Ч. 1. Мн.: Вышэйшая школа, 1986. 272 с.
  185. Л.Б. Сборник задач по алгебре и теории чисел. Мн.: Дизайн ПРО, 2000. 240 с.
  186. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопр. психологии обучения и воспитания. Киев: 1961. С. 12−14.
  187. Е.В. Формирование аналитико-синтетической деятельности у студентов педвузов при изучении курса алгебры и теории чисел / Дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. 198 с.
  188. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. 223 с.
  189. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. 216 с.
  190. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 392 с.
  191. Н.В. Использование методических задач в процессе подготовки учителя иностранного языка (на примере методики преподавания английского языка)/ Дис.. канд. пед. наук. М., 1970. 228 с.
  192. В.А. Психология учебной деятельности студентов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Изд. корпорация «Логос», 1994. 156 с.
  193. З.И. Совершенствование методической подготовки будущего учителя математики в педвузе на основе инновационных подходов к обучению / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 2003. 24 с.
  194. Г. А. Технологический подход к формированию учебных умений учащихся при обучении математике в начальной школе / Дис.. канд. пед. наук. Тобольск, 2002. 219 с.
Заполнить форму текущей работой