Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения
Диссертация
Апробация работы. Материалы диссертации были апробированы и представлены в виде докладов на научно-практических конференциях и симпозиумах: Профессиональная деятельность специалистов реабилитационных учреждений в области социальной защиты, реабилитации и профессионального образования инвалидов (Санкт-Петербург, 2005) — Социальная и профессиональная реабилитация инвалидов как фактор их интеграции… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания в изучении проблем социальной адаптации и интеграции в общество людей с глубокими нарушениями зрения
- 1. 1. Теоретические подходы к изучению социальной адаптации людей с глубокими нарушениями зрения
- 1. 2. Интеграция в общество людей с глубокими нарушениями зрения как комплексная проблема
- 1. 3. Факторы и критерии адаптированности и социальной интегрированно-сти людей с глубокими нарушениями зрения
- 1. 4. Теоретическое моделирование структуры и личностных факторов социальной интеграции инвалидов по зрению
- ГЛАВА 2. Методология исследования социально-психологических и личностных факторов социальной адаптации и интеграции в общество людей с глубокими нарушениями зрения
- 2. 1. Обоснование методологического подхода исследования социально-психологических и личностных факторов социальной адаптации и интеграции в общество людей с глубокими нарушениями зрения
- 2. 2. Организация эмпирического исследования социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению
- 2. 3. Описание методов и методики эмпирического исследования
- ГЛАВА 3. Личностные факторы толерантности зрячих людей по отношению к инвалидам по зрению
- 3. 1. Результаты эмпирического исследования характеристик коммуникативной толерантности людей с нормальным и нарушенным зрением
- 3. 2. Характеристики образа незрячего человека в сознании зрячих людей в их взаимосвязи с коммуникативной толерантностью
- 3. 3. Личностные ресурсы и барьеры коммуникативной толерантности нормально видящих людей к инвалидам по зре нию
- ГЛАВА 4. Личностные факторы социальной адаптации и интеграции в об щество людей с глубокими нарушениями зрения
- 4. 1. Характеристики социальной адаптированности и интегрированности людей с глубокими нарушениями зрения и их опосредованность биосоциальными факторами
- 4. 2. Коммуникативные характеристики личности людей с глубокими нарушениями зрения и их взаимосвязь с показателями адаптации и интеграции в общество
- 4. 3. Мировоззренческие установки и ценностные ориентации личности как основа социальной адаптации и интеграции в общество людей с глубокими нарушениями зрения
- 4. 4. Роль неосознаваемых защитных механизмов в процессе социальной адаптации и интеграции в обществе инвалидов по зрению
- 4. 5. Личностные ресурсы и барьеры социальной интеграции инвалидов по зрению
- ГЛАВА 5. Предпосылки становления психологии социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения как нового направления в коррекционной психологии
- 5. 1. Предметная область и основные направления исследований социальной адаптации и интеграции в общество людей с глубокими нарушениями зрения
- 5. 2. Структурно-организационная модель службы социально-психологической поддержки инвалидов по зрению
Список литературы
- Абрахамсон, П. Социальная эксклюзия и бедность/ П. Абрахамсокн // Общественные науки и современность-2001. -№ 2- С. 158−166.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. /К.А. Абульханова-Славская.-М.: Наука, 1980.-335с.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни/ К.А. Абульханова-Славская.-.М:Мысль, 1991.-299 с.
- Агеев, B.C. Исследование межгрупповых отношений в зарубежной социальной психологии / В. С. Агеев // Вопросы психологии-1980.-№ 4.- С.45−57
- Агеев, Е.Д. К вопросу о соотношении индивидуального и коллективного в социальной реабилитации и интеграции инвалидов по зрению / Е. Д. Агеев //Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению.-СПб., 1999. С.166−171
- Агеев, Е.Д. Система реабилитации слепых / Е. Д. Агеев.- М., 1981.-83с.
- Агеев, B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов /В.С.Агеев //Вопросы психологии. -1986.-№ 1.-С.35−46
- Агеева, Н.В. Социальные представления о людях с инвалидностью как фактор их интеграции в современное российское общество /Агеева Н.В.: Автореф. дисс. канд. социологических наук. -Ставрополь.-2006.- 18с.
- Адлер, А. Понять природу человека /А.Адлер. СПб.: Гуманитарное издательство «Академический проект».- 1997 -253с.
- Адорно, Т.В. Проблемы философии морали /Т.В.Адорно.-М: Республика.- 2000 234с.
- Айрапетян, С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия «адаптация» /С.Г.Айрапетян. Ереван, 1984 — 159с.
- Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида. Пер. с англ. /М.М.Айшервуд.- М., 1991.- 243с.
- Акимушкин, В.М. Трудовая реабилитация инвалидов по зрению / В. М. Акимушки, К. С. Моргулие.- Киев, 1983 140с.
- Аксенова, Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии /Л.И.Аксенова// Дефектология. 1997 — № 1- С.46−54
- Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация/ Ю. А. Александровский. М.: Наука, 1976. 271 с.
- Александровский, Ю.А. Социально-стрессовые расстройства/ Ю. А. Александровский //Обозрение психиатрии и медицинской психологии.-! 992.-№ 2.-С.5−10
- Ананьев, В.А. Психология здоровья /В.А.Ананьев.- СПб., 2006 384с.
- Андреева, Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д. А. Андреева // Человек и общество.-М., 1973.-Вып. Х1-П.-С. 25−27.
- Андреенко, Е. В. Социальная психология/ Е. В. Андреенко.- М., 2000 -263с.
- Андреяускас, В.А. Социальные проблемы реабилитации слепых /В.А.Андреяускас: Автореф. дисс.канд. философских наук. -Вильнюс, 1975- 17с.
- Андреяускене, В. Оценка последствий слепоты и трудовых возможностей инвалидов по зрению /В.Андреяускене //Тифлопсихология и реабилитация слепых. Вильнюс, 1982 — С.61−73
- Анохин, П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы /П.К. Анохин.- М., 1978. -480с.
- Антипов, В.В. Психологические механизмы дезадаптации и адаптации к меняющимся социальным условиям / В. В. Антипов, Б.А. Со-сновский// Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б. А. Сосновского. М.: Из-во МПГУ, 1994. — С. 30−46.
- Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита/
- Л.И. Анцыферова //Психологический журнал- Т.15, 1994 -№ 1. -С.35−41.
- Артемов, С.Д. Проблемы социальной адаптации молодого рабочего на социалистическом промышленном предприятии/С.Д.Артемов: Автореферат дисс. канд. социол. наук.- Свердловск, 1970-с. 18
- Асеев, В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации /В.Г. Асеев// Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1986 С.3−16.
- Аслаева, В.Г. К вопросу о формировании понятия «интеграция» и основные тенденции ее развития /В .Г.Аслаева //Проблемы социализации детей и молодежи с нарушением зрения. Сб. статей-М., 2005-С. 18−31
- Асмолов, А.Г. Психология личности./А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 1990.-331с.
- Асмолов, А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию /А.Г.Асмолов.- М.: «Смысл», 2000.-247с.
- Баева, И.А. Социально-психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе /И.А.Баева: Автореф. дисс.канд. психол. наук.- Л., 1985 17с.
- Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности/Г.А.Балл // Вопросы психологии.-1989.-№ 1.- С. 92−100.
- Бандзявичене, Р. Стрессогенные ситуации и дистрессовые реакции у лиц с приобретенной слепотой /Р.Бандзявичене: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1988 — 13 с.
- Бараш, Б.А. Страхи пространства и их причины у поздноослепших / Ю. Г. Демьянов, В. М. Сорокин / Ред.А. Г. Литвак. Л., 1991−23с.
- Барлас, Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях /Т.В.Барлас // Психол. журн.- 1994.-№ 6.- С. 116−120
- Баусов, Ю.Н. Морально-ценностный аспект проблемы отношения «инвалид-общество» /Ю.Н.Баусов: Автореф. дисс.канд. философ, наук.-М., 1991.-25с.
- Бергер, П. Социальное конструирование реальности /П.Бергер, Т.Лукман.-М.: Медиум, 1995.- 321 с.
- Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. Л.: Наука, 1988. — 270 с.
- Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая интеграция/Ф.Б. Березин // Бессознательное. Новочеркасск, 1994. — Т.1. — С.187−200.
- Биран, В.П. Инвалидность при патологии органа зрения и реабилитация слабовидящих и слепых / В. П. Биран.- Минск. 1979. -101с.
- Богдановская, И.М. Смысловые аспекты феномена толерантности/ И. М. Богдановская, Д. В. Дубровский, Н. Н. Королева, С. Т. Посохова и др. //Смысловые пространства современного человека. -СПб,.2005-С.93−105
- Богомолов, A.M. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа / А. М. Богомолов // Психологическая наука и образование. -2008. -№ 1. -С. 67 73
- Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. М., 1996—134с.
- Бойко, В.В. Коммуникативная толерантность / В. В. Бойко.- СПб.: СПбМАПО, 1996.-31с.
- Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии /Б.С.Братусь // Вопросы психологии-1977- № 5.-С. 15−21
- Братченко, С.Н. Образование: ненасилие, толерантность и гуманистическая экспертиза /С.Н.Братченко // Век толерантности- 2001.- № 3 -4.-С. 112−124.
- Бродский, Д.А. Некоторые психологические основы конструктивной социальной толерантности /Д.А. Бродский // Права ребёнка и толерантность. Использование сообществ в рамках обучающего процесса. Ростов н/Д., 2002. — С. 142−159.
- Будякина, М.П. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на производстве / М. П. Будякина, A.A. Русалино-ва //Социальная психология и планирование. Л., 1973. — С.92−72
- Бурдье, П. Опыт рефлексивной социологии /П.Бурдье // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. —Ч. 2.-424 с.
- Бурлачук, А.Ф. Психология жизненных ситуаций / А. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. Учебное пособие.- М., 1998 262с.
- Бурлуцкая, М.Г. Интегративные процессы в современной России /М.Г. Бурлуцкая, И. А. Климов // Социологические исследования. 2002. — № З.-С. 128−134.
- Бурмистров, С.Л. Социальная практика, дискурс и феномен интоле-рантности /С.Л. Бурмистров //Толерантность и интолерантность в современном обществе: Материалы научно-практ.конф.-СПб., 2006. -С.34−40
- Буткина, Г. А. Некоторые виды затрудненности социально-психологической адаптации взрослых слепых /Г.А.Буткина //Дефектология.-1977.-№ 6.-С. 16−24
- Валитова, P.P. Толерантность как этическая проблема/ Р. Р. Валитова: Автореф. дисс.канд. филос. наук. — М., 1997. -15 с.
- Васильева, Т.Е. Стереотипы в общественном сознании: (Социально -философские аспекты). Научно-аналитический обзор/Т.Е.Васильева. -М., 1988.-36с.
- Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк.- М.: Высшая школа, 1984. 198с.
- Вебер, М. Избранные произведения /М.Вебер: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. д-ра филос. наук Ю. Н. Давыдова — предисл. д-ра филос. наук П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
- Вершинина, Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров /Т.Н. Вершинина //Социально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии Новосибирск, 1979.-С. 238−263.
- Вилей, П. Психология слепых /П.Виллей.-М., 1931 235с.
- Винер, Н. Кибернетика и общество/Н.Винер.- М.: Тайдекс Ко, 2002. -184 с.
- Волкова, И.П. Современные парадигмы теории и практики социально-психологической адаптации и интеграции инвалидов по зрении /И.П.Волкова //Вестник СПб гос. ун-та.- 2008, Серия 12, вып.З.- С.476−486
- Волкова, И.П. Личностные детерминанты переживания экзистенциального кризиса военноослепших/И.П.Волкова // Известия Рос. гос.пед.ун-та им. А. И. Герцена.- 2008.-№ 10(52). -С. 7−19
- Волкова, И.П. Личностные ресурсы и барьеры толерантности современной молодежи как фактор социальной интеграции инвалидов по зрению /И.П.Волкова, Н. Н. Королева //Вестник СПбгос ун-та-Сер.12,вып.1.- 2008 С.238−247
- Волкова, И.П. Мировоззренческие аспекты социально-психологической реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения /И.П.Волкова // Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению.- СПб., 1999 С. 171−175
- Волкова, И.П. Проблемы реабилитации инвалидов по зрению в условиях производства /И.П.Волкова // Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983.- С. 13−24.
- Волкова, И.П. Социальные установки и стереотипы восприятия незрячих в общественном сознании: исторические аспекты / И. П. Волкова //Современное общество и специальное образование: Международн.научн.конф.-СПб., 2007 С. 75−79
- Волкова, И.П. Удовлетворенность трудом в системе производственной адаптации и реабилитации инвалидов по зрению. Учебно-метод. пособие / И. П. Волкова, В. З. Кантор. СПб, 2006. — 160с.
- Воложин, А.И. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления / А. И. Воложин, Ю. К. Субботин //М.: Медицина.-1987. -211с.
- Выготский, Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. /Д.С.Выготский. / М.: Педагогика, 1983. -Т.5−369 с.
- Выготский, Л.С. Слепой ребенок /Л.С.Выготский //Основы дефектологии.- М.: Изд-во «Лань», 2003.-С.130−150
- Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема /О.С.Газман / Новые ценности образования.-М, 1995.-№ 3.-С. 60 -62.
- Георгиева, И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе /И.А.Георгиева:Автореф. дисс.канд.психол.наук. -Л., 1985.- 22с.
- Герасименко, O.A. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции /О.А.Герасименко, Р. П. Дименштейн // Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А. А. Цыганок. М.: Те-ревинф, 2001 — С. 7−12.
- Гидденс, Э. Социология / Э.Гидденс. М.: Эдиториал УРСС, 1999. -704 с.
- Головин, С.Ю. Словарь практического психолога /С.Ю.Головин.-Минск, 1998.- 800 с.
- Головина, Т.П. Самооценка и отношение к дефекту в процессе реабилитации инвалидов по зрению/Т.П.Головина, Г. В. Никулина, В. А. Фомин // Некоторые вопросы социальной реабилитации инвалидов по зрению. М., 1996. — С.33−44
- Грановская, Р.М. Психологическая защита у детей /Р.М.Грановская, И. М. Никольская СПб, 2000.- 346 с.
- Григутис, В.А. Исследование путей расширения профессионально-трудовой деятельности слепых /В.А.Григутис //Тифлопсихология и реабилитация слепых.- Вильнюс, 1982.-С.38- 41
- Гришина, Н.В. Психология межличностного конфликта /Н.В.Гришина: Автореф. дисс. докт. псих, наук СПб., 1995 — 32с.
- Гудонис, В. Критерии оценки человека с депривацией зрения в античные времена /В.Гудонис // Дефектология 1996.- № 5 — С. 51 -62.
- Гудонис, В. Интеграция лиц с нарушенным зрением /В.Гудонис// Дефектология.- 1993.- № 4.-С. 13 -18.
- Гудонис, В. Мотивация общественной деятельности лиц с нарушениями зрения /В.Гудонис // Тиф дологические исследования / Под ред. А.Григутиса. -Вильнюс, 1979-С.19−23.
- Гудонис, В. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением/ В.Гудонис.- М. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1 998 288 с.
- Дементьева, Н.Ф. Медико-социальная реабилитация инвалидов / Н. Ф. Дементьева //Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов.-М., 1997 С.20−26
- Демьянов, Ю.Г. Диагностика и коррекция неадекватных установок на инвалидность и отношение к дефекту у ослепших /Ю.Г.Демьянов и др.- М., 1991.-13с.
- Дерманова, И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности /И.Б.Дерманова // Вестн. СПб. ун-та.- Сер. 6.1996.- Вып. № 1.-С. 59−68.
- Дильтей, В. Описательная психология /В.Дильтей. М.:Совр. гум. универ., 2001.- 138 с.
- Дименштейн, Р.П. «Особый» ребенок в России. Как реализовать его права на образование и реабилитацию / Р. П. Дименштейн, П. Ю. Кантор, И. В. Ларикова / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А. А. Цыганок.- М.: Теревинф, 2001 С. 71 -74.
- Дмитриева, М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации /М.А.Дмитриева // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб., 1991- С.43−60
- Добровольская, Т.А. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? /Т.А. Добровольская, Н. Б. Шабалина // Социол. исслед-1992. № 5 -С ЛОЗ—106
- Добровольская, Т.А. Особенности производственной адаптации инвалидов / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина //Социологические исследования.- 1993- № 3 С. 121−125.
- Добровольская, Т.А. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина //Социол. Исследования- 1993. № 1. — С.62- 66.
- Дрызго, Н.П. Актуальные вопросы психокоррекции состояния утративших зрение /Н.П.Дрызго // Проблемы социально-психологической реабилитации слепых.- М., 1988 С. 15−26
- Дюркгейм, Э. Самоубийство (социологический этюд) / Э. Дюркгейм М.: Мысль, 1994 г.-399с.
- Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение/ Э. Дюркгейм / Пер. с фр.- М.: Канон, 1995. 352 с.
- Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями/Т.В.Егорова. Балашов, 2002 — 216с.
- Егорова, Т.В. Социальное конструирование в структуре современных представлений об инвалидности /Т.В.Егорова// Вестник САМГУ, Социология.- 2002- № 3-С. 14−21
- Ермолович, З.Г. Психолого-педагогические аспекты реабилитации инвалидов по зрению /З.Г.Ермолович //Психологическое обеспечение элементарной реабилитации.- М., 1988. С.3−14
- Жмыриков, А.Н. Диагностика социально-психологической адаптиро-ванности личности в новых условиях деятельности и общения /А.Н.Жмыриков: Автореф. дисс. канд. псих, наук.- М., 1986.-15с.
- Завьялова, Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях/профессионально-личностный аспект /Е.К.Завьялова: Автореф. дисс. д-ра псих. наук. СПб., 1998 — 37 с.
- Зайцев, Д.В. Семья как фактор социальной интеграции ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями/Д.В.Зайцев // Известия Саратовского университета 2002. -Т. 2.- Вып. 1.- С. 105−112.
- Зайцев, Д.В. Социально-образовательная интеграция нетипичных детей: современные тенденции и перспективы/ Д.В.Зайцев// Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: В 3 т.- М.: МГУ, 2003.- Т. 2.- С. 594−595.
- Залюбовский, П.М. Сенсорные предпосылки общения человека в условиях слепоты/П.М. Залюбовский // Дефектология.-1981.-№ 2-С.34−42
- Зеленский, В. Словарь аналитической психологии / В. Зеленский: Изд-во Когито-Центр, 2000 -324с.
- Земцова, М.И. Компенсации слепоты /М.И.Земцова, — М., 1956. -419 с.
- Зенден, М. Человек родился слепым /М.Зенден //Психология ощущений и восприятий. Хрестоматия по психологии. М., 1999. -С.565−567
- Зиммель, Г. Социальная дифференциация / Г. Зиммель // Тексты по истории социологии XIX—XX вв.- М.: Наука, 1994. -339 с.
- Зобов, P.A. Толерантность, экстремизм, культура / Р. А. Зобов // Актуальные аспекты проблемы толерантности в современном обществе.- СПб., 2004.- С. 84−97.
- Золотухин, В.М. Толерантность / В. М. Золотухин. Кемерово: Изд-во Куз гос.техн.ун-та, 2001- 63с.
- Зотов, А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности /А.И.Зотов// Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. Л., 1981.-С.3−18.
- Зотова О.И., Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности /О.И.Зотова, И. К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979 — С. 220 -228.
- Зотова, A.M. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации /А.М.Зотова// Дефектология.- 1997.- № 6.- С. 22 -28.
- Иконников, A.B. Искусство, среда, время: эстетическая организация городской среды /А.В.Иконников. М., 1985.-336с.
- Иоганзен, Б.Г. Адаптационные уровни экологии челове-ка/Б.Г.Иоганзен, Е. Д. Логачев // Физиолого-генетические аспекты адаптации человека и животных. Кемерово, 1978 — С. 3−7.
- Ионин, Л. Диффузные формы социальности (к антропологии культуры) /Л.Ионин // Социологические чтения. М., 1997.- Вып. 2-С. 50 -59.
- Кавокин, С.Н., Профессиональная ориентация инвалидов /С.Н.Кавокин, Л. П. Храпылина. М., 1997.-78с.
- Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации /В.П.Казначеев.- Новосибирск, 1980.-192 с.
- Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта/В.Г.Каменская.-СПб.:Детство-Пресс. -1999. 126 с.
- Каменская, В.Г. Психология общения. Структура системы эго-защитных процессов в онтогенезе поведения /В.Г.Каменская.-СПб:Изд-во рос.гос.пед.ун-та.-1993.-26 с.
- Карвялис, В.Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных школ / В. Ю. Карявялис: Автореф дисс.канд.пед.наук.-М. -16 с.
- Кинелев, C.B. Адаптация личности как социальное явление (социально-философский аспект) / С. В. Кинелев: Автореф.дисс.канд. филос. наук. -1978. 16 с.
- Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности /Е.Ю.Клепцова.- М.: Академический проект, 2004. 176 с.
- Коваленко, Б. И. Возвращение ослепших к трудовой жизни /Б.И. Коваленко.- М., 1946 156с.
- Колесов, Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке/ Д. В. Колесов. М., 1987.- 176 с.
- Кондратов, A.M. Восстановление трудоспособности слепых /А.М.Кондратов.- М., 1976.-142с.
- Коновалова, Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников /Н.Л.Коновалова. СПб.: Изд-во СПб гос. ун-та.- 2000 — с. 231.
- Кончанин, Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи /Т.К.Кончанин // Коммунистическое воспитание студенчества (материалы конф.). Тарту, 1971. Ч.2.- С. 89−91
- Кораблина, Е.П. Искусство исцеления души/ Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина, — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Изд-во «СОЮЗ», 2001.-319 с.
- Кораблина, Е.П. Психологическая помощь в развитии личности /Е.П.Кораблина. Учебное пособие по дисциплине «Основны социальной и практической психологии, культуры умственного труда» для студентов и аспирантов.- СПб., 1994. 38 с.
- Коржова, Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения /Е.Ю.Коржова // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997.-С. 75−88.
- Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека /Е.Ю.Коржова.- СПб., 2002.- 334 с.
- Коржова, Е.Ю. Человек болеющий: личность и социальная адаптация. Психодиагностическое исследование больных с приобретенными пороками сердца/Е.Ю.Коржова.- СПб.: БПА, 1994. 189 с.
- Коростылева, JI.A. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке /Л.А.Коростылева//Психологические проблемы самореализации личности.- СПб., 1998.- С. 3−19
- Крогиус, A.A. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики /А.А.Крогиус.-М., 1926 129с.
- Кручинин, В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения : учеб. пособ. / В. А. Кручинин. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 189 с.
- Кряжева, И.К. Социально-психологические факторы адптиро-ванности рабочего на производстве /И.К.Кряжева //Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983- С. 203 — 213
- Кузнецов, И.М. Интеграционный потенциал мигрантов. Нужны ли иммигранты российскому обществу?/И.М. Кузнецов / Под ред. В. И. Мукомеля и Э. А. Паина.- М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006.- С. 79−94
- Кузнецов, П.В. Адаптация как функция развития личности /П.В.Кузнецов.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. 75 с.
- Куликов, Л.В. Психологическое исследование /Л.В.Куликов.-СП6.-2001 83с.
- Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение /В.Н.Кузнецов // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб, 1995.- вып.1, 4.1, — С. 48−61.
- Куттер, П. Психоанализ страстей /П.Куттер.- СПб, 1998 С.56−69
- Лабунская, В.А. Социально-психологические причины интоле-рантного общения /В.А.Лабунская // Век толерантности- 2001, № 3 -4.-С. 100−112.
- Лазурский, А.Ф. Классификация личностей /А.Ф.Лазурский.- Л., 1924.- 290 с.
- Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте /Й.Лангмейер, 3. Матейчик. Прага, 1984−334с.
- Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях /В.И.Лебедев.- М., 1989.-303 с.
- Лебедева, С.С. Актуальные проблемы образования инвалидов как средство их социальной адаптации/С.С.Лебедева //Образование как средство социальной адаптации инвалидов: опыт и перспективы -Материалы научно-практ.конф.- СПб., 1988 С.5−16
- Левит, С. Культурология. ХХвек. Энциклопедия /С.Левит.- М., 1998.-447с.
- Левченко, И.Ю. Патопсихология. Теория и практика. Учебное пособие для вузов / И. Ю. Левченко.- М.: ACADEMIA, 2004- 232с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев.- М.:Политиздат, 1975- 304с.
- Леонтьев, Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации Д. А. Леонтьев /Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева.-М.: Смысл, 2002.-С. 56−65
- Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций /Д.А.Леонтьев//Психологическое обозрение.- 1999-№ 1.-С. 14 -17
- Леонтьев, Д.А. Психология смысла / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл. 1999−487с.
- Литвак, А.Г. Межличностные отношения и проблема социализации инвалидов по зрению/А.Г.Литвак//Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. СПб., 1999. — С.171−176
- Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих /А.Г.Литвак.-СПб.: Изд-во Рос.гос.пед.ун -та им. А. И. Герцена.- 1998. 270 с.
- Литвак, А.Г. Психотерапевтическая помощь при устранении установок на инвалидность у ослепших/А.Г.Литвак, Ю. Г. Демьянов //Некоторые вопросы социальной реабилитации инвалидов по зрению.- М., 1995. С.3−19
- Литвак, А.Г. Реабилитация и интеграция инвалидов по зрению /А.Г.Литвак //Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. СПб., 1999 — С.56−67
- Литвак, А.Г. Эмоциональные состояния ослепших / А. Г. Литвак //Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения. М. Д997-С.157−161
- Литвинова, О.И. Социологические опросы на предприятиях /О.И.Летвинова, С. А. Хрусталев. М.: ВОС., 1987.-59с.
- Лошакова, И.И. Преодоление социального неравенства в системе довузовского образования /И.И.Лошакова.- Саратов: СГТУ, 2 002 270 с.
- Лошакова, И.И. Социальная интеграция детей-инвалидов: к понятию инклюзивного образования /И.И.Лошакова, Е.Р.Ярская-Смирнова // Право и образование. М., 2003.- № 3. — С. 192−204
- Луцко, Е.А. К вопросу об определении критериев и факторов эффективности адаптации /Е.А.Луцко //Вестн. СПБ ун -та. Сер. 12.-вып. 1.-2008. — С.205−209
- Маевский, Т. Слепые среди зрячих /Т.Маевский.- Вильнюс, 1980.- 113 с.
- Маклаков, А.Г. Адаптация человека и функциональное состояние организма. Общая психология /А.Г.Маклаков. СПб., 2000 -С.437−455
- Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных услови-ях/А.Г.Маклаков // Психологический журнал. 2001. — Т.22 — № 1. -С. 16−24.
- Малеева, Т.М. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики /Т.М.Малеева.- М., 1999 -7с.
- Малофеев, H.H. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях /Н.Н.Малофеев.- М.: Печатный двор, 1996 182 с.
- Малофеев, H.H. Стратегия и тактика переходного периода в развитии общественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами/Н.Н.Малофеев // Дефектология. 1997. — № 6.- С.3−10
- Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук.- СПб.: Изд-во «Речь», 2001.-219с.
- Манеров, В.Х. Духовность человека как ценность и предмет психологии /В.Х.Манеров // Человек и его ценности в XXI веке. СПб., 2002.-С.25−37
- Манеров, В.Х. Факторы и критерии эффективности образовательных программ Службы практической психологии человека / В. Х. Манеров, И. В. Каманов, H.H. Королева и др.- СПб.: РГПУ, 2004 -164с.
- Мартынычев, И.В. Мировоззрение естествоиспытателя /И.В.Мартынычев М., 1980. -221 с.
- Маслоу, А. Психология бытия /А.Маслоу.- М.:Рефл-бук., 1 997 300 с.
- Матвеев, В.Ф. Психические нарушения при нарушениях зрения и слуха / В. Ф. Матвеев.- М., 1987 111с.
- Мацковский, М.С. Социология семьи: проблемы, теории, методологии, методики / М. С. Мацковский /Отв. ред. Г. С. Батыгина.-М. .-Наука, 1989.- 120 с.
- Медицинские показания к профессиональной ориентации, трудовому обучению и последующему рациональному трудовому устройству незрячих школьников: Метод. Рекомендации / Сост.: Э. С. Либман и др.- М.: ЦИЭТИН, 1987.- 83с.
- Меерсон, Ф.З. Общий механизм адаптации и роль в нем стресс-реакции, основные стадии процесса /Ф.З.Меерсон // Физиология адаптационных процессов М., 1986 — 635 с.
- Меерсон, Ф.З., Адаптация к сенсорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова М.: Медицина, 1988.-254 с.
- Меерсон, Ф.С. Адаптация, стресс и профилактика /Ф.С.Меерсон.- М.: Наука, 1981.- 278 с.
- Мерлин, B.C. Психологические конфликты ослепших и пути их устранения /В.С.Мерлин// Проблемы экспериментальной психологии личности. Уч. зап. Пермск. пед. ин-та, 1970.-Т. 77.- вып. 6- С.8−213.
- Методические рекомендации реабилитологам по формированию коллективов предприятий В ОС. М.: Всероссийское общество слепых, 1983. -55 с.
- Мид, Дж.Г. Азия. Тексты / Г. Дж. Мид /Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996.-225 с.
- Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения (Пер с английского)/ М. Мид М.: Наука, 1988 — 429с.
- Миллс, Ч. Высокая теория / Ч. Миллс // Американская социологическая мысль: Тексты /Под ред. В. И. Добренькова.- М.: Изд-во МУБиУ, 1996−225с.
- Милославова, И.А. Социальная адаптация: анализ понятия //Понятия, принципы, категории (опыт философского и социально-психологического исследования) /И.А.Милославова. Сборник научных трудов. Под ред.Б. Д. Парыгина.- Л. 1975 — С. 139−146
- Михайлов, Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида /Ф.Т.Михайлов. М.: Наука, 1990.-222с.
- Мурашко, B.B. Социально-психологические факторы адаптации студентов с нарушениями зрения к условиям обучения в вузе /В.В.Мурашко: Автореф. дисс. канд псих, наук.- СПб., 2005 17с.
- Мухранова, E.H. Конфликт поколений и проблема толерантности /Е.Н.Мухранова // Толерантность и интолерантность в современном обществе: Материалы научно-практ.конф. -СПб, 2006 -С.35−47
- Мэй, Р. Искусство психологического консультирования /Р.Мэй,-М., 1994.-133с.
- Мясищев, В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблемы общей и социальной психологии /Психология отношений: Под ред. A.A. Бодалева /В.Н.Мясищев.- Воронеж: Изд-во МОДЕК, 1998.-368 с.
- Наберушкина, Э.К. Тендерная стратификация инвалидности /Э.К.Наберушкина //Социокультурный анализ тендерных отношений.-Под ред. Е. Ярской-Смирновой. -Саратов, 1998 С.23−31
- Назарова, Н.М. О двух концепциях социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями /Н.М.Назарова // Диагностика, коррекция, реабилитация. Красноярск, 1996.
- Налчаджян, A.A. Социально-психологическая адаптация личности /A.A. Налчаджян. Ереван: Изд-во Арм. ССР, 1988. 263 с.
- Нафтульев, JI.M. Психологические вопросы реабилитации слепых и слабовидящих на производстве /Л.М.Нафтульев //Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими.- Л., 1988-С.84−90
- Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации /И.Н.Никитина // Вопросы теории и методов социологических исследований (по материалам научно-теорет. конф.). Вып. 3. М., 1980 — С. 57 — 64.
- Никулина, Г. В, Оценка коммуникативного потенциала инвалидов по зрению в условиях реабилитационного процесса: Учебнометодическое пособие /Г.В.Никулина.-СПб.:Изд-во Рос.гос.пед.ун-та им. А. И. Герцена, 2003.- 93 с.
- Никулина, Г. В. Формирование коммуникативной культуры в системе реабилитации инвалидов по зрению: философско-психологический аспект /Г.В.Никулина //Реабилитация лиц с проблемами в развитии.- СПб,.2000.- С. 118−122
- Общественное сознание и его формы. — М., 1986 367 с.
- Овчаренко, Н.Е. Модели современных интеграционных процессов /Н.Е.Овчаренко // Человек постсоветского пространства: сборник материалов конференции. Вып.З. / под ред. В. В. Парцвания. — СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2005.- С. 136−202
- Олпорт, Г. Личность в психологии/ Г. Олпорт. СПб: Питре, 1998.-345 с.
- Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система /С.Р.Пантилеев.- М.: МГУ, 1991. 110 с.
- Панферов, В.Н. Интегративный подход к психологии человека/В.Н.Панферов// Психология человека: интегративный подход: Сб. научных статей. СПб.: Изд-во Рос.гос.пед.ун-та им. А. И. Герцена, 2000.-С. 4−18.
- Панферов, В.Н. Психология человека /В.Н.Панферов. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. — 160 с.
- Парсонс, Т. Система современных обществ/Т.Парсонс / Пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998.-270с.
- Парыгин, Б.Д. О соотношении понятий «тип личности» и «стереотип социального поведения»/ Б. Д. Парыгин //Вопросы социальной психологии.- Л., 1968. С.25−37
- Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической тео-рии/Б.Д.Парыгин.- М., 1971.-351с.
- Петленко, В.П., Давиденко ДМ. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность./ В. П. Петленко, Д. М. Давид енко.-СПб.:БПА, 1998.-124с.
- Петровский, A.B. Введение в психологию/А.В.Петровский.-М., 1995- 493с.
- Петровский, A.B. Психология неадаптивной активности /А.В.Петровский.- М.: ТОО «Горбунок», 1992.-224с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды /Ж.Пиаже. -М., 1969.-214с.
- Плаксина, Л.И. Реабилитация лиц с нарушениями зрения средствами образования/ Л. И. Плаксина //Реабилитация инвалидов по зрению во Всероссийском обществе слепых: проблемы и перспективы. -СПб.: Изд-во Рос.гос.пед.ун-та им. А. И. Герцена.-2003.-С.99−102
- Платонов, Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики /Ю.П.Платонов. СПб, 2000. — 432с.
- Показания к рациональному трудовому устройству инвалидов вследствие врожденных заболеваний и дефектов органа зрения: Метод. Рекомендации / Сост.: М. И. Разумовский и др.- Л.:ЛИЭТИН, 1986.-29с.
- Политическая социология Ростов-на-Дону, 1997- 267с.
- Попова, И.М. Стимулирование трудовой деятельности как способ управления: социологические исследования/И.П.Попова.- Киев., 1976.- 208 с.
- Попова, И.П. Маргинальность /И.П.Попова. Социологический анализ.- М., 1996.-С. 46.
- Посохова, С.Т. Личностный аспект адаптивного поведения/С.Т.Посохова // Вестник Балтийской академии. Вып. 8. СПб., 1996.- С.14−18.
- Посохова, С.Т. Психологические особенности аутоадаптации /С.Т.Посохова // тез. докл. межвуз. науч. конф. СПб.: Изд-во рос.гос.пед.ун-таим. А. И. Герцена.- 1999-С.25−27.
- Посохова, С.Т. Психологические особенности современной адаптогенной ситуации /С.Т.Посохова // Вестник Балтийской Педагогической академии.- 2000.- Вып. 30. С. 13−19.
- Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности. Монография /С.Т.Посохова. СПб.: Издательство Рос. гос. пед. ун-та.- 2001. — 240 с.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 927 «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
- Права человека и инвалидность: Доклад комиссии по правам человека ООН: E/CN, 4/SUB 2/1991/31/ -76с.
- Психологическая коррекция установок на инвалидность у ослепших. Метод, рекомендации для реабилитологов/ под ред. А. Г. Литвака.- СПб., 1991.-36с.
- Пути совершенствования социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению / под ред.А. Г. Литвака.- Л.:Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. 63 с.
- Пути совершенствования трудового устройства инвалидов по зрению, связанных с воздействием шума: Метод. рекомендации / Сост. Л .К.Ермилова.-Л.: ЛИЭТИН, 1975.- 24 с.
- Радаев, В.В., Социальная стратификация. Учебное пособие / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан.-М.: Наука, 1995. -237с.
- Реан, A.A. Психология личности. Социализация, поведение, общение/А.А.Реан. М., ACT, 2006 .- 416с.
- Реан, A.A. Социальная адаптация личности и проблемы ее комплексной диагностики/А.А.Реан //Практическая психодиагностика личности. Учебное пособие. Изд-во СПб ун-та. 2001. — С.209−222
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -/К.Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
- Романова, Е.С., Механизмы психологической защиты /Е.С.Ромнова, Л. Р. Гребенников.- М.: Генезис, 1996, с. 228.
- Ронгинская, Т.И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям /Т.И.Ронгинская: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук.-СПб., 1995.-33 с.
- Ростомашвили, И.Е. Особенности самосознания подростков в условиях зрительной депривации/ И. Е. Ростомашвили: Автореф. дис.. .канд.псих.наук СПб., 2000. — 17 с.
- Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание/ С. Л. Рубинштейн.- М.: АН СССР, 1957.-328 с.
- Рудыхина, О.В. Толерантная личность: самоактуализация и психологические особенности /О.В.Рудыхина // Толерантность и интолерантность в современном обществе: Материалы научно-практ.конференции. СПб., 2006 — С.55- 67
- Руппонен, Т. Психологическая реабилитация /Т.Руппонен// Проблемы социальной реабилитации слепых. М., 1990 — С.56−90
- Русалинова, A.A. Теория коллектива в советской психоло-гии/А.А.Русалинова.// Социальная психология. Теория. Эмпирические исследования. /Под ред. Е. С. Кузьмина, B.C. Семенова. Л.:ЛГУ, 1979.-288 с.
- Рюмшина, Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности /Л.И.Рюмшина // Вопросы психологии 2002. — № 2 — С. 130−132.
- Самойлова, В.А. К проблеме оптимизации процесса адаптации молодых специалистов в производственном коллективе /В.А.Самойлова //Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М. 1983 -С. 145−163.
- Сборник по реабилитации слепых / Под ред. А. Г. Литвака. -М., 1982.- 115с.
- Свенцицкий, А.Л. Социально-психологические факторы производственной адаптации личности /А.Л.Свенцицкий// Промышленная социальная психология. Л., 1982-С. 64−75
- Свенцицкий, А.Л. Критерии эффективности управления социалистическим производственным коллективом / А. Л. Свенцицкий // Социально-психологические проблемы производственного коллектива.-М., 1983 С.34−47
- Сверлов, B.C. Компенсаторная приспособляемость у слепых /В.С.Сверлов.- М, 1960. -78с.
- Свиридюк, Т. Основы ранней интеграции детей с нарушениями зрения в современном обществе/Т. Свиридюк // Интеграция лиц со специальными потребностями: Тезисы междун.конф.-Шяуляй, 1993
- Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме. Пер. с англ. ./Г.Селье. М., I960.- 254 с.
- Семенов, А.И. Особенности нервно-психических нарушений при внезапной слепоте у взрослых /А.И.Семенов: Автореф. дисс. канд. мед.наук.-М., 1974. -17с.
- Семке, В.Я. Истерические состояния /ВЛ.Семке. М., 1988.224 с.
- Силкин, Л.Н. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению /Л.Н.Силкин. М, 1984. — 45 с.
- Силкин, Л.Н. Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых. Метод, пособие /Л.Н.Силкин.-М.1983 98с.
- Синева, Е.П. Особенности межличностных отношений в производственных коллективах предприятия слепых/ Е. П. Синева: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1982.-19с.
- Скрипкина, Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? /Т.П.Скрипкина// Век толерантности 2001.- № 3 — 4 — С. 42 -52.
- Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности/В.И.Слабодчиков, Е. И. Исаев. М., 1995 — 381с.
- Смирнова, Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями /Е.Р.Смирнова //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы 1997 — № 2 — С.51−57
- Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. 2-е изд. М.: Генезис, 2001 — 112 с.
- Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста /Л.И.Солнцева. М., 1998 -121с.
- Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста / Л. И. Солнцева.- М., 1980. 190с.
- Сорокин, В. М. Изучение самооценки инвалидов по зрению для формирования индивидуальных реабилитационных программ
- В.М.Сорокин, Ю. Т. Матасов, Б. А. Бараш //Актуальные проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению в свете требований перестройки всех сфер жизни общества.- Минск, 1989. С.60−63
- Сорокин, В.М. Специальная психология / В. М. Сорокин /Под ред.Л. М. Шипициной.- СПб., 2003 .-214с.
- Сорокин, П.А. Социальная аналитика. Анализ элементов взаимодействия /П.А.Сорокин // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч./ Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. -4.2. С.144
- Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России./ Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова.- М.: ИНИОН РАН, 2002.- 30с.
- Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др./ Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2000 — с. 111.
- Суславичюс, А. Влияние социальных условий на формирование социальных установок и установки к себе лиц со зрительными дефектами /А.Суславичюс: Автореф. дисс.. канд. психол. наук.- Л., 1978. -16 с.
- Суслова, М.Ю. Социальное самочувствие молодых инвалидов /М.Ю.Суслова //Актуальные проблемы общественного развития. Екатеринбург, 2002.- Вып. 1- С. 44−50.
- Сухих, Е.С. Толерантность: психологическое содержание и личностные факторы / Е. С. Сухих // Человек. Сообщество. Управление: науч.-инф. журн. -Краснодар, 2005-№ 4. С. 66−77.
- Сырникова, H.A. Динамика мотивации в процессе производственной адаптации /Н.А.Сырникова: Автореф. дисс. .канд. пси-хол.наук.- М., 1988.—18с.
- Тарасенко, Е.В. Модели инвалидности (конструирование национальной концепции социальной политики) /Е.В.Тарасенко // Управление здравоохранением.-2003.-№ 1. С.51−62.
- Ташлыков, В.А. Психологическая защита у больных неврозами с психосоматическими расстройствами /В.А.Ташлыков. СПб.: СПбИ-УВ, 1993.-24 с
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека /П.Шарден. М.: Наука, 1987.-240 с.
- Теммоев, Д.Ч. Особенности патологического развития личности у слепых /Д.Ч.Теммоев: Автореф. дисс.. канд. мед. н. М., 1971.-17с.
- Тернер, Д. Аналитическое теоретизирование. Процессы интеграции / Д. Тернер // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет». Ч. 2, 2002 — С. 237.
- Тихонова, Н.Е. Феномен социальной эксклюзии в условиях России /Н.Е.Тихонова // Мир России. 2003.- № 1, — С. 36−84.
- Тишков, В.А. Очерки теории и политики этничности в России В.А.Тишков / РАН. Ин-т этнологии и антропологии. М.: Рус. мир, 1997.-532 с.
- Трудности в общении инвалидов по зрению и пути их устранения / Под ред. А. Г. Литвака М., 1991 — 69с.
- Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» // Собрание актов Президента и правительства Российской Федерации. 1992. № 14. Ст. 1097.
- Улыбина, Е.В. Психология обыденного сознания /Е.В.Улыбина.-М, 2001 263с.
- Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2005. -175 с.
- Усанова, О.Н. Специальная психология/О.Н.Усанова.- СПб.: Изд-во «Питер», 2008.-395с.
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995. № 48. Ст. 4563.
- Феоктистова, В.А. Межличностные отношения в семьях поздно-ослепших / В. А. Феоктистова // Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению средствами физического воспитания.-Волоколамск, 1988. С.41−47
- Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей /В.А.Феоктистова.- СПб.: Речь, 2005.- 128с.
- Феоктистова, В.А. Формирование адекватных установок у слепых и зрячих школьников /В.А.Феоктистова //Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей: Тезисы десятой научной сессии по дефектологии. М., 1990-С.10−15
- Философские проблемы теории адаптации / Под ред. A.B. Петровского. М., 1970.- 243 с.
- Финкель, Н.В. Социально-психологические проблемы инвалидности / Н. В. Финкель //Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов.-М., 1997- С.64−78
- Фобии и тревожные ожидания ослепших. Метод, пособие для реабилитологов / Под ред.А. Г. Литвака.- М., 1991 56с.
- Франкл, В. Доктор и душа /В.Франкл.-СПб.: Ювента.-1997−286с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла /В.Франкл.- М., 1995−366с.
- Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы /А.Фрейд. М.: Педагогика, 1993. 144 с.
- Фрейд, 3. Психология бессознательного /З.Фрейд.М.: Просвещение.-1990.-448 с.
- Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности /Э.Фромм. М.: АСТ-ЛТД,.- 1998. 672 с.
- Фуко, М. История безумия в классическую эпоху/М.Фуко. СПб.: Университетская книга, 1997. -355с.
- Харламова, В.Н. Международная экономическая интеграция: Учебное пособие /В.Н.Харламова.- М.: Анкил, 2007 230с.
- Хворостьянова, Н.И. Социологические аспекты социальной адаптации детей-инвалидов /Н.И.Хворостьянова.- Воронеж: ВГУ, 1999.-131 с.
- Ходаков, А.И. Социально-педагогические условия адаптации молодого рабочего в производственном коллективе /А.И.Ходаков: Ав-тореф. канд. дисс.псих.наук- Л., -1976 с. 17
- Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России /Е.И.Холостова.- М., 1995. 129с.
- Холостова, Е.И., Социальная реабилитация /Е.И.Холостова, Н. Ф. Дементьева.- М.: ИТК, 2002. -145с.
- Хрусталев, С. А., Методика и практика социально-психологической реабилитации незрячих /С.А.Хрусталев, С. А. Гильд Л.И. Боброва.- М., 1986. -25с.
- Черанев, В.И. Психологические аспекты реабилитации ослепших в зрелом возрасте /В.И.Черанев // Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983.-C.3−12.
- Чудновский, В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни /В.Э.Чудновский // Вопросы психологии-2003.- № 3-С.3−15
- Шалагина, Т.С. Реабилитация слепых от рождения /Т.С.Шалагина // Проблемы социальной реабилитации слепых.-М., 1990 С.22−23
- Шамсутдинова, Д.В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности / Д. В. Шамсутдинова: Дис.. д-ра пед. наук. Казань, 2002 — 497 с.
- Шамсутдинова, Д.В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями / Д. В. Шамсутдинова.-Казань: Изд-во КГУ, 2002. 215 с.
- Шапкина, Н.В. Аномалия и индивидуальность: два полюса социального восприятия нетипичности /Н.В.Шапкина// Социокультурные проблемы нетипичности / Под ред. д-ра соц. наук Е. Р. Смирновой.-Саратов, 1997.- С. 115 -125.
- Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта /Л.И.Шипицина.- СПб.: Дидактика Плюс, 2002. 496 с.
- Шипицына, Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии /Л.И.Шипицина, Е. С. Иванов Л.А. Данилова, И. А. Смирнова. СПб.: Образование, 1995.
- Шипицына, Л.М. Экскурс в историю интеграции /Л.И.Шипицина // Специальная педагогика / Под ред. М. Н. Назаровой.- М., 2000. С. 355 -367.
- Шкуратова, И.П. Когнитивный стиль и общение /И.П.Шкуратова. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического ун-та, 1994. — 156 с.
- Шмальгаузен, И.И. Интеграция биологических систем и их саморегуляция / И. И. Шмальгаузен //Бюлл. Московского общества испытателей природы. Отдел биологический.- 1961- Т. 66, вып. 2. С. 104— 134
- Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение /Н.Д.Шматко // Дефектология 1999. — № 1. — С.41−46.
- Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации /Л.Л.Шпак: Автореф. дисс. д-ра социол. наук.- Кемерово, 1991.-37с.
- Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии /Я.Щепаньский. М., 1969 -267с.
- Элланский, Ю.Г. Концепция социальной независимости инвалидов / Ю. Г. Элланский, С. П. Пешков //Социологические исследования. -1995.-№ 12-С. 123 -134.
- Юнг, К. Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее /К.Г.Юнг М.: Мартис, 1995.- 320с.
- Юревиц, А.Ж., Адаптация к профессиональной деятельности /А.Ж.Юревиц, В. С. Аверьянов, О. В. Виноградова и др. // Физиология трудовой деятельности (Основы современной физиологии) / Под ред. В. И. Медведева СПб., 1993.- С. 209−284.
- Язвина, И.М. Совершенствование управления системой социальной реабилитации /И.М.Язвина.- М., 1985 69с.
- Яницкий, М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие /М.С.Яницкий. Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та. — 1999. -84 с.
- Яницкий, О.Н. Социология и рискология /О.Н.Яницкий // Россия: риски и опасности «переходного» общества. М., 1998 — С. 9−35.
- Ярошенко, С.С. Практика социального исключения в постсоветской России /С.С.Ярошенко// Социальная стратификация: история и современность. Тез. всерос. конф. Сыктывкар, 1996. — С. 97.
- Ярская, В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности /В.Н.Ярская // Российский журнал социальной работы.-1995.-№ 5.-С. 67 -74
- Ярская, В.Н. Нетипичность в предмете социологии образования: социальная педагогика и социальная работа / В. Н. Ярская // Социокультурные проблемы нетипичности / Под ред. д. соц.н. Е. Р. Смирновой. Саратов: Изд-во СГТУ, 1997.- С. 44 — 56.
- Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами: Учеб. Пособие / Е.Р.Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. Саратов: Сарат. гос.техн.ун-т.- 2003−316с.
- Ярская-Смирнова, Е. Р. Принцип инклюзивного образования и права инвалидов /Е.Р.Ярская-Смирнова // Материалы научно-практической конференции. Воронеж: ВГУ, 2002 — С. 116−119.
- Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальное конструирование инвалидности / Е.Р.Ярская-Смирнова // Социологические исследования. -1999.-№ 4.- С. 38−45.
- Ярская-Смирнова, Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности /Е.Р.Ярская-Смирнова.- Саратов: Саратовский гос.техн.ун-т.- 1997−272с.
- Abbring, I., New Perspectives in Special Education/I.Abbring., C. Meijer. London and New York, 1994.
- Argyle, M. Social situations. /М. Argyle, A. Furnhem, J. Graham .Cambridge., 1981
- Barker, R.G. Ecological psychology: Concepts and methods for studying the environment of human behavior/ R.Barker. Stanford: Stanford Univ. Press, 1968. 235 p.
- Benedict, R. Patterns of Culture/ L.Benedict., 193 5
- Berrigan, C. School inclusion and social relationships in Italy./ C. Berrigan C., D. Taylor D. R., 1997.
- Bishop, V. Identifying the components of success in mainstreaming / V. Bishop /Journal of Visual Impairment and Blindness, 1986, Nr.9
- Bloom, B.S. Stability and change in human characteristics/ B.S.Bloom. New York, etc.: J. Wiley and Sons, Inc. 1964, 237 p.
- Booth, T. Integrating Special Education/T. Booth., P. Potts (Eds.). Oxford: Blackwell, 1983.
- Burlingham, D. Developmental considerations in the occupations of the blind / D. Burlingham/ Psychoanal. Study Child. 1967. V.22. P. 187−198.
- Calekas, O. Keseny su sunkisis regejimo sutriki suis psichoterapija. /O.Calekas, Vilnus, 1986. 31 p.
- Courington, Sh.M.et.al. The measurement of attitudes toward blindness and its importance for rehabilitation /S. Courington //Rehabilitation Rescazch, 6(1), 1983
- Giddens, A. Sociology/A. Giddens, Cambridge, Oxford: Polity Press, 1993.
- Goffman, E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity/ E. Goffman,. New York, London: A. Touchstone Book, 1986.
- Haan, A. Social Exclusion: An Alternative Concept for the Study of Deprivation?/ A. Haan, // IDS Bulletin. 1998. Vol. 29. № 1.
- Hegarty, S. Educating Pupils with Special Needs in the Ordinary School/S. Hegarty, K. Pocklingtion, D.Lucas. NFER Nelson, 1981.
- Hinz, A. Von der Integration zur Inclusion terminolgisches Spiel oder konzeptionelle Weiterentwicklung/A. Hinz//Zeitschrift fiir Heilpa-dagogik.-2002, N 53/S 354−361
- Jan, B.J. Visual impairment in children and adolescents/ B. Jan, E. Reger, D. Freeman, E.Scott. N.Y.: Grune and Stration, 1977. 418 p.
- Jastrzembska, Z.S. Social and psychological aspects of blindness a sampling of the literature/ Z. Jastrzembska, // Research Bulletin: American Foundation for the Blind, 1973. V.25. P. 169−174.
- Kahle, L.R. Attitudes and social adaptation: A person-situation interactional approach/ L.Kahle. Oxford, 1984.
- Kaplan, D. Disability Community and Identity: Perceptions of Prenatal Screening. Online. /D. Kaplan, M. Saxton // Disability Studies Quarterly. 2001. Fall. Vol. 12. N 2. Date of access: 2003. March 7. P. 1.
- Kluckhohn, C. Patterning as Exemplified in Navaho Culture // Language, Culture and Personality: Essays in Memory of Edward Sapir./ C. Kluckhohn, Menasha, 1941
- Kroeber, A. Configurados of Culture Growth/ A.Kroeber. Berk., 1944
- Lazarus, A.A. Different types of eclecticism and integration: Let' be aware of the dangers/A. Lazarus, // Journal of Personality integration. — 1995. Vol 5(1).—P. 27—39
- Lippman, W. Public opinion./ W. Lippman N.Y., 1922.
- Lukoff, I.F. Attitudes toward the blind // Attitudes toward blind persons / I. Lukoff / Ed. By I.F.Lukoff. N.Y.: American Foundation for the Blind. 1972. P. 12−14.
- Malinowski, B. A Scientific Theory of Culture and other essays/ B.A.Malinowski. Chapel Hill, 1944
- Moores, D. Educating the deaf: Philosophy, principles and practices/ D. Moores, — 3 ed.- Boston: Hougton Mifflin, 1987
- Murphy, A. Attitudes of educators toward the visually handicapped/ A. Murphy // Sight Sav. Rev. 1960. V.30. P.16−18.
- Ogbum, W. Social Change with Respect to Culture and Original / W. Ogbum, Nature. L, 1923-
- Oliver, M. Social Work with Disabled People/ M.Oliver. London. Macmillan, 1983.
- Opier, M. Component, Assemblage, and Theme in Cultural Integration and Differentiation/ M. Opier // American Anthropologist. 1959. V. 61. № 6-
- Ossowski, R. Zachovanie sie warokowych invalidow v sytuecjach trudnych / R.Ossowski. Warszava: Possow, 1979. 152 s.
- Parsons, T. Societies: Evolutionary and comparative perspectives/ T.Parsons. New Jersey, 1966.
- Parsons, T. The Social System/ T.Parsons. New York, 1951. P. 36.
- Redfield, R. The Folk Culture ofYucatan/R. Redfield. Chi., 1941
- Scheel, K. Integration behinderter Kinder in Regelkindergarten/ K. Scheel //Behindertenreitsehrift, 1986, Nr. 1
- Sommers, V.S. The Influence of Parental Attitudes and Social Environment on the Personality Development on the Adolescent Blind. / V.S. Sommers. New York, American Foundation for the Blind, 1944
- Sorokin, P. Social and Cultural Dynamics/ P.Sorokin. N.Y., 1962.
- Sumner, W.G. Folkways/W.G. Sumner. Boston, 1907-
- Tillman, M.H. Associative characteristics of blind and sighted children to selected from classes/M.H.Tillman, C. Williams// International Journal for the Education of the Blind, 18,1968
- Twersky, J. Blindness in Literture: Examples of Depictions ant Attitudes/ J.Twersky. New York. American Foundation for the Blind, 1955
- Visual impairment in children and adolescents / James E. Jan, E. Reger, D. Freeman, Eileen P.Scott. New York: Grune and Stratton, 1977.
- Wanecek, O. Geshischte der Blindenpadagogik / O.Wanecek.Berlin.-1969
- Winser, M.A.The History of Spesial Education From Isolation to Integration/ M.A.Winser.-Washington: D.C.Gallauder University Press, 1993