Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гражданско-правовое регулирование прав потребителей при оказании медицинских услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи диссертационного исследования: проанализировать законодательство Российской Федерации, закрепляющее права потребителей в сфере оказания медицинских услуграскрыть содержание и гражданско-правовую природу медицинской услуги и выявить ее существенные признакивыявить особенности прав и обязанностей сторон гражданско-правовых отношений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере оказания медицинских услуг
    • 1. Медицинская услуга как объект гражданских правоотношений
    • 2. Правовая природа договорных и вне договорных отношений в сфере оказания медицинских услуг
  • Глава 2. Правовые основы деятельности сторон при оказании медицинских услуг
    • 1. Законодательство, регулирующее правоотношения в сфере оказания медицинских услуг
    • 2. Субъектный состав правоотношений при оказании медицинских услуг
    • 3. Правовое положение потребителя медицинских услуг по законодательству Российской Федерации
  • Глава 3. Гражданско-правовая защита прав потребителей при оказании медицинских услуг
    • 1. Правовые гарантии реализации права потребителей на оказание медицинских услуг надлежащего качества
    • 2. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей при оказании медицинских услуг

Гражданско-правовое регулирование прав потребителей при оказании медицинских услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена исключительной социальной значимостью правоотношений, складывающихся в сфере охраны здоровья граждан и необходимостью защиты прав потребителей при оказании медицинских услуг.

С начала 90-х годов прошлого века, в Российской Федерации отмечается достаточно высокая законотворческая активность в сфере правового регулирования охраны здоровья граждан. Так, в течение данного периода было принято более двадцати федеральных законов, которые посвящены регулированию общественных отношений при осуществлении медицинской деятельности.

Вместе с тем, основной проблемой в сфере правового регулирования отношений, возникающих при оказании медицинских услуг, является отсутствие единой системы законодательства, регулирующего данные правоотношения, что приводит к серьезным трудностям в правоприменительной практике и затрудняет осуществление всестороннего контроля за медицинской деятельностью.

С каждым годом увеличивается число судебных споров, связанных с нарушением прав пациентов, что зачастую напрямую связано с дефектами законодательства, такими, как противоречивость норм, отсутствие четкости, множество пробелов, не позволяющих достаточно полно определить правила поведения участников правоотношений, возникающих при оказании медицинских услуг.

В настоящее время отсутствуют нормативно-правовые акты, содержащие адекватное регулирование отношений, непосредственно возникающих между основными участниками договора на оказание медицинских, услуг, определяющие четкий и конкретный механизм защиты прав и интересов потребителей, устанавливающие правовые критерии оценки качества оказываемых медицинских услуг и ответственность их исполнителей за их объем и качество.

Данный вывод подтверждается Конституционным Судом Российской Федерации, который в своем определении по делу отметил отсутствие в современном законодательстве необходимого правового регулирования в данной области отношений, указывая, что «специфика отношений по оказанию медицинских услуг, обусловленная их непосредственной связью с такими благами, как жизнь и здоровье, требует установления в рамках специального регулирования более детальных правил, регламентирующих предоставление гражданам медицинской помощи в различных формах"1.

В связи с этим, в настоящее время изучение проблем гражданско-правового обеспечения прав потребителей медицинских услуг имеет как теоретическое, так и практическое значение для разрешения ситуаций, связанных с использованием мер гражданско-правовой защиты прав потребителей при оказании медицинских услуг.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости проведения теоретического исследования гражданско-правового регулирования прав потребителей, определяют актуальность темы исследования, ее теоретическую и практическую значимость с целью дальнейшего совершенствования и повышения эффективности гражданско-правовой защиты прав потребителей при оказании медицинских услуг.

Степень научной разработанности темы исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды российских ученых Н. А. Ардашевой, Е. Г. Афанасьевой, М. И Брагинского, О. С. Иоффе, А. Ю. Кабалкина, В. А. Кабатова, Г. А. Каликовой, Ю. Х. Калмыкова, Л. О. Красавчиковой, М. Л. Кротова, Е. В. Козьминых, О. Н. Садикова, В. Н. Соловьева, В. Л. Суховерхого, А. М. Эрделевского и других ученых, внесших значительный вклад в анализ гражданско-правовых отношений.

1 Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 N 115−0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2003. N1.

Проблемы, связанные с регулированием гражданско-правовых отношений при оказании медицинских услуг, нашли также отражение в научных исследованиях Е. Е. Васильевой, Ю. В. Данилочкиной, Н. К. Елиной, О. Е. Жамковой, Н. В. Зайцевой, И. Г. Ломакиной, М. Н. Малеиной, А. В. Мелихова, А. А. Мохова, А. Н. Пищиты, А. А. Сироткиной, С. Г. Стеценко, А. В. Тихомирова, С. С. Шевчука и др.

Вместе с тем, признавая научно-практическую значимость указанных исследований, следует отметить, что в данных работах освещались в основном гражданско-правовые проблемы, связанные с порядком и условиями заключения договора возмездного оказания медицинских услуг, а также с квалификацией обязательств из причинения вреда здоровью или жизни гражданина (пациента).

С учетом данных обстоятельств весьма актуальна всесторонняя научная оценка и теоретический анализ проблем, связанных с правовым положением потребителей медицинских услуг с целью выработки предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.

Автором в ходе исследования проанализирован значительный объем общетеоретической и специальной научной литературы по данному направлению, а также использованы законодательные положения административного, арбитражно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, конституционного, уголовного и других отраслей права.

Объектом диссертационного исследования являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданами Российской Федерации своих прав в сфере оказания медицинских услуг, их сущность и особенности.

Предмет исследования составляет правовое обеспечение реализации норм права, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, иных законах и подзаконных актах, регулирующих правоотношения в сфере охраны здоровья граждан в РФ.

Целью диссертации является комплексное изучение и научная оценка теоретических и практических вопросов, связанных с особенностями гражданско-правового регулирования прав потребителей при оказании медицинских услуг, выявление проблем в данном направлении, а также выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации.

Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи диссертационного исследования: проанализировать законодательство Российской Федерации, закрепляющее права потребителей в сфере оказания медицинских услуграскрыть содержание и гражданско-правовую природу медицинской услуги и выявить ее существенные признакивыявить особенности прав и обязанностей сторон гражданско-правовых отношений при оказании медицинских услугисследовать договорные и внедоговорные отношения в сфере оказания медицинских услугисследовать правовые гарантии реализации прав потребителей при оказании медицинских услугвыработать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения при оказании медицинских услуг.

Методологическая и теоретическая основы исследования. В процессе исследования автором использовались общенаучные методы познания: диалектический, историко-лошческий, а также частно-научные методы: сравнительно-правовой анализ, системный анализ, метод правового моделирования. Комплексный характер исследования позволил рассмотреть иные проблемы гражданско-правового регулирования прав потребителей при оказании медицинских услуг и изучить связанные с ними явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, Гражданский Кодекс Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере оказания медицинских услуг.

Эмпирическую базу исследования составили Постановления Европейского Суда по правам человека по делам о нарушении прав человека при получении медицинской помощи, Определения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о нарушении конституционных прав граждан при получении медицинской помощи, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, так как основной формой защиты прав потребителей при оказании медицинских услуг в настоящее время является судебная защита. В связи со спецификой правового регулирования медицинской деятельности автором обращено особое внимание на судебную практику, отраженную в Решениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делам о нарушении установленных законодательством требований при осуществлении медицинской деятельности.

По специально разработанной программе автором проведен социологический опрос руководителей, врачей и юристов медицинских организаций с целью получения статистических данных о соблюдении прав потребителей при оказании медицинских услуг и получения мнения о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее гражданско-правовые отношения при оказании медицинских услуг. Результаты опроса положены автором в основу формирования предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере оказания медицинских услуг.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что автором проведено комплексное исследование гражданско-правовой природы медицинской услуги, проанализированы особенности применения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей в сфере оказания медицинских услуг, освещены проблемы реализации прав потребителей при оказании медицинских услуг, что позволяет расширить представление о правовом положении потребителей медицинских услуг и дает возможность пациентам пользоваться теми специфическими формами защиты своих прав, которые предоставлены законодательством Российской Федерации потребителям услуг как особым субъектам гражданского оборота. Новизну исследования составляют также сформулированные автором понятия «медицинская услуга», «качество медицинской услуги», «договор на оказание медицинских услуг».

Научная новизна исследования конкретизируется в основных положениях, выносимых на защиту:

1. Медицинская услуга обладает специфическими признаками, выделение которых необходимо в целях обособления медицинской услуги от других видов профессиональных услуг (юридических, ветеринарных, образовательных и др.), что может служить основой для совершенствования действующего законодательства Российской Федерации и повышения значения уровня правового регулирования отношений при оказании медицинских услуг: а) объектом воздействия медицинской услуги являются особо ценные, значимые личные неимущественные блага гражданина — жизнь, здоровье, телесная (физическая) неприкосновенностьб) медицинская услуга представляет собой разновидность профессиональных услуг, что обуславливает повышенные требования к квалификации исполнителя услугив) качество медицинской услуги зависит как от квалификации исполнителя, так и от технической оснащенности медицинской организацииг) результат медицинской услуги (за некоторыми исключениями) не имеет вещественного выражения, так как услуга приобретается и потребляется в процессе ее оказания и не может быть передана заказчиком другому лицуд) неоднозначность оценки результата медицинской услуги, так как в отличие от других сфер профессиональной деятельности, в медицине неблагоприятный и даже летальный исход не всегда является противоестественным и противоправным, учитывая особенности организма и характер конкретного заболевания.

2. Медицинская услуга определяется как деятельность исполнителя разового или комплексного характера, регулируемая законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, направленная на охрану здоровья населения в виде профилактики заболеваний, их диагностики и лечения, имеющая определенную стоимость.

3. Основой формирования гражданско-правовых отношений между исполнителем и потребителем медицинских услуг является гражданско-правовой договор на оказание медицинских услуг, в соответствии с которым одна сторона — исполнитель (медицинская организация, частнопрактикующий врач) обязуется с согласия пациента, а в предусмотренных законом случаях и без такового, оказывать медицинские услуги, имеющие целью выздоровление и (или) поддержание здоровья пациента, а другая сторона — заказчик (пациент, страховщик или третье лицо в интересах пациента) обязана содействовать оказанию услуги и оплатить ее в определенном договором размере.

4. Медицинская услуга вне зависимости от источника ее финансирования, обладает признаками публичности:

— медицинская организация не вправе отказать потребителю в заключении договора, когда у нее есть возможность предоставить ему соответствующие услуги;

— цена услуг, а также другие условия договора на оказание медицинских услуг должны быть одинаковыми для всех потребителей.

Следовательно, медицинская организация любой организационно-правовой формы по характеру своей деятельности должна осуществлять обязанности по оказанию медицинских услуг в отношении каждого, кто к ней обратится. Не оказывать медицинскую услугу организация вправе только в тех случаях, когда пациент настаивает на получении такой услуги, которая не входит в перечень видов деятельности данной организации, либо когда выполнение такой услуги нецелесообразно, опасно для здоровья пациента. •.

5. Качество медицинской услуги определяется совокупностью характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской услуги имеющимся потребностям (состоянию) пациента, его ожиданиям, на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов организации, оказывающей медицинские услуги, и применения совершенных медицинских технологий.

6. При оказании медицинских услуг в процессе диагностики и лечения пациента, в связи с использованием необходимого оборудования, инструментария, веществ, представляющих собой источники повышенной опасности (рентгеновские и лазерные установки, сильнодействующие лекарственные средства и тому подобное), не исключено развитие осложнений. В связи с этим, признав за медицинской услугой правовой режим, аналогичный режиму источника повышенной опасности — деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 Гражданского Кодекса Российской Федерации), моральный вред должен компенсироваться гражданам вне зависимости от наличия вины исполнителя медицинской услуги.

7. В целях устранения пробелов и дальнейшего совершенствования действующего законодательства Российской Федерации в сфере оказания медицинских услуг:

7.1. Предлагается внести изменения в абзац 3 ст. ЗЗ Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и изложить его в следующей редакции:

При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего 15-летнего возраста (а больных наркоманией — 16 лет), либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни указанных лиц, вопрос о его проведении решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц медицинского учреждения. Дальнейшее пребывание указанных лиц в медицинском учреждении осуществляется по решению суда".

7.2. При оказании медицинских услуг обязанности потребителей являются неотъемлемым элементом их правового положения, следовательно, обязанности услугополучателя медицинских услуг по оказанию содействия услугодателю должны получить закрепление на уровне федерального закона.

В связи с этим, целесообразно дополнить Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан статьей ЗОЛ, закрепляющей обязанности пациента и изложить ее в следующей редакции:

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент обязан выполнять требования, направленные на обеспечение качественного предоставления медицинской услуги:

— сообщать все известные пациенту сведения о состоянии своего здоровья, в том числе об аллергических реакциях на лекарственные средства, наследственных, венерических, психических и других заболеваниях в семье, иных факторах, которые могут повлиять на ход лечения, включая информацию о злоупотреблении алкоголем, наркотическими препаратами или токсическими средствамипредоставить лечащему врачу данные (при их наличии) предварительных исследований и консультаций специалистов, проведенных вне данного медицинского учреждения;

— строго выполнять все назначения, предписания, рекомендации специалистов, оказывающих медицинскую помощь;

— своевременно информировать специалистов о любых изменениях самочувствия и состоянии здоровья;

— выполнять правила внутреннего распорядка медицинского учреждения".

Теоретическая и практическая значимость исследования определяются его актуальностью, новизной и выводами как теоретического, так и практического характера. Теоретическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в дальнейшей научной разработке проблем гражданско-правового регулирования прав потребителей при оказании медицинских услуг, включая вопросы правового регулирования осуществления контроля за качеством медицинских услуг.

Практическая значимость исследования определяется необходимостью дальнейшего совершенствования гражданско-правового регулирования отношений, складывающихся в сфере охраны здоровья граждан. В настоящее время правовое регулирование прав потребителей при оказании медицинских услуг в Российской Федерации недостаточно отвечает потребностям граждан.

Основные положения исследования могут быть использованы в процессе преподавания курса «Гражданское право» в высших учебных заведениях юридического профиля, в частности, предложения об уровневом подходе изложения законодательства, регулирующего отношения в сфере охраны здоровья граждан.

Предложенная автором модель договора на оказание медицинских услуг может быть введена в оборот при осуществлении деятельности по оказанию медицинских услуг.

Сформулированные предложения могут быть основой для совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере оказания медицинских услуг и использоваться в практической деятельности государственных, муниципальных и частных медицинских организаций системы здравоохранения.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические рекомендации диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях, съездах, посвященных правовым проблемам охраны здоровья граждан, в частности на П Всероссийском съезде (Национальном конгрессе) по медицинскому праву (г.Москва, 2005 г.), на III Всероссийском съезде (Национальном конгрессе) по медицинскому праву (г.Москва, 2007 г.), на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Суздаль, 28−29 мая.

2008 г.), на семинарах и «круглых столах» с медико-правовой тематикой, проводимых в г. Москве в 2006;2009г.г. по инициативе образовательных, медицинских, общественных и иных организаций.

Отдельные результаты исследования автора нашли применение в учебном процессе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова при преподавании учебных дисциплин «Правоведение. Юридические основы деятельности врача» и «Правовые основы охраны здоровья», а также в практической деятельности Федерального государственного унитарного предприятия «Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации», осуществляющего медицинскую деятельность в филиале «Мединцентр» (г.Москва) и в иных медицинских организациях различных организационно-правовых форм.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы и предложения:

I. Особой разновидностью услуг в соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ являются медицинские услуги. Наличие особого правового режима медицинской услуги несомненно, что явно следует из той законодательной конструкции, которая используется в гл. 39 ГК РФ, а также из той совокупности специальных норм, которые определяют условия и порядок предоставления медицинских услуг.

Вывод о том, что медицинская услуга обладает специфическими признаками, которые существенно отличают ее от прочих видов услуг: а) объектом воздействия медицинской услуги являются особо ценные, значимые личные неимущественные блага гражданина — жизнь, здоровье, телесная (физическая) неприкосновенностьб) медицинская услуга представляет собой разновидность профессиональных услуг, что обуславливает повышенные требования к квалификации исполнителя услугив) качество медицинской услуги зависит как от квалификации исполнителя, так и от технической оснащенности медицинской организацииг) результат медицинской услуги, за отдельными исключениями, не имеет вещественного выражения, так как услуга приобретается и потребляется в процессе ее оказания и не может быть передана заказчиком другому лицуд) неоднозначность оценки результата медицинской услуги, так как в отличие от других сфер профессиональной деятельности, в медицине неблагоприятный и даже летальный исход не всегда является противоестественным и противоправным, учитывая особенности организма и характер конкретного заболевания.

II. Изученные признаки медицинской услуги позволяют сделать вывод о том, что медицинская услуга складывается из составляющих ее действий медицинского характера (медицинской помощи).

Медицинская помощь проявляет себя посредством медицинской услуги, является ее содержанием. Следовательно, медицинская услуга может рассматриваться в качестве медицинской помощи определенного вида и объема.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что медицинская услуга есть деятельность исполнителя разового или комплексного характера, регулируемая законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, направленную на охрану здоровья населения в виде профилактики заболеваний, их диагностики и лечения, имеющая определенную стоимость.

III. Вывод о том, что медицинская услуга вне зависимости от источника ее финансирования, обладает признаками публичности. Следовательно, медицинская организация любой организационно-правовой формы по характеру своей деятельности должна осуществлять обязанности по оказанию медицинских услуг в отношении каждого, кто к ней обратится, что в полной мере соответствует характеристике публичного договора, данной в ст. 426 ГК РФ.

IV. Вывод о том, что нормы главы 39 ГК РФ закрепили лишь общие подходы к регулированию отношений, связанных с оказанием медицинских услуг и некоторые из них не могут быть применены к правоотношениям в сфере медицинских услуг.

В частности, в отношении обязательств по оказанию медицинских услуг не может быть применен п. 2.ст.782 ГК РФ, закрепляющий право на «односторонний отказ от исполнения договора», так как признание права медицинской организации на односторонний отказ от исполнения обязательств, при том, что у нее имеется возможность оказать соответствующие" услуги, приводит к неправомерному ограничению конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Вызывает сомнение и возможность применения к правовому режиму регулирования оказания медицинских услуг статьи 780 ГК РФ, в соответствии с которой исполнитель обязан оказать услуги лично, так как стороной договора в лице исполнителя чаще всего выступает медицинская организация, но непосредственным субъектом исполнения медицинской услуги — конкретный медицинский работник, не являющийся при этом стороной договора.

V. Вывод о том, что одни из важнейших дефиниций, в которых должна закладываться основа правовотношений в сфере медицинских услуг (определений «медицинской услуги», «качества медицинской услуги», «потребителя медицинской услуги») либо вообще не закреплены действующим законодательством, либо определены подзаконными ведомственными правовыми актами. Данные негативные факты приводят к искажению сущности медицинской услуги, к появлению ошибок в правоприменительной практике и, следовательно, к нарушению конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Таким образом, предлагается закрепить вышеуказанные понятия на уровне федерального закона, регулирующего правоотношения в сфере здравоохранения. Предположительно, в законе «О здравоохранении», проект которого в настоящее время вновь включен после длительного перерыва в Примерную программу законопроектной работы Государственной Думы.

VI. Вывод о том, что основой формирования гражданско-правовых отношений между исполнителем и потребителем медицинских услуг является гражданско-правовой договор на оказание медицинских услуг, в соответствии с которым одна сторона — исполнитель (медицинская организация, частнопрактикующий врач) обязуется оказывать медицинские услуги, имеющие целью выздоровление и (или) поддержание здоровья пациента с его согласия, а в предусмотренных законом случаях и без такового, а другая сторона — (заказчик) — пациент, страховщик или третье лицо в интересах пациента обязан содействовать оказанию услуги и оплатить ее в определенных законом или договором размере.

VII. Пациент — как непосредственный потребитель медицинской услуги является центральной фигурой, с которой взаимодействуют все иные субъекты, так или иначе принимающие участие в организации, обеспечении или непосредственном оказании медицинской помощи.

Учитывая приведенные выше доводы, автор предлагает следующее определение: потребителем медицинской услуги является пациент (физическое лицо), вступивший в правовые отношения с медицинской организацией (частнопрактикующим врачом), наделенный закрепленными государством в законодательном порядке специфическими правами и обязанностями.

УШ. Серьезной практической и теоретической проблемой остается определение правового механизма оценки качества оказываемых медицинских услуг. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что одним из основных критериев качества медицинской услуги являются выполнение стандартов медицинской помощи, выполнение которых — одно из условий оказания качественной и безопасной медицинской услуги.

Автором предложено следующее определение качества медицинской услуги — совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской услуги имеющимся потребностям (состоянию) пациента (населения), его ожиданиям, на основе оптимального использования кадровых и материально — технических ресурсов организации, оказывающей медицинскую помощь и применения совершенных медицинских технологий.

IX. Вывод о том, что при оказании медицинских услуг вопрос о компенсации морального вреда потребителю должен решаться независимо от вины причинителя вреда, так как осуществление медицинского вмешательства обладает всеми квалифицирующими признаками деятельности, представляющей потенциальную опасность для услугополучателя (пациента). Так, при оказании медицинских услуг в процессе диагностики и лечения пациента в связи с использованием необходимого оборудования, инструментария, веществ, представляющих собой источники повышенной опасности (рентгеновских и лазерных установок, сильнодействующих лекарственных препаратов и т. п.) не исключено развитие осложнений. В связи с этим, признав за медицинской услугой правовой режим, аналогичный режиму источника повышенной опасности — деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ) моральный вред должен быть возмещен вне зависимости от наличия вины.

X. Вносятся предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере оказания медицинских услуг:

Предлагается внести изменения в абзац 3 ст. ЗЗ Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и изложить в следующей редакции:

При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего 15-летнего возраста (а больных наркоманией — 16 лет), либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни указанных лиц, вопрос о его проведении решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц медицинского учреждения. Дальнейшее пребывание указанных лиц в медицинском учреждении осуществляется по решению суда.".

В обязательствах об оказании медицинских услуг обязанности потребителей являются неотъемлемым элементом их правового положения, следовательно, обязанности услугополучателя медицинских услуг по оказанию содействия услугодателю должны получить закрепление на уровне федерального закона.

В связи с этим, целесообразно1 дополнить Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан статьей 30.1, закрепляющей обязанности пациента и изложить ее в следующей редакции:

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент обязан выполнять требования, направленные на обеспечение качественного предоставления медицинской услуги:

— сообщать все известные пациенту сведения о состоянии своего здоровья, в том числе об аллергических реакциях на лекарственные средства, наследственных, венерических, психических и других заболеваниях в семье, иных факторах, которые могут повлиять на ход лечения, включая информацию о злоупотреблении алкоголем, наркотическими препаратами или токсическими средствами;

— предоставить лечащему врачу данные предварительных исследований и консультаций специалистов, проведенных вне медицинского учреждения (при их наличии);

— строго выполнять все назначения, предписания, рекомендации специалистов, оказывающих медицинскую помощь;

— своевременно информировать специалистов о любых изменениях самочувствия и состоянии здоровьявыполнять правила внутреннего распорядка медицинского учреждения.".

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской федерации (часть первая) от 30.11. 1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ от 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ от 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-Ф3 (ГПК РФ) // СЗ РФ от 18.11.2002. N 46.Ст. 4532.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3// СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
  6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993. № 5487−1// Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.
  7. Закон РФ от 28.06.1991. N 1499−1"0 медицинском страховании граждан в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920.
  8. Федеральный закон от 12.01.1996. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ от 15.01.1996. N З.Ст. 145.
  9. Федеральный закон от 19.02.1993. N 4528−1 «О беженцах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25.03.1993. N 12. Ст. 425.
  10. Закон РФ от 07.02. 1992 г. N 2300−1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ от 28.07.2008. N 30 (часть II). Ст. 3616.
  11. Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"//С3 РФ от 27.11.1995. N 48.Ст. 4563.
  12. Федеральный закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.02.2000 г. N 29-ФЗ // СЗ РФ от 10.01.2000. N 2. Ст. 150.
  13. Федеральный закон от 08.01.1998 г. N З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СЗ РФ от 12.01.1998. N 2. Ст. 219.
  14. Федеральный закон от 09.01.1996 г. N З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ от 15.01.1996. N 3. Ст. 141.
  15. Федеральный закон от 23.02.1995. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно оздоровительных местностях и курортах"//СЗ РФ» от 27.02.1995. N9. Ст. 713.
  16. Федеральный закон от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"//С3 РФ от 25.06.2001. N26. Ст. 2581.
  17. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения'7/СЗ РФ от 05.04.1999. N 14. Ст. 1650.
  18. Федеральный закон от 22.06.1998. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах"// СЗ РФ от 29.06.1998. N 26. Ст. 3006.
  19. Федеральный закон от 30.03.1995 г. N 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ инфекции)» // СЗ РФ от 03.04.1995. N 14. Ст. 1212.
  20. Закон РФ от 09.06.1993 г. N 5142−1 «О донорстве крови и ее компонентов» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1993 г. N 28. Ст. 1064.
  21. Закон РФ от 22.12.1992 г. N 4180−1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1993 г., N2. Ст. 62.
  22. Закон РФ от 02.07.1992 г. N 3185−1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании’У/Ведомости Съезда народныхдепутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 августа 1992. N 33. Ст. 191.
  23. Федеральный закон от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней'7/СЗ РФ от 21.09.1998. N 38. Ст. 4736.
  24. Федеральный закон от 08.08. 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности"//СЗ РФ от 13.08. 2001. N 33 (Часть I). Ст. 3430.
  25. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-Ф3 «О рекламе» // СЗ РФ от 20.03.2006. N 12. Ст. 1232.
  26. Закон Псковской области от 8 мая 2007 года N 656−03 «О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области» // Псковская правда от 15 мая 2007. N94−95.
  27. Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 г. N30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» // СЗ РФ от 29.01.2007. N 5. Ст. 656.
  28. Постановление Правительства РФ от 01.09.2005 г. N 546 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации"// СЗ РФ от 05.09.2005. N 36. Ст. 3708.
  29. Постановления Правительства РФ от 13.01. 1996 г. N 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями // СЗ РФ от 15.01.1996. N 3. Ст. 194.
  30. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 г. N 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // СЗ РФ от 10.08. 1998. N 32. Ст. 3902.
  31. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"// СЗ РФ от 13.03.1995.N11.Ct. 997.
  32. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.11. 2004 г. N 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» //Российская газета от 26 ноября 2004. N 263.
  33. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11. 2004 г. N 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» // Российская газета от 21 декабря 2004. N 282.
  34. Приказ Минздрава РФ от 08.04.1998 г. N 108 «О скорой психиатрической помощи» // Медицинская газета от 27 мая 1998 г. N 42.
  35. Приказ Минздрава РФ от 16.09. 1992. N 277 «О создании системы медицинских стандартов (нормативов) по оказанию медицинской помощи населению Российской Федерации» // Текст приказа официально опубликован не был.
  36. Приказ Минздрава РФ от 22.01.2001. N 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» // Текст приказа официально опубликован не был.
  37. Приказ Федерального фонда ОМС от 14.04.1994 г. N 16 «О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан"// Текст приказа официально опубликован не был.
  38. Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная) (утв. Минздравом РФ и Российской академией медицинских наук 10 ноября 1999 г. NN 01−23/4−10, 01−02/41)//Текст инструкции официально опубликован не был.
  39. Проект Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации"//Консультант плюс (Электронный ресурс). Справочная правовая система. Сетевая версия. Разд. Законопроекты.
  40. Проект Федерального закона «О регулировании частной медицинской деятельности"//Консультант плюс (Электронный ресурс). Справочная правовая система. Сетевая версия. Разд. Законопроекты.
  41. Проект Федерального закона «О рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств» // Консультант плюс (Электронный ресурс). Справочная правовая система. Сетевая версия. Раздел Законопроекты.
  42. Международные правовые акты
  43. Всеобщая Декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюция 217А (III) от 10 декабря 1948. Международное публичное право. Сборник документов. T. I М. 1996.
  44. Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 19 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
  45. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 7(1831).
  46. Конвенция ООН о правах ребенка (1989)//Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М. 1993. Вып. 2 С. 274.
  47. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 2001. N2. Ст. 163.
  48. Международный кодекс медицинской этики 1950 года (принят Всемирной Организацией Здравоохранения) // Действующее международное право. Вып. 3. Т. 2. М. 1997.
  49. Постановление Европейского Суда по правам человека от 17.07. 2008 года № 20 511/03. Дело «Князевой против Российской Федерации» // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2008. № 12.
  50. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.04.1994 N 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 7.
  51. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» //Российская газета. 08.02.1995.N 29.1. Статьи и издания
  52. С.С. Об объекте права и правоотношения // Вопросы общей теории советского права. М. 1960.
  53. О.Ю. Перспективы формирования законодательства в сфере охраны здоровья граждан. // Главврач.2007. N 3.
  54. В.И. Медицинское право в вопросах и ответах. М. 2000.
  55. H.A. Имущественные потребности и гражданское право. Сарато. 1987.
  56. O.A. Особенности медицинской услуги// Вестник института права СГЭА. Актуальные проблемы правоведения: Научно-теоретический журнал. 2002. № 3.
  57. Т.М. Договор возмездного оказания медицинских услуг: порядок и особенности заключения // Медицинское право. М., 2004. № 3.
  58. А.Г. Соотношение уголовного права и законодательства о здравоохранении // Сборник «Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву» М. 2007.
  59. Брагинский М. И, Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. М. 2001.
  60. Х.В. Обеспечение качества медицинского обслуживания: концепция и методология. Копенгаген. 1985.
  61. Г. Р. Защита прав потребителей: учебное пособие. -«Юстицинформ». 2008.
  62. Н.Ф., Александрова О. Ю., Григорьев И. Ю., Андреева О. В. Права граждан на охрану здоровья в системе медицинского страхования // Главврач.2006. N 8,
  63. Н.Ф. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан. М. 2005 г.
  64. И.Ю. Системный анализ нормативно-правового обеспечения регионального здравоохранения. // Сборник «Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. М.2007.
  65. Гражданское право: Учебник Часть II // Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. -М.: Проспект, 1997.
  66. Гражданское право. Том И. Полутом 2 // под ред. доктора юридич. наук, проф. Е. А. Суханова БЕК. 2003.
  67. A.A., Козлова Н. Е. // Комментарий к Закону РФ «О медицинском страховании граждан в РФ (постатейный) // ЗАО Юстицинформ. 2007.
  68. О.Ю. Правовой режим публичного договора и деятельность медицинских организаций по оказанию платных медицинских услуг: соотношение // Медицинское право. 2006. № 2.
  69. А.Н. Комментарий к постановлениям Пленумов Верховного Суда РФ по гражданским делам. Экзамен. 2007.
  70. Л.Ю., Спектор A.A. Гражданское право России: Учебник для вузов. Юстицинформ. 2007.
  71. Ю.В. Правовое регулирование рекламы медицинских услуг // Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал. -Самара, 2003. № 1−2.
  72. A.C., Нестеренко Ю. М. О рассмотрении судами гражданских дел, связанных с ненадлежащей медицинской помощью (обзор судебной практики) // Медицинское право. 2005. № 4.
  73. Т.В. Общая характеристика нормативно-правовых актов РФ об охране здоровья граждан. // Медицинское право. 2007. N 2.
  74. Н.В. Предмет договора возмездного оказания медицинских услуг // Право: теория и практика. М., 2003. № 12.
  75. Н.П. Услуга как объект гражданского правоотношения // Проблемы права, социалистической государственности и социалистического управления. Свердловск 1978.
  76. О.С. Советское гражданское право (курс лекций): Отдельные виды обязательств. JI. 1961.
  77. О.С. Обязательственное право. М, 1975.
  78. В.А. Возмездное оказание услуг//Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель. 1996.
  79. А.Ю. Сфера обслуживания: Гражданско-правовое регулирование. М. 1972.
  80. А.Ю. Услуги в системе отношений, регулируемых гражданским правом // Государство и право. 1994. № 8−9.
  81. Ю.Х. К понятию обязательств по оказанию услуг в гражданском праве // Советское государство и право. 1966. № 5.
  82. Л.В., Ломакина И. Г., Сергеев Ю. Д. Проблемы гражданско-правовой ответственности при оказании медицинской помощи// Российский судья. 2005. № 9.
  83. В.В. Договор на оказание возмездных услуг. Учебное пособие. Челябинск, 2002.
  84. О.С. Советская наука гражданского права (понятие, предмет, состав и система). Свердловск, 1961.
  85. Ю.Х. К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве//Избранное: Труды. Статьи. Выступления. М. 1998.
  86. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный)/Отв. ред. О. Н. Садиков. М. 1998.
  87. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный) / Под ред. A.M. Эрделевского. М.: Юристъ. 2006.
  88. Е. Обязательства вследствие причинения вреда здоровью при оказании медицинских услуг // Российская юстиция. 2001. № 2.
  89. Е. «Бесплатные» медицинские услуги как форма возмездных отношений // Российская юстиция. 2002. № 12.
  90. М.В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве. JI. 1990.
  91. Г. Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. -Юстицинформ, 200 г.
  92. И.Г. Права потребителя-пациента и их защита при некачественном оказании медицинской услуги.//Медицина и право. Материалы конференции М.1999.
  93. М.Н. Законодательство о здравоохранении в России: Современное состояние и перспективы развития//Современное медицинское право в России и за рубежом: Сборник научных трудов. М., 2003.
  94. М.Н. Статус органов, тканей, тела человека как объект права собственности и права на физическую неприкосновенность// Законодательство. 2003. N11.
  95. М. Н. Человек и медицина в современном праве. М. 199 г.
  96. О.П. Ответственность за нарушение врачебной тайны // Юрист. 2005. № 8.
  97. Е.А. Субъекты публичного договора // Научные труды РАЮН. Т. 1.2003.
  98. Е.А. Особенности некоторых видов договоров возмездного оказания медицинских услуг // Юрист. 2003. № 9.
  99. A.A. К вопросу о квалификации обязательств из причинения вреда здоровью или жизни гражданина (пациента). // Медицинское право.2005. N1.
  100. A.A. Проблемы судебного разбирательства дел о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни гражданина при оказании медицинской помощи // Медицинское право. 2005. № 4.
  101. И.Н. Проблемы продвижения лекарственных средств в России: правовой аспект // Научные труды II Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. Россия, Москва, 13−15 апреля 2005 г. С. 58.
  102. Я.Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей». Система ГАРАНТ. 2006.
  103. А.Н. Правовое регулирование медицинской деятельности в современной России. Теоретико-правовые аспекты. — ЦКБ РАН. 2008 г.
  104. А.Н. Правовой статус российского пациента // Журнал российского права. 2005. N 11.
  105. А.Н., Стеценко С. Г., Паращич И. М. Проблемы реализации права пациента на добровольное информированное согласие // Материалы 2-ой Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 26 марта 2004 г.). М, 2004.
  106. A.M. Права потребителей при оказании медицинских услуг. // Законы России: опыт, анализ, практика, 2007. N 2.
  107. Ю. В. Договор возмездного оказания услуг // Закон. 1999. № 10.
  108. В.Н., Шпаковская Е. П. Социально-экономическая статистика. Учебник. М. 2001.
  109. А.Н. Права потребителей по договорам возмездного оказания услуг // Законы России: опыт, анализ, практика.2007. N 2.
  110. JI.B. Права потребителей по договорам возмездного оказания услуг // Законы России: опты, анализ, практика.2007. № 2.
  111. JI.B. Проблемы формирования понятия услуги в условиях перехода к постиндустриальному обществу //Социально-экономическое развитие и международные отношения. М. 2004.
  112. Ю.Д., Милушин М. И. Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении //Медицинское npaBO.2005.N3.
  113. В. Т. Обязательства, возникающие из причинения вреда. Л.1973.
  114. A.A. Договор оказания медицинских услуг. Особенности правового регулирования. М. 2004.
  115. С.Г. Медицинское право. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
  116. A.A., Комарец С. А., Фуркалюк М. Ю., Курило И. Н. Экспертное заключение: своевременность и адекватность этитропной терапии -основные показатели качества оказанной медицинской помощи // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи.2007. N 5.
  117. В.Л. Гражданско-правовое регулирование отношений по здравоохранению. Советское государство и право. 1975. № 6.
  118. A.B. Обязательства из причинения вреда здоровью при оказании медицинских услуг // Адвокат.2008. N 5.
  119. A.B. Медицинское право: Практическое пособие. М., 1998.
  120. A.B. Значение договора при оказании медицинских услуг // Российская юстиция. 2002 г. № 8.
  121. Г. М., Федорова М. Ю. Правовое регулирование психиатрической помощи: учебное пособие для вузов. -Юстицинформ. 2006.
  122. В.Н. Закон о правах и ответственности пациента — надежная защита от противоправных посягательств // Медицинское право. 2006. № 4.
  123. Д.Г. Функции советского гражданского права. Тбилиси.1990.
  124. А.Н. Место и роль законов субъектов Российской Федерации в системе законодательного регулирования в сфере совместного ведения // Журнал российского права. 2005. N 5.
  125. С.А., Кицул И.С.//Заюпочение договора оказания медицинских услуг в рамках добровольного медицинского страхования: практические рекомендации по согласованию условий заключаемого договора. // Главврач.2008. N 6.
  126. С.С. Договор оказания медицинских услуг. Ставрополь.2005.
  127. С.С. Правовое регулирование оказания медицинских услуг: проблемы совершенствования. // Журнал российского права.2001. N 2.
  128. Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг//Сб. учен, тр. Свердловск, 1964. Вып. 3.
  129. A.M. Компенсация морального вреда. Комментарий.М.:Изд-во БЕК. 2000.
  130. Ц.А. О теории административного договора (вместо рецензии) // Советское государство и право. 1966. № 10.
  131. Яценко Е. Ю. Современные взгляды на предмет и метод медицинского права // Сборник. Научные труды II Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. Россия, Москва, 13−15 апреля 2005 г.
  132. Диссертации и авторефераты
  133. Ю.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности на рынке медицинских услуг: Дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 2003 г.
  134. JI.В. Гражданско-правовые способы реализации права на охрану здоровья в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М.: РГБ, 2006 г.
  135. Н. К. Правовые проблемы оказания медицинских услуг: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. Волгоград. 2006 г.
  136. O.E. Правовое регулирование оказания медицинских услуг по законодательству Российской Федерации: Дисс. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.03. Москва, 2007 г.
  137. Н.В. Договор по оказанию медицинских услуг: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 2004 г.
  138. И.Г. Гражданско правовое регулирование отношений по оказанию медицинских услуг в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М.: 2006 г.
  139. А.Ю. Правовой статус граждан Российской Федерации при оказании медицинской помощи Административно-правовой аспект : Дис. .канд. юрид. наук: 12.00.14 .-М.: РГБ, 2005 г.
  140. A.B. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный здоровью или жизни пациента: Вопросы теории и практики: Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. Волгоград: РГБ, 2006 г.
  141. Нагорная C.B.Договор об оказании медицинских услуг. Дисс.. к.ю.н. Белгород, 2004 г.
  142. В.П. Административно-правовой статус больницы. Автореф дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург. 1991 г.
  143. A.A. Договор возмездного оказания медицинских услуг. Дис. канд. юрид. наук: 12.00.03. Москва. 2006 г.
  144. В.Н. Гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих при реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Томск. 1999 г.
Заполнить форму текущей работой