Педагогические условия социальной адаптации выпускников профессионального колледжа к обучению в вузе
Диссертация
Проанализировав различные научные подходы к рассмотрению данного понятия, мы приняли в качестве рабочего следующее определение: социальная адаптация первокурсников — выпускников профессиональных колледжей к обучению в вузе представляет собой интегративный, динамичный, структурно-уровневый процесс становления у студентов личностных качеств, познавательных и учебно-исследовательских навыков… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Научно-теоретические основы социальной адаптации выпускников профессиональных колледжей к обучению в вузе
- 1. 1. Понятие адаптации студентов к обучению в вузе, её механизмы и возможности
- 1. 2. Теоретическая структурно-функциональная модель социальной адаптации выпускников колледжа к обучению в вузе
- 1. 3. Обоснование педагогических условий протекания эффективной социальной адаптации первокурсников — выпускников колледжей к высшему профессиональному образованию
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная апробация педагогических условий социальной адаптации выпускников профессиональных колледжей к обучению в вузе
- 2. 1. Диагностика успешности адаптационного процесса первокурсников
- 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели и педагогических условий эффективной адаптации первокурсников к обучению в вузе
- 2. 3. Физическая культура как фактор социальной адаптации выпускников профессионального колледжа к обучению в вузе
- 2. 4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург: Деловая книга, — М.: Издательский центр «Академия», 1995. — 224 с.
- Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. -Екатеринбург: Деловая книга, М.: Издательский центр «Академия», 1999 -128 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 1945.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. -335с.
- Агаджанян H.A. Адаптация и резервы организма. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176с.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. -М.Медицина, 2008. 237с.
- Андреева Г. А. К вопросу об адаптации студента в вузе //Материалы научно-практической конференции Тарту, 1971. -С. 47−55
- Андреева Г. А. Социальная психология, М., 1980. — 246с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник М.: Аспекс-Пресс, 1999. -373с.
- Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность //Проблемы активности студентов, Ростов, 1975. — С. 23−25.
- Андреева Д.А. О понятии адаптации //Человек и общество. JL, 1983.-С. 64−67.
- Андреева М.А. Методы исследования межличностного восприятия. -М.:МГУ, 1984. -141с.
- Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования //Известия Российской академии образования. М.,-2000. — № 1.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2009. — 226с.
- Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. — 399с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. -400с.
- Анохин П.К. Вступительная статья //Гельгорн 3. Регуляторные функции автономной нервной системы. Мл Мысль, 1948. — С. 79−82.
- Аристотель. Сочинение в четырех томах. //Под ред. В. Ф. Асмус М.: Мысль, 1976.-Т.1.-550с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. — М.:МГУ, 1990. 367с.
- Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 348с.
- Ащепков В.И. Города к условиям обучения в вузе, автореферат. Т., 1999.-21с.
- Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателя в высшей школе. А.: АГПИ, 1989. — 139с.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. -1989. -№ 1, С. 92−100.
- Бальсевич В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения //Теория и практика физической культуры. -1982. № 8. — 152с.
- Батаршев A.B. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной высшей школе. СПб.: РАО, 1996.-90 с.
- Бенедиктов Б. А. Бенедиктов С.Б. Психология обучения и воспитания в высшей учебной деятельности. Мн.- Высш. шк. 1983. — 224с.
- Березин В.П. Психическая и психофизиологическая адаптация человека, Ленинград, 1988. — 270с.
- Бернштейн H.A. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. — 252с.
- Берталанфи Л. Общая теория систем критический обзор //Исследование по общей теории систем — М., 1969. — С. 41−42.
- Блажис Р.Д., Блажене И. М. Динамика психологического и социального состояний в процессе адаптации студентов в Вузе //Вестник ЛГУ. 1986.-№ 2.-С. 107−109.
- Богачкина H.A. Актуальные проблемы адаптации студентов -первокурсников к условиям обучения в среднем педагогическом образовательном учреждении: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2000.-197 с.
- Бодалев A.A. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психологии.- 1994.-№ 1.-С. 122−127.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности, М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — С.55−107.
- Божович Л.И. Психологический анализ формализма в усвоении школьных знаний //Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. М., 1980. — С. 43−46.
- Большая советская энциклопедия. М.: Наука, Т.1.
- Борисова Е.М., Логинова Л. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991.-79с.
- Брудный В. К, Бодрова К. И., Чуфаровский Ю. В. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. -М.: Педагогика, 1976. -27с.
- Вачкова И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя: Дисс. канд. псих. наук. -М., 1995. 180с.
- Венгер А.Л., Десятникова Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям//Вопросы психологии, 1995. № 1. — С. 25−32.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстныйподход. -М.: МГУ, 1993. 153с.
- Вилле К., Детье В. Биология: биологические процессы и закономерности. -М: Наука, 1975. — 813с.
- Виру A.A. Механизмы общей адаптации //Успехи физиологических наук. 1980. -№ 4. -С. 27−46.
- Вопросы адаптации студентов младших курсов в вузах //Материалы республиканского научно-методического семинара. -Кишинев, 1984. -85с.
- Выготский J1.C. Собрание сочинений. -М.: Наука, 1983. Т.1. 487с.
- Вяткин Л.Г. Основы педагогики высшей школы. Саратов: Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 1998. — 196с.
- Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал, 1994. — Т. 15. — № 3. — С. 131−135.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку или подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: АО «Сфера», 1994, — 160с.
- Георгиевский А.Б. Дарвинизм. М., 1985 — 271 с.
- Гришанов JI.K., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов //Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 1990.
- Давыденко Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления колледжем. Дисс. докт. пед. наук. -М., 1996. -406с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. -214с.
- Дарвин Ч. Происхождение видов. М.: ОГИЗ, 1937, 522с.
- Дарвин Ч. О выраженности ощущений у человека и животных. 3-е изд. — М.: Генезис, 1997. — 192 с.
- Деминцев А.Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их педагогического мастерства: Дис. канд. пед. наук. -М., 1972. -242с.
- Дичев Т.С. Методологические и социальные аспекты проблемы адаптации человека. Автореферат. Дис. канд. наук М, 1973. — 22с.
- Дичев Т.С., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методологические и социальные аспекты). М.: Медицина, 1976. — 184с.
- Деркач A.A., Исаев A.A. Творчество тренера. М.: Физкультура и спорт, 1982, — С. 41 -42.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: БГУ, 1981. — 338 с.
- Жмырикова А. И. Динамика социально-психологической адаптации личности и новых условиях деятельности и общения: Автореф. Дис.. канд. псих. наук. М., 1989. — 23 с.
- Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. -64с.
- Зотова О.И., Кряжева И. А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. в кн.: Психологические механизмы социальной регуляции поведения. М., 1979. — С. 21 9−232
- Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского // В четырех книгах. -М.: Новая школа, 1994, — 368 с.
- Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1972.-72 с.
- Кап-Калик В.А., Никандрова Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 141 с.
- Карцев И.Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. З. Физиологические критерии профессиональной готовности подростков к различным профессиям. М.: Педагогика, 1998.-215с.
- Ковалев А.Г. Основные направления использования активного социального обучения в странах Запада //Психол. журнал. 1989. — № 1. — Т. 10.-С. 127−136.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000, — 176 с.
- Кожухарь Г. С. Соотношение личного и профессионального самоопределения учителей (мотивационный аспект): Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1993. 20 с.
- Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л., 1980. 14 с.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. -Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД 1997. 144 с.(150)
- Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 165 с.
- Комаровская Л.В. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: КГУ, 1990. — 80 с.
- Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. — Псков: ПОИПКРО, 1996.-440 с.
- Кондратова В.П. Некоторые психологические показатели адаптации студентов-первокурсников к условиям в вузе //Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики, Воронеж, 1982, — С. 27−29.
- Коняева Л.В. Психологические аспекты учебной и профессиональной адаптации студентов- медиков /Актуальные проблемы в области психологии: Сб. тез. межвуз. науч. конф. Ярославль, ЯГПУ, 1997. — С. 53−54.
- Кривцова СВ., Мухаматулина Е. А. Сценарий тренинга педагогической эффективности. М.: Генезиз, 1992. — 54 с.
- Крижановская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л.: ЛГУ, 1990.-204 с.
- Кряквин В.Я. Организационно-педагогические основы социально-психологической адаптации подростков. Челябинск: Факел, 1997. — 235с.
- Кузьмина Н.В. Акмеологический подход к повышению качества подготовки специалистов //Известия Российской академии образования. -2000. -№ 1 С. 19−31.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. — Л.: ЛГУ, 1967.-183с.
- Кузьмин Е.С., Прохватилов A.A. О системном подходе к исследованию процесса адаптации //Психологические проблемы повышения эффективности коллектива. Курган, 1981.
- Кучугурова Н.Д. Контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся (технология формирования умений), — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 168с.
- Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М.: НИИВО, 1991. — 48 с.
- Лазурский А.Ф. Классификация личности.- Л., 1924. -290с.
- Ламарк Ж.Б. Философия зоологии. Т.1 М: Биомедгиз, 1965. — 330с.
- Ламарк Ж.Б. Философия зоологии. Т.2 М: Биомедгиз, 1965. — 484с.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных ситуациях. М.: Политиздат, 1989.-304с.
- Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов психологов //Вестник МГУ, серия «Психология». — 2000. -№ 1.- С. 48−55.
- Макаренко A.C. Полное собрание сочинений. М.: АПН РСФСР, 1959.-Т.7. — 426с
- Маслоу А. Самоактуализация: Пер. с англ .//Психология личности: Тексты. М., 1982. — 234с.
- Матлин E.K. Некоторые психологические вопросы воспитания студентов. -Минск: БГПИ, 1976. 158с.
- Медведев Г. П., Рубин Б. Г., Колесников Ю. Е. Адаптация важнейшая проблема педагогики высшей школы // Советская педагогика, 1969. N3,-С.64−71.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. -278с.
- Мельникова H.H. Основные тенденции развития понятия адаптации //Материалы конф. преподавателей фак. психологии. Челябинск: ЮурГУ, 1999.-С. 4−5
- Мельникова H.H. Процесс социально-психологической адаптации: Подходы к изучению //Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сб. науч. тр. Челябинск: ЮурГУ, 1998. — Т.1.- С. 31−49.
- Мерлин B.C. Своеобразие условий реакций в структуре волевого акта //Учёные записки Казанского гос. ун-та. 1953. — Т. 113. — 218с.
- Митина JT.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200с.
- Мешков H.H. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. Саранск: Мордовский гос. университет, 1991. — 84с.
- Михеева Л.В. Социальная адаптация выпускников колледжа к обучению в вузе. Монография Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2010.- 145с.
- Митяева A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии. -М.: Академия. 2008.-254с
- Найн A.A. Исследование учебной деятельности студентов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин //У чебно-методическое пособие. Челябинск: УралГАФК, 1997. — 59с.
- Найн А.Я. Инновации в образовании //Монография. Челябинск: ИПР МОРФ, 1995.-288 с.
- Найн А.Я. Инновации в педагогике профессионального образования. -Челябинск, 1994. 61 с.
- Найн А .Я. Культура делового общения. Челябинск: ТОО «Версия», 1997.-256 с.
- Найн А.Я., Кустов JI.M. Гуманизация непрерывного профессионального образования: вариант концепции, модели. — Челябинск: ЧГИФК, 1994.-76с.
- Налчаджян A.A. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) Ереван, 2008. — 236 с.
- Настевникова О.М., Елисеев С. А., Симоненко В. Д. Безопасная адаптация воспитанников учреждений интернативного типа. Учебно-методическое пособие Брянск: Изд-во БГПУ, 1999.
- Немов P.C. Психология. -Т.З, М.: 2007.-С.30−41.
- Новиков В.В. Социально-психологические проблемы управления производственным коллективом: Автореф. дис. докт. псих. наук. М, 1990.-28 с.
- Новиков В.В., Забродин Ю. М. Психологическое управление производственной организацией (Настольная книга советского менеджера и практического психолога). -М. 1990. -246 с.
- Нонан Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе. -Т. XIX. 1994. -№ 3. — С. 32−44.
- Ольшанский Д.В. Адаптация. в кн.: Энциклопедический философский словарь. — С., 1983. — С. 12−13
- Омаров Д. Как научить студента быть студентом //Высшее образование в России. 1998. — № 3. — .С. 70−72.
- Орлова Е.Б. Коммуникативные умения в структуре деятельности студента в период педагогической практики: Дис. канд. пед. наук. -Иваново, 1987. 190с.
- Орлов В.Б. Конспекты лекций по воспитательной работе для тренеров и преподавателей физвоспитания. Челябинск: ЧГИФК, 2007. -186 с.
- Осницкий A.K. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. М: Нальчик, Эльфа, 2006. — 124 с.
- Павленко Н.Ю. Адаптация студентов к учебному процессу в вузе в условиях инновационного обучения //Методика вузовского преподавания: Тез.конф. Челябинск: ЧГПУ, 1999. — С. 19−21.
- Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения ВНД (поведения) животных, 7-е изд. М.: Медицина, 1951. — 506 с.
- Павлов И.П. Избранные труды. М.: АНП РСФСР, 1951. -Т.2. -592с.
- Пакулина С.А. Проблема адаптации и успешность обучения в пед. ВУЗе //Методика вузовского преподавания: Материалы 4-ой межвузовской научно-метод. конф. М.: МГУ, 2000. — С. 243−244.
- Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов /Ред. С. И. Самыгин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. -526с.
- Пейсахов Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань: КГУ, 2009. — 281 с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: МГУ, 1999. 216с.
- Петровский A.B. Возможные пути построения общепсихологической теории личности //Вопросы психологии, 1987. -№ 4, С. 30−44.
- Петровский В.А. К психологии активности личности. /Вопросы психологии, 1975 № 3. — 46 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды, М. 1969. — 659с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
- Пидкасистый П.И., Фридман Л. М., Гарупов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. -М.: Пед. об-во России, 1999. -354с.
- Пискунов А.И. Основные проблемы и задачи исследований в области общепедагогической подготовки будущих учителей в высшей школе //Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей М: МГПИ, 1972 — С 3−53.
- Плотников В.В., Вязовец Н. В. Психологические аспекты вузовского обучения. -М.: НИИВШ, 1986.-40 с.
- Поляков С. Д. Психологические основы оптимизации учебно-познавательного процесса в вузе. Казань: КГУ, 1998. — 87с.
- Психологическое обеспечение будущих учителей. Саратов, 1991. -С. 63 — 64.
- Проблемы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза /Под. ред. А. И. Рувинского М.: Изд-во МГУ, 1980.— 143 с.
- Просецкий А.П. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к условиям обучения в вузе.// Комплексные проблемы профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров. Минск, 1976, -С. 124−128.
- Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. М, 1987,-240с.
- Прудченков A.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Новая школа" 1991. — 63с.
- Прудченков A.C. Тренинг коммуникативных умений. М.: Новая школа, 1993. -49с.
- Путляева A.B. Психологические аспекты проблемного обучения. -М.: Педагогика, 1983. 234 с.
- Реан A.A., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. — 416с.
- Реан A.A. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. — 288с.
- Редлих С.М. Социально-профессиональная адаптация начинающих педагогов. Новокузнецк, 1999.
- Ростунов А.Т., Аношкин М. И., Железняк Л. Ф. Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров М., 1982. -246с.
- Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем//Семья и школа, 1987. -№ 10. С. 16−21.
- Рубин Б.Г., Колесников Ю. С. Студент глазами социолога: Социологические проблемы воспроизводства рабочей силы высшей квалификации. Ростов-на-Дону, 1969. — 277с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей педагогики. 2-е изд. — М., 1946. -704с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т, М.: Педагогика, 1989.- Т.2, 328с.
- Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация молодежи. М., 1989, -277с.
- Седов В.П. Управление процессом педагогической адаптации молодых педагогов: Автореф. дис. канд. псих. наук. Казань: КГУ, 1984. — 15с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. —124 с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Учпедгиз, 1953. — 333 с.
- Сиомичев A.B. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе //Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1985.- 17с.
- Скорова Л.В. Волевая организация личности и ее влияние на процесс адаптации детей к обучению: Автореф.. дис. канд. псих. наук. Иркутск, 1998.- 18с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1980.- 1600с.
- Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профадаптации//Методические рекомендации — Л.: ВНИИ профтехобразования, 1988. -21с.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях //Под ред. Р.В.
- Тонковой-Ямпольской (СССР), R Шмидта-Кольмер (ГДР), М.: Медицина, 1980.-253с.
- Спилбергер Ч.Д. Шкала самооценки: Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М.: Красная площадь, 1996. -400с.
- Степанов A.B. Адаптация студентов педвуза к профессии учителя. В сб.: Психологическое обеспечение будущих учителей. Саратов, 1991. — С. 63 -64
- Судаков В.Н. Адаптация личности: Философско-социологический анализ.- Свердловск.: УрГПУ, 1993. 183с.
- Таранов Е.В. Социально-психологические проблемы рабочей молодежи. М, 1976
- Трофимова В.В. К проблеме адаптации студента в педагогическом вузе /Психологические вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса. — Алма-Ата: Казахский ин-т им. Абая, 1990. 88с.
- Ушинский К.Д. О целях воспитания. Избр. пед. соч. Т.1. Учпедгиз, 1953.-309с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. Т.8. М -Л.: АПН СССР, 1950. — 418с.
- Философские проблемы теории адаптации. М, 1982 г., 147с.
- Фомин H.A. Физиология человека. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1995. — 416с.
- Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В. Я. Ляудис.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 24с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1989. — 447с.
- Фридман Л.М., Калугина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288с.
- Царегородцев Г. И. Общество, окружающая среда, медицина //Вопросы философии, 1983. N2, С. 68−72.
- Штофф В.А. Моделирование в философии. М., 1967. — 76с.
- Штофф В.А. Современные проблемы методологии научного познания. -Л.: Знание, 1975.-40с.
- Щукина Е.Г. Эмоциональная неустойчивость, как ведущий фактор формирования дезадаптированного поведения студентов: Дисс.. канд. псих. наук. М., 1998. — 154с.
- Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Вопросы психологии обучения и воспитания: Тез. докл. Киев: НИИ психологии УССР, 1961. -С. 56−58.
- Юдин Э.Г. Некоторые особенности развития системных исследований //Системные исследования: Ежегодник, 1980. М.: Наука, 1981.-294 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-260с.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб., 1994. — 135с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л.: Лениздат, 1988. -202с.
- Якунин В.А., Линов E.H. Психология педагогической деятельности. -Л.: Лань, 1990. 187с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель. Теоретические основы и практическая реализация, М.: Новая школа, 1997. — 352с.
- Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук, Кемерово, 1995, 190с.
- Adler A. The science of living. N.Y., 1929. — 128 p.
- Adler A. Understanding human nature. N.Y., 1927. — 234 p.
- Allport G.W. Personality: A psychological interpretation. N.Y.,-1937.-158 p.
- Carol Flake-Hobson, Bryan E. Robinson, Patsy Skeen. Child development and relationship. / Addison-Wesley publishing Company, USA, 1993. 51 p.
- Erikson E.H. The life cycle completed. New York: Norton, 1982. — 312p.
- Erickson E.H. Identity, youth and crisis, -N.Y., 1968.
- Eysenk H.J. The place of theory in psychology //H. Eysenk (Eds.) Experiments in Personality, 1960. -№ 2. P. 303−315.
- Maslow A. Self-actualizing and beyond Challenges of Humanistic Psychology. -N. Y, 1967.-240 p.
- Thomas A., Chess S. Temperament and Development. — New Yoik: Brunner//Mazel, 1977.-P. 211 -213.
- Tester R. The opening up of American education: A sampler. Lanham. USA, 1993−98p.
- Tolman E. C. Behavior and psychological man. Los-Angelos, 1958. -245 p.