Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия социальной адаптации выпускников профессионального колледжа к обучению в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проанализировав различные научные подходы к рассмотрению данного понятия, мы приняли в качестве рабочего следующее определение: социальная адаптация первокурсников — выпускников профессиональных колледжей к обучению в вузе представляет собой интегративный, динамичный, структурно-уровневый процесс становления у студентов личностных качеств, познавательных и учебно-исследовательских навыков… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретические основы социальной адаптации выпускников профессиональных колледжей к обучению в вузе
    • 1. 1. Понятие адаптации студентов к обучению в вузе, её механизмы и возможности
    • 1. 2. Теоретическая структурно-функциональная модель социальной адаптации выпускников колледжа к обучению в вузе
    • 1. 3. Обоснование педагогических условий протекания эффективной социальной адаптации первокурсников — выпускников колледжей к высшему профессиональному образованию
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная апробация педагогических условий социальной адаптации выпускников профессиональных колледжей к обучению в вузе
    • 2. 1. Диагностика успешности адаптационного процесса первокурсников
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели и педагогических условий эффективной адаптации первокурсников к обучению в вузе
    • 2. 3. Физическая культура как фактор социальной адаптации выпускников профессионального колледжа к обучению в вузе
    • 2. 4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия социальной адаптации выпускников профессионального колледжа к обучению в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Основная цель высшего профессионального образования — подготовка современного конкурентоспособного, компетентного, ответственного и ориентированного в смежных областях выпускника, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Вместе с тем при явно выраженном росте интереса молодежи к получению высшего образования в некоторых вузах наблюдается снижение требований к отбору абитуриентов, что вызвано, прежде всего, острой демографической ситуацией в стране, проявляющейся в снижении количества выпускников школ. «Борьба» за контингент при наборе абитуриентов способствует тому, что многие вузы принимают выпускников колледжей с низким уровнем готовности к обучению в высшей школе, нуждающихся в интенсивной и продолжительной социальной адаптации.

Эффективно организованная социальная адаптация личности в условиях нового образовательного учреждения позволяет минимизировать риски и оптимизирует процесс обучения личности, при этом создаются условия для раскрытия ее способностей и возможностей, комфортного существования в микросоциуме.

Возникает, таким образом, необходимость исследовать и методически правильно организовывать процесс социальной адаптации личности при переходе с одной ступени образования на другую. Это относится и к этапу перехода из профессионального колледжа в высшее учебное заведение.

Под социальной адаптацией (Н.И. Вьюнова, С. Б. Думов, Е. А. Крюкова, В. А. Огульчанский, Л. А. Славина и др.) понимается процесс установления оптимального соответствия личности окружающей социальной среде в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет индивидууму удовлетворять образовательные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели. В рамках данного исследования процесс социальной адаптации личности выпускника профессионального колледжа рассматривается на начальном этапе обучения в высшем учебном заведении, то есть на первом курсе.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных и психологических средств, которая характеризуется тем, что человек сам, осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими. Педагогическая поддержка этого процесса состоит в том, чтобы воспитать у обучающихся способствующие этой гармонизации личностные качества. При этом важнейшим фактором социальной адаптации, становления личности профессионала является физкультурно-рекреационная деятельность, направленная на накопление опыта творческой и познавательной деятельности, освоение знаний и методов управления физическим развитием и физическим состоянием, формирование активно-преобразующего отношения к получаемой информации, коррекцию своего физического состояния в зависимости от профессиональных и жизненных задач.

Раскрытие индивидуальных особенностей каждой личности в новом коллективе — важное условие успешного обучения. Эффективная социальная адаптация на его начальном этапе в вузе позволяет оптимизировать образовательный процесс, а, главное — обеспечить результат — подготовку квалифицированного специалиста.

Вопросами адаптации личности на различных этапах обучения неоднократно занимались физиологи, философы, педагоги и психологи, о чем свидетельствует большое количество исследований по данной проблеме. Так, например, в философии известны труды H.A. Батурина, М. А. Беребина, Г. И. Царегородцева, в биологии, физиологии и экологии — П. К. Анохина,.

3.С. Бауэра, В. И. Вернадского, A.A. Виру, Н. И. Гусева, И. В. Давыдовского,.

4. Дарвина, K.M. Завадского, Е. А. Зуба, В. П. Казначеева, В. П. Кузьмина,.

Ф.С. Меерсона, Н. П. Наумова, JI.A. Орбели, И. П. Павлова, В. В. Сахарова, Г. Селье, К. А. Тимирязева, И. И. Шмальгаузена и др.

Различные аспекты социальной адаптации личности рассматриваются в педагогической науке. Так, И. А. Милославова, C.B. Овдей A.B. Сахно, М. А. Славина, М. И. Скублий исследуют разновидности социальной адаптации личности на разных жизненных этапахвопросы формирования социальной адаптивности в вузе, в процессе обучения изучали Д. А. Андреева, В. И. Брудный, Г. П. Медведев, А. П. Просецкийадаптации молодого специалиста с последовательным изложением теории и практики данного вопроса посвящены работы М. П. Будякиной, Э. Ф. Зеера, Г. И. Мельниковой, JI.M. Растовой, А. Д. Розенберга, A.A. Русалиновойспособы педагогической коррекции психологических состояний студентов рассматривали в своих работах Б. Г. Ананьев, Ф. В. Березин, Л. И. Божович, Л. Н. Захарова, В. Я. Кряквин, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова и др.

Профессиональное развитие в значительной степени определяется уровнем адаптированности личности к воздействующим факторам внешней образовательной среды, внутренней среды (готовности к преодолению трудностей) — В. К. Бальсевич, А. А. Бодалев, A.A. Деркач, Ю. Д. Железняк, B.C. Макеева, В. В. Черняев, и др. считают, что важную роль в освоении профессии, достижении вершин профессионализма играет умелое использование ценностей физической культуры в сохранении и укреплении здоровья, развитии коммуникативных навыков, функциональной подготовленности.

Наряду с этим, результаты анализа научной и методической литературы свидетельствуют о том, что в рамках проводимых психолого-педагогических исследований в настоящее время недостаточное внимание уделяется обоснованию путей и средств социальной адаптации личности на начальном этапе перехода из колледжа в высшее учебное заведение.

В качестве одного из таких средств может выступить включение обучающихся в занятия физической культурой в рамках основного учебного курса и дополнительной физкультурно-рекреационной деятельности.

Анализ теоретических и прикладных аспектов социальной адаптации показал, что объективно на сегодняшний день существует ряд противоречий между:

• востребованностью современной высшей школой первокурсников, социально адаптированных к образовательному процессу в вузе, и недостаточной разработанностью теоретических, методических аспектов обеспечения эффективной педагогической поддержки данного процесса;

• многочисленными попытками ускорить вхождение бывших абитуриентов в образовательный процесс вуза и не разработанностью педагогических условий вхождения выпускников колледжей в образовательную среду высшей школы, включая и студенческое сообщество;

• попытками исследователей предложить педагогические стратегии поддержки социальной адаптации первокурсников к обучению в вузе, к которым отнесена и интенсификация занятий физической культурой, и недостаточно четким пониманием психолого-педагогического содержания этого феномена.

• потребностью направлять и корректировать процесс адаптации первокурсников и недостаточной разработанностью критериев оценки результата психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации выпускников колледжа к обучению в высшей школе.

Необходимость разрешения указанных противоречий определяет выбор темы данного исследования, проблема которого заключается в изучении педагогических условий социальной адаптации выпускников профессиональных колледжей к обучению на первом курсе высшего учебного заведения.

Решение данной проблемы определило цель исследованиятеоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективной социальной адаптации выпускников профессионального колледжа к обучению в вузе.

Объект исследования: процесс социальной адаптации к обучению в вузе выпускников профессионального колледжа.

Предмет исследования: педагогические условия социальной адаптации выпускников профессиональных колледжей к обучению в высшем учебном заведении.

Цель, объект, предмет исследования послужили основой для выдвижения гипотезы исследования, согласно которой процесс социальной адаптации выпускников профессиональных колледжей к обучению в вузе будет более эффективным, если:

— образовательный процесс вуза функционирует на основе структурно-функциональной модели воспитания у студентов первого курса значимых для социальной адаптации к обучению в высшей школе личностных качеств и форм поведения;

— разработаны и внедрены в образовательный процесс педагогические условия, позволяющие повысить эффективность социальной адаптации выпускников колледжа к обучению в вузе;

— выявлены научно обоснованные критерии, показатели и уровни сформированности социальной адаптированности как системы значимых знаний, умений и личностных качеств первокурсников, которые позволяют оценить ее эффективность.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить и обосновать сущность и содержание социальной адаптации выпускников профессиональных колледжей на первом курсе обучения в вузе.

2. Разработать структурно-функциональную модель процесса формирования личностных качеств выпускников профессиональных колледжей, значимых для их социальной адаптации к высшей школе.

3. Определить критерии, показатели и уровни готовности выпускников профессиональных колледжей к социальной адаптации к образовательному процессу в вузе.

4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, способствующих формированию значимых для адаптации в вузе личностных качеств студентов-первокурсников.

Методологическую основу исследования составили:

— личностно-ориентированный подход в образовании (H.A. Алексеев, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, Е. В. Куканова, И. С. Якиманская и др.);

— деятельностный подход в образовании (А.Г.Асмолов, Е. В. Бондаревская, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, Н. А. Менчинская, C.JI. Рубинштейн, A.B. Усова, Г. П. Щедровицкий и др.);

— системный подход в образовании (С.И.Архангельский, В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, В. Н. Садовский, Г. Н. Сериков, Э. Г. Юдин и др.);

— целостный подход в образовании (Ю.К. Бабанский, И. Ф. Гербарт, М. А. Данилов, B.C. Ильин, В. А. Сластенин, А. И. Мищенко и др.).

Теоретической основой исследования являются:

— теории адаптации живых организмов (П.К. Анохин, Н. Е. Введенский, Ч. Дарвин, И. П. Павлов, Г. Селье, И. М. Сеченов, Д. Н. Узнадзе, A.A. Ухтомский, H.A. Фомин и др.);

— теория психологического развития личности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, Г. П. Щедровицкий, и др.);

— теория социальной адаптации (Т.Г.Дичев, И. А. Милославова, B.C. Олейников, В. В. Синявский и др.);

— теория личностно-ориентированного образования (H.A. Алексеев, В. А. Беликов, B.C. Леднев, В. Я. Ляудис, Н. С. Немов, Д. И. Фельдштейн и др.);

— технологии моделирования образовательного процесса (А.И. Валицкая,.

A. Д. Гонеев, В. И. Михеев, А .Я. Найн, П. И. Образцов, П. И. Пидкасистый, Г. С. Селевко, В. А. Сластенин, А. И. Уман и др.);

— теория и методика профессионального образования (С.И. Архангельский, С. Я. Батышев, И. В. Ильина, И. Ф. Исаев, А. Т. Ростунов,.

B.Ч. Безрукова, В. А. Сластенин, Л. А. Ядвиршис. и др.).

В работе использовались теоретические положения о роли и значении физической культуры в развитии личности, ее ценностных составляющих (В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, В. С. Макеева, Л. П. Матвеев) — основы профессионально-прикладной физической. подготовки (В.В. Белинович, В. И. Ильинич, В. А. Кабачков, С. А. Полиевский, В. П. Полянский, Р. Т. Раевский.).

Для реализации поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы по проблеме исследования-. изучение современных нормативных и программно-методических материалов в области образования (Законы РФ «Об .образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.) — изучение и обобщение опыта социальной адаптации личности на различных этапах обученияанкетирование, тестирование, наблюдение, беседы, дискуссии, анализ рабочей документациитеоретическое моделированиеобобщениесистематизация и описание полученных результатов.

Экспериментальной базой исследования явился Ставропольский государственный университет, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт. Всего в эксперименте участвовало 195 человек, из них 180 выпускников профессиональных колледжей, обучающихся на первом курсе гуманитарного факультета, 15 работников профессорско-преподавательского состава.

Этапы исследования.

Диссертационное исследование включало три этапа и осуществлялось в период с 2005 по 2010гг.

На первом этапе — поисково-диагностическом (2005 — 2006 гг.) — осуществлялся анализ теоретических основ адаптации личности в исследованиях отечественной и зарубежной науки, выявлялись особенности адаптации студентов в контексте проблемы соотношения социальной адаптации и успешности обучения, разрабатывалась концепция исследования и его гипотеза. Проводилось констатирующее исследование, позволившее определить критерии и уровни готовности студентов-первокурсников к социальной адаптации в высшей школе. Разрабатывалась и обосновывалась структурно-функциональная модель социальной адаптации личности на первом курсе обучения в высшем учебном заведении, включающая аспект актуализации занятий физической культурой.

На втором этапе — экспериментально-аналитическом (2006 — 2008 гг.) -осуществлялась опытно-экспериментальная работа, разрабатывалась и внедрялась комплексная программа эксперимента со студентами первых курсов с учетом выделяемых в литературе основных факторов (объективных, субъективных, педагогических) и закономерностей адаптации, осуществлялась ее реализация. Экспериментально проверялись и уточнялись педагогические условия. Происходило внедрение структурно-функциональной модели процесса социальной адаптации выпускников профессиональных колледжей к обучению в вузе, включающей использование средств физической культуры для достижения поставленной цели. Проводился формирующий эксперимент.

На третьем этапе — контрольно-обобщающем (2008—2010гг.) — осуществлялась проверка достоверности полученных в ходе формирующего эксперимента данных, были выявлены условия социальной адаптации студентов к среде и нормам обучения в высшем учебном заведении, вырабатывались, внедрялись в практику конкретные научно-методические рекомендации. Теоретически осмыслялись, систематизировались и обобщались результаты исследованияуточнялись положения, выносимые на защитуоформлялся текст диссертации и автореферата. Основные результаты исследования, их научная новизна состоят в том, что:

— уточнена сущность процесса социальной адаптации выпускников колледжей на начальном этапе перехода от среднего профессионального образования к высшему с учетом современных условий протекания этого процесса;

— разработана структурно-функциональная модель формирования у выпускников профессиональных колледжей личностных качеств, значимых для социальной адаптации на первом курсе обучения в высшем учебном заведении;

— определены критерии, показатели и уровни, позволяющие оценить эффективность протекания процесса социальной адаптации выпускников профессиональных колледжей к образовательному процессу вузавыявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности социальной адаптации первокурсников к обучению в высшей школе;

— выявлены адаптационные возможности занятий физической культурой как фактора повышения активности студентов первого курса, их уверенности в своих силах и психологического принятия среды высшей школы.

В целом, полученные результаты дополняют имеющиеся в педагогической науке представления об особенностях социальной адаптации личности к процессу обучения и могут служить основой для дальнейших теоретических и практико-ориентированных исследований в данной области.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты вносят вклад: в теорию высшего профессионального образования, расширяют представления об условиях происходящих в ней инновационных процессов, связанных с переходом к модели непрерывного образованияв теоретическое моделирование личностно развивающих процессов в современном вузеобогащают научные представления о социальной адаптации выпускников колледжей на этапе перехода от среднего профессионального образования к высшему, о роли занятий физической культурой как фактора вхождения в среду и режим жизнедеятельности высшей школы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют изучать адаптационный потенциал первокурсников, планировать процесс социальной адаптации и использовать ресурсы физической культуры как фактора социальной адаптации выпускников профессиональных колледжей к обучению в высшем учебном заведенииразработанная структурно-функциональная модель может быть использована в практике работы высших учебных заведенийпедагогические условия, способствующие повышению эффективности реализации разработанной модели — при модернизации учебных планов и программ подготовки абитуриентов и студентов вузов, при разработке спецкурсов и спецсеминаров, в системе повышения квалификации работников сферы образования. Определены критерии, показатели и уровни социальной адаптации выпускников профессиональных колледжей на первом курсе обучения в высшем учебном заведении, которые позволяют оценить эффективность протекания данного процесса в условиях конкретно взятого вуза. Материалы диссертационного исследования включают практические разработки спецкурса «Основы физической рекреации и саморегуляции» и программу работы куратора «Введение в учебную самоорганизацию», которые могут быть использованы специалистами в процессе педагогической работы в вузе со студентами первого курса.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обусловлены четкостью исходных методологических принципов и методов познания исследуемого процессарепрезентативностью эмпирических данныхопытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендацийвоспроизводимостью и использованием полученных результатов в педагогической практике университетов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальная адаптация выпускников профессиональных колледжей к обучению в вузе представляет собой интегративный, динамичный, структурно-уровневый процесс становления у студентов личностных качеств, познавательных и учебно-исследовательских навыков, психологического «настроя» на принятие режима и среды высшей школы, требующей ориентировки в потоках информации, владения новым для них типом учебной деятельности, готовности к интенсивным физическим и психологическим нагрузкам. Социальная адаптация на этапе перехода от среднего профессионального образования к высшему представляет собой индивидуальный, непрерывный процесс вхождения личности в учебную деятельность, выработку новых форм поведения в вузовской среде, направленных на достижение профессионально значимых целей и личную самореализацию.

Содержательно под социальной адаптацией понимается также активное и творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого складывается коллектив, формируются личные навыки и умения по рациональной организации умственной деятельности, выстраивается система работы по профессиональному самообразованию.

2. Структурно-функциональная модель социальной адаптации выпускников профессиональных колледжей к обучению в вузе представляет собой наглядное описание процесса формирования значимых для адаптации первокурсников личностных качеств. Структурно она состоит из следующих компонентов: мотиваг^онно-г^елееого (описание набора качеств личности, определяющих отношение к учебной деятельности и обеспечивающих ее адаптируемость к образовательному процессу), содерэ1сательно-организагионного (система видов опыта, который должны приобрести студенты для успешной социальной адаптации, педагогические условия, формы организации, методы самодиагностики, воспитания и обучения) — контрольно-оценочного (критерии, показатели и уровни социальной адаптации). Рассматриваемая модель реализуется посредством моделирования поведения студентов в наиболее значимых для социальной адаптации выпускников колледжей ситуациях с помощью личностно-ориентированной технологии обучения, которая базируется на стратегии личностного развития первокурсников через постоянное обогащение их субъектного опыта. Эта технология создает условия для самоисследования и самокоррекции поведения, деятельности, общения студентов, диагностики уровня социальной адаптации, и использования полученных результатов для самосовершенствования.

3. Эффективность процесса социальной адаптации выпускников колледжа к обучению в высшей школе зависит от внедрения и реализации в образовательный процесс вуза комплекса педагогических условий:

• организационно-педагогических, касающихся овладения преподавателями системой педагогической поддержки социальной адаптации студентов, включающей изучение адаптационного потенциала первокурсников, рефлексию собственного влияния на них, сопровождения в процессе освоения ими во взаимосвязи учебно-познавательной и учебноисследовательской деятельности, учебного режима, а также физических и психологических нагрузок в высшей школе;

• личностно-деятельностных, обеспечивающих изучение и использование индивидуальных возможностей и особенностей личности выпускника колледжа, сложившегося у него стиля учебной деятельности с целью оптимизации его учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности в вузе, возможности занять активную жизненную позицию в самоорганизации учебного режима;

• социально-психологических, обеспечивающих наиболее благоприятное, комфортное самочувствие первокурсников в процессе обучения за счет использования развивающих возможностей занятий физической культурой, актуализирующих проявления у студентов нравственно-волевой саморегуляции, готовности к командному взаимодействию, стремлению к самореализации, вхождению в режим интенсивных физических и психологических нагрузок в высшей школе.

4.Уровни социальной адаптации первокурсников, бывших выпускников профессиональных колледжей, определяются следующими критериями и раскрывающими их показателями:

— мотиеационно-ценностный (тип мотивации учения, направленность в получении высшего образования, осознание необходимости профессио налыюго роста, построение собственных перспектив профессионального роста, перспектив обучения в данном вузе);

— содержательно-творческий (осознанность своих действий в процессе обучения, выработка новых форм поведения, желание устанавливать социальные связи, характер взаимодействия с коллективом группы, преподавателями, стремление проявлять инициативу в социальной деятельности, в группе);

— рефлексивно-оценочный (личностная самореализация, личная удовлетво-ренность своими результатами, самооценка своей роли в жизни коллектива, экспертная оценка социальной активности личности).

В соответствии с указанными критериями и соответствующими им показателями выделены уровни социальной адаптации первокурсников: низкий (репродуктивно-подражателъный) — средний (колшуникативно-организаци-онный) — высокий (креативно-созидательный), а также осуществлена оценка эффективности процесса социальной адаптации выпускников колледжей к образовательному процессу в вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы отражены в монографии, статьях, докладах и тезисах докладов. Материалы и результаты данного исследования были представлены и обсуждены на международных (Орел, 2008), межрегиональных (Санкт-Петербург, 2005), региональных (Екатеринбург, 2006), внутривузовских научно-методических конференциях (Ставрополь, 2006, 2009, Невинномысск, 2007, 2008, Орел, 2008, 2009). Материалы исследования были внедрены в практику работы Ставропольского государственного университета.

Структура диссертации определена целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 189 страниц, в том числе 8 таблиц, 4 рисунка, 5 приложений. Библиографический список включает 191 наименование.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. В результате проведения констатирующего эксперимента был установлен низкий уровень адаптации выпускников колледжей к высшему профессиональному образованию и доказано, что без создания специальных педагогических условий процесс социальной адаптации проходит не эффективно. Это обусловило необходимость и целесообразность, педагогического содействия адаптации первокурсников. Использование результатов диагностики, наблюдения и тестирования способствует реализации индивидуального подхода к обучению.

2. Разработанная и экспериментально апробированная структурно-функциональная модель социальной адаптации выпускников профессиональных колледжей к обучению в вузе реализуется посредством моделирования поведения студентов в наиболее значимых для социальной адаптации ситуациях с помощью личностно-ориентированной технологии обучения, которая базируется на стратегии личностного развития первокурсников через постоянное обогащение их субъектного опыта, основу которой составляют авторский спецкурс «Основы физической рекреации и саморегуляции», программа работы куратора «Введение в учебную самоорганизацию», адаптационные тренинги и др., создающие условия для самоисследования и самокоррекции поведения, деятельности, общения студентов, диагностики уровня социальной адаптации и использования полученных результатов для самосовершенствования.

3. Высокий уровень социальной адаптации выпускников колледжа к условиям обучения в вузе достигается при педагогическом соблюдении условий целенаправленного развития адаптационного потенциала первокурсников, рефлексии собственного влияния на них, при одновременном создании социально-психологических условий для благоприятного комфортного самочувствия студентов в процессе обучения за счет использования развивающих возможностей занятий физической культурой. При этом важно обеспечить активное участие первокурсника в самоорганизации своего учебного режима, самостоятельно находя и выбирая способы и пути достижения той или иной образовательной цели. 4. Об успешности социальной адаптации первокурсников к обучению в высшей школе можно судить по устойчивой мотивации к учебной деятельности, наличию умений самостоятельной познавательной и творческой деятельности, осознанию необходимости профессионального роста и построению собственных перспектив его развития с осознанием перспектив обучения в данном вузепо осознанности совершаемых действий в процессе обучения, выработке новых форм поведения, желанию устанавливать социальные связи, характеру взаимодействия с коллективом группы, преподавателями, стремлению проявлять инициативупо личной удовлетворенности результатами своей учебной деятельности и самооценке своей роли в жизни коллектива. Исследование показало, что динамика процесса социальной адаптации выпускников колледжа к обучению в вузе во многом зависит от удовлетворенности студентами обучением, их заинтересованности в высоком качестве образования.

5. В соответствии с указанными критериями и соответствующими им показателями выделены уровни социальной адаптации первокурсников: низкий (репродуктивно-подражательный) — средний (коммуникативно-организационный) — высокий (креативно-созидательный), а также осуществлена оценка эффективности процесса социальной адаптации выпускников колледжей к образовательному процессу вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Поскольку на сегодняшний день отечественная система образования является многоступенчатой, то актуализируется вопрос осуществления преемственной связи между ее звеньями, периодами и этапами. Проблема социальной адаптации личности при переходе на этап высшего профессионального образования требует теоретической и практической разработки, последующего внедрения современных технологий в массовую образовательную практику.

Анализ философской и психологической литературы, показал, что адаптация человека к новым условиям среды, прежде всего, связана с активностью личности в поиске своего места в новой среде, изысканием возможности развиваться и самореализовываться в новых условиях, со стремлением личности к свободе от внешних обстоятельств, регламентирующих ее жизнь и деятельность, которая достигается через развитие способности личности к ответственности и дисциплинированностисо стремлением личности устанавливать социальные отношения и связи, с творческими способностями, человека, которые заключаются в способности преобразовывать условия среды в необходимом для себя направлении.

Проанализировав различные научные подходы к рассмотрению данного понятия, мы приняли в качестве рабочего следующее определение: социальная адаптация первокурсников — выпускников профессиональных колледжей к обучению в вузе представляет собой интегративный, динамичный, структурно-уровневый процесс становления у студентов личностных качеств, познавательных и учебно-исследовательских навыков, психологического «настроя» на принятие режима и среды высшей школы, требующей ориентировки в потоках информации, владения новым для них типом учебной деятельности, готовности к интенсивным физическим и психологическим нагрузкам. Содержательно под социальной адаптацией понимается также активное и творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого складывается коллектив, формируются личные навыки и умения по рациональной организации умственной деятельности, выстраивается система работы по профессиональному самообразованию.

В рамках данного исследования установлено, что основными причинами, порождающими проблему социальной адаптации выпускников колледжа к условиям обучения в вузе, является своеобразие методики и организации учебного процесса в высшей школе, интенсивность информационных потоков, большой объем учебной нагрузки, высокий уровень самостоятельности, интенсивное общение с носителями профессиональной культуры, освоение нового типа учебной деятельности (учебно-исследовательской) — вот основные факторы, отличающие высшую школу от колледжа и требующие специально организованной и педагогически сопровождаемой социальной адаптации. Наиболее значимыми факторами, затрудняющими адаптационный процесс для первокурсников вуза являются следующие: новое содержание учебного процесса, проблема большого города, оторванность от дома, отдельные личностные качества.

Структурно-функциональная модель социальной адаптации выпускников профессиональных колледжей к обучению в вузе представляет собой наглядное описание процесса формирования значимых для адаптации первокурсников личностных качеств. Структурно она состоит из следующих компонентов: мотивационно-целевого (описание набора качеств личности, определяющих отношение к учебной деятельности и обеспечивающих ее адаптируемость к образовательному процессу), содержательно-организационного (система видов опыта, который должны приобрести студенты для успешной социальной адаптации, педагогические условия, формы организации, методы самодиагностики, воспитания и обучения) — контрольнооценочного (критерии, показатели и уровни социальной адаптации). Рассматриваемая модель реализуется посредством моделирования поведения студентов в наиболее значимых для социальной адаптации выпускников колледжей ситуациях с помощью личностно-ориентированной технологии обучения, которая базируется на стратегии личностного развития первокурсников через постоянное обогащение их субъектного опыта. Эта технология создает условия для самоисследования и самокоррекции поведения, деятельности, общения студентов, диагностики уровня социальной адаптации, и использования полученных результатов для самосовершенствования.

Реализация предложенной нами модели в ходе эксперимента позволила: привить навыки использования современных диагностических методов для оценки уровней сформированности учебных умений, межличностного общениясформировать у студентов убеждение в необходимости совершенствования качества знаний для успешной профессиональной деятельности.

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции личности студента, который должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели. Стремление студента к достижению успехов в обучении, потребность в самовыражении стимулируют процесс социальной адаптации.

В соответствии с разработанной моделью и на основании психолого-педагогического подхода к обеспечению эффективной социальной адаптации студентов первого курса были реализованы следующие педагогические условия данного процесса: организационно-педагогические, касающиеся овладения преподавателями системой педагогической поддержки социальной адаптации студентов, включающей изучение адаптационного потенциала первокурсников, рефлексию собственного влияния на них, сопровождения в процессе освоения ими во взаимосвязи учебно-познавательной и учебноисследовательской деятельности, учебного режима, а также физических и психологических нагрузок в высшей школеличностно-деятельностные, обеспечивающие изучение и использование индивидуальных возможностей и особенностей личности выпускника колледжа, сложившегося у него стиля учебной деятельности с целью оптимизации его учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности в вузе, возможности занять активную жизненную позицию в самоорганизации учебного режимасоциально-психологические, обеспечивающие наиболее благоприятное, комфортное самочувствие первокурсников в процессе обучения за счет использования развивающих возможностей занятий физической культурой, актуализирующих проявления у студентов нравственно-волевой саморегуляции, готовности к командному взаимодействию, стремлению к самореализации, вхождению в режим интенсивных физических и психологических нагрузок в высшей школе.

Таким образом, об эффективности экспериментальной работы можно судить по существенному повышению количества студентов отнесенных к креативно-созидательному (на 21,5%) и коммуникативно-организационному (на 33%) уровням, что следует рассматривать как подтверждение успешности протекания адаптационного процесса к новым условиям обучения в вузе.

Проведенное исследование позволяет заключить, что цель работы достигнута, поставленные задачи решены, конструктивная гипотеза подтвердилась.

Настоящее диссертационное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы адаптации к новым формам организации обучения в условиях вуза. Результаты исследования охватили не весь спектр возможностей образовательного процесса по решению проблемы социальной адаптации студентов и позволили увидеть перспективы дальнейшего исследования поднятой проблемы, которые связаны со внедрением педагогических условий социальной адаптации в практику работы образовательных учреждений среднего профессионального образования, школ, способствующих улучшению качества подготовки будущих первокурсников при поступлении в вуз. В частности, актуальным представляется проблема дальнейшей разработки альтернативных диагностических методик, пакета диагностических программ отслеживания и корректировки адаптационных процессов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург: Деловая книга, — М.: Издательский центр «Академия», 1995. — 224 с.
  2. Г. С. Практикум по психологическому консультированию. -Екатеринбург: Деловая книга, М.: Издательский центр «Академия», 1999 -128 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 1945.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. -335с.
  5. H.A. Адаптация и резервы организма. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176с.
  6. Ю.А. Пограничные психические расстройства. -М.Медицина, 2008. 237с.
  7. Г. А. К вопросу об адаптации студента в вузе //Материалы научно-практической конференции Тарту, 1971. -С. 47−55
  8. Г. А. Социальная психология, М., 1980. — 246с.
  9. Г. М. Социальная психология. Учебник М.: Аспекс-Пресс, 1999. -373с.
  10. Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность //Проблемы активности студентов, Ростов, 1975. — С. 23−25.
  11. Д.А. О понятии адаптации //Человек и общество. JL, 1983.-С. 64−67.
  12. М.А. Методы исследования межличностного восприятия. -М.:МГУ, 1984. -141с.
  13. В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования //Известия Российской академии образования. М.,-2000. — № 1.
  14. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2009. — 226с.
  15. П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. — 399с.
  16. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. -400с.
  17. П.К. Вступительная статья //Гельгорн 3. Регуляторные функции автономной нервной системы. Мл Мысль, 1948. — С. 79−82.
  18. Аристотель. Сочинение в четырех томах. //Под ред. В. Ф. Асмус М.: Мысль, 1976.-Т.1.-550с.
  19. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. — М.:МГУ, 1990. 367с.
  20. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 348с.
  21. В.И. Города к условиям обучения в вузе, автореферат. Т., 1999.-21с.
  22. В.Т. Профессиональная адаптация преподавателя в высшей школе. А.: АГПИ, 1989. — 139с.
  23. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. -1989. -№ 1, С. 92−100.
  24. В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения //Теория и практика физической культуры. -1982. № 8. — 152с.
  25. A.B. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной высшей школе. СПб.: РАО, 1996.-90 с.
  26. Б. А. Бенедиктов С.Б. Психология обучения и воспитания в высшей учебной деятельности. Мн.- Высш. шк. 1983. — 224с.
  27. В.П. Психическая и психофизиологическая адаптация человека, Ленинград, 1988. — 270с.
  28. H.A. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. — 252с.
  29. Л. Общая теория систем критический обзор //Исследование по общей теории систем — М., 1969. — С. 41−42.
  30. Р.Д., Блажене И. М. Динамика психологического и социального состояний в процессе адаптации студентов в Вузе //Вестник ЛГУ. 1986.-№ 2.-С. 107−109.
  31. H.A. Актуальные проблемы адаптации студентов -первокурсников к условиям обучения в среднем педагогическом образовательном учреждении: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2000.-197 с.
  32. A.A. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психологии.- 1994.-№ 1.-С. 122−127.
  33. Л. И. Проблемы формирования личности, М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — С.55−107.
  34. Л.И. Психологический анализ формализма в усвоении школьных знаний //Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. М., 1980. — С. 43−46.
  35. Большая советская энциклопедия. М.: Наука, Т.1.
  36. Е.М., Логинова Л. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991.-79с.
  37. Брудный В. К, Бодрова К. И., Чуфаровский Ю. В. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. -М.: Педагогика, 1976. -27с.
  38. И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя: Дисс. канд. псих. наук. -М., 1995. 180с.
  39. А.Л., Десятникова Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям//Вопросы психологии, 1995. № 1. — С. 25−32.
  40. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстныйподход. -М.: МГУ, 1993. 153с.
  41. К., Детье В. Биология: биологические процессы и закономерности. -М: Наука, 1975. — 813с.
  42. A.A. Механизмы общей адаптации //Успехи физиологических наук. 1980. -№ 4. -С. 27−46.
  43. Вопросы адаптации студентов младших курсов в вузах //Материалы республиканского научно-методического семинара. -Кишинев, 1984. -85с.
  44. Выготский J1.C. Собрание сочинений. -М.: Наука, 1983. Т.1. 487с.
  45. Л.Г. Основы педагогики высшей школы. Саратов: Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 1998. — 196с.
  46. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал, 1994. — Т. 15. — № 3. — С. 131−135.
  47. В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку или подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: АО «Сфера», 1994, — 160с.
  48. А.Б. Дарвинизм. М., 1985 — 271 с.
  49. JI.K., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов //Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 1990.
  50. Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления колледжем. Дисс. докт. пед. наук. -М., 1996. -406с.
  51. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. -214с.
  52. Ч. Происхождение видов. М.: ОГИЗ, 1937, 522с.
  53. Ч. О выраженности ощущений у человека и животных. 3-е изд. — М.: Генезис, 1997. — 192 с.
  54. А.Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их педагогического мастерства: Дис. канд. пед. наук. -М., 1972. -242с.
  55. Т.С. Методологические и социальные аспекты проблемы адаптации человека. Автореферат. Дис. канд. наук М, 1973. — 22с.
  56. Т.С., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методологические и социальные аспекты). М.: Медицина, 1976. — 184с.
  57. A.A., Исаев A.A. Творчество тренера. М.: Физкультура и спорт, 1982, — С. 41 -42.
  58. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: БГУ, 1981. — 338 с.
  59. А. И. Динамика социально-психологической адаптации личности и новых условиях деятельности и общения: Автореф. Дис.. канд. псих. наук. М., 1989. — 23 с.
  60. Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. -64с.
  61. О.И., Кряжева И. А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. в кн.: Психологические механизмы социальной регуляции поведения. М., 1979. — С. 21 9−232
  62. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского // В четырех книгах. -М.: Новая школа, 1994, — 368 с.
  63. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1972.-72 с.
  64. Кап-Калик В.А., Никандрова Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 141 с.
  65. И.Д., Халдеева Л. Ф., Павлович К. З. Физиологические критерии профессиональной готовности подростков к различным профессиям. М.: Педагогика, 1998.-215с.
  66. А.Г. Основные направления использования активного социального обучения в странах Запада //Психол. журнал. 1989. — № 1. — Т. 10.-С. 127−136.
  67. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000, — 176 с.
  68. Г. С. Соотношение личного и профессионального самоопределения учителей (мотивационный аспект): Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1993. 20 с.
  69. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л., 1980. 14 с.
  70. Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. -Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД 1997. 144 с.(150)
  71. Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 165 с.
  72. Л.В. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: КГУ, 1990. — 80 с.
  73. Ю.А. Система. Урок. Анализ. — Псков: ПОИПКРО, 1996.-440 с.
  74. В.П. Некоторые психологические показатели адаптации студентов-первокурсников к условиям в вузе //Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики, Воронеж, 1982, — С. 27−29.
  75. Л.В. Психологические аспекты учебной и профессиональной адаптации студентов- медиков /Актуальные проблемы в области психологии: Сб. тез. межвуз. науч. конф. Ярославль, ЯГПУ, 1997. — С. 53−54.
  76. СВ., Мухаматулина Е. А. Сценарий тренинга педагогической эффективности. М.: Генезиз, 1992. — 54 с.
  77. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л.: ЛГУ, 1990.-204 с.
  78. В.Я. Организационно-педагогические основы социально-психологической адаптации подростков. Челябинск: Факел, 1997. — 235с.
  79. Н.В. Акмеологический подход к повышению качества подготовки специалистов //Известия Российской академии образования. -2000. -№ 1 С. 19−31.
  80. Н.В. Очерки психологии труда учителя. — Л.: ЛГУ, 1967.-183с.
  81. Е.С., Прохватилов A.A. О системном подходе к исследованию процесса адаптации //Психологические проблемы повышения эффективности коллектива. Курган, 1981.
  82. Н.Д. Контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся (технология формирования умений), — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 168с.
  83. В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М.: НИИВО, 1991. — 48 с.
  84. А.Ф. Классификация личности.- Л., 1924. -290с.
  85. .Б. Философия зоологии. Т.1 М: Биомедгиз, 1965. — 330с.
  86. .Б. Философия зоологии. Т.2 М: Биомедгиз, 1965. — 484с.
  87. В.И. Личность в экстремальных ситуациях. М.: Политиздат, 1989.-304с.
  88. Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов психологов //Вестник МГУ, серия «Психология». — 2000. -№ 1.- С. 48−55.
  89. A.C. Полное собрание сочинений. М.: АПН РСФСР, 1959.-Т.7. — 426с
  90. А. Самоактуализация: Пер. с англ .//Психология личности: Тексты. М., 1982. — 234с.
  91. E.K. Некоторые психологические вопросы воспитания студентов. -Минск: БГПИ, 1976. 158с.
  92. Г. П., Рубин Б. Г., Колесников Ю. Е. Адаптация важнейшая проблема педагогики высшей школы // Советская педагогика, 1969. N3,-С.64−71.
  93. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. -278с.
  94. H.H. Основные тенденции развития понятия адаптации //Материалы конф. преподавателей фак. психологии. Челябинск: ЮурГУ, 1999.-С. 4−5
  95. H.H. Процесс социально-психологической адаптации: Подходы к изучению //Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сб. науч. тр. Челябинск: ЮурГУ, 1998. — Т.1.- С. 31−49.
  96. B.C. Своеобразие условий реакций в структуре волевого акта //Учёные записки Казанского гос. ун-та. 1953. — Т. 113. — 218с.
  97. JT.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200с.
  98. H.H. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. Саранск: Мордовский гос. университет, 1991. — 84с.
  99. Л.В. Социальная адаптация выпускников колледжа к обучению в вузе. Монография Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2010.- 145с.
  100. A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии. -М.: Академия. 2008.-254с
  101. A.A. Исследование учебной деятельности студентов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин //У чебно-методическое пособие. Челябинск: УралГАФК, 1997. — 59с.
  102. А.Я. Инновации в образовании //Монография. Челябинск: ИПР МОРФ, 1995.-288 с.
  103. А.Я. Инновации в педагогике профессионального образования. -Челябинск, 1994. 61 с.
  104. А .Я. Культура делового общения. Челябинск: ТОО «Версия», 1997.-256 с.
  105. А.Я., Кустов JI.M. Гуманизация непрерывного профессионального образования: вариант концепции, модели. — Челябинск: ЧГИФК, 1994.-76с.
  106. A.A. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) Ереван, 2008. — 236 с.
  107. О.М., Елисеев С. А., Симоненко В. Д. Безопасная адаптация воспитанников учреждений интернативного типа. Учебно-методическое пособие Брянск: Изд-во БГПУ, 1999.
  108. P.C. Психология. -Т.З, М.: 2007.-С.30−41.
  109. В.В. Социально-психологические проблемы управления производственным коллективом: Автореф. дис. докт. псих. наук. М, 1990.-28 с.
  110. В.В., Забродин Ю. М. Психологическое управление производственной организацией (Настольная книга советского менеджера и практического психолога). -М. 1990. -246 с.
  111. Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе. -Т. XIX. 1994. -№ 3. — С. 32−44.
  112. Д.В. Адаптация. в кн.: Энциклопедический философский словарь. — С., 1983. — С. 12−13
  113. Д. Как научить студента быть студентом //Высшее образование в России. 1998. — № 3. — .С. 70−72.
  114. Е.Б. Коммуникативные умения в структуре деятельности студента в период педагогической практики: Дис. канд. пед. наук. -Иваново, 1987. 190с.
  115. В.Б. Конспекты лекций по воспитательной работе для тренеров и преподавателей физвоспитания. Челябинск: ЧГИФК, 2007. -186 с.
  116. A.K. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. М: Нальчик, Эльфа, 2006. — 124 с.
  117. Н.Ю. Адаптация студентов к учебному процессу в вузе в условиях инновационного обучения //Методика вузовского преподавания: Тез.конф. Челябинск: ЧГПУ, 1999. — С. 19−21.
  118. И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения ВНД (поведения) животных, 7-е изд. М.: Медицина, 1951. — 506 с.
  119. И.П. Избранные труды. М.: АНП РСФСР, 1951. -Т.2. -592с.
  120. С.А. Проблема адаптации и успешность обучения в пед. ВУЗе //Методика вузовского преподавания: Материалы 4-ой межвузовской научно-метод. конф. М.: МГУ, 2000. — С. 243−244.
  121. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов /Ред. С. И. Самыгин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. -526с.
  122. Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань: КГУ, 2009. — 281 с.
  123. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: МГУ, 1999. 216с.
  124. A.B. Возможные пути построения общепсихологической теории личности //Вопросы психологии, 1987. -№ 4, С. 30−44.
  125. В.А. К психологии активности личности. /Вопросы психологии, 1975 № 3. — 46 с.
  126. . Избранные психологические труды, М. 1969. — 659с.
  127. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  128. П.И., Фридман Л. М., Гарупов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. -М.: Пед. об-во России, 1999. -354с.
  129. А.И. Основные проблемы и задачи исследований в области общепедагогической подготовки будущих учителей в высшей школе //Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей М: МГПИ, 1972 — С 3−53.
  130. В.В., Вязовец Н. В. Психологические аспекты вузовского обучения. -М.: НИИВШ, 1986.-40 с.
  131. С. Д. Психологические основы оптимизации учебно-познавательного процесса в вузе. Казань: КГУ, 1998. — 87с.
  132. Психологическое обеспечение будущих учителей. Саратов, 1991. -С. 63 — 64.
  133. Проблемы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза /Под. ред. А. И. Рувинского М.: Изд-во МГУ, 1980.— 143 с.
  134. А.П. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к условиям обучения в вузе.// Комплексные проблемы профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров. Минск, 1976, -С. 124−128.
  135. Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. М, 1987,-240с.
  136. A.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Новая школа" 1991. — 63с.
  137. A.C. Тренинг коммуникативных умений. М.: Новая школа, 1993. -49с.
  138. A.B. Психологические аспекты проблемного обучения. -М.: Педагогика, 1983. 234 с.
  139. A.A., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. — 416с.
  140. A.A. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. — 288с.
  141. С.М. Социально-профессиональная адаптация начинающих педагогов. Новокузнецк, 1999.
  142. А.Т., Аношкин М. И., Железняк Л. Ф. Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров М., 1982. -246с.
  143. К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем//Семья и школа, 1987. -№ 10. С. 16−21.
  144. .Г., Колесников Ю. С. Студент глазами социолога: Социологические проблемы воспроизводства рабочей силы высшей квалификации. Ростов-на-Дону, 1969. — 277с.
  145. С.Л. Основы общей педагогики. 2-е изд. — М., 1946. -704с.
  146. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т, М.: Педагогика, 1989.- Т.2, 328с.
  147. А.Д. Профессиональная ориентация молодежи. М., 1989, -277с.
  148. В.П. Управление процессом педагогической адаптации молодых педагогов: Автореф. дис. канд. псих. наук. Казань: КГУ, 1984. — 15с.
  149. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. —124 с.
  150. И.М. Избранные произведения. М.: Учпедгиз, 1953. — 333 с.
  151. A.B. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе //Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1985.- 17с.
  152. Л.В. Волевая организация личности и ее влияние на процесс адаптации детей к обучению: Автореф.. дис. канд. псих. наук. Иркутск, 1998.- 18с.
  153. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1980.- 1600с.
  154. Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профадаптации//Методические рекомендации — Л.: ВНИИ профтехобразования, 1988. -21с.
  155. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях //Под ред. Р.В.
  156. Тонковой-Ямпольской (СССР), R Шмидта-Кольмер (ГДР), М.: Медицина, 1980.-253с.
  157. Ч.Д. Шкала самооценки: Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М.: Красная площадь, 1996. -400с.
  158. A.B. Адаптация студентов педвуза к профессии учителя. В сб.: Психологическое обеспечение будущих учителей. Саратов, 1991. — С. 63 -64
  159. В.Н. Адаптация личности: Философско-социологический анализ.- Свердловск.: УрГПУ, 1993. 183с.
  160. Е.В. Социально-психологические проблемы рабочей молодежи. М, 1976
  161. В.В. К проблеме адаптации студента в педагогическом вузе /Психологические вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса. — Алма-Ата: Казахский ин-т им. Абая, 1990. 88с.
  162. К.Д. О целях воспитания. Избр. пед. соч. Т.1. Учпедгиз, 1953.-309с.
  163. К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. Т.8. М -Л.: АПН СССР, 1950. — 418с.
  164. Философские проблемы теории адаптации. М, 1982 г., 147с.
  165. H.A. Физиология человека. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1995. — 416с.
  166. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В. Я. Ляудис.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 24с.
  167. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1989. — 447с.
  168. Л.М., Калугина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288с.
  169. Г. И. Общество, окружающая среда, медицина //Вопросы философии, 1983. N2, С. 68−72.
  170. В.А. Моделирование в философии. М., 1967. — 76с.
  171. В.А. Современные проблемы методологии научного познания. -Л.: Знание, 1975.-40с.
  172. Е.Г. Эмоциональная неустойчивость, как ведущий фактор формирования дезадаптированного поведения студентов: Дисс.. канд. псих. наук. М., 1998. — 154с.
  173. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Вопросы психологии обучения и воспитания: Тез. докл. Киев: НИИ психологии УССР, 1961. -С. 56−58.
  174. Э.Г. Некоторые особенности развития системных исследований //Системные исследования: Ежегодник, 1980. М.: Наука, 1981.-294 с.
  175. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-260с.
  176. Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб., 1994. — 135с.
  177. В.А. Обучение как процесс управления. Л.: Лениздат, 1988. -202с.
  178. В.А., Линов E.H. Психология педагогической деятельности. -Л.: Лань, 1990. 187с.
  179. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель. Теоретические основы и практическая реализация, М.: Новая школа, 1997. — 352с.
  180. М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук, Кемерово, 1995, 190с.
  181. Adler A. The science of living. N.Y., 1929. — 128 p.
  182. Adler A. Understanding human nature. N.Y., 1927. — 234 p.
  183. Allport G.W. Personality: A psychological interpretation. N.Y.,-1937.-158 p.
  184. Carol Flake-Hobson, Bryan E. Robinson, Patsy Skeen. Child development and relationship. / Addison-Wesley publishing Company, USA, 1993. 51 p.
  185. Erikson E.H. The life cycle completed. New York: Norton, 1982. — 312p.
  186. Erickson E.H. Identity, youth and crisis, -N.Y., 1968.
  187. Eysenk H.J. The place of theory in psychology //H. Eysenk (Eds.) Experiments in Personality, 1960. -№ 2. P. 303−315.
  188. Maslow A. Self-actualizing and beyond Challenges of Humanistic Psychology. -N. Y, 1967.-240 p.
  189. Thomas A., Chess S. Temperament and Development. — New Yoik: Brunner//Mazel, 1977.-P. 211 -213.
  190. Tester R. The opening up of American education: A sampler. Lanham. USA, 1993−98p.
  191. Tolman E. C. Behavior and psychological man. Los-Angelos, 1958. -245 p.
Заполнить форму текущей работой