Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Поэтическое творчество Етима Эмина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Етим Эмин, поэт-гуманист, утверждает в своих произведениях, что каждый честный человек, все люди труда становятся на путь борьбу против насилия и зла. Горе*народа воспринимается героями Эмина как личное горе. Это объясняется тем, что сам поэт пережил большую душевную драму и тяжелые потрясения, выпавшие на долю его родной земли. Отзвук этого слышится во многих стихотворениях Эмина, которые… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТВОРЧЕСТВО ЕТИМА ЭМИНА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ И
  • РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЙ XIX ВЕКА
    • 1. 1. Етим Эмин в дагестанском и отечественном литературоведении
    • 1. 2. Мировоззренческие принципы Етима Эмина
    • 1. 3. Философские, нравственные, социальные ориентиры творчества Етима Эмина
  • ГЛАВА II. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭЗИИ ЕТИМА ЭМИНА
    • 2. 1. Роль ашугской поэзии в развитии жанров в творчестве Етима Эмина
    • 2. 2. Художественные реминисценции арабской классической литературы в творчестве Етима Эмина
    • 2. 3. Контуры тюркоязычной поэтической традиции в поэзии Етима Эмина
  • ГЛАВА III. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ ЕТИМА ЭМИНА
    • 3. 1. Жанровые трансформации в лирике Етима Эмина
    • 3. 2. Сатирические мотивы в поэзии Етима Эмина
    • 3. 3. Тема любви в поэзии Е. Эмина

Поэтическое творчество Етима Эмина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В истории дагестанской литературы XIX век — уникальный, совершенно беспрецедентный по силе литературных талантов период. Среди большого числа горских поэтов резко выделяются своей одаренностью те, которых сегодня по праву считают основоположниками национальных литератур Дагестана.

Творчество Етима Эмина, классика лезгинской поэзии, убеждает, что новое содержание поэзии, с того самого момента, когда художник встал на путь реального отображения жизни, повлекло за собой и новые формы выражения. Завоевания поэта в общественной и эстетической сферах художественного мышления по праву оценены как значительный вклад не только в лезгинскую, но и в поэтическую культуру всего Дагестана.

Выдающийся лезгинский поэт Магомед-Эмин, принявший псевдоним «Етим», что означает «сирота», родился в 1838 году в ауле Ялцугар бывшего Кюринского округа (ныне Сулейман-Стальский район) Дагестанской АССР в семье кадия сельского суда. Будущий поэт обучался в разных медресе, а завершил учёбу в медресе ученого-арабиста Исмаила Эфенди в селении Вини Яраг.

Личность и творчество Етима Эмина оказали огромное влияние на развитие лезгинской литературы. Етим Эмин привнес в родную литературу новые темы, идеи, образы, выступил новатором в области поэтики, создал литературный язык, обновил ашугскую традицию, дав ей путь в большую литературу. Последователями Эмина стали известные лезгинские поэты Гаджи Ахтынский и Сулейман Стальский.

Етим Эмин умер в 1884 году, оставив большое литературное наследие, систематизация и изучение которого продолжается и в настоящее время.

Выражая себя, лирический поэт выражает проблему своего века, -писал И. Р. Бехер, — причём это «себя», личность поэта, должна вырасти в характер, представляющий век, в орган, в котором эпоха снова обретает «свой поэтический образ» [Бехер, 1959: 87].

Говоря о значении литературного наследия Етима Эмина, Г. Гаджибеков отметил, что «нет такого общественного события и явления своего времени», мимо которого прошел бы Эмин.

Одно то, что стихи Эмина, которые нигде не печатались, живут в народе по сей день, что его великим Эмином называют, — говорит о том, что его произведения имеют несомненную художественную и социальную ценность. Изучая произведения Етима Эмина, нетрудно понять, что их автор был незаурядной личностью. О многом говорит и псевдоним поэта. Поэт такого душевного склада и таких взглядов, как Етим Эмин, не мог не чувствовать себя сиротой в мире, который, говоря его же словами, был «суров, безжалостен к несчастным».

Лезгинская поэзия XVIII — начала XIX веков представляет собой своеобразный синтез, переплетённость любовной, социально-обличительной, философских тем. Отсюда миссия поэтов-певцов — своеобразное просветительство, этическое и эстетическое воспитание людей труда, к которым относится и Етим Эмин.

Подводить творчество Е. Эмина к идее революционных преобразований как единственно возможного средства борьбы, на наш взгляд, надуманно и лишено каких-либо оснований.

Изучая быт народа, наблюдая развитие социальных событий, Етим Эмин пытался передать в своих стихах увиденное и пережитое. Лирические размышления поэта, в основе которых лежали конкретные факты из жизни лезгинского аула, не носили локального характера, в отличие от авторов, не сумевших выйти за пределы событий местного значения. Етим Эмин оказался способным осмыслить жизненные явления весьма широкого масштаба. Любое зрелище, любой факт наводят его на размышления.

О мировоззрении Етима Эмина свидетельствуют его произведения-раздумья, его стихи — это мысли о бренности мира и сиюминутности человеческой жизни.

Он отвергает мир «злословья и наветов», не желает мириться с царящим в обществе злом, несправедливостью. Так, в стихотворении «Крик о помощи» Эмин для выражения своего отношения к миру использует слово «воротит»: «Вставай, народ, плохих людей, / Ведь приютом стал мир! / Честных людей /Как воротит от мира».

Именно презренье, чувство, возможно, чуть менее сильное, чем «ненавижу» и «не приемлю», определяет отношение Эмина к миру. Презрения заслуживает беспощадный, бесчестный мир, который поэт не приемлет. Эмин чувствовал дыхание нового, становящегося мира. Его питают две стихии: мертвящий распад (пережитки феодального уклада) и жизнетворящий хаос (развивающийся быстро капитализм). Если об этом явлении говорить сегодня, то это определяется как движение вперед, проявление прогресса. Беспокойство за будущее народа, страх перед неизвестностью и определили специфику восприятия эпохи.

Впоследствии идея эминовского стихотворения «Крик о помощи» была подхвачена его учеником и последователем Сулейманом Стальским, написавшим новые стихи на эту же тему, но в более широком, философском, социальном аспекте.

Етим Эмин хорошо понимал действенную силу правдивого слова, к которому прислушиваются истосковавшиеся по нему люди:

Речь твоя. Эмин, людей тревожит. / Берегись, — а вдруг властям доложат?".

Будучи в высшей степени искренним поэтом, он не скрывает своего душевного состояния, своих страданий.

Поэт считает, что мир «создан был на радость людям», а стал невыносимым для них вследствие неразумного устройства жизни, бедности и насилий. Явственно ощутимая внутренняя жизнь, печаль, тревога, философско-нравственные размышления над прошлым и настоящим раскрывают перед поэтом историческую закономерность жизни общества и человека.

Поэзия Етима Эмина выразила саму суть переломной эпохи. Движение истории, новые решающие события в жизни народа не могли оставить художника равнодушным к происходящему. Расколовшийся мир, прошедший через сердце поэта, символизирует извечную тягу беспокойного духа открытиям в себе и в окружающих, указывает на связь художника с реальностью и на те обстоятельства, которые отразились в его мировосприятии.

Актуальность темы

исследования. В дагестанском литературоведении проблеме личной и творческой биографии Эмина посвящен целый ряд исследований различного характера (статьи, предисловия к поэтическим сборникам, критико-биографические очерки). В разное время собиранием, изучением эминовского наследия занимались Г. Гаджибеков, М. Гаджиев, Н. Ахмедов, А. Агаев, М. Садыки, Ф. Вагабова, Г. Гашаров, К. Акимов, Р. Гайдаров, Р. Кельбеханов, Р. Кадимов, Ф. Нагиев, Т. Гаджимурадова и др. В то же время комплексный анализ творчества Эмина так и не стал предметом монографического исследования. Нельзя не отметить работу Т. Гаджимурадовой, которой был осуществлен анализ основных мотивов поэзии Эмина. Исходя из вышесказанного, нами был осуществлен комплексный анализ творчества Е. Эмина на уровне поэтики, традиций, жанров, который затрагивает способы и средства художественной реализации, образной системы его поэзии.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена и возросшим вниманием к проблеме специфики национальных литератур, что подразумевает целостный подход к художественному тексту, постулирующему нерасчленимость человека и истории, человека и социальной среды, материи и духа, что в полной мере проявляется в эстетической системе Етима Эмина, характеризуя особенности мышления поэта.

Известно, что литература как часть культуры, прежде всего явление национальное, отражающее через ментальное сознание картину мира того или иного народа. Ч. Айтматов писал, что «литература, впрочем, всегда стремилась мыслить глобально, не забывая при этом, что ее краеугольный камень — отдельная человеческая личность. Это самая суть сути. Отдельную человеческую личность можно сравнить с фокусом, в котором собраны все воздействия действительности, их изучение дает нам возможность познать через человека содержание, сущность и тенденцию времени» [Айтматов, 1988]. Таким образом, система взглядов поэта на взаимодействие человека и окружающего его мира выражается в определении места человека в мире, его взаимоотношения с действительностью, формирует концептуальность поэтического текста и самого автора.

В свете этих положений актуальность заявленной темы, посвященной творчеству лезгинского поэта Етима Эмина не вызывает сомнений.

Методологические и теоретические основы работы: Необходимо отметить, что в дагестанском литературоведении данная проблема стала эпизодически разрабатываться со второй половины 20-х годов XX века. Существенное значение для изучения данной темы имеют труды мыслителей и ученых XX века, посвященные общим вопросам теории литературы в контексте философии, истории и культуры. Это, прежде всего, работы А. Н. Веседовского, Д. С. Лихачева, В. Я. Проппа, В. М. Жирмунского, Н. И. Конрада, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Л .Я. Гинзбург Г. Д. Гачева, Н. К. Гея, М. Полякова, Г. Н. Поспелова, Г. М. Фридлендера, Г. И. Ломидзе, Н. С. Надъярных, К. К. Султанова и др.

Рассматривая творчество Етима Эмина как синтез демократической письменной литературы и традиций богатейшего устно-поэтического творчества, мы использовали труды видных исследователей-литературоведов, которые изучали арабоязычную и тюркоязычную литературы и в связи с этим осмысливали влияние восточной поэтической традиции на формирование национальных литератур. Среди них В. В. Бартольд, Е. Э. Бертельс, И. И. Крачковский, А. Б. Куделин, И. Н. Филыитинский и др.

В ходе работы мы активно использовали материал, содержащийся в исследованиях ученых: Г. Г. Гамзатова, К. Д. Султанова, Ф. И. Вагабовой, Р. Ф. Юсуфова, А.-Ю. Абдуллатипова, Г. Г. Гашарова, P.M. Кельбеханова, С. М. Хайбулаева, К. Х. Акимова, Ч. С. Юсуповой, Р. Кадимова, Ф. Нагиева, Т. Э. Гаджимурадовой и др., а также азербайджанских исследователей: М. Ярахмедова, А. Дадашзаде и др.

Целью данной работы является исследование поэтического творчества Етима Эмина в аспекте литературных традиций, жанровой структуры и форм строфической композиции, присущих поэзии Е. Эмина, что представляется необходимым условием при рассмотрении самобытности творчества великого художника слова, глубоком проникновении в его мировоззрение и поэтический мир.

Цель работы реализуется путем решения следующих задач: проанализировать поэтические традиции лезгинского фольклора, арабоязычной и тюркоязычной поэзии, выраженные в разных поэтических жанрах XIX векаисследовать философско-нравственные основы поэзии Е. Эмина, проследить их влияние на воспитание человека (просветительские функции поэзии Эмина) — проследить эволюцию жанров лирики Е. Эмина и представить классификацию лирических жанровисследовать динамику формирования поэтического языка Е. Эминапровести анализ идейно-эстетических взглядов поэта в контексте общественных и социальных переменпровести анализ структуры поэтического наследия Е. Эмина и выделить основные его составляющие.

Анализ творчества поэта был бы не полным без реконструкции его творческого мышления, так как в лирике непосредственным связующим звеном между реальностью и ее художественным отражением является живая личность автора «в ее важнейших социально-психологических особенностях, ее видение и художественное претворение мира,. в ее отношении к эстетическим запросам общества, в ее внутренней обращенности. к тем, ради кого создается литература .» [Храпченко, 1977: 88].

Научная новизна исследования состоит в выборе актуальной темы и комплесного исследования творчества поэта, неоднократно становившееся предметом научных изысканий.

Работы советского периода наполнены идеологическим содержанием, что, естественно, искажает реальное наполнение поэзии Эмина. Стремление представить его поэтом-революционером противоречит действительности. Нами предпринята попытка по-новому осмыслить поэтическое наследие Эмина, свободное от идеологических наслоений, что представляется актуальным не только для дагестанского литературоведения, но и российского в целом.

Научная новизна данной диссертации определяется тем, что в ней впервые дается комплексное описание поэтического творчества Етима Эмина на уровне поэтики, традициймотивов и жанров, способовх и средств художественной реализации поэтической, образной системы в целом.

На первый план выдвигаются проблемы философского содержания в творчестве Эмина, все остальные, в том числе и социальные, определяют свою ценность и значимость через философский аспект.

Предметом исследования диссертационной работы является поэтическое творчество выдающегося лезгинского поэта Етима Эмина, как уникальное художественное явление в контексте современной литературно-критической и философско-культурологической мысли.

Объектом исследования выступает лезгинская поэзия XIX века, рассматриваемая в процессе становления.

Основные методы исследования: в ходе работы применялись как исторически сложившиеся методы исследования, так и современные в их взаимосвязи и взаимодействии. Филологический, культурно-исторический, структурно-семантический, историко-типологический методы при этом выступают как базовые.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования обогащают отечественное и дагестанское литературоведение комплексным исследованием творчества Е. Эмина, классика лезгинской поэзии XIX века, определением роли Е. Эмина в истории лезгинской и северокавказской литератур.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут использоваться при разработке учебных, специальных курсов по дагестанской и северокавказской литературам, а также по этнокультуре в высших учебных заведениях РФ.

Материалом для исследования послужила поэтическое наследие Е. Эмина, изданное на лезгинском языке. В нашем исследовании мы использовали переводы поэзии Эмина известный русскими поэтами, подстрочные переводы стихотворений на русский язык, а также авторские переводы.

Апробация исследования. Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры отечественной и зарубежной литературы Пятигорского государственного лингвистического университета (октябрь 2008 г.), основные положения диссертации заслушаны и обсуждены на пленарных и секционных заседаниях Международных, общероссийских, региональных, университетских научных конференциях, а также отражены в научных публикациях автора:

1. Кадымов А. З. Народно-поэтические истоки творчества Етима Эмина // Южно-российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. — Астрахань, 2006. — № 12. — С. 112−120. (Рецензируемый журнал, рекомендованный ВАК).

2. Кадымов А. З. Личность и история в поэзии Етима Эмина: социально-философский аспект // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — Пятигорск: ПГЛУ, 2008. — № 4. — С. 190 193. (Рецензируемый журнал, рекомендованный ВАК).

3. Кадымов А. З. Художественные реминисценции арабской классической литературы в творчестве Етима Эмина // Вестник ПГЛУ. -Пятигорск: ПГЛУ, 2009. — № 1. — С. 219−223. (Рецензируемый журнал, рекомендованный ВАК).

4. КадымовА.З. Северокавказское просветительство: деятельность Абусуфьяна Акаева // Caucasus Philologia: журнал. — Пятигорск: ПГЛУ, 2007. -№ 1(2).-С. 29−30.

5.Кадымов А. З. Сатира и юмор в поэзии Етима Эмина // Caucasus Philologia: журнал. — Пятигорск: ПГЛУ, 2007. — № 2(3). — С. 53−56.

6.Кадымов А. З. Национальная идея как неотъемлемая часть общечеловеческих идеалов в современной поэзии Северного Кавказа // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру: V Международный конгресс. — Пятигорск: ПГЛУ, 2007. — С. 51−52.

7.Кадымов А. З. К вопросу о влиянии восточной поэтики на поэзию Дагестана // Университетские чтения — 2007. — Пятигорск: ПГЛУ, 2007. №С. 96−103.

8. Кадымов А. З. Философско-нравственные мотивы в поэзии Етима Эмина // Молодая наука — 2007: сборник. — Пятигорск: ПГЛУ, 2007.

9. Кадымов А. З. Социальные мотивы в поэзии Етима Эмина // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: VI Международная научная конференция к 85-летию со дня рождения профессора З. И. Керашевой, 24−26 апреля. — Майкоп: АГУ, 2008. — С. 145−146.

10. КадымовА.З. Восточные эпические традиции в творчестве Етима Эмина // Эпический текст: проблемы и перспективы изучения: Материалы II Международной конференции (16−18 октября 2008 года). — Пятигорск: ПГЛУ, 2008. — С. 96−103.

11. КадымовА.З. Концепция любви в творчестве Етима Эмина // Университетские чтения — 2008. — Пятигорск: ПГЛУ, 2008. — С. 228−236.

12. КадымовА.З. Личность и творчество Етима Эмина // Университетские чтения — 2009: материалы научно-методических чтений ПГЛУ. — Пятигорск: ПГЛУ, 2009. — С. 140−143.

Структура и объем диссертации

определены его материалом, основными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объём работы составляет 158 страниц.

ВЫВОДЫ.

Етим Эмин, поэт-гуманист, утверждает в своих произведениях, что каждый честный человек, все люди труда становятся на путь борьбу против насилия и зла. Горе народа воспринимается героями Эмина как личное горе. Это объясняется тем, что сам поэт пережил большую душевную драму и тяжелые потрясения, выпавшие на долю его родной земли. Отзвук этого слышится во многих стихотворениях Эмина, которые сопровождаются мотивами грусти, горечи, тоски и оказывают сильнейшее эмоциональное воздействие на читателя. Такие произведения отличаются гражданской направленностью, передают патриотические чувства автора и его твердую эпическую позицию: честь, совесть, свободу, справедливость — незыблемые ориентиры высоконравственной личности.

Сатирик, если он носитель прогрессивных идей, всегда в борьбе с порочными явлениями, порочными людьми. Он всегда противостоит тому или тем, что и кого осуждает, обличает. И у него на вооружении должен быть правдивый, конкретный принцип такого противопоставления. Читатель должен чувствовать, что позиции автора и его антипода несовместимы, что в стихотворении воплощен идейный и моральный конфликт. При этом важно, что поэт дает понять, во имя чего он критикует.

Наличие у Етима Эмина огромного количества стихотворений, посвященных теме любви, подтверждает неслучайность взаимного тяготения любви и поэзии.

В концепции любви у Эмина прослеживается идея гармонического слияния двух душ, которая отражает извечное стремление человеческого духа к высокой гармонии чувств, к душевной красоте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В работе впервые на основе анализа всей лирике Етима Эмина прослеживается не только её содержательная сторона, произведений, но и поэтика, дается целостное представление об оригинальном поэтическом мире поэта.

На конкретных примерах выявляются стилевые особенности поэта, дается развернутое представление о формах строфической композиции и жанрах, характерных для Етима Эмина, выявляется своеобразие поэтической фоники.

В результате всего этого Етим Эмин предстает как выдающийся мастер слова, прекрасно знающий родной фольклор, творчески освоивший богатые традиции родной и восточной поэзии.

Етим Эмин — плоть от плоти своего народа. Страдания и чаяния простых людей — вот что интересует поэта и чему он посвящает стихи. Его творчество, впитавшее традиции предшественников, обогащенное их опытом, в то же время стало новым шагом в становлении и развитии лезгинской литературы. Эмин по праву признан новатором в области поэтического осмысления социально-философских проблем и их художественной реализации. Он оказал несомненное влияние на всю национальную литературу, а художественный метод Эмина был взят на вооружение его последователями.

Анализ мировоззренческих взглядов поэта, нашедших отражение в творчестве, позволили нам определить особенности трансформации некоторых тем, мотивов, образов, а также поэтических жанров, присущих ближневосточной поэзии.

Таким образом, принципиально новая художественно-эстетическая концепция мира и мироздания сложилась под влиянием национальной литературы, восточной поэзией и ближневосточной лирики.

В поэзии Етима Эмина нет вычурных образов, нарочитой цветистости, она, как это видно из приведенных выше примеров, образец утонченного использования поэтом звуков и красок, какими располагала предшествующая литература [Гаджимурадова, 1998: 126]. Стихи его, идущие из глубины сердца, певучи и афористичны, они отличаются предметной образностью и композиционной завершенностью.

Етим Эмин хорошо знал арабский, персидский и турецкий языки, но, как правило, стихи свои он слагал на языке родного народа. Вплоть до 30-х годов XX столетия многие «деятели» лезгинской культуры оспаривали возможность создания литературы на родном языке. История подтвердила ошибочность их взглядов и прозорливость Етима Эмина. Не язык алимов (ученых) и духовенства, а язык трудового народа выбрал поэт. Владея всем богатством родной речи, Етим Эмин показал, что произведения «изящной словесности» можно писать и на лезгинском языке. Он же доказал, что на языке родного народа можно выразить самые глубокие мысли и тонкие чувства. И в этом его демократизм, подлинная народность.

Великие поэты всех времен обращались к первоисточнику — к самой жизни народа и к традициям фольклора. И лишь тогда их произведения находили живой отклик в людских сердцах, становились бессмертными. Именно то, что Етим Эмин обращался к народной жизни, к фольклорным, и особенно ашугским истокам, сделало его столь популярным и любимым среди народа. Таким образом, Етим Эмин не только принес в родную литературу новые темы, идеи, образы, выступил новатором поэтики, создал литературный язык, открыл ашугской традиции дорогу в большую литературу, вывел литературу на демократические рельсы, но и осветил дорогу плеяде прогрессивных поэтов. По пути, намеченному Етимом Эмином в воображении действительности, шли последующие лезгинские поэты — Гаджи Ахтынский и Сулейман Стальский.

Панегирический и дидактический характер раннего творчества Эмина, метафоричность языка, изобилующего реалистическими и условными образами, сама система поэтического мышления не оставляют сомнений относительно литературной родословной его поэзии. Однако составной частью в эту родословную входили традиции, выработанные предшествовавшей Эмину литературой лезгин.

Произведения фольклорной поэзии любого народа являются хранителями генетической, культурной и духовной памяти этноса, а переводы их на другие языки чрезвычайно важны в плане феномена диалога культур.

Эмин охватил всю глубину переживаний влюбленной души, интонируя и ритмизируя ее бесконечные чувственные колебания.

Эпитеты, метафоры, образы, сравнения, разнообразия интонаций — все это необозримые национальные богатства поэзии, культуры. Для поэта любовь была источником вдохновения, началом творческим, созидательным.

Етим Эмин, поэт-гуманист, утверждает в своих произведениях, что каждый честный человек, все люди труда становятся на путь борьбу против насилия и зла. Горе*народа воспринимается героями Эмина как личное горе. Это объясняется тем, что сам поэт пережил большую душевную драму и тяжелые потрясения, выпавшие на долю его родной земли. Отзвук этого слышится во многих стихотворениях Эмина, которые сопровождаются мотивами грусти, горечи, тоски и оказывают сильнейшее эмоциональное воздействие на читателя. Такие произведения отличаются гражданской направленностью, передают патриотические чувства автора и его твердую эпическую позицию: честь, совесть, свободу, справедливость — незыблемые ориентиры высоконравственной личности.

Обличительные произведения Эмина, развивающие в лоне назидательной поэзии художественные средства сатиры, утверждают новое в лезгинской литературе сатирическое направление. Поиски Эмина в этой области, никогда не прекращавшиеся, по праву должны быть оценены как новаторское завоевание всей дагестанской поэзии.

Утонченный лирик, Етим Эмин использует и сатиру как средство обличения нравственных пороков человека и общества. В его сатирических произведениях нередко противопоставляются два полюса: добро и зло, истина и ложь, правда и лицемерие. Образы, созданные с помощью антитезы, обнажают светлое и темное начало мира людей. Этическая концепция автора связана с такими понятиями, как честь, совесть, долг, справедливость, свобода. Общество, в котором эти истины попраны, достойно безжалостного обличения.

Поэтическое творчество Етима Эмина характеризуется философской направленностью, что объясняется стремлением художника постичь тайны бытия, загадочную сущность мироздания, противоречивые стороны человеческой жизни. Большая часть зрелых произведений поэта отмечены провидческим даром Эмина, не случайно они соотносимы с современной эпохой, с сегодняшними днями глобальных перемен. С годами творчество поэта не меркнет, напротив, оно выдержало проверку временем и обнажило богатство поэтического гения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , П. Гаджибек Гаджибеков критик Текст. / П. Абакарова. -Махачкала, 1971.
  2. , М.А. Мыслители Дагестана XIX нач. XX веков Текст. / М. А. Абдуллаев. — Махачкала, 1963.
  3. , М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX веке Текст. / М. А. Абдуллаев. -Махачкала. 1997.
  4. , К.И. Разноязычное единство: обретения и потери Текст. / К. И. Абуков. Махачкала, 1992.
  5. , А. Поэтическое мастерство Сулеймана Стальского Текст. / А. Агаев // Етим Эмин. Стихотворения: сборник. М., 1958.
  6. , А. Етим Эмин Текст. / А. Агаев // Етим Эмин. Стихотворения: сборник.-М., 1959.
  7. , А. Сулейман Стальский Текст. / А. Агаев. Махачкала, 1963.
  8. , А.Г. Любимый поэт лезгинского народа Текст.: вступительная статья и комментарий / А. Г. Агаев // Етим Эмин. Стихи / на лезг. яз. — Махачкала, 1960.
  9. , А. Етим Эмин (1838−1878): Уьмуьрдикай ва туьк1уьрай ч1аларикай ихтилат (Очерк о жизни и творчестве) Текст. / А. Агъаев. — Махачкала, 1958.
  10. Агъаев, А. Ярагъ Мегьамедан ц! алди т! ушунай Эми-нан азад руьгь
  11. Текст. / А. Агъаев // Самур. 1998. — № 4.
  12. , Н. Етим Эминан шииррин ругудлагьай издание Текст. / Н. Агьмедов // Коммунист. 1960.
  13. Азербайджанско-русский словарь Текст. / сост: Х. А. Азизбеков. -Азернешр, 1985.
  14. , Ч. Статьи, выступления, диалоги, интервью Текст. / Ч. Айтматов. М.: АПН, 1988.
  15. , К.Х. Неизвестные страницы жизни и творчества Етима Эмина Текст. / К. Х. Акимов // Творческое наследие Етима Эмина. Махачкала, 1990.-С. 62−691
  16. , Къ.Х. Лезги поэзиядин нурлу гьед (Яркая звезда лезгинской поэзии) Текст. / К. Х. Акимов // Етим Эмин. Дуьнья гьей! Шии-рар (О, мир! Стихи). Махачкала, 1988.
  17. , К.Х. Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы Текст. / К. Х. Акимов. Махачкала, 1998.
  18. , Къ.Х. Лезги зарияр (Лезгинские писатели) Текст. / К.Х. Акимов- на лезг. яз.-Махачкала, 2001.
  19. , К.Х. Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы Текст.: автореферат дис.. докт. филол. наук / К. Х. Акимов. Махачкала, 1999.
  20. , С. Дорога в современность Текст. / С. Алиев. Махачкала, 1977.
  21. , Гъ. Са шиирдин гелеваз (По следам одного стихотворения) Текст. / Гъ Алиметов // Коммунист. 1990. — 19 декабря.
  22. , Г. Асари Дагестан. Исторические сведения о Дагестане Текст. / Г. Алкадари. Махачкала, 1994.
  23. , A.A. Героико-исторические песни аварцев Текст. / A.A. Ахлаков. — Махачкала, 1968.
  24. , A.A. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа Текст. / A.A. Ахлаков. М., 1981.
  25. , М. Бязи шиирар к1елайла (Читая некоторые стихотворения) Текст. / М. Балабегов // Лезги газет. 1999. — 1 июля.
  26. , В.В. Соч. Текст. / В. В. Бартольд. М., 1966. — Т. 6.
  27. , Е.Э. Избранные труды Текст. / Е. Э. Бертельс. М., 1960. -Т. I.
  28. В. Поэзия Армении Текст. / В. Брюсов. М., 1916.
  29. , И. Етим Эмин Текст.: рецензия на сборн. / И. Вагабов / сост. H.A. Ахмедов // Дуствал. 1957.
  30. , Ф.И. Эстетическая система демократической поэзии лезгин конца XIX начало XX вв. Текст. / Ф. И. Вагабова // Рук. фонд ИЯЛИ ДНЦ РАН. Ф. З, оп. 5, д. 541. — С. 53.
  31. , Ф.И. На пути к истине Текст.: рецензия на сборник «Етим Эмин. Стихотворения» / Ф.И. Вагабова- сост. М-Г. Садыки. Махачкала, 1995.
  32. , Ф.И. Формирование лезгинской поэзии Текст. /1. Ф. И. Вагабова. —
  33. , A.M. Становление и развитие даргинской поэзии Текст. / A.M. Вагидов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.
  34. , П. Музыка и песни азербайджанских татар Текст. / П. Востриков // СМОМПК. Тифлис, 1912. — Раздел 3. — С. 16.
  35. Высказывания о Е. Эмине Э. Капиева, Г. Гаджибекова, Н. Тихонова, Н. Калиевой Текст. // Коммунист. 1988. — 18 сентября.
  36. , П. Новаторство. Традиции. Мастерство Текст. / П. Выходцев. -Л., 1973.
  37. , А. Лезгийрин фольклор (Лезгинский фольклор) Текст. / А. Гаджиев. Махачкала, 1941.
  38. , М.М. Сифте гафунин чкадал (Вместо предисловия) Текст. / М. М. Гаджиев // Етим Эмин. Хкягъай шиирар / сост. H.A. Ахмедов. -Махачкала, 1998.-С. 3−11.
  39. , Т.Э. Вагиф и Эмин Текст. / Т. Э. Гаджимурадова // Наука и молодежь. Махачкала, 1997. — С. 369−373.
  40. , Т.Э. Поэтика любовных песен Етима Эмина Текст. / Т. Э. Гаджимурадова // Мир на Северном Кавказе через язык, образование, культуру: тезисы 1 Международного конгресса. — Пятигорск, 1996. -С. 59−61.
  41. , Т.Э. Основные мотивы поэзии Етима Эмина Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / Т. Э. Гаджимурадова. Махачкала, 1998.
  42. , Р.И. Лезгийрин сад лагьай альманах Текст. / Р. И. Гайдаров // Лезги газет. 1993. — 23 января.
  43. , Р.И. Язык и поэтика Стальского Текст. / Р. И. Гайдаров. — Махачкала, 1997.
  44. , Р.И. Етим Эминан шииратдин бязи серер Текст. / Р. И. Гайдаров // Самур. 1998. — № 4.
  45. , Р.И. Ихтилат куддачир, эгер . (О дате и месте рождения Е. Эмина) Текст. / Р. И. Гайдаров // Лезги газет. 1998. — 23 января.
  46. , Р.И. Эминият: авай гьал ва дердияр (Эминоведение: состояние и проблемы) Текст. / Р. И. Гайдаров // Лезги газет. 1998. — 19 марта.
  47. , Р.И. Введение в эминоведение Текст. / Р. И. Гайдаров. -Махачкала, 2001.
  48. , Г. Г. Дагестанский романтизм и Махмуд Текст. / Г. Г. Гамзатов // Художественный мир Махмуда из Кахаб-Росо. — Махачкала, 1979. — С. 73.
  49. , Э. Вучиз Эмина вичел «Етим» лак1аб эцигна? (Почему Эмин взял псевдоним «Етим»?) Текст. / Э. Гасанов // Лезги газет. 2001. -22 ноября.
  50. , Г. Г. Певцы обновленного края Текст. / Г. Г. Гашаров. -Махачкала, 1987.
  51. , Гь. Халкьдин умудрин ва азабрин гуьзгуь Текст.: на лезг. языке / Гь Гашаров // Коммунист. — 1965. — 20 октября.
  52. , Гь. Шаир инсанперес Текст. / Гь Гашаров // Самур. — 1998.-№ 4.
  53. Гь. Халкьдин рик1 алай шаир Текст. / Г. Г. Гашаров // Лезги газет. 1999. — 1 июля.
  54. Груни. Мотивы армянской поэзии Текст. / Груни. Саратов, 1909.
  55. , И. Етим Эминан т1варунихъ янавай са шиирдин кьисмет Текст. / И. Гусейнов // Самур. 2001. — № 1.
  56. , И. Пуд шиир Текст. / И. Гусейнов // Самур. 1998. — № 4.
  57. , Э. Вучиз Эмина вичел «Етим» лак1абэииг-на? Текст. / Э. Гьасанов // Лезги газет. 2001.
  58. , А. Эминакай илимда мад са кам Текст. / А. Гюльмагомедов // Коммунист. 1991. — № 3.
  59. , А. Етим Эминан ч1аларин словарь (Словарь поэзии Етима Эмина) Текст. / А. Гюльмагомедов // Лезги газет. — 1994. -22 апреля.
  60. , А. Етим Эминан ч1алан терсеба га-фарган / А. Гюльмагомедов // Самур. 2001. — № 3−4.
  61. Дагьлух уьлкведин шаиррин шаир. (Спец. выпуск газеты, посвященный Етиму Эмину) Текст. //Коммунист. 1988. — 18 сентября.
  62. , Н.А. Полное собрание сочинений Текст. / Н. А. Добролюбов. 1939. — Т. 6. — 695 с.
  63. Дружба Текст.: альманах- на лезг. яз. Махачкала, 1965. -№ 2.
  64. , И. О народных песнях и певцах Грузии Текст. / И. Евлахов // Кавказ. 1855. — № 64−65.
  65. , М., Шабатов, Ш. Етим Эминан 160 йис Текст. / М. Жалилов,
  66. Ш. Шабатов // Лезги газет. — 1999. — 8 июля.
  67. , Гь. Етим Эмин (краткое сообщение о выходе в свет книги Агаева А. «Етим Эмин») Текст. / Гь Жамидин // Дуствал. — 1958. — № 4.
  68. Жанры фольклора народов Дагестана Текст.: сб. статей. Махачкала, 1979.
  69. , Л. Поездка Г. Беккера по Южному Дагестану Текст. / Л. Загурский // Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). — Тифлис, 1876.-Вып. 9.
  70. , М.И. Традиции, влияние, новаторство: Проблемы комедийного характера Текст. / М. И. Зульфукарова. Махачкала, 1981.
  71. , Ш. Тапан шагьадатнама: Етим Эминан ктаб-дикай фикирар Текст. / Ш. Исаев // Коммунист. -1981.-3 июня.
  72. , А. Эверзава заз Текст. / А. Исмаилов // Коммунист. 1988. -18 сентября.
  73. История Дагестана Текст.: в 4-х т. М., 1968. — Т. 2.
  74. К 150-летию Е. Эмина Текст.: спец. выпуск- на лезг. языке // Коммунист. -1988.-18 сентября.
  75. , Р.Г. Поэтический мир Етима Эмина Текст. / Р. Г. Кадимов. -М., 2001.
  76. Казикумыхские и Кюринские ханства Текст. // ССКГ. Тифлис, 1869. -Вып. 2.-С. 7−25.
  77. , Н., Огнев, В. Дагестанские лирики Текст.: предисловие / Н. Капир, В. Огнем // Дагестанские лирики. JI., 1961. — С. 17.
  78. Караханов, 3. Етим Эминан яратмишунар школада: Методикадин чар, 3-пай Текст. / 3. Караханов. Махачкала, 1989.
  79. , P.M. «Дуьнья ва инсан» шаиррин яратми-шунра Текст. / P.M. Кельбеханов // Самур. 1999. — № 2.
  80. , P.M. Мир и человек в творчестве поэтов. Етим Эмин Текст.: на лезг. яз / P.M. Кельбеханов // Самур. 2001. — № 3.
  81. , P.M. Традиции досоветской лезгинской поэзии Текст. / P.M. Кельбеханов. Махачкала, 1998.
  82. , P.M. Традиции и новаторство лезгинской поэзии первой половины XX века Текст.: дис.. докт. филол. наук /P.M. Кельбеханов. -Махачкала, 1995.
  83. , Т. К вопросу формального изучения поэзии тюркских народов Текст. / Т. Ковальский // Известия восточного факультета Аз. ГУ имени С. М. Кирова. Востоковедение. Баку, 1928. — Т. I. — С. 184.
  84. , И.Ю. Арабистика на Северном Кавказе Текст.: избр. труды / И. Ю. Крачковский. М.-Л., 1960. — Т. 6.
  85. , И.Ю. Избранные сочинения Текст. / И. Ю. Крачковский. -М.-Л., 1960.-Т. 6.
  86. , В. Ашуги Азербайджана Текст. / В. Кривоносов // Советская музыка. — 1938. № 4.
  87. , А. На пути собирания культурного наследия родного народа Текст. / А. Ляметов // Коммунист. 1960. — 12 июня. — С. 12−16.
  88. Моор-Мейле, М. Стихи Е. Эмина, записанные в Турции" Текст. / М. Моор-Мейле // Лезгистан. 1995. — № 5, 6.
  89. , А.Ф. Азербайджано-дагестанские культурно-исторические связи в фольклоре и поэзии Дагестана Текст. / А. Ф. Назаревич // Ученые записки АТУ им. Кирова. 1956. — № 4.
  90. , В.Ф. Поэзия и современность Текст. / В. Ф. Огнев. М., 1961.
  91. , А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно Текст. / А. Олеарий. СПб., 1909.
  92. , А. Воспоминания муталима Текст. / А. Омаров // ССКГ. -Тифлис, 1869. Вып. 2. — С. 24.
  93. , Г. Н. Лирика Текст. /Г.Н. Поспелов. -М., 1998.
  94. , В.Я. Проблемы комизма и смеха Текст. / В. Я. Пропп. М., 1976.
  95. , X. Очерки истории Лезги (XVII — нач. XIX в.в.) Текст. / X. Рамазанов // Рукописный фонд ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР. Махачкала, 1960. — Д. № 2947. — Л. 132.
  96. , Гь. Етим Эминан лирикадин ч1алакай Текст. /
  97. Гь. Рамалданов // Самур. 2000. — № 1−2.
  98. , А. Эмин ва. Эмин. Гьуьжеталай месэлаяр Текст. / А. Рашидов // Самур. 1998. — № 4.
  99. , Г. М. Творчество лезгинских поэтов 19 века на арабском и азербайджанском языках . Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / Г. М. Садыки. Махачкала, 1969.
  100. , Г. М. Новые данные о Е. Эмине Текст. / Г. М. Садыки // Даг. правда. 1970. — 19 сентября.
  101. , Г. М. Етим Эмин Текст. / Г. М. Садыки. Махачкала, 1980.
  102. , Г. М. Поиск наследия продолжается Текст. / Г. М. Садыки // Коммунист. 1989. — 10 марта.
  103. , Г. М. Дили-диванайриз чирагъ куьк1уьрайди (Факел зажегший для одержимых) / Г. М. Садыки // Етим Эмин. Вил ат1удач дуьньядихъай. («Не нагляжусь на мир.»). Махачкала, 1995.
  104. , Гъ. Етим Эминакай ц1ийи малуматар / Гъ Садыки // Коммунист. 1965. — 26 марта.
  105. , Гъ. Етим Эминан ц1ийи шиирар Текст.: на лезг. языке / Гъ Садыки // Коммунист. 1974. — 29 января.
  106. , Гъ. Машгьур инсанрин мукьва-кьиливилер (О родственных связях Е. Эмина) Текст. / Гъ Садыки // Лезги газет. 1993. — 23 декабря.
  107. , Гъ. Шаир Етим Мелик Текст. / Гъ Садыки // Лезги газет. -1994.-25 ноября.
  108. , Гъ. Эминан девирдин чарар Текст. / Гъ Садыки // Лезги газет. 1995.-7 июня.
  109. , Гъ. Эминан ва Эминаз кхьей чарар Текст. / Гъ Садыки // Лезги газет. — 1995. — 9 июня.
  110. , Гъ. Етим Эминан къудратлу ва дерин дуву-лар Текст. /
  111. Гъ Садыки // Лезги газет. -1995.-4 августа.
  112. Сажидин. Эмин ва Сулейман Текст. / Сажидин // Лезги газет. 1999. -22 апреля.
  113. Сборник материалов по описанию местностей и племен Кавказа Текст. Тифлис, 1894. — Т. 19, раздел 3. — С. 268−269.
  114. , B.C. Избранное Текст. / В.Соловьев. М., 1998.
  115. Творческое наследие Етима Эмина Текст.: сб. статей / сост. Р. Рашидов. Махачкала, 1990.
  116. , X. Армянские народные певцы-ашуги Текст. / X. Торджян // Советская музыка. 1937. — № 7. — С. 50.
  117. , Аб. Етим Эминан шиирар к1елайла Текст. / Аб. Фетягь // Самур. — 2001. — № 6.
  118. Хроника Мухаммед Тахира ал-Карахи. О дагестанских войнах в период Шамиля Текст. / пер. с араб. А. Барабанова. М., 1941.
  119. Шуаев, Х-Б. Лезгинская грамота Текст. / Х-Б. Шуаев // Поэты Советского Дагестана. М.-Пятигорск, 1936.
  120. , Я.Е. Вопросы теории сатиры Текст. / Я. Е. Эльсберг. М., 1957.
  121. Етим Эмин (Магомет Эмин). Хкягьай ч1алар (Избранные стихи) Текст.: на лезг. яз. / сост. Г. Гаджибеков, Т. Ахмедов, Ш. Мейланов- предисл. Ш. Мейланова. М., 1928.
  122. Етим Эмин. Вил ат1удач дуьньядихъай (Не нагляжусь на мир) Текст.: на лезг. яз. / сост. Садыки Г. — Махачкала, 1995.
  123. Етим Эмин. Гьарай, эллер! (Кричите, люди!) Текст.: на лезг. яз. / сост. А. Агаев. Махачкала, 1954.
  124. Етим Эмин. Дуьнья гьей! Шиирар (О, мир! Стихи) Текст.: на лезг. яз. / сост. К. Акимов. Махачкала, 1988.
  125. Етим Эмин. Туьзел Тамум (Красавица Тамум). 10 стихотворений, подвергнутых «исправлению» поэтом Ибрагимом Гусейновым Текст.: на лезг. яз. Махачкала, 1989.
  126. Етим Эмин. Хкягьай шиирар (Избранные стихи) Текст.: на лезг. яз. / сост. Г. Гаджибеков. — Махачкала, 1931.
  127. Етим Эмин. Хкягьай шиирар (Избранные стихи) Текст.: на лезг. яз. / сост. Н. Ахмедов- предисл. и ком. М. Гаджиева. Махачкала, 1948.
  128. Етим Эмин. Хкягьай шиирар (Избранные стихи) Текст.: на лезг. яз. -Махачкала, 1998.
  129. Етим Эмин. Шиирар (Сборник стихов) Текст.: на лезг. яз. / сост. М. Гаджиев. Махачкала, 1941.
  130. Етим Эмин. Шиирар (Стихи) Текст.: на лезг. яз. / сост., автор вступ. ст. и комм. А. Агаев. Махачкала, 1960.
  131. Етим Эминан илагьияр Текст.: на лезг. яз. // Самур. — 1998. № 4.
  132. Етим Эмин. Шиирар (Стихи) Текст. / сост. Н.Ахмедов. Махачкала, 1957.
  133. Етим Эмин. Шиирар (Стихи) Текст. / сост., автор вступ. статьи и ком. Г. Садыки. Махачкала, 1980.
  134. Етим Эмин. Шиирар Текст. / сост. А. Агаев. М., 1977.
  135. Етим Эмин. Душа. Сост. Арбен Кардаш Текст. Махачкала, 1990.
  136. Етим Эмин. Избранные произведения Текст.: на лезг. яз. / сост. Г. Гаджибеков, Т. Ахмедов, Ш. Мейланов. Махачкала, 1928.
  137. Етим Эмин. Лирика (на лезгинском и русском языках) Текст. / пред., сост. и комм. Г. Гашарова. Махачкала, 1986.
  138. Етим Эмин. Стихи Текст. / сост. и предисл. Г. Гашарова. М., 1986.
  139. Етим Эмин. Стихотворения Текст. М., 1959.
  140. Етим Эмин. Сборник стихов Текст. Махачкала, 1941.
  141. I. Другие источники поэтических текстов
  142. , Г. Асари Дагестан: Исторические сведения о Дагестане Текст. / Г. Алкадари- пер. Г. Алкадари. Махачкала, 1929.
  143. Антология азербайджанской поэзии Текст. / под ред. В. А. Луговского и Самеда Вургуна. М., 1939.
  144. Антология дагестанской поэзии Текст.: в 4-х т. Махачкала, 1980.
  145. Антология лезгинской поэзии Текст. Махачкала, 1958.
  146. Ашыглар Текст.: на азерб. яз. Баку, 1937. — Ч. I.
  147. Батырай. Песни Текст. / Батырай. М., 1959.
  148. Батырай. Лирика Текст. / Батырай. Махачкала, 1987.
  149. , М.П. Лирика Текст. / М. П. Вагиф. Баку, 1983.
  150. Гошмы Текст.: на азерб. языке. Баку, 1938.
  151. , И. Етим Эмин. Шиирар (Стихи) Текст. / И.Гусейнов. -Махачкала, 1988.
  152. Дагестанские лирики Текст. Махачкала, 1970.
  153. , Дж. Персидская сатирическая поэзия Текст. / Дж. Дорри. М., 1965.
  154. , И. Иные времена Текст. / И. Казак. Махачкала, 1960.
  155. , И. Лирика Текст. / И. Казак. Махачкала, 1988.
  156. Г. М. Шариат и его социальная сущность. 1978 г.
  157. , А. Гьим пайгъамбар, гьим малайик Текст.: поэма / А. Исмаилов // Самур. 1998. — № 4. — С. 23. л
  158. Кер-оглы Текст. Баку: Азернешр. — 1940.
  159. Коммунист Текст. 1962. — 2 сентября.
  160. А. Фана багьдин гьуьруьяр ва я Етим Эминан эхиримжи югъ: Сегьнедин поэма Текст. / А. Къардаш // Самур. 1998. — № 4. — С. 27.
  161. Лезгийрин фольклор Текст. Махачкала, 1941.
  162. Низами Гянджеви. Собр. соч. Текст.: в 3-х т. / Низами Гянджеви. Баку, 1991.-Т. 1.
  163. Поэзия Дагестана. Антология Текст. Махачкала, 1971.
  164. Поэзия народов Дагестана Текст.: в 2-х т. М., 1960. — Т. I.
  165. Руми. Газели, притчи, четверостишия Текст. Душанбе, 1988.
  166. Сейди Зелили. Стихотворения Текст. / Сейди Зелили. Л., 1984.
  167. СМОМПК Текст. Тифлис, 1905. — Вып. 35. Отдел 3.
Заполнить форму текущей работой