Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка рекомендаций по проектированию школьной одежды: Методика и практика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специалисты в области проектирования детской одежды высказывают мнение о том, что детская одежда, в отличие от одежды для взрослых, проектируется по иным принципам. К вопросу создания детской одежды обращались многие авторы: Т. В. Козлова, А. П. Рогова, Г. П. Бескоровайная, Ж. А. Юсупова и другие. Однако проблема создания школьной одежды не нашла окончательного решения, так как не наблюдается… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Аналитический обзор литературных источников
    • 1. 1. Динамика ростовых процессов детей школьного возраста
    • 1. 2. Психофизические особенности развития школьников
    • 1. 3. Общие сведения об ассортименте детской одежды и характеристика требований к ним
    • 1. 4. Структура учебных учреждений среднего образования и виды образовательного процесса
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Экспериментально-аналитические исследования фигур 33 девочек школьного возраста
    • 2. 1. Выбор метода исследования
    • 2. 2. Антропометрические исследования фигур девочек различного школьного возраста
    • 2. 3. Установление информации о фигурах девочек различных возрастных групп школьного возраста
    • 2. 4. Построение абрисов фигур девочек
    • 2. 5. Сравнительный графический анализ абрисов фигур девочек
    • 2. 6. Анализ статистических данных на основе характеристик детских фигур 59 2.7.Определение корреляционной зависимости между пропорциональными коэффициентами детских фигур
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Выявление требований потребителей к одежде для школы
    • 3. 1. Определение вида социологического исследования
    • 3. 2. Разработка методики и прове, .^ние опроса школьников
    • 3. 3. Обработка результатов статистического исследования 79 3.3.1. Выбор математического метода анализа результатов статистического исследования
      • 3. 3. 2. Обработка результатов опроса с помощью программы STATISTICA
      • 3. 3. 3. Обработка результатов опроса на основе группировки признаков респондентов
  • Выводы по главе
  • Глава 4. Художественное проектирование детской школьной одежды
    • 4. 1. Обзор различных стилевых решений одежды
      • 4. 1. 1. Понятие фирменного стиля и факторы его определяющие
      • 4. 1. 2. Художественно-конструкторский анализ стилевых решений одежды
      • 4. 1. 3. Элементы формирования фирменного стиля и оценка их весомости
      • 4. 1. 4. Символика графических знаков
      • 4. 1. 5. Соотношение стилизованной символики и учебных учреждений различного уровня
    • 4. 2. Поиск средств адаптации композиционно-конструктивных решений детской одежды к пропорциональным изменениям фигуры ребенка
    • 4. 3. Разработка коллекций моделей детской школьной одежды
  • Выводы по главе 1
  • Заключение 115 Общие
  • выводы по работе 118 Библиография
  • Приложения

Разработка рекомендаций по проектированию школьной одежды: Методика и практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время многие общественные структуры государства переживают период переосмысления, становления и дальнейшего развития. Этот процесс затрагивает все сферы жизнедеятельности человека и его отношение к одежде, которая играет немаловажную роль в развитии и формировании личности. Одежда во все времена выполняла как утилитарную, так и эстетическую функции. Важно уже на начальных этапах развития обеспечить индивидууму одежду, которая в максимальной степени отражала бы его потребности и позволяла бы развиваться гармонично.

Особая роль в этом процессе принадлежит детской одежде и, в частности, одежде для школы, так как она является значительным фактором на пути развития и обучения ребенка. Однако уже целое поколение школьников получило среднее образование, обходясь без нее.

На сегодняшний день одежда для школы не отвечает запросам потребителей по многочисленным факторам. Она мало приспособлена для занятий в школе, как с эргономической, так и с эстетической точек зрения. Композиционные решения не всегда удачны для учебного процесса. В основном, на рынке присутствуют изделия импортного производства азиатских стран, которые имеют низкую стоимость и не предполагают длительной эксплуатации. В связи с этим многие школы самостоятельно вводят форменную одежду. Такая одежда существует во многих странах мира. Красивая, удобная и практичная — она является гордостью ученика. В последние годы она появилась и на отечественном рынке. Однако ассортимент такой одежды ограничен, что затрудняет ее комплектацию в гардеробе школьника. В основном, на рынке присутствуют изделия импортного производства азиатских стран, которые имеют низкую стоимость и не предполагают длительной эксплуатации.

В связи с этим актуальной задачей является разработка универсального гардероба школьника, который позволит ребенку максимально комфортно осуществлять определенную ролевую деятельность в период школьного обучения. Одежда должна быть не только практичной, удобной, но и иметь красивый внешний вид и отражать специализацию конкретного учебного заведения, быть приемлемой в стоимостном выражении.

Важным представляется вопрос адаптации формы одежды к особенностям телосложения детских фигур в связи с процессами акселерации детского населения. Для того чтобы данный вид одежды наиболее полно удовлетворял запросы потребителей, необходимо определить возможности производства данного вида продукции в условиях нестабильной экономики, состояния рынка и определить потребительские свойства данного вида одежды. Для более широкого учета требований потребителей необходимо применить комплексный подход к проектированию, который позволит учесть мнение самих потребителейшкольников. На сегодняшний день образовательный процесс приобрел новую форму, что повлекло за собой изменение структуры учебных учреждений и видов образовательного процесса, поэтому совершенствование этого процесса является весьма своевременным и актуальным чему определенно может способствовать школьная одежда.

Специалисты в области проектирования детской одежды высказывают мнение о том, что детская одежда, в отличие от одежды для взрослых, проектируется по иным принципам. К вопросу создания детской одежды обращались многие авторы: Т. В. Козлова, А. П. Рогова, Г. П. Бескоровайная, Ж. А. Юсупова и другие [1 — 4]. Однако проблема создания школьной одежды не нашла окончательного решения, так как не наблюдается целостного подхода к проектированию школьной одежды. Не в полной мере учитывается то, что за последние годы произошли значительные антропоморфологические изменения размеров и формы тела ребенка.

По данным НИИ антропологии МГУ им. Ломоносова, соразмерной одеждой обеспечены только 40% детского населения. В дополнение к ГОСТу 1 791 686 ЦНИИШПом рекомендована классификация детских фигур, особенностью которой является введение полнотного показателя для повышения удовлетворенности детского населения антропометричной одеждой. Однако Государственные стандарты — это стандарты, которые не в полной мере учитывают некоторые особенности пропорций тела ребенка, что приводит к определенным трудностям при определении гармоничных пропорций детской одежды. До настоящего времени не изучены мнения самих детей по цветовым и стилистическим предпочтениям в одежде для школы, а также мнение учителей и родителей. Разработка методики проектирования детской школьной одежды является весьма актуальной.

Целью работы является разработка методики и рекомендаций по проектированию школьной одежды для девочек, обучающихся в различных учебных учреждениях.

Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

— изучить структуру и специализацию учебного процесса образовательных учреждений среднего звена;

— изучить требования потребителей к школьной одежде;

— провести антропометрические исследования различных групп девочек школьного возраста;

— провести социологические исследования среди учащихся с целью выявления их отношения и предпочтений применительно к школьной одежде;

— разработать способы адаптации формы одежды к динамике ростовых процессов девочек школьного возраста;

— разработать методику адресного проектирования школьной одежды;

— разработать коллекции моделей одежды для школы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использованы: контент — анализтеоретические основы антропологии и физиологии, конструирования одежды и композиции костюмаметоды математико-статистической обработки, методы социологических и маркетинговых исследованийтеории классификации и комбинаторики. Исследования проводились с позиций обще-методического системного подхода.

Научная новизна работызаключается:

— в разработке методики адресного проектирования детской школьной одежды;

— в установлении дополнительной информации о детских фигурах по сравнению с существующей типологией девочек школьного возраста;

— в разработке методики социологических исследований и установлении потребительских требований детей школьного возраста к формированию ассортимента одежды для школы с учетом специализации образовательного учреждения и возрастных особенностей ребенка.

Практическая значимость работы заключается:

— в установлении конкретных различий детских фигур по сравнению с существующей типологией девочек в каждой возрастной группе;

— в установлении зон варьирования расположения конструктивных поясов плечевой и поясной одежды для девочек различных возрастных групп;

— в разработке способов адаптации композиционно-конструктивных решений моделей детской одежды к динамике ростовых процессов девочек-школьниц;

— в разработке коллекций моделей детской школьной одежды.

Блок-схема работы Тема: Разработка рекомендаций по проектированию школьной одежды методика и практика).

10.Результаты работы имеют практическое значение, реализованы в конструкциях и моделях, апробированы в учебном процессе в школах и.

120 научно — исследовательских работах студентов, внедрены в производство с экономическим эффектом. 11. Социальный эффект от проектирования детской форменной одежды для школы, признаки и свойства которой соответствуют возрастным особенностям развития учащихся средних учебных учреждений, достигается за счет повышения качества учебно — воспитательного процесса и более полного удовлетворения потребительского спроса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. М., «Легк. инд-я», 1979, 167 с.
  2. А.П. Основы конструирования мужской и детской верхней одежды. М., «Легпромбытиздат», 1986, 207 с.
  3. Г. П., Куренова С. В. Проектирование детской одежды. М., «Мастерство» 2000.
  4. Л.Ш. Разработка рациональной коллекции детской одежды. Дисс. к.т.н., М., МТИЛП, 1992, 227с.
  5. Ю.С., Дунаевская Т. Н., Зенкевич П.П, и др., Размерная типология населения М., 1978.
  6. В.А. Методические указания по современному художественному проектированию костюма., М., 1991, 104 с.
  7. Н.Н., Соловьева B.C. Ростовые процессы у детей и подростков. М., Изд. МГУ, 1988,197 с.
  8. Л.В. Определение рациональных размеров и конструкции детской меховой одежды. Автореф. дисс. к.т.н., М., МТИЛП., 1970.
  9. Бунак В. В. Антропометрия., М., Учпедгиз, 1941, с.367
  10. Л.М., Леонидова И. С., Турчановская Л. Ф. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. М., «Легкая индустрия», 1972, 129с.
  11. И.В., Бабушкина Л. Н. Художественное проектирование детской одежды. Лекция, Л., 1986, с. 34.
  12. Урысон A.M.О возрастной изменчивости некоторых размерных признаков тела детей. М., МГУ, 1967
  13. С.И. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с основами школьной гигиены. М. Высшая школа, 1974, 402
  14. A.M. Закономерности возрастной динамики размеров тела детей и подростков. Автореф. Дисс.к.б.н., М., 1969, 23с.
  15. Педиатрия: гл. ред. Н. П. Володин науч.ред. В. П. Булатов, М. Р. Рокитский, Э. Г. Улумбеков. М, ГЭОТАР 1996, с.94−96.18. Бдшкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека, М., Изд. МГУ, 1962.
  16. Хрипкова А. Г Возрастная физиология, М., Просвящение, 1978.
  17. Э.С. Развитие двигательных функций у детей. Киев, 1983.
  18. Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. М., Педагогика, 1979.
  19. Л.Е. Управление движений у детей и подростков. М. Педагогика, 1974.
  20. Г. И. Возрастные особенности координации движений у детей. Автореф. Дисс. к.м.н., М., 1968.
  21. Баранов-Крылов И. И. Исследование механизмов произвольных циклических движений человека. Автореф. Дисс. к.м.н., М., 1970.
  22. Н.И. Исследование устойчивости циклических ритмических движений. Некоторые общие закономерности и зависимость от физической подготовки возрастных особенностей.
  23. Автореф.дисс.к.м.н., Л., 1966.
  24. А.П. Влияние генетических и средовых факторов на развитие моторных способностей. Лекция для слушателей. М., 1983.
  25. Р.А. Исследование активной и пассивной подвижности в суставах и обоснование методики ее развития у девочек школьного возраста. Автореф. Дисс.к.п.н., Горький, 1967.
  26. Д.П. Возрастные особенности максимального темпа движений у детей 6−16 лет. Автореф. Дисс. к.б.н., М., 1955.
  27. О.В., Вильчковский Э. С. Моторика детей дошкольного возраста. «Теория и практика физической культуры», М., 1967.
  28. Л.И. Прблемы формирования личности: избранные психологические труды. Пр. Д. И. Фельдштейна, Воронеж, НПО, «МОДЕК», 1997, 127 с.
  29. Д.И. Психология становления личности. М., 1995.. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент: характеристикаличности. М., 1. Наука, 1984.
  30. В.А., Психология детей и подростков. СПб, 1998, с. 243.
  31. Л.А. Год за годом. М., «МОДЕК», 1997, 127 с.
  32. Белкин А. С57. Основы возрастной педагогики. М., Издательский центр «Академа», 2000, 187с.
  33. В.В. Вопросы психологии младших кольников.Саратов, Саратовский пединститут, 1984.
  34. B.C. Возрастная психология. М., «Академия», 2000,
  35. Р.С. Психология. Кн.2, М., «Владос», 1998, 606 с.
  36. Л.М., Кулагина И. Ю., Психологический справочник учителя. М., «Совершенство», 418 с.
  37. Г. С. Возрастная психология. Уч. пособие, М., «Академический проспект», 2000, 663 с.
  38. Кон И. С. Открытие «Я»., М., 1978, 367 с.
  39. Р.С. Психология. Кн. 3., М., «Владос», 1998, 630 с.
  40. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д Издательство «Феникс» 1997 733с.
  41. В.М. Социально-педагогические проблемы воспитания. М., «Московский рабочий», 1987, 237 с.
  42. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., «Политиздат», 1984, 335 с.
  43. А. Психологическое развитие ребенка. М., 1967, 196 с.
  44. Ф.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., Международная педагогическая академия, 1995.
  45. Р.С. Психология, кн.1,М, «Владос», 1998, 573с.
  46. Учителям и родителям о психологии подростка. Под редакцией Аракелова Г. Г. М., Высшая школа, 1990.5J. Андреева Т. М. Психология социального познания. Учебник пособие для вузов., М., Аспект пресс. 2000.
  47. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., «Тривола», 1995.
  48. Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург, Деловая книга", 2000, 663с.
  49. Е.А. Психология воспитания и обучения. М.,"Юнити", 2000.
  50. П.Н. Современная социальная психология. Екатеринбург, «Деловая книга», КСП, 2000, 446 с.
  51. Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. М., 1977.
  52. Н.М. История костюма. М., «Легпромбытиздат», 1986 «Воспитание школьников» № 6, 64с.
  53. Журнал «Воспитание школьников» № 6 2000г.
  54. Л.С. собрание сочинений в 6 томах, том 4, 1982.
  55. Л.П. Основы конструирования женской и детской одежды. М., «Легпромбытиздат», 1987, 223 с.
  56. .А. Анализ распределения увеличения размеров тела при движении человека для проектирования одежды. Научные труды МТИЛП № 17, 1960, 173−179с.
  57. .А. Исследование изменений размеров тела при движении человека. Сборник накчных трудов МТИЛП № 17,161−173 с.
  58. М.В., Костин Ю. А. Исследования деформаций вмужской одежде. «Известия ВУЗов», № 2, 1982, 191−199 с.
  59. O.K., Кокеткин П. П. Влияние конструктивных параметров и материалов одежды на работоспособность организма человека. «Шв.пр-ть», № 4, 13−14 с.
  60. И.А. Расчет припусков к деталям одежды с учетом изменений размеров тела человека и свойств материалов. М., МТИЛП, 1974, 29 с.
  61. Н.Х. Исследования и оптимизация конструктивных параметров одежды по эргонометрическим показателям динамического соответствия. Дисс.к.т.н. М. б МТИЛП, 1981, 283 с.
  62. Influence of fiber type and measured fabric to skin friction. /By P.
  63. Discussion paper. The assessment of comfort /Journal Textile Institute, 1986, Vol.3/
  64. Гигиенические требования к детской одежде. Методическое письмо.М., 1969. 12 с.
  65. О.Г. Гигиена детской одежды. Киев, «Здоровье», 1977.
  66. Кайсина О. В Гигиенические требования, предъявляемые к тканям, материалам и обуви для детей и подростков, М., «Шв. Пр-ть» № 2, 1985.
  67. С.А. Особенности проектирования детских изделий. М., «Шв. Пр-ть» № 2, 1995, 29−31с.
  68. Г. П. Проектирование детской одежды с учетом закона гармонизации и пропорционирования, М, «Шв. пр-ть», № 6,1996
  69. Е.Б., Тимашова З. Н. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. М., «Легпромбытиздат» 1990.
  70. Молодежная детская одежда. Весна лето 2002. Рекомендации по моделированию и конструированию. М., «Кузнецкий мост», 2002, 39с.
  71. С.В. Исследование и свойства метода проектирования рациональных размеров и форм детской одежды. Шахты, Донская ГАС. 1997.
  72. С.В. Колористическая разработка мобильной коллекции моделей. Уфа, ГБУ, 1999,23−24с.
  73. Ф.М. Композиция костюма. М., Легпромбытиздат, 1985,
  74. Т.В. Художественное проектирование костюмаМ., Легкая и пищевая промышленность, 1982, 144 с.
  75. Е.В. Композиция костюма, уч. пособие, Омск, 1994, 18
  76. Л. Азбука моды., М., «Просвещение», 1989, 176с.
  77. А.Б. Мода и люди., М., «ГНОМиД», 2000, 232с.
  78. Безкоровайная Г. П. Исследование и совершенствование методов проектирования рациональных размеров и форм детской одежды, Дисс. к.т.н., Шахты, 1997
  79. А.И. Основы художественного конструирования женской одежды, М., Легкая и пищевая промышленность, 1983, 192 с.
  80. Сестры Сорины. Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения. М., «Гном пресс», 1999,145 с.
  81. Методические рекомендации по моделированию и конструированию молодежной и детской одежды. М., «Кузнецкий мост», 1993, 42с.
  82. Н.С. Новые виды художественно-колористического оформления детских изделий. М., «Шв. Пр-сть» № 1, 1995, 31,32 с.
  83. Г. А. Леди и джентльмены от двенадцати и младше. М., «Шв. пр-сть» № 2, 1995, 29−31с.
  84. Т.А. Разработка способов повышения эргономического уровня качества одежды. Автореф. дисс.к.т.н., М., МТИЛП, 1985, 22 с.
  85. И.В. Разработка аналитического метода оптимизации параметров строения пакетов одежды. Автореф. дисс. к.т.н., М., 1982.
  86. Методические рекомендации по моделированию и конструированию молодежной и детской одежды. М., «Кузнецкий мост», 1993,42с.
  87. С.А. Особенности проектирования детских изделий. М., «Шв. Пр-ть» № 2, 1995, 29−31с.
  88. Е.Б. и др. Конструирование одежды с элементами САПР. М., «Легпромбытиздат», 1988,463 с.
  89. Г., Ауэр К. Человек-цвет- пространство. М., Стройиздат", 1973.
  90. Е.А. Цветоведение. М., Легпромбытиздат", 1987.
  91. Г. И. Учение о цвете. М., «Стройиздат», 1971, 19−31 с.
  92. А.В. Восприятие и оценка цветов. Киев, «Наука думка», 1998.
  93. Н., Ламперт Ф. Художнику конструктору о цвете. «ТЭ"№ 10, 1984, 8−10 с.
  94. Р.Л. Глаз и мозг, психология зрительного восприятия. М., „„Прогресс“, 1970.
  95. Л.М., Уварцев Л. П. Экспериментальные исследования цветовых ассоциаций. Ярославль, 1978, 17−18 с.
  96. Л.П. Психология восприятия цвета. М., 1981, 41−57 с.
  97. М. Цвет в деятельности человека. М., изд. Лит-ры по стр-ву, 1941.
  98. С.Н., Козлова Т. В. Цвет в костюме: проблемы прогнозирования и проектирования. „ТЭ“ № 10 1990. 13−16с.
  99. Г. Г. Какой цвет в одежде вы предпочитаете. „ТЭ“ № 2,1989,5−6с.
  100. Бруно Геба. Коллекция декоративных тканей, созданная с учетом психологических особенностей детей. Heitex,№ 4 1968,18−21с.
  101. ШершневаЛ.П. Качество одежды. М., Легпромбытиздат, 1985.
  102. ГОСТ 17 916–86."Фигуры девочек типовые. Размерные признаки для проектирования одежды“
  103. Эстетические проблемы детской одежды, Из жоклада польскойделегации на 5совещании по вопросам культуры СЭВ, М., 1991 г.
  104. И.И., Юзбашев М. М., Общая теория статистики. М., „Финансы и статистика“, 2001.
  105. Л.П., Рогова А. П. Проектирование и производство женского платья. М., „Легкая и пищевая промышленность“, 1985, 22с.
  106. Иванников В. А. Психология сегодня. От теории к практике. М., „Знание“, 1981, 95с.
  107. Л.П., Рогова А. П. Проектирование и производство женского платья. М., „Легкая и пищевая промышленность“, 1985, 17 -22с.
  108. В.П. Программа Statistica для студентов и инженеров.М., „Компьютер-пресс“, 2001, 300с.
  109. Гедель Курт Математическая логика и теория множеств, 1931.
  110. Карлберк Бизнес анализ с помощью EXCEL М., „Диалектика“, 1997.
  111. И.Ц. Мода XX век: Энциклопедия, М., „Олма пресс“, 2002, 400с.117. „Фирменные знаки, торговые марки, эмблемы и символы“. 1990, Velag Designpress, Vagred Printed in Yugoslavia.
  112. Международный журнал по графическому дизайну и рекламе 2/1992, М., „Гратис“.
  113. Д.А., Щелкунов Д. Н. О природе и функциях фирменного стиля., М&bdquo- „ТЭ“, 1975,№ 10,6 32с.
  114. И.М. Фирменный знак в формировании стиля предприятия. Художественное проектирование костюма. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1992, с. 23−24.12 У
  115. А.Л. Фирменный стиль. Обзор. М., ВНИИТЭ, 1970, 50 с.
  116. В.Е. Системный подход к проектированию спецодежды. М., Легкая и пищевая промышленность, 1981, 128 с.
  117. Т.Н. Разработка одежды. Художественное конструирование в СССР, ML, ВНИИТЭ, 1982, с.34−36.
  118. С.В., Камилова Х. Х., Кирсанова Е. А., Мансурова Г.Г Принципы проектирования взаимозаменяемых и трансформируемых предметов одежды. Ташкент, ИПАК „Шелк“, № 3,4, 1998, 36−38с.
  119. В.В. Морфологическая трансформация, средства решения художественно-конструкторских задач. Автореф. дисс. к. ис-ия., М» 1993,43 с.
  120. А.Ф., Фомина З. М. Русская народная одежда и современное платье. М., «Легкая и пищ. пр-ть», 1982, 7 с.
  121. В.Ф. Новейшие конструкторские системы. «ТЭ» № 9, 1984, 32 с.
  122. З.Т., Пацявичюте А. А. Трансформация деталей конструкции как метод художественного проектирования. «Текстильная пр-ть» № 7, 1985, 80 с.
  123. А. А. Исследование принципов трансформации конструкторских систем зданий и сооружений. «Строительство и архитектура», № 27, 1991, 68 с.
Заполнить форму текущей работой