Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка методики оценки качества процесса сертификации продукции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практика в области управления качеством процессов показывает, что соответствие требованиям стандартов необходимо подтверждать на основе объективных данных о процессе и его текущем состоянии. Сертифицирующая организация должна проводить периодический анализ и оценку существующего положения с целью определений областей для улучшения. Для реализации данных положений необходимо проводить оценку… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ
    • 1. 1. Исследование зарубежного и отечественного опыта аккредитации в части критериев оценки деятельности сертифицирующих организаций
    • 1. 2. Исследование методов самооценки и возможности их использования при управлении качеством деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий
    • 1. 3. Применение экспертного метода — для оценки качества процесса сертификации
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ
    • 2. 1. Описание методики оценки качества процесса сертификации продукции
    • 2. 2. Построение классификации критериев экспертной оценки качества процесса сертификации
    • 2. 3. Определение коэффициентов весомости критериев качества процесса сертификации
    • 2. 4. Разработка шкал критериев оценки качества процесса сертификации. 68 2.5 Количественная оценка компетентности экспертной группы
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ
    • 3. 1. Критериальная база методики
    • 3. 2. Алгоритм методики оценки деятельности по управления качеством в органе по сертификации и испытательной лаборатории
  • ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ
    • 4. 1. Описание процесса сертификации продукции
    • 4. 2. Результаты проведения оценки качества процесса сертификации продукции
  • Выводы по диссертации

Разработка методики оценки качества процесса сертификации продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Повышение уровня качества и достоверности результатов проведения сертификации является актуальной задачей не только для аккредитующих организаций. Органы по сертификации и испытательные лаборатории сами в первую очередь заинтересованы в достижении и поддержании высокого уровня качества проведения сертификации как для повышения доверия заявителей к данной процедуре, так и для успешного прохождения аккредитации на новый срок.

Для обеспечения гарантий надежности, качества и последовательности процедуры сертификации продукции орган по сертификации должен соответствовать стандарту ГОСТ Р ИСО/МЭК 65−2000 «Общие требования к органам по сертификации продукции», в свою очередь испытательная лаборатория должна выполнять требования стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17 025−2000 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

Практика в области управления качеством процессов показывает, что соответствие требованиям стандартов необходимо подтверждать на основе объективных данных о процессе и его текущем состоянии. Сертифицирующая организация должна проводить периодический анализ и оценку существующего положения с целью определений областей для улучшения. Для реализации данных положений необходимо проводить оценку процесса на основе критериев с целью внесения своевременных корректив в случае выявления несоответствий требованиям предъявляемых к данному процессу.

Исходя из вышесказанного актуальными задачами повышения уровня качества процесса сертификации являются формирование на основе требований стандартов критериев оценки качества данного процесса и создание методики оценки деятельности органа по сертификации и испытательной лаборатории. В соответствии с решаемыми задачами в работе использованы работы ведущих российских и зарубежных ученых Ю. П. Адлера, И. З. Аронова, Г. Г. Азгальдова, Б. В. Бойцова, В. Г. Версана, A.B. Гличева, Л. Г. Дубицкого, В. Я. Кершенбаума, Г. В. Панкиной, M. JL Рахманова, И. И. Чайки и др., материалы научно-технических конференций, стандарты ИСО серии 9000, законы, постановления правительства и нормативные акты Российской Федерации.

Все выше изложенное дает основание считать выбранную тему исследования актуальной для науки и практики оценки качества процесса сертификации продукции.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке методики оценки качества процесса сертификации, базирующейся на квалиметрической оценке процесса сертификации в органе по сертификации и испытательной лаборатории.

Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании необходимо решить следующие задачи:

— провести исследование отечественного и зарубежного опыта в области аккредитации с целью определения ключевых требований к деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий;

— проанализировать методы квалиметрии с целью определения наиболее эффективного способа оценки качества процесса сертификации;

— провести анализ требований, предъявляемых к процессу сертификации, и сформировать на их основе критерии оценки качества данных процессов;

— разработать методику оценки качества процесса сертификации и провести ее апробацию для подтверждения их практического применения.

Объектом исследования является деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий в области сертификации продукции.

Предметом исследования являются процесс сертификации в органе по сертификации и испытательной лаборатории.

Методы исследования основываются на теоретических и экспериментальных положениях теории квалиметрии и современных достижениях в области аккредитации, сертификации и управления качеством.

Научная новизна:

1. Разработан перечень критериев оценки, позволяющий проводить на его основе оценку качества процесса сертификации продукции.

2. Разработана классификация критериев оценки, охватывающая все этапы и виды деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий, позволяющая распределить совокупность критериев по определенным классификационным группировкам.

3. Разработана методика оценки качества процесса сертификации, предусматривающая способы отбора и оценки компетентности экспертов, шкалы измерений критериев, расчет коэффициентов весомости. Результатом выполнения методики является определение процессов требующих улучшения, а также значения комплексного критерия, являющегося количественным выражением уровня качества процесса сертификации.

Практическая значимость работы:

1. Разработанная методика оценки качества процесса сертификации позволяет достаточно объективно и всесторонне оценить качество процесса сертификации с учетом требований международных стандартов ГОСТ Р ИСО/МЭК 65−2000 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17 025−2000.

2. Предложенный в работе формализованный подход к оценке качества процесса сертификации в органе по сертификации и испытательной лаборатории приводит к повышению результативности управленческих решений и удовлетворению всех заинтересованных сторон при проведении сертификации продукции.

3. Предложенная методика оценки качества процесса сертификации продукции может быть применена в любом органе по сертификации и испытательной лаборатории независимо от вида сертифицируемой продукции.

4. Результаты данной работы успешно реализованы в органе по сертификации продукции ОС МАДИ-ФОНД, что подтверждает достоверность и обоснованность научных положений и выводов.

Апробация диссертации. Основные положения диссертационной работы докладывались на следующих Международных и Всероссийских конференциях: XXX Гагаринские Чтения, г. Москва 2004 г.- Всероссийские научно-технические конференции «Новые материалы и технологии НМТ», г. Москва, 2004 г.- Четвёртая Всероссийская научно-практическая конференция «Управление качеством», Москва, 2005 г.- Третья Всероссийская научно-практическая конференция «Применение ИЛИ — технологий в производстве», Москва, 2005 г.- Пятый Международный Аэрокосмический конгресс 1АС'06, г. Москва, 2006 г.

Выводы по диссертации.

1. Эффективность мероприятий, направленных на повышение качества процесса сертификации продукции, определяется точностью и надежностью оценок. Анализ основных теоретических и прикладных вопросов экспертной оценки качества, приведенный в диссертации, позволил определить важнейшие задачи, решение которых будет способствовать повышению объективности оценок.

2. Правомерность использования экспертных методов для выполнения основных операций оценки качества процесса сертификации продукции подтверждается положительным практическим опытом их применения, а также наличием у экспертов достаточно устойчивых и близких суждений, выражаемых в количественной форме.

3. Создан перечень критериев, позволяющий проводить на его основе оценку качества процесса сертификации.

4. Разработана классификация (структурная схема) критериев в деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий, позволяющая распределить совокупность критериев по определенным классификационным группировкам.

5. Структуру показателей качества процесса сертификации продукции целесообразно представлять в виде дерева свойств со строго структурированными уровнями, развернутой, регулярной структурой. В диссертации даны практические рекомендации по построению дерева свойств критериев качества процесса сертификации продукции.

6. На основе проведенных исследований разработана методика оценки качества процесса сертификации, позволяющая оценить уровень качества данных процессов и выработать предложения по корректирующим действиям в случае нахождения несоответствий. Составлена блок-схема операций проведения экспертной оценки.

7. Анализ различных шкал для определения коэффициентов весомости показал целесообразность использования шкалы отношений. На основе проведенных исследований разработан метод определения коэффициентов весомости.

8. В рамках методики определены основные этапы проведения экспертной оценки в органе по сертификации и испытательной лаборатории, методика расчета коэффициентов весомости и шкалы измерений критериев, способы отбора и оценки компетентности экспертов.

9. Использование разработанной экспертной методики оценки качества процесса сертификации продукции не требует от организаторов экспертизы специальных знаний по экспертным методам, что крайне важно для расширения области их практического применения.

Ю.Выполнена апробация разработанной методики оценки качества процесса сертификации с целью демонстрации адекватности ее применения в деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Техническое регулирование. Теория и практика / И. З Аронов, В. Г. Версан, В. И. Галлеев и др.- под ред. В. Г. Версана. М.: ОАО «ВНИИС», 2005.-315 с.
  2. Актуальные вопросы технического регулирования. Сборник статей 2003−2004 гг. / И. З Аронов, В. Г. Версан, В. И. Галлеев и др.- под ред. В. Г. Версана. М.: ОАО «ВНИИС», 2005. -315 с.
  3. Рахманов M. J1. Современная система аккредитации в России должна строиться на научной основе // Сертификация. 2003. — № 4.
  4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 65−2000. Общие требования к органам по сертификации продукции. М.: Изд-во стандартов, 2000 — 11 с.
  5. EN 45 011 «Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию продукции», 1989
  6. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17 025−2000. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий М.: Изд-во стандартов, 2000−23 с.
  7. EN 45 001 «Общие требования к компетентности испытательных и поверочных лабораторий», 1989
  8. IAF Guidance on application of ISO/IEC Guide 65:1996 «General Requirements for Bodies Operating Product Certification Systems»
  9. ISO/IEC 65:1996 «General Requirements for Bodies Operating Product Certification Systems»
  10. Руководство ИСО/МЭК 2−96. Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь. -М.: Изд-во стандартов, 1996.
  11. ILAC-G 15:2001 «Guidance for Accreditation to ISO/IEC 17 025»
  12. ILAC-G20:2002 «Guidelines on Grading of Non-conformities»
  13. ИС0/МЭК 43−1:1997 «Проверка компетентности путем межлабораторных сравнений»
  14. ЕА 6−01 «General requirements for bodies operating product certification systems. EA Guidelines on the application of EN 45 011»
  15. EA 6−02 «General requirements for bodies operating product certification systems. EA Guidelines on the use of EN45011 & EN45012 for certification to EN729″
  16. UKAS Guidance on the Application of ISO/IEC 17 025 Dealing with Expressions of Opinions and Interpretations (UKAS Publication ref: LAB 13)
  17. UKAS C2 „General Principles for the Assessment of Certification Bodies for Product Certification“ Edition 2, March 2006
  18. DAP Specific requirements for the accreditation of testing laboratories according to ISO/IEC 17 025:200519."Objectives and roles of accreditation and certification of laboratories» IAF/ILAC JWG/12 December 2002
  19. DAP. Rule. Accreditation of Bodies Operating Product Certification Systems, Rev 4.1
  20. DAP. Application for accreditation as a certification body for products, Jul 06, Rev 2.1
  21. DAP. Rules. Accreditation of Testing Laboratories, Nov 05, Rev 5.0
  22. DAP. Application for accreditation as a testing laboratory, May 06, Rev 3.1
  23. DAP. Assessment Report on the requirements against DIN EN 45 011:1998 (ISO/IEC Guide 65:1996)
  24. DAP. Assessment report on the requirements of DIN EN ISO/IEC 17 025:2000
  25. M.JI. Зарубежные системы аккредитации // Стандарты и качество. 2003. — № 11.
  26. M.JI. Аккредитация в Российской Федерации // Стандарты и качество. 2003. — № 9.
  27. Рахманов M. JL, Овчаров В. К. О рисках органов по сертификации // Партнеры и конкуренты. 2004. № 7.
  28. Рахманов M. JL, Овчаров В. К. О статусе национальных органов по аккредитации в зарубежных странах // Сертификации. 2004. № 2
  29. Рахманов M. JL, Овчаров В. К. Об ответственности органов по оценке соответствия // Сертификация. 2004. № 1.
  30. А.Н., Панкина Г. В., Дьяконова JT.M. Аккредитация в России. Состояние, проблемы, перспективы // Партнеры и конкуренты, 2001. -№ 6
  31. ISO/IEC Guide 61:1996. General requirements for assessment and accreditation of certification/registration bodies
  32. ISO/IEC 17 011:2004, Conformity assessment General requirements for accreditation bodies accrediting conformity assessment bodies
  33. M.JI., Чайка И. И. О критериях аккредитации органов по подтверждению соответствия // Вестник технического регулирования. -2006. -№ 3.
  34. Р 50.4.002−2000 Рекомендации по аккредитации. Инспекционный контроль за деятельностью в Системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных органов по сертификации. М.: Изд-во стандартов, 2000
  35. Р 50.4.003−2000 Рекомендации по аккредитации. Инспекционный контроль за деятельностью в Системе сертификации ГОСТ Р аккредитованных испытательных лабораторий. М.: Изд-во стандартов, 2000
  36. Р 50.4.005−2000. Рекомендации по аккредитации. Система сертификации ГОСТ Р. Требования к руководителю органа по сертификации М.: Изд-во стандартов, 2000. — 6 с.
  37. ГОСТ Р 51 000.6 96. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской
  38. Г. В., Заец Е. А. Система качества испытательной лаборатории. Требования ГОСТ Р ИСО/МЭК 17 025−2000 // Партнеры и конкуренты, 2002. № 1
  39. И.В. Как внедрить ГОСТ Р ИСО МЭК 17 025−2000 в практику испытательной лаборатории // Партнеры и конкуренты, 2001. № 6
  40. Г. В. Оценка компетентности испытательных лабораторий. // Партнеры и конкуренты, 2000. № 3
  41. A.B. Управление качеством продукции. М.: АМИ, 1998.
  42. Г. В. Зарубежная практика сертификации персонала в области сертификации и аккредитации // Сертификация. 1999. — № 4.
  43. Международный опыт. Роль аккредитации в качестве и качества в аккредитации // Партнеры и конкуренты Методы оценки соответствия, 2005.-№ 12
  44. Р. Келс. Процесс самооценки. Руководство по самооценке для высшего образования. 4-е издание/Пер. с английского. — М: Московский общественный научный фонд, печатается и распространяется по соглашению с Орикс Пресс, Финикс, шт. Аризона, США.
  45. ГОСТ Р ИСО 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2001.-45 с.
  46. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 21 с.
  47. Пер Дженстер, Дэвид Хасси. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей М.: Вильяме, 2003.-368 с.
  48. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е издание. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 320 с.
  49. В.А., Каландаришвили Ш. Н. Экспертная оценка: Учебное пособие / Под ред. Васильева В. А. М: «МАТИ» — РГТУ им. К. Э. Циолковского, 2003. — 100 с.
  50. В.К., Дурнев В. Д., Лебедев В. Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учебник. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000. — 328 с.
  51. В.К. Основы квалиметрии. Управление качеством продукции. Учебное пособие. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2004. — 296 с.
  52. Ю.М., Лопатин В. М. Квалиметрические аспекты управления качеством новой техники. Л.: Изд-во Ленинградского. Университета, 1983,288 с.
  53. А.И. Экспертные оценки // Заводская лаборатория. 1996. Т.62. № 1. С.54−60.
  54. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973. 246 с.
  55. Методы квалиметрии в машиностроении. Учебное пособие. / Под редакцией Кершенбаума В. Я., Хвастунова P.M. М: МФ ОС «Технонефтегаз», 1999
  56. Ю.Д. Квалиметрия и сертификация продукции: Методическое пособие. М.: ИПК Изд-во стандартов, 1996.
  57. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. М.: Экономика, 1976. 287 с.
  58. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. 263 с.
  59. Г. М., Ершов Ю. В., Левин Е. И., Смирнов Л. П. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. Киев: Наукова думка, 1974. 263 с.
  60. Л.Г., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 1978.133 с.
  61. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.
  62. В.В., Пятирублевый Л. Г. Основы комплексного оценивания качества продукции. Учебное пособие для машиностроительных специальностей. Пенза: 1998 — 206 с.
  63. Ю.М., Лопатин В. М. Квалиметрические аспекты управления качеством новой техники. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.288 с.
  64. А.И. Вероятностные модели конкретных видов объектов нечисловой природы Пермь: Изд-во Пермского государственного университета, 1995
  65. Экспертные оценки в задачах управления /Сборник трудов. М.: Институт проблем управления, 1982.
  66. Л.А., Петровский A.M., Шнейдерман М. В. Организация экспертиз и анализ экспертной информации. М.:Наука, 1984. — 120 с.
  67. Э.П., Азгальдов Г. Г. Экспертные методы в оценке качества товаров. М.: Экономика, 1974. — 151 с.
  68. Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии М.: Издательство стандартов, 1972,172 с.
  69. H.H. Групповые экспертные оценки. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  70. A.B. Прикладные вопросы квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1983. — 212 с.
  71. .Г. Экспертная информация. Методы получения и анализа. -М.: Радио и связь, 1982. -184 с.
  72. Г. Г. Общие сведения о методологии квалиметрии. // Стандарты и качество.- 1994.- № 11.- с. 24.77.0рлов А. И. Нечисловая статистика / А. И. Орлов. М.: МЗ-Пресс, 2004. -513 с.
  73. Руководство ИСО/МЭК 2−96. Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь. -М.: Изд-во стандартов, 1996.
  74. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 г. № 26, зарегистрированы Минюстом России 27.06.2000 г., регистрационный номер 2284).
  75. Система сертификации ГОСТ Р. Сборник основополагающих документов. Госстандарт России. -М.: 1992.
  76. Правила по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг» (утверждены постановлением Госстандарта России от2308.1999 г. № 44, зарегистрированы
  77. Минюстом России 29.12.1999 г., регистрационный номер 2031).
  78. ГОСТ Р 51 000.6 96. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг. М.: Изд-во стандартов, 1996. — 26 с.
  79. Сертификация продукции: Основные положения. Нормативы. Организация. Методика и практика. В 3-х ч. Ч. 3: Международные системы сертификации. Организационно-методические документы -М.: Изд-во стандартов, 1991.
  80. А.Ф. Сертификация: Методология и практика. М.: Изд-во стандартов, 1987.
  81. Общие правила по проведению аккредитации в Российской Федерации (Утверждены Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1999 г. N 72).
  82. Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе (в ред. Постановлений Госстандарта РФ от 19.01.2000 N 6, от 24.10.2000 N 71).
  83. Сертификат, качество товара и безопасность покупателя. Под общей редакцией Г. П. Воронина и В. Г. Версана М.: ВНИИС, 1998. — 398 с.
  84. Сертификация. Отечественная и зарубежная практика/Под ред. В. Г. Версана, Е. И. Тавера. М.: Центр «Наука и техника», 1994.
  85. Сертификация продукции и услуг в Российской Федерации. Правовой режим сертификации. Порядок и правила проведения сертификации. Государственный контроль и надзор: Сборник. -М.: Ось-89,1996.
  86. Е.И. Системы и органы сертификации конкретной продукции // Сертификация. М.: Изд-во стандартов, 1991. — Вып. З, 4.94.0крепилов В. В. Всеобщее управление качеством. В 4-х книгах. Учебник. Книга 1 СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  87. Г. В. Подтверждение соответствия продукции установленным требованиям: возможности и перспективы. М: «МАТИ» РГТУ им. К. Э. Циолковского, 2001. — 163 с.
  88. Сертификация сложных технических систем / JI.H. Александровская, И. З. Аронов, В. В. Смирнов, A.M. Шолом- Под ред. В. И. Круглова: Учебное пособие. М.: Логос 2001. — 312 с.
  89. Сертификация. Принципы и практика / Пер. с англ. М.: Издательство стандартов, 1984.
  90. М.Л., Овчаров В. К. Управление рисками органов по сертификации // Партнеры и конкуренты, 2004. № 8
  91. Г. В. Вопросы подтверждения соответствия продукции // Партнеры и конкуренты, 2002. № 1
  92. И.И., Теркель А. Л. Оценка и подтверждение соответствия. Терминологический аспект // Сертификация. 1999. — № 3.
Заполнить форму текущей работой