Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: проведен историко-педагогический анализ становления и развития метода проектов в педагогической науке и практике, современного опыта организации проектной деятельности детей в образовательных учрежденияхраскрыта сущность метода проектов как способа организации поэтапной практической деятельности детей по выявлению… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические подходы к применению метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста
    • 1. Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов в области воспитания
    • 2. Теоретические основания применения метода проектов в экологическом воспитании
    • 3. Психолого-педагогические основания применения метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста
  • Глава II. Экспериментальное исследование применения метода проектов в экологическом воспитании младших школьников
    • 1. Организация экспериментального исследования процесса экологического воспитания младших школьников посредством метода проектов
    • 2. Апробация содержания проектной деятельности детей младшего школьного возраста
    • 3. Условия эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании младших школьников

Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Устойчивое развитие цивилизации неразрывно связано с преодолением экологического кризиса. В качестве продуктивного подхода к решению экологических проблем современного российского общества рассматривается формирование нового типа взаимоотношений человека и природы, направленного на преодоление деградации природной среды и ее сохранение. В «Экологической доктрине Российской Федерации» (2002 г.) особое внимание уделено экологическому образованию и формированию экологической культуры граждан. Решение этих задач актуализирует вопросы использования потенциала экологического воспитания подрастающих поколений.

Очевидное противоречие между декларируемой приоритетностью экологического образования: и неудовлетворительной динамикой становления экологической культуры детей и молодежи свидетельствует о необходимости научного поиска педагогических средств, способных обеспечить переход новых поколений к гармоничному взаимодействию с природой. Современные экологические проблемы невозможно преодолеть только научно-техническими средствами, ибо они порождены ценностями и нормами технократической цивилизации. Их корректировка — основное условие достижения экологического равновесия. Принципы новой экологической культуры с ее ценностными ориентирами, экологическим мировоззрением, нормами жизни, идеалом человека, гуманного по отношению к самому себе и природе, противоположны потребительским установкам, доминирующим в обществе. В то же время современная практика экологического воспитания явно ограничена ориентацией на воспитание грамотного природопользователя на основе рационально-хозяйственного отношения к природе.

Необходимость обновления содержания экологического воспитания посредством смещения акцентов в сферу формирования экокультурных ценностей, социального и нравственно-ценностного опыта взаимодействия детей с природой достаточно обоснована в педагогической науке (Н.Ф.Виноградова, Н. С. Дежникова, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, В. И. Панов, И. Т. Суравегина, Л. В. Тарасов, И. В. Цветкова, В. А. Ясвин и др.). Но педагогическая организация процесса экологического воспитания детей еще не обеспечивает должной его эффективности. Проведенные нами опросы педагогов (2002;2003 гг.) свидетельствуют, что большинство из них, осознавая актуальность экологических проблем, не владеют технологиями экологического воспитания.

Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.

На протяжении десятилетий метод проектов не был востребован, его «второе рождение» в начале 90-х годов XX века произошло достаточно стихийно, преимущественно в учебном процессе и еще не получило должного теоретического обоснования, методической разработки. Вместе с тем очевидно, что он обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры. Необходимо выявить условия и возможности успешного применения метода проектов в процессе экологического воспитания. Это имеет особую актуальность для экологического воспитания детей младшего школьного возраста, так как именно в этот период происходит развитие их способностей к планированию и выполнению действий во внутреннем плане, рефлексии, отмечается переход к осознанности собственных психических процессов.

Таким образом, потребность современной теории и практики экологического воспитания в эффективных технологиях формирования экологической культуры личности и невостребованность потенциала метода проектов в решении этой проблемы, необходимость специальной разработки программно-методического обеспечения экологической проектной деятельности детей обусловили выбор темы настоящего исследования: «Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста».

Объект исследования: процесс экологического воспитания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: метод проектов как способ экологического воспитания младших школьников.

Цель: выявить потенциал метода проектов в экологическом воспитании младших школьников и условия его эффективной реализации.

Задачи:

1. Провести историко-педагогический анализ научной разработанности метода проектов и обосновать его потенциал в экологическом воспитании младших школьников.

2. Определить содержание экологической проектной деятельности младших школьников.

3. Раскрыть условия эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста.

4. Разработать методические рекомендации по применению метода проектов в экологическом воспитании младших школьников.

Гипотеза:

Применение метода проектов обеспечит повышение эффективности процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста, если: применение метода проектов как способа организации поэтапной практической деятельности детей по выявлению и достижению экологических целей будет ориентировано на гармонизацию их взаимоотношений с окружающим миром, формирование экологически развитых эмоционально-чувственной, интеллектуальной и деятельностной сфер личностисодержание экологической проектной деятельности детей младшего школьного возраста будет заключатся в создании и реализации детьми различных видов экологических проектов (исследовательских, практических, познавательных, игровых, творческих и др.), направленных на взаимодействие с объектами окружающей социоприродной средыбудут созданы следующие педагогические условия эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании младших школьников: соблюдение цепочки последовательных действийобеспечение стимулирования самодеятельности детей и реализации ими активной созидательной позиции во взаимодействии с окружающей социоприродной средойвыражение воспитательной позиции учителя в педагогическом сопровождении экологически ориентированной проектной деятельности детей.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют: философские концепции развития экологической культуры современной цивилизации, ноосферы, коэволюции человека и природы (В.И.Вернадский, Э. В. Гирусов, В. П. Казначеев, Н. Н. Моисеев, Н. М. Мамедов, В.М.Ме-жуев, А.Д.Урсул) — труды классиков мировой педагогики о природои куль-туросообразности воспитания (А.Дистервег, Я. А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци) — работы по проблеме использования метода проектов в учебно-воспитательном процессе (Дж.Дьюи, Б. В. Игнатьев, В. Х. Кильпатрик, Е. Г. Кагаров, Э. Коллингс, М. В. Крупенина, Л.Э.Левин) — положения педагогической и возрастной психологии о деятельностном подходе к развитию личности, роли социального опыта, игровой деятельности в ее становлении (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, ЛЛ. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, Н. Г. Морозов, В. С. Мухина, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин) — работы в области методики обучения и воспитания (Ю.К.Бабанский, В. П. Беспалько, А. А. Бударный, М. В. Кларин, В. М. Коротов, ИЯ. Лернер, А. С. Прутченков, М. Н. Скаткин, Р.М.Цымбал) — современные концепции экологии детства, экопсихологии, экологического воспитания и образования (А.Н.Захлебный, И. Д. Зверев, И.Т.СуравегинаС.Д.Дерябо, В. И. Панов, В.АЛсвинЛ.В.Тарасов и др.).

Особое значение для настоящего исследования имели концепция воспитания экологической культуры (Б.Т.Лихачев, Н. С. Дежникова и др.) — результаты современных исследований в области экологического воспитания младших школьников (Н.Ф.Виноградова, С. Н. Николаева, Л.П.Симонова-Салеева, И. В. Цветкова, А. К. Шульженко, Т. П. Южакова, Е. В. Яковлева и др.).

Методы исследования адекватны его предмету, объекту и задачам. Использовались теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы по проблемесравнительный анализ процесса экологического воспитания младших школьников. Также использовались эмпирические методы: эксперимент, апробация и внедрение программы экологического воспитания детей младшего школьного возраста, методы включенного наблюдения, беседы, анализ творческих работ младших школьников, анкетированиеметод проектов.

Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (2001—2002 гг.) — анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, историко-педагогический анализ становления и развития метода проектов, теоретическое обоснование его использования в процессе экологического воспитания младших школьников, разработка программы опытно-экспериментального исследования, констатирующий эксперимент.

Второй этап (2002;2003 гг.) — апробация содержания экологически ориентированной проектной деятельности детей, экспериментальная проверка условий эффективного использования метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста, разработка методических рекомендаций, диагностика результатов экологического воспитания детей посредством включения в проектную деятельность.

Третий этап (2003;2004 гг.) — завершение и анализ итогов формирующего этапа эксперимента, проведение контрольной диагностики, обработка и обобщение результатов теоретического анализа изучаемой проблемы и эмпирической базы данных. Оформление диссертации.

Экспериментальной базой исследования являлись общеобразовательные школы № 1080, № 1062 г. Москвы. Изучался опыт использования метода проектов в школах № 1678, № 864 г. Москвы, образовательных учреждениях гг. Новокузнецка, Ростова-на-Дону, Салехарда, Сургута, детских оздоровительных центрах «Артек» и «Орленок», летних экологических школах гг. Наро-Фоминска Московской обл. и Мурома Владимирской обл., организованных лабораторией экологического образования Института содержания и методов обучения РАО. При формировании эмпирической базы данных были также использованы материалы из опыта работы заместителей директоров общеобразовательных школ и учителей начальных классов из 32-х регионов РФ, являвшихся слушателями курсов повышения квалификации ГосНИИ семьи и воспитания с 2001 по 2004 гг. В эксперименте было задействовано 248 учащихся начальной школы и 78 педагогов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: проведен историко-педагогический анализ становления и развития метода проектов в педагогической науке и практике, современного опыта организации проектной деятельности детей в образовательных учрежденияхраскрыта сущность метода проектов как способа организации поэтапной практической деятельности детей по выявлению и достижению экологических целей, ориентированной на гармонизацию их взаимоотношений с окружающим миром, формирование экологической культурывыявлен потенциал метода проектов в экологическом воспитании младших школьников, выражающийся в возможностях интенсивного и комплексного развития опыта самоорганизации, сотрудничества, целеполагания, планирования и анализа результатов собственной экологической деятельности, самореализации во взаимодействии с объектами окружающего мира. Показано, что применение метода проектов способствует расширению у ребенка позитивного экологического опыта, и обусловливает позитивную динамику нравственно-экологической позиции младшего школьникаопределено содержание проектной деятельности детей младшего школьного возраста в процессе экологического воспитания, заключающееся в создании и реализации детьми различных видов экологических проектов (исследовательских, практических, познавательных, игровых, творческих и др.), направленных на взаимодействие с объектами окружающей социопри-родной среды и представленное в авторской программе «Эко-проект»;

— выявлены условия эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста (соблюдение технологической цепочки последовательных действий, состоящей из организационного, операционного и заключительного этаповстимулирование самодеятельности детей и реализации ими активной созидательной позиции во взаимодействии с окружающей социоприродной средойобеспечение педагогического сопровождения экологической проектной деятельности детей).

Практическая значимость исследования заключается в разработке: программы воспитания экологической культуры младших школьников посредством включения их в проектную деятельность «Эко-проект" — тематических циклов детских экологических проектов, которые возможно применять в процессе экологического воспитания младших школьников в различных типах образовательных учрежденийметодик организации проектной деятельности детей, которые могут выступать основой для самостоятельной разработки педагогами циклов проектной деятельности младших школьников как средства воспитания у них экологической культуры. Сформулированные в результате исследования методические рекомендации по использованию метода проектов в практике экологического воспитания нашли применение как при организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, так и в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются применением адекватного проблеме исследования методологического аппарата педагогической наукисодержательным и сравнительным анализом использования проектных технологий в образовательных учрежденияхиспользованием комплекса методов и приемов, соответствующих цели, задачам и гипотезе исследования, положительными результатами внедрения разработайного автором содержания и форм воспитания у детей экологической культуры средствами метода проектов, а также непосредственной практической работой диссертанта по экспериментальной программе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах: непосредственная педагогическая деятельность диссертанта в качестве педагога-организатора и педагога-экспериментатора в общеобразовательных школах №№ 1080 и 1062 г. Москвы по разработке и реализации программ экологического воспитания посредством включения детей в проектную деятельностьучастие диссертанта в научно-исследовательской работе центра педагогического мастерства ГосНИИ семьи и воспитания в качестве научного сотрудника, разработка и реализация программы опытно-экспериментальной работы, консультирование учителей начальных классов экспериментальных школ по применению проектных технологий в экологическом воспитании детейобучение педагогов организации проектной деятельности детей, проведение лекционных и практических занятий для студентов педагогического колледжа № 5 г. Москвы и на курсах повышения квалификации для заместителей директоров школ по воспитательной работе и других категорий специалистов в области воспитания в ГосНИИ семьи и воспитаниярезультаты исследования были представлены на конференциях молодых ученых в ГосНИИ семьи и воспитания (2001—2004 гг.), обсуждались на заседаниях научно-методического центра педагогического мастерства и лаборатории экологической культуры ГосНИИ семьи и воспитания (2001—2004 гг.).

Положения выносимые на защиту:

1. Метод проектов в экологическом воспитании представляет собой способ организации поэтапной практической деятельности детей по выявлению и достижению экологических целей, ориентированной на гармонизацию их взаимоотношений с окружающим миром, формирование экологически развитых эмоционально-чувственной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности.

2. Потенциал метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста заключается в его возможностях комплексного развития экокультурного опыта детей, стимулирования их активно-созидательной позиции во взаимодействии с окружающим миром за счет интенсивного развития навыков самоорганизации, целеполагания, планирования и анализа результатов собственной деятельности, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, самореализации в экологически значимой деятельности.

3. Содержание экологической проектной деятельности детей младшего школьного возраста состоит в создании и реализации детьми различных видов экологических проектов (исследовательских, практических, познавательных, игровых, творческих и др.), направленных на взаимодействие с объектами окружающей социоприродной среды, т. е. целенаправленное взаимодействие с объектами окружающего мира, направленное на их познание, оценку и улучшение экологических условий их существования, воплощение в различных видах творчества, и выражается в выполнении, самостоятельной разработке и реализации различных видов экологических проектов.

4. Условиями эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста, являются: а) соблюдение технологической цепочки последовательных действий: анализ ситуации, целеполагание и оформление проектного замысла, планирование и создание условий для достижения цели, реализация проекта, оценка результативности деятельности и прогнозирование перспектив развития проектаб) соответствие содержания и видов проектов возрастным особенностям младших школьников, стимулирование самодеятельности детей посредством создания условий для перехода их от выполнения проектных заданий к самостоятельной постановке целей и организации экологической деятельностив) подготовка учителей к педагогическому сопровождению экологически ориентированной проектной деятельности детей, заключающаяся в формировании у них знаний о сущности метода, навыков проектной деятельности, готовности к сотрудничеству с детьми.

Выводы по второй главе.

В результате исследования определено и апробировано содержание проектной деятельности младших школьников, которое нашло отражение в программе «Эко-проект», состоящей из нескольких вариативных циклов детских экологических проектов, различных по тематике, видам деятельности, количеству участников, продолжительности. Программа ориентирована на расширение у детей экологического опыта в процессе непосредственного педагогически организованного взаимодействия с объектами социоприродной среды и соответствует мифологическому мироощущению младших школьников, что находит отражение в ее игровой инструментовке, сюжетной основе каждого проекта, сочетании практической экологической деятельности с созданием художественных образов объектов природы, театрализацией.

Выделены основные виды проектов: по доминирующей деятельности учащихся — практический, исследовательский, информационный, творческий, игровой и другие виды проектовпо длительности — мини-проекты, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проектыпо степени самостоятельности детей — проекты-задания, проектные инициативы и авторские проекты детейпо охвату предметных областей — монопроекты и межпредметныепо масштабности, объему охватываемого проектом социоприродного пространства, уровню социального взаимодействия — индивидуальные, групповые (внутриклассные), внутришкольные (проекты профильных и общественных объединений, объединений параллелей классов, общешкольные и др.), микросоциальные (межучрежденческие проекты, выполняемые в микросоциуме — микрорайоне, во взаимодействии школы с семьей, другими социальными институтами), макро-социальные (от городского до международного уровня).

Выявлены основные условия эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании младших школьников.

Апробирован комплекс методического обеспечения, дидактических материалов в помощь учителю по организации проектной деятельности детей, включающий в себя комплект карточек, маршрутных листов, информационно-игровых материалов, предназначенных для самостоятельной работы ребенка при необходимом консультировании взрослого.

Эксперимент подтвердил, что технологическая цепочка проектной деятельности должна включать в себя: анализ ситуации, целеполагание и оформление проектного замысла, планирование и создание условий для достижения цели, реализацию проекта, оценку результативности деятельности и прогнозирование перспектив развития проекта.

Разработанные механизмы реализации детьми различных ролей-позиций в коллективной деятельности, создания и выполнения экологических проектов позволяют развивать самодеятельность детей, способствовать переходу их от выполнения проектных заданий к самостоятельной постановке целей, организовывать экологическую деятельность и реализовывать активную созидательную позицию во взаимодействии с социоприродной средой.

Готовность учителей к применению метода проектов в экологическом воспитании заключается в наличии у них знаний о сущности метода, навыков проектной деятельности и готовности к педагогическому сопровождению проектной деятельности детей, сотрудничеству с ними.

В результате изучения эффективности применения метода проектов по таким критериям, как экологический опыт и нравственно-экологическая позиция ребенка установлено, что включение детей в проектную деятельность позволяет существенно расширить их опыт самоорганизации, самоопределения, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, ролевого взаимодействия, эмпатии, самореализации, наблюдения, оценки и др., и тем самым что обеспечивает позитивную динамику нравственно-экологической позиции ребенка от деструктивно-пассивных, равнодушно-созерцательных типов к позициям, характеризующимся действенным сочувствием, активностью, готовностью к созидательной деятельности.

Потенциал метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста заключается в его возможностях комплексного развития экокультурного опыта детей, стимулирования их активно-созидательной позиции во взаимодействии с окружающим миром за счет интенсивного развития навыков самоорганизации, целеполагания, планирования и анализа результатов собственной деятельности, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, самореализации в экологически значимой деятельности.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило выявить потенциал метода проектов в экологическом воспитании младших школьников и условия его эффективной реализации. В результате теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы решены поставленные исследовательские задачи и сделаны следующие выводы.

Взаимоотношение Человека и Природы — проблема, имеющая принципиальное значение для устойчивого развития человеческой цивилизации. С экологическим кризисом невозможно справиться лишь экономическими мерами. Экологический кризис обусловлен в первую очередь ценностями и нормами технократической цивилизации, без корректировки которых невозможно дальнейшее позитивное развитие человечества. Поскольку лишь перестройка человеческого сознания способна разрешить возникшие экологические проблемы, мы рассматриваем экологическое воспитание подрастающего поколения, как условие выхода из экологического кризиса. Принятие новых ценностных ориентиров, смысловых установок создаст новый образ человека, гуманного по отношению к самому себе и природе, в противовес человеку-потребителю.

Процесс экологического воспитания подрастающего поколения нацелен на формирование экокультурных ценностей. Формирование экологической культуры происходит на всех возрастных этапах развития личности, но для нас особое значение в этом процессе имеет младший школьный возраст, поскольку именно он является периодом интенсивного формирования свойств и качеств личности, во многом определяющих ее сущность в дальнейшем, а также периодом, когда эмоциональная сфера играет ведущую роль в процессе развития личности. Педагогическое влияние на процесс формирования экологической культуры личности младшего школьника эффективно тогда, когда создаются условия, при которых ребенок взаимодействует с окружающей природой, обогащаясь позитивным опытом. Первоначальные элементы экологической культуры младшего школьника складываются на основе педагогически организованного взаимодействия школьников с окружающей природой. Экологическое воспитание нацелено на формирование у ребенка экокультурных ценностных ориентаций, нравственной позиции, экологического опыта, личной ответственности за состояние окружающей среды и формирование непрагматического отношения к природе в целом.

Существенные возможности в повышении эффективности процесса экологического воспитания младших школьников заключаются в применении метода проектов. Применение этого метода в экологическом воспитании младших школьников обеспечивает формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром, личной нравственно-экологической позиции, экологической культуры.

Историко-педагогический анализ становления и развития метода проектов позволил раскрыть его сущность как способа организации проектной деятельности детей, создания условий для осуществления ими самостоятельного целеполагания, создания и реализации социально и личностно значимого замысла. Метод проектов мы рассматриваем как средство комплексного решения задач формирования экологической культуры, гармонизации взаимодействия детей с окружающим миром за счет интенсивного накопления ими педагогически целесообразного экологического опыта в процессе создания и реализации проекта — поэтапной практической деятельности по достижению намеченной цели.

В результате проведенного историко-педагогического анализа сделан вывод о том, что в отечественной педагогике метод проектов развивался и как метод обучения, и как метод воспитания. Его сущность заключается в организации деятельности детей по созданию и реализации проекта — замысла, сформированного на основе самостоятельно поставленной цели и его поэтапной реализации. Специфика педагогического процесса, основанного на применении метода проектов, состоит в сущностных характеристиках (интеграция с процессом освоения ребенком окружающего мира, взаимодействие взрослых и детей в их совместной деятельности по достижению социально и личностно значимых целей), в опоре на личный опыт ребенка.

Рассмотрение философами экологической культуры как качественно новой характеристики уровня развития цивилизации, культуры общества определяет ведущую роль принципа природосообразности, который рассмотрен нами как основополагающий принцип применения метода проектов в экологическом воспитании. Сущность принципа природосообразности в контексте современных экологических проблем в данном исследовании трактуется как создание условий для развития, реализации индивидуальной природы ребенка, гармонизации его взаимоотношений с окружающей природой.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что использование метода проектов традиционно связано с активным включением детей в качестве субъектов планирования, реализации и оценки результатов социально значимой деятельности.

Потенциал метода проектов в экологическом воспитании младших школьников заключается в особых возможностях интенсивного развития экологического опыта детей, стимулирования их активно — созидательной позиции в экологически ориентированной, творческой личностно и общественно значимой деятельностиактуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практического применения во взаимодействии с окружающим миром, реализации сотрудничества детей и взрослых.

Ребенок, участвующий во всем процессе деятельности (от постановки цели до подведения итогов), приобретает личный жизненный опыт, у него возникает осознанная позиция по отношению к социоприродным явлениям, в отличие от ребенка, отстраненного от выбора цели, планирования, контроля и др., и выполняющего действия по инструкции взрослого.

Применение метода проектов в экологическом воспитании младших школьников позволяет: развивать способность детей к оценке состояния окружающей средыобучать младших школьников определять цели своей экологической деятельности на основе отношения к объектам окружающей среды и анализа ее состояния;

— расширять опыт самоорганизации младших школьников (планирование деятельности, создание условий для достижения результата, выполнение поставленных задач);

— создавать для ребенка ситуации успеха, стимулирующие его к активной самореализации в экологически значимой деятельностирасширять у ребенка опыт самостоятельного принятия решений в ситуациях нравственного выбора в пользу экокультурных ценностейформировать у детей навыки работы с информацией (поиска необходимых сведений в процессе общения со взрослыми, в справочной литературе, средствах массовой информации и т. п.).

В ходе исследования нами была разработана и апробирована программа «Эко-проект», включающая в себя содержание проектной деятельности детей младшего школьного возраста, состоящее из нескольких вариативных циклов детских экологических проектов, различных по тематике, видам деятельности, количеству участников, продолжительности, — исследовательских, практических, познавательных, игровых, творческих и др. Программа ориентирована на расширение у детей экологического опыта в процессе непосредственного педагогически организованного взаимодействия с объектами социопри-родной среды и соответствует мифологическому мироощущению младших школьников, что находит отражение в ее игровой инструментовке, сюжетной основе каждого проекта, сочетании практической экологической деятельности с созданием художественных образов объектов природы, театрализацией.

Проведенное исследование показало, что наиболее эффективным способом экологического воспитания детей является включение их в проектную деятельность для реализации практического, социального задания. Участие ребенка во всех этапах деятельности в природе обеспечивает ему реальную возможность занять активную созидательную позицию во взаимодействии с природой.

В процессе исследовательской работы нами были выявлены условия эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании младших школьников:

1. Соблюдение технологической цепочки проектной деятельности: поиск и анализ проблемы, выбор темы проекта, определение этапов деятельности, сбор, обсуждение информации по теме проектапоиск оптимального решения задачи проекта (обсуждение возможных вариантов и действий по их решению, оценка трудозатрат и экологической целесообразности этих действий) — составление маршрутов, графиков, рисунков-схем и другой доступной для детей документации по проектуопределение конкретных этапов, сроков их практической реализации, результатов каждого этапа, необходимых материаловорганизация различных видов деятельности по выполнению запланированных операцийтекущие оценки работы, внесение при необходимости измененийобсуждение полученных результатов работы, оценка их значимости, оценка работы участников проекта и группы в целомопределение действий по поддержанию полученных положительных результатовизучение возможностей использования результатов проектированияпостановка проблемы для последующих действий.

2. Стимулирование самодеятельности детей, перехода их от выполнения проектных заданий к самостоятельной постановке целей, организации экологической деятельности и реализации активной созидательной позиции во взаимодействии с социоприродной средой;

3. Готовность учителя к педагогическому сопровождению проектной деятельности детей, что достигается, с одной стороны, за счет реализации им совокупности функций консультанта, эксперта, координатора, инструктора, генератора идей в процессе совместной с детьми деятельности по достижению общей цели, а с другой — знанием особенностей психического развития детей младшего школьного возраста, умением организовать различные виды проектной деятельности, знанием этапов проектной деятельности детей младшего школьного возраста, применением педагогических требований и условий использования метода проектов в работе с детьми младшего школьного возраста, наличием представлений о роли учителя в организации проектной деятельности.

В результате изучения эффективности применения метода проектов по таким критериям, как экологический опыт и нравственно-экологическая позиция ребенка мы установили, что включение детей в проектную деятельность позволяет существенно расширить опыт самоорганизации, самоопределения, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, ролевого взаимодействия, эмпатии, самореализации, наблюдения, оценки и др., что обеспечивает позитивную динамику нравственно-экологической позиции ребенка от деструктивно-пассивных, равнодушно-созерцательных типов к позициям, характеризующимся действенным сочувствием, активностью, готовностью к созидательной деятельности.

В качестве основных методических требований, обеспечивающих эффективность применения метода проектов в экологическом воспитании, мы выделили следующие: 1) выявление значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения- 2) практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов- 3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся- 4) структурирование содержательной части проекта с выделением поэтапных результатов- 5) сочетание игровых и исследовательских методов, определенная! последовательность действий- 6) оценка коллективных результатов и личного участия каждого ребенка- 7) демонстрация значимости выполненной работы, стимулирующая к последующим действиям. Эти требования отражены в методических рекомендациях по применению метода проектов в экологическом воспитании младших школьников, подготовленных в результате исследования для педагогов-практиков.

Проведенным исследованием проблема применения метода проектов в экологическом воспитании детей не исчерпывается. Его богатый педагогический потенциал обусловливает необходимость изучения и разработки вопросов, связанных с индивидуальными проектами детей, с применением метода проектов как способа взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Актуальны разработки проектных технологий гражданского и патриотического воспитания, поиск путей их интеграции с технологиями программирования и моделирования воспитательного процесса, проблемы подготовки кадров к работе с детьми по проектным технологиям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-334 с.
  2. С.В. и др. Экологическое образование в базовой школе: Метод, пособие. СПб.: Спец. лит., 2000. — 85 с.
  3. .Ш. Преемственность в формировании экологической культуры у детей 6−8 лет: Дисканд. пед. наук. — М., 1993. 170 с.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. — 494 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. — М., 1980.
  6. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа.-М.: Изд-воМГУ, 1990.-367 с.
  7. С.А. Формирование экологической культуры младших школьников во внеучебной деятельности. Саратов, 2001. — 24 с.
  8. Т.Б. Психологические особенности отношения школьников к природе (на материале 4−10 кл.): Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1984. —19 с.
  9. Л. Экологическая подготовка младших школьников: способы диагностики // Сельская школа. 2003. — № 6. — С. 75−78.
  10. Г. Б. Моделирование процесса систематизации знаний о природе у младших школьников. М., 2001. — 20 с.
  11. Г. Б. Познавательная и практическая деятельность в природе как фактор формирования личности младшего школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 253 с.
  12. Д.Ф. Система работы общеобразовательной школы по формированию экологической направленности личности школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 18 с.
  13. М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу: Пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей. М.: Из-дат. центр «Академия», 1998. — 240 с.
  14. Н.В., Клочкова Л. И., Кузнецова Л. П. и др. Школа социального успеха: Опыт разраб. и реализации образоват. проекта. — М.: Моск. гос. ун-т печати, 2002.- 170 е. ,
  15. Т.В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2000.-22 с.
  16. Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999. — 310 с.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  18. В.М. Проблемы развития и воспитания человека: Избр. психол. тр. / Под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой. М., 1997. — 416 с.
  19. А. Современные идеи о детях. М., 1910. — 216 с.
  20. Ю. О. Развитие личностного опыта младших школьников в учебном процессе. — Волгоград, 2000. 19 с.
  21. Блонский 77.77. Психология младшего школьника / Под ред. А. ИЛип-киной, Т. Д. Марцинковской. М.- Воронеж: Изд-во «Ин-т практич. психологии НПО «МОДЭК», 1997. — 575 с.
  22. А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды. Изд. 2-е, перераб. М., 1995. — 324 с.
  23. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. — 209 с.
  24. Большой энциклопедический словарь. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: «Норинт», 1997. — 1456 с.
  25. В.П., Голов В. П., Мамедов Н. М. и др. Каким быть экологическому образованию в 12-летней средней школе? // Педагогика 2000. — № 6. — С. 40−56.
  26. БуеваЛ.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  27. Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. — М.: Владос, 2002. — 192 с.
  28. Л.И. Подготовка учителя начальных классов к формированию у младших школьников системы знаний о природе // Формирование профессиональных знаний, умений и навыков у будущих учителей начальных классов. — Череповец, 1997.-С. 119−128.
  29. А.В. Метод проектов в современной школе. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 47 с.
  30. Т.В. Использование междисциплинарных связей биологии и географии в школьном экологическом просвещении: Метод, рекомендации. — СПб.: Образование, 1996. 31 с.
  31. Т.Е. Проектная технология как один из факторов построения системы личностно ориентированного образования в школе // Дидактика. — 2002. — № 1. — С. 32−39.
  32. АЛ. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.- 159 с.
  33. В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. -М., 1987.-299 с.
  34. Взаимодействие общества и природы: философско-методологические аспекты экологической проблемы: Сб. ст. / Отв. ред. Е. Т. Фадеев. — М.: Наука, 1986.-348 с.
  35. Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у 6-летних школьников. М., 1993. — 80 с.
  36. Н.Ф. Младший школьник: как важно быть самостоятельным // Семья и школа. 2001. — № 11−12. — С. 22−25.
  37. Виноградова Н. Ф: Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Автореф. дис. д-рапед. наук.-М., 1994.
  38. А. Формула собственного маршрута: Проектная деятельность как путь к взрослению // Первое сентября. 2001. — № 78 — С. 3−8.
  39. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (опыт теоретико-прикладного исследования). — М., 1997.-64 с.
  40. Воспитание экологической культуры школьников. Пособие для учителя / Под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой. М.: Тобол, 1997. — 96 с.
  41. Л. С. Педагогическая психология. М., 1996. — 533 с.
  42. Л. С. Собр. соч. в 6 т. / Под ред. Д. Б. Эльконина Т.4. Детская психология. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  43. П.Я. 4 лекции по психологии. М.: Юрайт, 2000. — 112 с.
  44. Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М.: Наука, 1987. —180 с.
  45. Э.В., Широкова И. Ю. Экология и культура. -М.: Знание, 1989. —64 с.
  46. С.Н. Экологическая культура учителя: Монография. М., 1998. -431 с.
  47. С.Н. Экологическое образование в опыте дошкольных учреждений. Ставрополь, 1999. — 155 с.
  48. А.Л. Экологическая деятельность как предпосылка устойчивого развития общества: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1995. — 23 с.
  49. Е.В. Воспитание детей средствами природы в истории педагогической мысли: Учеб. пособие для студентов дош. фак. пед. ин-тов, колледжей и педучилищ. Екатеринбург, 2001. — 100 с.
  50. К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916. — 242 с.
  51. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. 1995. — № 6. — С. 39−47.
  52. А.А. Природа как ценность культуры. Экология, культура, образование. М., 1989.
  53. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992. -111с.
  54. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. — 541 с.
  55. Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика. — 2002. № 10. — С. 51−56.
  56. Н.С., Цветкова И. В. Экология и культура: Методика воспитания младших школьников. — М., 1995. 46 с.
  57. С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 310 с.
  58. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов н/Д, 1996. -480 с.
  59. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. — 374 с.
  60. JI.B. Школьный проект один из результатов экологического образования // Экологическое образование. — 2003. — № 1. — С. 35−37.
  61. Дж. Демократия и образование / Пер с англ. М., 2000. — 382 с.
  62. Дж. Школы будущего. Берлин: Госиздат, 1922. — 179 с.
  63. О. Метод проектов среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность // Директор школы — 2003. — № 6. — С. 53−58.
  64. Егоренков Л. И Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М.: АРКТИ, 1999. — 128 с.
  65. Н.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы.-Минск, 1991.-181 с.
  66. А.В. Формирование экологического мышления школьников через творческие и исследовательские проекты в области охраны окружающей среды. Саратов, 2002. — 20 с.
  67. JI.B. О начальном обучении. М., 1963. — 199 с.
  68. А.В. Психология действия: Избр. психол. тр. М.- Воронеж, 2000.-731 с.
  69. В.К. О двух подходах к разработке программ развития образования // Технологии проектной деятельности в образовании. Киров, 2000. — С. 29—37.
  70. А.Н. Непрерывное экологическое образование: варианты осуществления в 12-летней российской школе // Экологическое образование. — 2000. № 2. — С. 22−25.
  71. А.Н. Содержание экологического образования в средней школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1986.-41 с.
  72. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М., 1984. — 159 с.
  73. ИД. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 72−84.
  74. А.Г. Потребности. Интересы Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.
  75. П.И. Непроизвольное запоминание: Избр. психол. тр. / Под ред. В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова. — М.- Воронеж, 1996. 543 с.
  76. В.Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1992.-18 с.
  77. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  78. .В. Дальтон-план и новейшие течения русской педагогической мысли. М.: «Мир», 1925. — 179 с.
  79. Игры и экологическое образование детей: Вспом. материалы к учеб. семинару. Пущино: Рекл. агентство «Биопресс», 1999. — 52 с.
  80. Р.Ш. Метод проектов при изучении народных ремесел // Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований. М., 1998.-С. 192−200.
  81. Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. — JL: Изд-во Брокгауз — Ефрон, 1926.-88 с.
  82. Как организовать учебно-проектную работу со школьниками // Химия: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 2001. № 8. — С. 14−16.
  83. В.А. Воспитай гражданина: Записки директора школы. — М., 1987.-144 с.
  84. В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. — 80 с.
  85. С.А. Формирование нравственно-экологической культуры у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук Ульяновск, 1992. — 21 с.
  86. Д.Р. Этнопедагогическое наследие как фактор экологического воспитания младших школьников Дагестана: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1995.-30 с.
  87. В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе / Пер. с англ. Е. Н. Янжул. JL: Изд-во Брокгауз — Ефрон, 1925.-43 с.
  88. Д.М. Формирование интереса к познанию природы у младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1987. — 19 с.
  89. Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. — СПб., 1911.-167 с.
  90. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  91. З.А. Природа и люди: Кн. для учителя нач. кл. (1—4 кл.). -Смоленск, 2001. 345 с.
  92. Э. Опыт работы американской школы по методу проектов. — М.: Новая Москва, 1926. 288 с.
  93. Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1955. — 651 с.
  94. Я.А. Сочинения. М., 1997.-476 с.
  95. Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений. М.: Знание, 1966.-48 с.
  96. Конференция ООН по окружающей среде и развитию: Информационный обзор. Новосибирск, 1992.101 .Коротов В. М. Принципы и методы гуманистического воспитания // Школа и производство. 1998. — № 3. — С. 2−11.
  97. П.П. Экологическое воспитание школьников: Учеб.-метод. пособие. — Барнаул: Алт. кн. изд., 1990. 158 с.
  98. Кос тюк Г. С. Избранные психологические труды / Под ред. Л.Н.Проко-шенко. М.: Педагогика, 1988. — 303 с.
  99. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 574 с.
  100. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношения школьников к природе / Авт.-сост. А. П. Сидельковский. Ставрополь- Пятигорск: ПГПИИЯ, 1988. — 200 с.
  101. О. С. Технология проектного обучения // Завуч. 1999. — № 6. -С. 90−94.
  102. Кулагина И. Ю: Личность школьника от задержек психического развития до одаренности: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 192 с.
  103. JI.E. Экологическое образование в Москве // Экологическое образование. 2002. — № 4. — С. 54−57.
  104. Н.Г. Концепция дошкольного экологического воспитания. -Чита, 2000. 19 с.
  105. С.В. Принцип природосообразности в экологическом воспитании (историко-педагогический аспект): Дис.. канд. пед. наук. М., 2000.111 .Лебедева Л. И. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2002. — № 5. — С. 116−120.
  106. Л.Э. Новые пути школьной работы (метод проектов). М.: Работник просвещения, 1925. — 89 с.
  107. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964.
  108. Т.В. Проектная деятельность учащихся в сфере экологии // Экологическое образование. 2003. — № 3. — С. 35−38.
  109. ХЪ.Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа // Экологическое образование. 2001. -№ 3.- С. 9−14.
  110. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения. — Т.2. М., 1995.
  111. И.Я. Каким должно быть воспитывающее обучение? // Химия в школе. 1995. -№ 1.- С. 15−19.
  112. . Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара: Из-во СИУ, 1997. — 84 с.
  113. .Т. Философия воспитания: Спец. курс: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1995. — 280 с.
  114. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  115. И.О. Избранное. — М.: Правда, 1991. 622 с.
  116. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. — М.: Просвещение, 1977. 224 с.
  117. А.С. «Проектировать лучшее в человеке.». — Минск, 1989. -416с.
  118. И.Ю. Педагогические функции метода проектов и условия реализации в сельских школах: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1995. — 165 с.
  119. Н.М., Суравегина И. Т., Глазачев С. Н. Основы общей экологии: Учеб. для старших классов общеобразовательной школы. М., 2001. — 272 с.
  120. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2001. — 96 с.
  121. Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Автореф. дисд-ра психол. наук. — М., 2000.
  122. В.М. Философия культуры. Эпоха классики: Курс лекций. М., 2003.
  123. Э. Очерк экспериментальной педагогики / Пер. с нем. — М.: Мир, 1916.-462 с.
  124. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. — 351 с.
  125. М.Ф. Воспитание самостоятельности мысли школьников в учебной работе. М., 1959.
  126. Е.Е. Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе // Начальная школа 2002. — № 7. — С.35−38.
  127. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. — 47 с.
  128. На путях к методу проектов / Под ред. Б. В. Игнатьева, М. В. Крупениной. -М., 1930.
  129. С.Н. Формирование экологического сознания младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 31 с.
  130. Наша работа: Сб. ст. Вып. I. / Под ред. М. Крупениной, Н. Рыбникова, А. Шейнберга, В.Шульгина.- М., 1928.
  131. .А. Развивающие экологические игры в школе и не только.- Самара: Б.и., 1996. 48 с.
  132. С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. 184 с.
  133. С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: ГНОМ и Д, 2003. —127 с.
  134. Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. — № 7. — С. 151−157.
  135. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повьпп. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издат. центр «Академия», 1999. — 224 с.
  136. Е.В. Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников: Автореф. дисканд. пед. наук. М., 1997. -22 с.
  137. От школы учебы к школе общественно полезного труда. / Под. ред. М. В. Крупениной. М., 1927. -75 с.
  138. Откроешь сердце познаешь мир. Экологические проекты для учащихся / Под ред. Н. С. Дежниковой, Е. М. Клемяшовой. — Ярославль, 1998.
  139. В.И. Введение в экологическую психологию: Учеб. пособие. 4.1.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. 144 с.
  140. В.И. Экопсихологические аспекты детства // Мир психологии. — 1997.-№ 1.-С. 55−68.
  141. Е. Воспитание и обучение по Дальтонскому плану. М., 1924.
  142. .Д. Социальная психология. СПб.: ИГУП, 1999.
  143. БД. Социально психологический климат коллектива: Пути и методы изучения. М., 1998. — 249 с.
  144. Н. Учебный проект его возможности // Учитель. — 2000. — № 4. С. 52−55.
  145. Педагогическая технология / Сост. Н. Е. Щуркова. — М., 1992.
  146. Педагогические взгляды и деятельность Н. К. Крупской / Под ред. Н. К. Гончаровой. М.: Просвещение, 1969. — 399 с.
  147. ПесталоцциИТ. Избр. пед. произв. В 3 тт. М., 1965. — Т.З. — С.216.
  148. ЪЪ.Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с англ. и фр. — М.: Междунар. пед. академия, 1994. 680 с.
  149. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. — М.: Просвещение, 1981.
  150. Е. Метод проектов: типология и структура И Лицейское и гимназическое образование. 2002. — № 9. — С. 9−17.
  151. Г. Новая школа на Западе. Педагогическая система Декроли. -М., 1928.
  152. Принцип природосообразности в воспитании и обучении детей: Метод, рекомендации. СПб., 1993. — 98 с. 165 .Прутченков А. С. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 121−126.
  153. А. С. Социально-экологическое проектирование: Книга для старшеклассника. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. — 129 с. (рукопись, архив института)
  154. Психология младшего школьника: Сб. ст. / Под ред. Е. И. Игнатьева — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 336 с.
  155. Растим здоровых, умных, добрых: Воспитание младшего школьника: Пособие для сред, и высш. пед. учебн. заведений, преподавателей нач. кл. и родителей / Сост. Л. В. Ковинько. М.: Академия, 1996. — 287 с.
  156. Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М., 1992. — 364 с.
  157. ПО.Репкин В. В. Развивающее обучение и учебная деятельность. — Рига, 1997.
  158. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. — М., 1996. 144 с.
  159. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Рос. энциклопедия. — Т.1. — 1993. — 608 е.- т.2. — 1998 — 672 с.
  160. C.JI. О мышлении и путях его развития. М., 1958. —147 с.
  161. В.В. Социальные взаимодействия и обучение // Психологическая наука и образование. 1996. — № 2. — С.9−19.
  162. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогическое наследие. — М.: Педагогика, 1988.-С. 199−297.
  163. О.А. Развитие самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности. М., 2002. — 16 с.т.Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево» // Начальная школа. 1997.-№ 4.-С. 48−52.
  164. Л. П. Содержание экологического образования и воспитания в начальной школе // Биология в школе. — 1987. № 3. — С. 12−18.
  165. В.А. Открывая мир: экологическое образование в начальной школе: Метод, пособие для учителя. — М., 2003. 103 с.
  166. МЛ. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся. Киров, 2002. — 19 с. 181 .Сидельковский А. П. Психологические основы отношений школьников к природе: Учеб. пособие. М.- Ставрополь, 1987. — 87с.
  167. А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. -2003.-№ 6.-С. 96−111.
  168. Л.П. Виды деятельности в экологическом образовании школьников // Экологическое образование. 2003. — № 3. — С. 10−18.
  169. Л.П. Концепция структурно-содержательной модели экологического образования в начальной школе // Наука и школа. — 2001. № 3. — С. 39−44.
  170. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.
  171. Н.Н. Формирование ориентировочных основ экологической культуры дошкольников и младших школьников. Великий Новгород, 2001. — 23 с.
  172. В.И. Структура образовательного проекта // Технологии проектной деятельности в образовании. М.- Киров, 2000. — С. 11−14.
  173. А.А. Избранные психологические труды: В 2 тт. М.: Педагогика, 1987.
  174. Е.В. Педагогические технологии как средство развития творческой деятельности учащихся на уроках геометрии: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2000.-156 с.
  175. НД. Социально-педагогические основы гуманизации воспитания младших школьников. — Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1999.
  176. Специфика философского знания и проблема человека в истории философии. М., 1988. — 171 с.
  177. Д.А. Формирование экологической культуры младших школьников на основе межпредметных связей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Брянск, 2001.-18 с.
  178. И. Т. Почему необходима экологизация общеобразовательной школы // Экологическое образование. 2000. — № 1. — С. 12−16.
  179. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: «Радяньска школа», 1974.-288 с.
  180. Л.В., Ермолаева-Томина Л.Б. Психолого-педагогические основы модели «Экология и диалектика». — М., 1992. — 48 с.
  181. Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан. М.: Педагогика, 1989. — 544 с.
  182. Э.Л. Принципы обучения основанные на психологии. Изд 3-е / Пер. с англ. Е. В. Герье. М.: «Раб. просвещения», 1930. — 240 с.
  183. Э.Л. Процесс учения у человека. — М., 1935.
  184. АД. Перспективы экоразвития. — М.: Наука, 1990. 269 с.
  185. КД. Избранные пед. соч. В 2 тт. М., 1974.
  186. Н.Н. Философия общего дела. М., 1982.
  187. Д.И. Психология развивающейся личности: Избр. психол. тр. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 512 с.
  188. Философский словарь. Изд. 3-е / Под ред. М. М. Розенталя. М.: Политиздат, 1975.-496 с.
  189. Н.П. «Метод проектов» в педагогике Джона Дьюи // Ребенок в детском саду. 2003. — № 4. — С. 39−43.
  190. Фридман J1.M. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1987. — 223 с.
  191. А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990. — 222 с.
  192. ЮТ.Хесле В. Философия и экология. М., 1993.
  193. А.А., Шабрина Н. М., Борзяк Ю. В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999. — № 6. — С. 32−33.
  194. И.В. Проблемы детского движения в педагогическом наследии М.В.Крупениной: Дисканд. пед. наук. М., 1992. — 220 с.
  195. И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. М.: Пед. о-во России, 1999. —176 с.
  196. ИВ. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
  197. Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000. — 260 с.
  198. Л.А. Формирование экологической культуры учащихся младших классов: Авторефканд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 26 с.
  199. С.Т. О новой школьной организации. СПб., 1978.
  200. С.Т., Золотарев С. А. Трудовая школа. -М., 1918.
  201. А. Благоговение перед жизнью / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1992.-572 с. 221 .Шишов С. Проектный метод: проблемы и перспективы // Учитель. — 2002.-№ 1.-С. 39−43.
  202. С. А. Ее величество игра. — М.: Новая школа, 1994. — 151 с.
  203. А.К. Эколого-эстетическое воспитание как условие гуманизации отношений личности к природе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998.-24 с.
  204. И. Бросок вперед, или Второе пришествие метода проектов // Директор школы. 2003. — № 7. — С. 3−11.
  205. НЕ. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: ОЦ «Пед. поиск», 1997. — 77 с.
  206. Н.Е. Практикум по педагогическим технологиям. М.: Пед. о-во России, 1998. -249 с.
  207. Н.Е., ПитюкВ.Ю., Савченко А. П., ОсиповаЕ.А. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993. —111 с.22%.Элъконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Знание, 1974.-64 с.
  208. Т.П. Игры в нравственно-экологическом воспитании младших школьников. Екатеринбург: Б.и., 1992. — 51 с.
  209. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1986.
  210. Е.В. Развитие экологической культуры личности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1996. 17 с.
  211. Ялышева J1.B. Экологическое воспитание // Школа. 2003. — № 4. — С.67−74.
  212. В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.—456 с.
  213. В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе: Автореф. дисд-ра психол. наук.- М., 1998 44 с.
Заполнить форму текущей работой