Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста
Диссертация
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: проведен историко-педагогический анализ становления и развития метода проектов в педагогической науке и практике, современного опыта организации проектной деятельности детей в образовательных учрежденияхраскрыта сущность метода проектов как способа организации поэтапной практической деятельности детей по выявлению… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Теоретические подходы к применению метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста
- 1. Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов в области воспитания
- 2. Теоретические основания применения метода проектов в экологическом воспитании
- 3. Психолого-педагогические основания применения метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста
- Глава II. Экспериментальное исследование применения метода проектов в экологическом воспитании младших школьников
- 1. Организация экспериментального исследования процесса экологического воспитания младших школьников посредством метода проектов
- 2. Апробация содержания проектной деятельности детей младшего школьного возраста
- 3. Условия эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании младших школьников
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-334 с.
- Алексеев С.В. и др. Экологическое образование в базовой школе: Метод, пособие. СПб.: Спец. лит., 2000. — 85 с.
- Алиева Б.Ш. Преемственность в формировании экологической культуры у детей 6−8 лет: Дисканд. пед. наук. — М., 1993. 170 с.
- Амонашвши Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. — 494 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. — М., 1980.
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа.-М.: Изд-воМГУ, 1990.-367 с.
- Бабенкова С.А. Формирование экологической культуры младших школьников во внеучебной деятельности. Саратов, 2001. — 24 с.
- Баранова Т.Б. Психологические особенности отношения школьников к природе (на материале 4−10 кл.): Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1984. —19 с.
- Баранникова Л. Экологическая подготовка младших школьников: способы диагностики // Сельская школа. 2003. — № 6. — С. 75−78.
- Барашкина Г. Б. Моделирование процесса систематизации знаний о природе у младших школьников. М., 2001. — 20 с.
- Барышникова Г. Б. Познавательная и практическая деятельность в природе как фактор формирования личности младшего школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 253 с.
- Баштатник Д.Ф. Система работы общеобразовательной школы по формированию экологической направленности личности школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 18 с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу: Пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей. М.: Из-дат. центр «Академия», 1998. — 240 с.
- Белобородое Н.В., Клочкова Л. И., Кузнецова Л. П. и др. Школа социального успеха: Опыт разраб. и реализации образоват. проекта. — М.: Моск. гос. ун-т печати, 2002.- 170 е. ,
- Белозерцева Т.В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2000.-22 с.
- Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999. — 310 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989.-192 с.
- Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека: Избр. психол. тр. / Под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой. М., 1997. — 416 с.
- Бине А. Современные идеи о детях. М., 1910. — 216 с.
- Бирюкова Ю. О. Развитие личностного опыта младших школьников в учебном процессе. — Волгоград, 2000. 19 с.
- Блонский 77.77. Психология младшего школьника / Под ред. А. ИЛип-киной, Т. Д. Марцинковской. М.- Воронеж: Изд-во «Ин-т практич. психологии НПО «МОДЭК», 1997. — 575 с.
- Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды. Изд. 2-е, перераб. М., 1995. — 324 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. — 209 с.
- Большой энциклопедический словарь. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: «Норинт», 1997. — 1456 с.
- Борисенков В.П., Голов В. П., Мамедов Н. М. и др. Каким быть экологическому образованию в 12-летней средней школе? // Педагогика 2000. — № 6. — С. 40−56.
- БуеваЛ.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. — 216 с.
- Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. — М.: Владос, 2002. — 192 с.
- Бурова Л.И. Подготовка учителя начальных классов к формированию у младших школьников системы знаний о природе // Формирование профессиональных знаний, умений и навыков у будущих учителей начальных классов. — Череповец, 1997.-С. 119−128.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 47 с.
- Васильева Т.В. Использование междисциплинарных связей биологии и географии в школьном экологическом просвещении: Метод, рекомендации. — СПб.: Образование, 1996. 31 с.
- Веденеева Т.Е. Проектная технология как один из факторов построения системы личностно ориентированного образования в школе // Дидактика. — 2002. — № 1. — С. 32−39.
- Венгер АЛ. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.- 159 с.
- Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. -М., 1987.-299 с.
- Взаимодействие общества и природы: философско-методологические аспекты экологической проблемы: Сб. ст. / Отв. ред. Е. Т. Фадеев. — М.: Наука, 1986.-348 с.
- Виноградова Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у 6-летних школьников. М., 1993. — 80 с.
- Виноградова Н.Ф. Младший школьник: как важно быть самостоятельным // Семья и школа. 2001. — № 11−12. — С. 22−25.
- Виноградова Н. Ф: Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Автореф. дис. д-рапед. наук.-М., 1994.
- Воронцов А. Формула собственного маршрута: Проектная деятельность как путь к взрослению // Первое сентября. 2001. — № 78 — С. 3−8.
- Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (опыт теоретико-прикладного исследования). — М., 1997.-64 с.
- Воспитание экологической культуры школьников. Пособие для учителя / Под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой. М.: Тобол, 1997. — 96 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996. — 533 с.
- Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. / Под ред. Д. Б. Эльконина Т.4. Детская психология. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
- Гальперин П.Я. 4 лекции по психологии. М.: Юрайт, 2000. — 112 с.
- Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М.: Наука, 1987. —180 с.
- Гирусов Э.В., Широкова И. Ю. Экология и культура. -М.: Знание, 1989. —64 с.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: Монография. М., 1998. -431 с.
- Глазачев С.Н. Экологическое образование в опыте дошкольных учреждений. Ставрополь, 1999. — 155 с.
- Гончарова А.Л. Экологическая деятельность как предпосылка устойчивого развития общества: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1995. — 23 с.
- Гончарова Е.В. Воспитание детей средствами природы в истории педагогической мысли: Учеб. пособие для студентов дош. фак. пед. ин-тов, колледжей и педучилищ. Екатеринбург, 2001. — 100 с.
- Грос К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916. — 242 с.
- Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. 1995. — № 6. — С. 39−47.
- Гусейнов А.А. Природа как ценность культуры. Экология, культура, образование. М., 1989.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992. -111с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. — 541 с.
- Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика. — 2002. № 10. — С. 51−56.
- Дежникова Н.С., Цветкова И. В. Экология и культура: Методика воспитания младших школьников. — М., 1995. 46 с.
- Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 310 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов н/Д, 1996. -480 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. — 374 с.
- Дорогань JI.B. Школьный проект один из результатов экологического образования // Экологическое образование. — 2003. — № 1. — С. 35−37.
- Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер с англ. М., 2000. — 382 с.
- Дьюи Дж. Школы будущего. Берлин: Госиздат, 1922. — 179 с.
- Евстифеева О. Метод проектов среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность // Директор школы — 2003. — № 6. — С. 53−58.
- Егоренков Л. И Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М.: АРКТИ, 1999. — 128 с.
- Жибуль Н.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы.-Минск, 1991.-181 с.
- Зайцев А.В. Формирование экологического мышления школьников через творческие и исследовательские проекты в области охраны окружающей среды. Саратов, 2002. — 20 с.
- Занков JI.B. О начальном обучении. М., 1963. — 199 с.
- Запорожец А.В. Психология действия: Избр. психол. тр. М.- Воронеж, 2000.-731 с.
- Зарецкий В.К. О двух подходах к разработке программ развития образования // Технологии проектной деятельности в образовании. Киров, 2000. — С. 29—37.
- Захлебный А.Н. Непрерывное экологическое образование: варианты осуществления в 12-летней российской школе // Экологическое образование. — 2000. № 2. — С. 22−25.
- Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1986.-41 с.
- Захлебный А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М., 1984. — 159 с.
- Зверев ИД. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 72−84.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание: Избр. психол. тр. / Под ред. В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова. — М.- Воронеж, 1996. 543 с.
- Иванов В.Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1992.-18 с.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
- Игнатьев Б.В. Дальтон-план и новейшие течения русской педагогической мысли. М.: «Мир», 1925. — 179 с.
- Игры и экологическое образование детей: Вспом. материалы к учеб. семинару. Пущино: Рекл. агентство «Биопресс», 1999. — 52 с.
- Исламгулов Р.Ш. Метод проектов при изучении народных ремесел // Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований. М., 1998.-С. 192−200.
- Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. — JL: Изд-во Брокгауз — Ефрон, 1926.-88 с.
- Как организовать учебно-проектную работу со школьниками // Химия: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 2001. № 8. — С. 14−16.
- Караковский В.А. Воспитай гражданина: Записки директора школы. — М., 1987.-144 с.
- Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. — 80 с.
- Карпеев С.А. Формирование нравственно-экологической культуры у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук Ульяновск, 1992. — 21 с.
- Керимова Д.Р. Этнопедагогическое наследие как фактор экологического воспитания младших школьников Дагестана: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1995.-30 с.
- Килъпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе / Пер. с англ. Е. Н. Янжул. JL: Изд-во Брокгауз — Ефрон, 1925.-43 с.
- Китижева Д.М. Формирование интереса к познанию природы у младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1987. — 19 с.
- Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. — СПб., 1911.-167 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
- Клепинина З.А. Природа и люди: Кн. для учителя нач. кл. (1—4 кл.). -Смоленск, 2001. 345 с.
- Коллингс Э. Опыт работы американской школы по методу проектов. — М.: Новая Москва, 1926. 288 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1955. — 651 с.
- Коменский Я.А. Сочинения. М., 1997.-476 с.
- Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений. М.: Знание, 1966.-48 с.
- Конференция ООН по окружающей среде и развитию: Информационный обзор. Новосибирск, 1992.101 .Коротов В. М. Принципы и методы гуманистического воспитания // Школа и производство. 1998. — № 3. — С. 2−11.
- Костенков П.П. Экологическое воспитание школьников: Учеб.-метод. пособие. — Барнаул: Алт. кн. изд., 1990. 158 с.
- Кос тюк Г. С. Избранные психологические труды / Под ред. Л.Н.Проко-шенко. М.: Педагогика, 1988. — 303 с.
- Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 574 с.
- Критерии, методы и методики изучения и формирования отношения школьников к природе / Авт.-сост. А. П. Сидельковский. Ставрополь- Пятигорск: ПГПИИЯ, 1988. — 200 с.
- Круглова О. С. Технология проектного обучения // Завуч. 1999. — № 6. -С. 90−94.
- Кулагина И. Ю: Личность школьника от задержек психического развития до одаренности: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 192 с.
- Курнешова JI.E. Экологическое образование в Москве // Экологическое образование. 2002. — № 4. — С. 54−57.
- Лаврентьева Н.Г. Концепция дошкольного экологического воспитания. -Чита, 2000. 19 с.
- Лебедев С.В. Принцип природосообразности в экологическом воспитании (историко-педагогический аспект): Дис.. канд. пед. наук. М., 2000.111 .Лебедева Л. И. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2002. — № 5. — С. 116−120.
- Левин Л.Э. Новые пути школьной работы (метод проектов). М.: Работник просвещения, 1925. — 89 с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964.
- Левченко Т.В. Проектная деятельность учащихся в сфере экологии // Экологическое образование. 2003. — № 3. — С. 35−38.
- ХЪ.Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа // Экологическое образование. 2001. -№ 3.- С. 9−14.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения. — Т.2. М., 1995.
- Лернер И.Я. Каким должно быть воспитывающее обучение? // Химия в школе. 1995. -№ 1.- С. 15−19.
- Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара: Из-во СИУ, 1997. — 84 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Спец. курс: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1995. — 280 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
- Лосский И.О. Избранное. — М.: Правда, 1991. 622 с.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. — М.: Просвещение, 1977. 224 с.
- Макаренко А.С. «Проектировать лучшее в человеке.». — Минск, 1989. -416с.
- Малкова И.Ю. Педагогические функции метода проектов и условия реализации в сельских школах: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1995. — 165 с.
- Мамедов Н.М., Суравегина И. Т., Глазачев С. Н. Основы общей экологии: Учеб. для старших классов общеобразовательной школы. М., 2001. — 272 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2001. — 96 с.
- Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Автореф. дисд-ра психол. наук. — М., 2000.
- Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики: Курс лекций. М., 2003.
- Мейман Э. Очерк экспериментальной педагогики / Пер. с нем. — М.: Мир, 1916.-462 с.
- Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. — 351 с.
- Морозов М.Ф. Воспитание самостоятельности мысли школьников в учебной работе. М., 1959.
- Морозова Е.Е. Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе // Начальная школа 2002. — № 7. — С.35−38.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. — 47 с.
- На путях к методу проектов / Под ред. Б. В. Игнатьева, М. В. Крупениной. -М., 1930.
- Назарова С.Н. Формирование экологического сознания младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 31 с.
- Наша работа: Сб. ст. Вып. I. / Под ред. М. Крупениной, Н. Рыбникова, А. Шейнберга, В.Шульгина.- М., 1928.
- Никитина Б.А. Развивающие экологические игры в школе и не только.- Самара: Б.и., 1996. 48 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. 184 с.
- Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: ГНОМ и Д, 2003. —127 с.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. — № 7. — С. 151−157.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повьпп. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издат. центр «Академия», 1999. — 224 с.
- Орлов Е.В. Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников: Автореф. дисканд. пед. наук. М., 1997. -22 с.
- От школы учебы к школе общественно полезного труда. / Под. ред. М. В. Крупениной. М., 1927. -75 с.
- Откроешь сердце познаешь мир. Экологические проекты для учащихся / Под ред. Н. С. Дежниковой, Е. М. Клемяшовой. — Ярославль, 1998.
- Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учеб. пособие. 4.1.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. 144 с.
- Панов В.И. Экопсихологические аспекты детства // Мир психологии. — 1997.-№ 1.-С. 55−68.
- Паркхерст Е. Воспитание и обучение по Дальтонскому плану. М., 1924.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: ИГУП, 1999.
- Парыгин БД. Социально психологический климат коллектива: Пути и методы изучения. М., 1998. — 249 с.
- Пахомова Н. Учебный проект его возможности // Учитель. — 2000. — № 4. С. 52−55.
- Педагогическая технология / Сост. Н. Е. Щуркова. — М., 1992.
- Педагогические взгляды и деятельность Н. К. Крупской / Под ред. Н. К. Гончаровой. М.: Просвещение, 1969. — 399 с.
- ПесталоцциИТ. Избр. пед. произв. В 3 тт. М., 1965. — Т.З. — С.216.
- ЪЪ.Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с англ. и фр. — М.: Междунар. пед. академия, 1994. 680 с.
- Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. — М.: Просвещение, 1981.
- Полат Е. Метод проектов: типология и структура И Лицейское и гимназическое образование. 2002. — № 9. — С. 9−17.
- Поляк Г. Новая школа на Западе. Педагогическая система Декроли. -М., 1928.
- Принцип природосообразности в воспитании и обучении детей: Метод, рекомендации. СПб., 1993. — 98 с. 165 .Прутченков А. С. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 121−126.
- Прутченков А. С. Социально-экологическое проектирование: Книга для старшеклассника. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. — 129 с. (рукопись, архив института)
- Психология младшего школьника: Сб. ст. / Под ред. Е. И. Игнатьева — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 336 с.
- Растим здоровых, умных, добрых: Воспитание младшего школьника: Пособие для сред, и высш. пед. учебн. заведений, преподавателей нач. кл. и родителей / Сост. Л. В. Ковинько. М.: Академия, 1996. — 287 с.
- Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М., 1992. — 364 с.
- ПО.Репкин В. В. Развивающее обучение и учебная деятельность. — Рига, 1997.
- Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. — М., 1996. 144 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Рос. энциклопедия. — Т.1. — 1993. — 608 е.- т.2. — 1998 — 672 с.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его развития. М., 1958. —147 с.
- Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение // Психологическая наука и образование. 1996. — № 2. — С.9−19.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогическое наследие. — М.: Педагогика, 1988.-С. 199−297.
- Рыдзе О.А. Развитие самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности. М., 2002. — 16 с.т.Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево» // Начальная школа. 1997.-№ 4.-С. 48−52.
- Салеева Л. П. Содержание экологического образования и воспитания в начальной школе // Биология в школе. — 1987. № 3. — С. 12−18.
- Самкова В.А. Открывая мир: экологическое образование в начальной школе: Метод, пособие для учителя. — М., 2003. 103 с.
- Сердюк МЛ. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся. Киров, 2002. — 19 с. 181 .Сидельковский А. П. Психологические основы отношений школьников к природе: Учеб. пособие. М.- Ставрополь, 1987. — 87с.
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. -2003.-№ 6.-С. 96−111.
- Симонова Л.П. Виды деятельности в экологическом образовании школьников // Экологическое образование. 2003. — № 3. — С. 10−18.
- Симонова Л.П. Концепция структурно-содержательной модели экологического образования в начальной школе // Наука и школа. — 2001. № 3. — С. 39−44.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.
- Скресанова Н.Н. Формирование ориентировочных основ экологической культуры дошкольников и младших школьников. Великий Новгород, 2001. — 23 с.
- Слободчиков В.И. Структура образовательного проекта // Технологии проектной деятельности в образовании. М.- Киров, 2000. — С. 11−14.
- Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 тт. М.: Педагогика, 1987.
- Советова Е.В. Педагогические технологии как средство развития творческой деятельности учащихся на уроках геометрии: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2000.-156 с.
- Соколова НД. Социально-педагогические основы гуманизации воспитания младших школьников. — Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1999.
- Специфика философского знания и проблема человека в истории философии. М., 1988. — 171 с.
- Стогова Д.А. Формирование экологической культуры младших школьников на основе межпредметных связей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Брянск, 2001.-18 с.
- Суравегина И. Т. Почему необходима экологизация общеобразовательной школы // Экологическое образование. 2000. — № 1. — С. 12−16.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: «Радяньска школа», 1974.-288 с.
- Тарасов Л.В., Ермолаева-Томина Л.Б. Психолого-педагогические основы модели «Экология и диалектика». — М., 1992. — 48 с.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан. М.: Педагогика, 1989. — 544 с.
- Торндайк Э.Л. Принципы обучения основанные на психологии. Изд 3-е / Пер. с англ. Е. В. Герье. М.: «Раб. просвещения», 1930. — 240 с.
- Торндайк Э.Л. Процесс учения у человека. — М., 1935.
- Урсул АД. Перспективы экоразвития. — М.: Наука, 1990. 269 с.
- Ушинский КД. Избранные пед. соч. В 2 тт. М., 1974.
- Федоров Н.Н. Философия общего дела. М., 1982.
- Фелъдштейн Д.И. Психология развивающейся личности: Избр. психол. тр. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 512 с.
- Философский словарь. Изд. 3-е / Под ред. М. М. Розенталя. М.: Политиздат, 1975.-496 с.
- Флегонтова Н.П. «Метод проектов» в педагогике Джона Дьюи // Ребенок в детском саду. 2003. — № 4. — С. 39−43.
- Фридман J1.M. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1987. — 223 с.
- Харчев А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990. — 222 с.
- ЮТ.Хесле В. Философия и экология. М., 1993.
- Хромов А.А., Шабрина Н. М., Борзяк Ю. В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999. — № 6. — С. 32−33.
- Цветкова И.В. Проблемы детского движения в педагогическом наследии М.В.Крупениной: Дисканд. пед. наук. М., 1992. — 220 с.
- Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. М.: Пед. о-во России, 1999. —176 с.
- Цветкова ИВ. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
- Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000. — 260 с.
- Чистяков Л.А. Формирование экологической культуры учащихся младших классов: Авторефканд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 26 с.
- Шацкий С.Т. О новой школьной организации. СПб., 1978.
- Шацкий С.Т., Золотарев С. А. Трудовая школа. -М., 1918.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1992.-572 с. 221 .Шишов С. Проектный метод: проблемы и перспективы // Учитель. — 2002.-№ 1.-С. 39−43.
- Шмаков С. А. Ее величество игра. — М.: Новая школа, 1994. — 151 с.
- Шульженко А.К. Эколого-эстетическое воспитание как условие гуманизации отношений личности к природе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998.-24 с.
- Щербо И. Бросок вперед, или Второе пришествие метода проектов // Директор школы. 2003. — № 7. — С. 3−11.
- Щуркова НЕ. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: ОЦ «Пед. поиск», 1997. — 77 с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогическим технологиям. М.: Пед. о-во России, 1998. -249 с.
- Щуркова Н.Е., ПитюкВ.Ю., Савченко А. П., ОсиповаЕ.А. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993. —111 с.22%.Элъконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Знание, 1974.-64 с.
- Южакова Т.П. Игры в нравственно-экологическом воспитании младших школьников. Екатеринбург: Б.и., 1992. — 51 с.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1986.
- Яковлева Е.В. Развитие экологической культуры личности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1996. 17 с.
- Ялышева J1.B. Экологическое воспитание // Школа. 2003. — № 4. — С.67−74.
- Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.—456 с.
- Ясвин В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе: Автореф. дисд-ра психол. наук.- М., 1998 44 с.