Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональные аспекты самооценки здоровья студенческой молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Здоровье молодёжи, как наиболее социально перспективной части населения) в значительной степени отражает характер процессов происходящих в обществе. Характеризуя здоровье населения как комплексный социально-гигиенический и экономический показатель, Ядов В. А. (1998) выделяет его интегративные свойства в отношении биологических, демографических и социальных процессов, свойственных человеческому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Динамика и тенденции здоровья студенческой молодежи в трансформирующемся российском обществе
    • 1. 1. Проблема здоровья — перспективы междисциплинарного подхода
    • 1. 2. Интеграт’ивное взаимодействие социальных институтов высшего образования и здравоохранения в обеспечении здоровья молодёжи
    • 1. 3. Социальная адаптация молодого поколения в трансформирующемся российском обществе
    • 1. 4. Образ жизни российского студенчества, как предмет медико-социологических исследований
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
    • 2. 1. Отбор респондентов и общая структура исследования
    • 2. 2. Общая характеристика респондентов 45 Собственные исследования
  • Глава 3. Здравоохранительное поведение студентов: особенности установок и реализация социально-гуманитарной и медицинской направленности обучения
    • 3. 1. Возможности анкетного опроса в оценке эффективности здравоохранительного поведения
    • 3. 2. Особенности самооценок здоровья студентов различной направленности обучения
    • 3. 3. Экспертный анализ
  • Глава 4. Взгляды на индивидуальное здоровье в ходе обучения
    • 4. 1. Оценка по Торонтской шкале алекситимии
    • 4. 2. Оценка по шкале астенического состояния 102 Обсуяедение полученных результатов
  • Выводы
  • Литература
  • Приложения

Профессиональные аспекты самооценки здоровья студенческой молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В ходе наращивания потенциала Российского государства, здоровье молодёжи как наиболее социально перспективной части населения является фактором, от которого зависят благополучие и уровень развития жизненно важных общественных структур, а также информативным критерием уровня социально-экономической развития, образования, здравоохранения и культуры общества. Выступая на заседании президиума совета по национальным проектам (25.12.2007), президент России Д. А. Медведев сказал: «Свободный, образованный и здоровый человек — главное, что определяет сегодня перспективу развития страны» .

Необходимость такого подхода вызвана тем, что сегодня от 55 до 70% граждан Российской Федерации имеют хотя бы 1 -2 заболевания в состоянии стойкой ремиссии, а абсолютно здоровых людей насчитывается всего 5−7% (Концепция охраны и укрепления здоровья здоровых в Российской Федерации на 2003;2010 гг.).

Своеобразным «бичом» многочисленной части населения становятся дезадаптационные явления, снижение умственной и физической работоспособности, синдром хронической усталости. Названные состояния при продолжающемся воздействии физических и социальных факторов с высокой вероятностью приводят к обострению основного заболевания, развитию сопутствующих. В целом ситуация давно приблизилась к критической точке и в комплексе с другими социально демографическими проблемами представляет серьёзную угрозу для безопасности страны.

Поэтому реорганизация системы охраны и укрепления здоровья, активно реализующей значимые социальные функции, становится своего рода ядром внедрения здровьесберегающей идеологии, в которой постепенно должна сложиться методология отражения медико-социальных явлений в соответствии с потребностями человека в познании, как использовать в своих целях те или иные достижения социума, которые ограничивают или, наоборот, усиливают интеллектуальную и физическую активность, самочувствие (внутреннее ощущение благополучия), влияют на здоровье (Решетников А.В., 2003).

Здоровье молодёжи, как наиболее социально перспективной части населения) в значительной степени отражает характер процессов происходящих в обществе. Характеризуя здоровье населения как комплексный социально-гигиенический и экономический показатель, Ядов В. А. (1998) выделяет его интегративные свойства в отношении биологических, демографических и социальных процессов, свойственных человеческому обществу, отражающих уровень его экономического и культурного развития, состояние медицинской помощи. Немаловажным фактором здесь оказываются традиции, исторические, этнографические и природно-климатические условия функционирования общества, часто оказывающие решающее влияние на качество жизни индивида в объективных её проявлениях. Отношение человека к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами и субъективными факторами и проявляется в действиях, поступках, вербально выражается в мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на физическое и психическое благополучие.

В свою очередь, институты образования и здравоохранения как тесно взаимодействующие социальные институты, должны решать в качестве главных задач укрепление здоровья молодежи, формирование у них устойчивых навыков здорового образа жизни. Образование, не зависимо от его профиля, является эффективным средством формирования личности, если при этом будущий специалист приобщается к системе общественных отношений, если система раскрывает перед ним перспективы его совершенствования и достижения успехов в данной системе отношений. В таком образовании формируются субъективные отношения личности, составляющие ее ядро (Понукалин А.А., 2003).

Молодежь как самая динамичная, более восприимчивая к изменяющимся условиям, социально-демографическая группа легче адаптируется к качественно новым обстоятельствам, поэтому является лидером модификации поведения. Лишь воспринимая осознанное отношение к нормам, стандартам и стереотипам поведения, формирующийся индивид становится не инструментом социума, а элементом ее структуры.

При этом студенческая молодежь, несомненно, имеет собственное суждение в отношении таких объективных факторов, определяющих состояние здоровья, как социально-экономические и психологические условия, образ жизни, наследственность, экология, уровень медицинского обслуживания, а также субъективных факторов, которые часто недооцениваются — табакокурение, употребление алкоголя, наркомания, беспорядочное половое поведение и т. д.

По данным федеральной службы государственной статистики Саратовская область относится к числу регионов, где сосредоточено 10 самостоятельных государственных высших учебных заведения, в которых обучаются 120,9 тыс. студентов, что на 10 тысяч населения составляет 460 обучающихся. Непосредственно в областном центре сосредоточено 9 высших учебных заведений, в которых на начало 2005/2006 учебного года на очное отделение было принято 12 130 студентов. То есть, Саратов вполне можно назвать студенческим городом, в котором весьма насущными остаются проблемы связанные со здоровьем студенческой молодежи на период обучения в вузе.

Таким образом, проблема изучения и формирования мотивационных предпосылок в студенческой молодежной среде является на сегодняшний момент наиболее актуальной для создания региональной концепции социально обусловленного уровня здоровья, как в период обучения, так и на перспективу предстоящей жизни.

Цель исследования: с медико-социологических позиций исследовать систему представлений и навыков здравоохранительного поведения студенческой молодежи на этапах профессиональной подготовки в условиях высшего учебного заведения.

Задачи исследования:

1. проанализировать динамику представлений студента об индивидуальном здоровье на этапах обучения в высшем учебном заведении;

2. изучить основные неблагоприятные медико-социальные факторы формирования связанных со здоровьем представлений студенческой молодежи;

3. определить характерные различия представлений об индивидуальном здоровье, преобладающих в медицинской и немедицинской студенческой среде;

4. сформулировать рекомендации по коррекции здравоохранительного поведения студенческой молодежи в процессе обучения и на дальнейшую перспективу;

5. показать возможности межинституционального взаимодействия заинтересованных социальных институтов в охране и укреплении здоровья студенческой молодёжи г. Саратова.

Объектом исследования является сфера представлений студенческой молодежи о состоянии и перспективах индивидуального здоровья.

Предметом исследования стали студенты I, IV курсов ведущих вузов г. Саратова.

В соответствии с целями и задачами исследования была сформулирована объяснительная гипотеза исследования: в ходе приобретения очного высшего образования студенческая молодежь формирует уровень необходимых знаний об индивидуальном здоровье, которые не использует в полной мере в виду особенностей формирования взглядов и представлений, характерных для системы обучения по избранной специальностипозитивное здравоохранительное влияние общей и профессиональной культуры студентов на формирование индивидуального здоровья не определяется только профилем учебных заведений и требует взаимодействия ряда заинтересованных социальных институтов с обоснованием в категориальном поле социологии медицины.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

— получены современные сравнительные данные о факторах, оказывающих влияние на формирование среди студентов представлений о здоровье в зависимости от их профессиональной медицинской или немедицинской ориентации;

— разработана авторская типология факторов неблагоприятного воздействия на индивидуальное здоровье групп студентов, а также программа коррекции в зависимости особенностей здоровья и факторов, оказывающих влияние на молодое поколение;

— выявлены социологические критерии различий индивидуального поведения и риска развития социально обусловленных и социально значимых заболеваний;

— разработан комплекс рекомендаций по коррекции здравоохранительного поведения студентов немедицинского профиля в период их обучения в вузе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Реализация мероприятий государственной политики по охране и укреплению здоровья здоровых для студенческой молодёжи целесообразна в межинституциональном взаимодействии систем высшего образования и здравоохранения.

2. Совокупность медицинских знаний, приобретаемых в ходе обучения в вузе, независимо от его профессиональной направленности не обеспечивает необходимых навыков здравоохранительного поведения без реализации всего комплекса оздоровительных мероприятий.

3. При оценке состояния здоровья студенческой молодежи наряду с функциональными методами диагностики целесообразно учитывать субъективные мнения молодежи по этому вопросу.

4. Информативными критериями неблагоприятного влияния социокультурных и медико-биологических факторов на самооценку здоровья студентов в медико-социологических исследованиях являются собственные взгляды на своё здоровье, подкреплённые показателями, отражающими восприятие специфических нагрузок в ходе обучения и эмоционально-личностных проблем.

Методологическая основа диссертации.

Работа опирается на диалектический, структурно-функциональный и системный подходы фундаментальной социологии и междисциплинарных разработках по проблематики здоровья молодежи. Теоретико-методологической основой работы стали основные теоретические положения социологии медицины, (работы А.В. Решетникова) и базовые социологические подходы к изучению здоровья молодежи, прежде всего «концепция поведенческого фактора» (работы И.В. Журавлевой).

Теоретическая и практическая значимость работы определяется:

1. выявленным комплексом факторов негативного влияния на индивидуальное здоровье студента;

2. разработкой методики медико-социологической оценки факторов неблагоприятного воздействия на здоровье студенческой молодежи;

3. совершенствованием процесса формирования навыков здравоохранительного поведения за период обучения в вузе;

4. подготовкой рекомендаций по организации медико-социологического обеспечения здравоохранительных мероприятий в системе высшего профессионального образования Саратовского региона.

Внедрение результатов исследований в практику позволит:

• проводить достоверную оценку психофизического и социального статуса студенческой молодежи, используя специально разработанный социологический инструментарий доступный как врачам общей практики, так и преподавателям различных специальностей в условиях вуза;

• прогнозировать социально значимые нарушения здоровья и предотвращать их развитие в период получения высшего образования;

• разрабатывать и внедрять учебно-методические программы, направленные на профилактику заболеваний студентов;

• планировать преемственность здравоохранительных мероприятий на период после окончания обучения в вузе.

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс кафедры лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии Саратовского государственного медицинского университета по дисциплине «Валеология» — кафедры социальной работы Института социального образования Российского государственного социального университета (филиал) в г. Саратове по дисциплинам «Основы социальной медицины», «Здоровый образ жизни», «Основы социальной наркологии» — кафедры социальной психологии и педагогики Института социального образования Российского государственного социального университета (филиал) в г. Саратове по дисциплинам «Социальная наркология», «Основы медицинских знаний» — кафедры Физиологических и клинических основ детства факультета коррекционной педагогики и специальной психологии Педагогического института Саратовского Государственного Университета им. Н. Г. Чернышевского по дисциплинам «Основы здорового образа жизни и профилактики болезней», «Возрастная анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний» .

Апробация работы.

Основные выводы и положения диссертации обсуждались на международных, всероссийских, межвузовских научных и научно-практических конференциях: на 6-й ежегодной Всероссийской научно-методической конференции «Образование в современном мире: глобальное и локальное» (Саратов, январь 2004 г.) — на Всероссийской научной конференции «Проблемы национальной безопасности России» (Саратов, июль 2004 г.) — на IV Международном социальном конгрессе «Социальные процессы и социальные отношения в современной России» (Сочи, ноябрь 2004 г.) — на межвузовской научно-практической конференции «Трансформационное общество: проблемы, их решения и перспективы развития» (Саратов, декабрь 2004 г.) — на Всероссийской научной конференции «Национальная безопасность России в перспективах развития современного общества» (Саратов, июль 2005 г.) — на конференции, посвященной юбилею заслуженного деятеля науки РФ В. Н. Ярской (Саратов, октябрь 2005 г.) — на V Международном социальном конгрессе «Социальная модернизация России: итоги, уроки, перспективы» (Москва, ноябрь 2005 г.) — на Всероссийской научной конференции «Перспективы самоорганизации современных обществ в стратегиях глобального развития» (Саратов, декабрь 2005 г.) — на научно-практической конференции «Демографическое развитие России в XXI веке: стратегический выбор и механизмы осуществления» (Москва, июнь 2006 г.) — на Всероссийской научной конференции «Теория и практика национальной безопасности России в условиях глобализации» (Саратов, июнь 2006 г.) — на научных чтениях, посвященных первому директору ИАгП РАН В. Б. Островскому «Закономерности трансформации аграрных отношений и проблемы реформирования агропромышленного комплекса» (Саратов, октябрь 2006 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Здоровый образ жизни для всех возрастов» (Саратов, ноябрь 2006 г.) — на межвузовской научно-практической конференции «Трансформационное общество: проблемы, их решения и перспективы развития» (Саратов, ноябрь 2006 г.) — на Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» (Саратов, март 2007 г.) — на VI международной научной конференции студентов и молодых ученых «Актуальные вопросы спортивной медицины, лечебной физической культуры, физиотерапии и курортологии» (Москва, апрель 2007 г.) — на региональной научно-практической конференции «Развитие непрерывного экологического образования в Саратовской области» (Саратов, сентябрь 2007 г.) — на научных чтениях, посвященных первому директору ИАгП РАН В. Б. Островскому «Закономерности трансформации аграрных отношений и проблемы реформирования агропромышленного комплекса» (Саратов, октябрь 2007 г.) — на международной научно-практической конференции «Трансформационное общество: проблемы, их решения и перспективы развития» (Саратов, декабрь 2007 г.) — на VIII международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, декабрь 2007 г.) — на III Всероссийской научной конференции «Молодежь и будущее России» (Москва, февраль 2008 г.) — на VII международной научной конференции студентов и молодых ученых «Актуальные вопросы спортивной медицины, лечебной физической культуры, физиотерапии и курортологии» (Москва, апрель 2008 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Механизмы взаимодействия общества, государства и бизнеса: социальное партнерство в действии» (Саратов, апрель 2008 г.).

Публикации.

По материалам диссертации опубликовано 20 работ.

Объем и структура диссертации.

Работа состоит из введения, 1 главы обзора литературы, 1 главы описания материалов и методов исследования, 2 глав собственных исследований, заключения с обсуждением полученных результатов, выводов, практических рекомендаций, библиографии и приложений. Указатель литературы содержит 161 источника отечественных и 50 — зарубежных авторов. Основной текст диссертации изложен на 151 страницах. Результаты работы иллюстрированы 53 таблицами и 45 рисунками.

Выводы.

1. Наряду с традиционными неблагоприятными факторами формирования здоровья и связанных с ним представлений — курение табачных изделий, употребление алкогольных напитков, несоблюдение режима труда и отдыха, для современной студенческой молодежи характерны приобретаемые в ходе обучения, состояния астении и алекситимии.

2. На этапах обучения в высшем учебном заведении представления об индивидуальном здоровье студенческой молодёжи претерпевают регрессивные изменения, связанные с особенностями организации учебного процесса, формированием взглядов на последующую жизнь.

3. Представители студенческой молодёжи социально-гуманитарной направленности обучения, обнаруживая, объективно, меньшую компетентность в оценках собственного здоровья, демонстрируют более позитивные проявления здравоохранительного поведения, характеризующиеся устойчивой положительной динамикой в ходе процесса получения высшего образования. Студенты-медики, находясь в начале процесса обучения в вузе, практически на идентичном уровне восприятия своего телесного состояния с «непрофессионалами», в ходе обучения оказываются не в состоянии реализовать необходимые меры здравоохранительного поведения, не смотря на, безусловно, высокий уровень общей информированности по этому вопросу.

4. К принципам позитивной здравоохранительной коррекции поведения студенческой молодежи в процессе обучения и на дальнейшую перспективу следует отнести: создание активной жизненной позиции в отношении индивидуального здоровья за счет совершенствования информационного поля воздействия на поведение студенческой молодежиусовершенствование физкультурно-спортивной базы высших учебных заведенийформирование культуры отношения к вредным привычкам с воспитанием резко негативного отношения к наиболее социально опасным их проявлениямопору на проблемно-контекстное обучение, позволяющее формировать профессионально творческое мышление в молодёжной аудитории. 5. Только сбалансированное межинституциональное взаимодействие высшего образования, здравоохранения, других заинтересованных институтов позволяет использовать ценностный, информационный и профессиональный потенциал данных социальных институтов как мощного ресурса достижения общественно-необходимого уровня индивидуального здоровья в студенческой молодёжной среде.

Практические рекомендации.

1. В целях сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи целесообразным является переориентация информационного поля высшего образования на проблемы формирования в молодёжном сознании установок здорового образа жизни, с повсеместным созданием некомфортных условий для отклоняющегося поведения.

2. В учебных программах вузов различного профиля при подготовке специалистов необходимо рассмотрение проблем, связанных с индивидуальным здоровьем, в соответствии со спецификой приобретаемой специальности.

3. При планировании физкультурно-оздоровительных и социально значимых мероприятий для студенческой молодежи в рамках учебной дисциплины в вузе целесообразным является привлечение и расширение взаимодействия заинтересованных медицинских, физкультурно-спортивных и психологических служб.

4. Для текущей и этапной оценки эффективности оздоровительного воздействия на студенческую молодежь необходимо предусмотреть использование комплексного медико-социального подхода с привлечением диагностики астенического и алекситимического состояний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е.М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания / Е. М. Авраамова, А. А. Шабунова, Д. М. Логинов // Социологические исследования. -2005. № 9.- С. 98−103.
  2. Н.А., Шабатура Н. Н. Биоритмы, спорт, здоровье. М.: Физкультура и спорт. — 1989. — С. 8−9, 201−206.
  3. Акмеология. Часть 1: теоретическая акмеология. / Под редакцией А. А. Понукалина.- Саратов: Изд-во Латанова В. П., 2003., 260с. — ISBN 594 184−052−7
  4. Акмеология. Часть 2: практическая акмеология. / Под редакцией А. А. Понукалина.- Саратов: Изд-во Латанова В. П., 2003., 336с. — ISBN 594 184−052−7
  5. , А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А. Л. Андреев // Педагогика. 2002.- № 6.- С.20−29.
  6. , Е.А. Институциональный PR медицины в современной России. / Е. А. Андриянова, С. В. Тихонова, И. Г. Иорина // Социология медицины. -2008. № 1(12). — С. 14−17.
  7. , Г. Л. Здоровье спортсмена / Г. Л. Апанасенко // Лечебная физическая культура и массаж. 2002. — № 2(2). — С.53−55.
  8. , Г. Л. Индивидуальное здоровье: сущность, механизмы, проявления / Г. Л. Апанасенко // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2006. — № 1(16). — С.66−69.
  9. , Г. Л. Медицинская валеология./ Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 248 с. ISBN 5−222−920−3
  10. Апанасенко, Г. Л. Спорт для всех и новая феноменология здоровья / Г. Л. Апанасенко // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. -2004.-№ 3(7).-С.20−21.
  11. , А.Л. Поколение, которое теряет Россия / А. Л. Арефьев // Социологические исследования. 2002.- № 8.- С. 97−105.
  12. , И.П. Результаты изучения самооценки здоровья и факторов, влияющих на нее / И. П. Артюхов, А. Ю. Сенченко, Е. Д. Смоленская, А. А. Мелехов // Социология медицины. — 2003. № 1(2). — С. 36−40.
  13. , Н.Г., Храмов, В.В., Кобзев, Ю. А. Социология адаптивной физической культуры / Н. Г. Астафьева, В. В. Храмов, Ю. А. Кобзев. Саратов Изд-во Сар. Мед. Ун-та, 2004. 200с. ISBN 5−7213−0079−5
  14. , P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и проблемы восстановительной медицины / P.M. Баевский, А. Л. Сыркин,
  15. A.Д. Ибатов, А. В. Соболев, А. Г. Черникова // Вестник восстановительной медицины. 2004. — № 2. — С. 18−22.
  16. , P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. -М.: Медицина, 1979. 295с.
  17. , Л.Э. Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья / Л. Э. Безматерных,
  18. B.П. Куликов // Физиология человека. 1998. — т.24. — № 3. — С.79−85.
  19. , Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа / Л. А. Беляева // Социологические исследования. 2005. — № 12. — С. 57−64.
  20. , Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания / Л. А. Беляева // Социологические исследования. 2001. — № 6.- С. 44−53.
  21. , Т.Ю. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы / Т. Ю. Богомолова, B.C. Тапилина // Социологические исследования. 2001.- № 6. — С. 32−43.
  22. , В.Э. Россия: десять лет реформирования / В. Э. Бойков // Социологические исследования. 2001. — № 7. — С. 30−36.
  23. , И.С. Социология высшей школы: Монография / И. С. Болотин, Г. М. Джамалудинов. М.: «Экономика и финансы», 2003 136с. ISBN 588 960−102−4
  24. Большая медицинская энциклопедия. 3-е Изд. М., 1978. — Т.8.- С. 418
  25. Т.Е. Социальное здоровье населения как цель функционирования института социальной работы: автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. соц. наук: 22.00.04 / Болыпова Татьяна Евгеньевна. Саратов, 1997 — 19 с.
  26. , Д.В. Гендерные различия в здоровье / Д. В. Браун, JI.B. Панова, H.JI. Русинова // Социологические исследования. 2007. — № 6. — С. 114 122.
  27. , М.Е. Трудный характер и пьянство (беседы врача-психотерапевта): учеб.-метод. пособие / М. Е. Бурно К.: Выща шк., 1990 — 176 с. ISBN 511−1 285−7
  28. , И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами:учеб. пособие для ун-тов / И. А. Бутенко М.: Высш. шк., 1989. — 176 с. ISBN 5−06−5−2
  29. , Ю.В. К проблеме распределения студентов на группы здоровья для занятий физическим воспитанием / Ю. В. Бушу ев, Л. П. Долженко // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. — 2004. № 3(7). -С. 34−37.
  30. , А.Т. К вопросу о методологических проблемах здоровья / А. Т. Быков, Ю. Е. Маляренко // Вестник восстановительной медицины. 2004. -№ 1. С.9−13.
  31. , С.В. Образование и здоровье (по материалам исследования выпускников школ г. Тольятти) / С. В. Быков // Социологические исследования. 2000. — № 1. — С. 125−129.
  32. , Э.Н. Общая валеология. / Э. Н. Вайнер. Липецк, Липецкое издательство, 1998.- 168с.
  33. , Б.Т. Патогенетическое обоснование медицинских и социальных приоритетов улучшения здоровья населения России / Б. Т. Величковский // Успехи современной биологии. 2004. том 124. — № 2. — С. 99−108.
  34. , Ю.Р. Студент 90-х Социокультурная динамика / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. — 2000. -№ 12. -С. 56−63.
  35. , В.В. Медицина в условиях дефицита ресурсов / В. В. Власов. М.: Триумф, 2000. 448с. ISBN 5−89 392−018-Х
  36. , В.И. Человек-жизнь-здоровье: (Древние и новые канонымедицины) / В. И. Гарбузов. СПб.: АО «Комплект», 1995. С. 84 ISBN 588 596−013−5
  37. , Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи / Н. Я. Голубкова // Социологические исследования. 1998. — № 9. — С. 123−127.
  38. , JI.A. Социальная адаптация в современных условиях / JI.A. Гордон // Социологические исследования. 1994. — № 8,9.
  39. , И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-ых годах / И. А. Григорьева. СПб.: Образование культура, 1998.
  40. , JI.A. Общественное здоровье как показатель благополучия и стабильности общества / JI.A. Гридин // Российский медицинский журнал. -2001.-№ 3.-С. 9−12.
  41. , А.А. Индекс социального неблагополучия / А. А. Давыдов // Социологические исследования.- 1995. № 10. — С. 118−132.
  42. , Е.Н. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ/ Е. Н. Данилова, В. А. Ядов // Социологические исследования. 2004. — № 10. — С. 27−30.
  43. , С.Д. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики. / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, В. И. Панов // Прикладная психология. — 2000. -№ 4. С.52−66.
  44. , В.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006, 768с. ISBN 5−16−2 113−2
  45. , Г. А. Анатомо-функциональные особенности физического развития женщин-студенток саратовского технического университета, в возрасте 17−25 лет / Г. А. Добровольский, B.C. Уметский,
  46. И.В. Фирсова, B.C. Милованов, К. К. Третьякова, Т. В. Матыцина, И. Г. Добровольский // Российские морфологические ведомости. 2001. — № 1−2. -С. 187−188.
  47. , Г. А. Причина уродств алкоголь / Г. А. Добровольский, Г. Ф. Андреева. — Саратовский медицинский институт, 1991. — 32с. ISBN-5−7213−0068−10
  48. , А.О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / А. О. Егорычев, Б. Н. Пенник, К. А. Бондаренко, Ю. А. Смирнова // Теория и практика физической культуры. 2002.- № 3. -С.21−23.
  49. , А.В. Влияние некоторых внутренних и внешних факторов на физическое развитие саратовских мужчин-студентов / А. В. Еремин // Российские морфологические ведомости. 2001. — № 1−2. — С. 198−199.
  50. , А.Н. Качество жизни и местное самоуправление в условиях социальной модернизации / А. Н. Ершов, Ю. Р. Хайруллина // Социологические исследования. 2004. — № 8. — С. 63−70.
  51. , С. А. Историко-социологический анализ публикаций, посвященных медико-социологическим исследованиям в здравоохранении / С. А. Ефименко, П. Н. Морозов // Социология медицины. 2004. — № 1(4). -С.26−31.
  52. , С.А. Риски и рисковое поведение пациентов в сфере здоровья / С. А. Ефименко // Социология медицины. 2007. — № 1(10). — С.7−12.
  53. , С.А. Потребители медицинских услуг в бюджетных организациях и их самооценка здоровья / С. А. Ефименко // Социологические исследования. 2007. — № 7. — 110−115.
  54. , В.И. Россия в глобальной системе социальных координат:социологический анализ и прогноз / В. И. Жуков. М.: Изд-во РГСУ. 2008. 108с.- ISBN 978−5-71−39−06−07−8
  55. В.А. Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества / В. А. Иванова, В. Н. Шубкин // Социологические исследования. -2005.-№ 2.-С. 22−28.
  56. В. Оздоровление социальной сферы определяющий фактор экономического роста / В. Иванченко, Н. Гайдук // Экономист. — 2001. -№ 8. — С. 69−76.
  57. , Г. Современное студенчество: социологический портрет / Г. Ивахненко, Ю. Голиусова // Высшее образование. 2003. — № 5. — С. 110 114.
  58. , Г. А. Здоровье московских студентов: анализ самосохранительного поведения. / Г. А. Ивахненко // Социологические исследования. 2006. — № 5. — С. 78−81.
  59. Иеромонах Анатолий (Берестов). Возвращение в жизнь. Духовные основы наркомании. Наркомания и право. М., 2004. — 304с.
  60. , В.П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев.
  61. Новосибирск. 1980. — С. 114.
  62. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб: Питер, 2002. — 960 с. С. 157. — ISBN 5−8046−0187−3
  63. , А.А. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине / А. А. Корольков, В. П. Петленко. М., — 1977.
  64. Краткий словарь терминов социальной работы / Под общей редакцией академика В. Н. Ярской. Саратов. -1996. — 64с.
  65. , П.С. Социологическая теория социальной адаптации : автореф. диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук: 22.00.04 / Кузнецов Павел С. Саратов, 2000. — 21с.
  66. , Г. Л. Валеологическая система сохранения здоровья населения России / Г. Л. Кураев // Валеология. 1996. С. 7−18.
  67. , И.С. К вопросу о сущности здоровья как универсальной ценности. / И. С. Ларионова // Ученые записки. 2004. № 3. — С. 104−111.
  68. П.Ф. Избранные труды по анатомии / Под ред. Д. А. Жданова. М. Изд-во «Медицина». 1968. — 370с.
  69. , М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография / М.Б. Лига- под ред. М. В. Константинова. М.: Гардарики, 2006. — 223с. — ISBN 5−8297−0289−4
  70. , Ю.П. «Модус» здоровья россиян / Ю. П. Лисицин // Экономика здравоохранения. 2001. № 2. — С. 32−37.
  71. , Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицын. М., 1982.-С. 17.
  72. , В.Т. Молодежь и образование на пороге XXI / В. Т. Лисовский //Молодежь: цифры, факты, мнения.- СПб. 1995. — № 2/3.
  73. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1984.
  74. , В.А. Особенности молодежных субкультур в России. / В. А. Луков // Социологические исследования. 2002.- № 10. — С. 79−87.
  75. , О.Ю. Особенности валеоустановок учащихся. / О.Ю. Малоземов// Социологические исследования. 2005.- № 11. — С. 110−115.
  76. , А.Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи. / А. Л. Маршак // Социологические исследования.- 1998.- № 12. С. 94−97.
  77. , В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство / В. Д. Менделевич М.: «МЕДпресс», 1999. — С.180−181. ISBN 5−93 059−010−9
  78. Методы изучения общественного здоровья. / Н. Г. Астафьева, Н. В. Абызова, Н. Е. Белянко, Л. В. Боброва, В. М. Марон, Н. А. Удовиченко. Саратов: Саратовский государственный медицинский университет, 2001. — 54 с.-С.4−5.
  79. , И.Б. О здоровье населения в современной России / И. Б. Назарова // Социологические исследования. 2003, — № 11. С. 57−69.
  80. , И.Б. Здоровье российского населения: факторы и характеристики (90-е годы) / И. Б. Назарова // Социологические исследования. 1998.-№ 11. С. 117−123.
  81. О.А. Копцевой. -М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2006. -304с. -С.190−193. 91. Нугаев, P.M. Качество жизни в трудах социологов США / P.M. Нугаев,
  82. , Н.В. Здоровье социальная ценность: Вопросы и ответы / Н. В. Панкратьева, В. Ф. Попов, Ю. В. Шиленко. — М.: Мысль, — 1989. -236с. ISBN 5−244−295−3
  83. , Е.В. О проблемах здравоохранения и потребности общества в здоровье / Е. В. Панфилова, Е. В. Каракулова, Л. Г. Ленская, М. В. Малаховская // Здравоохранение Российской Федерации. 2006. № 3. — С. 42−45.
  84. , Л.Е. Социальное самочувствие молодежи / Л. Е. Петрова // Социологические исследования. 2000. № 12. — С. 50−55.
  85. , В.А. Разработка системы мониторинга здоровья и деятельности здравоохранения на региональном уровне: современные подходы / В. А. Полесский, С. А. Мартынчик, Г. М. Вялкова // ГлавВрач. 2006.-№ 5.-С.23−41.
  86. , А.А. Здоровье и болезни как проблема единой теории / А. А. Понукалин // Концепции жизни и сознания. Материалы Всеросс. научной конференции. Саратов, 1996. С. 123−135.
  87. , А.А. Национальные интересы государства / А. А. Понукалин // Научные проблемы национальной безопасности России:
  88. . Сб.- Мин-во Образования РФ Саратов: Юл, 2003, — С. 5−12.
  89. , В.А. Изменение мотивационно-ценностных ориентации: учащейся молодежи / В. А. Попов, О. Ю. Кондратьева // Социологические исследования. 1999. — № 6. — С. 96−99.
  90. , М. Здоровье как социальная ценность / М. Попов, П. Михайлова // Философские аспекты учения о здоровье и болезни. М.: Медицина, 1975. -С.51.
  91. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. -256 с. ISBN 5−89 939−013−1
  92. , Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Перевод В. А. Пяста. Редакция и примечания Б. А. Кржевского. Москва: Изд-во «Правда» 1956. — 640с.
  93. Рабочая книга социолога / Редколлегия: Г. В. Осипов, Д. М. Гвишиани, В. В. Колбановский, М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филлипов, В. Г. Андреенков. М., Изд-во Наука, 1976 С. 181 -217
  94. , О.А. Социальное здоровье младших школьников в условиях трансформации российского общества / О. А. Рагимова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. — 228с. ISBN 5−292−3 337−5
  95. , А. Здоровье здорового человека (основы восстановительной медицины) / А. Разумов, В. Пономаренко, В. Пискунов- под ред. д.м.н. B.C. Шинкаренко. М.: Медицина, 1996. С.50
  96. , А.Н. Оздоровление населения стратегическая задача российского социума / А. Н. Разумов, О. В. Ромашин // Вестник восстановительной медицины. 2004. — № 2. — С. 12−18.
  97. , Т.М. Абитуриент 2001 физическое и психическое здоровье /
  98. Т.М. Резер // Социологические исследования. 2001. № 11. — С. 15−21.
  99. , А.В. Социология медицины: учебник / А. В. Решетников. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. -256с. ISBN 5−9704−0159−5
  100. , А.В. Социальное управление в здравоохранении с позиции социологии медицины (Часть 1) / А. В. Решетников // Социология медицины. 2007. — № 1(10). — С.3−7.
  101. Решетников, А. В. Социологическая теория общества и личности / А. В. Решетников // Социология медицины. 2004. — № 1(4). — С.3−15.
  102. , А.В. Социологическое осмысление медицины / А. В. Решетников // Социология медицины. 2003. — № 1(2). — С.3−15.
  103. , А.В. Социальный портрет потребителя медицинских услуг в России в период перехода к рыночной экономике / А. В. Решетников // Социологические исследования. 2003. — № 1. — С.92−101.
  104. , М.Д. Его пример другим наука./ М. Д. Рипа // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. — 2005. — № 1(10). — С.36−39.
  105. , Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с. ISBN 5−69 100 180−9 ISBN5−691−181−7(1)
  106. Руководство по социальной психиатрии наркомании / Под ред. Т. Б, Дмитриевой. -М.: Медицина, 2001. -560 с. ISBN 5−225−4 576−6
  107. , С.Н. Физическая культура в структуре представлений о здоровом образе жизни: автореф. на соискание ученой степени канд. социол. наук: 22.00.06 / Русанова Светлана Николаевна. Саратов, 2006. -17с.
  108. , М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе / М. Н. Руткевич // Социологические исследования. 1998. — № 6. -С. 3−12.
  109. , М.Ф. «Здоровье» и «физическое состояние» человека как проблемные понятия / М. Ф. Сауткин // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. — 2005. № 1(10). — С.64−65.
  110. , Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) / Н. А. Свиридов // Социологические исследования. 2002. — № 1. — С. 90−95.
  111. , И.В. Социально-политические реформы в России с позиции полипарадигмального подхода / И. В. Ситнова // Социологические исследования. 2001. — № 2. — С. 123−126.
  112. Н.Ю. Качество жизни при хронической абструктивной болезни лёгких / Хронические абструктивные болезни лёгких / Под ред. Чучалина А. Г. М.: ЗАО Издательство Бином, СПб.: Невский Диалект, 1998. — С. 171−191.
  113. , Е.С. Распространенность курения среди городских подростков-школьников России в 2003—2004 гг..г. / Е. С. Скворцова, И. А. Миронова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2007. -№ 3. — С. 18−22.
  114. , Е.А. О предпочтениях городской молодежи (заметки об исследовании). / Е. А. Скриптунова, А. А. Морозов // Социологические исследования. 2002. — № 1. — С. 105−110.
  115. , А. Е. Проблема здоровья с позиций гуманистической психологии / А. Е. Созонтов // Вопросы психологии. — 2003. № 3. — С. 92
  116. , П. Социальная и культурная динамика / Сорокин П. СПб.: РХГИ. 2000. — С.80
  117. , Н.Д. Образование в современном мире (социологический анализ): Монография / Н.Д. Сорокина- М.: «Экономика и финансы», 2004. 224с.
  118. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Ярской-Смирновой Е.Р., Романова П. М.: ИНИОН РАН, 2002. -456с.- ISBN 5−248−126−9
  119. Социология молодежи в контексте социальной работы: Учебное пособие / В. Н. Ярская, JI.C. Яковлев, А. Ю. Слепухин и др. Саратов: Сарат. Гос. техн. Ун-т, 2004. 300с.- ISBN 5−7433−1404−7
  120. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.- 696с. ISBN 5−89 697−011−0
  121. Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы /JI.B. Сохань, В. А. Тихонович. Киев: Наукова думка, 1982. 224с.
  122. , B.C. Сколько пьет Россия? Объем, динамика и дифференциация потребления алкоголя / B.C. Тапилина // Социологические исследования. 2006. — № 2. — С. 85−94.
  123. , М.А. О роли социологических исследований в управлении здравоохранением / М. А. Татарников // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. 2007. — № 5(68). — С.9−10.
  124. , Н.В. Состояние национальной безопасности России: демографические изменения / Н. В. Трошина // Научные проблемы национальной безопасности России: Межвуз. Сб.- Мин-во Образования РФ Саратов: Юл, 2003. — С. 191−196.
  125. , К.Н. Динамика факторов риска и профилактика здоровья населения / К. Н. Хабибуллин // Социологические исследования. 2005. -№ 6. — С. 140−144.
  126. , Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной иличностной тревожности Ч.Д. Спилбергера.- JL: ЛНИИТЕК, 1976.
  127. , О.А. Социальное самочувствие женщин и мужчин в средних городах России / О. А. Хасбулатова, JI.C. Егорова // Социологические исследования. 2002. — № 11. — С. 48−54.
  128. , В.В. Медико-социологическая характеристика качества жизни при занятиях адаптивным спортом: автореф. на соискание ученой степени канд.мед. наук: 14.00.52 / Храмов Владимир Владимирович. Саратов, 2003. — 24с.
  129. , В.В. Оценка индивидуального здоровья / В. В. Храмов // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2006. -N"4(19). — С. 59−61.
  130. , Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека / Е. Н. Хрисанфова. М.: Изд-во МГУ, 1990. 160 с. ISBN 5−211 009 922−3
  131. , С.В. Понятие «состояние здоровья» и его составляющие / С. В. Хрущев, С. Д. Поляков, И. Т. Корнеева, A.M. Соболев // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2005. -№ 3(12). — С. 63−65.
  132. , И.В. Здоровье как жизненная ценность подростков / И. В. Цветкова // Социологические исследования. 2005. — № 11. — С. 105−109.
  133. , А.К. О медицине (в восьми книгах) / Перевод коллектива Кафедры Латинского языка под редакцией В. Н. Терновского и Ю. Ф. Шульца. Москва, 1959. -408с.
  134. , С .Я. Врачи-философы. / С. Я. Чикин. Москва. Изд-во «Медицина». — 1990. — 384с. ISBN 5−225−323−0
  135. , B.C. Основы психиатрии. / B.C. Чудновский, Н. Ф. Чистяков. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс». — 1997. — 448с.. ISBN 585 880−553−1
  136. , М.А. Социальная адаптация в контексте свободы / М.А. Шабанова// Социологические исследования.- 1995. № 9. — С.86−88.
  137. Шкалы, тесты, и опросники в медицинской реабилитации Под ред.
  138. А.Н. Беловой, О. Н. Щепетовой. М.: Антидор, 2002.- 440с. ISBN 5−93 751 011−9
  139. , С. Юношеский спорт фактор социализации / С. Шукис, К. Кардялис, Р. Янкаускене // Социологические исследования.- 2005. -№ 11. -С.87−96.
  140. , О.П. Роль здравоохранения в формировании общественного здоровья / О. П. Щепин, В. Б. Белов // Проблемы социальной гигиены здравоохранения и истории медицины. 2007. — № 3 — С.3−7.
  141. Ю.Г., Пешков С. П. Вопросы реабилитации инвалидов в свете основных положений концепции социальной независимости // Здравоохранение. 1997. — № 3. — С. 24−27.
  142. , К. Болезнь и здоровье как предмет социологии / К. Эрцлиш // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. — Спец. выпуск.-С.191−198.
  143. , В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы/В.А. Ядов. Самара: Изд-во Самар. Ун-та. 1995.- С. 37.
  144. , В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998 596 с. ISBN 5−79 130 009−3
  145. , JI.C. Инвайронментальные механизмы социализации: структурация жизненных пространств / JI.C. Яковлев, под ред. В. Н. Ярской. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та. 1997. — 148с. ISBN 5−292−2 101−6
  146. , В.Н. Антропология социальной политики / В. Н. Ярская // Человеческие ресурсы. 1998. — № 1- С.4−6.
  147. Ярская-Смирнова, Е. Р. Тендерные аспекты социальной работы с семьей / Е.Р. Ярская-Смирнова // Семья. Проблемы. Перспективы. Материалы областного форума. Саратов. 2004. 80 с. — С.4−15.
  148. Beck А.Т. An inventory for measuring depression / A.T. Beck, C.H. Ward, M. Mendelson, J. Erbaugh // Archives of General Psychiatry.- 1961.-Vol.4. -P.382−389.
  149. Campbell, A. The Sense of Well-being in America: Recent patterns and trends /A.Campbell. NY.-1981. pp. 13−14.
  150. Carey R., Posavac F. Program evaluation of a physical medicine and rehabilitation unit // Arch. Phys. Med. Rehab.- 1978.- № 59.-P.330−337.
  151. Chiang, C.L. How to measure health: A stochastic model for an index of health / C.L. Chiang, R.D. Cohen// Internat.J.Epidemiol. 1973. Vol. 2.№ 1. — P.7−13.
  152. Cocco G., D’Agostino F., Piotti L., Schiano M., Zanon P., Melillo G. Evolution of Quality of Life in Asthma // Eur. Respir. Rev. 1993. — Vol. — 14. — № 3. -P. 369−372.
  153. , J. Что такое здоровье // Всемирный форум здравоохранения / J. Coppelstone. 1991. ВОЗ. Женева, Т.12−14. С. 58.
  154. Covi L., Lipman R., McHugh R., Crezlinsky T. Symptomatic volunteers in multicenter drug trials // Prog. Neuro-psychopharmacol. 1979.-Vol.3.- P.521.
  155. Dennis R.E., Williams W., Giangreco M.F., Cloninger C.J. Quality of life as context for planning and evaluation of services for people with disabilities // Exceptional Children. 1993. — Vol. 59. № 6. — P. 499−512.
  156. Devillard X., Calmels P., Sauvignet В., Belli A., Denis C., Simard C., Gautheron V. Validation of a new ergometer adapted to all types of manual wheelchair // European Journal of Applied Physiology. 2001. — № 2. — P. 479 785.
  157. Hamilton M. Development of a rating scale for primary depressive illness//Br. J. Soc.Clin. Psyhol.- 1967.-Vol.6.-P.278−296.
  158. Gilson B.S., Gilson J.S., Bergner M. et al. The Sickness Impact Profile. Development of an outcome measure of health care // Amer. J. Publ. Health. -1975.-Vol. 65.-№ 12.-P. 1304−1310.
  159. Goldberg D.P. A scaled version of the General Health Questionnaire / D.P. Goldberg, V.F. Hiller // Psychological Medicine.- 1979.-№ 9.-P.139−145.
  160. Jamrosik, A., Nocella L. The sociology of social problems. Theoretical perspectives and methods of intervention / A. Jamrosik, L. Nocella. Cambridge University Press. 1998. — P.4.
  161. Johnston M.V., Keith R.A., Hinderer S.R. Measurement standards for interdisciplinary medical rehabilitation // Arch. Phys. Med. Rehab.- 1992.-Vol.73 (Suppl).- S1-S23.
  162. Katz S. The science of Quality of Life // J. Chron. Dis. 1987. — Vol. 40. — № 6.-P. 459−643.
  163. Krall, J.M. An index of health: An application in accidents / J.M. Krall // Manag. Sci. 1972.- Vol.18. — № 12. -P.744−749.
  164. Law M. Measuring outcomes in children’s rehabilitation: a decision protocol/ M. Law, G. King, D. Russel, E. NacKinnon, P. Hurley, C. Murphy // Arch. Phys. Med. Rehab.- 1999. -№ 80. P. 629−636.
  165. Leinsalu, M. Social Variation in self-rated Health in Estonia: a Cross-sectional Study / M. Leinsalu // Social Science and Medicine. 2002. № 55, — Pp. 847 861.
  166. Montgomery H., Persson L.O., Ryden A. Importance and attainment of life values among disabled and non-disabled people // Scandinavian Journal of Rehabilitation Medicine. 1996. — Vol. 28. — № 4. — P. 233−240.
  167. Montgomerty S.A., Asberg M.A. A new depression scale designed to be sensitive to change//Br. J. Psychiatry.- 1979.-Vol.l34.-P.382−389.
  168. Мог V., Guadaonolli E. Quality of Life measurement a psychometric tower of Babel//J. Clin. Epidemiol.- 1988.-Vol. 41.-№ 11.-P. 1055−1058.
  169. Naughton M.J.A critical review of dimension-specific measures of health-related quality of life in cross-cultural research / M.J. Naughton, I. Wiklung // Quality of Life Research.- 1993.-Vol.2.-P.397−432.
  170. Newsom J.T., Schulz R. Social support as a mediator in the relation between functional status and quality of life in older adults // Psychology and Aging. -1996.-Vol. 11. -№ 1. -P. 34−44.
  171. Patridge C. Perceived control of recovery from physical disability: Measurement and prediction / C. Patridge, M. Johnstone // Br. J. Soc.Clin. Psyhol.-1989.-Vol.28.- P.53−59.
  172. Selye H. Syndrome produced by diverse nocuous agents // Nature (Lond.) -1936.- P. 32
  173. Shuessler, K.F., Fisher G.A. Quality-of-Life research and sociology // Annual Review of Sociology. 1985, vol. 11, p. 131.
  174. , A. (In) equality, (ab)normality, and the Americans With Disabilities Act // Journal of Medicine and Philosophy., 1996. Vol. 21, No. 2, — P. 209 224.
  175. Smith, D.M. The Geography of Social Well-being in the U.S. / D.M. Smith. NY, 1973.
  176. Sorokin, P.A. Social and Cultural Dynamic / P. A. Sorokin. Vol. 1−4.- Vol. 4. -p.602
  177. Spitzer W.O. Dobson A.J., Hall J., et al. Measuring the Quality of Life of cancer patients, a concise QL-index for use by physicians // J. Chron. Dis. -1981.-Vol.34.-P. 585−597.
  178. Spielberger C.D., Gorsuch R.L., Lushene R.E. Manual for the state-trait anxiety inventory.-Palo Alto, USA: Consulting Psychologist Press, 1970.
  179. Stevens S., Cayle G. The history of drug use in sport.// International Sport. Med Journal. 2000. — Vol. 34. — № 3.-P. 6 — 17.
  180. Stewart T. A. The Neanderthal Skeletal remains from Shanidar cave. PAPhS, 1977, Vol. 121, № 2.
  181. Strauser D. R., Lustig D. C. The Implications of Posttraumatic Stress Disorder On Vocational Behavior and Rehabilitation Planning // Journal of Rehabilitation., 2001. Vol. 67. — № 4.
  182. The WHOQOL Group. The World Health Organization Quality of Life Assessment (WHOQOL): position paper from the World Health Organization // Social Science and Medicine. 1995.-Vol. 41.-P. 1403−1409.
  183. Teilor S.E., Brown J.D. Illusion and well-being: a social psychological perspective on mental health // Psychol. Bull.-1988.-Vol.l03.-P.193−210.
  184. Torranse G.W. Utility approach to measuring health-related Quality of Life //J. Chron. Dis. 1987. — Vol. — 40. — № 6. — P. 593−600.
  185. Van Andel G.E., Physical fitness and mental health: A review of the literature / G.E. Van Andel, D.R. Austin // Adapted Physical Activity Quarterly. 1984. -vol. l.-P. 207−220.
  186. Wade D.T. Measurement in neurological rehabilitation.-Oxford University Press.- 1992.
  187. Walker S.R., Rosser R.M. Quality of Life: assessment and application // Ciba Found Symp. 1987. — P. 169−178.
  188. Ware J.E., Sherburne C.D. The MOS 36-item short-form health survey (SF-36). I. Conceptual framework and item selection // Med. Care. — 1992. Vol. 30. — P. 437−483.
  189. Weber, P. Was ist Gesundheit / P. Weber // Therapic Woche. 1982. — Vol.32. — № 3. -P.1333−1348.
  190. Wenger N.K., Mattson M.E., Furberg C.D., Elinson J. Assessment of Quality of Life in clinical trials of cardiovascular therapies //Amer. J. Cardiol. 1984. Vol. 54.-P. 908−913.
  191. Wingo, L. The Quality of Life: Toward a micro-economic definition / L. Wingo // Urban Studies.- 1973. vol. 10. — pp. 3−8.
  192. Wood-Dauphinee S., Williams J.I. Reintegration to normal living as a proxy to Quality of Life // J. Chron. Dis. 1987. — Vol. 40. — № 6. 459−499.
  193. WHO. World Health Organization International Classification of Impairments, Disabilities and Handicaps: a Manual of Classification Relating to the Consequences of Disease. Geneva, Switzerland: World Health Organization, 1980.
  194. Zigmond A.S. The Hospital Anxiety and Depression Scale/ A.S. Zigmond, R.P. Snaith //Asta Psy-chiatr. Scand.-1983.Vol.67.-P.361−370.
  195. Zung W.W.K. How normal is anxiety? (Current concepts). Upjohn Company, 1980.
Заполнить форму текущей работой