Проблемы книжного дизайна и тенденции формирования дизайн-концепций в постсоветский период конца XX — начала XXI вв
Диссертация
Появилась необходимость пересмотреть традиционную историческую трактовку эволюции книги как предмета материальной культуры. В результате анализа феномена книги как основного носителя информации, и в тоже время автономного резервного хранилища знаний в бурном развитии коммуникативной среды, выявлены и изложены фундаментальные проблемы и прикладные задачи книжного дизайна, определены основные… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Фундаментальные проблемы и прикладные задачи книжного дизайна
- 1. 1. Фундаментальные проблемы и прикладные задачи. Основные направления и пути в книжном дизайне
- 1. 2. Радикальное направление
- 1. 2. 1. Кодотворческий путь
- 1. 2. 2. Формотворческий путь
- 1. 3. Традиционное направление
- 1. 3. 1. Конструктивный путь
- 1. 3. 2. Декоративный путь
- 2. 1. Дизайн-концепция
- 2. 2. Основные эстетические тенденции формирования дизайн-концепций
- 2. 2. 1. Социокультурная тенденция
- 2. 2. 2. Авторская тенденция
- 2. 2. 3. Авторитарная тенденция
- 2. 3. Организационные аспекты дизайн-концепции книгоиздательской деятельности
- 2. 4. Дизайн-консалтинг как новая форма дизайнерской практики в книгоиздании
- 3. 1. Редактор—дизайнер. Структурная связь
- 3. 2. Редактор—дизайнер. Творческий союз
- 3. 3. Профессиональные игры как часть учебного процесса
- 3. 4. Методические рекомендации по дисциплине «Художественно-техническое оформление печатной продукции» (дизайн) для подготовки редакторов
- 3. 4. 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- 3. 4. 2. Издательская деятельность
- 3. 4. 3. Примерный перечень практических занятий
Список литературы
- Адамов Е.Б. Ритмическая структура книги. — М., 1974.
- Адамов Е.Б. Художественный образ книги. — М., 1993.
- Адамов Е., Белъчиков И., Быкова В., Художественное конструирование и оформление книги. — М., 1971.
- Александрова A.A. Бук-дизайн: итоги последнего десятилетия // Книжное дело в России: Проблемы. Анализ. Прогноз. — 1992.—№ 1.
- Александрова A.A. Книжный дизайн в современных условиях // Полиграфия. — 1993. — № 4.
- Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX в.1. М., 1987.
- Беловицкая A.A. Общее книговедение. — М., 1987.
- Барсук А.И. К вопросу о методах книговедческих дисциплин. // Книга: Исследования и материалы. — 1974. Сб. 29.
- Бауэр Фридрих. Книга как создание печатника. — М., Л., 1926.
- Варбанец H.B. Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. — М., 1980.
- Вильберг Г. П. Азбука книжного дизайна. — СПб., 2003.
- Водчис С.С. Эстетика книжных пропорций. — М., 1997.
- Водчис С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций. —М., 2005.
- Галичский И. Эсперанто-русский тематический словарь — М., 1991.
- ГерчукЮ.Я. Эпоха политипажей. — М., 1982.
- Герчук Ю.Я. Художественная структура книги. — М., 1984.
- Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. — М., 2000.
- ГессенЛ. Оформление книги. — JL, 1928.
- Гиленсон П.Г. Справочник художественного и технического редакторов. — М., 1988.
- Гиппхан Г. Энциклопедия по печатным средствам информации. — М., 2004.
- Глазычев В. О дизайне. — М., 1970.
- Гончаров А.Д. Художник и книга.— М., 1964.
- Гончарова H.A. Композиция. Гармония формы. Форматы. — М., 1992.
- Горелов КН., Енгалычев В. Ф. Безмолвный мысли знак. — М., 1991.
- Гречихин A.A. Современные проблемы типологии книги. — Воронеж, 1989.
- Гропиус В. Границы архитектуры. — М., 1971.
- Гусман Г. О книге. — М., 1992.
- Данилова И. От Средних веков к Возрождению. — М., 1975.
- Даниляк В.И., Мунипов В. М., Федоров М. В. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность. — М., 1990.
- Декоративное искусство. № 3. М., — 2000.
- Дизайн в высшей школе. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. — М., 1994.
- Дизайн и бизнес: Как создать конкурентоспособный товар / ВНИИТЭ. — М., 1997.
- Дизайн на Западе. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. — М., 1994.
- Добиан-Рождественская O.A. Из жизни мастерских письма. — Л., 1925.
- Добкин С.Ф. Оформление книги. Редактору и автору. — М., 1985.
- Должностные инструкции для издательских и полиграфических организаций. — М., 2001.
- Зуев Б. Роль дизайна в книгоиздании. // КомпьюАрт. — 2001. —№ 2.
- Ельников М.П. Феномен книги. // Книга: Исследования иматериалы. 1995. — Сб. 71.
- Как издать книгу: Советы. Нормативы. Справки. Адреса / Общ. ред. Мильчин А. Э. — М., 1994.
- Кантор K.M. Двойная спираль истории: Историософия проектизма. — М., 2002.
- Кантор K.M. Тысячеглазый Аргус. — М., 1990.
- Кацпржак Е.И. История письменности и книги. — М., 1955.
- Книга и мировая цивилизация.— М., 2004. Т.1.
- Книга как художественный предмет. Часть первая. — М., 1988.
- Книга как художественный предмет. Часть вторая. — М., 1990.
- Книга. Энциклопедия. — М., 1999.
- Книгопечатание как искусство. —М., 1987.
- Книга в культуре возрождения. — М., 2002.
- Комаров Е.И., Маковеев Н. П. Эффекшвное издательство. Менеджмент и маркетинг в издательской деятельности.—М., 2000.
- Композиция изданий. Особенности проектирования различных типов изданий.—М., 2000.
- Корытов О.В. Типографика идентификации и учета. Штрих-код. — М., 2001.
- Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс.— М., 1997.
- Кофтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. — М., 1989.
- Кравченко В.Ф. Концепция современной книги. Система. Структура. Модель. // Книга: Исследования и материалы. — 1985. —Сб. 50.
- Кричевский В. Типографика в терминах и образах. — М., 2000.
- Кудрявцев А.И. Шрифт. История, теория, практика. — М., 2003.
- Кузнецов Э. Д. Художник и книга. — Л., 1964.
- Куфаев М.Н. Книга в процессе общения. — М., 1927.
- Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. — М., 2000.
- Лазурский В.В. Путь к книге. — М., 1985.
- Лебедев В.А. Изменение предметного облика книги в условиях компьютеризации книгоиздания. // Университетская книга. — 1999. —№ 5.
- Ю.Левин С. Непопулярное и отталкивающее // НОМИ: Новый мир искусства. — 2000. № 6.1.ЛеКорбюзье. Модулор. — М., 1976.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 1985.
- Леви-Стросс К. Первобытное мышление. — М., 1994.
- Либрович С. Ф. История книги. — СПб., М., 1913.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. — М., 1996.
- Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб., 1998.
- Люблинский В.С. На заре книгопечатания. — Л., 1959.
- Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. — М., 1971.
- Ляхов В.Н. О художественном конструировании книги. — М., 1975.
- Ляхов В.Н. Искусство книги. — М., 1978.
- Макаров А.В. Делатели печатного слова. — М., 1992.
- Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. — М., 2003.
- Методика художественного конструирования. Дизайн-программа // ВНИИТЭ- В. Ф. Сидоренко и др.— М., 1987.
- Мильчин А.Э. Культура книги: Что делает книгу удобной для читателя. — М., 1992.
- Мильчин А.Э. Культура издания. Как надо и как не надо делать книги. — М., 2002.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. — М., 1966.
- Муратов М. В. Книжное дело в России в XIX и XX веках. — Л., М., 1931.
- Нельсон Д. Проблемы дизайна. — М., 1971.
- Немировский Е.Л. Возникновение славянского книгопечатания.1. М., 2003.
- Немировский Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. — М., 2000.
- Обложка ленинградских художников в 1927 году. — Л., 1928.
- Обри Бердслей. — М., 1992.
- Общество и книга: от Гутенберга до интернета. — М., 2000.
- Основы оформления советской книги. Под ред. А.А. Сидорова1. М., 1956.
- Пауэлл Т.А. Полное руководство по HTML. — Минск. 2001.
- Пахомов В.В. Книжное искусство. Замысел оформления. — М., 1961—1962.
- Пименов П.А. Моделирование структуры иконических знаков в проектных языках. — М., 2000.
- Пименов П.А. От Палеописьменности к рекламе. Опыты моделирования единого визуального языка — рукопись.
- Пименов П.А. Семиология — дизайн: теория и практика. — М., 2000.
- Почещов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 г.1. М., 1998.
- Программа по дисциплине композиция изданий для высших учебных заведений. Специальность 51 900 — «Графика». М., 1995.
- Проблемы международного вспомогательного языка — М., 1991.
- Проблемы рукописной и печатной книги. — М., 1976.
- Пузанов В.И. Дизайн и конкуренция // США.— Экономика, политика, идеология.— 1998.— № 7, 12.
- Райков Г. П. Дизайн книги. — М., 1988.
- Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. — М., 1975.
- Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи.1. М., 1980.
- Рубакин H.A. Психология читателя и книги. — M., JI., 1929.
- Рубакин H.A. Что такое библиологическая психология. — Л., 1924.
- Рудер Э. Типографика. — М., 1982.
- Рукопись — художественный редактор — книга / Сост. Е. Б. Адамов. — М., 1985.
- Рывчин В.И. О художественном конструировании учебников. — М., 1980.
- Селиверстова Н. Книга в социокультурном взаимодействии России со странами ближнего зарубежья. — М., 2001.
- Сидоров A.A. И.Ф. Рерберг. — М., 1947.
- Сидоров A.A. Пятьсот лет после Гутенберга. — М., 1969.
- Современный дизайн и наследие ВХУТЕМАСа / Редкол.: С.О. Хан-Магомедов и др. / ВНИИТЭ.— М., 1982.
- Сокольников М.П. М.В. Маторин. — М., 1948.
- Сокольников М.П. Г.И. Фишер. — М., 1950.
- Средства дизайн-программирования: Методические материалы/ ВНИИТЭ.— М., 1987.
- Стандарты по издательскому делу. — М, 1992.
- Теоретические концепции и творческие школы в дизайне / Редкол.: С.О. Хан-Магомедов и дрУВНИИТЭ. — М., 1981.
- Товарный знак в Европе и России. — СПб., 2002.
- Тынянов Ю.Н. Иллюстрации. — М., 2002.
- Уильяме Р. Недизайнерская книга о дизайне. — СПб., 2002.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. — М., 1995.
- Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. — М., 1986.
- Феличи Д. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. — СПб, 2004.
- Флоренский П.А. Священник Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. — М., 1996.
- Флоренский П.А. Сочинения. — М., 1996. Т. 2.
- Харджиев Н.И. Эль Лисицкий — конструктор книги // Искусство книги. — 1962. — Вып. 3.
- Хелберт А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг. — М., 1984.
- Человек читающий. — М., 1990.
- Червинксий М. Зверский Т. Система книги. Семиотика книги. — М., 1981.
- Чихолъд Я. Значение традиций в типографском искусстве. // Искусство книги. — 1970. — Вып. 6.
- Швецова-Водка Г. Н. Функциональная сущность и свойства книги. // Книга: Исследования и материалы. — 1995. — Сб. 71.
- Шулъц Д. Эстетические критерии типизации изданий. — М., 1982.
- Щелкунов М. К История. Техника. Искусство книгопечатания. — М., 1926.
- Щелкунов Д.Н. Проектная концепция в дизайне систем // Труды ВНИИТЭ/ Техн. эстетика. — 1979.— Вып.22 — С.55—75.
- Эко У. Отсутствующая структура. — М.- Л., 1998.
- Энциклопедический словарь Ф. Павленкова. — СПб., 1913.
- Энциклопедия книжного дела. — М., 1998.
- Эстетская революция. // Деловая хроника — М., 2002. — № 9.
- Юрьев Ф.И. Цвет в искусстве книги. — Киев. 1987.
- Barker M. Book design & production for small publisher. — San Francisco, 1990.
- Blyden V. Book Design and Manufacture. — Pittsburgh, 1987.
- Bove T., Rhodes Ch., Thomas W. The art of Desctop Publishing. — New York, 1986.149. Emigre. — 2000. № 51.
- Hurlburt A. Publication of Design. — New York. 1976.
- Karson D. The End of Print. 1995.
- Lee M. Bookmaking. — New York, 1979.
- Poinor R. The Graphic Edge.
- Williamson H. Methods of Book Design. — New Haven, 1983.
- Willson A. The Design of Books. — Layton, 1974.