Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурно-антропологические основания исторического сознания личности: в контексте диалогического подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Смысловая напряженность вопросов сознания, исходящая из центральной для современной философии антропологической тематики, вызвана проблемой сохранения целостности человека, его связи с миром, возвращения человека в философском плане к своей подлинности. Усиление внимания исследователей к проблеме человека и его мировосприятия обусловлено широким диапазоном причин… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. 1.История как культура и проблема исторического сознания
    • 1. 1. История как духовная действительность общества и проблема исторического сознания
    • 1. 2. Культура как диалог (в контексте идей М.М. Бахтина
  • B. C. Библера)
  • Гл. 2. Антропологические основания исторического сознания личности
    • 2. 1. Основные этапы и парадигмы в формировании и развитии исторического сознания (филогенетический аспект)
      • 2. 1. 1. Становление человека как личности (от античности к Просвещению)
      • 2. 1. 2. «Проблема человека» в культуре XIX- ХХв.в. (от романтизма к постмодернизму)
    • 2. 2. Историческое сознание и социализация личности (диалогический подход)

Культурно-антропологические основания исторического сознания личности: в контексте диалогического подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Смысловая напряженность вопросов сознания, исходящая из центральной для современной философии антропологической тематики, вызвана проблемой сохранения целостности человека, его связи с миром, возвращения человека в философском плане к своей подлинности. Усиление внимания исследователей к проблеме человека и его мировосприятия обусловлено широким диапазоном причин от «бегства человека от себя» до разрушения единства человека и мира. Современные тенденции, доминирующие в обществе, утверждают исследователей, как российских, так и зарубежных, в том, что «человек сам стал для себя проблемой» (М.Шелер). Философы отмечают, что события XX века были вызваны сложнейшими процессами, которые привели к подлинной метаморфозе, случившейся с человеком: «Мы были народом, а стали массой» (А. Камю). В работах Кафки человечность представлена без личностности, продемонстрирована бессмысленность всего внеиндивндуального. Человек-масса, как называют философы современного человека, не способен понять принципы, на которых держится цивилизация, отмечают интеллектуальную герметичную непроницаемость его души (Х.Ортега-и-Гассет). В результате возникшего чувства ресентимепта человек начинает осознавать свою ущербность в качестве достоинства (М.Шелер). Речь идет о том, что человек эпохи компьютеров, видеоэлектроники, потребительского изобилия л" и «мировой деревни» живет как бы в трансе, как бы под своеобразным гипнозом. Он не является уже прежним человеком, который мог рассчитывать на свободу воли и на нахождение какой-то истины о реальном мире — будь она религиозной, научной или просто обывательской. Философы, занимающиеся антропологической тематикой, заговорили о «хаотическом сознании», об утрате смыслового центра и фундамента мышления и сознания, об исчезновении с горизонтов современной культуры самой проблемы ценности и истины (Лиотар, Бодрийар). В эпоху воцарения гуманизма, антропоцентризма и рационализма, в современную эпоху, происходит массовое организованное избавление «правильного» общества от людей, чуждых идеалам этого общества (М. Фуко).

Антропологический кризис, сумма репрессивности в обществе не ослабевают. В начале XX века преобладала уверенность в том, что человек вскоре сумеет своим умом, освобожденным от мрака невежества и достигшим небывалых высот, обеспечить благополучие для всех и повести людей в светлое будущее. В конце XX столетия культура Запада ставит вопрос о тоталитарном человеке и тоталитарном обществе, об отказе личности от себя и о превращении ее в двуногое существо толпы или в повелителя этой толпы. Причины данного явления нужно видеть в отказе человека от собственного сознания (Г.Маркузе).

Изложенные выше выводы, отрефлексированные философией XX века, утверждают нас в том, что причины катастрофы надо искать не в отказе от разума, а в появлении особого типа разумности. В связи с этим актуальным становится исследование исторического сознания как феномена, являющегося возможной составляющей возвращения человека к себе, гуманизации онтологических условий личности в XXI веке.

Степень разработанности темы. Проблема человека и его истории, осознания им своего прошлого относится к числу традиционных философских проблем и составляет предмет целого философского направления — философии истории. Однако само понятие «историческое сознание» в отечественной литературе появилось лишь в 1969 году (в одной из работ известного российского философа и социолога Ю.А. Левады). С этого времени термин широко вошел в философский обиход. Проблемы исторического осмысления бытия в своем творчестве затрагивали широкий круг зарубежных и отечественных философов истории. Данная тема рассматривается в диссертационных исследованиях, 1 прозвучала на научно.

1 Чистанов, М. H. Генезис исторического сознания как проблема социальной философии.- [Текст]: диссертация на соиск. учен. степ. канд. фил. наук.-2001; Мелешкин, В. В. Роль срелств массовой коммуникации в формировании исторического сознания взрослых: (социальнопедагогический аспект).-[Текст]: диссертация на соиск. учен. степ. канд. фил. наук.- СПб, 1994; Каменская, Р. А. Историческое сознание.- [Текст]: диссертация на соиск. учен. степ. канд. фил. наук, — Волгоград, 1999. практических конференциях, 1 раскрывается механизм формирования исторического сознания. Вместе с тем, само понятие «историческое сознание» освещается обычно лишь в одном из возможных аспектов: в связи с формированием национальной культуры, этнических традиций, патриотизма. Историческое сознание приписывается группам людей, обществу. Далеко недостаточно этот вопрос увязывается с проблемами развития цивилизации и социализации личности.

Проблема исторического сознания требует анализа в контексте разных исследовательских перспектив. Эти направления исследования можно распределить в соответствии со следующими аспектами рассматриваемой проблематики: 1. анализ формирования и развития исторического сознания в рамках философии истории и исторического процесса- 2. герменевтический и диалогический подходы как теоретико-методологические основы построения концепции исторического сознания- 3. культурно-антропологические и историко-психологические основания реконструкции сознания личности в разные исторические эпохи (филогенетический аспект) и формирования и развития исторического сознания современной личности (онтогенетический аспект).

Важное место в разработке концепции первого направления занимают работы, в которых прилагаются усилия по построению стройной философской теории развития истории, начиная с античности, с Платона и Фукидида, в средние века, в новое время.2 Исторический процесс в философии истории трактуется в разных вариантах: унитарно-стадиальный3 и плюрально-циклический, расширенная концепция всемирной истории как.

1 Николаев, А. В. Формирование исторического сознания в контексте изучения истории России.// Материалы научно-практической конференции: Россия: прошлое, настоящее будущее: Санкт-Петербурге 16−19 декабря 1996 г. / отв. ред. M.C. Уваров, — СПБ.: издательство БГТУ, 1996. — С. 125−127.

2 Кондорсэ, Ж. А. Эскизные исторические картины прогресса человеческого разума. М.: Госсоиэкгиз, 1956ю-266 е.- Яспсрс, К. Смысл и назначение истории. — M.: Республика, 1994. 525 е.- Трёльч, Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. — Москва: Юрист, 1994. — 690 е.: Тойнбн. А. Постижение истории. — М. Прогресс, 1996. 608 е.- Сыров, B.H. Расцвет и закат европейской философии истории (От Бэкона к Шпенглеру).- Томск: ППТ «Курсив», 1997. 395 е.- Семенов. Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). — М.: «Современные тетради», 2003.-776 е.- Савельева, И. М., Полетаев, А. В. Знание о прошлом: теория и история: В 2 т. Т. 1: Конструирование прошлого.- СПб.: Наука, 2003. 632 с.

3 Данилевский, Н. Я. Россия и Европа. — М.: Наука, 1991. Тойнби, А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., С-Пстербург: Прогресс и культура, 1996, — 477 е.- Шпенглер, О. Закат Европы: в 2-х т. — Т. 1- 2. — М.: Айрис-пресс, 2003, — 328 с. единого закономерного процесса1. В последние годы за рубежом и в России активно развивается новое направление исторических исследований, в котором рассматриваются проблемы глобальной истории (У. Мак-Нил, В. Грин, А. Франк, И. Валлерстайн, Дж. Бентли и др.)2.

В XX в. исторический подход был подкреплен исследованиями в области культурной антропологии. Кризис исторической науки в 20-х годах XX века вызвал к жизни историческую школу «Анналы», труды представителей которой являются важной вехой в повороте ее к проблемам человека, открывают новый предмет исторической науки — человеческое сознание3. Вводится и разрабатывается новое понятие — ментальность, менталитет. Концепция исторического сознания как феномена истории культуры развита М. А. Баргом в книге, посвященной проблеме зарождения и развития исторической мыслив ее места в интеллектуальной истории стран Западной Европы, начиная с античного времени и кончая эпохой Просвещения4. Сложившийся общий культурно-антропологический подход в последние годы получил развитие в трудах ряда современных культурологов, в частности, в работах, анализирующих модели поведения личности" .

В конце XIX начале XX века философия истории поставила вопрос о специфике научного метода в гуманитарных и социальных науках. Важной.

Семенов, Ю. И. Ук. соч.- Розов, Н. С. Философия и теория истории. // Кн.1. Пролегомены.-М.: Логос, 2002. -656 е.- Пантин, В. И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. — М.: Издательский дом «Новый век», 2003. — 276 с. [электронный ресурс] /М.Блок.- М. 1986,-режим доступа: Ь11р://ууу.11о1то§ огоу.го551'а.

2Мак-Нил, У. Цивилизации и мировая система. Цивилизации. Вып. 2. М.: Наука, 1993 — 23″ сГрин. В. А. Периодизируя всемирную историю // Время мира, вып.2, 2001.С. 133 — 148. Wallerstein, YAVorld — System analysis. The Second Phascs//Revievv, 1990, vol.13 -№ 3.

3Блок, M. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии, — М.: Яз. Рус. культуры, 1998. 709 е.- Блок. М. Феодальное общество. Т. 1.4. 1. Кн. 2 (Условия жизни и духовная атмосфера) — его жеАпология истории, или Ремесло историка. Изд. 2-е, доп. М., 1986, Февр, Л. Бои зв историю. М.: Наука, 1991.-574 е.- Гофф, Ж. Ле. Цивилизация средневекового запада. М.: Прогресс-Академия, 1992.-356 е.- Гофф, Ж. Ле. Людовик IX Святой. М.: Ладомир, 2002. 800 е.- Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм 15−18 в.в. М.: Прогресс, 198б-1992.-тг.1−3. 680 е.- Гуревич, А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства, — M.: «Искусство», 1990. 398 е.- его же: Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. его же: Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. I.-M., 1989. С. 75 — 89. его же: Культура и общество средневековой Европы глазами современников.- M.: Искусство, 1989. 366 е.- его же: Исторический синтез в школе «Анналов». — М.: Индрик, 1993. — 282с.- его же: Категории средневековой культуры, — M.: Искусство, 19S4.-350 с.

4Барг, М. А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984.-345 е.- его же: Эпохи и шеи: становления историзма, — М.: Мысль, 1987.-348 с.

5Ячин, С. Е. Человек в последовательности событий: жертвы, дара и обмена, — Владивосток: Дальнаука, 2001.279 с. вехой в разработке методологии гуманитарных наук было развитие герменевтики1. Большую роль в ее развитии сыграли труды В. Дильтея и Х. Гадамера2, а также работы о герменевтике как новой онтологии М. Хайдеггера3. Сложились герменевтические школы: французская школа (Поль Рикер, Ж. Деррида, Р. Барт, Ж. Делез, М. Фуко4 и др.), англоамериканская традиция (Серль, Джеймсон, Рорти, отчасти У. Эко5). В России проблемами герменевтики занимался Г. Г. Шпет6, ученик Гуссерля. Герменевтический подход как метод работы с историческим текстом помогает реконструировать исторический тип личности и ее сознання в ту или иную эпоху.

Отмеченный выше историко-психологический подход, необходимый для достаточно глубокого философски целостного изучения проблемы, сложился на основе возникшей в XX в. исторической психологии. В свою очередь появление последней как самостоятельной науки’связано с формированием и распространением в общественном и научном сознании гуманистического восприятия истории (французские психологи JT. Леви-Брюль, П. Жане: американские психоисторики Л. де Моз7, Б. Мэзлиш, Дж. Ковел, Дж. Плэтт.

Дильтей, В. Описательная психология. СПб.: «Алетейя», 1996. 160 е.- Виндельбанл. В. Философия культуры. Избранное: Пер. с нем. / РАН. ИНИОП. Лаб. теории и истории культуры. — М.: ИНИОН. I99-. -350 е.- Рикксрт, Г. Науки о природе и науки о культуре.//Культурология. XX век. Анто. юп-.-. — М.: Республика, 1995.-С. 44−128.

2Гадамср, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики.- М.: Прогресс, 1988. 704 с.

3Хайдеггер, М. Время и бытие.: Ст. и выступления /- М.: Республика, 1993. 447 с.

4Рикёр, П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум-Асаскпна-Центр, 1995. 416 е.- его же: Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996. его же: Герменевтика и метод социальных наук. Лекции http://philosophy.allru.net/pervo.html.- его же: Время и рассказ. Т. 1/ М.- СПб.: Университетская книг*. 2000. -314 с.- Derrida, J. Dissemination. / Tr. by B.Johnson. Chicago, 1981, Derrida, J. Dissemination. Tr. by В Johnson. Chicago, 1981, Deleuze, G., Guattari, F. A Thousand Plateaus: Capitalism and Schizophrenia. / Tr. by B.Massumi. London, 1992. Фуко, M. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — СПб.: «УниверситетскгЕ книга». 1994.-405 с.

5Eco, U. Semiotics and the Philosophy of Language. London, 1991. Eco U. Theory of semiotics. Bloctnington. 1979. Эко, У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна. «Философы эпохи постмодерна». — М.: Олимп, 1997. 330 с.

6Шпет, Г. Г. История как проблема логики. Вильгельм Дильтей. // 2 текста о Вильгельме Ди.ыее. М. «Гнозис», 1995. — С. 5−136. его же: История как проблема логики. Критические и методологические исследования. Материалы. В 2 частях / Под ред. В. С. Мяспикова.- М.: Памятники историческо! мысли. 2002.-1168 с.

7Ллойд, де Моз. Психоистория /пер. В. А. Шкуратова. — Ростов-на-Допу: «Феникс», 2000. 512 с.

Э. Эриксон и др.- отечественные исследователи В. А. Шкуратов, С.К. Васильев1).

Наиболее важен для анализа проблемы исторического сознания, на наш взгляд, диалогический подход, который позволяет осмыслить ее одновременно в филогенетическом и онтогенетическом аспектах. Сторонники диалоговой концепции (М. Бубер, Ф. Эбнер, Ж.-П. Сартр, М. М. Бахтин, B.C. Библер) рассматривают культуру и историю культуры как диалог. В последнее время наблюдается расширение круга фнлософов-диалогистов2 (H.J1. Васильев, К. Г. Исупов, Г. К. Косиков, Р. Лахман, Н. Паньков).

Именно диалогический подход взят за основу данного диссертационного исследования.

В целом в современной литературе в общих рамках философии истории, культурологии, философской антропологии и исторической психологии исследуются многие важные аспекты проблемы исторического сознания. Однако ряд существенных моментов в понимании содержания (в том числе, в трактовке самого понятия), процесса его формирования и развития остаются недостаточно разработанными и требуют дальнейшего философского осмысления. Учитывая, что достаточно полное и глубокое исследование проблемы исторического сознания невозможно в сравнительно узких рамках данной работы, диссертант сосредоточил основное внимание на теоретико-методологических подходах и основаниях его формирования и развития. При этом исходя из указанных выше положений истории как истории культуры и сознания автор (сознательно отвлекаясь от других подходов к истории) предполагает следующее: формирование и развитие исторического сознания современной личности, представляя собой процесс и результат освоения осознания (понимания, «проживания») исторического прошлого, духовных установок, парадигм, императивов сознания людей прошедших эпох,.

1 Шкуратов, В. А. Историческая психология. М.: Смысл, 1998. — 505 е.- Васильев, C.K. Русский идеал. Этюды по русской исторической этнопсихологии. — Н. Новгород: НГЦ, 1996. — 170 с.

2 Бонецкая, Н. Философия диалога М. Бахтина//Риторика. — 1995. — № 2.-С. 30−58. Пешков. И.В. М. М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка, — М.: «Лабиринт», 1996. — 176 с. способствует преодолению отчуждения человека, его «одномерности», помогает ему стать полнокровной полноценной самоактуализирующейся личностью. В данном контексте проблема исторического сознания современной личности (онтогенетический аспект), таким образом, предполагает необходимость анализа объективной логики процесса духовного развития человечества (филогенетический аспект), что и является общим теоретико-методологическим основанием изучения исторического сознания личности. Отмеченные особенности исследования проблемы определили как название темы, так и предмет, цель, задачи и структуру диссертации.

Объектом диссертационного исследования является исторический процесс как духовная действительность. Предмет исследованиякультурно-антропологическое содержание истории как ведущей составляющей исторического сознания.

Цель исследования заключается в разработке основных положений концепции истории как культуры и ее роли в формировании и развитии исторического сознания личности. Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:

• Рассмотреть и систематизировать основные теоретико-методологические принципы анализа истории как духовного, культурного процесса;

• Раскрыть особенности герменевтического и диалогического подходов в понимании истории как культуры;

• Дать определение исторического сознания;

• Выявить культурно-антропологические основания и парадигмы исторического сознания и показать их изменение в историческом развитии;

• Определить место и роль исторического сознания в социализации личности.

Теоретико-методологической основой данного исследования являются важнейшие принципы и идеи, разработанные в трудах представителей исторической школы «Анналов», А. Я. Гуревича, Н. А. Бердяева, Ю. И. Семенова и др. по проблемам философии историиВ.

Дильтея, X. Гадамера, П. Рикера по вопросам герменевтикиФ.Г. Михайлова и П. С. Гурсвича в области философской антропологиив трудах М. М. Бахтина, B.C. Библера по вопросам культуры и диалогав работах Э. Фромма по вопросам социализации личности. В процессе исследования использованы методы: сравнительно-исторический, системный, метод социального моделирования. Научная новизна исследования:

• Развивается концепция истории как культуры, как сосредоточение всех смыслов человеческого бытия исторический процесс показан как смена духовных установок, являющимися важнейшими составляющими исторических эпох;

• Выявляется связь диалогического и герменевтического подходов к историиистория рассматривается как текст, который может существовать только в диалогическом пересечении с другими историческими текстами, чтобы стать культурой;

• Дано авторское определение исторического сознания, выявлены его культурно-антропологические основания и обозначена взаимосвязь его филогенетического и онтогенетического аспектов;

• Определены место и роль исторического сознания в социализации личности.

Основные положения, выносимые па защиту:

1. История как культура может быть понята на основе единства диалогического и герменевтического подходов;

2. Основным содержанием истории как духовной действительности как смены духовных эпох (духовных установок) является самосознание человека, его видение мира в отношениях: Я-Я, Я-Общество, Я-память, Я-природа;

3. Формирование исторического сознания современной личности необходимо предполагает усвоение («проживание») исторического опыта духовного развития человечества, что является важнейшим фактором ее социализации.

Научно-практическая значимость работы: выводы, к которым автор диссертационного исследования пришел, могут быть использованы при разработке философской концепции исторического процесса, антропологических аспектов культурологиипроблем социализации личности.

Практическая значимость работы определяется тем, что основные положения работы могут служить теоретическим и методологическим основанием в преподавании истории, культурологии, философии в вузе и в школе в старших классах.

Апробация. Основные положения, содержащиеся в диссертации, прошли апробацию в докладах автора па ряде научно-практических конференции, в чтении авторских курсов в ИУУ. Основные положения диссертационной работы изложены в статьях, опубликованных в сборниках и научных журналах, в брошюрах, что составляет 168 с. (10,5 н.л.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования, проведенного диссертантом, были выполнены те цели и задачи, которые были сформулированы в начале работы. Для достижения данной цели были решены следующих задачи:

• Рассмотрены и систематизировану основные теоретико-методологические принципы анализа истории как духовного, культурного процесса, история из науки о прошлом превратилась в науку о человеке и его сознании, где человек является субъектом собственной духовной деятельности, а не объектом, что делает историю культурой;

• История как культура делится на эпохи — духовные, ценностные установки людей в разное время, которые сменяются в результате смены парадигм дайной эпохи в результате осознания новых ценностей большинством общества;

• Кроме общественного сознания эпоха складывается и из взаимосвязей, которые переживаются личностью. Переживая эти взаимосвязи как собственную историю, «как глубоко близкую мне» (Н.Бердяев), человек может попять историю, и понять себя — происходит самоосмыслепие;

• Человек, действуя в истории, действует в культуре. Индивид понимает и реализует себя в культуре. Историяэто как сосуществование разных сознаний, которые спорят, борются, существуют в одной эпохе;

• Особенности герменевтического и диалогического подходов в понимании истории как культуры раскрыты через исследования проблемы языка истории и культуры, текста как территории истории и культуры, которая включает в себя все голоса данной эпохиважно расслышать все голоса эпохи и свести их в диалогической встрече, на уровне герменевтического подхода, в «пространстве истории», где формируется и получает дальнейшее развитие историческое сознание;

• В результате краткого анализа философии диалога, отмечено, что для автора диалогэто бытие, жизнь сознаниясознание живет и общается только в диалогедиалог это общения «Я» с «Я», «Я» с «ТЫ», это общение идей одной эпохи, общение культур разных эпохдиалог — это умение слышать другое (то есть понимать).

• Дано определение исторического сознания. Историческое сознание для автораэто система взглядов, идей, ценностей, смыслов человеческого бытия, которые открываются и присваиваются личностью, вбирая в себя все этапы исторического пути человечестваэто порождение идей на диалогической основепорождение смыслов как поступок в концепции М. Бахтинаисторическое сознание как самосознание личности, ее самодетерминация;

• Выявлены культурно-антропологические основания и парадигмы исторического сознания и показаны в историческом развитии. Первое основание исходит из самой историчности исторического сознания. Здесь мы рассматриваем два аспектаистория есть история сознания, духовной действительности, культура, и второй аспектистория есть процесс, который состоит в смене эпох. Эпохи — это исторические периоды с определенными духовными установками, которые меняются в результате развития парадигм. Второе основание связано с нарративностью истории. Территория, на которой встречается личность с героями прошлого, есть текст, который изучается на уровне герменевтического подхода, и строится этот текст только на диалогических основаниях. Диалогичность исторического текста это третье основание, на котором строится наша концепция исторического сознания.

• Определено место и роль исторического сознания в социализации личности. Историческое сознание способно, используя исторический опыт, рождать идеи, смыслы, быть самостоятельным, творческим, что способствует формированию личности. Эта личность проявляет себя не только в развитии индивидуальности, по и в ответственности за себя, свои поступки, за мир, в котором живем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.С. М.М. Бахтин как философ. Текст.: сб. статей. /С.С.Аверинцев, Ю. Н. Давыдов, В. Н. Турбии.- М.: Наука, 1992. С.111−115.
  2. , Т. Исследование авторитарной личности.-Текст./Т.Адорно,-М.: Академия исследований культуры, 2001.-412 с.
  3. , Дж. К. История итальянского искусства.- Текст.: в 2-х т. тт. 1−2. /Дж. К. Арган.- М.: «Радуга», 1990.- 225 с.
  4. , X. Истоки тоталитаризма.-Текст.: при содействии ин-та «Открытое общество»./ X. Арендт, — М.: ЦентрКом, 1996. 670 с.
  5. , В.Ф. Античная философия, — Текст./В.Ф.Асмус.- М.: Высшая школа, 2001.-398 с.
  6. , Ю. Н. Историзм против эклектики: Французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии.-Текст./Ю.Н.Афанасьев.- М.: Мысль, 1980.- 275 с.
  7. Батиста, J1. А. Сочинения.-Текст.: сборник статей./Л.А.Батиста.- М.: Наука, 1977.- 187 с.
  8. , Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления,-Текст./ П. М. Баткин.- Москва: Издательство «Наука», 1978.-200 с.
  9. , Л.М. Леонардо да Винчи и особенности репессаисного творческого мышления. Текст. / Л. М. Баткин.- М.: Искусство, 1990.-413 с.
  10. , Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди.- Текст./ Л. М. Баткин. М.: РГГУ, 1995.- 446 с.
  11. , М.А. Категории и методы исторической науки, — Текст. /М.А.Барг.- М.: Наука, 1984.- 345 с.
  12. , М.А. Эпохи и идеи: становления историзма.- Текст. /М.А.Барг.-М.: Мысль, 1987.-348 с.
  13. , Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика.- Текст.: сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. /Р.Барт.- М.: Прогресс, 1989—616 с.
  14. , М.М. Проблемы поэтики Достоевского.- Текст. /М.М.Бахтин.-М.: «Советская Россия», 1979.- 138 с.
  15. , М.М. К философии поступка. Электронный ресурс. /М.М.Бахтин.- режим flocTyna://wvvw.sfi.ru.
  16. , О. Искусство северного Возрождения. -Текст. /О.Бенеш.- М.: Искусство, 1973.- 220 с.
  17. , Н.А. Душа России. -Текст. /Н.Бердяев.- Ленинград: Сказ, 1990.-30 с.
  18. , Н. Смысл истории. -Текст./Н.Бердяев М.: «Мысль», 1990.-174с.
  19. , Н. Самопознание. -Текст. /Н.Бердяев Харьков: Эксмо-пресс. Москва: Фолио, 1998.- 620 с.
  20. , Н. Проблема человека. -Текст. /Н.Бердяев. // Путь.-1936.-№ 5.- С. 3−26.
  21. , B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура.-Текст. /B.C.Библер.- М.: Прогресс: Гнозис, 1991.- 169 с.
  22. , B.C. Быть философом.- Электронный ресурс./В.С.Библер.-режим доступа: http//www.bibler.ru.
  23. , B.C. История философии как философия. (К началам логики культуры).- Электронный ресурс./ В. С. Библер.- режим доступа: http//www.bibler.ru.
  24. , B.C. Еще один диалог монологиста с диалогиком. -Электронный ресурс./ В. С. Библер.- режим доступа: http//www.bibler.ru.
  25. , B.C. Культура. Диалог культур. (Опыт определения).-Электронный ресурс./В.С.Библер.- режим доступа: http//www.bibler.ru.
  26. , B.C. Культура XX века и диалог культур. (Тезисы скраткими комментариями).- Электронный ресурс. /В.С.Библер.- режимдоступа: http//wwvv.bibler.ru.
  27. , М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. Текст. /М.Блок.- М.: Яз. рус. культуры, 1998.- 709 с.
  28. , М. Апология истории, или Ремесло историка.- электронный ресурс. /М.Блок.- М., 1986.-режим доступа:1шр://ууу.11о1п^огоу.го881а.
  29. , Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального.- Текст./Ж.Бодрийар.- Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000.-102 с.
  30. , Н. Философия диалога М.Бахтина.- Текст. /Н.Бонецкая.// Риторика.- 1995.- № 2.-С. 30−58.
  31. , А. Греческая цивилизация. -Текст. /А.Боинар.-В 3 т. Т.1.- От Илиады до Парфенона.- 266 е.- Т.2: От Антигоны до Сократа.- 331 е.- Т. З: От Еврипида до Александрии.- М.: Исскуство, 1992.- 399 с.
  32. , М. Я и Ты. .-Электронный ресурс./М.Бубер.- М., 1996,-режим доступа: http://wvvvv.philosophy.ru/library/bub/1.
  33. , Я. Культура Италии в эпоху Возрождения.-Текст. /Я.Буркхардт.- М.: Интрада, 2001.- 543 с.
  34. , И. Время и длительность: в поисках неисключёипого среднего.-Текст./И.Валлерстайн.// Философские перипетии. Вестник Харьковского государственного университета.- № 409.- 1998.- Серия: Философия. ХГУ, 1998.- С. 186−197.
  35. , С. К. Русский Идеал. Этюды по русской исторической этнопсихологии.-Текст. /С.К.Васильев.- Н. Новгород: МГЦ, 1996. 170 с.
  36. , М. Протестанская этика и дух капитализма.-Текст.: < Избранные произведения./М.Вебер. М.: Юрист, 1994.-704 с.
  37. , Г. В. Начертание русской истории. -Текст. /Г.В.Вернадский.-М.: Айрис-пресс. 2002,-350 с.
  38. В. Философия культуры.- Текст.: избранное/ Пер. с нем. /В.Виндельбанд.- М.: ИНИОН, 1994. 350 с.
  39. , JI.C. Психология развития человека. Текст./Л.С.Выготский.- М: Смысл, 2003.-1134 с.
  40. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. -Текст. /Х.-Г.Гадамер.- М.: Прогресс, 1988.- 704 с.
  41. , И. Пророки и поэты.-Текст./И.И.Гарип.- в 7 т. Т. 1−7.- М.: Терра, 1994,-630 с.
  42. , И.И. Век Джойса.-Текст. /И.И.Гарин.- М: ТЕРРА-Киижпый клуб, 2002. 848 с.
  43. , М.Ю. Уильям Хогарт и его время.-Текст. /М.Ю.Герман.- Л.: Искусство, 1911.- 215с.
  44. Гершензон-Чегодаева, Н. М. Брейгель.-Текст. /Н.М.Гершепзон-Чегодаева.- М.: Искусство, 1983.- 625 с.
  45. , Ж. Ле. Средневековый мир воображаемого.- Текст.: Пер. с фр./Ле Ж.Гофф.- М.: Прогресс, 2001.- 439 с.
  46. , Ж. Ле. Людовик IX Святой.- Текст.: Пер. с фр./Ле Ж. Гофф.-М.: Ладомир, 2001.-800 с.
  47. Гофф, Ж. Jle. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада.-Текст.: Пер. с фр./Ле Ж. Гофф.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000.326 с.
  48. , Ж. Ле. Цивилизация средневекового запада,— Текст.: Пер. с фр./Ле Ж. Гофф.- М.: Прогресс-Академия, 1992.-356 с.
  49. , В. А. Периодизируя всемирную историю.-^ Текст./В.А.Грин.//Время мира.- вып. 2.- 2001.- С. 133−148.
  50. , А.В. Немецкая классическая философия. -Текст. /А.В.Гулыга. -М.: Айрис-пресс, 2001.-412 с.
  51. , JI.H. Этногенез и биосфера земли. Текст. /Л.Н.Гумилев.-v Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.- 495 с.
  52. , Л.Н. Конец и вновь начало.- Текст./: популярные лекции по народоведеиию./Л.Н.Гумилев.- М.: Рольф. Айри пресс, 2000.- 384 с.
  53. , А.Я. Исторический синтез в школе «Анналов».-Текст. /А.Я.Гуревич.- М.: Индрик, 1993. 327 с.
  54. , А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии.-Текст. /А.Я.Гуревич.- М.: Одиссей, 1989. 115 с.
  55. , А.Я. Категории средневековой культуры.-Текст. /А.Я.Гуревич. -2 изд., испр. и доп.- М.: Искусство, 1984.- 350 с.
  56. , А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии.-Текст./А.Я.Гуревич // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1.- М., 1989.- С. 75 89.
  57. , А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников.- Текст. /А.Я.Гуревич. -М.: Искусство, 1989.-366 с.
  58. , А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующегобольшинства.- Текст./А.Я.Гуревич.- М.: Искусство, 1990.-398 с.
  59. , А.Я. Этнология и история в современной французской медиевистике.- Текст. /А.Я.Гуревич. // Советская этнография. -1984.- № 5.-С. 36 48.
  60. , А.Я. Уроки Люсьена Февра.- Текст. /А.Я.Гуревич М.: Наука, 1991.-529 с.
  61. , П.С. Философия человека, — Текст. /П.С.Гуревич.-Ч. 1. М.: РАН. Ин-т философии, 1999. — 221 с. Ч.2.-М.: РАН. Ин-т философии, 2001.218 с.
  62. , Э. О Ричарде Рорти, постмодернизме и кризисе образования.-Текст./Э.О.Гусинский.// Лицейское и гимназическое образование.- 1998.-№ 1.- С. 33−36.t 66. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа. Текст. /Н.Я.Данилевский.- М.:1. Книга, 1991.-574 с.
  63. , М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. -Текст. /М.Дворжак.- В2-х т. Т. 1.- М.: Искусство, 1978.-170 с.
  64. , В. Описательная психология. -Текст. /В.Дильтей.- СПб.: «Алетейя», 1996.-160 с.
  65. , В. Сущность философии.- М.: Интрада, 2001.-160 с.
  66. , В. Категории жизни. -Текст. /В.Дильтей // Вопросы философии.- 1995.-№ 10.-С. 129−143.
  67. , В. Наброски к критике исторического разума. -Текст. /В.Дильтей // Вопросы философии. -1988.- № 4.- С. 135−152.
  68. , В.В. Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI XIII веков.- электронный ресурс.-режим доступа: http://gardariki.ques.info.
  69. , П. Постэкономическое общество. Новая постиндустриальная волна на Западе. -Текст./Под ред. В. Л. Иноземцева.-[Электронный ресурс]-М., 1999. режим доступа: http://scd.centro.ru/rass.htm.
  70. , С.И. История и историческое сознание.- Текст./С.И.Дудник// Санкт-Петербургское философское общество.- 2002. (Серия «Мыслители». Выпуск Х).-Вопросы философии.- 2005.- № 2, — -С. 147−168.
  71. , Ж. Трёхчастная модель или представления средневекового общества о самом себе,— Текст.: Пер. с фр./Ж.Дюби. М.: Яз. рус. культуры, 2000,-317 с.
  72. , Ж. Средние века (987−1460): От Гуго Капета до Жанны д’Арк.-Текст.: Пер. с фр. /Ж.Дюби.- М.: Международные отношения, 2000.- 414 с.
  73. , В.А. Еще раз о национальных особенностях исторического сознания // Аналитика сознания: -Текст.:сборник научных статей/ Под ред. А.А. Корнева/В.А. Ельчанинов, В. Н. Шайдуров, — Барнаул, 1998.-С. 59−65.
  74. , Т.П. Проблемы кватроченто и творчество Мазаччо.-Текст. /Т.П.Знамеровская.- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1975.-175 с.
  75. , П. Парфюмер, — Текст. /П.Зюскинд.- СПб.: Азбука-классика, 2003, — 284 с.
  76. , В. Родное и вселенское. Текст. /В.Иванов.- М.: Республика, 1994.- 428 с.
  77. , Г. В. К вопросу об историческом сознании, — Текст./Г.В. Иващенко, Т. В. Науменко.- Вопросы философии.- 2005.- № 2.-С. 97−105.
  78. Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века, — Текст./Томск: Издательство «Водолей», 1998.- 320 с.
  79. , Р. А. Человек и проблемы исторического сознапия.-Текст./Р.А.Каменская//Человек в современных философских концепциях: материалы междунар. науч. конф. (Волгоград, 17−19 сент. 1998 г.)-Волгоград: Волга, 1998.- С. 287−291.
  80. , А. Падение. -Текст.избранные произведения./А.Камю.- М.: Панорама, 1993.- 446 с.
  81. , А. Осадное положение.- Текст.: Сочинение в 5 томах, т.т.2−3.-/А.Камю. Харьков: «Фолио», 1997.- 302 с.
  82. , А. Изнанка и лицо.-Текст. /А.Камю.- М.: Эксмо-пресс, Харьков: Фолио, 1998.- 862 с.
  83. , A.M. О кодах цивилизации. Цивилизации. Текст./Вып. 2. -/А.М.кантор. -М.: Наука, 1993.- 237 с.
  84. , И.В. «Смута»: эпохи «безвременья» в истории России общественные науки и современность.-Текст./И.В.Кондаков.// Российская цивилизация.- 2002.- № 4.- С. 55−67.
  85. , Ж. А. Эскизные исторические картины прогресса человеческого разума. -Текст./ Ж. А. Кондорсэ.- М.: Госсоцэкгиз, 1936. -266
  86. , Г. С. Материалы по общей истории культуры и истории культуры Древнего Рима. Текст. /Г.С.Кнабе.- М., 1991.- 299 с.
  87. , Г. С. Культура и жизненный поток- два полюса образования. -Текст. /Г.С.Кнабе.//Лицейское и гимназическое образование.- 1998.-№ 1.-С. 19−31.
  88. , О. А. Человек в его историческом бытии: опыт психологических и художественных измерений.- Электронный ресурс. /О.А.Кривцун.-режим flocTyna: http://www.deol.ru/users/krivtsun.
  89. Кун, Т. Структура научных революций. -Текст. /Т.Кун.- М.: ООО «Издательство ACT», 2002.- 608 с.
  90. Леви-Сросс, К. Структурная антропология. Текст. /К. Леви-Стросс. -М.: Прогресс, 1983.- 538 с.
  91. , К. Восток, Россия и славянство. Текст./ К.Леонтьев.- Т. 1. -М.: Республика, 1885. — 312 с.
  92. , Д. Смеховой мир Древней Руси.- Текст. /Д.Лихачев.// Искусство. 1997,-№ 11.-С. 14−15.
  93. Ллойд, Де Моз. Психоистория.- Текст.: пер. Шкуратова А.В./Моз Де Ллойд. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.-512 с.
  94. , А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. -Текст. /А.Ф.Лосев.- М.: Искусство, 1963.- 583 с.
  95. , А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика.-Текст. /А.Ф.Лосев.- М.: Искусство, 1974.- 598 с.
  96. , А.Ф. Философия. Мифология. Культура. Текст. /А.Ф.Лосев.-М.: Политиздат, 1991. — 525 с.
  97. , И.О. Бог и мировое зло.- Текст. /Н.О.Лосский.- М.: Тера-Книжный клуб- Республика, 1999.- 432 с.
  98. , Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста.-Текст.: избранные статьи. -Т.1. /Ю.М.Лотман.- Таллинн, 1992. С. 129−132.
  99. , Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII- начала XIX в.- Текст. /Ю.МЛотман. СПб.: Искусство, 1994.- 523 с.
  100. , Ю.М. Культура и взрыв.- Текст. /Ю.М.Лотман.-v М.:Искусство, 1983.-164 с.
  101. , К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества.-Текст. /К.Лоренц.// Знание сила.-1991 .-№ 1.- С. 1 -10.
  102. , Н.О. О модернизме.- Текст. /Н.О.Малахов.- М.: Искусство, 1975.-401 с.
  103. , Н. Государь и др.- Текст. /Н.Макиавелли.- Минск: Попурри, 1998.- 667 с.
  104. Мак-Нил, У. Цивилизация, цивилизации и мировая система. Цивилизации.- Текст.:Вып. 2. /У.Мак-Нил М.: Наука, 1993. -237 с.
  105. , С.Н. Философия XX века.- Текст. /С.Н.Мареев, Е. В. Мареева, В. Г. Арсланов.- М.: Академический Проект, 2001.- 462 с.
  106. , Г. Эрос и цивилизация.- Текст. /Г.Маркузе.- М.:000 «Издательство ACT», 2003.- 526 с.
  107. Межкультурный диалог в историческом контексте.- Текст.: материалы научной конференции, — Москва: ИВИ РАН, 2003.- 235 с.
  108. , Ф. Т. Философское образование.- Текст. /Ф.Т.михайлов.// «Перемены».- 2002.- № 5.- С. 11−18.
  109. , Т. Корабль дураков.- Текст. /Т.Михайлова, А.Любжин. //Лицейское и гимназическое образование.- 1998.- № 1.- С. 37−41.
  110. , М. Опыты.- Текст.: избранные главы. /М. Монтень.- М.: Правда, 1991.- 654 с.
  111. , Н.А. Россия и русские в мировой истории. -Текст. /Н.Нарочницкая. -М.: Международные отношения, 2004.- 536 с.
  112. , B.C. Сократ. Текст. /В.С.Нерсесянц. — М.: Инфра. М1. Норма, 1996.- 304 с.
  113. , B.C. Философия права. -Текст. /В.С.Нерсесянц. М.: 41 Инфра. М-Норма, 1997. — 604 с.
  114. , B.C. Философия права Гегеля. Текст. /В.С.Нерсесянц. -М.: Юрист, 1998.-350 с.
  115. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. Текст. /Ф.Ницше.- М., Харьков: Эксмо-пресс. Фолио, 1998.- 1054 с.
  116. , Ф. Рождение трагедии из духа музыки. -Текст. /Ф.Ницше -Спб., 2000.-203 с.
  117. , А.И. История русской философии. -Текст. /А.И.Новиков. -С-Петербург: Лань, 1998.-314 с.
  118. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс. Текст./Х.Ортега-и-Гассет. — М.:
  119. ООО «Издательство ACT», 2001.- 509 с.
  120. Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства. Текст./Х.Ортега-и-Гассет. -М.: Радуга, 1991.- 524 с.
  121. , Д. 1984. Текст. В 2-х т.- Т.1. /Д.Оруэлл.- Пермь: Капик, 1992.-304 с.
  122. , В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. Текст./В.И.Паптин.- М.: Издательский дом «Новый Век «, 2003.- 276 с.
  123. , И.В. М.М.Бахтин: от философии поступка к Риторике поступка. Текст. /И.В.Пешков. М.: «Лабиринт», 1996.- 176 с.
  124. Проблемы человека в западной философии.-переводы./Сост. и послесл.П. С. Гуревич.- М.:Прогресс, 1988, — 522 с.
  125. , В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи.
  126. Текст./В.Н.Прокофьев. М.: Искусство, 1986.-213 с.
  127. , В.Н. Теодор Жерико. Текст. /В.Н.Прокофьев.-М.: Искусство, 1963.- 304 с.
  128. , В. Психология масс и фашизм. -Текст. /В.Райх. -С-Петербург-Москва: «Университетская книга» ACT, 1997.- 380 с.
  129. , П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. -Текст. /П.Рикер. М.: Медиум-Асас1еггиа-Центр, 1995.-416 с.
  130. , П. Герменевтика и метод социальных наук. Электронный ресурс.: лекции.-/П.Рикер, — режим доступа: http://philosophy.allru.net.
  131. , П. Время и рассказ. Текст./ Т. 1.-П.Рикер, — М.- СПб.: Университетская книга, 2000. — 314 с.
  132. , Г. Науки о природе и науки о культуре.- Текст.: Культурология. XX век. Антология./ Г. Риккерт. М.: Республика.- 1995.- С. 44−128.
  133. , В.В. О понимании. -Текст. /В.В.Розанов.- С-Петербург: Наука, 1994.-537 с.
  134. , Н.С. Философия и теория истории. Текст. Кн. 1.Пролегомены. /Н.С.Розов.-М.: Логос, 2002.- 656 с.
  135. , Е.И. Западно-европейское искусство XVII века. -Текст./Е.И.Ротенберг. М.: Искусство, 1971.-541с.
  136. , Э. Похвала глупости.- Текст. /Э.роттердамский.- М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.- 686 с.
  137. Россия: прошлое, настоящее будущее: -Текст.: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16−19 декабря 1996 г. / Отв. ред. М. С. Уваров. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996.135 с.
  138. Русская идея.- Текст.: сборник произведений русских мыслителей. -М.: Айрис-пресс, 2002, — 497 с.
  139. , И.М. История и время. В поисках утраченного. Текст. /И.М.Савельева, А. В. Полетаев.- М.: «Языки русской культуры», 1997.- 796 с.
  140. , И. М. Знание о прошлом: теория и история.- Текст. В 2 т. Т. 1: Конструирование прошлого./ И. М. Савельева, А. В. Полетаев.- СПб.: Наука, 2003.- 632 с.
  141. , Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. Текст. /Д.В.Сарабьянов.- М.: Искусство, 1989.- 293 с.
  142. , Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). -Текст. /Ю.И.Семенов. М.: «Современные тетради». 2003.- 776 с.
  143. , Ю.И. Периодизация и общая картина всемирной истории.// Форум.- 2004.- № 3 (15).- С. 61−79.
  144. , Ю.И. Общество как целостная система. Социальная философия.-Текст.: курс лекций. Учебник. /Под ред. И. А. Гобозова. М.: Издатель Савин С. А., 2003. — С. 147−160.
  145. , B.C. Оправдание добра. -Текст./В.С.Соловьев. Минск: Харвест, 1999.-9 Юс.
  146. , В.В. Европейская философия 15−17 веков. Текст./В.В.Соколов. М.: Высшая школа, 1996.-340с.
  147. , Ю.Н. Парадигмы исторического мышления XX века: очерки по современной философии культуры. -Текст. /Ю.Н.Солонин, С. И. Дудник.-СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.-200с.
  148. , В.Н. Современные перспективы философии истории: поворот к нарративу.- Электронный ресурс./ В. Н. Сыров.- режим доступа: http//siterium.trecom.tomsk.su/syrov/htm.
  149. , В.Н. Расцвет и закат европейской философии истории (От Бэкона к Шпенглеру). -Текст. /В.Н.Сыров, — Томск: НПТ «Курсив», 1997.-395 с. ч>
  150. , В.Н. Сущность и значение исторического знания в современном мире в контексте образовательной ситуации.
  151. Текст./В.Н.Сыров.//Сибирь. Философия. Образование. -1997.- № 1.(0).-С.43−51.
  152. , А.Дж. Цивилизация перед судом истории. -Текст./А.Тойнби. -М., С-Петербург: Прогресс и культура, 1996.- 477 с.
  153. , А. Постижение истории. -Текст. /А.Тойнби. — М.: Прогресс, 1996.- 608 с.
  154. , Э. Метаморфозы власти. -Текст. /Э.Тоффлер.- М.: ООО «Издательство ACT», 2001.-669с.
  155. , Э. Третья волна.-Текст. /Э.Тоффлер.- М.: ООО «Издательство ACT», 2002.-776с.
  156. , Э. Шок будущего.- Текст. /Э.Тоффлер.- М.: ООО «Издательство ACT», 2003. -557с.
  157. , Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. -Текст./Э.Трельч. Москва: Юрист, 1994.- 690.
  158. , Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей. / Февр Л. Бои за историю. -Текст./Л.Февр. М.: Наука, 1991. — С.239−574.
  159. , И. Назначение человека. -Текст./И.Фихте. -Минск: Попурри, 1998.-152с.
  160. , М. История безумия в классическую эпоху, — Текст. /М.Фуко.-СПб.: «Университетская книга», 1997.- 576 с.
  161. , М. Что такое Просвещение. Текст. /М.Фуко. // Вопросы методологии.- 1995.- № 3−4.- С. 9−23.
  162. , М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Текст.: Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. /Вступ. ст. Н. С. Автономовой. /М.Фуко. — СПб.: «Университетская книга», 1994.- 405 с.
  163. , М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. -Текст. /М.фуко.-М.: Касталь, 1996.- 448 с.
  164. , Ф. Конец истории? -Текст. /Ф.Фукуяма// Вопросы философии.- 1990.-№ 3.-С. 134−148.
  165. Фрейд, 3. Художник и фантазирование. Текст. /З.Фрейд. — М.: Издательство Республика, 1995.- 396 с.
  166. , Э. Догмат о Христе. Текст./Э.Фромм. — Москва: Олимп, k.
  167. ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.- 416 с.
  168. , Э. Душа человека. -Текст. Э.Фромм. Москва.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.- 664 с.
  169. , Э. Психоанализ и этика. Текст. /Э.Фромм. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.- 568 с.
  170. , Э. Ради любви к жизни. Текст. /Э.Фромм. — М.: ООО «Издательство ACT», 2000.- 400 с.
  171. , Й. Осень средневековья. -Текст. М.: Айрис-пресс, 2002. -544с.
  172. Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий. -Текст. /Й.Хейзинга. -М.: Прогресс Традиция, 1997.- 346 с.
  173. , А.Д. Искусство раннего Возрождения. Текст. /А.Д.Чегодаев. -М.: Искусство, 1980. — 540 с.
  174. , М. Избранные произведения. Текст. /М.Шелер.- М.: Гнозис, 1994.-413 с.
  175. , В.А. Управленческая антропология. Человеческая компетентность менеджера. -Текст. /В.А.Шепель. М.: «Дом педагогики», 2000.- 544 с.
  176. , В.А. Историческая психология. Текст. /В.А.Шкуратов. -М.: Смысл, 1998.-505 с.
  177. , О. Закат Европы: -Текст. в 2-х т. -Т. 1,2- М.: Айрис-пресс, 2003.- 328 с.
  178. , Г. Г. Герменевтика и ее проблемы. Текст. /Г.Г.Шпет. — М.: Контекст, 1990- 1991.-260 с.
  179. , Г. Г. История как проблема логики. Вильгельм Дильтей. (2 текста о Вильгельме Дильтее). Текст. /Г.Г.Шпет.- М.: «Гнозис», 1995. -136 с.
  180. , Г. Г. История как проблема логики. Текст.: критические и ^ методологические исследования. Материалы в 2 частях. / Под ред.
  181. В.С.Мясникова.- /Г.Г.Шпет.- М.: Памятники исторической мысли, 2002.1168 с.
  182. , А. Об интересном. Текст. /А.Шопенгауэр. — Москва: Олимп- ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997 .- 432 с.
  183. , М. Время и бытие.- Текст.: ст. и выступления. / М. Хайдеггер.- М.: Республика, 1993.- 447 с.
  184. Эко, У. Имя розы. Текст. /У. Эко. — М.: «Книжная палата», 1989.- 496 с.
  185. Эко, У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна. //В кн.: Философия эпохи постмодерна.- Текст. /У. Эко. М.: Олимп, 1997.-330 с.
  186. Юнг, К-Г. Божественный ребенок- Текст. /К.-Г. Юнг. Москва: Олимп, 1997.-391 с.
  187. Юнг, К-Г. Архетип и символ.- Текст. /К.-Г. Юнг. М.: Олимп, 1991.401 с.
  188. , К. Смысл и назначение истории. -Текст. /К.Ясперс. -М.: Республика, 1994.-525 с.
  189. Deleuze, G., Guattari, F. A Thousand Plateaus: Capitalism and Schizophrenia./ Tr. by B.Massumi.- London, 1992.- 302 c.
  190. Derrida, J. Dissemination. / Tr. by B.Johnson.-Chicago, 1981.- 354 c.
  191. Descharnes, R., Neret, G. Salvador Dali.- London, New York: TASCHEN, 1993.- 224 c.
  192. Linfert, C. Bosch.- London: Thames and Hudson Ltd, 1989.- 127 c.
  193. Thompson, M. Philosophy. -NTC Publishing group, 2000.- 228 c.
  194. Thompson, M. Eastern philosophy. -NTC Publishing group, 2000.- 384 c.
  195. Wallerstein, I. World-System analysis: The Second Phases// Review, 1990.-vol.13- № 3.
Заполнить форму текущей работой