Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка концессионного механизма как формы управления коммунальным хозяйством в системе муниципальных образований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное в работе исследование сущности и принципов стратегического партнерства государства и частного бизнеса в сфере инфраструктуры позволило выявить природу взаимодействия на уровне государства и развить основополагающие принципы государственно-частного партнерства применительно к муниципальному уровню. Муниципально-частное партнерство представляет собой механизм взаимодействия… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ О ОБРАЗОВАНИЯ И ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
    • 1. 1. Сущность и принципы стратегического партнерства государства и частного бизнеса в сфере развития и совершенствования экономической инфраструктуры
    • 1. 2. Субъектно-объектная структура местного самоуправления в развитии системы экономических отношений
    • 1. 3. Проблемы современного этапа развития муниципальных образований в управлении сферой коммунального хозяйства: отечественный и зарубежный опыт
  • 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕССИОННОГО МЕХАНИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
    • 2. 1. Экономическая природа и сущность концессии как формы, обеспечивающей развитие муниципального образования
    • 2. 2. Сущность и основное содержание концессионных соглашений
    • 2. 3. Концессионный проект и формирование организационно-экономическою механизма его реализации на муниципальном уровне
  • 3. ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ, РЕАЛИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНЦЕССИОННОГО МЕХАНИЗМА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЧАСТНОГО БИЗНЕСА
    • 3. 1. Особенности подготовки и реализации концессионных проектов в системе муниципального образования
    • 3. 2. Методические рекомендации по адаптации методики оценки эффективности концессионных проектов для решения проблем в развитии муниципального образования
    • 3. 3. Прикладные аспекты в оценке эффективности концессионных проектов и расчет цены концессии (на примере МУП «Водоканал»)

Разработка концессионного механизма как формы управления коммунальным хозяйством в системе муниципальных образований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реформирование местного самоуправления влечет за собой целый комплекс преобразований в системе социально-экономического управления муниципальным образованием. Жилищно-коммунальное хозяйство является крупнейшей социально-экономической сферой, обеспечивающей процесс жизнедеятельности населения муниципального образования, и играет важнейшую роль в формировании условий воспроизводства населения в целом на уровне страны. Системный кризис, охвативший сферу коммунального хозяйства, проявляется примерно в равной степени во всех муниципальных образованиях России и характеризуется высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, бюджетным недофинансированием.

Многие объекты муниципальной собственности остро нуждаются не только в инвестициях, но и в эффективном управлении. Поэтому обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования объектов коммунальной инфраструктуры (систем инженерного обеспечения) стало одной из острых социальных задач, для решения которой требуются значительные объемы капитальных вложений, существенно превосходящие возможности федерального, региональных и местных бюджетов.

Последовательное проведение разгосударствления и приватизации, реформирование отношений собственности породили необходимость в новых механизмах управления муниципальным имуществом. В рыночных условиях хозяйствования органам местного самоуправления становится сложнее управлять, сохраняя за собой весь набор прав и полномочий собственника. В числе организационно-экономических механизмов временной передачи прав собственника от муниципального образования к частной компании во всем мире используется концессия как один из перспективных инструментов решения экономических и социальных проблем развития муниципального образования — поэтому исследование системы концессионных соглашений является, безусловно, актуальным.

Степень разработанности проблемы. Вопросам стратегического партнерства государства и частного бизнеса посвящены научные работы отечественных и зарубежных авторов В. Д. Дудкина, В. Г. Варнавского, Ю. Б. Винслава, В. В. Куликова, М. Мессентсеера, Б. Г. Петрова, Ю. Н. Прудкого, В. А. Сорокиной, JI. Шарингера, С. Н. Хавиной.

Основы шклшуциональной теории развивают в своих трудах О. В. Иншаков, Н. Н. Лебедева, B.JI. Тамбовцев, Е. Г. Ясин.

Вопросы совершенствования методов управления объектами муниципальной собственности в целях развития муниципальных образований рассмотрены в работах Т. Т. Авдеевой, А. А. Акмаловой, Г. Н. Алимурзаева, М. А. Боровской, В. И. Васильева, И. Ю. Ваславской, JI.A. Велихова, С. Б. Вобленко,.

A.Г. Воронина, А. Г. Гранберга, О. В. Голикова, Г. П. Журавлевой, А. Г. Зельнера,.

B.Б. Зотова, В. Г. Игнатова, А. Г. Кобилева, П. Н. Кобца, В. А. Лапина, В. Д. Нечаева, А. В. Пороховского, Л. И. Прониной, В. В. Рудой, Ю. В. Филиппова, Ф. И. Шамхалова,.

A.Н. Широкова, А. А. Шлихтера.

Проблемы коммунального хозяйства были предметом исследования ученых и практиков И. А. Башмакова, В. И. Бокова, И. А. Болдыревой, АЛ. Бутыркина, И. В. Беренштейна, И. Н. Дмитриевой, Д. М. Жукова,.

B.В. Иванова, А. Н. Коробовой, М. И. Либоракиной, Л. Э. Лимонова, Л. С. Лучкиной, Э. Макварта, А. В. Новиковой, Н. Я. Петракова, В. А. Порженко, Д. Г. Родионова, А. Н. Ряховской, Ю. М. Саламы, П. В. Свистунова, С. Б. Сиваева, Ф.Г. Таги-заде, А. И. Фатахетдиновой, Л. Н. Чернышова.

Вопросам оценки экономической эффективности инвестиций посвящены работы ученых С. И. Абрамова, А. Д Касатова, И. И. Мазура, Н. Н. Матиенко, Т. С. Новиковой, Н. Г. Ольдерогге, М. И. Римера, Ю. С. Таранухи, В. Д. Шапиро, Л. Ф. Шапошникова.

Анализу применения концессий посвящены труды отечественных ученых В. Г. Варнавского, Е. Б. Добровца, Ю. В. Зворыкиной, В. Ю. Катасонова,.

И.К. Комарова, М. А. Кондратьева, Ю. Ф. Матвеева, А. А. Конопляника, С. А. Сосны, М. А. Субботина. Проведенные исследования в этой области пока не носят системного характера, имеют в большей степени правовую направленность, а работы большинства экономистов в области концессионной деятельности посвящены вопросам применения концессии в минерально-сырьевой сфере и недропользовании.

Актуальность темы

исследования обусловлена также и недостаточной научной разработанностью экономических аспектов концессионной деятельности, социально-экономических последствий использования концессионных проектов на муниципальном уровне, отсутствием общепринятых методик расчета экономической и бюджетной эффективности концессионных проектов.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы — выявить целесообразность применения и использования концессионных механизмов в сфере экономического управления объектами муниципальной собственности и разработать механизмы концессионных соглашений и технологию их адаптации для решения проблем социально-экономического развития муниципальных образований.

Реализация цели исследования требует последовательного решения системы взаимосвязанных задач:

— выявить природу взаимодействия государства и частного бизнеса и обосновать применение основных принципов такого стратегического партнерства на муниципальном уровне;

— определить субъектно-объектную структуру элементов системы муниципального хозяйства и обосновать степень их возможного вовлечения в процесс управления муниципальным образованием;

— проанализировать проблемы современного этапа развития муниципального образования в процессе управления сферой коммунального хозяйства и обосновать необходимость организации этого управления на принципах социальной и экономической эффективности;

— определить сущность концессии как формы, обусловливающей муниципально-частное взаимодействие в процессе социально-экономического управления развитием муниципального образования и обобщить подходы к формированию системы такого взаимодействия посредством концессионных соглашений;

— сформировать оргэдизационно-экономическую модель, обеспечивающую комплекс мероприятий по реализации концессионных проектов в процессе управления муниципальной собственностью;

— разработать алгоритм подготовки, внедрения, освоения и реализации концессионных проектов с учетом их особенностей для решения социально-экономических проблем муниципального образования;

— разработать комплекс методических рекомендаций по адаптации методов анализа инвестиционных проектов для оценки эффективности концессионных проектов управления объектами муниципальной собственности и расчета цены концессии.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является процесс управления объектами муниципальной собственности в контексте социально-экономического развития муниципального образования на примере системы коммунального хозяйства. Предмет исследования составляют экономические процессы, связи и отношения между органами местного самоуправления и частным бизнесом, возникающие в ходе предоставления в концессию объектов муниципальной собственности с целью их восстановления и обеспечения социально-экономического развития муниципальных образований.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на совокупности теоретических и методических положений, в соответствии с которыми внедрение концессионных механизмов в процессе социально-экономического развития муниципальных образований (на примере коммунального хозяйства) позволит развить систему муниципалыю-частного партнерства и обеспечит органам местного самоуправления решение проблемы эффективного использования объектов муниципальной собственности.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории собственности и управления объектами собственности, посвященные вопросам экономики и проблемам управления ЖКХ, организации концессионной и инвестиционной деятельности, законодательные и нормативные документы всех уровней власти Российской Федерации.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена официальными статистическими данными Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, бухгалтерской отчетностью о финансово-хозяйственной деятельности предприятия МУП «Водоканал», материалами монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, Интернет-ресурсами, а также расчетами, выполненными автором.

Инструментарно-методический аппарат работы составляют общенаучные и экономические методы, такие, как институциональный, системный, сравнительный анализ, монографический и экспертный методы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Государственно-частное партнерство зарекомендовало себя как одно из эффективных решений проблем государственного управления в сферах экономической и социальной инфраструктуры, что позволяет распространить принципы стратегического партнерства государства с частным бизнесом на уровень муниципального образования и предложить системы, обусловливающие взаимодействие органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов.

2. Развитие экономической инфраструктуры муниципального образования предполагает выявление всех объектов муниципальной собственности, оценка которых осуществляется с позиций экономической и социальной эффективности, и формирует вектор направленного развития муниципального образования с использованием механизмов совершенствования социальной и экономической инфраструктур этих образований.

3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования возможно посредством вовлечения всех субъектов, заинтересованных в позитивном развитии инфраструктуры этих образований. Реализация этой идеи возможна на принципах муниципалыю-частного партнерства, основным элементом которого является концессия. Разработка и внедрение концессионного механизма в управление объектами муниципальной собственности, представленного в рамках исследования на примере коммунального хозяйства, способствует обеспечению определенного уровня развития муниципального образования и формированию системы взаимодействия между органами местного самоуправления и частным бизнесом.

4. Формирование организационно-экономической модели реализации концессионного проекта на этапе его заключения должно строго регламентироваться посредством определения правоотношений участников концессий по владению, распоряжению, использованию объекта концессии на всех стадиях и этапах его реализации.

5. Принятие решения о реализации концессионных проектов в значительной мере зависит от точности оценки их эффективности, поэтому возникает необходимость разработки методических рекомендаций по использованию методики оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом особенностей и принципов концессий и с выделением методического подхода к определению цены концессии.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— выявлено новое качество партнерских отношений муниципального образования и частного бизнеса, заключающееся в развитии системы взаимоотношений на муниципальном уровне в форме муниципально-частного партнерства, представляющего собой механизм взаимодействия на договорной основе органов местного самоуправления и частного бизнеса по вопросам использования объектов муниципальной собственности с целью достижения баланса интересов в социальной и экономической областях, а также обеспечения населения муниципального образования качественными общественными услугами и повышения прибыли частного бизнеса;

— обоснована система выделения объектов экономической инфраструктуры обеспечения жизнедеятельности населения, позволяющая оценить экономическую эффективность их использования с целью развития муниципального образования и укрепления доходной части местного бюджета, прежде всего, за счет неналоговых поступлений;

— предложена методика формирования концессионного механизма управления коммунальной инфраструктурой муниципального образования, основанная на передаче прав владения и пользования объектами муниципальной собственности частному бизнесу, способствующая решению социальных и экономических проблем муниципального образования и частного бизнеса;

— на основании определения сущности концессии как формы взаимодействия муниципального образования и хозяйствующих субъектов, предложена авторская версия согласования интересов участников концессионного соглашения и выявлена природа их социальных и экономических интересов в обеспечении процесса взаимодействия и развития управления концессионным процессом с позиций муниципального образования и представителей частного бизнеса;

— разработаны алгоритм подготовки и реализации концессионного проекта на уровне муниципального образования и методические рекомендации по реализации методики оценки эффективности концессионного проекта с выделением подхода к определению цены концессии.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в выявлении сущности концессионного механизма управления коммунальным хозяйством муниципального образования. Предложенные методические рекомендации могут использоваться органами местного самоуправления при разработке программ развития муниципального образования в условиях ограниченности ресурсов местных бюджетов.

Результаты диссертационного исследования можно применять для совершенствования программ учебных курсов, при разработке и проведении семинарских и лекционных занятий по дисциплинам «Экономика жилищно-коммунального комплекса», «Экономика предприятия».

Апробация результатов исследования. Вопросы, рассмотренные в диссертационном исследовании, докладывались и обсуждались на научно-технической конференции «Кибернетика электрических систем: Материалы XXVI сессии семинара «Диагностика энергооборудования», 2004 г., в г. Новочеркасске, на научно-технической конференции «Кибернетика электрических систем: Материалы XXVII сессии семинара «Электроснабжение промышленных предприятий», 2005 г., в г. Новочеркасске, а также докладывались на Международной дистанционной научно-практической конференции «Проблемы экономики, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами в разных сферах народного хозяйства (Организация и управление эффективностью и производительностью производственных и социальных систем)», 2006 г., в г. Новочеркасске, на научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых факультета гуманитарного и социально-экономического образования ЮРГТУ (НПИ). По результатам исследования опубликованы работы общим объемом 1,5 п.л.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация последовательно раскрывает цель и задачи исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (132 источника), включает 14 таблиц, проиллюстрирована 7 рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования по использованию концессии как формы управления объектами муниципальной собственности (на примере коммунального хозяйства) в системе муниципальных образований позволяют сформулировать следующие основные выводы.

1. Проведенное в работе исследование сущности и принципов стратегического партнерства государства и частного бизнеса в сфере инфраструктуры позволило выявить природу взаимодействия на уровне государства и развить основополагающие принципы государственно-частного партнерства применительно к муниципальному уровню. Муниципально-частное партнерство представляет собой механизм взаимодействия на договорной основе органов местного самоуправления и частного бизнеса. Предметом взаимодействия является использование объектов муниципальной собственности для достижения баланса интересов в социальной и экономической областях, выражающегося в обеспечении населения муниципального образования качественными общественными услугами при одновременном обеспечении и повышении прибыли частного бизнеса.

2. Существуют два принципиально разных подхода к реализации механизма муниципалыю-частного партнерства. С одной стороны, подобные проекты могут осуществляться на основе специально заключаемых контрактов на отдельные виды деятельности (строительство, эксплуатация) или же комплексного концессионного соглашения, подразумевающего сразу несколько видов сотрудничества, и заканчивающегося передачей собственности, построенной на средства частных компаний, муниципальному образованию.

3. Сотрудничество органов местного самоуправления и частного бизнеса дает тройную выгоду: муниципальное образование решает проблемы финансирования сферы услуг и инфраструктуры, частный сектор расширяет свои границы и доходы и, наконец, выигрывает потребитель коммунальных услуг — население, без участия которых партнерства превратились бы в обычную двустороннюю сделку.

4. Источником кризисных явлений в сфере коммунального хозяйства муниципального образования является несовершенство системы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ в первую очередь в вопросах разграничений полномочий и в сфере финансов.

5. Привлечением частного менеджерского корпуса, искушенного в предпринимательском искусстве и рыночных отношениях, к осуществлению некоторых экономических и социальных функций, органы местного самоуправления получают возможность преодолеть хроническую неэффективность объектов инфраструктуры, составляющих муниципальную собственность.

6. Концессия, как главный элемент партнерских отношений муниципального образования и частного сектора в современной экономике, представляет собой систему хозяйственных отношений, с помощью которой общественная власть передает определенные права частной, общественной или смешанной компании на строительство, модернизацию, реконструкцию, эксплуатацию и управление, обслуживание и использование принадлежащих ей объектов на некоторый период времени (на возвратной основе) и — за плату.

7. Острая необходимость повышения экономической эффективности коммунального хозяйства при непременном сохранении социальной направленности выступает главным критерием передачи объектов экономической инфраструктуры, являющихся локальными естественными монополиями в концессию. К тому есть объективное обоснование: с одной стороны системы инженерного обеспечения (электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения) поставляют услуги жизнеобеспечения населения муниципального образования, с другой, к ним неприменимы (и даже противопоказаны) общепринятые конкурентные рынки.

8. Сферы теплои водоснабжения, канализации, находящиеся в полной компетенции органов местного самоуправления, не могут функционировать в режиме конкуренции, поэтому представляется целесообразным перевести их на муниципально-частные партнерские отношения в форме концессий. Концессия позволяет заменить конкуренцию в сферах экономической компетенции муниципального образования, невозможную в данном случае по определению, конкурентной борьбой за рынок, которая достигается посредством конкурсного порядка отбора концессионера.

9. В сфере коммунального хозяйства у инфраструктурных концессий есть некоторые специфические черты, отличающие их от других концессий. Одна из главных таких черт связана с тем, что конечный продукт деятельности концессионера — коммунальные услуги — призван удовлетворить потребности непосредственно третьих лиц (население муниципального образования), которые в обычном, традиционном порядке удовлетворяются муниципальными унитарными предприятиями. Отсюда очень высокая, присущая только инфраструктурным концессиям, степень отождествления прав и обязанностей концессионера с публичными функциями муниципального образования. Предоставляя объекты инфраструктуры в концессионное пользование частным лицам, органы местного самоуправления тем самым временно уступают концессионерам часть своих монопольных прав (и обязанностей) в сфере общественных услуг, но обязательно сохраняют за собой роль гаранта, контролера и арбитра удовлетворения насущных потребностей населения муниципального образования.

10. Формирование организационно-экономического механизма, обеспечивающего процесс реализации концессионного проекта на муниципальном уровне, осуществляется на основе вовлечения в договорный процесс органов местного самоуправления, представителей частного бизнеса и местного населения по вопросам использования объектов муниципальной собственности в ходе реализации проекта, присвоения продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности и продажи ее конечным потребителям.

11. Концессионные проекты основываются на механизме передачи муниципальным образованием концессии на осуществление инвестиционного проекта частному инвестору, принимающему на себя ответственность по финансированию, строительству, управлению и эксплуатации возводимого объекта на период действия концессии с последующей безвозмездной передачей функционирующего объекта его собственнику.

12. Особенности концессионных проектов муниципального образования диктуют необходимость разработки алгоритма подготовки и их реализации для решения социально-экономических проблем муниципального образования.

13. Общеэкономический эффект муниципального образования от реализации концессионных проектов складывается в результате ряда преимуществ такого рода партнерства, к которым относятся: снижение нагрузки на местный бюджет в результате привлечения частных инвестицийповышение эффективности управления и эксплуатации объектов муниципальной собственности за счет модернизации оборудования, повышения квалификации рабочей силы и передачи в муниципальную собственность новой передовой технологии и современного оборудования.

14. Одна из самых трудных проблем концессионной деятельности заключается в определении цены концессии. Предложенный в работе подход основан на обеспечении баланса компенсаций затрат концессионера и интересов муниципального образования как собственника муниципального имущества с позиций получения дохода от его использования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные и нормативно-правовые документы
  2. Федеральный закон от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, № 30 (часть 2), ст. 2126.
  3. Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Официальные документы. Еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право».2002. № 46.
  4. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. Ы39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г.) // Российская газета, № 41−42, 04.03.1999.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999 № 184-ФЗ (в ред. 19.12.2004 г. № 199-ФЗ) // Российская газета, № 206
  6. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ (в ред. от 29.06.2004 № 58-ФЗ). //Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 18.
  7. Федеральный закон от 21.12. 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. от 18.06.2005 № 60-ФЗ) // Российская газета, № 16, 26.01.2002,
  8. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 года Ш64-ФЗ (в ред. от 29.02.2002 № 10-ФЗ). // «Собрание законодательства РФ», 02.11.1998, № 44, ст. 5394″.
  9. Постановление Правительства РФ № 89 от 17.02.2004 г. «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» // Российская газета, № 34, 20.02.2004.
  10. Постановление Правительства РФ от 1.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». -М.: Издательско-книготорговый центр «Юринформ», 2002. -40 с.
  11. Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.1996 № 803 // Российская газета, № 109, 11.06.1996.
  12. Руководство по применению метода анализа издержек и выгод для оценки инвестиционных проектов. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kaliningrad-rda.org/project/materials.htm
  13. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года. Электронный ресурс.
  14. Режим доступа: http:// www.finance.iatp.by/chto%20takoe.htm
  15. Научные монографии и публикации
  16. С.И. Инвестирование. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. — 440 с.
  17. А.А. Методология исследования местного самоуправления в Российской Федерации. М.: Прометей. 2003. — 327 с.
  18. Г. Н. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики // Российский экономический журнал. 1999. — № 3.
  19. Аналитический вестник Совета Федерации. 2004. — № 10 (230)
  20. В.В. Социальная рыночная экономика: путь Германии. -М.: Экономика, 2003. 223 с.
  21. И.А. Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги // Вопросы экономики. 2004. — № 4.
  22. Беренштейн И. В. Управление муниципальными коммунальными системами по договору с собственником // ЖКХ: руководителя и главного бухгалтерам. 2004. — № 6, ч. 1.
  23. В.И. Арифметика и высшая математика коммунального хозяйствования в труде Льва Велихова // Муниципальная власть. -2004.-№ 1.
  24. М.А. Управление муниципальной собственностью: опыт, проблемы, решения // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2002. — № 4.
  25. А .Я. Проблемы реформирования естественных монополий ^ // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 12.
  26. В.Г. Социально-экономические аспекты концессий // # Регион: экономика и социология. 2004. — № 3.
  27. В.Г. Государственно-частное партнерство как альтернатива приватизации в инфраструктурном комплексе // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 2.
  28. В.Г. Концептуальные экономические и правовые основыконцессионной деятельности Электронный ресурс. Режим ф доступа: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/13/var/
  29. В.Г. Концессионные формы управления государственной собственностью // Проблемы теории и практики управления. 2002. -№ 4.
  30. В.Г. Концессионный механизм партнерства государства и частного сектора. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». № 146. М.: Московский общественный научный фонд- ИМЭМО РАН, 2003. — 270 с.
  31. В.Г. Партнерство государства и частного сектора: теорияи практика // Мировая экономика и международные отношения. — 2002.-№ 7.
  32. И. «В жар перед холодами бросает некоторыерегионы» // Российская газета, 18 августа 2005 г.
  33. Велихов J1.A. Основы городского хозяйства. Обнинск: Институт муниципального управления, 1995. — 437 с.
  34. ВенгеровА.Г. Концессионный механизм управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства (на примере Московского региона). Дис.. канд. экон. наук. -М.: 2003. 140 с.
  35. Ю.Б. Социальная переориентация экономических преобразований: макро- и мезоуровневый аспекты // Российский экономический журнал. 2004. — № 10.
  36. И.М., Грачева М. В. Проектный анализ: финансовый аспект. -М.: ТЕИС, 1998.-89с.
  37. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. 2-е изд., доп. М.: Знание, 1997. — 138с.
  38. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2004. -176с.
  39. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 495 с.
  40. Г. Решать проблемы ЖКХ нужно сообща // Строительная газета. 26.11.2004.
  41. Е.Б. Концессии как инструмент модернизации коммунальных предприятий // ЖКХ: руководителя и главного бухгалтера. 1999.-№ 8. 4.1. С. 82−91
  42. В.Д., Петров Б. Г. Индикативное планирование механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. — 1998. — №№ 6−8.
  43. Д.М. Экономика и организация ЖКХ. М:. Владос-Пресс, ф2003.- 96 с.
  44. Ю.В. Концессии объектов инфраструктуры. М.: КноРус, 2003.- 176 с.
  45. Ю.В. Методологические основы и механизм управления концессиями в России. Дис.. док. экон. наук. -М.: 2003.-285 с.
  46. А.Г., Ваславская И. Ю. Государство и экономика: Факторы роста. Институт экономики. М.: Наука, 2003. — 214 с.
  47. В.В., Коробова А. Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. М.: Инфра-М, 2002. — 718 с.
  48. В.Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. (Изд. 2-е, доп. иперераб.). Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 384 с.
  49. О.В., Лебедева Н. Н. Хозяйственный и институциональный механизм: соотношения и взаимодействия в условиях социально-рыночной трансформации российской экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Вып.5. Волгоград, -2000.
  50. В.Ю., Морозов Д. С. Проектное финансирование:организация, управление риском, страхование. М.: Анкил, 2000. 272 с.
  51. П.Н., Голиков О. В. Финансово-экономические основы местного самоуправления в Российской Федерации // Проблемы местного самоуправления. 2005. — № 2.
  52. А.Г., Левченко Н. А. Государственное и муниципальное ф управление: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. ООО «Донской) издательский дом», 2004. 254с.
  53. В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы истатистика, 2003. 768 с.
  54. И.К. Концессии на водных ресурсах // Обозреватель. 2003.• -№ 5.
  55. И.К. Перспективы концессий в России Электронный ресурс. Режим flocTyna: http://www.rau.su/observer/N62003/609.htm
  56. М.А., Варнавский В. Г. Концессии в экономике: страна, регион, город. М.: ИМЭМО РАН, 2001. — 96 с.
  57. А.А. Международная научно-практическая конференция «Проблемы правового регулирования организации и функционирования ТЭК России» Тезисы докладов и другие материалы конференции Москва, 14−15 ноября 2001 г.
  58. А.А. Многосторонние международно-правовыеинструменты как путь снижения рисков проектного финансирования1.и стоимости привлечения заемных средств (часть I) // Нефть, газ иправо.-2003.-№ 5.
  59. Концессии в отраслях инфраструктуры Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.expert.ru/conference/rnater/concess/3−14.shtml#top
  60. В.В., Прудкой Ю. Н., Петров Б. Г. Американская практика госхозяйствования против либерально-рыночной риторики // Российский экономический журнал. 2004. — № 11.
  61. Н.А. Основные процессы экономического развитияхозяйствующих субъектов в современной России. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2005. 216 с.
  62. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело ЛТД, 1994.-224 с.
  63. П.В. Проектное финансирование: факторы успеха Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.intalev.ru/index.ф 77. Либоракина М. И., Сиваев С. Б. Местное самоуправление и реформажилищно-коммунального хозяйства // Общественные науки ич
  64. Ф современность. 2004. — № 3.
  65. Л.Э. Крупный город: регулирование территориальногоф развития и инвестиционные стратегии. СПб.: Наука, 2004. — 270 с.
  66. ЛучкинаЛ.С. Жилищный сектор в постсоциалистических странах Европы // Мировая экономика и международные отношения. 2004. -№ 3.
  67. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Девелопмент: Учебное пособие. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004. — 521 с.
  68. Малый экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна М:. Институт новой экономики, 2000. — 1088 с.
  69. Э. Основные принципы и направления реформирования ^ муниципального хозяйства // ЖКХ: руководителя и главногобухгалтера.-2004.-№ 12. ч.1. js 83. Матвеев Ю. Ф., Субботин М. А. Рентный подход в недропользовании.- М.: НИА-Природа, 2003. 244 с.
  70. В.Г., Фаттахов Р. В., Бушанский С. П. Крупномасштабные инвестиционные проекты: Моделирование и экономическая оценка. -М.: Наука, 2003.-264 с.
  71. М. Проблемы организационных структур управления российским рынком // Вопросы экономики. 1997. -№ 6.
  72. Местное самоуправление ресурс государства для управления Ф развитием. Муниципальный манифест // Муниципальная власть.2005.-№ 1.
  73. Муниципальное управление: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова/ СПб.: Лидер, 2005. — 493 с.
  74. Л.Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии. СПб.: Наука, 2004. — 270 с.
  75. Ф 89. Нечаев В. Д. Децентрализация, демократизация и эффективность. ш Реформа федеративных отношений и местного самоуправления черезпризму теории эффективной децентрализации // Полис. 2005. — № 3.
  76. А.Н. Формирование и использование концессионного механизма локальных естественных монополий. Автореферат дис.. канд. экон. наук. Нижний Новгород. 2002.
  77. И.П., Ефимов С. И. Перспективы отмены государственного регулирования тарифов естественных монополий // Общество и экономика. 2005. — № 4.
  78. Т.С. Взаимосвязь государственных финансов и финансов предприятий: анализ общественной эффективности инвестиционных проектов // Регион: экономика и социология. 2005. — № 2.
  79. Омский водоканал начинает новую жизнь // Коммерсант, 28.04.05 г.
  80. Обучение рынку / Под ред. С. Ю. Глазьева М.: Издательство «Экономика», 2004. — 639 с.
  81. Основы местного самоуправления / Учебное пособие для муниципальных служащих: В 3 ч. / Под ред. С.В. Вобленко-Обнинск: Институт муниципального управления, 1997. 101с.
  82. Н.Я. Монополия монополии рознь Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.rau.su/observer/N5 2003/index.htm
  83. А.В. Россия на пути оптимизации экономической роли государства // Российский экономический журнал. 2002. — № 5−6.
  84. А.В. Экономически эффективное государство: американский опыт// Вопросы экономики. 1998. -№ 3.
  85. Л.И. О расширении полномочий органов местного самоуправления и их финансовом обеспечении // Финансы, 2005. -№ 6.
  86. М.И., Касатов А. Д., Матиенко Н. Н. Экономическая оценка инвестиций / Под общ. ред. М. Римера СПб.: Питер, 2005. — 480 е.: ил- (Серия «Учебное пособие»)
  87. Д.П. Зарубежный опыт управления коммунальным хозяйством // Инновации. 2004. — № 9(76).t
  88. Российский комплекс ЖКХ: проблемы и решения Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bastion.ru/new/new2 2. html
  89. А.Н. Коммунальная деятельность: социальная и экономическая сущность Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ipkgos.ru/Vesti/gorod-hoz.html
  90. А.Н. Проблемы антикризисного управления ЖКХ в муниципальных образованиях. Монография. М.: ИПК госслужбы, 2001.- 163 с.
  91. А.Н., Таги-заде Ф.Г. Экономическая теория о формировании рыночных отношений в ЖКХ Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.rusnauka.com/Econom/158.html
  92. СаламаЮ.М. Программа реформирования ЖКХ и переход на рыночные отношения // ЖКХ: руководителя и главного бухгалтера. -2004.-№ 3,ч.1.
  93. В.А. Великобритания: частная финансовая инициатива // Мировая экономика и международные отношения. 1999. -№ 1.
  94. С.А. Концессионное соглашение новый вид договора вшроссийском праве Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.concession.ru/parseDocument.php?DocFName=76
  95. С.А., Субботин М. А. Бюро экономического анализа: Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, Москва, ТЕИС, 2001, Концессионное законодательство в России: проблемы формирования Электронный ресурс. Режим
  96. Щ доступа: http://www.concession.ru/parseDocument.php?DocFName= 10• 111. Тамбовцев B.JI. Теоретические вопросы институциональногопроектирования. // Вопросы экономики. 1997. — № 3.
  97. Тамбовцев B. JL, Шаститко А. Е. Упорядочение отношений собственности // Экспертиза. 2006. — № 2.
  98. Ю.С. О каналах финансирования инвестиций в переходной экономике // Общество и экономика. 2000. — № 11−12.
  99. Теория систем и методы системного анализа в управлении и связи / В. Н. Волкова, В. А. Воронков, А. А. Денисов М:. Радио и связь, 1983. — 248 с.
  100. Управление инвестициями / Под ред. В. В. Шеремета М.: Дашков и К, 2004, — 176с
  101. А.И. Экономически обоснованные тарифы на предприятиях ЖКХ // ЖКХ: руководителя и главного бухгалтера. -2003.-№ 5,ч.1.
  102. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы местного хозяйства.: Учеб. -М.: Дело, 2000.-264 с.
  103. Ю.В., Гассий М. В. Развитие местных сообществ — путь в будущее России // Муниципальная власть. 2004. — № 6.
  104. Финансирование создания и модернизации инфраструктурных объектов транспорта и коммунального хозяйства. (Французский опыт), Издательство Французского Национального Института Мостов и Дорог. 2002. 363 с.
  105. С.Н. Государственное регулирование в современной смешанной экономике // Вопросы экономики. 1994. -№ 11.
  106. Д. Современная экономическая теория.: пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 2003.-703 с.
  107. Чернышев JLH. Реформа ЖКХ призвана учитывать интересы всех категорий граждан России // Энергосбережение. 2002. — № 5.
  108. Чернышов Л. Н. Управление ЖКХ России. Монография. М.: АСВ, 2003.
  109. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М:.
  110. Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). М.: «Экономика», 1999. — 414 с.
  111. Л.Ф. Общеэкономическая оценка инвестиционных программ и проектов // Экономист 1997. -№ 5.
  112. Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Российский экономический журнал. -2004.-№ 9−10.
  113. А.А. Местное самоуправление в системе федерализма: проблемы России и опыт США // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 6.
  114. А.Н. Доклад на XV съезде РСПП Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.stratagema.org/lobbizmpressclip.php
  115. Эванс Фрэнк Ч., Бишоп Дэвид М. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях / Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2004. 332 с.
  116. Экономическая теория. Микроэкономика -1,2. Мезоэкономика / Под ред.Г. П. Журавлевой М.: Дашков и К, 2004. — 934 с.
  117. Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. 2-е изд. -М:. ГУВШЭ, 2003 — 437 с.
Заполнить форму текущей работой