Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы организации и планирования транспортно-складской логистики в цехах машиностроительногопредприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Транспортно-складские работы, выполняемые в цехах машиностроительных предприятий — это многооперационный, разнообразный, многоэтапный комплекс работ, характеризующийся сложностью организации, специфичностью материально-технической базы и ее многоаспектностью. В такой базе доллно быть тарно-упаковочное, транспортное, складское хозяйство, приспособленные к особенностям организации цехового… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы внутрицеховой транспортно-складской логистики в машиностроении.. |
    • 1. 1. Внутрицеховые материальные потоки на машиностроительных предприятиях — понятие, классификация, структура
    • 1. 2. Логистические системы в цехах предприятия и внутрицеховые логистические цепи в машиностроении
  • Глава 2. Анализ методического обеспечения организации, планирования и учета транспортно-складских работ в машиностроении
    • 2. 1. Сложившаяся организация, технология и планирование транспортно-складских работ в цехах машиностроительных предприятий
    • 2. 2. Действующая нормативно-методическое обеспечение для планирования и учета транспортно- складских работ в цехах машиностроительного предприятия
  • Глава 3. Обоснование методов организации и планирования транспортно-складских работ в цехах машиностроительных предприятий
    • 3. 1. Методические приемы разработки организационной модели и построения логистических цепей транспортно- складских работ в цехе машиностроительного предприятия
    • 3. 2. Методические приемы определения продолжительности транспортно-складских работ во внутрицеховых материальных потоках

Методы организации и планирования транспортно-складской логистики в цехах машиностроительногопредприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Машиностроительный комплекс страны, понимаемый в широком смысле этого слова, включает несколько десятков различных отраслей: станкостроение, инструментальную промышленность, авиастроение, автомобилестроение и т. д., которые^ свою очередь, дифференцируются на несколько сотен различных производств. Продукция машиностроительного комплекса составляет в различных регионах страны 70−80% валового продукта. Объем этой продукции, следовательно, нередко заполняет главные сегменты регионального рынка товаров. Вследствие этого формирование материальных потоков машиностроительной продукции и ресурсов, необходимых для ее изготовления — важные экономические задачи, поиском рациональных решений которых занимается большая группа ученых.

Исследование показалзо, что в немалой степени такие решения зависят от того, как организовано перемещение материальных потоков внутри машиностроительных предприятий при изготовлении продукции. Особенности машиностроительного производства таковы, что чаще всего этот процесс многоэтапный, многостадийныйпринимают участие в нем несколько подразделений одного предприятия — цехов или участков, а значительная часть деталей, узлов, изделий поступает в готовом виде от других предприятий по кооперации. Вследствие этого в процессе изготовления машиностроительной продукции, как правило, принимают участие немалое число производителей, хозяйственные связи по поставкам продукции между которыми являются широко разветвленными во времени и пространстве.

Даже внутри одного предприятия этот процесс является многосторонним, что усложняет его и требует большого внимания к его организации. Логистический подход к решению данных вопросов способствует повышению их эффективности. Высокая материалоемкость машиностроительной продукции сделала актуальным поиск возможностей реализации резервов ее снижения за счет рационализации процесса обращения материальных ресурсов, используемых в машиностроении, и продукции данной отрасли.

Фундаментальные работы в этой области выполнили М. Ш До-ветов, М. Е. Залманова A.B. Зырянов, Г. А. Краюхин, К. В. Инютина, A.A. Мешков, Д. Т. Новиков, O.A. Новиков, В. И. Одесс, Б. К. Плоткин, О. Д. Проценко, И. И. Сидоров, К. А. Смирнов, Р. Г. Соколов, Н. П. Отрогов, В. Н. Стаханов, Н. Д. Фасоляк, а также А. И. Баскин и другие.

Однако вопросы организации движения материальных ресурсов внутри машиностроительных предприятий до сих пор остались изученными недостаточно полно. К тому же большей частью они исследовались традиционными методами. Логистический подход к их изучению используется мало и теперь. Внутрицеховое перемещение материальных ресурсов осталось до сих пор вне поля зрения ученых-логистиков. Между тем особенности организации машиностроительного производства таковы, что в нем значительную долю (от 40 до 85%) составляют транспорт-но-складские процессы, а собственно машиностроительная обработка материальных ресурсов занимает 15−60% от общего времени, которого требует изготовление продукции. В этих условиях пристальное внимание к основным производственным операциям, характерное по сию пору, дает не столь весомый эффект, какой может принести логистический подход, позволяющий оценивать процесс производства, перемещения и складирования продукции (полуфабрикатов), как целостный, и на этой основе отыскивать возможности улучшения его организации и снижения затрат на эти цели.

В настоящей работе использовался именно такой подход.

Цель диссертационного исследования — разработка логистического подхода к организации и планированию внутрицеховых транспортно-складских работ, сопутствующих материальным потокам в цехах машиностроительных предприятий.

Выбор цели обусловлен необходимостью решения следующих основных задач:

1) выявление особенностей материалодвижения в цехах машиностроительных предприятий, их взаимодействия со сбытом готовой продукции предприятия и организацией процесса ее изготовления и учета этих особенностей при формировании материальных потоков в цехах машиностроительных предприятий;

2) выявление места производственных цехов машиностроительных предприятий в логистической системе предприятия и особенностей логистического процесса в его цехах*,.

3) определение уровня организации транспортно-складских работ в цехах машиностроительных предприятий и их планирования, состава и состояния цеховой материально-технической базы для их выполнения и ее воздействия на продолжительность данных работ;

4) анализ информационных потоков, сложившихся в цехах машиностроительных предприятий в целях выявления возможноетей определения на их основе состава, объема и длительности внутрицеховых транспортно-складских работ*,.

5) разработка предложений по проектированию организации логистических цепей транспортно-складских работ, выполняемых в цехах машиностроительных предприятий;

6) разработка методических приемов определения продолжительности цеховых транспортно-складских работ.

Предмет исследования — организация и планирование движения внутрицеховых материальных потоков на машиностроительных предприятиях и промежуточного складирования в цехах обрабатываемых материальных ресурсов.

Объект исследования — группа Саратовских машиностроительных предприятий — заводы станкостроительный, «Газаппарат», Тазавтоматика", соединительных и крепежных деталей, тяжелых зуборезных станков.

Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные работы по логистике, материально-техническому снабжению, сбыту, а также законы и подзаконные акты, регулирующие процессы перемещения и складирования материальных ресурсов в Российской Федерации.

Работа выполнялась в соответствии с планом важнейших научно-исследовательских работ Саратовского государственного технического университета по теме 15 В. 06. 01 «Разработка теоретических основ перехода к рыночной экономике, ее функционирования в снабженческом комплексе и рекомендаций по их применению в этом комплексе». Номер госрегистрации 019 100 43 325.

В работе использованы методыкомплексный, теории графов (сетевой), факторного анализа, индексный, сравнительного анализа, выборочный и другие.

Научная новизна результатов, полученных при исследовании:

1) предложена классификация внутрицеховых материальных потоков по признакам комплексности и стадийности движенияна комплексные, ориентированные на полный состав материальных ресурсов, расходуемых в цехе на каждый вид изделий, сбываемых предприятием, и частные, ориентированные на каждый вид деталей, изготавливаемых в цехе, о выделением в них одно-, двухтрехи четырехстадийных потоков, движение которых проходит через полный цикл стадий технологической обработки каждой детали, что позволяет организовать материалод-вижение в цехе в увязке со сбытом продукции завода, организацией и технологией производства в цехе;

2) предложено рассматривать микрологистическую систему машиностроительного предприятия по уровням логистического процесса и выделять в ней 4-е микрологистических подсистемы, с учетом их места в организационной модели призводства в цехедоказано, что каждый производственый цех является целостной подсистемой транспортно-складской логистики, от результатов функционирования которой существенно зависят общие результаты деятельности цеха и предприятия, взятого в целомотысканы методические приемы построения логистических цепей в таких подсистемах, адекватные требованиям организации и технологии производства в цехе и учитывающие своеобразие внутрицеховых логистических процессовопределены признаки микрологистических систем каждого уровня и правила кх опксания, а также признаки разграничения по видам логистических цепей внутри цеха и на рабочих местахпредложено определять рабочее место, как обособленное логистическое звено, являющееся нижним уровнем микрологистической системы машиностроительного предприятия, связанное с другими рабочими местами в цехе и функционирующее в тесном взаимодействиии с ними;

3) установлено, что материально-техническое оснащение транспортно-складских работ в цехах машиностроительных предприятий эффективно лишь тогда, когда оно адекватно уровню технике-технологического оснащения основного машиностроительного производства в цехе и организовано в форме целостного транспортно-складского комплекса, обеспеченного необходимыми производственными площадями, оборудованием, тарой, имеющего современные технологии транспортно-складских работ, что в настоящее время на большинстве машиностроительных предприятий отсутствует, из-за чего продолжительность транспортноскладских работ в цехах машиностроительных предприятий нерационально длительна;

4) выявлена документальная основа, позволяющая рассчитывать состав и объем внутрицеховых транспортно-складских работ, планировать их и являющаяся информационной предпосылкой при определении и планировании их длительности, что дает возможность нахождения названных показателей достаточно просто, быстро, практически без дополнительных затрат на их расчет и без ломки сложившегося документооборота;

5) разработаны методические рекомендации, позволяющие проектировать организацию транспортно-складских работ в цехах машиностроительных предприятий и обосновать пооперационные логистические цепи, предопределяющие рациональную последовательность выполнения данных работ и маршруты перемещения материальных потоков, позволяющие устранить сбои и простои цеховых транспортных средств и избыточные запасы материальных ресурсов в цехах машиностроительных предприятии на основе дифференциации транспортно-складских работ по группам операций и отдельным операциям и учета особенностей движения цеховых материальных потоков, различий их массы, объема, стадийности, предопределяющих состав операций и этапность цеховых транспортно-складских работ, протяженность пути перемещения потока, скорость его прохождения, общий объем транспортно-складских.работ, специфику их тарного и транспортного обеспечения;

6) разработаны методические приемы определения продолжительности транспортно-складских работ в цехах машиностроительных предприятий на основе учета зависимости состава, этапности, объема, длительности периода транспортно-складских работ в цехе от степени наполнения внутрицеховых материальных потоковпредложена дифференциация этих потоков с учетом данного показателя, предопределяющего объем транспорно-складских работ, а также направления совершенствования цехового документооборота, на основе которого можно определять длительность транспортно-складских работ.

Практическая значимость результатов исследования. Научные положения, разработанные при диссертационном исследовании, составляют организационную, методическую и документальную основу для цеховых технологов и диспетчеров, формирующих.

ДБИЖеНИс м^герлсиюшил аихилив, а Цслсзл нредГфтплш п иримелуточное складирование материальных ресурсов, необходимое при их обработке.

Предложенная модель организации логистической службы в цехах машиностроительных предприятий может использоваться в мелкосерийном производстве.

Отысканные автором методы построения технолога-логистических цепей и логистических цепей транспортно-складских работ, выполняемых в цехе, можно использовать на машиностроительных предприятиях без коренной ломки системы управления на этих предприятиях.

Предложенные в работе методические приемы для разработки технолого-логистической документации, требующейся для надлежащего уровня организации транспортно-складских работ, можно применить в машиностроении без коренной переподготовки технологов.

Имеют практическую значимость и другие научные положения диссертационной работы. Основные положения диссертационной работы приняты для практического использования на саратовском заводе Тазаппарат", где по методике автора в отдельные месяцы 1992;1993 годов было проведено экспериментальное формирование материальных потоков в отдельных цехах, а их движение и складирование осуществлялись в соответствии с методами, предложенными автором.

Экспериментально внедрены методические приемы построения технолого-логистических цепей с учетом стадийности основной технологической обработки, предложения по совершенствованию документооборота и методам оформления ряда цеховых документов, отражающих информацию по тарнспортно-складским работам, методические приемы определения длительности транс-портно-складских работ и некоторые другие.

Ряд результатов исследования внедрен на других саратовских машиностроительных заводах.

Основные результаты исследования докладывались на научных конференциях Саратовского государственного технического университета в 1991;1994 гг., на Всесоюзной конференции по логистике в 1990 г. в г. Чебоксарах, а также на ряде городских и областных семинаров и конференций, проведенных в г. Саратове в 1991;1994 годы.

Результаты выполненного исследования опубликованы в 6 работах, общим объемом 4,3 п.л.

Структура и объем работы. Структуру диссертационной работы определили цель работы и решаемые в ней задачи. В работе выделено введение, три главы, заключение и список использованных источников.

Во введении раскрывается актуальность темы исследования, сформулирована цель работы, решаемые в ней задачи, полученные результаты и их научная новизна, методологическая основа исследования, его методика, практическая значимость работы и ее апробация.

В первой главе «Теоретические основы внутрицеховой.

V.. транспортно-складской логистики в машиностроении" изложен логистический подход к организации внутрицеховых материальных потоков на основе цеховых логистических цепей, раскрыты особенности этих материальных потоков и стадийность их движения.

Во второй главе «Анализ методического обеспечении организации, планирования и учета транопортно-складских работ в машиностроении» раскрыта сложившаяся организация транспорт-но-складских работ в цехах машиностроительного предприятия, их технология, состав и структура, используемое методическое обеспечение, определена документальная основа, которая может стать исходным источником информации для расчета объема цеховых трвиспортно-складских работ и их длительности.

В третьей главе «Обоснование методов организации и планирования транопортно-складских работ в цех, эх машиностроительных предприятий» разработан методический подход к организации и планированию внутрицеховой транопортно-складской логистики с учетом специфики построения логистических цепей для внутрицеховых транопортно-складских работ, особенностей цеховых материальных потоков и воздействия их состава и структуры на объем и продолжительность транопортно-складских работ в цехе машиностроительного предприятия.

В заключении к работе приведены выводы и рекомендации, сформулированные по результатам проведенного исследования.

Список использованных источников

содержит 122 наименования.

Общий объем работы 164 страниц машинописного текста, в котором 20 таблиц и 37 рисунков.

Выводы и рекомендации.

1. Машиностроительное производство имеет высокую материалоемкость, вследствие чего результаты деятельности машиностроительных предприятий в немалой степени зависят от степени рациональности организации материалодвижения.

2. Основная часть материальных ресурсов, потребляемых в машностроении, расходуется в производственных цехах машиностроительных предприятий. Здесь же выполняется большой объем логистических операций — складских, транспортных, по материально-техническому обеспечению рабочих мест и обеспечению их продукцией других цехов. Это дает основание считать, что организация цеховых материальных потоков, планирование их движения и снижения материальных затрат в цехах являются актуальными экономическими задачами.

3. Особенности организации сбыта машиностроительной продукции требуют комплексного планирования материалодвиже-ния в цехах и его ориентации на изделие (машину, оборудование, приборы и т. д.), взятое в целом. Особенности же организации процесса производства машиностроительной продукции требуют планирования материалодвижения на предприятии в подетальном разрезе. Логистические операции вследствие этого в машиностроении целесообразно планировать двояким образом: по каждой ассортиментной позиции продукции предприятия и по каждой детали, изготавливаемой на предприятии, для чего организовывать и планировать два типа материальных потоковкомплексные (понедельные)и частные (материальные).

4. Внутрицеховые материальные потоки тесно взаимосвязины о технологией основного машиностроительного производства, которая предопределяет стадийность, адресность материалодви-жения в цехах и степень его напряженности, что требует организации движения внутрицеховых материальных потоков, как стадийного, тщательно увязанного с этапами технологического процесса обработки материальных ресурсов в цехах и стадиями сопутствующих транспортно-складских работ при перемещении материальных потоков от одного рабочего места к другому и хранении их на складах рабочих мест производителя, промежуточных и материальных складах снабженческого назначения, на рабочих местах потребителя материальных ресурсов, входящих в материальный поток.

5. Транспортно-складские работы в цехах машиностроительного предприятия составляют важную часть общего производственного процесса в машиностроении, выполняются они, как правило, в большом объеме, их продолжительность составляет на многих предприятиях от 40 до 85 процентов общей длительности производственного процесса.

В составе транспортно-складских работ выполняется несколько десятков операций, технологическое и техническое оснащение которых многообразно, что требует тщательной разработки проектов организационной модели транспортно-складских работ в каждом цехе.

При большом разнообразии операционного состава транс-портно-складских работ в машиностроительных цехах и существенных различиях их технике-технологического обеспечения, анализируемые работы имеют единый признак, с которым надо считаться при планировании внутрицехового материалодвижения: выполняются эти работы постадийно, причем все смежные стадии транспортно-складских работ тесно сопряжены друг с другом и выполняются в строгой технологической последовательности, предопределяемой особенностями следующими факторами: технологической последовательности основного производственного процесса, пространственной расстановки основного оборудования в цехе, размещения цеховых складских и транспортных зон, организации труда рабочих цеха, тарно-упаковочного и транспортного обеспечения цеха, спецификацией ассортимента материальных ресурсов — их массы, габаритов, объема, размера перемещаемой партии, размера изготавливаемой партии, сроков изготовления продукции, причем часто эти факторы даже в одном цехе действуют в равные периоды (месяцы, декады, дни) в разном сочетании, что требует планирования и учета движения каждого материального потока даже тогда, когда по ассортиментному составу они идентичны.

6. Большая часть машиностроительных предприятий организована по иерархическому принципу: предприятие, взятое в целом — его производственные цехи — участки цехов бригады рабочих — рабочие места отдельных рабочих. Чаще всего в этой иерархии 4-е уровня: предприятие — цех — участок (бригада) -рабочее место. Материалодвижение на таких предприятиях целесообразно организовывать на основе формирования микрологистических систем 4-х уровней:1) по предприятию, взятому в целом- 2) по всем комплексным материальным потокам продукции одного цеха- 3) по каждому комплексному материальному заказу в цехе- 4) по одному частному (подетальному) материальному потоку в одном цехе. Только при таком подходе логистический процесс можно организовать на всех участках и во всех подразделениях.

7. В микрологистических системах предприятия важное место занимают логистические цепи, среди которых весомое место занимают внутрицеховые цепи. Такие цепи тесно связаны с технологией производства и являются технолого-логистическими. Построение подобных цепей должно осуществляться на основе принципов, разработанных при настоящем исследовании, позволяющих обеспечить учет их отличительных признаков и места в микрологистических системах, достигая обоснованности и наглядности изображения, облегчающих планирование данных сетей и контроль прохождения по ним материальных ресурсов.

8. Каждое рабочее место в цехе машиностроительного предприятия является низшим уровнем организации производства и представляет комплекс складских ячеек, в которых размещаются заготовки, полуфабрикаты, инструмент, тара, упаковочные материалы (при необходимости), отходы производства, транспортные средства, доставляющие материальные ресурсы на рабочее место и отвозящие продукцию, изготовленную на рабочем месте, к месту ее последующей обработки.

При таком подходе каждое рабочее место можно представить как целостную микрологистическую систему нижнего уровня, в которой имеется собственное складское хозяйство (из нескольких мест складирования) и осуществляются транспорт-но-складские работы по разным направлениям и равного назначения.

9. Микрологистические системы рабочих мест тесно связаны между собою логистическими цепями, звенья которых адекватны технологической последовательности работ, выполняемых в цехе, и потому могут называться технолого-логистическими. Строить такие цепи необходимо на каждом предприятии для каждого цеха, дополняя традиционные технологические цепи по основным операциям обработки материальных ресурсов транспорт-но-складскими звеньями, характеризующими перемещение этих ресурсов и процесс их хранения на складах в цехе, в соответствии с правилами отражения таких операций в логистике таким образом, чтобы в них отражалось место хранения материальных ресурсов от начала их движения на одном рабочем месте до места их хранения на другом рабочем месте после окончания всех транспортно-складских работ на этой стадии логистического процесса, включая транспортно-складские работы, выполняемые в процессе обработки каждой детали на том рабочем месте, от которого детали пооле завершения их обработки на рабочем месте перемещаются к другому рабочему месту, следующему в логистической цепи перемещения подетального материального потока.

Технолого-логистические цепи в цеховых микрологистических системах целесообразно строить по правилам, предложенным в настоящей работе и отражать в них технологическое сопряжение смежных рабочих мест в цехе, используемую цехом организационную модель выполнения внутрицеховых транспорт-но-складских работ и размещение мест складирования и хранения материальных ресурсов в цехе.

10. Транспортно-складские работы в машиностроении выполняются в большом объеме. Но и в настоящее время часто среди этих работ учитывается только та их часть, которая связана с осуществлением перемещения грузов из одного цеха предприятия в другой, их хранению на межцеховых промежуточных (буферных) складах и при отгрузке готовой продукции предприятия. Между тем основная часть транспортно-складских работ в машиностроении выполняется непосредственно в производственных цехах машиностроительных предприятий, где они занимают до 40−90 процентов в общей длительности производственного процесса, осуществляемого цехом. Между тем проектированием организации и разработкой технологии внутрицеховых транспортно-складских работ большинство машиностроительных предприятий до сих пор занимается мало и фактическая их организационно-технологическая модель складывается, исходя из экспертных оценок цеховых технологов и мастеров. Вследствие этого уровень организационно-технологической подготовки транспортно-складских работ в цехах многих машиностроительных предприятий в настоящее время неадекватен технико-техн-нологическому оснащению основных технологических процессов и организации собственно машиностроительного производства, абстрагированной от транспортно-складских процессов, и существенно отстает от требований организации современных машиностроительных производств. Это выдвинуло в число актуальных задач разработку проектов организации транспорт-но-складских работ и технологий их выполнения.

11. Транспортно-складские работы, выполняемые в цехах машиностроительных предприятий — это многооперационный, разнообразный, многоэтапный комплекс работ, характеризующийся сложностью организации, специфичностью материально-технической базы и ее многоаспектностью. В такой базе доллно быть тарно-упаковочное, транспортное, складское хозяйство, приспособленные к особенностям организации цехового производства, размещению рабочих мест, общей планировке производственной площади цеха и другим требованиям, предъявляемым к организации перевозки и складированию материальных ресурсов, обрабатываемых в цехе. Однако вопросы материально-технического оснащения внутрицеховых транспортно-складских работ и по сию пору нередко считаются второстепенным делом, вследствие чего материально-техническое обеспечение цехов тарой, складскими площадями, складским подъемно-транспортным оборудованием и транспортными средствами недостаточно по размерам и не имеет надлежащего технического уровня. Движение внутрицеховых материальных потоков из-за этого осуществляется в замедленном темпе, что снижает оборачиваемость материальных ресурсов, обрабатываемых в цехах машиностроительных предприятий.

12. Технологию транспортно-складских работ и проект их организации для цехов машиностроительных предприятий необходимо разрабатывать в тесной взаимосвязи с технико-технологическим оснащением цехового транспортно-складского комплекса, которое, в свою очередь, должно быть адекватно техническому и техно-логистическому обеспечению основного технологического процесса.

Организационно-технические разработки для цеховых транспортно-складских работ должны быть ориентированы на поточное перемещение материальных ресурсов в цехе, для чего такие разработки надо выполнять по правилам, разработанным в настоящей работе, осуществляя выбор вариантов организации таких работ путем их отбора из совокупности возможных маршрутов движения материальных потоков в цехе, отыскиваемых по алгоритмам, предложенным автором. При разработке таких алгоритмов должен учитываться определенный в настоящей работе комплекс условий, характеризующий рациональную организацию цеховых транспортно-складских работ и маршрут движения материальных ресурсов в цехе.

13. Нормативно-методическое обеспечение цеховых транспортноскладских работ на многих предприятиях неполное, в нем часто отсутствуют технологический раздел, описание подходов обоснования организационных решений. На большем числе предприятий нет нормативов для определения потребности в цеховых складских площадях, нет норм продолжительности транспортноскладских операций и этапов выполнения транспорт-но-складских работ, нет нормативов кадрового обеспечения данных работ, их технического и тарного оснащения. На большом числе предприятий отсутствуют методические документы по проектированию технологий и организации данных работ, нет надлежащей организационно-технологической документации, а на немалом числе предприятий такой документации нет совсем .

14. Планирование транспортно-складских работ чаще всего в цехах не ведется, объем транспортно-складских работ, их виды, операционный состав и сроки не учитываются и не пла-ниру тся, потребность цехов в техническом оснащении данных работ не определяется, вследствие чего они оснащены технически и технологически намного слабее, чем основное машиностроительное производство, что снижает эффективность деятельности машиностроительных предприятий, взятых в целом, удлиняет производственный цикл, снижает оборачиваемость материальных ресурсов и отдачу основных средств предприятий.

15. В каждом цехе машиностроительного предприятия выполняется большой объем транспортно-складских работ, который при сложившейся системе организации и планирования цехового производства на многих машиностроительных предприятиях не определяется и во внимание должным образом не принимается, что не позволяет составлять обоснованные оперативные планы работы цехов машиностроительных предприятий,.

16. Большое число машиностроительных предприятий не имеет надлежащего нормативно-методического обеспечения, требующегося для планирования транспортно-складских работ в их цехах, вследствие чего до сих пор здесь нет ни четкого определения составных элементов этих работ, ни методических приемов измерения их объема и продолжительности.

17. Специально подготовленного и строго целевого информационного обеспечения, необходимого для определения состава, объема и длительности транспортно-складских работ, многие машиностроительные предприятия не имеют, хотя используемая здесь документация позволяет определять названные показатели. Однако для их выявления необходимо выполнение дополнительных трудоемких расчетов. Для таких пересчетов нет требуемой методической базы, не определено, из ¡-каких документов надо выбирать нужную информацию, какая часть информации документов относится к таковой, как на ее основе вычислить объем цеховых транспортно-складских работ.

18. В настоящей работе определен перечень имеющихся в цехах документов, выявлены те показатели в них, которые целесообразно использовать для определения объема внутрицеховых транспортно-складских работ и их продолжительности. На основе этих документов можно подготовить нормативную базу, требующуюся для характеристики состава цеховых транспортноскладских работ, который надо учитывать при их планировании на предприятиях, использующих логистические методы управления материалодвижения в цехах.

19. Цеховые транспортно-складские работы неоднородны по составу и этапности, общей длине пути, и скорости его прохождения, объему. Все эти различия предопределяются спецификой материальных потоков, перемещаемых в ходе выполнения транспортно-складских работ в цехах машиностроительных предприятий.

20. Учет этих различий целесообразно осуществлять с помощью методических приемов, предложенных в настоящей работе на основе дифференциации транспортно-складских работ на операции и их группы и учета различий массы перемещаемых материальных ресурсов и их подразделения на легкие, средневес-ные, тяжелые грузы, на основе количественных границ этой дифференциации, предложенных в работе.

21. Стадийность обработки материальных потоков в цехе существенно влияет на объем цеховых транспортно-складских работ, предопределяет направленность пути перемещения потоков, этапность выполнения транспортно-складских работ, предопределяемую числом стадий основной технологической обработки деталей в цехе, необходимость выбора мест хранения ресурсов в период их пролеживания на складах рабочих мест во время обработки на этих местах партии деталей.

22. Разнообразие цеховых транспортно-складских работ складывается под воздействием специфики операций, которые требуется выполнить при осуществлении этих работ, характеризующихся специфичностью и большой зависимостью от ассортиментного состава и объема ресурсов в материальном потоке. Учитывать эти различия рациональнее всего на основе составления проектов организации транспортно-складских работ и разработки технологии выполнения каждого их вида.

23. Лучшим вариантом решения данной задачи, как показало настоящее исследование, является разработка проекта логистических цепей цеховых транспортно-складских работ по правилам, отысканным при выполнении настоящей работы, требующим при построении логистических цепей цеховых транспортно-складских работ учета эталности их осуществления, особенности ассортимента перемещаемых материальных ресурсов и других факторов.

24. Установлено, что многие материальные потоки, перемещаемые в цехах машиностроительного предприятия, имеют разную степень наполнения, а натурально-вещественный состав их видоизменяется в ходе цеховой обработки материальных ресурсов, входящих в поток. В таких материальных потоках число составных элементов может становиться большим или уменьшаться по мере продвижения потока в цехе. Эта особенность материальных потоков во внимание часто не принимается. Но именно она предопределяет объем цеховых транспортно-складских работ, их техническое и тарное оснащения и технологию. Учет рассматриваемых различий материальных потоков позволяет выл т9п птт «ч тт»" ттг п" пшчч «тшт-п* «*г тп пттлпппт.

ОИрахв раЦИиНсУшшш всарисшт иух сшпвацша целишил хрсшинирхно-складских работ и рассчитывать продолжительность их выполнения.

25. Предложенные в работе рекомендации по совершенствованию документальной основы расчетов длительности транспортноскладских работ и их продолжительности, позволяют повысить аналитичность информации цеховых документов, связанной с транспортно-складскими работами и на этой основе сократить трудоемкость определения их объема и длительности, дают возможность организовать достаточно простую систему планирования и учета цеховых транспортно-складских работ, обеспечивающих возможность обоснования эффективных логистических цепей в цехах машиностроительных предприятий, по которым направляется движение материальных потоков в них и осуществляется хранение запасов ресурсов.

26. Взятые вместе, предложения настоящей работы позволяют организовать транспортно-складские работы в цехах и планировать их выполнение на уровне, которого требует логистика.

Предложенная в работе организационная модель управления транспортно-складским комплексом на основе логистического подхода позволяет решать функциональные задачи данного комплекса с высокой эффективностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Эволюция сферы обращения во Франции // Материально-техническое снабжение.-1990.-N5.-0.74−80.
  2. И.Н. Производственные запасы предприятия: учет, оценка, контроль // Финансы.-1992.-Ы 12.-С.44−51.
  3. Е. Инструмент развития рыночной экономики /У Материально-техническое снабжение. 12. 1990. -С.75−87.
  4. М.Д. Основы логистики производства. М.: ВПК Госснаб СССР, 1991.-48с.
  5. А. Товародвижение в новых условиях // Материально-техническое снабжение.-1990.-Ы 7.-С.75−81.
  6. А.И., Бардалян Г. И. Экономика снабжения предприятий сегодня и завтра. -М.: Экономика, 1990.
  7. Д., Уайтхед Дж. Транспорт и доставка грузов: Пер. с англ. -М.: ТранспортД990.-32с.
  8. Дж. Управление производством: Пер. с англ.-М.: Наука, 1965.-162с.
  9. В.В. Япония. Производственная инфраструктура. -М.: Наука, 1992.-182с.
  10. Ю.Галабурда В. Г. Грузопотокам рациональные схемы // Материально-техническое снабжение.-1990.-Ы 5-С.86−92.
  11. И.Гендриксон Кр. Логистика и транспортные исследования. Пер. с англ. Об.статей. Ун-т Карнеги, 1986.-42с.
  12. Р. Современная концепция комплексного управленияоборотом материальных ресурсов // Материально-техническое снабжение.-1991.-N 3.-С.105−108.
  13. H.H. Управление запасами средств производства. Л.: ЛФВИ, 1991.-70с.
  14. М.П. Заседание совета Ассоциации логистики // Подъемно-транспортная техника и склады.-1992.-N 2.-С.46−47.
  15. М. Комплексное управление товародвижением //Материально-техническое снабжение. 1990. — N 4. -С.100−104.
  16. М.П. Развитие логистики в управлении материально-техническим снабжением. М.: НИИТЗИМС, 1990.-18с.
  17. М. Стимул для ноу-хау // Риск.-1993.-N 3.-С.94.
  18. М. Функции и развитие логистики в сфере товарообращения // Риск.-1993.-N 1.-С.42.
  19. Г. Поставки по формуле надежности // Pkck.-1993.-N 4.-С.82.
  20. ГМ. Складское и тарное хозяйство.М.: Высшая школа, 1990.-192с.
  21. А. Склады в Швеции техника и тенденции. Стокгольм.-М.: Всесоюз. центр переводовt 1985.-6с.
  22. М.Ш. Материально-техническое обеспечение производства на машиностроительном предприятии. Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1975.-63с.
  23. М.Е. Материально-техническая база снабжения е системе управления материальными ресурсами. Изд-во Сарат.политех.ин-та, 1989.-48с.
  24. М.Е. Материально-техническая база снабжения промышленности в СССР: Организационно-экономический аспект, йзд-во Сарат. ун-та, 1985.-96с.
  25. М.Е. Сбытовая логистика. Саратов. Изд-во Сарат, технич. ун-та, 1993.-64с.
  26. М.Е. Управление запасами материалов в условиях оптовой торговли. -Саратов, Сарат.политех.ин-т, 1988.-32с.
  27. М.Е. Управление системами переработки, хранения и доставки продукции. Логистическая продукция.-Сарат.политех.ин-т. 1990.-64с.
  28. Г. П. Экономика организации и управления материально-техническим снабжением. -М.: Экономика, 1991.-64с.
  29. К.В. Повышение надежности и качества снабжения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.-240с.
  30. К.В. Совершенствование планирования и организации материально-технического обеспечения производственных объединений. -Л.: Машиностроение. Ленинград. отделение, 1986.-246с.
  31. П.И. Формы учета на предприятиях сферы обращения // Бухгалтерский учет.-1993.-Ы 9.-С.44−46.
  32. Д. Прогноз развития механизированных и автоматизированных систем грузопереработки до 2000 г. США. Перев. с англ. -М.: Всесоюз. центр переводов. 1984.-15с.
  33. В.П. Сущность и экономическая эффективность специализации подъемно-транспортных работ // Машиностроитель. -1992.-Ы 4.-С.11.
  34. Д.Г. Функциональное моделирование взаимодействия информационного, материального потоков и технологического оборудования // Мат. моделирование дискрет, пр-ва. -1993. -ВыпЛ-С. 61−68.
  35. В. Технологическая революция и конечное потребление // Экономист.-1993,-Ы 8.-С.68−79.
  36. Коч Р. Складское обслуживание сегодня и завтра. Управление информационной деятельностью и автоматическое комплектование заказов. Перев. с англ. М.: Всесоюз. центр переводов, 1985.-16с.
  37. O.A. Материально-техническое снабжение: ре-сурсо-сберегаюшдя деятельность. -М.: Экономика, 1988.-94с.
  38. В. Современный этап обобществления и новые формы организации производства // Плановое хозяйство- 1990. -N 3.-С.18−27.
  39. O.E. Логистические методы организации и планирования материальных потоков на машиностроительных предприятиях: Дисс. на ооиск.уч.степени канд.эк.наук Сарат.технич.ун-т, 1994.
  40. О.В. Организация материалопотоков и их влияние на формирование рынка средств производства. В межвуз. науч.сб.: Эффективные направления формирования рынка средств производства. -Саратов. Сарат. политех, ин-т, 1992.-С.81−87.
  41. О.В. Разработка паспортов межцеховых материала ных потоков. -Саратов.Сарат.политех.ин-т, 1992.-15с.
  42. Роль логистики в ресурсосбережении. В межвуз.науч.сб.: Материалосберегающие формы новых хозяйственных отношений. Сарат.политех.ин-т, 1991.-С.60−64.
  43. Q.B. и др. Руководство по оценке условии эксплуатации машин, используемых в транспортно-складском хозяйстве машиностроительных организаций. Сарат.политех.ин-т, 1990.-15с.
  44. Лаврова О.В.6 Залманова М. Е. Типовое положение по организации транс портно-с кладеких работ на машиностроительном предприятии. -Сарат.политех, ин-т, 1990.-14с.
  45. Г. Потери на встречных перевозах // Материально-техническое снабжение. -1990.-Ы 5.-С.98−99.
  46. Логистика наука об управлении материальными потоками. М.: ВНШТС, 1989.-14с.
  47. Логистика новая наука /7 Подъемно-транспортная техника и склады.-1989.-Ы 1.-С.30−31.
  48. Р. Товарные запасы барометр экономики // Экономист. 1992.-Н 10.-С.40−46.
  49. А.И. Экономический механизм снижения издержек производства и повышения качества продукции предприятия // Машиностроитель.-1983.-Ы 2.-С.12.
  50. Ч. Японская промышленная система. Перев. с англ. -М.: Прогресс, 1988.-400с.
  51. Маркетинг и транспортно-складская техника в Великобритании. -М.: ЦНИИТЭИМС, 1989.-11с.
  52. Методические рекомендации по паспортизации рабочих мест на экспериментальных машиностроительных предприятиях. Деп. ТД N 87−328−55.-Сарат. ЦНТИЛ987.-Юс.
  53. С.Р. Модели процессов материально-технического снабжения. Под общ.ред.проф.йотковского А.Л.
  54. Изд-во Ленинград, ун-та, 1974.-99с.
  55. O.P. и др. Управление производственными запасами на предприятии. -М.: Экономика, 1971"-53с.
  56. Л. Колесник В. Нужные товары в нужный час // Риск.-1993.-N 1.-С.48.
  57. В. Корюхов Г. Не навалом, а контейнерами // Материально-техническое снабжение.-1990.-N 10.-С.85−88.
  58. Д.Т. и др. Управление материальными ресурсами. M.: Знание, 1900.-64с.
  59. Д.Т., Нестеров H.A. Перестройка управлением материально-техническим снабжением. М.: Экономика, '1979.-152с.
  60. Д.Т. Повышение эффективности АСУ материально- техническим снабжением. -М.: Экономика, 1979.-152с.
  61. O.A., ред.Резервы снижения запасоемкости. Саратов: Сарат.политех.ин-т, 1988.-96с.
  62. O.A., ред. Эффективные направления материа-лосбережения. -Саратов: Сарат.политех.ин-т, 1987.-85с.
  63. O.A., Семененко А. И. Производственно-коммерческая логистика. -СПб: УЭФ, 1993.-192с.
  64. O.A., Щербаков В. В. Оптовая торговля средств производства. -Л.: Ид-во Ленингр. фин.-экон. ин-та. 1990.-90с.
  65. Обэр-Крис Дж. Управление предприятием. Сокр. пер. с Ф. M. г Прогресс, 1973.-304с.
  66. В.П. Планирование производственной инфраструктуры . -M.: Экономика, 1986.-46с.
  67. В. Управление запасами незавершенного производства // -Риск, 1993.-N 2.-С.57.
  68. М. Система планирования материальных средств в рамках гибкого автоматизированного производства // Ое никак кочаку.-1982.-т.23.-М 3.-с.59−67: Бсесоюз. центр переводов. -М.-.1983.
  69. У. Методы организации производства. Японский и американский подходы: Пер. с англ. М.: Экономика, 1984.-184с.
  70. Паспорт внутрицехового прицехового упаковочного, сбытового и транспортного хозяйства цеха N 2. Деп.ТД. N ЦНТИ, 1988.-16с.
  71. Паспорт внутрицехового складского хозяйства цеха N 2. Деп. ТД N 89−322−55. -Сарат.ЦНТИ, 1988.-16с.
  72. Паспорт рабочих мест в основном производстве. Деп. ТД N 89−302−55. -Сарат. ЦНТИ, 1989.-8с.
  73. Паспорт трансПортно-складских работ, Деп. ТД N 88−321−55. -Сарат. ЦНТИ, 1983.-10с.
  74. .К. Автоматизированная система управления материальными ресурсами. -Л.:ЛФЗЙ, 1991.-77с.
  75. .К. Автоматизированное управление процессом обращения средств производства. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.-136с.
  76. .К. Основы логистики. -Л.: 1991.-54с.
  77. .К. Управление материальными ресурсами /очерк коммерческой логистики./'. Л.:изд-во Ле-нингр.фин.-экон.ин-та, 1991.-128с.
  78. .К. Экономические основы коммерческой логистики и маркетинга. -СПб.: УЭФ, 1992.-54с.
  79. Показатели издержек для снабженцев. Пер. с франц. М.: Веееоюз. центр переводов.1985.-26с.8?.Пронников В., Ладанов И. По-японски «Канбан», по-английски «Джаст ин тайм», по-русски «Точно в срок» // Вопросы управления. Деловые связи.-1991.-М3.-С.21−22.
  80. А.Н. Об определениях важнейших понятий логистики М.:Подъемно-транспортная техника и склады.-М 1.-1992.-с.20−21.
  81. А.Н. Об определении важнейших понятий логистики М.: Подъемно-транспортная техника и склады. -1992. -М 2.-с.33−35.
  82. Роль Логистики в разработке хозяйственной стратегии: Дерев, с англ. -М.: НИИТС, 1989.-8с.
  83. Р. Транспорт в девяносто втором году // Экономист>-1993.-И 3.-С.37−39.
  84. Л.О. Логистический подход к движению материальных и информационных потоков от производителя к потребителю череэ биржу // Эффективность бирж в рыночной экономике: Межвуз. науч. сб. Саратов *. Сарат. т. е.хн. ун- т, 1993 .-С.
  85. Эб.Оердюкова Л, О. Разработка проекта логистической структуры организации производства для цеха машиностроительного предприятия. Сарат.политехи.ин-т, 1992.-20с.(в сооавторстве с Дряшкиной A.B.).
  86. Л.О. Резервы снижения издержек снабжения на предприятиях // Материалосберегающие формы новых хозяйственных отношений: Межвуз.науч.сб.-Саратов: Сарат. политехи, ин-т, 1991.-С.
  87. Л.О. Роль логистики в формировании рынка средств производства /7 Эффективные направления формирования рынка средств производства: Межвуз.науч. сб.- Саратов. Сарат.политехи.ин-т, 1992.-С.
  88. Л.О. Организация внутрицеховых материальных потоков в машиностроении // Логистика материальных потоков в рыночной экономике: Межвуз. науч:.сб.-Саратов: Сарат.техн.ун-т, 1994.-С.
  89. Л.О. Транспортно-складская логистика цеха: Конспект лекций.-Саратов: Сарат.техн.ун-т, 1995.-32с. (в производстве).
  90. A.A. Введение в логистику. М.: Транспорт, 1993.-С.110.
  91. A.A. Зоны обслуживания и региональные распределительные центры // Материально-техническое снабжение. -1991.-N 3.-С.99−104.
  92. A.A. Логистика. -М.: Знание, 1990.-64с.
  93. A.A. Моделирование параметров логистической системы на фазе распределения // Подъемно-транспортная техника и склады.-1992.-N 2.-С.35−37.
  94. А.А. Новое научное направление или новая пона-цея? // Материально-техническое снабжение.1990.-N 1.-С.64−75.
  95. Р.Г. Организация транспортно-складского хозяйства предприятия. -Л.: Судостроение.-1981.-107с.
  96. Г. А., Сигарова Т. С. Ресурсосбережение на предприятиях. -М.: Экономика, 1990.-135с.
  97. Е. Логистика вместо Госплана // Рынок. -1990.-N 6.-С.11.
  98. E.H. Управление качеством материально-технического снабжения. -Ростов-на-Дону: РУ, 1988.-142с.
  99. Стратегический характер логистических связей поставщика и потребителя. Перев. с англ. -М.: НИИТС, 1989.-9с.
  100. С’уркин М.В., Попова Т. А., Ширинова Л. А. Опыт использования автоматизированных транспортно-складских систем в гибких автоматизированных производствах в СССР. М.: Серия материально-технического снабжения. Вып.1, ЦНИИТЭИМС. 1988.-13с,
  101. Управление материальными потоками б машиностроении /под ред.М. Е. Сонина.-М.:Машиностроение, 1983.-46с.
  102. ИЗ.Фасоляк Н. Д., Смирнов П. В. Материально-техническое снабжение- Словарь-справочник. м.: Экономика. 1985.-225с.
  103. Л.С. Логистика в капиталистических странах // Экономика и организация МТС, вып.2. -М.:ЦНИИТЭИМС, 1990.-20с.
  104. Л.С. Ориентир-минимизация материально-технического снабжения.-N 5.-1990.-С.157−165.
  105. Иб.Хачатуров С. Нужна теория организации производственных систем // Вопросы экономики.-1990.-N 5.-С.157−165.
  106. Т.Т., Новиков 0.4. Организация технического процесса складской грузопереработки. Управление системой материальных потоков на предприятиях оптовой торговли. Л.: ЛФЗИ, 1991.-51с.
  107. ИЗ.Шкуровскии А. Новое в материально-техническом обеспечении экономики // Экономист.-1992.-N 4.-С.22−29.
  108. ИЭ.Шонбергер Р. Японские методы управления производством: Сокр.перев. с англ. -М.: Экономика, 1988.-251с.
  109. В.В. Организация оптовой торговли средствами Ленингр.фин.-экон.ин-т.-1991.-99с.
  110. В.В. Хозяйственные связи в процессе материально- технического обеспечения. С.-Петер, ун-т зк-ки и фин., 1991.-116с.
  111. Т. Управление многоступенчатым, производством и товарно-материальными запасами // Оперэ сендзу риса-ти.-1985.- T.3Q.-N 11.-С.689−695.
  112. Ю. Перестройка технологической структуры производства // Экономист.-N 5.-1993.-С.27−36.
Заполнить форму текущей работой