Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методологические аспекты исследования труда технической интеллигенции в развитом социалистическом обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование развития характера и содержания труда технической интеллигенции, их двойственной природы позволяет обоснованно подойти к определению социально-профессиональной сущности отряда технической интеллигенции, к уточнению его границ в социальной структуре общества, к выделению и исследованию его социально-профессиональных функций, дифференцирующих совокупную социальную функцию технической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Техническая интеллигенция в социальной структуре развитого социалистического общества
    • 1. 1. Интеллигенция в системе общественного разделения труда и в социальной структуре развитого социалистического общества
    • 1. 2. Техническая интеллигенция — социально-профессиональный отряд интеллигенции развитого социалистического общества
  • Глава 2. Технологические и социально-экономические общие условия труда технической интеллигенции в развитом социалистическом обществе
    • 2. 1. Сущность и двойственная природа способа производства, труда, управления и формирования личности в условиях развитого социализма
    • 2. 2. Техника в системе научно-технической революции
  • Глава 3. Труд и социально-профессиональные функции технической интеллигенции в развитом социалистическом обществе
    • 3. 1. Характер, содержание труда и отношение к труду технической интеллигенции в развитом социалистическом обществе
    • 3. 2. Социально-профессиональные функции технической интеллигенции в развитом социалистическом обществе

Методологические аспекты исследования труда технической интеллигенции в развитом социалистическом обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность теш исследования. Важнейшим фактором развития производительных сил общества зрелого социализма, создания материально-технической базы коммунизма является научно-техническая революция. Советскому народу предстоит решить задачу исторической важности: «органически соединить достижения научно-технической.

О о «» I.

•революции с преимуществами социалистической системы хозяйства". Главным субъектом НТР является техническая интеллигенция. Именно техническая интеллигенция непосредственно обеспечивает интеграцию о науки с производством. Задачей первостепенной важности в ускорении научно-технического прогресса является, как определил декабрьский (1983г.) Пленум ЦК КПСС, мобилизация на эту работу коллективов предприятий, НИИ и КБ, инженерно-технических и научных кадров. В силу этого изучение методологических аспектов труда технической интеллигенции представляет и теоретический, и практический интерес.

Труд, его общественное разделение, диалектика развития детерминируют диалектику общественных отношений, социальной структуры общества. В то же время развитие труда, являющегося важнейшим условием производства, само детерминировано развитием способа производства, диалектикой его производительных сил и производственных отношений. «Представляется существенно важным углубленное исследование вопросов, относящихся к тенденциям развития нашего общества, его производительных сил. Сюда относятся. характер и содержание труда в условиях зрелого социализма, изменения социаль.

I. Материалы ХХ1У съезда КПСС. — М., Политиздат, 1971, с. 57.

2 Материалы ХХУ съезда КПСС. — М., Политиздат, 1976, с. 48.

3 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−27 декабря 1983 г. -М., Политиздат, 1984, с. 15 ной структуры" '1'. Двойственная (социально-экномическая и технологическая) природа способа производства в обществе зрелого социализма определяет двойственную природу труда, управления и воспитания. В то же время двойственная природа производительных сил и производственных отношений детерминирует двойственную природу содержания и характера труда, а также организационно-технической и социально-экономической функций управления.

Исследование развития характера и содержания труда технической интеллигенции, их двойственной природы позволяет обоснованно подойти к определению социально-профессиональной сущности отряда технической интеллигенции, к уточнению его границ в социальной структуре общества, к выделению и исследованию его социально-профессиональных функций, дифференцирующих совокупную социальную функцию технической интеллигенции в развитом социалистическом обществе. Конкретные социологические исследования, основанные на этой базе, позволяют обоснованно уточнить структуру ведущих мотивов труда и ведущих факторов удовлетворенности технической интеллигенции своим трудом и выработать систему мер по повышению эффективности ее труда.

Состояние научной разработки проблемы. В разной степени разработаны отдельные аспекты исследуемой проблемы. В последние полтора десятилетия глубоко исследована структура социалистического способа производства, производительных сил и производственных отношений^, а также структура труда в социалистическом обществе^. Ряд фундаментальных трудов вышел по проблемам научно-технической.

1 Материалы ХХУ съезда КПСС, с. 72.

2 Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки и техники. — М., Политиздат, 1976; Марахов В. Г. Структура и развитие производительных сил социалистического общества. (Методологические проблемы).-М., Мысль, 1970; революции и ее социальных последствий-®—. По проблемам развития социальной структуры советского общества проведены четыре Всесоюзные научно-теоретические конференции (Минск, 1966 г.- Свердловск,.

Мокроносов Г. В., Москаленко А. Т. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности. — Новосибирск, Наука, 1981; От социалистических производственных отношений к коммунистическим. — М., Мысль, 1966; Покрытан А. К. Производственные отношения и экономические законы социализма. (Очерки метода анализа и теории). -М., Мысль, 1971; Социализм: диалектика развития производительных сил и производственных отношений. — М., Мысль, 1975 и другие.

3 Диалектика становления коммунистического труда.-Киев, Наукова душа, 1978; Суслов В. Я. Труд в условиях развитого социализма (социально-философские вопросы). — Л., Haj^a, 1976; Чангли И. И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования.-М., Наука, 1973 и другие.

I Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогрессаГудожник Г. С. Научно-технический прогресс: сущность, основные тенденции. -М., Наука., 1970; Кудряшов А. П. Научно-техническая революция и ее социально-экономические последствия. — Свердловск, 1972; Марков Н. В. Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия. Изд. 2-е, доп. -М., Политиздат, 1973; Научно-техническая революция и социализм. — М., Политиздат, 1973 — Человек — Наука — Тех ника. (Опыт марксистского анализа научно-технической революции) М., Политиздат, 1973; Щухардин C.B., Кузин A.A. Теоретические аспекты современной научно-технической революции. — М., Наука, 1980 и другие.

1972 г.- Москва, 1976; Таллин, 1981 г.) и опубликован ряд фундамент тальных работ. По проблемам развития советской интеллигенции в.

1979 г. (г.Новосибирск) проведена первая Всесоюзная научно-теорер тическая конференция, из печати вышел ряд работ, в 1979;1980гг. на страницах журналов «Вопросы философии» и «Социологические исследования» была проведена дискуссия, в которой приняли участие видные советские ученые Ц. А. Степанян, Н. А. Аитов, М. Н. Руткевич, В. И. Староверов, Ф. Р. Филиппов, Л. Н. Коган и другие .

Многочисленны исследования по проблемам развития технической интеллигенции: ее месту в системе общественного разделения труда и социальной структуре общества, содержания ее труда и социальных.

1 Амвросов A.A. От классовой дифференциации к социальной однородности общества. Изд.2-е, дораб. и доп. — М., Мысль, 1978; Руткевич М. Н. Становление социальной однородности. — М., Политиздат, 1982; Семенов B.C. Диалектика развития социальной структуры советского общества. -М., Мысль, 1977; Социальная структура развитого социалистического общества в СССР. — М., Наука, 1976; Социально-классовая структура развитого социалистического общества. — Харьков, Вища школа, 1975 и другие.

2 Астахова В. И. Советская интеллигенция и ее роль в общественном прогрессе. — Харьков, Вища школа, 1976; Бляхман Л. С., Шкаратан О. И. НТР, рабочий класс, интеллигенция. -М., Политиздат, 1973; Руткевич М. Н. Интеллигенция в развитом социалистическом обществе. — М., Политиздат, 1977; Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма. — М., Наука, 1983 и другие.

3 Вопросы йилософии, 1979, J5 I, с.49−60- Социологические исследо.

19 SO, вания, 1979, № 3, c.29−34-W5 2, с.63−119- !Ь 4, с.79−95 функций1.

Но в то же время требует углубленной проработки проблемадиалектики отношений и развития производительных сил и производственных отношений, содержания и характера труда, организационно-технической и социально-экономической функций управления в развитом социалистическом обществе. Ряд вопросов теоретического характера не.

I Беляев В. А. Социальные функции научно-производственной интеллигенции развитого социалистического общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.-Казань, 1979; Данилова Т. И. Методологические проблемы исследования изменения содержания и характера труда инженерно-технических работников в развитом социалистическом обществе (в условиях научно-технической революции). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.-Изд. МГУ, 1974; Завлин П. Н., Щербаков А. И., Юделевич М. А. Труд в сфере науки. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., Экономика, 1973; Иванова М. А., Самарина И. А. Технический прогресс и структура ИТР и служащих. -М., Экономика, 1970; Инженерный труд в социалистическом обществе. Под ред. А. К. Тащева.Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., Мысль, 1976; Кугель С. А., Никандров О. М. Молодые инженеры. Социологические проблемы инженерной деятельности. — М., Мысль, 1971; Мангутов И. С. Инженер: соцколого-экономический очерк. 2-е изд., перераб. и доп. — М., Сов. Россия, 1980; Скаржинский М. И. Труд инженера. — М., Экономика, 1977; Социально-психологический портрет инженера. По материалам обследования инженеров Ленинград. ских проектно-конструкторских организаций. Под ред. В. А. Ядова.-М., Мысль, 1977; Г. И. Шеменев. Техническая интеллигенция и общественный прогресс. — М., Знание, 1974 и другие решен в исследовании диалектики способа производства и труда и детерминируемой ею диалектики социально-классовой и профессионально-отраслевой структур общества. Не до конца исследован вопрос критериев выделения и границ технической интеллигенции в социальной структуре советского общества, а также горизонтального (профессионально-отраслевого) и вертикального (социального) ее деления и диалектики взаимодействия этих структур] При наличии достаточного количества исследований по проблеме содержания труда отдельных подотрядов технической интеллигенции фактически отсутствует систематизация аспектов характера ее труда. До сих пор существует путаница отдельных аспектов содержания и характера ее труда: квалифицированного и сложного труда, часто можно встретить категорию «творческий характер труда инженера», в то же время как творчество является важнейшим аспектом, всеобщей формой содержания квалифицированного интеллигенции умственного труда, в том числе и содержания труда техническойУи т.д. Различен подход исследователей и к определению совокупности социально-профессиональных функций нашего объекта исследования. И наконец, нагл представляется, что в существующей литературе недостаточно обоснована социально-профессиональная природа отряда технической интеллигенции развитого социалистического общества: до сих пор существуют даже различные позиции по поводу правомерности применения термина «социально-профессиональный» в отношении к группам, отрядам в социальной структуре общества и их функциям.

Актуальностью проблемы и недостаточностью научной разработки ряда ее аспектов и обусловлен выбор темы диссертации.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выбран один из основных структурных элементов интеллигенции развитого социалистического общества — социально-профессиональный отряд технической интеллигенции — главный субъект НТР. Предметом исследования выбран труд технической интеллигенции, его характер и содержание, социально-профессиональные функции, их методологические и конкретно-социологические аспекты.

Общая цель данной работы. Исследовать методологические аспекты труда технической интеллигенции. Обосновать социально-профессиональную природу технической интеллигенции развитого социалистического общества. В соответствии с целью исследования диссертантом были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить двойственную (технологическую и социально-экономическую) природу способа производства, труда, управления и формирования личности в развитом социалистическом обществе.

2. Выяснить двойственную природу содержания труда и характера труда в развитом социалистическом обществе.

3. Уточнить место техники — основного материального продукта труда технической интеллигенции — в системе НТР.

4. Уточнить место техпической интеллигенции в системе общественного разделения труда и социальной структуре развитого социалистического общества, а также ее социальную и профессиональную структуры.

5. Исследовать характер и содержание труда технической интеллигенции.

6. Исследовать совокупную социальную функцию и дифференцирующие ее социально-профессиональные функции технической интеллигенции в развитом социалистическом обществе.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Программа КПСС, материалы ХХ1У-ХХУ1 съездов КПСС, Пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС по вопросам управления НТР, совершенствования хозяйственного механизма повышения роли специалистов в развитии науки, техники, производства, управления, воспитания трудящихся, труды и выступления деятелей КПСС.

Источниковедческой и информационной базой исследования явились философские, социально-экономические и конкретно-социологические книги и статьи советских ученых, материалы Всесоюзных и региональных научно-теоретических и научно-практических конференций по проблемам развития НТР и социальной структуры советского общества, материалы Всесоюзной и Челябинской областной статистики, материалы союзной периодической печати.

В работе были использованы результаты конкретных социологических исследований, проведенных автором или с его участием на промышленных предприятиях г. г. Миасса и Златоуста, а также в ряде научно-технических коллективов г. г.Москвы, Ленинграда, Свердловска и Челябинска в 1373—1981 гг.

Научная новизна исследования. На протяжении всего исследования автор придерживался двойственной (социально-экономической и технологической) природы способа производства и труда и детерминируемой ею двойственной природы управления и формирования личности. В силу этого удалось обосновать двойственную (социально-профессиональную) природу технической интеллигенции.

Впервые сделана попытка рассмотреть сложную (двойственную) природу характера труда и содержания труда в развитом социалистическом обществе.

Уточнены место, критерии выделения и границы технической интеллигенции в системе общественного разделения труда и социальной структуре общества развитого социализма, а также социальная и профессиональная структуры этого отряда и их взаимодействие.

Исследован характер труда технической интеллигенции, его общие, особенные и единичные аспекты.

Материалами конкретно-социологических исследований показано, что важнейшим мотивом и фактором удовлетворенности труда технической интеллигенции является его творческое содержание.

Введено понятие «совокупная социальная функция» и показано ее отношение с социально-профессиональными функциями как общего и особенного. Уточнены критерии выделения и содержание социально-профессиональных функций технической интеллигенции в развитом социалистическом обществе.

На основе теоретического и конкретно-социологического исследования автор дал ряд практических рекомендаций по совершенствованию управления трудом технической интеллигенции.

Апробация работы. Материалы диссертации изложены на: Всесоюзной теоретической конференции «Рабочий класс СССР и его ведущая роль в строительстве коммунизма» (г.Звенигород, 1974 г.) — научно-теоретической конференции «Советский рабочий класс в условиях развитого социалистического общества» (г.Челябинск, 1975 г.) — семинаре «Теория и практика проведения служебной аттестации инженерно-технических работниковметоды разрешения конфликтных ситуаций» (г.Челябинск, 1975 г.) — научно-практическом семинаре «Мастер — руководитель производства и воспитатель коллектива» (г.Челябинск, 1977 г.) — рабочем симпозиуме по проблеме «Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма» (г.Москва, 1978 г.) — Ш Уральских философских чтениях «Наука и развитие общественных отношений» (г.Уфа, 1978 г.) — научно-технической конференции «Научно-технический прогресс и формирование работника нового типа» (г.Стерлитамак, 1979 г.) Всесоюзной научно-теоретической конференции «Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма» (г.Новосибирск, 1979 г.) — научно-практической конференции «Социальное развитие города и проблемы трудовых ресурсов» (г.Учалы, Башкирской АССР, 1980 г.) — симпозиуме «Социальные группы и их деятельность» (г.Уфа, 1980 г.) — научно-практической конференции «ХХУ1 съезд КПСС и проблемы управления социальными процессами в промышленном городе» (г.Миасс, 1981 г научно-практической конференции «Социальные и социально-психологические элементы культуры производства» (г.Уфа, 1981 г.) — симпозиуме «Управление социальными процессами. Управление развитием социальной структуры» (г.Уфа, 1982 г.).

Внедрение работы. Выводы и рекомендации диссертации, выводы конкретно-социологических исследований, использованных в ней, были реализованы при разработке комплексных планов научно-технического и социально-экономического развития Конструкторского бюро машиностроения (г.Миасс) на 1976;1980гг. и на 1981;1985гг., при разработке плана социального развития одного из районов г. Миасса на 1981;1985гз, а также при разработке мероприятий по повышению эффективности труда ИТР, разработке и развитии системы деловой оценки, личных творчески: планов ИТР, системы социалистического соревнования и системы коммунистического воспитания ИТР Конструкторского бюро машиностроения в 1970;1981гг.

По результатам исследования опубликовано 17 печатных и 4 рукописных работы.

Практические рекомендации.

1. В связи с тем, что управление развитием характера и содержания труда является базой управления развитием социально-классовой и профессионально-отраслевой структур, целесообразно в планах социально-экономического развития трудовых коллективов, регионов и отраслей формировать специальный раздел «Развитие характера, содержания и условий труда». Необходима разработка методических указаний.

2. В связи с тем, что творчество является всеобщей формой содержания труда технической интеллигенции, а также важнейшими мотивом ее труда и фактором удовлетворенности трудом, в планах социально-экономического развития и планах повышения эффективности производства трудовых коллективов (особенно научно-технических) целесообразно формировать специальный подраздел «Повышение творческого содержания труда технической интеллигенции» .

3. С целью повышения эффективности индивидуального труда в научно-технических коллективах необходимо интенсифицировать поиски в двух, в определенной степени противоположных, направлениях: формирование и внедрение оптимальных систем оценки и оплаты труда инженера, ученогоформирование морально-психологического климата, способствующего коллективному творческому процессу труда.

4. В повышении эффективности труда технической интеллигенции, эффективности выполнения ею своих социально-професииональ-ных функций в настоящее время особое значение приобретает идейно-нравственное воспитание технической интеллигенции, особенно подотрядов научно-технической интеллигенции и организаторов материального производства и технической науки: формирования осознания социального предназначения технической интеллигенции, социальной значимости ее труда в обществе развитого социализма, профессиональной этики инженера, имеющей своим основанием категории «профессиональный долг», «социально-профессиональная ответственность», «социальная активность». На эффективное формирование этих качеств должна быть направлена система воспитания специалистов как в вузах, так и в трудовых коллективах.

5. С целью повышения эффективности подготовки инженерных кадров целесообразно интенсивнее внедрять повсеместно в вузах опыт Московского физико-технического института: значительное повышение фундаментальности теоретической подготовки студентов в сочетании с развитием с первого курса навыков научно-исследовательской работы в студенческих научных обществах, а на старших курсах — стажировки в ведущих НИИ и КБ страны. Аналогичный подход целесообразно выработать и для вузов, готовящих в основном не инженеров-исследователей, а производственно-техническую интеллигенцию и организаторов материального производства.

6. Актуальной задачей является разработка программы и введение во всех технических вузах страны специального курса «Техническая интеллигенция и инженерный труд в развитом социалистическом обществе» .

7. С целью повышения эффективности труда технической интеллигенции и престижности инженерных профессий целесообразно значительное увеличение выпуска специалистов из средних технических учебных заведений с одновременным решением проблемы оплаты труда техников и других условий, обеспечивающих их профессионально-трудовое закрепление.

8. Важной практической проблемой является управление профессиональной ориентацией школьников на инженерные профессии.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Нагл представляется, что имеют научный интерес следующие направления дальнейшего исследования проблемы, изложенной в диссертации:

1. Углубленное теоретическое и конкретно-социологическое исследование диалектики непосредственного процесса производства и труда, взаимодействия и взаимопереходов технологических отношений и отношений производства, характера содержания труда и содержания характера труда.

2. Углубленное теоретическое и конкретно-социологическое исследование диалектики характера и содержания труда технической интеллигенции: отношения и взаимодействия общего, особенного и единичного в характере и содержании труда, а также непосредственно производительного и универсального характера и творческого содержания труда технической интеллигенции.

3. Исследование взаимодействия между собой трех социально-профессиональных функций технической интеллигенции в матрице «цель-средство» .

4. Целесообразно проведение всесоюзного исследования проблем интеллигенции с целью уточнения ее социально-профессиональной структуры и тенденций развития.

5. С целью оптимизации управления деятельностью технической интеллигенции, выработки общих практических мер по значительному повышению эффективности ее труда целесообразна разработка единой программы и проведение конкретного социологического исследования проблем труда технической интеллигенции в нескольких регионах страны и отраслях народного хозяйства: диалектики характера и содержания труда, структуры мотивов труда, факторов удовлетворенности трудом, эффективности выполнения социально-профессиональных функций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Введение. (Из экономических рукописей 1857−1859 годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12, с.709−738.
  2. К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, 784 с.
  3. К. Капитал. Критика политической экономии. Том третий. Книга Ш. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.25, ч. П, с.380−458.
  4. К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.1−167.
  5. К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.9−32.
  6. К. Наброски ответа на письмо В.И.Засулич. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.400−421.
  7. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.1−4.
  8. К. Теории прибавочной стоимости (1У том «Капитала»). Часть I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26, ч.1, с.133−300, 396−423.
  9. К. Экономическая рукопись I86I-I863 годов. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.47, с.53−111, 284−583.
  10. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. (Первоначальный вариант «Капитала»). Часть первая. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, с.17−48, 224−301, 384−404, 461−508.
  11. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. (Первоначальный вариант «Капитала»). Часть вторая. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч. П, с.97−113, 201−222, 279−285, 331−348.
  12. К. Эконошческо-философские рукописи 1844 года.- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.-М.: Политиздат, 1956, с.517−642.
  13. К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419−459.
  14. К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.15−78.
  15. Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.5−338.
  16. Ф. В.Боргиусу. В.Бреславль. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.39, с.174−177.
  17. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269−317.
  18. Ф. Международному конгрессу студентов-социалистов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с. 432.
  19. Ф. Положение рабочего класса в Англии. По собственным наблюдениям и достоверным источникам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.231−262, 329−364.
  20. Ф. Развитие социализма от утопии к науке.- Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.19, с.185−230.
  21. В.И. Великий почин. (0 героизме рабочих в тылу.'
  22. По поводу «коммунистических субботников»). Полн.собр.соч., т.39, с.1−29.
  23. В.И. УШ Всероссийская конференция РКП(б). 2−4 декабря 1919 г. 2. Политический доклад Центрального Комитета2 декабря. Полн.собр.соч., т.39, с.342−363.
  24. В.И. УШ съезд РКП(б). 18−23 марта 1919 г. 3. Доклад о партийной Программе 19 марта. Полн.собр.соч., т.38,с.151−173.
  25. В.И. Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социалистами-революционерами. Полн.собр.соч., т.7, с.43−50.
  26. В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с.1−119.
  27. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме.- Полн.собр.соч., т.41, с.1−104.
  28. В.И. Задачи революционной молодежи. Письмо первое. Полн.собр.соч., т.7, с.341−356.
  29. В.И. Задачи союзов молодежи. (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.). Полн.собр.соч., т.41,с.298−318.
  30. В.И. И.И.Скворцову-Степанову. 15 ноября 1922 г.- Полн.собр.соч., т.54, с.310−311.
  31. В.И. Интервью норвежскому архивариусу Я.Фриису. -Ленинский сборник ХХХУП.-М.: Политиздат, 1970, с.212−213.
  32. В.И. Как организовать соревнование? Полн.собр.соч., т.35, с.195−205.
  33. В.И. Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам. Полн.собр.соч., т.17, с.339−353.
  34. В.И.- Лучше меньше, да лучше. Полн.собр.соч., т.45, с.389−406.
  35. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18, с.342−351.
  36. В.И. Материалы к выработке программы РСДРП. Замечания на второй проект программы Плеханова.-Полн.собр.соч., т.6, с.212−235.
  37. В.И. Набросок плана научно-технических работ.- Полн.собр.соч., т.36, с.228−231.
  38. В.И. Об едином хозяйственном плане. Полн.собр.соч., т.42, с.339−347.
  39. В.И. Общий план работ и решений Ш съезда РСДРП. Общий план решений съезда. Полн.собр.соч., т.9, с.315−320.
  40. В.И. 0 значении воинствующего материализма.- Полн.собр.соч., т.45, с.23−33.
  41. В.И. 0 «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности.- Полн.собр.соч., т.36, с.283−314.
  42. В.И. 0 международном и внутреннем положении Советской республики. Речь на заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов 6 марта 1922 г.- Полн.собр.соч., т.45, с.1−16.
  43. В.И. О продовольственном налоге. (Значение новой политики и ее условия). Полн.собр.соч., т.43, с.205−245.
  44. В.И. От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко Всероссийскому субботнику маевке.- Полн.собр.соч., т.41, с.107−109.
  45. В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Полн.собр.соч., т.40, с.314−316.
  46. В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн.собр.соч. т.36, с.165−208.
  47. В.И. Письмо П.И.Попову и поручение секретарю. I сентября 1921 г. Полн.собр.соч., т.53, с.150−152.
  48. В.И. Победоносная революция. Полн.собр.соч., т.10, с.220−221.
  49. В.И. По поводу одной статьи в органе Бунда.- Полн.собр.соч., т.14, с.187−194.
  50. В.И. По поволу «Р-со^ел^Ьок 4е.- Полн.собр.соч., т.4, с.310−321.
  51. В.И. Привет венгерским рабочим. Полн.собр.соч., т.38, с.384−388.
  52. В.И. Проект Программы РКП(б). II. Пункты экономической части Программы. Полн.собр.соч., т.38, с.119−122.
  53. В.И. Проект тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики. Полн.собр.соч., т.44, с.341−353.
  54. В.И. Рабочая и буржуазная демократия. Полн.собр.соч., т.9, с.179−189.
  55. В.И., Рецензия. Каи^ку, В^хк^оХьикс/ сбо2:1а1с1ш1о1<1.а-1ис, Ьа. Ръодъаппт .
  56. Полн.собр.соч., т.4, с.199−210.
  57. В.И. Речь на П Всероссийском съезде работников медико-санитарного труда I марта 1920 г. Полн.собр. соч., т.40, с.188−189.
  58. В.И. Самодержавие и пролетариат. Полн.собр.соч., т.9, с.126−136.
  59. В.И. Товарищу в Россию. 6 января 1905 г.- Полн.собр.соч., т.47, с.1−4.
  60. В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29, с.77−218, 316−322.
  61. В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. Полн.собр.соч., т.6, с.22−53.
  62. В.И. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. Полн.собр.соч., т.39, с.271−282.
  63. В.И. Ю.Х.Лутовинову. 30 мая 1921 г. Полн.собр.соч., т.52, с.224−229.
  64. В.И.Ленин об авторитете руководителя. -М.: Политиздат, 1963. 218с.
  65. В.И.Ленин. О воспитании и образовании. Изд.3-е.-ГЛ.: Просвещение, 1973. -632с.
  66. В.ИЛенин* КПСС об интеллигенции.-М.: Политиздат, 1979. -281с.
  67. В.И Ленин, КПСС о работе с кадрами. ГЛ.: Политиздат, 1979 т 686с.
  68. В.ИЛенин, КПСС о развитии науки. ГЛ.: Политиздат, 1981.- 778с.
  69. ДОКУМЕНТЫ КПСС И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА.
  70. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976.- 142с.
  71. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1978.- 60с.
  72. Материалы ХХ1У съезда КПСС.-ГЛ.: Политиздат, 1971.- 318с.
  73. Материалы ХХУ съезда КПСС.-М.: Политиздат, 1976.- 254с.
  74. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.: Политиздат, 1981.- 220с.
  75. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации. Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 года.-М.: Политиздат, 1982.- Шс.
  76. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября1982 г.-ГЛ.: Политиздат, 1982.- 30с.
  77. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня1983 г. 4л.: Политиздат, 1983.- 80с.
  78. О дальнейшем улучшении руководства развитием науки и техники в стране. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 5 марта 1963 г. В кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т.5. -4/1.: Политиздат, 1968, с.286−291.
  79. О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ 17 июня 1982 г. Политическое самообразование, 1982, 8, с.3−5.
  80. О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 18 июля 1972 г. В кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т.9. — М.: Политиздат, 1974, с.152−159.
  81. О мерах по улучшению внедрения в народное хозяйство изобретений и рационализаторских предложений. Постановление
  82. ЦК КПСС и Совета Министров СССР 20 мая 1960 г. В кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т.4. -М.: Политиздат, 1968, с.669−672.
  83. О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 20 августа 1983 г. Правда, 28 августа 1983 г.
  84. О мероприятиях по содействию изобретательству. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР 26 апреля 1928 г. В кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т.1. -М.: Политиздат, 1967, с.718−720.
  85. Об общегосударственной системе научно-технической информации. Постановление Совета Министров СССР 29 ноября 1966 г.- В кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т.6. М: Политиздат, 1968, с.267−274.
  86. Об организации научно-исследовательской работы для нужд промышленности. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР 7 августа 1928 г. В кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т.1. — М.: Политиздат, 1967, с.750−755.
  87. О повышении роли мастера на заводах тяжелого машиностроения.
  88. Постановление Совнаркома СССР и ЦК БКП (б) 27 мая 1940 г.
  89. В кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопро сам, т.2. М.: Политиздат, 1967, с.752−757.
  90. О работе Иркутского обкома КПСС по повышению роли инженерно-технических работников в ускорении технического прогресса на предприятиях и стройках области. Постановление
  91. ЦК КПСС 9 октября 1969 г. В кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным., вопросам, т.7. — М.: Политиздат, 1970, с.541−546.
  92. О работе Министерства строительства СССР с руководящими и ' инженерно-техническими кадрами. Постановление ЦК КПСС13 марта 1978 г. В кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т.12. — М.: Политиздат, 1979, с.230−233.
  93. Об улучшении использования молодых специалистов. Постановление ЦИК и СНК СССР 15 сентября 1933 г. В кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т.2. --М.: Политиздат, 1967, с.436−438.
  94. Об улучшении научно-технической информации в стране. Постановление Совета Министров СССР 10 сентября 1964 г. В кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т.5. -М.: Политиздат, 1968, с.500−504.
  95. Об утверждении положения о научно-производственном объединении. Постановление Совета Министров СССР 30 декабря 1975 г. В кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, Т.Н. -М.: Политиздат, 1977, с.65−71.
  96. Положение о научно-производственном объединении.- В кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, Т.Н. М.: Политиздат, 1977, с.71−113.
  97. Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их ролив управлении предприятиями, учреждениями, организациями. — Правда, 19 июня 1983 г.
  98. РАБОТЫ РУКОВОДЯЩИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ПАРТИИ И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
  99. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросысоциалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983. 31с.
  100. Л.И. Речь на торжественном пленуме ЦК ВЛКСМ, 25 октября 1968 г. Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т.2. — М.: Политиздат, 1970, с.260−278.
  101. Л.И. Учиться, работать и бороться по Ленину. Речь на Всесоюзном слете студентов, 19 октября 1971 г. Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т.З. — М.: Политиздат, 1972, с.424−433.
  102. Л.И. Все для блага народа, во шля советского человека. Речь на встрече с избирателями Бауманского избирательного округа города Москвы, 14 июня 1974 г. Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т.5. — М.: Политиздат, 1976, с.63−68.
  103. Л.й. Советские профсоюзы влиятельная сила нашего общества. Речь на ХУ1 съезде профессиональных союзов СССР, 21 марта 1977 г. — Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т.6. — М.: Политиздат, 1978, с.320−345.
  104. Л.И. Речь на ХУШ съезде Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, 25 апреля 1978 г. -Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи, приветствия, статьи, воспоминания, т.7. М.: Политиздат, 1979, с.283−301.
  105. В. Союз труда и знания. Правда, 22 мая 1982 г. 4. КНИГИ, БРОШЮРЫ.
  106. Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. М.: Мысль, 1973. — 263с.
  107. H.A. Научно-техническая революция и социальное планирование. М.: Профиздат, 1978. — 120с.
  108. H.A. Проблемы социально-классовой структуры советского общества. Под редакцией проф. С. Ф. Елисеева. Изд. Саратовского университета, 1982. — 134с.
  109. O.A. Формирование и особенности сети научных учреждений США. М.: Наука, 1979. — 205с.
  110. Г. М. Движение изобретателей и рационализаторов в СССР. I9I7-I977. М.: Мысль, 1977. — 239с.
  111. A.A. От классовой дифференциации к социальной однородности общества. Изд.2-е, дораб. и доп. М.: Мысль, 1978. — 295с.
  112. Ю.Д. Организация и эффективность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. М.: Экономика, 1974. — 237с.
  113. Е.И., Кравец Л. Г. Изобретения, уровень техники, управление. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Экономика, 1977. — 239с.
  114. В.И. Советская интеллигенция и ее роль в общественном прогрессе. Харьков: Вища школа, 1976. — 156с.
  115. В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М.: Политиздат, 1972. — 431с.
  116. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981, с.239−430.
  117. В.И. Диалектика развития техники. М.: Знание, 1974. — 54с.
  118. Л. С. Шкаратан О.И. НТР, рабочий класс, интеллигенция. М.: Политиздат, 1973. — 320с.
  119. А.К. Инженерно-техническая интеллигенция в условиях развитого социализма. Лениздат: 1978. — 104с.
  120. A.A. Сложный труд. Методология изучения, социально-экономические факторы, тенденции развития. Под ред. Л. С. Бляхмана. Л.: Наука, 1978. — 128с.
  121. Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки и техники. М.: Политиздат, 1976. — 335с.
  122. Вопросы работы КПСС с кадрами на современном этапе.- М.: Мысль, 1976. 340с.
  123. Вопросы теории и практики управления и организации науки.- М.: Наука, 1975. 358с.
  124. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества. -М.: Наука, 1978.- 272с.
  125. Н.И. Творческий характер труда в производствев период развитого социализма. М.: Высшая школа, 1974. — 94с.
  126. Г. Я. Изменение характера труда в процессе коммунистического строительства. Грозный: 1971.
  127. В.И., Масленников В. И., Федорович В. А., Филиппова Л. Д. США: наука и образование. М.: Наука, 1974.- 478с.
  128. Г. С. Научно-технический прогресс: сущность, основные тенденции. М.: Наука, 1970, с.3−128, 208−248.
  129. ХХУ1 съезд КПСС и проблемы управления социальными процессами в промышленном городе (тезисы докладов научно-практической конференции). Под редакцией Н. А. Аитова и Э.В.Марты-ненко. Миасс: 1981. — 81с.
  130. Диалектика становления коммунистического труда. Киев: Наукова думка, 1978. — 303с.
  131. Диалектика строительства коммунизма. Редколлегия: Г. М. Штракс и др. М.: Мысль, 1968, с.62−194.
  132. П.Н., Щербаков А. И., Юделевич М. А. Труд в сфере науки. Под ред. В. С. Соминского. Изд.2-е, перераб. и доп. -- М.: Экономика, 1973. 295с.
  133. Л.А. Всестороннее развитие личности социальная цель коммунизма. — Горький: 1979. — 37с.
  134. М.А., Самарина И. А. Технический прогресс и структура ИТР и служащих. М.: Экономика, 1970. — 128с.
  135. .И., Чешев З. В. Становление и развитие технических наук. Л.: Наука, 1977. — 263с.
  136. Из истории советской интеллигенции. (Материалы П симпозиума поизтории рабочего класса, крестьянства и интеллигенции Сибири). Новосибирск: Наука. 1974. — с.3−39.
  137. Инженерный труд в социалистическом обществе. Под ред. Та-щева А. К. Учеб. пособие для инж.-техн.работников предприятий, проектно-конструкт. и технол. организаций. -М.: Мысль, 1975. 220с.
  138. Инженерный труд в социалистическом обществе. Под ред. А. К. Тащева. Изд.2-е, перераб. и доп. Учеб. пособие для инж.-техн.работников. М.: Мысль, 1976. — 332с.
  139. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. Т. У1. Распределение населения СССР и союзных республик по занятиям. --М.: Статистика, 1973, с.14−23, 245−260, 610−632.
  140. И.П. Проблемы формирования технического мышления. М.: Изд. Московского университета, 1974. — 184с.
  141. Классы, социальные слои и группы в СССР. М.: Наука, 1968. — 228с.
  142. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975. — 271с.
  143. В.Т. Коммунистическая форма труда. М.: Мысль, 1978. — П7с.
  144. В.А. Умственный труд при социализме. Свердловск, 1966, с.47−67.
  145. Р.И. Социализм: к вопросам теории. М.: Мысль, 1975. — 476с.
  146. С.А. и Никандров О.М. Молодые инженеры. Социологические проблемы инженерной деятельности. М.: Мысль, 1971. 207с.
  147. T.B. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. — 304с.
  148. А.П. Научно-техническая революция и ее социально-экономические последствия. Свердловск: 1972, с.15−190.
  149. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М.: Политиздат, 1976. — 247с.
  150. И.А. Наука, автоматизация, общество. Л.: Наука, 1972. — 280с.
  151. В.Г. Структура и развитие производительных сил социалистического общества. (Методологические и социологические проблемы). М.: Мысль, 1970. — 284с.
  152. И.С. Инженер: социолого-экономический очерк. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Сов. Россия, 1980. — 288с.
  153. И.С. Управление предприятием и инженер. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1977. — 208с.
  154. В.А., Барбакова К. Г. Молодой интеллигент развитого социалистического общества. М.: Наука, 1981. — 189с.
  155. Н.В. Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия. Изд.2-, доп. М.: Политиздат, 1973.- 239с.
  156. Мастер руководитель производства и воспитатель коллектива. Научно-практический семинар. Краткие тезисы докладови сообщений. 10−12 января 1977 г. Челябинск: — 51с.
  157. А. Условия творческого труда. Пер. с польск.- М.: Мир, 1970. 303с.
  158. М.Е. Творческий план инженера. М.: Сов. Россия, 1974. — 128с.
  159. Ю.С. Техника и закономерности ее развития. Л.: Наука, с. 50.
  160. В.А. Научно-техническая революция и изменение содержания труда (к критике буржуазной социологии труда). Ереван: Изд. АН Армянской ССР, 1977. — 172с.
  161. Г. В., Москаленко Л. Т. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности. -Ss^f- Новосибирск: Наука, 1981. 295с.
  162. С.Н. Научно-техническая .интеллигенция в современном буржуазном обществе. М.: Наука, 1971. — 193с.
  163. Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник. М.: Статистика, 1971, с.238−239, 252−253.
  164. Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник. -, М.: Статистика, 1977, с.153−316.
  165. Народное хозяйство СССР.1922−1972 гг. Юбилейный статистический ежегодник. М.: Статистика, 1972. — с.95, 103−122, 147, 343−356.
  166. Народное хозяйство СССР в 1974 г. Статистический ежегодник. М.: Статистика, 1975, с.143−144.
  167. Народное хозяйство СССР в 1980 г. Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1981, с.95−117, 134, 355−376.
  168. Население СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 года. М.: Статистика, 1980. — 20с.
  169. Научно-техническая конференция «Социальное регулирование технического прогресса в свете решений ХХУ съезда КПСС (тезисы докладов).Под ред. проф. Аитова H.A. и доц. Ладыжинского Я. П. Уфа: 1977. — 100с.
  170. Научно-техническая конференция «Научно-технический прогресс и формирование работника нового типа» (тезисы докладов). Под ред. проф. Аитова H.A. и доц. Ладыжинского Я. П. Стерли-тамак: 1979. — 259с.
  171. Научно-техническая революция и изменение структуры научных кадров СССР. Под редакцией: Д. М. Гвишиани, С.Р.Микулинско-го, С.А., Кугеля. М.: Наука, 1973. — 200с.
  172. Научно-техническаярзволюция и новые горизонты советского человека. Под ред. К. П. Буслова. Минск.: Наука и техника, 1978. — 296с.
  173. Научно-техническая революция и социализм. М.: Политиздат, 1973. — 366с.
  174. Научный коммунизм и фальсификация его ренегатами. Изд.2-е, доп. М.: Политиздат, 1974, с.3−136.
  175. В.Г. и др. Инженерная этика. Из цикла «О профессиональной этике». М.: Знание, 1982. — 64с.
  176. Л.В. Социальный образ инженера. Пермь: 1971, с.5−120.
  177. Н.С. Умственный труд: его сущность и некоторые тенденции развития. Свердловск, 1972, с.8−190.
  178. Общественное развитие и НТР. Очерки методологии исследования. Под редакцией И. И. Леймана. Л.: Наука, 1982. — 268с.
  179. В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работника производства. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1974. — 175с.
  180. От социалистических производственных отношений к коммунистическим. М.: Мысль, 1966. — 307с.
  181. Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. Об оптимальных условиях для исследований и разработок. М.: Прогресс, 1973. — 471с.
  182. P.M. Социально-экономические проблемы технического творчества в развитом социалистическом обществе.- Л.: Изд. Ленинградского университета, 1977. 166с.
  183. М.Н. Общественные отношения. Методологические и социологические проблемы. Л.: Наука, 1974» — 237с.
  184. В.Г. Введение в промышленную социологию. М.: Мысль, 1973, с. 85.
  185. А.К. Производственные отношения и экономические законы социализма. (Очерки метода анализа и теории). М.: Мысль, 1971, с.8−90.
  186. Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Вып.П. Материалы для обсуждения на симпозиуме по проблемам науковедения 21−22 июля 1969 г. Ленинград: 1969, с.23−191.
  187. Проблемы изменения социальной структуры советского общества. М.: Наука, 1968. — 256с.
  188. Проблемы развития социальной структуры общества в Советском Союзе и Польше. Под. ред. В. Весоловского и М.Н.Рут-кевича. -М.: Наука, 1976, с.3−19, II7-I54, 222−230.
  189. Развитие техники в СССР (I9I7-I977). М.: Наука, 1978.- 199с.
  190. Райком и научно-техническая интеллигенция. Сост.C.B.Ша-ренков. Л.: Лениздат, 1981. — 120с.
  191. И.М. Научно-технический прогресс и развитие личности. -Л.: Наука, 1974.
  192. Роль инженерно-технических работников в создании материально-технической базы коммунизма. Изд. Воронежского университета, 1974, с.3−161.
  193. А.К., Андросова Л. А., Фелингер А. Ф. Научные кадры Сибирского отделения АН СССР. Методы и результаты статистического исследования. Новосибирск: Наука, 1979, с.3−88.
  194. И.Е. Научно-технический прогресс в условиях развитого социалистического общества. М.: Мысль, 1975.- 247с.
  195. М.Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980. — 356с.
  196. М.Н. Интеллигенция в развитом социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1977. — 96с.
  197. М.Н. Становление социальной однородности.- М.: Политиздат, 1982. 334с.
  198. B.C. Диалектика развития социальной структуры советского общества. М.: Мысль, 1977. — 216с.
  199. С.Л. Изменения в социальной структуре советского общества. 1938−1970. М.: Мысль, 1973. — 447с.
  200. ПО. Социальное развитие города и проблемы трудовых ресурсов.
  201. Л.Я. Проблемы социальной структуры социалистического общества. Научный коммунизм, 1977, J& 3, с.139−145.
  202. H.A. Вопросы социально-классовой структуры развитого социалистического общества в материалах ХХУ1 съезда КПСС. -- Научный коммунизм, 1982, № 2, с.11−17.
  203. H.A., Голенкова З. Т., Игитханян Е.Д.t Развитие социальной структуры советского общества. Научный коммунизм, 1982, В 3, с.127−133.
  204. H.A. Некоторые вопросы управления социальными процессами в развитом социалистическом обществе. Научный коммунизм, 1979, 6, с.21−29.
  205. H.A. О дальнейшем совершенствовании социального планирования и управления. Социологические исследования, 1981, В I, с.43−48.
  206. H.A., Насибуллин Р. Т. Профессиональная мобильность интеллигенции. Социологические исследования, 1980, $ 2, с.106−111.
  207. H.A. О некоторых дискуссионных вопросах изучения советской интеллигенции. Социологические исследования, 1979, В 3, с.29−34.
  208. H.A. Применение программно-целевого метода в управлении социальными процессами. Научный коммунизм, 1980, В 5, с.28−34.
  209. H.A. Что ценит рабочий. Дружба народов, 1978, № II, с.230−237.
  210. Г. Как помочь новатору? Правда, 31 мая 1981 г.
  211. Антонов 0. Будь моя воля. Изобретатель и рационализатор, 1978, is 3, с. 21.
  212. Е., Кравец Л. Управление уровнем техники и эффективность производства. Коммунист, 1977, № 17, с.79−89.
  213. В. Научное управление обществом и социалистический демократизм. Проблемы мира и социализма, 1974, № II, с.56−61.
  214. В.Г. Об интенсификации науки. Будущее науки. Международный ежегодник. Вып.седьмой. — М.: Знание, 1974, с.315−330.
  215. Е.М. Научно-техническая революция и интеллигенция.- Вопросы философии, 1974, № 12, с.68−78.
  216. В.А. Участие инженерно-технических работников в движении изобретателей и рационализаторов. Проблемы научного коммунизма. Вып.13. Редколл. А. А. Амвросов и др. — М.: Мысль, 1979, с.224−241.
  217. К.Д. Формирование ориентации на науку в профессиональной среде инженеров промышленного предприятия. -Вопросы научного коммунизма. Вып.43. Киев: Вища школа, 1979, с.37−105.
  218. О.М. Технические университеты. Будущее науки. Международный ежегодник. Вып.седьмой. — М.: Знание, 1974, с.331−343.
  219. Л.А., Наумова Т. В., Пименова В. Н. Проблемы развития интеллигенции в зрелом социалистическом обществе.- Вопросы философии, 1978, $ 12, с.160−163.
  220. В. Резервы не исчерпаны. Правда, 15 марта 1979 г.
  221. Г. Инженеру инженерово. — Правда, I февраля 1983 г.
  222. А.Б. К типологии наемного труда. Вопросы философии, 1974, й 7, с.79−94.
  223. .П. Кадры в науке и для науки. Проблемы научного коммунизма. Вып.7. — М.: Мысль, 1973, с.130−164.
  224. Г. Н. Производительная сила науки. Будущее науки. Международный ежегодник. Вып.седьмой. — М.: Знание, 1974, с.300−314.
  225. Д. Главный путь повышения эффективности производства. Правда, 27 марта 1981 г.
  226. Главное системный подход к народному хозяйству. Интервью академика А. М. Румянцева. — ЭКО, 1974, № 4, с.6−8.
  227. Л.А., Клопов Э. В., Комаровский В. В. Современные тенденции динамики социальной структуры развитого социалистического общества (социально-культурные сдвиги и рабочий класс). Рабочий класс и современный мир, 1981,3, с.19−24.
  228. Т.М., Сбытов В. Ф. Повышение трудовой и общественно-политической активности инженерно-технической интеллигенции (на материалах обследования ИГР Грузинской ССР).- Социологические исследования, 1979, № 4, с.77−82.
  229. А. Повышая отдачу науки. Правда, 2 июля 1982 г.
  230. А. Соотношение фундаментальных и прикладных исследований актуальные аспекты. — Коммунист, 1979, Л> 10, с.58−67.
  231. Г. А. Инженерно-техническая интеллигенция промышленности в развитом социалистическом обществе. Научный коммунизм, 1980, № 6, с.46−55.
  232. Изобретения на службу пятилетке. — Правда, 7 июня 1978 г.
  233. Интеллигенция. В кн.: Большая Советская Энциклопедия. Изд.3-е, т.10. — М.: Советская Энциклопедия, 1972, с.311- 315.
  234. Г. В., Мерсон А. Л. Комплексная оценка эффективности труда инженеров. Социологические исследования, 1983, № I, с.98−105.
  235. С.М. О коллективном и частном, непосредственно общественном и опосредованно общественном труде. Вопросы философии, 1977, № 6, с.104−115. '
  236. Л.Н. Интеллигенция в период развитого социализма.- Социологические исследования, 1979, № 4, с.202−208.
  237. Л.Н. Роль умственного труда в производственной деятельности. Политическое самообразование, 1962, й 7, с. 40.
  238. Т.З. Особенности профессиональной адаптации молодых ученых. Социологические исследования, 1982, № I: с.109−112.
  239. О.В. Инженерно-технические работники в составе советской интеллигенции. Проблемы теории научного коммунизма. — Свердловск- 1974, с.28−37.
  240. Кооперация труда. В кн.: Большая Советская Энциклопедия. Изд.3-е, т.13. -М.: Советская Энциклопедия, 1973, с.115−116.
  241. В.А. Социально-профессиональные группы в составе советской интеллигенции. Проблемы теории научного коммунизма. — Свердловск: 1974, с.14−27.
  242. Н.В. К.Маркс о «совокупном рабочем» и несостоятельность ревизионистских концепций о рабочем классе.- Научный коммунизм, 1977, й 6, с.94−102.
  243. Р. Проблемы анализа социальной структуры советского общества. Проблемы мира и социализма, 1973, II 5, с.22−27.
  244. А. Станкостроение и технический прогресс.- Известия, 14 марта 1979 г.
  245. И.Е. О социальной роли инженерно-технической интеллигенции в развитом социалистическом обществе.- Научный коммунизм, 1976, $ 6, с.43−49.
  246. С.А. Квалификация и реальная деятельность инженера.- Социологические исследования, 1983, № I, с.91−98.
  247. В. Экономический потенциал НТР и его использование. Правда, 8 августа 1980 г.
  248. В. Важнейший принцип социалистического непосредственно-общественного производства. Коммунист, 1983, й 2, с.24−36.
  249. Н.В. Социальное значение изменений в характере и содержании труда на этапе развитого социализма в СССР.- Проблемы научного коммунизма. Вып.12. Редколл.: М.Н.Рут-кевич и др. М.: Мысль, 1978, с.39−58.
  250. Г. Социальная роль науки на современном этапе.- Проблемы мира и социализма, 1981, № 7, с.21−24.
  251. А. Основной экономический закон социализма и превращение труда в первую жизненную потребность.- Коммунист, 1983, В 2, с.37−48.
  252. Наука. В кн.: Большая Советская Энциклопедия. Изд.3-е, т.17. — М.: Советская Энциклопедия, 1974, с.323−330.
  253. Научно-техническая революция. В кн.: Большая Советская Энциклопедия. Изд.3-е, т.17. — М.: Советская Энциклопедия, 1974, с.341−343.
  254. Научно-технический прогресс. В кн.: Большая Советская Энциклопедия. Изд.3-е, т.17. — ГЛ.: Советская Энциклопедия, 1974, с. 344.
  255. И. Творчество миллионов. Правда, 30 июня 1979 г.
  256. От редакции. Дискуссии и обсуждения. Социологические исследования, 1980, № 4, с.88−95.
  257. . От внедрения к сотрудничеству. — Правда, 12 ноября 1981 г.
  258. А.И. Научно-техническая революция и развитие творческого характера труда. Проблемы научного коммунизма. Вып.7. -М.: Мысль, 1973, с.261−296.
  259. В.Г., Фриш A.C. Единство технической и социальной сторон воздействия человека на природу. Природа и общество. — М.: Наука, 1968, с.325−326.
  260. По комплексным программам. Правда, 9 февраля 1982 г.
  261. В. Головной институт. Социалистическая индустрия, 18 апреля 1980 г.
  262. Производительные силы. В кн.: Большая Советская Энциклопедия. Изд.3-е, т.21. — М.: Советская Энциклопедия, 1975, с.47−48.
  263. Производительный труд. В кн.: Большая Советская Энциклопедия. Изд.3-е, т.21. — М.: Советская Энциклопедия, 1975, с. 49.
  264. Производственные отношения. В кн.: Большая Советская Энциклопедия. Изд.3-е, т.21. — М.: Советская Энциклопедия, 1975, с.54−55.
  265. В. Творческий вклад новаторов. Известия, 30 июня 1979 г.
  266. М.Н. Советская интеллигенция: структура и тенденции развития на современном этапе. Социологические исследования, 1980,? 2, с.63−74.
  267. Сопоставление главных капиталистических стран по научно-техническому уровню. США.: экономика, политика, идеология, 1981,? 10, с.110−114.
  268. Социализм: экономическое развитие и общественный прогресс. -Проблемы мира и социализма, 1982, № 5, с.47−61.
  269. Способ производства. В кн.: Большая Советская Энциклопедия Изд. 3-е, т.24, кн.1. — М.: Советская Энциклопедия, 1976, с.345−346.
  270. Ц.А. Бесспорное и спорное в дискуссии о социальной структуре советского общества. Социологические исследование 1980, Л 4, с.79−88.
  271. Ц.А. Советская интеллигенция и основные пути ее формирования. Вопросы философии, 1979, № I, с.49−60.
  272. В.И., Григорьева Н. С. Несостоятельность элитарных концепций места и роли интеллигенции в социалистическом обществе. Научный коммунизм, 1983, $ I, c. III-118.
  273. Творчество. В кн.: Философская энциклопедия, т. 5.- М.: Советская Энциклопедия, 1970, с.185−188.
  274. Техника. В кн.: Большая Советская Энциклопедия. Изд.3-е, т.25. — М.: Советская Энциклопедия, 1976, с.522−525- Философская энциклопедия, т. 5. — М.: Советская Энциклопедия 1970, с.227−230.
  275. Технология. В кн.: Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е, т.25. -М.: Советская Энциклопедия, 1976, с. 537.
  276. Титма М.5. К вопросу о социальной дифференциации в развитом социалистическом обществе. Социологические исследования, 1980,? 3, с.35−43.
  277. Труд. В кн.: Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е, т.26. — М.: Советская Энциклопедия, 1977, с.264−266- Философская энциклопедия, т.5. — М.: Советская Энциклопедия, 1970, с.261−262.
  278. B.C. Связь естественных и общественных наук в техн! ческом знании. Протоколы ХУ Всемирного конгресса по философии, 17−22 сентября 1973. Варна (Болгария). Т.2. — София:1973, с.383−386.
  279. Укреплять взаимосвязь общественных, естественных и технических наук. Коммунист, 1977, J? I, с.59−70.
  280. Управление. В кн.: Большая Советская Энциклопедия. Изд.3-е, т.27. — М.: Советская Энциклопедия, 1977, с.33−37.
  281. Файнбург 3., Козлова Г. Становление нового исторического типе труда. Экономические науки, 1976, J? 5, с. 19−30.
  282. Ф.Р. и др. Первая Всесоюзная научно-теоретическая конференция по проблемам интеллигенции. Научный коммунизм, 1980, В 3, с.143−149.
  283. Ф.Р. Исследование социальной структуры советского общества. Социологические исследования, 1981, № 3, с.7−16.
  284. К. Машина завтрашнего дня. Социалистическая индустрия, 8 декабря 1979 г.
  285. К.В. Машиностроение: пути совершенствования техники и технологии. Будущее науки. Международный ежегодник. Вып.14 М.: Знание, 1981, с.18−31.
  286. Функция в социологии. В кн.: Большая Советская Энциклопеди. Изд. 3-е, т.28. — М.: Советская Энциклопедия, 1978, с. 138.
  287. ДИССЕРТАЦИИ, АВТОРЕФЕРАТЫ.
  288. В.А. Социальные функции научно-производственной интеллигенции развитого социалистического общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Казань: 1979.
  289. А.К. 1^ейно-политическое воспитание производственно-технической интеллигенции в современных условиях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторически: наук. Москва: 1971.
  290. О.В. Руководство КПСС развитием творческой активности инженерно-технической интеллигенции (1965−1970гг.) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва: 1971.
  291. С.Ф. Труд и структура рабочего класса развитого социалистического общества в условиях научно-технической революции. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Ленинград: 1975.
  292. Э.С. Техническая интеллигенция при социализме и ее роль в развитии производительных сил (на материалах ТАССР) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Казань: 1971.
Заполнить форму текущей работой