Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Кластерная стратегия управления промышленными предприятиями как фактор повышения конкурентоспособности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целом в последние годы на фоне общей экономической стабилизации российские компании в некоторой степени улучшили свои конкурентные преимущества в связи с внедрением современных систем качества, информационных технологий в систему управления, логистических схем и программ маркетинга. Однако им в первую очередь необходимо освоить более сложные принципы инновационного лидерства, в частности, через… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Ключевые факторы развития кластерных форм организации управления в промышленности
    • 1. 1. Сущность и закономерности становления современных промышленных кластеров
    • 1. 2. Современная модель формирования промышленного кластера инновационного типа
    • 1. 3. Кластер как форма развития современных систем управления в промышленности
  • Глава 2. особенности формирования и управления объединениями кластерного типа в экономике россии
    • 2. 1. Конкурентоспособность российской экономики и роль кластеров в восстановлении промышленного потенциала России
    • 2. 2. Условия создания и состав российских промышленных кластеров
    • 2. 3. Оценка конкурентоспособности региона и потенциала кластеризации
  • Глава 3. Государственная политика развития и поддержки кластерных систем
    • 3. 1. Цели и методы кластеро-ориентированной промышленной политики России
    • 3. 2. Кластеры в политике промышленного развития регионов субъектов Российской Федерации

Кластерная стратегия управления промышленными предприятиями как фактор повышения конкурентоспособности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется возрастающей ролью промышленных кластеров в условиях перехода российской экономики к инновационному способу развития. В этой связи задача формирования единой инновационной инфраструктуры, обеспечения эффективного использования национального научно-технического потенциала, создания условий для модернизации промышленности и ускоренного развития ее наиболее преуспевающих, конкурентоспособных сегментов приобретает первостепенное значение.

Экономика с высокой интеллектуальной составляющей, или инновационная, представляет собой экономику, функционирующую на базе предпринимательских сетей, поскольку именно эта модель обусловливает инновационное сотрудничество между специалистами разных областей, а также организациями (крупными, средними и малыми) и группами компаний различных видов экономической деятельности. Учшъгвая мировой опыт, активизация инновационных процессов в экономике и, следовательно, формирование конкурентных преимуществ экономических систем различных уровней (микро-, мезои макроуровня) обеспечивается непосредственно через формирование и функционирование промышленных образований кластерного типа.

В настоящее время рассматриваемая форма объединения хозяйствующих субъектов выступает в качестве важнейшего объекта экономической, в частности, промышленной и инновационной политики современных государств, проводимой как на национальном, так и на региональном уровне. В этой связи построение и управление промышленными кластерами, объединяющими успешно конкурирующие на внутреннем региональном рынке организации, что обеспечивает конкурентные позиции всей струклуры на национальном и мировом рынке, как новой институциональной единицы российской экономики является первостепенной задачей.

Вместе с тем категория промышленного кластера до сих пор продолжает оставаться дискуссионной. Несмотря на значительное число отечественных исследований, не сформирована научно обоснованная модель развития и управления кластером с позиции повышения конкурентоспособности экономических систем мезоуровня, не определены механизмы управления процессом формирования кластерных структур систем в рамках промышленной политики на уровне субъектов Российской Федерации. Решение данной проблемы как в научно-теоретическом, так и в практическом аспекте, предпринято в рамках данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Кластерный подход к структурированию экономики, обоснованию стратегий региональной промышленной политики и повышению конкурентоспособности экономических систем является общепризнанным в развитых странах. Основоположником современной концепции кластеров и их влияния на формирование конкурентных преимуществ является М. Портер. Среди российских исследователей можно выделить труды М. И. Гельвановского, М. В. Винокурова, А. А. Дынкина, А. И. Татаркина, С. Г. Важенина и др.

Вопросы поиска эффективных методов перехода на инновационный путь развития российской экономики, а также интенсивных факторов устойчивого социально-экономического роста являются предметом исследований таких ведущих отечественных экономистов, как Л. И. Абалкин, Р. С. Гринберг, В. П. Горегляд, С. Д. Валентей, А. В. Барышева, А. А. Бовин, В. В. Иванов, В. М. Клейнер, Н. А. Новицкий, А. А. Федотов и др. В СССР значительный вклад в развитие методологии размещения территориально-производственных комплексов и теоретическое обоснование экономического районирования хозяйственной системы плановой экономики внесли Н. Н. Колосовский, А. Н. Швецов, Б. 3. Мильнер, В. Н. Лексин, М. К. Бандман, А. Г. Гранберг и др.

Теоретической и методологической основой исследования также послужили работы А. Н. Олейника, Р. И. Капелюшникова, В. Р. Хачатурова, А. М. Либмана и др. по вопросам развитая интеграционных структур в условиях российской экономической действительности.

В то же время проблема совершенствования процессов управления формированием промышленных кластеров с позиции повышения конкурентоспособности образованной структуры, с точки зрения диссертанта, представляется недостаточно изученной и проработанной, что предполагает проведение соответствующих научно-теоретических исследований.

Объектом диссертационного исследования является процесс управления созданием и развитием промышленных кластеров, прежде всего, на субфедеральном уровне.

Предметом исследования выступает совокупность управленческих и связанных с ними социально-экономических отношений, возникающих в процессе построения образований кластерного типа, а также мер воздействия на их развитие в рамках региональной промышленной политики.

Цель диссертационного исследования заключается в обосновании направлений решения научно-практической задачи, связанной с совершенствованием процесса управления промышленными кластерами как ключевого фактора повышения конкурентоспособности рассматриваемой формы объединения хозяйствующих субъектов в условиях необходимости активизации инновационной деятельности последних.

Реализация общей цели предполагает решение следующих задач:

1. изучить подходы к управлению промышленными кластерами в современной отечественной и зарубежной экономической науке и практике хозяйствования;

2. оценить возможности кластеров как формы развития современных систем управления в реальном секторе экономике;

3. исследовать внутренние взаимосвязи промышленного кластера как фактора повышения его конкурентоспособности в условиях инновационной ориентации экономики;

4. определить важнейшие сгадии развития кластерных образований и проанализировать этапы формирования кластерных структур с точки зрения реализации выбранной стратегии социально-экономического развития;

5. изучить сущность и закономерности становления современных промышленных кластеров как «точек роста» на региональном уровне;

6. систематизировать опыт формирования российских кластеров и дать общую оценке степени развития исследуемой формы объединения промышленных предприятий на современном этапе;

7. рассмотреть систему мер поддержки развития региональных кластеров в рамках федеральной промышленной политики, а также обосновать целесообразность использования кластерного подхода при формировании промышленной политики субъектов Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили российские и зарубежные исследования проблем развития кластерных структур, работы по совершенствованию теории и практики управления хозяйствующих субъектов реального сектора экономики, а также труды отечественных ученых, посвященные формированию федеральной и региональной промышленной политики в современных российских условиях.

Исследование опирается на действующие законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации и нормативно-правовую базу российских регионов. Информационной основой работы послужили публикации в периодической печати, материалы российских и международных научно-практических конференций по проблемам Развития теории управления экономическими системами. В качестве источников аналитической информации были использованы статистические сборники Федеральной службы государственной статистики России, материалы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, а также социально-экономические обзоры органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации, а также обзоры глобальной конкурентоспособности.

Научно-теоретическое исследование обозначенной проблемы проведено в рамках системной методологии. В качестве научного аппарата использованы методы экономического анализа, метод экспертных оценок.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретическом и методическом обосновании подходов к управлению интеграционными процессами в российской промышленности на основе формирования кластерных структур.

К числу научных результатов, достигнутых лично автором диссертационного исследования, можно отнести следующее.

1. Уточнена типизация кластерных образований в российской экономике на современном этапе развития. В частности, состав промышленных кластеров в России сведен к трем типам:

— кластеры с регионально ограниченной формой экономической деятельности внутри родственных секторов, как правило, ориентированные на взаимосвязи с научными и образовательными учреждениями, или микрокластеры;

— кластеры с вертикальными производственными связями в узких сферах деятельности, образованные вокруг головных компаний или сети основных предприятий, охватывающих процессы производства, поставки и сбыта, или региональные кластеры;

— отраслевые кластеры, компании которых специализируются на определенном виде промышленного производства, характеризующиеся высоким уровнем агрегации, или мегакласгеры.

2. В качестве внутренних характеристик, определяющих организационно-управленческое построение кластера, выделены: управленческая стратегия, избранная участниками объединения, масштаб кластера, территориальное расположение, виды экономической деятельности объектов управления, их производственно-технологические особенности, степень делегирования прав и ответственности внутри объединения. Особо важная роль во внутрикластерном разви тии и в повышении конкурентоспособности малых и средних предприятий кластера принадлежит управляющим структурам (сетевым агентам), призванным выполнять следующие функции: координацию участников, прогнозирование, выработку стратегии, финансовое и производственное планирование, контроль выполнения, анализ эффективности деятельности.

3. В диссертационном исследовании доказано, что именно применение таких современных управленческих технологий, как субконтрактация и аутсорсинг, позволяет хозяйствующим субъектам кластера создавать и производить инновационный продукт, который концентрирует разнообразные научно-технические изобретения по всей цепочке создания добавленной стоимости. Постоянная нацеленность участников кластера на использование инновационных достижений обеспечивает конкурентные преимущества на внутреннем (региональном и национальном) и внешнем рынках.

4. Обосновано, что для российской экономики является выгодным не только создание «внутренних» кластеров как устойчивых субконтрактинговых схем, но и формирование трансграничных кластеров, предполагающих интенсивный обмен ресурсами, технологиями и ноу-хау, способствующих построению единого инновационного и информационного пространства, трансферту управленческих решений в сфере кластеризации промышленности и, как следствие, обеспечивающих взаимное укрепление конкурентоспособности.

5. Сформулирован кластерный подход к промышленной политике России на региональном уровне, предполагающий отказ от традиционной системы отраслевых приоритетов и переход к политике государственной поддержки конкурентоспособных кластеров взаимосвязанных компаний, а также предложены способы управления процессом формирования промышленных образований кластерного типа со стороны региональных органов власти в случае выбора кластера в качестве новой институциональной единицы российской экономики.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что выполненные автором теоретические обобщения и предлагаемые практические рекомендации ориентированы, прежде всего, на повышение управляемости, устойчивости, результативности функционирования промышленных кластеров с позиции активизации инновационных процессов в российской экономике, как доминирующего фактора формирования конкурентных преимуществ.

Положения и выводы диссертационного исследования вносят определенный вклад в разработку механизмов управлениям региональными кластерами применительно к условиям Российской Федерации. Они могут быть использованы органами власти с целью прямого воздействия и косвенного регулирования деятельности промышленных кластеров, в разработке основ региональной промышленной политики и реализации соответствующих инвестиционных программ, ориентированных на создание инновационного потенциала.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования в части формирования региональной промышленной политики Рязанской области, направленной на активизацию предпринимательской инициативы хозяйствующих субъектов и поддержку малого и среднего бизнеса, были рассмотрены Правительством Рязанской области.

Предложенные автором рекомендации и выводы были использованы ЗАО «РНПК» в процессе работы над вариантами стратегического развития компании в условиях становления инновационной экономики.

Публикации. По результатам исследования было опубликовано 6 работ общим объемом 4,45 п.л., в т. ч. 3 работы в изданиях, включенных ВАК РФ в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий.

Объем и структура диссертации. Структура и содержание диссертационной работы обусловлена целью и задачами проведенного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Диссертация изложена на 170 страницах, включает 10 рисунков и 13 таблиц.

ВЫВОДЫ по 3-ей ГЛАВЕ.

Перспективной формой взаимодействия российских промышленных предприятий являются кластерные структуры как наиболее гибко приспосабливающиеся к различным экономическим условиям субъектов Российской Федерации. В условиях сохранения юридической самостоятельности хозяйствующих субъектов кластерная интеграция обеспечивает генерирование и внедрение инноваций, способствует привлечению инвестиций, в т. ч. ПИИ, что особенно важно для регионов с низкой инвестиционной активностью.

Для России наиболее приемлемо формирование промышленных кластеров в пределах административно-территориальных единиц (республик, краев, областей), что обусловлено большей результативностью процесса управления видами экономической деятельности на региональном уровне по сравнению с общенациональным. Выбор стратегии развития кластеров в качестве концепции государственной региональной промышленной политики, позволит усилить преимущества кластерных форм организации промышленных предприятий, как «точек роста», и обеспечит выход на мировой рынок конкурентоспособных компаний, что особенно актуально на этапе вступления России в ВТО.

Для успешной реализации подобного направления промышленной политики на уровне субъектов Российской Федерации необходимо отказаться от традиционной системы отраслевых приоритетов и перейти к политике концентрации усилий в направлении государственной поддержки конкурентоспособных кластеров взаимосвязанных компаний. Указанный подход позволит, с одной стороны, сохранить активную роль государства в регулировании темпов и качества промышленного развития, а с другой стороны, обеспечить необходимый уровень внутренней конкуренции как залога повышения конкурентоспособности российской промышленности на мировом рынке. В современных условиях наиболее предпочтительным способом реализации идеи кластерной интеграции в промышленном комплексе региона является разработка региональной целевой программы поддержки и развития кластерных структур в промышленности.

Развитию высокоэффективных кластерных структур, как территориальных объединений взаимосвязанных компаний, будет в полной мере способствовать принятие органами государственного управления регионального уровня следующих мер:

• разработка субъектами Российской Федерации программ повышения конкурентоспособности региональной экономики на базе кластерных моделей на долгосрочную перспективу;

• разработка отдельных муниципальных программ, основанных на кластерных инициативах;

• совершенствование законодательства в области создания благоприятного делового климата для формирования и развития кластерных структурпрофессиональная подготовка кадров, ориентированных на создание и укрепление новых производственных кластерных структур, учитывающих специфику, потребности и перспективы развития региона;

• совершенствование статистической системы учета, в направлении сбора и накопления данных, относящихся к развитию и функционированию кластеров по видам экономической деятельности.

Успешной реализации кластерной компоненты региональной промышленной политики могло бы способствовать определённое расширение полномочий субъектов Федерации в сфере земельной, имущественной, бюджетной и налоговой политики, что в итоге позволило бы регионам в большей степени скоординировано направлять ресурсы на формирование условий и создание стимулов для развития промышленных кластеров.

Многолетний положительный опыт сотрудничества промышленных предприятий, организаций науки и образования можно проследить на примере сформированного автомобильного кластера Поволжья (на базе ОАО.

АВТОВАЗ"). В то же время промышленная политика ряда регионов Российской Федерации уже целенаправленно ориентирована на поддержку и развитие высокотехнологичных производств посредствам формирования кластерных структур (например, Тульской области, г. Обнинска и Калужской области и др.).

Для российской экономики является выгодным не только создание «внутренних» кластеров как устойчивых субконтрактинговых схем, но и формирование трансграничных кластеров, обеспечивающих укрепление конкурентоспособности приграничных территорий России посредством интенсивного обмена ресурсами, технологиями (как производственными, так и управленческими) и др. реализации оригинальных бизнес-моделей, создания единого информационного пространства и успешного делового климата и т. п. Построение трансграничных кластеров с перспективными для российской экономики соседями (в первую очередь, Финляндией, Норвегией и Китаем), может стать важным шагом к формированию выгодных для России экономических осей в рамках глобальных интеграционных процессов. Примером может служить промышленное сотрудничество Северо-Западного федерального округа с Финляндией, импортирующей непосредственно с северо-запада России или через его территорию природный газ, нефть, нефтепродукты, уголь, электроэнергиюэнергетический кластер Северо-Запада России и Финляндии имеет большие перспективы в плане дальнейшего развития кооперационных процессов. Участие в подобных осях формирует предпосылки, позволяющие России в дальнейшем занять достойное место в мировой экономической системе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

До настоящего времени проблема модернизации российской промышленности не была решена, что привело к значительному увеличению морального и физического износа основных производственных фондов. Указанная проблема только усугубилась сохранением хозяйственных диспропорций, унаследованных от плановой экономики. В результате большинство российских предприятий в настоящее время отличается невозможностью занять конкурентные позиции, прежде всего, на мировом рынке.

Важно отметить, что модернизация промышленного производства сдерживается не только из-за недостатка финансовых ресурсов, но и по причине несовершенства существующих систем управления хозяйствующими субъектами. Преобразование централизованной отраслевой структуры организации производства в децентрализованную кластерную структуру объективно требует внедрения принципиально иных управленческих процессов в деятельность промышленных предприятий. При этом основные теоретические и методологические проблемы связаны с повышением уровня конкурентоспособности российской экономики (на макро-, мезои микроуровне) посредством использования современных форм управления промышленными предприятиями, постоянной нацеленности последних на использование результатов инновационных достижений.

В настоящее время удержание конкурентных позиций на мировом рынке определяется наличием конкуренции внутри страны, поскольку именно сильные внутренние конкуренты стимулируют агентов рынка к повышению качества производимых товаров и оказываемых услуг, поддержанию и созданию новых конкурентоспособных производств на основе прогрессивных научных разработок и технологий, к вовлечению образовательных учреждений в процесс генерирования знаний, к внедрению новых управленческих технологий и интегрированных систем управления и др. Таким образом, оказывая давление друг на друга, конкуренты способствуют «производственному движению», не позволяющему им «стоять на месте».

Промышленный кластер представляет собой группу территориально локализованных предприятий, научно-производственных и финансовых компаний, связанных между собой по технологической цепочке или ориентированных на общий рынок ресурсов или потребителей (сетевая взаимосвязь), имеющих сетевую форму управления, конкурентоспособных на определенном уровне и способных генерировать инновационную составляющую как основу их конкурентоспособности на рынках. Их главной особенностью является добровольное взаимовыгодное сотрудничество предприятий и организаций территории, как правило, при участии органов государственной власти, в т. ч. региональной, с сохранением правового статуса хозяйствующих субъектов.

Адекватным ответом на вызовы современной экономической действительности (продолжающийся процесс глобализации и усиления международной конкуренции, появление принципиально новых технологий, сокращение жизненного цикла продукции, развитие информационно-телекоммуникационных технологий, упрощение доступа к информационным сетям и др.) со стороны организаций является разработка гибкой стратегии, организация высокотехнологичного производства, построение интегрированной системы управления, базирующейся на современных информационных технологиях и всемерно учитывающей знания персонала организации, оперативность принятия управленческих решений и т. д., которые и определяют конкурентные преимущества как хозяйствующих субъектов в отдельности, так и промышленного кластера в целом. В связи с возрастающей вовлеченностью России в глобальные экономические процессы проблема формирования и управления промышленными кластерными образованиями как на федеральном, так и на региональном уровне приобретает особую актуальность как одна из важнейших задач политики устойчивого социально-экономического развития, в том числе и на региональном уровне.

Анализ накопленного опыта зарубежных стран по реализации стратегий кластерного развития позволяет сделать вывод, что в промышленную политику многих стран, являющихся в настоящее время конкурентоспособными на мировом рынке, входит поддержка структурообразующих предприятий кластеров, поскольку кластеры позволяют сформировать конкурентные преимущества, в основе которых инновационные достижения и специфика, свойственной определенной территории. Кластерный подход является основой для создания прогрессивных организационных форм накопления знаний, стимулирования новых научно-технических направлений и активизации процессов их коммерческой реализациикроме того, косвенным образом поддерживает сферу образования, университетскую науку и венчурный бизнес. Рассматриваемый вид интеграции на основе сети устойчивых связей между всеми его участниками способствует производству совокупного инновационного продукта, который концентрирует разнообразные научно-технические изобретения по всей цепочке создания добавленной стоимости. Таким образом, изобретения трансформируя в инновации, коммерциализация которых обеспечивает достижение конкурентных преимуществ на внутреннем (региональном и национальном) и внешнем рынках.

Высокая эффективность кластера достигается посредством согласования экономических интересов самостоятельных хозяйствующих субъектов, их кооперационного коммерческого, производственного и финансового взаимодействия в рамках единой интеграционной системы, и, как правило, предполагает участие в решении данной задачи управляющего органа — сетевого агента.

Для осуществления управленческого воздействия на процесс функционирования промышленного кластера со стороны сетевого агента, с точки зрения диссертанта, целесообразно сформировать централизованный аппарат, структура и функции которого зависят от возлагаемой на него управленческой нагрузки. В общем виде он призван выполнять координацию участниковпрогнозирование, выработку развития стратегии кластерафинансовое и производственное планированиеконтроль выполнения управленческих решенийанализ результатов.

Однако принятая участниками кластера управленческая стратегия ведения бизнеса определяет основы механизма согласования их интересов, оптимизации межфирменных связей и параметров экономического обмена, что как раз и обеспечивает динамичное развитие кластера и региональной экономики в целом. В зависимости от степени контроля со стороны сетевого агента за деятельностью участников кластера различают следующие стратегии: стратегическое планирование, стратегический контроль и финансовый контроль.

Система управления промышленным кластером, включает в себя набор целей, задач и функций и их распределение между объектами рассматриваемой системы (участниками кластера), а также состав подразделений, внутрисистемные связи, делегирование ответственности, полномочий и прав внутри системы, отражающее соотношение степени централизации и децентрализации. Таким образом, система управления кластером строится под влиянием как внутренних факторов преимущественно в виде ресурсов, которыми располагают участники для достижения поставленных стратегических задач, так и внешних условий, в которых формируется и функционирует кластер.

Проведенное диссертационное исследование позволяет прийти к выводу, что кластерный подход может быть в полной мере реализован посредством использования таких современных управленческих технологий, как субконтрактация и аутсорсинг, в основе которых выделение хозяйствующими субъектами ключевых компетенций и фокусирование своей деятельности именно на них. Аутсорсинг предполагает взаимодействие, при котором «внешнее» предприятие, продавая заказчику свои товары/услуги, включается в «управленческие контуры» заказчика как функциональное подразделение, оставаясь при этом юридически и организационно самостоятельным. Субконтрактация представляет собой производство субконтракторами деталей, комплектующих или узлов в соответствии с техническими условиями, необходимых для производства контрактором конечного продукта.

В условиях современной рыночной экономики кластеры, как движущая сила развития и практической реализации инноваций, увеличения экспорта, привлечения иностранных инвестиций, повышения конкурентоспособности производственных систем, подразделяются на:

— кластеры с регионально ограниченной формой экономической деятельности внутри родственных секторов, обычно ориентированные на связи с теми или иными научным учреждениям (НИИ, университетами и т. д.) или микрокластеры;

— кластеры с вертикальными производственными связями в узких сферах деятельности, образованные вокруг головных компаний или сети основных предприятий, охватывающих процессы производства, поставки и сбыта или региональные кластерыотраслевые кластеры, компании которых специализируются на определенном виде промышленного производства, характеризующиеся высоким уровнем агрегации, или мегакластеры.

Поскольку важнейшими целями создания и развития промышленных кластерных структур являются увеличение выпуска конкурентоспособной продукции и укрепление позиций региональных производителей на рынке, то тесное взаимодействие с региональными органами власти позволяет участникам кластеров более эффективно находить методы и средства решения проблем, которые лежат в сфере компетенции территории.

Для достижения указанных целей необходимо на региональном уровне обеспечивается решение следующих задач:

• организация эффективного взаимодействия предприятий и организаций, входящих в кластерообразующие структуры (микрокластеры и региональные кластеры);

• разработка методических рекомендаций, устанавливающих параметры взаимодействия деловых партнеров в рамках промышленных кластеров с учетом действующей нормативно-правовой базы;

• содействие в совершенствовании структуры производства участников кластеров с целью снижения производственных издержек и повышения качества продукции и услуг;

• активизация инновационной деятельности предприятий, входящих в кластерные структуры, и организаций, потенциальных участников кластеров;

• стимулирование инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов по следующим направлениям: разработка и производство принципиально новых видов продукции, освоение новых технологий, внедрение изобретений и др.;

• содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов, ориентированных на создание и развитие кластерных структур.

В целом в последние годы на фоне общей экономической стабилизации российские компании в некоторой степени улучшили свои конкурентные преимущества в связи с внедрением современных систем качества, информационных технологий в систему управления, логистических схем и программ маркетинга. Однако им в первую очередь необходимо освоить более сложные принципы инновационного лидерства, в частности, через взаимодействие внутри промышленных кластеров. Также преимуществом исследуемых кластерных систем является снижение затрат за счет «эффекта масштаба», который возникает вследствие кооперации производителей и потребителей. Данный эффект проявляется и вне кластерных образований, однако глубина координации, тесные партнерские связи участников кластера позволяют получить значительно больший экономический эффект в кратчайшие сроки. Кластерная интеграция при сохранении юридической самостоятельности российских предприятий способствует генерированию ими инноваций, активизации инвестиционной деятельности и позволяет построить новые экономические взаимоотношения между производственными, перерабатывающими и торговыми предприятиями, активно вовлекая в эти процессы научно-исследовательские и образовательные учреждения.

В настоящее время хозяйственный комплекс российской экономики преимущественно оформлен в интегрированные бизнес-группы. Однако последние, ориентированные, главным образом, на монополизацию экономической деятельности, не выполняют основных социально-экономических задач в части преодоления монопрофильности, осуществления диверсификации, реструктуризации и технико-технологической модернизации российской экономики и др., поскольку перечисленные задачи противоречат корпоративным интересам ИБГ.

В случае выбора кластера в качестве новой институциональной единицы российской экономики, точки зрения диссертанта, возможны два способа формирования интеграционных структур кластерного типа: в результате реализации государственной политики реструктуризации крупных структур или объединения государственного имущества путем его внесения в уставные капиталы вновь создаваемых или существующих организаций, либо в инициативном порядке со стороны коммерческих организаций, в которых государство не принимает участия.

Выбор кластерного подхода в качестве концепции государственной и региональной промышленной политики, предусматривающей соответствующие меры поддержки, позволит на практике реализовать вышеперечисленные преимущества кластерных образований в промышленности. В свою очередь, создание кластерных структур обеспечит переход на новый, отвечающий мировому уровень экономических отношений в российской промышленности.

Локализованность промышленного кластера означает, что он имеет достаточно определенные границы. В этой связи для России наиболее актуально выделение кластеров в пределах административно-территориальных единиц (республик, краев, областей). Это обусловлено относительно высокой управляемостью 9 видов экономической деятельности на региональном уровне по сравнению с общенациональным. В мировой практике уже есть примеры успешной реализации концепций стратегического управления экономическим развитием регионов (например, в Дании, Швеции и др.). Их особенности заключаются в том, что создается регулирующая структура на региональном уровне, которая разрабатывает программы и проекты развития территории на долгосрочный период, в обязательном порядке предполагающие набор инструментов их осуществления.

В плановой экономике кластерный подход был реализован в виде территориально-промышленных комплексов и узлов, а также межотраслевых продуктовых комплексов. Однако, в результате рыночных преобразований большинство ТПК из совокупности устойчиво функционирующих объектов превратилось в хаотичные объединения предприятий, лишь отчасти обладающих конкурентоспособностью, поскольку традиционно крупнейший покупатель продукции ТПК, а именно государство, утратило свою стратегическую роль ввиду изменения характера распределения общественного продукта.

На основании анализа российской практики кластеризации экономики можно констатировать следующее. Во-первых, в настоящее время примеров рассматриваемой формы территориально-экономической интеграции крайне мало. Во-вторых, подобные структуры еще очень «хрупки» и вряд ли сравнятся с эффективно действующими зарубежными кластерами, представляющими собой хорошо отлаженную систему множества конкурентоспособных поставщиков и потребителей. Как правило, российские кластеры находятся в эмбриональном состоянии, имеют масштабные (национальные или региональные границы) и мелкую структуру. При этом практически отсутствуют инновационные кластеры. Особенностью российской модели кластеризации, вытекающей из планово-социалистического прошлого, можно считать преобладание центрированного типа кластерного ядра и тяготение к холдинговым формам. В-третьих, уровень развития.

12а С учетом допустимой степени государственного вмешательства и возможностей применяемых инструментов. и конкурентоспособность существующих кластеров низкие. За редким исключением конкурентоспособностью на мировом рынке обладают только кластеры в области производства нефти и газа, угля, металлов и древесины. При этом выявлены нереализованные возможности для роста в отдельных субкластерах (например, производство промышленного оборудования, деревообработка, производство пластмасс и химических продуктов и др.), имеющих в настоящее время слабые экспортные позиции.

Для успешной реализации предлагаемого подхода к промышленной политике на уровне субъектов Российской Федерации необходимо, прежде всего, отказаться от традиционной системы отраслевых приоритетов и перейти к политике концентрации усилий по направлениям государственной поддержки конкурентоспособных кластеров взаимосвязанных компаний. Подобный подход позволит при сохранении активной роли государства в регулировании темпов и качества промышленного развития обеспечить необходимый уровень внутренней конкуренции как залога конкурентоспособности российской промышленности на международном рынке. Данное обстоятельство особенно актуально на этапе вступления России в ВТО.

В современных условиях наиболее предпочтительным способом реализации идеи кластерной интеграции в промышленном комплексе является разработка региональных целевых программ поддержки и развития промышленных кластерных структур на уровне субъектов Российской Федерации. При этом, с точки зрения автора, развитию высокоэффективных территориальных кластерных структур будет способствовать принятие органами государственного управления регионального уровня следующих мер:

• разработка программ повышения конкурентоспособности региональной экономики на базе кластерных моделей на долгосрочную перспективу;

• разработка отдельных муниципальных программ, основанных на кластерных инициативах;

• совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации в области создания благоприятного делового климата для формирования и развития кластерных структур;

• профессиональная подготовка кадров, ориентированных на создание и укрепление новых производственных кластерных структур, учитывающих специфику, потребности и перспективы развития региона;

• совершенствование статистической системы учета в части сбора и накопления данных, относящихся к развитию и функционированию кластеров по видам экономической деятельности.

Автором отмечается, что для российской экономики является выгодным не только создание «внутренних» кластеров как устойчивых субконтрактинговых схем, но и формирование трансграничных кластеров, обеспечивающих укрепление конкурентоспособности приграничных территорий России посредством интенсивного обмена ресурсами, технологиями (как производственными, так и управленческими) и продукцией (услугами), реализации оригинальных бизнес-моделей, создания единого информационного пространства и успешного делового климата и т. п. Построение трансграничных кластеров с перспективными для российской экономики соседями (в первую очередь, Финляндией, Норвегией и Китаем), может стать важным шагом к формированию выгодных для России экономических осей в рамках глобальных интеграционных процессов. Примером может служить промышленное сотрудничество Северо-Западного федерального округа с Финляндией, импортирующей непосредственно с северо-запада России или через его территорию природный газ, нефть, нефтепродукты, уголь, электроэнергиюэнергетический кластер Северо-Запада России и Финляндии имеет большие перспективы в плане дальнейшего развития кооперационных процессов. Участие в подобных осях формирует предпосылки, позволяющие России в дальнейшем занять достойное место в мировой экономической системе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Новости, 2000.
  2. Академия рынка: маркетинг / Пер. с фр.- А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. М.: Экономика, 1993.
  3. И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб.: ПитерКом, 1999.416 с.
  4. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. 519с.
  5. Э.П., Бажанов В. А. Интегральная оценка инновационного потенциала регионов России // Регион: экономика и социология, 2006. № 2.
  6. М. Корпоративное управление в переходных экономиках. М.: Экономика, 1997.
  7. К.Л. Особенности развития экономических систем в современных условиях // Вестник Московского университета, 2005. № 4.
  8. М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики, 2005. -№ 4.
  9. Ю., Черных С. Реальный сектор, банки и информация // Вопросы экономики, 2003. № 2.
  10. Р. Политическая экономия в 2-х томах. Т.1. Пер. с французского. М.: Международные отношения, 1994.
  11. Г. Человеческий капитал (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология., 1993. № 11−12.
  12. Р. Первые итоги российской экономики в новом столетии // Экономист, 2001. -№ 10.
  13. М., Максимчук О. Механизм управления факторами развития современных экономических систем // Проблемы теории и практики управления, 2006. № 11.
  14. М.А., Джамай Е. В. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения // Менеджмент в России и за рубежом, 2001. № 4.
  15. М.А., Фролов И. Э. Тенденции и роль интеграционных процессов в промышленности России // Менеджмент в России и за рубежом, 2002. № 4.
  16. К., Вэгхорн Т. Миссия возможного, или Как стать компанией мирового класса/ Пер. с англ. Челябинск: Урал LTD, 1998. 292 с.
  17. М. Экономическая мысль в ретроспективе.-М.- Экономика 1994. с. 568.
  18. A.A. Управление инновациями в организации. М.: Омега-Л, 2006.
  19. О.Т. Какую модель общества рождает постсоциалистическая трансформация // Российский экономический журнал, 2008. № 3−4.
  20. И.В. Как «выращивать» конкурентные преимущества региона // ЭКО, 2008. № 7.
  21. К. Основы стратегического менеджмента/ Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 175 с.
  22. Г. А. Роль региональных органов власти в формировании социально-экономической политики: этапы эволюции // ЭКО, 2008. № 6.
  23. С.Д., Гранберг А. Г. Движение регионов России к инновационной экономике. М.: Наука, 2006.
  24. Ю. Утверждая научные принципы управления интегрированными корпорациями // Российский экономический журнал, 2001. № 10.
  25. В.А. Организация стратегического управления на предприятии.-М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  26. М. В. Конкурентоспособность и потенциал кластеризации отраслей экономики Иркутской области // ЭКО, 2006. № 10.
  27. X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании)/ Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996. 288с.
  28. О.М., Карловская С. Б. Обеспеченность энергоресурсами в мире и роль России // Вестник Московского университета, 2006. № 5.
  29. М.П. Кластерные технологии в системе развития предпринимательства, интеграции и привлечения инвестиций.-М.: Дельта, 2003.
  30. . А. Кластеры новая форма самоорганизации промышленности в условиях конкуренции // Маркетинг, 2002. — № 5 (66).
  31. М., Жуковская В., Трофимова И. и др. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневых измерениях // Российский экономический журнал, 1998. № 3.
  32. М.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения // Вопросы статистики, 2004. -№ 7.
  33. С.Ю. О стратегии развития российской экономики / Научный доклад. М.:ЦЭМИ РАН, 2001.
  34. О.Г. Национальная инновационная система России: Состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.
  35. JI. Национальная инновационная система России в условиях новой экономики // Вопросы экономики, 2003. № 3.
  36. А.Г. Математические модели социалистической экономики. М.: Экономика, 1978.
  37. А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов.3-е изд.- М.: ГУ ВШЭ, 2003. 495 с.
  38. Гуманистические ориентиры России / Под. ред. Л. И. Абалкина, A.B. Барышевой, Д. Е. Сорокина. М.: Институт экономики РАН, 2002. с. 391.
  39. В. О характере российской «догоняющей модернизации» и ее институциональном обеспечении // Российский экономический журнал, 2005. -№ 2.
  40. В. Т., Сергиенко Т. А. Управление конкурентоспособностью предприятия.-Саратов: Изд. ЛатановаВ. П., 2001.
  41. М. Институциональные аспекты постсоциалистического переходного периода // Вопросы экономики, 2001. № 2.
  42. M. Перспективы экономических реформ в России // Вопросы экономики, 2005. № 11.
  43. Доклад по глобальной конкурентоспособности 2006−2007. Мировой экономический форум.-Оксфордский университет, 2007.
  44. Драчева E. JL, Либман A.M. Проблемы определения и классификации интегрированных корпоративных структур //Менеджмент в России и за рубежом, 2001. № 4
  45. А., Соколов А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике.
  46. A.A., Куренков Ю. В. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. -М.: ИНФРА-М, 2003.
  47. Л., Евстигнеев Р. Глобализация и российские регионы // Проблемы теории и практики управления, 2003. № 1
  48. А. В. Конкурентоспособность региона (http ://www.cfin.ru/management/strategy/competitiveness. shtm).
  49. О.И. Кластер как инструмент промышленной политики региона // Региональная экономика: теория и практика, 2008. № 9(66).
  50. О.И. Потенциал кластеризации как фактор конкурентоспособности // В кн.: Трансформация факторов экономического развития и конкурентоспособность / Под ред. A.B. Барышевой. М.: МАКС-Пресс, 2007.
  51. А.Г. Трансформация экономической системы России (современный аспект) // Экономическая наука, 2006. № 1.
  52. В.В., Колдаева Н. Т. Российская инновационная система: территориальный подход. // Инновации, 2000. № 9−10.
  53. В.В., Матирко В. И. Наукограды России: от методологии к практике -М.: Сканрус, 2001.
  54. В., Узяков М., Широв А., Капицын В., Герасименко О., Андронова Л. Количественный анализ экономических исследований вступления России в ВТО // Проблемы прогнозирования, 2002. № 5.
  55. Инновации в России: аналит. стат. сб. Центр исследования проблем развития науки РАН. М.: Наука, 2006.
  56. Инновационный путь развития для новой России/ Под. ред. В. П. Горегляда. -М.: Наука, 2005.
  57. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов / Под ред. О. В. Кузнецовой. М.: Издательство ЛКИ, 2007. 440 с.
  58. Инновационная экономика. /Под ред. A.A. Дынкина, П. И. Ивановой. М.: Наука, 2001.
  59. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С. Д. Ильенкова, Л. М. Голхберг, С. Ю. Ягудин и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2004.
  60. C.B. Оценка внутренней конкурентоспособности регионов России //ЭКО, 2008.-№ 5.
  61. В.Э. Информационные технологии: масштабы и эффективность использования // Мировая экономика и международные отношения, 2006. № 5.
  62. Р. и др. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации // Общество и экономика, 1993. № 9−10.
  63. Р.И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем). М.: ИМЭМО, 1990.
  64. А.П. Формирование промышленных кластеров, www.subcontract.ru
  65. Г. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики, 2002. № 10.
  66. Г. Б. Микроэкономические факторы и ограничения экономического ростаУ/Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование, 2004.-№ 3(20)
  67. Г. Б. Эволюция промышленных предприятий в 1989—1999 гг.. // Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия. М.: Наука, 2001.
  68. Г. Б. Эволюция экономических институтов в России.-М.: Наука, 2003.
  69. С. Конкурентоспособность российской экономики в условиях глобализации // Власть, 2005. — № 2.
  70. , Н.Н. Теория экономического районирования.-М.: Мысль, 1969.
  71. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты/Под ред. Ю. К. Перского, Н. Я. Калюжновой. М.: ТЕИС, 2003.
  72. Конкурентоспособность региона: новые тенденции и вызовы / Под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург.: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2003. 218 с.
  73. Конкурентоспособность России в глобальной экономике/ Под ред. А. Дынкина, Ю. Куренкова — М.: Издательство «Международные отношения», 2003.
  74. Я. «Путь к свободной экономике»: десять лет спустя (переосмысливая пройденное) // Вопросы экономики, 2000. № 12.
  75. Р.Л., Берченко Н. Г. Оценки уровня рационального использования экономического потенциала региона // Региона: экономика и социология, 2006. № 1.
  76. Н. И., Макаев А. И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов // ЭКО, 2006. -№Ю.
  77. В. Механизмы запуска инновационного роста в России // Вопросы экономики, 2003. № 3.
  78. В., Мильнер Б., Швецов А. Государственная собственность в динамике рыночных перемен // Российский экономический журнал, 1993. -№ 11.
  79. В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: ИСА РАН, 1997. 190 с.
  80. В., Швецов А. Общая теория реформ. Контуры проблемы и система исследований // Теория и практика организации проведения реформ. М.: ИСА РАН, 1995. 256 с.
  81. И. Системные основания преобразований территориального устройства государства и оценка аргументов «от экономики» //Российский экономический журнал, 2003. № 4.
  82. В. Межотраслевая экономика/ Под редакцией академика А. Г. Гранберга.-М.: Экономика, 1997.
  83. Л.И. О формах и методах стимулирования инновационной деятельности. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001.
  84. В.П., Лившиц С. В. Характеристики российской экономики как нестационарной системы. // Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия. / Под ред. Г. Б. Клейнера (Серия «Экономическая наука современной России») М.: Наука, 2001.
  85. А. В поисках европейской идентичности: парадипломатическая деятельность РК и ее последствия // Российские регионы в мировом пространстве: Между глобализмом и протекционизмом. Материалы международного «круглого стола». — Нижний Новгород, 2002.
  86. Л.С., Ягольницер М. А. Измерение эффективности функционирования кластера информационных технологий // Регион: экономика и социология, 2006. № 1.
  87. В.Л. Эволюционная экономика: некоторые фрагменты теории. Эволюционный подход и проблемы переходной экономики.-М.: Институт экономики РАН, 1999.
  88. Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия/ Под ред. Г. Б. Клейнера. М.: Наука. -2001. 516 с.
  89. P.M. Теоретические основы регулирования регионального развития: зарубежные подходы и возможности их использования в российских условиях: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2007. 250 с.
  90. . Итоги и уроки // Вопросы экономики, 2003. № 9.
  91. . 3. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 1980.350 с.
  92. . 3. Системный подход в организации управления. М.: Экономика, 1983. — 224 с.
  93. . 3. Теория организации. 5-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2008.
  94. . 3., Кочетков А. В., Левчук Д. Г. Управление территориально-производственными комплексами и программами их создания. М.: Наука, 1985. 315 с.
  95. Е.О. Конкурентоспособность как интегральное свойство рыночной системы хозяйствования // Философия хозяйства, 2005. № 4/5.
  96. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития)/Рук. авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. М.: Наука, 2001.
  97. В. Пухов С. Российская экономика в контексте развития мировых энергетических рынков // Вопросы экономики, 2006. № 8.
  98. Нет промышленной политики не будет и промышленности? // Аналитический банковский журнал, 2005. — № 12.
  99. , М.В. Кластерная концепция эффективной интеграции регионов в глобальную экономику // Проблемы современной экономики, 2003.-№ 1 (13).
  100. С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей.// Проблемы теории и практики управления, 2002.-№ 1.
  101. Олейник AJI. Институциональная экономика. -М.: ИНФРА, 2002. 416 с.
  102. Основы промышленной политики Российской Федерации/ Российский Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) (http://www.opec.ru).
  103. Очерки истории российской экономической мысли. /Под ред. акад. Л. И. Абалкина.-М.: Наука, 2003.
  104. У., Смит-Дор JL Сети и хозяйственная жизнь //Экономическая социология, 2003. Т. 4. № 3.
  105. Е. Основные тенденции развития систем образования в мире (http://vvww.evarussia.ru/eva200 l/russian/sodl 16. html).
  106. Политика повышения конкурентоспособности экономики России. Национальный доклад. /Под общ. ред. В. Н. Евтушенкова.- М.:Наука, 2004.
  107. В.М. К руководству для реформаторов: некоторые выводы из теории экономических реформ // Экономическая наука современной России. 2005. -№ 1.
  108. М. Конкуренция/ Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. 496 с.
  109. М. Международная конкуренция / Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.
  110. В.М. Стратегии институциональных реформ. М.: Изд-во ЦЭМИ РАН, 2005. 390 с.
  111. Промышленная политика как инструмент экономического роста. Специальный выпуск. Часть 2// Аналитический вестник Совета Федерации РФ, 1998.-№ 2(69).
  112. Производственная кооперация крупного и малого бизнеса. Рекомендации по созданию промышленных кластеров.-М.: ТПП РФ, 2006.
  113. Пространственные трансформации в российской экономике / Под ред. П. А. Минакера.-М.: Экономика, 2002.
  114. А. Российская рыночная модель: путь реализации // Вопросы экономики. 2002. — № 10.
  115. М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления, 1997. № 1.
  116. Регионы России. 2004: Стат. сб. Росстат. М.: Росстат, 2004.
  117. Регионы России. 2005: Стат. сб. Росстат. М.: Росстат, 2005.
  118. Регионы России. 2006: Стат. сб. Росстат. М.: Росстат, 2006.
  119. Россия в глобализирующемся мире: модернизация российской экономики / Под ред. акад. Д. С. Львова, чл.-корр. РАН Г. Б. Клейнера. М.: Наука, 2007. 422 с.
  120. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными (Доклад ГУ-ВШЭ) // Вопросы экономики, 2007. № 3.
  121. Е. В. Целевые комлпексные программы: организационно-экономический механизм. -М.: Наука, 1989. 210 с.
  122. Рюэгг-Штюрм И., Ахтенхаген Л. Сетевые организационно-управленческие формы — мода или необходимость? // Проблемы теории и практики управления, 2004. № 6.
  123. Л. Сетевой подход к политике и управлению // Политические исследования, 2001. № 3.
  124. Ю. Интеграция как условие воспроизводства промышленного капитала // Экономист, 2006. № 8.
  125. Д.Е. Россия перед вызовом: политическая экономия ответа. М.: Наука, 2003.
  126. А. Интеграция и модернизация экономики // Экономист, 2006.№ 5.
  127. , А.П. Организация корпоративных систем строительного комплекса региона.-Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005.
  128. А.И. Формирование конкурентных преимуществ регионов // Регион: экономика и социология, 2006. № 1.
  129. А.И., Важенин С.Г, Барсенёв В. Л. Уральский федеральный округ: от стагнации к повышению конкурентоспособности. — Екатеринбург.: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2003. 298 с.
  130. . Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности: В 2-х т., изд. 2-е испр./ Пер. с англ. Под ред. В. М. Гальперина, H.A. Зенкевича СПб.: Экономическая школа, 2000.
  131. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент, М.: Юнити, 1998.
  132. Г. А. Регион как эпицентр зарождения конкурентоспособности //Регионы: экономика и социология, 2002. № 1.
  133. P.A. Конкурентоспособность: как поднять рейтинг России //Государственная служба, 2003. № 4 (24).
  134. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. 312 с.
  135. P.A. Стратегическая конкурентоспособность. Учебник для вузов. Серия «Высшее образование».- М.: Экономика, 2005.
  136. В.Р. Математические методы регионального программирования. -М.: Наука, 1989.
  137. Т.В. Кластерная теория экономического развития. // Теория и практика управления, 2005. № 5.
  138. Ш. И. Стратегия регионального развития выравнивание или поляризация // Региональная экономика: теория и практика, 2006. № 2.
  139. А. Государственная региональная политика: хронические проблемы и актуальные задачи системной модернизации // Российский экономический журнал, 2007. № 11−12.
  140. А. Новый этап реформирования в России и ее регионах // Труды ИСА РАН. Теория и практика системных преобразований. 2004. — Т. 10.
  141. А., Андреева Е. Управление социально-экономическими системами: развертывание методолого-теоретических и прикладных исследований // Российский экономический журнал, 2006. № 3.
  142. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  143. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 1997.
  144. П.Г. Промышленная политика России кто оплатит издержки глобализации (совместно с Княгининым В.Н.).-М.: Издательство «Европа», 2005.
  145. Экономический рост в Российской Федерации: Проблемы и перспективы //Российский экономический журнал, 2003. № 3.
  146. Энергетический диалог России и Евросоюза. Седьмой обобщающий доклад // Инвестиции в России, 2007. № 2.
  147. JI. Бюджетная реформа: федерализм или управление по результатам // Вопросы экономики, 2006. № 8.
  148. Е. Структурный маневр и экономический рост // Вопросы экономики, 2003.-№ 8.
  149. Andersson Т. Schwaag S. The Cluster Policies Whitebook, 2004.
  150. Baptista R. Do Innovations Diffuse Faster within Geographical Clusters?// International Journal of Industrial 0rganization, 2000−18.
  151. Best, M. The New Competitive Advantage: The Renewal of American Industry. Oxford: OUP, 2001.
  152. Bergman E. Industrial Trade clusters in action: Seeing regional economies whole. London, 1998.
  153. Bergman E.M., Charles D. Innovative Clusters: Drivers of National Innovation Systems // Organization for Economic Cooperation and Development, Paris, 2001.
  154. Carlsson A. Elements composing the term Life Science. Regional biotekniksatsning, 2000.
  155. Carvaja C. A., Watanabe C., Lessons from Japan’s Clustering Behavior- Engines of the Emerging Economies in Asia Dynamics of Manufacturing Sectors in Japan / Tokyo Institute of Technology.- Japan, 2004.
  156. CIOL Network. BioSpectrum: The Business of Biotech http:/ /www.biospectrumindia.com/content/BioSpecial/103 081 201 .asp, August2003.
  157. Cluster Meta-Study. Institute for Strategy and Competitiveness, Harvard Business School, 2005 (www.isc.hbs.edu).
  158. Conroy M. Regional Economic Diversification, New York: Praeger, 1975.
  159. Ellison G. Glaeser E. Geographic concentration in U.S. manufacturing industries: A dartboard approach / Journal of Political Economy, 1997.
  160. Karlsson C., Mellander C., Paulsson T. Spatial ICT Clusters in Sweden An Empirical Method to Identify a Necessary Condition for Existence // Jonkoping International Business School: Jonkoping University.-Sweden, 2003.
  161. Lahteenmaki-Smith К. Regimes of regional development and growth across Nordic regions: Borderless practicies in the making? Stockholm, 2002-
  162. Lindqvist G., Malmberg A, Solvell O. Swedish Clucters/CIND.-Uppsala University, 2003.
  163. Marin A. Russia’s «Baltic» Regions within the Northern Dimension: Challenges and Prospects for the Future (http://www.edc.spb.ru/conf2002/marin.htm).
  164. Nordic perspectives on process-based regional development policy / Ed. by M. Sotarauta, H. Bruun. Stockholm: Nordregio, 2002.
  165. Porter M. Clusters and Government Policy. Wirtschaftspolitische Bldetter, 47, 2000.
  166. Rosenfeld S. Baking into Clusters: Retrofitting Public Policies, paper available at www.oecd.org.
  167. Sergei Blagov, Russia faces a reality check, ICIS Chemical Business, 24—30 сентября 2007 г.
  168. Murad S., Hrekh Т., Pesotsky К. MOC Team Project Report: The Moscow Transportation Cluster. Harvard Business School: Boston, 2006.
  169. Tompson W. From «Clientilism» to Client-Centred Orientation"? The Challenge of Public Administration Reform in Russia // Economics Department Working Paper № 536, ECO/WKP (2006)64.-OECD: Paris.
  170. Wilkinson F. High-Technology Clusters, Networking and Collective Learning in Europe. Aldershot. 2000.
  171. World Bank, Doing Business 2008, World Bank: Washington, D.C., 2007.
  172. Всемирная торговая организация, http://www.wto.org/174. http://publiceng.vinnova.se/175. http ://www. dextran. dk/dextran pro ducts. htm176. http://www.slu.se/, http://www.uu.se/
Заполнить форму текущей работой