Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Межбюджетные отношения в регионе: модели организации и регулирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация межбюджетных отношений, основанных на сбалансированном разграничении расходных и доходных полномочий между органами власти всех уровней, является одним из принципиальных вопросов государственного устройства. Конституция РФ, закрепив модель действующего федерализма, провозгласила равноправие всех субъектов РФ и возможность взаимного делегирования полномочий на договорной основе… Читать ещё >

Содержание

  • I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 9 МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    • 1. 1. Характеристика межбюджетных отношений и принципы их организации
    • 1. 2. Инструменты регулирования межбюджетных отношений
    • 1. 3. Региональные особенности использования инструментов регулирования межбюджетных отношений
    • 1. 4. Модели организации и регулирования межбюджетных отношений в зарубежных странах
  • Выводы по первой главе
  • II. ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И 57 РЕГУЛИРОВАНИЯ 59 МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ 2.1 Анализ организации и регулирования межбюджетных отношений
    • 2. 2. Оценка влияния бюджетного регулирования на доходы муниципальных образований
  • Выводы по второй главе
  • III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК 85 ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 3. 1. Совершенствование регулирования межбюджетных отношений на основе программно-целевого подхода
    • 3. 2. Пути реформирования межбюджетных отношений на региональном уровне
    • 3. 3. Методика регулирования бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • Выводы по третьей главе 1
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123 Библиографический
  • список использованной литературы
  • Приложения

Межбюджетные отношения в регионе: модели организации и регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Основными задачами бюджетной политики, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, являются обеспечение макроэкономической устойчивости, последовательного снижения уровня инфляции, сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, совершенствование механизмов применения программно-целевых методов бюджетного планирования, повышение эффективности бюджетных расходов, завершение налоговой реформы.

Организация межбюджетных отношений, основанных на сбалансированном разграничении расходных и доходных полномочий между органами власти всех уровней, является одним из принципиальных вопросов государственного устройства. Конституция РФ, закрепив модель действующего федерализма, провозгласила равноправие всех субъектов РФ и возможность взаимного делегирования полномочий на договорной основе. Поэтому организация межбюджетных отношений и бюджетное регулирование стали объектом пристального внимания, как в теоретических разработках экономистов, так и при поиске практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Общие вопросы развития межбюджетных отношений отражены в работах Богачевой О. В., Веспера Д., Зайделя Б., Игудина А. Г., Лаврова А., Лексина В. Н., Птицина В. И., Пыхова И. В., Рефьюза Р., Романовского М. В., Сомоева P.P., Христенко В. Б., Швецова А. Н. Существенный вклад в развитие теории и методологии финансовой и экономической науки внесли: Бежаев О. Г., Бетин О. И., Годин A.M., Иванов А. П., Максимова Н. С., Павлова Л. П., Подпорина И. В., Поляк Г. Б., Родионова В. М., Руднев В. Д., Суэтин A.A., Таксир К. И., Хурсевич С. Н., Шуляк П. Н., Шаховой В. А., и др. Научное представление о механизмах функционирования децентрализованных бюджетных систем, проблемам федеративных отношений и общественных финансов, отражено в работах зарубежных авторов: Брюммерхофа Д., Корнай Я., Масгрейва Р., Острома В., Стрика Д., Тйбу С., Элейзера Д.

Государство провело корректировку бюджетных взаимосвязей, движения и направлений бюджетных потоков, посредством внесения изменений в принципы и методы формирования бюджетных доходов и расходов, уточнения пропорций распределения ресурсов, что положительно повлияло на согласование интересов органов власти всех уровней. Однако на региональном уровне организация межбюджетных отношений пока еще не обладает достаточной теоретической и методической проработкой существующих взаимосвязей, и, как следствие, определяет необходимость разработки эффективного механизма их организации и регулирования, адекватного задачам бюджетной политики.

Цель и задачи исследования

.

Цель диссертации заключается в разработке методических положений и рекомендаций по совершенствованию процесса организации и регулирования межбюджетных отношений на региональном уровне.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач, определивших структуру работы:

• уточнение и обоснование понятия «межбюджетные отношения»;

• исследование механизма организации и регулирования межбюджетных отношений в условиях бюджетного федерализма;

• выявление особенностей и недостатков действующих методик распределения финансовых ресурсов;

• обобщение зарубежного опыта устройства межбюджетных отношений с целью возможного использования в отечественной практике;

• определение эффективности использования инструментов бюджетного регулирования;

• разработка предложений по совершенствованию процесса организации и регулирования межбюджетных отношений в регионе.

Предметом исследования являются межбюджетные отношения региональных и муниципальных органов власти, а именно: разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы, объем финансовых ресурсов муниципальных и региональных бюджетов, обеспеченность органов местного самоуправления собственными финансовыми ресурсами, пределы межбюджетного выравнивания, выбор наиболее эффективной модели организации и регулирования межгбюджетных отношений, в зависимости от особенностей региона.

Объектом исследования являются модели организации и регулирования межбюджетных отношений на региональном уровне.

Методология исследования основана на принципах диалектической логики. В диссертации применены системный анализ и синтез теоретического и практического материала, индуктивные и дедуктивные методы. Анализ статистических данных проведен на основе методов группировки, выборки, сравнения и обобщения.

Информационно — статистическая база представлена нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы межбюджетных отношений, материалами Министерства финансов РФ, Государственного комитета РФ по статистике, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Исследование проведено в рамках пункта 2.3 Паспорта специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит».

Научная новизна исследования.

• уточнено определение межбюджетных отношений, в основу которого положены распределительные экономические отношения в иерархических структурах органов государственной власти;

• дана системная оценка предпосылкам формирования принципов межбюджетных отношений, воздействующим на организацию и регулирование региональных финансовых потоков;

• сформулирован комплекс критериев, позволяющий п роизводить оценку эффективности организации межбюджетных отно шений на региональном и муниципальном уровнях;

• раскрыт механизм возникновения дисбаланса в межбюджетных отношениях в целях разрешения противоречий по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти;

• обобщены сущностные характеристики моделей организации и регулирования межбюджетных отношений на региональном уровне, отражающие процесс распределения и перераспределения централизованных финансовых ресурсов.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту:

• разработаны в виде единой системы принципы межбюджетных отношений с учетом необходимости сбалансированного формирования и распределения финансовых ресурсов, позволившие приблизить бюджетную систему к основам бюджетного федерализма;

• осуществлена классификация действующих моделей организации и регулирования межбюджетных отношений между региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, позволяющая разработать эффективные инструменты управления финансовыми потоками;

• обобщен зарубежный опыт в области межбюджетных отношений и сформулированы предложения по его частичному использованию в отечественной практике;

• в целях стимулирования заинтересованности местных органов власти в мобилизации доходов в бюджет, уточнена действующая методика бюджетного регулирования путем введения показателя — «индекс налоговых усилий» (ИНУ) и использования средней стоимости социального набора товаров и услуг;

• для определения муниципалитетов претендующих на финансовую поддержку, на основании годовой статистической отчетности, мониторинга и прогнозов, предложена методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования;

• разработаны предложения по совершенствованию межбюджетных отношений. В качестве инструмента регулирования бюджетной обеспеченности предложен программно-целевой подход, даны мгетодические рекомендации по распределению фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Основные положения и выводы исследования могут быть использованы органами государственной власти и управления при подготовке обзорной и аналитической информациипри подготовке лекционных курсов «Бюджетная система», «Финансы», «Государственные и муниципальные финансы».

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования основных положений и выводов для следующих целей:

• определение основных направлений бюджетно-налоговой политики;

• составление программ социально-экономического развития территории;

• при разработке методических подходов оптимизации механизма распределения фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

Апробация и внедрение результатов исследования. Отдельные положения исследования докладывались автором на научных конференциях, годичных научных чтениях, международных социальных конгрессах. Основные результаты работы опубликованы в журналах РГСУ «Ученые записки», «Аспирантский сборник», сборнике научных трудов, используются в учебном процессе факультета «финансы и кредит» Международного университета содружества независимых государств, Московского психолого-социального института и его филиалах.

По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ общим объемом 4,07 п.л.

Структура диссертационной работы обусловлена целью исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, одного рисунка, 9 таблиц и 16 приложений.

Выводы по третьей главе.

В результате проведенного исследования выявлены основные недостатки в организации и регулировании межбюджетных отношений на региональном уровне, состоящие в следующем:

— отсутствует реальная самостоятельность бюджетов органов местного самоуправления;

— не достаточна доходная база бюджетов муниципальных образований и, как следствие, слаба заинтересованность в наращивании своего налогового потенциала и сокращении нерациональных расходов, поскольку дополнительные доходы или экономия изымаются в вышестоящие бюджеты путем: ежегодного изменения нормативов отчислений от регулирующих налогов;

— не определено разграничение расходных полномочий между различными уровнями власти;

— отсутствует нормативная основа формирования финансовых ресурсов для реализации своих полномочий каждым властным звеном;

— бюджетное выравнивание осуществляется на субъективной основе.

Поэтому разработка эффективной системы внутрирегиональных межбюджетных отношений является одной из наиболее важных, но в то же время сложных задач бюджетной реформы.

Механизм оказания финансовой помощи должен отвечать следующим требованиям: а) обеспечивать выравнивание доходов и стимулировать развитиеб) основываться на формализованной методике финансовой помощи с использованием объективных оценок бюджетных потребностейв) соответствовать принципам прозрачности, объективности, достоверности расчетов.

В соответствии с этим бюджетное регулирование в Оренбургской области должно исходить не только из выравнивания бюджетных доходов, но и ориентироваться на стимулирование муниципальных образований к развитию своего доходного потенциала.

Нами предложена методика регулирования бюджетной обеспеченности муниципальных образований, основанная на предоставлении им финансовой помощи, исходя из целей выравнивания доходов муниципальных образований и стимулирования развития территорий и разработана методика использования программно-целевого подхода для целей регулирования бюджетной обеспеченности муниципальных образований, учитывающая различия в уровне социально-экономического развития муниципальных образований Оренбургской области.

Заключение

.

Несовершенная практика формирования межбюджетных отношений в Российской Федерации есть результат недостаточности теоретической разработанности проблем организации и регулирования межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения должны обеспечивать устойчивую сбалансированность всех уровней бюджетной системы, без чего невозможно проведение глубоких преобразований и реформ.

От решения проблем, связанных с оптимизацией межбюдж етных отношений, зависит, прежде всего, уровень социально-экономического развития как страны в целом, так и регионов, и муниципальных образований, в частности. Все более очевидно, что проблемы межбюджетных отношений имеют не только экономическую, но и политическую составляющие, но какая из них является превалирующей определить не всегда просто.

Сложившаяся в настоящее время в России система межбюджетных отношений не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма.

Наиболее острыми и до сих пор не решенными остаются такие проблемы организации и регулирования межбюджетных отношений на региональном уровне как перегруженность местных бюджетов нефинансируемыми мандатаминеоправданно высокая доля тех доходов местных бюджетов, которые формируются за счет отчислений от федеральных налоговзависимость местных бюджетов от ежегодно устанавливаемых пропорций (нормативов) расщепления федеральных налоговнедостаточная прозрачность регионального и местных бюджетов в виду отсутствия целостной системы мониторинга состояния и качества управления государственными и местными финансамиотсутствие рациональной и справедливой методологии бюджетного выравнивания, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и т. д.

В результате проведенного исследования в области теории организации и регулирования межбюджетных отношений автор приходит к выводу, что нельзя сводить понятие межбюджетных отношений к бюджетному федерализму, поскольку межбюджетные отношения характеризуют построение бюджетной системы вне зависимости от принципов ее организации, в то время как действие бюджетного федерализма необходимо ограничить рамками федеративного государства. Суть бюджетного федерализма проявляется через эффективную систему межбюджетных отношений, включая бюджетное регулирование. Отсюда следует, что понятие межбюджетных отношений намного шире, чем бюджетный федерализм.

Обобщение зарубежного опыта организации и регулирования межбюджетных отношений позволило выявить пути их совершенствования, которые могут быть учтены при реформировании российского федерализма: укрепление самостоятельности нижестоящих уровней властииспользование правовыхи организационных механизмов установления налогов и их распределения по бюджетам разных уровнейпредоставление финансовой помощи нуждающимся территориям в соответствии с четкими критериальными принципами, учитывающими численность населения, его возрастной состав, состояние объектов инфраструктурыприменение механизмов горизонтального выравнивания.

Проведенный анализ существующей практики межбюджетных отношений позволил определить, что в качестве основных инструментов бюджетного регулирования в регионах используются регулирующие налоги и механизм предоставления финансовой помощи из фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Актуальным остается вопрос, насколько рационально и эффективно будут применены субъектами Федерации эти инструменты и будет ли достигнута цель — выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальныхобразований.

Анализ устойчивости бюджетов муниципальных образований Оренбургской области с помощью бюджетных коэффициентов, предложенных Г. Б. Поляком, позволил сделать вывод о недостаточной степени устойчивости местных бюджетов области.

Различия в бюджетной обеспеченности муниципальных образований Оренбургской области настолько существенны (например, по показателю собственных подушевых доходов муниципалитеты отличаются друг от друга более чем в сотни раз), что предоставление средств из ФФПМО не решает проблему выравнивания. Свидетельством этому служит проведенная оценка концентрации ресурсов с точки зрения выравнивания уровней бюджетной обеспеченности и социально-экономического развития муниципальных образований, в основе которой лежит сравнение характеристик неоднородности до и после выделения средств из вышестоящего бюджета бюджетам муниципалитетов.

Анализ подушевых доходов муниципальных образований области с использованием индикаторов разброса показал, что межмуниципальная дифференциация доходов сокращается. После распределения средств из областного бюджета в муниципальных образованиях резко возрастает показатель среднедушевых бюджетных доходов. Однако, сокращение дифференциации происходит не за счет выравнивания, а за счет поддержки слабых территорий.

В результате бюджетного регулирования, проводимого органами власти Оренбургской области, меняется ранг муниципальных образований: показатель подушевых бюджетных доходов муниципалитетов-реципиентов после перечисления им трансфертов оказывается значительно выше подушевых доходов муниципалитетов-доноров, что является совершенно недопустимым с позиции выравнивания бюджетной обеспеченности. Все это позволяет сделать вывод о недостаточной эффективности модели организации межбюджетных отношений и необходимости ее дальнейшего совершенствования.

В целях совершенствования системы межбюджетных отношений в регионе в диссертации предложена методика регулирования бюджетной обеспеченности муниципальных образований, суть которой заключается в следующем: предоставление финансовой помощи муниципальным образованиям осуществляется в два этапа. На первом этапе происходит выравнивание бюджетных доходов, при одновременном сохранении различий в исходной бюджетной обеспеченности муниципалитетов, что создает достаточно сильные стимулы для развития собственного налогового потенциалана втором — стимулирование развития территорий.

Кроме того, для регулирования межбюджетных отношений использован программно-целевой подход, направленный на разрешение противоречий между ограниченным объемом финансовых возможностей и социально-экономическими проблемами развития территорий. Программно-щелевой подход ориентирован на долгосрочные цели экономической политики. В основе его использования лежит разработка целевых программ.

В результате проведенного исследования нами была разработана целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований Оренбургской области». Достижение основных целей программы позволяет решать такие важные задачи региональной экономической политики, как сохранение единого экономического пространства не только региона, но и страны в целом, а также обеспечении экономической самостоятельности муниципалитетов.

В исследовании особое внимание уделяется реформированию межбюджетных отношений в связи с принятием Федерального закона № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года. Главное заключается в том, что Закон в значительной степени продвинул вперед местное самоуправление как структуру гражданского общества, что позволит существенно улучшить качество и эффективность управления общественными процессами. Закон более четко очертил круг разграничения полномочий между уровнями власти и обеспечения соответствия доходов и расходов бюджетов всех уровней. Однако, необходимо отметить, что поправки, внесенные в Бюджетный кодекс в части разграничения доходных полномочий, не гарантируют местному самоуправлению даже минимального уровня необходимых собственных доходов, что лишает их финансовой самостоятельности.

В связи с тем, что, по нашим расчетам, финансовая база местных бюджетов не укрепляется, а, напротив, ослабевает, значение бюджетного регулирования в отношениях между субъектами РФ и муниципальными районами, муниципальными районами и муниципальными образованиями на уровне поселений возрастает.

Общий подход к бюджетному регулированию на региональном и муниципальном уровне должен соответствовать цели совершенствования межбюджетных отношений. Выравнивать бюджетную обеспеченность для достижения одинакового качества предоставляемых на каждом уровне власти бюджетных услуг, что позволит сформировать эффективную бюджетную систему, ориентированную на стимулирование экономического роста, расширение самостоятельности всех уровней бюджетной системы и снижении социально-экономического неравенства и различий в бюджетной обеспеченности территорий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием от 12 декабря 1993 года.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 31 от 17 июля 1998 г.-М.:Ось-89. -2001.-192 с.
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 154-ФЗ от 12 августа 1995 г. // Информационно-поисковая база: Консультант плюс
  4. О финансовых основах местного самоуправления в РФ: Федеральный закон № 39 от 25 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. — Ст. 4464
  5. Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 2001 годах: Постановление Правительства Российской Федерации № 862 от 30 июля 1998 г. // Российская газета. — 1998. -№ 151.-С. 4−5.
  6. О федеральном бюджете на 2001 год: Федеральный закон от 20.12.2000 года// www.budgetrf.ru
  7. О федеральном бюджете на 2002 год: Федеральный закон от 26.12.2001 года// www.budgetrf.ru
  8. О федеральном бюджете на 2003 год: Федеральный закон от 24.12.2001 года// www.budgetrf.ru
  9. Устав Оренбургской области // www.parlament.orb.ru
  10. О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Оренбургской области: Закон Оренбургской области от 18 ноября 2000 годаМ 723/212−03 // Южный Урал. 2000.-№ 235.-С. 2−6.
  11. О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Оренбургской области: Закон Оренбургской области от 04 сентября 1996 годаМ 453/116−03 // Гарант 15 Об областном бюджете на 1999 год: Закон Оренбургской области
  12. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Оренбургской области на 01.01.2000 года // www.minfin.ru
  13. Об областном бюджете на 2000 год: Закон Оренбургской области от 3 февраля 2000 года № 439/98−03 // Гарант
  14. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Оренбургской области на 01.01.2001 года // www.minfm.ru
  15. Об областном бюджете на 2001 год: Закон Оренбургской области от2212.2000 № 764 // Кожный Урал. 2001. — № 12. -С. 2
  16. Об исполнении областного бюджета за 2001 год: Закон Оренбургской области от 04.07.2002 № 58 // Южный Урал. 2002. — № 136. -С. 2 — 7.
  17. Об областном бюджете на 2002 год: Закон Оренбургской области от2812.2001 № 420 // Южный Урал. 2002. — № и. -С. 3 — 6
  18. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Оренбургской области на 01.01.2003 года //www.minfin.ru
  19. Об областном бюджете на 2003 год: Закон Оренбургской области от3112.2002 № 492 //Южный Урал. 2003. — № 16. -С. 2 — 8.
  20. Методика формирования консолидированного бюджета области на 2003 год: Приложение к распоряжению Главы администрации Оренбургской области № 528-р от 17 сентября 2002 г. // Информационно-поисковая база: Консультант плюс
  21. Анализ социально экономического положения Оренбургской области за 2000 год / www.minfm.ru.
  22. Анализ социально экономического положения Оренбургской области за 2001 год /www.minfin.ru.
  23. Анализ социально экономического положения Оренбургской области за 2002 год /www.minfin.ru.
  24. О прогнозе социально экономического развития Оренбургской области на 2003 год: Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области, № 493.
  25. О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности Пермской области: Закон Пермской области № 1092−160 от 25 августа 2000 г. // Информационно-поисковая база: Консультант плюс-Регион
  26. О местном самоуправлении в Омской области: Закон Омской области от 14.07.1995 года№ 164/645−03//Гарант.
  27. О местном самоуправлении в Саратовской области: Закон Саратовской области от 17.03.1999 года № 234/76−54-СЭ // Гарант
  28. О межбюджетных отношениях в Иркутской области: закон Иркутской области № 11/6а ЗС от 14 октября 2001 г. // Информационно-поисковая база: Консультант плюс-Регион
  29. О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области на 2003 год: Закон Ростовской области № 272 ЗС от 29 августа 2002 г. // Информационно-поисковая база: Консультант плюс-Регион
  30. Об областном бюджете на 1999 год: Закон Челябинской области № 525−30 от 8 апреля 1999 г. // Ведомости Законодательного Собрания Челябинской области. 1999 г. — № 1 (04−06). — С. 23 — 53.
  31. Об областном бюджете на 2000 год: Закон Челябинской области № 107−30 от 27 января 2000 г. // Южноуральская панорама. 2000 г. — № 12 (170) 29 февраля. — С. 2 — 9.
  32. Об областном бюджете на 2001 год: Закон Челябинской области № 164−30 от 18 декабря 2000 г. // Южноуральская панорама. 2001 г. — № 6(244) 17 января.-С. 1 -4.
  33. О бюджете города Челябинска на 1999 год: Закон Челябинской Городской Думы № 37/1 от 16 марта 1999 г. // Ведомости Законодательного Собрания Челябинской области. 1999 г. — № 1(04−06). — С. 74 -89.
  34. О бюджете города Челябинска на 2000 год: Закон Челябинской Городской Думы № 50/1 от 30 декабря 1999 г. // Ведомости Законодательного Собрания Челябинской области. 1999 г. — № 4. — С. 48 — 65.
  35. О бюджете города Челябинска на 2001 год: Закон Челябинской Городской Думы № 2/8 от 6 февраля 2001 г. // Южноуральская панорама. 2001 г. № 18(256) 18 февраля. — С. 2 — 28.
  36. О бюджетной политике на 2003 год: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Финансы. 2002. — № 5. — С. 3 — 7-
  37. Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов: Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 //Гарант
  38. Бюджетный федерализм и финансовое управление на местном уровне. Учебные материалы. Москва, 2002.
  39. Г. Хижняков В. Новые доктринальные подходы к межбюджетным отношениям и бюджетная политика федерального правительства // РЭЖ. 2001. — № 9. — С. 17 — 25
  40. Г. Б. Из опыта определения трансфертов местным бюджетам //Финансы. 2000. — № 7. — с. 23−25.
  41. С.С. Реформирование межбюджетных отношений в регионе //Финансы. 2002. — № 3. — с. 19−21.
  42. A.M., Павлова JI.H. Государственные муниципальные финансы. -М.: Финансы, 1999.
  43. К.Ю. Квебекский сепаратизм острая проблема Канадской федерации// США и Канада. — 2001. — № 11. — С. 31 — 38.
  44. О.Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования / Под ред. д.э.н. М. А. Яхъяева М: Экзамен, 2001. — 128 с.
  45. Ю.А. Бюджетный федерализм: зарубежный опыт // Финансы. -1994.-Хо 10.-С. 50−53.
  46. О. Проблемы муниципальных финансов // Муниципальная экономика. 2002. — № 3. — С. 23 — 31
  47. О.И. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями в Российской Федерации.
  48. А.Г., Данчиков Е. А. Механизмы совершенствования бюджетной политики субнациональных властей// Финансы. 2003. — № 2. -Сб.
  49. Богачева О, Амиров В. Проблемы укрепления бюджетов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления // Финансы. 1997. — № 9. -С. 18−23
  50. О. Российская модель бюджетного федерализма в свете мирового опыта//Мировая экономика и международные отношения. 1995. -№ 9.-С. 104−125
  51. О. Становление российской модели бюджетного федерализма //Вопросы экономики. 1995. — № 8. — С. 30 — 40.
  52. О.В. Становление Российской модели бюджетного федерализма// Вопросы экономики. 1998. — № 8. — С. 32
  53. Е.В., Китова E.H. Некоторые особенности межбюджетных отношений на субфедеральном и местном уровнях // Финансы. 2000. — № 5. -с. 12−15.
  54. БрайчеваТ.В. Государственные финансы. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  55. JI. Самостоятельность: мнимая и реальная // Жуниципальная власть. 2002. — № 2. — С. 20 — 22
  56. Д.Д. Местные бюджеты и интересы местного самоуправления в странах Восточной Европы // Финансы. 2001. — N° 1. — С. 59 -61
  57. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. 1.Б. Поляка М.: Юнити — Дана. — 2001. — 540 с.
  58. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. 1омановского и О. В. Врублевской. М.: Юрайт, 1999.
  59. Д.В. Совершенствование системы правового регулирования межбюджетных отношений // Финансы. 2002. — № 3. — С. 76
  60. А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002. — 176 с.
  61. Г. Т. Конституционные принципы российского федерализма // Социально-политический журнал. 1995. — № 6. — С. 40 — 51
  62. С. Финансовое выравнивание в немецком федерализме // Финансовый бизнес. 2001. — № 6. — С. 32 — 36
  63. СВ. Теория и практика бюджетного федерализма / СВ. Галицкая. М.: Экзамен, 2002. — 128 с.
  64. М. Чем недовольны мэры // Муниципальная власть. -2002.-№ 3.-С. 35−38
  65. A.M., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Дашков и Ки, 2002. — 340 с.
  66. A.A. Совершенствование системы территориальных межбюджетных отношений в Саратовской области // Финансы. 2000. № 8. — С. 7−10
  67. О.Н., Селюков А. Д., Другова Ю. В. Бюджетное право России. Учебное пособие. М.: ТК Велби, 2002. — 192 с.
  68. Государственное регулирование рыночной экономики / Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное Кушлин В. И. общ. Ред. М.:
  69. Издательство РАГС, 2002. 832 с.
  70. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общей редакцией проф. A.C. Сергеева Калининград: Янтарный сказ. — 2000. — 368 с.
  71. В., Оттнад А. Межбюджетные отношении в системе федерализма: германский вариант // Проблемы теории и практики управления. -2001.-№ 1.-С.67−71
  72. А.З., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учебное пособие М., 1997. — 248 с.
  73. А. А как у них? Межбюджетные отношения за рубежом // Российская Федерация сегодня. 2002 .- № 3
  74. Доклад руководящего комитета местных и региональных органов власти (CDLR) о местном финансировании в Европе (подготовлен с участием профессора Дэвида Кинга и г-на Реми Жекъера) // Муниципальная экономика. -2000.-№ 4.-С. 2−17
  75. А. Межбюджетные отношения в РФ: обеспечение единства интересов центра и регионов // Проблемы теории и практики управления. -2000. № 4. — С. 73 — 77.
  76. Другова Ю, В. Бюджетный федерализм: правовой аспект. Автореферат дис. канд. юрид. наук. М., 1999. 28 с.
  77. Е. Двухуровневая система близка к народу, но в наших условиях далека от денег // Муниципальная власть. 2002. — № 6. — С.31−35
  78. ., Веспер Д. Бюджетный федерализм: сравнительный анализ по странам // Регион: экономика и социология. 1999. — № 2. — С. 16−47
  79. О.О., Толстопятенко A.B., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике: Учебник 2-е изд. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999. -368 с.
  80. В.Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. Ростов н/Д.: Феникс- 2001.- 416с.
  81. Игонина JI. JL Принципы организации муниципальных финансов// Финансы.- 2003.-№ 8.-С. 15.
  82. А.Г. Использование совместных налогов для межбюджетного регулирования// Финансы. 2003. — № 3. — С. 17.
  83. А.Г. Некоторые проблемы межбюджетных отношений// Финансы. 2003. -№ 5.-С. 8.
  84. А.Г. О принципах реформирования межб"юджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. 1998. — № 8. — С. 6 — 9
  85. А.Г. Становление и развитие бюджетного федерализма в России // Финансы. 1995. — № 4. С. 3 — 7
  86. А.Г., Попова Н. А. Некоторые проблемы межбюджетных отношений в Германии и России // Финансы. 1999. — № 4. — С.49 — 52
  87. П., Синильников-Мурылев С, Трунин И. Система федеральной финансовой поддержки регионов России и ее влияние на налоговую и бюджетную политику субъектов Федерации. М: Исследовательский институт. — 2002. — 131 с.
  88. Н.В. Налоговый потенциал в системе бюджетного прогнозирования // Финансы. 2002. — № 2. — С. 78 — 79§
  89. В.А. Финансовые и правовые проблемы местного самоуправления// Финансы. 2003. — № 9. — С. 11.
  90. В.И., Селиверстов В. Е., Суспицин С. А. Концепция межбюджетных отношений в регионе // Регион: экономика и социология. -2001.-№ 3.-С.21−34
  91. Г. А. Межбюджетные отношении в Российской Федерации: проблема самостоятельности регионов // Вестник МГУ, серия № 6. 2002. — № 2. -С.89−103
  92. А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования // Финансы. 2002. — № 2. — С. 3 — 6
  93. Е.А., Сумская Т. В. Бюджетная региональная политика и стимулы развития регионов // Регион: экономика и социология. 2000. — № 3.
  94. Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М.:1. Норма, 2002.-456 с.
  95. Г. З. Бюджетное устройство и бюджетное выравнивание // Финансы. -2000. № 9. — С.50 — 52.
  96. СП. О межбюджетных отношениях в Российской Федерации // Финансы. 2001. — № 11. — С. 20 -26
  97. А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики. 1995. — № 8. — С. 21 — 29
  98. И. Договорное регулирование федеративных отношений: новая правовая ситуация // Законодательство и экономика. 1999. — N° 12. — С. 6
  99. В., Швецов А. Становление институтов социальных стандартов: федеральный, региональный и муниципальный аспекты // РЭЖ. -2001.-№ 3.-С. 45−61
  100. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдиториал УРСС, 2002. -368 с.
  101. Ю.Н. Приоритеты совершенствования межбюджетных отношений // Экономист. 2000. — № 6. — С. 21 — 33
  102. А. Грядет ли новый этап развития местного самоуправления в России? // Муниципальная власть. 2002. — № 2. — С. 4 — 6.
  103. А. Федерализм и национальное государство // Полис. 1992. -№ 4.-С. 168−176
  104. Т.Г., Пикулькин A.B., Тихонов В. Ф. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Т. Г. Морозовой, A.B. Пикулькина М.: Юнити — Дана. — 2000. — 318 с.
  105. B.C. Финансовое выравнивание уровня развития отдельных регионов// Региональная экономика теория и практика. — 2003. № 2. — С. 31−37.
  106. Л.А. Канада: фискальный федерализм и социальная политика// США и Канада. 2000. — № 1. — С. 27 — 32.
  107. В.Г. Межбюджетное распределение налоговых доходов //Финансы. 2002. — № 8. — с. 21−24.
  108. СВ., Терехии В. И. Анализ территориального неравенства и бюджетное регулирование территорий М.: Экономика.2000. 215 с.
  109. Н.Л. Муниципальная финансовая система в Российской Федерации: научно-практическое пособие. М.: Формула права, 2000. — 448 с.
  110. И.В. Межбюджетные отношения н бюджетное регулирование // Финансы. 1999. — № 10, — С. 17 — 20
  111. ИЗ Пономаренко Е. В. Финансы общественного сектора России / Е. В. Пономаренко. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 200L. — 191с.
  112. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 // Консультант
  113. М.П. Становление и развитие бюджетного федерализма в России // Финансы. 2003. — № 1. — С. 24 — 25ф 116 Прикладной бюджетный анализ: методика и подходы / Под ред.
  114. В.А. Бескровной СПб.: Норма. — 2002. — 272 с.
  115. Л. Пути укрепления финансовых основ местного самоуправления и совершенствования межбюджетных отношений//РЭЖ.- 2002,-№ 7.- С. 14−22
  116. Л.И. Местное самоуправление и межбюджетные отношения// Финансы. 2003. — № 8. — С. 10
  117. В.И. Бюджетный федерализм и совершенствование межбюджетных отношений // Финансы. 1996. — № 9. -С. 7−11
  118. Разграничение расходных и доходных полномочий и самостоятельность местных бюджетов // Финансы. 1999. — № 5. — С. 17−20т
  119. .А., Лобко А. Г. Программно-целевоепланирование и управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. — 428 с.
  120. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный энциклопедический словарь 3-е изд., доп. — М.: Инфра-М, 2000. — 480 с.
  121. А. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации: состояние взаимодействия // Российский экономический журнал. -1996. -№ 11−12.-С. 38−45
  122. Г. В. Местные финансы стран Европейского Сообщества // Финансы. 993. — № 11. — С. 65 — 70.
  123. Г. В. Государственное субсидирование и выравнивание местных бюджетов во Франции //Финансы. 1996. — № 4. — с. 52−57.
  124. H.A. Налоговое регулирование на уровне субъектов Российской Федерации: приоритеты, технологии и методы обеспечения // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 6. — С. 58 — 62.
  125. А.Г. Бюджетная политика и межбюджетные отношения в 2004 году// Финансы. 2003. — № 10. — С. 3.
  126. Л. Оптимизация базовой компетенции органов местного самоуправления // Муниципальная власть. 2002. — № 6. — С. 37 — 41
  127. Р.Г. Бюджетный федерализм и развитие межбюджетных отношений в РФ. СПб.: СПбГУЭиФ, 1999
  128. П.И. О некоторых итогах социально-экономического развития Челябинской области в 1999 году и перспективном плане работы на 2000 год и ближайшее пятилетие // Южноуральская панорама. 1999 г. — № 13(171)2−8 марта. — С. 6 — 8.
  129. И.В., Золотарева А. П., Синельников С. Г., Днепровская СВ., Четвериков СП. Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт// www.iet.ru
  130. H.H. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К. -2002.-174 с.
  131. Федерализм: Энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1997.
  132. В. Федерализм и местное самоуправление : проблемы экономического взаимодействия // Вопросы экономики. 2000. — № 4. — С. 93
  133. М. Федеративное законодательство о финансовые основах местного самоуправления // Хозяйство и право. 1998. — № 11. — С. 50 — 54
  134. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований / Под ред. д.э.н., проф. Н. Г. Сычева и д.э.н., проф. К. И. Таксира М: Финансы и статистика. — 2002. — 704 с.
  135. Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. Сенчагова В. К., Архипова А. И. М.: Проспект, 2000. — 496 с.
  136. Финансы: Учебник для вузов /под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. М.: Юрайт — М, 2001. — 504 с.
  137. Н.К. Проблемы межбюджетных отношений при перераспределении полномочий// Финансы. 2003. — № 11. — С. 12.
  138. В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М: Дело, 2002. -608 с.
  139. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствоавнию разработки, финансирования и реализации. М.: Московский общественный научный фонд. Институт макроэкономических исследований, 2000.
  140. Челябинская область: от тактики выживания к стратегии развития. Аналитический обзор. Челябинск. — 2000 г. -118 с.
  141. И.Д. Некоторые вопросы правового регулирования местных налогов в европейских странах // Налоги и налогообложение. 2002. -№ 2.-С. 115−119
  142. М.Г., Александров A.B. Организация бюджетных взаимоотношений в Самарской области // Финансы. 1999. — № 11. — С. 10−11
  143. А. Потребности муниципальных образований в финансовых средствах и бюджетно-налоговые возможности их удовлетворения // РЭЖ. -2001.-№ 7.-С. 17−39
  144. А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 200 с.
  145. А. Если ноша по плечу. (Полномочия местного самоуправления разложили по уровням.) // Муниципальная власть. 2002. — № 2-С.7−13
  146. А.Г., Захаров М. А. Бюджетные проблемы в федеративном государстве: поиски решения // Финансы. 1997. — № 4. — С. 8 -10.
  147. В.Б. Модели межбюджетных отношений конкретных стран: общее и особенное// Финансы. 2003. — № 10. — С. 62 — 63.
  148. Экономическое и социальное развитие Челябинской области в 1999 — 2005 годах / Под ред. Белкина В. Н. Челябинск. — 1999 г. — 454 с.
  149. Ялбулганов А. А Правовое регулирование земельного налога в зарубежных странах // Финансы. 1996. — № 11. — С. 32 — 34.
  150. Stiglitz J.E. Economics of the Public Sector. N.Y., 1986
  151. The Political Economy of Fiscal Federalism / Ed. by W.E. Oates. Lexington, 1977
  152. The Future of Fiscal Federalism / Ed. by K. Benting, D. Braun, TJ. Kourchene. Kingston, 1994*
Заполнить форму текущей работой