Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обеспечение эффективности функционирования и реструктуризация предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации аналитический раздел не сводится к традиционной системе оценки финансового состояния предприятия. Такая оценка необходима, но она является составной частью анализа всей производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Хотя низкий уровень финансового планирования характерен для большинства наших предприятий и приводит к определенным финансовым трудностям, но основные причины… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Предпосылки эффективной деятельности предприятий
    • 1. 1. Государственное регулирование деятельности предприятий
    • 1. 2. Влияние налоговой системы на эффективность деятельности предприятий
    • 1. 3. Неплатежи: причины возникновения и пути преодоления
  • Глава 2. Управление затратами на производство и реализацию продукции
    • 2. 1. Учет затрат на производство и реализацию продукции -инструмент управления затратами
    • 2. 2. Место бюджетирования в системе управления затратами на производство и реализацию продукции
    • 2. 3. Управление затратами на производство и реализацию продукции в краткосрочном периоде
    • 2. 4. Стратегическое управление затратами на производство и реализацию продукции
  • Глава 3. Принципы разработки бизнес-плана финансового оздоровления фирмы
    • 3. 1. Характеристика состояния и возможностей фирмы
    • 3. 2. Анализ и оценка производственной деятельности фирмы
    • 3. 3. Анализ и оценка финансового состояния фирмы
    • 3. 4. Методические основы разработки бизнес-плана финансового оздоровления фирмы

Обеспечение эффективности функционирования и реструктуризация предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях глубокого социально-экономического кризиса в России значительные финансовые трудности испытывает подавляющее большинство отечественных предприятий. Низкий уровень платежеспособности, растущая задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные социальные фонды, многомесячные задержки выплат заработной платы работникам — эти и другие отрицательные явления нашей экономической жизни являются следствием воздействия ряда внешних для предприятий факторов, серьезных просчетов в реализации экономической реформы в стране, в формировании основ современного рыночного хозяйства. Но не менее существенное влияние оказали и многие внутренние для каждого предприятия факторы, неподготовленность менеджмента к работе в рыночных условиях, неспособность хозяйственных руководителей приспособить производство к требованиям рынка, низкий уровень бизнес-планирования на многих предприятиях, пренебрежительное отношение к организации маркетинга и всестороннему экономическому обоснованию принимаемых решений и др.

В результате многие предприятия оказались в таком положении, когда для преодоления сложившихся трудностей и обеспечения их эффективного социально-экономического развития требуется разработка и реализация комплекса специальных мер, учитывающих как общую ситуацию в стране и регионе, так и специфические условия и возможности каждой фирмы. Этими обстоятельствами определяется актуальность диссертационного исследования, посвященного научному анализу указанных проблем, разработке принципов и методических основ формирования специальных программ — бизнес-планов финансового оздоровления фирм, создания предпосылок для преодоления финансовых трудностей и обеспечения эффективного развития на перспективу.

Предметом исследования является система экономических отношений, определяющих условия функционирования коммерческих организаций, главным образом акционерных обществ как основной формы предпринимательской деятельности в современной рыночной среде, определение предпосылок, путей и средств обеспечения устойчивого социально-экономического развития акционерных обществ.

Объектом исследования явились предприятия преимущественно промышленного профиля, условия их функционирования, состояние производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, система характеризующих их показателей, возможности, пути и средства обеспечения их эффективного функционирования и, при необходимости, финансового оздоровления.

Целью диссертационной работы явилось исследование современных условий деятельности российских предприятий, причин сложившихся трудностей и противоречий и на этой основе разработка и обоснование научно-методических рекомендаций по формированию внешних и внутренних предпосылок эффективного экономического развития предприятий, преимущественно акционерных обществ. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

•изучение теории и практики государственного регулирования экономических процессов и обоснование предложений по его совершенствованию, в том числе по устранению недостатков и перекосов в системе налогообложения, преодолению кризиса в системе платежей и расчетов;

•определение возможностей и путей использования мирового и прогрессивного отечественного опыта управления издержками производства как важнейшего условия обеспечения ценовой конкурентоспособности продукции и повышения финансовой устойчивости предприятий;

•разработка методических основ формирования особого вида бизнес-планов — бизнес-планов финансового оздоровления предприятий, их внешней и внутренней реструктуризации.

В процессе работы автор руководствовался принципами диалектической логики, системного и сравнительного анализа, взаимосвязанности исследуемых проблем, определяющей необходимость комплексного подхода к их решению.

Работа основана на анализе и обобщении опыта работы ряда промышленных предприятий, личного опыта автора по консультированию специалистов предприятий при разработке и реализации бизнес-планов и программ реструктуризации и финансового оздоровления, изучения обширной отечественной и зарубежной литературы. Среди зарубежных ученых и практиков следует выделить П. Друкера, Й. Ворству, Х. Виссема, Ю. Брагхэма, Д. Маршалла, М. Портера, А. Томпсона, Д. Сигала, П. Ревентлоу, Д.Шимона. Проблема планирования деятельности фирм исследована в трудах Г. Алленбурга, Э.Дж.Долана, Б. Коласса, В. Леонтьева, Д. Линдсея, М. Мескона, У. Феля, Д.Формби. Проблемам управления затратами посвящены труды многих отечественных ученых — А. Ф. Алексеенко, В. В. Герасименко, Л. В. Донцовой, С. А. Николаевой, И. С. Мацкевичюса, С. Н. Стукова, И. П. Ульянова, А. Д. Шеремета и др. Критический анализ сложившейся в России экономической ситуации, в том числе причин «эпидемии» неплатежей содержится в работах Л. Абалкина, В. Панскова, Н. Шмелева и др. Проблемы реструктуризации акционерных обществ, разработки бизнес-планов их финансового оздоровления пока обстоятельного отражения в экономической литературе не нашли, их изложение в работе в значительной мере основано на обобщении практического опыта.

Новизна выполненного исследования, полученных результатов, выводов и предложений состоит в следующем:

•критически оценены направления и результаты сложившейся системы государственного регулирования экономических процессов в рыночных условиях и обоснованы предложения по изменению практических подходов к государственному регулированию экономики;

•на основе обстоятельного анализа причин и следствий неплатежей в народном хозяйстве, показана несостоятельность применявшейся до последнего времени системы взаимозачетов и реструктуризации задолженности предприятий, обоснованы предложения по ликвидации неплатежей и показано, что полное решение этой проблемы возможно только при наличии у предприятий необходимых собственных и заемных оборотных средств, снижения ставки рефинансирования Центрального банка России до уровня средней рентабельности предприятий, сведения к минимуму дефицита государственного бюджета, из-за которого государство превратилось в основного генератора неплатежей;

•обоснованы предложения по совершенствованию действующей системы налогообложения с целью ее положительного воздействия на условия деятельности предприятий и в этой связи критически оценены намеченные мероприятия по изменению налоговых ставок;

•предложена система управления затратами на производство и реализацию продукции, учитывающая мировой опыт и адаптированная к сложившимся в настоящее время условиямопределены необходимые предпосылки внедрения эффективной системы управления издержками производства, в том числе создания на предприятиях системы управленческого учета;

•разработан комплекс организационных, экономических и иных мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий, методические основы и принципы формирования бизнес-планов финансового оздоровления предприятии, внешней и внутренней реструктуризации акционерных обществ.

Практическая значимость выполненного исследования, полученных результатов, выводов и предложений определяется их соответствием современным потребностям предприятий, возможностям реального использования содержащихся в работе рекомендаций в хозяйственной практике, что подтверждается опытом их применения рядом акционерных обществ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное исследование позволило сделать ряд выводов теоретического и практического характера и обосновать систему взаимосвязанных предложений. К числу наиболее существенных выводов и предложений, на наш взгляд, относятся следующие:

1. Государственное регулирование экономики является важнейшей и объективно необходимой предпосылкой эффективного развития рыночного хозяйства, нормального функционирования коммерческих предприятий. Необходима рассчитанная на перспективу стратегия социально-экономических преобразований в стране с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. В современных условиях государственное управление не отвечает требованиям жизни, государство не справляется ни с одной из функций, которые возлагаются на него самим ходом общественного развития, хотя по формальным признакам (удельный вес государственной собственности, доля государственных расходов в ВВП) роль государства в экономике достаточно велика. Неспособность жить по средствам, непомерный дефицит государственного бюджета, ставший в конечном счете основной причиной финансово-экономического кризиса 1998 г., растущий вал неплатежей, основным генератором которых является государство, привлечение заемных средств на текущее потребление, а не на нужды развития и поддержку высокоэффективных инвестиций — все эти просчеты в финансовой политике на протяжении последних шести-семи лет превратили государство в долговое и привели его на грань банкротства, внешним проявлением которого явились непродуманные решения от 17 августа 1998 г.

2. Законодательная база постоянно отстает от требований жизни, затянулось принятие Земельного кодекса, Закона об иностранных инвестициях, с большим опозданием принят Закон о соглашениях по разделу продукции и др. Однако главный источник слабости государства находится все же в правоприменительной практике, в отсутствии государственной дисциплины, в несоблюдении законов и норм, прежде всего самим государством, в принятии им на себя завышенных, заведомо невыполнимых социальных и финансовых обязательств, в незащищенности прав граждан, отсутствии гарантий прав собственности, массовой коррупции и безответственности государственных чиновников, крайней слабости судебной системы.

Важнейшая задача государства состоит в том, чтобы всемерно способствовать развитию рыночных отношений в стране, развитию конкуренции, формированию современного цивилизованного рынка, созданию благоприятных внешних предпосылок для эффективной деятельности предприятий всех форм собственности.

3. Деятельность предприятий лихорадит из-за нестабильности налоговой системы, бесконечных дополнений и изменений законов по налогам, которые запутывают налоговую систему, подрывают доверие к законам, стимулируют уклонение от налогов. Никакой пересмотр налоговых ставок не даст эффекта без упорядочения системы налогообложения, обеспечения ее стабильности, отказа от обложения налогами несуществующих доходов, установления системы взаимного доверия и партнерства между государством и налогоплательщиками.

Снижение ставки НДС не даст ожидаемого эффекта, не окажет заметного влияния на развитие производства, но обострит проблему бюджетного дефицита. Более актуально изменение порядка взимания налога с тем, чтобы на его уплату не отвлекались оборотные средства предприятийотказаться от ряда малозначимых налогов, а также «привязанных» к объему реализации продукцииотказаться от любых авансовых платежей налогов, упорядочить формирование нормативов, регламентирующих ряд затрат, включаемых в себестоимость продукции в целях налогообложения.

4. Проблема неплатежей не может быть решена взаимозачетами, так как эта мера направлена не на преодоление причин, а на смягчение следствий неплатежей. Неплатежи — естественная реакция предприятий на недостаток оборотных средств, недоступность банковских кредитов, невыполнение государством своих финансовых обязательств. Кардинальное решение проблемы неплатежей возможно лишь при условии преодоления бюджетного дефицита, повышения уровня монетизации экономики и снижения ставки рефинансирования, с тем, чтобы ставки банковского процента не превышали среднего уровня рентабельности предприятий.

5. Сложная система реструктуризации задолженности предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды не дала и не может дать существенного эффекта. Необходима система автоматического списания задолженности предприятий при условии своевременного и полного осуществления ими текущих платежей без всяких гарантий, договоров и т. п.

6. На основе анализа и сопоставления сложившихся в мировой практике систем управления затратами на производство по схемам «стандарт-кост», «директ-костинг», «затраты-выпуск» в диссертации определены предпосылки и разработаны рекомендации по эффективному управлению издержками производства в условиях отечественной экономики. Учитывая существующий уровень управленческих кадров, необходимость в короткие сроки добиться широкого применения на наших предприятиях современных систем управления затратами, в диссертации предложены методы бюджетирования, сравнительно легко поддающиеся адаптации к российским условиям. Но при любых системах управления затратами необходимо восстановить, а там, где ее не было, разработать и внедрить систему нормативов, без четкого нормирования материальных и трудовых затрат никакая система управления ими невозможна.

Система «директ-костинг» органически связана с разграничением переменных и условно-постоянных затрат. Однако значение такого разграничения гораздо шире, его недооценка нередко приводит к ошибочным хозяйственным решениям. В работе показаны условия, при которых необходимо учитывать разграничение условно-постоянных и переменных затрат как в экономическом анализе, так и при принятии конкретных хозяйственных решений.

7. Бизнес-план финансового оздоровления предприятия рассматривается в диссертации как особая разновидность бизнес-плановон может иметь разную структуру в зависимости от особенностей конкретного предприятия и факторов его финансового оздоровления, но основное его содержание отражается в трех разделах — аналитическом, организационном и экономическом, а в ряде случаев также инвестиционном.

В диссертации аналитический раздел не сводится к традиционной системе оценки финансового состояния предприятия. Такая оценка необходима, но она является составной частью анализа всей производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Хотя низкий уровень финансового планирования характерен для большинства наших предприятий и приводит к определенным финансовым трудностям, но основные причины их кроятся в производственных факторах: низкой конкурентоспособности продукции, слабости маркетинговой службы, завышенных затратах на производство и реализацию продукции и др. Без комплексного анализа всей производственно-хозяйственной деятельности невозможно выявление «болевых точек» фирмы, а следовательно, и путей их преодоления.

В работе критически оцениваются показатели, применяемые для оценки финансового состояния предприятия, и обоснованы предложения по их совершенствованию. Предлагается также пересмотреть рекомендованную Минфином РФ группировку активов предприятия по степени ликвидности как устаревшую, не учитывающую современных обстоятельствк быстрореализуемым активам, например, отнесена дебиторская задолженность предприятий, хотя очевидно, что в настоящее время она таковой, как правило, не является. И наоборот: часть долгосрочных финансовых вложений (например, акции «Газпрома», «Лукойла» и др.) вполне можно отнести к быстрореализуемым активам.

Организационный раздел бизнес-плана финансового оздоровления предприятия содержит два комплекса мероприятий: а) внешняя реструктуризация, связанная с созданием, учреждением или выделением новых юридических лиц на базе определенных имущественных комплексовв диссертации предложены методические основы внешней реструктуризации, определены условия, при наличии которых целесообразно создание дочерних предприятий на базе структурных подразделений или имущественных комплексов. Создание дочерних предприятий не является целью бизнес-плана и, тем более, ухода от погашения долгов, а рассматривается в работе как средство финансового оздоровления фирмы в целом, формирования дополнительных денежных потоков, способствующих достижению финансовой устойчивости фирмы. Кроме того, дочерние предприятия, свободные от долговых обязательств, обладают инвестиционной привлекательностью (как для финансовых, портфельных, так и для реальных инвестиций) — б) внутренняя реструктуризация (без предоставления структурным подразделениям статуса юридических лиц). В диссертации указаны условия, определяющие эффективность такой реструктуризации, сформулированы методические основы ее проведения. При любых формах внутренней реструктуризации ее сущностью является создание предпринимательских подразделений, обладающих широкой хозяйственной самостоятельностью, но без ущерба для целостности хозяйственного комплекса, его эффективного развития. Рекомендуется также наиболее приемлемый в наших условиях, по мнению автора, вариант формирования трансфертных цен.

Экономический раздел бизнес-плана финансового оздоровления фирмы предлагается формировать в двух направлениях — оптимизация производственных и непроизводственных затрат, отказ от излишних и неоправданных расходов, формирование дополнительных источников оборотных средств, уточнение дивидендной политики акционерного общества. Оптимизация производственных затрат, как правило, предполагает разработку и внедрение эффективной системы управления затратами на производство и реализацию продукции, методика формирования которой обстоятельно рассмотрена в работе.

В отличие от аналитического, организационного и экономического разделов, инвестиционный раздел бизнес-плана не является его неотъемлемой частью и разрабатывается лишь при наличии существенных инвестиционных ресурсов. Фирмы, нуждающиеся в планах финансового оздоровления, такими ресурсами, как правило, не располагают. Поэтому инвестиционный раздел разрабатывается обычно при нахождении внешнего инвестора, что связано с созданием дочерних предприятий, свободных от долговых обязательств, поскольку предприятие, которое обременено долгами, не отличается инвестиционной привлекательностью.

Контрольный раздел содержит график выполнения мероприятий каждого раздела бизнес-плана с указанием сроков, ответственных лиц и т. п. Ответственным за выполнение бизнес-плана в целом является руководитель предприятия.

Содержащиеся в работе научно-методические рекомендации могут быть использованы предприятиями любых форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.
  2. Налоговый кодекс РФ, ФЗ от 31 июля 1998 г.
  3. Об основах налоговой системы РФ. Закон РФ от 27 декабря 1991 г.
  4. О налоге на добавленную стоимость. Закон РФ от 6 декабря 1991 г.
  5. О налоге на прибыль предприятий и организаций. Закон РФ от 27 декабря 1991 г.
  6. О федеральном бюджете на 1998 год. ФЗ от 26 марта 1998 г.
  7. О несостоятельности (банкротстве). ФЗ от 8 января 1998 г.
  8. Об акционерных обществах. ФЗ от 24 ноября 1995 г.
  9. О рынке ценных бумаг. ФЗ от 26 апреля 1996 г.
  10. Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций. Утв. постановлением Правительства РФ от 30 октября 1997 г.
  11. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. 2. Книги и статьи
  12. Л. Роль государства в становлении и развитии рыночной экономики//Вопросы экономики, 1997, № 6.
  13. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.: ЦЭиМ, 1996.
  14. А.Ф., Шеремет А. Д. Учет, калькулирование и анализ себестоимости продукции. М.: МГУ, 1986.
  15. АммельбургГ. Предприятия будущего: структура, методы и стиль руководства. М.: Международные отношения, 1997.
  16. А.А. Формирование и развитие внутрифирменного управления. СПб.: ГУЭФ, 1998.
  17. И.Афанасьев М., Кузнецов П. Забытая амортизация. М.: Бизнес-Информ, 1996.
  18. Банкротство предприятий/Колл.авт. М.: Бизнес-Информ, 1996.
  19. Г. Овладение политикой планирования. М.: Экономика, 1994.
  20. А. Калькуляция изменений/УЭксперт, 1998, № 41.
  21. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп, 1997.
  22. Ю.Ф. Энциклопедия финансового менеджмента. М.: Экономика, 1998.
  23. М.К., Семенов В. А. Макроэкономика. М.: ДИС, 1997.
  24. P.A. Анализ и выбор конкурентных позиций предприятия. Казань: КФ-ЭИ, 1998.
  25. Е.С. Организация предпринимательской деятельности. Ив.: ИГУ, 1998.
  26. Г., Деринг У. Введение в общую экономику и организацию производства. Красноярск: КГУ, 1995.
  27. Введение в рыночную экономику/Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. М.: Высшая школа, 1994.
  28. Н. Знакомьтесь закон о банкротстве//Экономика и жизнь, 1998, № 5.
  29. И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. М.: Высшая школа, 1994.
  30. В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финансы и статистика, 1995.
  31. М.М. Экономическая диагностика предприятия. СПб.: ГУЭФ, 1998.
  32. Г. А. Технология и опыт вывода предприятия из кризисного состояния. М.: МФТИ, 1996.
  33. Государственное регулирование экономики. Н.-Новгород: В.-ВАГС, 1998.
  34. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. М.: ФиС, 1998.
  35. Л.П. Предпринимательство и бизнес. М.: Маркетинг, 1996.
  36. Э.Дж., Линдсей Д. Е. Микроэкономика. СПб.: Литера плюс, 1997.
  37. Л.В., Никифорова H.A. Анализ бухгалтерской отчетности. М.: ДПС, 1998.
  38. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. М.: ИНФРА-М, 1992.
  39. К. Введение в управленческий и производственный учет. М.: ЮНИТИ, 1994.
  40. В., Петров Ю. Индикативное планирование механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой//Российский экономический журнал, 1998, № 6.
  41. Д.А. Анализ и оценка инвестиционной политики коммерческих организаций. Воронеж: ВГУ, 1998.
  42. Жизнь взаймы//Эксперт, 1998, № 8.
  43. Н. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М, 1996.
  44. Зуб А.Т., Маринко Г. И. Менеджмент: принятие решений и планирование. М.: МГУ, 1997.
  45. В. Рынок и государство//Полис, 1993, № 3.
  46. Т. Неплатежи: в воде не тонут и в огне не горятЮкономика и жизнь, 1998, № 31.
  47. А. Бремя государства//Вопросы экономики, 1996, № 9.
  48. Н.Д. Спрос: анализ и управление. М.: ФиС, 1997.
  49. М.В., Каретникова Г. М. Государственное регулирование экономики. Челябинск: ЧТУ, 1998.
  50. Г. Ценовая политика предприятия//Экономика и жизнь, 1998, № 42.
  51. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. -М.: Прогресс, 1982.
  52. Г. Я. Диагностика деятельности акционерного общества//Досье бухгалтера, 1998. № 1.
  53. Г. Я. Организация деятельности акционерного общества. Серия статей//Финансовая газета. Региональный выпуск, 1997. №№ 26−51.
  54. М.И. Стратегическое планирование. СПб.: «Любавич», 1997.5 5. Кол ас с Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. М.: ЮНИТИ, 1997.
  55. Л.П., Краснов А. Г., Назаров A.B. Экономика. М.: Гелиос, 1998.
  56. Н.И. Маркетинговые исследования. Ростов Н/Д.: ДГТУ, 1998.
  57. Г. М. Антикризисное управление предприятием. СПб.: ИПЦ, 1998.
  58. Г. М., Вальковский М. А., Гогоза О. И. Антикризисное управление предприятием. СПб.: СПГУКК, 1998.
  59. М.Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности. -М.: ИНФРА-М, 1996.
  60. Г. Р. Развитие самоуправления хозяйственных организаций. М.: ГАУ, 1995.
  61. В., Клейнер Г. Диверсификация или специализация//Экономика и жизнь, 1993. № 8.
  62. И.В. Бизнес-план основа успеха. — М.: Пресс, 1992.
  63. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ГМП «Фармико», 1992.
  64. В.И. Формирование финансовых результатов для целей налогообложения. М.: Книжный мир, 1998.
  65. K.P., Брю С.Л. Экономикс. М.: Республика, 1992.
  66. Маркетинг/Под ред. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ, 1995.
  67. А. Принципы политической экономии. М.: Экономика, 1995.
  68. Мау В. Политическая природа и уроки финансового кризиса/ЛВопросы экономики, 1998, № 11.
  69. Международное коммерческое дело/Под ред. И. Н. Герчикова. М.: ЮНИТИ, 1996.
  70. Менеджмент организации/Под ред. З. П. Румянцевой. М.: ИНФРА-М, 1995.
  71. Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия. Приказ Минэкономики РФ от 1 октября 1997 г.
  72. ., Торкановский Е. Приватизация и управление/ТВопросы экономики, 1994, № 3.
  73. Х.Х. Современные организационно-хозяйственные структуры в промышленности. М.: РЭЖ, 1993.
  74. А.С. Контроль в условиях рыночной экономики. М.: ФиС, 1994.
  75. А. Модель регулирования рыночной экономики/ХРоссийский экономический журнал, 1993, № 12.7 7. Никифоров А. Принципы социального рыночного хозяйства и реформы/ТВестник МГУ, серия «Экономика», 1993, № 6.
  76. С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка. М.: Финансы и статистика, 1998.79.0бер-Крис Дж. Управление предприятием. М.: Бизнес-Информ, 1998.80.0кумура X. Корпоративный капитализм. М.: Мысль, 1986.
  77. Организация и планирование производственного предпринимательства. СПб.: СПГУЭФ, 1996.
  78. Ю.М. Теория хозяйства. М.: МГУ, 1998.83.0сновы предпринимательского дела/Под ред. Ю. Осипова, Е.Смирновой. М.: БЕК, 1996.84.0сновы экономической теории и практики. Волгоград, Волг. ГУ, 1994.
  79. В. Роль государства в современной экономической системе//Вопросы экономики, 1993, № 11.
  80. Д.Ю. Бизнес-планирование. М.: ФиС, 1998.
  81. К. Словарь по экономике. СПб.: Эк. школа, 1998.
  82. B.C. Менеджмент XXI века. М.: Полигран, 1998.
  83. К. Открытое общество и его враги. М.: Культурная инициатива, 1996.
  84. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
  85. .А. Рыночная экономика. М.: ИНФРА-М, 1995.
  86. Реформирование предприятия. Типовая программа. М.: «Акционер», 1998.
  87. JI., Зигварт X. Учет на предприятии. М.: Финансовая газета, 1996.
  88. . Аудит и анализ хозяйственной деятельности. М.: ЮНИТИ, 1997.
  89. В.М., Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 1995.
  90. Дж.М. Бизнес и менеджмент. М.: ИНФРА-М, 1997.
  91. Г. И., Мартынов В. Т. Курс рыночной экономики. М.: ЮНИТИ, 1995.
  92. Рыночная экономика. Учебник/Под ред. А.Смирнова. М.: Сомитэкс, 1992.
  93. Т., Керне К. Аналитическое планирование. М.: Наука, 1991.
  94. Е.А. Планирование бизнеса. Волгоград: ВГУ, 1998.
  95. Ю1.Стерлин А. Р., Тулин A.B. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. М.: Наука, 1991.
  96. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. СПб.: СЛ, 1996.103 .Стуков С. Н. Международная стандартизация и гармонизация учета. М.: ЮНИТИ, 1998.
  97. Ю4.Теория и практика антикризисного управления/Под ред. С. Г. Беляева, В. И. Кошкина. М.: Закон и право, 1996.
  98. Ю5.Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. М.: БИНОМ, 1998.
  99. Юб.Уткин Э. А. Антикризисное управление. М.: Тандем, 1997.
  100. Э.А. Планирование деятельности фирмы. М.: АНКИЛ, 1996.
  101. Ю8.Фалмер В. Энциклопедия современного управления. М.: ВПИК, 1998.
  102. У. Основы микроэкономики. М.: ЮНИТИ, 1997.
  103. Ю.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.111 .Фролов В. И сейчас еще есть альтернатива//Экономика и жизнь, 1998, № 14.
  104. . Бенчмаркинг диагностика предприятия//Экономика и жизнь, 1998, № 42.
  105. П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1991.
  106. К. Экономическая теория. М.: ЮНИТИ, 1997.
  107. Н5.Хоскинг А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993.
  108. Пб.Шамхалов Ф. И. Предпринимательство в России. М.: Экономика, 1997.117.1Пим Д., Сигел Д. Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат. М.: Филинъ, 1996.
  109. Н. Кризис внутри кризиса//Вопросы экономики, 1998, № 10. 119. Экономика/Под ред. А. С. Булатова. М.: БЕК, 1997.
  110. Экономика предприятия/Под ред. В. Я. Горфинкеля, Е. М. Купрякова. М.: ЮНИТИ, 1996.
  111. Экономика предприятия/ТТод ред. Н. А. Сафронова. М.: Юристъ, 1998.
  112. Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры. М.: Финансы и статистика, 1998.
  113. Л. Благосостояние для всех. М.: Экономика, 1991.
  114. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Республика, 1996.
  115. Е. Чертова дюжина успехаУ/Известия, 1998, 18 июля.
  116. Е. Функции государства в рыночной экономике//Вопросы экономики, 1997, № 6.
Заполнить форму текущей работой