Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рационализация системы управления персоналом предприятий сферы сервиса на основе инфраструктурного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развиты концептуальные представления о механизме трансформации системы управления персоналом предприятий в рыночной экономике. Наряду с организационными началами, программно-целевым подходом, функциональной детализацией управленческого воздействия на персонал, в работе подчеркивается необходимость строить механизм управления персоналом предприятий на основе инфраструктурного подхода, включающего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 1. 1. Концептуальное развитие инфраструктурного подхода персоналом в формировании системы управления персоналом предприятий
    • 1. 2. Классификационные признаки управленческой инфраструктуры предприятия
    • 1. 3. Институционализация процессов управления персоналом предприятий на основе инфраструктурного подхода
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ СЕРВИСА
    • 2. 1. Функциональный подход к управлению персоналом предприятий сферы сервиса
    • 2. 2. Информационно-инновационный подход к управлению персоналом предприятий сферы сервиса
    • 2. 3. Ресурсный подход к управлению персоналом предприятий сферы сервиса
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПОДХОДА
    • 3. 1. Формирование политики целей управления персоналом предприятий с учетом развитости управленческой инфраструктуры
    • 3. 2. Процесс рационализации системы управления персоналом предприятий основе инфраструктурного подхода
    • 3. 3. Процедурное обеспечение процессов формирования системы управления персоналом предприятий

Рационализация системы управления персоналом предприятий сферы сервиса на основе инфраструктурного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие рыночных отношений предопределило поиск путей совершенствования системы управления персоналом предприятий сферы сервиса. Наметилась тенденция обоснования необходимости трансформации административно-командных методов управления предприятиями. Акцент в этом процессе большинством исследователей сделан на повышение персональной экономической ответственности за результаты труда и расширение самостоятельности структурных подразделений в рамках стратегических целей и задач производственно-хозяйственной деятельности. Вместе с тем, в многочисленных публикациях отмечается утрата управляемости на всех без исключения уровнях управления персоналом предприятий. Так, например, большинство приказов и указаний, касающихся производственно-технического и социально-экономического развития предприятий не выполняются на уровне функциональных подразделений (62,0%), на уровне цехов и участков (70,0%), на уровне бригад и отдельных исполнителей (до 75,0%). Среди руководителей предприятий подмечается синдром завышенных самооценок результатов управления (93,0%). И причины такого положения в управлении персоналом предприятий состоят в том, что и административно-командные и экономические методы управления строятся, как правило, на основании интуиции руководителя, сложившихся функционально-ролевых отношений, понимания личной приверженности работников и т. д. Реальных организационно-структурных и функционально-правовых оснований ¿-ря совершенствования системы управления персоналом предприятий явно недостаточно.

В этой связи предпринято исследование принципов совершенствования системы управления персоналом предприятий, в котором выявлены эмпирическим путем проблемы и тенденции, принципы и методы преобразования основ управления персоналом предприятий в рыночной экономике. Подобный подход актуализируется возрастающими требованиями к повышению эффективности деятельности предприятий сферы сервиса и сложившимися подходами к внутрифирменному управлению.

К настоящему времени теоретические основания для подобного исследования имеются. Так, в работах Галенко В. П., Горелова H.A., Глухова В. В., Градова А. П., Клейнера Г. Б., Потемкина В. К., Спивака А. Л., Слободского A. JL, Файбушевича С. И. и др. разработаны теоретические основы управления персоналом предприятий в рыночной экономике, определены специфические черты управленческих воздействий на персонал в условиях нестабильности среды функционирования предприятий. Завгородняя A.B., Кадзевич М. С., Пузыревский Л. С., Раппопорт B.C., Соколов Д. В. и др. предложили инструментарий организационного проектирования систем управления персоналом. Балкизов М. Х., Гавра Д. П., Иванов О. И., Колесников Н. Е., Потемкин В. К., Тишин Е. В. и др. разработали принципы и методы социального партнерства в системе управления персоналом, а также определили подходы к социальной защите работников в процессе их трудовой деятельности.

Вместе с тем, многие аспекты совершенствования системы управления персоналом предприятий, отраженные в теории институционализации У. Гамильтона, Т. Веблена, У. Митчела, Дж. Гельбрейта, Дж. Коммонса, в отечественных исследованиях практически не были применены. Развивая концептуальные основы теории институционализации, в работе предложен инфраструктурный подход к совершенствованию системы управления персоналом предприятий сферы сервиса.

Цель исследования состоит в разработке процессов рационализации системы управления персоналом предприятий сферы сервиса на основе инфраструктурного подхода. Эта цель определила и основные задачи исследования, среди которых:

— обоснование необходимости инфраструктурного подхода к формированию системы управления персоналом предприятий сферы сервиса в рыночной экономике;

— определение элементов рыночной инфраструктуры и признаков управленческой инфраструктуры предприятий сферы сервиса и области управленческих воздействий на персонал предприятий;

— обоснование принципов институционализации управления персоналом предприятий сферы сервиса на основе инфраструктурного подхода;

— разработка принципов рационализации функциональных основ управленческой инфраструктуры управления персоналом предприятий;

— обоснование и структуризация методов формирования целей управления персоналом предприятий сферы сервиса;

— разработка процедур обеспечения процессов формирования системы управления персоналом предприятий на основе инфраструктурного подхода.

Объектом исследования явились предприятия сферы сервиса Санкт-Петербурга: Авто-Мир, Авто-Прайд, АО «Инэкс» .

Предметом исследования стали процессы совершенствования системы управления персоналом предприятий в рыночной экономике.

Теоретической и методологической базой исследования являются экономическая теория рыночных отношений, теория менеджмента, теория классификаций, методы многофакторного экономического анализа, экономико-математического моделирования, социального управления.

В работе применены экспертные оценки, социологический опрос, включенное наблюдение, описания ситуаций производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Информационной основой исследования явились законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий в рыночной экономике, а также первичная информация о деятельности структурных подразделений предприятий сферы сервиса,.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке теоретических основ рационализации системы управления персоналом предприятий на основе инфраструктурного подхода. В числе наиболее важных научных результатов, полученных в процессе проведенного исследования, следующие:

1. Уточнено понятие управленческой инфраструктуры, как системообразующей в процессе управленческих воздействий на персонал предприятий, среди соответствующих элементов рыночной инфраструктуры.

2. Предложен субъектно-объектный принцип адаптации и трансформации управленческой инфраструктуры предприятия к условиям и требованиям его функционирования в рыночной экономике, предполагающий адресность, целевую направленность управленческих воздействий и ресурсное обеспечение выполнения управленческих решений;

3. Разработан процесс формирования целей управления персоналом предприятий, позволяющий обеспечить коммуникации структур управления в решении поставленных задач научно-технического и социально-экономического развития. Осуществлена формализация организационных структур управления персоналом по методам: сопряженности ресурсов трудовой деятельности, согласованности действий персонала предприятия с учетом факторов и ограничений деятельности предприятий (приоритетам, свойствам, размерам, функциям, результатам).

4. Разработаны процедуры обеспечения процессов формирования системы управления персоналом предприятий на основе инфраструктурного подхода, состоящие из нормативного порядка программных действий: формализация, выбор направления целей, установление правил и предписаний, оценка социальных последствий, определение ограничений выполнения управленческих решений.

5. Определены методы процедурного обеспечения системы управления персоналом, с помощью которых построена рациональная модель соподчинения между различными группами работников, адаптированная к действующим и прогнозируемым условиям функционирования предприятия.

6. Обоснована необходимость преобразования системы управления персоналом предприятий на основе инфраструктурного подхода.

Теоретические разработки и рекомендации имеют практическую направленность. Обоснованные концептуальные подходы преобразования системы управления персоналом предприятий в рыночной экономике могут быть использованы при формировании политики развития сферы сервиса в регионе. Выявленные социальные индикаторы эффективности систем управления персоналом предприятий позволяют обосновать спектр управленческих решений, устраняющих противоречия и недостатки в механизме их реализации. Предложения по рационализации функциональных основ управленческой инфраструктуры предприятий, целевой ориентации предприятий в рыночной экономике, процедурному обеспечению механизма и технологий управленческих воздействий позволяет повысить эффективность управления персоналом, что выражается в комплексном выполнении принимаемых решений.

Разработки и предложения, выработанные в процессе диссертационного исследования, прошли апробацию на научно-технических семинарах (20 002 002г.), использованы в учебном процессе в Санкт-Петербургской Академии сервиса и экономики и внедрены в деятельности предприятий сферы сервиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе проведенного исследования процессов рационализации системы управления персоналом предприятий в рыночной экономике получены следующие научные и практические результаты:

А. Научные результаты:

1. Развиты концептуальные представления о механизме трансформации системы управления персоналом предприятий в рыночной экономике. Наряду с организационными началами, программно-целевым подходом, функциональной детализацией управленческого воздействия на персонал, в работе подчеркивается необходимость строить механизм управления персоналом предприятий на основе инфраструктурного подхода, включающего ресурсную, информационно-инновационную и функционально-целевую составляющие. При этом в управленческих решениях и воздействиях на персонал в полной мере используется принцип субъективизации, когда весь персонал предприятия без исключения является не только участником разработки управленческих решений, оценки возможности их реализации с учетом имеющихся ресурсов, но и деятельным участником выполнения целевых установок и задач.

2. Обоснована классификация рыночной инфраструктуры с определением в ней роли и места управленческой инфраструктуры, что позволяет развить теоретические представления о том, что система внутрифирменного управления не может и не должна замыкаться на внутрисистемные процессы, а учитывать состояние внешней среды: политической, экономической, организационно-правовой, социально-психологической, информационно-инновационной. Одновременно доказывается необходимость формирования коммуникационных процессов для налаживания системы инфраструктурного взаимодействия на различных уровнях управления персоналом предприятий, что позволяет персоналу предприятия стать соучастником достижения не только личных, коллектива предприятия, но и общесистемных целей общественного развития.

3. Предложен механизм институционализации управления персоналом предприятий сферы сервиса на основе инфраструктурного подхода, когда рабочая сила, средства и предметы труда рассматриваются как ресурсы и отправные точки преобразования системы управления. При этом происходит детализация целей и задач управления персоналом с учетом имеющихся ресурсов, уточняется содержание задач и их взаимозависимости в процессе реализации, определяются требования к рационализации управленческого воздействия и механизмам информационно-инновационного и ресурсного обеспечения.

4. Впервые в практике управления персоналом предприятий сферы сервиса на основе комплексного социологического исследования, включающего включенное наблюдение, экспертный опрос, социологический опрос, установлены социальные индикаторы оценки эффективности управления персоналом предприятий на стадиях трансформации функционального, информационно-инновационного и ресурсного подходов в управлении как самими предприятиями, так и структурными подразделениями.

5. Произведена детализация целей управления персоналом предприятий, связываемых с общественно-политическими целями, повышением благосостояния, со стабильностью и ростом социально-экономического развития, обеспечением занятости и т. п., которая позволяет непосредственно на предприятии выявить, исходя из имеющихся ресурсов, цели: декларативные, сиюминутные, перспективные и оперативные, программно-ориентированные, затухающие и прочие. Предложена схема гибких целей управления персоналом предприятий и определены их функциональные основы. Проведена идентификация целей применительно к рыночным условиям и приоритетам управления персоналом предприятий.

6. Разработаны предложения по рационализации организационных структур управления персоналом предприятий по признакам сопряженности ресурсов, согласованности действий, темпу, ритму, внешней среде.

7. Разработаны принципы процедурного обеспечения системы управления персоналом предприятий, в результате реализации которого решается задача оценки параметров действующей системы управления, происходит выработка господствующей стратегии деятельности, прогнозирование последствий и т. п.

Б. Практические результаты:

1. Теоретические основы формирования системы управления персоналом предприятий с учетом применения инфраструктурного подхода использованы в учебном процессе в Санкт-Петербургской Академии сервиса и экономики.

2. Разработанная модель преобразования системы управления персоналом предприятий на основе инфраструктурного подхода применена в программе действий по обеспечению эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий сферы сервиса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Стратегическое управление. -М.: Экономика, 1989.
  2. JI.A., Соколов Д. В., Франева J1.K. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. -Л.: ЛФЭИ, 1991.
  3. А.Г. Менеджмент. -Воронеж, Изд-во ВГУ, 1995.
  4. A.M. Психология управления. -Харьков- Симферополь: Фортуна-Пресс: Реноме, 1998. 463 с.
  5. У. Экономическая теория и исследование операций. -М.: Прогресс, 1965.
  6. В.В. Кадровые стратегии в управлении персоналом /Бузырев В.В., Гусарова М. С., Чикишева Н.М.- Тюмен.гос.архитектурю-стороит.акад. -СПб. Изд-во СПбГУЭФ, 2001. -128с.
  7. Т. Теория праздного класса. Экономика институций. -Нью-Йорк, 1899.
  8. A.B. Стратегическое управление корпоративными инновациями. -СПб, ИСЭП РАН, 1998.
  9. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. -М.: Высш. шк. 1994.
  10. О.С. Стратегическое управление. -М.: 1999.
  11. П.Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Пер. с англ. -М.: Дело, 1991.
  12. В.П. Эффективное управление организацией., -М., 2002
  13. Д.М. Организация и управление. -М.: Наука, 1972.
  14. Дж. Стратегия бизнеса. 2-ое изд. -Новосибирск, ИЭ и ОПП РАН, 1996.
  15. В.В. Управление персоналом. -СПб.: Спец. лит-ра, 1995.
  16. М.В. Суперкадры: Упр. Персоналом в междунар. Корпорации. -М.: Дело, 1993. -207с.
  17. С.Р. Новые концепции управления наемным персоналом в США /Кадровый потенциал управления народным хозяйством. -М.:1985.
  18. П. Менеджмент: стратегия и тактика. -СПб, Питер, 1999.19.3авгородняя А.В., Кадзевич М. С. Маркетинг: Методы и процедуры. -Л.:1. ЛФЭИ, 1990.
  19. Г. Г. Управление персоналом. Учебное пособие. -СПб, Изд-во Северо-Запад, 2000.
  20. А.И., Малявина А. В. Разработка управленческих решений. -М.: МАЭИ, 2000.
  21. Д.М. Человеческие ресурсы управления: Основы упр. персоналом/Ин-т высш. управлен. кадров Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос.Федерации. -М.: Дело, 1993. -301с.
  22. Искусство менеджмента: Практ. пособие: Пер. с англ. -М.: Финпресс, 1998.
  23. Г. Б. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. -М.: Экономика, 1994.
  24. Дж. Институциональная экономика. -Нью-Йорк, 1936.
  25. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практ. пособие. -М.: ИНФРА-М, 1997. -361с.
  26. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. -М.: Прогресс, 1981.
  27. Ч. Японская промышленная система. -М.: Прогресс, 1988.
  28. Дж.С. Шеф и его команда: Как создать команду своей мечты. /[Пер. с англ. Мишакова Н.]. -СПб. и др.: Питер, 1998. -264с.
  29. Н.Г., Суворов А. В., Паршин Е. А. Методы проектирования технологических структур. -Ростов-Дон, Изд-во Рост, ун-та, 1986.31 .Management of human resources in public enterprises/
  30. Ed.:S.Ravishankar, R.K.Mishra. -New-Delhi: Vision Books (Incorp. Orient Paperbacks), 1985. -VI, 304p.
  31. В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. -М.: ИНФРА-М-Сибирское соглашение, 1999.
  32. К., Энгельс Фю Немецкая идеология. -Соч.т.З.
  33. М.Х., Альберт М., Хедури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. -М.: Дело, 1992.
  34. У. Экономические циклы. Проблемы и их постановка. -Нью-Йорк, 1927.
  35. Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы/ Ред.В. С. Шакирова.- Казан.фин.-экон.ин-т им. В. В. Куйбышева. -Казань, 1994. -135с.
  36. Модели и методы управления персоналом: Рос.-брит.учеб. пособие для магист. специальностей Моск. высш. шк. соц. и экон. наук/Моргунов Е.Б., Авилов A.B., Хопкинс Е Ю. и др.:Под ред. Могунова Е. Б. -М.: Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 2001. -464с.
  37. Е.Б. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры. М.:ИЭ РАН, 1994.
  38. Р. Эффективное управление: Практ.рук.: Пер. с англ. -М.: Финпресс, 1998. -127с.
  39. Научно-инновационная сфера в регионе: проблемы и перспективы развития/ Под. ред. Румянцева A.A. -СПб, Наука, 1996.
  40. С.Н. Бизнес это люди: Пер. с англ./Паркинсон С.Н., Рустомжи M.K. -М.: МИРТ, 1995. -224с.
  41. С.Н. Искусство управления /Паркинсон С.Н., Рустомжи М.К.-Пер. с англ. Еоранская Н. И., Мамонтова E.H., Ил. Уборевич-Боровский В.О. -СПб.: Лениздат, 1992. -143с.
  42. С. А., Потемкин В. К. Инновационная деятельность: организация, технологии, проектирование. -СПб.: ИРЭ РАН, 2000.
  43. С. А., Потемкин В. К. Организационное проектирование инвестиционной деятельности предприятий. -СПб, ИСЭП РАН, 1999.
  44. .Д. Анатомия общения: Учеб. пособие. -СПб.: Михайлов., 1999. -300с.
  45. Персонал: как руководить организацией/ Пер. с англ. Вдовин К. В., Науч.ред. Питателев В. А., Лилеева З. А. -Б.м.: Прогр."Малый бизнес" — ДеКа, 1993.-85с.
  46. Персонал. Управление организацией: Пер. с англ.: Учеб. пособие для студентов экон. специальностей вузов/Науч. ред. Питателев В. А. и др. -М.: ДеКа, 1994. -78с.
  47. В.К. Управление персоналом: стратегия, процедуры регулирования, деконфликтизация. -СПб, РАЕН, 2001.
  48. В.К. Стратегия гибкого маневрирования предприятий на региональном потребительском рынке. -СПб, ИРЭ РАН, 2000.
  49. В.К. Стратегические принципы деятельности предприятий на региональном потребительском рынке. -СПб, Спец. лит-ра, 2001.
  50. В.К. Труд в системе рыночных отношений. -СПб, РАЕН, 1997.
  51. В.К., Гавра Д. П., Тишин Е. О., Штуков B.C. Методические рекомендации по разработке системы социально-экономических нормативов развития социально-бытовой сферы предприятий и объединений. -Л.: ИСЭП РАН СССР, 1989. -ч.1., ч.П.
  52. М. Международная конкуренция. -М.: Международные отношения, 1993.
  53. В.П. Руководство персоналом организации: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Менджмент». -М.: Аспект Пресс, 1999. -278с.
  54. Психология управления: Курс лекций/ Аверченко Л. К., Залесов Г. М., Мокшанцев Р. И., Николаенко В.М.- Отв.ред. Удальцова М. В. -М.: Новосибирск: [Изд-во НГАЭиУ: ИНФРА-М], 1997. -149с.
  55. B.C. Развитие организационных форм управления НТП в промышленности. -М.:Экономика, 1979.
  56. И. Управление производством: теория и практика графического моделирования. -Воронеж, Изд-во ВГУ, 1992.
  57. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива /Под ред. Парыгина Б. Д. -Л.: 1986.
  58. В.Д., Скиба Т. Н. Инновационный менеджмент. -Брянск: Технология, 1999.
  59. АЛ. Персонал предприятий в трансформирующейся экономике /С.-Петерб. Ун-т экономики и финансов. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997. -142с.
  60. В. А. Личность и предприятие: факторы успешного взаимодействия (поведенческие основы управления персоналом): Учеб. пособие/ СПб ун-т экономики и финансов, Каф. социологии и упр. персоналом. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. -158с.
  61. Социально-экономические и организационные вопросы науки в СССР, Вып.4. -М.: 1970.
  62. Т.Л. Критический анализ современных западных концепций управления кадрами: Автореф.дис.канд.экон.наук.08.00.02 -История экон. учений/СПб ун-т экономики и финансов. -СПб, 1992. 16с.
  63. В.К. Персонал-технология:отбор и подготовка менеджеров. -Л.: Машиностороение, 1989. -368с.
  64. Р. Секреты управления или как держать компанию о подавления инициативы людей и снижения прибыли: Перевод. -М.: [Интерконтакт], 1991. -91с.
  65. Теория, инновация и цикличность развития науки и техники /Под. ред Архангельского В. Н. и Фоломьева А. И. -М.: 1992.
  66. В.В. Основы кадрового менеджмента /Акад.нар.хоз-ва при Правительстве Рос.Федерации. -М.: Дело, 1995. -332с.
  67. М.В. Социология управления: Учеб. пособие/ Новосиб.гос.акад. экономики и управления. -М.Новосибирск: ИНФРА-М:НГАЭиУ., 2000. -142с.
  68. Уитмор Д. Coaching-новый стиль менеджмента и управления персоналом: Практ. пособие: Пер. с англ./Джон Уитмор- Пер., науч.ред. и авт. коммент. Колоесник А. П. -М.: Финансы и статистика, 2000. — 160с.
  69. Управление персоналом организации: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент» /Кибанов А.Я., Баткаева H.A., Ворожейкин И. Е. и др.- Ред. Кибанов А.Я.- Гос. акад. упр. им Серго Орджоникидзе, -М.:ИНФРА-М, 1997. -509с.
  70. Э.А. Основы мотивационного менеджмента /Уткин Э.А.- Ассоц. авт. и изд. «ТАНДЕМ» -М.:ЭКМОС, 2000. -351с.
  71. P.A. Стратегический менеджмент. -М.: Интел-Синтез, 1999.
  72. Дж. Управление людьми в компаниях: Рук. для менеджеров /Джон Хант- Пер. с англ.: Исаенко А.Н.- Науч. ред.: Шпотов Б.М.- Гос. ун-т упр., Нац. Фонд подгот. кадров. -М.:Олимп-Бизнес, 1999. 359с.
  73. Дж. Как. управлять людьми на работе: Практ. пособие по рук. /Пер. с англ. Бочкарева В. А. /-Челябинск: Урал, 1999. -208с.
  74. В.Н. Человек и персонал в управлении.
  75. СПб.:Энергоатомиздат, 1997. -568с.
  76. C.B. Управление персоналом современной организации: Учеб-практ. пособие. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Бизнес шк. «Интел-Синтез», 1997. -328с.
  77. Trist E.L. and Bamforth K.W. Some Social and Psychological Conseguencis of the Long-Wall Method of Coal Cetting. Human Relations, vol. 4 № 1, 1951.
  78. Wurgler, Hans: Die obersten Zielsetzungen der wirtschafts-politik, Tubingen, 1966.
  79. Tuchfeldt, Egon: Zielprobleme in der modernen wirtchafts-politik, Tubingen, 1972.
  80. Handworterbuch der Wirtschaft suissenschaft (Hdww) Stuttgart -New-York -Zuriche, 1989.
  81. Kuug, Emil: Der Intervent: onismus, Bern, 1997.
  82. Couling A. The essence of personnel management and industrial relations. -New-York etc. Prentice Hall, 1994. VII, 205p.
  83. Successful Sales Managing.-New-York: Crowell: Apollo, 1969.-!85p.
Заполнить форму текущей работой