Формирование умений дидактического целеполагания у студентов университета: На материале изучения педагогики
Диссертация
III этап — закрепитель но-обобщающий. Здесь формируется положительное отношение к актуальным для данной группы умений аспектам гуманизации образования, усваиваются идеи и ценности личностно ориентированного обучения. Актуализируются необходимые знания. Самостоятельно составляются схемы ориентировочной основы умения дидактического целеполагания с помощью данного или самостоятельно найденного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы дидактического целеполагания
- 1. Л. Методологический и содержательный анализ категории «цель»
- 1. 2. Сущность процесса целеполагания
- 1. 3. Характеристика умений дидактического целеполагания в условиях личностно ориентированного обучения
- 1. Л. Методологический и содержательный анализ категории «цель»
- 2. 1. Методика и задачи исследования
- 2. 2. Специфика экспериментального обучения студентов
- 2. 3. Результаты формирования умений дидактического целеполагания
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение. 1984. — 208 с.
- Анастази А. Психологические тестирование: Книга I- Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика. 1982.- 320 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. I. Казань: Изд-во Казанского ун-та. 1996. -568 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение. 1982. — С. 50 — 70.
- Батурина Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения. // Советская педагогика. 1975. — № 4. — С. 41 — 49.
- Bq?ynaBa М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования. // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 21 — 25.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, М.: Педагогика. 1989. — 192 с.
- Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия. /У Педагогика. 1993. — Mb 5. — С. 16 — 25.
- Бибрих P.P. Исследование видов целеобразования. Кишинев: Штиинца. 1987.- 132 с.
- Битинас Б.П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы. // Педагогика. -1993.-Mb 2.-С.10 15.
- Битинас Б.П. Структура процесса воспитания. (Методологический аспект.) Каунас: Швиеса, 1984. — 190 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29 — 36.
- Борисова Н.В., Соловьева А. А. Игра в обучении лекторов. -М.: Знание. 1989. -64 с.
- Буржуазная педагогика на современном этапе: Критический анализ. / Под ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона. М.: Педагогика. 1984.-С. 170- 174, 200−211.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк. 1991. — 207 с.
- Володарская И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1989. — 72 с.
- Воронин В.Н., Тышковский А. В., Филиппов А. В. Организационно-психологическая модель проведения групповой дискуссии. // Психологический журнал. Т.Н. 1990. — Ко 2. — С. 16 — 24.
- Вяткин Л.Г., Железовская Г. И., Филипченко С. Н. Контрольно-обучающие функции операций с педагогическими понятиями. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 1995. — 39 с.
- Вяткин Л.Г. Система самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 1983. -125 с,
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1988. — 256 с.
- Галагузова М.А., Сердюк Г. В. Моделирование в процессе обучения педагогике. // Советская педагогика. -1991. № 12.- С. 78 — 82.
- Ген дин A.M. Предвидение и цель в развитии общества. (Философско-социологические аспекты социального прогнозирования). Красноярск. 1970. — с. 3 — 127,
- Гершунский Б.С., Пруха Я. Дидактическая прогностика (некоторые актуальные проблемы теории и практики). Киев: Вища школа. 1979. — 240 с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб.пособие. Спб: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1992. — 154 с.
- Грицишин Б.М. Целеполагание в условиях урока. // Советская педагогика. 1985. — Nq 2. — С. 46 — 50.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 29 — 39.
- Давыдова Л.Н. Формирование у будущих учителей умений педагогического диагностирования. Автореферат дисс. канд. пед. наук. — Волгоград. 1995.
- Дмитриев Г. Д. Критический анализ дидактической мысли в США. М.: Педагогика. 1987. — 104 с.
- Евдокимова Е.Г. Осмысление студентами субъектного отношения к педагогической деятельности как фактор становления гуманистической направленности педагога. Дисс. канд. пед. наук. Саратов. 1994.
- Ефимов В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М.: Наука. 1980. — 272 с.
- Железовская Г. И. Педагогика в задачах, заданиях и вопросах. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 1993. — 50 с.
- Железовская Г. И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры. // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 55 — 60.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика. 1982. — 160 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание. 1987.- 80с.
- Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: Изд-во НГПИ. 1989. — 121 с.
- Ип^овое моделирование: Методология и практика. / Под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука. 1987.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение.1984.-С. 52 -67.
- Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание. 1985. — 80 с.
- Кабардин О.Ф., Земляков А. Н. Тестирование знаний и умений учащихся. // Советская педагогика. 1991. — № 12.- С. 27 — 33.
- Каралаш И.А. Формирование у будущих учителей умений педагогического целеполагания. Дисс. канд. пед. наук. Волгоград. 1994.
- Кисельгоф С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та. 1973. — 152 с.
- Кларин М.В. Игра в учебном процессе. // Советская педагогика. 1985. — № 6. — С. 57 — 61.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике. // Педагогика. 1994. — Ne 5. — С. 104 — 109.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание. 1989. — 80 с.
- Кобзарь Б.С., Макарова Л. М. Обучение студентов диагностике воспитательной работы.//Педагогика.-1993.-№ 1. С. 66 69.
- Кодин В.Н. К проблеме определения понятия «цель». // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8. Философия. 1968. — JNb 1. — С. 29 — 35.
- Коротов В.М. Идущему на первые уроки. М.: Педагогика. 1977. — С. 44 — 55.
- Кудрявцев В.Г. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание. 1991. — 80 с,
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии груда учителя. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та. 1967.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1989. — 127 с.
- Кутъев В.О. Педагогическая прогностика: научные подходы и мифы. // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 7−14.
- Лаврикова Т.В. Подготовка студентов педвуза к применению личностно ориентированных технологий обучения. Автореферат. канд. пед. наук. — Волгоград. 1996.
- Лебедев О.Е. Реализация целей общего образования в вечерне школе: Взаимосвязь целей обучения и мотивов учения. М.: Педагогика. 1980. — 168 с.
- Лебедева В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования. // Педагогика. 1996. — No 6. — С. 25 — 30.
- Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М.: Наука.1980.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975. — 304 с.
- Ляудис В, Я. Методика преподавания психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1989. — 77 с.
- Макаров М.Г. Категория «цель» в марксисткой философии и критика телеологии. Л.: Наука. 1977. — 188 с.
- Максимов В.Г. Основы педагогического мастерства учителя: Текст лекций. Чебоксары. Изд-во Чуваш, ун-та. 1985. — 52 с.
- Манукян С.П. Целеобразование в обучении и пути его осуществления. // Новые исследования в педагогических науках. No 2 (42). М.: Педагогика. 1983. С. 25 — 27.
- Марев И. Методологические основы дидактики. Пер. с болг. / Предисл. И. Я. Лернева. / М.: Педагогика. 1987. 224 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение. 1993. — 192 с.
- Матьяш О.И. Целеполагание в педагогике какметодологическая проблема, // Актуальные проблемы современной советской и зарубежной педагогики. Сб. науч. тр. / Под ред. С. Ю. Алферова, Н. Н. Крюковой. М.: Изд-во АПН СССР. 1988. — 98 с.
- Методика воспитательской работы: Учебное пособие. / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др. / Ряз. пед. Институт. Рязань. 1993.-С. 30−46.
- Методические указания по формированию педагогических умений с помощью системы заданий, упражнений и ситуаций. / Сост. Д. Н. Петрова, В. Э. Лисаченко. Харьков. Изд-во Харьковского гос. унта. 1983.-64 с.
- Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагог ической подготовки учителя. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика. 1981.- 120 с.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика. 1990.- 104 с.
- Немов Р.С. Психология. Кн. I. Общие основы психологии. -М.: Просвещение. ВЛАДОС. 1995. С. 135 — 138.
- Новые ценности образования: тезариус для учителей и школьных психологов. / Ред.-сост. Н. Б. Крылова. М. 1995. — 113 с.
- Никандров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики (Анализ зарубежного опыта). М.: Наука. 1970. — 206 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с гюльск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк. 1990. — С. 68 — 91.
- Омельяненко В.Л., Вовк Л. П., Омельяненко С. В. За/^ания и педагогические ситуации. М.: Просвещение. 1993. — 272 с.
- Орлов А.А. Цели профессионально-педагогической подготовки учителя. // Новые исследования в педагогических науках.
- Вып. № I (55) / Сост. И. К. Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика. 1990. — 80 с.
- Осухова Н.Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем. // Педагогика. 1995. — М> 3. — С. 60 — 65.
- Педагогика в понятиях и определениях. / Сост. Г. И. Железовская. Саратов. Изд-во Саратовского ун-та. 1991. — 56 с.
- Педагогика. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение.1983.-С. 53- 72, 195- 203.
- Педагогика. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство. 1995. — 638 с.
- Педагогическая диагностика в школе. / Под ред. А. И. Кочетова. Минск. Народн. асвета. 1987. — 223 с.
- Педагогическая энциклопедия. т.1. М.: Советская энциклопедия. 1964. — С. 709 — 710.
- Пенькова Р.И. Технология управления процессом воспитания молодежи. Самара: Самарский пед. ун-т, Самарское области, отделение пед. Об-ва России. 1994. — 144 с.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. М.: Профиздат. 1991. — 192 с.
- Платонова Н. М. Якунин В.А. Педагогика: теория обучения. -СПб: С-Петерб. ун-т. 1993. С. 41 — 78.
- Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М.: Знание. 1981.-96 с.
- Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика. 1983. — 1 28 с.
- Проблемное обучение в ВУЗе. Саратов: Изд-во СГУ. 1987.
- Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука. 1977.- 260 с.
- Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского,
- М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат. 1990. — С. 440 — 441, 104 — 105, 386.
- Пушкин В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности И Вопросы психологии. 1977. — Ко 5. -С.74 — 88.
- Пятин В.А. Дидактические системы: цель, информация, планирование. Курск. Курский пед. инст-т. 1975, — 164 с.
- Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред. И. В. Бестужев -Лада. М.: Мысль. 1982. — 430 с.
- Раченко И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение. 1989. — 238 с.
- Регуш Л.А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститутов К Вопросы психологии. 1985. — Mb I. — С. 94 — 102.
- Ропаков Н.И. Категория цели: проблемы исследования. М. Мысль. 1980.- 128 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. T.I. М. Большая российская энциклопедия. 1993. — С. 263 — 264.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педаг огика. 1994. — Ко 5. — с. 16 — 21.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена. 1994. — 152 с,
- Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика. 1989. — (Зарубежная школа и педагогика). — 224 с.
- Скалкова Я. От теории к практике обучения в средней общеобразовательной школе: Ilep. с чешек. М.: Педагогика. 1983. С, 11−34.
- Советская педагогика и школа. Проблемы конкретизации целей обучения и воспитания. Тарту. 1982. Вып. XV.
- Современный урок физики в средней школе /
- В. Г. Разумовский, Л. С. Хижнякова, А. И. Архипова и др. М.: Просвещение. 1983. — 224 с.
- Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Ярославль: Ярославский гос. пед. инст-т. 1976. — 84 с.
- Спирин Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Педагогические задачи в профессиональном обучении студентов // Советская педагогика. 1974. — № 6. — С.77 — 87.
- Спирин Л.Ф., Фрумкин М. Л. Изучение профессионально-педагогической подготовленности работе в школе // Советская педагогика. 1975. — Mb 11. С. 71 — 79.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во Моск. ун-та. 1975. 344 с.
- Талызина Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Изд-во Саратовского унта. 1987. — 176 с.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе/ Под ред. В. В. Краевского, И.Я. .JlepHq^a. М: Педагогика. 1989. — 320с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования. / Под ред. В. В. Краевского, HJI^epHqxi. М.: Педагогика. 352 с.
- Теория и практика личностно ориентированного образования. «Круглый стол». // Педагогика. 1996. № 5. — С.72 — 80.
- Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания. М.: Просвещение. 1993. С. 63 — 91.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. 272 с,
- Толлингерова Д.С. Применение ЭВМ с графическимдисплеем для определения уровня когнигивности учебных задач // Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1983. — 150 153.
- Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методологический анализ / Под ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика. 1987.- 176 с.
- Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат».- М.: Высш. шк. 1968. 148 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика. 1990. 192 с.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание. 1987. — 80 с.
- Цеглин B.C. Доступность и трудность в обучении. М.: Знание. 1984.-80 с.
- Филиппова В.А. Педагогика школы. Задачи и упражнения. -Петрозаводск. 1983. 80 с.
- Философская энциклопедия. Т.5. М.: Советская энциклопедия. 1970. — с. 459.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1989. — с. 160, 730 — 731.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М. ИНТОР. 1994. — 128 с.
- Формирование мотивации учения. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение. 1990. — 192 с.
- Формирование профессионально-педагогических умений будущего учителя: Сб. науч. тр. Днепропетровск: ДГУ. 1989. — 136 с.
- Цеглин B.C. Доступность и трудность в обучении. -М.Знание. 1984.- 79 с.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение. 1988, — 160 с,
- Чунаева А.А. Категория цели в современной науке и ее методологическое значение (цель и деятельность). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1979, — 148 с.
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика. 1990. — 144 с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа. — 1994. — 240 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика. 1988. 208 с.
- Шуркова II.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина. // Педагогика. 1993. — Ns2 — с.66−70.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С.64 — 77.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: Изд-во Ленишр. ун-та. 1988. 160 с.
- Ярмахов Б.Б. Разработка и внедрение педагогических технологий // Педагогические системы в школе и в ВУЗе: технологии и управления. Волгоград. Перемена. 1993.
- Яцукова И.Л. Подготовка будущих учителей к выбору педагогических технологий. Дис-с.. канд. пед. наук. — Астрахань, 1996.