Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политические механизмы и технологии обеспечения энергетическими ресурсами современных государств в Центральной Азии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внешнеполитическая стратегия США в отношении стран Центральной Азии основывается преимущественно на геополитических соображениях, подходе, учитывающем собственные стратегические приоритеты и интересы. Данные подходы остаются доминирующими в системе многочисленных оценок региона со стороны США. Это обусловливается широким набором элементов взаимоотношений с Россией, Китаем, Ираном, исламским… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Геополитические и политико-экономические основания государственных стратегий ведущих мировых игроков в сфере обеспечения энергоресурсами
    • 1. 1. Источники соперничества государств за энергетические ресурсы Центральной Азии
    • 1. 2. Геоэкономические и геополитические стратегии противоборства основных потребителей энергетических ресурсов Центральной Азии
  • Глава 2. Стратегия и тактика Российской Федерации в борьбе за центральноазиатские энергоресурсы
    • 2. 1. Позиционирование России в межгосударственной борьбе за энергоресурсы Центральной Азии
    • 2. 2. Механизмы политического соперничества России за энергоресурсы Центральной Азии

Политические механизмы и технологии обеспечения энергетическими ресурсами современных государств в Центральной Азии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Производственные технологии современной цивилизации основываются преимущественно на органических носителях энергии. В этой связи контроль над углеводородными ресурсами сегодня считается одной из важных составляющих конкурентоспособности государства. Однако ситуацию осложняет неравномерность распределения энергетических ресурсов на планете, что выражается в их низкой концентрации в крупнейших индустриально развитых странах Запада и сосредоточение их главным образом на Востоке. Сложившая ситуация побуждает ключевых потребителей углеводородных ресурсов (РФ, США, ЕС и КНР) вырабатывать механизмы и технологии обеспечения эффективности правительственных и деловых коммуникаций, осуществлять анализ приоритетов государственной энергетической политики, оптимизировать влияние факторов, способствующих обеспечению энергетической безопасности и укреплению своей роли в мире.

Локализация углеводородных ресурсов привела к обострению соперничества между основными мировыми державами за доступ к месторождениям нефти и газа и контроль над ними. В этом контексте особую актуальность приобретает Центральная Азия как регион, представляющий важное значение с точки зрения обеспечения энергетической безопасности нынешних и потенциальных потребителей ресурсов региона.

Борьба за энергетические ресурсы Центральной Азии влечет за собой изменение механизмов и технологий формирования и реализации государственной политики РФ, США, ЕС и КНР в области энергетики, влияет на процесс принятия политических решений в этих странах.

Анализ процесса принятия государственных решений в сфере энергетической политики в странах, ориентированных на импорт ресурсов из указанного региона, позволяет оценить политическую и экономическую значимость центральноазиатских углеводородов для России, ЕС, США и КНР, выявить особенности взаимоотношений власти и бизнес-сообщества, проследить эволюцию энергетического диалога поставщиков и потребителей.

Первые годы независимости стран Центральной Азии показали, что они оказались в центре внимания целого ряда зарубежных государств и транснациональных компаний. Более того, между этими силами стала разворачиваться борьба за сферы влияния, главной целью которой было стремление получить доступ к природным ресурсам азиатской части бывшего СССР.

С самого начала обретения суверенитета центральноазиатские республики были заинтересованы в более тесном вовлечении в мировые интеграционные процессы. На характер позиционирования ресурсоемких республик Центральной Азии в мире серьезное влияние оказали и политические процессы в них, связанные с переходом энергоресурсов в управление национальных элит, формирование новой государственной стратегии в области энергетической политики и разработкой механизмов реализации национального энергетического интереса.

По мере становления республик Центральной Азии как самостоятельных акторов росла их значимость в качестве предмета конкурентной борьбы между государствами, формирующими международную повестку. Однако возникновение соперничества между ведущими мировыми игроками за энергоресурсы Центральной Азии, выработка специфических механизмов реализации энергетического интереса и формирование в связи с этим различных групп давления стали возможны во многом вследствие трансформации именно российской политической системы, а также изменения характера внешнеполитических приоритетов страны в ранний постсоветский период.

На тот период одним из немногих оснований для сохранения российского присутствия в Центральной Азии было социокультурное влияние. Языковая близость российских и национальных элит республик Центральной Азии, а также общность политического развития обусловили сохранение влияния российского фактора на процесс принятия государственных решений в республиках региона. Последующее укрепление в России управленческой вертикали с приходом Владимира Путина привело к изменению структуры национальных интересов государства и побудило руководство страны пересмотреть внешнеполитические приоритеты, что нашло отражение в том числе и в прагматизации отношений России с республиками Центральной Азии.

В то же время глобальный финансовый кризис 2008 года, затронувший практически все страны мира, актуализировал на Западе вопрос о необходимости форсированного решения проблемы энергодефицита через разработку альтернативных источников энергии с целью снижения зависимости от поставок нефти и газа из одного источника. Вместе с тем спад промышленного производства в индустриально развитых странах Европы (основных потребителях энергоресурсов Центральной Азии), а также трансформация международной повестки дня в сторону отхода от традиционных видов энергии обусловили некоторое снижение интереса к региону как важному звену в цепочке транзита углеводородов.

Тренд на снижение интереса поддерживается и за счет контригры стран центральноазиатского региона на китайском направлении, поскольку экономика КНР одна из немногих в мире сумела с минимальными потерями преодолеть первичное влияние финансового кризиса и нарастить темпы промышленного производства несмотря на обратную тенденцию в Европе1.

Актуализация в Европе энергетической повестки предопределяет растущий интерес к исследованию особенностей управленческих схем и.

1 Implications of the Global Economic Crisis for East Asia// World Economic Forum. 18−19.06.2009. механизмов в сфере разработки энергетической политики в странах, являющихся ключевыми потребителями энергоресурсов Центральной Азии. Кроме того, важно уточнить современные возможности этих схем при реализации стратегии устойчивого развития общества и государства.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение имеющегося на сегодняшний день массива литературы, посвященной механизмам обеспечения государства энергетическими ресурсами, позволяет выделить несколько наиболее исследованных направлений.

Во-первых, среди работ, посвященных методологии анализа процесса принятия государственных решений, следует назвать работы И. А. Василенко, А. А. Дегтярева, В. Н. Козбаненко, О. И. Ларичева, л.

Г. В.Пушкаревой, JI.B. Сморгунова, А. И. Соловьева. Названные работы вносят существенный вклад в разработку проблем, связанных с государственным управлением, в теоршо принятия решений, политического анализа.

Особую группу работ составляют также исследования, посвященные группам интересов и их влиянию на принятие политических решений. Это работы Бештоевой 3. JL, Дегтяревой Е. А., Зяблюка Н. Г., Лозанского Э. Д., Павроза А.В.

Во-вторых, анализу внешнеполитических аспектов государственной энергетической политики России и других заинтересованных государств в Центральной Азии посвящены работы Ю. Н. Гаврилова, В. Н. Дахина, А. А. Казанцева, В. И. Калюжного, С. А. Караганова, А. А. Князева, М. Т. Лаумулина, М. М. Наринского, Ю. В. Никуличева, М. Н. Омарова,.

2 Василенко И. А. Администратнвно-государственное управление п странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2000; Дегтярев А. А. Принятие политических решений. М., 2004; Козбаненко В. Государственное управление: основы теории и организации. М., 2002; Купряшнн ГЛ., Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений. М., 2000; Соловьев А. И. Политический менеджмент. М., 2004; Пушкарева Г. В. Политический менеджмент. М., 2002; Сморгунов Л. В. Сравнительный анализ административных реформ в западных странах // Вестник МГУ. № 1.2000. С.54−77.

3 Бештоева ЗЛ. Лоббизм в системе связей бизнеса и власти. М., 2004; Дегтярева Е. А. Лоббизм в процессе принятия решений в ЕС: нормы регулирования, механизмы и модели. М., 2008; Зяблюк Н. Г. Лоббизм в политической системе СШАЛозанский Э. Д. Этносы и лоббизм в США: о перспективах российского лобби в США. М., 2004; Павроз А. В. Группы интересов н лоббизм в политике. М., 2006.

К.В.Симонова, В. Н. Турдзеладзе, B. JL Цымбурского4. В этих работах анализируется комплексный подход к изучению региональной энергетики, описаны элементы государственной энергетической политики России, стран Запада и Китая в Центральной Азии, рассмотрены вопросы государственного управления отраслями ТЭК, функционирования мирового и региональных энергетических рынков.

Проблемам формирования государственной политики в области обеспечения энергетическими ресурсами стран Центральной Азии посвящены работы таких зарубежных авторов, как G. Bates, A. Cooley, Sv.E.Cornell, E. Fiegenbaum, R. Forsythe, W. Hsiu-Ling, Ch. Chien-Hsun, W. Mackenzie, B. Mayhew, F. Starr5.

Особое место среди исследователей механизмов выработки внешнеполитических ориентиров государственной политики в области энергетической безопасности занимают ученые из республик Центральной Азии. Их взгляд на происходящее важен как с точки зрения определения.

4 Гаврилов Ю. Н. Специфика формирования социальной структуры стран Юго-Восточной Азии// Проблемы фрагментации геопространства. М., 2001; Дахин В. Н. Проблемы реформирования Росси и современного мира.М., 1994; Дахин В. Н. Современный мир: проблема анализа/ЛТроблемы фрагментации геопространства. М., 2001. Казанцев А. А. Большая игра с неизвестными правилами// Мировая политика и Центральная Азия. М., 2008; Калюжный В. И. Статус Каспия//Нефтегазовая вертикаль, 2001. № 11- Караганов С. А. Иран, Россия и ядерное оружие// Российская газета. 11.11.2005; Князев А. А, Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии: Сб. док. и материалов/ Кыргыз.-рос. слав. ун-т. Бишкек, 200- Лаумулин, М. Т. Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. Алматы, 2006; Наринский М. М. Южный фланг СНГ: Центральная Азия-Каспий-Кавказ. Швеция, 2003; Никуличев Ю. В. Центральная Азия: Путь модернизации: Республика Казахстан//Содружество Независимых Государств: очерк современной истории. М., 2002; Омаров M.H. Новая большая игра в большой Центральной Азии: мифы и реальность. Бишкек, 2005; Симонов K.B. Глобальная энергетическая война. М., 2007; Турдзеладзе В. Н. Общая юридическая база для транзитных перевозок. Киев, 2004; Цымбурскнй В. Л. Геополитика для «евразийской Атлантиды"// Pro et Contra. 1999. № 4. С. 18−31.

5 Bates G. China’s new journey to the West: China’s emergence in Central Asia and implications for U.S.interests// A report of the CSIS Freeman Chair in China Studies. Washington DC, August, 2003. P. 13−38- Cooley A. Principles in the pipelines: managing transatlantic values and interests in Central Asia. 2008; Cornell Sv. E. Eurasia: Crisis and opportunity// The Journal of International Security Affairs. 2006. Vol. 5. P.30−38- Fiegenbaum E. Central Asian Economic Integration: An American Perspective. Washington DC, 2007. February,№ 6- Forsythe R. The politics of oil in the Caucasus and Central Asia. Oxford, 1997; Hsiu-Ling W, Chien-Hsun Ch. The prospects for regional integration between China and the five Central Asian countries// Europe-Asia Studies, 2004. Vol.56, № 7. P.1059−1080- Mackenzie, Wood. Central Asia Upstream Servise. Washington, 2006; Mayhew B. Central Asia: Kazakhstan, Tajikistan, Uzbekistan, Kyrgyzstan, Turkmenistan. Bruseels, 2006; Starr F. A Partnership for Central Asia//Foreign Affairs, Vol. 84, no. 4. July/Aug. 2005. P. 164−178. тенденций в научно-экспертном сообществе по вопросу о позиционировании республик региона на мировом пространстве, так и с позиции раскрытия механизмов ведения конкурентной борьбы в регионе. Среди исследователей, занимающихся проблемами взаимодействия международных субъектов по поводу энергетических ресурсов стран Центральной Азии, можно выделить следующих: М. Гафарлы, Г. Есенова, С.ЖураевД.Кахаров, Р. Махмудов, В. Парамонов, А. Таксубаев, М. Сыздыков, К. Хафизова, А. Ходжаев, Э. Шарипов6 и др.

Существенный вклад в изучение проблем, связанных с выработкой внешнеполитических ориентиров государственной энергетической политики, внесли диссертационные исследования, выполненные в рамках политической науки.

В России одной из первых диссертационных работ, защищенных по теме борьбы за энергетические ресурсы, является диссертация п тайваньского исследователя Чанг Хси-мо. В работе исследователя, кроме подробного изложения политико-экономического процесса в период после окончания «холодной войны» и распада Советского Союза, сделана попытка определить основные причины и результат этих исторических событий. Автор уверен, что борьба за энергоресурсы и маршруты их транспортировки, развернувшаяся уже в начале XX века и обострившаяся в Восточной Азии и на пространстве СНГ после распада Советского Союза,.

6Гафарлы М. Развернулась борьба за золото Центральной Азии// Независимая газета. 11.04.1998; Есенова Г. ТЭК Казахстана: реформы, проблемы, перспективы// Центральная Азия и Кавказ. Швеция., 2008. № 5(59) — Кахаров Д. Газовые ресурсы Узбекистана: приведет ли к увеличению его экспортных цен политическое маневрирование между Россией и Китаем?// Центральная Азия и Кавказ. Швеция., 2008. № 6(60) — Махмудов Р. Растущая роль природного газа в европейских энергетических «играх"// Центральная Азия и Кавказ. Швеция, 2007.№ 6(54) — Парамонов В. К анализу роли и места США в геополитической ситуации в Центральной Азии, www.uzstrateg.infoПарамонов В. Формирование геополитической ситуации в Центральной Азии — внешние факторы, www.uzstrateg.ruТаксубаев А. Россия и Центральная Азия//Международная жизнь. 1999, № 3- Сыздыков М. Российско-казахстанская модель выступает наиболее оптимальной в СНГ. www.kreml.orgХафизова К. Ш. Проблемы экономической безопасности Казахстана и Китая// Китай, Россия, страны ATP и перспективы межцивилнзационных отношений в XXI веке. М., 2001; Ходжаев А. Роль энергетического фактора в политике Узбекистана и Китая. Ташкент, 2009; Шарипов Э. У. Проблемы международной эксплуатации ресурсов Каспийского моря и внешние связи Казахстана и Туркменистана// Центральная Азия в системе международных отношений/ Под ред. Шарипова Э. У. М., 2004. Juraev S. What is hidden under the «new» integration initiatives in Central Asia?//Uzbekistan Today. 2007. № 21.

7 Чанг Хис-мо. Нефть и геополитическая реконфигурация после окончания «холодной войны»: на примере стран СНГ н Восточной Азии: Автореф. Дисс.: канд. полит.наук. M., 1998. не только касается будущего заинтересованных в этой транспортировке стран, но и оказывает сильное воздействие на будущее всего человечества.

Одновременно с ростом числа научных трудов, связанных с актуализацией энергетической проблематики и становлением ближневосточного и азиатского (центральноазиатского и каспийского) регионов в качестве крупнейших источников топливных ресурсов, постепенно растет также число исследовательских работ, преимущественно кандидатских диссертаций по политологии, посвященных борьбе за контроль над углеводородными месторождениями упомянутых регионов8.

В последнее время исследователи проблемы борьбы за энергетические ресурсы особый акцент делают на первостепенной роли энергетического фактора при реализации национального интереса в условиях становления 9 новой модели мира .

Особую группу составляют диссертационные труды, посвященные роли и месту России в развернувшейся борьбе за энергоресурсы. Большое количество исследовательских работ свидетельствует о растущем внимании исследователей к изучению механизмов обеспечения энергетическими ресурсами Центральной Азии на примере Российской Федерации, 0. о.

Аджиев T. A Энергетический фактор в международных отношениях стран СНГ: Автореф.дисс.: канд.полит.наук. М., 2005; Жильцов С. С Каспийский регион как геополитическая проблема современных международных отношений (90-е годы XX века): Аптореф.дисс.: докт.полит.наук. М., 2004; Златев В. В. Роль и место энергетического фактора в политических процессах: сравнительный анализ каспийского и балканского геополитических узлов: Автореф.днсс.: канд. полит.наук. М., 2001; Рудик Д-Ю. Развитие энергетики и транспортной инфраструктуры Закавказья в контексте столкновения межгосударственных интересов: Автореф.днсс.: канд.полит.наук.М., 2001; Шарнпов У.3 Международные отношения в регионе Персидского залива и роль нефтяного фактора (Запад и страны региона): Автореф. дисс.: докт.полит.наук. М., 1999. Фоменко О. В Нефтяной фактор глобального энергетического равновесия: политологический анализ: Автореф.днсс.: докт.полит.наук. М., 2004.

9 Медведева Н. Н Углеводородные ресурсы и современный политический процесс: Автореф.дисс.: канд.полнт.наук. Владивосток, 2007; Волков И. В Основные направления и перспективы интеграции Центральной Азии в глобальные мировые процессы (на материалах Кыргызской Республики): Автореф.дисс.: канд.полит.наук. Бишкек, 2007; Аюшиева Е. Б. Геополитические интересы России и Китая в Централыюазнатском регионе: Автореф.днсс.: канд.полит.наук. М., 2003.

10 Багиров Т. А Международное значение реформ в нефтегазовом секторе России в 1990;х годах в контексте российско-американских отношений: Автореф.днсс.: докт.полит.наук. М., 2000; Малов Н. Г Энергетическая безопасность современной России (политические аспекты проблемы): Автореф.дисс.: канд.полит.наук. Н.-Новгород, 2000; Фоменко О. В. Топливно-энергетический комплекс России в.

Во-вторых, в фокусе научного внимания находится проблема, связанная с изменением точки зрения на сущность и место энергетического углеводородного сырья в мировой политике. До энергетического кризиса.

1973;1974 гг. энергоресурсы рассматривались только как товар. Причина заключалась в том, что в условиях фактически колониальной эксплуатации нефтяных месторождений на мировой периферии предложение намного превышало спрос, и, соответственно, цены на энергетическое сырье оставались низкими. Практически не повлияли на ситуацию ни мировые войны, ни «холодная война». В советской историографии того времени можно отметить работы С. Лисичкина и А. Трошина11, посвященные развитию нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли в СССР, но практически не касающиеся политической стороны вопроса.

Углеводородные ресурсы с точки зрения их политического значения со второй половины 70-х гг. XX века привлекли внимание таких.

12 исследователей, как Г. Киссинджер и З. Бжезинский .

Резкий подъем интереса к политической составляющей углеводородного сырья породил изданный в 1999 году фундаментальный труд Д. Ергина «Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть"13. Автор работы полагает, что в течение практически всего XX века нефть является стратегическим сырьем, борьба за обладание и контроль над которым и определяет основные мировые тренды.

В-третьих, несомненный интерес для изучения проблемы функционирования механизмов обеспечения энергетическими ресурсами мирово" политике (на примере деятельности российских нефтяных корпораций: Автореф.дисс.: канд.полит.наук. М., 2000; Бирюков С. В. Геополитический потенциал развития энергетики России и проблемы ее энергобсзопасности: Автореф.дисс.: докт.полит.наук. М., 2003; Шныров А. Б Внешняя политика России и проблема обеспечения энергетической безопасности: Автореф.дисс.: канд.полит.наук. М., 2004; Портнягина И. И Энергетическая геополитика Российской Федерации: роль Каспийского региона: Автореф.дисс.: канд.полит.наук. М., 2007;.- Ким Чжн Ен. Энергетическая политика России во взаимоотношениях со странами Северо-Восточной Азии в современных условиях: Автореф.днсс.: кандлюлит.наук. М., 2008.

11 Лисичкин С. М. Энергетические ресурсы и нефтегазовая промышленность мира. М., 1974; Трошин А. К. История нефтяной техники в России (XVIL-вторая половина XIX вв.). М., 1958.

12 Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997; Бжсзинский 3. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы). М., 1998.

13 Ергин Д. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть.М., 2001. представляет справочная литература, посвященная анализу рынков ТЭК стран СНГ и их влияния на европейскую энергетическую политику. Особого внимания заслуживает работа коллектива авторов под руководством британского исследователя С. Пирани «Газовые» рынки России и стран СНГ и их влияние на развитие Европы"14. Издание содержит значительный массив эмпирического материала, охватывающий сведения как из официальных источников (государственных профильных структур — министерств и ведомств), так и статистические данные ведущих мировых и национальных энергетических компаний по каждой стране. Это дает автору возможность профессионально анализировать колебания настроений в российских и европейских СМИ по поводу актуальных изменений ситуации на газовом рынке.

Отдельного внимания заслуживает информационно-аналитическое издание «Энергетическое законодательство Европейского Союза и вопросы политики», выполненное коллективом авторов в составе Б. Дельво, М. Ханта и К. Талуса15. В работе освещаются нормативно-правовые аспекты государственной энергетической политики стран Европейского Союза в нефтегазовом секторе, в электроэнергетике и в области климатических изменений. Кроме того, достаточно подробно рассматривается проблема обеспечения энергетической безопасности через призму взаимодействия с Россией как ключевым поставщиком энергоресурсов в страны ЕС.

В целом, историографический анализ работ по проблеме диссертационного исследования показывает, что проблема конкурентной борьбы интересов ведущих мировых игроков вокруг энергетических ресурсов достаточно разработана. Вместе с тем обращает на себя внимание преобладание изучения международного опыта в сфере энергетики и вопросы энергетической безопасности. В большинстве случаев за рамками исследований остаются вопросы государственной энергетической.

1 14 Pirani S. CIS gas markets and their impact on Europe. Oxford, 2009. j 15 Delvaux В., Hunt M., Talus K. EU energy law and policy issues. Rixensart, 2008. 11.

I I политики как в России, так и за рубежом, отсутствуют системные и комплексные исследования, посвященные механизмам обеспечения энергетическими ресурсами ведущих потребителей нефти и газа.

Актуальность этих проблем, их недостаточная разработанность, теоретическая и прикладная значимость определили выбор темы исследования.

Объектом диссертационного исследования является энергетическая политика России, США, ЕС и КНР в Центральной Азии. В качестве предмета исследования выступают политические механизмы и технологии обеспечения указанных стран энергетическими ресурсами Центральной Азии. В силу того что заявленная проблематика слишком широка для одного исследования, для уточнения ее предмета было введено следующее ограничение: анализу подвергнуты не все энергетические ресурсы, а лишь нефть и природный газ, специфика распределения, производства, транспортировки и использования которых оказывает наиболее значимое влияние на межгосударственные и межкорпоративные отношения.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в выявлении ключевых механизмов и технологий формирования и реализации государственной энергетической политики ведущих мировых игроков в борьбе за энергетические ресурсы Центральной Азии.

Для реализации поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи: уточнить теоретико-методологические основания исследования процесса принятия государственных решений в области энергетической политикивыявить исторически обусловленные факторы влияния углеводородных ресурсов на процесс принятия государственных решений в странах, выступающих в качестве потребителей энергоресурсов Центральной Азииопределить основные механизмы и технологии, используемые ведущими мировыми игроками в процессе обеспечения энергетическими ресурсами Центральной Азии;

— охарактеризовать уровень эффективности данных механизмов и технологийраскрыть характер взаимодействия политических и экономических институтов, участвующих в осуществлении энергетической политики России, США, Европейского Союза и Китая в Центральной Азиивыработать практические рекомендации по повышению эффективности энергетической политики России в центральноазиатском регионе в условиях конкурентной борьбы.

Научная новизна исследования. Большинство исследований, выполненных по теме энергетических ресурсов Центральной Азии и интересов внешних игроков в регионе, посвящено либо политике отдельных стран, либо внешнеполитическим аспектам развития интересов ключевых международных субъектов. Автор настоящего исследования осуществил комплексный анализ механизмов принятия решений на уровне государства в области энергетической политики в странах, выступающих в качестве покупателей энергоресурсов по отношению к Центральной Азии.

На основе сравнительного анализа, с учетом специфики процесса принятия государственных решений в РФ, ЕС, США и КНР, сформулирован авторский подход к оценке политической эффективности механизмов обеспечения энергетическими ресурсами ведущих мировых игроков.

К научной новизне можно отнести уточнение характера рассматриваемых механизмов применительно к территории современных Туркменистана, Казахстана и Узбекистана как наиболее перспективных стран с точки зрения своего углеводородного потенциала для внешних игроков. Четкое определение географические пространства «Центральной Азии» необходимо в связи с расширительным использованием в научной литературе данного понятия, искажающим представление о территориальных факторах противоборства РФ, США, ЕС и КНР на углеводородном рынке.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужил сравнительный подход, применение которого обусловлено необходимостью сопоставления механизмов обеспечения России, ЕС, США и Китая и оценки эффективности их функционирования для каждого из названных субъектов мировой политики. Изучение взаимозависимости России, ЕС, США и Китая в отношениях со странами Центральной Азии осуществлено на основе функционального метода. Для проведения анализа механизмов принятия государственных решений был применен системный подход, который позволяет рассмотреть политические, экономические, военные, социо-культурные механизмы как целостную, сложнооргаиизованпую систему, состоящую из элементов, находящихся в постоянном взаимодействии или противоборстве друг с другом.

Использование сравнительно-исторического метода позволило проследить эволюцию функционирования механизмов обеспечения энергетическими ресурсами ведущих стран мира в постсоветский период. Анализ сложившихся между субъектами принятия решений отношений предопределил использование неоинституционального подхода к исследованию.

Кроме того, в ходе проведенного исследования использовались общелогические методы научного познания (анализ, синтез), а также эмпирические методы (анализ документов, критическая обработка эмпирических данных).

Изучение конфликта интересов ведущих мировых держав в борьбе за энергетические ресурсы Центральной Азии включает определение политико-правовых оснований этой борьбы, что потребовало анализа нормативно-правовой базы, задающей рамки легальной деятельности государственных и бизнес-институтов. Применение сравнительно-исторического подхода позволило проанализировать изменения в структуре механизмов борьбы в контексте становления и закрепления независимости республик Центральной Азии.

Эмпирическую базу исследования составили правительственные документы и выступления официальных лиц, отражающие основные государственные приоритеты в энергетической политике применительно к Центральной Азиидокументы межгосударственного характера, информация статистических агентств, интернет-сайтов ор лплатто.

WUl U11L/U государственной власти, работающих в Центральной Азии энергетических компанийматериалы периодической печати, интервью, «программные статьи» высших должностных лиц государств, представителей бизнес-элитинтервью автора диссертационного исследования с сотрудниками Европейской Комиссии, Европейского Парламента, Представительства Чешской Республики при ЕС, Совета Европейского Союза, исследователями центральноазиатских процессов из академических структур Узбекистана, Казахстана, Китая и США.

Хронологические рамки исследования. Настоящее диссертационное исследование охватывает период с 1991 по 2009 гг., что обусловлено следующими причинами. Прежде всего, тем, что распад Советского Союза привел к формированию па постсоветском пространстве новых суверенных государств с собственным внешнеполитическим курсом, который характеризует многовекторность и стремление к диверсификации международных контактов.

С периода становления центральноазиатских республик как независимых субъектов мировой политики со своими ярко выраженными национально-государственными интересами активизируется борьба за углеводородные месторождения региона со стороны внешних сил, происходит выработка в ЕС и США, а также в Росси и в Китае различных механизмов реализации государственной энергетической политики в регионе.

Теоретическое и практическое значение диссертационной работы.

Материалы диссертационного исследования, посвященного изучению механизмов обеспечения современных государств энергетическими ресурсами на примере ведущих мировых игроков в Центральной Азии, расширяют возможности для углубленного исследования условий формирования государственной энергетической политики в странах-потребителях энергоресурсов, раскрывают специфические механизмы и технологии процесса принятия политических решений.

Диссертационное исследование открывает возможности для дальнейшей научной дискуссии об особенностях формирования государственной энергетической политики РФ, США, ЕС и КНР в Центральной Азии, для более глубокого анализа текущих политических рисков и вызовов, осложняющих продвижение национальных интересов российским руководством и отечественными нефтегазовыми компаниями, с целью оптимизации осуществления энергетической политики в современных условиях.

Вместе с тем материалы диссертационной работы могут быть использованы в практической деятельности профильных государственных, научных и учебных учреждений. Выводы настоящего исследования таюке могут быть использованы в процессе выработки политики российского государства по отношению к странам Центральной Азии, фиксации проблемных полей и перспективных направлений для развития сотрудничества, а также в разработке специальных учебных курсов.

Апробации выводов. Выводы и основные положения диссертационного исследования изложены автором в ходе обсуждения материалов на Кафедре политологии Финансовой Академии при Правительстве РФ, в ходе выступлений на конференциях («ЕС, НАТО и Азия: есть ли у Европы стратегия по отношению к азиатскому региону?».

Фонд Дж. Маршалла (США-ФРГ), Брюссель, 26.03.2009; «Навстречу стратегическому партнерству России и ЕС» //Центр европейских исследований, Институт демократии Константин оса Караманлиса, Фонд Ганса Зайделя, Брюссель, 30.03.2009; «Новая глобализация и позитивные изменения"/ Глобальный прогрессивный форум// Европейский парламент, Брюссель, 02.04.2009; «Афганистан — проблемы стабилизации и перспективы реконструкции"//Фонд региональной политики (Узбекистан), Центр политических исследований (Узбекистан), Фонд Дж. Маршалла (США-ФРГ), Ташкент, 15−17.06.2009). Основные положения и идеи, содержащиеся в настоящем диссертационном исследовании, также изложены в опубликованных статьях, указанных в автореферате.

Структура исследования. Структура диссертационного исследования отвечает его целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав по два параграфа каждая, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Центральная Азия по мере продвижения по пути независимости все больше выходит из забвения и становится интересной для остального мира, особенно в контексте глобального соперничества за энергетические ресурсы и идеологическое влияние. Регион, богатый нефтью, газом и цветными металлами, к тому же расположенный между Россией, Китаем, исламским миром и примыкающий к Южной Азии, с каждым годом все активнее привлекает пристальное внимание основных игроков мировой политики.

По итогам настоящего исследования, цель которого состояла в выявлении ключевых механизмов и технологий, используемых ведущими мировыми игроками в борьбе за энергетические ресурсы Центральной Азии, а также ключевых тенденций, формирующихся в регионе в связи с обостряющимся конфликтом этих интересов, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, по мере роста глобального энергодефицита, обусловленного ограниченностью углеводородных ресурсов, борьба интересов ведущих мировых держав за обладание стратегически важными энергетическими ресурсами Центральной Азии обостряется. В процессе этой борьбы создаются уникальные, присущие исключительно данному региону механизмы и институты, от эффективности функционирования которых зависит обеспечение энергетической безопасности государства, участвующего в конфликте интересов. Характер данных механизмов и институтов меняется в зависимости от комплекса обстоятельств, связанных главным образом с изменением внешнеполитического курса республик Центральной Азии. В настоящее время данный курс можно охарактеризовать как многовекторный, ориентированный на поддержание баланса интересов с целью извлечения из своего стратегического положения максимальных политико-экономических дивидендов.

При этом в условиях глобального финансового кризиса и снижения темпов промышленного производства в развитых странах потребности в энергетических ресурсах Центральной Азии буду снижаться. Однако поддержание стабильного энергетического баланса — важная составляющая национальной безопасности любого государства, вследствие чего запасы углеводородных месторождений Центральной Азии сохранят свой стратегический характер на долгосрочную перспективу.

Во-вторых, одним из ключевых препятствий на пути реализации энергетического интереса для ключевых геополитических игроков в централ ьноазиатском регионе является специфика «восточной дипломатии». Маневрирование внешних игроков в регионе ограничено необходимостью учитывать как особенности становления и развития политических систем стран Центральной Азии в постсоветский период, так и высокую степень персонификации государственного управления. Неполнота информации о культурно-исторических особенностях центральноазиатской системы администрирования зачастую становится основанием для снижения переговорной эффективности и приостановки (а в некоторых случаях полного прекращения) реализации ряда энергетических проектов.

Как правило, данные культурно-исторические особенности не учитываются западными игроками (ЕС и США), ставящими в основу своей центральноазиатской политики продвижение демократических принципов развития системы власти вне контекста многовековых традиций формирования управленческих институтов в ресурсоемких республиках Центральной Азии. В отличие от указанных субъектов геополитического процесса Россия и Китай реализуют национальный энергетический интерес без акцента на демократических преобразованиях, но с упором на экономическую целесообразность и долгосрочную выгоду. Со стороны российского руководства подобная поведенческая модель обусловлена давними и в отдельных случаях тесными (в отношении Казахстана и отчасти Узбекистана) связями с местными элитами, знанием контекста формирования политических институтов в указанных республиках в постсоветский период, а также общностью языка. Кроме того, важную роль играет географический фактор, делающий Россию ближайшим и крупнейшим импортером центральноазиатских энергоресурсов.

Успех реализации национального энергетического интереса Китая заключается в эффективном сочетании политической и финансовой стратегии в отношении энергетических ресурсов Центральной Азии. Готовность инвестировать в существующие и проектируемые объекты энергетической инфраструктуры республик региона, стремление подчеркнуть экономическую привлекательность Центральной Азии без учета политического контекста делают Китай, в свою очередь, привлекательным инвестором и внешнеполитическим партнером для Казахстана, Туркменистана и Узбекистана.

В-третьих, подходы к Центральной Азии со стороны России, США, ЕС и Китая будут продолжать основываться на стремлении максимально использовать свои внутренние и внешние ресурсы для закрепления в регионе. Отдельные игроки будут продолжать демонстрировать выбор непопулярных в современном мире, но действенных инструментов политики, таких как силовой (военный) и идеологический подходы.

Указанные страны игроки проявляют повышенную заинтересованность в транспортировке в выгодном им направлении энергоресурсов региона, поскольку контроль за топливно-энергетическими ресурсами и средствами их транспортировки играет все возрастающую роль в определении геополитических позиций страны. Анализ и планирование энергетических маршрутов формируются сообразно геополитической цели: данный маршрут должен определять региональные союзы, внешнее влияние и геополитическую ситуацию в Центральной Азии и евразийском пространстве в целом.

В-четвертых, динамичность и устойчивость развития Центральной Азии, возрастание ее ценности для мирового сообщества могут происходить только в условиях сохранения стабильности и геополитического равновесия. Среди приоритетов по улучшению геополитического положения всего региона будет оставаться стремление к нейтрализации неблагоприятных для Центральной Азии процессов: угрозы вхождения стран региона в орбиту влияния держав, а также распространения идей исламского радикализма.

Одним из главных условий стабильности в регионе является тенденция к дальнейшей внутрии межрегиональной интеграции и сотрудничеству (в том числе в таких сферах, как проведение согласованной политики в области транспорта и коммуникаций, использования топливно-энергетических и водных ресурсов, борьбы с исламским экстремизмом).

Этой же цели отвечает дальнейшее формирование и диверсификация полноценных связей стран Центральной Азии с внешним миром, в том числе восстановление «Шелкового пути», что придаст региону былое коммуникационное значение в рамках всего Евразийского континента.

В-пятых, находясь в центре континента, Центральная Азия является своеобразными воротами в ряду стратегически важных регионов Евразии. От того, в каком направлении будет развиваться обстановка в государствах Центральной Азии во многом будет зависеть региональный баланс сил. Любые события, происходящие в странах Центральной Азии, будут иметь свое отражение не только на региональном уровне, но и могут вызывать изменения в геополитическом балансе сил на всем евразийском континенте, который остается осью мирового развития.

Дальнейшее усиление стратегического соперничества в центральноазиатском регионе порождает новые противоречия, но уже не на идеологической, а на геополитической и экономической основах. Кроме того, по целому ряду оценок, имеются серьезные основания считать вероятным возможность региона контролировать центральную часть Евразии в геополитическом плане, ресурсный потенциал и транспортные связи — в геоэкономическом.

В-шестых, у каждого из игроков региона существует свой, уникальный набор конкурентных преимуществ, свидетельствующих о степени эффективности реализации энергетической стратегии в Центральной Азии. Кроме того, успех реализации энергетической стратегии зависит от целей, поставленных игроками в борьбе за углеводородные ресурсы региона. Россия продолжает демонстрировать заинтересованность в транспортировке энергоресурсов региона. Для нее, как и для других стран, процесс участия в освоении нефтегазовых месторождений, строительстве, эксплуатации трубопроводов, транспортировки энергоресурсов является значимым с точки зрения обеспечения эффективного контроля над развитием ситуации в регионе.

Внешнеполитическая стратегия США в отношении стран Центральной Азии основывается преимущественно на геополитических соображениях, подходе, учитывающем собственные стратегические приоритеты и интересы. Данные подходы остаются доминирующими в системе многочисленных оценок региона со стороны США. Это обусловливается широким набором элементов взаимоотношений с Россией, Китаем, Ираном, исламским миром, и связано, в первую очередь, с необходимостью поддержания в выгодном для США направлении баланса сил как на региональном, так и на глобальном уровнях. США в отдаленной перспективе хотели бы видеть Центральную Азию в сфере своих жизненных интересов, однако на современном этапе, с учетом существующих реалий, Вашингтон стремится не допустить появления государств, которые, в силу своего потенциала обнаружившихся политических тенденций, могли бы ограничить или ослабить влияние страны. США продолжают поощрять активность Турции в регионе, в первую очередь, через призму транспортировки энергоресурсов в турецком направлении. Это в определенной степени обусловливается следующими причинами: внутриполитического характера — сложная ситуация в Турции, возможность усиления позиций здесь религиозных сил ослабления прозападной ориентациигеостратеческого — рассмотрение Турции как одного из надежных союзников США в евроатлантической кооперации, в том числе и НАТО, попытки закрепить за Анкарой роль ключевого в регионе проводника политики Вашингтона. Кроме того, реализация других транспортных проектов (за исключением афганского, кавказского) будет означать усиление позиций одного из трех региональных лидеров в лице России, Китая или Ирана.

При этом для всех изучаемых в данном исследовании геополитического процесса приоритетной остается необходимость противодействия афгано-исламскому фактору.

Таким образом, ситуация вокруг борьбы за ресурсы Центральной Азии представляется динамичным процессом, в который вовлекается все большее число участников в силу актуализации энергетической повестки дня и неравномерного экономического развития ведущих мировых держав. Механизмы и технологии, применяемые для осуществления данной борьбы, носят как формальный, так и неформальный характер, что определяется, прежде всего, отсутствием у ряда акторов (в частности, у России) сбалансированной стратегии в отношении республик Центральной Азии.

В связи с этим в качестве одного из возможных путей решения проблемы неустойчивого российского присутствия в Центральной Азии представляется возможным создание в системе российских органов власти (по линии МИД или по линии спецпредставительства президента РФ) поста спецпосланника по вопросам Центральной Азии. Лицо, занимающее данный пост, должно тесно знать специфику центральноазиатских политико-экономических процессов, быть активно вовлеченным в политический дискурс в регионе, а также обладать положительной репутацией и авторитетом среди центральноазиатских элит.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всемирная ядерная ассоциация. http://www.atomic-energy.ru/node/1156. 03.03.2009.
  2. Р. Российская газовая энциклопедия. М., 2004. 528 с. 3. Газета «Известия». 2005.
  3. Газета «Коммерсантъ». 2009. www.kommersant.ru.
  4. Газета «Независимая газета». 2005−2009.
  5. Газета «РБК Daily», www.rbc.ru.
  6. Газета «Российская газета». 2000−2009.
  7. Газопроводы: состояние и перспективы // Нефтегазовая вертикаль. М., 2007. № 20.
  8. Грани. 2007−2009.www.grani.ru.
  9. Декларация «О государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 22.
  10. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества // Перечень международных договоров ЕврАзЭС. http://www.evrazes.com/ru/main/documentslistpage/26. 18.07.2008.
  11. Евразийский транспортный коридор (ТРАСЕКА)// Справочная информация. Департамент экономического сотрудничества МИД РФ. www.mid.ru. 03.03.2009.
  12. Журнал «Caspian Energy». www.caspianenergy.com.
  13. Журнал «Эксперт-Казахстан». 2009.
  14. Журнал «Энерго-инфо». 2009.16.ИА «ВВС», www.bbc.co.uk.
  15. ИА «Росбалт». 2007−2009. www.rosbalt.ru.
  16. Информационный сайт «Нефть и капитал». 20 082 009. www. oilandcapital .ru.
  17. И. Узбекистан: 16 лет независимого развития// Текст предоставлен Посольством Республики Узбекистан в РФ. 31.08.2007.
  18. Концепция внешней политики Российской Федерации 2004//МИД РФ. www.mid.ru/Bl.nsf/arh. 12.10.2009.
  19. Концепция внешней политики Российской Федерации 2008// Президент России, www.archive.kremlin.ru/text/docs. 12.10.2009.
  20. Д.А. Послание Федеральному Собранию, www.kremlin.ru.-13.11.2009.
  21. Министерство энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан. http://www.memr.gov.kz/?mod=news&-year=2008&-.ng=rus&-c atid=26. 18.04.2009.
  22. Навоийский горно-металлургический комбинат. http://www.ngmk.uz/main.htm. 09.05.2008.
  23. Нефтегазовый потенциал Туркменистана — в центре внимания деловой элиты мира". http://www.turkmenistan.gov.htm. -17.04.2008.26.0бама Б. Дорога вперед, www.whitehouse.gov. 13.12.2009.
  24. Обращение президента США Джорджа Буша к Конгрессу СИТА. http://georgewbushwhitehouse.archives.gov/news/releases/2002/01/20 020 129−11.html. -05.12.2009.
  25. Основы формирования системы коллективной безопасности государств-участников СНГ. Сб. материалов. М., 1996. 42с.
  26. Официальный портал Республики Туркменистан. www.turkmenistan.ru. 17.04.2008.
  27. Правительство Республики Узбекистан, www.gov.uz/ru/ 17.04.2008.
  28. Проект Договора о европейской безопасности // Президент России. www.kremlin.ru. 22.11.2009.
  29. В.В. Послание Федеральному Собранию. http://www.kremlin.rU/text/appears/2006/05/l05546.shtml. 04.08.2008.
  30. Соглашение о единых условиях транзита через территории государств-участников Таможенного союза. http://www.evrazes.com/ru/main/documeritpage/48/. 11.02.2009.
  31. Соглашение о сотрудничестве между США и Республикой Казахстан от 29 сентября 2006 года. http://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2006/09/20 060 929−1 .html. -11.02.2009.
  32. Стратегия ЕС в отношении Центральной Азии // www. eu2007.de. — 06.03.2009.
  33. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, www.scrf.gov.ru/documents. 12.10.2009.
  34. Стратегия социально-экономических преобразований в Туркменистане на период до 2020 года. http://trm.gov.tm/countri/gos&prog.html. 18.04.2010.
  35. Указ Президента Республики Казахстан «О нефти» от 28 июня 1995 года // Указатель законов Республики Казахстан. 04.1990 03.1997/ Сост. Досымбекова Р. Ш., Касымканова Р. К. Алматы, 1997. 142 с.
  36. Указ Президента Республики Узбекистан «Об углублении экономических реформ в энергетике Республики Узбекистан» от 2001 года // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003. № 5.
  37. Указ Президента РФ Бориса Ельцина «Об утверждении стратегического курса РФ с государствами-участниками СНГ» // МИД РФ. www.cismission.mid.ru. 12.10.2009.
  38. Устав Организации Договора о коллективной безопасности. http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm. 15.06.2008.
  39. Энергетическая доктрина России до 2030 года. http://www.inreen.org/node/89. 03.09.2009.43.40-летие пуска в эксплуатацию системы магистральных газопроводов «Средняя Азия-Центр», www.gazprom.ru 21.12.2009.
  40. BP Annual report 2008. http://www.bp.com/liveassets/bpinternet/annualreview/annualreview 2008/STAGING/localassets/downloadspdfs/BPannualreportaccount s2008.pdf.-21.12.2009.
  41. Central Asia Gateway, www.undp.com. 21.12.2009.
  42. Centrasia. www.centrasia.ru.
  43. Implications of the Global Economic Crisis for East Asia // World Economic Forum. 18−19.06.2009.
  44. National Security Council. http://www.whitehouse.gov/administration/eop/nsc/ 21.12.2009.
  45. Office of the Special Envoy for Eurasian energy. http://www.state.gOv/s/eee. 20.12.2009.i115
  46. В. Нефть новой России: ситуация, проблемы, перспективы. Сб. науч.трудов. М., 2007. 687 с.
  47. P.M. Центральная Азия: Геоэкономика, геополитика и безопасность. Ташкент, 2002. 114 с.
  48. A.M., Прогрессивное значение присоединения Средней Азии к России// Ташкент, 1955. № 10. 233 с.
  49. Д.К. Поднебесная и Центральная Азия: основные цели и направления китайской политики в регионе// Свободная мысль. М., 2006. С. 40−58.
  50. А.В. Роль информационных технологий в современном терроризме и основные направления противодействия новым формам терроризма // Проблемы внешней и оборонной политики России. Сборник статей / Под ред. В. И. Кривохижи. 2003. Вып. 10. С. 88 115.
  51. В. Элементы «большой игры» в войне Запада против терроризма // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 6 (18). С.32−46.
  52. Бештоева 3.JT. Лоббизм в системе связей бизнеса и власти. М., 2004. 357с.
  53. А.К. Проблемы транспортной инфраструктуры и экологии в Каспийском регионе (добыча и экспортные перевозки углеводородов). М., 2009. 96 с.
  54. И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2000. 117с.
  55. Р. Разработка и эксплуатация газовых месторождений. М., 2002. 880 с.
  56. Ю.Н. Специфика формирования социальной структуры стран Юго-Восточной Азии// Проблемы фрагментации геопространства. М., 2001. 241 с.
  57. .П. Международные отношения в Центральной Азии в XVII первой половине XIX в. Изд. 2-е. М., 1983. 472с.
  58. В.Н. Проблемы реформирования Росси и современного мира. М., 1994.385с.
  59. В.Н. Современный мир: проблема анализа//Проблемы фрагментации геопространства. М., 2001. 251с.
  60. Дж., Свини М.: Центральная Азия в стратегии и оперативном планировании США // www.namakon.ru/pic/articlel54.doc.-17.01.2009.
  61. А.А. Принятие политических решений. М., 2004- Козбаненко В. Государственное управление: основы теории и организации. М., 2002. 459с.
  62. Е.А. Лоббизм в процессе принятия решений в ЕС: нормы регулирования, механизмы и модели. М., 2008. 521с.
  63. А.Г. Геополитика постмодерна. Времена новых империй. Очерки геополитики XXI века. СПБ., 2007. 381 с.
  64. А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. М., 2000. 924 с.
  65. Д. Россия двадцать лет спустя: четыре сценария. М., 1995. 451с.
  66. Г. ТЭК Казахстана: реформы, проблемы, перспективы// Центральная Азия и Кавказ. Швеция, 2008. № 5(59). С. 18−25.
  67. А.А. Большая игра с неизвестными правилами// Мировая политика и Центральная Азия. М., 2008. 274 с.
  68. С.Н. Топливно-энергетический комплекс Туркменистана: современное состояние и перспективы развития// Центральная Азия и Кавказ. Швеция, 2001. № 6. С. 178−192.
  69. С. Иран, Россия и ядерное оружие// Российская газета. 11.11.2005.
  70. Д. Газовые ресурсы Узбекистана: приведет ли к увеличению его экспортных цен политическое маневрирование между Россией и Китаем?// Центральная Азия и Кавказ. Швеция, 2008. № 6(60). С. 3144.
  71. А.А. Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии: Сб. док. и материалов Кыргыз.-рос. слав, ун-та. Бишкек, 2001. С. 12−25.
  72. И.Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности/ Под ред. Е. М. Кожокина. М., 2005. 109с.
  73. А.А. ОДКБ и безопасность в Центральной Азии // Мировая политика: Взгляд из будущего / Под ред. М. В. Старчак. Т.5. 2009. С. 87−104.
  74. О.И. Теория и методы принятия решений. М., 2000. 274с.
  75. М.Т. Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. Алматы, 2006. 204с.
  76. Э.Д. Этносы и лоббизм в США: о перспективах российского лобби в США. М., 2004. 431 с.
  77. Р. Растущая роль природного газа в европейских энергетических «играх»// Центральная Азия и Кавказ. Швеция, 2007.№ 6(54). С. 45−57.
  78. P.M. Страны Центральной Азии: азиатский вектор внешней политики. Монография. М., 2005. 571с.
  79. Ю.В. Центральная Азия: Путь модернизации: Республика Казахстан//Содружество Независимых Государств: очерк современной истории. М., 2002. 219 с.
  80. М.Н. Новая большая игра в большой Центральной Азии: мифы и реальность. Бишкек, 2005. 241 с.
  81. А.В. Группы интересов и лоббизм в политике. М., 2006. 352с.
  82. М.Б. «Оранжевая революция»: украинская версия: сборник. М.: Европа, 2005. 334 с.
  83. Г. В. Политический менеджмент. М., 2002.
  84. А. В. К вопросу о прогрессивном значении присоединения Средней Азии к России//Вопросы истории. М, 1959, № 8. С. 23−46.
  85. Рар А. «Большая игра» на постсоветском пространстве//НГ-дипкурьер. 29.09.2003.
  86. М.А. Проблемы безопасности и развитие многостороннего сотрудничества в Центральной Азии // Мировая политика: Взгляд из будущего / Под ред. М. В. Старчак. Т.5. 2009. С. 47−52.
  87. А. Талибан: Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. М., 2003. 368 с.
  88. Е., Тренин Д., Чжао, Хуашен. Центральная Азия. Взгляд из Вашингтона, Москвы и Пекина. М, 2005. 168 с.
  89. И. Развитие газовой инфраструктуры в Центральной Азии: газа хватит всем // Экономическое обозрение ЕврАзЭС+. № 4. 2007. С.5−20.
  90. Сборник материалов международного семинара по обстановке в Центральной Азии и ШОС/Под ред. Ю. Синьтяня и Ч. Хуашэна/Шанхайский институт международных исследований. Шанхай, 2003. С. 225−229.
  91. К.В. Глобальная энергетическая война. М., 2007. 346 с.
  92. Сморгунов J1.B. Сравнительный анализ административных реформ в западных странах // Вестник МГУ. № 1. 2000. С.54−77.
  93. А.Д., Мисник В. М. Неуловимый Джо Средней Азии: Россия как стратегический ресурс развития Киргизии // Полития. № 3. 2007. С. 18−26.
  94. А.И. Политический менеджмент. М., 2004.
  95. Р. Щит для Центральной Азии//Красная звезда. М., 2003.С. 108−117.
  96. А. Россия и Центральная Азия//Международная жизнь. 1999, № 3. С. 94−101.
  97. А. А. Отношения между Узбекистаном и США//Узбекистан: обретение нового облика. 1998. Т. 2. 114 с.
  98. В. Общая юридическая база для транзитных перевозок. Киев, 2004. 43с.
  99. Д.А. Стратегия и тактика освоения газовых ресурсов// Азия и Африка сегодня. М., 2005. № 1. С.21−27.
  100. К. О геополитике: Работы разных лет. М., 2001. 426с.
  101. К.Ш. Проблемы экономической безопасности Казахстана и Китая// Китай, Россия, страны АТР и перспективы межцивилизационных отношений в XXI веке. М., 2001. 274 с.
  102. П., Уимбуш, Э. Политика США на Среднем Востоке: необходимость нового мышления//Центральная Азия. 1997. № 2. С.91−96.
  103. А.Б. Роль энергетического фактора в политике Узбекистана и Китая. Ташкент, 2009. 173с.
  104. Хуашен Ч. Китай, Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества/Кол. авт. Московский Центр Карнеги. Рабочие материалы/Московский Центр Карнеги. М., 2005. № 5. С. 46−48.
  105. Центральная Азия Каспий — Кавказ: возможности и вызовы для России / Под ред. М. М. Наринского, А. В. Мальгина. М., 2005. 456 с.
  106. В. JI. Геополитика для «евразийской Атлантиды»// Pro et Contra. 1999. № 4. С. 16−30.
  107. А.Е. Роль Казахстана в геополитике Центральной Азии: оценка возможностей выхода на региональное лидерство // Мировая политика: Взгляд из будущего / Под ред. М. В. Старчак. Т.5. 2009. С. 133−138.
  108. Э.У. Проблемы международной эксплуатации ресурсов Каспийского моря и внешние связи Казахстана и Туркменистана// Центральная Азия в системе международных отношений/ Под ред. Шарипова Э. У. М., 2004. С.36−48.
  109. М.Л. Интеграционные процессы на европейском континенте: политико-правовые аспекты // Московский журнал международного права. 2006. № 4. С. 4−18.
  110. Bates, G. Chinals new journey to the West: China’s emergence in Central Asia and implications for U.S.interests// A report of the CSIS Freeman Chair in China Studies. Washington DC, August, 2003. P. 1338.
  111. Blank St. Germany and Turkey keep Nabucco on the rocks // www.cacianalyst.org/?q=node/5070.
  112. Boerzel T. European governance: negotiation and competition in the shadow of hierarchy// Journal of Common Market Studies 2010, V. 48, №. 2, March, p. 191−219.
  113. Bruce Ch. The efficiency of direct public involvement in environmental policymaking: An experimental test// Environmental and resource economics. Brussels, 2010, V. 45, №. 2, February, p. 157−182.
  114. Central Asia: What role for the European Union?//Asia Report № 113, 10 April 2006, Bishkek-Brussels// www.crisisgroup.org,-13.01.2000.
  115. Cingotti N. Lobbying in Brussels: how much do the top 50 companies in the EU spend.www.foeeurope.org/corporates/pdf/LobbyinginBrusselsApril2010.pdf. 03.04.2010.
  116. Cooley A. Principles in the pipelines: managing transatlantic values and interests in Central Asia. 2008. P. 76−98.
  117. Cornell Sv. E. Eurasia: Crisis and opportunity// The Journal of International Security Affairs. 2006. Vol. 5. P.30−38.
  118. EU energy law and policy issues/ Edited by Bram Delvaux, Michael Hunt, Kim Talus. 2008. P.75−91.
  119. Fiegenbaum E. Central Asian Economic Integration: An American Perspective. Washington DC, 2007. February 6. 532 p.
  120. Forsythe R. The politics of oil in the Caucasus and Central Asia. Oxford, 1997. 309 p.
  121. Goldthau A. Global energy governance: The new rules of the game. Washington DC. 372 p.
  122. Groennegaard Christensen J. Administrative capacity, structural choice and the creation of EU agencies// Journal of European Public Policy. Brussels, 2010. V. 17, №. 2, March, P. 176−204.
  123. Hsiu-Ling Wu, Chien-Hsun Chen. The prospects for regional integration between China and the five Central Asian countries// Europe-Asia Studies. Vol.56. № 7, November, 2004. P.1059−1080.
  124. Juraev S. What is hidden under the «new» integration initiatives in Central Asia?//Uzbekistan Today. 2007. № 21.
  125. Kathellin C. Clan politics and regime transition in Central Asia. Oxford University Press, 2006. 321 p.
  126. Mackenzie W. Central Asia Upstream Servise. Washington, 2006. 265 p.
  127. Mayhew В.- Noble, John. Central Asia: Kazakhstan, Tajikistan, Uzbekistan, Kyrgyzstan, Turkmenistan. 103 p.
  128. Pirani, S. Russian and CIS gas markets and their impact on Europe. Oxford, 2009. 461 p.
  129. Puppo Lili Di. What future for Trans-Caspian pipelines after Turkmenbashi?//www.caucaz.com/homeeng/brevecontenu.php?id=313. 09.11.2009.
  130. Starr F. A Partnership for Central Asia//Foreign Affairs, Vol. 84, no. 4. July/Aug. 2005. P. 164−178.
  131. Starr F.S. Making Eurasia Stable//Foreign Affairs. Vol. 75. 1996. № 1. January-February. P.80−82.
  132. US reviewing options in Central Asia. http://jamestown.org/edm/article.php?articleid=2 370 115. 03.12.2009.
  133. Wegener H. Central Asia: At last Europe may be getting together/Europe's World. Spring 2007. P.18.
  134. Wu Hsiu-Ling- Chen, Chien-Hsun. The prospects for regional economic integration between China and the five Central Asian countries// Europe-Asia Studies. Glasgow, 2004. Vol. 56, № 7. P. 115−149.
  135. Youngs R. Energy security: Europe’s new foreign policy changes. London, 2009. 137 p.
Заполнить форму текущей работой