Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ереси XIV—XV вв

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лолларды. Первоначально лолларды возникли как разрозненная кучка «бедных священников», но по мере того, как они распространяли доктрины Уинклифа, к ним присоединилось множество мирян. Лолларды представляли собой крестьянско-плебейскую ересь. Они резко критиковали духовенство, выступали против церковной иерархии, большинства таинств, иконопочитания, церковной десятины, требовали секуляризации… Читать ещё >

Ереси XIV—XV вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Шли века. Европа развивалась и становилась богаче. В отличие от ересей XI—XIII вв., когда еретические движения не были дифференцированы по социально-сословным признакам, в XIV—XV вв. довольно отчетливо выделились в самостоятельные течения бюргерские (городские) и плебейско-крестьянские ереси. На этот раз еретическое движение охватило гораздо большую территорию: Северо-Восточную Францию, Нидерланды, Англию, Южную и Западную Германию, Чехию.

Бюргерская ересь отражала общественно-политические интересы зажиточных горожан и примыкавших к ним социальных групп. Политический лейтмотив этой ереси — требование «дешевой церкви»: упразднение сословия священников, ликвидация их привилегий и богатств, возврат к простому строю раннехристианской церкви.

Требования же крестьянства и городских низов были значительно радикальнее.

Видными представителями бюргерской ереси были доктор богословия и профессор Оксфордского университета Джон Уинклиф и его последователь чешский теолог, ректор Пражского университета Ян Гус.

Дж. Уинклиф (1324—1384). Дж. Уинклиф обвинил церковь в отходе от духовности, предписываемой Священным Писанием, отрицал ее право стремиться как к тленным земным богатствам, так и к политической власти. Он соглашался с божественным происхождением светской власти, но при этом утверждал, что когда власть имущие впадают в земной грех, они теряют «божью милость» и лишаются священности своей власти. По убеждению Дж. Уинклифа, богатства монастырей следовало использовать для облегчения бедственного положения нуждающихся; духовенство же должно жить на средства, получаемые от десятины и добровольных приношений. Он также настаивал на том, что декреты папы имеют силу только тогда, когда они находятся в соответствии со Священным Писанием, чтение которого должно стать доступным каждому гражданину страны[1]. В 1374 г. он писал: «Прежде всего, общим должно быть все благо Божие, и каждому надлежит пребывать в милости Божией… Но этого не произойдет до тех пор, пока все у людей не станет общим: следовательно, общим должно быть все».

Дж. Уинклифу посчастливилось умереть собственной смертью. Его учение было осуждено церковью в самом конце его жизни (в 1382 г.), и репрессии его нс коснулись. Но в 1415 г., в условиях решительного наступления церкви на еретиков, по решению католического собора в Констанце, останки Дж. Уинклифа были вырыты из могилы и сожжены.

Дж. Уинклиф был богословов, писавший свои труды на латинском языке для других богословов. Тем не менее его взгляды получили широкое распространение и после его смерти стали одной из мировоззренческих основ широкого народного движения — лоллардов.

Лолларды. Первоначально лолларды возникли как разрозненная кучка «бедных священников», но по мере того, как они распространяли доктрины Уинклифа, к ним присоединилось множество мирян. Лолларды представляли собой крестьянско-плебейскую ересь. Они резко критиковали духовенство, выступали против церковной иерархии, большинства таинств, иконопочитания, церковной десятины, требовали секуляризации церковных имуществ, свободы проповеди для всех, в том числе и мирян, богослужения на родном языке. Лолларды, которые желали передачи земли крестьянским общинам и освобождения земледельцев от пут крепостничества, пытались на практике реализовать аскетический образ жизни ранних христиан (при этом в подавляющей своей массе были мирными сектантами бюргерского типа). Они не посягали на существующий строй, но их учение играло видную роль при подготовке крупнейшего крестьянского восстания Уота Тайлера (1381). На этот раз власть действовала жестко: многочисленные бунты были жестоко подавлены вооруженным путем.

Духовным последователем Дж. Уинклифа стал Ян Гус (1369—1415).

Ереси XIV—XV вв.

Ян Гус на костре. Художник Ульрих Рихепталь. Хроника Констанцского Собора. 1420—1430. Констанц, музей Розешартенмузеум

В своих проповедях в Вифлеемской часовне и лекциях в университете Ян Гус обличал безнравственность, жадность высшего духовенства, требуя коренной реформы церкви, секуляризации церковной собственности и полного подчинения церкви государству. Ян Гус решительно выступал против продажи индульгенций (грамот об отпущении грехов) и платы за церковные обряды. Он требовал введения жестоких наказаний для духовных лиц, приобретавших за деньги сан и допускавших порочащие их звание поступки.

Кроме того, Ян Гус был патриотом. Неортодоксальное содержание его проповедей совпадало с мотивами национально-освободительной борьбы широких масс Чехии против немецких феодалов. Это обеспечило Яну Гусу всенародную поддержку и стало идеологической основой крестьянско-плебейской ереси.

В 1415 г. Ян Гус был сожжен. В ответ на расправу над Гусом по всей Чехии начались массовые народные выступления. Для их подавления Папа римский в 1420 г. направил огромную по тем временам армию в 100 тыс. человек. Однако гуситы не только разбили крестоносцев, но и перенесли войну в соседние страны. Их набеги, получившие в гуситской традиции название «прекрасных походов», производились ежегодно в 1427—1434 гг.

Ни лоллардам, ни габоритам не удалось добиться своих целей. Объединенными усилиями духовных и светских феодалов они были разгромлены. Но оппозиционные идеи сохранились. Они подготовили почву, а частично вошли в духовный арсенал широкого общественно-политического движения в ряде стран Западной и Центральной Европы, известного в истории как Реформация.

  • [1] В те времена Библия издавалась на латинском языке.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой