Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение качества обслуживания населения за счет использования служебного автобусного транспорта на муниципальной маршрутной сети

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Либерализация экономики и переход свободному рынку транспортных услуг коренным образом изменили механизм взаимоотношений всех участников перевозочного процесса, которых условно можно разделить на четыре группы. К первой группе относятся органы исполнительной власти и местного самоуправления, вторую группу составляют владельцы транспортных средств (специализированные пассажирские автотранспортные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общая характеристика состояния и развития служебных перевозок пассажиров в системе пассажирского автомобильного транспорта общего пользования
    • 1. 1. Анализ современного состояния пассажирского тспорта Краснодарского края
    • 1. 2. Анализ автотранспортной деятельности управления технологического транспорта и специальной техники ООО «Кубаньгазпром» в организации служебных перевозок пассажиров
    • 1. 3. Обзор и анализ литературных источников по вопросам повышения эффективности транспортного обслуживания населения служебными автобусными перевозками
    • 1. 4. Роль и значение маршрутизации перевозок пассажиров служебным автобусным транспортом
    • 1. 5. Комплексная оценка организационно — технического уровня развития структурных подразделений УТТ и СП ООО «Кубаньгазпром»
    • 1. 6. Выводы по главе
  • Глава 2. Моделирование процессов обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования и служебным автобусным транспортом на маршрутной сети
    • 2. 1. Моделирование процессов служебных перевозок пассажиров на маршрутной сети
    • 2. 2. Общий метод выбора рациональной схемы автобусных маршрутов для служебных перевозок пассажиров
    • 2. 3. Моделирование пассажиропотока и его распределение на транспортной маршрутной сети
    • 2. 4. Разработка модели и программы формирования маршрута для служебных перевозок пассажиров
    • 2. 5. Выводы по главе
  • Глава 3. Экспериментальные исследования, но локальной маршрутизации служебных перевозок пассажиров
    • 3. 1. Характеристика объектов исследования
    • 3. 2. Обоснование функционирования остановочных пунктов на маршрутах служебных перевозок пассажиров
    • 3. 3. Разработка модели распределения пассажиропотоков на городской маршрутной сети и построение эпюр
    • 3. 4. Разработка программного комплекса АРМ «Обследование пассажиропотока»
    • 3. 5. Совершенствование модели удовлетворения потребности населения в качественном обслуживании с привлечением СА’Г
    • 3. 6. Выводы по главе
  • Глава 4. Социально — экономическая эффективность использования служебных автобусных перевозок на маршрутной сети города
    • 4. 1. Методика локальной маршрутизации служебных перевозок пассажиров
    • 4. 2. Экономическое обоснование методов повышения эффективности использования служебных перевозок пассажиров
    • 4. 3. Методические рекомендации по распределению объемов работ между служебными перевозками и перевозками пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на муниципальной маршрутной сети
    • 4. 4. Экономическая эффективность служебных автобусных перевозок на маршрутной муниципальной сети
    • 4. 5. Выводы по главе

Повышение качества обслуживания населения за счет использования служебного автобусного транспорта на муниципальной маршрутной сети (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пассажирский автомобильный транспорт (ПАТ), как часть транспортной системы страны, обеспечивает не только удовлетворение жизненных потребностей населения и реализацию конституционных прав граждан на свободу перемещений, но и является одним из важнейших факторов территориальной целостности государства. В этом аспекте особая роль принадлежит пассажирскому автомобильному транспорту общего пользования (ПАТОП), который в РФ играет доминирующую роль и имеет несомненные преимущества перед другими видами пассажирского транспорта. Наиболее показателен в этом отношении Южный федеральный округ. Высокая плотность населения, благоприятные климатические условия, развитая сеть автомобильных дорог с твердым покрытием, сложившиеся традиции пользования транспортом определи положение ПАТОП как основного вида сообщений в городах и между населенными пунктами, областями, краями и республиками Северного Кавказа, а служебные перевозки пассажиров (СПП), как дополнительных, обеспечивающих доставку собственных работников к местам приложения труда.

Либерализация экономики и переход свободному рынку транспортных услуг коренным образом изменили механизм взаимоотношений всех участников перевозочного процесса, которых условно можно разделить на четыре группы. К первой группе относятся органы исполнительной власти и местного самоуправления, вторую группу составляют владельцы транспортных средств (специализированные пассажирские автотранспортные предприятия, коммерческие фирмы и индивидуальные предприниматели), к третьей относятся транспортно-экспедиционные предприятия непосредственно обслуживающие пассажиров (автовокзалы, автостанции, автопавильоны) и к четвертой относятся предприятия, различных организационно-правовых форм, имеющие свой подвижной состав. При многообразии организационно-правовых форм собственности и различном юридическом статусе, цели и интересы участников порой прямо противоположны. Для органов исполнительной власти и местного самоуправления, на которые возложены функции обеспечения транспортного обслуживания населения (организации перевозок), главным вопросом является удовлетворение потребностей в пассажирских перевозках с достаточно высоким качеством при минимальных общественно-необходимых затратах. Для владельцев транспортных средств (перевозчиков) первоочередной задачей является экономически эффективное использование автобусов и максимальное получение доходов с каждой автотранспортной единицы. Автовокзалы (автостанции), как операторы рынка, наиболее заинтересованы в количестве перевезенных пассажиров (проданных билетов) независимо от затрат на перевозки и техническо-эксплуатационных показателей работы подвижного состава предприятия, различных организационно-правовых форм, обеспечивают перевозку своих работников и могут обеспечивать работу автобусов действующих на маршрутах (городских, пригородных и междугорогчых) в часы массового спроса населения на услуги. Такая работа автобусов на СПП является прибыльной сферой деятельности предприятия газовой промышленности. На практике подвижной состав (ПС) СПП эксплуатируется недостаточно эффективно, усугубляются негативные последствия его работы на окружающую среду, усложняется процесс обеспечения безопасности пассажирских перевозок, создаются условия для возникновения конфликтных ситуаций и недобросовестной конкуренции.

Очевидно, что для формирования рациональной и сбалансированной системы ПАТОП и СПП, необходим особый механизм регулирования рынка, который должен базироваться на экономических отношениях всех участников перевозок и обеспечить согласование их интересов.

Для решения данной проблемы необходимо сформировать общие принципы эффективности функционирования системы СПП в условиях рыночных отношений, установить основные требования и критерии оценки качества работы ПС на СПП, выработать возможные стратегии управления, разработать методические основы экономического механизма, определить достаточные организационные условия и мероприятия по совершенствованию организации этих перевозок.

Методологический аспект к решению поставленных задач требует привлечения глубоких знаний и способов из разных областей знаний прикладной математики, экономики, теории систем, использование ПЭВМ и др.). Такой комплексный подход обеспечивает решение перспективных проблем СПП и позволяет с использованием разработанных методик управления перевозочным процессом и совершенствования маршрутных сетей обеспечить более полное удовлетворение населения и работников предприятий, различных организационно-правовых форм в качественном обслуживании.

Исследованию различных проблем формирования системы автобусных перевозок и повышения качества транспортного обслуживания посвящены работы ученых и специалистов: С. П. Артемьева, А. Аррак, М. е. Антошвили, А. А. Бочурина, Е. А. Барковой, Г. Н. Банделадзе, В. М. Васильева, М. А. Вайнштока, Г. А. Варелопуло, Е. П. Володина, Г. А. Гуревича, В. А. Гудкова, О. А. Думитрашку, О. А. Дмитриева, В. В. Зырянова, А. X. Зильберталя, А. С. Игнатенко, В. В. Игнатьева, П. П. Кобозева, Л. А. Кудрявцева, Е. А. Кравченко, Е. С. Кузнецова, Г. И. Клинковштейна, Е. М. Лобанова, Д. М. Лившица, Л. Б. Миротина, Э. Е. Муна, Ч. А. Молодых, С. 10. Ольховского, С. Г. Писарева, В. Н. Парахиной, А. В. Сарычева, И. А. Спирина, О. Г. Томаревской, М. С. Фишельсона, Л. И. Тульчинского, М. В. Хрущева, В. В. Яворского.

Большая работа в этих направлениях проводится также практическими работниками автотранспортных предприятий и организаций страны.

Из анализа состояния автобусных перевозок, аналитического обзора литературных источников и направлений развития системы транспортного обслуживания населения следует, что наиболее актуальной проблемой в условиях функционирования рынка пассажирских транспортных услуг является формирование рациональной маршрутной сети. При этом должны быть минимизированы общественно необходимые транспортные затраты и обеспечен некоторый установленный уровень качества удовлетворения потребностей населения в перевозках по видам сообщений.

Сбалансированная в этом отношении система перевозок должна, кроме того, отвечать экономическим интересам всех участников рынка транспортных услуг, ориентировать на собственные критерии и понятия эффективности автотранспортной деятельности. Вопросы эффективного использования автобусов, сокращения затрат на эк плуатацию подвижного состава при СГ1П, должны занимать первостепенную роль.

До настоящего времени задача согласования маршрутов, определения потребного количества транспортных средств и закрепления перевозчиков за маршрутами с учетом привлечения служебного транспорта решалась методом «проб и ошибок», что приводило к финансовым потерям и возникновению трудно разрешимых конфликтных ситуаций. Важное значение для СПИ имеет создание аналитического инструмента для анализа маршрутной сети, выработки и принятия управленческих решений по ее реконструкции, а также экономический механизм взаимодействия всех участников рынка автобусных перевозок.

Исходя из рассмотренных вопросов, такого рода разработки являются актуальными и основными в практической деятельности всех структурных звеньев ПАТП и ведомственных предприятий, в частности газовой промышленности для Краснодарского края, где производится апробация выработанных рекомендаций.

Целью настоящего исследования является повышение эффективности использования служебного автобусного транспорта в процессах обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом общего пользования с использованием комплексного критерия качества.

Основными задачами, решаемыми в диссертации, являются:

• провести исследование маршрутизации основных маршрутов пассажирского автомобильного транспорта общего пользования и маршрутов служебного автобусного транспорта, которые могут влиять на обеспечение качества обслуживания пассажиров и эффективность использования подвижного состава;

• предложить критерии общей и локальной маршрутизации на транспортной сети города с привлечением работы служебного автобусного транспорта;

• усовершенствовать методики удовлетворения спроса населения на перевозки и повышения производительности служебного автобусного транспорта;

• провести оценку повышения качества обслуживания населения зя сч («т использования служебного автобусного транспорта.

• разработать практические рекомендации по повышению качества обслуживания населения служебным автобусным транспортом на основе технико-организационных и нормативно-правовых мероприятий.

Научная новизна исследования заключается в:

• технико-экономическом обосновании целесообразности использования служебного автобусного транспорта в процессах обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом общего пользования ;

• исследовании критериев оптимизации маршрутной муниципальной сети, позволяющих осуществить выбор подвижного состава, распределить объёмы работ, установить нормируемые требования и квоты на транспортное обслуживание населения служебным автобусным транспортом и транспортом общего пользования;

• совершенствовании экономико-математических моделей и алгоритмов для решения задач общей и локальной маршрутизации с использованием служебного автобусного транспорта;

• совершенствовании методов повышения качества транспортного обслуживания пассажиров с использованием служебного автобусного транспорта;

• совершенствовании методики расчёта экономического и социального эффектов от внедрения рекомендаций по использованию информационных технологий при организации работы служебного автобусного транспорта на маршрутной сети города.

Методика исследования. В качестве методов исследования в диссертационной работе используется теория массового обслуживания и системный ситуационный подход к проблеме функционирования CAT на маршрутной сети города, а также учитывались результаты исследований других авторов по проблемам пассажирского транспорта, материалы научно-исследовательских университетов и транспортных организаций России.

Обработка полученных результатов исследований основывалась на положениях теории вероятностей и математической статистики, математического моделирования и динамического программирования.

В качестве исходной информации использовались отчётные данные Краснодарского управления технологического транспорта и специальной техники КУТТ и СТ ООО «КУБАНЬГАЗПРОМ», а также предприятий ПАТОП г. Краснодара.

Объект и предмет исследования.

В качестве объекта исследования использовались маршруты движения CAT, его подвижной состав, маршрутная сеть ПАТОП г. Краснодара, технологический процесс перевозки пассажиров общественным транспортом.

Предметом исследования являются методы и модели организации городских и пригородных автобусных пассажирских перевозок автотранспортными предприятиями ОАО «Кравт», ОАО Краснодарская АК № 1419 и КУТТ и СТ ООО «КУБАНЬГАЗПРОМ», а также показатели работы подвижного состава на линии.

Практическая ценность работы.

Методы общей и локальной маршрутизации могут использоваться предприятиями, осуществляющими СПП к объектам строительства и добычи газа, нефти, проектным и управленческим организациям для создания параллельных схем городских автобусных маршрутов, отвечающих интересам пассажиров при поездках в часы «пик», а также для осуществления рациональной корректировки действующего варианта эксплуатационной деятельности CAT и ПАТОП, направленных на повышение эффективности использования работающего подвижного состава и КОП.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования разработанных методов для решения вопросов организации работы служебного автобусного транспорта при перевозках пассажиров по маршрутам города, как на проектном, так и на эксплуатационном уровнях.

Предложенные методы решения поставленных задач также могут быть использованы также в учебном процессе вузов и колледжах, осуществляющих подготовку специалистов (менеджеров) по организации перевозок и управлению автомобильным транспортом.

Применение разработанных рекомендаций м^ практике позволяют одновременно повысить эффективность использования служебного автобусного транспорта и качество обслуживания пассажиров на транспортной сети города.

Результаты работы внедрены на отдельных маршрутах Муниципального образования город Краснодар в части совершенствования организации работы пассажирского автомобильного транспорта общего пользования за счёт подвижного состава служебного транспорта КУТТ и СТ ООО «КУБАНЬГАЗПРОМ».

Опытное внедрение основных положений работы, а также отдельные её результаты (математические модели, программное обеспечение, рекомендации) использованы администрациями городов Краснодара и Анапы.

Результаты выполненных исследований по оценке качества обслуживания пассажиров (издано учебное пособие) в настоящее время применяются при чтении лекций и проведении практических занятий, но дисциплинам «Пассажирские перевозки» и «Основы управления качеством транспортного обслуживания населения» в процессе подготовки инженеров по специальности 190 701 — Организация перевозок и управление па транспорте (автомобильный транспорт).

Основные результаты исследований докладывались автором на различных научно-технических конференциях и семинарах, в том числе: на Международной научно-практической конференции «Строительство — 2006».-Ростов, РостГСУ, 2006; Международной научно-технической конференции «Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств» — Пенза (2004, 2006) — Результаты исследований опубликованы в производственно-техническом журнале «Грузовое и пассажирское автохозяйство» № 2. 2005. С.-43−45., а также в журнале «Автомобильные дороги» № 3, 2005. С 58−59. Материалы диссертации были представлены на краевой конкурс на лучшую научную и творческую работу среди студентов и высших учебных заведений Краснодарского края в 2005 году и заняли 2 местоIV Международной научно-технической конференции «Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств Часть!». 10−12 мяя 2006 г ПенчяМпхпуияпопилй.

— - ''VI'1 научно-практической конференции «Строительство — 2006», РостГСУ, 2006.

Основные положения и результаты выполненного исследования опубликованы путём издания лично и в соавторстве в 5 научных статьях, 1 из которых рекомендована ВАК РФ.

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, общих выводов, 5 приложений, 3 форм и четырёх актов внедрения. Работа изложена на 168 страницах машинописного текста, из которых 125 страниц основного текста, 27 рисунков и 16 таблиц. Список использованной литературы включает 180 наименований, в т. ч. 7 на иностранном языке. Приложения диссертации содержат формы, акты, таблицы и другие документы, подтверждающие реализацию результатов исследований, а также отражают расчеты экономической эффективности основных мероприятий по формированию системы автобусных перевозок с использованием обобщающего критерия качества ТОН.

1. О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации. ^ хаз Президента РФ от 15.03.1997 г. № 382.

2. Федеральный закон о БДД от 10.12.1995 г. № 196- Ф.З.

3. Комплексная система управления качеством перевозок пассажиров. Рекомендации по разработке и внедрению в ПАТП. М.: 1986. — 97 с.

4. Автомобильный транспорт за рубежом. Труды НИТ’АТ, 1990;2004 г.

5. Автомобильный и городской транспорт. Итоги науки и техники. М., 1990;2004 г.

6. Народное хозяйство РФ. Статежегодник ЦСУ PC. М.: Финансы и статистика, 1991;2004 г.

7. Wilson N.H.M. Advanced dial-a-ride algorithnis research project: final report. -Massachusetts In-st. of Tech., Dtr. Of Materials Scince and Eng. Tech. Report R-76−20, March, 1976, p. 103−107.

8. Государственная транспортная политика Р. Ф. Концепция // Автомобильный транспорт 1998 № 1, № 2.

9. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

10. Проект ФЗ № 95 071−3 «Об основах государственного регулирования ГПОТ».

11. Статистический сборник. Транспорт и связь Краснодарского края 19 952 003 г. Госкомстат России. Краснодарский краевой комитет государственной статистики, 2003. 38 с.

12. Stein D.M. An asymptotic probalisting analysis of a racting problem. -Mathematics of Operational Research 3, 1978, p. 89−101.

13. Silman I.A., Bazzily Z., Passy U. Planning the route system for urban busts. -Comput. Res. Pergamon Press, 12 974, Vol 1 № 2, p. 201−211.

14. Dagango C.F. An approximate Analytic Model of m ny tomany DemandRecponsive Transportation System — Transp. Res., 12., 4 r 5., 1978, p.325−333.

15. Kravchenco E.A., Beatnov M.D. Determinacion de las necesidades de la poblacion en las transpoprtaciones por omnibus. Ediciones juceplan, ciudad de la Habana, 1981,52p.

16. Road haulage of Goods in England. Helsinki, SKAL, Finish Tracking Association.- 1995/-26 p.

17. Weber J. Kummer S. Logistic management .2 AuH.- Stuttgart, 1998.

18. Studtbussysteme in Mittel und Kleinstadten des Freistaates Sachen. Hirsemann Hasald, Herzog Rudolf.//Stadtverkehr.-2001.-№l.-c36−42.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой