Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воробьев B.H. Социализация как комплексная культурная трансляция проблемы переходного общества. Пенза 2001. — 163 С.- Екадумова И. И. Парадигмы исследований политической социализации и специфика этого процесса в условиях социальных изменений.// Вестник Белорусского государственного университета. 2002. — № 1- Щеглов И. А., Политическая социализация личности и современный исторический процесс… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ патриотического воспитания в современной России
    • 1. 1. Исторические корни патриотического воспитания молодежи в современной России
    • 1. 2. Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи
    • 1. 3. Проблемы патриотизма в условиях политической трансформации российского общества
  • Вывод по главе
  • Глава 2. Основные тенденции развития патриотического воспитания молодежи в современных условиях
    • 2. 1. Стабильность политической системы, как фактор патриотического воспитания в современных условиях
    • 2. 2. Особенности военно-патриотического воспитания молодежи в России
  • Вывод по главе

Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях политической трансформации российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В политической жизни современной России проблема патриотизма играет особую роль. Последствия резкого перехода от одной общественно-политической системы к другой и смены системы ценностей являются определяющим фактором изменения отношения общества к патриотизму. Патриотизм всегда играл важную роль в политическом сознании России и в условиях современной трансформации общества этот факт нельзя недооценивать. Российский национальный характер весьма специфичен и одной из особенностей этого характера является патриотизм.

В условиях политической трансформации общества проблема патриотического воспитания современной российской молодежи приобрела общенациональный характер. Это обусловлено тем, что в период реформ изменились ценностные ориентации общества и отношение к патриотизму, у молодого поколения российских граждан сформировалось в условиях вакуума идеологии, что в конечном итоге в настоящее время превратилось в государственную проблему.

Теоретически понятие патриотизма и патриотического воспитания разработано многопланово. Патриот живет и действует для себя, но соотносит свои действия с интересами Родины. Толковый словарь В. Даля объясняет понятие патриот так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его"1. «Словарь русского языка» С. Ожегова дает такое определение: «Человек, преданный своему Отечеству, своему народу». В отличие от определения, данного в словаре С. Ожегова, в словаре В. Даля есть существенное уточнение -«ревнитель о благе его», т. е. человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества. Это уточнение играет важнейшую роль в современных условиях. С категорией «патриот» неразрывно связано категория «патриотизм».

Даль В. И. Толковый словарь русского языка: Современное написание / В. И. Даль. — М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. — С. 627.

2Ожегов С. И. Словарь русского языка /под редакцией доктора филологических наук, профессора Н. Ю. Шведовой, — Москва, 1972, — С. 453.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей. Именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для отечества дела и поступки. Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Исходя из этого, можно сказать, что важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является воспитание патриотизма у подрастающего поколения.

Либеральные реформы 1990;х годов привели к пересмотру общественных ценностей, стремлению обогнать время, к прогрессу ради прогресса, к желанию ускорить ход истории. Произошла социально-политическая переориентация в сознании граждан на западный образ жизни.

Вестернизация (привитие западных ценностей) опасна не столько навязыванием россиянам норм морали и образа жизни западных стран, но и тем, что она искусственно разрушает веками складывавшуюся социально-культурную и естественноисторическую систему жизнедеятельности России, где патриотизм занимал всегда важное место.

Очень справедливо заметил С.В.Лурье3, что в российском обществе разрушается традиционный уклад, и этот процесс ведет к его «вымиранию», так как уходят в прошлое традиции целых народов, являющихся слагаемыми русской нации. Теряется самобытность русского народа, его способность к социальному и культурному возрождению.

Как свидетельствует исторический опыт, распад традиционного социума начинается с разрыва социальных связей. Острый кризис личностной и групповой идентичности, неудовлетворенность рядом социальных и духовных потребностей индивидуума, предопределяется противоречивой ситуацией в современном российском обществе, стремительными, но не всегда позитивными переменами в экономике, политической жизни, повседневной деятельности людей, радикальными изменениями геополитического.

3 Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания: Опыт разработки теоретических основ эшопсихологии и их применения к анализу исторического и. этнографического материала СПб., 1994. — С. 75−76 пространства.

Начало XXI века характеризуется в России позитивными процессами в политическом сознании масс, стремлением власти привлечь к патриотическому воспитанию все институты государства и общественно-политические организации. Парламентские политические партии в своих программах говорят об усилении роли патриотизма, но забывают при этом о законодательном формировании государственной политики в данном направлении. Поэтому, государство как главный политический институт, обязано взять на себя миссию консолидации общества на базе патриотических ценностей.

Страна должна развиваться, опираясь на прочную основу духовных и нравственных ценностей, объединяющих многонациональную Россию. В своей статье «Россия: национальный вопрос», опубликованной в «Российской газете» В. В. Путин писал: «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим"4.

В связи с необходимостью осмысления политики государства в сфере патриотического воспитания, тема диссертационного исследования является востребованной и актуальной.

Актуальность темы

научного исследования также обусловливается переходом России на новые социально-политические и экономические отношения, возникновением новых потребностей общества, а также необходимостью научного поиска новых подходов в государстве по патриотическому воспитанию молодежи.

Степень научной изученности проблемы.

Непосредственно генезису понятию патриотизм, его сущности, структуре, функциям посвящен целый ряд работ современных российских ученых5. В этих.

4 Путин В. В. Россия: национальный вопрос//www.rg.ru/2012/01/23/nacvopros.htme.

5Малинкин, А Н. Понятие патриотизма // Социологический журнал. 1999. — № 12. — С. 87−88- Малинкин А. Н Новая российская идентичность: исследование по социализации знания // Социологический журнал. 2001 — № работах исследуются теоретико-методологические основы понятия «патриотизм» и его факторы, влияющие на формирование патриотизма в различных экономических, политических и социальных условиях. Важность работ данной группы для раскрытия темы данного диссертационного исследования объясняется тем, что без понимания сути патриотизма невозможно говорить ни о патриотическом сознании, ни о патриотическом воспитании граждан.

Вторую группу работ составляют труды отечественных ученых посвященные патриотизму в системе политического сознания, политической психологии6, политических ценностей и ценностных конфликтов в у современном российском обществе. В исследованиях, относящихся к данной группе работ, также рассматриваются различные аспекты социальной адаптации молодежи и процесса формирования новой иерархии демократических ценностей у молодого поколения8.

Научный интерес представляют исследования, посвященные тематике патриотического воспитания граждан, принадлежащие перу Е. А. Андреева, В. В. Гладких, Ю. П. Сентюрина, В. А. Коробова, А. В. Солодилова, А. И. Афонина, В. А. Белоганова и др.9. В рамках патриотического воспитания.

4- Ильичев Н. О сущности, содержании и значении патриотизма // Вестник российского философского общества. 2002. — № 3. С.134- Зорькин В. Патриотизм истинный и ложный // Диалог. — 1994. — № 9, 10.

6Артановский С. Н. Российское патриотическое сознание сегодня: кризис и возрождение // Социальный кризис и социальная катастрофа. СПб., 2002. — С 12−17. Абрамов A.B. Становление и развитие современного Российского патриотизма как явления политического сознания: диссертация. кандидата политических наук, Москва, 2001; Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб. 2000. — С. 9698- Шестопал E.H. Психологический профиль российской политики 1990;х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000.-431 С.

7 Пантин В., Лапкин В. Центральные ориентации россиян в 90-е годы // Pro et contra, 1999. — С.44.

8 Ильинский И. М. и др. Молодежь планеты: Глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. М., 1999. — С. 108−120- Марин Н. И. Социальная адаптация учащейся молодежи как процесс и объект управления: диссертация. кандидата социологических наук, Москва, 2002; Мальцев П. В. Российская молодежь в современном политическом процессе: проблемы социализации и участия: диссертация. кандидата политических наук, Орел, 2003; Пронина А. Н. Социализация-индивидуализация детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома: диссертация. доктора педагогических наук, Елец, 2012. 'Андреев Е.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи призывного возраста в процессе формирования готовности к военной службе: диссертация. кандидата педагогических наук, Рязань, 2011, Гладких В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельный подход: диссертация. доктора педагогических наук, Тамбов, 2011; Сентюрин Ю. П. Политический экстремизм и патриотическое воспитание молодежи на современном этапе развития гражданского общества в России: внимание уделяется такому направлению, как религиозно-мировоззренческое, где православное воспитание российской молодежи играет традиционно главную роль. По мнению сторонников такого подхода, на различных этапах формирования личности целенаправленное и последовательное патриотическое воспитание подрастающего поколения необходимо осуществлять через ю механизмы духовного воспитания .

Молодежной и патриотической политике, различным ее направлениям посвящены статьи таких авторов как Н. Р. Ахвледиани, М. М. Кудрявцев, Г1.В. Летуновский и др.". Анализ этих работ показывает, что авторы не всегда критичны в оценке отрицательных последствий воздействия реформ государства на патриотическое воспитание. Кроме того, они рассматривают лишь отдельные направления молодежной политики государства, их результаты и существующие противоречия в настоящее время. Исследуя диссертация. кандидата политических наук, Нижний Новгород, 2007; Коробанов В. А. Патриотическое воспитание молодежи в условиях политической трансформации российского общества: диссертация. кандидата политических наук, Саратов, 2005; Солодилов A.B. Военно-патриотическое воспитание молодежи Московской области в 1992;2004 гг.: Историческое исследование' диссертация. кандидата исторических наук, Москва, 2005; Афонин А. И. Политические основы патриотизма и его формирование в офицерском корпусе Вооруженных Сил Российской Федерациидиссертация. кандидата политических наук, Монино, 2003, Белоганов В. А. Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи в условиях социально-политических процессов современного Российского общества: диссертация. кандидата политических наук, Чита, 2004; Ахвледиани Н. Р. Государственная политика патриотического воспитания молодежи в современной России: диссертация. кандидат, а политических наук, Москва, 2010; Герасимова A.A. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества: диссертация. кандидата политических наук, Москва, 2007.

10 Воробьев B.H. Социализация как комплексная культурная трансляция проблемы переходного общества. Пенза 2001. — 163 С.- Екадумова И. И. Парадигмы исследований политической социализации и специфика этого процесса в условиях социальных изменений.// Вестник Белорусского государственного университета. 2002. — № 1- Щеглов И. А., Политическая социализация личности и современный исторический процесс // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 4. — С. 287−290- Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социс. 2000. — № 3. -С. 56. Ахвледиани Н. Р. Влияние СМИ на патриотическое воспитание современной молодежи в России. Вестник МГОУ. — Серия История и политические науки. — 2009. — № 4. — С. 146−149- Кудрявцев М. М. Место молодежных политических движений в системе военно-патриотического воспитания граждан // Вестник МГОУ. — Серия История и политические науки. — 2011. — № 2. — С.230−233- Летуновский П. В. Проблемы подготовки молодежи к защите отечества в Смоленской области России: политический исторический опыт и современность // Вестник МГОУ. — Серия история и политические науки. — 2012. — № 1. — С. 127−132- Чертков А. Н. Политическая власть и патриотизм: от правящей группы к политической элите // Властные элиты современной России в процессе политической трансформации. Ростов-на-Дону, 2004; Арутюнян В. М. Исторический опыт государственного освоения потенциала патриотизма народов России // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2002. — С. 106- Марков С. А Государственная молодежная политика Российской Федерации как фактор героико-патриогического воспитания молодых граждан: диссертация. кандидата политических наук. Москва, 2010. проблемы воспитания патриотов, авторы этих работ трактуют патриотизм только сквозь призму политического сознания и политической культуры общества.

Таким образом, несмотря на значительное число научных исследований, тема роли государственных институтов в патриотическом воспитании современной молодежи не исчерпала себя и требует дальнейшего научного осмысления. Особенности отношения к патриотизму и степень его актуализации у различных социальных групп (особенно у молодежи) в ракурсе их взаимозависимости с социально-политическими преобразованиями недостаточно исследованы. Проблема патриотического воспитания молодежи является, в конечном счете, вопросом дальнейшего развития общества, укрепления нашей страны. И происходить это должно при систематической и целенаправленной деятельности органов государственной власти и общественно-политических организаций по воспитанию у граждан высокого патриотического сознания. Необходим специальный политологический анализ состояния современного патриотического воспитания, институтов, путей и механизмов осуществления такого воспитания в условиях социально-политической трансформации переживаемой современной Россией.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании роли государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи и выработке политических механизмов патриотического воспитания молодежи в условиях политической трансформации российского общества.

Для достижения цели исследования выделяются следующие задачи:

1. Исследовать эволюцию и содержание понятия «патриотическое воспитание» в российской общественной науке, выявить основные механизмы патриотического воспитания в российском государстве.

2. Проанализировать особенности патриотического воспитания в российском обществе, влияние конкретно-исторических факторов, обусловивших его специфику в современных условиях.

3. Определить роль институтов государства в воспитании патриотизма современной молодежи в условиях политической трансформации российского общества.

4. Выработать основные направления и политические механизмы патриотического воспитания молодежи в современной России.

В соответствии с целью и задачами исследования его объектом стал процесс воспитания патриотов в молодежной среде в условиях политической трансформации Российского общества.

Предмет исследования — роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи трансформирующегося российского общества.

Методологическую базу исследования составили: системный подход к проблематике, общенаучные методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция), исторические и методологические приемы по анализу различных направлений патриотического воспитания (институциональный, поведенческий, структурно-функциональный, нормативный, исторический, сравнительный, культурологический) и др., которые позволяют рассматривать различные направления патриотического воспитания последовательно, как цельную социальную и культурную реальность, встроенную в политическую систему отношений в обществе и государстве.

Эмпирическую базу исследования составили материалы социологических опросов и статистические данные12, материалы парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального Собрания и Государственной Думе Федерального Собрания РФ о ходе выполнения государственных программ: «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20 012 005 годы», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006;2010 годы», Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011;2015 годы", а также.

Микрюков В. Ю. Результаты опытно-экспериментальной военно-патриотической работы с учащимися общеобразовательных школ // Военно-патриотическое воспитание в школе Москва, «ВАКО» — 2009. — С 27−32 нормативно-правовые акты Федерального и регионального уровней13.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Заключение

.

Во все времена идея патриотизма занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших его сферах деятельности — в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д. Патриотизмсоставная часть национальной идеи России выработанный веками, неотъемлемый компонент её отечественной науки, культуры и необходимое условие величия и могущества нашего государства. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма, силы и самосохранения российского народа.

В современных условиях перед Россией, как многонациональным государством, стоит задача выработки нового содержания патриотизма, который в наибольшей степени способствовал бы воспитанию российских патриотов XXI в., а не повторял ограниченные варианты патриотизма прошлых столетий. В условиях обновления страны, идея патриотизма должна выйти на качественно новый уровень трактовки, понимания и воплощения в жизнь. Российский патриотизм должен быть на уровне общегосударственной идеи, занимать доминирующие положение по отношению к любому индивидуальному патриотизму, выражать интересы государства и граждан России. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан — войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т. д. В такие периоды проявления патриотизма отмечаются высокие благородные порывы, особая жертвенность во имя своего народа и своей Родины. Это заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

По мнению многих политологов, современная трактовка «русская идея» может претендовать на роль духовно-нравственной и социальной ценности. Она способствует осуществлению надежды определенной части российского общества на возрождение национальных ценностей и традиций, торжество соборности, равенство прав и возможностей граждан, укрепление института семьи. Вопрос об общероссийском патриотическом идеале стал обсуждаться все более активно, и как следствие этого, возникла необходимость более глубокого понимания сущности «русской идеи», ее осмысления не только в контексте изменений, происшедших в России за последнее десятилетие, но и с учетом развития многовекового исторического опыта нашего государства. Осмысливая содержание «русской идеи» необходимо помнить, что современная Россия — это многонациональное государство, которое объединяет большое количество этносов, представляющих различные религиозные конфессии. Многочисленные нерусские народы стали считать Россию своей общей исторической родиной, получая от русской нации экономическую, культурную и другую помощь, военную защиту от врагов.

Несомненно патриотизм является духовным достоянием человека. Духовно-нравственную основу личности составляют такие качества, как любовь к стране, в которой ты родился, неидеологизированное осознание связи исторических корней с глубинными основами нравственной и духовной культуры. Актуальность патриотизма несомненна и он делает народ и каждого человека в отдельности ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет ответственности, а если человек не думает о своем народе, то у него нет ни дома, ни корней, ни прошлого, ни будущего. Ведь дом — это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, человек без своей страны. А «человек мира», это тоже, что бездомный человек. Для человека, мне кажется, чувство любви к собственному народу столь же естественно, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить и человечество, на протяжении своей истории, не раз искажало это чувство, чувство вложенное Богом. Оно есть, но здесь очень важно еще одно: чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам.

Патриотизм в этом смысле созвучен с православием. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, «.стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся"90. То же самое и в отношении патриотизма: не разрушай у других, а созидай у себя и тогда другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня основная задача патриотов — созидание собственной страны. Для любого православного христианина, очевидно, что только высокодуховный человек может с любовью относиться к людям, своему Отечеству и способен быть настоящим патриотом.

Стремление человека к участию в модернизации страны, к резкому повышению эффективности хозяйства, к волевой концентрации всех социальных сил для прорыва вперед, к выходу из затянувшейся апатии и безразличия к собственному настоящему и будущему — вот позиция настоящего патриота.

По результатам исследования выработаны следующие основные направления патриотизма:

Первое направление, может быть определено как возвышенное, эмоциональное. Оно определяет патриотизм через чувство любви к Родине, Отечеству.

Второе направление, можно определить как деятельное. Оно основывается на понимании патриотизма как одного из высших, наиболее значимых для человека чувств. Эти чувства должны побуждать личность, группу, нацию к активным действиям, поступкам на благо своей Родины.

Третье направление патриотизма рассматривается как общественное явление. Содержание и характер данного направления в большей степени обусловлен особенностями исторического развития общества, государства, политикой его правящей элиты. Его сторонники называют этот феномен.

90 См.:Преподобный Серафим Саровский: Жизнь, чудеса, святыни / Авт.-сост, А Мацуркевич М.: Русь-Олимп, Эксмо, 2011. 352 с, ил., Серия «Подарочные издания. Мир православия», государственным патриотизмом".

Четвертое направление представляет патриотизм как одно из явлений духовной жизни общества.

Пятое направление можно определить как патриотизм личности. Личность здесь занимает, безусловно, доминирующее положение среди остальных субъектов патриотизма.

Шестое направление во многом связано с предыдущим. Эта связь выражается в том, что субъектом патриотизма в нем по-прежнему выступает личность, человек. Сам патриотизм здесь рассматривается как важнейший фактор развития личности, его духовное развитие и самовыражение.

Формат патриотизма — это этнокультурное, геополитическое, экономическое пространство России, её мощный потенциал развития. Патриотизм, в современной России, предполагает соответствующую активную социокультурную и другие виды деятельности человека в коллективе. Патриотизм, как фундаментальное, социальное, культурное, субъектное соотношение интересов личности, коллектива, общества и государства к условиям своего существования и предполагает высокую взаимную ответственность за стабильность и безопасность.

В этих условиях, конкретный человек хочет собственного благополучия, через востребовнность в обществеколлектив стремится к стабильности в профессиональном пространствеобщество заинтересовано в здоровье, социальной успешности населениягосударство заинтересовано в консолидированном, конкурентоспособном обществе, в его целостности и национальной безопасности. Обеспечение такого единства и гармонии — это главное условие формирования новой основы народного патриотизма, предполагающего постепенное и естественное включение в осуществление реформ всего народа, мобилизация социального потенциала населения на основе единства личных, коллективных, общественных и государственных интересов. Формулой основы сплочения российской нации в начале третьего тысячелетия можно считать следующее выражение: «Слава прошлого — воля настоящего — уверенность в будущем».

Патриотическое воспитание молодежи, базируется, с одной стороны, на укреплении демократических ценностей в массовом сознании, а с другой стороны, опирается на специфические конкретно-исторические традиции патриотизма в России, такие как державность, духовность, самоотверженность, отсутствие демонстративности и показушности, готовность к самопожертвованию, открытость для представителей всех этнических и конфессиональных групп. История России — это неразрывное переплетение трагического и героического, которое не подлежит забвению, а должно служить главным, отправным пунктом и важнейшим источником информации и вдохновения в деятельности всех субъектов патриотического воспитания. Школе и другим образовательным учреждениям должна принадлежать особая роль в патриотическом. воспитании молодежи (преподавание истории, литературы на основе использования героических образов), а также деятелям искусства и культуры, средствам массовой информации, которые должны осознать всю ответственность за патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В российской политической культуре традиционно понимание патриотизма связывалось с особым отношением к армии и к священной обязанности по защите своего Отечества. Эта особенность всегда играла главную и спасительную роль в моменты смертельной опасности в истории нашего государства. Реформы 90-х гг. нанесли значительный вред в этом вопросе и привели к глубокой деформации массового сознания. Это очень серьезно отразилось на восприятии статуса самого военнослужащего в обществе, на отношении молодежи к службе в армии и на отношении граждан России к самой армии.

Однако, поставленная задача по созданию профессиональной армии не снижает объективную потребность в военно-патриотическом воспитании молодежи повсеместно и целенаправленно. А главное, что переход на профессиональную армию невозможно осуществить без постоянного притока образованной, хорошо подготовленной, патриотически настроенной молодежи, которая готова беззаветно защищать свою Родину. Решить такую задачу невозможно без изменения отношения к армии со стороны общества в целом, без повышения ответственности первых лиц государства, Совета безопасности страны, конкретных руководителей за состояние и постоянное развитие Вооруженных Сил РФ за восстановление и построение современной системы подготовки офицерских кадров и коренное улучшение тактических и технических характеристик военной техники и вооружений.

Проведенное исследование показало, что патриотизм — это одно из самых сложных общественных явлений. Его формирование зависит не только от субъективного эмоционального и нравственного восприятия человеком окружающей его действительности и отношения к ней, но и от объективных условий, которые складываются во всех сферах жизнедеятельности общества. Более того, патриотизм у любого конкретного субъекта может проявляться как результат его личного отношения к Отечеству и как результат целенаправленной деятельности общества по формированию у него этих качеств. В связи с этим, говоря о политических аспектах патриотического воспитания молодежи, необходимо разграничить понятия «воспитание» и «политическая трансформация». Воспитание — это целенаправленное формирование личности (молодежи) в целях подготовки её к участию в общественной, культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Воспитание — это механизм обеспечивающий сохранение исторической памяти популяции. А на процесс воспитания влияет природа или характер политической системы или отдельных элементов её структуры, т. е. политическая трансформация общества. Политическая трансформация — это приобретение политической системой новых черт, изменение политических стандартов и ценностей, радикальные структурные изменения, направленные на достижение качественно нового состояния системы.

Основными проявлениями патриотизма являются: гордость за достижение своей страны, уважение к истории своего народа и бережное отношение к народной памяти, национальным ценностям и культурным традициям. Нравственно-этическое значение патриотизма выражается в том, что он является одной из важнейших форм сочетания и взаимного дополнения личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Однако сами патриотические идеи становятся подлинными только в том случае, если они сопряжены с чувством уважения к другим народам и проявлениям интернациональной культуры.

Нравственному воспитанию молодежи должна быть присуща патриотическая составляющая, под которой понимается необходимость привития человеку функции регулирования поведения. В современных условиях аспектом патриотического поведения является фактор предупреждения антиобщественных явлений в молодежной среде, как элемент воспитания необходимых черт и качеств личности допризывника. Воспитывая патриотов мы воспитываем дисциплинированных членов общества. В этой связи следует отметить, что военно-патриотическое воспитание — это неотъемлемая, составная часть современного гражданского воспитания личности.

На основании исследования патриотического воспитания личности определились такие показатели патриотической направленности личности и конкретные условия их проявления: мотивационная характеристика деятельности, идейно-мировоззренческая готовность, коммуникативно-деятельная направленность, нравственно-этическая устойчивость, оценочно-критическое отношение к себе и окружающим людям. Каждый из перечисленных выше показателей выражает уровень патриотического воспитания личности и является образцом, при сравнении с которым можно установить степень их соответствия и приближения к идеалу.

Военно-патриотическое воспитание допризывной молодежи проводится через индивидуальный и дифференцированный подход с учетом основных принципов воспитания: единства, согласованности и преемственности в реализации которых сочетается высокая требовательность к допризывникам, с уважением их личного достоинства. Военно-патриотическое воспитание предполагает использование всей системы воспитательного воздействия на допризывную молодежь: убеждение, упражнения, примеры, соревнования, поощрения, принуждение.

С момента формирования российской государственности, проблема формирования военно-патриотических качеств личности привлекала внимание выдающихся историков, просветителей и приобрела ярко выраженную общественную необходимость. Однако целостный подход к патриотическому воспитанию молодежи наиболее наглядно стал проявляться во второй половине XIX — начале XX вв.

В советский период развития российской государственности сформировалось понимание военно-патриотического воспитания как процесса целенаправленного формирования у молодежи высоких морально-политических и психологических качеств, необходимых для обеспечения безопасности страны. При этом важнейшими направлениями военно-патриотического воспитания выступали следующие: формирование научно-мировоззренческой устойчивости и высоких морально-психологических качеств, воспитание патриотизма, интернационализма и уважения к Вооруженным Силам страны, ориентация на высокую воинскую дисциплину, глубокое знание боевой техники и оружия, физическую подготовку.

На современном этапе основным вопросом военно-патриотического воспитания является достижение максимально высоких результатов при формировании патриотических качеств личности. При этом необходимо учитывать политические, исторические, моральные, нравственные и правовые представления об образе «идеального» человека в социуме. Вместе с тем, цель военно-патриотического воспитания должна быть как универсальной, выражающей общенациональные интересы, так и достаточно определенной по нравственным критериям.

Цель военно-патриотического воспитания заключается в формировании и развитии у граждан российского общества основных качеств и свойств, которые позволяют им успешно выполнять значимые в социальном плане функции защитника Отечества и активно участвовать в деятельности по обеспечению сохранности и реализации национальных интересов. При этом военно-патриотическое воспитание предусматривает создание условий для успешного развития общественно значимой, высокоинтеллектуальной, нравственно развивающейся личности, которая в полной мере усваивает общечеловеческие нравственные ценности, формирует мировоззренческие взгляды и жизненную позицию, реализует их в процессе деятельности. Именно в процессе деятельности проявляются такие высокие чувства, как любовь к Родине, своему краю, гордость за страну, ее историческое прошлое, достижения своего народа.

Воспитание патриотизма в среде молодежи связано с воспитанием уважения к предкам, любви к своему народу и Родине. При этом само военно-патриотическое воспитание непосредственным образом связано с воспитанием культуры межнациональных отношений и этнической толерантности. Прогноз устойчивого развития общества и его социально-политической стабильности невозможен без осуществления знаний целого спектра общественно-политических наук.

Современный этап становления российского общества создал условия для поднятия на новый уровень всей системы патриотического и военно-патриотического воспитания. Основной задачей данной деятельности является формирование личности, которая будет способна воспринимать высшие общественные ценности, бескорыстно проявлять любовь к своему Отечеству.

Важнейшими условиями становления патриотизма являются: патриотическое сознание, психологическая и волевая готовность человека к патриотическому поведению. При этом, как показывает проведенное исследование, патриотический настрой у современной допризывной молодежи очень низкий, однако он вполне объясним тем состоянием, в котором находится современное российское общество. Принятие и реализация государственных программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2001;2005 гг., 2006;2010 гг. и 2011;2015 гг. позволили создать принципиально новую ситуацию в российском обществе.

Патриотизм в России стал государственной идеологией, одним из основных ресурсов консолидации общества. В общественном сознании патриотизм выступает как важнейшее условие сохранения и развития нашей Родины, как неотъемлемая историческая и социально-нравственная ценность российского народа, системный элемент общенациональной идеи.

В патриотическом воспитании, как направлении государственной политики, удалось осуществить перевод решения проблемы на системную основу. Одна из важнейших задач, поставленных в государственных программах о создание и функционирование государственной системы патриотического воспитания в стране, в целом решена.

Под формированием системы патриотического воспитания правомерно понимать процедуру ее динамичного совершенствования, качественного превращения в целостную и вполне взаимосвязанную между собой структуру компонентов, внешне проявляющуюся в повышении уровня патриотического сознания и активной деятельности людей.

Анализ реализации государственных программ показывает, что их содержание, комплексное, последовательное планирование и выполнение позволили не только создать систему патриотического воспитания, но и придать ей устойчивость, что обеспечило их эффективное функционирование на всех уровнях системы (целевом, субъектном, управленческом, содержательном, технологическом, информационном).

На федеральном и региональном уровнях определены основные субъекты патриотического воспитания и их отношения в управленческой вертикали, которые укрепляются нормативной, правовой и финансовой базой их деятельности. Патриотическое воспитание должно стать одним из важнейших направлений государственной политики, повседневной деятельности большинства органов федеральной власти, органов власти субъектов Федерации, ведущих общественных организаций.

Считаю, что в современных условиях России нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания. Работу по патриотическому воспитанию молодежи необходимо проводить целенаправленно на всех уровнях государственного управления. Система патриотического воспитания граждан должна консолидировать и координировать усилия различных институтов общества и государства в этом направлении. Одним из приоритетных направлений деятельности такой системы должно стать патриотическое воспитание молодежи на героических примерах Отечественной истории, включая выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта. Это позволит значительно консолидировать российское общество, создать единую государственную идею и занять России достойное место в мировой системе XXI века.

Система патриотического воспитания молодежи должна предусматривать формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видовмассовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, органами местного самоуправления, общественными движениями и организациямидеятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

По итогам диссертационного исследования получены следующие научные результаты:

1 .Патриотическое воспитание — это воспитание любви и уважения к Родине, гордости за нее, чувства преданности, долга и ответственности перед страной. Идея патриотизма и патриотического воспитания в России прошла сложный эволюционный путь от стихийного характера до осознанной необходимости. В новейшей истории России эволюция патриотического воспитания происходила на фоне поиска и становления обществом новых нравственных ориентиров. Большинство современных ученых, политических деятелей, представителей культуры и отечественного бизнеса, склонны считать, что возрождение России, которое невозможно без изучения её исторических истоков, является на сегодняшний день общенациональным идеалом. Современное понятие патриотического воспитания включает в себя умение жить в условиях новых социально-политических и экономических отношений, способность интегрироваться в сложившуюся мировую систему общественных отношений, готовность к общественному консенсусу для решения значимых проблем государства, к сотрудничеству и согласию во имя процветания своей Родины, обеспечивая стране политико-экономическое развитие и международное признание как одной из ведущих стран мира.

Важнейшие исходные установки, в которых конкретизируются теоретические основы патриотического воспитания для его более полного и всестороннего понимания, представляются следующими:

Первое: патриотическое воспитание основывается на чувстве любви и гордости за свое Отечество, формирует совокупность эмоций, идей и действий, направленных на поступательное развитие страны.

Второе: патриотическое воспитание, глубоко социально по своей природе, оно представляет собой не только грань жизни общества, но и источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости народа.

Третье: личность является основным субъектом патриотического воспитания и её приоритетной социально-нравственной задачей является осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине, как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству.

Четвертое: истинность патриотического воспитания — в его духовности. Патриотическое воспитание основывается на ощущении ценности, неповторимости и необходимости каждой личности для своей страны, сплачивая народ и не давая ему разъединиться на отдельные индивидуумы. В процессе патриотического воспитания личность формируется через духовно-нравственное и культурное развитие. Гражданственность и духовность лежащие в основе патриотического воспитания, предполагают бескорыстное и беззаветное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству и своему народу.

Исходя из этих установок, в которых в концентрированном виде представлены теоретические основы патриотического воспитания, становится возможным, обобщив их наиболее существенные стороны, моменты, сформулировать его определение. Патриотическое воспитание — это исторически сложившееся формирование личности, отражающее специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Патриотическое воспитание формирует и развивает чувство беззаветной любви и преданности своему Отечествугордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемампочитание национальных святынь и символовготовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Истинный патриот не будет спрашивать, что Родина может сделать для него, а спросит, что он может сделать для своей Родины.

2.Патриотическое воспитание молодежи в российском обществе базируется на основе укоренившихся в массовом сознании россиян конкретных исторических и специфических традициях патриотизма. Идея патриотизма во все времена занимала особое место во всех важнейших сферах жизни общества: духовной, политической и экономической. Содержание и направленность патриотизма определяется, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, конкретно-историческими факторами, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотического воспитания возрастает на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением социального напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострения кризисных явлений, стихийные бедствия и др.). Особенности патриотического воспитания в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своей Родины, народа, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении, которое базируется на историческом прошлом государства, духовно-этическом достоянии народа и современных тенденциях социально-экономического развития общества.

Для России сегодня обращение к традиционным духовным ценностям патриотизма не кратковременный политический ход власти, а долгосрочная политическая стратегия, призванная сплотить общество, установить консенсус доверия и взаимопонимания в отношениях власть — народ — бизнес. Патриотизм — это универсальный идеологический ориентир и воплощение объединяющих стабильных ценностей.

Православная религия сегодня воспитывает у молодого поколения патриотические чувства к своей Родине, родной стране, к своему народу и другим братским народам. Религия воспитывает дух единения, честности, дисциплины и верного служения Отечеству.

Процесс формирования патриотического воспитания и самоидентификации личности проходил в борьбе с многочисленными внешними врагами, в течение многих столетий. Анализ особенностей патриотизма и общественных ценностей, на которых базируется патриотическое воспитание, дает возможность выделить следующие его особенности:

— особая любовь русских людей к родной земле. Огромная территория нашей страны — это важнейший фактор патриотического сознания россиян, формировавший их уверенность в том, что «Русь невозможно поработить"91, что на необъятных просторах Родины в трудную минуту всегда найдется сила, которая сплотит и поведет за собой народ против иностранных завоевателей. История нам дает множественные подтверждения этого.

— объцинность, как устойчивая склонность и потребность русских людей в коллективной жизни. Издревле на Руси она проявлялась в решении наиболее значимых социальных вопросов на общих сходах (вече). Многие понятия в русском языке связаны с общинными, родственными отношениями. Природа, родить, родина, народ — однородные понятия;

— свободолюбие, готовность к сознательному самопожертвованию ради свободы Отечества. Даже в условиях жестокой неволи русский человек всегда стремится к своему освобождению, к возвращению на Родину, к свободной жизни;

— жизненная стойкость и мужество Эти качества питают твердость духа в нелегкие для Родины времена, неистребимую веру в «лучшую жизнь», терпеливость и выносливость;

— особое понимание воинского героизма Оно характерно как для простых солдат, так и для полководца, так как в их основе лежит любовь к русской земле и защите своих личностных индивидуальных ценностей. Так, Д. Донской на Куликовом поле, покинув княжескую дружину, стал в общий строй ополченцев Большого полка. A.B. Суворов считал за честь «драться в первых.

91 См Карамзин Н М «История Государства Российского», М, «ОЛМА-IIPECC Образование», 2004 рядах своей армии". Всем известна близость к солдатам К. К. Рокоссовского и Г. К. Жуковадержавность (государственная самодостаточность), как исторически, так и геополитически, обусловленная форма развития Российского государства. Наиболее ярко она выражается в национальной гордости за принадлежность к великой стране, представители которой внесли значительный вклад в развитие культуры, науки и искусства человеческой цивилизации;

— гордость и достоинство русской нации, сочетающиеся с проявлением миролюбия и добрососедских отношений с другими народами. У русских отсутствует комплекс «народа-господина». Быть самим собой, сохранять неповторимый колорит национальной культуры — устойчивое стремление россиян на протяжении всей тысячелетней истории их существования;

— действенность проявления патриотических чувств. «Пришло время для каждого русского доказать свою любовь к Родине"93, — писали молодые русские офицеры в 1812 году своим родителям и близким перед отправлением в армию М. И. Кутузова. Патриотизм без действия — мертвый патриотизм.

Среди других особенностей — высокая гуманистическая направленность русской патриотической идеи, приверженность православию, соборность, законопослушание и др.

Таким образом, Россия оказываясь на краю пропасти, каждый раз находила в себе силы возродиться из пепла еще более сильной и сплоченной державой. Примеров в нашей истории более чем достаточно. Отсюда, и наша уверенность в преодолении кризиса современного общества, и в успешном проведении реформирования многочисленных отраслей экономики, науки, образования и т. д. Но это потребует от каждого из нас напряжения своих.

92 См.: Суворов A.B. Наука побеждать Воениздат, М., 1980. — 40 С.

93 См.: Ивченко Л. Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года. — М.: Молодая гвардия. 2008. 736 С. духовных и физических сил во имя своего народа, своей страны.

3. Целенаправленное воздействие государственных институтов на эмоциональный, ценностный и актуализированный уровни политического сознания современной молодежи, как особенность и необходимость в условиях политической трансформации российского общества. Необходимость такого воздействия обусловлена политическим, социальным, экономическим, идейным, мировоззренческим разделением российского общества и является основным фактором консолидации общества на базе современного понятия «патриотизма».

Формирование в начале XXI века политического самосознания нации по линии целенаправленного воздействия сложного и многоуровневого понятия «патриотизм», складывается достаточно сложно. В результате воздействия множества факторов, как исторического, так и политического плана, процесс формирование новой политической культуры является длительным. Воздействие государственных институтов на эмоциональный и ценностный уровни политического сознания современной молодежи в условиях политической трансформации российского общества зависит от факторов динамики смены поколенийхарактера политической социализации молодежных группнаправления и темпов развития новых экономических и политических отношений в странецеленаправленного формирования политической культуры, соответствующей демократической политической системе.

Происходящие политико-культурные изменения в обществе дают основания полагать, что целенаправленное воздействие государственных и общественно-политических институтов современной России способствует формированию гражданского патриотизма.

В условиях политической трансформации российского общества политическое сознание предполагает плюрализм политических субъектов, мнений, установок, типов поведения. Оно включает в себя толерантность, означающую не просто терпимость к чему и к кому-либо, но и готовность взаимодействовать с оппонентом. В результате воздействия множества факторов, как исторического, так и современного плана, политическое сознание современного российского общества внутренне противоречиво. Основными линиями конфликтов выступают дуалистические противоречия: демократизм/авторитаризм, социализм/капитализм, централизм/регионализм, глобализм/изоляционизм, анархизм/этатизм и т. д.

Политическое сознание современного находится российского общества в состоянии своего становления и испытывает серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов. Специфика своеобразия исторического развития России позволяет говорить об особом генотипе российского политического сознания и патриотическом воспитании современной молодежи.

Высококультурная, образованная, нравственная молодежь, ценящая свою Родину и историю — залог успехов страны. В любом государстве ценностные ориентации молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия государства.

4. Деятельность государственных институтов по патриотическому воспитанию молодежи в условиях реформирования общества имеет большое значение, а любому процессу деятельности присущ определенный политический механизм. Патриотическое воспитание — это многоплановая, систематическая и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В современной России принимаются меры, направленные на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения, на обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение целостности общества, традиций, культуры и, самое главное, на сохранение генофонда и государства. В этих условиях все больше проявляется потребность, как в теоретическом обосновании, так и в практическом внедрении в жизнь мировоззренческих, нравственных и духовных основ сознательного служения Отечеству. Политический механизм патриотического воспитания молодежи — это отлаженная и цельная система взаимодействия политико-правовых норм, средств, методов и технологий, которые обеспечивают целенаправленное влияние патриотической идеи на духовный потенциал молодежи. Политический механизм патриотического воспитания молодежи является совокупностью методов, форм и средств, обеспечивающих формирование, развитие, функционирование и сохранение патриотической идеологии в виде целостного морально-этического мировоззренческого комплекса и материализуется в конкретных политических институтах и технологиях. Функции этих технологий — регулирование политических процессов в соответствии с политикой государствараспространение в обществе определенной идеологии путем внедрения или разрушения национальных идеалов, ценностных ориентиров и образцов поведениявоспроизводство социально необходимых общественных отношений, составляющих основу политической системы обществаизучение инновационных процессов в обществе, организация инновационной деятельности в целях поддержания жизнеспособности и развития политической системы, её институтов и механизмов.

Патриотизм, как объективное явление реальной жизни людей, можно рассматривать в различных областях гуманитарных знаний, акцентируя внимание на тех или иных аспектах в зависимости от их приоритетов. Раскрывая сущность и содержание механизма патриотического воспитания молодежи через призму политологии (т.е. выделяя политический аспект механизма), даем соответствующее определение. Политический механизм патриотического воспитания молодежи — это система ценностей и отлаженное взаимодействие политико-правовых норм, средств, методов и технологий, обеспечивающих целенаправленное влияние патриотической идеи на духовный потенциал молодежи. Анализ политического механизма показал, что его основными структурными элементами являются:

— государство и общественно-политические структуры, непосредственно связанные с формированием духовного потенциала молодежи, способствующие его патриотической деятельности и влияющие на этот процесс;

— совокупность идей, традиций, взглядов, концепций, политических установок, нормативно-правовых актов подчеркивающих и закрепляющих роль духовного потенциала в жизнедеятельности страны и молодежи;

— доктринальные установки на роль субъектов общества в формировании духовного потенциала и его важнейшей составляющей — патриотизма;

— система методов и соответствующих им средств, технологий деятельности субъектов данного механизма по патриотическому воспитанию молодежи.

Целью реализации политического механизма по патриотическому воспитанию молодежи в современных условиях является развитие у молодого поколения страны патриотических качеств и, прежде всего:

— развитие у подрастающего поколения страны чувства любви к своей Родине, признания, уважения и поддержки её национальных и государственных интересов, внутренней готовности к их самоотверженной защите;

— формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина и патриота России, способного активно участвовать в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании российского общества;

— целенаправленная подготовка молодежи, как надежных защитников Отечества, успешно реализующих свои функции в основных сферах жизнедеятельности, связанной с выполнением своего воинского долга.

Базовая составляющая патриотического воспитания молодежи — это военно-патриотическое воспитание. Проблема военно-патриотического воспитания молодежи традиционно является важной для качественного пополнения Вооруженных Сил и выполнения задач по защите Отечества. Систему по военно-патриотическому воспитанию молодежи на сегодняшний день можно считать успешной и действенной, так как она осуществляется на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан.

Российской Федерации на 2011;2015 годы". Исходя из этого, основными направлениями военно-патриотического воспитания молодежи можно считать следующие:

— отношение к государству: государственно-патриотическое воспитание, ориентированное на патриотизм и чувство долга;

— отношение к обществу: гражданское воспитание, ориентированное на воспитание 1ражданственности, уважения к закону, социальной активности и ответственности;

— отношение к культуре: приобщение к достижениям культуры, воспитание духовности, — национальной самобытности;

— отношение к профессии: понимание общественной значимости своей профессии, ответственность за качество своего труда;

— отношение к себе как к самодостаточной личности, свобода которой заканчивается там, где начинается свобода другой личности.

Идеи патриотизма во все времена занимали ведущее место в духовной и политической жизни российского общества. В современных условиях у большинства Россиян образ Родины ассоциируется не с существующим политическим строем и государственными структурами, а с представлениями, сложившимися на протяжении многовековой истории России, как великой страны с её материальными и духовными богатствами, культурой, традициями.

9'1См.: О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011;2015 годы». Постановление Правительства Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. № 41. 11 октября 2010 г. (Часть II) и многим другим, что гак понятно и близко сердцу каждого человека.

В процессе диссертационного исследования наметились проблемы, требующие дальнейшего изучения. Эти проблемы носят общий характер и охватывают все компоненты патриотического воспитания молодежи в России. Можно выделить следующие: нормативно-правовые, финансовые, материально-технические, научно-методические. Суть перечисленных и многих других проблем состоит в том, что, несмотря на усилия, которые предпринимаются государством, по-прежнему отсутствует в стране сбалансированный и комплексный подход к решению задач патриотического воспитания. Чтобы решить эту проблему, необходимы скоординированные действия органов законодательной и исполнительной власти, отечественной педагогической науки, а также всех заинтересованных общественных и общественно-политических организаций.

Дальнейшее исследование по данной тематике целесообразно проводить в направлении изучения социально-политических условий жизни общества, с учетом демократизации общества и процессов глобализации во всем мире, а именно: исследование патриотического воспитания молодежи в системе взаимоотношений общественных организаций, как на федеральном, так и на местном уровне через совместные программы, проекты, соглашениясовершенствование законодательной базы патриотического воспитания молодежи в Российской Федерациизаконодательное закрепление функций координации деятельности всех государственных институтов и общественных объединений по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Становление и развитие современного Российского патриотизма как явления политического сознания: диссертация. кандидата политических наук, Москва, 2001.
  2. Е.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи призывного возраста в процессе формирования готовности к военной службе: диссертация. кандидата педагогических наук, Рязань, 2011.
  3. Е.А. Критерии и показатели оценки результатов работы по патриотическому воспитанию молодежи призывного возраста. Российский научный журнал. 2011. № 21. С. 136−141.
  4. Н.Р. Государственная политика патриотического воспитания молодежи в современной России: диссертация. кандидата политических наук, Москва, 2010.
  5. Н.Р. Влияние СМИ на патриотическое воспитание современной молодежи в России. Вестник МГОУ. Серия История и политические науки. — 2009. — № 4. — С. 146−149.
  6. В.М. Исторический опыт государственного освоения потенциала патриотизма народов России // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. СПб, 2002.
  7. II. Интервью // Труд 7, 2005, 3 ноября, № 206 // http: // www. Patriarchia.ru./db/text/ 55 442. html
  8. А.И. Политические основы патриотизма и его формирование в офицерском корпусе Вооруженных Сил Российской Федерации: диссертация. кандидата политических наук, Монино, 2003.
  9. C.B. Политические вызовы в молодежной среде: скинхеды движение в России: диссертация. кандидата политических наук. Москва, 2009.
  10. H.A. Борьба за истину // Судьба России. М., 1990. — С.
  11. И.Ф. О воспитании юношества. М., 1807. — С. 4.
  12. К.А. особенности интеграционных процессов в системе патриотического воспитания России в начале XXI века // Педагогическое образование и наука. 2010. — № 1. — С. 49−53.
  13. Е.Т. Русская идея есть идея русского патриотизма // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 6. — С. 259−273.
  14. Л.И., Похилюк A.B. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб. 2002. С. 142.
  15. В.М. Государственная молодежная политика как фактор становления гражданского общества: диссертация. кандидата политических наук. Санкт-Петербург, 2007.
  16. А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ // Педагогика. 2011. -№ 1. — С. 14−24.
  17. А.К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. 2010. — № 9. — С. 10−20.
  18. О.Н. Патриотическое воспитание: возможности муниципальной политики // Право и образование. 2010. — № 2. — С. 83−91.
  19. Т.Е. Патриотизм и религия: взаимодействие социальных институтов по патриотическому воспитанию граждан. Среднее профессиональное образование. 2009. № 7. — С. 23−25.
  20. В.Н. Социализация как комплексная культурная трансляция: проблемы переходного общества. Пенза. 2001.- 164С.
  21. Ю.Г., Добреньков В. И. и др. Социология молодежи. Ростов-на-Дону: Феникс. 2001. 576 С.
  22. Ведомственная целевая программа «Молодежь Саратовской области» на 2012−2014 годы- Концепция развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Саратовской области на 2011−2015 годы.
  23. Н.Ф. Нравственное и патриотическое воспитание. Издательство просвещение. М., 2010. 112 С.
  24. М. Избранные произведения. М., 1990. 645 С.
  25. Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность. 2001.- № 1. С. 12−18.
  26. А.Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе / Монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. — 172 С.
  27. А.Н., Кусмарцев М. Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. — 119 С.
  28. A.A. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества: диссертация. кандидата политических наук, Москва, 2007.
  29. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011−2015 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 05 октября 2010 г. № 795.
  30. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006−2010 годы». М.: Росвоенцентр, 2005.
  31. М.Ю. Политический механизм формирования и реализации идеологии общественного развития современной России: диссертация. кандидата политических наук. Москва, 2009.
  32. Л.Д., Дубин Б. В., Зоркая H.A. Молодежь России. Московская школа политических исследований. 2011. 96 С.
  33. Х.Д. Патриотическое воспитание молодежи в условиях социальных перемен. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, 2010. Т. 20. -№ 12, — С. 63−69.
  34. Е.К. Педагогическая регуляция деятельности учреждений культуры по патриотическому воспитанию молодежи: личностноориентированный подход. Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук. Москва, 2011.
  35. И.М. К вопросу взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма // Вестник ОГУ. 2002. № 1. — С. 55−58.
  36. А.Я., Кондаков A.M., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение. 2009. 24 С.
  37. Н.Г. Интернациональное воспитание как важная составляющая процесса патриотического воспитания молодежи. Актуальныепроблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 4. — С. 218−223.
  38. Г. Г. Воспитание любви к своему Отечеству, народу, родным и близким основа патриотического воспитания. Перспективы науки. 2011.-№ 20.-С. 170−172.
  39. В.А. Полное собрание сочинений в 12 Т., Т. X, XI, СПб. 1902. С 24−27.
  40. Ильичев Н. О сущности, содержании и значении патриотизма // Вестник российского философского общества. 2002. № 3. — С. 87.
  41. С.П., Куежанова А. Ж. Молодежь и патриотическое воспитание // Credo new // 2002. № 3. — С 89.
  42. И.А. Путь духовного обновления. Издательство Институт русской цивилизации. М., 2011. — 1216 С.
  43. В.В. Не будем спорить о патриотизме // Звезда. 2009. -№ 8.-С. 159−181.
  44. Д.Г. Молодежное политическое движение в современной России: диссертация. кандидата политических наук. Москва, 2009.
  45. Ю.П. национальная безопасность страны и патриотическое воспитание молодежи // Народное образование. 2010. — № 4. -С. 121−124.
  46. М.М. Место молодежных политических движений в системе военно-патриотического воспитании граждан // Вестник МГОУ. -Серия история и политические науки. 2011. — № 2. — С 230−233.
  47. В.А., Кулинченко A.B. О духовно-культурных основаниях модернизации России // Полис. 2003. № 2.- С. 150−156.
  48. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социс.2000. № 3. — С. 52.
  49. В.А. Патриотическое воспитание молодежи в условиях политической трансформации российского общества: диссертация. кандидата политических наук. Саратов, 2005.
  50. B.B. Власть и мы: ментальность российской власти -традиции и новации // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций под ред. В. Ю. Большакова. СПб. Издательство С.Петерб. унта. 2000.-С. 90−143.
  51. Н.М. О новом образовании народного просвещения в России // Сочинения СПб, 1848. С. 566.
  52. А. В. Современные проблемы патриотического воспитания в России и вооруженных силах // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб. 2002. С. 138.
  53. H.A. Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России: диссертация. кандидата политических наук. Москва, 2009.
  54. O.A. Государственная молодежная политика как фактор общественно-политической активности молодежи в постсоветской России: диссертация. доктора политических наук. Ярославль, 2010.
  55. В.А. Формирование молодежной политической культуры в современной России: диссертация. кандидата политических наук. Чита, 2009.
  56. М.М. Роль молодежных организаций и движений современной России в формировании военно-патриотического сознания граждан: диссертация. кандидата политических наук. Москва, 2011.
  57. Г. А. Современное молодежное парламентское движение РФ: политический анализ: диссертация. кандидата политических наук. Ростов-на-Дону, 2010.
  58. К.А. Роль СМИ в процессе политической социализации: диссертация. кандидата политических наук. Москва, 2008.
  59. В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения. Педагогика. 2006. № 5. — С. 110−114.
  60. Летуновский П. В. Проблемы подготовки молодежи к защите
  61. Отечества в Смоленской области России: политический исторический опыт и современность // Вестник МГОУ. Серия история и политические науки. -2012. — № 1.-С. 127−132.
  62. В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи. Издательство РАГС. 2011. 172 С.
  63. C.B. Метаморфозы традиционного сознания: Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб. 1994. С. 75−76.
  64. С.А. Государственная молодежная политика Российской Федерации как фактор героико-патриотического воспитания молодых граждан: диссертация. кандидата политических наук. Москва, 2010.
  65. А.Н. Понятие патриотизма // Социологический журнал. 1999. -№ 1Y2. С. 87−88.
  66. А.Н. Новая российская идентичность: исследование по социализации знания // Социологический журнал. 2001. № 4. — С. 56−70.
  67. З.Ч. Молодежное движение в политическом процессе современной России: проблемы и перспективы институционализации: диссертация. кандидата политических наук. Москва, 2008.
  68. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб. 1995.-С. 149−150.
  69. В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1−11 классы. M.: ВАКО. 2009. — 190 С.
  70. Т.В. Государственная кадровая политика в сфере образования в России в конце XX- начале XXI веков: политический анализ: диссертация. кандидата политических наук. Москва, 2011.
  71. Молодежный парламентаризм России на страницах Интернета. Информационно-аналитические материалы о развитии молодежного парламентаризма в Российской Федерации. Норма. Москва. 2006. 57 С.
  72. А.Е. оппозиционные молодежные общественные объединения в политическом процессе современной России. Автореферат диссертации. кандидата политических наук. Москва, 2011.
  73. O.A. Государственная политика современной России в области высшего профессионального образования: тенденции и механизмы реализации: диссертация. доктора политических наук. Москва, 2009.
  74. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011−2015 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. № 41. 11 октября 2010 г. (Часть II).
  75. Обобщенный доклад федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выполнении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006−2010 годы» в 2009 году. М.: Росвоенцентр. 2010.
  76. М. Г1. Государственная молодежная политика: реализация и механизмы совершенствования. Автореферат диссертации. кандидата политических наук. Якутск, 2010.
  77. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002−2003 годы. Утверждены приказом Минобразования России от 25 января 2002 г. № 193.
  78. Общественный опрос населения по репрезентативной выборке 1500 человек в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России. 24−25 ноября 2001 года (http://www.fom.ru/suyvev/dominant/320/777/2584.htmt)
  79. В.Е. Политико-правовые аспекты реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации: диссертациякандидата политических наук. Уфа, 2011.
  80. А.Ю. Патриотизм: историко-социологический анализ: диссертация. кандидата социологических наук. Москва, 2007.
  81. JI. Молодежный парламент как форма политической социализации молодежи. Власть. 2010. № 2. — С. 44−48.
  82. В., Лапкин В. Центральные ориентации россиян в 90-е годы // Pro et contra. 1999. № 2. — С. 144−160.Программа «Патриотического воспитания молодежи Москвы на 2002−2004 годы». М. 2002.
  83. Г. И. Государственное и муниципальное управление. Учебник. М.:МГОУ, 2012.
  84. Г. И. Современная Россия: проблемы и пути решения. Монография. М.:МГОУ, 2012.
  85. А. Воинский этикет. М., 1991.
  86. В.В. Россия: национальный вопрос, www. rg. ru/2012/01 /23/пас vopros. htme
  87. Роль образования России в формировании общеевропейского политического пространства / Отв. ред. Н. К. Арбатова. — М.: ИМЭМО РАН, 2009.- 128 С.
  88. Е., Устинкин С. Анализ динамики качественных характеристик ценностного сознания молодежи России. Власть. 2011. № 10. -С.92−96.
  89. Е.А. Политические ценности российской молодежи в условиях социально-политической трансформации 1990-х годов: диссертациякандидата политических наук. Саратов, 2008.
  90. Ю.П. Политический экстремизм и патриотическое воспитание молодежи на современном этапе развития гражданского общества в России: диссертация. кандидата политических наук. Нижний Новгород, 2007.
  91. H.A. Политическая социализация молодежи в условиях трансформации России: конец XX начало XXI века: диссертация. кандидата политических наук. Воронеж, 2010.
  92. С.М. Патриотическое воспитание как направление деятельности общественного объединения. Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 2010. № 2. — С. 122−126.
  93. A.B. Военно-патриотическое воспитание молодежи Московской области в 1992—2004 гг.: Историческое исследование: диссертация. кандидата исторических наук, Москва, 2005.
  94. Г. В. Религиозный фактор современного политического процесса: диссертация. доктора политических наук. Пятигорск, 2012.
  95. А.О., Торубарова И. И. К вопросу о патриотическом воспитании в Вузе в современных условиях. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. -№ 7. С. 300−302.
  96. Е.А. Роль школьных музеев и уголков боевой славы в военно-патриотическом воспитании школьников. Дополнительное образование и воспитание. 2008. № 5. — С. 39−41.
  97. В. Н. Власть и молодежь в современной России: политические проблемы взаимодействия: диссертация. кандидата политических наук. Москва, 2010.
  98. A.B. Международное молодежное движение на постсоветском пространстве: структурно-функциональный анализ: диссертация. кандидата политических наук. Нижний Новгород, 2010.
  99. В.Е. Военно-патриотическое воспитание в системе подготовки будущих офицеров и в высших военно-учебных заведениях:
  100. Автореферат диссертации. кандидата педагогических паук. Казань, 2000.
  101. В.Е. Военно-патриотическое воспитание: комплексный подход. Высшее образование в России. 2010. № 10. — С. 137−141.
  102. И.П. Педагогические условия эффективности патриотического воспитания в системе высшего военного образования. Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук. Томск, 2009.
  103. С.Ц. Молодежные общественные объединения как институт политического участия в современной России: диссертация. кандидата политических наук. Москва, 2009.
  104. В.М. Патриотическое воспитание как ведущее направление государственной молодежной политики: диссертация. кандидата политических наук. Москва, 2007.
  105. П.Я. Сочинения. М., 1989.-С. 165−167.
  106. Н.В. Молодежные организации как акторы взаимодействия власти и формирования гражданского общества России: диссертация. кандидата политических наук. Ростов-на-Дону, 2008.
  107. Л.Б. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России. ИД «Астраханский университет», 2010. 94 С.
  108. Д.В. Особенности функционирования института СМИ в политическом процессе Российской Федерации: диссертация. кандидата политических наук. Владивосток, 2008.
  109. И.А. Политическая социализация личности и современный исторический процесс // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4. — С. 295.
  110. И.А. Политическая социализация: человек политический. Монография. М.: МАКС Пресс, 2009. — 10,0 п.л.
  111. A.B. Деятельность общественных организаций военных ветеранов в современном политическом процессе Российской Федерации: диссертация. кандидата политических наук. Орел, 2011.
  112. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. 3-е изд., испр. -Москва: Омега-JT, 2007. — 567 С. (Университетский учебн к).
  113. Benedict R. Continuities and Discontinuities in Culturai Conditioning //Psychiatry. 1958. Vol. L.P. 161−167.
  114. Bourdon R., Bourricaud F., Harmilton Р/А/ critical dictijnaryofsocialogy. London. 1989. P. 532.
  115. Dawson R. E., Prewitt K. Political Socialization. An Analytic study. Boston. 1969. P. 85.121. http:// www. Arbatov. ru//monol. Shiml.
  116. Hyman H. Political Socialization. N.Y. 1959.
  117. Meueiman R/Revitalizing Political Socialization // Political Psychology // Ed/by M. Hermann. San Franeisco, London. 1989. P. 279−309.
Заполнить форму текущей работой