Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международно-правовые основы участия международных организаций в урегулировании конфликта в Таджикистане

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовая урегулированность миротворческих операций есть обязательное условие их эффективности. Однако, как показал опыт использования миротворческих сил СНГ, предварительное детальное оформление может быть не всегда полезным. Ввод этих силна территорию Таджикистана вначале не был детально юридически оформлен, в частности, не было даже определенного мандата. Это позволило миротворческим силам СНГ… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.'
  • Глава I. Теоретические основы участия международных организаций в урегулировании внутренних конфликтов
    • 1. Правовые основы участия международных организаций в урегулировании конфликтов внутри государства
    • 1. Организация Объединенных Наций (ООН)
    • 2. Региональные организации
    • 3. Организации коллективной безопасности
    • 2. Нарушение международного мира и безопасности как основание для принятия мер со стороны международной организации
    • 3. Межэтнические конфликты как угроза международному миру и безопасности.
    • 4. Юридическое оформление права международных организаций на вмешательство
  • Глава II. Роль межгосударственных организаций в урегулировании вооруженного конфликта в Таджикистане
    • 1. Роль ООН в национальном примирении в Таджикистане
      • 1. 1. направление комиссии по установлению фактов.
      • 1. 2. наблюдатели и посреднические миссии
      • 1. 3. постоянная наблюдательная миссия
      • 1. 4. Мисси я наблюдателей Организации Объединенных Наций в Таджикистане (МНООНТ)
      • 1. 5. Комиссия по национальному примирению
      • 1. 6. Постконфликтное урегулирование
        • 1. 7. 0. ценка усилий Организация Объединенных Наций
  • §-2,Особенности миротворческой деятельности стран — членов Содружества Независимых Государств в Таджикистане.'.'.'
    • 2. 1. Правовые основы участия Содружества Независимых Государств в миротворческой деятельности
    • 2. 2. Практические шаги по урегулированию конфликта
    • 2. 3. Оценка операций Коллективных миротворческих сил
    • 3. Роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в мирном урегулировании конфликта в Таджикистане
  • Глава III. Роль и место некоторых международных неправительственных организаций в урегулировании вооруженного конфликта и постконфликтном миростроительстве в Таджикистане
    • 1. Правомерность участия международных неправительственных организаций в урегулировании конфликтов
      • 1. 1. Правовые основы участия неправительственных организаций в урегулировании конфликтов
      • 1. 2. Классификация неправительственных организаций и их функций
    • 2. Роль некоторых международных неправительственных организаций в урегулирование конфликта и постконфликтном миростроительстве в Таджикистане
      • 2. 1. Международный Комитет Красного Креста (МККК)
      • 2. 2. Фокус Гуманитарная Помощь США (Фокус)
      • 2. 3. Швейцарский фонд по разминированию

Международно-правовые основы участия международных организаций в урегулировании конфликта в Таджикистане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена значимостью событий, последовавших после объявления Таджикистаном независимости. Столкновение противоборствующих сил в республике и последовавшая затем гражданская война отражают характеристики нашего мира и позволяют судить об эффективных средствах урегулирования конфликтов.

Конфликт в Таджикистане чаще всего называют межклановым, однако его возникновение было обусловлено не только клановым мировоззрением населения и высокой степенью его религиозности, но и, тяжелым экономическим положением в стране к концу существования СССР, где Таджикистану было отведено.- 'место сырьевого источниканеразвитостью гражданского общества и распространенностью патриархальных устоев. С началом перестройки многие идеологические устремления, скрытые до того времени, стали выплескиваться наружувозникло мощное исламскодемократическое движение, началась жестокая борьба за власть. Противостояние между бывшей коммунистической элитой и национально-демократическими и исламскими силами перешло из политической сферы в этническо — клановую1.

Отличительная черта конфликта в Таджикистане — решительность воюющих группировок, которые продемонстрировали крайние формы жестокости и бесчеловечности". Основные боевые действия начались летом 1992 г. и длились до зимы 1994 г. За это время, по разным оценкам, погибло.

См.: Руа О. Межрегиональная динамика войны // Ассо1с1. М., 2001 .№ 10. С. 27.

2 См.: Шоисматуллоев Ш. Таджикистан в феврале 1990 года: начало всех начал//Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ. Ежегодник. М., 1994. С. 161−170. о от 40 до 100 тыс. человек. Кроме того, около 1 млн человек были вынуждены покинуть свое постоянное место жительства и стали беженцами. Общая сумма ущерба, причиненного народному хозяйству Таджикистана, составляет примерно 7 млрд долл. США4.

Еще одна характерная черта конфликта в Таджикистане — участие в нем различных иностранных организаций и граждан разных государств: в боевых действиях с обеих сторон активно участвовали наемники из России, Узбекистана, Прибалтики, Кавказа, афганские муджохиддины, инструкторы-арабы, а также значительное число уголовных элементов, выпущенных из тюрем 5.

Государственность Республики Таджикистан в начале 1990;х г. была весьма слабо развита. Республика еще не имела своей армии, а статус пограничных войск и войск бывшего Министерства обороны СССР не был определен. 1 Боевики Объединенной таджикской оппозиции атаковали пограничные заставы в основном с территории Афганистана. В целом Республика была не в состоянии самостоятельно принять решительные и эффективные меры для наведения порядка.

Значительное внимание таджикскому конфликту уделялось на уровне многих государств. Высокопоставленные государственные деятели, представители мировой общественности по справедливости придавали ему важное геополитическое значение. Постепенно приходило осознание того, что его урегулирование может быть достигнуто только на международном уровне.

3 См.: Тошмухаммадов М. Гражданская война в Таджикистане и поегконфликтное восстановление//Университет Хоккайдо. Центр Славянских исследований. 21st Century СОЕ Program «Making a Discipline of Slavic Eurasian Studies: Meso-Areas and Globalization». Саппоро, 2004. C.7.

4 См.: Выступление Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонова на Экономическом Форуме ОБСЕ в Праге 12 апреля 2000 г.//Таджикистан — ОБСЕ. Диалог и сотрудничество. Душанбе.2009 г. С.109.

5 См.: гам же.

Активными участниками мирного урегулирования конфликта стали международные, межгосударственные и неправительственные организации. Им принадлежит значительная роль и в постконфликтном строительстве в Республике. Основные боевые действия прекратились в 1994 г.- соглашение о мире и постконфликтном урегулировании было подписано в 1997 г. Таким образом, конфликт был погашен. Его нередко называют самым удачным случаем прекращения гражданской войны, и изучение его опыта может быть ценным подспорьем в поиске путей погашения подобных конфликтов.

Подход международных организаций как межгосударственных, так и негосударственных, к решению задач, возникающих в процессе внутренних конфликтов, на основе принятых ими учредительных документов, соотношение полномочий — международных организаций с полномочиями государств — все это стало объектом исследования в настоящей диссертации.

Степень научной разработанности темы. Хотя в литературе уделяется довольно много внимания внутренним конфликтам, большинство таких исследований носит общий характер. Эти вопросы рассматривали такие авторы, как А. Х. Абашидзе, A.JI. Адамишин, Ю. Я. Баскин, М. Бассиуни, C.B. Бахин, К. А. Бекяшев, Д. К. Бекяшев, Л. Н Галенская, B.C. Иваненко, К. Клаузевич, И. И. Коваленко, B.C. Котляр, И. И. Котляров, Дж. Камильери, В. М. Кулагин, C.B. Лекарев, Е. Г. Ляхов, С. А. Малипин, И. С. Марусин, Е. Г. Моисеев, Т. Н. Назаров, С. Райан, С. И. Рева, В. Ю. Сидоренко, Ж. И. Аманжалов, Ж. Спиро, Б. Р. Тузмухамедов, Д. А. Урсин, И. Усмон, Дж. Фолк. О. Н. Хлестов, Е. Р. Хэй, Е. А. Шибаева, М. Л. Энтин.

Конфликты в отдельных регионах анализировали В. И. Блищенко, В. А. Боженко, Е. Ю. Гуськова, A.M. Насырова, Д. В. Поликанов, В. П. Пряхип, А. Сатторзода, М. М. Солнцсва.

В том, что касается конфликта в Таджикистане, можно назвать работы В. Горяева, И. Д. Звягельской, У. А. Мансурова, Л. К. Мергановой, С. А. Раджабова, З. Х. Сайфуллаевой, К. Д. Собировой, М. Тошмухаммадова, Ш.

Шоисматуллоева. Отдельным аспектам мирного урегулирования внутренних вооруженных конфликтов посвящены работы A.C. Айманбетовой, Е. В. Андрюшина, Д. Г. Арутюнян, Х. П. Гессера, С. А. Егорова, A.C. Зайферта, К. П. Зуевой, С. Н. Иванова, Ж. Ф. Лавуайе, В. А. Местников, Д. О. Новикова, Э. Р. Рахматуллаева, Ю. Н. Сёмкиной, В. В. Шустова.

Отдельные вопросы поддержания международного мира и безопасности анализировались в работах: БХ. Бигуа, К. С. Вяткина, Р. Ш. Гарипова, Л. Х. Геграевой, X. Зарифи, К. О. Кононовой, Я. Кубиша, Г. И. Курдюкова, О. В. Лазебниковой, A.B. Лелькова, И. С. Лялиной, Г. Н. Макаровой, В. И. Маргиева, М. Тахира, А. О. Наумова, А. И. Никитина, С. А. Подшибякина, В. Ф. Пряхина, Э. Р. Рахматуллаева, О. Рой, О. Ю. Сорокиной, К. Сыотера, А. Д. Ротфельда, И. А. Шичанин.

Определенный интерес представляют труды ученых, посвященные тем или.

I I иным вопросам международного права, непосредственно касающимся темы диссертации, таких какМ.Н. Андрюхин, Н. И. Матузов, АЛО. Скуратова, Я. Ф. Федорчуков.

Однако при исследовании внутренних вооруженных конфликтов, как правило, не уделяется достаточного внимания анализу такого важного для мирового опыта конфликта в Таджикистане. Ни в российской, ни в европейской литературе нет работ, в которых бы рассматривались проблемы мирного урегулирования в Таджикистане в их совокупности.

Цель исследования — анализ правоотношений, складывающихся между международной организацией, занятой в урегулировании конфликта, и государством-сувереном соответствующей территории, методов формирования компетенции такой организации в данной сфере.

Достижение указанной цели исследования потребовало решения следующих научных задач:

— проанализировать теоретические основы участия международных организаций в урегулирование внутренних конфликтов;

— выяснить правовые основы участия международных организаций в урегулировании конфликтов внутри государства;

— проследить различия в компетенции универсальных организаций (ООН) и региональных организаций Лига арабских государств, Организация американских государств, Африканский союз, Европейский союз, Экономическое сообщество западноафриканских государств;

— исследовать особенности участия в миротворческих операциях организаций коллективной безопасности (НАТО и Организация договора о коллективной безопасности);

— установить основания для принятия мер со стороны международной организации (вооруженного конфликта, геноцида, наркоторговли и терроризма);

— исследовать межэтнические конфликты как угрозу международного мира и безопасности на примере конфликтов на африканском континенте, в бывшей Югославии, на пространстве бывшего СССР;

— проследить юридическое оформление права международных организаций на вмешательство;

— проанализировать роль межгосударственных организаций (ООН и ОБСЕ) в урегулировании вооруженного конфликта в Таджикистане;

— выявить особенности миротворческой деятельности Содружества Независимых Государств (далее СНГ) в Таджикистане;

— проанализировать роль и место ряда международных неправительственных организаций (далее НПО) • в урегулировании вооруженного конфликта и постконфликтном миростроителстве в Таджикистане, таких как Международной комитет Красного Креста, Фокус-гуманитарный помощь США, Швейцарский фонд по разминированию.

Нормативную базу исследования составляют документы различных уровней, в частности универсальные договоры общего международного права, резолюции и декларации, составляющие «мягкое» право, учредительные документы международных организаций, а также их акты внутреннего характера, и законодательство отдельных государств.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, а также общенаучные методы — сравнение, анализ, специальные методы — исторический, формально — логический, статистический, частные методы науки юриспруденции — сравнительно-правовой, технико-юридический.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в юридической науке предпринята попытка комплексного анализа международно-правовых основ вмешательства международных организациях в урегулирование внутритаджикского конфликта, рассматривается учреждение при посредничестве специального представителя Генерального секретаря ООН Комиссии по национальному примирению, состоящей из представители Объединенной таджикской оппозиции и Правительства Республики Таджикистан, с целыо реализации ранее достигнутых договоренностей, а также поэтапное мирное урегулирование конфликта.

На основании проведенного диссертантом исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Международные организации, занимающиеся урегулированием вооруженных конфликтов внутри государств, можно классифицировать в три группы:

— универсальная всемирная организация (ООН);

— региональные организации универсального характера (Организация американских государств, Лига арабских государств, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) — организации коллективной безопасности (Организация Североатлантического договора, Организация договор о коллективной безопасности).

Учредительные документы ни одной из этих международных организаций не содержат прямого уполномочия на вмешательство во внутренние вооруженные конфликты. Однако анализ нормативного и доктринального материала показывает, что и соответствующего запрещения нет, и оно не подразумевается. Поэтому на основании общего припципа права «что не запрещено, то разрешено», возможно расширение полномочий международной организации до права участия в урегулировании внутренних конфликтов. Такое расширение обусловлено «двойным согласием»:

— согласием всех членов организации на принципиальное расширение полномочий за пределы, установленные учредительными документами;

— согласием конкретного государства на вмешательство соответствующей организации.

2. Путем обычно-правового развития частью обязательства ООН по урегулированию внутренних конфликтов стало обязательство установления фактов. Хотя эта организация неоднократно выполняла функцию следственной комиссии, компетенция на выполнение этой функции в принципе является факультативной, и ООН выполняет ее по просьбе заинтересованных государств. В области урегулирования внутренних конфликтов данная функция приобрела императивный характер: Совет Безопасности не рассматривает вопрос о принятии принудительных или добровольных мер до тех пор, пока не будут установлены достоверные факты. Тем самым создан критерий правомерности его действий: в случае возникновения подозрений, чю Совет Безопасности злоупотребляет своими полномочиями, государство вправе предъявить к нему требование предварите л ьного установлен и яфактов.

3. Начиная с конца XX в. прослеживается связь между внутренними вооруженными конфликтами и ростом масштабов производства наркотических средств и наркоторговли, — основных источников финансирования террористов. Усилия международного сообщества вообще и международных организаций,* в частности, направленные на ограничение производства опийного мака, могут оказаться эффективными только при условии установления сильной государственной власти в самом Афганистане.

4. Неурегулированность межэтнических отношений может стать серьезным источником конфликта. Конфликты, порожденные межэтническими противоречиями, отличаются особой ожесточен! юс гью, их практически.

1. невозможно остановить. Для таких • конфликтов есть только одно средствопредупреждение. Межэтнические конфликты не могут возникнуть в государстве, которое добросовестно соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права относительно равенства народов и ликвидации любой расовой или этнической дискриминации. Императивной потребностью такого режима является имплементация во внутреннее право международных норм о защите прав человека.

5. Правовая урегулированность миротворческих операций есть обязательное условие их эффективности. Однако, как показал опыт использования миротворческих сил СНГ, предварительное детальное оформление может быть не всегда полезным. Ввод этих силна территорию Таджикистана вначале не был детально юридически оформлен, в частности, не было даже определенного мандата. Это позволило миротворческим силам СНГ гибко реагировать на изменение обстановки. Так, постепенно к их функциям была отнесена охрана границ Таджикистана, особенно на участке, соприкасавшемся с территорией Афганистанапозднее миротворческие силы принимали участие в транспортировке и сопровождении боевиков оппозиции из соседнего Афганистана на места временной дислокации по просьбе конфликтующих сторон. Таким образом, можно сделать вывод, что перечень функций миротворческих батальонов в договоре между международной организацией и принимающим государством не должен быть исчерпывающим.

6. Установлена тенденция эффективности межгосударственных организаций, с одной стороны, и неправительственных организаций, с другой. На стадии развернутой вооруженной борьбы решающая роль в содействии урегулированию конфликта принадлежит межгосударственным организациям, поскольку миротворческие силы нередко замещают юрисдикцию государства своей юрисдикцией. На стадии постконфликтного миростроительства большую помощь могут оказать неправительственные организации, так как их деятельность обычно сосредоточена на проблемах, непосредственно касающихся гражданского населения и представителям этих организаций легче завоевать доверие населения.

Теоретическая и практическая значимость работы. Положения и рекомендации исследования могут быть использованы для совершенствования методов миротворчества ООН и других международных организаций, а также для преподавания курсов права международных организаций, международного гуманитарного права, международной борьбы с преступностью, международной защиты прав человека, а также права международной безопасности. Практические рекомендации, сформулированные в работе, могут быть востребованы для совершенствования деятельности международных организации в своевременном реагировании на события угрожающие, а также нарушающие международный мир и безопасность, и урегулирования внутренних вооруженных конфликтов.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась и получила одобрение в Секторе международно — правовых исследований Института государства и права Российской Академии наук. Основные положения диссертации были изложены в научных публикациях авгорав выступлениях на научно — теоретических и научно-практических конференциях, проведенных, Институтом государства и права Российской Академии наук.

Структура диссертации обусловлена целями задачами, объемом работы.

Исследование состоит из: введениятрех глав, включающих девять параграфовзаключения и библиографии.

Заключение

.

В начале 1990;х гг. в Республике Таджикистан, как и в других республиках бывшего СССР, начался процесс демократизации общества. Возрождались национальная культура, национальные традиции, стал возможным плюрализм мнений и идеологий, получили свободу религиозные учреждения. В этот период в Таджикистане возникли новые партии, — в том числе Демократическая партия Таджикистана, общественно-политические ' движения «Растохез», Лаъли Бадахшон, Партия исламского возрождения и ¦ДР.

Вместе с тем обнажились явления, которым в советском Таджикистане не придавали значения либо их просто замалчивали, а именно — региональная и этническая разобщенность общества. Возникли противоречия между регионами: это ленинабадский регион (ныне Согдийская область) — кулябский регион (бывшая Кулябская область) — памирский регион (Горпо — Бадахшанская автономная область) — гармский регион (гармских групп районов и часть бывшей Кургантюбинской области) — гиссарский регион (районы Гиссар, Турсунзаде и Ленинский) и др. Создаваемые в стране партии и политические движения, которые поддерживали населения отдельных регионов, были настроены враждебно по отношению к коммунистической партии, представители которой занимали ключевые посты в руководстве республики. Коммунистическую партию в основном поддерживало население бывшей Ленинабадской и Кулябской областей.

Фактический захват и долгое удержание власти в руках выходцев из одного региона, формирование из них правящей элиты страны привели к тому, что и финансирование осуществлялось соответствующим образом: в развитие. северного региона вкладывалось примерно в 100 раз больше средств, чем в развитие южного. В то же время в других регионах наблюдалась аграрная перенаселенность, осложняемая нехваткой пригодных для сельскохозяйственной обработки земель (более 90% территории страны занимают горы)'38.

Поэтому когда ослабли рамки коммунистического режима, началась жесткая борьба за власть, вылившаяся в вооруженное противостояние.

Несмотря на наличие геополитических интересов многих государств в данном районе, ни одно из них не было в состоянии оказать Таджикистану эффективную помощь, и основная тяжесть подавления гражданской войны легла на международные (межгосударственные и неправительственные) организации.

Учредительные документы практически ни одной международной организации не предусматривают право на вмешательство в конфликты внутри государства. В связи с этим возникает вопрос о правомерности расширения полномочий такой организации путем принятия дополнительных документов, либо осуществления соответствующих мер без юридического закрепления. Среди обширного нормативного и доктринального материала диссертанту не удалось найти ни одного положения о принципиальной недопустимости такого расширения полномочий.

Патриарх советской науки в области международного права Г. И. Тункин еще 40 лет назад сделал вывод о существовании общепризнанной нормы международного права, согласно которой международные организации имеют «имманентную компетенцию», означающую, что любая международная организация может предпринимать действия, необходимые для достижения ее целей, независимо от конкретных постановлений уставов организации359.

Мнения о необходимости расширения полномочий международных организаций высказывается и зарубежными авторами. Нередко в литературе цитируется высказывание Президента США Ф. Рузвельта. После Ялтинской конференции он предсказал ООН судьбу полицейского, который сам будет.

358 См.: Егоров С. А. Вооруженные конфликты и международное право: дне. докт. юрид. наук. М., 1999. С. 236. лгл.

См.: Тункин Г. И. Теория международного права. М., 2000.С.288.

I, > решать, как ему действовать360. Действительно, вряд ли можно ожидать, что Устав ООН будет применяться неизменно в обстоятельствах, которые отличались от первоначальных. Один из зарубежных исследователей утверждает, что Устав ООН, несмотря па всю его прочность, никогда не.

361 действовал так, как это задумывалось его составителями .

В западной литературе весьма распространенной является точка зрения, что Устав ООН как учредительный документ международной организаций и фактически своего рода конституция международной системы должен t рассматриваться как «живой инструмент», и поэтому его следует соответственно толковать. Такое толкование, «развивающее» функции Совета Безопасности, учитывает нормы, относящиеся к объекту и целям Устава, в контексте их последующего применения.

Кандидатская диссертация О. Ю. Сорокиной была посвящена вопросу об.

•Э (L Т объеме компетенции Совета Безопасности.

ООЫ Кроме приводившихся выше доводов целесообразности и практической необходимости, она подошла к решению этого вопроса с точки зрения теории международного права. О. Ю. Сорокина исходит из того, что Совет Безопасности — главный < орган ООН, отвечающий за поддержание международного мира и безопасности, действует от имени всех членов Организации. Решение, принятое им, — это решение всех государств — членов. Поэтому она считает возможным расценивать такое решение как практическую меру, принимаемую всеми членами международного сообщества, т. е. как единообразное повторяющееся поведение всех субъектов международного права, что и составляет суть формирования обычной нормы международного права. Такая ситуация, по ее мнению, попадает под действие сг.31 Венской 360 См.: Roosevelt F. Message to Congiess Regarding the Yalta Conference. March 1945, President’s Personal File 1820 (speech 1572), FDR Library. Hyde Park, New York.

361 См.: Wedgwood R. Unilateral Action In The UN System// EJIL 2000, June 2000. P.349.

362 См.: SimmaB. (ed). The Charter of the United Nations: A Commentary (2nd ed.). L. 2002. P. 19−22.

См.: Сорокина О. Ю. Полномочия Совета Безопасности Организации Объединенных Наций: дис. канд. юрид. наук. М., 2009.145. конвенции о праве международных договоров, и решения Совета — это этап в формировании международного обычая364. Однако одного принятия решения Советом Безопасности недостаточно, чтобы констатировать образование новой нормыО.Ю.Сорокина не говорит прямо, но из приводимых ею примеров следует, что каждый такой случай требует одобрения государств — членов. По некоторым решениям Совета разворачивалась острая полемика в различных органах ООН, и многие государства не признавали правомерность этих решений365.

В качестве критерия правомерности расширения полномочий Совета • Безопасности О.Ю.Сорокина-предлагает п. 2 ст.24 Устава ООН: Совет обязан действовать в соответствии с целями и принципами ООН, изложенными в ст. 1 и 2 Уставано отмечает, что один из принципов, а именно принцип невмешательства во внутренние дела государств (п. 7 ст.2), неприменим к действиям Совета согласно гл. VI и VII. Такая позиция разделяется многими авторами366.

Общее мнение ученых сводится к тому, что критерии правомерности расширения компетенции международной организации едины для всех предпринимаемых ими действий и для всех организаций367.

В сущности, на тех же основаниях базируются и решения, принимаемые в региональных организациях и даже в экономических объединениях. Самое очевидное соображение, которое ими движет, — это целесообразность. Представители государств, принимающие решения, стремятся достичь.

364 См.: Сорокина О. Ю. Указ. соч. С. 159 — 161.

365 См., например: Certain Expenses of the United Nations (Article 17, paragraph 2 of the Charter), Advisory Opinion of 20 July 1962. 1С J Reports, p. 150, at p. 192 (sep. op. Sir Percy Spender) — Legal Consequences for States of the Continued Presence of South Africa in Namibia notwithstanding Security Council Resolution 276 (1970), Advisory Opinion of21 June 1971, ICJ Reports, p. 16, at p. 22.

366 См, например: Wet de, E. The Chapter VIJ Powers of the United Nations Security Council. '2004.

367 Schachter O. Authorized Uses of Force by the United Nations and Regional Organizations//Law and Force in the New International Order, Lori Fisler Damrosch and David J. Scheffer eds., 1991 поставленной перед ними цели и как, принято в дипломатии, действуют в рамках возможного. Если при этом буква уставного документа не предоставляет им прямой возможности, они действуют так, чтобы их цели совпали с целями организации. В этом процессе критерием становятся ценности, отраженные в целях и принципах организации и наиболее четко выраженные в основных, общепризнанных принципах международного права, сформулированных в нормах jus cogens. Поэтому общепризнанные принципы и нормы международного права выступают единственным надежным критерием правомерности расширения компетенции международной универсальной или региональной организации.

Однако, как показывает практика, международная организация, считая расширение полномочийнеобходимым, не может действовать, исходя исключительно из собственного усмотрения. И в ООН, и в региональных организациях соответствующее решение принимается всегда одним из главных органов. Это особенно хорошо видно на примере ООН, где решение принимается Советом Безопасности, действующим от имени всех членов Организации. Однако и согласия членов организации недостаточно. Такое решение принимается или по инициативе самого государства, в котором имеет место конфликт, или с его согласия.

В силу культурного релятивизма'368 ценности, лежащие в основе учредительных документов тех или иных региональных организаций, могут различаться. Поэтому степень, масштабы и цели вмешательства организации в урегулирование внутренних конфликтов также могут быт различными. Такие различия правомерны при условии, что они не выходят за рамки принципов и норм, признанных всем человечеством и воплощенных в Уставе — ООН. Главное противоречие, которое требует разрешения, в случае вмешательства международной организации во внутренний вооруженный.

368 Cm.: Almqvist J. Human Rights, Culture and the Rule of Law. 2005. P. 177−201. конфликт, — это противоречие между императивными обязательствами. '1 поддержания международного мира и безопасности, с одной стороны, и запретом вмешательства во внутренние дела государства — с другой. Очевидно, что объектом международного воздействия может быть не любой конфликт, а обладающий специфическими характеристиками. Анализ решений Совета Безопасности ООН показывает, что он оценивает вооруженный конфликт так же, как иные ситуации, выявляя наличие угрозы международному миру, и степень нарушения прав человека. Хотя на I протяжении всей истории ООН угроза миру рассматривалась как (содержащая элемент межгосударственных отношений, в последние годы Совет Безопасности проявляет готовность считать массовое нарушение прав человека, даже если события -.связанные с этим, не пересекают границ,.

369 угрозой миру .

Анализ документов, принимавшихся различными органами ООН в этой области, свидетельствует о первостепенной необходимости получения достоверной информации. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи (например, Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасное I и, и о роли ООН в • этой области от 5 декабря 1988 г.- Декларация об установлении фактов ООН в области поддержания международного мира и безопасности от 9 декабря 1991 г.) указывают пути и методы осуществления мероприятий по установлению фактов с целью «быть полностью осведомленными обо всех соответствующих фактах». Эти положения стали частью доклада Генерального секретаря ООН «Повес пса дня для мира» 1992 г. Таким образом, к компетенции ООН по предотвращению и ликвидации угрозы миру и международной безопасности отнесена функция установления фактов. Ее яркое проявление мы видим во время урегулирования конфликта в Таджикистане, когда сначала в республику направлялись временные, а ' позднее постоянная миссия по сбору информации.

369 См.: Сорокина О. Ю. Указ. соч. С. 142.

Отдельные серьезные нарушения международного права, такие как геноцид, или наркоторговля, не всегда являются неотделимой частью вооруженного конфликта. Совет Безопасности, рассматривая тот или иной случай, требующий его вмешательства, не ставит квалификацию вооруженного конфликта как угрозы международному 'миру в зависимость от наличия преступлений в сфере международного права, совершаемых воюющими сторонами. Но наличие таких действий делает более вероятным такую квалификацию.

Характерной особенностью конфликта в Таджикистане было присутствие наркоторговли. В конце XX в. особенно зримо стала прослеживаться связь между внутренними вооруженными конфликтами и ростом масштабов «производства и торговли наркотических средств. В частности-, в Афганистане одним из внутренних источников финансирования внутреннего вооруженного «конфликта был именно наркобизнес. По некоторым данным, доходы моджахедов от сборов с производства и торговли опием в 1980; е гг., которые использовались для приобретения оружия, составляли до 20 млн долл. в год (около 10% от общего объема их финансирован! шУ'. В 1999 г. на контролируемых, талибами территориях было выращен рекордный урожай опийного мака — 97% всего собранно в Афганистане и произведено 79% всего.

371 нелегального опия в мире. В ряде резолюций Совета Безопасности обращалось внимание на связь между наркоторговлей и возможностями афганского Талибана содействовать вооруженным формированиям, ведущим войну на территории Таджикистана.

Представляется, что мировое сообщество пока не выработала эффективных средств борьбы с этим явлением, которое можно уверенно характеризовать как угрозу миру. Проблема заключается в том, что производством наркотических средств занимаются частные лица, для.

370 В 1980 -е гг. Афганистан стал одним из ведущих производителей опия в мире. С 1980 г. по 1990 г.,-.производство опия в стране возросло с 200 до 1570 т. в год. В 1994 по 2000 г.,.

• общий среднегодовой доход крестьян от продажи опия составлял около 150.млн. долл. См.: Степанова Е. А. Роль наркобизнеса в политэкономии конфликтов и терроризма. М., 2005, с. 55.

371 См.: там же. С.65−66.: которых опийный мак — очень выгодная сельскохозяйственная культура, не требующая больших физических и финансовых затрат. В силу этого усилия международного сообщества и в частности, направленныена ограничение производства мака, могут оказаться эффективным только при условии установления сильной государственной власти. В настоящее время принимаются меры к пресечению переправки наркотиков через границу Таджикистана с Афганистаном. По мнению диссертанта было бы целесообразным установление своеобразного «антинаркотического санитарного кордона» на основе соглашения, заключенного между государствами, граничащими с Афганистаном, например, в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

Взаимосвязь между террористическими актами и внутренними конфликтами прослеживается и в тех случаях, когда террористы особенно активно используют какую-либо отдельную область человеческой деятельности. Так, в конце XX в. неоднократно отмечались захваты воздушных и морских судовпосле принятия ряда специализированных конвенций данный вид преступности удалось в целом поставить под контроль. Позднее озабоченность стали вызывать также безопасность ядерных материалов и атомных электростанции. Безусловно, строительство атомных электростанции и ядерных реакторов способствует экономическому росту государств. Но вместе с тем существует угроза захвата таких станции террористами, и составляют реальную угрозу международному миру и безопасности. Учитывая это, международная Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. призывает государства развивать сотрудничество в сфере предотвращения террористических нападений посредством обмена информацией и оказания взаимной помощи (п. 1 ст.7.).

372 См.: Международное публичное право: сб. документов// сост. К. А. Бекяшев, Д. К. Бекяшев. С. 1083.

Как показали события во многих государствах Африки, Азии и Европы, а также в Таджикистане, нерешенность межэтнических отношений может стать серьезным источником конфликта. Такие конфликты, отличаются особенной ожесточенностью, их практически невозможно остановить. Существует только одно средство — их предупреждение. Межэтнические конфликты не могут возникнуть в государстве, которое добросовестно соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права относительно равенства народов и ликвидации любой расовой или этнической дискриминации. Императивной потребностью такого режима является повсеместная имплементация во внутреннее право международных норм о защите прав человека.

Немаловажную роль в урегулировании внутренних вооруженных конфликтов, играют международные организации. Что касается Таджикистана, то миротворческие операции направление на разрешение конфликта в Республике, имели ряд особенностей.

1. Миротворческие силы СНГ были введены на территорию Республики Таджикистан на основе одностороннего обращения без подписания соглашения о прекращении огня, но поэтапно эти силы добились того, что конфликт начал решатся на политическом уровне (Соглашение о прекращении огня, обращение к главам государств — членов СНГ о содействии в выполнении условий Соглашения).

2. Миротворческие силыСНГ совместно с таджикскими и российскими пограничниками охраняли таджикско-афганскую границу, что во многом способствовало предотвращению, эскалации конфликта и масштабной контрабанды оружия, боеприпасов, наркотиков и пресечения границ Содружества международным террористам со стороны соседнего Афганистана.

3. Операция не имела определенного мандата, но в процессе урегулирования конфликта в связи с возникшей необходимостью, отдельным решением глав государств мандат был определен и одобрен Советом Безопасности ООН, что способствовало урегулированию конфликта.

4. Тесное взаимодействие в миротворческой миссии региональных организаций с универсальной организацией (МНООНТ), ОБСЕ, Правительством Республики Таджикистан и руководством Объединенной таджикской оппозиции, а также оперативное принятие мер. в кризисных ситуациях является одной из причин успешности операции по поддержанию мира СЫГ и урегулирование внутритаджикского конфликта.

5. Транспортировка и сопровождение боевиков Объединенной таджикской оппозиции из соседнего Афганистана на места временной дислокации по просьбе конфликтующих сторон и недопущение провокаций с их стороны является одним из основных вкладов Коллективных миротворческих сил СНГ в урегулирование внутритаджикского конфликта. Охрана жизненно важных объектов не только для Республики Таджикистан, а для всей Центральной Азии, а также охрана МНООНТ согласно с мандатом является уникальных особенностей Коллективных миротворческих сил СНГ в эт ой республике.

Трудно оценить роль МККК в осуществлении гуманитарной деятельности по содействию в мирном урегулировании конфликта в Таджикистане. Открыв свое представительство в Республике Таджикистан, МККК способствовал присоединению Республики к четырем Женевским конвенциям, двум дополнительным протоколам к ним и распространению норм международного гуманитарного право среди конфликтующих сторон, а также контроль за соблюдение этих норм.

Представители МККК оказывали гуманитарную помощь (медикаменты, продукты питания и другие необходимые вещи) беженцам и лицам, оставшиеся в результате конфликтов без кровы. Беспристрастные встречи с военнопленными, наблюдение за ходом их обмена способствовало реализации Исламабадского, и Алма-атинского соглашений, а также Общего соглашения и об установлении мира и согласия.

МККК оказывал содействие в распространении информации ' об опасности мин, оставшихся после боевых действий, в предотвращении.

I распространении инфекционных заболеваний, угроза которых возникла в результате военных действий.

Вклад Швейцарского Фонда по разминированию в постконфликтном миростроительстве Республики Таджикистан, заключается в следующем: содействие в разминировании земель сельскохозяйственного пользования, водообеспечивающих каналов, дорожных коммуникацийподготовка саперов из числа таджикских военнослужащих для ускорения выполнения программы по разминированию в Республикесодействие в привлечении иностранных инвестиций для постконфликтного миростроительства в Республике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. иКЬ:?у?.ип.о^ (дата обращения: 23.02.2011).
  2. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. // Международное публичное право: сб. документов / сост. К. А. Бекяшев, Д. К. Бекяшев. М.: Проспект, 2009. — С. 175−198.
  3. Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. // Там же. — С.768−788.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах о г 16 декабря 1966 от 16 декабря 1966 г. // Там же. С. 231−242.
  5. Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. // Действующее международное право: сб. документов / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривичкова. В 3 то. Т.Ш. М.: МНИМП, 1999.-С. 15−17.
  6. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. //
  7. URL:http://www.un.ol-g/ru/documents Ьип! (дата обращения: 20.03. 2011).
  8. Международная Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. // Международное публичное право: сб. документов / сост. К. А. Бекягиев, Д. К Бекяшев. М.: Проспект, 2009. — С. 1081 -1090.
  9. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/688 от 5 апреля 1991 г. URL: www.un.org (дата обращения: 23.03. 2011).
  10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 46/59 ГА от 9 декабря 1991 г. // Там же.
  11. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/733 от 23 января 1992 г. // Там же.
  12. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/738 от 29 января 1992 г. // Там же.
  13. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/748 от 31 марта 1992 г. // Там же.
  14. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/827 от 25 мая 1993 г. // Там же.
  15. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/841 от 16 июня 1993 г. //, Там же.
  16. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/955 от 8 ноября 1994 г. // Там же.
  17. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/968 от 16 декабря 1994 г. // Там же.
  18. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/1138 от 14 ноября 1997 г. // Там же.
  19. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/1214 от 8 декабря 1998 г. // Там же.
  20. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/1269 от 10 октября 1999 г. // Там же.
  21. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/1353 от 13 июня 2001 г. Приложение П. URL: www.un.org (дата обращения: 01.03. 2011).
  22. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/1363 от 30 июля 2001 г. // Там же.
  23. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/1368 от 12 сентября 2001 г. // Там же.
  24. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/1373 от 28 сентября 2001 г. // Там же.
  25. Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/1377 от 12 ноября 2001 г. // Там же.
  26. Резолюция ЭКОСОС 3(111) от 21 июня 1946 г. // Там же.
  27. Резолюция ЭКОСОС 288 В (Х) от 27 февраля 1950 г. // Там же.
  28. Резолюция ЭКОСОС ' 1996/31 от 25 шоня 1996 г. //http://www.un.org/ru/ecosoc/docs/1996/rl996−31 .pdf (дата обращение: 12.03.2011).
  29. Документ ООН A/RES/96(I) от 11 декабря 1946 г. URL: Vww.un.org (дата обращения: 23.02.2011).
  30. Документ ООН A/RES/377 (V) от 3 ноября 1950 г. // Там же.
  31. Документ ООН S/6896 (1965) от 11 ноября 1965 г. // Там же.
  32. Документ ООН А/45/594 от 9 октября 1990 г. // Там же.
  33. Документ ООН S/PV.3046 от 31 января 1992 г. // Там же.
  34. Документ ООН A/RES/46/228 от 2 марта 1992 г. // Там же.
  35. Документ ООН А/47/277 от 1 июля 1992 г. // Там же.
  36. Документ ООН S/24 739 от 20 октября 1992 г. // Там же.
  37. Документ ООН S/25 697 от 26 апреля 1993 г. // Там же.
  38. Документ ООН S/26 311 от 16 августа 1993 г. // Там же.
  39. Документ ООН S/26 341 от 23 августа 1993 г. URL: www.un.org (дата обращения: 07.03. 2011).
  40. Документ ООН Б/26 610 от 21 октября 1993 г. // Там же.
  41. Документ ООН 5/1994/379 от 4 апреля 1994 г. // Там же.
  42. Документ ООН 8/1994/893 от 28 июля 1994 г. // Там же.
  43. Документ ООН 5/1994/542 от 5 мая 1994 г. // Там же.
  44. Документ ООН 8/1994/716 от 16 июня 1994 г.// Там же.
  45. Документ ООН 8/1994/1102 от 27 сентября 1994 г. // Там же.
  46. Документ ООН 8/1994/1363 от 30 ноября 1994 г. // Там же.
  47. Документ ООН 8/1995/390 от 12 мая 1995 г. // Там же.
  48. Документ ООН 8/1995/472 от 10 июня 1995 г. // Там же.
  49. Документ ООН 8/1995/799 от 16 сентября 1995 г. // Там же.
  50. Документ ООН 8/1997/415 от 30 мая 1997 г. // Там же.
  51. Документ ООН 8/1997/686 от 4 сентября 1997 г. // Там же.
  52. Документ ООН 43/51 от 5 декабря 1988 г. // Там же.
  53. Документ ООН 8/РЯ8Т/2000/17 от 12 мая 2000 г. // Там же. .
  54. Документ ООН 8/РУ.4140 от 12 мая 2000 г. // Там же.
  55. Документ ООН 8/РЯ8Т/2002/42 от 20 декабря 2002 г. // Там же. 57.3аключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в
  56. Европе 1 августа 1975 г.// Международное публичное право: сб. документов / сост. К. А. Бекяшев, Д. К. Бекягиев. М.: Проспект, 2009. — С. 68 — 73.
  57. Парижская Хартия для новой Европы от 21 ноября 1990 г. // Лазебникова О. В., Вяткин КС. От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах 1973−1994: В 3 т. Т.П. М.: Наука, 1997. С. 303 -316.
  58. Хельсинский документ 1992 г. «Вызов времени перемен» // Там же. 323 332.
  59. Хельсинские решения от 1992 г. // Там же. С. 333 367.
  60. Хартия европейской безопасности от 19 ноября 1999 г. // Там же. Т.З. С. 100 — 115.
  61. Маастрихтский договор Европейского Союза от 7 февраля 1992 г. URL: http://eulaw.edu.ru/documcnts/legislation/uchred docs/cvrjsoiuz nice. htm (дата обращения: 23.03.2011).
  62. Амстердамский договор Европейского союза от 17 июня 1997 г. URL: http://eulaw.edu.m/documents/articles/amsterd dogovor. htm (дата обращения:2202.2011). ¦
  63. Кёльнское соглашение Европейского союза от 4 июня 1999 г. URL: http://society.polbu.ru/torkunov felations/ch44all.html (дата обращения: 23.02. 2011).
  64. Хельсинском документ Европейского союза от 11 декабря 1999 г. // Новикова Д. О. Новые инструменты международного кризисного урегулирования: опыт Европейского Союза". М.: МГИМО Университет, 2009. С.33−47.
  65. Ниццкий договор Европейского Союза от 2001 г. URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/uchrcd docs/evrsoiuz nice. htm (дата обращения: 23.02. 2011).
  66. Европейская Конвекция о признании правосубъектности международных неправительственных организаций от 24 апреля 1986 г. // Международное публичное право: сб. документов / сост. К. А. Бекяшев, Д. К. Бекяшев. М.: Проспект, 2009. — С. 371−379.
  67. Устав Организации Американских Государств от 30 апреля 1948 г. // URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=:145 (дата обращения: 13.03. 2011).
  68. Устав Лига Нации от 28 июня 1919 г.// Международное публичное право: ' сб. документов / сост. К. А. Бекяшев, Д. К. Бекяшев. М.: Проспект, «2009. — С.40.46.
  69. Североатлантический, договор от 4 апреля 1949 г. // Справочник НАТО: Юбилейное издание к пятидесятой годовщине НАТО. Брюссель, 1988. -С.404−408.
  70. Стратегическая концепция Североатлантического союза от 8 ноября 1991 г. URL: http://www.nato.int/docu/other/ru/1999/p99−065r.htm (дата обращения: 01.03.2011).
  71. Стратегическая концепция Североатлантического союза от 24 апреля 1999 г. URL: http://www.nato.int/docu/other/ru/1999/p99−065r.htm (дата обращения: 01.03. 201 1).
  72. Пакт Лиги Арабских Государств от 10 мая 1945 г. // URL: http://constitutions.ru/archives/511. (дата обращения: 03.03.2011).
  73. Договор о совместной обороне и экономическом сотрудничестве Лиги арабских государств от 17 июня 1950 г. URL: http://www.worldislamlaw.ru/128 (дата обращения: 03.03.2011).
  74. Учредительный акт Африканского союза от 12 июня 2000 г. // Московский журнал международного права. 2003.№ 3. С. 241 — 245.
  75. Устав Содружество Независимых государств от 1993 г. // Международное публичное право: сб. документов / сост. К. А. Бекягиее, Д. К. Бекяшев. М.: Проспект, 2009. — С.425 — 432.
  76. Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ от 20 марта 1992 г.//Дипломатический вестник. 1992. № 7. С.11−13.
  77. Соглашение Содружестве Независимых государств о сотрудничестве по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992 г.//Бюллетень международных договоров. 199 г. № 10. С. 16 19.
  78. Соглашение СНГ о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 г. // Действующеемеждународное право: сб. документов / сост. IO.M. Колосов, Э. С. Кривичкова. В 3 то. T.II. М.: МНИМП, 1997. — С. 820 — 823.
  79. Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов» от 24 сентября 1993 г. URL: www.un.org (дата обращение: 08.03. 2011).
  80. Концепции о предотвращении и урегулировании конфликтов на территории государств-участников Содружества Независимых Государств от 19 января 1996 г. // Дипломатический вестник. 1996. № 2. С. 38 — 42.
  81. Решение Экономического суда СНГ от 31 марта 1994 г. № 01/94 «О толковании учредительных документов Содружества"//Решения Экономического суда Содружества Независимых Государств. Минск. 2007. С. 6 7.
  82. Устав Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца от 1986 г. // Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца: сб. уставов и других докумен тов. М.: МККК, 1995. — С. 9−33.
  83. Устав Международного Комитета Красного Креста от 24 июня 1998 г. // Там же. С. 67−75.
  84. Соглашение между Международным Комитетом Красного Креста и Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. // Там же. С. 54 — 66.
  85. Конвенция о законах и обычиях сухопутной войны от 18 октября 1907 г. с приложениями. // Международное публичное право: сб. документов / сост. К. А. Бекяшев, Д. К. Бекяшев. М.: Проспект, 2009. — С. 881−890.
  86. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г. (I) // Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и дополнительные протоколы к ним. М. МККК, 2001. — С. 736.
  87. Женевская конвенция об улучшении учасги раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г.(П) // Там же. --С. 36 62.
  88. Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.(III) // Там же. С. 65−146.
  89. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1941 г.(1У)//. Там же. С. 149−223.
  90. Дополнительный протокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г. касающиеся жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г. // Там же. С. 227−3 14.
  91. Дополнительный протокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г. касаютциеся жертв вооруженных конфликтов не международного характера (Протокол I) от 8 июня 1977 г. // Там же. С. 227−314.
  92. Договоре о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // Международное публичное право: сб. документов / сост. К. А. Бекяшев, Д. К Бекяшев. М.: Проспект, 2009. — С.491−493.
  93. Решение Совета коллективной безопасности от 14 мая 2002 г. „О придании Договору о коллективной безопасности статусамеждународной региональной организации“ URL: [email protected] (дата обращения: 01.03. 2011).
  94. Устава Организации договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г. URL: http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm (дата обращения: 01.03.2011).
  95. Концепция формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности от 18 июня 2004 г. URL: [email protected] (дата обращения: 01.03.2011).
  96. Соглашение о миротворнее Kofi деятельности Организации Договора о коллективной безопасности от 6 октября 2007 г. URL: [email protected] (дата обращения: 01.03.2011).
  97. Соглашение о создании Экономическое сообщество Западноафриканских государств от 28 мая 1975 г. // Бахин С. В, Галенская Л. Н, I
  98. B.C., Малинин С. А., Марусин И. С., Сидоренко В. Ю. Энциклопедия международных организаций. В 2 то. Т. 1 .Спб., 2003. С. 184 — 185.
  99. Протокол ЭКОВАС о создании субрегионального механизма по предотвращению, разрешению и урегулированию конфликтов, поддержанию мира и безопасности 1999 г. URL: www.comm.ecowas.int/sec/index.php?id=apl01299&lang=en (дата обращения: 01.03.2011).
  100. Устав Федерация мира и согласие// Брошюра Федерации мира и согласия, М.: 2007. С. 12−18.
  101. Устав Швейцарского Фонда по разминированию // Архив Министерства юстиции Республики Таджикистан 2010 г.
  102. Соглашение о правовом статусе воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, находящийся на территории
  103. Республики Таджикистан от 25 мая 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 10.
  104. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан», от 25 мая 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 8,
  105. Соглашение между Российской Федерации и Республикой Таджикистан о правовом статусе пограничных войск Российской Федерации, находящиеся на территории Республики Таджикистан подписанное 25 мая 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 11.
  106. Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Швейцарским фондом по разминированию о сотрудничестве в области разминирования от 19 .июня 2003 г. // Архив Министерства, юстиции Республик Таджикистан 2003 г.
  107. Конституция Российской Федерации 1993 г.
  108. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 21. Ст. 1930.
  109. Конституция Республики Таджикистан 1994 г.
  110. Постановление Верховного Совета Республики Таджикистан от 9 сентября 1991 г. «О провозглашение государственной независимости Республики Таджикистан», // Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР, 1991, N18. С. 239.
  111. Законе Республики Таджикистан «об общественных объединениях» от 12 мая 2007 г. № 258 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2007. № 5. Ст. 363.
  112. Политические заявления, декларации, интервью.
  113. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Международное публичное право: сб. документов / сост. К. А. Бекяшев, Д. К. Бекяшев. М.: Проспект, 2009.-С. 221−224.
  114. Выступление Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонова на Экономическом форуме ОБСЕ’в Праге 12 апреля 2000 г. // Там же. — С. 108 114.
  115. Декларация о суверенитете Таджикской ССР от 24 августа 1990 г.// Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1990. N16. Ст. 236.
  116. Декларация об установлении фактов ООН в области поддержания международного мира и безопасности от 9 декабря 1991 г. URL: http://www.un.org/ru/depts/ola/chartercomm.shtml.(дата обращения: 23.03. 2011).
  117. Декларация Хельсинской встречи СБСЕ от 10 июлю 1992 г. // Лазебникова О. В., Вяткин. К. С. От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах 1973−1994: В 3 то. T.II. М.: Наука. 1997 г. — С. 323 -332.
  118. Декларация о неприкосновенности границ // Дипломатический вестник. 1993. № 17- 18. С. 9−10.
  119. Заявление глав государств СНГ от 22 января 1993 г. // Дипломатический вестник. 1993 г. № 3 4. С. 40 — 41.
  120. Я. Послание по поводу 15-й годовщины отношения Республики Таджикистан и ОБСЕ // Таджикистан ОБСЕ: диалог и сотрудничество. Душанбе, 2009. — С. 50 — 51.
  121. В.Ф. Таджикистан и ОБСЕ. Глобальные проблемы на срезе одной страны.// Таджикистан — ОБСЕ: диалог и сотрудничество. Душанбе, 2009. С 52−67.
  122. Монографии, учебники, учебные пособия.
  123. М.Н. Геноцид тягчайшее преступление против человечества. М.: Госюриздат, 1961. — 127 с.
  124. АХ., Урсин Д.А Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М.: РУДН, 2002. — 159с.
  125. И.П. Международные организации. М.: РУДН, 1994. -305с.
  126. Бекяшев К. А, Моисеев Е. Г. Международное публичное право.М.: Проспект, 2008. 224 с.
  127. Р.Ш. Региональная коллективная безопасность на примере ОБСЕ. Казань: Татар, гос. гуманитар. — пед. ун-т, 2009. — 198 с.
  128. Е.Ю. Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии. М.: ИНИОНРАН, 1998. 156с.
  129. Х.П. Международное гуманитарное право. Введение. М.: МККК, 1999. 128 с.
  130. У.Д., Клименко Б. М., Кузнецов И. В., Стифан П. Б., Тузмухаммедов Б. Р. Международное право и международная безопасность: военная и политическая области. М.: Международные отношения, 1991.376 с.
  131. И.Д. Три конфликта: инерция распада постсоветского пространства. М., 1996. — 58 с.
  132. А., Звягелъская И. Д. Развитие политической ситуации в государствах Центральной Азии в контексте трансформации. М.: ЦСПИ- ИВ РАН, 2010.-52 с.
  133. X. Таджикистан ОБСЕ: диалог и сотрудничество. Душанбе: Ирфон, 2009. — 324.
  134. И.И. Международные неправительственные организации. М.: Междунар. Отношения. 1976. 167 с.
  135. П.А. Политический терроризм: Криминологическая характеристика и меры сдерживания. Нижнекамск: НКФ МГЭИ, 1998. — 40 с.
  136. Ю.М., Кривичкова Э. С. Международное право. М.: Международные отношения, 2000. — 720 с.
  137. В.М. Международная безопасность: уч. пособие. М.: Аспект Пресс, 2006, — 319с.
  138. Ковалев А. А, Черниченко C.B. Международное право. М.: Омега-JT, 2006.-832 с.
  139. Курдюков Г. И, Макарова Г. Н. Роль организация по Безопасности и Сотрудничестве в Европы (ОБСЕ/СБСЕ) в развитии мирового политического процесса на рубеже XXI века. Казань: Новое знания, 2008 г. — 129 с.
  140. B.C. Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО. — Казань: Центр инновационных технологий, 2008. -480 с.
  141. Д. Б. Ответственность государства в современном международном праве. М.: Международные отношения, 1966. 151с.
  142. И.И. Механизм международно-правового регулирования. -Киев: Вища шк, 1980. 164 с.
  143. Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. — М.: Международные отношения, 1991.-216 с.
  144. Е.Г., Попов A.B. Терроризм: национальный, и международный контроль. М. Ростов — на Д.: РЮИ МВД России. 1999. — 436 с.
  145. Е.Г., Ляхов Д. Е. Международное институциональные контртеррористические системы: учеб. пособие. М.: Московский университет МВД России, 2004. — 91 с.
  146. Г. И. Курс международного права: В 6 то. Том V. Основные институты и отрасли современного международного права. М.: Наука, 1969. — 445 с.
  147. Е.Г. Россия в современном мире. Международно-правовые и внешнеполитические аспекты. Кн. I. М.: ЗАО «Книга и бизнес», 2002. — 376 с.
  148. Никитин А. Н, Хлестов ОН., Федоров? O.E., Демуренко A.B., Миротворческие операции в СНГ. Международно-правовые, политические, организационные аспекты. М.: Транспечать. 1998. — 176 с.
  149. А.Н. Миротворческие операции: концепция и практика. Научные доклады. М.: Московский научный фонд. 2000. — 188 с.
  150. А.И., Андрющина Е. В. Международные конфликты и миротворчество. Учеб. пособие. М.: Университетский гуманитарный лицей, 2007.-122 с.
  151. Л.И. Конфликты, терроризм, миротворчество. M.: Navona, 2009.-232 с.
  152. Т.Н. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество. Минск, 2002. — 250 с.
  153. Т.Н. Таджикистан: экономический рост, интеграция и региональное сотрудничество. Душанбе: УИ МИД РТ, 2004. — 284 с.
  154. Новикова Д. О Новые инструменты международного кризисного урегулирования: опыт Европейского Союза. М.: МГИМО — Университет, 2009.- 112 с.
  155. Организованный терроризм и организованная преступность / под ред. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002. — 304 с.
  156. В.В. С пальмовой ветвью мира. Ф. Ф. Мартене юрист, дипломат, публицист. М.: Междупар. Отношения, 1993. — 288 с.
  157. Д.В. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию. М.: Институт Африки РАН, 1998. — 1 91 с.
  158. С. А. Правовой статус международных неправительственных организаций. М. 2006. — 127 с.
  159. Э.Р. Дипломатия Таджикистана. Душанбе. 1994. — 28с.
  160. С.А. Международное гуманитарное право в Республике Таджикистан. — Душанбе: Деваштич, 2007. 352 с.
  161. КН. Современные проблемы терроризма. М.: Щит-М, 2000. -216с.
  162. Е.А. Роль наркобизнеса в политэкономии конфликтов и терроризма. — М.: Весь мир, 2005. 312 с.
  163. Г. И. Теория Международного права. М.: Зеркало, 2000. -385 с.
  164. Г. И. Теория Международного права. М. Зеркало, 2006. — 416с.
  165. В.Л. Международное право: практика применения. Консультативные заключения Международного Суда ООН. М.: МЗ-Пресс, 2004.- 167 с.
  166. В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М.: Логос, 2005. — 944 с.. '
  167. Е.А. Право международных организаций. М.: Международные отношения, 1986. 160 с.
  168. Г. Г. Юридическая природа СНГ// Международное право: учебник. М., 2003.
  169. Статьи в научно практических изданиях
  170. АманжаловЖ.И. Центральноазиатский вектор деятельности ОБСЕ и Республика Казахстан. Московский журнал международного права. -М., 2000.-№ 1.-С. 42−59.
  171. А. Уроки войны//Россия в глобальной политике. 2004 — № 5.-С. 9- 10.
  172. К. и Абдуллаев К. От войны к политике//Ассогё. Политика компромисса. — М.: Глобус, 2.001. С. 8 — 17.
  173. H.H. Вместе против вызовов и угроз // 21 век, вызовы и угрозы. 2005. — № 1. — С. 12 — 13.
  174. Н. Сатанинская охота// Век. 1993. — № 3. С. 10 — 11.
  175. Х.П. Вызов, брошенный 26-й конференцией Красного Креста и Красного Полумесяца// Московский журнал международного права. -1996. -№ 3. С. 46 -61.
  176. В. Архитектура международного вмешательства в мирной процесс в Таджикистане // Accord. Политика компромисса. М.: Глобус, 2001.-С. 40−47.
  177. Един 3.3. Исламский подход к пониманию сущности терроризма// Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции кафедры международного права- 10−11 апреля 2009 г. М.: РУДН, 2010. -С.518 — 535.
  178. К.П. СБСЕ / ОБСЕ: вчера, сегодня, завтра // Мировая экономика и международные отношения. — 2005. № 4. — С.39 — 47.
  179. Ф.Ф. Афганский наркотрафик угроза миру и безопасности Центральной Азии и России и международно-правовые средства борьбы с ним// Евразийский юридический журнал. — 2010. — № 12. — С. 16 — 22.
  180. .Ф. Бежёнцы и перемещенные лица международное право и роль Международный Комитет Красного Креста// Международный журнал Красного Креста. — 1995. — № 3. — С. 203 — 206.
  181. Лекаре в C.B. Разведка мирового сообщества// Независимое военное обозрение. 2001. — № 37 .С.7.
  182. Н.И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов// Правоведение. 1998. — № I. — С. 198 — 212.
  183. М.М. Горячие точки в СНГ и международное право// Международная жизнь. М., 1994. — № 5. — С.47 — 54.
  184. В.Ф. Конфликты региональные — проблема глобальная (конфликты на постсоветском пространстве. Общие черты, специфика, перспективы) // Московский журнал международного права. -1999. -№ 1. С. 38 — 59.
  185. А.Д. Поиски система коллективной безопасности// Международная жизнь. 1994. — № 10. — С.54 — 63.
  186. А. Взгляд на войну и мирный процесс// Accord. Политика компромисса. М.: Глобус, 2001. — С.34 — 36.
  187. .Р. Правовые основы проведения операций по поддержанию мира в Содружестве Независимых государств// Московскийжурнал международного права. 2000. — № 2. — С. 73 — 89.
  188. О.Н. Удается ли США изменить систему международной безопасности ?// Московский журнал международного права. 2003. — № 4. — С.26 — 37.
  189. Хей Е. Р. Методология межтаджикского процесса// Accord. Политика компромисса. -М.: Глобус, 2001. С. 48 — 55.
  190. И.А. Процесс СБСЕ в новой Европе// Московский журнал международного права. 1992. — № 2. — С. 154 — 157.
  191. Ш. Таджикистан в феврале 1990 года: начало всех начал//Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ. Ежегодник. M., 1994. — С. 161 — 170.
  192. В.В. От Совещании к Организации по безопасности и сотрудничеству// Международная жизнь. 2000. — № 8 — 9. С. 56 — 60.
  193. Совещание по безопасности и сотрудничество в Европы. Третья встреча Совета. Стокгольм, 1992. — 37 с.
  194. СБСЕ. Четвертая встреча" Совета. Рим. 1993. — 22 с.
  195. Справочник ОБСЕ. Издание Секретариатом Организации по безопасности и сротрудничесмтво в Европы. Отдель обеспечения деятельности Действующего председателя. Вена, 2 — изд. 1996. — 127 с.
  196. Справочник ОБСЕ.- Публикации Секретариат ОБСЕ. Вена, 2008. — 243 с.
  197. Справочник НАТО. Юбилейное издание к пятидесятой годовщине НАТО. Брюссель, 1988. — 409 с.
  198. Ежегодный доклад за 1997 год о деятельности ОБСЕ (1 ноября 1996 года 30 ноября 1997 года). — Вена. 1997.-56 с.
  199. СБСЕ Будапештский документ 1994 года «на пути к подлинному партнерству в новую эпоху». — Будапешт, 1994. 42 с.
  200. ОБСЕ Дайджест новостей. 1996. № 4.
  201. Бахин С. В,.Галенская JT. H,.Иваненко В. С,.Малинин С. А, Марусин И. С., Сидоренко В. Ю. Энциклопедия международных организаций. В 2 то. Т.1. -СПб.: Изд. во СПб — го ун-та, 2003. — 524 с.
  202. International Committee of the Red Cross. Annual report. Geneva, 1993 year. P. 175−178.
  203. International Committee of the Red Cross. Annual report. Geneva, 1994 year. P. 189−192.
  204. International Committee of the Red Cross. Annual report. Geneva, 1995 year. P. 219−223.
  205. International Committee of the Red Cross. Annual report. Geneva, 1996 year. P. 219−223.
  206. International Committee of the Red Cross. Annual report. Geneva, 1997 year. P. 251−255.
  207. Диссертации и авторефераты
  208. А.В. Международно-правовые основы обеспечения коллективной безопасности государств-членов СНГ: дис. кандлорид. наук. М., 2003.
  209. А. С. Региональные организации коллективной безопасности: дис. канд. юрид. наук. М. 2004.
  210. Д.Г. Деятельность Генерального секретаря Организация Объединенных Наций по развитию международного нрава: дис. канд. юрид. наук. М., 2009.
  211. В.И. Международно-правовые проблемы государственного терроризма (на примере Чили): автореф. дис. канд. юрид. наук.—М., 1989.
  212. В.А. Международно-правовые основы участия России в урегулирование вооруженных конфликтов на территории Содружество независимых государств: дис. канд. юрид. наук. М., 2001.
  213. .Г. Применение вооруженных сил в рамках превентивных миротворческой операций (международно — правовые вопросы): дис. канд. юрид. наук. М., 2003.
  214. Л. X. Роль ООН в урегулирование международных конфликтов (На примере арабо-израильского, руандийского и иракского конфликтов): дис. канд. полит, наук. М., 2005.
  215. С.А. Вооруженные конфликты и международное права: дис. канд. юрид. наук. -М., 1999.
  216. A.B. Внутренний вооруженный конфликт и проблемы его урегулирования: дис. канд. полит, наук. — М., 2006.
  217. И.С. Организация Договора о коллективной безопасности: международно-правовые проблемы: автореф. канд. юрид. наук. М., 2009.
  218. В.И. Внутреннее право международных организаций: дис. докт. юрид. наук. Майкоп, 1999.
  219. Е.Г. Международно-правовые проблемы деятельности Содружества Независимых Государств: дис. .докт. юрид. наук. М., 2002.
  220. У.А. Международно-правовые основы сотрудничества Республики Таджикистан с международными межправительственными организациями: дис. канд. юрид. паук. М., 2008.
  221. Л.К. Урегулирование конфликтов международными организациями (на примере Таджикистан): дис. канд. полит, наук. M 1998.
  222. В. А. Проблемы статуса и деятельности Организации по Безопасности и сотрудничество в евроны (ОБСЕ): дис. канд. горид. наук. -М., 2005.
  223. И.Б. Международные неправительственные организации в современном международном праве: дис. канд. юрид. паук. Казань, 2001.
  224. A.M. Региональное миротворчество на примере содружество независимых государств: дис. канд. юрид. наук. Казань, 2005.
  225. В.Ф. Роль Организации по безопасности и сотрудничество в Европе в урегулировании региональных конфликтов на постсоветском пространстве в ближнем зарубежье. Политологический анализ: дис. докт. полит, наук. М., 2002.
  226. Д.В. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию: дис. канд. полит, наук. М., 1999.
  227. Э.Р. Превентивная дипломатия: Теория, практикам и ее перспективы в Центральной Азии: дис. докт. полит, наук. М., 2007.
  228. Э.Р. Роль Организации Объединенных наций в урегулировании межтаджикского конфликта (Операции ООН по поддержание мира в Таджикистане): дис. канд. полит, наук. М., 2000.
  229. С.И. Международное антитеррористическое сотрудничество в условиях глобализации: дис.'.: канд. полит, наук. М., 2007.
  230. Д.Ш. Процесс реализации Конвенция о запрещении противопехотных мин в Таджикистане и ее социально политические аспекты: дис. канд. полит, наук. — Душанбе, 2010.
  231. Я.Ф. Специальные принципы международной защиты прав человека: дис. канд. юрид. наук. — М., 2002.
  232. К.Д. Вклад Фонда Ага-Хана в восстановление экономики и решение социально-культурных проблем ГБАО Республики Таджикистан: дис. канд. ист. наук. — Душанбе, 2003.
  233. Сайфуллаева 3. X. Роль международных организаций и стран содружества в укрепление мира в Таджикистане (из опыта Таджикистана): дис. канд. полит, наук. Душанбе, 2007.
  234. Е.С. Роль Международного Комитета Красного Креста в развитии и реализации норм международного гуманитарного права: дис. канд. юрид. наук. -М., 2009.
  235. О.Ю. Полномочия Совета Безопасности Организация Объединенных Наций: дис. канд. юр. паук. М., 2009.
  236. Ю.Н. Посредничество как международно-правовое средство мирного разрешения споров: дис. канд. юрид. наук. М., 2010.
  237. A.C. Некоторые международно-правовые аспекты статуса и деятельности Секретариата ООН: дис. канд. юрид. наук. М., 1972.
  238. М. Глобальная и региональные системы коллективной безопасности на современном этапе (Международно-правовые аспекты): дис. докт. юрид. наук. СПб, 2004.
  239. М.С. Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций: дис. канд. юрид. наук. М2006.
  240. Д.Ю. Международно-правовые аспекты деятельности неправительственных организаций, связанных с ООН: дис. канд. юрид. наук. -М., 1997.
  241. Издания на иное i ранном языке
  242. Almqvist J. Human Rights, Culture and the Rule of Law. 2005.
  243. Bassiouni M.C. Crimes Against Humanity in International Criminal Law. — 1992.-802 p.
  244. Bill Weinberg. Genocide Convention at 60: a record of failure —and double standards. URL:// http://www.ww4reporl.com/node/9329 (дата обращения: 23.03. 2011).
  245. Camilleri J., Falk J. The end of Sovereignty? The politics of a shrinking and Fragmenting world. Aldershot UK. 1992.* s
  246. Commision on National Reconciliation its functions and powers// Published by United Nations Mission of Observers in Tajikistan (UNMOT).November 1998. 68 p.
  247. Dronov V. From CSCE to OSCE: Historical Retrospective// Aspect of Statehood and Institutionalizm in Contemporaru Euro.GB.AIdershot,! 997. — 160 P
  248. International Red Cross Hahdbook. 12 th ed. Geneva, 1984.
  249. Keith D. Suter. The UN and NGO, in Frank Barnady.ed., Building a more democratic. UN. Proceedings of CAMDUN -1. London,
  250. Ryan S. Ethnic Conflict and international Relations. Aldershot and Brookfteld USA. 1990. 200 p.
  251. Roy O. Repoort on Tajikistan, CSCE Forum for Sekuriti Co-operation.-Vienna, 1993.
  252. Roosevelt F. Message to Congress Regarding the Yalta Conference, March 1945, President’s Personal File 1820 (speech 1572), FDR Library, Hyde Park, New York.
  253. Rashid K.Alimov. Tajikistan United Nations. Statements and Documents. 1993 — 2000. — M. 2001. — 374 p.
  254. Ress G. Interpretation// Sirnma B. (ed). The Charter of the United Nations: A Commentary (2nd ed.). 2002. P. 19−22.
  255. Spiro J. New global communities: NGO in international decision-making institutions. Washington, 1995.
  256. Sattorzoda A., Usmon I. News About Peace (Documents). Dushanbe, Oli Somon Printing House, 1998. 73 p.
  257. Seifert A.S. Die OSZE-Langzeitmission in Tadschilcistan//OSZE-Jahrbuch1999. Jahrbuch zur Organization for Sicherheit und Zusammenarbeit in Europa (OSZE). Baden-Baden, 1999. — 296 p.
  258. The Blue Helmets: A Review of Unit Nations Pease -keeping. Third edition, UN, DPI. N. Y., 1996. 808 p.
  259. Tajikistan: From food distribution to food production// CICR.Geneva.16−07−1998. News Release 98/28.
  260. UN Peacekeeping: 50 years (1948−1998).UN, DPI. N. Y., 1998. 88 p.
  261. UN Secretary-General's address at the 47th Annual Conference of NGO’s, 1994.
  262. United Nations/Reportory of the Practice of United Nations Organs.Vot.III.art.55−72. Of the Chapter.N. Y., 1955.
  263. Schachter O. Authorized Uses of Force by the United Nations and Regional Organizations//Law and Force in the New International Order, Lori Fisler Damrosch and David J. Scheffer eds., 1991
  264. XXI st. International Conference of the Red Cross (Istanbul, 1969), Resolution XXI: Contacts between National Societies in cases of armed conflicts. URL: http://www.icrc.org (дата обращения: 20.03.201 1).
  265. Wedgwood R. Unilateral Action In The UN System// EJIL 2000, June2000.
  266. Wet de, E. The Charter Chapter VII Powers of the United Nations Security Council. 2004.
  267. Журналы и периодические издание1. Accord.2. Дипломатический вестник.3. Ежегодник ОБСЕ.
  268. Евразийский юридический журнал.
  269. Мировая экономика и международные отношения .
  270. Московский журнал международного права7. Международный жизнь, —
  271. Международный журнал Красного Креста.9. Правоведение.
  272. Советский ежегодник межд народного права.1. Интернет сайты
  273. Официальный сайт OOH: www.un.org.
  274. Официальный сайт Международного Комитета Красного Креста — http://www.icrc.org,
  275. Официальный сайт ОДКБ odkbu7gov.ru
  276. Официальный сайт Федерация Мира и согласия www.ifpc.ru
  277. URL: http:/Av\ w.zaki.ru/pagesnew.php?idr:145 (дата последнего обращения: 13. 03. 2011).
  278. URL: http://www.worldislamlaw.ru/128 (дата последнего обращения: 03.03.2011).
  279. URL: ru.wikipedia.org/wiki/ Геноцидв Руанде. (дата последнего обращения: 23.02.2011).
  280. URL: www.ecrats.com/ru/terroristorganizations/1681 (дата последнего обращения: 24.02.2011).
  281. URL: http://vlz291937.narod.ru/Gorhkova.htm. (дата последнего обращения: 26.02.2011).
  282. URL:http://referat. vabotanik.ru/psihologiya/mezhnacionalnyekonflikty/9927 0/92 876/page4.html (дата последнего обращения: 26.02.2011).
  283. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Южнooceтинcкийкoнфликг (дата последнего обращения: 27.02.2011).
  284. URL: http://www.rian.ru/spravka/2008Q701/1126Q8696.html (дата последнего обращения: 27.02. 2011).
  285. URL: http://kazakhstan.news-city.inio/docs/sistemsp/dok peygvb. htm (дата последнего обращения: 27.02.2011).
  286. URL:http://bestpravo.ru/fed2000/data01/texl 153 LhtrnQwa последнего обращения: 27.02.2011).
  287. URL: http://lawrussia.ru/texts/legal 673/doc673a 164×544.htm (дата последнего обращения: 16.03.2011).
  288. URL: http://tajmigrant.com/reshenic-mir-i-soglasie.html (дата последнего обращения: 07.03. 2011).
  289. URL: http://pravo.kulichki.com/zak/megd/meg03756.htm (дата последнего обращения: 08.03.2011).
  290. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/FoctisHiimanitarian Assistance (дата последнего обращения: 18.03. 2011).
  291. URL: http://ru.wikipcdia.org/wiki/BoHHa вТаджикистане (дата последнего обращения: 20.03.2011).
  292. URL: http://constitutions.ru/archives/51 1. (дата последнего обращения: 03.03.2011).
  293. URL:// http://www.ww4report.com/node/9329 (дата последнего обращения: 23.03.2011).
Заполнить форму текущей работой