Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость. Экспериментальным путем подтверждена эффективность профессионального обучения в области художественной вышивки на основе внедрения модели формирования проектной культуры студентов. Разработан учебно-методический комплекс «Проектирование художественной вышивки», включающий учебные программы, сборник проектно-творческих заданий, методические рекомендации по выполнению… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ
    • 1. 1. Теоретико-методологическое обоснование становления проектной культуры в России и за рубежом
    • 1. 2. Исторические предпосылки становления высшего профессионального образования будущих художников в области художественной вышивки
    • 1. 3. Модель формирования проектной культуры студентов в области художественной вышивки
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ И СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ В ПОСТИЖЕНИИ ИСКУССТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ
    • 2. 1. Содержание и интегративная методика профессионального обучения студентов в области художественной вышивки
    • 2. 2. Экспериментальная проверка результатов исследования
  • Выводы по второй главе

Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Художественная вышивка, основанная на исторических художественных традициях, требует возрождения, сохранения и развития, что возможно только при соответствующем высшем профессиональном образовании художников в этой области. В настоящее время, в период модернизации высшей профессиональной школы, встает проблема подготовки будущих художников к профессиональной деятельности, развития их творческого и визуального мышления и как результат — формирование проектной культуры и создание на ее основе востребованных высокопрофессиональных изделий художественной вышивки.

Работа современного художника представляет собой конструктивную, художественную и проектную деятельность, для успешной реализации которой необходимо не только владение различными техниками и технологиями выполнения художественной вышивки, но и овладение теорией и практикой проектирования конкретного вида художественной вышивки с учетом исторических художественных традиций, осознания современного состояния и восприятия этого вида традиционного прикладного искусства. Единственным из специальных предметов профессионального обучения в высшей школе, отражающих эту проблему, является «Проектирование художественной вышивки».

Однако по данным нашего исследования преподаватели вуза не владеют педагогическими технологиями обучения проектированию, в том числе и потому, что до настоящего времени вопросы формирования проектной культуры студентов не рассматривались ни методически, ни теоретически не только в области художественной вышивки, но и в других видах традиционного прикладного искусства. А образовательные программы средних профессиональных учебных заведений вообще не предусматривают обучение этой дисциплине, что не способствует преемственности в системе непрерывного профессионального образования в этой области. В то же время все преподаватели считают необходимым формирование проектной культуры студентов и научного обеспечения проектной деятельности. Таким образом, существует актуальная практическая проблема формирования проектной культуры у студентов через совершенствование содержания и методов обучения в высшей школе с учетом специфического характера проектно-творческой деятельности в традиционном прикладном искусстве.

Степень научной разработанности проблемы. В зарубежной психолого-педагогической науке высший уровень развития способности к проектной деятельности получил название «проектной культуры» (Дж. Джонс, Дж. Дьюи, В. Килпатрик, Е. Коллинз и др.), в отечественной проектная деятельность отражена в работах И.В. Бестужева-Лады, В. П. Беспалько, О. И. Генисаретского, М. С. Кагана, K.M. Кантора, B.C. Лазарева, В. М. Розина. Роль проектной культуры исследовалась Т. В. Селивановой, O.A. Ческидовой, H.A. Масюковой, Ю. А. Фильчаковой, Т. М. Кауда и т. д. Большое внимание исследователей уделено изучению вопросов теории искусства художественной вышивки и профессионального образования в этой области (И.Я. Богуславская, Е. И. Васильева, Н. М. Ведерникова, A.B. Красикова, В. Ф. Максимович, М. А. Некрасова, Т. М. Носань, Т. М. Разина, П. Е. Серов, Т.В. Толбузина). Однако ни в одном из исследований проблема формирования проектной культуры в профессиональном образовании в области художественной вышивки не рассматривалась, что определило научную проблему данного исследования.

Решение указанных проблем состоит в исключении противоречия между отсутствием педагогических условий и способами формирования проектной культуры студентов в процессе профессионального образования в области художественной вышивки, недостаточностью теоретических наработок в этой области и необходимостью выстраивания проектно-творческой деятельности будущего художника как основы проектной культуры с учётом регионально-исторических, художественно-технологических традиций и как результат — создание высокохудожественных работ, востребованных в современном мире. Необходимость решения проблем обусловила выбор темы настоящего исследования: «Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования проектной культуры студентов высшей школы в области художественной вышивки.

Объект исследования: содержание высшего профессионального образования студентов в области художественной вышивки.

Предмет исследования: современные условия и способы формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что качественные изменения в формировании у студентов проектной культуры в области художественной вышивки будут происходить, если:

— процесс профессионального обучения будет отражать и учитывать исторические особенности искусства художественной вышивки и профессионального образования в этой области;

— определены сущность проектной культуры обучающихся — будущих художников искусства вышивки, а также условия и способы её формирования;

— на базе системного, деятельностного, интегрированного подходов и исторической реконструкции искусства художественной вышивки будет теоретически обоснована, разработана и внедрена модель формирования проектной культуры, отражающая содержание и средства обучения, обеспечивающие её реализацию в целостном творческом образовательном пространствеосновой преподавания специальной дисциплины «Проектирование художественной вышивки» будет являться интегративная методика, обеспечивающая профессиональную подготовку будущих художников как создателей высокохудожественных проектов и их реализацию.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили задачи исследования:

1. Изучить сущность и тенденции становления проектной культуры в России и за рубежом и обосновать исторические предпосылки профессионального обучения студентов художественной вышивке, выявить условия и способы формирования проектной культуры.

2. Выявить и определить сущность проектной культуры студентов в высшем профессиональном образовании в области художественной вышивки.

3. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки.

4. Разработать интегративную методику формирования проектной культуры будущих художников и обосновать ее применение в процессе изучения специальной дисциплины «Проектирование художественной вышивки».

5. Экспериментально проверить и обобщить результаты апробации модели формирования проектной культуры студентов.

Методологической основой исследования являются системный подход (JI. Берталанфи, М. С. Каган, Э.Г. Юдин) — историческая реконструкция (И. Кант) — деятельностный подход к обучению (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин) — интегрированный подход (А.Д. Урсул) — общенаучные принципы исследования социально-педагогических объектов (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвягинский).

Теоретическую основу исследования составили: теория творчества в ее различных аспектах: в философском понимании (И. Кант, Д. С. Лихачев, М.С. Каган) — в педагогическом (В.В. Краевский, И .Я. Лернер) — в аспектах психологии (В.П. Зинченко, B.C. Лазарев, В. И. Панов, В.И. Слободчиков) — теория художественного образования (Н.И. Дружкова, В. Ф. Зива, С. П. Ломов, В. Ф. Максимович, Б. М. Неменский, Л. В. Школяр, H.H. Фомина, Б.П. Юсов) — исследования вопросов по истории народного прикладного искусства (И.Я. Богуславская, В. М. Василенко, М. А. Некрасова, Т. М. Разина и др.) — теория креативности (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Дж. Дьюи и др.) — теория и методика профессионального образования (Н.М. Александрова, С. Я. Батышев, A.M. Новиков, H.H. Шамрай и др.).

Для проверки выдвинутой гипотезы, решений поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические — изучение архивных материалов и документов, учебной документациианализ исторической, философской, искусствоведческой, научно-методической и психолого-педагогической литературыизучение состояния профессиональной подготовки в сфере традиционного прикладного искусства, сравнительный анализ педагогического опыта, практики проектной деятельностиэмпирические — педагогическое наблюдение, опросы, анкетирование, беседы, педагогический эксперимент, комплексный анализ творческих работ студентованализ деятельности выпускников, статистическая обработка результатов эксперимента.

Экспериментальная база. Исследование проводилось в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)». В эксперименте участвовало 80 студентов (из них 60 входили в экспериментальные группы, 20 — в контрольную) и 6 преподавателей.

Основные этапы исследования:

I этап (2005;2007 гг.) — включал целенаправленное изучение и анализ исторической, психолого-педагогической литературыизучение практического опыта и архивных материаловобоснование актуальности темы, формулировку гипотезы, разработку методики экспериментальной работы.

II этап (2008;2012 гг.) — диагностический — определение исходного уровня владения студентами приемов графического моделирования и проектирования формы объектаразработка моделипроведение экспериментальной проверки новых теоретических положений, корректировка методик, проверка достоверности рабочей гипотезы.

В процессе III этапа (2012 гг.) осуществлялись анализ, обработка, обобщение полученных результатов экспериментальной работы, оформление диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования. В процессе исследовательской работы было сформулировано понятие «проектная культура студентов в высшем профессиональном образовании в области художественной вышивки», как степень овладения проектно-творческой системой ведущих деятельностей (художественной, конструктивной, технологической, проектной) на основе интеграции знаний специальных дисциплин (технологии, материаловедения и производственного обучения, основ композиции, технического рисунка, моделирования и конструирования одежды) и последовательного постижения проектирования художественной вышивки, выражающаяся в реализации творческого замысла методом выбора оптимального алгоритма решения учебной и художественно-творческой проблемы, а также сформированность собственно мотивационно-ценностного опюшения к искусству художественной вышивки.

На основе теоретических исследований и практического опыта преподавания проектирования в области художественной вышивки разработана модель формирования проектной культуры студентов на базе исторической реконструкции, системного, деятельностного и интегрированного подходов, а также принципов профессионального обучения художественной вышивке и соответствия учебного процесса логике осваиваемой проектно-творческой деятельности именно в художественной вышивке, которая способствует развитию творческого потенциала, мотивационно-творческой направленности, ориентации в видах проектно-творческой деятельности, ценностного отношения к профессии, способности предвидеть результат проектной работы, решать с поэтапной корректировкой проектно-творческие задачи.

Определено, что формирование проектной культуры студентов базируется на создании творческого образовательного пространства, включающего мотивационно-личностный, креативный и практико-прикладной компоненты, которые отражают выразительные художественно-изобразительные средства искусства художественной вышивки в процессе проектирования изделий и способствуют формированию мировоззрения студентов, пониманию их сопричастности к развитию и функциональной ценности произведений вышивки и как результат — современной востребованности искусства художественной вышивки на основе исторических художественных традиций и творческой интерпретации художественных образов с использованием оригинальных композиционных (конструктивных, колористических, технологических) решений в трактовке современных моделей.

Теоретическая значимость исследования. Раскрыта взаимосвязь мотивационно-личностного, креативного и практико-прикладного компонентов художественно-творческого образовательного пространства, обоснованы условия и способы формирования проектной культуры студентов и их реализация в рамках учебно-методического комплекса «Проектирование художественной вышивки», применение метода алгоритмического и корректирующего действия, а также метода анализа поэтапного решения проектно-творческой задачи и как результат — выбор правильной выбранной стратегии выполнения художественно-творческих проектов художественной вышивки. Установлены причинно-следственные связи между требованиями к проектной культуре будущих художников и условиями и способами ее формирования в процессе профессионального образования. Обоснованы особенности реализации разработанной интегративной методики формирования проектной культуры студентов, имеющей строение и сущность метаметодики, позволяющей повысить уровень проектно-творческой деятельности, проявляющейся в преобразующей и постадийной активно-созидательной работе студентов при руководящей роли преподавателя по реализации индивидуальных проектных художественно-творческих учебных заданий.

Практическая значимость. Экспериментальным путем подтверждена эффективность профессионального обучения в области художественной вышивки на основе внедрения модели формирования проектной культуры студентов. Разработан учебно-методический комплекс «Проектирование художественной вышивки», включающий учебные программы, сборник проектно-творческих заданий, методические рекомендации по выполнению курсового проекта, наглядные дидактические материалы, интегрированное пособие, сценарии проведения занятий, контрольные вопросы. Результаты данного исследования имеют значение для всех уровней профессионального образования в различных видах традиционного прикладного искусства. Материалы диссертации могут бьпь использованы в системе повышения квалификации преподавателей и в профессиональной переподготовке.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Согласно формуле специальности 13.00.08 — теория и методика профессионального образования (педагогические науки), результаты исследования соответствуют таким пунктам специальности, как: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образованияподготовка специалистов в высших учебных заведенияхметодология и методика профессионального образованиянепрерывное профессиональное образованиеучебно-воспитательный процесс в учреждениях.

Достоверность исследования обусловлена методологическими принципами, комплексом методов, адекватных целям и задачам исследования, а также экспериментальной проверкой, теоретическим анализом полученных результатов исследования, обобщением выводов и многолетним педагогическим опытом работы соискателя в должности доцента в Московском филиале Высшей школы народных искусств (института).

Апробация и внедрение теоретических положений. Направление исследования и отдельные его результаты обсуждались на семинарах, заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования, научных чтениях и Ученом совете ВШНИ (института) в г. Москве, г. Санкт-Петербурге (2007;2012 гг.), а также в докладах и выступлениях на международных научно-практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование» (2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг.) — на международной научно-практической конференции в г. Улан-Удэ (2011 г.) — на Межрегиональном фестивале ремесел и фольклора «Народные художественные промыслы: педагогика, экономика, политика и мораль». Результаты исследования внедрены в Суздальском филиале «Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств».

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Формирование проектной культуры будущих художников в области художественной вышивки возможно на основе определения специфики и сущности искусства художественной вышивки и особенностей профессиональной подготовки в этой областиисторической реконструкции как условия развития и современной востребованности этого вида искусстваисследования путей и динамики формирования проектной культуры, исследовательско-исторической и проектно-творческой деятельности студентов, направленной на созидание в области художественной вышивки.

2. Содержание понятия «проектная культура студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки» представляет собой степень овладения проектно-творческой системой ведущих деятельностей (художественной, конструктивной, технологической, проектной) на основе интеграции знаний специальных дисциплин (материаловедения, технологии и производственного обученияоснов композициитехнического рисункамоделирования и конструирования), выражающаяся в сформированности ценностного отношения к искусству художественной вышивки и реализации творческого замысла в проектировании изделий, соотнесённых с мировой высокой модой.

3. Модель формирования проектной культуры будущих художников разработана при полном соответствии учебного процесса логике осваиваемой проектно-творческой деятельности в области искусства художественной вышивки с учетом особенностей и специфических принципов профессионального обучения и включает творческое образовательное пространство как необходимое условие, учебно-методический комплекс как информативную базу проектной культуры, проектно-творческую деятельность студентов и показатели сформированности проектной культуры (творческий потенциал, мотивационно-творческая направленность, ориентация в видах проектно-творческой деятельности, уровень развития желания и умения учиться, предвидеть результат и решать творческие задачи) — критерии оценки сформированности проектной культуры — умение выполнять проект на бумажном носителе и прогнозировать его материализацию.

4. Процесс профессионального обучения по формированию проектной культуры студентов в области художественной вышивки, учитывающий дифференциацию двух задач — требования стороннего потребителя-заказчика, определяющего основные условия и желаемый результат выполняемой работы, и особенности и возможности свободной от заказчика собственно-творческой работы художника, включает:

— поиск вариантов формы и конструкции модели и последующий выбор идеи проекта для форэскизированияварианты художественной вышивки;

— выбор идеи как принятие решенияконкретный вид художественной вышивки, соотнесенной с выбранной моделью, виды ткани и нитей;

— итоговый отбор оптимального варианта и колористическое решение проекта с использованием оригинальных композиционно-творческих элементов художественной вышивки в трактовке современных моделей;

— анализ возможностей материализации проекта, его технологической и конструктивной состоятельности, творческой интерпретации эскизных вариантов;

— создание, анализ и оценка выполненного графического проекта;

— собственная оценка и презентация проекта студентом-исполнителем, оценка студентами-сокурсниками, итоговая оценка преподавателем.

5. Интегративная методика профессионального обучения, имеющая строение и сущность метаметодики, основанная на реализации алгоритмических и корректирующих действий студентов в ходе проектирования художественной вышивки, на анализе поэтапных решений индивидуальной проектно-творческой задачи и правильности выбранной стратегии выполнения проекта при научно-методическом педагогическом сопровождении, обеспечивает освоение и реализацию проектно-творческой деятельности обучающихся, раскрывает закономерности как самостоятельной работы, так и под руководством преподавателя, и способствует реализации поставленных задач по формированию проектной культуры студентов в высшей школе.

Выводы по II главе.

Интегративная методика профессионального обучения, имеющая строение и сущность метаметодики, основанная на реализации алгоритмических и корректирующих действий студентов в ходе проектирования художественной вышивки, на анализе поэтапных решений индивидуальной проектно-творческой задачи и правильности выбранной стратегии выполнения художественно-творческого проекта при научно-методическом педагогическом сопровождении, обеспечивает:

— освоение и реализацию проектно-творческой деятельности обучающихся;

— раскрывает закономерности как самостоятельной, так и под руководством преподавателя проектно-творческой деятельности студентов;

— способствует реализации поставленных задач по формированию проектной культуры студентов в высшей школе в процессе создания высокохудожественных произведений в области художественной вышивки.

Проектно-творческая деятельность студентов в области декоративно-прикладного искусства способствует возрождению вышивальных центров, восстановлению забытых техник, включение в проектную деятельность современных изделий, декорированных вышивкой, способствует формированию проектной культуры и совершенствованию творческой личности и творческого мышления студентов. В связи с чем необходимо введение учебных заданий по разработке современного ассортимента изделий, включение старинных уникальных техник. Внедрение инновационной педагогической программы рассматривается нами как эксперимент в профессиональном образовании в области художественной вышивки. Длительный период материализации является характерной особенностью художественной вышивки.

В результате проведенного экспериментального исследования подтвердилось наше предположение о том, что формирование проектной культуры студентов в профессиональном образовании в области художественной вышивки является основополагающим фактором не только в будущей профессиональной деятельности выпускников вуза по созданию высокохудожественных произведений, но и в востребованности самого многовекового искусства художественной вышивки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении на основании обобщения результатов, полученных на различных этапах исследования, сформулированы основные выводы.

Доказано, что проектная культура будущих художников в области художественной вышивки определяется её необходимостью и развитием как профессионально значимой для их будущей проектно-творческой деятельности. Формирование проектной культуры обучающихся, ранее никогда не являвшееся предметом научного изучения, требует: определения специфики и сущности искусства художественной вышивки и особенностей профессиональной подготовки в этой областиисторической реконструкции как условия сохранения и обязательного развития и современной востребованности этого искусстваисследования путей и динамики формирования проектной культуры, исследовательско-исторической и проектно-творческой созидательной деятельности студентов.

Определено, что проектная культура студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки представляет собой степень овладения проектно-творческой системой ведущих деятельностей (художественной, конструктивной, технологической, проектной) на основе интеграции знаний специальных дисциплин (технологии, материаловедения, производственного обучения, технического рисунка, основ композиции) и постижением проектирования художественной вышивки, выражающаяся в сформированности мотивационно-ценностного отношения к искусству художественной вышивки и реализации творческого замысла.

Доказано, что отличительной особенностью модели формирования проектной культуры будущих художников является: соответствие учебного процесса логике осваиваемой проектно-творческой деятельностикорректировка содержания учебной информации и многоуровневой системы заданийприемы эскизного и графического проектирования объекта, соотнесённого с технологическими особенностями художественной вышивки и условиями их материализации.

Представленная модель включает: творческое образовательное пространство как необходимое условие формирования проектной культурыучебно-методический комплекс как информативную базу проектной культуры;

— проектно-творческую деятельность студентов;

— показатели сформированности проектной культуры, в том числе творческий потенциал, мотивационно-творческая направленность, ориентация в видах проектно-творческой деятельности, направленность на развитие желания учиться и предвидеть результат;

— умение отбирать варианты эскизирования, выполнять проект на бумажном носителе и видеть перспективы его материализации.

Установлено, что педагогический процесс формирования проектной культуры включает:

— поиск вариантов и последующий выбор идеи проекта (варианты художественной вышивки, формы и конструкция изделия, разработка форэскизов);

— выбор идеи как принятие решения (конкретный вид вышивки и изделия, виды ткани и нитей);

— итоговый отбор оптимального варианта и колористическое решение проекта с использованием оригинальных композиционно-творческих элементов в трактовке современных моделей;

— анализ технологической и конструктивной состоятельности, творческой интерпретации проекта;

— создание, анализ и оценка выполненного графического проекта;

— собственная оценка проекта студентом-исполнителем, его презентация, оценка студентами-сокурсниками и итоговая оценка преподавателем.

Интегративная методика профессионального обучения студентов, имеющая строение и сущность метаметодики, основана на реализации алгоритмических и корректирующих действий студентов в ходе проектирования художественной вышивки, на анализе поэтапных решений индивидуальной проектно-творческой задачи и правильности выбранной стратегии выполнения художественно-творческого проекта при научно-методическом педагогическом сопровождении, обеспечивает:

— освоение и реализацию проектно-творческой деятельности обучающихся;

— раскрывает закономерности как самостоятельной, так и под руководством преподавателя, проектно-творческой деятельности студентов;

— способствует реализации поставленных задач по формированию проектной культуры студентов в высшей школе в процессе создания высокохудожественных произведений в области художественной вышивки.

В результате проведенного экспериментального исследования подтвердилось наше предположение о том, что формирование проектной культуры студентов в профессиональном образовании в области художественной вышивки является основополагающим фактором не только в будущей профессиональной деятельности выпускников вуза по созданию высокохудожественных произведений, но и востребованности самого многовекового искусства художественной вышивки.

Данная работа является начальным этапом научного исследования в области формирования проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки и требует дальнейших разработок по направлениям профессионального образования во всех видах традиционного прикладного искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Семиотика. М.: Весь мир, 2002. — 256 с.
  2. А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. // Советская археология. 1966. № 1. С. 61 -76.
  3. В.В. Общие основы педагогики / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. М.: Просвещение, 2006. — 574 с.
  4. П.Р.- Поляков В.А., Андрианов П. Н., Шамрай H.H. и др. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть I. / Под ред. П. Р. Атутова. Москва: ИОСО РАО, 1997. — 203 с.
  5. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-342 с.
  6. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 192с.
  7. Т.А. Тенденции развития крестьянской вышивки и особенности искусства строчевышивальных промыслов второй половины XIX- начала XX века // Русские художественные промыслы XIX- начала ХХвеков и город. Социальные основы искусства. М., 1983. С. 79.
  8. А. В. Художественное творчество и воспитание. М.
  9. Культура и просвещение, 1922. 66 с.
  10. H.A. Формирование творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов на примере вышивки: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / H.A. Барышникова -М., 2004.- 191с.
  11. С. Я. История профессионального образования в России / С. Я. Батышев, A.M. Новикова. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. — 672 с.
  12. JI. Общая теория систем: Обзор проблем и результатов // Системное исследование: Ежегодник. М.: Наука, 1969. — 170 с.
  13. В.П. Педагогика и современные технологии обучения. М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. — 336 с.
  14. Бестужев-Лада И. В. Перспективы развития культуры в проблематике социального прогнозирования. СПб.: ГУП, 1997. — 128 с.
  15. И. Я. Коллекция Школы народных искусств / И. Я. Богуславская // Из истории формирования этнографических коллекций в музеях России (XIX XX вв.): Сб. науч. тр. / Гос. музей этнографии. -СПб., 1992. С. 163- 170.
  16. С. И. Формы и методы передачи мастерства в Михайловском производственном объединении «Труженица» // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах / Отв. ред. Н. В. Черкасова. М.: НИИ худож. пром-сти, 1990. С.75−89.
  17. Н.П. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность. -М.: МХУПИ, 2008. 263 е.: ил.
  18. В.Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. М.: Синтег -ГЕО, 1997, — 188 с.
  19. А.П. Метаметодический подход: конфликт интерпретаций // Метаметодика как перспективное направление развития частных методик: (материалы II Всероссийской научно-практической конференции). СПб: 2005. С. 11
  20. В. М. О развитии народного искусства / В. М. Василенко // Богуславская И. Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов: Сб. статей / Сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская. Л.: Художник РСФСР, 1981. С. 44−59.
  21. К. Н. Свободное воспитание и семья / К. Н. Вентцель Свободное воспитание. 1912−1913 г. № 8. С. 35−63.
  22. В.И. Мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1965.- 96 с.
  23. Вестник Первой Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари. 1904. Вып. 8. СПб., С.7
  24. В.Г. Теоретико-методологические концепции искусства и терминология дизайна: автореф. дис. докт. искусствовед. / В. Г. Власов -СПб, 2009. 23 с.
  25. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 440 с.
  26. Вопросы деятельности экспериментальных учебно-воспитательных учреждений в СССР, Западной Европе и США. / Под ред. Н. П. Кузина,
  27. A.И. Пискунова /Сб. научных трудов АПН СССР, 1981. С. 60.
  28. В. С. Источники народного творчества / В. С. Воронов // Воронов B.C. и советские художественные промыслы в период становления: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. В. А. Гуляева- Всерос. музей декоратив.-прикл. и нар. иск-ства. М, 1991. С. 66−71.
  29. Н.В. Дизайн: русская версия / HJB.Воронов.-Тюмень, 2003.-205 с.
  30. Выготский J1.C. История развития высших психических функций // Выготский J1.C. Собрание сочинений: Т. 3 С. 302.
  31. JI. С. Педагогическая психология / J1. С. Выготский // Под ред.
  32. B.В. Давыдова. М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. — 671с.
  33. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с.
  34. Д.М. Наука, дизайн и будущее / Д. М. Гвишиани // Техническая эстетика. 1970. № 1.
  35. , О.И. Дизайн и культура / О. И. Генисаретский. М.: ВНИИТЭ, 1994.- 165 с.
  36. О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна: Автореф. канд. искусствовед. М.: ВНИИТЭ, 1988. — 22 с. 35.38,39
Заполнить форму текущей работой