Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соотношение эмоционального и рационального в общественной психологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема соотношения эмоционального и рационального ставится в данном диссертационном исследовании как вопрос о природе общественной психологии, ее специфике как духовного явления. Проблема специфики общественной психологии решается в аспекте выделения главного звена в диалектической связи эмоционального и рационального в ее содержании на основе марксистско-ленинской теории отражения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СПЕЦИФИКА ОБЩЕСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
    • I. К.вопросу об определении понятия «общественная психология»
    • 2. Гносеологические особенности общественной психологии
    • 3. Социальные функции общественной психологии
  • Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
    • I. Духовное производство и общественная психология
    • 2. Особенности идеологической детерминации массовых психологических процессов
    • 3. * Формирование общественного. мнения в развитом социалистическом обществе

Соотношение эмоционального и рационального в общественной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования природы, особенностей формирования и развития массовых психологических процессов обусловлена возрастанием роли субъективного фактора в современных условиях, усилением влияния общественного сознания и его компонентов на все сферы общественной жизни. «В условиях зрелого социализма, — подчеркивалось на ХХУ1 съезде КПСС, — все теснее становится взаимосвязь прогресса экономики с социально-политическим и духовным прогрессом общества» *. Важная роль общественно-психологических явлений в детерминации практической деятельности масс, в функционировании идеологических образований в массовом сознании, в механизме превращения идей, принципов, идеалов коммунизма в мотивы деятельности всех советских людей определяет тесную связь теоретических исследований в области общественной психологии с практическими задачами коммунистического воспитания трудящихся, управлением духовными процессами в развитом социалистическом обществе. «КПСС, — говорится в постановлении ЦК КПСС „О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы“, -рассматривает коммунистическое воспитание трудящихся как важный фронт борьбы за коммунизм» ^.

Одним из аспектов идеологической деятельности партии в области коммунистического воспитания трудящихся является формирова.

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 52.

2 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитатель ной работы" Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. М., 1979, с. 6. нив коллективистской психологии. Как пишет Ю. В. Андропов: «Получить право хозяина и стать хозяином — настоящим, мудрым, рачительным — далеко не одно и то же. Народу, совершившему социалистическую революцию, приходится еще долго осваивать свое новое положение верховного и безраздельного собственника всего общественного богатства — осваивать и экономически, и политически, и, если угодно, психологически, вырабатывая коллективистское сознание и поведение'1*. КПСС осуществляет практическую деятельность по формированию коммунистического сознания трудящихся опираясь на теоретическое наследие классиков марксизма, современные достижения в области общественных наук.

Необходимость изучения общественной психологии и ее компонентов связана также с особенностями современной идеологической борьбы. В условиях научно-технической революции неизмеримо возросли технические возможности воздействия на психику людей. В настоящее время буржуазная пропаганда опирается на мощную систему средств массовой информации, которая позволяет более изощренно и коварно манипулировать сознанием масс. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу людей в буржуазной пропагандистско-иде-ологической деятельности осуществляется в форме «психологической войны», направленной против широких масс грудящихся. Успешное противодействие подрывной деятельности буржуазной пропаганды в значительной степени зависит от знвния закономерностей функционирования и развития общественного сознания, его компонентов и применения полученных знаний в практике идеологической борьбы.

Практические задачи по формированию духовного облика советского человека требуют усиления внимания исследователей к пробле.

I Андропов Ю. В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М., 1983, с.8−9. мам общественного сознания, общественной психологии, в частности. Общественная психология представляет собой сложное духовное явление, которое активно исследуется в марксистской философии. Ведающийся вклад в формирование и развитие научных взглядов на общественную психологию внесли основоположники марксизма К. Маркс, Ф. Энгельс, В.й.Ленин. Вопросы общественной психологии изучались в работах Г. В. Плеханова, А. Лабриолы, А. Грамши, А. Бебеля, Ф. Ме-ринга и др.

В 20-е годы в нашей стране к проблемам общественной психологии обращались В. А. Артемов, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. Войто-ловский, К. Н. Корнилов, М. А. Рейснер, Г. Челпанов и др.

Большой вклад в развитие психологической науки в нашей стране внесли работы Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и др.

Значительные успехи в изучении общественно-психологических процессов достигнуты в последние десятилетия в работах советских исследователей: К.А.Абульхановой-Славской, Г. М. Андреевой, Г. Г.Ди-лигенского, А. И. Горячевой, В. В. Журавлева, А. Г. Ковалева, В.Н.Кол-бановского, Е. С. Кузьмина, И. Т. Левыкина, Н. С. Мансурова, Б.Д.Пары-гина, К. К. Платонова, Б. Ф. Поршнева, А. В. Петровского, Г. Б. Предвечного, Р. М. Самсонова, А. К. Уледова, В. В. Шаронова, Ю. А. Шерковина, Е. В. Шороховой, А. М. Яковлева и др.

Общественная психология в настоящее время изучается в различных аспектах: I) как компонент структуры общественного сознания*;

I Анищенко А. И. Структура общественного сознания. М., 1973;

Демин М. В. Анализ структуры сознания. М., 1980; Журавлев В. В. Проблемы духовной жизни общества. Ростов-на-Дону, 1972; Не-стеренко Г. Я. Проблема сознания в марксистской социологии. М., 1971; Уледов А. К. Структура общественного сознания. Тег-оретйко-социологическое исследование. М., 1968; Якуба Е. Я.,.

2) как психология общностей (класса, нации, коллектива и др.)?" р

3) как психология общения (пропаганды и др.) — 4) психология обD щественных отношений — 5) исследуется взаимодействие общественной психологии и идеологии^- 6) взаимодействие общественной психологии и форм общественного сознания^ и др.

Вместе с тем, ряд важных для понимания сущности общественной психологии теоретико-методологических вопросов нуждаются в дальнейшем исследовании. К их числу А. К. Уледов относит: «выяснение особенностей общественно-психологического отражения, определение места общественной психологии в структуре духовной жизни.

Бурдина А. И. Общественное сознание и его структура. — Науч. докл.высш.школы. Филос.науки. М., 1972, Кг 2 и др.

1 Джандильдин Н. Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1971; Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982; Шаронов В. В. Психология класса (Проблемы методологии исследования). Л., 1975 и др.

2 Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981; Проблемы социальной психологии и пропаганда. М., 1971; Шерко-вин Ю. А. Психологические. проблемы массовых информационных процессов. М., 1973 и др.

3 Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971 и др.

4 Иванов С. К. Социальная психология и идеология. Саранск, 1974; Петров Ю. Т. Общественная-психология и идеология как виды об^щественного самосознания. Автореф. дис.. канд.филос.наук. Горький, 1974; Самсонов P.M. Социальная психика и идеология (Некоторые социально-психические механизмы превращения идей в убеждения). Ереван, 1970 и др.

5 Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978; Платонов К. К. Психология религии. Факты и мысли. М., 1967 и др. общества, общественного сознания, характеристики субъектов (и носителей) общественной психологии, взаимодействие общественной психологии и идеологии, анализ специфики социально-психологических закономерностей" *.

Одним из таких вопросов является проблема соотношения эмоционального и рационального в общественной психологии. Эмоциональное и рациональное как философская проблема разрабатывается в настоящее время, главным образом, марксистско-ленинской этикой и эстетикой в связи с анализом художественного и морального сознания^. Большое место нравственных чувств в структуре этического сознания и их роль в регуляции поведения людей, а также важная функция эмоциональных переживаний в эстетическом восприятии обусловливают необходимость рассмотрения проблемы соотношения эмоционального и рационального в этих философских науках.

Исследуется роль и место эмоций и чувств в структуре общественного сознания в целом, а также в структуре нравственной, религиозной, эстетической и других форм общественного сознания0.

1 Уледов А. К. Актуальные проблемы социальной психологии. М., 198I, с. 45.

2 Коротков Н. З. Соотношение рационального и эмоционального в эстетическом восприятии. Автореф.дис.. канд.филос.наук.

Л., 1965; Гулуа В. Л., Диалектика эмоционального и рационального в морали. Автореф.дис.. доктора филос.наук. Тбилиси, 1978; его же. Диалектика эмоционального и рационального в морали. Тбилиси, 1981; Рациональное и эмоциональное в морали. И., 1983 и др.

3 Батурина Г. И. Природа чувств и их место в структуре общественного сознания. Автореф.дис.. канд.филос.наук. Горький, 1975; Раппопорт С.X. Искусство и эмоции. М., 1968; Куценок Б. М. Эмоции и религия. Киев, 1982; Гомонова Л. Я. Место и роль эмоционально-чувственных элементов в нравственном сознании. Автореф.

Есть философские работы, в которых эмоции и чувства рассматриваются как своеобразные формы отражения действительности*.

В истории философии эмоции и чувства, их отношение к рассудочной деятельности человека изучались в рамках гедонизма, стоир цизма, в этических концепциях философов различных направлений^.

Эмоциональные явления активно исследуются в настоящее время в физиологии, психофизиологии, психологии. Эмоции изучали такие выдающиеся ученые, как Ч. Дарвин и И. П. Павлов.

Философский анализ рационального осуществляется обычно в связи с исследованием познавательного процесса в рамках таких Q проблем, как: чувственное и логическое, эмпирическое и теоретидис.. канд.филос.наук. М., 1974; Гонеева В. В. Роль и место социальных чувств в патриотическом сознании советского народа. Автореф. дис.. канд.филос.наук. М., 1973 и др.

1 Шингаров Г. X. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., 1971; Кафтонова Г. М. О месте эмоций в процессе отражения. Автореф.дис.. канд. филос.наук. Томск, 1974; Мирошников Ю. И. Познавательная сущность эмоциональных состояний. Автореф.дис.. канд.филос.наук, Свердловск, 1975 и др.

2 См., например: Аристотель. О душе. — Соч. в 4-х томах, т.1. М., 1976; Эпиктет. В чем наше благо. — В кн.: Древнеримские мыслители. Киев,-1958; Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. М., 1914; Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Лу-цилию. М., 1977; Декарт Р. Страсти души. — В кн.: Избранные произведения. М., 1950; Кант И. Основы-метафизики нравственности. Соч. в 7-ми томах, т.4, ч.1. М., 1965; Спиноза Б. Этика. — В кн.: Избранные произведения, т.1. М.^ 1957; Юм Д. Исследование о принципах морали. Соч., т.2. М., 1966 и др.

3 Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки* М., 1974; его же. Философские идеи В. И. Ленина и логика. М., 1969; Славин А. В. Проблема возникновения нового знания. М., 1976; Михайлова И. Б. Чувственное отражение в современном научном познании. М., 1972 и др. ческое*, рационализм и эмпиризм. С историко-философские и современные гносеологические вопросы)2. Вследствие этого, понятие рациональное" имеет широкий спектр значений. В литературе под рациональным понимается: логическоеабстрактное мышление (в противовес чувственному отражению) — теоретическое (в противовес эмпирическому познанию) — рациональное часто употребляется как синоним разума или рассудка.

Некоторые работы посвящены анализу рационального и родственным с ним категориям «рассудок» и «разум» как относительно самостоятельной проблеме0. Категории «рассудок» и «разум» возникли еще в древности для обозначения ступеней мыслительной деятельности человека. Большое значение анализу категорий «рассудок» и.

1 Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. Мм 1978; Штофф В. А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978; Рузавин Г. И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978; Сайко С. П. Диалектика эмпирического и теоретического в историческом познании. Алма-Ата, 1975; Руткевич М. Н., Аверин А. Н. Эмпирическое и теоретическое в социальном познании: анализ категорий. — Науч.докл.высш.школы. Филос. науки. М., 1980, № 2 и др.

2 Данная проблема исследуется в работах В. Ф. Асмуса, А. С. Богомолова, П. П. Гайденко, М. А. Кисселя, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского, Т. И. Ойзермана, В. В. Соколова, П. Д. Шашкевича и др.

3 Никитин В. Е. Категории рассудок и разум. Автореф.дис. канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 1967; Мудрагей Н. С. Проблема рационального и иррационального в’логико-историческом аспекте. Автореф.дис.. канд.филос. наук. М., 1971; Братановский А. И. Категории рассудок и разум в ранних произведениях К.Маркса. Автореф.дис.. канд.филос.наук. Киев, 1973; Дрепа Г. Н. Специфика рационального знания как предмет философского анализа (Методологический аспект). Автореф.дис.. канд.филос.наук. М., 1980 и др. разум" уделялось в философии Нового времени*. Данные категории имеют определенное познавательное и методологическое содержание, их значение сохранилось до наших дней. Современная психология мышления, конкретизируя структуру мыслительной деятельности человека, выделяет два принципиально различных типа мышления (абстрактно-логическое и пространственно-образное), для описания которых используются понятия «вербальное» и «невербальное» мышление. В этой связи понятие «рациональное» приобретает еще одно значениекак «вербальное мышление» .

В современной буржуазной философии проблема рациональности выдвинулась на одно из первых мест в таких философских направлениях, как «критические рационализм» (К.Поппер, Г. Альберт, Э. То-пич и др.), «неорационализм» (Р.Гонсет и др.). Проблема соотношения научной рациональности и других типов мышления («Научная рациональность и иные ее типы») явилась одной из центральных тем на ХУ1 Всемирном философском конгрессе в Дюссельдорфе. Критический анализ немарксистских концепций рациональности, осуществляемый философами-марксистами, вскрывает псевдорационалистический, а иногда даже и прямо иррационалистический характер «рационализма» .

I См.: Бэкон Ф. Новый Органон. — Бэкон Ф. Сочинения, т.2. М., 1972; Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук, т.З. И., 1977; Гельвеций К. Об уме. М., 1938; Декарт Р. Рассуждения о методе. М., 1953; Кант И. Критика чистого разума. — Кант И. Сочинения, т.З. М., 1964; Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. М. -Л., 1963; Локк Д. Опыт о человеческом разуме. — Локк Д. Избранные философские произведения, т.1. М., I960- Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума. -Спиноза Б. Избранные произведения, т.1. М., 1957 и др. современной буржуазной гносеологии и социологии1.

Рациональное" и «эмоциональное» рассматриваются в марксистской философии как характеристики сознания (индивидуального и общественного) субъекта и детерминированной этим сознанием деятельности. Основным субъектом в обществе является класс. Эмоциональное и рациональное как характеристики общественного сознания относятся, прежде всего, к сознанию класса (его психологии и идеологии), а также к сознанию других больших социальных групп (наций, народностей и др.).

Для общественной психологии как сферы общественного сознания, в которой большое место занимают настроения, чувства, побуждения, является актуальным рассмотрение вопроса о соотношении эмоциональных и рациональных компонентов в ее содержании, их роли в отражении общественного бытия, в регуляции деятельности людей и др. Вместе с тем, следует отметить, что указанная проблема исследуется в научных работах, посвященных анализу общественно-психологических явлений, недостаточно активно. Положение о единстве эмоционального и рационального в общественной психологии является довольно распространенным в литературе. Однако в содержательном плане данная проблема разрабатывается лишь в связи с анализом межличностного и внутригруппового взаимодействия, а также в связи с исследованием структуры элементов общественной психологии^. При.

1 Анализ дискуссии по проблеме рациональности на ХУ1 Всемирном философском конгрессе дается в работах: Богомолов А. С. Наука и иные формы рациональности. — Вопросы философии, M. t 1979, Федосеев П. Н. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. — Вопросы философии, М., 1979, № IЦыркун Н. А. Проблема рациональности в современной буржуазной философии (По материалам ХУ1 Всемирного философского конгресса).-Науч. докл.высш.школы. Филос. науки, 1979, № ^ и др.

2 Уледов А. К. Актуальные проблемы социальной психологииКон И.С. таком подходе проблема соотношения эмоционального и рационального в общественной психологии ставится и решается в форме частных социально-психологических вопросов, имеющих, по преимуществу, прикладное значение. На наш взгляд, проблема соотношения эмоционального и рационального является более важной для понимания сущности общественной психологии, чем она раскрыта в настоящее время в социально-философской литературе. Уже изучение эмоционального и рационального применительно к различным явлениям общественной психологии (элементам, общению и др.) говорит о возможности постановки проблемы на более глубоком по отношению к указанным феноменам уровне, частными проявлениями которой и являются перечисленные аспекты. Необходимым с этой точки зрения является выяснение вопроса о том, насколько в указанных характеристиках выражается сущность общественной психологии, ее своеобразие по сравнению с другими компонентами общественного сознания. Исследование эмоционального и рационального применительно к общественной психологии представляет собой изучение самого явления, то есть общественной психологии в аспекте присущих ей свойств, а не анализ эмоциональных и рациональных компонентов как таковых.

Целью данного диссертационного исследования и является выяснение специфики общественной психологии с точки зрения присущих ей свойств (эмоционального и рационального). Основная цель обусловила конкретные задачи исследования:

— определение главного звена в диалектической связи эмоционального и рационального в содержании общественной психологии и ре.

Дружба: Этико-психологический очерк. М., 1980; Войтасик Л. Психология политической пропагандыСоциальная психология. Краткий очерк. М., 1975 и др. шение на этой основе вопроса о ее природе;

— выявление гносеологических характеристик общественной психологии, ее своеобразия в отражении общественного бытия;

— анализ важнейших социальных функций общественной психологии;

— исследование некоторых форм взаимодействия общественной психологии и идеологии в отражении действительности и в регуляции деятельности людей;

— рассмотрение особенностей формирования общественной психологии на основе анализа объективных и субъективных факторов ее социальной детерминации.

Перечисленные задачи раскрывают социально-философский характер постановки и решения указанной проблемы, ее теоретико-методологическое значение.

Исходя из такой постановки проблемы, построена структура работы и определены названия ее разделов. Эмоциональное и рациональное рассматриваются в диссертации в связи с анализом сущности общественной психологии и основных путей формирования общественно-психологических процессов.

Научная новизна исследования состоит:

— в самой постановке проблемы соотношения эмоционального и рационального как теоретико-методологической для изучения природы общественной психологии и ее специфики;

— в рассмотрении особенностей отражения в сфере общественной психологии (субъект-объект отражения, характерные формы и методы познания, специфика получаемого знания, проблема истинности и др.) и уточнении на этой основе места общественной психологии в структуре общественного сознания;

— в конкретизации социальных функций общественной психологии в связи с анализом ее роли в детерминации практической деятельности масс;

— в выявлении особенностей формирования общественной психологии в связи с исследованием целенаправленных моментов в процессе ее осуществления, связанных с деятельностью различных социальных институтов.

Диссертация состоит из двух глав, введения, заключения и библиографии.

В первой главе решается вопрос о специфике общественной психологии по сравнению с другими образованиями общественного сознания. Дается определение общественной психологии, рассматриваются гносеологические особенности и важнейшие социальные функции общественной психологии.

Во второй главе анализируются особенности формирования общественной психологии, ее объективная и субъективная детерминация. Исследуются моменты целенаправленности, организованности в формировании общественно-психологических процессов, связанные с деятельностью социальных институтов и идеологическим воздействием.

В заключении формулируются выводы, вытекающие из настоящего диссертационного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема соотношения эмоционального и рационального ставится в данном диссертационном исследовании как вопрос о природе общественной психологии, ее специфике как духовного явления. Проблема специфики общественной психологии решается в аспекте выделения главного звена в диалектической связи эмоционального и рационального в ее содержании на основе марксистско-ленинской теории отражения и материалистического принципа деятельности. Эмоциональный характер переработки информации в общественно-психологических процессах является ведущим в отношении общественной психологии к действительности. Эмоциональное отношение к действительности представляет собой сущностную характеристику общественной психологии, выражающую ее системную специфику и в значительной степени обусловливающую познавательные особенности общественной психологии, важнейшие функции в детерминации практической деятельности масс, а также вид духовного производства в сфере общественной психологии.

Не основании выдвинутого концептуального положения в работе делаются следующие выводы:

1. Общественная психология есть система духовных явлений, своеобразие которых составляет эмоциональный способ переработки информации о действительности и массовый характер происхождения, функционирования и развития.

2. Эмоциональный характер общественно-психологических процессов обусловливает особенности отражения общественного бытия в сфере общественной психологии в форме переживания общественных процессовв виде оценки общественных явлений с точки зрения их значимости для деятельности социального субъектав форме побуждения социального субъекта к действиям.

3. Исследование гносеологических особенностей общественной психологии дает возможность уточнить ее место в структуре общественного сознания: общественная психология является ценностно-практической сферой на эмпирическом уровне отражения общественного бытия. В отличие от обыденного сознания как массового эмпирического сознания общественная психология представляет собой массовое ценностное сознаниев отличие от идеологии как ценностно-теоретического сознания общественная психология является ценностно-эмпирическим сознанием.

4. Эмоциональная природа общественной психологии обусловливает мотивационный характер общественно-психологических процессов. Мотивация деятельности общности представляет собой важнейшую социальную функцию общественной психологии, конкретными проявлениями которой являются: «представление» общественной потребности в сознании общностицелепобуждение в массовом сознаниисмыслообразование по отношению к теоретически обоснованным целяммобилизация активности социального субъекта на осуществление общественной потребности.

5. Отражение общественного бытия и регуляция деятельности масс в общественно-психологических процессах осуществляется как единство эмоционального и рационального. Рациональные формы отражения и побуздения социального субъекта к действиям являются обязательными компонентами содержания общественной психологии. Функции рационального в сфере общественной психологии состоят в том, чтобы осмыслить, выразить, передать эмоциональные состояния членов общности и служить разумным основанием их практических действий. Важнейшей формой рациональной деятельности социального субъекта в сфере общественной психологии является целеобразование, включающее в себя знание о действительности, духовное преобразование социальной среды и мысленное предвосхищение результатов деятельности.

6. Формирование общественной психологии осуществляется как диалектической единство стихийного и сознательного. Вместе с тем, целенаправленность и организованность, имеющие место в этом процессе, дают основание рассмотреть его как особый вид духовного производства, понять стихийность как продукт общественных отношений.

7. Стихийность формирования общественной психологии состоит в том, что она представляет собой продукт множества детерминирующих ее объективных и субъективных факторовскладывается, в значительной степени, в рамках организаций, специально не предназначенных для производства духовных явленийфункционирует в пределах стихийно сложившихся социальных институтовявляется результатом деятельности многих субъектов, интересы которых могут не только не совпадать, но и противоречить друг другуцеленаправленность воздействия на формирование общественной психологии преломляется через активность социального субъекта, уровень его развития, подготовки, опыта.

8. Неотделимость продуктов общественно-психологического отражения (социальных чувств, общественных настроений, характерных черт психического склада и др.) от действующего субъекта обусловливает своеобразие производства общественной психологии как «производства-потребления» .

9. Важным компонентом в системе факторов, обеспечивающих целенаправленность в процесс формирования общественной психологии, является идеология. Идеология в значительной степени обусловливает рациональное содержание общественной психологии, воздействуя на мотивационную систему социального субъекта, его ценностные ориентации и др. Вместе с тем, теоретическое содержание идеологии, ее функции в детерминации общественно-психологических процессов находятся в прямой зависимости от конкретной системы общественных отношений. Современная буржуазная идеология представляет собой вербально-логическую форму детерминации общественной психологии, направленную на дезориентацию сознания масс, его разрушение и подавление, Идеологическое воздействие на сознание масс при социализме имеет диаметрально противоположные цели. Социалистическая идеология является средством развития сознания трудящихся, научно-теоретической основой для эмоциональных оценок и рациональных выводов в сфере общественной психологии.

10. В целенаправленном воздействии на массовое сознание имеет место взаимодействие общественной психологии и идеологии: в процессе формирования вербализованного смысла эмоциональных явленийв мотивации деятельности массв ценностной ориентации социального субъекта в мирев целевой регуляции деятельности масс.

11. Ярким выражением единства эмоционального и рационального является общественное мнение, представляющее собой важный компонент общественной психологии. В развитом социалистическом обществе под воздействием объективных условий и субъективных факторов преобразуются все элементы в содержании общественного мненияи рациональные, и эмоционально-волевые. Целенаправленное воздействие на формирование общественного мнения в условиях развитого социализма оказывают государственные, общественные организации, трудовые коллективы. Важнейшая роль в целенаправленном формировании общественного мнения принадлежит Коммунистической партии.

Все вышеприведенные выводы имеют определенное практическое значение. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС вновь было подчеркнуто, что идейно-воспитательная работа партии направлена на то, чтобы «человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения» *. Успешное решение этой задачи связано с использованием в практике коммунистического воспитания научных представлений о природе общественной психологии и ее компонентов, являющихся необходимым звеном в механизме превращения знаний во внутренние регуляторы деятельности людей и их поведения.

I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 года, с. 18.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. К критике гегелевской философии права. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.1, с.219−368.
  2. К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.1, с.414−429.
  3. К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.2, с.3−230.
  4. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т. З, с.7−544.
  5. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.4, с.419−459.
  6. К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.8, с.115−217.
  7. К. Капитал, т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.23. — 907 с.
  8. К. Теории прибавочной стоимости. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.26, ч.1. 476 с.
  9. Маркс Энгельсу, 28 января 1863 г. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.30, с.260−265.
  10. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.46, ч.1. — 559 с.
  11. Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., г. 7, с.343−437.
  12. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.20, с.339−626.
  13. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.21,с.23−178.
  14. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.21, с.269−317.
  15. Ф. Письмо Конраду Шмидту, 27 октября 1890 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.37, с.414−422.
  16. Энгельс Ф: Письмо Францу Мерингу, 14 июля 1893 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.39, с.82−86.
  17. Ф. Письмо В.Боргиусу, 25 января 1893 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.39, с.174−177.
  18. Ф. Письмо Конраду Шмидту, 12 марта 1895 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.39, с.353−358.
  19. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.1, с.125−346.
  20. В.И. Что делать? Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.6, с.1−192.
  21. В.И. Новые задачи и новые силы. Ленин В. И. Полн.собр. соч., т.9, с.294−306.
  22. В.И. Против бойкота (из заметок с.-д. публициста). -Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.16, с.1−36.
  23. В.И. Заметки публициста. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.16, с.54−66.
  24. В.И. К оценке русской революции. Ленин В. И. Полн.собр. соч., т.17, с.37−51.
  25. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Ленин В. И. Полн. собр.соч., т.18. — 525 с.
  26. В.И. Заметки публициста. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.19, с.239−304.
  27. В.И. Три источника и три составных части марксизма. -Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.23, с.40−48.
  28. В.И. О либеральном и марксистском понятии классовой борьбы. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.23, с.236−241.
  29. В.И. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.26, с.43−93.
  30. В.И. Под чужим флагом. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.26, с.131−154.
  31. В.И. Крах П Интернационала. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.26, с.209−265.
  32. В.И. Философские тетради. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.29. — 752 с.
  33. В.И. Доклад о революции 1905 года. Ленин В. И. Полн. собр.соч., т.30, с.306−328.
  34. В.И. Удержат ли большевики государственную власть? -Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.34, с.287−339.
  35. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.41, с.1−104.
  36. В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт.Троцкого и Бухарина. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.42, с.264−304.
  37. КПСС. Съезд 25-ый. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 256 с.
  38. КПСС. Съезд 26-ой. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 223 с.
  39. КПСС. ЦК. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М.: Политиздат, 1979. — 15 с.
  40. КПСС. ЦК. Пленум. 1383. Июнь. Материалы Пленума Центрального Комитете КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. -80 с.
  41. Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М.: Политиздат, 1982.30 с.
  42. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983.31 с.
  43. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва, 5−17 июня 1969 г. М.: Политиздат, 1969. — 352 с.
  44. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 окт.1977 г. М.: Политиздат, 1977. — 62 с.
  45. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-, М.: Наука, 1980. 335 с.
  46. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во-МГУ, 1983. — 144 с.
  47. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.—416 с. **
  48. Г. М. и др. Современная социальная психология на Западе: (Теорет. направления). М.: Изд-во МГУ, 1978. — 270 с.
  49. С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979. — 142 с.
  50. С.Ф. Ценности реальные и мнимые:(Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры) М.: Мысль, 1970. 181 с.
  51. Г. С. О субъекте общественной психологии при социализме: Автореф.дис.. кэнд.филос.наук. М., 1973. — 20 с.
  52. Р.Г. Эмоциональные механизмы нравственности: (К постановке проблемы в английском этическом сентиментализме). Вопросы философии, М., 1981, № 5, с. ПЗ-124.
  53. Г. С. Социальная активность: (Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании). М.: Политиздат, 1974. 230 с.
  54. В.М. Проблема традиционного в историческом материализме: Автореф.дис.. канд.филос.наук. М., 1979. — 16 с.
  55. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 156 с.
  56. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 151 с.
  57. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  58. .Ц. Элементы психологии и педагогики в партийной пропаганде. М.: Политиздат, 1973. — 160 с.
  59. В.Г. Идеологическая работа КПСС в условиях развитого социализма: (Некоторые вопросы теории и практики). М.: Мысль, 1977. — 214 с.
  60. B.C. Соотношение материального и идеального в обществе: (Методол.аспекты проблемы). М.: Политиздат, 1977. -143 с.
  61. Г. И. Природы чувств и их место в структуре общественного сознания: Автореф.дис.. канд.филос.наук. Горький, 1975. 25 с.
  62. .Н. Идеология духовного подавления. М.: Мысль, 1971. — 294 с.6S. Биккенин Н. Б. Социалистическая идеология, М.: Политиздат, 1978. — 295 с.
  63. Е.В. Культура и общество: (Вопросы истории и теории). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 231 с.
  64. А.С. Наука и иные формы рациональности. Вопросы философии, М., 1979, № 4, с.106−116.
  65. А.С. Диалектика и рациональность. Вопросы философии, М., 1978, № 7, c. IOI-III.
  66. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.- 309 с.
  67. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.
  68. Братановский А. И. Категории рассудок и разум в ранних произведениях К. Маркса: Автореф.дис.. канд.филос.наук. Киев, 1973. — 22 с.
  69. Браун К.-Х. Критика фрейцо-марксизма. К вопросу о марксистском снятии психоанализа. Пер. с немецкого. М.: Прогресс, 1982. — 270 с.
  70. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412 с.
  71. А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. — 189 с.
  72. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  73. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 268 с.
  74. Е.А. Философские проблемы в советской психологии. -М.: Наука, 1972. 336 с.
  75. А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М.: Высшая школа, 1979.-175 с.
  76. А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. М.: Наука, 1978. — 364 с.
  77. И.И., Симонов П. В. Эмоциогенные структуры мозга и сердце. М.: Наука, 1979. — 95 с.
  78. А. От действия к мысли. Очерк сравнительной психологии. Пер. с франц. М.: Изд.иностр.лит., 1956. — 238 с.
  79. И.А. и др. Эмоции и мышление. М.: Йзд-во МГУ, 1980. — 192 с.
  80. А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М.: Политиздат, 1968. — 264 с.
  81. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 142 с.
  82. В. Мораль и социальная психика. М.: Прогресс, 1978. -356 с.
  83. А.И. Политические манипуляции: (История и практика средств массовой информации США). М.: Междунар. отношения, 1982. — 303 с.
  84. Л. Психология политической пропаганды. Пер. с польск. М.: Прогресс, 1981. — 278 с.
  85. Е.К. Понятие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — 286 с.
  86. П.П., Оксень В. Н. Информационное моделирование эмоциональных состояний. Минск: Вышэтйш. школа, 1978. — 127 с.
  87. Г. Ю., Суворов Н. Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. Л.: Неука. Ленингр. отд-ие, 1981. — 160 с.
  88. Вопросы мотивации и эмоций. Учеб. пособие для студентов. Изд. 2-ое. Вып.1. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. — 190 с.
  89. .А. Философский анализ структуры практики. М.: Мысль, 1972. — 279 с.
  90. В. Проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912.132 с.
  91. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1956. — 519 с.
  92. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, I960. — 500 с.
  93. Гак Г. М. Избранные философские труды. М.: Мысль, 1981. -380 с.
  94. Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование. Пер. с англ. М.: Мир, 1966. — 672 с.
  95. A.M. Предвидение и цель в развитии общества: (Философ-ско-социол.аспекты соц. прогнозирования). Красноярск: Крас-нояр.гос.пед.ин-т, 1970. — 435 с.
  96. Ф. Психология управления. Основные проблемы. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1982. — 422 с.
  97. Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1972. — 296 с.
  98. П. Философия и социальное познание. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1977. — 366 с.
  99. Л.Я. Место и роль эмоционально-чувственных элементов в нравственнрм сознании: Автореф. дис.. канд.философ.наук.-М., 1974. 22 с.
  100. В.В. Роль и место социальных чувств в патриотическом сознании советского народа: Лвтореф.дис.. канд.филос. наук. М., 1973. — 22 с.
  101. Д.П. Определение: (Логико-методологические проблемы).-М.: Мысль, 1974. 311 с.
  102. А.И., Макаров М. Г. Общественная психология: Филос. и социал.-полит.характеристика. Л.: Наука. Ленингр. отд-ие, 1979. — 216 с.
  103. М.К. Партийные организации и общественное мнение. М.: Политиздат, 1981. — 95 с.
  104. Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. Исследование Николая Грота. Спб., 1879−1880. — 569 с.
  105. .А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: Политиздат, 1967. — 400 с.
  106. .С. Логика, рациональность, творчество. М.: Наука, 1982. — 256 с.
  107. В.Л. Диалектика эмоционального и рационального в морали. Тбилиси: Мецниереба, 1981. — 291 с.
  108. В.Л. Диалектика эмоционального и рационального в морали: Автореф. дис.. доктора филос.наук. Тбилиси, 1978. — 54 с.
  109. ПО. Гуревич П. С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М.: Наука, 1980. — 367 с.
  110. П.С. Буржуазная пропаганда в поисках теоретического обоснования. М.: Политиздат, 1978. — 159 с.
  111. А.И. Категория стихийности и сознательности. Саратов: Изд-во СГУ, 1978. — 137 с.
  112. М.В. Анализ структуры сознания. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 38 с.
  113. М.В. Проблемы теории личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 240 с.
  114. B.C. Чувства, влечения, эмоции. Л.: Наука. Ленингр. отд -ие, 1974. — 257 с.
  115. Н.Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата: Казахстан, 1971. — 302 с.
  116. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. -272 с.
  117. Г. Н. Специфика рационального знания как предмет философского анализа: (Методол.аспект): Автореф.дис.. канд. филос.наук. М., 1980. — 16 с.
  118. О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. — 351 с.
  119. О.Г., Кузьмина Т. А. Критика современных буржуазных этических концепций. М.: Высш. школа, 1967. — 383 с.
  120. Духовное производство: Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М.: Наука, 1981. — 352 с.
  121. Духовный мир советского рабочего. Опыт конкретно-социол.исследования. Под ред. М. Т. Иовчука и др. М.: Мысль, 1972.4.38 с.
  122. Л.П. Формирование потребностей в развитом социалистическом обществе. М.: Мысль, 1975. — 254 с.
  123. Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов.-Ярославль: ЯрГУ, 1979. 96 с.
  124. В.В. Общественное и индивидуальное сознание. М.: Знание, 1963. — 48 с.
  125. В.В. Проблемы духовной жизни общества. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1972. — 144 с.
  126. В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. -М.: Высш. школа, 1980. 176 с.
  127. Г. Т. Социальная информация и управление идеологическим процессом. М.: Мысль, 1973. — 157 с.
  128. Г. В. Фиксированные формы поведения. Иркутск: Вост.-Сиб.кн.изд-во, 1976. — 192 с.
  129. Т.В. Социально-философский аспект исследования духовного производства: Автореф.дис.. канд.филос.наук. М., 1981. — 23 с.
  130. А.Г. Жизненные потребности трудящихся и их удовлетворение в условиях развитого социализма. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  131. Н.С. Духовное производство и культура. Вопросы философии, М., 1980, № 9, с.123−134.
  132. Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. — 303 с.
  133. В. Идеология: характер и закономерности развития: Пер. с болг. М.: Политиздат, 1977. — 303 с.
  134. С.К. Социальная психология и идеология. Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1974. — 121 с.
  135. А.А. Основания логики оценок. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. — 229 с.
  136. Идеологический процесс и воспитание личности. Пер. с болг. -М.: Прогресс, 1980. 328 с.
  137. К. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 440 с.
  138. Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968.317 с.
  139. Ф.И. Формирование коммунистического самосознания трудящихся. Учеб.пособие. Свердловск: Свердл.гос.пед.ин-т, 1976. — 184 с.
  140. Исторический материализм как социально-философская теория. Под ред.В. И. Разина. М.: Высш. школа, 1982. — 364 с.
  141. Исторический материализм как теория социального познания идеятельности. Ред. коллегия: В. Эйхгорн и др. М.: Наука, 1972 — 318 с.
  142. История и психология. Под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1971. — 381 с.
  143. Категории исторического материализма. Ред. коллегия: Н. И. Дряхлов и др. М.: Мысль, 1980. — 351 с.
  144. М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  145. Т.А. Целесообразность и цель в общественном развитии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969, — 96 с,
  146. Д.П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. М.: Мысль, 1979. — 254 с.
  147. Г. М. О месте эмоций в процессе отражения: Автореф. дис.. канд.филос.наук. Томск, 1974. — 16 с.
  148. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы: (Социологический аспект). Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1974. — 222 с.
  149. Н.М. Патвлогия потребительства. Критика буржуазногообраза жизни. М.: Политиздат, 1977. — 135 с.
  150. Н.М. Буржуазная идеология и пропаганда: новые тенденции их взаимодействия. Вопросы философии, М., 1978, № 3, с.114−124.
  151. В.Ж. Социальное знание и социальное управление. М.:1. Знание, 1976. 64 с.
  152. В.Й. Структура общественного сознания. М.: Знание, 1964. 48 с.
  153. B.I. Ленинская концепция научной идеологии и ее критики. Вопросы философии, М., 1970, № 4, с.98−109.
  154. В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. Пер. с англ. Л.: Прибой, 1927. -173 с.
  155. Д.А., Тощенко Ж. Т. Конституция СССР и развитие социально-политической активности трудящихся. Социологические исследования, М., 1978, № I, с.12−18.
  156. Т.В. Социальный прогресс и управление. М.: Политиздат, 1980. 174 с.
  157. Д.А. Потребности, поведение, воспитание. М.:1. Мысль, 1968. 148 с.
  158. М.А. Судьба старой дилеммы (рационализм й эмпиризмв буржуазной философии XX века). М.: Мысль, 1974. — 279 с.
  159. В.П. Этическое сознание: Ист.-теорет.очерк взаимодействия морал. сознания и этических воззрений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 223 с.
  160. А.Г. Курс лекций по социальной психологии. М.:1. Высш. школа, 1972. 176 с.
  161. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975. — 271 с.163″ Коммунистическое воспитание трудящихся. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 223.
  162. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 366 с.
  163. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк.- М.: Политиздат, 1980. 255 с.
  164. П.В. Гносеологические и логические основы науки. -М.: Мысль, 1974. 568 с.
  165. B.C. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М.: Мол. гвардия, 1981. — 222 с.
  166. Н.З. Соотношение рационального и эмоционального в эстетическом восприятии: Автореф.дис.. канд.филос.наук.-Л., 1965. 17 с.
  167. Э.А. Восприятие и эмоции. М.: Медицина, 1977.248 с.
  168. Критический рационализм: философия и политика:(Анализ концепций и тенденций). М.: Мысль, 1981.- 309 с.
  169. В.Ф. Объективное и субъективное: (Анализ процесса познания). М.: Наука, 1976. — 216 с.
  170. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. — 173 с.
  171. Л.Т. Взаимодействие объекта и субъекта идеологической деятельности в социалистическом обществе: Автореф.дис.. канд.филос.наук. М., 1982. — 21 с.
  172. .М. Эмоции и религия. Киев: Политиздат Украины, 1982. — 103 с.
  173. А. Очерки материалистического понимания истории. -М.: Госполитиздат, I960. 200 с.
  174. .М. Социально-экономические потребности: закономерности формирования и развития. М.: Мысль, 1974. — 315 с.
  175. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
  176. И.Т. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии: (На опыте изучения психологии колхоз, крестьянства). М.: Мысль, 1975. — 256 с.
  177. Ленинская теория отражения и современная наука. Кн.З. Теория отражения и обществознание. София: Наука и изкуство, 1973.369 с.
  178. Ленинская теория отражения и современность. София: Наука и изкуство, 1969. — 724 с.
  179. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  180. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
  181. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 38 с.
  182. Лук А. Н. Эмоции и чувства. М.: Знание, 1972. — 79 с.
  183. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — 175 с.
  184. B.C. Эмоции и здоровье. М.: Знание, 1966. — 48 с.
  185. Ю.А. Мудрость чувства. М.: Сов. Россия, 1970. -176 с.
  186. Э.С. Теория культуры и современная наука:(Лог.-ме-тодол.анализ).-М.: Мысль, 1983. 284 с.
  187. Марксистско-ленинская философия. Учебное пособие. М.: Политиздат, 1965. — 544 с.
  188. Н.С., Чанов Н. И. Мнение коллектива. Ставрополь: Ставропол.кн.из-во, 1977. — 73 с.
  189. В.А. Закон о трудовых коллективах. Советское государство и право, М., 1983, № 10, с.3−9.
  190. В.А. Развитой социализм: вопросы формирования общественного сознания. М.: Политиздат, 1980. — 272 с.
  191. Межличностное восприятие в группе. М.: Изд-во МГУ, 1981. -294 с.
  192. В.М. Культура и история: (Проблема культуры в фило-софско-исторической теории марксизма). М.: Политиздат, 1977. — 197 с.
  193. Методологические проблемы социальной психологии. Отв.ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. — 295 с.
  194. Методология и методы социальной психологии. Отв.ред.Е.В.Шо-рохова. М.: Наука, 1977. — 245 с.
  195. Ю.И. Познавательная сущность эмоциональных состояний: Автореф.дис.. канд.филос.наук. Свердловск, 1975. — 17 с.
  196. М.Б. Кризис буржуазного рационализма и социальное познание. Вопросы философии, М., 1978, № 2, с.102−110.
  197. И.Б. Чувственное отражение в современном научном познании.-М.: Мысль, 1972. 279 с.
  198. Н.С. Проблема рационального и иррационального в логико-историческом аспекте: Автореф. дис.. канд.филос. наук. М., 1971. — 20 с.
  199. В.В. Современное буржуазное политическое сознание: Философский аспект. М.: Наука, 1981. — 448 с.
  200. Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 112 с.
  201. Научно-техническая революция и социальная психология. Материалы межгородской конференции. М.: Наука, 1981. — 160 с.
  202. Научные основы политической работы в массах. Ред. коллегия: Ю. А. Баскин и др. Л.: Лениздат, 1972. — 263 с.
  203. Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Под ред. Ш. Н. Чхартишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1974. — 181 с.
  204. В.Е. Категории рассудок и разум: Автореф.дис.. канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 1967. — 19 с.
  205. А.С. Эмоции в нашей жизни. М.: Сов. Россия, 1974.269 с.
  206. .О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 96.
  207. Г. Я. Проблема сознания в марксистской социологии.-М.: Мысль, 1971. 276 с.
  208. С.Н. Проблема «рациональности» современного общества в социальной философии ФРГ. Вопросы философии, М., 1978, № I, с.141−149.
  209. К. Психология влечений человека. Пер. с польск. М.: Прогресс, 1972. — 247 с.
  210. Общественная психология и коммунистическое воспитание. Отв. ред. Д. М. Угринович. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — 250 с.
  211. Общественное сознание и общественная практика. Под ред. С. С. Гольдентрихта. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 223 с.
  212. Т.И. Проблема рациональности и современный философский антиинтеллектуализм. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. — М.: Наука, 1981, с.247−269.
  213. Т.И. Рациональное и иррациональное. Вопросы философии, М., 1977, й 2, с.82−95.
  214. А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983. -80 с.
  215. О.И. Роль и значение эмоций. Минск: Беларусь, 1968. — 80 с.
  216. О состоянии и направлениях философских исследований. Коммунист, М., 1979, № 15, с.66−79.
  217. В.В., Степнавичус А. И. Социально-политические факторы формирования коммунистической сознательности трудящихся. М.: Мысль, 1967. — 160 с.
  218. Ю.М. Социально-философские проблемы общественного развития (на примере южноазиатского субконтинента). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 295 с.
  219. B.C. Апология аморализма: критический очерк буржуазного этического релятивизма. М.: Мысль, 1982. — 231 с.
  220. Л.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения . при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1981. — 178.
  221. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. — 351 с.
  222. .Д. Социальная психология как наука. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. — 208 с.
  223. .Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966. -327 с.
  224. А.В. Личность. Деятельность. Коллектива. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  225. В.Г. Общественное мнение трудового коллектива:(Из опыта социологического изучения хода всенародного обсуждения проекта Конституции СССР). Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып.9. — М.: Мысль, 1978, с.74−86.
  226. К.К. Психология религии. Факты и мысли. М.: Политиздат, 1967. — 239 с.
  227. К.К. Что изучает общественная психология. М.: Знание. 1971. — 48 с.
  228. В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. — 220 с.
  229. Г. В. О материалистическом понимании истории. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения в 5-ти томах, T.II. — М.: Госполитиздат, 1956, с.236−266.
  230. Г. В. К вопросу о роли личности в истории. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения в 5-ти томах, T.II. — М.: Госполитиздат, 1956, с.300−334.
  231. П.В. Эффективность коммунистической пропаганды. -М.: Политиздат, 1975. 350 с.
  232. Политическая организация и управление обществом при социализме, М.: Мысль, 1975. — 159 с.
  233. Политическое образование: система, методика, методология. -М.: Мысль, 1976. 230 с.
  234. . Избранные философские и психологические труды. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1980. — 374 с.
  235. А. А. По поводу принципов исследования «рационального» объяснения в науке. Науч.докл.высш.школы. Филос. науки, М., 1980, № 2, с.134−137.
  236. .Ф. Социальная психология и история. 2-ое изд. -М.: Наука, 1979. 232 с.
  237. .Ф. В.И.Ленин и проблемы социальной психологии. -М.: Знание, 1969. 19 с.
  238. Д.И. Проблемы управления экономическими и социальными процессами при социализме. М.: Мысль, 1979. — 197 с.
  239. Проблемы общественной психологии. Под ред. В. Н. Колбановского и Б. Ф. Поршнева. М.: Мысль, 1965. — 470 с.
  240. Проблемы социальной психологии и пропаганда. Сост.В.Н.Колба-новский и Ю. А. Шерковин. М.: Политиздат, 1971. — 181 с.
  241. .И. Проблема рациональности в англо-американской «философии науки», Вопросы философии, М., 1978, № 6, с.135−146.
  242. В.Е. Духовное производство: проблемы специфики и развития: Автореф.дис.. канд.филос.наук. Свердловск, 1979. 17 с.
  243. Психологические механизмы целеобразования. Отв.ред.O.K.Тихомиров. М.: Наука, 1977. — 259 с. 246 247 248 249 250 253 519 926 570 516 480,257,258,259,
  244. Психологические механизмы регуляции социального поведения. Отв.ред.М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. -335 с.
  245. В.И. Политическая организация общества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — 162 с.
  246. С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968. -.160 с Рациональное и эмоциональное в морали. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 156 с.
  247. Я. Экспериментальная психология эмоций. Пер. с польск. М.: Прогресс, 1979. — 392 с. Речь и эмоции: Материалы симпозиума, 11−14 ноября 1974 г. -Л.: (Б.и.), 1975. — 126 с.
  248. Т. Психология чувств. В 2-х ч. Пер. с франц. Киев-Харьков: Ф. А. Иогансон, 1897. — 4.1. Общая психология. 167 е.- ч.2. Специальная психология. 169−378 с. Рощин С. К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. — М.: Наука, 1980. — 303 с.
  249. С.Л. Основы общей психологии. Изд.2-ое.-М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  250. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  251. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во1. АН СССР, 1957. 328 с.
  252. М.Н., Аверин А. Н. Эмпирическое и теоретическое в социальном познании: анализ категорий. Науч.докл.высш. школы. Филос. науки, М., 1980, № 2, с.13−22.
  253. P.M. Социальная психика и идеология: (Некоторые социально-психические механизмы превращения идей в убеждения). Ереван: Айастан, 1970. — 219 с.
  254. Р.А. Общественное мнение и государственное управление. M. s Юрид.лит-ра, 1975. — 255 с.
  255. А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. — 120 с.
  256. Е.П. Эмоции и чувства в структуре отношения человека к действительности: Автореф.дис.. канд.филос.наук. -Казань, 1972. 24 с.
  257. Г. Стресс без дистресса. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982. — 124 с.
  258. Ю.М. Общественное и индивидуальное сознание. M. s Мысль, 1964. — 92 с.
  259. И.Н. Диалектика материального и духовного производства. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  260. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970. — 141 с.
  261. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — 215 с.
  262. П.В. Что такое эмоция?-М.: Наука, 1966. 93 с.
  263. П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотива-ционно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. — 175 с.
  264. Симонов П. В, Эмоции и воспитание:(Вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций). Вопросы философии, М., 1981, Из 5, с.39−48.
  265. Сколько стоит «собственное мнение»? М.: Знание, 1981. -240 с.
  266. А.В. Проблема возникновения нового знания. М.: Наука, 1976. — 294 с.
  267. Д., Грин Дж. Психолингвистика. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 350 с.
  268. Г. Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. 3-е изд., доп. М.: Политиздат, 1980.463 с.
  269. Л.А. Убеждение как философская категория. Калинин: гос. ун-т, 1973. — 140 с.
  270. Н.В. Роль прогрессивных традиций в коммунистическом воспитании. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1977. — 124 с.
  271. Социалистический образ жизни. Редкол.: Г. Е. Глезерман и др. М.: Политиздат, 1980. — 319 с.
  272. Социалистическое общество: Социально-философские проблемы современного социалистического общества. М.: Политиздат, 1975. — 343 с.
  273. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 288 с.
  274. Социальная психология и социальное планирование. Под ред. Е. С. Кузьмина, А. А. Бодалева. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. — 167 с.
  275. Социальная психология. Краткий очерк. Под общей ред.Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975. — 319 с.
  276. Социальная психология и педагогика в партийной работе: Курс лекций. Отв.ред. А. К. Уледов. М.: Мысль, 1983. — 285 с.
  277. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. Отв.ред. Е. В. Шорохова, О. И. Зотова. М.: Наука, 1979. — 176 с.
  278. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. Отв.ред. Е. В. Шорохова и др.-М.:Наука, 1983. 239 с.
  279. А .Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  280. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. -М.: Медицина, 1981. 230 с.
  281. В.Н. Духовное производство как категория исторического материализма: Автореф.дис.. канд.филос.наук. М., 1979. — 15 с.
  282. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М.: Политиздат, 1976. 216 с.
  283. Творческая природа социалистического общественного сознания.-М.: Мысль, 1980. 279 с.
  284. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 205 с.
  285. А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-филос.исследования. М.: Мысль, 1974. — 277 с.
  286. А.А. Проблема эстетического суждения:(0 соотношении эстетической оценки и эстетического переживания): Автореф.дис.. канд.филос.наук. Тбилиси, 1969. — 23 с.
  287. В.И. Духовное производство как проблема исторического материализма. Вопросы философии, М., 1978, № 2, с.42−56.
  288. Трибуна всенародного обсуждения. Коммунист, М., 1977, № 14, с.8−12.
  289. Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат».-М.: Высш. школа, 1968. 148 с.
  290. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 124 с.
  291. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, I960. — 156 с.
  292. В.П. Философия сознания: (Современ.вопросы). М.: Мысль, 1971. — 198 с.
  293. Д.М. Психология религии. М.: Знание, 1969. — 48 с.
  294. Д.М. Обряды. За и против. М.: Политиздат, 1975.175 с.
  295. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд.Акад.наук Груз. ССР, 1961. 210 с.
  296. А.К. Общественное мнение советского общества. М.: Соцэнгиз, 1963. — 391 с.
  297. А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. М.: Мысль, 1968. — 324 с.
  298. А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
  299. А.К. Актуальные проблемы социальной психологии. М.: Мысль, 1981. — 93 с.
  300. Ш. Н. Человек и эмоции. Нальчик: Эльбрус, 1975. — 71 с.
  301. Ю.А. Общественная психология как специфический вид общественного сознания. Проблемы философии, Киев, 1980, вып.49, с.23−31.
  302. П.Н. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. Вопросы философии, М., 1979, te I, с.72−87.
  303. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.У. Пер. с франц., М.: Прогресс, 1975. — 282 с.
  304. Философские проблемы идеологической борьбы. Редкол.: С.Ф.Оду-ев и др. М.: Мысль, 1978. — 382 с.
  305. Философия и ценностные формы сознания: (Крит.анализ буржуаз. концепций природы философии). М.: Наука, 1978. — 347 с.
  306. Н.А. Проблема рациональности в современной буржуазной философии (по материалам ХУ1 Всемирного философского конгресса). Науч.докл.высш.школы. Филос. науки, М., 1979, № 4, с.128−131.
  307. .А. Субъективный фактор. Структура и закономерности. -М.: Мысль, 1968. 216 с.
  308. .А. Структура и закономерности общественного сознания.-Л.: Наука. Ленингр. отд ~ие, 1982. 314 с.
  309. А.В. Методологическая функция исторического материализма в социально-психологическом исследовании: Автореф. дис.. канд.филос.наук. М., 1980. — 24 с.
  310. Д.И. Исторический материализм. М.: Мысль, 1965. -- 528 с.
  311. И.А. Обыденное сознание масс. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. — 120 с.
  312. В.В. Психология класса: (Проблемы методологии исследования). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. — 143 с.
  313. П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М.: Мысль, 1976. — 301 с.
  314. B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании.-М.: Наука, 1978. 382 с.
  315. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973.' - 213 с.
  316. Т. Социальная психология. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969. — 534 с.
  317. Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: Наука, 1971. — 223 с.
  318. Г. Х. Социальная природа эстетических чувств. М.: Знание, 1978. — 63 с.
  319. П.Н. Современная¦социальная психология США. М.: Наука, 1979. — 229 с.
  320. В.А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высш. школа, 1978. — 271 с.
  321. Экспериментальная нейрофизиология эмоций. Под ред.А.В.Вальд-мана. Л.: Наука. Ленингр. отд-ие, 1972. — 271 с.
  322. Е.А. Психология коллектива и личность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 91 с.
  323. В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. — 122 с.
  324. П.М. Психология чувств. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1956. — 238 с.
  325. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 316 с.
  326. П.М. Чувства, их развитие и воспитание.-М.: Знание, 1976. 64 с.
  327. Е.Г. Эстетическое чувство и религиозное переживание.-М.: Сов. художник, 1964. 94 с.
  328. М.В. Идеология: Противоположность марксистско-ленинской и буржуазной концепций. М.: Мысль, 1979. — 271 с.
  329. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наук. думка, 1977. — 275 с.
  330. The analysis of action: Resent theoretical and empirical advance. Ed. by Cranach M., Harre R, Cambridge etc.: Cambridge univ. press- P.: Ed. de la Maison des sciences de 1'homme, 1982.- 404 p.
  331. Arnold M.B. Emotion and personality. N.Y.: Columbia univ. press, 1960. — 402 p.
  332. Ayer A.J. Language, truth and logic. -L.: Gollancz, 1936.- 254 P.
  333. Carnap R. Philosophy and logical syntax. -L.: Kegan Paul, 1935. 100 p.
  334. Cohen B.C. The press and foreign policy. Princton (N.J.): Princton univ. press, 1969. — 288 p.
  335. Feyer L.S. Ideology and the ideologists. Oxford: Blackwell, 1975. 220 p.
  336. Impression management theory and social psychological research. Ed. by Tedeschi J.T. N.Y.etc.: Acad. press, 1981, — 369 p.
  337. Mc Dougall W. An introduction to social psychology. -L.-s Methuen, 1950. 524 p.
  338. Russell B. Religion and science. L.: Oxford univ. press, 1956. — 255 p.
  339. Taj eel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1981. — 369 p.
Заполнить форму текущей работой